Почему Христос должен был уйти?
Наш YouTube - Библия в видеоформате и другие материалы.
Христианская страничка
Лента обновлений сайта
Медиатека Blagovestnik.Org
в Telegram -
t.me/BlagovestnikOrg
Видеобиблия online

Русская Аудиобиблия online
Писание (обзоры)
Хроники последнего времени
Українська Аудіобіблія
Украинская Аудиобиблия
Ukrainian
Audio-Bible
Видео-книги
Музыкальные
видео-альбомы
Книги (А-Г)
Книги (Д-Л)
Книги (М-О)
Книги (П-Р)
Книги (С-С)
Книги (Т-Я)
Новые книги (А-Я)
Фонограммы-аранжировки
(*.mid и *.mp3),
Караоке
(*.kar и *.divx)
Юность Иисусу
Песнь Благовестника
старый раздел
Бесплатно скачать mp3
Нотный архив
Модули
для "Цитаты"
Брошюры для ищущих Бога
Воскресная школа,
материалы
для малышей,
занимательные материалы
Список ресурсов
служения Blagovestnik.Org
Архивы:
Рассылки (1)
Рассылки (2)
Проповеди (1)
Проповеди (2)
Сперджен (1)
Сперджен (2)
Сперджен (3)
Сперджен (4)
Карта сайта:
Чтения
Толкование
Литература
Стихотворения
Скачать mp3
Видео-онлайн
Архивы
Все остальное
Контактная информация
Поддержать сайт
FAQ


Наш основной Telegram-канал.
Наша группа ВК: "Христианская медиатека".
Наши новости в группе в WhatsApp.

Почему Христос должен был уйти?

"Лучше для вас, чтобы Я пошел"
Иоан.16:7
Эти слова были сказаны Христом во время совершения Тайной Вечери. Подобно громовой молнии на безоблачном небе прозвучали они для учеников. Тридцать три года жил Он среди них, недавно только они научились любить Его. День за днем видели они в Нем сияние солнца, их сердца льнули к Нему с необычайной нежностью. И именно теперь, когда все достигло высшего предела, когда дружба их была навеки запечатлена в первом торжественном таинстве, раздались неожиданные слова: "Я должен сказать вам - прощайте. Лучше для вас, чтобы Я пошел..." Это был потрясающий удар для маленького собрания. Ради этой любви они отдали все: оставили дом, дела, друзей и обещали следовать за Ним. А теперь Он говорит: "Я ухожу".
Посмотрим, что Христос хотел сказать этими словами. Быть может, они помогут нам понять наше отношение к Нему теперь, когда Он ушел.
Первое, что обращает на себя внимание,- это избранный Христом метод, чтобы объявить эту весть. Он очень характерен. Слова и поступки Христа всегда объяснялись самым естественным образом. Даже самое глубокое Его учение неизменно вытекало из, казалось бы, самых незначительных обстоятельств обыденной жизни. Так и теперь. Христос не сразу возвестил истину о Вознесении. Это вылилось само собой, по естественному ходу событий.
Вечеря окончилась; но у друзей было так много о чем поговорить между собой в эту торжественную ночь, что они надолго остались за столом. Они не знали, даже не предполагали, что это была их последняя трапеза с Учителем. Но они чувствовали в этот вечер какую-то необычную сладость беседы и продолжали говорить. Уже совсем смеркалось, но Иоанн все еще возлежал у груди Господа, а остальные ученики наслаждались спокойствием торжественного вечера, передавая друг другу чашу. Но внезапно картина омрачается. "Один из вас предаст Меня". Обмакнув кусок, Он подает его Иуде Искариоту.
"Дети,- говорит Он, и Его голос прерывается от волнения,- не долго уже быть Мне с вами". И затем: "Куда Я иду, вы не можете прийти".
Так как час был поздний, то они подумали, что Учитель устал и желает отдохнуть. Поэтому Петр прямо спрашивает: "Господи, куда Ты идешь? В сад? Снова в Галилею?" И никому из них невдомек, что Он говорит о Неведомой Стране.
"Куда Я иду,- отвечает Он вторично,- вы не можете теперь идти за Мной, но пойдете после".
После?! Эти слова Христа, как удар, обрушились на учеников. Смутно, сбивчиво перед ними начинает выясняться истина: это разлука...
Мы можем судить о произведенном на них впечатлении по следующим словам Христа: "Да не смущается сердце ваше". Он видит их ужас и смятение. Почти на каждой фразе Его прерывают ученики; вопросы, сомнения, просьбы объяснений чередуются между собой. Но страшной истины не скроешь. И Он постоянно возвращается все к тому же. Он не хочет смягчить смысла слов. Он настаивает на том, что Он непреложен, буквален, и, наконец, говорит открыто и просто: "Лучше для вас, чтобы Я пошел".
Рассмотрим теперь причины Его ухода, зачем ушел Иисус. Мы, должно быть, также помним то время, когда сами не могли ответить на этот вопрос. Нам также хотелось, чтобы Христос остался и был теперь с нами.
Слова детского гимна вполне выражают истинное человеческое чувство, и сердца наши и теперь еще загораются, когда мы слышим его:

Когда я читал старую, милую историю,
Как Иисус жил среди людей,
Как Он собирал вокруг Себя детей, как ягнят,
Я думаю, что и я хотел бы жить тогда с Ним.
Мне хотелось бы, чтобы Он возложил руки на мою голову,
Чтобы Он заключил меня в Свои объятья
И чтоб я мог видеть Его ласковый взгляд, когда Он говорил:
"Не мешайте малым сим приходить ко Мне".

Иисус имел основание разочаровать человека в его таких глубоких, общих всем, священных чувствах. И мы уверены, что эти причины тесно связаны с нашим же благом. Он ушел не потому, что утомился. Правда, что Он был презрен и отвергнут людьми. Совершенная правда, что безжалостный мир ненавидел Его, пренебрегал Им и попирал Его. Но не это заставило Его уйти. Правда также, что Он тосковал по обители Отца Своего, томился и жаждал Его любви. Но не это заставило Его уйти. Нет! Никогда Он не думал о Себе. "Лучше для вас, а не для Меня,- говорит Он,- чтобы Я ушел".
Первую причину ухода Он объясняет Сам: "Я иду приготовить место вам" (Иоан.14:2), И это упоминание служит доказательством предусмотрительности Христа. Для каждого человека того времени, размышлявшего о жизни, самым жгучим вопросом было: "Куда ведет эта жизнь?" Настоящее, увы, было темно и необъяснимо, но будущее казалось более ужасной, неразрешимой тайной. Потому Христос и объяснил это, прежде чем ушел. Он дал образ и окраску неизвестному будущему, и только потому, что мы привыкли к этому, мы мало поражаемся великолепием идеи, открытой Им. Суть ее в том, что, когда для нас не будет больше места на земле, тогда для нас уже будет уготовано другое. Мы мало знаем об этом месте, но самое лучшее нам известно - это то, что готовит его нам Бог. Глаз не видел, ухо не слышало, сердце человеческое не может понять, что готовит Господь для любящих Его! Поэтому лучше думать о том, что Он, любящий Бог, готовит нам его, лучше успокоиться на этой мысли, чем предоставить нашей фантазии изобретать подробности.
Но дело не ограничивается этим. Рассмотрим альтернативу.
Факт нашего отхода всецело зависит от Его ухода. Мы не смогли бы последовать за Ним после, как Он пообещал. Ему надлежало быть воскресением и жизнью. И это приготовление пути было отчасти приготовлением места для нас. Он приготовил место для нас уже самим путем, какой Он избрал для этого. А это был весьма удивительный путь.
Господь Иисус Христос пошел впереди Своего народа, стал Вождем нашего спасения, принял на Себя жало смерти и, отдавая Себя на казнь, подготовил Своим телом нам путь к вечной жизни. Благо для нас не только в том, что Он ушел, но и в том, что Он ушел путем Креста.
Второй причиной ухода Христа было желание оставаться с нами. Это кажется парадоксом, но это действительно так: Он ушел, чтобы остаться.
Предположим снова, что Он не ушел, что Он до сих пор еще здесь. Предположим, что Он еще в Святой Земле, в Иерусалиме. Каждый корабль, отправляющийся на Восток, был бы переполнен христианскими паломниками; каждый поезд был бы набит людьми, жаждущими видеть Иисуса; каждая почта была бы завалена письмами от страждущих и больных и дарами от почитателей и благодарных. Предположим, что и вы находитесь на одном из этих кораблей. После долгого плавания вы прибываете в гавань, переполненную кораблями под флагами всевозможных цветов. С великим трудом вы высаживаетесь на берег и присоединяетесь к одному из длинных караванов, направляющихся в Иерусалим. Вся пустыня, насколько можно окинуть взглядом, наполнена такими же караванами, бесконечной лентой движущихся к Иерусалиму. Вы не обращаете внимания на палящее солнце, на затрудняющую дыхание пыль, на теснящую вас толпу и горячие пески. Вы - в Святой Земле и скоро увидите Иисуса! Вот, наконец, вдали видна вершина Святой горы со сверкающим над ней куполом храма, где находится Он. Но что это за темная движущаяся масса, растянувшаяся на целые версты между вами и Святым городом? Это все такие же паломники, как и вы, пришедшие с севера и с юга, с востока и с запада, чтобы увидеть Иисуса. Они хотят,

"чтоб Он возложил
на их головы руки,
чтоб Он заключил их
в Свои объятья".

Но это немыслимо. Вы пришли, чтобы видеть Иисуса, но вы Его не увидите! Люди здесь уже недели, месяцы, годы и не видели Его. Они приблизились к Нему за это время на аршин или два, и это все! Увидеть Его невозможно.
Все это предвидел Христос, когда сказал, что полезнее для нас, чтобы Он ушел. Заметьте, Он не сказал: "необходимо, чтобы Я пошел", но "лучше". Если бы Христос остался, то не достиг бы цели. Поэтому Он говорит вам: "Очень любезно и внимательно с вашей стороны прийти издалека, но вы сделали ошибку. Идите от стен Святого города, возвращайтесь через моря обратно, и вы найдете Меня там, где нашла Меня Самарянка, достававшая воду для своей трапезы; где нашли Меня ученики, чинившие сети; где нашла Меня Мария за хозяйственными заботами в своем селении". Действительно, что это была бы за религия, если бы больные душой должны были ждать очереди, подобно бедным пациентам у дверей доктора в часы бесплатного приема? Каково было тогда старику, слишком слабому для путешествия к Нему, или бедняку, не имеющему средств для этой поездки? Каково было бы слепому, не могущему узреть Его, или глухому, лишенному возможности слышать Его? Для миллионов людей было бы физически невозможно повиноваться призыву Господа: "Придите ко Мне... и Я успокою вас" (Мтф.11:28).
Именно для таких было полезно, чтобы Он ушел. Его отход был величайшим благом для всего мира. Теперь доступ к Нему совершенно свободен из каждого угла дома, в какой бы то ни было части света. Потому что бедные всегда могут иметь Его теперь с собой; больные душой не оставлены без врача; слепой может зреть Его красоту теперь, когда Он ушел; глухие слышат Его голос, когда все остальные для них безмолвны; немые могут молиться Ему, хотя не могут говорить.
Да, видимое воплощение Христа в силу слабых возможностей физического тела - было ограничено. Только небольшой кружок мог наслаждаться Его действительным присутствием, но для христианства всего мира нужен был Воскресший Господь. Для всех последующих поколений полезно было, чтобы Он ушел. Он стал ближе к людям, отдалившись от них. Ограниченность телесных чувств связывала Его, когда Он был с ними. Он был связан и пространством, и временем, но, отойдя,- оказался в бесконечной стране, в безвременной вечности, имея возможность в одно и то же время быть со всеми людьми даже до пределов земли.
Есть еще одна причина, почему Он ушел (хотя и это кажется парадоксом): чтобы мы могли лучше видеть Его. В самом деле, когда наш друг с нами, мы не видим его так хорошо, как в то время, когда его нет. Мы видим только мелочи, детали. Это похоже на то, когда вы любуетесь высокой горой: она лучше всего видна издали. Взбираясь на Монблан, вы видите немного: несколько скал, одну или две сосны, ослепительное снежное поле; но спуститесь в долину, и тогда этот монарх предстанет перед вами во всем своем величии.
Христос - самый исполинский образ в истории. Чтобы увидеть Его во всем величии, нужно быть сразу и далеко и близко. То же можно сказать и о всяком величии. Известно, что все великие поэты, философы, политики, ученые - никогда не были оценены своими современниками. Они вырастают пред нами по мере того, как уходит время. Только тогда их жизнь и труды предстают перед нами в истинном свете. Точно так же мы никогда не ценим своих друзей, пока не потеряем их. Как часто мы и не подозреваем всей духовной красоты жизни, прожитой вблизи нас, пока рука смерти не унесет ее. Полезно было для нас, чтобы Христос ушел, потому что только теперь мы можем увидеть все величие Его образа, оценить красоту и силу Его характера и почувствовать совершенную красоту и единство Его жизни и дел.
Еще одна причина. Он ушел, чтобы мы могли руководствоваться верой. Если бы, несмотря на все неудобства, Он остался с нами, то мы руководствовались бы видением. Вера же постоянно старается именно уничтожить это стремление в нас... Для каждого человека самое сильное искушение - это желание руководствоваться тем, что он может видеть, чувствовать и осязать. В этом сущность ритуализма, корень идолопоклонства. Люди хотят видеть Бога и поэтому создают грех самонадеянности, грех заблуждения. Эта попытка уничтожить уход Христа, попытка заставить думать, что Он все еще здесь. Но роковая ошибка этой попытки в том, что она уничтожает то, к чему стремится. Кто ищет Бога в осязаемой сфере - не находит Его, потому что Бог - Дух. В человеке горит желание узреть Бога. Желание это вложено в него для того, чтобы сделать его духовным, давая ему духовное упражнение, а он обманывает самого себя, упражняя тело вместо духа. Голод и нужда в Господе вложены в нас, чтобы возвысить нас над видимым и скоропреходящем. Но вместо того, чтобы предоставить духовному голоду возвышать нас духовно, мы способны унизить само орудие нашего одухотворения и заставить его служить плоти.
Для того чтобы одухотворить учеников, нужно было, чтобы Иисус стал Духом. Телесная жизнь человека коротка. Смертное умирает, освобождая бессмертию часть. Поэтому главная цель Христа - утвердить будущую жизнь. И Он дал испытание в вере, чтобы воспитать человека для бессмертия. Христос ушел для того, чтобы укрепить наш дух для вечности.
Вера играет такую важную роль в религии не потому, что в ней самой таится какой-нибудь глубокий таинственный смысл. Мы должны руководствоваться верой, а не видением не потому, что это необходимо для нашего будущего, а потому, что способность веры - это необходимейшая из всех способностей духовной жизни.
В будущей жизни не будет ничего плотского, потому что та жизнь всецело духовная. Христос заботится воспитать в нас веру, потому что видение будет бесполезно. В будущей жизни не будет ни глаза, ни зрачка, ни сетчатой оболочки, ни зрительного нерва, и вера должна будет служить духовной заменой, а это-то Христос и желает развить в нас Своим уходом.
Но мы должны указать еще на более важную причину. Он ушел, чтобы мог прийти Утешитель.
Мы видели, каким образом Его отход был приготовлением к будущей жизни. Отсутствующий Господь готовит место нам; отсутствующий объект веры воспитывает души верных для обладания и наслаждения будущей жизнью. Но в то же время Он помогает нам пользоваться и настоящей жизнью. И Его уход так же важен для земной, как и для загробной жизни.
Однажды, когда Иисус находился в Переe, прислали сказать, что Его друг заболел. Этот друг жил в отдаленном селении со своими двумя сестрами. Они были сильно удручены болезнью брата и поспешили послать за Иисусом. Иисус любил Марию и Марфу и брата их Лазаря, но обстоятельства сложились так, что Он не мог пойти к ним тотчас. Быть может, Он был слишком занят; быть может, у Него были подобные больные. Во всяком случае, Ему нельзя было идти. Когда же, наконец, Он отправился в путь, было слишком поздно. Сестры, не переставая, ждали Его. Они не верили, что Он не хотел отозваться на их призыв. Но часы медленно шли за часами, больной скончался и был положен в могилу, а Иисус все не приходил. Можете ли вы себе представить мысли Иисуса, когда, наконец, Он стоял у могилы и плакал вместе с безутешными сестрами? - "Лучше, если бы Я ушел. Я мог бы присутствовать у его смертного ложа, если бы не был здесь. Я иду и пришлю Утешителя". И не будет тогда ни одного скорбного призыва, на который Он не ответил бы. Он будет пребывать с людьми всегда, Он будет вездесущ. Он будет подобен невидимому, неслышному дуновению, дышащему повсюду, где Он хочет.
Истина о Святом Духе очень проста. Люди останавливаются перед Ним в смущении, потому что они воображают, что это что-то очень таинственное и непонятное. Вся суть этого учения заключается в приведенных словах Христа, в них ключ к Нему. Дух Святой - это именно то, чем был бы Христос, если бы Он остался здесь. Он подает помощь, как подал бы ее Христос, но только без неудобств, зависящих от земных условий, так как Он не зависит ни от времени, ни от пространства. Более того, всем нам нужен Христос, но мы не можем иметь Его, или, по крайней мере, не каждый из нас может иметь Его. Единственное решение этого вопроса - это бестелесный Христос - Святой Дух, Который был бы близок каждому и всем.
Христос обличал мир греха, самоправедности и осуждения. Христос ушел, чтобы дать место лицу Троицы, которое могло бы иметь общение со всем миром. Он Сам мог обличать только отдельных лиц в грехах. Но в более широкой степени это стало возможно теперь, когда Он ушел. На это Он намекает, когда говорит: "Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит" (Иоан.14:12).
И все-таки Христос ушел не для того, чтобы Дух Святой мог занять Его место. Христос Сам с нами. Он с нами, и в то же время Его нет с нами, так как Он с нами Духом Святым. Дух не открывает Духа. Он говорит не о Себе. Он открывает нам Христа. Он - связь между отсутствующим Христом и миром; духовное существо, могущее проникать туда, куда не мог проникнуть воплощенный Христос. Лучше было для воплотившегося Христа уйти, чтобы Всемирный Христос мог прийти ко всем.
Наконец, если все это было полезно для нас, то это необычное отношение Иисуса к Своему народу должно было иметь страшное влияние на нашу жизнь. Уйти - было громадным риском. Было ли это средство, избранное Христом, полезно для нас, для меня? Во всяком случае, три великих практических результата очевидны:
1. Христос должен быть так близок к нам, как если бы Он был еще здесь. Ничто не упрощает так всю религиозную жизнь, как эта мысль. Присутствующий, личный Христос разрешает всякое затруднение и приходит христианам на помощь при всякой надобности или испытании. Для каждого из нас нужен Христос. И мы имеем Его. Ради нашей пользы Он стал на время невидимым, но нам дано право иметь Его

Более присутствующем в живом видении веры,
Чем какое-либо видимое явление;
Более близким, более родным,
Чем всякая другая земная связь.

2. Теперь взгляните, какое это побуждение к верности! Царство Небесное подобно человеку, отправляющемуся в далекое путешествие. Прежде чем уйти, Он обязывает Своих слуг и дает каждому работу.
Верно ли мы исполняем заданный нам урок? Принялись ли мы за него вообще? Глаз Господина не видит нас, никто не следит за нашей работой. Руби дрова, коси сено, жни хлеб - никто не знает что ты делаешь. Это-то и есть испытание нас отошедшим Христом. Он обучает нас верности, высшая степень которой недостижима никакими земными средствами. Ученики начали работать, когда Господь покинул их. Тогда они окрепли, приобрели энергию, практичность, уверенность и силу характера. До сих пор они пребывали под покровом Его любви. Приходило ли вам когда-либо на мысль, какой это был для Него риск - уйти? Было страшно, опасно предоставить нас самих себе. И, однако, Он избрал этот путь, чтобы возвысить нас. Ничто не возвышает так человека, как оказанное ему доверие. И Он ушел, предоставив нам испытать самих себя.
Мы не можем постоянно вкушать от Тайной Вечери. Мы наслаждаемся ею, как праздничным пиршеством, хотя только она может дать нам силу для труда. Мы думаем, что наши воскресные богослужения, наши молитвы, чтение Библии - это наша религия. Вовсе нет. Мы исполняем все это только для того, чтобы помочь себе быть религиозными в других отношениях. Все это ежедневная пища, и работник не получает платы за то, что ежедневно обедает. Плата дается за труд. Сила же причастия еще не определена. Последующие дни покажут ее. Само по себе оно может мало стоить, но мы увидим его цену по его действию на нас.
Христос возлагает на каждого причастника великую ответственность. Доверие Христа к нам несказанно трогательно. Он ушел, но мы должны быть подвижниками Христа для мира; Свет мира погас, но Он будет светить тысячами огней, предоставляя каждому из нас освещать хоть один маленький темный уголок.
3. В заключение вспомним, что Он ушел только на время. "Смотрите, Я скоро приду. Испытание скоро окончится. Будьте хорошими детьми, пока Я возвращусь",- говорит Он, подобно матери, оставляющей на некоторое время своих малюток. "Я возвращусь и приму вас к Себе, чтобы где Я был, и вы могли быть со Мною".
Итак, будем ждать, пока Он возвратится, будем ожидать, пока будет лучше для Него прийти.

Таким образом, я ожидаю спокойно каждый день.
Когда солнце светит ясно, я встаю и говорю:
Наверное, это сияние Его Лица!
А когда тень падает на мое окно,
У которого я работаю над заданным уроком,
Я поднимаю голову, чтобы взглянуть на дверь и спрашиваю:
"Не пришел ли Он?"

Г.Д.