1 Тимофею
Наш YouTube - Библия в видеоформате и другие материалы.
Христианская страничка
Лента обновлений сайта
Медиатека Blagovestnik.Org
в Telegram -
t.me/BlagovestnikOrg
Видеобиблия online

Русская Аудиобиблия online
Писание (обзоры)
Хроники последнего времени
Українська Аудіобіблія
Украинская Аудиобиблия
Ukrainian
Audio-Bible
Видео-книги
Музыкальные
видео-альбомы
Книги (А-Г)
Книги (Д-Л)
Книги (М-О)
Книги (П-Р)
Книги (С-С)
Книги (Т-Я)
Новые книги (А-Я)
Фонограммы-аранжировки
(*.mid и *.mp3),
Караоке
(*.kar и *.divx)
Юность Иисусу
Песнь Благовестника
старый раздел
Бесплатно скачать mp3
Нотный архив
Модули
для "Цитаты"
Брошюры для ищущих Бога
Воскресная школа,
материалы
для малышей,
занимательные материалы
Список ресурсов
служения Blagovestnik.Org
Архивы:
Рассылки (1)
Рассылки (2)
Проповеди (1)
Проповеди (2)
Сперджен (1)
Сперджен (2)
Сперджен (3)
Сперджен (4)
Карта сайта:
Чтения
Толкование
Литература
Стихотворения
Скачать mp3
Видео-онлайн
Архивы
Все остальное
Контактная информация
Поддержать сайт
FAQ


Наш основной Telegram-канал.
Наша группа ВК: "Христианская медиатека".
Наши новости в группе в WhatsApp.

Первое послание к Тимофею святого апостола Павла

Оглавление: Глава 1; Глава 2; Глава 3; Глава 4; Глава 5; Глава 6.

 

По своему содержанию, цели, лексике, времени составления, положению в церквах, Первое послание к Тимофею (1 Тим.) принадлежит к двум другим Пастырским посланиям (Пасторальные): 2 Тимофею и Титу. В построении послания бросается в глаза частая перемена тем. Между деловыми, критическими разборами (дискуссии) встречаются личные заметки; организационные вопросы сменяются душепасторскими наставлениями.
Вопрос авторства: чтение послания (лучше в один присест!) сообщает нам двоякое впечатление: 1. Нам встречаются, как и в предыдущих посланиях ап. Павла, высказывания о Личности и о делах Спасителя, о силе Евангелия и о прославлении великого милосердия Божия (1,15; 2,4-6).
2. Нам встречаются совершенно новые слова или очень редко встречаемые в посланиях Павла: "Здравое учение", "благочестие" и т.д.. Этот факт, а также положение в церквах, указывают на более позднее время, как-то: о котором повествует Деяние Апостолов. Либо Павел еще раз освободился в Риме: тогда он еще раз возвратился на старые места своего служения; он нашел там совсем новую ситуацию и написал своему сотруднику, заместителю и последователю, это послание. Либо: один его сотрудник написал это послание на основании имеющихся у него набросков апостола, с личными добавлениями. Множество личных указаний на положение Павла не допускают предположения, что кто-то другой написал это послание под именем Павла. Конечно, Второе послание к Тимофею написано в темнице (2 Тим. 2,9; 4,16 и посл.). При ужасных условиях в римских тюрьмах и при болезни глаз апостола (см. комментарий на Гал. 6,11) напрашивается предположение, что Павел не сам писал эти послания, но диктовал их знакомому посетителю, или передал ему набросок их. В таком случае становится понятным, почему немного иной стиль (ср. простые предложения по сравнению с Посланием к Римлянам), тогда как богословский ход мыслей Павлов.
О получателях послания мы отлично информированы. В Деян. 16,1-4 повествуется, как Павел в гор. Листрах приобрел молодого Тимофея как сотрудника. Между ними образовалось тесное, личное служебное общение, как ни с кем другим из множества сотрудников Павла. Эта тесная связь лучше всего отражена в Фил. 2,19-23. Возможно, в силу своего пророческого дара Павел заметил, что Тимофей имеет способности принять на себя ответственные поручения. Итак, он рано стал заместителем апостола, если Павел по каким-либо причинам отсутствовал. Положение церкви (в Ефесе и в Малой Азии) ознаменовано движением "гнозис" (познание) и переменами в руководстве церкви. На смену харизматиков (харизма - дары благодати или Духа Святого) приходит служитель (должностное лицо) с твердыми контурами служебных обязанностей.
Гнозис (см. комментарий на Еф. 3,18) - движение, распространившееся за пределы многих стран и религий, с которыми церкви пришлось бороться целые столетия. Павел борется против него, как против лжеучения, так радикально, потому что он распознал в нем попытку найти путь от человека к Богу чрез познание, посвящение, чрез аскетизм, что радикально противоречит пути Божию спасения человека (2,4-6). Это движение притягивало как раз активных христиан, в особенности учителей.
Павел хочет этим посланием наставить и приготовить Тимофея распознавать и отражать эти опасности. Средства для этого: личное благочестие Тимофея (поэтому апостол встречается нам в Пастырских посланиях, как нигде больше, в роли душе-пастыря своих сотрудников); здравое учение, церковная дисциплина и порядок, по-ставление служителей с конкретными служебными обязательствами. Подразделение послания: приветствие (1,1-2) I. Первая дискуссия (диспут) со лжеучителями: "В рабстве закона - освобожден Христом" (1,3-20). П. Устройство (порядок) церкви (2,1-3,16). III. Вторая дискуссия (диспут) со лжеучителями: "Против ложного благочестия" (4,1-11). IV. Личные наставления Тимофею, вдовам, старцам, рабам (4,12-6,2). V. Третья дискуссия (диспут) со лжеучителями: "Неправильное и правильное пользование богатством" (6,3-19). VI. Заключение послания (6,20-21).

Глава 1

1,1: Апостол (см. комментарий на Деян. 1,21): Павел подчеркивает свой авторитет. Разве это было нужно? Его авторитет в это время был общепризнан (ср. ситуация в Посланиях к Коринфянам; 2 Кор. 11 и посл.). Но молодой заместитель и последователь нуждался в страховке апостольского авторитета. Оба они стоят под командой одного и того же Господа, оба уповают на одного и того же Господа. Спаситель: обычно у Павла почти всегда обозначение для Иисуса Христа (см. комментарий на 4,42), но здесь употреблено по отношению к Богу (4,10; Тит. 3,4). Надежда: Кол. 1,27.
1,2: Тимофей: самый близкий сотрудник Павла (Фил. 2,19-23). Его отец язычник-грек, рано умер; его мать Евника, давшая ему поверхностное религиозное воспитание (необрезанный; Деян. 16,3), позднее стала христианской (2 Тим. 1,5). Он сам уверовал чрез Павла (сын; Тит. 1,4). Он сотрудник в Посланиях к Фил. и к 1 Фес. Павел мог доверить ему трудные поручения (1 Фес. 3,2-3; 1 Кор. 4,17; 16,10- 11). Благодать: см. комментарий на 1 Кор. 1,3; милость - см. комментарий на Гал. 6,16; см. комментарий на 1 Кор. 1,3.

I. ПОД ЗАКОНОМ В РАБСТВЕ - ХРИСТОМ ОСВОБОЖДЕН (1,3-20)

Против лжепроповедников Закона

1,3-11: Уже здесь нам понятно, как апостол ведет свою борьбу с лжеучителями и их учением: на одном типичном случае он представляет их лжеучение. Гнозис (см. введение; см. также комментарий на Еф. 3,18), против которого Павел здесь борется, позаимствовал материал для своей системы у иудаизма. Здесь вопрос касается Закона, Десяти заповедей, которые здесь приводятся по иудейскому перечню и толкованию (9-10; 1 Кор. 6,9- 10). Четвертая заповедь: оскорбители отца и матери; пятая заповедь: человекоубийцы; шестая заповедь: блудники (см. комментарий на Кол. 3,5), мужеложники (гомосексуалисты); седьмая заповедь: человекохищники (похищающие людей и работорговцы грешат против заповеди "не кради"); восьмая заповедь: лжецы, клятвопреступники. Лжеучителя разработали, по-видимому, из толкования Десяти заповедей искусность, которая допускала многие варианты, т. е. законоучение (7), не считающиеся серьезно с Богом, Который хотел чрез Закон зафиксировать грех как грех и лишить человека всяких лазеек. Здравое учение (10) серьезно считается с Божьими намерениями: Закон разоблачает нас как грешников, чрез Иисуса Христа грешник может быть помилован (8-9).Цель благовествования: послушание Богу (4) и любовь (5; Мтф. 22,37 и посл.; Рим. 13,10; Гал. 5,6). Все, что этому препятствует (вопросы - дискуссии; 4; 6,4.20) Павел отвергает (1 Кор. 14,26).
1,3: Деян. 20,1.
1,4: Басни и родословия (4,7): для них были важными дополнениями внебиблейские откровения, об ангелах и т.д.! Мы должны быть довольными откровениями Библии. Фантазия не помогает на пути к вере, но помогает только истинное откровение. Родословие (иудейская генеалогия?) было для них тоже важным. Но Божье избрание в Иисусе Христе выходит за рамки, первоначально единственного избранного народа (см. Быт. 12,2-3; ср. Ис. 55,5; Рим. 11).
1,8: Закон добр: Рим. 7,12.

Славословие Божией милости

1,12-16: Павел пережил в своей жизни, как глубоко человек может пасть и как бесконечно велико милосердие Божие (Деян. 9,15; 1 Кор. 15,9; Гал. 1,13). Мыслимо по своей жизни он был непригодным (3) быть любимым Богом. Милость необъяснима. Больше всякой критики о вреде отдельных христиан и церкви в прошлом и в настоящем, мы должны познавать милость Божию (16). Сила (12; Фил. 4,13): полномочие дарует Иисус Христос. Быть верным: Иисус доверяет Павлу верность и дарует ее ему. Должность: 2 Кор. 5,18. По неведению (13): Лук. 23,34; Деян. 3,17. Спасти (15; Лук. 19,10): милость, пришествие Христа в этот мир и Его смерть не являются дешевой благодатью!
1,17: Невидимому: 6,16. То, что Павел лично пережил, церковь исповедует в торжественной молитве, которою они молились во время богослужения и которую Павел приводит здесь.
1,18-20: Пережитая благодать превратилась для Павла в служение. Так это должно быть и для Тимофея. Пророчества (4,14): пророческие слова, которые однажды были произнесены над молодым Тимофеем с возложением на него рук, призвали его на служение общине (рукоположение, ордина-ция). Добрый воин (6,12; Иуда 3): как часто Павел рисует эту картину, сражающегося солдата. Сражающийся должен знать кому он принадлежит, на чьей он стороне (верить) и не может быть обремененным виною (добрая совесть; 3,9). Но, где есть солдаты, там есть и дезертиры (6,10). Павел называет Именея (2 Тим. 2, 17-18) и Александра (2 Тим. 4,14; Деян. 19,33-34?) Предать сатане: 1 Кор. 5,4-5. Церковь не должна страдать из-за вреда отдельного; отдельный член должен чрез эти строгие меры вернуться в церковь.

Глава 2

II. ПОРЯДОК В ЦЕРКВИ (2,1-3,16)

Молитва церкви

2,1-7: Поразительно, что в послании, в котором речь идет о дисциплине, о духовных должностях, молитве отводится безусловное преимущество. Павел обосновывает это Божьей волей (4): все люди должны спастись. Поэтому молитва о спасении всех людей необходима. Гонимая церковь ценит свободу, предоставляемую ей государством, терпимостью к ней.
2,1: Личные прошения, где есть недостатки; молитва: общее прошение; моления', ходатайственные молитвы во время богослужения (в повседневном обиходе греческой жизни это слово обозначает; подать прошение в высшую инстанцию).
2,2: Начальствующие: досл. "находящиеся на высоких постах". Они и цари должны тоже уверовать - оба могут чинить в вере препятствия (Иер. 29; Ездр. 6,8 и посл.). Тихая и безмятежная жизнь: без гонений (Мтф. 10,16; 2 Кор. 11,23 и посл.), которая приносит с собою опасность отречься от Христа (благочестие) и творить несправедливость (чистота).
2,3: Спаситель: см. комментарий на Иоан. 4,42.
2,4: Иез. 18,23; Рим. 11,32; 2 Пет. 3,9. Познание добра (Фил. 1,9) и воли Божией (Кол. 1,9).
2,5: Посредник - см. комментарий на Гал. 3,9; Евр. 9,15 ср. Иез. 33,30 и посл.
2,6: Искупление (Мтф. 20,28; Тит. 2,14; 1 Пет. 1,18): эта картина взята из выкупа рабов на свободу.
2,7: 2 Тим. 1,11; Гал. 2,7-8. Церковь должна молиться за спасение людей, Павел проповедует его. Молитва и проповедь неразделимы. Истина: апостольское служение Павла оспаривалось (см. комментарий на Гал. 1,1).

Поведение во время богослужения

2,8: Находятся ли мужнины особенно в опасности пренебрегать молитвою потому что они не уделяют времени для этого? Или имеется в виду хода-тайственная молитва за коллег? Или они особенно непримирительны? Гнев - пятая просьба в "Отче наш Или они сомневаются, что ходатай-ственная молитва (напр, за Нерона) вообще имеет смысл?
2,9-15: Уже в Коринфе женщины (разумеется также и мужчины), имеющие особые и обильные дары благодати, сильно выдвинулись на первый план. Молитва и глубокое познание причин и с этим связанные религиозные переживания могли привести женщин к тому, что они стали смело выступать в собраниях, включая и внешний вид (разодетые с помпой 9; 1 Пет. 3,3 и посл.; Ис. 3,16 и посл.). Павел не лишает участия в богослужениях, не лишает их права выступать и молиться публично, но он запрещает им поучать. За этими увещаниями (12) мы легко упускаем из виду тот факт, что христианство открыло женщине (также детям и рабам) естественное человеческое право в церкви и в обществе. В те времена женщина была более прикована к семье, нежели сегодня. Павел не впадает в ошибку (15) оправдания делами и не хочет этим сказать, что рождение и воспитание детей спасает (5,10). Но он знает, что позднее всегда оправдывалось, как благословение для детей и как польза для церкви, какую решающую помощь в вере и этим самым также и жизненную помощь, может дать благочестивая мать своим детям (2 Тим. 1,5) и, какие опасности приносит с собою, если женщины в церкви активно помогают, но из-за этого не уделяют детям должного внимания. Где есть эта опасность и сегодня, там и сегодня действительно запрещение женщине выступать публично (Еф. 5,22; 1 Кор. 14,34; см. Быт. 3,16)." 15: 5,14; Тит. 2,4-5.

Глава 3

О епископах

3,1-7: Пресвитер церкви.
3,1: Должность епископа: в начале миссионерской деятельности дары благодати ясно показывали, какие обязанности выпадали на долю отдельного христианина в церкви (1 Кор. 12). Ответственные в церкви носили разные "титулы": пресвитер, пастыри, епископы (см. комментарий на Еф. 4,11 и посл.). Титулы были заменяемыми, и только позднее, согласно нашему посланию, навание епископ носила одна личность, оторая одна была руководящей одной церковью. В нашем послании мы стречаем еще оба эти названия: Пpeceumep и епископ.
3,2-7: Указания для избрания руководящего церковью (Тит. 1,5-9). Окружающий мир зорко наблюдает за Церковью Божией. Руководящие церковью не должны своим поведением подавать повода для соблазнов. Одной жены муж см. комментарий на Тит. 1,6 и посл.; Лев. 21,7 и посл. Трезв: духовно и телесно (3); целомудрен: доброе поведение, приличие; страннолюбив: глубокий смысл страннолюбия в том, чтобы предоставлять друг другу отдых на пути в вечные обители. Не из новообращенных (6): имеется в виду не испытанный в вере, а также не имеющий опыта в водительстве Духом Святым(!). Павел не против молодых сотрудников. Тимофей сам еще молод. Церковь принадлежит Богу и не является подопытным полем для пробы старых или новых идей! Павел не настолько наивен, чтобы думать, что, дескать, христианин может обратить другого к Богу чрез безупречную жизнь. Но он знает, что христианин может своим поведением сделать неправдоподобной свою проповедь (7). Иисус Христос называет это "подавать соблазн" (Мтф. 18,7 и посл.). Что считается, как безукоризненное, то здесь на протяжении веков масштабы менялись и меняются по сей день.
3,4: Ср. 1 Цар. 2,12.

О диаконах

3,8-12: Со времен Иисуса Христа диаконы (Фил. 1,1) заботились о материальных нуждах христиан и одновременно проповедовали в церкви. Это продолжалось и в Первоапо-стольской церкви (Деян. 6,1-7). Тимофею было поручено упорядочить должность диаконов. Диаконы имели интенсивные контакты с внешним миром и его нуждами, уже через посещение больных. Тщательный выбор и проверка (сегодня: между прочим основательное педагогическое подготовление) были необходимы. Жены (11-12) тесно связаны со служением их мужей (см. Тит. 2,3).
3,13: Диаконическое служение в Церкви является и по сей день той частью, с которой считается внешний мир. Одновременно: нигде христиане не зависимы так от Христа, как в этом служении, где они должны служить другим. Собственные способности здесь не достаточны, мы находимся в зависимости от подкрепляющей силы Христовой, от Его любви и терпения. При сем мы убеждаемся, насколько богатый наш Господь.
3,14-16: Возможно Тимофей пришел в ужас ввиду такого трудного поручения наставлять других, как они должны поступать в доме Божием (Еф. 2,19 и посл.). Павел цитирует ему гимн о Христе (16). Тимофей должен рассматривать свое служение на фоне участи Христа: его служение имеет часть в унижении Иисуса Христа (Иоан. 1,14 в такую глубину смотрит душе-пастырь!); для него действительно пасхальное обетование (оправдал Себя в Духе: чрез совершенное Духом Святым воскресение Иисуса Христа; Рим. 1,4. Бог становится на Его сторону); в этом мире существует не только малое подвизающееся стадо Христово, часто унывающее, но есть мир ангелов и торжествующие верующие, которые созерцают то, во что они раньше верили. Неуверенная попытка сказать одной единственной душе о Христе, относится к всемирной миссионерской деятельности (Деян. 28,28). Принят верою в мире: этому способствуют всякий порядок, духовные должности, так что слово о Христе рождает веру в Бога. Вероисповедание может оказать решающую помощь сотруднику, когда он начинает чувствовать себя важным или маловажным. Принят: Map. 16,19; Еф. 1,20-21.

Глава 4

III. ПРОТИВ ЛОЖНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ (4,1-11)

Ложный аскетизм

4,1-5: Павел продолжает начатую в первой главе дискуссию со лжеучителями. Там он борется против ложных учений, здесь против их влияния на образ жизни христиан. Тимофей не должен ужасаться; отпадения и лжеучения следуют по пятам истории Церкви Христовой. Об этом возвещает Дух Святой чрез пророков (последние времена см. комментарий на Мтф. 24). Мы также должны заметить разлад между благочестиво-звучащими требованиями лжеучителей и в глубине их души нарушенное отношении к Богу. Их требования направлены к аскетизму, который все телесное умаляет как "только" земное, материальное, посюстороннее. История церкви позднейших времен подтверждает, как часто и сильно церковь попадала под влияние таких требований. Предписание в пище (запрещение определенной пищи; 3) указывает на иудейское влияние. С умалением супружества в христианство проникает нечто чуждое как Ветхому Завету так и Новому Завету. Умаление супружества и запрещение определенной пищи не является признаком возвышенного благочестия, но противоречием Творцу (Быт. 9,3; 1 Кор. 10,30-31; Кол. 2,23). Поэтому Павел три раза призывает благодарить Бога за Его благие дары. Бог доверил человеку Свое творение. С благодарностью и ответственностью человек берет этот дар (Быт. 1,31; Мтф. 15,11; Деян. 10,15). Отречение от земного не открывает автоматически пути к Богу. Путь Бога к человеку чрез Иисуса Христа не исключает веры в Творца. Освящается словом Божием и молитвой (5): своим властным словом создал Творец пищу для наших жизненных потребностей. Поэтому Иисус Христос учит нас просить (Мтф. 6,11) и мы благодарим за это. Четвертый стих это не охранная грамота абсолютной свободы действий, что, дескать, благодарственная молитва устраняет всякую несправедливость.

Служение Тимофея

4,6-11: Если Тимофей от имени церкви отклоняет требование лжеучителей (он есть пастырь!), то в таком случае он добрый служитель Иисуса Христа (2 Тим. 2,15), Которому принадлежит эта церковь. Его пасторское служение в церкви троекратное: поучительные наставления должны быть сконцентрированы на главном, не на спекуляциях (7; 6,20; 2 Тим. 2,16.23; 4,4; Тит. 1,14; 3,9), жизнь христианина должна проявляться в трезвом, реалистическом благочестии (8; 6,6), надежда христианина (10) должна основываться на спасительной воле Божией и не на человеческих успехах и заслугах, если они даже и имеют религиозную окраску. Божья спасительная воля не ограничена благочестивой элитой, но направлена ко всем верующим в Иисуса Христа; Его воля объемлет все человечество.
4,12-16: Личные наставления. Образец для верных (верующих): Павел доверил Тимофею быть его последователем (1 Фес. 3,2). Его молодость не была помехой. Но он должен показать себя как образец в слове и в житии (2 Тим. 2,15). Его призвание на службу распространялось: 1. на его поведение (12; 16; вникай в себя); 2. чтение Священного Писания вслух в церкви, проповедь и поучение (13; Деян. 2,42). Павел напоминает ему в 14 стихе о его рукоположении: пресвитеры в сопровождении пророческого слова посвятили его на руководящий пост и подтвердили его дарование (управлять церковью 1,18; возложение рук 5,22; Деян. 6,6; 8,17; 2 Тим. 1,6). Тимофей должен этого твердо держаться. Евангелие - всеспасающая сила, которая спасает и руководящего и церковь (16; Рим. 1,16-17; 11,14).

Глава 5

Пожилые и молодые в церкви

5,1-2: Контакт и дистанция, не ложное навязывание своей дружбы, не пренебрежение, не человекоугодни-чество, но в отношениях поколений требуется много такта и взаимопонимания!
5,1: Лев. 19,32; Тит. 2,2.

О вдовах

5,3-16: Наставление вдовам. Попечение о вдовах было несравненно трудной проблемой, чем сегодня (Деян. 6,1). Павел предлагает: 1. Если вдовы имеют родственников, то место их обеспечения в семье. Не сваливать эту ответственность на церковь (3-8)! 2. Вдовы, не имеющие родственников, обеспечиваются церковью. Способных и испытанных из них, должно поставлять в церкви как диаконис. Они посещают дома и, таким образом, их служение важно и в тоже время, подвергнуто опасности. Поэтому необходимы строгие масштабы (9-11; Мтф. 25,34 и посл.) 3. Молодые вдовы могут опять выходить замуж - это совет, которого по всей вероятности никогда не дали бы лжеучители (2,15; 1 Кор. 7,9; не принимай 11: это значит - не поставляй их на это служение). Если какой верный или верная имеет вдов (16): мать, бабушка или сестра должны заботиться о своих вдовах. Достойно удивления, с каким сознанием ответственности и с какой реальностью первые христиане приступали к решению этой социальной проблемы: кто в нужде, тому должно оказать помощь. Оказать помощь - это не значит отделаться от нуждающегося. Настоящая помощь в том, чтобы поставить человека на ноги, поставить в такое положение, чтобы он был в состоянии впредь помогать и себе и другим (диакония пригодности).
5,5: Лук. 2,37.
5,8: Мтф. 15,5-6.
5,10: Евр. 13,2; Иоан. 13,14.

О руководителях в церкви

5,17-18: Наставления пресвитерам (Деян. 14,23; Рим. 12,8; Евр. 4,11): небольшой, но строго означенный круг лиц в каждой церкви, носящий ответственные поручения всякого рода. По-видимому, за их служение они получали вознаграждение (Мтф. 10,10; Гал. 6,6). Служение благо-вествованием и наставлением должно особенно почитаться; может быть они должны получать большее вознаграждение. Конечно, они совершали свое служение не ради платы (6,5); но апостол дает библейское обоснование, почему это служение славное, безусловно также не легкое и, поэтому должно получать особое вознаграждение (18; 1 Кор. 9,9; Евр. 13, 17).
5,19-21: На ком лежит ответственность, тот сильнее подвержен критики со стороны членов церкви, нежели обыкновенные члены. Поэтому они нуждаются в особенной защите: Тимофей должен принимать обвинения подтвержденные несколькими свидетелями (Втор. 1,15; Мтф. 18,16). Там, где обвинение обосновано, там молодой Тимофей не должен "взирать на лица": обличай пред всеми Гал. 2,14.
5,22: Пресвитеры рукополагались (см. комментарий на Деян. 6,6). Избирающий на служение пресвитера с возложением рук, берет на себя великую ответственность, в особенности, если пресвитер не оправдает своего доверия или согрешит.
5,23-25: После краткого указания, что Тимофей ради больного желудка должен употреблять немного вина (вопреки требованиям лжеучителей), апостол возвращается к проблеме избрания пресвитеров. Кто может наперед знать, как пресвитер оправдает себя? Кто знает действительно человека? На суде Божием, в последний день откроется что в человеке: доброе или злое. Иногда приходится ждать этого времени, иногда это открывается раньше.

Глава 6

О рабах

6,1-2: Наставление рабам: рабы были в те времена неотъемлемой частью общества, так они принадлежали и к церкви. Между ними были "пролетарии" (см. Коринф), но также и имеющие высокие профессии, как например: управляющие. Церковь не считала своей обязанностью, применением силы ликвидировать рабство. И все же, освобождение рабов - это настоящий плод христианства: как может брат иметь рабом брата (Филимон)! Единственная забота ап. Павла, чтобы рабы в отношениях к своим господам оправдали себя как христиане. Там, где господа были христианами (2), там рабы не должны злоупотреблять ситуацией "братства" (Еф. 6,5-8; Тит. 2,9-10).

V. ПРАВИЛЬНОЕ И НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ БОГАТСТВОМ (6,3-19)

Наставление Тимофею и всем братьям

6,3-10: Павел вынужден еще раз состязаться со лжеучителями (Гал. 1,6-9; 2 Тим. 1,13; Тит. 3,10-11). Он ясно показывает, как из ложного учения возникает ложное поведение в жизни (3-5). Он показывает это на наглядном случае владельца. Хотя лжеучители много говорят об отречении (аскетизм), все же они делают гешефт из своего благочестия. На этом противоречии Павел обличает их. Поврежденный ум, когда все наши стремления направлены к земному. Быть христианином и быть всем довольным - это приобретение (6; Мтф. 6,25 и посл.; Фил. 4,11-12; Евр. 13,5). Богатство опасно, потому что привязывает человека к себе, оно может стать для человека идолом, претендующим на место законного господина, Иисуса Христа, и может стать жестоким тираном, причиняющим скорби (10; Еф. 5,5). Благочестивый: 4,8.
6,11-16: Павел оказывает Тимофею личное душе-пасторское служение: 1. Преуспевай (2 Тим. 2,22): он сам должен отрекаться от всего того, что он отвергает у лжеучителей; у него должна быть ясная цель, которую он преследует: правда, благочестие, вера, любовь, терпение, кротость, обобщая (12) - вечная жизнь. 2. Подвизайся (1,18; 1 Кор. 9,25-26. Следование за Христом и служение - не удобная прогулка, а борьба. 3. Держись: чтобы Тимофей не упускал из виду цель, Павел напоминает о его свидетельстве (вероисповедании) перед церковью, по всей вероятности во время его призвания на служение и во время рукоположения. 4. Павел торжественно обязывает его, ссылаясь на Творца, все животворящего и Христа Иисуса, Который пред Пилатом засвидетельствовал о Своем призвании (Иоан. 18,36-37), соблюсти заповедь Иисуса и служение благовествования (13-14). Это служение требует личного благочестия и ответственности за дело Божие. В конце концов Тимофей ответствен не перед Павлом, но перед Господом всех господствующих, Которого Павел славословит. По-видимому, это славословие часто употреблялось в церкви во время богослужения (15-16; царей: Втор. 10, 17; Отк. 17,14). Как часто благодарение апостола выливается в славословие и поклонение Богу. Этому Господу всех господствующих, Который одновременно есть Слуга всех служащих, служит Тимофей.
6,7-8: Еккл. 5,14; Иов. 1,21; Пс. 48,18; Прит. 30,8.
6,9: Прит. 28 22; Мтф. 13,22.
6,11: Человек Божий: Пс. 89,1; 2 Тим. 3,17.
6,12: Призван: 4,14. Исповедание: Евр. 3,1.
6,14: Явление - см. комментарий на Мтф. 24; Фил. 3,20- 21.
6,16: Иоан. 1,18; 1 Иоан. 4,12; 1 Кор. 2,11; Исх. 33,20.

Предостережение богатых

6,17-19: Странно, что после славословия, которое преисполнено вечным и неземным, апостол возвращается еще раз к чисто земному, как например: деньги и имущество. Все же это имеет большое значение: величайшее (Бог) имеет приоритет перед великим (дары Божиим человекам). Бог на первом месте, но не деньги. Поэтому в высшей степени разумно надеяться на Бога, а не на богатство (Пс. 61,11; Лук. 12,15 и посл.). Живущий с Богом может наслаждаться и Его дарами. Назначение богатства: 1. Личная радость (наслаждение). 2. Добро творить другим. 3. Оправдать себя для вечности (19; Мтф. 6,20; Лук. 16,9). Дела любви бесподобно ценны. Здесь дело не касается милостыни, при которой деятель остается в конечном счете безучастным и тем самым оскорбляет получателя, но дело идет о любви, о жизни и о вечно пребывающем.
6,20-21: В заключение Павел еще раз подводит всему итог: благотворное влияние Евангелия в жизни (2 Тим. 1,12-14), отделение от лжеучителей (4,7; знания см. комментарий на введение; 1,3 и посл. см. комментарий на Фил. 3,11 и посл.). Над всем стоит благодать, единственно могущая спасти нас.