Иоанн
Наш YouTube - Библия в видеоформате и другие материалы.
Христианская страничка
Лента обновлений сайта
Медиатека Blagovestnik.Org
в Telegram -
t.me/BlagovestnikOrg
Видеобиблия online

Русская Аудиобиблия online
Писание (обзоры)
Хроники последнего времени
Українська Аудіобіблія
Украинская Аудиобиблия
Ukrainian
Audio-Bible
Видео-книги
Музыкальные
видео-альбомы
Книги (А-Г)
Книги (Д-Л)
Книги (М-О)
Книги (П-Р)
Книги (С-С)
Книги (Т-Я)
Новые книги (А-Я)
Фонограммы-аранжировки
(*.mid и *.mp3),
Караоке
(*.kar и *.divx)
Юность Иисусу
Песнь Благовестника
старый раздел
Бесплатно скачать mp3
Нотный архив
Модули
для "Цитаты"
Брошюры для ищущих Бога
Воскресная школа,
материалы
для малышей,
занимательные материалы
Список ресурсов
служения Blagovestnik.Org
Архивы:
Рассылки (1)
Рассылки (2)
Проповеди (1)
Проповеди (2)
Сперджен (1)
Сперджен (2)
Сперджен (3)
Сперджен (4)
Карта сайта:
Чтения
Толкование
Литература
Стихотворения
Скачать mp3
Видео-онлайн
Архивы
Все остальное
Контактная информация
Поддержать сайт
FAQ


Наш основной Telegram-канал.
Наша группа ВК: "Христианская медиатека".
Наши новости в группе в WhatsApp.

От Иоанна святое благовествование

Оглавление: Глава 10; Глава 11; Глава 12; Глава 13; Глава 14; Глава 15; Глава 16; Глава 17; Глава 18; Глава 19; Глава 20; Глава 21

Глава 10

Пастырь добрый

Употребление слов "Я есмь" (7.14; 6,35.51; 8,12; 11,25; 14,6; 15,1) является особенностью стиля Иоанна (см. введение: особенности). Истинность слов "Я есмь", являющиеся для иудеев и первохристианской церкви в равной мере неслыханными и немыслимыми, подтверждается замечанием Иоанна о том, что некоторые слова Иисуса были поняты учениками только после Его воскресения (напр. 2,22; 7,39; 12,16). Имеющие одинаковый строй предложения слова "Я есмь" встречаются в следующих сочетаниях: "Хлеб жизни" (6,35. 48), "Живой хлеб, сшедший с небес (6,51), "Свет миру, свет жизни" (8, 12), "Я есмь" - без носителя действия (сказуемого) (6,20; 8,28; 13,19), - дверь (10,7.9), пастырь добрый (10,11.14), воскресение и жизнь (11,25), путь, истина и жизнь (14,6) и виноградная Лоза (15,1.5). Следует обратить внимание: 1. В греческом тексте особенно сильно подчеркиваются слова "Я есмь". Они напоминают нам имя Бога-Яхве (см. комментарий на 8,24). В Библии, изданной в Цюрихе, Исх. 3,14 в переводе звучит так: "Я есмь послал Меня к вам". "Я есмь..." в Отк. 1,8 относится к Богу, это же выражение в Отк. 1,17-18 - к вознесенному Иисусу, Сыну Человеческому. Словами "Я есмь" Иисус выражает Свое единство, "личную тождественность" с Богом. 2. Сказуемое в таком предложении не выполняет функцию сравнения, как напр. "Царство Божие подобно...", а является, в большинстве своем, выразителем божественной миссии спасения, деятельности Божией, достоинства Отца и высказыванием о Нем. "Под этим завуалированным названием следует понимать всю деятельность Христа" (Бенгель). Например, при благословении Иакова (Быт. 48,15; 49,24) Бог является "Пастырем Израиля" (Пс. 22; 79,2; Иер. 31,10; Иез. 34,12.31). В Иез. 34; 37,24-25 "раб Давид" называется "Царем и Пастырем" (см. 1 Пет. 5,4 "Пастыреначальник" т.е. Пастырь-Патриарх), а в Иез. 34,17-22 повествуется о суде между козлами и овцами (Мтф. 25,33) и о потерянной овце (34,16; см. Лук. 15,4). Сказанное в Зах. 13,7 Иисус относит к Себе (Мтф. 26,31). 3. У других евангелистов мы также находим выражения, созвучные иоанновым словам "Я есмь". Например, в Мтф. 11,19.28 -30; Лук. 7,34.4. В тесной связи с "Я есмь" - словами стоят слова, выражающие действие, поступки: приглашения, обетования, осуждения. Приходящий ко Мне (6,35) - не будет алкать (6,35); верующий (6,35) не будет жаждать (7,37; 4,14); есть хлеб, сшедший с небес (6,50) - не умереть, жить вовек (6,51); есть Мою Плоть и пить Мою Кровь (6,54) - быть воскрешенным в Последний день; пребывать во Мне и Я в Нем (6,56) и др. Все эти слова - носители действий - раскрывают одно единственное слово "уверовать" (см. комментарий на 3,36).
10,1-10: Жизнь пастухов в Израиле. Овцы разных хозяев (пастухов) содержались в огражденных загонах (дворах) под открытым небом (Лук. 2,8 и посл.). Ночью ворота этого двора охранялись придверником (3). По утрам животных выводил на пастбище пастух или получающий за это плату его помощник (наемник; 12; в позитивном значении). Пастух или то помощник и сегодня еще выводит своих овец весьма неожиданным образом: он зовет и манит принадлежащих ему овец по имени (3). Пастух или помощник идет впереди и ведет их на самые зеленые пастбища и к воде. В горной местности беззащитные !по своей природе животные подвергаются опасности со стороны горных львов, медведей и волков (1 Цар. 17,34-37). - Пастыри Израиля: беда Израиля в том, что его овцы без Пастыря (1 Цар. 22,17; Ис. 13,14; "3,6). Поэтому Бог Сам хочет стать Пастырем (Пс. 22; Ис. 40,11) и Израилю дать истинных пастырей (Иер. 3,15; Иез. 34,23).
10,1: Слова воры и разбойники означают продолжение жестокой борьбы, начавшейся в 5,18 намерением убить Иисуса (иудеям -1исус предъявил обвинение в том, что они дети диавола; 8,44); попытка побить Его каменьями (8,59), отлучение (9,22) являются этапами, предшествовашими резким словам Иисуса.
10,1.8.10. Дверь (1-7): символ из Ветхого Завета: дверь ковчега (Быт. 6,16), помазанная кровью дверь - залог свободы в установленный Богом праздник Пасхи (Исх. 12,7) и врата Небесные (Быт. 28,17; Отк. 4,1; см. комментарий на Мтф. 7,13). "Существует лишь один правомерный (законный) вход" (Бенгель): признание неповторимости (абсолютности) Христа (Мтф. 21,42; 1,21; Деян. 4,12; 10,43). Никакая другая религия или вера, ни происхождение, ни нравы и традиции, ни даже святыни и никакое "врастание" не делают нас членами единственной спасенной Церкви. Нас вновь и вновь удивляет то многообразие, с каким Бог ведет нас к вере, но, несмотря на это, множества дверей, ведущих к жизни (плюрализм), не существует. Есть только одна - Иисус, и этого достаточно! (10).
10,4: Идет перед ними: "Прохождение" этой двери не является однократным событием (обращение, возрождение), Иисус продолжает оставаться ведущим в жизни спасенных людей. Овцы не становятся "самостоятельными" (Мтф. 18,3), для верующих не может быть и пастбища, найденного ими самими и используемого одними ими, без Иисуса.
10,5: Они бегут от чужого, "как от чумы" (Бенгель), потому что он уводит их от Иисуса.
10,11: Он полагает жизнь Свою, греч. "душу" (см. комментарий на Ис. 42,1).
Пастырь добрый:
а) вн полагает жизнь Свою за овец (11,15; ср. "Агнец Божий" - см. комментарий на 1,29).
б) Он искренне связан с верующими (овцами) также, как и Отец с Сыном (15; 17,21).
10,16: Иисусу известно об овцах в Израиле и стаде не сего двора, т. е. других народов (Быт. 12,3; Ис. 52,10 и посл.; 53,11; см. "многие" - см. комментарий на Мтф. 20,28). Иисус говорит о других овцах, но не о "другой овчарне"! Единение народов Израиля (Еф. 2,11-22; 1 Кор. 12,12 и посл.; Гал. 3,28; Кол. 3,11; Отк. 5,9).
10,17-18: Дважды повторенное слово "власть" означает власть Иисуса отдать Свою жизнь и вновь принять ее (19,10).
10,20: 7,20; 8,48.52; Map. 3,21 и посл.; Мтф. 11,18; Лук. 7,33. Перестать слышать Иисуса - опасно и таит в себе смерть (Рим. 10,14 и посл.).
10,22: Праздник освящения храма состоялся спустя два с половиной месяца после праздника поставления Кущей (7,2). В период между этими событиями Иисус, видимо, пребывал в Перее, где преобладали общины Иоанна Крестителя. Праздник очищения храма, посвященный памяти повторного очищения его после сражений во времена Иуды Маккавея (1 Макк. 4,36-59; 2 Макк. 10,1-8) стал веселым национальным праздником. Может именно поэтому возник вопрос о Мессии. Иисус не желал, чтобы в обществе Его называли Мессией (за исключением в 4,25.26: Мтф. 16,20; см. гл. 9,37; см. комментарий на Пс. 22,5; см. комментарий на Мтф. 16,116).
10,26: Избрание, см. 15.16.19!
10,27-29: Признаки, определяющие принадлежность к стаду: 1. Они слышат не только ухом (акустически), но и всем своим существом, всем сердцем. Иисус знает Своих "знанием" избирающим, любящим и спасительным. 2. Иисус не может "разочароваться" в нас, поскольку знает о нас все. 3. Единственным "делом" овец является следование за Ним, но в то же время, это и "не дело", так как оно, в результате, ничего не приносит Пастырю, но им дает жизнь полную и вечную (28; см. комментарий на 3,14 и посл.). Уже теперь они вкушают этот дар - вечную жизнь (Евр. 6,5), который, однако, "сокрыт под крестом" (Лютер), ибо овцы посланы обитать среди волков (12; Мтф. 10, 16). 4. Из руки Моей: двойная гарантия благодаря двум соединенным рукам (Моей и Отца Моего) (28-29). 30: Одно: понятие, рушащее все мирские и человеческие масштабы. Иисус не говорит: "Я и Отец - одно лицо"! Есть две личности в совершенном единстве (см. слова "Я есмь").

Враждебность иудеев

10,2-33: В Израиле не существовало смертной казни за мысли, взгляды (т.е. ересь), но она применялась, в соответствии с законом, только за проступки. В Израиле, строго соблюдавший веру в единого Бога (монотеизм), богохульство было ужаснейшим проступком. Безбожник видит в утверждениях Иисуса только высокомерную самоуверенность или глупую переоценку Самого Себя.
10,34: Вопреки выражению: в вашем законе (см. 8,17), Иисус не уподобляется раввинам в их искусстве истолковывать законы, но относится к ним (8,17) со всей серьезностью: в Пс. 81,6 (см. Рим. 13,4) за словом "боги" сразу же следует "и сын Всевышнего"; аналогично называются в Исх. 21,6; 22,7.8 на древнееврейском "судьи" (Библия Эльберфельдера) "Богами" (старый текст Лютера), потому что с ними было Слово Божие (35). Вершить суд В Израиле было делом пророков, как и у Самуила.
10,38: 1,50.

Глава 11

Воскрешение Лазаря

11,1: Местечко упоминается в связи с проживавшей там Марией (45), ставшей позднее более известной, чем другие Марии (2) тем, что она совершила помазание (12,1 и посл.). Марфа - значит "госпожа". Лазарь: имя греческого происхождения, древнеевр. - Елиезер, рус. "Помоги Бог".
11,3: Прекрасное сочетание бескорыстного смирения и доверия. Августин: "Достаточно того, что Иисус обо всем знает" - действительно и в отношении наших молитв!
11,4: К прославлению (см. комментарий на 17,1): 1. Чтобы Бог был восхвален. 2. Указание на крестную смерть (46.50.53). Иисус часто называет смерть на кресте прославлением (7,39; 12,16. 23; 13,31-32).
11,5: Любил: из трех греческих слов, означающих любовь, происходит в тесном личном контакте с Иисусом. Воскрешение человека, как действие Иисуса, совершается, это особенно подчеркивается, вместе употреблено самое искреннее: ни "эрос" - эротическая любовь, ни "филос" - духовный интерес, а "агапе" - любовь, приносящая себя в жертву (21,15).
11,6: Чувства Сына Человеческого, как и у нас, людей человеческие (5.33.35.38), но мысли и поступки Его божественны: вначале отдать земное, затем получить Божественное.
11,8: Вифания расположена всего в 3 км к востоку от Иерусалима.
11,9-10: Сейчас день потому что это время Господнее (см. комментарий на Еккл. 3,1 и посл.). Ночь - см. комментарий на 9,4.
11,11: Друг наш. Следовательно, ученики знают Лазаря (Лук. 10.38-42).
11,15: Если дела находятся в руках Иисуса, тогда даже самое мрачное событие озаряется лучами радости (печаль во Имя Бога, приводящая к покаянию, 2 Кор. 7,9-11).
11,16: Фома произносит почти те же слова, что и Петр (Лук. 22,33).
11,21: То же самое говорит более мягкая по характеру Мария (32), падая к Его ногам. Значит сестры, до прихода Иисуса, говорили об этом между собой. Так начинается вера (22)! Позже Марфа пугается собственной смелой веры (39) и не может понять относящегося к ней лично обетования (23) Иисуса.
11,25: Воскресение и жизнь: слова "Я есмь" - см. комментарий на гл. 10. Иисус принимает от Отца миссию Создателя и Свершителя всего, как написано в Ис. 11,1-16; 27,7 и др.; а также в 2 Пет. 3,13; Отк. 21,1 и посл. Крест Иисуса и Его воскресение несут с собой "начаток" (Рим. 11,15-16; Кол. 1,18) нового создания. (Вечная жизнь, воскресить -" 3,14 и посл.; 6,39; 20,19-20). "Принципом первичного творения является создание из ничего, принципом вторичного - преобразование" (В Штелин; Царство Божие см. 1,3; 3,3!). Человеку не свойственнен переход из одной структуры его обитания, из преходящей "схемы этого космоса" (1 Кор. 7,31 досл.) в другую форму существования, подобно тому, как это происходит, например, с личинкой, развивающейся в водной среде и переходящей затем в среду воздушную в виде нового существа - стрекозы. Превращение человека (!) с Отцом (5,21; 1 Кор. 6,14; 2 Кор. 4,14; Еф. 2,5-6) со всеми, составляющими тело Христово (Еф. 2,14- 18; Рим. 12,4-6 и др.; жить, пребывать в- см. комментарий на 6,56; 15,4-6). "Разве голова и части тела не единое целое?"
11,27: Теологическое (24) учение о воскресении воплощается в реальную действительность в лице Иисуса.
11,28: Вера влечет людей возвещать об Иисусе. Тайно: Марфа желает, чтобы ее сестра вела "разговор наедине с Иисусом".
11,32: Путь Марии лежит не к могиле брата, а к Иисусу!
11,33 (35.38): Иисус возмутился из-за власти греха и смерти над жизнью (Лазаря) и сердцами (скорбящих). Восскорбел: воплощение Слова Божиего "включает в себя и душевные переживания, но не страсти" (Бенгель).
11,34: Для Иисуса Лазарь является не трупом, как для Марфы (39), а человеком (15): Он зовет его по имени (43).
11,41: Возвел очи к небу: Иисус смотрит на невидимое (2 Кор. 4,18) и указывает Марфе (40) и окружающей их толпе (42) посредством Своей всепобеждающей молитвы, услышанной Отцом, путь к Истине (1 Иоан. 5,15).
11,42: 10,38.
11,43: Воскрешение Лазаря не есть пробуждение от летаргического сна, его нельзя расценивать и как "символическое" или в любом другом "значении". Оно наглядно, чудесным образом (чудеса - см. комментарий на 2,1 и посл.) и вполне реально демонстрирует (12,2.9- 11.17-18) Слово Иисуса (25). Громко произнесенная молитва и громкий зов отличают ясные божественные действия Иисуса от "шептания и бормотания заклинателей и чародеев" (Ис. 8,19).
11,44: Иоанн хорошо знает нравы и обычаи народа Палестины! В Египте тело умершего заворачивается в полотно полностью, а в Палестине - отдельно каждую зуку и каждую ногу. В отличие от античных рассказов о чудесах, Иоанн не пытается описать ход события; ни единым словом не упоминается о пережитом в "ином мире"; не повествует он ни о чувствах, испытываемых окружающими, ни о благодарности сестер воскресшего (но далее 45; 12,1-11.17-18). Божия святость не допускает разъяснений.

Решение врагов Иисуса о предании Его смерти

11,47: Совет - см. комментарий на Мтф. 26,59.
Овладеют местом, т.е. Храмом.
11,50-51: Решение определяется тактикой и соображениями выгоды. Но Бог дал им еще срок в сорок лет до уничтожения Иерусалима. Торжествуя, зло спрашивает: "Где же Бог?" Каиафа становится невольным свидетелем "первосвященнической жертвенной смерти" Иисуса. Неринятие Мессии Израиля и убиение Его привели к великому повороту, несущему с собой провозглашение Евангелия среди народов (ср. Мтф. 10,5-6 с 28,18-20; Деян. 13,46; 8,4; Ис. 60,1 и посл.).
11,52: Рассеяные: имеются в виду избранные с начала вечности (Еф. 1,4; 1 Пет. 1.20-21 и др.) дети Божий (- см. комментарий на 10,16; 19,19).

Глава 12

Помазание в Вифании (Мтф. 26,6-13; Map. 14,3-9)

12,1: Пасха: (см. комментарий на Исх. 12; Мтф. 26,2). Всем четырем евангелистам историческое значение смерти Иисуса представляется настолько важным, что они часто повторяют отдельные, относящиеся к ней подробности (12, 1.12; 13,1 и др.). В субботу, "день великий" (19,31) совпали меж собой еженедельное субботнее двойное жертвоприношение (Числ. 28,9-10) и проводимое в свободный от работы день "священное собрание" в конце недели опресноков (Числ. 28,17-25), сопровождаемое жертвоприношением всесожжения и возлияними во имя искупления грехов. С помощью астрономических данных и исторических дат, считая исходным пунктом день великой субботы, был вычислен наиболее вероятный день смерти Иисуса (7 апреля 30 года после Р. X.). Иоанн придает большое значение тому, что Сам Иисус умер как Пасхальный Агнец в пятницу и видит в этом исполнение отдельных пророчеств (13,1; 19,24.28.36-37; ср. Ис. 53,7.9; Деян. 8,32-35). Будучи отлученным от церкви, Иисус празднует со Своими учениками, как и в предыдущий год (см. 6,4.11), Пасху без заклания агнца в храме в пятницу. Отец семейства произносит праздничную литургию. Так предусмотрено поступать всем тем, кто не может находиться в Иерусалиме и принести нам жертвоприношение (окропление кровью) (Втор. 16,5 и посл.). После разрушения Иерусалима такая форма празднования пасхи в диаспоре, подобно тому, как указано в Исх. 12 с праздником хлеба пресного и чаши благословения, продолжалась тысячелетиями.
12,2: Марфа служила вероятно в доме Симона (Мтф. 26,6).
12,3: Нардовое миро: растение из семейства валериановых, произрастающее в Индии. Елей, приготовленный из другого состава, часто выдавался за настоящий. Один фунт составлял 300 граммов, стоимостью в 300 сребренников (динариев) (5). Один динарий, согласно Мтф. 20,2, платили работнику за один рабочий день; следовательно, эта сумма в настоящее время составила бы около 5-6 тысяч рублей! Это - смиренная (ноги, а не голову! Исх. 29,7; см. комментарий на Пс. 22,5), без принуждения, отдающая всего себя любовь. Ни одна добропорядочная женщина в Израиле не показывалась на людях с распущенными волосами!
12,4-5: Жестокость всегда маскируется нравственностью.
12,6: Воровство не является единственной диавольской чертой темной, загадочной личности Иуды.(6,71; 13,2. 27). Его страсть к деньгам дает возможность сатане "заполнить сердце" (Деян. 5,1-11; 1 Тим. 6,9; - см. комментарий на Мтф. 6,24).
12,7: Перед лицом предстоящей смерти Иисуса расточительность Марии оправдана и принята Им.
12,10: Диавольская ненависть фанатически набожных первосвященников (19, 11)! Лазарь ничего не рассказывал о царстве смерти. Люди приходят к нему не для того, чтобы слушать, а чтобы видеть его (9).

Въезд Иисуса в Иерусалим (Мтф. 21,1-11; Map. 11,1-10; Лук. 19,29-40)

12,13: Речь идет не только о въезде Иисуса в Иерусалим, но и о торжественной, царственной церемонии встречи Его (18). Пальмовые ветви, сохранившиеся со времени праздника Кущей (Лев. 23,40), являются символом мессианской славы. Осанна: означает "Господи, спаси!" (Пс. 117, 25). 117-й Псалом является последним из хвалебных псалмов, читаемых во время пасхальной трапезы; его знали наизусть и всегда воспринимали в мессианском смысле.
12,14: Следует, однако, обратить внимание: Иисус, Царь Израилев, избегает употреблять слово "Мессия", вносящее путаницу в понятие ожидания (10,24; см. комментарий на Мтф. 16,16). Иисус посредством незабываемого, только впоследствии понятого (16) учениками, "образного благовестия" извещает о своем миролюбии. Он нашел - следовательно, Он искал (Map. 11,1-7!) - ослика, дабы исполнилось пророчество о Его миролюбивом Царстве (18,36; Зах. 9,9). Ибо Он - Князь мира (Ис. 9,5-6; 54,10; Мих. 5,4).

Приближение прославления

12,20: Еллины: не иудеи, верившие в Бога Израиля, но не соблюдавшие полностью законы, "богобоязненные прозелиты" (обращенные из язычников) (Деян. 2,11; 6,5; 8,27). Согласно Быт. 10,5 греки считаются островитянами. Пророческие слова исполняются (Ис. 51,5; 42,4; 49,1; 60,3.9). Для Иисуса они являются Божиим знамением (23). "Начало перехода Царства Божиего от иудеев (37) к язычникам" (Бенгель).
12,21: 1,44.
12,23: Час - см. комментарий на Еккл. 3,1 и посл. Сын Человеческий см. комментарий на Мтф. 8,20; прославиться (см. комментарий на 17,1) смертью Своей воскресением.
12,24: Подобно тому как Иисус является одновременно Пастырем и Агнцем, Первосвященником и закланой жертвой, также и здесь, Он одновременно и Сеятель и пшеничное зерно.
12,25: Не пустое морализирование, а духовная действительность, перед выбором которой нас ставит Иисус! Жизнь (греч "душа"): - см. комментарий на Ис. 42,1 Слово "душа> указывает на внутреннее содержание сознательно и глубоко изменившейся жизни. Ненависть в этом случае как и в Мтф. 6,24; Лук. 14,26 отнюдь не означает чувства, выражающиеся в потребности разрушения (агрессии), а подчеркивает остроту отрицания, отказа.
12,26: 17,24. Служить досл. "идти по пыли". Кто позволяет Иисусу служить себе, тот сам может потом служить. Слово "служение> в Ветхом Завете почти не встречается, в Новом Завете оно употребление 34 раза! И где Я...: наивысшее почитание слуги (греч. "диакон"). Любая деятельность в церкви именуется в Новом Завете служением (а не исполнением обязанностей!)
12,27: Гефсимания по Иоанну! Oneчалена: "Душа опечалена, когда сталкиваются мысли противоположного характера" (Бенгель).
12,28-29: Имя Твое - см. комментарий на 17,6. Глас с неба; прославлю - см. комментарий на 17,1. Одни из народа объясняют услышанное "природным явлением", другие идут дальше и вспоминают ангелов на небесах (Мтф. 18,10), только о Боге никто не думает.
12,31: Выражение "Князь мира" встречается только у Иоанна (14,30; 16,11; см. 1,9; схожие выражения в 1 Кор. 2,6.8; 2 Кор. 4,4; Еф. 2,2; Кол. 2,15; см. Лук. 10,18; Евр. 2,14). Ныне: как и в греческом тексте дважды повторенное, ликующее "ныне!" Суд над сатаной происходит в 4 этапа: 1. Суд и изгнание с небес ныне состоялись (13,3; 16,11; Кол 2,15). "Вон, за пределы границ Царства, переданного Мне на Небесах) (Бенгель; ср. Иов. 1). 2. Лишение прав! Низвержение сатаны как обвинителя (Отк. 12,7--12) связано с кровью Агнца (32.33; см. комментарий на 5,24). 3. Достигнув вершины своей власти в царстве антихриста на земле, он, по пришествии Христа, будет скован (Отк. 20,1-3). 4. Лишение власти! После своего последнего наступления, он будет ввержен в геенну огненную (Отк. 20,10).
12,32: Вознесен: на кресте, воскресением и вознесением. Слово всех не следует понимать статически, а как отбор избранных (25-26.356). Иисус не проповедует всеобщего примирения.
12,34: Сын Человеческий -" Мтф. 8,20!
12,36: Сыны света- см. комментарий на 8,12!

Неверие народа

12,36: Отошел: как и в других Евангелиях, заключительное сообщение об известных всем деяниях Иисуса сопровождается обобщающим словом "ожесточение" (см. комментарий на Исх. 4,21; Мтф. 13,14).
12,37: Чудеса -" Мтф. 12,38.
12,38: Ис. 53,1.
12,39-40: Ис. 6,9 и посл.; Мтф. 12,34; 13,14-15.
12,41: Когда видел славу Его: это не только ссылка на соответствующий текст в Библии - в то время Библия еще не подразделялась на главы и стихи - но и событие, действительно имевшее место: как и Авраам (8,56), Исайя видел ЕГО (см. комментарий на 17,1; см. Ис. 11,1: отросток, др. евр. "нецер" напоминает Назорей; Мтф. 2,23).
12,42: Отлучить досл. "изгнать из синагоги", тем самым лишиться защиты со стороны Рима и права исповедовать "официально разрешенную религию".
12,43: Слава: в греч. употребляется в значении "величие", а не для выражения субъективных почестей. Оказание почестей человеку приводит в своей греховной превратности (Рим. 1,21) к "величию человека", неизбежно становящегося выше величия Божиего.
12,44: Верующий в Иисуса не упраздняет строгого монотеизма. Кто воспринимает в лице Иисуса не Самого Бога и Его милосердие, а нечто другое, тот занимается идолопоклонством и противопоставляет себя Иисусу. И напротив, кто признает Бога, не веря в Иисуса, тот поклоняется идолу или вымышленному Богу - плоду философского измышления человека.
12,46: Сеет - см. комментарий на 8,12.
12,47: 3,17. Иисус- "единственное Слово Божие, которому мы должны внимать, доверять и повиноваться в нашей жизни и в смерти" (Первый тезис Бармского синода 1934).
12,48: Суд: 3,18; 5,21 и посл.; 6,54.

Глава 13

IV. Последняя беседа Иисуса со Своими учениками и Своим Отцом (гл. 13-17)

Прощальные речи Иисуса, обращенные к Своим ученикам, ознаменовались двумя Его деяниями: омовением ног (гл. 13) и молитвой за оставляемых учеников (гл. 17). Борение Иисуса за Израиль закончено. История спасения Божиего народа Израиля теперь, с распятием его Царя - Божиего посланника - подошла к концу (Рим. 9-11). Основной задачей Иисуса в это время является подготовка посланников для Церкви Нового Завета. Согласно остальным Евангелиям Иисус поучал Своих учеников и в другие периоды времени. Иоанн же, в дополнение к этому, описывает, как Иисус, прощаясь с учениками, говорил о самом важном и в их последующем жизненном пути и служении. Ссылки, приведенные в 14,31; 18,1, указывают на то, что описанное в гл. 15-17 было произнесено Иисусом в пути следования через город и виноградники до прихода Его к реке Кедрону и в сад Гефсимании. Слушавшим Его очевидцам незабываемым осталось "последнее завещание". Характерная особенность беседы: она воспринимается как единое целое. Утешитель: см. 14,16-18.26; 15,26-27; 16,7 и посл. 13 и посл.

Омовение ног

13,1: Конец: также и "завершение". Восклицание: "Свершилось!" (см. 19,30) того же корня.
13,2-3: Предательство Иуды драматически контрастирует с полным величия Словом о том, что Отец все отдал в руки Иисуса (3) и после всего этого еще следует омовение ног.
13,5: В Палестине, из-за пыльных дорог, было принято мыть ноги приглашенным гостям. Это входило в обязанность рабов.
13,7: В греческом тексте противопоставляется не группа слов: "теперь и после", а "я и ты". Между Иисусом и Петром имеются существенные различия. Соответственно 2,22; 12,16, это является одновременно и указанием на Его крест и воспринимается как утешение, даже если божественные намерения в жизни человека кажутся загадочными.
13,8-10: Часть: Господь является частью нас самих, отдает всего Себя на кресте и дарит возможность наследовать Царство небесное (Числ. 18,20; Пс. 15,5; 72,26; 141,6). Человек виновный, порочный, запятнанный, будь он даже весьма набожным (Пс. 50,7), человек, в самом сердце которого •иездится порок, радикально отделен от Бога. Он должен быть омытым: крещение - см. комментарий на Лук. 3,16). Стать чистым (10) можно благодаря: 1. Крови Агнца. 2. Искреннему общению с Иисусом. 3. Его Слову (15,3). "Слово Христа, в сущности, самое чистое. Доверься Его Слову, оно сделает все, что необходимо для твоего очищения" (Бенгель). Довод о том, что >аспятие Иисуса не является обязательным условием для прощения греков, посколько Он де прощал грехи 1 до Своего распятия (напр. 8,11; Мтф. 9,2), несостоятелен. Нельзя забывать, что крест стоит в центре всех времен и является искуплением грехов во все времена до и после - раз и навсегда" (Евр. 9,25-28)! Иисус взошел на Голгофу и ради Авраама и Давида, и ради Павла (1Тим. 1,15) и нынешнего поколения. Весь чист: досл., "чист полностью". И все же человек нуждается на любом жизненном пути, включая и путь служения, во все новом прощении (1 Иоан. 1,7-2,2). "Ноги моются в последнюю очередь, загрязняются же они первыми" (Бенгель).
13,11 (18): Иисус вновь и вновь говорит об Иуде.
13,14: Должны: досл. "ваш долг, обязанность". "Чистой" и идеальной, как ошибочно считают представители многих сект, церковь не бывает. Поэтому услужение при омовении ног совершают не по желанию, оно является святой "обязанностью и долгом" (пятая просьба!). Он имеет в виду не только послушное служение, но "исходя из спасительного подвига Иисуса, и прощающую, очищающую помощь в нахождении верного пути, а также освобождение и становление нового человека" (Де Боор; см. Гал. 6,2).
13,15: Пример: не голову мы должны мыть своему ближнему, а ноги (см. 13,34).
13,17: Восхваление и признание блаженными тех, кто исполняет это с желанием!
13,18: Ужасную губительность "сознательно" действующего преступника (являющегося одновременно и не преступником) Иуды, Иисус может понять только из Писания (21). Да сбудется Писание - см. комментарий на Мтф. 4,14.
13,19: Непризнание Избранного могло бы поколебать нашу уверенность в спасении (10,28-29) и привести к сомнению в божественности Иисуса, поэтому Иисус еще раз подчеркивает ее словами: "Я есмь" (см. комментарий на гл. 10).
13,20: Весьма важное высказывание: Бог открывается людям через посланников Иисуса! Когда они пророчествуют, т. е. говорят на основании данного им полномочия о происшедших событиях, о состоянии грешных сердец, о грядущем Божием суде (1 Кор. 14,24-25), то это означает, что Сам Бог говорит с людьми (Мтф. 18,18).

Иисус и предавший Его (Мтф. 26,21-25; Map. 14,18-21; Лук. 22,21-23

13,21: Засвидетельствовал: в греческом языке это слово послужило основой для возникновения другого - "мученик". Божественно потрясенный духом, Иисус величественно обозначил начало Своего крестного пути, дав в беседе с Отцом Свое согласие (истинно, истинно - см. комментарий на 1,51).
13,22-26: Чудовищность предательства вызывает страх у всех учеников (самокритичное смирение). Даже спустя десятилетия очевидец Иоанн необычайно свежо сохранил в памяти состояние онемевших от неожиданности и переглядывающихся между собой учеников (22), знак, сделанный одним из них (24), склонившегося к груди Иисуса ученика и шепотом спрашивающего Его (25 28). Об ученике, которого любил Иисус, говорится так, будто он всем давно известен, хотя упоминается он здесь впервые (см. введение, автор).
13,26-27: 1 Кор. 11,29. Кусок хлеба, Иисус - вот решающий момент для души человеческой!
13,27: Теперь это не просто мысли (2), продиктованные диаволом, но сам диавол, вошедший в Иуду. Ясно, что сатана может действовать только потому, что Иисус, вынося приговор Иуде, дает ему тем самым свободу действий. Прямой противоположностью является Петр (37-38; Лук. 22,31). Диавол, князь мира сего, остается подвластен Богу. Но тайна божественного руководства с его отношением к человеческой свободе и действиям сатаны останется для нас всегда сокрытой (см. комментарий на 12,31).
13,29: Несмотря на то, что ученики сами живут на подаяния (Лук. 8,2-3; Мтф. 27,55), они заботятся о бедных!
13,30: Вышел: в ночь в буквальном и переносном смысле, в земную и сверхъестественную, временную и вечную тьму (см. комментарий на 9,4).

Прославление Иисуса

13,33: Уход Иисуса печалит Его учеников. Иисус обращается к ним, впервые называя их детьми.
13,34-35: Заповедь новая не есть "заповедь одиннадцатая" в дополнение к десяти имеющимся; она содержит в себе все остальные. Новой она является по трем причинам: 1. Потому что она относится к Новому Завету. 2. Потому что в ней не содержится требования выполнять отдельные правила казуистически (т. е. от случая к случаю). 3. Потому что любовь Иисуса является для нее главным источником, масштабом, делающим ее беспредельной (прощение). Это больше, чем обычная человечность в отношениях людей. С другой стороны, новая заповедь не заменяет десять старых, потому что они объясняют, что такое любовь и препятствуют тому, чтобы мы истолковывали любовь в эгоистичном смысле.

Предсказание об отречении Петра (Мтф. 26,33-35; Map. 14,29-31; Лук. 22,31-34)

13,36: После пойдешь за Мною: при всей решительности, с какой Иисус отклонил эмоциональное изъявление любви Петра, Он вместе с тем утешает его.

Глава 14

Иисус уходит к Отцу

14,1: Веруйте в Бога, а не в провидение и абсолютную доброту! Эта вера неотделима от веры в распятого Иисуса, в поражении ставшего победителем. Иначе вера в Бога приведет к сомнению и неизбежному вопросу - почему?
14,2-3: Дом - обитель: досл. пристанище, т. е. родина, "право гражданства" (Фил. 3,20), ибо это дом - город огромных размеров (Евр. 11,10; Отк. 21,16). Приготовить место: Своим уходом Иисус способствует тому, что обремененные виной, даже отрекшиеся от Него, подобно Петру, люди могут с полной уверенностью обрести чувство уверенности и безопасности в этом, приготовленном для них месте. Короткой фразой Иисус подытоживает Свое второе пришествие, когда Он призовет Своих учеников (воскресение: 1 Фес. 4,13-18). Этим "быть, где Я" в 17,24 Иисус особенно убедительно просит Отца, чтобы и ученики Его были там, где будет Он.
14,6: Я есмь: см. комментарий на гл. 10! Путь (-" Мтф. 7,13): Иисус не указывает, подобно Будде, на "восьмикратную тропу" добродетели, Он не является "путеводителем", как многие другие основатели различных религий и идеологий. (Только через Него лично возможно прийти к Богу. Истинное знание о Боге, делающее нас ответственными перед Ним, существует и без Иисуса (Рим. 1,19 и посл.). Но такое знание ведет нас к пропасти первородного греха (Рим. 1,21-32), обнажает нашу греховную, "бесконечную, в качественном отношении, отдаленность" (К. Барт) от Бога, приводит к тому, что мы становимся "свободными" мятежниками против Бога. Единственно верный путь - Иисус, потому что только Он позаботился о примирении за наши грехи (Рим. 5,6-10; 1 Иоан. 2,2). В Его лице осуществилось сказанное в Быт. 3,24 (Евр. 10,10!). Истина (1,17; см. комментарий на 3,21!): досл. верность (Бога Своим обетованиям) (см. комментарий на Быт. 9,8 и посл.). Много истин быть не может, истина одна. Возможны ложная вера, ложная любовь, но не может быть ложной истины. Истина - это реальное присутствие Бога, Его бытие (15,26). Поэтому мир не может принять "Духа истины" (17). "Дух, обладающий истиной, открывается разуму посредством познания Его, Он определяет поступки и направляет волю. Дух свидетельствует и для других, благодаря тем, которых Он осветил" (Бенгель; см. 5,33). Обычные истины тоже драгоценны, но они не могут принести утешения в вечности. Жизнь: временная и вечная (см. 3,14 и посл.; 6,39!).
14,9-11: Иисус есть видимая обитель (1,14) Божия, воплотившая в Себе Слово и Дело Божие (Кол. 1,15 и посл.).
14,12: Большие дела: за исключением основного, единственного и неповторимого спасительного дел Иисуса, апостолы тоже совершают дела, как и Иисус (Деян. 5,16; 9,36 и посл.; Иак. 5,14-15). Они больше, чем ограниченные во времени и пространстве (только на территории Израиля) деяния Иисуса, благодаря христианской миссии среди народов мира.
14,13-14: Попросите во Имя Мое: см. 15,16!

Обетование Святого Духа

14,16: Утешитель: греч. параклет, т.е. ходатай (1 Иоан. 2,1), защитник, адвокат. Кроме Ветхого Завета на греческом языке и у Иоанна в Новом Завете это слово не встречается; причина тому - особая ситуация, возникшая при прощании (16.26; 15,26; 16,7-8.13-15; 1 Иоан. 2,1- 2). 1. Утешителем названы только Иисус и Св. Дух (другого, 16; во Имя Мое, 26). Кроме Иисуса нет и не будет других утешителей, возвещателей (16,13) и спасителей. 2. Оба Они находятся в тесном единстве с Богом (испрошен у Отца, дан Им, 16; послан, 26; явился, исходит, 15,26; послан от Сына, возвратившегося к Отцу, 15,26; 16,7). Все это будет и в будущем! 3. Утешитель - это Дух истины, т. е. реального присутствия Бога (17; 15,26; 16,13; см. 10! см. Фил. 1,19: "Дух Иисуса"; 2 Кор. 3,17: "Дух Господень"), Дух Святый (26). 4. Утешитель вовек пребудет с вами и в вас (16-17). В верующих, как и в Давиде, Дух пребывает постоянно (Рим. 8,9.14; 1 Кор. 3,16; 2 Кор. 6,16) за немногими исключениями (1 Иоан. 5,16; следует обратить внимание на 1 Кор. 5,5!). Дух может быть оскорблен (Еф. 4,30) и угашен (1 Фес. 5,19; 3,6!). Бог и Христос не являются нашими гостями (23). Они создают посредством Духа постоянную обитель внутри нас уже сейчас и, конечно же, во всей своей неповторимой красоте в вечности (Отк. 21,3.4). Далее, Утешитель будет: учить и напоминать (26; 16,13; как Он напоминает Иоанну о прощальных словах Иисуса!), свидетельствовать об Иисусе (15,26; см. комментарий на 5,31), вести к истине (Богу), возвещать о будущем 16,13-14; см. Павел и Отк.) и открывать глаза миру (16,8; особ, посредством богодухновенного свидетельства преследуемых верующих, Лук. 12,4-12; -" 16,5).
14,19: немного - см. комментарий на 16,16. Жизнь: 5,24 и посл. 11,25 и посл.
14,26: Научит всему - см. комментарий на 16,13.

Мир, данный нам Иисусом Христом

14,27: Мир - см. комментарий на 16,33; см. комментарий на Деян. 4,12; Фил. 4,7. Грешники хотят и требуют другого мира, чем тот, который дает Иисус - это вызывает тревожные мысли.
14,30: Князь мира сего: 12,31.

Глава 15

Истинная виноградная Лоза

15,1 - 8: Я есмь - см. комментарий на гл. 10. Истинная виноградная Лоза: 1. По Ветхому Завету Израиль является виноградной лозой Бога (таинственно в благословении Иакова Быт. 49,11; Иер. 2,21; Иез. 17,6 и посл.; Ос. 10,1; Пс. 79,9 и посл.). С Иисусом Бог начинает истинную, новую посадку Лозы в мире (Новый Завет!). Для Иисуса важнее всего Отец: Он сажает, Он очищает, Он прославляется урожаем (1,8; см. комментарий на Мтф. 7,16 и посл.; 5,16). 2. Отныне упраздняется моисеево рабское (Числ. 12,7), узаконенное "вы должны!"; ему на смену приходит вы есть (3,5; см. "друзья", 15). 3. Виноградарь, виноградная Лоза, следовательно и плод персонифицированы (см. "идти", 16). Приговор над бесплодными (2.6). Очищение причиняет боль (2). Слово прощения очищает (3; 13,10; 1 Пет. 1,23; Гал. 5,22 имеют к этому второстепенное отношение). 4. Обетование предполагает и действие: пребудьте во Мне (4) - источник бытия ("пребывать в" см. 17,21); Иисус (4) и пребывание в нас (7) Его Слова - есть реальность любви. Без Иисуса мы ничего не можем свершить разумного во славу Божию (5; 2 Кор. 3,5 - 6). Любовь основывается на взаимной любви Отца и Сына, являющейся примером для нее (10).
15,7: Просить - 16; Map. 11,24. Только любящий молится правильно, его молитва будет услышана. Темы молитв для него неисчерпаемы и молится он подобно Иисусу в полном единении с Ним (Мтф. 6,9 и посл.).

Пребудьте в любви Моей!

15,9-17: Любовь распятого Иисуса (13) приносит радость (11; 17,13) ученикам и является источником любви друг к другу (12.17; 8,31 13,34; 1 Иоан. 3,16; Мтф. 12,50). Вы друзья Мои (14): как Моисей и Авраам (Исх. 33,11; Ис. 41,8). Такое высокое признание учеников здесь единственное (только еще у Лук. 12,4!).
15,16: Чтобы вы шли: повеление Иоанну проводить миссионерскую деятельность (Мтф. 28,19 и посл.)! Избрал: от мира сего (19).

Ненависть мира сего

15,18-21: Бог особенным образом любит учеников Иисуса (3,15), поэтому они преследуются враждебным "5огу (1,5.11), ненавидящим Иисуса греховным миром.
15,20: 13,16; Мтф. 10, 4-25.
15,21: 16,3.
15,22: 9,41.
15,23: Лук. 10,16.
15,26: Утешитель - см. комментарий на 4,16. 26; Лук. 24,49; Деян. 1,8.1-22; 5,32.

Глава 16

Уход Иисуса и Его пришествие

16,1-4: Иисус предупреждает ;воих учеников о том, чтобы они были готовы к отлучению (2; 12,42) синагоги и к убийствам, совершаемым фанатично набожными людьми во имя Его, Иисуса (т. е. Его божественных деяний) (21; 16,4).
16,2: Мтф. 10,17.22; 24,9.
16,3: 15,21.

Воздействие Святого Духа

16,5-11: Дальнейшее действие Утешителя (см. комментарий на 14,16): обличить мир (8; Лютер: "наказывать") досл. разоблачить, уличить, наставить. Следующие три истины являются основополагающими для любой богодухновенной проповеди: 1. Разоблачение греха; грехом является неприятие Бога в Иисусе (9; см. 3,11.36!). 2. Признание жизненно необходимой праведности пред Богом (см. комментарий на 3,14 и посл.; см. комментарий на 6,39), созданной благодаря Кресту и открывшейся нам через смерть Иисуса и Его уход к Отцу (10). 3. Открыть суд, которому уже подвержены сатана (см. комментарий на 12,31) и все пребывающие во власти мира сего (11).
16,13: Дух наставит вас на всякую истину. Всяческие идеологии и новейшие теологические учения пытались использовать этот тезис как оправдывающий их аргумент. Но Св. Дух не дает новых познаний, которые противоречили бы библейскому откровению (говорит ли с нами Св. Дух или нет, можно установить, обращаясь к Библии!). Истина, содержащаяся в Библии, не является философской истиной, она представляет собой верность Бога Своим обетованиям (Исх. 9,8 и посл.). Святой Дух показывает нам, с какой верностью Бог относится к Своим обетованиям в отношении Израиля и христианства (14!).
16,16: Вскоре (также в 14,19): имеется ли в виду время, оставшееся до Его воскресения? Одновременно Иисус говорит и о периоде времени до Его Второго пришествия (см. комментарий на 14,2; см. комментарий на 21,23). Еще Бенгель говорил в отношении 14,19: "Вы увидите Меня теперь и в будущем. Это слова утешения для верующих, которым еще предстоит умереть. Находясь в то время на пути к смерти, Иисус сказал удивительные слова: Я живу" (1 Иоан. 3,26; 1 Кор. 13,12; см. комментарий на 6,39).
16,20-22 указывают на муки рождения нового времени (см. комментарий на Мтф. 24 окончание). Мы еще живем в период между вознесением и Вторым пришествием Христа. Этот отрезок времени в нашем понимании долог, в глазах же Иисуса он короток. Вера в состоянии видеть и воспринимать и то, и другое (16-17.19.22). "Перед лицом победы на Голгофе враги должны молчать. Помилованная Церковь Божия говорит в отношении путей Христовых: да! Да, мы благодарны Твоим страданиям; да, мы славим Твою верность; да, мы всем сердцем служим Тебе; да, однажды Ты все обновишь!" [Фр. фон Бодельшвинг). Я увижу вас опять (22). В этих словах заключена радость и подтверждение веры; не в наших чувствах, а в Его верности; Он заботится о нас.
16,23-24: 15,7. Мы должны просить, будучи преследуемыми (20-21).
16,30-31: Слова прощания достигли своей цели: теперь вы веруете! (Фраза стоит без вопросительного знака; старые рукописи не имели знаков препинания!) 33: Слово "мир" (евр. шалом; см. комментарий на Деян. 4,12) стало повсеместно чуждым для христианского словоупотребления и подверглось идеологическим искажениям. Согласно Библии мир есть то, что создает между Богом и людьми счастье, спасение и правопорядок. Без Бога человек не имеет мира (Ис. 48,22; Пс. 37,4). См. приветствие в Ветхом Завете и Новом Завете (Исх. 4,18; Map. 5,34; Тук. 10,5-6). Спасение мира, погрязшего в грехах, наказанного справедливым судом и раздираемого противоречиями, началось со смертью на кресте Князя мира (Ис. 9,5) и завершится актом нового творения, охватывающим небо, землю и все народы на ней живущие. Иисус дает нам Свой мир, отличающийся от мирского (14,27). Он является не только миром души детей Божиих, но и самой реальностью Божией, передаваемой Его последователями другим людям Мтф. 10,12-13; 5,9). В беде, страхе от искушении христиане с уверенностью надеются на мир (см. комментарий на 2,1 и посл.), потому что знают: грешный мир с его распрями уже преодолен Иисусом, и Своим пришествием Он создаст мир всеобъемлющий и справедливый.

Глава 17

Молитва Иисуса

17,1-26: Первосвященническую молитву Иисуса можно разделить на три части. Иисус просит: 1. За Себя (1-5), в личном (1) преклонении Сына перед Отцом, о завершении (4) обоюдного прославления. 2. За Своих учеников (6-19), которых дал Ему Бог (6.9). Иисус их сохранил (12.14.16) и передает теперь заботу о них Отцу (11.15-16). 3. За Церковь, находящуюся в стадии становления (20-26), за ее единство (21- 23) и объединение с Иисусом во Славе (24-25). Лучшему пониманию текста способствуют наиболее важные слова.
17,1: Прославлять: Лютер перевел это слово с греческого как "почитать", "славить". Основное, знаменательное слово слава (5) в евр. яз. первоначально означало "сияние", "излучающее самоизъявление Господа". Этой сияющей славой обладал прежде бытия мира (5) и Иисус (Фил. 2,6--И; см. гл. 8,12). Иисус прославляет Бога (4), добровольно избирая путь, ведущий к кресту. В спасенных благодаря кресту Он прославился (10) и теперь ведет их к славе вечной (24), к той изначальной славе, которую имел Иисус прежде основания мира (5; Еф. 1,18- 23; - см. комментарий на гл. 11,4).
2. Открыть имя Отца, огласить его (6). Имя не является магическим словом, а обобщением всего того, что Бог сделал для нас с самого начала и потом через пророков и Иисуса Христа. Это имя, которое прославило Его. Оно вызывает чувство защищенности, благодаря святому, праведному и дарящему любовь присутствию Отца (11-12. 23.26). Деяния и возвещение Иисуса представляют собой Слово об этом имени, которое, будучи принятым (8), познанным как реальность (25), в которое уверовали (8) и которое сохранили (12.15), приносит благословенную уверенность (7). Христос дарит Своим последователям: жизнь вечную (2); имя Отца (6.26); Слово Отца (8.14); радость Иисуса (13); Славу Иисуса (22).
3. Моление о Своих учениках (9.11-12.15.20) предполагает охранение их от мира сего (14), пагубного (12), сатанинского (15), в котором остаются Его последователи, ожидая своего единения в любви, такой же сильной, как и любовь Отца и Сына (11.20.26); и эта любовь уже теперь дарит им радость (13).
4. Освятить (17.19): основное значение слова по Ветхому Завету - "выделить". Бог свят (11), потому что Он не имеет Себе равных. В Ветхом Завете святым является все, что "выделено" для Бога, что принадлежит Ему: люди, жертвоприношения, время, территории, обычаи, служения. Христос является "Святым Божиим" (6,69), потому что Он особенным образом "выделяет", отдает Себя для других. Иисус - истинное, действенное Слово - очищает человека (13,10; 15,3; 10,36). Слово "святой", редко встречающееся в четырех Евангелиях, употребляется в посланиях и в первый период христианства для обозначения избранных Христом для Господа, исключительно Ему принадлежащих (1 Кор. 1,30; Еф. 2,19).
5. Быть единым (11.21-23) означает больше, чем субъективное единство, не говоря уже об организационном, всемирном единстве христиан (-^ 6,56!). Ученики Его и все последующие поколения верующих будут любимы той же единой любовью, которая объединяет Христа с Отцом (11,21- 22; Рим. 5,5). Только такое непреходящее объективное единение в любви (24.26) может быть передано миру (23), и оно явится венцом общения с Иисусом и с Богом. Часто употребляемый предлог "в" ("во") (у Павла встречается 70 раз в сочетании "во Христе" и только в 5-и наиболее важных местах текста - "Христос во мне") нельзя понимать только в пространственном значении (ср. "ты во Мне и Я в тебе"). Он указывает на привязанность, сердечность внематериального характера (приют, Рим. 6).
17,1: Час - см. комментарий на 2,4.
17,2: Плоть: 1,14; - см. комментарий на 3,6.
17,3: Жизнь вечная - см. комментарий на 3,15-16; совершить - см. 4,34.
17,11: Мир - см. комментарий на 3,16-17.
17,24: Прежде основания мира: 1,1-2.

Глава 18

V. Страдание и воскресение (главы 18-21)

Иисус взят под стражу

Гл. 18-19: Путь послушания, ведущий к кресту и вознесению. И в страданиях Иисусу присуще величие. См. взятие под стражу (1-11)! Даже в самых ужасных унижениях и оскорблениях ясно видно, что Иисус добровольно отдает Свою жизнь по воле Отца и во исполнение Писания (10, 18). Это не кончина религиозного неудачника-идеалиста или революционера-мечтателя, а послушание (19,28.30) до конца, вплоть до смерти на кресте как пасхального Агнца Божиего (Фил. 2,8). Иоанн повествует, как Иисус, во исполнение ветхозаветного и Его собственного пророчества (3,14; 8,28-29; 12,32-33), умирает на кресте как Агнец Божий (1.29; 10,11.15; Ис. 53,7; Деян. 8,32-33) за грехи всего мира (включая и грехи Израиля).
18,1 - 11: Иисус (4) покидает обнесенный стеной сад (1), оставляя в нем Своих учеников для того, чтобы уберечь их (8). Исполняются пророческие слова Иисуса (9; 17,12). Отряд (3): когорта римских солдат в качестве охраны под руководством старшего офицера (12). Отдельные подробности, описанные в ст. 3, сообщает только Иоанн, хорошо знавший Иерусалим (7,50-51; 11,47-48;. 18,10.15). Иисуса, видимо, арестовывают не без ведома Пилата. Только этим можно объяснить, почему последний в такой ранний час (28) встречает в судилище (казарме, претории) синедрион и проявляет полную осведомленность в отношении обвинения (33). Иисус для них таинственный Господь (4 - 9). Даже окруженный ненавистью, Иисус любит людей (10 - 11). Пить чашу (11) означает: выстрадать гнев Божий и суд Его (Ис. 51,17.22; Иер. 49,12). У Иоанна, как и у других евангелистов, сообщающих о Гефсимании, Иисус воспринимает чашу как дар Отца (дал Мне Отец). Иисуса приводят к Анне и Каиафе.

Отречение Петра

18,12-27: Они связали (12) освободителя человечества. Анна (13) был в период с 6 по 15 гг. после Р. X. первосвященником (см. комментарий на Мтф. 2,4); но и после своего смещения он оставался одним из самых влиятельных старейшин (Деян. 4,6) в синедрионе (см. комментарий на Мтф. 26,59). Каиафа, благодаря римскому покровительству, был первосвященником с 18 по 37 гг. после Р. X. Был ли другой ученик (15), вероятно Иоанн, по происхождению из хорошей семьи (ср. 1 Кор. 1,26; см. гл. 19,27)? Петр грелся (25), в Гефсимании он спал. Даже в самые трагические моменты элементарно дают о себе знать наши физические потребности. Констатация факта, что один из служителей ударил Иисуса по щеке (22), является для Иоанна важным в связи со сказанным в Мтф. 5,39 (Деян. 23,2-5).

Царь истины

18,28-19,6: На фоне события, происходившего в претории (обвинение 18,28-30; попытка пойти на компромисс в связи с обычаем миловать на Пасху 18,38-40; призыв к человечности 19,1-7; приговор 19, 12-16) драматически описываются две пастырские беседы Иисуса с Пилатом об истине и силе Божией (18, 33-38; 19,8-11).
18,28-32: Претория (28.33) находится у "каменного помоста" (19,13), евр. Гаввафа (только у Иоанна!). Она является частью крепости Антонио, обнаруженной раскопками в северозападной части площади перед храмом под церковью "Сестры Сиона". Чтобы не оскверниться: Мтф. 23,23 и посл. Разоблачается страшное лицемерие тех, кто считает, что они живут по "закону": а) Не убийство по корыстным соображениям, а вход в языческий дом оскверняет их. б) "Нечистый" язычник используется для того, чтобы убить Божиего Святого, в) Пасхального агнца они хотят вкусить в предусмотренной законом и культом чистоте, но истинного Агнца Божиего они убивают вопреки совести и закону, с оскверненным сердцем. - Злодей (30), т. е. преступник. Диавольская ненависть (8,44) иудейских властей приводит к тому, что они требуют предать Сына Божиего смерти мучительной и позорной, достойной только преступника. Именно в исполняется воля Божия и пророчество Иисуса (см. комментарий на 3,14-15 вознести). Самый верующий народ в мире убивает единственного, истинно богобоязненного человека; госу[арство с самым развитым правосудием казнит истинно невинного человека. Как иудейский, так и языческий мир отвергает любовь Божию.
18,33- 7: Царь (33.37.39; 19.3.12.14-15): Всегда имеется в виду Мессия (1,39; Мтф. 16,16). Царство Мое (36): Иисус не отрицает, что Его Царство будет воздвигнуто на земле, но оно нe будет царством насилия, подобно :уществующим земным. Свидетельствовать (37): 13,21; Истина - см. комментарий на 4,6. Варрава (40), по-арамейски "сын отца" был революционером, враждебно настроенным против господства Рима и желавшим освободить Израиль от римского владычества. Были ли эти два разбойника такими же революционерами?

Глава 19

Бичевание и насмехание над Иисусом

19,2: Сатанинское искажение понятия о господстве Иисуса как Царя Иудейского. Уже в то время существовал антисемитизм (Деян. 18,2)!
19,5: Се, Человек1.: досл. "смотри - вот Человек!" Пилат аппелирует к человечности (гуманности). Но слова, сказанные римлянином, имеют более глубокий смысл, чем он сам предполагает. Человек хочет быть Царем, но в действительности, он бессилен, подвержен страданиям, смерти. Иисус солидаризируется с ним: "Слово стало плотью" (1,14). Желание увидеть Бога, изначально существующее у человека, исполняется в лице Иисуса (Кол. 1,15).
Но какое вспыхивает богоненавистничество, когда Бог в Своей, вершащей суд, святости, появляется среди людей! Вопреки высказанному Иисусом утверждению, что Он и Бог едины, что Он есть Сын Божий, Пилат, вместе с тем, стремится доказать: Иисус является человеком и никем другим, как только человеком.

Осуждение

19,6-16: Мир смышлен и изворотлив. Вначале Иисуса обвиняют как опасного для Рима революционера (18,33; 19,12), теперь же - как богохульника (7). Пилат убоялся (8), он охвачен религиозным страхом (Мтф. 27, 19) - так велико впечатление, произведенное на него духовным величием плененного. Расплывчатое понятие о религиозности и туманное представление о вере недостаточны для того, чтобы быть богобоязненным (дано свыше, 11), чтобы иметь мужество признать правду. Большой грех (11): грех совершен Пилатом из соображений тактики, из-за трусости; несмотря на то, что он знал о невиновности Иисуса, он все же осудил Его. Грех Каифы больше (1 Иоан. 5,16-17; 1,7-2,2): как первосвященник, он знал Тору и Бога и был призван служить Ему, и все же он с пристрастием совершает убийство, не ощущая впоследствии никакого раскаяния (Деян. 4,1 и посл.; 5,28).
19,14: Час шестый: приговор был вынесен примерно в полдень. Смерть наступила (Map. 15,33 и посл.) около трех часов пополудни. День перед пасхой: праздник пасхи (см. комментарий на Исх. 12,1 и посл.) напоминает об освобождении из египетского рабства; именно накануне этого праздника иудеи, с помощью своего высшего духовного представителя - первосвященника, предпочитают римское рабство мессианскому Царству Божиему (15).

Распятие и смерть

19,16-37: Упрощенный стиль использован сознательно: предавать (отдать под суд) взять (16) - судебные термины для обозначения передачи осужденного палачу. И иудеи, обвинившие Иисуса, и римляне (язычники), приведшие приговор в исполнение, являются представителями человечества, провинившегося перед Иисусом. Крест (17): лат. досл. столб, поперечная балка. Вертикальная часть креста заранее вкапывалась в землю на месте казни. Эта балка, которую Иисус (доел.) "несет для Самого Себя", выбиваясь из последних сил (Фил. 2,8) настолько тяжела, что Он, как любой другой человек, перенесший бессонную ночь и затем бичевание, совершенно обессилел под ее тяжестью (Map. 15,21; см. Втор. 21,23; Гал. 3,13). Симон Киринеянин не упоминается: у Иоанна все другие люди перед лицом Иисуса отступают на второй план! Каждый раздел повествования указывает на то, что появление Нового Завета и создание будущей Церкви стало возможным благодаря земной кончине Иисуса:
а) Вышел (17): "вне стана Израиля" (Евр. 13,10-13), что соответствует словам Павла "сделал для нас жертвою за грех", "сделавшись за нас клятвою" (2 Кор. 5,21; "ал. 3,13).
б) Посреди них Иисуса 18): как вначале при крещении Мтф. 3,6.14) и в течение всей Его жизни (Мтф. 11,19), так и в смертный час Иисус находится среди грешников, "исполняя всякую правду" 'Мтф. 3,15).
в) Царь Иудейский 19-20; INRI - латинские заглавные буквы надписи на кресте), о котором свидетельствуют первые ученики Иисуса (1,41.49), является непреднамеренно объявленной Пилатом истиной для будущего всего человечества (3,14-16). И мы, христиане разных наций, должны знать, что наш Господь есть и будет Мессией для народа, с которым Он заключил союз: для иудеев "ради праведности Божией", для нас. христиан, "ради милосердия Его" (Рим. 15,8-12; см. Рим. 9-11).
г) Хитон (23-24): Распятый висит совершенно нагим на кресте. Сам Бог "одевает" согрешившего Адама (Быт. 3,21): безгрешный же второй Адам (1 Кор. 15,45-49; Рим. 5,12-19) был раздет грешными людьми полностью. Тканный (23) хитон, какой обычно носил первосвященник (Исх. 28,4-5.39), по жребию, т. к. нельзя было его разделить, достается одному из язычников. Так, высокое заступничество Иисуса за всех людей остается нераздельным перед Богом (Пс. 21).
д) Мария и Иоанн (25-27): братья Иисуса здесь не присутствуют, они будут с Ним только после вознесения (Map. 3,21. 31 и посл.; Деян. 1,14). На Кресте была заложена основа для создания нового "святого братства" (Евр. 3,1) и "семьи верующих" (Map. 3,31-35). Жено (26) как и в 2,4. Сохраняется определенная дистанция между Святым Сыном Божиим и женщиной, родившей Его обыкновенным человеком. Но Он "видит" ее, т. е. Он помогает, как сказано в Map. 6,34; гл. 1,48; 5,6. Взял ее к себе (27): досл. "в свой дом", который он, видимо, имел в Иерусалиме (20,2; 18,15-16). Забота о душе и забота о теле неотъемлемы друг от друга!
е) Жажду (28): это признание свидетельствует о мучительном состоянии Его человеческого естества и о Его божественном послушании Писанию как и в Пс. 21,16; 68,22. Жажда является признаком нашей удаленности от Бога и пребывания там, где господствует несправедливость и отсутствует всякая возможность для жизни (Пс. 41; 68,4.7.19; 142,6; Ам. 8,11; Мтф. 5,6; гл. 4,10.15; 7,37; Отк. 22,17; см. Map. 15,34). Иссоп (29): Исх. 12,22. Также предал Он дух (30). Иисус испытал не только мучения медленной смерти, но и действительно умер (Пс. 30,6).
ж) Совершилось (30) означает: уже подготовлена основа для прощения грехов, на которой будет существовать Церковь Иисуса (1 Иоан. 2,2; см. комментарий на 13,8 и посл.).
з) Великая суббота (31) - см. комментарий на 12,1. Вода и кровь (34): наличие лимфы (воды) в околосердечной сумке и крови в сердечной камере является вполне естественным явлением, но позже Церковь усмотрела в этом указание на крещение и на причастие Господнее, оба которых находят свое обоснование в смерти Иисуса (1 Иоан. 5,6-9). Свидетель (35-37) Иоанн, однако, видит в этом (обращает на себя внимание ибо', 36) исполнение Писания в Исх. 12,46; Зах. 12,10 (Мтф. 24,30): Иисус - истинный Агнец Божий, будущий Судья миру и его Завершитель.

Погребение Иисуса

19,38-42: Смерть Иисуса приносит первые плоды (12,24): 1. злодей (Лук. 23,39-43); 2. сотник (Map. 15,39); 3. негласные ученики (38-39), которые, погребая Иисуса, исполняют свой последний долг любви: а) обретают мужество, б) жертвуют (39; Map. 15,46; Мтф. 27,60), в) берут на себя культовую нечистоту и отказываются от участия во всеобщем празднике Пасхи (Числ. 9,6-11).

Глава 20

Пасхальное утро (Мтф. 28,1-10; Map. 16,1-8; Лук. 24,1-12)

20,1-10: Иоанн выделяет Марию Магдалину (Лук. 7,37 и посл..; 8,2; Мтф. 27,61) как избранную Воскресшим вестницей пасхального события (17), первой видевшей и слышавшей Иисуса. О том, что здесь присутствовали и другие женщины, подтверждается остальными Евангелиями словом "мы" (2). "Каким образом" воскрес Иисус остается и у Иоанна божественной тайной. Пустой гроб: 1. наводит Марию Магдалину на мысль о краже тела покойного (2; 13); 2. побуждает Симона Петра к тщательному осмотру гроба (6-7); 3. приводит Иоанна к вере (8) видимо из-за первоначального, неизменного положения погребальных пелен, из которых тело человека естественным образом высвободиться не может (11,44-45). Но то, что мы видим (8) и вытекающие из этого суждения о вере, нуждаются в разъяснении Словом Божиим (9).

Мария Магдалина (Map. 16,9.10)

20,11-18: Исключительно чувствительная, плачущая Мария из Магдалы уверовала не благодаря ангелам (12-13) и даже не в связи с появлением Самого Иисуса (14-15), поскольку глаза ее, подобно ученикам из Еммауса, "были удержаны" (Лук. 24,16). Мария узнает голос доброго Пастыря, когда Он называет ее по имени (10,3). Не прикасайся ко Мне (17) относится только к Марии, в отличие от слов, сказанных Фоме, другим женщинам (Мтф. 28,9) и ученикам (Лук. 24,39-43). Мария, находящаяся под сильным влиянием своих чувств, должна быть освобождена от прежних представлений в общении с Иисусом, потому что теперь Он восходит к Отцу (17). Иисус впервые называет здесь Своих учеников братьями (17).

Воскресший среди учеников Своих (Map. 16,14-18; Лук. 24.36-49)

20,19-23: Иисус вошел в дом через запертые двери и стал посреди их (19.26; мир - см. комментарий на 16,33). Пространство и время, физические и биологические законы земли недейственны для Воскресшего, бытие Которого продолжается в непознаваемой для нас форме. В то время, как Он шел с учениками в Эммаус или же после того, как "стал невидим для них" (Лук. 24,31), Он, должно быть, явился Симону (Лук. 24,34; 1 Кор. 15,5). На глазах у Своих учеников Воскресший открыто ест рыбу (Лук. 24,41 и посл.). Расставаясь со Своими учениками, Он благославляет их и на виду у них возносится на небо (Лук. 24,51; Деян. 1,9). Руки (и ноги) и ребра (20): взаимосзявь бытия Воскресшего с Распятым останется и в вечности (Отк. 5,6-10). Воскресение и преображение не устранит тождества и нашей личности (1 Кор. 15). И в новой духовной телесности (Мтф. 22,30- 31) мы будем узнавать друг друга. Пророческие слова Иисуса о том, что Он послан в мир Отцом (14,12; 15,16. 26-27; 17,18.20), становятся теперь реальностью. Слова Иисуса "как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас" (21) указывают не на равенство учеников и Иисуса, а на их равенство по поручению. Миссия учеников заключается не только в проповедовании, но и в том, чтобы быть продолжателями дела Иисуса (Map. 2,1-12) в прощении или непрощении (3,36) грехов по указанию Св. Духа и в Его силе (Мтф. 18,18). Дано это было не только двенадцати апостолам, но и всем ученикам (Лук. 24.33: "одиннадцать апостолов и бывших с ними"). Дух (22) - есть дар Христа (- см. комментарий на 14,16-17; 15,26; 16,7-11). Страстная пятница, Пасха и Троица здесь объединены (20.22-23).

Фома

20,24-31: Ни Иисус, ни ученики не называют Фому неверующим; так зовут его позже только "христиане". Иисус, всегда видящий, слышащий и знающий его и нас, заговорил с Фомой, терзаемым сомнениями. Господь мой и Бог мой (28): Фома лично (мой) познает то, о чем Иисус учил в 14,9. 10; 12,44-45 Своих учеников (1,1). "Иисус Христос, Господь и Бог" - есть изначальное исповедание Церкви (1 Кор. 12,13; Рим. 9,5; 2 Фес. 1,12; 2 Пет. 1,1). Блаженны (29; см. комментарий на 1,39). Много сотворил и других чудес (30): 1 Кор. 15,5-7!
20,31: Опираясь на содержащееся в этом стихе утверждение, многие толкователи рассматривают главу 21 как приложение, не принадлежащее перу Иоанна, хотя из всей рукописи она сохранилась наиболее хорошо (см. введение: автор), чего нельзя сказать о заключительной главе Евангелия от Марка. Следовательно, необходимо считаться с тем, что 20,31 аналогично 19,35 завершает описание и только 21,24- 25 можно рассматривать как приложение с указанием на свидетельство Иоанна и его авторство.

Глава 21

Воскресший у моря Тивериадского

21,1-14: Иоанну, как и в Map. 16,7; Мтф. 28,10-11, известно о явлении Воскресшего в Галилее. История указывает на деяния Воскресшего, совершаемые в той или иной связи с Его доверенными учениками (ср. Лук. 5,1 и посл.!). Поскольку ученики Иисуса не были в состоянии постичь и понять воскресение Иисуса, Он неоднократно являлся им для того, чтобы укрепить их веру: 1. Он сделал их ловцами человеческих душ. 2. Не личное усердие (3), а указание Иисуса приводит к успеху (6). 3. Но сначала Иисус ведет к осознанию собственного бессилия (3). 4. Многие и самые разные люди будут объединены Церковью (11), которая при этом сохранит свою целостность и единство. 5. С благоговением они узнают и будут узнавать впредь в незнакомой им личности Господа (7.12). 6. Иисус Сам готовит трапезу ученикам Своим (9.12-13).

Петр и Иоанн

21,15-17: В греческом тексте для обозначения слова любить в этом абзаце даны два синонимичных понятия: 1. "Любить искренне"; в 14,21 сказано о любви Божией, любви Иисуса и о любви, предписываемой заповедями. 2. "Любить дружеской любовью". Именно такую любовь имеет в виду Петр, трижды отвечая Иисусу на Его вопросы. Первый и второй раз Иисус спрашивает его о "любви искренней"; в третий раз Иисус все же принимает заверение Петра о его дружеской любви и, несмотря на такой ответ, все-таки доверяет ему Своих (!) овец.
21,18- 19: Иисус отказывает Петру в его готовности следовать за Ним на крестную смерть без искупительной и защищающей крови Христа (13, 36-37). Теперь, после Своего воскресения, Иисус предлагает Петру следовать за Ним. В греческом тексте местоимение ты намеренно поставлено в начале фразы. Своенравный, вспыльчивый Петр научился в дальнейшем просить Бога руководить им и вести его к цели, ему неизвестной и нежданной.
21,22: Если Я хочу: поручение свое Петр не должен рассматривать своего рода "папским", дающим ему право быть старшим над другими пастырями (Мтф. 23,8).
23: Как и Павел (2 Кор. 5,4), Иоанн желал бы "облечься", но он с такой же готовностью (Рим. 14,8) согласен мереть. Поэтому он сам предостерегает от ложных ожиданий. Как о само собой разумеющимся говорит Иисус о Своем Втором пришествии (22; .4,3.28). Воскресение Иисуса являетя для истории Церкви и мировой истории событием, имеющим свое продолжение: вознесенный Господь завершит начатое Им дело на этой земле как в отношении Церкви, так и всего мира.