Имена Божьи
Наш YouTube - Библия в видеоформате и другие материалы.
Христианская страничка
Лента обновлений сайта
Медиатека Blagovestnik.Org
в Telegram -
t.me/BlagovestnikOrg
Видеобиблия online

Русская Аудиобиблия online
Писание (обзоры)
Хроники последнего времени
Українська Аудіобіблія
Украинская Аудиобиблия
Ukrainian
Audio-Bible
Видео-книги
Музыкальные
видео-альбомы
Книги (А-Г)
Книги (Д-Л)
Книги (М-О)
Книги (П-Р)
Книги (С-С)
Книги (Т-Я)
Новые книги (А-Я)
Фонограммы-аранжировки
(*.mid и *.mp3),
Караоке
(*.kar и *.divx)
Юность Иисусу
Песнь Благовестника
старый раздел
Бесплатно скачать mp3
Нотный архив
Модули
для "Цитаты"
Брошюры для ищущих Бога
Воскресная школа,
материалы
для малышей,
занимательные материалы
Список ресурсов
служения Blagovestnik.Org
Архивы:
Рассылки (1)
Рассылки (2)
Проповеди (1)
Проповеди (2)
Сперджен (1)
Сперджен (2)
Сперджен (3)
Сперджен (4)
Карта сайта:
Чтения
Толкование
Литература
Стихотворения
Скачать mp3
Видео-онлайн
Архивы
Все остальное
Контактная информация
Поддержать сайт
FAQ


Наш основной Telegram-канал.
Наша группа ВК: "Христианская медиатека".
Наши новости в группе в WhatsApp.

Имена Божьи

Боговедение

17-й главе Евангелия Иоанна записана молитва Господня "...сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа" (ст.3). Распространяя благую весть о жизни вечной, прежде всего мы сами должны иметь ее, а она заключается в личном познании Бога и Господа нашего Иисуса Христа.
Пророк Иеремия пишет: "Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я - Господь, творящий милость, суд и правду на земле, ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь" (9:24)
Третье место напомню из книги пророка Осии: "Ибо я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжении" (6:6) Господь хочет, чтобы мы вникали в себя и в учение Его, занимались этим постоянно, ибо, так поступая, и себя спасем и слушающих нас (1Тим.4:16).
В Библии содержится полное Боговедение, она заключает в себе всю догматику. Вникая в Слово Божье, мы можем повышать свои знания.
Для проповедника Евангелия важно знать своего Бога Кто Он, понять Его свойства, волю. Наше обучение может быть успешным или безуспешным в зависимости от того, насколько мы любим Господа и насколько стремимся исполнить Его волю. "...Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении…" - говорит Христос (Иоан.7:17).
Конечной целью Богопознания является исполнение Духом Святым, чтобы Он Сам совершал через нас дело благовестия.

Имена Божьи

Каждое имя в Библии содержит программу, весть. В Библии более 600 имен Божьих, и на каждое из них можно сказать проповедь. Только в Ветхом Завете эти имена употребляются примерно десять тысяч раз, т.е. в среднем, в каждом четвертом стихе Библии. Какое богатство в этих именах Божьих! "...Как величественно имя Твое!" - восклицает псалмопевец Давид (Пс.8:2).
В Новом Завете об имени Господа нашего Иисуса Христа говорится, что оно выше всякого имени (Фил.2:9) Всякий, кто призовет это имя Господа, спасется (Деян.2:21)
Правильное употребление имени Господа вызывает могущественное действие. Например прощение грехов (1Иоан.2:12), благословение (Числ.6:27), исцеление (Деян.3:6) и, наконец, изгнание бесов (Деян.16:18)
Чудесное имя Божье может служить нам не только средством общения с людьми, но и для общения с Богом в молитве: "чего по просите у Отца во имя Мое, то сделаю" (Иоан.14:13).
Мы должны быть очень осторожны и не злоупотреблять именем Господа, ибо оно свято: "Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно" (Исх.20:7). Это может произойти через лицемерие (Ис.29:13), "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!" войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного" (Мтф.7:21; Мал.1:6; Иер.23:17).
А теперь конкретно остановимся на некоторых именах Божьих, встречающихся в Библии. Современные богословы распределили имена Божьи по некоторым группам.
Первая группа связана с именами ЭЛЬ, ЭЛОА, ЭЛОИМ. Эти три еврейских имени переводятся на русский одним и тем же словом "БОГ".
Имя ЭЛЬ - означает "Бог сильный, имеющий силу". В этом имени заключается Божественность Бога, поэтому и грядущий Мессия должен носить имя "Бог крепкий", как сказано у Исаии: "и нарекут имя Ему Чудный, Советник, Бог крепкий".
В отличие от языческих идолов Бог носит имя ЭЛОА, то есть "правдивый, истинный Бог". "Не бойтесь и не страшитесь не издавна ли Я возвестил тебе и предсказал? И вы Мои свидетели Есть ли Бог кроме Меня? нет другой твердыни, никакой не знаю" (Ис.44:8). В то время народ Израильский жил в окружении язычников с их многобожием. Идолов своих они называли богами.
Израиль знал только одного истинного живого Бога - ЭЛОА и зовут Его ЯХВЕ Другими словами, приведенный стих говорит. "ЯХВЕ является единственным истинным Богом" Сравним Псалом 17:32: "Ибо кто Бог, кроме Господа, и кто защита, кроме Бога нашего?"
Чаще всего слово ЭЛОИМ (окончание - им) встречается во множественном числе от "ЭЛОА", и означает Бога-Творца. В еврейской Библии 1-й стих первой главы книги Бытие звучит так: "В начале сотворил ЭЛОИМ". То есть это имя включает в себя единство и триединство Бога.
Языческие народности также называют своих идолов ЭЛОИМ, но существует лишь один истинный ЭЛОИМ. Израиль знает Его под именем ЯХВЕ: "Бог богов, Господь возглаголал, и призывает землю, от восхода солнца до запада" (Пс.49:1). Здесь употребляется имя ЭЛОИМ - ЯХВЕ - Бог богов. В еврейском языке этот стих дословно звучит так: "ЭЛЬ ЭЛОИМА есть ЯХВЕ". "Ибо все народы ходят, каждый - во имя своего ЭЛОИМА, а мы будем ходить во имя ЯХВЕ ЭЛОИМА нашего..." (Мих.4:5)
Господь, беседуя с Авраамом, сказал: "Благословен Аврам от Бога всевышнего. Владыки неба и земли, и благословен Бог всевышний, который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть" (Быт.14:19-20). Это был Мелхиседек, священник Бога всевышнего. Здесь мы встречаем имя Бога всевышнего "ЭЛЬ-ЭЛЬЕН". Библия знает одного лишь Бога - ЭЛЬ-ЭЛЬЕН, всевышний Бог. Слово ЭЛЬЕН происходит от глагола "восхождение" или "вознесение". В Новом Завете мы находим, что Иисус называется Сыном Всевышнего, это самое возвышенное имя Божье (Лук.1:32,35 и Марк.5:7).
Следующее имя из этой группы - ЭЛЬ-ШАДДАЙ, "Всемогущий". Кто читал "Духовную войну" Джона Буньяна, наверное, помнит, там царь назывался Шаддаем. ШАДДАЙ обозначает "грудь", таким образом, в этом имени заключено нечто материнское. Он предсказывает бездетному Авраму, что у него будет наследник, и делает плодовитым ушедшего на чужбину Иакова (Быт.15:4-5; 35:11).
Прочитаю немного об имени ЭЛОХИМ из Библии пастора Скоуфелда: "ЭЛОХИМ иногда ЭЛЬ или ЭЛАХ (русское БОГ) - первое из трех главных имен божества. Существительное, составленное из слов "эл" - сила, сильный и "элоах" - клясться, связывать себя клятвой". Имя ЭЛОХИМ говорит о верности Бога, в нем подразумевается единство и вместе с тем множество. Когда Господь говорил: "Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему..." (Быт.1:26), то характерно следующее: имя произносится во множественном числе, а глагол "и сотворил ЭЛОХИМ" подчеркивает единство Бога, хотя здесь прослеживается имя Троицы Божьей: Отца, Сына и Святого Духа, Бога-Творца, но Он один, единый Бог. (Смотрите Быт.3:22). Таким образом, в слове ЭЛОХИМ как бы сокрыта Троица. Это слово главным образом означает понятие "сильный", как оно и употребляется в первой главе книги Бытие. В Ветхом Завете слово ЭЛОХИМ, то есть "Бог сильный", встречается около 2 500 раз.
Вторая группа с Божьим именем ЯХВЕ. Израильский народ в древности так называл Бога. В русской Библии это имя звучит - Иегова. "...Я есмь СУЩИЙ..." (Иегова), "...Я буду СУЩИМ..." (Исх.3:14). Но слово "есмь" не полностью передает смысл, оно может быть передано словом "буду": "Я есмь и Я буду СУЩИМ". Еще можно перевести так: "Я буду Тем, Кто Я есть". Или: "Я есть Тот, Кем Я буду", то есть Богом неизменным, вечносущим.
ЭЛЬ - это сильный Бог, как мы отметили. Под именем ЯХВЕ Израиль знал Бога живого, "Бога Спасителя" или "Бога завета". Итак, ЯХВЕ есть имя Триединого Бога ЭЛО-ИМ, но это исключительно для Своего народа.
Подтверждение этой мысли можно найти у Иоил.3:5-8: "...Будут лизать прах как змея, как черви земные выползут они из укреплений своих; устрашатся Господа Бога нашего, и убоятся Тебя. Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши" (Мих.7:17-19; Пс.103:1-34).
Познавая имена Господа, мы познаем Его свойства, Его характер, что Он любящий, милующий. В прежние времена имя ЯХВЕ выговаривалось и как Иегова. Сокращенная форма - "Я", не наше русское "я", а еврейское "Я" обозначало ЯХВЕ. Полное имя Бога встречается, например, в слове "Аллилуйя". Последняя буква "я" обозначает: "Славьте Я", "Славьте ЯХВЕ" (по-еврейски). Во многих библейских именах: Илия, Исаия и т.д., последняя буква "я" включает имя Божье.
С Божьим именем ЯХВЕ в еврейской Библии существует целый ряд сочетаний, например: "ЯХВЕ САВАОФ" - "Бог войсковой рати" или "Бог воинств" (1Цар.1:3,11; Амос.3:13; 9:5).
"Господь есть Бог Саваоф; Сущий (Иегова) - имя Его" (Ос.12:5). Это имя Божье, на которое уповает Его народ, будь-то при сотрясении всей земли, или находясь во вражеском окружении, или при угрозе смертельной опасности.
Как важно знать нам этого Бога всемогущего. Бога воинств. "Господь сил с нами. Бог Иакова заступник наш... Господь сил с нами, заступник наш Бог Иакова" (Пс.45:8,12). Весь 83-й Псалом можно читать в подтверждение этой мысли.
ЯХВЕ Саваоф является тем сильным Богом, Который живет в нас, в Котором мы сокрыты, как в крепкой башне: "Имя Господа - крепкая башня: убегает в нее праведник, и безопасен" (Прит.18:10; Пс.59:6-7).
Третья группа имен Божьих: АДОНАИ. "Адон" означает Господь, Учитель. "АДОНАИ" - "мой Господь". Это имя характеризует Бога, имеющего авторитет. Редко Он называется лишь Господом - Адон; почти всегда - "АДОНАИ" - мой Господь.
Для всего мира Бог есть ЭЛОИМ, для Израиля Он - ЯХВЕ, а Его рабы зовут Его АДОНАИ (Исх.4:10).
"И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, и таков был и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен" (Исх.4:10). В личном обращении Он наш Господь, по-еврейски АДОНАИ.
Поскольку объяснение этого имени начинается с первой книги Бытие, то, когда читаете Слово Божье, обратите внимание, как оно употребляется. Когда я был молодым, у нас не было подсобной литературы, я пользовался только русскими переводами и русскими значениями имен Божьих. В свое время я обратил внимание, что в первой книге Бытие, где говорится о Боге-Творце, употребляется только одно имя-Бог; во второй, где более подробно говорится о сотворении человека, включается двойное имя: Господь Бог, и в третьей, когда Адам и Ева согрешили, с ними разговаривал тоже Господь Бог. Простым своим умом я понял: значит здесь уже не только Бог-Творец, Бог-Отец, но и Сын Божий участвует в творчестве человека. Хотя мы не разделяем Бога на три личности. Он един.
Когда Каин убивает Авеля (Быт. 4 гл.), фигурирует только Господь, Сын Божий, Который с первых дней творения уже имел непосредственное отношение к падшему человеку. Только Господь разговаривает с грешником, призывая его к покаянию. Имя Бог здесь не упоминается.
Обратите внимание на различные имена Божьи: под каким именем Он встречает человека, каким именем называют Его люди в различных ситуациях. Из Откровения Иоанна мы знаем, что к каждой церкви Господь обращается по-особому: "так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, ходящий посреди семи золотых светильников" - Ефесской церкви; "так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив" - Смирнской; "так говорит имеющий острый с обеих сторон меч" - Пергамской; "так говорит Сын Божий, у Которого очи - как пламень огненный, и ноги подобны халколивану" - Фиатирской; "так говорит имеющий семь духов Божиих и семь звезд" - Сардийской; "так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет - и никто не затворит, затворяет - и никто не отворит" - Филадельфийской; "так говорит Аминь, свидетель верный и истинный" - Лаодикийской.
Закончу эту беседу стихом из Псалма: "...утверди сердце мое в страхе имени Твоего" (85:11).

Н.Г.Б.