О пришествии Христа
Добросовестный сервис покупок с кэшбеком до 10% в 1.200+ магазинах используют уже более 5.000.000 человек. Присоединяйся!
Христианская страничка
Лента последних событий
(мини-блог)
Видеобиблия online

Русская Аудиобиблия online
Писание (обзоры)
Хроники последнего времени
Українська Аудіобіблія
Украинская Аудиобиблия
Ukrainian
Audio-Bible
Видео-книги
Музыкальные
видео-альбомы
Книги (А-Г)
Книги (Д-Л)
Книги (М-О)
Книги (П-Р)
Книги (С-С)
Книги (Т-Я)
Фонограммы-аранжировки
(*.mid и *.mp3),
Караоке
(*.kar и *.divx)
Юность Иисусу
Песнь Благовестника
старый раздел
Интернет-магазин
Медиатека Blagovestnik.Org
на DVD от 70 руб.
или HDD от 7.500 руб.
Бесплатно скачать mp3
Нотный архив
Модули
для "Цитаты"
Брошюры для ищущих Бога
Воскресная школа,
материалы
для малышей,
занимательные материалы
Бюро услуг
и предложений от христиан
Наши друзья
во Христе
Обзор дружественных сайтов
Наше желание
Архивы:
Рассылки (1)
Рассылки (2)
Проповеди (1)
Проповеди (2)
Сперджен (1)
Сперджен (2)
Сперджен (3)
Сперджен (4)
Карта сайта:
Чтения
Толкование
Литература
Стихотворения
Скачать mp3
Видео-онлайн
Архивы
Все остальное
Контактная информация
Подписка
на рассылки
Поддержать сайт
или PayPal
FAQ


Информация
с сайтов, помогающих создавать видеокниги:

Подписаться на канал Улучшенный Вариант: доработанная видео-Библия, хороший крупный шрифт.
Подписаться на наш видео-канал на YouTube: "Blagovestnikorg".
Наша группа ВКонтакте: "Христианское видео".

О пришествии Христа

Надежда истинного христианства

Приступая к разговору о дивном ожидании Христа, давайте прежде всего остановимся на надежде истинного христианина.
Слово, которое мы положим в основание нашего рассмотрения, - "и всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист" (1Ин.3:3). Духовный мир истинного христианства состоит из трех благ, которые апостол Павел описывает так: вера, надежда, любовь. О вере мы будем говорить в догматических беседах. О любви кое-что знаем. Остановимся на надежде истинного христианства. В чем состоит надежда чада Божия? Многие из возлюбленных Господом не знают, в чем состоит их надежда. Они не имеют ответа на этот вопрос. К сожалению, даже многие работники Божий, вестники Его, не имеют правильного ответа. А все же надежда - одно из трех этих дивных благ, которое имеют только истинные христиане. Если бы неверующий, необращенный не смог ответить, в чем состоит надежда христианина, - это не удивительно. Необращенный описывается в Слове Божием как не имеющий надежды (Еф.2:12; 1Фес.4:13). Самый лучший богослов, но необращенный, не имеет надежды. А вы могли бы сказать, в чем заключается надежда христианина?
Я встретил православного миссионера. Он накануне был на одном призывном собрании, в конце которого я показал, какой чудный мир дает Господь чаду Своему, лишь только оно приходит к Господу (Ис.64:10), а потом объяснил, как "сей Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божий" (Рим.8:16). На следующее утро этот миссионер опять был на собрании и, лишь увидел меня, обратился ко мне и говорит: "Вы сделали вчера людей очень беспечными. Вы сказали, что спасенный спасен раз и навсегда. Но это не так. Ведь написано: "Мы спасены в надежде". - "Точно так, друг мой. Я сказал, как написано, но будьте добры, скажите, что такое надежда, по вашему пониманию? Надежда по Писанию, надежда христианина?" Он пришел в большое затруднение. Он метался то туда, то сюда, но ответа не мог дать. Тогда я сказал: "Позвольте мне сказать приблизительно, как вы понимаете надежду -Ваша надежда - нечто такое, что может исполниться, а может и не исполниться. Это нечто совершенно неверное, колеблющееся, на что нельзя полагаться". "Совершенно так", - как бы повторил он. "Да, - сказал я ему, - это такая надежда, которую можно выразить словом: может быть, исполнится, а может быть, не исполнится".
Такова надежда необращенного человека. Он имеет эту надежду перед тем, как стать верующим. Будучи неверующим, он надеется спастись, все люди надеются спастись, но никто из них определенно не знает, будет ли он спасен. Эта надежда у человека перед уверованием. Но надежда верующего стоит не перед верой, ее место после веры, как показывает апостол Павел: "вера, надежда, любовь". И так как у него был Новый Завет в руках, я сказал: "Откройте Новый Завет и посмотрите в Слове Божием, на самом ли деле надежда по Слову Божию - такое жалкое неверие, нечто неуверенное, как у необращенного человека" (Евр.6:17-20). Он открыл и очень быстро начал читать. "Нет, сказал я, читайте медленно, слово в слово". Он стал читать, и я спросил: "Есть ли что шатающееся в этом безопасном крепком якоре? Есть ли что шатающееся там, куда заброшен этот якорь, куда вошел Христос, за завесой в небеса небес? Может ли быть еще что колеблющееся в том, что Христос подтверждает словами и клятвой? Он это делает, чтобы мы имели большое утешение". Миссионер долго смотрел на прочитанное. Он имел достаточно смирения признаться: "Сегодня я получил первый свет на надежду. Не останетесь ли вы на несколько дней, чтобы больше поучиться у вас?"
Необращенный не знает, в чем надежда христианина. И многие дети Божий этого не знают. Была одна образованная сестра, которая твердо исследовала Писание, стояла на основании Его, и в один день она обратилась с вопросом ко мне: "Что такое собственная надежда христианина? Она - нечто темное для меня. Вера - не вера, куда поместить ее, не знаю". Когда я объяснил, она ликовала и радовалась, как бы получив очень большую прибыль.
Знаем ли мы, что такое наша надежда? Прежде чем показать надежду, хочу показать разницу между верой и надеждой. Вера - одно из трех благ. Посредством ее мы по-детски доверяем нашему Богу. Все, что Он предлагает, я беру верою, присваиваю себе. Вера - орудие, посредством которого все от Господа принимают и тотчас богатеют. Ибо кто верит, тот имеет, кто не верит, тот и не будет иметь жизни вечной. Кто же верит, тот имеет жизнь вечную тотчас. Если я верю, то не перейду, а уже перешел, и если я верю, то имею мир с Богом и хватаюсь за Христа как за свою силу. Христос - Божия сила, я хватаюсь за Него как за свою жизнь, верою беру Его как хлеб жизни, которым питаюсь. Верою облекаюсь в Него, верою побеждаю, борюсь. Им делаю каждый шаг из минуты в минуту. Итак, вера - нечто, чем я теперь постоянно живу.
Но надежда совершенно другого рода, чудно отличается от веры. Она всегда имеет дело с будущностью, с тем, что лежит в грядущих временах. А ведь будущность так светла, именно так драгоценна, как ничто Другое... Там, в конце, все наше наследство, там нетленное, чистое, Неувядающее наследство, вечная слава с нашим Господом Иисусом Христом. Надежда имеет дело именно с тем, что впереди, а не с настоящим (1Кор.15:19). Посему Он для этой жизни ничего не обещал, кроме того, что найдем, как овцы среди волков, скорбь гонения, - в этой жизни никакой славы Он не обещал. А все же мы счастливее всех человеков, а не несчастнее, ибо имеем надежду, смотрим не на видимое не в настоящее. Надежда христианина идет за завесу, куда Христос вошел. Она идет за гроб, за могилу, дальше смерти, в вечность. Верой мы как бы одной рукой берем все потребное для жизни и благочестия а надеждой, как второй рукой, ухватились за будущие блага - мы их также привлекаем живой верой и надеждой.
Христианин без надежды - а многие дети живут без нее - подобен птице-калеке с одним крылом. Смотрите на нее: она прикладывает все усилия, чтобы подняться, а лишь вертится на земле. Вот отчего так много безрадостного христианства без счастья, без блаженства.

К чему относится надежда христианина

"Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только /она/, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении"
Рим. 8:18-25
Подойдем еще ближе. Я не хочу говорить своими словами. Возьмем Библию и узнаем, в чем надежда, но прежде я сразу скажу. Надежда христианина относится к пришествию нашего возвращающегося, грядущего Господа и к нашему прославлению с Ним. Великий предмет надежды - грядущий Господь. Пусть подтвердит это Слово Божие (Рим.8:18-25). Вы видите, тут написано, что тварь стенает в надежде откровения сынов Божиих. Вся тварь порабощена вдруг падшим человеком, она знает, что будет освобождена, когда войдут сыны Божий в полную свою свободу, которая совершится с пришествием Господа. Подумайте, тварь ожидает, но постыжает ли она нас? Она ждет, когда сыны Божий откроются, чтобы ей освободиться, она в муках и стенает. Апостол Павел и о нас говорит: "И мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления и искупления тела нашего". Можно ли еще яснее показать, что надежда Божия - это пришествие нашего Господа и наше прославление с Ним, которое, как сказано (Кол.3:4), станет явным уже в славе? Вот этого ожидает тварь откровения (1Фес.4:14-18). Те, кто не имеет надежды, идут в могилу, в гроб, и не ждут, что придет Господь и преобразит их. Апостол говорит, что не так обстоит дело с нами: мы можем плакать не так, как те. Итак, надежда верующего - грядущий Спаситель, Который разбудит умерших, а тех, кто жив, возьмет с Собой (Тит.2:13). Слово "надежда" переведено здесь на русский язык как "упование". Некоторые думают, как тот миссионер, что упование - это вера в настоящую минуту. Такой смысл передают многие места русского перевода. Какую надежду имеет в виду апостол, говоря, что, когда Он откроется, мы "увидим Его, как Он есть" (1Ин.3:2)? Запечатлите себе глубоко, в чем надежда чада Божия. Живем ли мы этой надеждой? Как жаль, что многие не живут!

Как проявляется надежда

Всякая надежда простирается на нечто радостное, а потому проявляется в радости. Если бы я увидел вас с сияющими лицами при речи о пришествии Господа, я сказал бы: "Они все живут в этой надежде". Никто не ожидает неприятного и злого с надеждой. Ждем ли мы с надеждой горя? Никак. Или того, что скоро надо умирать? Таких событий мы боимся, и сами, может, хотели бы избежать их. Это предмет не надежды. Она ищет нечто радостное, дорогое. И если это радостное очень велико, то оно займет нас всецело, и мы думаем и днем, и ночью об этом. И, может быть, это так наполняет нашу душу, что мы теряем покой. В это время нужно иметь терпение, чтобы ждать исполнения. Об этом говорит апостол: "в терпении". Да, если предстоит нечто великое, радостное, надо быть на страже, если долго не исполняется, чтобы надежда не превратилась в отчаяние, слезы и нетерпение. Обстоит ли так с нами в отношении пришествия Христа? Плачем ли, рыдаем ли, дожидаясь Его? Может быть, Господь поможет показать, что Он уже грядет, что Он уже на пути? У дверей стучит, все знамения налицо. Наполняют ли они наше сердце или пришествие нашего Господа оставляет нас равнодушными и холодными? Когда я ищу признаков надежды у наших чад Божиих, то дух падает у меня.
Большинство детей Божиих живет без надежды. Иногда приглашают нас на одр болезни. Смотришь и видишь, что он будет и одр смерти. Желаешь донестись до глубины душ дорогих братьев и сестер и спрашиваешь: "Дорогой брат, если тебя теперь призывает Господь и тебе надо уйти туда, готов ли ты, радуешься ли: уже покорился воле Божией?" Разве это та благодатная надежда, которая ищет войти в небесную свою обитель, чтобы быть с Господом, что несравненно лучше? В том ответе нет ни капли надежды. Представьте себе такой случай: ваш брат или близкий родственник был взят в плен и оттуда его долго не отпускали. Он живет год за годом в надежде вернуться домой, он свыкся, но вот комиссия решает отпустить его домой, призывает его и говорит: "Ты свободен", - а он отвечает: "Если уж нельзя иначе, приходится покориться и идти домой". Точно так обстоит и с детьми Божиими, уходящими из мира. Мы должны быть счастливы от сознания "буду с Ним". Почему так мало радости и счастья - потому что дети Божий не живут в надежде будущности. Все знают, что Господь как Жених идет к Своей Церкви. Ждем ли мы Его как Невеста? Вот пример. В нашей местности живут две девицы. Знакомый им человек переехал в Америку. Иногда он им писал, и они читали одна другой его письма. Одна совершенно равнодушно говорит: "Ну, узнаем, как он приехал туда, как живет". Другая, получая письма, ликует. Первая расспрашивает ее, отчего она так счастлива, и та признается: он написал из Америки о своей любви и спросил, готова ли она дать ему руку, и она сказала свое "да". Она стала невестой, а он женихом. Одна имеет надежду, а другая нет. Так с каждой душой, которая вступает в единение с Господом и ждет с нетерпением. Та девица сама ждала его. Ждем ли мы? Не так ли живут те дети Божий, которые не имеют надежды? Страшно, но так говорят: "Он идет, вот ближе, ближе идет". Но это не надежда, ей не нужно говорить: "Жди". Она не полна Духом Святым. Сказано: "Дух и невеста говорят: прииди!" Дети же Божий, бывает, тянут Его назад.
Итак, мы несколько выяснили сущность надежды, теперь обратим внимание на ее действие.

Действие истинной надежды и всякое действие ее очищения

"И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист"
1 Ин. 3:3
Вы видите, что надежда христианина не мертвая, надежда может исполниться, а может и нет. Она двигает, действует до самой глубины. И мы можем всем засвидетельствовать, что надежда на грядущего Господа освящает жизнь. Она имеет взор, направленный на грядущего Господа. Это делается днями благословений, и мы на земле освобождаемся от всякой нечистоты. Оно и не может быть иначе. Даже земная надежда действует таким чудесным образом.
Возьмем этих девиц. Если бы было возможно точно наблюдать за ними, мы увидели бы, что в течение многих лет в них не было изменений. Жизнь шла лениво, как река в песке, но со дня, когда она стала невестой, произошла великая перемена. Она проживала еще дома, работа продолжалась, как и раньше, но сердце ее с того дня, как она стала невестой, все время было за океаном (где сокровище ее, там и сердце). Она стала задумываться, молчала и задумчиво улыбалась. Но заговорите с ней о ее женихе за океаном - и она станет разговорчивой. Уста будут переполнены. Все то, что она делает, она делает в связи с тем одним, с которым ее сердце. Приготовляет платье и думает: о если бы были по его вкусу пуговички, тесемки - и думает, будет ли ему приятно. Вот в чем изменение. Раньше этого не было.
Знаем ли мы такую духовную жизнь в отношении грядущего Господа? Знаем ли что-либо о решительном разрыве с жизнью по плоти или равнодушно хотим быть "ни холодными, ни горячими"? Или, быть может, не считаем такую жизнь за грех? Многие не остаются такими, как при первой любви. У многих нет влечения к этой славе, нет плодов Святого Духа, свидетельства а дорогом Христе, нет очищения плоти и духа. Все это служит доказательством жизни без надежды. Имеем кое-что от веры, а Грядущий нас не тревожит, нет надежды.
"Всякий имеющий сию надежду". Некоторые думают, что эти слова касаются пастырей, учителей, благовестников или особо взятых. Нет. "Всякий". Пришел брат и говорит: "Я имею эту надежду, но многое, что я люблю, не очищается ею". Недостает желания очищения, а я ведь имею сию надежду. Вероятно, смысл у Иоанна иной, чем у него. Как там написано, так и есть, и я мог лишь сказать: если ты не очищаешься, то ясно одно - у тебя нет надежды. Братья, мы должны иметь участие 5 пришествии и очень ясное представление о Нем. Думают, что имеют эту надежду, и часто ошибаются, воображая, что имеют эту надежду, но все, что имеют, - имеют в голове, знании, учении. "Что же такое надежда?" - спросите вы. Надежда - внутреннее горение и устремленность вперед, не грядет ли мой Господь, ибо я не могу дождаться Его. Это счастливый взор на грядущего, не дающий ни одной минуты оставаться в покое при виде в твоем характере какого-нибудь темного пятна. Ведь Он близко, потому не будем терпеть этого и будем непременно очищаться, ибо не сегодня-завтра Он придет. "Очищающий себя". Мы сами это делаем. Мы не закрываем глаз на нечистоту. Мы не можем с нею согласиться, - с тем, что не угодно Господу. У нас ненависть к тому, что не любит Он. Как много молитв: "Господи, вытесни из меня, что неугодно Тебе". Они думают, что Он силой это может сделать. Брат мой, Он не вытеснит, останешься с нечистотою, которую ты любишь. Он берет, когда кладут на жертвенник сами желающие очиститься, предавая смерти любимое, но неугодное Господу. До какой меры очищаться? Как Он чист - вот мера. Не равняться ни с И.С.Прохановым, ни с И.В.Каргелем, ни с Павлом или с Иоанном - лишь Он истинная мера. Ученику довольно, когда он будет как Учитель, и рабу, когда он будет как Господин его. Ведь Господь предается за Церковь, чтобы очистить ее, дабы она стала Церковью без пятна и порока. Она должна сделаться такой, чтоб Он мог сказать: "Вот плоть от плоти и кость от кости моей". Вот мера очищения того, кто имеет сию надежду, чтобы прославиться с Ним, когда Он придет. Видимо, Иоанн не был мнения многих - когда увидим Его, очистимся. Он не так мыслил. Теперь должно последовать очищение. Только чистые сердцем Бога узрят. Когда явится Христос, ты не перешагнешь через грязные ступени - теперь нужно очищаться (2Кор.3:18). Вот этот процесс взирания и преображения от Божиего Духа, от славы в славу. Будем жить в надежде...

План Божий с народами

Непостижимая, дивная милость и благодать Божия то, что Он сообщает нам, сынам человеческим, Свои планы и намерения, по которым Он управляет этим миром. Ведь Он благоволил начертать ход истории мира на многие тысячи лет. Так что мы постоянно можем видеть, как все должно совершиться. Можем ли мы не верить, что любовь Его побудила и на это пролить Свой свет? Нам не следует проживать свою жизнь в мешке, не зная, что должно быть, что было и есть в мире. Мы знаем из Его планов, что этот мир и мы в мире не предоставлены судьбе или случаю. Все, что совершается, не сокрыто от взора Отца нашего, и Он не только видит, но и всем распоряжается и Управляет. И все же многие миллионы людей, пребывая с Библией в руках, живут в неведении о том, что Господь сказал. И так как они не исследуют Слова Его, то все, что Он доверял Своим пророкам, для них мрачно, и тысячи других вещей им дороже и важнее, чем Его откровения. Так обстоит дело с простыми и мудрыми сего мира, они в полном неведении, ибо отвергают Книгу Божию. Но некоторые познали Бога и расположили свое сердце, они достигают разумом (как Даниил), научаются смыслу Божию, который Он дал в Своих планах о мире сем. И в исполнении этих планов они укрепляют свою веру и во всякое время радуются, видя во всем этом мире Своего Господа.
У меня нет намерения читать всемирную историю, мне хочется показать лишь из начертанных штрихов Божиих, как близко мы подошли к пришествию Христа. Господь дал нам три плана, которые кончатся с пришествием Христа. Первый план Божий в искуплении Его вселенских церквей, второй план Божий с Израилем, третий план Божий с народами.
Последний - самый старый из трех, и потому с него и начнем. Он описан в истукане в сновидении Навуходоносора (Дан.2). Господь открыл Даниилу как сон, так и толкование его (Дан.2:21-47). Ключ для разумения и толкования этого места находится во Второзаконии 32:3-9.
Вот центр всего мироуправления. Лишь только при обсуждении будущих событий мы упустим это постановление о себе - тотчас начинаем блуждать, как блуждали толкователи сна Навуходоносора. Израиль и вечное его наследство (Палестина-Ханаан) - центр, вокруг которого вращаются все народы, особенно те, о которых идет речь во сне Навуходоносора. Народ и страну Израилеву Господь избрал, чтобы она была центром, местом покоя Его, из которого Он хотел управлять всеми народами с Израилем. Послушайте, как Он говорит об этой стране Израиля (Пс.131:13-18). Но Израиль вместо того, чтобы подойти под руки Господни, отвернулся, обратился спиной к Богу. Как Он раньше и предсказал, еще до входа их в страну наследия они сделались как другие язычники, и потому последовал великий переворот у Господа. После долгого терпения предал их Господь во владение всего мира и в руки язычников. С тех пор весь Израиль и власть, через которую Бог хотел управлять миром, Он передал туда же (как народ, так и страну). Израиль был возвращен назад, попал в плен, откуда был выведен, они сделались пленниками Вавилона, но это было только начало отдачи их в руки язычников. По продолжающемуся ожесточению сердца последовало рассеяние их по всем странам среди всех народов.
Это было с народом, а его страна, земля обетованная, не могла быть рассеянной, и она находилась на месте. И все же Бог решил, чтобы и она перешла в руки всех народов через постоянные чередующиеся перемены властелинов. Она переходила из рук в руки (как народ, так и страна). Семь раз стране и народу предстояло быть переданными из рук в руки в различные новые власти, и лишь тогда страна вернется опять к Тому, Кому принадлежит, - то есть к Своему Господу. Он сказал о Палестине: "земля Моя". Лишь из перемен господствующих властей в наследии Израиля мы можем познать, как далеко или близко мы стоим к концу нашего века. Поэтому этот центр, обетованная земля, должна быть у нас на виду. Все это время, начиная от царя Навуходоносора до пришествия Иисуса Христа с небес, называется временем язычников. Поэтому каждая перемена властей в наследии Израиля означает новую станцию, и семь, как вы знаете, - число пророческое, число полноты. И так как шестая перемена совершилась перед нашими глазами, то время язычников поспешно подходит к своему концу. Должна совершиться только седьмая перемена властителей страны Израиля, то есть страна должна войти в руки антихриста (2Феc.2:7). То, что мне хочется показать, руководствуясь этим планом Божи-им, - это те великие перевороты, перемены великих государств над наследием Божиим и Израилем, чтоб отсюда мы черпали свет. Во-первых, план Божий показывает передачу всемирной власти в руки язычников. Все это совсем естественно делается, и люди ничего не видят - так было с Навуходоносором и с передачей Израиля в руки его. Отец его оставил в год смерти (606г. до Р.Х.) своему сыну независимое государство. Лишь только Навуходоносор получил в свои руки правление, он продолжил войны, начатые отцом. В очень скором времени он покорил Ниневию, Египет, Аравию, Сирию, Тир и Финикию. В это же время он сделал Иудею подвластной себе (4Цар.23:36; 24:1). Навуходоносор сильнейшим образом отомстил, взял страну, поставил своих царей, бывших только для вида. Вся страна сделалась добычею вавилонского царя, как свидетельствует Даниил 1:1-4. Это делает Господь. Даниил и три его друга были взяты в этом году. Страна была отдана. Сон же был дан царю два года спустя. Бог дал ответ даже языческому царю на его помышления. Лежа на постели, он думал о том, что будет после. Бог засвидетельствовал, и потому всем царям, всем временам и нам было ясно, что Он Один распоряжается как в политике, в постановлении и низложении царей, так и во всем. Нам же очень важен не столько сон, сколько объяснение и толкование его через Даниила, что мы с помощью Господней и разберем.

Всемирная передача царствования в руки язычников

(Дан. 2:37-38).
1) Всемирная вавилонская власть, чуть ли не как Адам в раю. Золотая голова означает самое высшее достоинство во всем истукане. И в самом деле, все государства, последовавшие за Вавилоном в отношении накопленных сокровищ и богатств, не могли равняться с ним. Тир начинается золотом, а кончается прахом. Так оно идет с высоты, вниз. Но не должно было это быть для Вавилонского царства. Через двадцать три года по смерти Навуходоносора, при царствовании сына его Валтасара, город и страна были взяты. Они этого не ожидали. "Да живет царь вечно", - так приветствовали его. Он же умер в ту же ночь (5:30). Такое короткое время. Конечно, размер головы небольшой. Это Царство продолжалось семьдесят лет. Столько, сколько нужно, чтобы покорить Израиль. Таким образом, первое из семи исполнилось и выбыло из пророчества об истукане.
2) Вавилон забрали мидяне и персы. Имеем второе царство, они взяли Вавилон. В 536 г. до Р.Х. Даниил говорит, что это царство - "серебряная грудь и руки". Две руки очень ясно указывают на две соединенные народности - мидян и персов. Даниил говорит царю Навуходоносору так об этом: "ниже твоего". Богатство персидских царей и всей страны не могли сравниться с богатством Вавилона, и потому уподобляет их Господь серебру. С падением Вавилонского царства, само собой разумеется, и святая страна перешла к персам. Тот же самый Дарий, или Кир (это одно лицо: Дарий - титул, "господин", царь Кир - имя), дает евреям повеление в этом же году вернуться в свою страну, чтобы строить храм (2Пар.36:22-23). Почти двести лет владычество над миром было в руках персидских властителей. Персидские цари начинали воевать с Грецией за двести лет до того, как Даниил писал об этом (Дан.8:1-7). Сначала эти войны были успешны для персов, но потом стали роковыми для них. Уже царь Филипп имел некоторый успех против персов, но когда сын его Александр Великий стал престолонаследником, он объявил войну против Персии и в 334г. до Р.Х. разбил Дария, а в 333 г. до Р.Х. нанес полное поражение им, взяв таким образом всю страну до Индии. Второе Персидское царство сыграло свою пророческую роль - святая страна опять перешла в другие руки.
3) Медное царство. Должно было владычествовать над всей землей. Так говорит и Даниил. Оно называется македонско-греческим, цена ему дается медная. Насколько ниже ценность меди в сравнении с серебром, настолько богатства и сокровища македонские были ниже персидских. Но медь грубее и крепче серебра, так и это царство было грубее и крепче персидского. Все историки и доныне еще называют греко-македонские войны медными, как самые сильные. Из всемирной истории узнаем, что в 332 г. до Р.Х. Александр Великий был в Иерусалиме. Хотя история ставит вопрос после этого, все же нет сомнения, что страна Палестина, была в руках Александра Великого. Но на 31-м году жизни, достигнув вершины своего величия, он внезапно умер. И точно по предсказанию Даниила царство его разрушилось на четыре царства. Святая страна была подчинена его потомству. В 196 г. до Р.Х. они попали под сирийскую власть, но поднялись против Антиоха IV, сирийского царя, и наконец, после 25-летнего сильного напряжения, они освободились. Но медленно, неудержимо, неуклонно направлялись на восток римляне. Скоро они взяли Малую Азию, Персию, Вавилон, а в 63 г. до Р.Х. и Иерусалим. Так и Македонско-Греческая империя кончила свое пророческое поприще. Четвертый раз святая страна перешла в другие руки.
4) Римская империя. Всемирная власть (наш Господь родился под владычеством этого государства, так как с 63 г. до Р.Х. Палестина была в его руках). Ничто не могло так хорошо описать эту власть, как три раза повторенное слово "железо". Разбивания, раздробления и сокрушения были характерными чертами. Всякую страну, царства, какие попадались им в руки, они делили, дробили на мельчайшие куски. Ставили своих правителей и таким образом легко управляли ими. Палестина была царством, когда родился Христос (как говорится, при царе Ироде), а спустя тридцать лет, когда Он выступил на служение, она уже не была царством, хотя и называлась им, а еще через сорок лет римляне дочиста вымели евреев, когда Иерусалим был разрушен и храм тоже. Так царствовали они, римляне, над Палестиной больше всех предыдущих царств вместе. В седьмом веке появился Магомет в Аравии. Тогда все принадлежало еще римлянам (восточная часть римского государства), но Магомет сильными своими орудиями, часть за частью отнял все, и римская часть на востоке исчезла, так что в 637 г. по Р.Х. Палестину взял гордый Калиф Омар и торжественно въехал в город. Он построил там первую мечеть в Палестине.
Итак, римское царство исполнило свое назначение и вошло в архив истории. Мы можем сосчитать, сколько лет владычествовала Римская империя над всем миром - ровно семьсот лет. Рим имел владычество над Палестиной более всех. Но тут горе с толкованием пророчества. Даниил считает только четыре царства. Затем он говорит о ногах и пальцах. Толкователи так и делают. Римская империя означает голени - бедра истукана. Но приставить к голени ноги и пальцы - будет ли это нормальный вид человека? Это карлик. Так делают толкователи. Они вытаскивают из архива Римскую империю и говорят, что она еще существует. Римское право - Рим. Вот тут и трудности. Но, читая Откровение 17, мы видим всемирное царство зверя с семью головами, а потом еще десять рогов (соответственно десяти пальцам). Значит, не четыре, а семь царств. Голова в пророческом смысле - царство. Семь голов - семь царств, как видите, а Даниил считает четыре царства, и толкователи не обращаются к Откровению, где написано, что пять уже пали, один есть - значит, уже шесть, а один еще не пришел - седьмой, зверь - восьмой. После семи идет десять, где пятая власть. Мы уже видели, что Иерусалим уже был взят Омаром. Значит, пятая власть - магометско-турецкая. Она сделалась властью, под которой дрожал весь мир. С тех пор как в 637 г. по Р.Х. Палестину взяла магометско-турецкая власть, она держалась до 1919 года.
Даниил считает до 4-го государства, но в объяснении идет дальше и касается пятого государства. Он показывает после чисто железного государства еще государство из горшечной глины и железа смешанного. Оно никак не продолжение Римской империи, которая была чисто железной властью. Это значит, новое государство. К сожалению, анатомическое расчленение заставляет желать лучшего. Во второй главе (ст.41-42) мы читаем почти об одном, и потому возникает некоторая неясность. Возможно, переводчиками халдейской рукописи тут были допущены упущения в передаче Откровения Божия и толкования его Даниилом. Что же касается переводов на новейшие языки, то в них разно переводится это место. Некоторые так: от бедра говорится о ногах. В таком случае члены и ноги считаются за ноги, а в сущности, ногою называется только ступня - это различие видно в русском, немецком и английском языках. Многие говорят и пишут по этому вопросу, но прийти к ясности не могут. Но эта пятая власть чудно выясняется нам, когда берем Откровение 17, где говорится о семи головах и десяти рогах. Это показывает, что и мы должны считать дальше. Только таким образом нам может стать ясно, где мы находимся и до чего дошли. К сожалению мы не имеем времени и возможности для выяснения того, что Даниилу не было открыто и что Господом было умолчено. Даниил говорит для народа израильского, а во время отпадения и отвержения его для него нет ни одного слова, ни объяснений, ни пророков. Об этом должен был и Даниил молчать. Отвержение же Израиля последовало при Римской империи, при которой родился и умер Христос. После сего последовало разорение, отвержение их, с тех пор Бог не имеет к ним ни слова. Тьма неведения среди них. Поэтому Даниил мог показать только до четвертого царства - Римской империи.
Если бы я мог показать, как во всех пророках нет для Израиля ни одного слова на время от Христа до антихриста, то нам стало бы ясно, что для нас даны их откровения. Но, к сожалению, нет времени.
Но мы имеем ключ к истукану во Второзаконии 32:8-9, из которого видно, что Израиль - центр всех народов, а если это так, то и Турция, и Монголия, и другие непрестанно группируются вокруг наследия Божия. И именно поэтому святая страна была в их руках. В руках пятой власти эта страна была 1282 года - больше, чем у всех других вместе. Поэтому и соответствует длинной части истукана, от бедра до пятки. Может быть, возникнет вопрос, почему здесь две части. Две ноги совершенно соответствуют этой власти. Сначала Аравия, а потом Турция взяла Иерусалим, два совершенно различных колена, хотя и объединенных одной религией и стоят как одно государство. Эти два колена - Аравия и Турция - были железом, соединенным с глиной маленьких государств, которых поглотили. Они не смешались вместе, но соединили их под своей властью. Но первая мировая война была великим ударом, в которой пала пятая голова, царство и царь.
С 1919 года Палестина, или наследие Божие, перешла к шестой всемирной власти, и уже девять лет мы стоим под ней. Кто эта власть? Нам гадать не надо - это Англия, она владеет Палестиной. Это власть, которая будет перед антихристом. Итак, весь истукан от головы до пят отжил, остается только нога, а потом десять пальцев. От головы до пят идет вертикальная линия - монархия. Монархический строй, затем резкий поворот, нога и пальцы идут по горизонтальной линии. Резкий поворот под углом - это и есть перемена на демократический строй от монархического. Сейчас обе политики в равновесии, но вторая - демократическая - хочет уничтожить монархическую, которая еще достаточно сильна, а та еще слаба, чтобы свергнуть ее. Идет борьба, но как только демократическая политика возьмет верх, первая уничтожится. Пока стоят обе на точке равновесия, царствует тишина - тишина как перед великим взрывом, которого надо ожидать, и он будет очень скоро. Эта новая власть будет недолгое время, ибо расстояние от пяты (до пальцев) очень малое.
Следовательно, мы стоим перед очень великими событиями. Это нечто радостное, и мы уже дожили до него. Перед этим еще нечто должно совершиться. Это возвращение Израиля в свою страну. В великой скорби этого нельзя будет совершить, так как вся земля будет гореть огнем войны и передвижение будет невозможно. И притом Израиль должен увидеть мерзость запустения на святом месте, и мы свидетели их возвращения туда. Потому так близко к нам взятие Церкви. Все события совершаются с большой поспешностью, так как остается очень малая часть. Сколько времени надо, чтоб пережить ее, - не знаем, но ясно, что крайне мало, чтобы шестая власть дошла до конца.
Но люди спят, и у верующих закрыты глаза. Уже идет очень сильное приготовление к седьмой власти. Можно сказать, что сеть ее как невод начинает окутывать мир. Нет страны, где они не проглядывали бы, уже петли этой сети стягиваются сильнее и сильнее. Вы сами могли догадаться, о какой власти идет речь - о власти демократической. Она возьмет верх. Господь даст миру, что тот заслужил. Мир не принял предложения Божия дать ему Князя мира Христа - избрал Варавву, дракона, как видим в Откровении 22, который явится нам. Они заслужили, и Господь даст им это. Бог века сего даст им тогда своего сына, может, он уже рожден, даже и наверное рожден, он будет и наместником бога века сего, он даст ему власть, славу, престол - это антихрист, и седьмая голова войдет в свое право. Он дополнит время язычников, и тут Израиль в седьмой раз перейдет в новые руки. Но это будет так, что Иерусалим будет столицей антихристу и храм Иерусалимский, который начнется лишь строится, будет местом, где он будет принимать божеские почести (Ин.5:43, 2Фес.2:4, Дан.9:27, Мф.24:15). Очень точно определено время его власти. Это сорок два месяца, не больше и не меньше одним месяцем - то есть три с половиной года (это десять рогов). Но чаша гнева Божия приводит к скорбному концу его царствования. В отчаянии соберет антихрист все свои войска в Армагеддон, чтобы сразиться с Сыном Человеческим, но все уже определено и на этом сражении. Их глава, их древний змий, будет связан и брошен в бездну, это будет троица: антихрист, лжепророк, дракон. Навуходоносор видел с неба сходящего Сына Божия в образе без рук сорванного камня. Он падением своим раздробляет золото, серебро, медь, железо и глину, превращает все в пыль, уносящуюся во вселенную. Камень сорвавшийся есть Тот, Который отвергли строители. Этот камень делается великой горой (гора в пророческом смысле - государство), наполняющей весь мир. В этом пророчестве имеется в виду тысячелетнее царство нашего Господа Иисуса Христа. Так делается Он Царем царей и Господом господствующих.

План Божий с Израилем

Он был открыт на семьдесят лет позже, чем план Божий с народами. Когда Господь открыл Свой план с народами Навуходоносору, начался план Израиля над этим же языческим царем. Этот несчастный народ должен был первый вкусить последствия своей неверности перед Богом, он был главным виновником отдачи всех народов в руки язычников. Но когда Господь передал их в руки Навуходоносора, у них была великая надежда, что этот план продолжится недолго, так как Господь очень ясно определил время плана. Пророк Иеремия мог им во имя Господа не сказать всего (Иер.25:11-12). Заметьте, как ясно семьдесят лет у них была благая надежда. Вавилонский бич наказания для них мерцал всего на семьдесят лет, а потом конец плана - и Израиль войдет опять в свое положение перед Богом. Но этого последнего Он им не сказал, что они войдут в свое прежнее положение, так как Он ожидал от Израиля покаяния и обращения, но этого не последовало.
После падения Вавилона они попали под господство мидо-персов. В этот момент исполнилось семьдесят лет. Даниил (гл.9) читает Иеремию и видит, что семьдесят лет кончились, и тотчас обращается к Богу за свой народ с раскаянием и просьбами, чтобы Господь помиловал его, и Господь не заставил долго ждать. Скоро последовал ответ на молитву (Дан.9:21). Гавриил приглашает Даниила к особому вниманию и приносит ему полную программу Божию для его народа Его, читаем мы в книге Даниила 9:24-27. Трудное пророчество, но будем надеяться на силу от Господа.
В этом плане Господнем тотчас находим, как после семидесяти лет пленения евреев вводится новая программа на семьдесят седмин, и когда они кончатся, приходит исполнение самого высшего и главнейшего обетования. И оно исполняется для всего Израиля, но Израиль должен был ждать, что не после пленения, не после освобождения из Вавилона настает это славное время, а только после назначенного долгого времени. Так как оно очень ясно и точно обозначено седминами, то нам очень важно знать, что такое седмина (Лев.25:1-13). Седмина заключает в себе шесть обыкновенных рабочих годов, как в неделе шесть рабочих дней. Седмины составляют период в сорок девять лет, а пятидесятый год - юбилейный, все, что было задолжено, продано, кто вошел в рабство - освобождался, все прощалось. Каждому возвращалось прежнее имение и собственность, если было что продано. Израилю эти седмины были очень знакомы. Он считался с ними при всех сделках, купле, продаже, служении, они приносили много радостей и благословения, особо юбилейный год.
Но теперь в плане Божием предвидены семьдесят седмин, долгое время - четыреста девяносто лет, после которых должен начаться такой год, какого у них еще никогда не было, о каком они не имели представления. Обетование Божие, славнейшее из всех имевшихся до сих пор. Да все обетования должны исполниться после этих семидесяти седмин. Послушаем внимательно, что Бог обещал для народа тогда. Очень важно вникать, чтобы ясно стало, что подразумевал Бог над каждым из них.
1) Должны быть покрыты преступления (преступления - это действия и противодействия какой-нибудь заповеди Божией). Как никакой другой народ, Израиль был виновен перед законом Божиим в преступлениях. И до истечения семидесяти седмин эти преступления должны оставаться под терпением Божиим. Значит, семьдесят лет пленения не покончили с грехом, не покорили их.
2) С грехами их должно быть покончено. Они будут запечатаны. Кажется, что преступление и грех - одно и то же. Но не всегда так. ребенок родился во грехе, но не сделал преступления. Не преступил заповедей, не знает воли Божией. Часто так бывает и с детьми Божиими. Не видно в них греха, но они ни холодны, ни горячи, и их состояние греховное (Иак.4:17). Это не преступление, а грех. А у Израиля были не только преступления, но и греховное состояние. Всякий грех должен быть запечатан. Со всем Господь покончит после семидесяти седмин.
3) "И заглажены будут беззакония". В подлиннике - неправедности. Беззаконие имеет дело с законом, а там правда Божия, которая еще выше, и все, что против нее, Бог хотел сгладить, а что заглажено, то устранено.
4) "Что приведена была правда Божия". Вот такая бесконечная благодать. Не только гибель приносящим зло будет устранена, но они будут одеты в праведность, в которой могут устоять перед Богом. И это будет бесконечная праведность, которая никогда не изменяется, не прекращается.
5) "Запечатаны были видения и пророк". Что запечатывается, то подтверждается и закрепляется печатью. Что это означало для народа израильского? Возьмите четырех больших и двенадцать малых пророков. Все, что они видели для Израиля, что пророчествовали о будущности, о Мессии, о будущей славе и царстве по истечении семидесяти седмин, - должно было стать фактом, действительностью. Господь запечатлевает, подтверждает все через точное исполнение. Как это должно быть радостно для Израиля!
6) "Помазан был Снятый святых". Это венец обетовании Божиих. Святое-святых они имели во Храме, но он был тогда разрушен, его не было в Израиле. Но помазан Святой святых - Личность, Какой у них никогда еще не было. Все это должно совершиться после семидесяти седмин. Но почему дело с этим народом после истечения семидесяти седмин - четырехсот девяноста лет - не исполнилось, но прошло в пять раз больше обещанного времени? Ничего не получил этот народ, ничего не получил их город, хотя Господь так свободно, без всяких условий, дал все эти обетования!
Удивительнее всего, что через четыреста девяносто лет все эти блага были приобретены Христом. Спрашивается, обсчитался ли Господь в Своих обетованиях? Или считает иначе, чем мы? Израиль должен был быть благоденствующим народом, должен был ликовать, но этого нет. Но слава Богу и поклонение Ему, Он никак не ошибся. Его обетования остались твердыми для Израиля. И Он считает точно так, как тут написано, хотя с тех пор прошло 2400 лет (2450 лет). Все идет по плану Божию. Мы видим, что после семидесяти седмин должно наступить Чудное время для Израиля. Но эти годы прошли, а Израиль ничего не имеет. Наш урок разделен на две части: как толкуется обыкновенно План Божий с Израилем? И как план Божий действительно выясняется с Израилем?
Первое толкование очень правдоподобное, и не вникающий, поверхностный читатель соглашается с ним, потому что оно так правдоподобно. Но мы увидим, как оно не согласуется с пророчеством Даниила и не согласуется с исполнением. Большинство толкователей начинают считать эти семьдесят седмин Данииловых от путешествия Ездры книжника в Иерусалим. Ездра получил на самом деле повеление относительно дома Божия от царя Артаксеркса. Можете об этом прочитать в Ездры 7:11-26. Но когда тщательно читаем и сравниваем со сказанным ангелом Гавриилом о повелении царя, скоро открываем, что Ездра не получал повеления, от которого мы должны считать эти семьдесят седмин. Ездра получил только покровительственную и рекомендательную рукопись государя, но ни одного слова о восстановлении Иерусалима. И потому непонятно, почему толкователи этих семидесяти седмин начинают считать от путешествия Ездры в Иерусалим. По всей вероятности, год, в который он совершил свое путешествие, очень подходит для их толкования. поэтому, наверное, они начинают отсюда считать. В 458 г. до Р.Х. Ездра пришел в Иерусалим. Если прибавить к этому числу 33 с половиной года, то есть время жизни нашего Господа на земле, тогда получится 491 с половиной год, а семьдесят седмин равно 490 годам, следовательно, полтора года лишние. Но они с этим не считаются, выпускают из виду, принимают эти года за ошибку при исчислении лет и таким образом считают, что при распятии нашего Господа на Голгофе эти семьдесят седмин кончились. Это и удивляет многих.
Так толкуют одни, а другие, и их большинство, разделяют семьдесят седмин в соответствии с пророчеством (ст.25-27). Там все время разделяется так: прежде семь, потом шестьдесят две, а потом еще одна седмина, которую Даниил ставил впереди. Эти семь седмин охватывают деятельность Ездры, Неемии и последующих пророков аж до Малахии, в них Господь дал и последующие откровения народу израильскому. Мы с этим можем согласиться. Следующие шестьдесят две седмины включают время молчания Божия. Господь ничего не говорит, ничего не совершается, но в последней, семидесятой седмине они говорят, что это время выступления нашего Господа как Мессии, действующего среди Израиля. И у них семь седмин и шестьдесят две седмины кончились в 30-м году летоисчисления, то есть когда Христу было тридцать лет. Гавриил же говорит так: "до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся..." (Дан. 9:25), и по истечении шестьдесят второй седмины предан будет смерти Христос. Значит, по пророчеству Даниила, шестьдесят две седмины кончатся точь-в-точь при смерти нашего Господа, а не в начале Его деятельности. Далее эти толкователи говорят, что от тридцатого года мы имеем правую половину семидесятой седмины. Три с половиной года действовал наш Господь, как раз половину седмины. Видите, как правильно. И в конце этой первой половины седмины, при смерти Господа, раздирается занавес храма сверху донизу. И таким образом ежедневная жертва отстраняется через смерть Христа. Это говорится о середине данной седмины. Как правдоподобно все. Но Господь дает народу израильскому даже после Своего распятия еще одну половину седмины. Какая благодать! Исключительно Израилю проповедуется после воскресения Христа Евангелие. Но когда кончилась эта половина седмины, Иудеи начали преследовать Стефана, убили его камнями, и время милости и благодати истекло для евреев. При этом совершилось то, что сказано у Луки в 13:7-9 о смоковнице. Три года подряд Он приходит искать плода и не находит, потом требует, чтобы она была срублена. Но просьба виноградаря: "Оставь ее еще и на этот год", - была услышана. Когда же и после этого дерево не принесло плодов, оно было срублено. По их толкованию, вождь, который утверждает завет и был упомянут в 27-м стихе, есть Христос. Он отстранил ежедневное приношение через Свою жертву. Так оно стало уже не нужным. Он же, отверженный Израилем, отвергнет Израиля. Израиль считается с тех пор мертвым для Бога, как сказано: "в тот день, как вкусишь, смертию умрешь". Господь поступил теперь с Израилем, как написано у пророка Осии (Ос.13:7-12). Действительно, гибель их наступила через Тита - военачальника римского, когда был разорен Иерусалим. И тогда Царствие Бржие было взято от того народа и отдано язычникам. Мерзость запустения они объясняют так: это было знамя римское, на котором красовался орел. Один из воинов римских внес это знамя в храм с восточных ворот, и солдаты принесли этому знамени поклонение. Они говорят, что это была мерзость запустения. Другие считают Омарову мечеть и заканчивают свое объяснение так: славное обетование всех обетовании Израилю по собственной вине этого народа навсегда было уничтожение. Больше йсдать от Бога Израилева нечего. План Божий, таким образом, не удался с Израилем, со святилищем и народом Его. Потом было разрушено святилище наводнением и в таком состоянии оставалось до конца. Когда я писал это, передо мной лежало такое толкование. Я дал лишь маленький очерк, взявши главное из этого толкования. Но возьмем пророческий библейский текст и из него будем вычитывать план Божий. В терпении расчленим предложение за предложением, и Господь даст нам видеть, как действительно выясняются Его планы. Подходим ко второму пункту. Прежде всего мы заметим, с какой точки времени мы должны считать эти семьдесят седмин. Гавриил говорит Даниилу (Дан.9:23): "Итак, вникай в слово и уразумей". Потом снова повторяется (Дан.9:26): "Итак, знай и разумей". Господь касается этого самого места (Мф.24:15): "читающий да разумеет". Также у Марка 13:14. Почему Господь так подчеркивает "уразумей"? Если не уразумеем, весь план Божий будет непонятен. И дальше продолжает Гавриил: "С того времени, как выйдет повеление". Он, таким образом, ясно показывает, от какого события должны считаться семьдесят седмин. Писание дает нам Два повеления персидских царей. Первое последовало от Кира тотчас после завоевания Вавилона, а таким образом, и завоевания Палестины. Это повеление можно прочитать во 2 Паралипоменон 36:22-23 и в Ездры 1:1-4. Это повеление содержит призыв строить храм Божий. Но ни одного слова о восстановлении города Иерусалима, и потому оно не Может быть исходной точкой для отсчета семидесяти седмин. Кроме того, это повеление было дано слишком рано, за двадцать лет перед посещением Иерусалима Ездрой. Также и церковная рукопись, данная Ездре (Езд.7:11-26), как мы выше показали, не может быть исходной точкой. Там нет ни одного слова о восстановлении Иерусалима.
Остается у нас второе повеление, которое дается царем в 20-м году царствования Артаксеркса. Он дал повеление своему виночерпию Неемии. Как это совершилось, читаем у Неемии 2:1-9. Вот когда вышло повеление. Это повеление многие толкователи упустили из виду. Но Неемия отправился и пришел в Иерусалим в 445 г. до Р.Х. И что Иерусалим не был устроен до тех пор, можно видеть из того, что он оттуда шел (Неем.2:11-18). И вот от третьей главы вы можете видеть, как сильно начал строиться Иерусалим. Нет никакого сомнения, что от этого места должны мы считать семьдесят седмин, но сказано, что с этого времени до Христа семь седмин и шестьдесят две седмины, всего шестьдесят девять седмин, или 483 года. Теперь нам надо точно сказать и о том, когда они кончились. Сказано: по истечении шестидесяти двух седмин прибавить семь предыдущих. "Предан будет Христос и не будет". Таким образу, по пророчеству, смерть Христа должна наступить в конце шестьдесят девятой седмины. И после этой смерти остается целая седмина, а именно семидесятая. Если теперь прибавить 445 и 33 с половиной, получится 478 с половиной года, а по пророчеству до смерти Христа должно быть 483 года. Это затруднение долго стояло на пути. Объясняется это тем, что при христианском летоисчислении было упущено четыре года. Мы считаем, что от Адама до Христа ровно 4000 лет, но при точном исчислении нашли, что от Адама до Христа 4004 года. Таким образом, рождение Христа в нашем летоисчислении должно считаться не после 4000 лет, а после 4004 лет. Только в шестом столетии начали высчитывать начало летоисчисления, а до тех пор считали римским временем. Вот тогда-то были выпущены четыре года. Если к 478 с половиной прибавить четыре года, получится 482 с половиной. Недостает еще полгода до смерти Христа, но это небольшое затруднение. Не сказано, что Неемия тотчас уехал, когда получил повеление. На востоке бывают очень длинные приготовления. Кроме того, мы также не знаем, сколько времени потребовалось Неемии на путешествие из Вавилона до Иерусалима. Но Ездра, путешествуя за тринадцать лет до этого, затратил четыре месяца, и вот, если берем четыре месяца плюс приготовления, то имеем полгода. Итак, вполне можно сказать, что Богом назначенное время шестидесяти девяти седмин до смерти Иисуса Христа исполнилось.
Остается найти еще, где Бог пророчествовал семидесятую седмину. Когда она исполнилась (Дан. 9:26)? Не может быть сомнений в том, что здесь речь идет о разрушении Иерусалима и что народ, о котором здесь говорится и который совершил разрушение, - римляне. Их вождь, под руководством которого они находятся, не кто иной, как их военачальник. Это было в 70-х годах по Рождеству Христа, через тридцать шесть лет после Его смерти. В этом промежутке пять раз могла бы поместиться последняя седмина, но ничего не говорится.
Дальше пророчество продолжается так. Вот вождь придет - ничего не останется ни от Иерусалима, ни от храма. "Наводнение все смывает, все уносит". Так и совершилось с Иерусалимом и со святилищем. Господь Сам сказал: "камня на камне не останется". И не только иудеи - все были уловлены, сколько возможно. Римские воины очень охотно предавали их в рабство. И потому евреи убегали. И вот нет ни стен, ни города, ни святилища, ни народа, над которым последняя седмина могла бы исполниться. И мерзости запустения также не могло быть потому, что святыни храма, о котором говорит пророк, уже не было. Ни крыла храма, ни самого храма уже не было, все было снесено. Мы еще прибавляем: "И до конца войны будут опустошения". Один из лучших комментаторов Англии выразился замечательно правильно, говоря, что это место должно быть: "до конца войны останется в опустошении". Значит, предсказания об опустошении будут длиться во все время правления этого мира, почти до тысячелетнего Царства Божия. Оно только принесет конец войн.
Читаем дальше. В пророчестве Божием поставлена как раз эта последняя седмина (Дан.7:29). Заметим, в какое положение святого места вводит нас эта последняя седмина после описанного печального разрушения. Вы видите, город и святилище разрушены, что и должно быть до конца войн. И как все мы знаем, почти до сих пор так оно и было. Но как только по пророчеству появляется последняя седмина, вдруг речь заходит о "многих". Значит, тут речь идет о массе, с ними утверждается завет. Еще говорится тут о жертве и о жертвоприношениях, значит, опять появится храм, так как без храма жертв нельзя приносить. Для последней седмины существует храм, святилище опять на своем месте и жертвы приносятся как в древнее время. Ясно, что все опять в руках тех, у которых город и святилище были при конце шестьдесят девятой седмины. Иначе никак не объяснить первую половину 27-го стиха. Но как удивительно, что с шестьдесят девятой седминой, со смертью Христа, все кончается с народом, с грехом, со святилищем - все разоряется.
Итак, остались девятнадцать веков, которые мы пережили, и вдруг явится продолжение последней седмины. Как будто никакого промежутка не было. Что же мы видим из этого? Очевидно, что Бог со смертью Сына Своего, когда шестьдесят девятая седмина кончилась, остановил часы народа израильского, и никакой человек не может пустить их снова до этой минуты. Но мы видим, что Он готов толкнуть маятник часов, чтобы остановленные семь лет окончились. Так Он предсказал. Вы видите, что последней седмины нет. Но Он все выполнит. Мы увидим по возвращению израильского народа, что это так. И ничего нет ошибочного в плане Божием. Последняя седмина еще впереди.
Мы видим, что у Господа нашего не было неудачного и неопределенного, а все исполняется точно. Когда Господь даст новый толчок, чтобы и последняя седмина была на часах Израиля, это тоже не будет произвольным и случайным, как представляют это себе плотские люди. Для этого тоже все определено и предсказано, никакие часы не могут идти так точно, никакие дела не могут совершаться настолько точно, как определения Господа. Когда же даст Господь толчок, чтобы эти остановленные часы двинулись дальше? Сказано (Рим.11:25): когда войдет полное число язычников. В Откровении 7:9-14 мы можем видеть, что войдут последние из язычников, из всех народов и племен, и это совершится именно тогда, когда Господь запечатлит для Себя первенцев из двенадцати колен Израилевых, о чем сказанно в Откровении 7:4-8: те, которые запечатлеваются, те и входят. "И вот входит последний", последний из язычников, и Господь начинает дело с Израилем.
Все мы призваны и спасены Господом из всех народов, колен и язычников. После смерти Господа нашего Иисуса Христа входим мы в Царствие Небесное между шестьдесят девятой и семидесятой седминой, а Израиль стоит в стороне и должен дожидаться конца этого времени. Таким образом, их падение - спасение всем язычникам. Смертью Христовой они отстранены, а входим мы, чтоб возбудить в них ревность (Рим.11:11).
Теперь вы видите, что последняя седмина делится на две части, и конец второй половины тоже не будет по произволу. Ясно сказано Господом, что Иерусалим будет попираем народами, доколе не кончатся времена язычников (Лк.21:24). О временах язычников мы говорили в лекции о плане Божием с народами. С Навуходоносором Иерусалим и вся страна, святилище попали в руки язычников и до сих пор они там, во всех странах языческих, и только с гибелью антихриста они освободятся. Они должны перенести владычество семиголового зверя, от первой головы и до последней. Самое страшное то, что это последняя седмина завета с антихристом, как сказано у Даниила (9:27). Он будет господином положения как во всей стране, так и в Иерусалиме, который будет его столицей. Он покончит с обновленными жертвоприношениями храма, и именно в середине седмины. Три с половиной года он даст им возможность приносить жертвоприношения, потом откроется как человек греха, сын погибели. Что говорят нам эти семьдесят седмин, а особенно последняя? Она направляет наши очи на иудеев. Видя то, как они возвращаются в свою страну, мы должны знать, что Господь идет к исполнению последней седмины. Господь готовится дать толчок, чтобы остановившиеся часы шли дальше. Но прежде чем Он толкнет их, годами раньше должно быть восхищение Церкви. Она должна быть там, у престола Божия, чтобы избежать всех сих будущих бедствий. Видя все это начинающимся сбываться, мы одно можем сказать: Господь и сегодня может прийти.

И.В.К.