2 Коринфянам
Наш YouTube - Библия в видеоформате и другие материалы.
Христианская страничка
Лента обновлений сайта
Медиатека Blagovestnik.Org
в Telegram -
t.me/BlagovestnikOrg
Видеобиблия online

Русская Аудиобиблия online
Писание (обзоры)
Хроники последнего времени
Українська Аудіобіблія
Украинская Аудиобиблия
Ukrainian
Audio-Bible
Видео-книги
Музыкальные
видео-альбомы
Книги (А-Г)
Книги (Д-Л)
Книги (М-О)
Книги (П-Р)
Книги (С-С)
Книги (Т-Я)
Новые книги (А-Я)
Фонограммы-аранжировки
(*.mid и *.mp3),
Караоке
(*.kar и *.divx)
Юность Иисусу
Песнь Благовестника
старый раздел
Бесплатно скачать mp3
Нотный архив
Модули
для "Цитаты"
Брошюры для ищущих Бога
Воскресная школа,
материалы
для малышей,
занимательные материалы
Список ресурсов
служения Blagovestnik.Org
Архивы:
Рассылки (1)
Рассылки (2)
Проповеди (1)
Проповеди (2)
Сперджен (1)
Сперджен (2)
Сперджен (3)
Сперджен (4)
Карта сайта:
Чтения
Толкование
Литература
Стихотворения
Скачать mp3
Видео-онлайн
Архивы
Все остальное
Контактная информация
Поддержать сайт
FAQ


Наш основной Telegram-канал.
Наша группа ВК: "Христианская медиатека".
Наши новости в группе в WhatsApp.

Второе послание к коринфянам святого апостола Павла

Оглавление: Глава 1; Глава 2; Глава 3; Глава 4; Глава 5; Глава 6; Глава 7; Глава 8; Глава 9; Глава 10; Глава 11; Глава 12; Глава 13.

 

Между Первым и Вторым, дошедшими до нас посланиями апостола Павла, христианам в Коринфе, лежит только один год. Этот короткий промежуток времени полон трогательных событий между апостолом и церковью. Кое-что открывается нам из событий и намеков во Втором послании к Коринфянам (2 Кор. см. Деян. 18 и последующие главы). По всей вероятности к этому промежутку времени относится:
а) короткое посещение Павлом Коринфа из Ефеса (старые трудности в церкви не были окончательно устранены чрез Первое послание и к ним добавились новые);
б) во время этого посещения произошел непредвиденный инцидент, глубоко потрясший отношение между Павлом и церковью (2,5-11); в) Павел написал непредвиденное Послание, "Послание слез" в Коринф, в котором он требует наказания виновного и возвращение церкви к полному послушанию (2,6.9; 7,8 и посл.).
Из-за инцидента и последовавшего за ним кризиса доверия, Павел не мог осуществить свое намеренное третье посещение Коринфа, но послал своего сотрудника Тита. Тит должен был устранить инцидент и приобрести обратно для апостола сбитую с толку церковь и потом прийти навстречу Павлу, который в это время покинул Ефес и находился на пути в Македонию чрез Троаду. Вопреки ожиданию Павел не встретил Тита в Троаде. В большом беспокойстве и заботе о Коринфе, он прерывает свою многообещающую работу в Троаде; в Македонии он опять встречается с Титом. Тит исполнил свое нелегкое поручение и принес хорошие вести из Коринфа. Путь в Коринф для Павла опять открыт. Для приготовления своего третьего и предположительного - последнего посещения Коринфа, Павел пишет новое, наше Второе послание к Коринфянам, и посылает Тита, из-за коллекты для Иерусалима, с двумя другими братьями вперед с Посланием в Коринф.
В этом послании апостол борется за полное доверие церкви к нему и его служению (1,3-7,16), за достойный и богатый дар церквей в Ахаии на помощь для Иерусалима (8,1-9,35) и за очищение церкви от всего, что его приход к ним могло было сделать неприятным (10,1-13,12). Второе послание самое индивидуальное послание Павла, но как раз в личных высказываниях и мнениях выражено простое и смиренное свидетельство силы Христовой, проявившейся в немощи апостола; одновременно светлый пример истинного, духовного руководства подверженной опасности церкви.

Глава 1

1,1-2: См. комментарий на 1 Кор. 1,1-2; Еф. 1,1-2. Тимофей - см. комментарий на 1 Тим. 1,2. Святые - см. комментарий на Еф. 2,19

I. БОРЬБА АПОСТОЛА ЗА ДОВЕРИЕ К СЕБЕ И СВОЕМУ СЛУЖЕНИЮ (1,3-7,16)

Благодарность за Божие утешение в скорби

1,3-11: Послание начинается славословием Бога, хотя уже вначале говорится о тяжелых страданиях апостола и свидетельствует от начала до конца о серьезной заботе Павла о церкви в Коринфе. В провинции Асии (8), или в Ефесе, или по пути в Троаду Павел пережил непосредственную опасность для своей жизни, и чрез нее чрезмерное душевное напряжение, о чем он говорит только намеком (Деян. 19,23-40). Но Отец милосердия (3; см. комментарий на Еф. 3,15; см. комментарий на Кол. 3,12) превратил эту нужду в благословение: Бог избавил его от этой скорби и, таким путем, утешил сверх всякой меры в его чрезмерном страдании (Фил. 2,1); так Павел стал в страданиях надежным утешителем церкви. Так Бог сотворил из смерти (10) или скорее, из смертельной опасности - жизнь, соединил Павла с церковью как раз чрез совершенно разные пути, в общение страдания и утешения еще глубже, оправдывающее себя во взаимной ходатайственной молитве и в благодарении за великое милосердие и силу утешения Божия.
1,12-14: От славословия Бога Павел переходит к защите против упреков своих противников в Коринфе: дескать, Павел противоречив, двусмыслен, неясен, чисто тактичен, да, вообще, коварен и скрытен (13). В противоположность этому Павел ссылается на чистую совесть по отношению к коринфянам (2,17; Евр. 13,18). Его отношение в конечном счете определяется не им самим и его собственной мудростью, но тем, что Бог совершил во Христе и это так ясно: Божие непостижимое "да" к нам в прощении нашей вины. Если мы это друг для друга признаем и в напряженных отношениях, тогда мы будем славить Бога, потому что Он действовал в нас.
1,15-22: Здесь дело идет о превратном истолковании изменения апостолом своих планов путешествия. Павел имеет что-то против нас! (по плоти предпринимаю 17). Почему Павел не пришел, как он обещал, через Македонию сразу же в Коринф (1 Кор. 16,5-6; Деян. 20,1 и посл.; см. введение)? Сказал он этим самым ненадежное да и нет (18)? Также и в ответе на этот вопрос Павел указывает прочь от себя самого на Бога, верность Которого явлена нам в Иисусе Христе. В Иисусе, проповеданном Павлом и его сотрудниками в Коринфе, было явлено ясное Божье да-слово и да-дело с нами. Это Божие "да" Павел находит подтвержденным, как Богом, давшим церкви и апостолу с даром Святого Духа задаток (залог 22; 5,5; Рим. 8,16; Еф. 1,13-14), обещанного наследства, так и чрез аминь (досл. "Да будет так"; Отк. 3,14), которое произносится каждый раз церковью и является всем ее существованием. Так и Павел верен коринфянам. Запечатлел (22): запечатление означает - отметить как свою собственность (Ис. 44,5 ср. Лев. 19,28; см. Иез. 9,4 и посл.). Павел часто говорит о запе-чатлении в связи с крещением и даром Духа Святого (1 Кор. 6,11; 12,13; см. Деян. 2,28; 10,47). Крещение соответствует помазанию (см. комментарий на Пс. 22,5) в Иисусе Христе (см. Лук. 3, 22; 4,18; Деян. 10,37-38). Бог запечатлевает Духом Святым, Который есть залог (22; Еф. 1,14) на день нашего завершения и искупления в день Пришествия Христа (Фил. 3,20-21).
1,23-24: Павел не пришел тогда в Коринф, чтобы щадить церковь, попечительствовать над нею и властно принудить к порядку. Он считается с самостоятельностью церкви и желает быть Божьим соработником в ее радости веры (1,24; Рим. 1,9; 1 Пет. 5,3).

Против упрека в неискренности

Глава 2

2,1-4: Новое посещение Коринфа Павлом не должно еще раз, как тогда непредвиденное посещение, принести огорчения, но радость церкви и этим самым апостолу. Павел настолько верен, что он не уклоняется от трудностей в Коринфе и не ищет более легкого поля работы. Сперва должны быть устранены все недоразумения в Коринфе (12,21; 1 Кор. 4,21; 5).

Просьба о прощении наказанного члена церкви

2,5-11: Не упомянутый по имени член церкви, во время непредвиденного, посещения Павлом Коринфа, совершил великую несправедливость, которая нанесла по крайней мере отчасти, сильный ущерб Павлу и церкви. В своем промежуточном послании Павел потребовал наказания виновного; церковь последовала этому требованию - по решению большинства и этим подтвердила свое послушание апостолу. Но теперь она должна простить провинившегося, в особенности против апостола и утешить опечаленного, так как и Павел простил ему со своей стороны. Иначе сатана, противник Божий, воспользуется этим случаем (Лук. 22,31). Так церковь должна довести до конца этот случай церковной дисциплины в интересах благодати.
2,10: Иоан. 20,23. . 11: 1 Пет. 5,8.

Благодарение за служение в Троаде и Македонии

2,12-17: Тит (13) был доставщиком "Послания слез", в котором Павел энергично требовал наказания виновного. Поэтому Павел упоминает теперь о нем, о событиях в Троаде и о встрече с ним в Македонии (см. введение; Деян. 14,27: 20,1; 1 Кор. 16,9). Какие сведения принес Тит из Коринфа, об этом узнаем мы из 7,6-16. Воспоминание о многообещающей, но в мучительной заботе о Коринфе прерванной, миссионерской деятельности в Троаде и о радостной встрече с Титом в Македонии, побудило Павла к благодарению Бога и к победоносному ликованию (14). Бог - Победитель, подобно римским полководцам, которые после одержанной победы триумфально проходили по стране, ведет Павла с его сотрудниками - как покоренных им, как военную добычу. Или как Павел выражает другой картиной своего времени: Бог зажигает их как жертву всесожжения, распространяя запах - Христово благоухание, благоухание для Бога, доходящее до обоняния людей; для верующих запах живительный и спасительный; для неверующих - запах смертоносный на смерть и погибель (14-16; 1 Кор. 1,18; Лук. 2,34). Кто может так действенно говорить о Боге (166)? Только тот, кто искренно, без задних мыслей, предан целиком Богу в силе Христовой, возвещающей слово Божие, подобно Павлу и его сотрудникам, но не как многие со словом Божием, подобно торгошам, делают сделки - это значит, не по призванию, но ради денег проповедуют в Коринфе тоже (17; 1,12; 4,2; 3,5)!

Глава 3

Слава новозаветного служения

3,1-3: Павел все еще должен считаться с недоверием и с недоразумениями коринфян, с критическими вопросами, подобно этому: не расхваливает ли он в своих высказываниях самого себя, не рекомендационное ли это письмо к церкви или от церкви? Рекомендационные письма в те времена были обычным явлением (Рим. 16,1; 1 Кор. 9,2). Лично для себя Павел не нуждался в таком письме; его действительным удостоверением есть сама церковь в Коринфе. Это удостоверение выдал ему Сам Христос, написанное Духом Святым, не как Десять заповедей Ветхого Завета на каменных скрижалях, но на скрижалях сердца (Исх. 24,12; Иер. 31,31-34; Иез. 36,26; Рим. 7,6; 1 Кор. 11,25), приобретенных Павлом и его сотрудниками (Мтф. 5,16). Этими высказываниями Павел переходит к теме следующего раздела, противопоставляя ветхозаветное служение буквы новозаветному служению Духа.
3,4-11: Против подозрения, что здесь опять проявляется чрезмерная самонадеянность Павла, апостол отвечает: он может так высоко говорить о своем служении, потому что Господь призвал его к этому служению и дал ему способность. Это служение превосходнее и славнее служения Моисея и служения в синагоге. Моисеево служение - служение закона и буквы, приносит смерть; служение Павла сообщает Дух и жизнь (Иоан. 6,63). Служение Моисея приносит осуждение, Павла - оправдание. Слава служения Моисея отражалась на лице Моисея в преходящей славе (Исх. 34,29-35 Рим. 1.17: Гал. 3,2.5), служение Павла отражается в непреходящей славе. Павел рассматривает себя, как посредника непревзойденной славы.
3,12-18: Моисей должен был покрыть преходящее отражение славы Божией. Мы можем открыто свидетельствовать о надежде пребывающей славы. Непроходящая слава сокрыта, предсказанная еще в Ветхом Завете (Рим. 3,21) для Израиля и сегодня еще помрачены их сердца и мысли, когда они читают Закон в синагоге (15). Когда Израиль обратится к Господу, тогда это покрывало исчезнет. Господь есть Воскресший Христос; Он вошел в пределы Духа. Павел говорит сокращено: Господь есть Дух (17). Он не желает этим са мым обоих ставить на один уровень, иначе он не мог бы говорить одновременно о Духе Господнем. Где Дух действует, там свобода. В общей связи это означает прежде всего (18): Он производит откровенность служителей Нового Завета, которым нет надобности что-либо скрывать. Посланники Христовы выступают с непокрытыми лицами перед людьми, отражая Божью славу и, вместе с их церквами, постоянно преображаются Духом Господним в тот же образ славы, в отображение Божие. Так должна церковь в Коринфе научиться понимать служение апостола и себя: тогда он предстанет перед ними иным, нежели в карикатуре, изображенной его противниками его личности и его деятельности (Рим. 8,29).
3,13: Исх. 34,33.35.
3,14: Рим. 11,25; Деян. 28,27.
3,16: Рим. 11,23.26.
3,18: 4,6.

Глава 4

Искренность апостола в его служении

4,1-6: Своим апостольством Павел обязан только милосердию Божьему (3,6; 1 Кор. 7,25). Это делает его смиренным и послушным, одновременно готовым служить и прямодушным; поэтому он не осмеливается в своих проповедях что-либо урезывать или искажать (2; 1 Фес. 2,5). Его проповедь в силе истины ставит слушателя перед Богом. Эта истина - миссионерский опыт Павла - находит доступ к совести каждого человека, несмотря на то, послушен он ей или нет (1 Кор. 1,18). Непослушными неверующим, а поэтому и погибающим, остается "наше благовест-вование" закрытым (3). При их ошибочном решении действовала зловещая сила - бог века сего (4), дословно: нашего времени. Так называет Павел здесь диавола (см. комментарий на Мтф. 4,1; 12,22 и посл.), не для того, чтобы ставить его на один уровень с Богом, но чтобы обратить внимание на его сверхчеловеческую, временную силу и предостеречь от ней. Не желающего верить сатана может ослепить; все же Евангелие распространяет славу Иисуса Христа - образ, в котором открывается нам Бог (Евр. 1,3). Христа проповедует Павел и его сотрудники, потому что Он есть их Господь, озаривший их сердца чрез новый творческий акт Божий, подобно солнцу в утро сотворения мира (5-6). Новый "Свет мира" (Иоан. 8,12) светит в них и чрез каждого из них, не закрывающих своих очей сердца и не позволяющих себя ослепить (Быт. 1,3). .6:3,18.

Общение страдания апостола со Христом

4,7-18: Как сочетать славу Божию, сияющую в Евангелии Христовом и распространяемую благовестниками, с убожеством и страданиями апостола и его сотрудников (11,23-27; 1 Кор. 4,9-13)? Бог соединяет это! Бог кладет Свое божественное сокровище в немощные человеческие сосуды и передает его чрез них другим (7). Так может Бог явить Свою преизбыточную силу (12,9). Переплетение немощи с силою, нужды с помощью, смерти с жизнью в существовании апостола и христиан, Павел выражает картиной весов, в которых положительная чаша всегда имеет перевес (8-9). В страданиях, преткновен-ных для коринфян, открывается судьба общения Иисуса Христа со Своими посланниками, одновременно также открывается общение страдающего апостола с гонимыми церквами в Македонии с одной стороны и, с другой стороны, с еще неподверженными искушению христианами в Коринфе. Ибо одни страдают ради других; одни умирают, чтобы другие могли жить (10-12; Рим. 8,36; 1 Кор. 15,31). Оба, при всем их различии, имеют Дух веры (Пс. 115,1); оба соединены верою со смертью и воскресением Господа, Иисуса Христа и чрез Него будут поставлены вместе перед Богом, как живые (13-14). В конце концов великое множество будет славить Бога за это сокровище, несмотря на глиняные сосуды (15; 1,11). Поэтому посланники Христовы не унывают и не сдаются. Как раз жизнь и служение под крестом свидетельствуют о грандиозной силе Божией. Она обновляет в истлевающем внешнем - это значит, душевном человеке, внутреннего - это значит, сотворенного по Богу человека со дня на день (16; Еф. 3,16); она производит, чрез краткое, с точки зрения нашей цели, страдание, вечную славу и радость в тех, кто смотрит на невидимое, но с достоверностью грядущее (17-18; 1 Кор. 6,14; Рим. 8,17-18; Евр. 11,1; 1 Пет. 1,6).

Глава 5

Тоска апостола по небесной родине

5,1-10: К будущей славе принадлежит также и новое тело (1: вечный дом; 3: одетым; Рим. 8,23; 1 Кор. 15,53; ср. Иов. 4,19-20). Павел избегает таких выражений как "тело", "душа", "жизнь после смерти", потому что у греков они вызывали недоразумение: как будто тело является местом пребывания зла и поэтому оно должно умереть, в то время как душа, своего рода божественная искра - добра и поэтому бессмертна.
Человек с телом и душою по природе грешник и злой. Несмотря на это Бог позволяет Своим, как нагим (3) как-то быть в Его присутствии (см. комментарий на Фил, 1,23), только из любви, не допускающей разделения (Рим. 8,38-39). Все же и верующего, который у Бога, ожидает новое тело, воскресение мертвых (см. комментарий на 1 Кор. 15,20 и посл.). Поскольку Павел может придти к Иисусу и с новым телом иметь участие в славе Божией, он может без ропота смотреть смерти в глаза. Но он не легкомысленно относится к смерти; она причина его воздыханий (4). Он не хотел бы совлечься, но лучше облечься - это значит, миновав смерть войти в новую жизнь, в тело воскресения. Между тем как Павел, когда он писал 1 Кор. 15 гл., надеялся на это преобразование, он считается здесь с тем - вероятно под впечатлением смертной опасности в Асии (1,8-9), - что Бог предусмотрел для него смерть. К этому он тоже готов, приготовлен Самим Богом, Который, даровавши Свой Дух, уплатил первую часть новой жизни (5; Рим. 8,16.23; Еф. 1,13-14). Хотя разрушение хижины по-прежнему остается болезненным (2 Пет. 1,14); но с ним прекращается препятствующее в настоящее время, водвориться у Господа (8). В конце концов дело не в том что Павлу больше нравится, но в том, чтобы он был угодным Господу (9). Апостолу, его сотрудникам, коринфянам, и всем предстоит еще ответ пред судилищем Христовым, на котором каждый получит решающий приговор, сообразно тому, что он делал живя в теле, что он сделал с дарами Божьими (10; см. комментарий на Иоан. 5,24; Деян. 17,31; Рим. 2,16; 14,10). Так жизнь и смерть христианина ориентируется на то, чтобы быть угодным Господу.
5,7: Рим. 8,24; 1 Пет. 1,8.

Самоотверженность апостола

5,11-12: В страхе Господнем (Фил. 2,12-13) - это значит, Павел мис-сионирует, считаясь с приговором Бо-жиим. Но не придает ли он также значения мнению людей? Да, но не с тем, чтобы угодить им, но чтобы быть открытым перед очами Божьими и перед коринфянами. Это говорит Павел опять не с тем, чтобы похвалиться (3,1), но чтобы дать в. руки читателям своего послания основание выступать за него против хвалящихся лицом, своими внешними преимуществами.
5,13: Но коринфяне говорили опять так: не сомнительная ли личность этот Павел? Один раз он выходит из себя, необузданный, безмерный энтузиаст и потом опять очень тщательный, совсем трезвый, хитрый тип? Да, отвечает Павел: если я выхожу из себя, если я в чрезмерной ревности сказал или сделал больше чем должно, то это для Бога; если я потом опять был трезвым, рассудительным, то для вас; для церкви и ни в коем случае для самого себя.
5,14-15: Движущая сила его служения - любовь Христова, целиком пленившая его для Христа и ведущая от своего "я" к ближнему. Христос из любви умер за всех. В Его смерть Павел включает себя; он принял эту смерть (действие ее) лично для себя. С этим для Павла кончилось "жить для себя" и началась новая жизнь, жизнь для Умершего за всех и для Воскресшего, жизнь в силе и любви Христовой (1 Тим. 2,6; Рим. 14,7-8).

Проповедь апостола о примирении

5,16-17: Потому: любовь Христова - дело любви Христовой - имеет радикальное действие: 1. Оно не позволяет Павлу оценивать людей, также и Христа, по плотскому приговору - это значит: в теле, душе и духе отвернувшихся от Бога, или может быть соблазняющихся в Иисусе Христе в образе раба и в Его страданиях до крестной смерти. Оно позволило ему приобрести совершенно новые масштабы и оценки, например: если он до того произносил анафему на Иисуса, "да будет проклят Иисус", то теперь он познал и исповедует: "Иисус есть Господь" (1 Кор. 12,3). 2. Оно делает того, кто во Христе (см. комментарий на Рим. 6,3), кто в световом конусе, в магнитном поле Его любви, "частью" нового творения (4,6), о чем Павел говорит трезвее, нежели Лютер в своем переводе: "Старое прошло, смотри, новое возникло" (Рим. 8,1.10; Гал. 6,15; Отк. 21,5).
5,18-21: Эта радикальная перемена, не только новое толкование, но преобразование, есть Божье дело. Сам Бог примирил, дословно "переделал" нас для Себя, все человечество и природу (Ис. 11,1 и посл.) чрез Христа и во Христе примирил с Собою (Рим. 5,10), поставил нас в новое положение по отношению Самого Себя, не вменив нам наших преступлений, но Он вменил их Безгрешному, а именно - Иисусу Христу (21). К тому же Бог учредил также новое служение примирения (18-19), это значит - Бог повелевает провозглашать примирение, чтобы Его дело примирения и нового творения достигло нас и всего мира, придя к конечной цели (Лев. 17,10 и посл.; Иез. 34,11 и посл.; Рим. 3,24-25; 5,10; Кол. 1,19-20). Так Павел и его сотрудники являются посланниками Иисуса Христа. Божии представители и орудия, Христовы просители, которые должны взывать к народу: примиритесь с Богом (20; Лук. 10,16). Не знавшего греха (Иоан. 8,46) Он сделал для нас не грешником, но жертвою за грех, т. е. носителем греха (Ис. 53,6), чтобы мы в Нем сделались праведными (носителями праведности), оправданные Богом (21; Рим. 1,17; 3,21 и посл.): "радостная перемена" (Мартин Лютер, как пример; Евр. 4,15; Гал. 3,13; 1 Кор. 1,30; Фил. 3,9).

Глава 6

Апостол оправдывает себя в служении

6,1-2: Как соработник в доме Бо-жием (1 Кор. 3,9) споспешник примирения мира с Богом, Павел пришел и к коринфянам. Поэтому он настоятельно умоляет их, с намеком на момент, на час Божий, на день спасения, открывшийся им ныне (Ис. 49,8; см. комментарий на Еккл. 3,1 и посл.; Лук. 4,19.21), не пропустить случая и не тщетно принять благодать Божию.
6,3-10: Поэтому он очень внимательно следил за тем, чтобы никому и ни в чем не быть преткновением, но во всем явить себя), служителем Божием в жизни полной страданий, борьбы и смерти (11,23-28), но в то же время преисполненной помогающей, обогащающей доброты Божией; в бедном и трудном, но в тоже время щедро награждающем и многих обогащающем служении (1 Кор. 4,11 и посл.; Кол. 3,12 и посл.; 1 Тим. 4,12; Фил. 4,12-13). Ярко сияющая биография жизни и служения, желающего служить Богу.
6,7: 4,2; 1 Кор. 2,4. Оружие в правой руке: для нападения и для атаки (Еф. 6,17); оружие в левой руке: для защиты (10,4; Еф. 6,13 и посл.).
6,9: Пс. 117,18; Деян. 14,19.

Освящение церкви

6,11-13: Совершенно откровенно, как отец со своими детьми, Павел высказывался перед коринфянами. Теперь в силе: доверие за доверие! Теперь они также должны широко открыть для него свои замкнутые сердца (1 Кор. 4,14).
6,14-18: Коринфяне великодушны в ложном направлении; они открыты для всевозможных антибожественных сил (12,20-21; 13,2.10; Пс. 1,1 и посл.; 1 Кор. 6,12; 10,14.23-24; Еф. 5,11; Мтф. 18,17). Они впрягаются в одно ярмо с неверующими в Иисуса Христа (Втор. 22,10); и этим самым затушевывают границы, проведенные Богом между примерными и неверующими, и участвуют в идолослуже-ниях. В пестрой мозаике ветхозаветных слов Павел увещевает, в ложном направлении великодушную церковь, отделиться от антибожиих темных сил. Велиар (15): по-еврейски "ужасный, очень сильный" (Втор. 13,14), "злой" (Наум. 1,11) - сущность диа-вола. Мы храм Божий: - это Церковь, соединенная со Христом (2 Цар. 7,4 и посл.; Агг. 2,6 и посл.; Пс. 113,2; Иоан. 14,23; ср. Иоан. 2,21; 1 Кор. 3,16; 6,19).
6,17: Отк. 18,4.

Глава 7

7,1: Все, что Бог обещал Своему народу и, что в Иисусе Христе даровал ему, поставлено на карту - опасность лишиться всего этого, если они не очистятся от нечистот мира сего (плоть: сексуальная похоть, излишество в пище; 12,21; дух: эмоциональная жизнь; Гал. 5,20-21) и преуспевание на пути освящения. Сущность жизни освящения - формирование нас Духом Бо-жиим до конечной цели. Церковь Христова живет в мире, в солидарности и на дистанции, в тесной связи и на расстоянии, которые все снова становятся для нее противоречием и сопротивлением.
7,2-4: В заключение Павел просит у них еще раз доверия к себе, он просто отклоняет их всевозможные упреки (12,17; Деян. 20,33) и заверяет церковь в Коринфе в своей неразрывной связи с ней (6,11-13; Рим. 6,8). В конце концов победоносно пробивается солнце радости сквозь темные тучи.

Спасительное раскаяние церкви

7,5-7: Только теперь Павел продолжает повествование, начатое в 2,12, но потом прерванное длинным "отступлением" о слове служения, которое оспаривали (ставили под сомнение) у Павла (см. комментарий на введение 2 Кор.; Деян. 20,1-2). Обрадовался (7): Очевидно церковь искренно сожалела о случившемся между нею и Павлом и стремится покрыть несправедливость (1,3-4; 2,13).
7,8-16: Чрез непредвиденное послание (2,4) Павел огорчил церковь. Причиненная боль привела в церкви к обращению. Это Божие дело и Божий дар! Признак истинного раскаяния (14): негодование на виновного, страх перед судом Божием (1; 5,11), наказание (Мтф. 18,15 и посл.). Так может Бог чрез страдание благословить и утешить.
7,10: Мтф. 26,75; 27,3-5.

Глава 8

II. АПОСТОЛ ПООЩРЯЕТ ЩЕДРО ЖЕРТВОВАТЬ (ГЛАВЫ 8 и 9)

В 8-ой и 9-ой главах говорится о сборе денег для нуждающихся в Первохристианскои церкви в Иерусалиме. И этот денежный вопрос, кажущийся менее важным, Павел обсуждал центрально; он связывает его с верою в Иисуса Христа. Это ясно видно из обоснования и из разных наименований, которые Павел дает сбору денег: благодать Божия (8,1), дар любви (8,4), приношение (8,20), благословение (9,6), дело служения (9,12), служение (9,13).

Сбор денег для церкви в Иерусалиме

Тит, о котором шла речь раньше, находится опять на пути в Коринф, ради сбора (1 Кор. 16,1 и посл.) для святых (христиане в Иерусалиме; Еф. 2,19; см. Рим. 15,26), чтобы закончить это дело (6.16-17.23'- 24).
8,1-15: В высшей степени интересно как Павел обосновывает сбор: 1. Он вербует не играя на чувствах ("бедные, голодающие в Иерусалиме!"); чувства проходят, вызывают аргументы против ("кто в этом виноват?"). 2. Вербует он не примером, достойным подражания! Он обосновывает сбор духовно (1-5): 1. Это благодать Божия, если один, хотя очень беден, отзывчив с радостью (самих себя, 5 = искреннее участие). Их готовностью помочь, коринфяне могут познать, насколько они соединены со Христом (испытую; 8). 2. Кто имеет духовные блага, тот должен делиться с ближним временными земными благами (7; 1 Кор. 1,5 и посл.; Гал. 6,1-10). 3. Пример Иисуса Христа: отрешение из любви (благодать, 8-9); Иисус был богат, будучи у Своего Отца, до воплощения (Иоан. 1,1 и посл.), Соучастник в сотворении видимого и невидимого (Кол. 1,15 и посл.; 2,9); обнищал ради вас, приняв образ человека (Мтф. 8,20; Фил. 2,7). Он дарует нам Свою славу, вместо этого берет на Себя нашу нищету. 4. Бог производит равномерность (13-15; Деян. 11,27 посл.), Он вознаграждает любовь, Им же произведенную в нас (см. комментарий на Мтф. 10,42; ср. Исх. 16,18).
8,12: Прит. 3,27-28; Map. 12,43.
8,16-24: Павел представляет церкви откомандированных по делу денежного сбора, которых он посылает в Коринф со своим посланием: Тита и двух братьев, имена которых не упомянуты; одного, во многих церквах похваляемого благовестника (18) и второго, усердного брата (22). Эта коллегия из трех лиц - не сам апостол - должна заведовать собранными деньгами. Предосторожность, которою Павел предохраняет себя от всякого возможного подозрения (Тит: 7,13; 12,18). Так аккуратно должны поступать христианин и церковь с вверенными им деньгами.

Глава 9

9,1-5: Снова Павел посвящает сбору денег в Коринфе целую главу своего послания. Так важно для него это дело любви; так необходимым кажется ему заботиться о том, чтобы коринфяне не разочаровали македонских посланцев, его - апостола и, этим самым, не "посрамили" самих себя. Даром божественного благословения для святых (1: 8, 4; Евр. 6,10-11) должен стать сбор, не человеческой скупостью (5).

Благословение щедрого пожертвования

9,6-15: Еще раз Павел освещает неизреченный Божий дар (15; 8,9). Он является неиссякаемым источником всякого христианского жертвования; этот дар превращает бездушные деньги в живой посев, в дар любви, приносящий нуждающемуся помощь и не обедняющий жертвователя, но наоборот, обогащающий его (Прит. 11,24; 19,17; Ос. 10,12; Ис. 55,10). Так Бог делает из сбора денег; 1. Исповедание, что я сторонник Евангелия Христова. Одновременно содействие единству Церкви Христовой из иудеев и елинов. 2. Благодарность Богу и 3. Ходатайство (12-14). Дар любви соединяет "диаконию" (материальное служение) с литургией (такое значение имеет греческое слово служение, 12; Деян. 11,27 и посл.). Словом "литургия" Павел сравнивает дар любви с одним из благотворительных дел, которое в греческой городской общине-коммуне один принимал на себя ради общего блага.

Глава 10

III. БОРЬБА АПОСТОЛА ЗА ОЧИЩЕНИЕ ЦЕРКВИ (10,1-13,10)

В третьей главной части своего Послания Павел сводит окончательные счеты со своими противниками в Коринфе, после того, как он с церковью все привел в порядок. Теперь он говорит другим тоном; он защищается со страстной строгостью.

Защита апостола против личных нападок

10,1-6: С подчеркнутым я же - в противоположность прежнего "мы" - Павел один выступает против нападок своих противников. Даже в порицаниях он старается быть кротким и осмотрительным. Его обвиняли в том, что он в личном поведении (по-видимому во время своего непредвиденного посещения) очень скромен и слаб, но в своих посланиях (имеется в виду "Послание слез" разыгрывает сильного мужа. В противоположность этому Павел просит их не принуждать его показывать свою смелость при следующем посещении (13,1-2; 1 Кор. 4,21). Конечно, и его жизнь чисто человеческая жизнь (во плоти, 3-4), но воинствует он в силе Божией (6,7; Еф. 6,10 и посл.) за истинное познание Божие и, чтобы всякое помышление, идеи, аргументы покорить Христу (Кол. 1,28).
10,7-11: Противники в Коринфе ссылались, как уже раньше сторонники партии Христовой (1 Кор. 1,12), на их принадлежность Христу, как будто это их монополия. Павел претендует на это тоже. Сверх того он может хвалиться своим особым апостольским уполномочием, но теперь, он не хочет гордиться своим превосходством, чтобы не подать своим противникам повод для клеветы. При своем посещении он докажет им, что он не только в отсутствии и в посланиях может быть сильным (13,10).

Павел не вмешивается в чужую работу

10,12-18: От защиты Павел переходит в контрнаступление на высокомерие своих противников. Иронически он замечает, конечно, я не смею сравнивать себя с вами. Ибо они измеряли себя своим собственным масштабом, Павел же измеряет себя масштабом Божием (ср. Рим. 12,3). Это мерило - поле, отведенное ему Богом для его миссионерской деятельности, и Богом дарованные плоды в его труде. К ним принадлежит и церковь в Коринфе (14): она является его законным миссионерским полем, где его противники противозаконно возвеличивают себя, тогда как Павел тщательно избегает миссионировать там, где уже другие начали (Рим. 15,20-21). Если Коринфская церковь начнет духовно расти - за это Павел борется в этом послании - тогда он начнет преследовать другие цели: Испания (15-16; Рим. 15,23-24). Павел хвалится тем, что Бог определил ему (Иер. 9,22-23), не так как его противники (1 Кор. 1,31). У него одно желание - хвала Божия (17-18; 1 Кор. 3,12 и посл.; 4,5).. 12: 3,1; 5,12.

Глава 11

Искренность апостола и неискренность его противников

11,1-6: Всякое самохвальство есть неразумие, но Павел просит о снисхождении, если он здесь хвалит самого себя; по-видимому, с его личностью искажалось и его благовестив, а поэтому он ссылается на свое апостольское призвание и апостольский авторитет. В роли свата (дружки) Христова пришел он в Коринф; он хочет церковь как чистую деву (2), бракосочетать со Христом, своим Господом (Еф. 5,26; Мтф. 22,2-14; 25,1 и посл.; Иоан. 3,29; Отк. 19,7; Песнь П.). Теперь Павел должен опасаться, что невеста - подобно Еве (Быт. 3,4.13) - будет прельщена и отвернется от великой любви своего жениха, Иисуса Христа (3). Павел имеет в виду при этом иудейских лжеучителей и соблазнителей (22), выступлением и красноречием которых коринфяне восхищались и даже увлекались. Увлеклись возможно одной определенной личностью, возвестившей церкви свой приход в Коринф, или даже приглашенной противниками Павла (4). Против этого иного духа, против другого евангелия Павел борется (Гал. 1,8-9). Являются ли эти люди высшими апостолами, "сверхапостолы" (5)? Павел думает, что он может померяться с ними силами (12,11; 1 Кор. 15,10; Гал. 2,6.9). Допустим: по сравнению с этими вышколенными ораторами Павел "невежда" (Деян. 20,9 и посл.; 1 Кор. 2,1-2; 13), но он не невежда в вопросах познания, в познании Божием (6). Это могут подтвердить и сами коринфяне, так как он привел их к познанию Божию.

Бескорыстие апостола в возвещении Евангелия

11,7-15: По-видимому, на этой почве противники Павла хотели вырыть ему яму, что он безмездно, т.е. без платы миссионирует, согласно мотто: что не стоит денег, то никуда не годится! Павел имеет полное право на вознаграждение (1 Кор. 9,12 и посл.; Мтф. 10,10; Гал. 6,1 и посл.). Здесь он защищает свой отказ от вознаграждения своим унижением, чтобы возвысить их, это значит - привести их в должное положение перед Богом. Согрешил ли он этим, что не был им в тягость, но в своей нужде воспользовался помощью (9) верующих из Македонии (Фил. 4,10 и посл.)? Павел остается при своей практике и впредь он намерен так же поступать и в Греции, в чем он торжественно клянется (10; 1 Кор. 9,15). Это не признак того, что он не любит коринфян (11); но он желает избежать подозрения, что, дескать, в миссионерской работе дело идет о деньгах. Его противники старались лишить его этой чести - добровольно благовествовать - и ни-звесть его на свой уровень. Павел срывает маску с их лица: они лжеапостолы, лукавые делатели, которые заинтересованы, главным образом, деньгами; служители сатаны, (который согласно иудейского предания принял вид Ангела свята) принимающие вид служителя правды (2,17; Мтф. 7,15; Деян. 20,29; Фил. 3,2). Их конец покажет, куда они принадлежат (Евр. 13,7). Церковь должна сделать выбор между ними и Павлом.

Множество страданий апостола

11,16-33: Павел еще раз просит коринфян, чтобы они позволили ему поступать как неразумному (11,1; 12,6), преподнося свои успехи. Он говорит как не в Господе (17), это значит - он пишет не по поручению Божьему, потому что может возникнуть подозрение, он восхваляет себя в своих личных интересах. Павел же защищает апостольское служение и свое благовестив (12,19): Павел законный и легальный апостол. Да, он есть апостол и он трудится больше чем они (23), лжеучителя из иудейских христиан, возлагающие многие законнические бремена на церковь (20!). Павел далеко превосходит их всех: как еврей (22), т.е. не прозелит, а по происхождению член избранного народа Божия (Исх. 1,15 и посл.; Деян. 6,1; Рим. 11,1; Фил. 3,5); в многочисленных страданиях и в преградах в служении Иисусу Христу, в заботах о церквах, за которые он пламенеет сердцем. Он все готов отдать в служении Христу! Павел хвалится своими немощами (30), этим он показывает силу своего Господа, давшего ему силу во всех этих испытаниях и поддерживающего его поныне.
11,23: 6.4-5; 1 Кор. 15,10; Деян. 9,16.
11,24: Втор. 25,3.
11,25: Деян. 16,22; 14,19.
11,26: Деян. 20,3.
11,27: 6,5; 1 Кор. 4,11.
11,28: Деян. 20,18 и посл.
11,29: 1 Кор. 9,22.
11,30: 12,5
11,32-33: Деян. 9,24-25.

Глава 12

Откровение Господа и немощь апостола

12,1-6: Бесполезное хваставство продолжается дальше. Восхваляться должно то, что Бог сделал чрез Павла, чтобы церковь не попала в сети лжеучителей (11,16 и посл.). Павел переходит от страданий во имя Христа к особым благословениям, которых он удостоился от Господа - к видениям и откровениям (Отк. 1,10-11; Деян. 26,19; Гал. 1,12), которых коринфянам, может быть, не доставало в служении апостола. При этом он отказывается - это показательно - от перечисления; он выделяет только два откровения и видения (2-4), но и о них он говорит крайне сдержанно и в третьем лице, как бы о постороннем лице. Чем живее Павел припоминает то видение - это было 14 лет тому назад (37-38 п. Р.Х.) - тем менее он приоткрывает занавес этой тайны; также он не описывает восхищения (5,1 и посл.; 1 Фес. 4,17; во Христе - см. комментарий на Рим. 6,3). О месте, где он видел Господа, Павел только намекает: это было на третьем небе это значит, согласно представления иудеев тех времен: место, где Трон Божий, в раю - это значит, согласно иудейского словоупотребления: на месте почивших праведников (Лук. 23,42; Отк. 2,7). Слова, слышанные им он не может, и их нельзя пересказать. Насколько бы ни были эти великие откровения истинными и правдивыми, Павел не желает чрез них превозносить себя больше того, чем он на деле есть.
12,7-9: Всякое превозношение у Павла и так уже исключено тяжелым противовесом. "К крыльям ангела дано ему удру-чение сатаны" (Мартин Лютер). Дано мне: от Бога! Павел получил жало в плоть, досл. перевод: "для его плоти", это значит - крест, к которому он привязан. Была ли это болезнь глаз (Гал. 4,15), была ли это эпилепсия (Альберт Швайцер), были ли это депрессии, преследующие его как гонителя Церкви (Адольф Шлатер)? Во всяком случае Павел видит в этом страдания, связанные с его служением, и испытание, от которого он так желал бы освободиться! Трижды молил он об этом Господа (ср. Иисус в Гефсимании; Мтф. 6,10). но он получил отрицательный ответ, одновременно содержащий обетование. Ответ гласит дословно: "Довольно для тебя благодати Моей; ибо сила Моя совершается в немощи" Там, где кончаются наши физические и духовные силы (Мтф. 5,3), там Бог открывает, что Он может еще сделать с нами (1 Кор. 1,26-31). Павел охотнее хвалится своими немощами (5; 11,30), потому что тогда он прославляет силу Божию. В виду благодати Божией и сатанинские испытания обретают положительный смысл; благодать превращает немощи апостола, также немощь служителей Церкви всех времен, в медиум и в орудие Своей силы.
12,10: За Христа страдает Павел (Фил. 4,13)!

Любовь апостола к своей церкви

12,11-15: Вину в этом неразумном предприятии - рекомендовать самого себя - Павел приписывает коринфянам. Им должно было бы хвалить его; для этого у них было основание. Ибо Павел может померяться с сверхапостолами (11,5); признаки апостольства: на первом месте терпеливое страдание, также они видели в его служении и силы, и чудеса (Рим. 15,19; 1 Кор. 2,4). Ни в чем они не были обойдены по сравнению с другими церквами, как только в том, что сам он не был им в тягость (13; 11,7-9). С горькой иронией он просит у них извинения за эту вину. Все же он хочет оставаться и во время третьего посещения Коринфа при такой же практике. Он не хочет их денег, но большего: их самих (14). Да, Павел хочет собирать для них имение, как это делают родители для своих детей и не наоборот. Он отдал бы охотно все и самого себя за них (15; Фил. 2,17).
12,16-18: В заключение Павел называет еще одно подозрение по имени: как хитрец окольным путем, чрез своих сотрудников, Павел хитростью добывал в Коринфе деньги. Резким встречным вопросом он отвергает это злостное подозрение. Он не сомневается в единомыслии своих сотрудников. Образцовое сотрудничество (8,6.16-18).

Скорое пришествие апостола и увещевание к покаянию

12,19-21: Во Христе: это значит - в полном послушании Христу и в ответственности перед Богом и (ради церкви) Павел пишет все это (11,16 и посл.). Ибо он опасается найти церковь, и во время своего нового посещения, не такой, как это должно было быть пред Богом и как это необходимо для общения.

Глава 13

13,1-4: В скором времени Павел в третий раз придет в Коринф. Как по ветхозаветному праву (Втор. 19,15; Мтф. 18,16) спорное дело решалось чрез высказывание двух или трех свидетелей, так будет решено и дело в Коринфе при третьем посещении Павла. Этот раз не будет пощады. Церковь и неразкаявшиеся грешники в ней увидят тогда дела, подтверждающие его апостольское уполномочие на деле (кто во мне говорит, Христос, 3: Лук. 10,16). Подобно Иисусу Христу, распятого и силою Божьею ожившего, у Павла сочитаются немощь, страдание от зла и сила, побеждающая зло (4: Фил. 2,7-8).
13,5-10: С угрозой суда Павел соединяет увещание коринфян, использовать короткое время, чтобы испытать самих себя и исследовать, живет ли и действует в них Христос (1 Кор. 11,28). Павла интересует не суд, но исключительно истина (8), это значит - быть приготовленным предстать пред судом Божием и пред благодатью. На службе этой истины Павел согласен быть немощным, чтобы они были сильны (9). Павел желает употребить свою власть при своем новом посещении их к назиданию (10). Поэтому, и только поэтому он пишет им теперь так серьезно (10,8-11).
13,11: Радуйтесь: При всей строгости своего послания, Павел хочет быть для коринфян ни чем другим, как только "споспешником (Божий помощник) их радости" (1,24). Адольф Шлаттер обобщает увещания апостола: "При-готовтесь, устраните все мешающее и приведите в порядок поврежденное; не оставайтесь в незаконченных начинаниях; старайтесь о цельности вашего христианства". Перед, и над всеми этими притязаниями, стоит великое обетование, что Бог любви и мира (Рим. 15,33; см. комментарий на 1 Кор. 1,3) готов снизойти к рассорившийся и подвергнутой опасности церкви, и обещает пребывать с ними.
13,12: Лобзание: является знаком христианского братства (Рим. 16,16; 1 Кор. 16,20; 1 Фес. 5,26), которое по прочтении этого послания в церкви они должны продемонстрировать, исповедать. Потом следует привет всех христиан, у которых Павел в тот момент гостит, коринфянам - в знак единства Церкви во всех местах (Рим. 16,Зи посл.).
13,13: В противоположность обычным заключениям в посланиях, также и в 1 Кор. 16,24, Павел подразделяет свое благословение на три части. Таким образом он делает его новозаветным благословением аароновско-го благословения (Числ. 6,22-27). На первом месте стоит благодать Господа, Иисуса Христа, в Котором Бог примирил мир с Самим Собою; Павла-гонителя сделал проповедником Иисуса Христа и церковь в Коринфе призвал и собрал к Себе; из этого источника вытекает полнота любви Божией и общение, которое Дух Святой производит, сохраняет и завершит. Сначала и до конца свидетельствует нам Второе послание апостола Павла к Коринфянам, дошедшее до нас, как в церкви должно совершаться духовное руководство во всех заблуждениях и во всех житейских невзгодах.