Уроки для верующих
Наш YouTube - Библия в видеоформате и другие материалы.
Христианская страничка
Лента обновлений сайта
Медиатека Blagovestnik.Org
в Telegram -
t.me/BlagovestnikOrg
Видеобиблия online

Русская Аудиобиблия online
Писание (обзоры)
Хроники последнего времени
Українська Аудіобіблія
Украинская Аудиобиблия
Ukrainian
Audio-Bible
Видео-книги
Музыкальные
видео-альбомы
Книги (А-Г)
Книги (Д-Л)
Книги (М-О)
Книги (П-Р)
Книги (С-С)
Книги (Т-Я)
Новые книги (А-Я)
Фонограммы-аранжировки
(*.mid и *.mp3),
Караоке
(*.kar и *.divx)
Юность Иисусу
Песнь Благовестника
старый раздел
Бесплатно скачать mp3
Нотный архив
Модули
для "Цитаты"
Брошюры для ищущих Бога
Воскресная школа,
материалы
для малышей,
занимательные материалы
Список ресурсов
служения Blagovestnik.Org
Архивы:
Рассылки (1)
Рассылки (2)
Проповеди (1)
Проповеди (2)
Сперджен (1)
Сперджен (2)
Сперджен (3)
Сперджен (4)
Карта сайта:
Чтения
Толкование
Литература
Стихотворения
Скачать mp3
Видео-онлайн
Архивы
Все остальное
Контактная информация
Поддержать сайт
FAQ


Наш основной Telegram-канал.
Наша группа ВК: "Христианская медиатека".
Наши новости в группе в WhatsApp.

Уроки для верующих из жизни пророка Самуила

1 Цар. 1, 1 - 19
Анна - женщина, скорбящая духом. Так она сама о себе сказала. Прочтем ее слова: 1 Цар. 1, 15. Но где причина ее скорби? Нет скорби без причины. У Анны тройная скорбь:
а) У нее нет детей! - Это скорбь каждой замужней женщины.
б) Ее сильно огорчала Феннана - вторая жена ее мужа Елканы (стих 6).
в) Она скорбела, без сомнения, о глубоком духовном упадке своего народа, как скорбели все истинные праведники того времени.
Анна жаждала иметь сына, но не для своего счастья, не для опоры себе под старость лет, а чтобы посвятить его Господу! Отдать его на служение Богу, дабы он был пророком Всевышнего среди своего столь низко упавшего народа.
Прочтем ее слова: 1 Цар. 1, 10-11. Как мало матерей с желанием Анны! Она готова лишить себя ради интересов Царствия Божия кудрявой головки сына, его детского смеха, его милого лепета... Всего того, что так дорого для каждой матери. Она готова положить его на жертвенник Божий - как только он будет отнят от груди и подрастет. Она готова отдать его Господу навсегда. Прочтем: 1 Цар. 1, 22.
Знаменитая молитва Анны в Силоме. Мы прочитали: "И была она в скорби души, и молилась Господу" (стих 10). Посмотрим, как она молилась. Она молилась в сердце своем: ее голоса не было слышно (стих 13).
Самые глубокие молитвы - молитвы сердца! Ими можно молиться везде, даже среди тысячной толпы.
Молитва Анны была определенной. Она просила Господа дать ей сына. Как мало в нашей христианской жизни определенных просьб. Наши молитвы очень расплывчаты. После молитвы мы не знаем, о чем мы просили Господа, и при этом удивляемся, что Господь нам не отвечает. Будем учиться молиться определенно. Как поучительна в этом отношении молитва Господня "Отче наш". В ней каждая просьба выражена так определенно.
Она просила сына - для славы Божией. Слово Божие говорит: "Едите ли, пьете ли - все делайте во славу Божию". Искание славы Божией во всем - вот каким должно быть наше христианство. И все, что мы испрашиваем у Господа, должно быть для славы Божией.
О, как преобразятся наши молитвы, когда целью их будет слава Божия.
Анна молилась с терпением. Она "долго молилась" (стих 12), но не только здесь, у скинии, в Силоме, а в смысле продолжительного периода времени. Она терпеливо ожидала ответа на свою долгую молитву. Какой урок для всех нас, кто молится о чем-либо определенном! И, наконец, Анна получила просимое. Еще не было никаких признаков того, что ее. молитва услышана, а Анна идет домой в Раму полная радостной уверенности, что Бог услышал ее долгую молитву и что у нее будет сын. Прочтем о ее радости: Щар. 1, 18. Ах, если бы мы, заканчивая молитву словом "Аминь", вставали с молитвы с сияющим от радости лицом. Да, молитва Анны - образец для наших молитв!
Скорбь Анны была путем к ее духовной красоте. Скорбь ее была великой и длительной, но она привела душу ее на высоты божественной жизни. Ее внутренняя красота видна в ее ответе священнику Илии: 1 Цар. 15 - 16. Какой кроткий и смиренный ответ на грубые и резкие слова Илии (стих 14). Без сомнения, такой же кроткой и смиренной была она и дома и с такой же любовью отвечала на грубые и оскорбительные слова своей соперницы Феннаны. Да, скорби шлифуют нас и превращают дикий камень нашей души в драгоценный и красивый бриллиант.
И вот у Анны рождается сын, которому дали имя: "Самуил". Слезы печали превратились в слезы радости. Скорбная песнь сменилась звуками ликования. Прислушаемся к ее радостной песне: 1 Цар. 2, 1 - 6. И эта песнь раздалась на том же самом месте, где она еще так недавно "горько плакала", то есть во дворе скинии в Силоме.
Так и наши места плача озарятся ярким светом. Там же, где сеются слезы, будет пожата радость.
Но, говоря о скорби Анны, хочется пожелать, чтобы у всех верующих было больше скорби о гибнущих душах, о недостатках Церкви, о наших. собственных несовершенствах. Это святые скорби. Именно об этих скорбях Христос сказал: "Блаженны плачущие, ибо они утешатся" (Матф. 5, 4).

Мальчик Самуил

1 Цар. 1, 24-28 1 Цар. 2, 11-20; 1 Цар. 3, 1-5
Сегодня мы являемся свидетелями исполнения Анной своего обещания Господу. Мальчик Самуил отдан Господу на все дни его жизни. Какая героическая мать, чтобы принести такую жертву! Какая преданность с ее стороны Господу! Какая любовь к Царствию Божию!
Один раз в году приходила она в Силом, чтобы посмотреть на сына своего! И эта жертва была принесена Анной совершенно добровольно.
Верхняя одежда, шитая материнскими руками: 1Цар. 2, 19.
Изготовляя одежду для своего сына, Анна, конечно, не стремилась к внешней красоте его, но есть матери, которые больше стараются о внешней красоте детей, чем о красоте их душ! Они очень заботятся о красивых платьях для детей своих и очень мало думают о их внутренней красоте.
Есть две одежды, которые прекраснее всех других одежд:
а) Одна из них - это одежда праведности Христовой. О ней говорится в Откров. 3, 18.
б) Другая одежда - это одежда качеств Христовых. О ней сказано в Колос. 3, 12. Чтобы эти две чудные одежды сделались достоянием наших детей, необходимо, чтобы они видели их на нас самих.
Имеем ли мы их сами? Насчет "одежды праведности" я не сомневаюсь: каждый верующий имеет ее. На Голгофе, у подножия креста, мы облечены в нее. Но не все верующие стремятся иметь вторую одежду! Как мало облеченных в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение! И, увы, детям нашим не с кого брать пример.
Но мальчик Самуил был облечен не только в одежду, сшитую руками матери, но он был облечен и в одежду праведности Божией.
Мы не знаем, какого цвета были одежды, которые из года в год шила ему мать, но душа мальчика Самуила была облечена в белую одежду. Это был прелестный маленький праведник.
Тем чернее выглядели сыновья первосвященника Илии - Офни и Финеес. Оба значились священниками, но что это были за священники? Они делали грехи, о которых стыдно говорить открыто.
Но я скажу о других их грехах. Чтобы нам понять эти их грехи, надо прочесть три места из Слова Божия: Второзак. 18, 3; 1Кор. 9, 13; Лев. 3, 14-17. Но сыны Илии - Офни и Финеес - этим не довольствовались. Они посылали своего слугу с большой вилкой к приносящим жертвы... А что происходило дальше, мы уже прочитали в 1 Цар. 2, 14-17. Вот какие священники служили при скинии, когда Анна привела своего маленького Самуила туда.
Светлым пятном выделялся святой мальчик на этом черном фоне греха, порока и ужасающего беззакония. Но посмотрим на самих себя. Мы все - "священники". Вы - "царственное священство"! Христос соделал всех нас "царями и священниками Богу и Отцу Своему" (Откров. 1,6). Но беспорочные ли мы у нашего Господа священники? Разве мало эгоистов среди нас? Разве мало корыстолюбцев? Есть и среди нас "обидчики".
Сыновья Илии своим грехом "отвращали людей от жертвоприношений Господу" (1 Цар. 2, 17). Нашим жалким христианством мы, возможно, тоже немало оттолкнули людей от Христа.
Важность и необходимость личного духовного опыта. Прочтем 1 Цар. 3, 1-5. Здесь мы видим начало личного духовного опыта в жизни Самуила. Мы говорили сегодня о святом мальчике Самуиле. Но его святость была как бы наследием от матери. Она была результатом воспитания в благочестивой семье. Вера мальчика Самуила основывалась на словах и поучениях родителей. Но ему необходимо было приобрести свой личный духовный опыт. Опыт отца, матери - драгоценный опыт, но свой личный опыт - еще драгоценнее. Об этом драгоценном личном духовном опыте хорошо сказано в 1 Иоан. 1, 1 и в Ев. Иоан. 4, 42. И Самуил приобретал этот личный опыт путем личного общения с Богом.
Мы прочитали, как он впервые услышал непосредственный голос Божий. До этого Господь говорил с ним устами отца и матери. Теперь Он заговорил с ним лицом к лицу.
Есть разница - жить духовным опытом проповедников или других верующих, или иметь свой собственный личный опыт. Есть разница - знать Христа со слов проповедников или знать Его через личное изучение Слова Божия.
Многие живут только тем, что получают в собраниях. Будет там дана им обильная духовная пища - они уйдут насыщенными домой, будет преподнесена скудная пища - они уйдут голодными.
А наша задача: быть независимыми от людей и питаться самостоятельно.

Верный в малом и во многом верен

1 Цар. 3 глава
Верный в малом. Мы читаем об отроке Самуиле: 1 Цар. 3, 1: "Отрок Самуил служил Господу при Илии". В чем могло заключаться служение Господу этого мальчика?
В самом простом и малом! Он открывал и закрывал двери скинии (1 Цар. 3, 15). Это было маленькое служение, но он был верен в нем! А Христос говорит: "В малом ты был верен, над многим тебя поставлю!" (Матф. 25, 21-23). Как велико значение верности в малом! Это путь к более обширному служению Господу! Что мы и видим в жизни Самуила.
Почему в Слове Божием с пресвитера требуется, чтобы он хорошо управлял домом своим, то есть, чтобы он был верным в малом? Потому что тогда только он будет верным и в более обширном деле в церкви Божией! Прочтем 1 Тим. 3, 5.
Голос Божий к Самуилу. Господь хочет говорить каждому Своему чаду! Будем, подобно Самуилу, готовы к принятию Его драгоценных слов! Пусть будут нашими постоянными словами слова Самуила: "Говори, Господи, ибо слышит раб твой" (1 Цар. 3, 10). Но как говорит нам Господь? Через Свое Слово! Через святую книгу Библию! Это единственно верное средство услышать голос Божий! "Внутренний свет", видения, сновидения, пророки всякого рода привели многих к заблуждениям, к ложным учениям, к кривым дорогам! "Говори, Господи, через Слово Твое!"
Что же сказал Господь Самуилу?
Он открыл ему наказание, которое постигнет Плия и дом его. Прочтем еще раз 1 Цар. 3, 11 -14. Тяжелое наказание от Господа ожидало Илия за то, что он, зная нечестие своих сыновей-священников, не обуздывал их. И тяжело было Самуилу сообщить доброму старцу о таком тяжелом наказании. Но Самуилу пришел на помощь сам первосвященник Илий. Он сказал Самуилу: 1 Цар. 3, 17. И Самуил сказал ему все! И не скрыл от него ничего!
Правильное отношение к наказаниям Господним.
Какой урок для нас в словах Илия: "Он - Господь, что Ему угодно, то да сотворит". Какая покорность воле Божией у этого старца. Какая готовность принять от Господа любое наказание! Илий хорошо знал, что праведный Господь не поступит несправедливо и что в самом тяжелом наказании будет только любящая рука Отца. Илий верил в то, во что мы верим, когда читаем слова о наказаниях Господних в Евр. 12, 5-11. Вот что дало Илию силу так покорно и смиренно принять приговор Божий! Будем и мы принимать наказания Господни, как из Его любящей руки. И тогда мы будем нести их так же безропотно, как и первосвященник Илий.
Конец третьей главы говорит о выросшем Самуиле. 1 Цар. 3, 19-20 и 21 стих: "Продолжал Господь являться в Силоме" Самуилу! И всем стало ясно, что в лице Самуила Господь дал нового великого пророка Своему народу! "И узнал весь Израиль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен быть пророком Господним!" А начало служения этого пророка мы уже видели.
Это было открытие и закрытие дверей скинии. Мы знаем также начало служения Иисуса Навика, впоследствии величайшего вождя народа израильского: это было подметание пола в шатре Моисея! Так пополняются кадры служителей Божиих. Так из ничтожных и незаметных получаются пророки Божий.

Наши филистимляне

1 Цар. 4, 1-18
Духовное состояние Израиля в дни детства Самуила.
В дни Иисуса Навина и в первые годы после его смерти Израиль стоял на большой духовной высоте. Прочтем Суд. 2, 6-7. Но он ниспал с этой высоты и дошел до глубокого духовного падения.
Прочтем Суд. 2, 8-23.
Скиния стояла в Силоме, был первосвященник, были священники, приносились жертвы, и вместе с тем - идолопоклонство: поклонение ваалам, и астартам, и другим идолам! Пророк Исайя приводит слова Самого Бога о таком духовном состоянии. Прочтем Ис. 29, 13.
И Христос их повторяет: Матф. 15, 7-8. В этих словах я хочу подчеркнуть слова: "Сердце же их далеко отстоит от Меня". Все дело в нашем сердце. Скиния может стоять на своем месте. Богослужения могут в ней отправляться регулярно. Мы можем быть их постоянными посетителями. И вместе с тем сердце наше может тоже далеко отстоять от Господа.
Внешний наш человек может казаться благочестивым и хорошим христианином, а внутренний быть на далеком расстоянии от Господа.
Правильное суждение о нашем духовном состоянии имеет только Господь, знающий хорошо наше сердце, а также и мы сами, которые знаем себя, но окружающие нас люди не знают нас: они либо превозносят нас, либо осуждают нас. Будем заботиться о том, чтобы наше сердце было близким к Господу.
Филистимляне. Их нападения на Израиля занимают много места в истории ветхозаветной церкви. Со дней поселения в Ханаане это был главный враг Израиля. Все снова и снова вторгался он в пределы Израиля. Какой в этом урок для нас. Филистимлянами наших дней являются грехи всякого рода. Постоянно они вторгаются в пределы церкви Христовой. В христианскую жизнь детей Божиих! Сколько жертв под ударами этих филистимлян! Сколько павших! Мы получаем сообщения из разных церквей: и везде филистимляне, филистимляне, филистимляне! То есть грехи, грехи, грехи! Из своих низин они поднимаются на самые большие высоты и там наносят великие поражения. И нам кажется порой, что полная победа над ними невозможна, что грех всегда будет царствовать в церкви и в жизни отдельных чад Божиих.
Неправильная борьба с филистимлянами. Мы прочитали сегодня о двойном поражении Израиля. При первом поражении пало 4 тысячи израильтян, при втором 30 тысяч. Где причина обоих этих поражений? Надежда на себя в первом случае, и надежда на ковчег завета во втором случае! А между тем вся сила только в Боге! И чтобы дать понять это своему народу - Господь допустил даже взятие ковчега в плен врагами.
В своем низком духовном состоянии Израиль стал верить, что в ковчеге есть какая-то сила. Ведь расступились же воды Иордана, как только священники с ковчегом вошли в его воды. Они забыли, что Иисус Навин подчеркнул, что сила не в ковчеге, а в живом Боге! Прочтем его слова к Израилю: Иис. Нав. 3, 10. А что сказали старейшины Израиля после первого поражения? Прочтем их слова, 1 Цар. 4, 3: "Возьмем из Силома ковчег... и он пойдет среди нас и спасет нас от руки врагов наших". Вот в чем их великая ошибка! Вместо живого Бога - надежды на святыню.
Не. совершаем ли мы этой же ошибки? Мы часто в собственной силе выступаем против наших филистимлян! Мы даем обещания - не делать того-то и того-то, мы говорим: больше этого не повторится, и потом видим, что это самое зло повторилось, да еще в большей степени, чем прежде. Есть дети Божии, которые надеются на "ковчеги", на крещение, на хлебопреломление, на духовное воспитание, на свое благочестие... Нет! Ни наши благие решения, ни наши ковчеги, то есть всякого рода святыни, не дадут нам победы над нашими филистимлянами, то есть грехами всякого рода.
А где же верный путь к победе? Прочтем 1 Кор. 1, 30. Христос сделался для нас освящением. Наше освящение, то есть освобождение от греха, победа над грехом, победа Христом! Рост Христа в нас вытеснит из нашего сердца и из нашей жизни всех филистимлян, и греховные мысли, и греховные чувства, и греховные слова, и греховные дела! Если Христос не заполнит полностью нашего сердца - филистимляне будут вторгаться в него!
Как мы нашим спасением и оправданием признали только Христа - -так признаем только Его и нашим освящением.

Общественное служение Самуила

1 Цар. 7,1-4, 15-17
Мы уже знаем, с чего началось служение Самуила Господу: он открывал и закрывал дверь скинии. В этом "малом" он был удивительно верен. Теперь мы увидим, как Господь употребляет его, как Свое орудие, на более великое служение. И в этом своем великом служении он являет ту же верность, какую он являл в скинии в Силоме, открывая рано утром двери скинии и закрывая их поздно вечером при заходе солнца.
Мы уже знаем, каково было духовное состояние ветхозаветной церкви, то есть народа Израильского в дни детства, отрочества и юности Самуила.
а) Раздоры между коленами Израиля раздирали народ. Единства не было между собой. Филистимляне пользовались этим раздором и наносили поражение за поражением Израилю.
б) Вся страна была покрыта чужеземными идолами - божествами соседних народов: изображениями астарт и ваалов. Всюду жертвенники этим божествам... Всюду рощи, где устраивались празднества им с великим нечестием...
в) А скиния в Силоме была в полном упадке: ковчег завета был в плену у филистимлян; первосвященник Илий умер; его два сына, священники, погибли; ни богослужений, ни жертвоприношений живому и истинному Богу. Всюду полное духовное запустение.
После смерти первосвященника Илия Самуил покидает опустелую скинию и поселяется в своем родном городе Раме.
Рама становится центром его служения Господу и народу. Там он построил жертвенник живому Богу - единственный в стране, покрытой густой сетью идолов (1 Цар. 7, 17). Но Рама не была единственным местом, где сиял этот яркий светильник Божий - Самуил.
Его служение охватывало всю страну и весь народ. Прочтем 1 Цар. 7, 16. И странствования его по всей израильской земле продолжались 20 лет (1 Цар. 7, 2), и тема его проповедей была одна: 1 Цар. 7, 3. И результат его служения был благословеннейший: весь дом Израилев обратился к Господу. Прочтем еще раз 1 Цар. 7, 2-6.
Единство в Израиле было восстановлено. Откуда мы это видим? Из двух слов: "Весь Израиль!" О, благословенное единство всей ветхозаветной церкви!
Поворот к живому Богу! И удаление идолов - ваалов и астарт - и служение одному Господу! (1 Цар. 7, 4).
Духовная пустыня превратилась в цветущий сад!
Великим злом в христианстве являются раздоры между церквами. Отсутствие единства между верующими! Мир радуется этому, а имя Христа бесславится. Вот почему Христос так горячо молился о единстве всех Своих последователей, о единстве всех верующих в Него, но это единство еще не достигнуто: много раздоров еще между церквами и отдельными верующими между собой.
О, если бы все церкви и все верующие поняли, что источником единства всех христиан является только Христос! Единой догматики трудно достигнуть, единого обряда тоже, но Христос у всех христиан один и тот же. Это Да и Аминь!
Другим великим злом в христианстве является половинчатость христиан. Неполная отдача себя Господу.
Результатом чего является новозаветное "идолопоклонство". Неотданная Господу часть нашего сердца бывает занята тем или иным идолом! Как много идолов в сердцах детей Божиих! И как необходимы Самуилы, взывающие к церкви, к детям Божиим: "Удалите из среды себя богов иноземных". И как необходимы Павлы, взывающие к верующим: "Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего!" (Римл. 12, 1).

Авен-Езер

1 Цар. 7. 5-14
Новое нападение филистимлян на Израиля в Массифе. Ваалы и астарты были удалены (стих 4). Израиль стал служить Господу, радость наполняла сердца всех. И среди этой радости - вдруг новое нападение врага. Какой в этом урок для нас? Самое лучшее духовное состояние не гарантирует нас от самых огненных искушений и от нападений на нас врага наших душ. Вспомним искушения Христа в пустыне!
Как была одержана победа?
а) "И взял Самуил одного ягненка и принес его во всесожжение". В этом всесожжении сокрыты две великие силы: сила крови Агнца и сила жизни, отданной целиком Господу. Об этих силах так ясно сказано (Откров. 12, 11): "Они победили его кровию Агнца"... "И не возлюбили души своей даже до смерти!" Христос распятый - сила наша, жизнь всесожжения - сила наша!
б) "И воззвал Самуил к Господу об Израиле и услышал его Господь!" Обновим сегодня нашу веру в силу молитвы, где много молитвы - там много победы. Израиль сказал Самуилу: "Не переставай взывать о нас к Господу, Богу нашему!" Не будем переставать взывать к Господу. И в ответ на нашу тихую, но усиленную молитву Господь возгремит сильным громом над всеми нашими филистимлянами (1 Цар. 7, 10), над всеми нашими недостатками и затруднениями. Еще раз хочется всем верующим напомнить слова о силе молитвы (Иак. 5, 16).
Камень "Авен-Езер" (стих 12).
На жизненном пути каждого из нас воздвигнут этот камень. Еврейского языка мы не знаем и не будем знать, но слово "Авен-Езер" стало родным словом для всех верующих, потому что мы все получали помощь от Господа!
Мы не пишем дневников, как делают это некоторые люди, но в нишей памяти хранятся воспоминания о днях, когда мы получали помощь от Господа.
Разве мы забыли "реки", которые могли бы потопить нас, по они не потопили!
Разве мы забыли "огни", которые могли бы обжечь нас, но они не обожгли! Бывало даже "пламя", но оно не опалило нас! И только потому, что Господь был с нами и помогал нам!
Мы помним хорошо скорбные дни нашей жизни. У одних из нас их больше, у других меньше, но они были у всех. Разве мы забыли дни, когда мы стояли у свежей могилы на кладбище, в которую опускалось дорогое для нас существо?
Мы помним и другие смерти - уходы от Господа близких нам людей. Разве мы не скорбели об этом? Разве мы забыли наши одры болезни, где мы так телесно страдали? Но были и одры духовных болезней - дни духовного охлаждения и удаления от Господа, лаодикийские дни, когда сердце было полно равнодушия ко всему: и к Библии, и к молитве, и к собраниям, и к самому Господу! Это были очень мрачные дни.
Мы помним дни, когда из нашего сердца раздавался крик, похожий на крик Христа на Голгофе: "Боже мой! Боже мой! Для чего Ты меня оставил!" Но эти же самые дни были днями Авен-Езер! Как сквозь затянутое густыми тучами небо вдруг прорываются яркие лучи солнца, так в эти скорбные дни прорывался луч милости Божией, и с черного неба к нам протягивалась лучезарная рука вашего Господа, всякий раз выводя нас из нашего бедствия, как сказано в Псалме 53, 8-9.
Все камни стоят на месте, но камень Авен-Езер передвигается каждый день, потому что помощь Божия сопровождает нас изо дня в день, где бы ты сейчас ни находился, - камень Авен-Езер не отстал от тебя, он не позади тебя, он рядом с тобою, приглядись к нему, и ты увидишь, что это не мертвый камень, а чудная, светлая, сияющая Личность, и в этой Личности ты узнаешь своего Друга, Учителя и Спасителя - Иисуса Христа, который говорит нам каждый день: "Се, Я с вами, во все дни, до скончания века!"

Самуил перед лицом великого затруднения

1 Цар. 8 глава
После решительной победы над филистимлянами для Самуила и Израиля наступили дни покоя и мира. Покой извне, и покой внутри! Каковы были в это время планы Самуила? Он достиг уже почтенного возраста. Обходить из края в край свою страну ему стало уже не под силу, но у него были два сына - прекрасные молодые люди: Иоиль и Авия. И он поставил их себе в помощь - судьями над Израилем. Они обходили теперь Ханаанскую землю из края в край. Но они не устояли перед искушением, которое является жгучим искушением для всех судей в мире: перед подарками, проще говоря - перед взятками. Они уклонились в корысть и брали подарки и судили превратно. Что переживало сердце Самуила, когда со всех концов начали поступать к нему в Раму жалобы обиженных и на кого? На его родных сыновей! Сыновья превратились в источник великой скорби и многих слез для Самуила. О, плачущие по своим порочным детям родители! Вашими слезами плакал один из величайших служителей ветхозаветной церкви, ее благословенный пресвитер - Самуил!
Самуил основал так называемые "пророческие школы", которые мы встречаем даже в дни пророков Илии и Елисея! Эти школы были школами молитвы и духовного воспитания многих благочестивых юношей в Израиле. Из них выходили сонмы духовных учителей и наставников для ветхозаветной церкви. Это были Библейские школы ветхозаветного времени!
Эти сонмы пророков были великой радостью для Самуила в дни, когда его родные сыновья открыто творили беззаконие. Прочтем об этих сонмах пророков два места: 1 Цар. 10, 3-6, 1 Цар. 19, 18-24. Сонмы пророков и Самуил, начальствующий над ними!
Новое великое затруднение в жизни Самуила.
Оно пришло неожиданно, как пришло неожиданно великое бедствие на некоторые страны Европы в эти последние дни: среди тишины солнечных июльских дней вдруг ураганы, вырывающие деревья с корнями и срывающие крыши с домов, и ливни, затопляющие громадные пространства... Так в тишину нашей жизни врываются иногда неожиданно ураганы... Так случилось и в жизни Самуила... Что же случилось? Однажды Самуил видит большую группу людей, приближающуюся к Раме... Это были почтенные, седовласые старцы - старейшины израильского народа! Зачем же они пришли в Раму, к Самуилу? Они пришли с просьбой, которой никак не ожидал Самуил! Прочтем 1 Цар. 8, 5-6. Самуил жаждал царствия Божия для своего народа. Он проповедовал Господа, как Царя Израиля! И ученики пророческих школ воспитывались в этом же сознании. И вдруг старейшины Израиля пришли требовать царя, как у прочих народов. Это было подобно удару грома среди ясного неба. Затруднение великое, с которым не встречались ни Моисей, ни Иисус Навин. Что делать? С этим запутанным узлом Самуил обращается к Господу (1 Цар. 8, 6). Только Господь может распутать его.
Вот благословенный урок для всех верующих: со всеми своими "узлами" обращаться к Господу! Он развяжет всякий узел! Он даст ответ на всякий вопрос!
Ответ Господа: стихи 7-9.
В книге пророка Иеремии 2, 13 сказано: "Два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды". И Самуилу Господь сказал: стих 7. Скоро мы увидим такой "водоем разбитый" - царя Саула. И Израилю, не захотевшему пить из источника воды живой, придется немало испить из этого мутного и грязного источника!
Мы с вами будем свидетелями этого. И чтобы они оценили источник воды живой, Господь позволил им поставить царя: стих 22. История царей израильских - это, за малым исключением, история "разбитых водоемов, водоемов без чистой воды!".
Сохрани нас Господь от ошибки Израиля! Мы имеем чудесный Источник воды живой. Прочтем Иоан: 7, 37: "Кто жаждет, иди ко Мне и пей!", и Откро-в. 22, 1.
Пусть наши сердца никогда не отвратятся от этого источника во Христе Иисусе! В мире могут заблестеть перед на]ми другие источники, но пусть ни один из них не отвлечет нас от Воды Живой во Христе Иисусе!

Помазание Саула

1 Цар. 9, 1-27 1 Цар. 10, 1-11
Почему Господь избрал Саула? Ведь Он знал, каким Саул будет правителем у Израиля, и как Саул далеко уйдет от своего Господа, и как печально кончится его жизнь на земле. Но вопрос - почему Господь избрал Саула - можно повторить и в отношении Иуды-предателя: почему Христос Иуду избрал апостолом? Разве Он не знал, что он предаст Его? И что конец его будет таким ужасным? И Саул и Иуда покончили жизнь самоубийством! Но отступниками являются не только Саул и Иуда. Их тысячи. И можно поставить в отношении их тот же вопрос: почему избрал Господь всех впоследствии отступивших от Него? Ответ на эти вопросы мы найдем в книге пророка Исайи, 55 гл., 8-9 ст. И это самый лучший ответ!
Начало у Саула - хорошее! Начало у многих было хорошим. У Иуды начало было тоже хорошее. У Галатоз тоже: Гал. 5, 7, и у Ефесской церкви - начало прекрасное: Откров. 2, 4. Начало у всех обратившихся ко Христу - хорошее. О хорошем начале у всех, кто пошел за Христом, прекрасно говорит песнь, которую мы все знаем: "Новое сердце из тканей живых..."
Но не забудем, что есть и конец! Начало и конец не одно и то же! Начало у всех детей Божиих - хорошее! Но конец не у всех был хорошим и не у всех будет хорошим. Это очень важная и верная истина. Вот почему Христос предостерегает всех Своих детей: Откр. 3, 11. Да будет всем нам известно: конец может быть плачевным! Конец может быть таким же, как и начало (христианин может умереть "младенцем", "карликом").
Конец может быть лучшим, чем начало. Это когда дети Божии достигают богатырства духовного! Я люблю картину Васнецова "Три богатыря"... Мы должны в конце концов сделаться "богатырями" Христа! Это будет самый прекрасный конец нашей жизни!
Но посмотрим на начало Саула, мы увидим и конец его. Займемся его хорошим началом. Нам описана и внешность Саула: 9 гл. 1-2. Но не это нас интересует. В человеке главное не его лицо, а сердце. Каково же сердце Саула? При первой же нашей встрече с "им мы видим его, как хорошего сына у своего отца Киса.
Как он добросовестно ищет пропавших ослиц своего отца! Здесь мы видим его верность в малом! А затем - он беспокоится об отце и боится, что своим долгим отсутствием причинит боль и тревогу отцовскому сердцу. Прочтем 9 гл. 3-5. Разве эти черты в характере Саула не говорят и о его внутренней красоте? Но мы увидим, как Господь поведет его к еще большей внутренней красоте.
Господь ведет Саула к Самуилу. Как ведет Он его? Он дает пропасть ослицам Киса, отца Саулова. О чем это нам говорит? О том, что Господь руководит даже самыми простыми событиями нашей повседневной жизни. В этом очень важный урок для всех нас. Наши ослицы - в руках Господа. Все наши повседневные дела, заботы и случаи могут оказаться орудием в руках Господа для достижения Его божественных целей в отношении нас. Словом, пропавшие ослицы привели Саула к Самуилу.
Результатом встречи Саула с Самуилом было новое сердце у Саула. Прочтем 1 Цар. 10, 9. Саул провел благословенную ночь у Самуила. Эта ночь напоминает нам ночь, проведенную Никодимом у Христа. Самуил устроил Саулу ночлег на кровле и провел ночь в беседе с ним. Прочтем 1 Цар. 9, 25-27. Беседа была продолжена и на следующий день. Это была благословенная беседа исполненного Духом Божиим старца Самуила с юношей Саулом.
Он, великий муж Божий, открыл Саулу всю волю Божию в отношении его дальнейшей жизни и служения, как царя Израильского народа (1 Цар. 10, 15-16), и помазал его в цари. И Саул сложил слова Самуила в своем юном сердце. И в этом тоже сказалось его доброе начало, но Господь повел его еще дальше!
Встреча Саула с сонмом пророков. Прочтем 1 Цар. 10, 2-11. "И сошел на него Дух Божий!" Разве это не говорит о прекрасном начале в жизни Саула? Да, он поднялся на большую высоту! Но важно не только это, важно и то - остается ли он на этой высоте?
Где мы с вами? На горе или под горой? На высоте или в низине? Не похожи ли мы на того, кто в песне "О, отчизна дорогая" говорит о себе: "Дух горел и песнь звучала, я избытком сил дышал, а теперь зима настала, я от бурь души устал..."

Две великие победы Саула

1 Цар. 10, 17-27; 1 Цар. 11 гл.
Победа над аммонитянами была первым подвигом Саула после его воцарения. Иавис Галаадский оказался в большой беде: он был осажден Наасом Аммонитянином. Условия перемирия были тяжелыми - выкалывание правого глаза у каждого жителя Иависа.
Смысл этого требования: сделать воинов Израиля негодными к войне, так как левый глаз был всегда прикрыт щитом.
После Иависа пришли в Гиву Саулову. Саула там в это время не было. Народ же впал в отчаяние и поднял вопль. Саул, вернувшись с поля, услышал этот вопль и решил сразиться с аммонитянами. И снова мы читаем слова: "И сошел Дух Божий на Саула" (11, 6). Саул собрал войско и поразил аммонитян так, что двоих из них не осталось вместе. Такой блестящей победой началось царствование Саула.
Но была и другая великая победа у Саула в это же самое время. Победа над более сильным врагом, чем аммонитяне: победа над своим "я". В чем же она заключалась? Пойдемте в Массифу. Там собраны Самуилом сыны Израилевы. Там кидается жребий, чтобы Господь указал колено, племя и человека, избранного Им в царя для Израиля. Жребий выпал на колено Вениаминово, на племя Матриево, на Саула, сына Ки-сова. Но его нигде не могли найти. Пришлось вопросить Господа, и Господь помог: Саула нашли спрятавшимся в обозе. Какое смирение! Какая победа над своим "я"! Но за этой победой следует и вторая победа: народ ликует... кругом восклицания: "Да живет царь!", но не все его восхваляют: раздаются и другие голоса: "Ему ли спасать нас?" Наряду с рукоплесканиями - презрительные взгляды... даров не подносят... Как отнесся Саул к этому презрению некоторых, к насмешкам своих врагов? Мы читаем 10, 27: "Но он как бы не замечал того!"
Он проявил удивительную кротость. Разве это не победа над своим "я"? Но за этой победой следует и третья победа: он, сделавшись царем, не гнушается своей прежней работой на поле. Мы видим его и после воцарения с волами. Прочтем 11, 5. И это доказательство его великого смирения, но за этой победой над своим "я" следует и четвертая победа.
Одержана великая победа над аммонитянами. В народе величайшее ликование и восхищение своим царем Саулом. И у некоторых родилась мысль: не отомстить ли тем, которые насмехались над Саулом в день его воцарения? Не расправиться ли теперь с ними? Они обращаются с таким предложением к Самуилу: 1 Цар. 11, 12. А что делает Саул? Он побеждает чувство мести в своем сердце и не велит никого умерщвлять. И здесь большая победа над своим "я"!
Христианская жизнь состоит из двух родов борьбы:
а) Из борьбы с внешними обстоятельствами,
б) Из борьбы внутренней - с нашим "я"!
В чем заключается наша борьба с внешними обстоятельствами? Это борьба с тысячами разного рода искушениями! Как много их в нашей жизни! Сказать неправду... погнаться за выгодой... допустить ту или другую нечистоту! Тяга к стольким грехам!
Затем борьба с нашими привычками! У каждого свои привычки, а привычки - вторая наша натура.
Борьба с нашим характером, у некоторых он особенно тяжелый!
Но внутри нас живет наш главный враг - наше ужасное "я"! Оно одолевает нас постоянно, но его место должен занять Христос!

Собрание в Галгале

1 Цар. 11, 14-15; 1 Цар. 12, 1-4
Галгал - знакомое для всех нас место. Там остановился Израиль после перехода через Иордан.
Двенадцать больших камней, взятых со дна Иордана, все еще были там и свидетельствовали о величайшем чуде, совершенном Господом, здесь было совершено обрезание и здесь была первая Пасха.
Собрание в Массифе и собрание в Галгале: в Массифе было избрание Саула, в Галгале - его воцарение (1 Цар. И, 15).
Велико было веселие в Галгале. Здесь, в Галгале, Самуил выступил с замечательным словом! Прежде всего он отдает себя на суд народу. Перед ним тысячи Израиля, и он задает вопрос: кого я обидел? Кого я притеснил? И каков же был ответ народа? "Ты не обижал нас, и не притеснял пас, и ничего ни у кого не взял!" Какая чудная жизнь! Никого не обидеть! Никого не притеснить! Не брать, а давать!
Жизнь можно прожить двояко: либо беря все, что только можно, либо давая! Самуил не брал - он только давал! И говоря о такой чудной и благословенной жизни, перед нами встает другая Личность - Личность Господа Иисуса Христа. Он тоже, как и Самуил, сказал народу: "Кто из вас обличит Меня в неправде?" И никто не мог Его обличить! Так чиста была Его жизнь.
Самуил обличает Израиля в одном очень большом грехе. Прочитаем его слова обличения: 1 Цар. 12, 12. И чтобы они еще раз убедились, как силен Тот, Кого они захотели заменить человеком, Самуил воззвал Господу о совершении великого чуда пред глазами народа. Прочтем 1 Цар. 12, 16-18. И народ увидел свой грех - грех недоверия к Господу, такому великому, такому сильному (1 Цар. 12, 19). Но этот грех и наш грех! И мы полны недоверия к Господу, хотя Он совершил много чудес пред глазами нашими.
Как часто мы теряем из вида Того, Кто находится посреди семи золотых светильников, то есть посреди Своих церквей, и кто держит в деснице Своей семь звезд, то есть всех служителей церкви, но и каждого из нас, каждую из овец своих. Прочтем Иоан. 10, 28.
Слово Божие призывает нас смотреть не на видимое, но на невидимое, на Кого смотря, Моисей был тверд. Прочтем 2 Кор. 4, 18; Евр. 11, 27.
Драгоценные слова в речи Самуила (1 Цар. 12, 22): "Господь не оставит народа Своего!" Хотя этот народ часто забывал Господа, оставлял Господа, и впадал в идолпоклонство, и творил многое, неугодное Господу!
Но Господь не оставлял Своего избранного народа. Он ввергал его в огненные печи испытаний для очищения, для возвращения к Живому Богу, но никогда не оставлял его!
Мы тоже избраны Господом, и Он никогда не откажется от нас, Он никогда не оставит нас! Мы не знаем, почему именно мы оказались избранными, хотя мы ничуть не лучше других. Мы тоже, как и Израиль, впадали в идолопоклонство, мы оскорбляли нашего Господа, мы проявили много непослушания, мы теряли огонь первой любви и бывали теплыми лаодикийцами. Но Он не переставал любить нас. И любовь Божия к нам является причиной нашего избрания. Но и причиной неоставления нас Христом! Он может нас тоже бросать в огненные печи, чтобы очищать и переплавлять. Он может наказывать нас "жезлом железным", но милости Своей не отнимет от нас никогда!
И придет день, когда мы будем сиять Его красотой!

Молитва в жизни Самуила

1 Цар. 12, 16-25
Мы все еще находимся на великом собрании в Галгале.
а) Там совершилось избрание юноши Саула на царство в Израиле.
б) Там престарелый Самуил, уступая руководство Израилем Саулу, как бы простился с народом.
в) Там была явлена великая сила молитвы!
Вот о силе молитвы в жизни Самуила, но и в нашей жизни, нам и предстоит теперь побеседовать.
Еще будучи мальчиком, Самуил уже беседовал с Богом, то есть молился. Одна из таких бесед записана в 3 главе 1 Царств. Самуил сказал Богу: "Говори, Господи, ибо слышит раб твой!" Да, в молитве Господь говорит с нами, а не только мы с Ним!
В Псалме 98, 6 Самуил показан, как муж молитвы. Моисей и Аарон... и Самуил... взывали к Господу, и Он внимал им!
Бог Сам обращает наше внимание на Самуила, как на великого молитвенника (Иерем. 15, 1).
Мы уже познакомились с силой молитвы в жизни Самуила. Прочтем еще раз 1 Цар. 7, 7-9.
Сегодня мы прочитали о молитве Самуила о громе и дожде (1 Цар. 12, 16-18). Самуил воззвал к Богу о совершении суда! Почему люди ищут чудес? Чтобы убедиться, что Бог существует.
Слова одного неверующего: "Если Бог существует, пусть Он сделает так, чтобы я сейчас упал с этого подоконника", но Бог виден во всех Его творениях, как Он хорошо виден в природе! Чудная проповедь апостола Павла о природе, как творении Бога, в городе Листре. Прочтем Деян. Ап. 14, 15-17. Бога можно видеть и в событиях жизни каждого из нас.
Май и июнь были в Палестине днями жатвы пшеницы. В это время никогда не бывало дождей, и, когда Самуил молился о грозе, небо было синим, без единого облачка! И вот разразилась страшная гроза! Это был ответ Божий на молитву Самуила!
Мы прочитали: "Господь послал гром и дождь!" Такое же особое чудо совершилось на горе Кармиле в дни пророка Илии. Илия просил Господа совершить великое чудо - ниспослать огонь с неба! Прочтем его молитву: 3 Цар. 18, 37-39. Творил Господь особые чудеса и в дни апостолов. Прочтем Деян. Ап. 14, 1-3: "Творил знамения и чудеса".
Но особые чудеса - это не Божий метод убеждать людей в Своем существовании. Иначе Он творил бы их на каждом шагу. Есть другая сила, убеждающая людей, - это сила Духа Святого! Прочтем об этой силе: Деян. Ап. 5, 32; 1 Кор. 2, 1-5; 1 Фессал. 1, 5.
Вот почему в наши дни, без всяких особых чудес, люди обращаются к Богу, причем от самых простых проповедей, от самых простых бесед, от самых простых слов о Христе!
Дух Святой без всяких чудес убеждает людей. О, будем верить в великую силу Духа Святого! Будем помнить об этой силе всегда! Будем уповать на эту силу! Дух Святой везде и всегда с нами, как сопутствующая нам сила во всем! Слава Господу за эту божественную силу - силу Духа Святого!
Самуил в Галгале передал руководство Израилем только что избранному царю Саулу. Но как будет он теперь служить своему народу? Молитвой за него! Прочтем 1 Цар. 12, 23-а. О, служение молитвы! Как оно велико! Как оно драгоценно пред Богом, как оно эффективно!
Находясь вдали от своей родной церкви в Колоссах, Епафрас подвизается за нее в молитвах (Колос. 4, 12), а молитвы апостола Павла - разве не великое служение церквам и отдельным душам?!
Молитва может быть и нашим служением! Мы видели сегодня, как велика ее сила! Мы видели, как Самуил, уходя с поста судьи народа Израильского, избрал молитву своим дальнейшим служением народу! Мы знаем, как апостол Павел служил молитвой церквам и отдельным душам.
Загоримся же желанием служить и нашими молитвами нынешним церквам и отдельным душам!
Это служение доступно всем детям Божиим! Пусть только каждый из нас всегда помнит слова Писания: "Много может усиленная молитва праведного" (Иаков. 5, 16-6).

Первое падение Саула

1 Цар. 13, 1-15
Только конец венчает всякое дело. Мы видели прекрасные начала, но без прекрасных концов и даже с ужасными концами.
Замечательным примером прекрасного начала и ужасного конца является именно Саул! И еще один великий муж Ветхого Завета - Соломон.
Многие из детей Божиих предстанут перед лицом Господа "головнями", выхваченными из огня, в котором сгорело все их жизненное дело! Такой головней предстал перед Господом и Саул. Чтобы не оказаться "головней", надо строить из несгораемого материала. Апостол Павел предостерегает всех верующих: "Каждый смотри, как строит" (1 Кор. 3, 10-6). Какой же материал является в Царстве Божием несгораемым?
Много ответов дали бы люди на этот вопрос, но мне вспоминаются слова из 1 Кор. 13,8: "Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится". Лучший, самый прочный материал для нашей жизненной постройки - это любовь! Любовь к Богу и любовь к ближним!
Вот Мария из Вифании совершила как будто не такое уж большое дело, разбив алавастровый сосуд и вылив нардовое миро на голову Христа, но это дело было делом любви.
Вот почему о нем говорится две тысячи лет и будет говориться, пока существует Евангелие, а так как Евангелие вечно, то об этом деле любви, совершенном Марией, будет говориться вечно, но и все дела любви вечны, совершены ли они из любви к Богу или из любви к человеку!
Но в чем же заключается первое падение Саула?
а) в непослушании Господу, в нарушении Его заповеди,
б) в том, что он дал воцариться своему "я" на престоле своего сердца!
Сознательное непослушание Саула. В чем оно заключалось? Господь дал Саулу через Самуила очень небольшое повеление: не совершать жертвоприношения, пока не пройдет семь дней, и ожидать для совершения этого дела Самуила. Какое простое, ясное и легко исполнимое повеление от Бога. Как оно напоминает простое повеление и тоже легко исполнимое, которое дал Господь Адаму в Едемском саду, но Саул не отнесся серьезно к этому повелению Господа и, не дождавшись окончания семи дней и прихода Самуила, взял и совершил жертвоприношение сам! Это было явное непослушание!
Но тут же мы видим у смиренного и скромного когда-то Саула первое, но не последнее проявление его "я"! В чем оно проявилось? Жертвоприношения совершал только Самуил: он был и судьей и первосвященником в Израиле и оставался им до конца своей жизни. Саул был только царем, но он возомнил, что может быть и первосвященником. Скрывавшийся некогда из смирения в обозе, теперь решил взяться за первосвя-щенническое дело и совершить дело жертвоприношения!
Все это - и его легкое отношение к воле Божией, и его пробудившееся самомнение, что он все в Израиле, и царь и первосвященник, - все это говорит о том, что у него началось внутреннее, скрытое отступление от Господа! О, это скрытое отступление от Господа! Как оно опасно! Оно может длиться долгое время и быть незаметным для окружающих! Легкое отношение к воле Божией... Жизнь для себя, для своего "я", вместо жизни, преданной Христу, - вот верные признаки начавшегося внутреннего отступления от Господа!
Друзья! Проверим сегодня себя пред очами Всевышнего! Если началось в сердцах наших отступление - скорее к новой отдаче себя Христу, умершему за нас!
Отступник Саул потерял свою внутреннюю красоту. Он был и внешне красив, он был и внутренно красив: Дух Святой наполнял его сердце! Теперь осталась только внешняя красота, но глубокий и серьезный человек не погонится за одной внешней красотой. Истинным магнитом является только внутренняя красота! Вот почему Саул потерял любовь и дружбу народа. Он говорит Самуилу: "Я видел, что народ разбегается от меня!" Да, грех обезображивает душу, и мы теряем свою внутреннюю красоту через отступление от Господа и теряем влияние на людей!
Саул стал неспособен выполнять планы Божий, не из-за того или другого греха - они были и есть у всех людей и у его преемника, Давида! Но из-за его поворота к Господу спиной, в чем и заключается сущность отступничества. "Гнилое дерево" будет еще стоять... Саул будет еще царствовать, но Господь-сердцеведец будет видеть его гнилое сердце, сердце отступника!
И у Господа в плане будет другой муж - муж по сердцу Его. Прочтем 1 Цар. 13, 14. Кто он? Пастушок Давид. Много у Господа этих пастушков по сердцу Его!

Ионафан

1 Цар. 14, 6-23
Глубокая печаль - печаль о Сауле - наполняет наши сердца. Саул стал отступником! Саул начал поворачиваться спиной к Богу. Как должен был печалиться Самуил, что во главе ветхозаветной церкви оказался отступник!
Но на мрачном фоне падения Саула мы видим светлое явление: Ионафана - сына Саулова. К двум лицам, которыми мы занимались до сих пор и которых нельзя рассматривать порознь, к Самуилу и к Саулу, присоединяется третье лицо: Ионафан, а вскоре присоединится еще и четвертая личность - Давид! Эти четыре лица - Самуил, Саул, Ионафан, Давид - связаны неразрывно вместе, причем один из них, Саул, будет печалить наше сердце, а трое остальных будут радовать нас своей удивительной преданностью Господу! Так было и так будет всегда в церкви Христовой: одни верующие являются источником печали, другие - источником радости и благословения.
Ионафан хорошо понял планы Божий в отношении Израиля. Что он видел перед собой? Отступление отца! Кругом враги-филистимляне! Израильский народ в страхе: за исключением шестисот человек все попрятались в пещерах и в ущельях, между скалами, в башнях и во рвах (1 Цар. 13, 6), Ионафан не пал духом! Он жил верою, а не видением! Он верил, что Бог не мог покинуть Своего народа, не мог забыть всех Своих обетовании! Он верил, что уничижение Израиля - явление временное, что Бог придет к нему на помощь и явит Свою силу, как Он являл ее и раньше.
Саул перестал жить такой верой. Он впал в глубокое отчаяние, ему казалось все потерянным, и большинство народа израильского было в таком же состоянии духа, но Ионафан видел план Божий перед собой, и в этом плане он видел победу Божию над филистимлянами, заполнившими всю землю Израиля.
Как важно и нам, новозаветным детям Божиим, знать хорошо планы Божий в отношении Его церкви на земле! Христос умер за человечество, и в планах Его - собрать все человечество под крылья Свои, как собирает птица птенцов своих!
Мы все должны знать слова: Ис. 42, 4. Мы знаем, что у Господа нашего есть план -- сделать весь земной шар новым, на котором будет обитать правда и не будет никакого греха и зла (Ис. 11, 9; Откр. 21, 1).
Зная планы Божий, Ионафан предоставил себя Господу, как орудие для исполнения Его планов! Господь для исполнения Своих планов употребляет людей! Такова Его воля! Он хочет, чтобы люди, верующие в Него, стали каналами для Его божественной благодати. Но от детей Божиих зависит - станут ли они такими каналами, или нет. Чтобы Бог мог употребить нас как Свое орудие, мы должны отдаться Ему в Его распоряжение. Ионафан это сделал! Он сказал своему оруженосцу: "Для Господа нетрудно спасти через многих или немногих!"
Для Господа нетрудно сделать великое дело и через одного! И Он сделал великое дело в Израиле через одного - Ионафана, или через двух: Ионафана и его слугу-оруженосца. Филистимляне бежали и очистили землю Израиля.
Саул удивился, как это совершилось такое великое дело. Удивился и весь народ, укрывавшийся в пещерах и ущелиях, но Ионафан знал, что это было дело Господне, совершенное через него, Своего служителя!
Зная планы нашего Господа, предоставим и мы себя в Его полное распоряжение. Прочтем Римл. 12, 1.

Божия милость к отступнику Саулу

1 Цар. 15 глава
Мы с вами уже установили внутреннее отступление Саула от Господа. Мы установили также, что внутреннее отступление от Господа заключается в потере, в утрате первой любви к Господу! В этом же заключалось и отступление Саула! А падения его, непослушание его Господу были только результатом потери им первой любви к Господу. Жизнь во грехе верующего человека всегда является признаком потери первой любви ко Христу! Как много Саулов в церкви Христа, то есть верующих, потерявших свою первую любовь ко Христу и вследствие этого живущих не по духу, а по плоти. Это печальный факт, но факт.
Но Божия милость не оставляет отступников. Бог заботится об их возвращении. Он направляет к ним Свои божественные призывы. Так было в Ветхом Завете, так оно и в Новом Завете. Прочтем из Ветхого Завета: Иерем. 3, 12-14, и из Нового Завета: Откров. 2, 4-5. Такова милость Господа ко всем отступникам.
Посмотрим на милость Божию к отступнику Саулу. Мы прочитали уже 1 Цар. 15, 1-3. Господь поручает ему истребление Амалика и тем самым дает ему возможность вернуться на прежнюю высоту. Как милостив Господь. Он не хочет смерти грешника, то есть духовной смерти. Он не хочет и смерти отступника! Он хочет, чтобы все грешники спаслись и чтобы все отступники вернулись к первой любви! Через Самуила Господь призывал к этому возвращению к первой любви и Саула!
Саул откликнулся на призыв Божий, но не проявил полного послушания Господу. Прочтем 1 Цар. 15, 4-11.
Он пощадил царя Агага, он проявил корыстолюбие, захватив богатый скот амаликитян. Другими словами, Саул не вернулся к первой любви.
Сколько детей Божиих и в новозаветной церкви Христа проявляют лишь частичное послушание своему Господу. В одном они послушны, в другом непослушны, а как распространен среди детей Божиих и грех корыстолюбия. Вспомним Ананию и Сапфиру (Деян. Ап. 5 гл.). Как полны страницы Нового Завета обличениями верующих в грехе сребролюбия, корыстолюбия, скупости, собирания сокровищ на земле, поклонения маммоне!
Почему Слово Божие так полно этих обличений? Потому что корыстолюбие и сребролюбие принадлежат к числу любимых грехов верующих, потерявших первую любовь ко Христу!
С какой любовью относился Самуил к отступнику Саулу! Мы прочитали: "И опечалился Самуил и взывал к Господу целую ночь!" Какой образец для всех любящих Христа первой любовью: так горячо молиться за всех отступников, за всех Саулов в церкви Христа. Молимся ли мы с вами за них?
Самуил рано утром идет к Саулу. Он приложит все старание, всю свою любовь, чтобы привести его к сознанию, к покаянию. Прочтем 15, 13-31. Из разговора Саула с Самуилом мы видим желание Саула оправдать грех своего непослушания. Он все снова и снова ссылается на народ: "Народ пощадил лучших из лучших овец и волов"...
"Народ взял лучшее из заклятого"... "Я боялся народа и послушал голоса их"... Ах, если бы Саул припал к ногам Господа без всякого оправдания своего греха. Разве Господь не простил бы его? Конечно, простил бы! Но Саул печалился не о том, что он оскорбил грехом своим Господа, а о том, что он теряет престол царский и уважение народа и старейшин Израиля. Прочтем стих 30. Он не поступил, как Петр у костра, когда он посмотрел в глаза Иисуса и прочитал в них великую скорбь о своем падении. И когда Петр увидел, как он оскорбил своим отречением Господа, он горько заплакал.
Мы все должны смотреть в очи Христа, чтобы знать, доволен ли Он нами и не скорбит ли Он о нас. Этого не сделал согрешивший снова Саул, и поэтому покаяние его было таким поверхностным! Но мы увидим, как милостивый Господь еще будет проявлять Свою милость к Саулу, когда пошлет к нему во дворец Давида - юношу с первой любовью к Господу! С Самуилом он больше уже не увидится: 1 Цар. 15, 34-35. Но Самуил не забудет его и, полный печали о не;м, будет взывать о нем к Господу.

Помазание Давида

1 Цар. 16, 1-13
"Доколе будешь ты печалиться о Сауле?" Какой яркий свет проливают эти слова Господа на Самуила. Каким прекрасным предстает он как служитель Божий пред нами! Саул - явный отступник от Господа, но Самуил полон печали о нем. Но не только печалится он о Сауле, он и продолжал молиться за него, пока не закрыл очей своих. А может быть, Саул совершил грех к смерти?! О таком грехе сказал наш Господь Иисус Христос (Матф. 12, 31-32), а также апостол Иоанн в своем первом послании (1 Иоан. 5, 16-17), но кто может сказать точно и определенно, что значит "грех к смерти", что значит "хула на Духа Святого"? Кто из нас такой опытный духовный врач, который, не ошибаясь, может о том или другом согрешающем говорить: вот этот совершает грех к смерти, а вот этот не совершает грех к смерти? Таким врачом является только Христос, только Бог! А раз мы не в силах ставить диагноз в отношении греха к смерти или хулы на Духа Святого, то будем, подобно Самуилу, печалиться о всех наших "саулах" и горячо молиться за них, предоставив Господу решать вопрос - сделали ли они грех к смерти, или нет, похулили ли Духа Святого, или нет?
Самуилу было ясно только одно: Саул отвергнут Господом как царь Израиля, но отвергнут ли он Господом как безнадежно павший, как безнадежно отступивший - этого ни Самуил, ни Ионафан, ни Давид и никто другой из людей не знали. Не знаем и мы с вами этого.
Мы увидим отступление Саула в еще более черных красках и после всего этого вдруг прочтем: 1 Цар. 19, 22-24. Поэтому не будем никогда терять надежды и ставить "крест" на кого бы то ни было из отступников!
Сейчас мы увидим самую светлую личность Ветхого Завета - будущего царя и сладкого певца Израилева, Давида. Его Господь избрал на место Саула, его помажет сегодня Самуил в Вифлееме, где он жил и пас стада отца своего. Давид замечателен не только как царь и псалмопевец Израиля, но и как лучший прообраз Господа нашего Иисуса Христа в Ветхом Завете. Но пойдемте в Вифлеем, куда уже пришел Самуил с рогом, наполненным елеем, для помазания Давида и с тельцом для жертвоприношения. Но кто же из сыновей Иессея намечен Господом к избранию? Жертва уже пылает на жертвеннике... Один сын Иессея за другим подходят к Самуилу... Вот Елиав: он, высокий, стройный, стоит перед Самуилом, как некогда Саул стоял перед ним, на голову выше всех других... по Господь преподает Самуилу и всем нам, верующим, замечательный урок: смотреть не на лицо, а на сердце! Господь сказал Самуилу, когда он любовался внешностью Елиава: 1 Цар. 16, 7. Примем этот урок близко к сердцу. Вот другой сын Иессея - Аминадав. Вот третий сын его - Самма... Вот четвертый, пятый, шестой, седьмой... но ни на одного из них не указал Господь. Был у Иессея еще восьмой сын, самый младший, он в это время был на поле, где пас овец. Он проходил чудесную школу пастырской работы, необходимую, чтобы быть впоследствии пастырем народа израильского. Самуил просит послать за ним. Давида привели. Он - белокур, с красивыми глазами и приятным лицом, но главное - с чистым сердцем, преданным целиком Господу.
И Господь говорит Самуилу: "Встань, помажь его, ибо это он!" Самуил помазал Давида, и Дух Господень снизошел на него, чтобы почивать на нем.
Мы все получили помазание от Святого! Прочтем: 1 Иоан. 2, 20 и 27. Что дало нам это помазание от Святого? До помазания мы были ничтожными, невзрачными "пастухами-давидами"! Как апостол Павел пишет коринфянам: 1 Кор, 26, а после помазания мы стали "царями-давидами"! Прочтем: 1 Петр. 2, 9. "Род избранный!", "Царственное священство!", "Народ святый!", "Люди, взятые в удел!" Вот наши титулы после нашего помазания от Святого. Оправдаем же их в нашей жизни! Пусть наши сердца будут глубоко преданы Христу.

"И умер Самуил"

1 Цар. 25, 1
Последние годы Самуила протекали в стороне от шума и грохота жизни.
Поскольку Саул встал во главе Израиля - Самуил удалился в Раму, но не для того, чтобы пассивно сложить руки и быть равнодушным созерцателем жизни своего народа. Нет! Он полн любви к своему народу. Он плачет с плачущими и радуется с радующимися. Он полн любви и к глубоко падшему Саулу. И эта любовь - не только в чувствах сердца, эта любовь активная, выражавшаяся в делах, в самоотверженном служении, в духовных подвигах!
Старость Самуила - полная красоты старость. Если люди вообще склонны к эгоизму, то к старости они делаются особенно большими эгоистами, но Самуил не превратился в эгоиста. Он весь, до самой смерти, принадлежит другим! И когда этот яркий светильник угас, все ощутили его отсутствие. Едва ли нашелся в Израиле хоть один человек, который не рыдал бы по получении известия о его кончине. Каждый чувствовал, что Израиль лишился большого друга и великого мужа Божьего.
Как полезно нам еще раз обозреть жизнь этого славного слуги Господа. Постоянная усиленная молитва - вот что мы прежде всего отметим в его жизни. Он был неутомим в молитве. Он считал за грех ослабеть в молитве или перестать молиться. Прочтем 1 Цар. 12, 23.
Он молится и днем и ночью. Молиться днем - великое дело, но молиться не только днем, но и ночью - это уже подвиг, на который немногие способны. К этим немногим принадлежит Самуил. Он знал силу молитвы и знал ее по опыту. Он смотрел на молитву как на великое служение! И в тихой, отдаленной от шума жизни Раме он нес это славное служение, пока не закрыл глаз своих и не покинул этой земли.
Что нам всем необходимо, так это знать силу молитвы. И тогда мы с великой радостью будем прибегать к этой силе. Только в вечности мы узнаем, что сотворили молитвы детей Божиих всех времен и народов.
Постоянное смирение было украшением этого замечательного служителя Божия! Это качество сияло ярко и в жизни Христа. Особенно заметно оно проявилось в жизни Самуила в двух случаях.
Во-первых, когда он стоял перед большим собранием Израиля и попросил народ свидетельствовать на него пред Господом. Прочтем 1 Цар. 12, 3. Не будем думать, что он в этот момент был полн самомнения и ожидал только похвалы от народа. Нет, он был полн смирения, выставляя себя на суд народа. Он был готов выслушать любой приговор, любое обличение и любое оскорбление со стороны какого-нибудь недоброжелателя, Он знал, что у него есть недостатки, и он готов был выслушать о них публично, при всем народе.
Другой случай, когда проявилось так явственно его смирение, было требование израильского народа дать ему царя, как и у прочих народов.
С каким смирением, помазав Саула, он уступает ему руководство в Израиле и удаляется в свою обитель в Раме. Не потому ли он имел такую благодать от Бога? Ведь Писание говорит очень ясно: "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать!"
Не потому ли у нас так мало благодати?
Ведь у нас так мало смирения и наше "я" такое большое, а повеление нашего Спасителя и Учителя гласит: "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем".
Постоянная ревность по деле Господнем была характерной чертой Самуила. Вспомним, в каком состоянии был Израиль, когда Самуил приступил к своему общественному служению.
Всюду были воздвигнуты идолы и жертвенники языческим богам. С великой ревностью начал Самуил призывать свой народ к оставлению идолопоклонства и обращению к живому Богу. С этой проповедью он ходил из конца в конец по своей стране до тех пор, пока у Израиля не осталось ни одного идола.
Но его ревность в служении Господу проявилась не только в этом. Мы уже отметили его ревность з молитве. С великой ревностью он воспитывал молодых проповедников-пророков в пророческих школах, которые он уже основал. Он занимался также благоустройством богослужения в скинии собрания. Прочтем 1 Парал. 9, 22.
Он собирал сокровища для Дома Божьего, что впоследствии Соломон употребил на постройку величественного храма в Иерусалиме. Прочтем 1 Парал. 26, 26-28. И эту ревность по деле Господнем Самуил сохранил до последнего дня своей жизни.
Над его могилой можно было поставить надпись со словами из Откровения Иоанна 2, 3: "Ты для имени Моего трудился и не изнемогал!"
О, если бы жизнь каждого верующего была полна этих трех великих качеств Самуила:
а) Его постоянно усиленной молитвы,
б) Его постоянного глубочайшего смирения,
в) Его постоянной величайшей ревности по деле Господнем.

Последнее дело Самуила на земле

1 Цар. 28, 3-25
Отступник Саул уходил от Господа все дальше и дальше. Но Бог, полный любви и милосердия, не хотел смерти его, потому что Он не хочет, чтобы грешник погиб! "Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился и жив был!" (Иезек. 33, 11).
Так хочется сказать Саулу: "О, царь Саул, обратись к Господу и будешь жить!" Но такие призывы к обращению, вернее к возвращению к Господу, Саул слышал от тех, которыми Господь, в Своем великом милосердии, окружил его. Это были: Самуил, Давид, Ионафан. О, сколько он слышал призывов, но, увы, сердце его не откликнулось на эти призывы. Он был совершенно глух к ним, и сердце его черствело все больше и больше.
Над Израилем нависла снова черная-черная туча - филистимляне, исконные враги Израиля, вновь напали на народ Божий. В лучшем вооружении того времени расположились они станом в Сонаме. Израильтяне, плохо вооруженные, а главное без упования на Господа, расположились на Гелвуйских горах.
Саул пришел в отчаяние... Он давно уже разучился взирать на Господа. Он умел видеть только видимое, а видимое было такое страшное: неисчислимые полчища филистимлян, вооруженных до зубов... "И увидел Саул стан филистимский и испугался, и крепко дрогнуло сердце его".
"И вопросил Саул Господа". Неужели Саул повернулся к Господу? Неужели он припал к груди Отца Небесного, как блудный сын в притче Христа? О, хочется радоваться за Саула, за возвращение отступника к Богу!
Но что же это значит? "Господь не отвечал ему"... И на небе мы не слышим ликования ангелов о кающемся Сауле... Да, в ответ на молитву Саула - молчание Господа, молчание ангелов... Потому что молитва Саула не была молитвой покаяния. Человеческий страх наполнял его сердце, но не страх Божий. Он не пал к ногам Господа в сокрушении. Он, правда, молился, но не Господь был ему нужен, а только избавление от опасности. Не сердце любящего Отца искал он, а только руку Его для спасения от врага!
Братья и сестры! Как мы с вами молимся? Что мы ищем в наших молитвах? Общения с нашим Господом и Спасителем? Или только руку Его с дарами? Это разница большая!
Вот почему иногда Господь молчит в ответ на наши молитвы, потому что Он видит, чего ищет наше сердце.
Не получая ответа от Господа ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков, Саул в отчаянии решил прибегнуть к помощи волшебницы, то есть ворожейки, и вызывательницы мертвых, чтобы она вызвала ему его умершего друга и учителя Самуила.
Было время, когда Саул, находясь на высоте духовной, очистил свою страну от всех волшебников и гадателей. Теперь, после своего отпадения от Господа, он сам ищет волшебницу. Слуги его указали ему на одну уцелевшую каким-то образом или тайно возвратившуюся волшебницу в Аэндоре. Глубокой ночью Саул с двумя слугами направляется к ней... Он накинул на себя плащ, чтобы скрыть все царские отличия свои, его лицо закрыто. И вот они в доме волшебницы... Волшебница в страхе: она знает, как она будет наказана, если Саул узнает о ее существовании. Саул успокаивает ее, клянется, что все будет благополучно, обещает, может быть, большое вознаграждение. Она согласилась.
У Саула к ней две просьбы: во-первых, чтобы она "поворожила" ему и, во-вторых, чтобы она вызвала ему дух Самуила. Не успела волшебница приступить к гаданию, как Самуил предстал пред нею. Она еще не вызывала его и поэтому испугалась и громко закричала от страха.
Милосердный Бог Сам послал Своего служителя Саулу! Здесь никакого спиритизма не было. Здесь действовал Сам Господь, чтобы в последний раз постучаться и громко постучаться в зачерствелое сердце отступника Саула,
В жилище волшебницы царит мрак, чуть светятся тлеющие уголья в жаровне, где у нее курятся волшебные травы, лицо Саула закрыто плащом: волшебница не должна узнать его... И Саул, слыша громкий крик волшебницы, спрашивает ее: "Что ты видишь?" Ответ женщины: 1 Цар. 28, 13. Саул: "Какой он видом?" Ответ: 28, 14. Тогда Саул понял, что это - Самуил, и пал лицом своим на землю.
Слова Самуила - последний стук милосердия Божьего в сердце Саула. Прочтем 1 Цар. 28, 17-19. "Завтра ты и сыны твои будете со мною!"
О царь Саул! Милосердный Бог послал тебе Самуила, чтобы предвозвестить тебе час твоей кончины. Теперь ты знаешь определенно, сколько тебе осталось жить на земле. Как ты проведешь эти последние часы?
Воззови к Господу о прощении! Вернись, отступник, и Он примет тебя и простит тебе все.
Испуганный Саул лежит всем телом на земле - но покаяния в его сердце нет. Наконец, он встал с земли и сел на ложе... Волшебница ушла заклать теленка и испечь опресноки. Слуги Саула пошли помочь ей, Саул один. Самуила тоже нет: он сказал свое пророческое слово и ушел
"Саул, Саул! О чем ты думаешь сейчас? Еще несколько часов - и ты предстанешь пред Богом! Здесь никого нет, ты один - бросься к ногам милосердного Господа, плачь пред Ним и проси прощения за твое отступление!" Но Саул сидит неподвижно... ни единой слезы в очах, ни одного вздоха сокрушения... полное равнодушие!
Не есть ли это его состояние - грех к смерти, грех хулы на Духа Святого?
Отведав пищи, Саул покинул жилище волшебницы.
Конец Саула. Прочтем 1 Цар. 31, 1-6. "Саул взял меч свой и пал на него!" То есть покончил самоубийством! Как и отступник Нового Завета - Иуда.

А.В.К.