Скверный характер
Христианская страничка
Лента последних событий
(мини-блог)
Видеобиблия online

Русская Аудиобиблия online
Писание (обзоры)
Хроники последнего времени
Українська Аудіобіблія
Украинская Аудиобиблия
Ukrainian
Audio-Bible
Видео-книги
Музыкальные
видео-альбомы
Книги (А-Г)
Книги (Д-Л)
Книги (М-О)
Книги (П-Р)
Книги (С-С)
Книги (Т-Я)
Фонограммы-аранжировки
(*.mid и *.mp3),
Караоке
(*.kar и *.divx)
Юность Иисусу
Песнь Благовестника
старый раздел
Интернет-магазин
DVD от 35 руб
Бесплатно скачать mp3
Нотный архив
Модули
для "Цитаты"
Брошюры для ищущих Бога
Воскресная школа,
материалы
для малышей,
занимательные материалы
Бюро услуг
и предложений от христиан
Наши друзья
во Христе
Обзор дружественных сайтов
Наше желание
Архивы:
Рассылки (1)
Рассылки (2)
Проповеди (1)
Проповеди (2)
Сперджен (1)
Сперджен (2)
Сперджен (3)
Сперджен (4)
Карта сайта:
Чтения
Толкование
Литература
Стихотворения
Скачать mp3
Видео-онлайн
Архивы
Все остальное
Контактная информация
Подписка
на рассылки
Поддержать сайт
Donation
FAQ


Информация
с сайтов, помогающих создавать видеокниги:

Скачать все книги сайта одним архивом с файлообменника
или скачать все *.mp3 сайта архивом с файлообменника

Скверный характер

"Он осердился и не хотел войти"
Лук.15:28
Тот, кто имел возможность изучать картины художника Пептона, мог заметить, что одна из причин их особенной красоты состоит в особом приеме искусства: рядом с прекрасным помещать что-нибудь отвратительное. Например: на картине видишь чудные цветы, птиц, рыцарей и дам, крылатых фей и детей ангельской красоты и вдруг где-нибудь в углу, а то прямо под их ногами, нарисована какая-то безобразная форма жабы, ящерицы или липкого слизня. Цель такого соединения - по закону контраста - придать красивому еще больше красоты путем сравнения с некрасивым. В древней архитектуре тоже применяли этот закон сравнения. Какой-нибудь гриф или дракон (баснословное животное) на фронтоне храма, окруженные ангельскими личиками, придают особую красоту приятным архитектурным и скульптурным формам, окружающим их.
Во многих евангельских описаниях подобный контраст особенно виден: вот двенадцать Апостолов, но один из них дьявол; Господь Иисус на кресте - царственный и чистый, а по сторонам - разбойники; в пятнадцатой главе Луки, откуда взят наш текст, находится одно из сильнейших описаний гибели и восстановления блудного сына. Чье сердце не было тронуто до слез этой простой историей? И вдруг, как бы у ног этой картины, помещена черная грозовая туча - скверный характер старшего сына, брата возвратившегося блудного сына. Прочитайте еще раз Луки 15:11-32.
Это соединение противоположных характеров выявляет не только фарисейское христианство, но содержит в себе глубокий духовный смысл для всех.
Рассматривая грех не в его богословском значении, а таким, каким он встречается повседневно, мы видим, что он бывает двоякого рода: грех плоти и грех настроения; или, другими словами,- грехи похотей всякого рода и формы, а также самолюбия, и грехи характера. Младший сын является примером греха похоти, старший же - греха характера.
На первый взгляд кажется, что черной тучей в этой притче является младший, блудный сын. Это он ведь попрал все добродетели и покрыл себя и родительский дом позором. Не раз уже указывали на этого беглеца из родительского дома, в противовес его брату, который остался дома, как на воплощение всего худшего, что только может быть в характере человека. Возможно, что такое мнение ошибочно. Возможно, что старший сын хуже младшего. Мы судим о грехах, как и о большинстве вещей в этом мире, - по их наружности. Пороки наших ближних мы взвешиваем весами, которые установило для этого окружающее нас общество; самые грубые грехи ставим в основание, затем выше помещаем менее отвратительные, потом выше - еще менее очевидные; по какому-то странному процессу чаша весов стушевывается и, наконец, как бы совершенно исчезает, оставляя массу грехов без определения, без веса, без названия и без указания на их опасность. Но мы, люди, не имеем ведь гирь для взвешивания грехов. Одни мы называем тяжелыми, другие - легкими, но это ведь все наши слова, не Божьи. Очень возможно, что так называемые легкие грехи являются самыми тяжелыми. Уже то, что мир видит грубые грехи так ясно, заставляет сомневаться, что они наихудшие. Утонченный и невидимый грех, который находится ближе всех к духовной жизни, должен бы считаться самым унизительным. Между тем, общество для таких грехов даже названия не имеет, они кажутся ему неважными. Грех старшего брата является, по мнению многих, чем-то обыкновенным; он мол только немного рассердился, не стоит об этом много и говорить. Он просто был на время в плохом настроении.
Посмотрим что такое проявление настроения. Для Господа оно достаточно важно, чтобы говорить о нем. Старший брат, тяжело работающий, терпеливый, исполнительный во всем, что касается долга, - скажем о нем все хорошее, что можем, - вернулся домой после продолжительного труда на поле. Уже многие годы он так возвращался с поля каждый вечер с утомленным телом, но с легким сердцем, потому что он исполнял каждый день свой долг, и чело его было покрыто потом честной жизни. Как часто человек способен воображать, что ответственность его за свой характер кончается, когда он честно исполняет свой труд. Но человек обычно попадает в искушение, когда меньше всего ожидает его, и это искушение легко открывает всю его истинную природу. В этот вечер, когда старший брат возвращался домой, он услышал радостный шум и пение. Такое ликование - нечто новое на такой одинокой ферме. "Брат твой пришел, - сообщает слуга, - и ради этого закололи откормленного теленка".
Его брат! Вот счастье! Как долго все они скорбели о нем! Как должен радоваться отец, ведь столько молитв возносилось за него в его доме! Слава Богу, Он услышал молитвы и вернул заблудившегося под родной кров.
Но нет, на лице его нет радости. Все оно превратилось в грозную тучу. "Да, брат,-недовольствует он,- бродяга! Говоришь, что закололи для него откормленного теленка? Это больше, чем когда-либо сделали для меня. Я покажу им что думаю об этом ликовании. А говорят еще, что есть будто награда за добродетель! Вот я здесь жил все это время, не уходил, и на меня внимания не обращали, почета не оказывали, а этот мальчишка прибежал от свиного корыта - и ради него весь округ созывают!"
"Он осердился и не хотел войти".
"Ах, ребенок!" - хотелось бы воскликнуть, глядя на него. Но в этом прорыве характера кроется нечто гораздо большее, чем просто минутное настроение. Прорвалось в виде грозовой тучи то, что давно гнездилось под прикрытием его добродетелей и, быть может, было там всю его жизнь. Грозовая туча! Утонченные газы множества грехов собрались вместе в минуту такого настроения и теперь бичуют его душу чувствами негодования и злобы. Зависть, гнев, злость, жестокость, гордость, нелюбовность, надутость, обидчивость, недовольство, самоправедность, дурное расположение духа, раздражительность при всяком слове, упрямство - все это, смешанное в одно, составляет скверный характер. Это справедливый анализ. Но как часто даже смеются над этим. "Что с ним?" - "Да просто так, в нехорошем настроении, - отвечают, - немного погорячился. Ничего, пройдет, просто туча нашла". Но ведь туча составляется из капель, капли составляют океан - своевольный, причиняющий много вреда, когда он неожиданно прорывается через ограду. В жизни это тоже океан, но составлен он из малозаметных самих по себе капель зависти, гневливости, гордости, немилости, жестокости, самоправедности, надутости, обидчивости, ворчливости, недовольства и упорства. Когда эти капли сливаются, они превращаются в грозную губительную силу.
Вот почему скверный характер имеет такое значение. Значение его не в том, что он есть сам по себе, а что он открывает. Если бы этого, последнего, не было, не нужно было бы обращать так много внимания на скверный характер. Это - прорывающаяся горячка, которая свидетельствует о непрерывной болезни внутри. Это случайный пузырь, выскакивающий на поверхность воды, указывающий на гниение под поверхностью воды. Прорыв характера похож на плод внутренней жизни, выявившийся неожиданно, когда мы на время перестали бодрствовать; таких плодов там, внутри, полно. Одним словом, этот прорыв свидетельствует о накоплении внутри многих гнусных грешков, которым в христианстве не должно быть места.
Оставляя определение скверного характера, рассмотрим сам характер. Первое, что мы замечаем к великому нашему удивлению, это то, что ОН УЖИВАЕТСЯ В ЧЕЛОВЕКЕ С БЕЗУПРЕЧНЫМ ВООБЩЕ ПОВЕДЕНИЕМ. Старший брат был, несомненно, человеком, который руководился высокими принципами жизни. Несколько времени тому назад, когда отец разделил им свое имение, он тоже имел возможность прожить свою часть как хотел. Ему, как старшему сыну, досталась большая часть. Пришло, казалось, время и для него посмотреть мир, насладиться жизнью и хотя бы на время развлечься после домашнего однообразия. Но он избрал жизнь человека, который понимает свой долг в отношении отца. Его родной очаг будет его домом, те же старики - его обществом. Он будет как бы правой рукой отца и будет радовать и ободрять его в преклонные годы. Таким путем он стал образцом трудолюбия для слуг, примером бережливости и верности для соседей, показателем для всей страны того, чем должен быть молодой человек. Такая порядочность особенно выделялась по сравнению с поведением его брата-бродяги.
Все это заставляет сомневаться: все ли то является добродетелью, что считается и называется ею? Мы не имеем возможности в точности определить духовный вес того, кто фигурирует как образец всех добродетелей. Все зависит от того, какое побуждение руководит человеком. Добродетели могут быть истинными или только кажущимися, также как и пороки могут казаться, но не быть ими. Некоторые люди, хотя испорченные внутри, удерживаются от того, чтобы не отдаться злу, только трусостью. Они не имеют даже силы, чтобы стать снаружи тем, чем они сознательно остаются внутри. Ведь для этого тоже нужно мужество, а его у них нет. Тогда они решают тайно жить одной жизнью, а другой явно, ради людей. Потому нередко происходит, что очень низкие люди внешне сохраняют вид добродетельных. И наоборот, среди павших нередко встречаются души удивительной внутренней красоты. Нет сомнения, что гораздо приятнее встретиться с блудным сыном и провести с ним час в беседе, чем с его непорочным братом. Мы не раз встречались с теми, над которыми общество уже произнесло свой окончательный обвинительный приговор, и, к своему удивлению, находили поразительную чуткость и благородство побуждений. Если кто считает это неважным, то только показывает, что ему не открыто еще что такое грех. Для оценки тех, кто опустился совсем на дно, необходимо смотреть не только на внешнее, но и на побуждения; иногда в таких случаях для оценки это совершенно необходимо.
Нередко "сеющие в плоть" считают свои грехи просто ничем по сравнению с непоследовательностью и недостатками тех, которые говорят, что "живут по духу", как например тот, кто не считает за особое преступление напиться пьяным, презирает себя за какой-нибудь невеликодушный поступок или некрасивое слово. Один грешит высоко в своем духовном состоянии, другой - на самом дне своего низкого духовного состояния. Как Господь рассматривает такие грехи? Вот Его ответ: "Истинно говорю вам,- сказал Он первосвященникам и старейшинам,- что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие" (Мтф.21:31).
Существуют эти два сорта греха: грех похоти и грех характера. Немногие отдаются обоим, но многие страдают от одного из них... Этим объясняется, как это возможно, чтобы добродетельная на вид жизнь совмещалась с таким сильным скверным расположением духа. Вот это соединение и делает грехи скверного характера на вид такими безвредными. "Вряд ли в этом человеке может обитать много зла, если в нем так много добра", - рассуждаем мы. Как часто говорят о болтливых и сплетничающих особах, что они просто воплощение доброты, когда их только узнаешь получше. Как часто утверждают, чтобы оправдать неприятный взрыв злости кого-нибудь, что он или она способны на проявление удивительной нежности, когда находятся в нормальном настроении. И этим стараются оправдать накопление зла в тайниках сердца. Вот это оправдание зла и делает лечение скверного характера таким трудным. Мы оправдываем скверное проявление нашего характера по временам тем, что мы; в общем, хороши. "Кто так добр, тому не повредит, если он иногда поступит скверно",- такова наша губительная философия. Правильное суждение сделало бы другой вывод: добрый может стать только еще лучше. "Мертвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть мироварника" (Еккл.10:1). Пусть эта муха маленькая, но зачем иметь даже маленькую муху в благовонной масти новой жизни?
Скверный характер - это порок благочестивых. Слово Господа о старшем сыне имеет в виду праведных, и сказано оно не для того, чтобы плохих сделать хорошими, но чтобы хороших сделать еще лучше.
Переходя от описания этих особенных грехов и их отношения к духовной жизни, опишем теперь влияние грехов скверного характера. Влияние это двоякое: на разум и на моральную, или религиозную, природу человека.
Что касается первого влияния, то некоторые даже утверждали, что иметь такой характер - полезно. Предполагали, что возбуждение, которое создает такой характер, помогает в работе и мышлении. Но не оправдание ли это зла? Старший сын загорелся ревностью по справедливости - так он мог думать, но так никто другой не думает. Очень возможно, что потом, придя в себя, он осудил свое поведение, но зло уже было сделано. Он заявил: не зайду в дом. Ни уговоры отца, ни его, может быть, собственное осознание грубости и глупости поступка (назло всем стоять во дворе) - не могли заставить его изменить решение. Таково влияние скверного характера на разум: раз принятое и высказанное необдуманно под влиянием скверного внутреннего порыва решение заставляет человека настаивать на нем и придумывать всякие оправдания, потому что грех не приходит один, но влечет за собой массу других грехов. Так скверный характер разрушает правильную деятельность нашего разума.
Одно из последствий такого поступка, помимо вредного влияния на самого виновника, - это разрушительное влияние на других. Пагубность грехов скверного характера в том, что они особенно плохо влияют на других. И страдают от этого обычно люди слабые и нижестоящие. Взрывы скверного характера обыкновенно позволяет себе старший, а все ниже его не только должны переносить их удары по сердцу, но должны похоронить свое личное разумение и покорно служить тому, что, по их мнению, нередко является капризом. Вместо того, чтобы разумно подчиняться, они обязаны кривить душой, только бы угодить властелину, пусть даже ценой лицемерия и угодничества. Воспитание таким путем детей и молодежи, в особенности, становится исковерканным уже вначале. Последствия этого остаются часто на всю жизнь. Кто был испорчен сам, склонен поступать так и с другими подчиненными, и зло продолжается.
Но еще одна порочность скверного характера проявляется во зле моральном и социальном. Читая Евангелие, удивляешься, как много Господь делал и учил с одной целью - сделать человека счастливым. Сколько раз слышалось из Его уст слово "блажен"! Он учил, что целью нашей жизни должно быть служение ближним во имя их блага. Святость, конечно, нечто высшее, чем счастье, но святости мы в других произвести не можем. А принести радость - можем. В Писании есть много указаний, как сделать других счастливыми. Для этого Бог поставил каждого из нас "стражем брату своему".
Общение людей между собой и организация общества - это стремление сделать людей счастливыми, скверный же характер - это орудие разрушать это счастье в людях.
Посмотрите еще раз на старшего брата в описываемой Христом притче, как он своей неоправданной раздражительностью, взрывом скверного характера и грубостью испортил радость и счастье всех окружающих. Конечно, он, во-первых, испортил все самому себе. Может быть, он потом и осознал свой поступок и успокоился, но опыт показал, что нечто гораздо большее нужно привести в порядок внутри человека, чем только взволнованные чувства. Например, молитва откладывается: человек не может молиться, пока не удалена из сердца горечь; он должен сначала простить долги ближнему своему, а потом просить Господа о прощении своих.
Посмотрите также, какое впечатление произвел его поступок на отца, на гостей и даже на слуг. Эта сцена во дворе набросила тень на все радостное собрание. Но был некто, в ком такой поступок брата отозвался с особенной остротой, это - блудный сын, его пропадавший, покаявшийся брат. Можно представить себе его переживание. С какими чувствами он шел домой! ДОМОЙ! Он шел с сознанием вины своей, и всякое сочувствие окрыляло его, а всякая немилость ударяла по самым нежным струнам наболевшего сердца. Такое отношение, и кого? Брата! Не сделал ли он ошибку? Ведь он пришел, чтобы найти дома мир. Если так будет и дальше, не лучше ли уйти? Ведь куда лучше жить со спокойными свиньями, чем с буйным, самоправедным братом.
Как часто мы удаляем идущих к дверям Христа своим отношением к ним! Церковь недостаточно духовна, чтобы располагать души в пользу Христа. Как мало еще среди верующих настоящей любви! Мы много обращаем внимания на развитие нашей веры и надежды, но забываем, что любовь - больше их. Пока и домашние, и посторонние не смогут сказать, что каждый из нас "долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит", до тех пор наш призыв ко Христу будет иметь мало влияния на других. Один отталкивающий верующий прогонит десять блудных сынов. Любовь Божья к грешникам поразительна, но долготерпение Божье к верующим со скверным характером, - это прямо тайна!
Что особенно прискорбно в отношении скверного характера, это то, что от него нет никакой пользы. Некоторые отрицательные влияния иногда приводят к добрым результатам, но этот характер - просто горе. Ничто в мире сем не причиняет столько продолжительного, ненужного и оскорбительного страдания, чем он. Потому так неумолимо строг приговор Господа: "Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской". Отсутствием любви обыкновенно соблазняются "малые сии". По словам Христа выходит, что человеку лучше не жить, чем жить и не любить.
По своей природе скверный характер является грехом против любви. Как бы ни было это неясно, и как бы кто ни старался объяснить это просто слабостью настроения, но это так, что нет большего греха против любви. Грех против любви - это грех против Бога, ибо Бог есть любовь. Согрешающий против любви, грешит против Бога, Который установил ее как основную заповедь новой жизни и Сам проявил ее в Сыне.
"Но разве скверный характер не является чем-то врожденным? Ведь он просто передается по наследству, просто бывает присущ семье и является составной частью человека, не так ли? А разве это можно изменить?" - так некоторые спрашивают, а многие думают.
Исследование этого греха до самого основания приведет и на путь к его ИСЦЕЛЕНИЮ. Христианство исповедует силу для исцеления всего. Процесс исцеления может быть медленным, дисциплина может быть строгой, даже жестокой, но дело будет сделано.
Да, исцеление возможно. Если бы в живой вере не было средства против этого великого недуга, христианство нельзя было бы считать годным для удовлетворения нужд жизни человеческой.
Что предпринял в этой притче отец, чтобы умиротворить плохое настроение старшего сына? Заметьте, он не стал сразу что-либо доказывать ему. Поступать так-значит совершать грубую ошибку. Это бесполезно как для увещателя, так и для того, кого это касается. Мы можем быть совершенно уверены в неверности всего поведения, но это ни на йоту не поможет нам исправить его. Настроение зависит от чувств, а потому отец прежде всего к ним обратился. Рассуждение имеет свое место; и сыну были даны веские доказательства неправоты его поведения, о чем свидетельствуют последние стихи притчи, но до этого на него старались повлиять ЛЮБОВЬЮ.
"Сын мой,- сказал отец,- ты всегда со мною, и все мое твое". Разберите эти слова, и вы увидите в них то, о чем сегодня люди так очень много говорят. В них есть Свобода, Равенство и Братство - эти драгоценные символы, с помощью которых люди старались организовать и охранять правительства и царства. "Сын" - в этом свобода; "ты всегда со мною" - в этом братство, единство, "все мое твое"- равенство.
Если что способно звать человека к тому, чтобы он отбросил свои интересы и свое самолюбие, то именно эта формула христианского братства и единства. Возьмем хотя бы равенство: "все мое твое" Если человек доволен всем, что Бог дает, и готов последнее отдать ближнему, то отпадает искушение к материальному эгоизму. Бог сотворил людей равными Он дал нам все, и это должно побуждать наши сердца идти навстречу всем нуждающимся.
Самому стараться избавляться от всех злых страстей - пустое занятие. Кто из нас не принимал до тысячи решений избавиться от всего, а потом видел, как все его добрые намерения разлетались вдребезги при первом же искушении? Внутренний человек не исправится только уничтожением всяких духовных кислот, но душа должна быть наполнена еще новым содержанием - любовью Христовой. О великая любовь Божья' Она производит великую перемену, как бы химически растворяет все нечистое и наполняет внутреннего человека новым благоуханием Если человек наполнился ею, его исцеление завершено, если же он не сделает этого, его положение безнадежно.
В Новом Завете описан характер, который трудно понять, это - немилосердный раб в Матф.18:23-30. За его расточительность жена и дети назначены были к продаже, чтобы уплатить громадный долг, а сам он должен был идти в тюрьму. На коленях он умолял царя о милости, и все десять тысяч талантов, долг огромный и невозможный для уплаты, был свободно ему прощен. Пережив только что такую большую милость, он прямо от царя идет к своему товарищу, который должен был ему сравнительно ничтожную сумму в сто динариев, берет его за горло, душит, и так как тот не может сейчас же уплатить долг, тащит его в тюрьму, которую сам только что избежал милостью другого. Как может человек, будучи сам только что прощен и освобожден от страшного долга греха, встав с колен, идти прямо от лица Божьего мучить других жестокими словами и скверными поступками?! Это просто невероятно. Нет сомнения, что этот раб, растрачивая деньги, расточил также и свою душу. Если бы хоть сколько-нибудь души осталось в нем, за его прощением последовала бы любовь.
Будучи прощенным во многом, он, казалось, и любить должен был много, и не по обязанности, а просто по естественному стремлению сердца. Он ДОЛЖЕН был стать более мягче, смиреннее, более щедрым, братолюбивым. Укорененная и утвержденная любовь должна бы расти в нем бесконечно, пока не охватит его всего. Только тогда он был бы способен понять смысл слов отца: "все мое твое". Мир - его, а своего ведь он не будет портить.
Такая любовь вытесняет скверный характер. Без нее же он царствует, как его ни уничтожай. Он и на небо никого не пустит, ведь человек со скверным характером не может находиться в присутствии Святого Бога. Недаром Господь сказал, что кто не родится свыше, от Слова Божьего и Духа Святого, не может войти в Царство Божье.
Такой человек не может пребывать в небесах. Небо дружбы для него закрыто, он ведь всегда портит ее, когда кто-то допустит его поближе к себе. Даже небо семейного очага недоступно для него Он может быть женатым, иметь детей, но небесной атмосферы дома быть не может: его скверный характер изгоняет ее. То же относится к жене и матери Даже церковь для скверного характера плоха. Все ему не так: то проповедник не нравится, то метод работы в церкви противен, то пение не по вкусу Единственное любимое занятие - это всех судить, подозревать.
"Осердился и не хотел войти". Он первым и несет наказание. Когда же блудный, но возвратившийся брат радуется, он остается во дворе. Все грехи портят Божий образ в человеке. Грех скверного характера портит и образ Божий, и дело Божье, и настроение виновника и всех других. Да сохранит нас от него Господь!

Г.Д.