2 Паралипоменон
Наш YouTube - Библия в видеоформате и другие материалы.
Христианская страничка
Лента обновлений сайта
Медиатека Blagovestnik.Org
в Telegram -
t.me/BlagovestnikOrg
Видеобиблия online

Русская Аудиобиблия online
Писание (обзоры)
Хроники последнего времени
Українська Аудіобіблія
Украинская Аудиобиблия
Ukrainian
Audio-Bible
Видео-книги
Музыкальные
видео-альбомы
Книги (А-Г)
Книги (Д-Л)
Книги (М-О)
Книги (П-Р)
Книги (С-С)
Книги (Т-Я)
Новые книги (А-Я)
Фонограммы-аранжировки
(*.mid и *.mp3),
Караоке
(*.kar и *.divx)
Юность Иисусу
Песнь Благовестника
старый раздел
Бесплатно скачать mp3
Нотный архив
Модули
для "Цитаты"
Брошюры для ищущих Бога
Воскресная школа,
материалы
для малышей,
занимательные материалы
Список ресурсов
служения Blagovestnik.Org
Архивы:
Рассылки (1)
Рассылки (2)
Проповеди (1)
Проповеди (2)
Сперджен (1)
Сперджен (2)
Сперджен (3)
Сперджен (4)
Карта сайта:
Чтения
Толкование
Литература
Стихотворения
Скачать mp3
Видео-онлайн
Архивы
Все остальное
Контактная информация
Поддержать сайт
FAQ


Наш основной Telegram-канал.
Наша группа ВК: "Христианская медиатека".
Наши новости в группе в WhatsApp.

2-ая Паралипоменон

Оглавление: Введение; гл. 1-6; гл. 7; гл. 8; гл. 9; гл. 10, 11, 12; гл. 13-16; гл. 17, 18; гл. 19, 20; гл. 21; гл. 22; гл. 23; гл. 24; гл. 25; гл. 26; гл. 27; гл. 28; гл. 29, 30; гл. 31; гл. 32; гл. 33; гл. 34, 35; гл. 36.

Введение

Эта вторая книга Паралипоменон представляет нам царствование сына Давида и семьи Давида. Ее отправная точка - не вера Давида подле ковчега, а скиния собрания, которую поставил Моисей, служитель Бога, и медный жертвенник, перед которым царь и собрание поклоняются Богу. Царская власть олицетворяется в связи с Израилем, народом Божиим, который Моисей вывел из Египта {Однако это связано не с ковчегом в Сионе. Соломон отправляется в историческом плане туда, где находится народ}. Это способ исполнения намерений Божиих в отношении него. Без сомнения, это не новый завет, заключенный новой властью; предмет благословения - Израиль. Если Вооз и Руфь восстанавливают семью, то сын родился именно у Ноемини, то есть посредством высшей благодати, Искупителя, в ком сила {Таков смысл имени Вооза}, тот, у которого не было никакого права (а у Израиля не было больше никакого права), получает обетования. Израиль, давно известный как "приятный" {Ноеминь значит "приятная"} Богу, - это народ, принимающий в свое лоно сына, который родился. Они говорят: "Младенец родился нам" (Ис.9,6). У жертвенника, который был пред лицом Господа в скинии собрания, Соломон признает свое положение. Он должен судить народ Божий. Все это позже будет иметь место в силе.

2 Паралипоменон 1-6

Эта книга показывает нам также царскую власть в связи с землей и правлением народа на земле. К тому, что просит Соломон, добавляются слава и богатства. Речь идет не о врагах, но об энергии веры. Положение царя - следствие победы, которую эта вера одержала. Он царствует и утверждается в славе и богатстве. Он начинает строить дом. Хирам признает Господа как Создателя неба и земли, и инородцы, которые обитают в Израиле, - рабы царя для выполнения его работ. В храме лица у херувимов повернуты к дому, то есть наружу. Атрибуты Божии теперь обращены не только на ковчег, чтобы поддерживать его несмотря ни на что, но также наружу, чтобы благословлять. Это время тысячелетнего царства, но завеса оказывается здесь в храме. Каким бы ни было благословение истинного царствования Соломона, Израиль и земля не имеют прямого и непосредственного доступа к Тому, Кто скрыт на небесах. Таков наш удел - дерзновенно входить через разорванную завесу и не находить в небесах, слава Богу, никакой завесы. Там нет храма. Храм - всемогущий Бог и Агнец. Стабильность божественного правления даруется земле {Эта стабильность состоит из двух вещей: "Бог укрепит" и затем: "В Нем сила". Это два источника стабильности царствования Христа. Таков смысл двух столбов: Иахин и Вооз}, так же как благословение Бога, лик Которого обращен к ней, но благословенные не видят этого лика, не приближаются к нему. Также есть жертвенник, пригодный для поклонения во время такого благословения. Жертвенник и завеса не упоминаются в книгах Царств, где конструкция храма есть образ невидимого и где он, как целое, представлен нам как жилище и явление Бога. Там была золотая дверь из двух половин, которая открывалась для входа в давир, но о жертвеннике там ничего не сказано.
В книгах Паралипоменон порядок установлен также в соответствии с тем состоянием вещей, которые показаны нам там, то есть в соответствии с состоянием славного царства Христова. Есть священнический двор и большой внешний двор с дверьми. Все было устроено (4,9) для тех отношений, о которых мы говорим.
В книгах Царств упоминается (что касается явления славы) об открытом принятии жертвоприношения; упоминается лишь, что когда переносили ковчег в святое место и когда священники вышли, шесты были выдвинуты так, что жилище Господа было устроено там окончательно и слава Господа наполнила дом. Это место обитания Бога, образ небесных обитателей, которые ожидают нас, образ дома нашего Отца. С другой стороны, в книге Паралипоменон нам показаны отношения Бога с народом в последние дни, предвосхищенные в том, что случилось с Соломоном. Едва раздались звуки труб и голоса певцов, чтобы восхвалить Господа за то, что "вовек милость Его", как дом исполнился облаком. Как мы видели, когда все исполнится для Израиля, эти слова будут прославлять неутомимое милосердие, доказательством которого в этот день будет благословение Израиля. Истинность этих слов подтверждают избавление и благословение этого народа.
Мы видели, что была и вторая сторона благодати: принятие Израиля как поклонников после всех их прегрешений. Речь идет не только об утверждении ковчега на горе Сион, но и о жертвоприношении, прощении и поклонении, которые были следствием этого, на горе Мориа, на гумне Орны Иевусеянина.
Когда Соломон помолился и попросил, чтобы очи Господа открылись и Его ухо было внимательно к молитвам, которые будут обращены к Нему в этом месте (приводя мольбу Давида из Псалма 131 и подкрепляя его мольбу милостью Божией к нему), огонь сходит с неба и поглощает всесожжение и жертвы, и слава Господня наполняет дом. Теперь не только священники не могут войти, но сыны Израилевы видят славу, которая остается на доме; они падают лицом на землю и славословят Господа. Это явное признание жертвоприношения, которое ставит народ в открытую связь с Богом и побуждает его признать, что Господь милостив и что Его милосердие пребывает вовек (сравни Лев. 9,24). Только в этом последнем отрывке речь шла не о признании неиссякаемой милости Божией.

2 Паралипоменон 7

В сцене, которую мы рассматриваем, есть также другая деталь: это открытое и радостное собрание всего народа, праздник кущей, великое собрание (Пс. 21,25), а также освящение жертвенника.
Есть две вещи, которые указывают на участие Израиля в благословении, а именно: жертвенник и праздник кущей; поклонение после падения, основанное на принятии жертвоприношения и наслаждение результатом обетований, поскольку народ не терпит более бедствий {Однако кажется, что он не делал хижин из веток деревьев. Со времени Иисуса Навина это имело место только во дни Неемии. В то время, которое мы рассматриваем, радость и процветание привели его к некоторому пренебрежению Слова}.
Здесь мы видим также другие музыкальные инструменты Господа, которые Давид ввел для того, чтобы прославлять Его, ибо "вовек милость Его", когда "Давид славословил чрез них" (7,6). Благословенная мысль! Ибо кто этот Давид? (Сравните Псалом 21,22). Израиль счастлив и радостен благодаря всей милости Господней к Давиду и Соломону, и Израилю, народу Своему (ст. 10).
После этого Господь излагает Соломону условия, которые Он ставит ему и народу и при соблюдении которых они могли наслаждаться благословением или обрести его вновь. Он избрал этот дом молитвы. Если будут кары и народ смирится, то будет облегчение; взгляд и сердце Господа будут постоянно на этом доме.
Затем, в отношении Соломона и потомства Давида вообще, благословение всего народа было поставлено в зависимость от его верности. Если семья Давида отвернется от Бога, Израиль будет стерт с лица земли, а дом, освященный поклонением Господу, станет предметом насмешек среди всех народов и свидетелем справедливого суда Божиего.

2 Паралипоменон 8

Глава 8 дает нам еще несколько подробностей о состоянии Израиля, которое предвосхищает состояние последних дней. Соломон покоряет себе все, что могло бы помешать полному наслаждению обетованной землей на всем ее пространстве как со стороны Тира, так и со стороны Сирии. Иноплеменники в стране платят дань, а сыны Израилевы являются воинами и начальниками. Сион полностью освящен, и поклонение Господу поддерживается и соблюдается царем. Служение в доме Божием, славословие и весь распорядок, который относился к этому, были определены согласно предписаниям Давида. Приказ царя был абсолютным правилом во всем. Даже земля Идумейская становится его владением и до Красного моря все были подданными царя. Царь Тирский, который представляет собой светскую славу язычников, поставляет ему необходимое для исполнения его замыслов.

2 Паралипоменон 9

Но не только в пределах страны распространяется известность о власти и славе Соломона. Молва о нем достигает язычников, доходит до отдаленных стран, и царица Савская приходит, чтобы принести ему свою дань восхищения и драгоценности, которые должны способствовать блеску и славе места, избранного Богом, от которого дошел свет и на котором взошла слава Господня (в данный момент, без сомнения, это только образ, но соответствующий принципу благодати в той силе, которая полностью исполнит это по замыслам Божиим). Это слава, молва о которой превосходит все, что могли сказать о ней, и которую, чтобы оценить ее, следовало глубоко познать. Это слава, которая выше всего, что видел мир; мудрость, не имеющая себе равных, и эта мудрость притягивала всех царей земли, которые каждый год приносили дары царю, восседающему на престоле Господа на земле.
Таким образом, распространив свое царство до последних пределов земли обетованной, Соломон позволял всему Израилю наслаждаться изобилием и благословением, которые Бог распространял на Свой народ. Но скоро картина изменится.

2 Паралипоменон 10, 11, 12

О прегрешениях Соломона не рассказывается здесь по причинам, которые мы уже указали, но история Ровоама показывает нам скорое падение царской власти, которую установил Давид. Безрассудство царя послужило тому причиной, но это было лишь исполнением слова Господня через Авию.
Война, начатая Ровоамом против взбунтовавшихся племен, предотвращена. Ровоам подчиняется предостережению пророка. Он благословлен и укрепляется в Иудее. Левиты уходят в Иерусалим, как и большое число верующих, которые не хотели отказываться от истинного поклонения Господу, чтобы служить золотым тельцам, с которыми связывали Его имя. Таким образом, Иудея окрепла, ибо в течение трех лет царь ходил путем Давида и Соломона. Но скоро он отказывается от закона Божиего, и, пребывая в безопасности со стороны мятежного Израиля, он был неожиданно наказан врагами, в руки которых попали все богатства, собранные Соломоном. Все же он смиряется, и гнев Божий отвращается от него.

2 Паралипоменон 13-16

В истории, которую мы рассмотрим теперь, мы увидим более скорые и более прямые действия Бога по отношению к тем, кто находился в прямой и признанной связи с Господом по Его благодати к Давиду и в связи с домом, который был посвящен Его имени. Когда цари верны, все идет хорошо.
В своих войнах с Иеровоамом Авия целиком встает на эту позицию, и он благословлен.
Аса идет по его стопам, то в мире, то в войне с ефиоплянами. Израиль процветает в его царствование. Он ниспровергает идолов, ибо мы вновь и вновь обнаруживаем их. Необходима внутренняя сила, чтобы изгнать их и воспрепятствовать их возвращению. Даже мать царя лишена царского достоинства из-за своего идолопоклонства. Однако высоты не были отменены.
Между тем, хотя верность Асы сохранялась, позднее вера изменила ему. Ревнуя при виде того, что израильтяне уходят в Иудею, Вааса строит город, чтобы помешать им в этом, а Аса, вместо того, чтобы встать на сторону Господа, объединяется с Сирией: объединение, которое дает желаемый эффект, но которое подстрекает язычников против Израиля. Более того, объединение с миром мешает победить мир. Без этого шага сирийцы оказались бы в руках Асы, ибо "очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему" (16,9). Торжественные и драгоценные слова. Уязвленный в своем самолюбии и раздраженный от того, что он, таким образом, упустил такой хороший случай, Аса заключает в темницу того, кто свидетельствует ему об этом, и угнетает народ; он наказан Богом и, увы, он не ищет Бога в наказании. Все же, за исключением этого случая, Аса был верным и почитаемым.

2 Паралипоменон 17, 18

После него воцарился Иосафат, его сын, который начинает свое царствование, ходя верно путями Божиими. Он укрепляет свое царство против Израиля, врага более опасного из-за своего примера, чем из-за своей силы. Когда что-то претендует на связь с Богом и признание Его, то уверенным можно быть только тогда, когда судят духовным судом (который можно сформировать лишь имея верное чувство о чести Божией), когда решительно порывают с тем, что лишь формально находится в связи с Богом, и относятся к этому как к врагу. Так и поступает Иосафат в начале; и так как он не ходит путями Израиля, Бог укрепляет его царство. Благословленный Господом, он отменяет высоты и посвященные дерева и стремится с большим усердием и верностью внедрить в умы народа истинное знание Господа; Тот отвращает от него всякую войну, и несколько народов платят ему дань в виду его могущества.
Во многих отношениях это более приятная картина, чем те, что мы видели до сих пор в истории царей. Но это процветание становится для царя ловушкой и приносит самые горькие плоды, когда в дополнение к нему не проявляется искренняя набожность царя.
Процветание, которым Бог благословил его вследствие его верности, показывало, что стоило труда объединиться с Ним, и это затрудняло нападение на него. Пока у него все было хорошо, Иосафат со своей стороны объединяется с Израилем. Его процветание позволяют заключить союз на условиях, которые делают этот союз почетным. Человеческое сердце, когда оно не оберегается Богом, может снисходительно относиться ко злу, которого оно не опасается, но это не любовь. Внешне Иосафат верен Господу, но гнев Господень падает на него.

2 Паралипоменон 19, 20

Тем не менее, вернувшись к себе, царь занят тем, что возвращает народ к страху Божиему и творит суд и справедливость в Израиле. Но война начинается. У него больше не могло быть безоблачного благословения, он не мог иметь дело с одним Богом, без испытаний. Вмешательство врага было теперь необходимым для его же блага в соответствии с управлением Божиим, хотя в испытании, через которое он пройдет, он будет сполна благословлен. Его набожность была искренней, и испытание покажет это. Он обращается к отношениям Бога с Авраамом и Его обетованиям Соломону, когда тот строил дом. У Иосафата есть также понимание тех отношений, в которых его враги состояли с Израилем с точки зрения путей Господних (20,10-11). Бог отвечает ему, и царь ободряет Израиль, признавая голос пророков и славословя Бога до ниспослания благословения, воспевая, что вовек пребывает милость Его. Бог милостиво внимает его мольбе. Израилю, враги которого уничтожают друг друга, не остается ничего, как только собрать добычу: Бог дает покой царю, и его царство спокойно.
Между тем, если Иосафат и не объединяется больше с царем Израиля для ведения войны, то он вступает в общение с ним для торговли, но Бог останавливает его начинание.

2 Паралипоменон 21

Несмотря на некоторые прегрешения, образ Иосафата прекрасен и ободряет сердца. Но скоро созревают печальные плоды его союза с Ахавом, вовлекая Иудею в беду. Иорам, его сын, зять Ахава, ходит путями царей Израиля. Едом восстает, и Ливна, город иудейский, поступает так же. Царь устраивает высоты и принуждает Иудею поклоняться там богам. Но суд Божий не замедляет проявиться. Пророк, которого Бог поставил как свидетеля против грехов дома Ахава, предвидел их плоды в Иудее; царю приносят письмо от Илии {Илия был вознесен на небо незадолго до того, как письмо пришло по своему назначению. Поскольку это пророчество, то не представляет никакого труда прийти к мысли, что это письмо, как всякое другое пророчество, было оставлено Илией, чтобы его использовали в надлежащее время. Эта функция совершенно естественным образом была свойственна ему в путях Божиих, поскольку он свидетельствовал против беззакония Ахава} пророка, который грозит ему ужасными карами Божиими. На Иудею также нападают ее враги, которые грабят ее и даже опустошают дом царя, убив всех его сыновей, за исключением одного. Это исходило от Господа. Мы видим здесь Его правление, ибо Он управляет теми, кто состоит в завете с Ним, кто составляет Его дом.

2 Паралипоменон 22

В конце концов царь погибает по предсказанию Илии. Беда за бедой обрушиваются на Иудею вследствие объединения с семьей Ахава. Богу невыносимо объединение с тем, что называют Его религией, когда это не так. Единственный сын, который оставался у Иорама, был убит Ииуем за участие в беззаконии семьи Ахава. Гофолия, которая также происходила из нее, завладевает властью, умертвив все царское племя, за исключением одного сына, которого Бог в Своей милости сохранил, ибо Он не хотел, чтобы светильник Давида погас в Иерусалиме, хотя Он и покарал его семью. Сестра Охозии, жена первосвященника, воспитывает ребенка, которого в течение шести лет скрывали в доме Божием.

2 Паралипоменон 23

Все было чрезвычайно низменно, и, что касается внешней видимости вещей, с домом Давида было покончено; однако верность Божия сохраняется, и, хотя сила царской власти была совершенно подорвана и семья Давида отстранена от власти, Бог порождает в лице первосвященника верного человека, чтобы восстановить все. Наказание Божие было полным. Весь порядок царской власти был ниспровергнут карами; оставалась только верность Божия. Человеку был вынесен приговор; у него не было больше никакого средства, чтобы подняться. Но у Бога все в Его распоряжении: сердце Иосавеф и вера Иодая. Тот принимает необходимые меры, и царь возведен на свой престол. В конечном счете происходит то, что мы уже видели: царь предписывает все, что касается восстановления порядка в доме Божием.

2 Паралипоменон 24

Как часто энергия веры может, так сказать, устанавливать царство и в то же самое время приводить к нарушению обычного долга в тех, кто имеет дело со служением Божиим! Верный в начале своего царствования, Иоас, однако, ходит скорее по вере Иодая, чем по своей собственной, и после смерти первосвященника, опираясь на князей иудейских, он служит идолам и даже убивает сына Иодая, через которого Дух Святой предостерегал его. Иоас, покинутый Богом, разбит сирийцами. Он тяжело заболел и, наконец, был убит своими собственными рабами.
Во всей этой истории следует отметить правление карающего Бога, осуществляющего Свой суд немедленно, потому что те, которых Он судил, были в близких отношениях с Ним.

2 Паралипоменон 25

Амасия ходит до некоторой степени по путям Божиим, но нерешительно и колеблясь. Он опирается на руку плоти, но он слушает пророка, что избавляет его от поражения. Однако города Иудеи испытывают последствия его порочных действий: они были разграблены войском Израиля, которое Амасия отослал. В восторге от победы, которую он одержал над идумеянами, он принес богов Сеира, которые не смогли защитить свой собственный народ, и стал поклоняться им. И тогда он отказался слушать пророка, который осуждал его. Но гордыня идет впереди разгрома и высокомерие впереди падения. Амасия, воюя с Израилем, был позорно разбит и взят в плен, и даже Иерусалим был разграблен.
Следует обратить внимание на то, что в этой части истории милость Божия вмешивается постоянно.

2 Паралипоменон 26

Озия, его сын, долго ходит путями Господа и процветает. Власть Иудеи расширяется, и замыслы Озии успешно осуществляются; "Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его" (26,16), он присвоил себе обязанности священника и был поражен проказою рукой Господней.
Здесь мы переходим к тому периоду, в который Исаия так живо описывает нам состояние народа. Это состояние уже частично проявилось в царствование Иоаса, который, как только он начинает слушаться князей, впадает в идолопоклонство. Читая две первые главы из Исаии или из Осии, мы видим, каким ужасным было состояние народа, каким великим долготерпение Бога и до какой степени беззаконие и идолы изобиловали повсюду, когда царь не был верным и энергичным {Мы обнаруживаем также, что Исаия, показав зло и, как следствие его, суд, тотчас вводит обетование благословения, касающееся последних дней и Мессии. Начиная с первых глав, он показывает состояние народа, а также благословение последних дней. Дом Давидов осуждается только в главе 7, и в ней возвещается о Мессии, сыне Девы, как средстве и способе избавления и благодати по замыслам Божиим. Остальная часть книги этого пророка излагает нам всю историю народа с точки зрения Бога и историю народов, связанных с Израилем, вплоть до совершения в конце времен полного благословения во Христе. Он излагает также осуждение греха Израиля в отношении Господа (40-48) и в отношении Христа (49-57)}.

2 Паралипоменон 27

Иофам, сын Озии, честно ходит по путям Господним и избегает прегрешений своего отца, но народ по-прежнему развращен. Однако верность Иофама дает ему благословение и процветание, ибо предметом суда Божиего всегда является состояние царя. Как мы видим, народ, как таковой, уже давным-давно впал в грех.

2 Паралипоменон 28

Царствование Ахаза имеет решающее значение. Он предается идолопоклонству, полностью отказавшись от Господа, и чем больше он наказывается Богом, тем больше он грешит против Него. Он предается в руки сирийцев и в руки Факея, царя Израиля. В этом последнем случае Бог, однако, вмешивается, чтобы по меньшей мере уберечь пленников. Идумеяне, а затем филистимляне захватывают Иудею. Все эти невзгоды толкают Ахаза искать помощи у царя Ассирии, что навлекает на него еще большую беду (сравните Ис. 7,17; 8,7. Смотрите также Ос. 5,13-15).

2 Паралипоменон 29, 30

Если набожность и не передается от отца к сыну, то благодать может воздействовать на сердце и направлять путь человека, у которого самый скверный из отцов. Это и случилось с сыном Ахаза. Езекия, ища славы своего Бога, проявляет замечательные веру и энергию. В лучшие дни царства истинная набожность и справедливость сияли в Иосафате; теперь Езекия выказывает огромную силу веры, а в Иосии мы находим глубокое уважение к Священному Писанию, к книге закона.
Я напоминаю здесь о великом принципе, действие которого читатель заметит в книге, которая занимает наше внимание, а именно: правление Господне, которое каждый поступок приводит к немедленным последствиям, - правление, которое всегда связано с поведением царя. Но, несмотря на несколько случаев пробуждения и некоторое возрождение, произведенное благодатью, так как народ полностью развратился, царская власть, которая одна возвращала его к своему долгу, не соответствовала славе Божией, и, наконец, клятва, данная во имя Господа, была нарушена и чаша греха переполнилась; надвигается наказание Израиля и начинаются времена язычников.
Езекия признает состояние греховности, в котором находился Израиль, и побуждает его очиститься от него. Настоящее поклонение, трогательное по своему характеру (29,25-29), восстановлено, и служение в доме Господнем приведено в порядок.
Рвение Езекии охватывает весь Израиль, и он посылает письма, которые, хотя большинство смеются над ними, приводят многие серьезные души к поклонению Господа в Иерусалиме. Если не все восстанавливается в своей целостности, тем не менее есть чему возрадоваться верующему на путях Господних - повсюду, где действует вера и где искреннее сердце стремится прославить Бога. Бог прощает то, чего недоставало для требуемого очищения, чтобы участвовать в служении в храме; просьба о благословении, когда вошли в жилище Его Святости, была услышана.

2 Паралипоменон 31

Укрепленный этим общением с Господом, весь находившийся там народ идет, чтобы срубить посвященные дерева и разрушить идолов не только в Иудее, но также в земле Ефремовой и Манассииной. Состояние беспорядка в Израиле предоставляет Богу возможность сохранять верность и проявлять преданность Его народу. В Иудее изобилие и благословение, и дом Господень наполняется доказательствами Его милости, приносимыми, согласно предписаниям закона, признательными сердцами; даже в городах священников все приведено в порядок в соответствии с законом, и все процветает {Заметьте, что, когда Бог благословляет и налицо верность, то орудия, которые Он употребляет, содействуют славе, связанной с благословением. Их имена внесены в летопись путей Господних}.

2 Паралипоменон 32

Бог в полной мере отвечает на веру царя, но беззаконие в сердцах изменилось мало, и пути Господни начинают проявляться в наказании, показывая, что посреди Его наказаний и когда враг сильнее, чем когда-либо, верное племя Давидово будет неизменной помощью для Его народа. Таков урок главы 32. Этот человек - мир для народа, когда Ассирийский царь вступает в Иудею. Читайте в Ис. 8 о вторжении Ассирийского царя в страну, уже названную землей Эммануила в пророческом откровении о рождении Сына Девы, - откровении, адресованном неверному царю, Ахазу. В той же самой главе мы увидим также откровение о страшной беде народа, так как закон будет запечатан и доверен остатку, который последует за Христом как за пророком, до тех пор, пока не признает, что им родился Сын. Обратите внимание в главе 22 того же пророка также на суд Духа над нравственным состоянием народа, вызванный событиями, упомянутыми в 2Пар.32, сам Езекия не воздал Господу за оказанные ему благодеяния, и его сердце возгордилось. Но так как он смирился, ему было дано видеть мир в Иерусалиме во все дни его жизни.

2 Паралипоменон 33

Манассия, его сын, погрязший в беззаконии несмотря на предупреждения пророков, навлекает на себя, а позже и на Израиль, опустошение и разорение. Виновный в беззакониях, которые Бог не мог забыть, он раскаивается в плену; по милости Божией это восстановило его на престоле и обеспечило мир, и по возвращении в Иерусалим он верно служит Богу и с усердием заботится о славе Божией, ибо время суда над Иудеей еще не пришло. Его сын Амон следует ему в его беззаконии, но не в раскаянии, и он погибает от рук своих собственных слуг.

2 Паралипоменон 34, 35

У Иосии мы обнаруживаем нежное сердце, покорное Слову, и совесть, которая считается с помыслами и волей Божиими. Но, в конце концов, он слишком уверен в результатах такого хождения пред Богом для обеспечения благословения с Его стороны без обладания верой, которая дает разумение Его путей, чтобы понять положение народа Божиего (35,20-25). Бог, однако, пользуется этим доверием, чтобы спасти Иосию пред лицом бедствия, которое Он готовил, и пред лицом кар, которые должны были обрушиться на Иудею и знание которых должно было бы придать больше смирения его хождению. В шестнадцать лет по благодати Божией он начинает искать Господа, и в двадцать лет он уже обрел духовную силу, необходимую для того, чтобы энергично бороться с идолопоклонством, которое он уничтожает вплоть до земли Неффалимовой. Здесь мы видим, как верховная благодать вмешивается, ибо Езекия и Иосия оба были сыновьями исключительно скверных отцов.
Очистив страну от идолопоклонства, Иосия начинает восстанавливать храм, и там находят книгу закона. Сознание царя и его сердце также подчиняются власти Слова Его Бога. Он ищет пророческое свидетельство Бога относительно Израиля, и Бог открывает ему через Олдану бедствие, которое обрушится на народ, но в то же самое время Он объявляет ему, что его глаза не увидят бедствия. Это сообщение должно было бы заставить его поступать с меньшей поспешностью и с большей трезвостью, когда он нападает на фараона. Чувство того, что заслуженное наказание должно будет обрушиться на этот народ и что его грехи были непоправимы (хотя сам царь был пощажен), должно было бы воспрепятствовать ему выступать против фараона, когда тот не нападал на него и даже предупреждал его, чтобы он воздержался. Но он не прислушался к словам Нехао, и дерзость, которая была не угодна Богу, погубила его.
Его смерть открыла шлюзы для бедствий Иудеи и Иерусалима, которые были благословлены через Иосию, ибо они служили Господу во все дни его и поэтому находились под благословением; кроме того, они скорбели о его смерти. Иеремия (то есть Дух Божий через пророка), оплакивая в траурной песни последнего царя, которому было дано поддерживать отношения Бога со Своим народом, горевал о крахе и опустошении, которые грех должен был навлечь на любимое стадо Господне, на виноградник из отборной виноградной лозы.
Однако какой бы ни была верность Иосии, она не смогла изменить сердца народа (сравните Иер. 3,10). Вера Иосии действовала, возвышаясь над этим состоянием дел, и, как мы видели это всегда, благословение зависело от поведения царя, хотя в глубине все стремилось к гибели и отвержению народа.
Нам остается сказать два слова о Пасхе. Все приведено в порядок по предписаниям Моисея и Давида, причем очень старательно. Кажется, что даже ковчег покинул свое место (35,3). Но теперь, когда ковчег возвращен на свое место покоя, левиты старательно занимаются своим служением и даже готовят то, что было необходимо священникам для справления праздника (ст. 14). Все они были на своих местах по благословению Израиля в покое, которым он наслаждался при Соломоне. Те, кто наставлял Израиль, не носили более ковчег, а служили Богу и Его народу. Певцы также были там на своих местах, так что подобной Пасхи не было со времен Самуила. Это было подобно последнему отблеску лампы, которую Бог зажег в семье Давида посреди его народа; вскоре она погаснет, чтобы оставить мир в потемках язычников, которые не знали Бога, и тех, которые были Его народом, понесши наказание, выраженное в слове Лоамми ("не Мой народ"), но это для того, чтобы позже дать повод для явления Его бесконечной благодати к народам и Его незыблемой верности к Израилю. Именно годом этой Пасхи Иезекииль датирует свое пророчество (1,1), сказав: "в тридцатый год". Почему? Я не могу этого сказать. Возможно, этот год был годом пятидесятилетнего юбилея или сама Пасха имела большое значение.

2 Паралипоменон 36

О последующих правлениях не требуется много говорить. Царь Египетский завладевает страной, и беззаконие Иоакима, которого он ставит царем в Иерусалиме, отнюдь не приводит к возрождению от Бога. Более могучий царь, чем царь Египетский, царь, при помощи которого Бог пожелал начать господство язычников, выступает против Иерусалима, и, заковав Иоакима в цепи, он, в конце концов, позволяет ему закончить свое царствование и свою жизнь в Иерусалиме. Три года спустя он уводит его сына в Вавилон.
Седекия, с которого Навуходоносор взял клятву именем Господа, - признавая таким образом власть этого имени над своей душой, - в этом отношении более нечестив, чем Навуходоносор; он пренебрегает своей клятвой и именем Господа, и после непродолжительного напрасного сопротивления, в котором он упорствует несмотря на свидетельство Иеремии, попадает в руки царя Вавилонского, который до основания разрушает город и святилище, ибо народ и священники также были глубоко развращены: они не почитали Господа и презирали Его пророков, так что ему больше не было спасения. Тогда земля наслаждается своими субботами.
Какой печальный и суровый урок греха и беззакония человека и праведного суда Божиего! "Только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши" (Ам. 3,2). Но в Своих наказаниях Бог помнит о милосердии, и в Своих благодатных советах Он уже подготовил и даже возвестил через пророков (и это во имя Свое) об орудии, чтобы дать некоторую передышку Своему народу.
После семидесяти лет, которые Иеремия объявил сроком плена Иудеи, Господь возбуждает дух Кира, и тот во всеуслышание провозглашает, что все царства земли дал ему Господь Бог Небесный и что Он повелел ему построить Ему дом в Иерусалиме. Он призывает народ Божий отправиться туда, говоря ему, что Господь, его Бог, будет с ним.