Ефесянам
Наш YouTube - Библия в видеоформате и другие материалы.
Христианская страничка
Лента обновлений сайта
Медиатека Blagovestnik.Org
в Telegram -
t.me/BlagovestnikOrg
Видеобиблия online

Русская Аудиобиблия online
Писание (обзоры)
Хроники последнего времени
Українська Аудіобіблія
Украинская Аудиобиблия
Ukrainian
Audio-Bible
Видео-книги
Музыкальные
видео-альбомы
Книги (А-Г)
Книги (Д-Л)
Книги (М-О)
Книги (П-Р)
Книги (С-С)
Книги (Т-Я)
Новые книги (А-Я)
Фонограммы-аранжировки
(*.mid и *.mp3),
Караоке
(*.kar и *.divx)
Юность Иисусу
Песнь Благовестника
старый раздел
Бесплатно скачать mp3
Нотный архив
Модули
для "Цитаты"
Брошюры для ищущих Бога
Воскресная школа,
материалы
для малышей,
занимательные материалы
Список ресурсов
служения Blagovestnik.Org
Архивы:
Рассылки (1)
Рассылки (2)
Проповеди (1)
Проповеди (2)
Сперджен (1)
Сперджен (2)
Сперджен (3)
Сперджен (4)
Карта сайта:
Чтения
Толкование
Литература
Стихотворения
Скачать mp3
Видео-онлайн
Архивы
Все остальное
Контактная информация
Поддержать сайт
FAQ


Наш основной Telegram-канал.
Наша группа ВК: "Христианская медиатека".
Наши новости в группе в WhatsApp.

Послание к ефесянам святого апостола Павла

Оглавление: Глава 1; Глава 2; Глава 3; Глава 4; Глава 5; Глава 6.

 

Получатель - церковь в Ефесе, в одном из значительных портовых городов с богатой культурой; эта церковь была для Павла в течение более двух лет центром его миссионеркой работы в Малой Азии (Деян. 19,10). Как вестник Иисуса Христа, он многое пережил в этом городе (Деян. 18,19-21: 19; 20,17-38; 1 Тим. 1,3 и посл.), но именно поэтому нас и удивляет та "неличная" манера, в которой написано это послание. В самых древних рукописях этого послания отсутствует указание места в Ефесе (1,1). Поэтому можно предполагать, что так называемое Послание к Ефесянам первоначально не было посланием, адресованным какой-то определенной церкви, а циркулярным письмом, обращенным к различным малоазиатским церквам с центром в Ефесе (?). Его передавали от церкви к церкви, в самом начале вставляя имя нового получателя. Так можно было бы объяснить общий неличный характер этого послания.
Отправитель: авторство этого послания оспаривается библейской наукой: Павел ли это или один из его учеников, который пишет в духе своего учителя, но обогащенный новыми познаниями, в новой формулировке передавая далее его весть? В те времена обычным явлением считался тот факт, что ученик продолжал писать под именем своего учителя, причем факт этот не считался фальсификацией, а выражением признательности и уважения к учителю. В пользу авторства Павла имеются весьма весомые основания, если даже учесть, что язык и стиль Послания к Ефесянам отличается от языка и стиля классических посланий Павла (Рим; 1 и 2 Кор; Гал; 1 и 2 Фес.) и если богословские ударения поставлены здесь иначе, нежели там. В главе 3,1-13 подчеркнуто говорится об апостольстве Павла. Места 3,1 и 13; 4,1; 6,20 указывают на то обстоятельство, что послание было написано в узах (см. Фил. Кол. Филим.). Причины другого рода стиля и далее развитого учения следует искать в том, что Павел вынужден был развивать свое учение с новых позиций, которые оказались в поле его зрения, благодаря борьбе с философски-спекулятивными заблуждениями гностицизма (3,18). Обмен мнениями с гностиками, которые вторглись в молодую церковь, ввели апостола в новые сферы мышления. Он выражает новые меткие понятия и говорит языком, который соответствует формам мышления и аргументации собеседника-противника. Новое положение требует и новых ответов.
Содержание: Послание к Ефесянам содержит - благодаря обмену мнениями с гностическим духовным движением - широко простирающиеся и охватывающие небеса и землю, вечность и время размышления на тему "Быть во Христе". Это пребывание во Христе, с одной стороны, находится во взаимосвязи с существующим от начала планом спасения Божиего, цель которого искупить отпадщее человечество и объединить вселенную и все пространства видимого и невидимого миров под началом Христа, как Главы. С другой стороны, это пребывание во Христе сочетается с образом тела Христова, единой Церковью из иудеев и язычников, которая приобретает свое единство, благодаря заключению мира с Богом на кресте Его Сына.
Подобие с Посланием к Колоссянам: Послание к Ефесянам в своем построении и богословии обладает поразительным и неоспоримым подобием с Посланием к Колоссянам, которое простирается почти до дословных совпадений. Неужели оба эти послания возникли приблизительно в одно и то же время, может быть в период римского заключения апостола Павла (Деян. 28,16 и 30)? В то время как Павел в Послании к Колоссянам отвечает на вторжение гностического заблуждения в определенную церковь, в "циркулярном письме" Послания к Ефесянам он излагает свои новые мысли в более общей форме, но уже для всех церквей, которым угрожает опасность впасть в заблуждение.

Глава 1

1,1: Начало послания (см. комментарий на Рим. 1,1) поразительно краткое; приходится сожалеть о том, что в нем нет никаких личных указаний. Павел (см. комментарий на введ. Деян.) представляет себя церквам, как апостола Иисуса Христа. Он пишет не как частная личность, а как посланник по величайшему поручению. Апостол см. комментарий на Деян. 1,21 и посл. Святым (см. комментарий на 2,19) и верным - это люди, которые принадлежат Иисусу Христу и которых Он соединил с Собой.

1. ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ ВО ХРИСТЕ (1,3-3,21)

Хвала и слава Богу за Его план спасения

1,3-14: Весь этот отрывок состоит в греческом тексте из одного единственного предложения. Первоначально он составлял часть литургии в перво-христианских богослужениях. Его соответствующий гимну хвалебный язык накапливает с почти приводящей в замешательство полнотой одно понятие на другое (1 Пет. 1,3 и посл.). Господь Иисус (3) см. комментарий на Луки 2,11. Благословен... благословивший благословением в небесах (дословно: "в небесном мире"; 20;2,6;3, 10; 6,12; см. комментарий на 2,1-10!): имеются в виду духовные дарования Божии, знамения Его непостижимого расположения к нам, людям (т.е. благодать!). Они гораздо превосходят все то, что человек понимает под земным счастьем, и указывают на вечную действительность Божию вне видимого мира. В стихах 4-12 указывается, что означает благословение Божие во Христе всяким духовным благословением": избрание прежде создания мира для святости (4; см. комментарий на Иоан. 13,8), усыновление в похвалу (5; Рим. 8,14 и посл.), облагодетельствование , искупление (дорогою ценою; 7), прощение грехов (7), проникновение в план спасения Божиего для мира (9; Пс. 102,7), вхождение в права наследства (11). У всех этих даров имеется своя точка соотношения во Христе (см. постоянно повторяющееся "во Христе", "в Нем"). Дух Святой, Который (13) дарован в качестве знамения, защиты (запечатлены см. комментарий на 2 Кор. 1,22) тем, которые принадлежат Христу, является залогом (14; 2 Кор. 5,5) даров Божиих, которые обещаны Церкви верующих. Действительность присутствия Духа Святого отвечает за действительность обещанных даров Бо-жиих. Как ни различны предложенные Богом дары, они служат тому, чтобы "одаренная" таким образом Церковь превратилась в похвалу славы (6 и 12 и 14) Его (Иисуса Христа). Похвала Иисуса должна свидетельствовать миру о том, что уже совершил Бог в Иисусе Христе для человечества, что Он совершает ныне, чтобы "все небесное и земное соединить под главою Христом", т. е. чтобы во Христе оно нашло свое единство и смысл (10). Все: Бог начал Свое дело по отношению к Израилю, но Он хочет усовершить и весь Свой мир (см. комментарий на Ис. 11,1-9). Будут ли искуплены в конечном итоге и осужденные, об этом Библия не говорит ясно, однако на это именно слово ссылаются представители учения о "всеобщем искуплении" (1 Кор. 15,24 и посл.).
1,4: Рим. 8,28 и посл.; гл. 5,27.
1,6: Мтф. 3,17.
1,7: Кол. 1,14; гл. 2,7; 3,8 и 16.
1,9: 3,3-6 и 9; Рим. 16,25; Кол. 1,26-27.
1,10: Гал. 4,4.
1,11: Кол. 1,12.
1,13: 4,30.

Молитва о познании славы Христовой

1,15-23: И благодарственная молитва, и ходатайство апостола сохраняют все тот же гимнообразный характер вступительной части послания. В них апостол еще раз возвращается к полноте того, что даровано церкви во Христе. Вера во Христа Иисуса (15) объемлет собою и любовь к Богу, и благодарность в послушании, которая, в свою очередь, приводит к любви к ближним. Святые см. комментарий на 2,19. Павел молится о том, чтобы церковь познала Иисуса Христа (17; 3,19), а также Его дело в прошлом, настоящем и будущем (18-23). Под познанием, которое является главной сущностью гностицизма (см. комментарий на 3,18- 19), Павел не имеет в виду рационального разумения или мистической восторженности, а Богом дарованное верующему проникновение в бытие Бога и Его действия, в сущность Бога и Его дела. Это познание простирается 1) на надежду, которая восходит для церкви (18) и 2) на действие силы, посредством которой Бог уже ныне трудится в церкви (19; три различных выражения для определения силы, чтобы указать на непревзойденную и несравненную силу Христову; см. комментарий на 6,10!); 3) на то, что Бог во Христе совершил для церкви (ст. 20-23 являются, вероятно, частью перво-христианского исповедания веры). Под начальством, властью, силой и господством (21) Павел подразумевает (соответственно миру представлений древности) какие-то ангелоподобные существа и духов, которые проявляют свою власть в служении лукавому (6,12; Кол. 1,16; Рим. 8,38-39; Быт. 6,1 и посл.). Позади этого перечисления скрывается опыт, утверждающий, что человек не является господином и образователем собственной судьбы, ибо он подчинил себя властям, которыми он не в состоянии распоряжаться. Подобные власти в действии во всякое время. С течением времени они, возможно, изменяют свое лицо, однако их угрожающая власть остается все той же. Воскресший из мертвых и восшедший к Богу Христос является господином и над этими властями (20-22). В Нем они - правда, еще не явно видимы, но тем не менее реально - побеждены (Мтф. 28,18; Рим. 8,31-39; Фил. 2,9-10; Кол. 2,10).
1,16-17: Кол. 1,4 и 9.
1,20: Пс. 109,1.
1,22-23: Христос не только Глава Церкви (отношения доверия между Ним и христианами; 4,15), но и Господин мира (свидетельство власти).
1,23: 5,30; 1 Кор. 12,27; Кол. 1,19.

Глава 2

Бог и нас пробудил к жизни

2,1-10: Павел напоминает читателям об их прежнем состоянии: мертвые по преступлениям и грехам вашим (Лук. 15,24 и 32; Кол. 2,13). Живущий, но отвратившийся от Бога человек фактически мертв, потому что он отчужден от жизни с Богом и подчинен князю, сатане, господствующему в воздухе (2). Образ мира, изложенный в Послании к Ефе-сянам, не упоминает о подземной преисподней, но называет различные небесные сферы над землей, из которых самой высокой считается область господства Божиего, одесную Которого посажен Христос (1,20). Самой нижней областью небесных сфер является воздух, т. е. область, простирающаяся непосредственно над поверхностью земли, она же является сферой действий злых духов (2; 6,12). В этой области находятся власти и силы (1,21; 3,10; 6,12). Поверхность земли рассматривается в качестве нижней границы определяемого пространства (4,9). Из сферы воздуха лукавый воздействует (см. комментарий на Мтф. 4,1; 12,22 и посл.) на землю, чтобы произвести отчуждение человека от Бога, от его Творца и Господа (2-3). Он извращает человеческую волю, отравляет атмосферу (дух времени; 2!). Результатом является "жизнь по плоти" (Рим. 1,18 и посл.). Кто находится под властью этой диктатуры, тот мертв, потому что он живет во грехах, т.е. в разделении с Богом. Однако Бог (4; и толь-Он один!) разрешил пагубное стечение обстоятельств и расторг смертельные оковы. В воскресении Иисуса Он сокрушил господство врага, пробудил мертвых к жизни, призвав их и сделав их способными к новому существованию и к тому, чтобы творить добро (4-6 и 10; Кол. 2,12 и посл.). Так через Христа призывается к жизни новое. Прежнее (2-3) побеждено. Все это совершается по благодати Божией (7-9). В 8 стихе звучит язык апостола Павла об учении оправдания. (Рим. 3,21 и 27-28; Гал. 2,16). Оно исключает всякую мысль о заслугах и всякую человеческую славу (1 Кор. 1,29). Только дело Божие во Христе ведет человека к новой жизни: и посадил на небесах (6; Фил. 3,20), - оно ведет к жизни с Иисусом и к жизни для других.
2,2: Тит. 3,3; гл. 6,12; Иоан. 12,31.
2,3: 1 Пет. 4,3; Кол. 3,6.
2,6: Фил. 3,20.
2,7: 1,7.
2,10: Тит. 2,14.

Язычники и иудеи призываются в церковь

Здесь заключен богословский центр всего послания. Он касается основания, сущности и единства Церкви.
2,11-12: Павел еще раз напоминает читателям о том, чем они были некогда: язычниками, т. е. презираемыми избранным народом Божиим, как необрезанные (см. комментарий на Быт. 17,9 и посл.), над которыми не было совершено ветхозаветное знамение обрезания; они были без Христа, т. е. без права гражданства в народе Бо-жием (Фил. 3,20-21), без обетования, не имели надежды и были безбожники (т.е. далеки от единственного и истинного Бога; дословно: они были атеистами - это слово единственный раз употребляется в Н.З.!). Этим язычникам противопоставлялись отделенные от них глубокой пропастью избранные Божии (Рим. 9,4-5).
2,13-18: А теперь совершенно новое положение. Павел показывает, что произошло с читателями: Христос объединил разделенных, иудеев и язычников, избранных и пришельцев (Гал. 3,25 и посл.; Кол. 3,11). Он опрокинул стену разделения - закон и установил мир (см. комментарий на 1 Кор. 1,3) Своею смертью на кресте (Ис. 9,5; Кол. 1,20). Под преградой (14) Павел подразумевает разделяющую стену в храме, которая закрывала язычникам (т.е. грешникам) доступ во внутреннее святилище под угрозой наказания смертью (ср. Исх. 19,12 и завесу в храме, которая разодралась в момент смерти Христа; Map. 15,38). Христос является Миротворцем устанавливающим мир, соединяющим далекое и близкое и открывающий грешникам путь к Богу (Ис. 57,19; Гал. 3,28; Кол. 3,11). Прежде без Христа (12), теперь во Христе (13). Этого достигли не люди это совершил один только Христос (в греческом языке в этом случае постоянно употребляется слово "Он Сам"). Там, где Христос приводит людей к миру с Богом, там и мир между людьми.
2,19-20: Читатели не являются теперь бесправными и только терпимыми гостями (чужи ми) и пришельцами, а согражданами святым и своими Богу, которые об лечены всеми правами гражданства (Евр. 12,22-24). Святые - это люди, которых призвал Христос, которых Он пленил, в которых Он совершает Свое дело освящения и которые принадлежат к Его Церкви (1,4; Мтф. 27,52; Деян. 9,13; Рим. 1,7; 12,13 15.26: 1 Кор. 6.1-2; Фил. 4,21-22 Кол. 1,12; Евр. 6,10). Дом Божий Церковь Его (1 Тим. 3,15; 1 Пет. 2,4 и посл.) покоится на основании пророческого (ветхозавет. или ново-завет. пророки; 4,11?) и апостольского провозглашения Иисуса Христа (1 Кор. 3,11). Сам Христос является краеугольным камнем в основании (20; Ис. 28,16; 1 Пет. 2,6) или завершающим камнем в свода> (Пс. 117,22). Христос является и камнем основания и завершающим камнем, основанием и целью строительства Своей Церкви. В ней нет никаких разделений между Богом и человеком, нет разделений между людьми, потому что примирение и мир во Христе являются действительностью церкви.
2,21: Истинная Церковь Иисуса возрастает (1 Пет. 2,5). Павел особенно подчеркивает здесь ту мысль, что христиане принадлежат друг другу (нет какого-то индивидуального христианства) и что вместо земной семьи, которая порою на почве веры распадается, появляется семья Божия, к которой мы принадлежим!
2,11: 5,8.
2,12: Рим. 9,4; 1 Фес. 4,13.
2,15: Кол. 2,14.
2,17: Ис. 57,19.
2,18: 3,12.
2,19: 3,6.
2,20: Мтф. 16,18; Ис. 28,16.

Глава 3

Апостольство Павла среди язычников

3,1: Павел еще раз начинает молиться. Однако предложение вскоре пре-ывается, и затем вновь продолжается уже в стихе 14.
3,2-13: В этом экскурсе об апостольстве личное перемежается с объективным. Жизнь апостола неразрывно сопряжена с его служением Христу, с той вестью, которая доверена ему (Гал. 2,7). Бог открыл и доверил ему домостроительство, тайну Христову, Свой план благодати (1,9; см. комментарий на Гал. 1,12). В прежних поколениях сынов человеческих, в В.З. не было еще полного богопознания, которым мы обладаем сейчас (2 Кор. 3,14-15) через Иисуса и Его новозаветных пророков (5). Об этой тайне было возвещено Павлу (2,11-22; Деян. 15,7-9): язычники, т.е. все народы стали теперь сонаследниками вечного Царства (членами тела Христова - единственно здесь встречающееся в Н.З. словообразование) и сопричастниками обетования Его посредством благовествования (6). История спасения Божиего является не только историей верующей церкви, но она охватывает и всех людей всего мира. Павел считает себя наименьшим, но живым доказательством (7-8; Гал. 1,13; 1 Тим. 1,16) этой благодати Божией. Так было предрешено Богом (9; Рим. 16,25-26) от начала (прежде вековых времен, по-греч. эонов). Сейчас этот план Божий выполнен во Христе и явлен начальствам и властям на небесах в образе Церкви Христовой (10-11). Она является местом, откуда обнаруживаются мудрые действия Божии в мире. Ради той вести, что Бог возлюбил весь мир, всех людей (Иоан. 3,16), Павел совершает свое апостольское служение. Ради этой вести он добровольно подвергается мучениям (13; см. 1). И его узы тоже принадлежат плану Божиему.
3,1: Фил. 1,7 и 13.
3,5: Кол. 1,26.
3,8: 1 Кор. 15,9-10; Гал. 1,16; гл. 1,7.
3,9: 1,9-10; Кол. 1,16.
3,10: 1 Пет. 1,12.
3,12: Рим. 5,2.
3,13: Кол. 1,24.

Ходатайство апостола за церковь

3,14-15: Апостол вновь приступает к начатому и прерванному ходатайству. Он, узник, находящийся в темнице ради Евангелия, молится Отцу (см. комментарий на Мтф. 6,10;см. комментарий на Гал. 1,4), от Которого именуется всякое отечество (т. е. от Которого получило свое название всякое земное отцовство). Бог, как Творец, является Отцом всего (1,17; 4,6). В Своей любви, терпении и верности Он является также и нашим Отцом. Земные отцы могут научиться у Него истинному обращению сдомочадцами; см. Быт. 2: Он наставляет (заповеди; 2,16-17), угрожает наказанием (2,17), терпеливо увещевает провинившихся (3,8-13); ожидая исповедания грехов и молитвы о прощении, Он угрожает наказанием (3,14-19), а затем милостиво наказывает (ср. Быт. 2,17 и 3,24; "и выслал" (3,23), но не предал немедленной смерти!). Послание к Ефесянам воспринимает Бога не только, как Господа Церкви, но оно говорит о Нем и с помощью универсальных и всеобъемлющих оборотов речи.
3,16-19: Отец предоставляет Своим детям возможность: 1. Крепко утвердиться. .. во внутреннем человеке (6,10; Кол. 2,7). Духовная жизнь предшествует телесной; внутреннее утверждение гораздо важнее внешнего благополучия (Мтф. 6,33). Цель этого утверждения выражена в Фил. 4,13. 2. Вселиться Христу (17а) - Христос становится тогда центром жизни (Иоан. 14,23; 15,5). Там, где Христос становится центром жизни, там человек освобождается от сатанинского круга, очерчиваемого его личным (плотским) я. 3. Укорениться любви Христовой в жизни и служении церкви (18). Неразрывно сопряжен с поворотом в вере к Богу и поворот любви к ближнему. Если Христос действительно вошел в жизнь человека, тогда она раскрывается навстречу ближнему и дальнему. 4. Постигнуть всеобъемлющую полноту дела Христова. Познание (по-греч. гносис) было ключевым словом гностической религиозной философии. Стремление к более глубокому познанию Бога постоянно проникало в молодую Церковь Христову. Однако, вопреки ему, Павел подчеркивает, что всякое исходящее от человека религиозное или философское познание не в состоянии исследовать глубин Божиих, потому что эти глубины превосходят всякое человеческое разумение (19-20)! Четыре измерения: широта и долгота, и глубина, и высота (18) - являются выражением универсальности Божией, безграничности Его существа и неисчерпаемости Его действий (Иов. 11,8-9;Рим. 11,33-36). Человек способен познать только то, что Сам Бог предлагает (открывает) ему для познания в Самом Себе. Познать и испытать любовь Божию, явленную во Христе, несравненно значительнее всякого теоретического познания.
3,20-21: Павел заканчивает хвалой и благодарностью Богу. Наш ответ на действия Божии может выражаться только в хвале и поклонении, потому что сущность и действия Его превосходят всякое человеческое мышление и представление.
3,16: 6,10; 2 Кор. 4,16.
3,19: Кол. 2,2-3.

Глава 4

II. ПРИЗЫВ К ЕДИНЕНИЮ И ПРОВЕРКЕ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ (гл. 4-6)

После дара следует и поручение: после того, как Бог по вере во Христа создал Церковь, она обязана по той же вере жить в соответствии с волей Божией.

Призыв к единению

4,1-2: Я, узник: испытанный и проверенный в страданиях способен наставлять и других. Церковь должна ходить (Кол. 3,12-13) в соответствии с высоким призванием во Христе. Такая жизнь верою ориентируется на Господа веры: только в школе Иисуса можно постичь смиренномудрие, кротость, долготерпение, любовь (Мтф. 11,29; Фил. 2,1-11).
4,3-6: Жизнь в единстве Духа Иисуса Христа произрастает из семикратного корня. Семь раз встречается здесь числительное "один". Глубочайшее единство Церкви в вере и жизни даровано здесь в Одном Боге и Отце всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас (6; 3,14-15; Втор. 6,4; 1 Кор. 8,6; 12,4-6).
4,7: Единство во Христе - это не однообразие, а единство в различии. Благодать Бо-жия одна и та же для всех, но дары благодати многообразны и различны. По мере дара Христова: Рим. 12,3 и 6; 1 Кор. 12,11; 1 Пет. 4,10.
4,8-10: Все дары находят свое основание в господстве Христовом над властями (Кол. 2,15); эти дары засвидетельствованы в Его вознесении. Следуя традициям раввинов, Павел подтверждает снисхождение Христа к мертвым (1 Пет. 3,18-22) и Его восхождение к Отцу словами Псалма 67,19.
4,11: Кдарам, которые предлагает Христос, принадлежат также различные служения в церкви, однако Павел не имеет здесь в виду никаких церковных санов в иерархическом смысле (Рим. 12,4 и посл.; 1 Кор. 12.28 и посл.). Апостол см. комментарий на Деян. 1,21. Он представляет Иисуса!
4,12: Еф. 1, 22. Кол. 1, 18. Евангелисты - это сотрудники и заместители апостолов, а тахже последователи их (например, Тит; 2 Кор. 2,13; 7,5 и посл.; 1 Пет. 5,12-13), старейшины (Деян. 11,30). Пророки возвещают о делах Иисуса (Отк. 5; 19,10) и раскрывают сущность сердца (1 Кор. 14,23 и посл.), а также историю спасения конца времен (Рим. 11,25; 1 Кор. 15,51 и посл.; Отк. 6-21). Учитель принимает участие в богослужении, в наставлении новообращенных и молодежи (Деян. 13,1). Пастыри (старейшины, иначе "епископы") первоначально заботились о том, чтобы к трапезе Господней допускались только крещенные по вере и верные, они были попечителями о душах, а "диаконы" служили во время вечери Господней. Для такого служения призывались с согласия церкви испытанные в вере христиане.
4,12-16: У всех этих служений (служителей) одно и то же происхождение (они установлены, (поставлены) Христом; 11) и одна и та же цель - служить росту, утверждению и укреплению церкви (12-14; 1 Кор. 14,26). Целью является "совершенная церковь", которая под ударами волн духа времени и в вихрях различных учений (14) ориентируется только на Христа, возрастая в Нем, Который есть Глава (15). Этот рост во Христе через веру производит рост в любви друг ко другу (16), потому что каждый член тела Христова живет служением другого члена (1 Кор. 12,12 и посл.; Кол. 2,19).
4,1: Кол. 1,10; 1 Фес. 2,12.
4,3: Кол. 3,15.
4,4: Рим. 12,5.
4,11: Деян. 21,8.
4,12: 1 Пет. 2,5.
4,14: 1 Кор. 14,20; Евр. 13,9.
4,15: 1,22; 5,23; Кол. 1,18.

О новом хождении во Христе

4,17-19: Павел еще раз изображает сущность язычества (2,1-3; Рим. 1,21-32). Язычество - это отчуждение от Бога (18; 2,12: атеизм), это мрак (18; "помрачены в уме"). По суетности ума своего: суетность, - это подлинная сущность идолов и идолослужения (Иер. 2,5; 8,19). Стремления отчужденного от Бога человека суетны, потому что он руководствуется только преходящим (Иона 2,9). Внешним следствием этого отчуждения от Бога является моральное, нравственное вырождение (19).
4,20-24: Отчуждения от Бога нельзя устранить лишь с помощью волевого напряжения. Необходим и должен произойти полнейший поворот, когда на месте ветхого человека появляется новый. Этот новый человек существует только в Иисусе (Рим. 5,17-19). Уповая на Его силу, вера способна совлечься греховной сущности, подобно тому, как человек снимает с себя одежду (22; Рим. 6,6; 8,13), и облечься в новую сущность, которая соответствует Христу (24; Кол. 3,9-10; Ис. 61,10; 1 Кор. 5,17). Вероятно, речь здесь об образах и понятиях, заимствованных из практики крещения первойцеркви, когда в момент крещения происходил обмен одежд. Только благодаря обращению, которое совершается под крестом (Рим. 12,2), когда Дух Святой просвещает наш разум (1 Кор. 14,14; Кол. 1,9), в нас рождается новый человек и начинается учебный процесс нового хождения (20).
4,25-32: Этот новый процесс обновления начинается с множества мелких повседневных решений. Он является продолжающимся столкновением с диаволом (27; см. комментарий на Мтф. 4,1; 12,22 и посл.). Отдельные наставления являются ничем иным, как применением основного правила: отложить прежний образ жизни ветхого человека (22). Только таким образом и обнаруживается, действительно ли жедневно подтверждается однажды совершенный шаг, переход от ветхого человека к новому. Не следует тормозить (30; Ис. 63,10) обновляющего дела Духа Святого равнодушием и недисциплинированностью. В деталях: ложь разрушает общение (25). Не гневайтесь, возбужденные ложью, не грешите, но стремитесь прощать еще до захождения солнца. Сатана (диавол, хулитель 27) извращает стремление к правде, превращая его в бессердечность. Кража (28) может быть и грубой и тонкой. Смысл труда: жить не за счет других, а для других. Гнилое слово (29): что мы итаем и на что мы смотрим?
4,22: Гал. 6,8. " 24: Быт. 1,26.
4,25: Зах. 8.16.
4,26: Пс. 4,5; Иак. 1, 19-20.
4,28: 1 Фес. 1,14.
4,29: 5,4; Кол. 4,6.
4,30: 1,13-14. День - см. комментарий на Фил. 3,20-21.
4,31: Кол. 3,8.
4,32: Мтф. 6.14; 18.22-35; Кол. 3.13.

Глава 5

Сыны света

5,1-21: Трижды встречается здесь указание: живите, поступайте (2.8.15); это основной библейский образ нравственного поведения (Мтф. 7,13-14). Это поведение определяется новым отношением к Богу. Жизненное хождение христианина должно быть излучением его веры.
5,1-2: Итак подражайте Богу (1 Фес. 1,6; 1 Кор. 11,1; Мтф. 5,48). Подражающий не стремится к достижению какого-то своего идеала, а сын, воспроизводящий поведение своего отца (1); подражание это само собой разумеющееся пребывание в сфере его взглядов и действий; проявившееся в Иисусе поведение Отца Его - самоотверженная жертва, совершенная исключительно из чистой любви к людям (2; Фил. 2,1 и посл.), - является основой христианского поведения. Благоугодное Богу "хождение" является лучшим ответом христианина на дары Божии.
5,3-21: В ст. 14 цитируется, вероятно, перво-христианский гимн, исполнявшийся при крещении, который, несомненно, знаком был читателям по богослужениям, совершаемым при крещении (Ис. 60,1-3). Общее наставление, содержащееся в стихах 3-21, могло быть своего рода катехизисом, для крещаемых. Подобным этическим нормам обучали в ранних миссионерских общинах наряду с основными элементами благовестия о Христе (4,20; 1 Фес. 4,1 и посл.; Рим. 13,11 и посл.; 1 Кор. 6,9 и посл.; Гал. 5,16 и посл.; см. Кол. 3,5 и посл.). Основной тон многообразных отдельных наставлений состоит в призыве к хождению, как чада света (8). Хождение во свете возможно лишь тогда, когда человек пробуждается от смерти (14; 2,5-6) Самим Христом, Который является светом (Иоан. 8,12), и когда Он просвещает его, превращая его из мрачного существа, пребывавшего вдали от Бога, в новое существо, пребывающее во свете Божием (8), когда человек превращается из сынов противления (6) в чадо света (Мтф. 5,14; Иоан. 12,35-36; Рим. 13,11 и посл.; 1 Фес. 5,4 и посл.). Поэтому призыв к хождению во свете Божием и вблизи Него не является чем-то угнетающим и подавляющим, а содействует жизни и последующей передаче того, что новый человек получил от Христа и что он продолжает получать. Чада света приносят и плоды света (9; Гал. 5,22; Иоан. 3,20-21; Фил. 1,11). Потому что они стремятся жить, как прилично святым (3; см. комментарий на 2,19). Вплоть до мелочей они постигли, что прилично детям Божиим в смысле стиля жизни, такта и воспитания и в области половой жизни, и в деловой, и в обходительном общении (3-6). Как раз в мелочах и обнаруживается правда жизни, свидетельствующая о том, является ли она идолослужением или богослужением. Сыны света не участвуют в бесплодных делах тьмы (11), они дорожат временем (16), они хранят истинную трезвость, потому что живут мудро (15), руководствуясь жизненной мудростью, которая исходит от Бога. Все это совершается не по принуждению, а как выражение благодарности Богу за великий дар во Христе (19-20; Кол. 3,16-17; 1 Фес. 5,18; Царство Христа, 5 см. комментарий на Мтф. 3,2). Так скрещиваются и оплодотворяются в жизни христианина и церкви богослужения будничных и воскресных дней.
5,1: Лук. 6,36.
5,2: Гал. 2,20; Исх. 29,18.
5,3: Кол. 3,5.
5,4: 4,29.
5,5: Отк. 21,8; 22,15.
5,6: Кол. 3,6.
5,8: 2,11; 1 Пет. 2,9.
5,9: Мтф. 5,14.
5,10: Рим. 12,2; Фил. 1,10.
5,12: Рим. 1.24.
5,13: Иоан. 3,20-21.
5,15: Мтф. 10,16; Кол. 4,5.
5,18: Лук. 21,34.
5,19: Пс. 32,2-3; Кол. 3,16.
5,21: 1 Пет. 5,5.

Христианский очаг

К нравственным наставлениям, которые преподавались в церквах первых христиан (5,1 и посл.), принадлежали и указания, касавшиеся различных сословий (Кол. 3,18 и посл.; Тит. 2,1 и посл.; 1 Пет. 2,18 и посл.).
Социальное неравенство и социальные отношения существовали уже до того, как возникли христианские церкви. Как же должны были вести себя христиане по отношению к социальным порядкам? Павел не лишает эти порядки древности своей силы, однако дает новое переосмысление их, а потому и принципиально новое отношение к ним. Жизнь человека с учетом его соответствующего социального положения ставится в непосредственную зависимость от Христа. Благодаря связи с Ним. Господом, бодрствующим над земными отношениями человека, поведение его перестает быть исключительно вопросом нравственности, а некоторой долей его послушания веры и богослужения. И в положении мужа, жены, сына, отца, матери, рабочего, работодателя христианин прежде всего является членом тела Христова. Эта тайна "закрепощения" охватывает все состояния и все условия человека.
5,22-33: Брак, как союз мужа и жены, благодаря сравнению с отношениями, существующими между Христом и Церковью, возносится в новую плоскость отношений (Кол. 3,18 и посл.; 1 Кор. 11,3). Открывшаяся во Христе любовь Божия (по-греч. "агапе"; 25), жертвующая собой ради другого, становится основой союза мужа и жены в браке. Эта любовь (агапе) сообщает способность и готовность признать своеобразие и равноценность брачного партнера.
5,22: 1 Тим. 2,11-12; Быт. 3,16.
5,23: 1,22-23.
5,26: Евр. 10,22; Тит. 3,5. Банею водною см. комментарий на Деян. 2,37 и посл.
5,27: 2 Кор. 11,2; Кол. 1,22.
5,30: 1,23. Тайна - см. комментарий на Иоан. 3,29; см. Песн. П. Христос в нас (Кол. 1,27) см. комментарий на Рим. 8,1.

Глава 6

6,1-4: Отношения между родителями и детьми характеризуются, с одной стороны, послушанием в Господе, т.е. сознательным, невынужденным безоговорочным (слепым?) послушанием (1), а с другой стороны, воспитательным авторитетом, свободным от всякой жестокости и гнева, потому что он рождается из дисциплинированного послушания Богу и ответственности перед Ним (4; см. комментарий на Исх. 20,12; Втор. 6,6.20 и посл.). Только такой авторитет внутренне воспринимается и одобряется.
6,5-9: И социальные отношения между подданными и начальствующими подчинены проповеди послушания (вопрос рабства см. комментарий на Филим.). Собственно, в церкви "нет раба, нет свободного" (Гал. 3,28), однако единство во Христе не означает еще одновременной отмены всех общественных различий. Не все люди способны выполнять одну и ту же функцию. Никто не должен, исходя из своего социального положения, судить о превосходстве или о способности к одному лишь подчинению других людей. Всякое служение, велико ли оно или мало, является в конечном итоге служением для Господа (7 и 9). Очаг, изображенный в Послании к Ефесянам, не содержит в себе критики общества. Это призыв обращенный к христианам, хранить себя и проявлять себя лишь в пребывании в Господе, а потому и в жизни друг для друга во всех жизненны положениях в мире. Итак, новое творение Божие начинает формироваться уже здесь, в структуре этого преходящего мира.
6,1-3: Map. 7,10-13.
6,5-6: 1 Тим. 6,1-2: Тит. 2,9-10; 1 Пет. 2,18.
6,8: 2 Кор. 5,10. "9: Еккл. 5,7.

Духовное всеоружие

6,10-13: Мир - это арена войны. Христианин призван к тому, чтобы бороться и сражаться на этой арене. В день злый (13): ему приходится сражаться особенно тяжело, несравненно тяжелее, нежели в другие дни. Ему противостоит вся воинская мощь "смутителя" (ст. 11; см. комментарий на Мтф. 4,1), козни диавола, течения и структуры (12; 1,21; 2,2; Рим. 8,38). Эта власть вторгается не только в сферу видимого, но прежде всего в сферу невидимого посредством различных козней (11; по-греч. методов, т.е. посредством самых различных мрачных уловок). К тому же, эта борьба обладает сверхчеловеческими масштабами (плоть и кровь см. Гал. 1,16). Это борьба сатаны против Бога, но христианин принимает в ней самое активное участие. Только тот способен устоять в этой борьбе, кто облечется в полное всеоружие (11), которое предлагает ему Бог. (Досл.: наконец, братья мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его). Собственной силой и человеческим оружием" здесь ничего нельзя достичь. Сам Бог должен продолжать эту борьбу с помощью Своих неисчерпаемых резервов сил. В стихе 10 употреблены три различных выражения для определения силы Божией, которые описывают ее живую динамику, ее неотразимость и ее несокрушимость (1,19). Представление о Боге, как о Поборнике, возникло еще в В.З. (Пс. 34,1 и посл.; Ис. 11,4-5; 42,13; 59,17).
6,14-17: Всеоружие Божие (1 Фес. 5,8) описано здесь с помощью образов, которые принадлежат к сфере жизни воина древности. Для борьбы воин препоясывался, облекался в броню, обувал ноги, брал щит, одевал шлем и брал меч. Истина, праведность, готовность благовеетвовать мир, вера, спасение - это защитное оружие христианина. Раскаленные стрелы (16): клевета, несправедливые обвинения, сомнения в вере. Единственное оружие (!) нападения - это Слово Божие (Евр. 4,12). Всеоружием Божиим для церкви является Сам Иисус Христос. Он является истиной, праведностью, спасением. словом. Кто пребывает во Христе (см. комментарий на Рим. 8,1), тот может устоять против врага, потому что Христос господствует и над сатаной, над его силой и властями, над грехом, страхом и смертью, которые сегодня по-прежнему угрожают человеку, хотя сегодня у них другие лица и другие имена. Один только Иисус ручается за окончательную победу Своей Церкви.
6,18-20: Бодрствование и молитва (Map. 14,38; Кол. 4,2-3) также являются элементами всеоружия Бо-жиего. Просящая, бодрствующая и ходатайствующая молитва, а также постоянная жизненная связь с Христом даруют молящемуся силу устоять в его ежедневной борьбе; молитва - это то место, где мы фактически облекаемся во всеоружие Божие и где находим свою крепость в Боге.
6,10: 3,16; 1 Кор. 16,13.
6,11: 1 Иоан. 2,14; 2 Тим. 2,1.
6,12: Лук. 22,31; гл. 2,2.
6,14: Лук. 12,35; 1 Пет. 1,13.
6,16: 1 Пет. 5,9; 1 Иоан. 5,4.
6,19: 2 Фес. 3,1; Деян. 4,29.
6,20: 2 Кор. 5,20; Деян. 28,31.

Приветы и добрые пожелания

6,21-22: Как и во вступительной части послания, так и в заключении отсутствуют слова личного характера. Рекомендации Тихику являются единственным личным элементом во всем послании (Кол. 4,7-8). Тихик, происходивший из западной части Малой Азии (Деян. 20,4), должен был передать оба послания (2 Тим. 4,12; Тит 3,12).
6,23-24: Слово благословения в конце послания также своеобразно, как и все послание. Мир (см. комментарий на 1 Кор. 1,3) и благодать упоминаются и в начале послания (1,2). Вновь присоединенная любовь соединяет еще раз первую часть послания с второй. Любовь - это живая вера. И вера может расти, потому что Бог установил мир во Христе. Тот факт, что растут и умножаются вера и любовь, ничто иное, как благодать, как незаслуженный дар.