Бог мира и наше освящение
Добросовестный сервис покупок с кэшбеком до 10% в 1.200+ магазинах используют уже более 5.000.000 человек. Присоединяйся!
Христианская страничка
Лента последних событий
(мини-блог)
Видеобиблия online

Русская Аудиобиблия online
Писание (обзоры)
Хроники последнего времени
Українська Аудіобіблія
Украинская Аудиобиблия
Ukrainian
Audio-Bible
Видео-книги
Музыкальные
видео-альбомы
Книги (А-Г)
Книги (Д-Л)
Книги (М-О)
Книги (П-Р)
Книги (С-С)
Книги (Т-Я)
Фонограммы-аранжировки
(*.mid и *.mp3),
Караоке
(*.kar и *.divx)
Юность Иисусу
Песнь Благовестника
старый раздел
Интернет-магазин
Медиатека Blagovestnik.Org
на DVD от 70 руб.
или HDD от 7.500 руб.
Бесплатно скачать mp3
Нотный архив
Модули
для "Цитаты"
Брошюры для ищущих Бога
Воскресная школа,
материалы
для малышей,
занимательные материалы
Бюро услуг
и предложений от христиан
Наши друзья
во Христе
Обзор дружественных сайтов
Наше желание
Архивы:
Рассылки (1)
Рассылки (2)
Проповеди (1)
Проповеди (2)
Сперджен (1)
Сперджен (2)
Сперджен (3)
Сперджен (4)
Карта сайта:
Чтения
Толкование
Литература
Стихотворения
Скачать mp3
Видео-онлайн
Архивы
Все остальное
Контактная информация
Подписка
на рассылки
Поддержать сайт
или PayPal
FAQ


Информация
с сайтов, помогающих создавать видеокниги:

Подписаться на канал Улучшенный Вариант: доработанная видео-Библия, хороший крупный шрифт.
Подписаться на наш видео-канал на YouTube: "Blagovestnikorg".
Наша группа ВКонтакте: "Христианское видео".

Бог мира и наше освящение

"Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса (Христа), да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь"
Евр. 13:20-21
Чуть выше, в восемнадцатом стихе, от имени всех братьев, бывших с ним, Апостол непритворно просит народ Божий, "Молитесь о нас"; и далее прибавляет от себя, "Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам". О, если уж Павел нуждался в молитвах своих братьев, тем паче мы, стоящие во всех отношениях весьма ниже его. Воистину, ничто не мешает нам со слезами обращаться к вам, братья наши во Христе, упрашивая вас поусердствовать в молитвах Богу за нас. Что нам делать без ваших молитв? Они соединяют нас с Господом Богом Вседержителем. Подобно грозовому разряднику пробиваются они сквозь облака и проводят великую и таинственную силу свыше. Однако то, что апостол старался получать, то и находил нужным раздавать; вот почему словами нашего сегодняшнего текста он продолжает вступаться за своих братьев; отсюда мы выводим следующее правило: хочешь, чтобы ближние молились о тебе, подавай пример молитвы о ближних. Нельзя ожидать благотворного воздействия молитвы ближних, если дух умиления не пребывает также и в нас. В этом деле Господь дает нам мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною; ибо сказано, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. Когда мы сами прилежны в заступничестве перед Господом, то и другие души возбуждаемы бывают вступаться за нас. Молитесь, если хотите, чтобы молились о вас.
Молитва Павла, изложенная в нашем сегодняшнем тексте, неумеренно широка по охвату; и удивляться тому не приходится, ведь Павел научился великого просить у Бога. Дух Святой исполнял его великой любовью к евреям и желанием благоденствия народу; вот и просит Павел о величайшем из всех благословений народа Божьего, чтобы Бог усовершил их во всяком добром деле, к исполнению воли Своей, производя в них благоугодное Себе. Пусть мы томимся просить о себе, зато нам дано без стеснения просить о величайшем из благословений, вступаясь за возлюбленный, Богоизбранный народ. Стеснению просить о народе Божьем нет никаких оправданий, ведь мы знаем, что Господь его любит и силен обогатить всякой благодатью во Христе Иисусе.
Заслуживает внимания то обстоятельство, что эта молитва, читай благословение, отнесена в конец Послания; вот так же и в христианских собраниях благословение произносят под конец богослужения. Да будет завершение всех наших предприятий благословением народу Божьему и славословием Господу. Будучи живы, дорогие братья, старайтесь благословлять ближних, умирая же, заключайте свою жизнь благословением ближних, как делал и ваш Господь и Владыка, Которого видели возносящимся в небеса с распростертыми руками и благословляющим Своих. И как Иаков не отпускал Ангела, пока Тот не благословил его, так и нам дано неотступно возвещать или писать от имени Божьего, доколе не получим подлинного свидетельства, что пришло благословение на наших братьев.
Это молитвенное благословение Павла необыкновенно поучительно, ибо в нем заключается весь круг Евангельского учения; это можно доказать, но не в том наша цель на данный момент. Данная молитва Павлова как сгущенная духовная пища; словам здесь тесно, а мыслям просторно; здесь всё в одном благословении. Здесь всякая мысль ценою в жемчуг и глубиною в море. Мы молимся не дабы поучать собратьев; воистину, всегда четко отличайте молитву от проповеди, и пусть не заблуждаются те, что под именем молитвы не только поучают, но подают советы и увещевают; тем не менее замечательно, что в Писании нет ни одной вдохновенной молитвы, которая не была бы исполнена учением для того, кто желает исследовать его. Возьмите к примеру любой из псалмов: хотя все они обращены к Богу, проповедник находит в них тысячи мест, из которых можно вывести учения и наставления Божьи. Что касается молитв Господа нашего Иисуса, то они просто источают тук; одна из Его молитв, известная под именем "Господня молитва", заключает в себе целый круг учений; а эта славнейшая молитва из семнадцатой главы Евангелия от Иоанна - она как сотовый мед. Поскольку Тот же Дух, Который действовал искони, действует и в нас, я прихожу к тому заключению, что Он также будет вести нас в молитве к наставлению наших слушателей. Хотя поучение собратьев не есть главнейшая цель молитвы, молитва должна быть благим словом, молитве надлежит быть достойной внимания тех, кого мы приглашаем помолиться вместе! Общая молитва послужила бы куда как лучшим средством благословения народа Божьего, если бы прилюдно молящиеся искали у Господа сердечной готовности и подвизались бы со вдумчивой прилежностью.
Повторять ряд благочестивых оборотов речи, которые обычно употребляются в собрании всеми, конечно мало; но из желания приблизиться к Богу молитесь духом, чтобы в общей молитве приобщить к себе сердца собратьев, молитесь и умом, чтобы вдохновить их на работу мысли. Кто молится на людях вяло, без сердечных помыслов и намерений, тот заглушает пламя молитвенного служения, тогда как он обязан поддерживать его. Вот к чему я призываю участников наших молитвенных собраний приложить свои сердца.
Далее обратим внимание на следующее. Хотя молитва Павла о евреях исполнена учением, она целиком и полностью служит одной поставленной им цели. Апостол исключает все украшательства и доводы, не относящиеся к существу дела; все его слова направлены в поддержку моления о подлинном благочестии, святости в повседневной жизни, как единственной цели его молитвы. Объясняя, откуда и как этой святости надлежит нисходить к нам, как устрояться в нас и каковой быть по своем устроении, Павел все время приводит в качестве основного доказательства Господа, чтобы в верующих евреях эта святость устроялась бы в особенности, с избытком. Пытаясь оценить все слова нашего текста, поскольку все они до единого исполнены смыслом, я смело рассчитываю на вашу вдумчивость; конечно, я не тешу себя надеждой, что в рамках одной проповеди мне удастся выявить всю многозначительность нашего текста, ибо кто может исчерпать море горстью своею, или охватить полноту смысла такого текста в одном, причем кратком, выступлении? И все же я постараюсь помочь вам проникнуть в его суть, чтобы вы могли постичь со всеми святыми, что его широта и долгота, и глубина и высота, несомненно, не может открыться плотским помышлениям.
Далее обращаю ваше внимание, во-первых, на то,
I. ОСОБЕННОЕ ИМЯ, ПОД КОТОРЫМ ПАВЕЛ ПРИБЛИЖАЕТСЯ К БОГУ В ЭТОЙ МОЛИТВЕ: "Бог же мира". Имена Бога, употребляемые в молитвах Писания, всегда наполнены великим смыслом. Язык святых Божиих, издревле обращавшихся к Богу под одним именем, нельзя было назвать бедным; не были святые Божии и столь небрежны, чтобы обращаться к Нему под первым подвернувшимся именем; никак нет, ко Всевышнему они приближались непременно с учетом того Божественного атрибута, посредством которого уповали обрести вожделенное благословение. Когда надо было победить врага, евреи умоляли о Его крепкой мышце; будучи в поругании, молились о правде Божьей; нуждаясь в отпущении грехов, умоляли Его о милости; а такие имена, как Иегова, Элохим, Шаддай, в молитвах святых Божиих используются издревле не без разбора, но всегда с толком и расстановкой. Тогда почему апостол обращается здесь к Богу как "Богу мира"? На то он имел свое основание; но какое?
Это выражение принадлежит, несомненно, Павлу, поскольку встречается только в его Посланиях. Это имя Павел приводит в Посланиях по вдохновению от Самого Святого Духа. Имелся и некий резон из личного опыта, который побуждал Павла обращаться к Богу под этим именем. Всякий человек воспринимает имя Господне по-своему, находя в нем нечто особенное; вот и Апостол язычников в Послании к евреям, прозревал духовным взором "Бога мира", творящего мир, когда нет уже ни Иудея, ни язычника; ибо все они одно во Христе Иисусе. Вот он молится: "Бог же мира да будет со всеми вами" (Рим. 15:33); или "Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре" (Рим. 16:20). И снова: "Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, - и Бог любви и мира будет с вами" (2 кор. 13:11). Вот как в другом месте он заключает свое увещевание: "Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, - и Бог мира будет с вами" (Флп. 4:9); но особенно же в следующем месте, поразительно созвучном нашему, где Павел молится: "Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте" (1 фес. 5:23). Тема настоящей молитвы - освящение. Как в нашем тексте он говорит, "Да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его", так и в Послании к фессалоникийцам продолжает: "... и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа". Очевидно, что апостол не только восхищается выражением, принадлежащим ему, но и устанавливает тесную связь между миром Божьим и освящением верующих; вот почему в обоих Посланиях, к фессалоникийцам и евреям, его молитва об их освящении возносится Богу мира.
Одно это имя - уже проповедь. В Ветхом Завете о Боге не говорится как о Боге мира; здесь Он - "Господь муж брани, Иегова имя Ему"; "Он укрощает дух князей, Он страшен для царей земных". В Псалтири и пророках Его часто и в разных обстоятельствах называют "Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани", и за то прославляет Израиль своего Господа, что Он истребил царей сильных, "ибо вовек милость Его".
В древнем томе вдохновения постоянно находим такие слова: "Господь Саваоф", и об этом имени говорит издревле богослов, "Имя это звучит враждебно..."; ныне мы говорим не о Господе Саваофе, но о Боге мира; поскольку Иисус есть мир наш, вражда упразднена - убита на Кресте. Мессианское Царство началось небесным песнопением, "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение", Его миссия - мир, Его дух - мир, Его учение - мир, Его последнее завещание - мир, и в силу Его искупительной жертвы Бог мира и утешения из отверстого неба взирает на сынов человеческих. Бросается в глаза полное соответствие между этим именем и данной молитвой, так как святость синоним миру. "А вас Бог мира да соделает святыми", поскольку Он Сам есть мир и святость. Когда святость царствовала над всей вселенной, царствовал и мир. И не было войны на небе, доколе некий ангел не стал диаволом и не поднял восстания против трижды святого Бога. Если грех - отец вражды, то святость - матерь мира. Мир - в совершенстве, вот почему Павел молит Бога мира, чтобы дети Его достигли совершенства; святость благоугодна Ему, когда же Он благоволит - со всеми мир; и апостол молит Его соделать детей Своих святыми, ибо в том благоволение Его.
По Своей милости Бог мира умиротворил и примирил нас с Собою через Иисуса Христа, но это было сделано уничтожением греха, ибо когда грех оставался на нас, мир был невозможен. "Кровь завета вечного", о ней говорится в нашем тексте, стала той печатью на завете мира, который Бог заключил между Собой и человеками; ибо намерения во благо избранных были у Него на сердце от вечности. И когда пришла полнота времени благодать по мере дара Христова и Его искупительной жертвы воистину примирила человека с Богом, и это умиротворение свершилось через Христа, Кровью креста Его. Христос совершил посольство Божье к людям, и Его искупительная жертва действенно примирила нас с Богом, "ибо Он есть мир наш"; Кровь завета вечного была заветом между Богом и между избранными Его; так же и завет Его с ними будет верен во веки веков. Что же касается воскресения и вознесения Господа нашего, о Котором говорится в нашем тексте, "Бог же мира, воздвигший из мертвых... Господа нашего Иисуса Христа", то это стало открытой декларацией мира. Пока Иисус пребывал в преисподней, мир не был декларирован открыто; несомненно, мир уже был установлен, но еще не был объявлен публично; когда же воскрес Ходатай и, в особенности, когда вознесен был на высоту, и когда принял дары для человеков и воссел одесную Бога, Отца Своего, вот тогда перед всем мирозданием было объявлено, что Бог примирился с сынами человеческими. Во всем последний Адам, Господь Иисус Христос в Его совершенной человеческой природе, есть Человек от человеков, Представитель от народа Своего, и мир с Ним означает мир со всеми, кто пребывает в Нем. Он был предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего, которое есть ничто иное как примирение с Богом. Он восшел на небо, чтобы приобрести нам наследие; лучшего свидетельства примирения с Богом, и быть не может! Если наш Человек навсегда воссел одесную Его, то можно ли сомневаться в том, что Господь примирил нас с Собою? Возлюбленные, вдумчиво размышляя над этим текстом, яснее и глубже постигнем смысл этого имени, "Бог мира"; усовершить нас во всяком добром деле к исполнению воли Божьей значит даровать нам мир. Хотя каждый воистину верующий оправдывается верой во Христа Иисуса и потому имеет законный мир с Богом, нам все же не дано наслаждаться совершенным миром внутри себя, со своей совестью, доколе мы творим тот или иной грех, пока грех обитает в нас. И пока в наших членах остаётся хотя бы одна лишь склонность ко греху, он будет волновать, тревожить, беспокоить, выводить нас из душевного равновесия в борьбе с благодатью, а новорожденная благодать придется бороться со врожденным грехом. Общего у греха и благодати не больше, чем у огня и воды. И Бог мира не пытается примирить добро со злом, ибо случись такое примирение, оно было бы чудовищно. Путь к примирению есть святая жизнь. Прогони грех, и удалится раздор; изгладь беззаконие, и победит мир. Возлюбленные, блаженство в жизни можно найти только в святости и благочестии. Я уже говорил, что искупительная жертва Иисуса Христа действенно примирила нас с Богом; однако безмятежное сердце и чистая совесть свершаются в нас через освящение под воздействием силы, воскресившей Иисуса Христа. Грех - наш враг, и новая жизнь в нас ведет духовную войну со грехом, вот почему мир в трёхсложном царстве нашей природы нельзя декларировать до тех пор, пока мы не станем во всякое время производить благоугодного Богу через Иисуса Христа.
Но это еще не все. Апостол, молящийся о нашем освящении, возносит молитву Богу мира, следовательно, Бога следует почитать Богом мира, если мы стремимся к исполнению Его воли. O душа, разве Бог тебе враг? Если да, то ты никогда не будешь служить Ему, не будешь производить благоугодного Ему. О душа, ужасает ли тебя Бог, и не приходишь ли ты в страх при упоминании одного лишь имени Его? Если да, то ты никогда не произведешь благогоугодного Ему, ибо без веры угодить Богу невозможно, а вера противоположна ужасу. О душа, прежде всего ты должна знать, что между тобой и твоим Богом положен мир; и только зная о том, ты сможешь угодить Ему. Это знание приобретай только во Христе Иисусе, поскольку примирение между тобой и Богом свершено только "Кровию завета вечного". О душа, когда ты познаешь, что завет вечный Господь положил с тобою, завет твердый и непреложный, тогда обретешь точку опоры, чтобы трудиться, утвердишься на скале, чтобы устрояться в послушании, и никак раньше. Мир с Богом - корень добродетели; примирение с Богом посредством смерти Его Сына ведет в сообразование Сыну. О Боже, дай нам познавать нашего великого Пастыря не только на примере Его искупительной жертвы, но и на живом примере Господа нашего и Миротворца.
Я думаю также, что апостол в своем обращении к "Богу мира" прозревает внутренним взором совершенное в полноте собрание верующих евреев, или, если угодно, всякое христианское собрание. Братья, необходимо стремиться к миру в собрании. Какой бы ни была вражда вне дома, мы должны любить друг друга. Кто не живет в любви, благоденствия не видит. Один Бог дает собранию верующих мир, только Он дает покой, освящая его членов, усовершая их во всяком добром деле, только Он хранит его в священнослужении, делая благонадежными для Своего дела и трудясь в них, чтобы производить в них благоугодное Себе. Заслышав о нестроении в церквах, лучше не стремитесь улаживать разногласий среди членов, чтобы исправить их поведение. Не собирают смокв с терновника, только шипы; не оттого ли наши вражды и распри, что плотские мы, неосвященные. Было бы у нас больше помышлений духовных, мы были бы готовы больше прощать и меньше обижать или обижаться. "Не плотские ли вы?" - спрашивает апостол, "когда один говорит: я Павлов, а другой: я Аполлосов", и тому подобное; дайте же Богу мира освятить всякого верующего, и будет искать брату добра и того, что служит к миру. Когда станете просить мира Иерусалиму, помните, что эту молитву можно возносить, только постаравшись освятиться. Перед завершением первой части, мне хотелось бы обратить ваше внимание на то, что имя "Бог мира" пребывает в прекрасной гармонии со всяким словом молитвы и проливает свет на весь контекст. Прочтем эту молитву по порядку. "Бог же мира, воздвигший из мертвых Господа нашего Иисуса Христа". Вражда, страшное орудие преисподней, низвергает в ад. Ах, как печально народам видеть пример тому на Ближнем Востоке в настоящее время. Вражда низводит души в преисподнюю; Бог же мира выводит их оттуда. Бог вывел из ада Господа нашего Иисуса; и воскресение Его стало актом миротворчества и залогом мира во веки вечные. "Пастыря овец великого". Овцы - создания мирные, и пастыри не покоят овец на политых кровью полях сражений. Понятие о мире сочетается у нас с тишиной и покоем овчарни, и простой мирной жизнью на злачных пажитях. Сама атмосфера сельского пейзажа дышит миром. "Кровию завета вечного". Уже само слово "завет" источает мир; это особенно бросается в глаза, если вспомнить, что речь идет о завете мира, который вечная любовь положила между Богом и человеком. Где не существует завета или союза, там в любой момент может вспыхнуть вражда, но где однажды положен завет, там имеется мир и покой. Апостол молится дальше: "Да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его". Если мы исполняем волю Божью, в нашей душе воцаряется мир, ибо тогда пропадает всякое основания к разногласиям. "Производя в вас благоугодное Ему". О, тихая музыка этих слов! Когда все наше благоугодно Богу, Он для нас воистину Бог мира. Заключительное славословие этой молитвы также весьма важно, поскольку им в сущности провозглашает вселенское и вечное царство мира; "Ему слава во веки веков! Аминь". Что может нарушить покой вселенной, когда воцарится Господь Бог Вседержитель, и все народы приидут и превознесут во веки Блаженного? Итак, не без основания наш апостол выбрал имя "Бог мира".
Далее мы вкратце рассмотрим,
II. ЧАСТНЫЙ ЗАКОН, О КОТОРОМ ГОВОРИТСЯ В ЭТОЙ МОЛИТВЕ. [Частный закон (special act) юр.; акт законодательной власти, действующий только в отношении конкретных лиц или положений. - Прим. перев.] "Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного". Здесь я попросил бы каждого прочесть, про себя, то место из Писания, которое, по-моему, апостол имел в виду, когда записывал эти слова. Дело идет о книге Ис. 63:11 и далее. "Тогда народ Его вспомнил древние дни, Моисеевы: где Тот, Который вывел их из моря с пастырем овец Своих? где Тот, Который вложил в сердце его Святаго Духа Своего, Который вел Моисея за правую руку величественною мышцею Своею, разделил пред ними воды, чтобы сделать Себе вечное имя?". Смотрите, как последние слова Исаии, "...чтобы сделать Себе вечное имя", соответствуют завершающему славословию, "Ему слава во веки веков!". Однако продолжим. "Который вел их чрез бездны, как коня по степи, и они не спотыкались". Воистину, не спотыкается тот, в ком трудится Господь, "производя благоугодное Ему". "Как стадо сходит в долину, Дух Господень вел их к покою". Вот Он, Бог мира! "Так вел Ты народ Твой, чтобы сделать Себе славное имя" - и снова славословие, "Ему слава во веки веков!". Историческое событие, на которое ссылается пророк, это исход из Египта и переход через Чермное море. Бог спас Свой народ кровью завета, которой следовало помазать на косяках и перекладине дверей, и далее повел их к Чермному морю; враги преследовали их. Они вошли в Чермное море; и не только его берегами они прошли, но глубинами, и море погребло их; оно стало местом их символической смерти. Воды им были стеною по правую и левую руку, и столп огненный и облачный стоял над проходом - здесь они были крещены в Моисея и погреблись в крещальных водах как водной могиле; но вот они вышли благополучно, ведомые Богом, из того, что стало могилой Фараона, с песнопением, восклицанием и ликованием. Аналогия здесь такая: "Пастырю овец великого Кровию завета вечного", несравненно большему, чем Моисей и Аарон, надлежало сойти в преисподнюю, чтобы спасти Свой народ; Пастырю Своего народа надлежало сойти в дом гробов. Он совершил это - склонил главу и умер; но вот, Бог вывел Его из бездны и воскресил к жизни и славе, а вместе с Ним и весь Его народ. И теперь мы можем воспевать песнь хвалы и славы с тем же ликованием, что и Моисей: "Пою Господу, ибо Он высоко превознесся. Десница Твоя, Господи, прославилась силою". Но теперь по величайшем избавлении "Кровию завета вечного" мы воспеваем этот псалом не Господу Саваофу, а "Богу мира". Почести возносятся Тому же Богу, но уже под другим, мирным именем, во славу Его во веки вечные. У меня нет сомнений, что арсенал образных средств, присущих Павлу, отчасти заимствован из Чермного моря, наиболее поучительного и символического из всех спасений. [И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону (Исх. 14:22). - Прим. перев.] Не это ли спасение есть избранный символ небесный, ведь на небесах поют песнь Моисея, раба Божия , и песнь Агнца?
Памятуя об этом символе, заметим, что воскресение Господа Иисуса из мертвых торжественно узаконило окончание Его миссии на земле и, соответственно, наше примирение с Богом и полное совершенство в святости. [Важное в религиозном и нравственном смысле совершенство на Земле относительно, потому что в полном виде оно возможно только в Царстве Небесном (Мф 5:48). - Прим. перев.] Узам смерти невозможно было удержать Господа Иисуса, так что Он возвратился на престол Свой по справедливости. Христос исполнил порученное дело, и Законодатель, издав частный закон о Его спасении, мог вернуть Его к прежней славе. Ныне, исполнив всякую правду, Христос пребывает среди живущих; достойный венца славы, Он был вознесен к престолу Самого Иеговы, и теперь ожидает, когда Иегова положит врагов Его в подножие ног Его. Дело Христово свершилось; и Бог, воскресив Его из мертвых, законодательно подтверждает этот факт. Воистину, мудрее мудрого молится апостол, когда просит Бога, признавшего в частном акте завершение миссии Христа, завершить также миссию Духа Христова в нас. Христос совершен, стало быть, о Господи, усоверши и нас, Твоих святых! Иисус исполнил волю Твою; помоги исполнить и нам! Воздвигший Иисуса из мертвых в знак Его безукоризненной праведности, будет постепенно избавлять народ Его от всех пережитков смерти во грехе, чтобы в конце концов привести в полноту святости во славу имени Его!
Возлюбленные, пойдем дальше. Воздвижение Христа из мертвых было на самом деле воздвижением из мертвых всех Его людей. Пастырь вернулся не без овец, иначе Его победа обернулась бы поражением. Он сходит в преисподнюю, чтобы найти погибших овец; и, найдя, берет таковых на могучие плечи; и по возвращении Он продолжает нести их - людей, за которых умер, - на плечах. Здесь говорится о "Господе нашем Иисусе Христе". Вы обратили внимание на это? Он и теперь наш Господь в пастырском и спасительном служении, как был нашим, когда воздвигал из мертвых. Все, что Он некогда сделал, Он сделал для нас. Он есть Пастырь великий овец, вот почему всё, что Он делает, Он делает для овец. Можно привести множество резонов, отчего Господь Иисус есть Пастырь великий; например, Он велик потому, что Он - Пастырь всех святых всех веков, а не одного нашего собрания; Он велик потому, что Он - владелец всех овец, за которых умер, а владелец овец - пастырь лучший, нежели пасущий их для другого. Однако резон, привлекающий мое внимание теперь, вот какой: Он великий Пастырь потому, что стадо у Него должно быть великим. Как нельзя назвать пастырем человека без овец, так нельзя назвать великим пастыря без великого стада. Вот почему Бог мира, "воздвигший из мертвых Пастыря овец", соделал Христа великим Пастырем, поскольку воздвиг из мертвых также и великое стадо овец, и, воистину, покуда Господь наш Иисус будет называться Пастырем, у Него будет великое стадо; их не отделить от Него, ибо они необходимы Ему. Церковь есть полнота Христова. Что такое царь без подданных, что такое голова без тела, и что такое пастырь без овец! Понятие "великий Пастырь" подразумевает избранное стадо; воздвижение Христа из мертвых в качестве великого Пастыря включает со-воздвижение в Нем из мертвых и Его избранных. Таким образом, воскресение и слава Христовы суть воскресение и слава всех Его овец, за каждую из которых Он положил Свою жизнь. Да прославится имя Его! Теперь проясняется мощь Павловой молитвы, которую можно понять следующим образом: Господи, ты во Христе воздвиг Своих людей из мертвых, посему избавь таковых от всех останков их смерти во грехе; воздвигни их к полноте жизни; усоверши их во всяком добром деле к исполнению воли Своей; производи в них благоугодное Себе; в этом их духовное возрождение, в этом то, что Ты давал Христу ради них, посему исполни это для них. Возлюбленные, чтобы мы на деле освящались, требуется та же сила, что воздвигла нашего Спасителя из мертвых. Сила, которая воскресила тело Христово, спасет нас от смерти во грехе; и та же сила, которая дала живому Христу вознестись до небес и воссесть на престол, будет действовать в святых, чтобы поднимать их с одной ступени святости на другую, пока не представит не имеющими пятна, или порока, или чего-либо подобного в присутствии Отца. Так оно и есть, и эта сила нисходит к нам свыше, и виновник тому - Христос воскресший. "Ибо Я живу", - говорит Он, "и вы будете жить"; и поскольку Он живет, чтобы ходатайствовать за нас, постольку мы, народ Его, хранимы от зла. Сатана просил нас, чтобы сеять как пшеницу; но великий Пастырь, воскресший из мертвых, всякий день наблюдает за нами, и заступается за нас, и сила Его жизни, сила Его царства, и сила Его моления проявляется в нас, чтобы этой силою мы преодолевали искушение и, переходя от силы в силу, являлись перед Богом на Сионе. Наш текст монолитен, и каждое слово здесь уместно и важно. Здесь нет стряпни из притянутых без всякой причины благочестивых оборотов речи, но всякий отдельный слог прибавляет веса целому.
Дело, описанное в этом тексте, совершается в нас Духом Божьим. Возлюбленные, нам предопределено быть подобными образу Иисуса. Вам надлежит умереть, как умер Иисус, и быть погребенными с Ним, чтобы воскреснуть с Ним. Всякая плотская власть и сила в вас должны умереть, иначе сила Божья не откроется в вас. Вы должны познать премудрость, как познал Моисей, познать до глубин, где надлежит утопить свою гордую самоуверенность; вы должны креститься в облаке и в море; вы должны быть приговорены к смерти; вы должны признать, что в плоти вашей не живет ничто доброе; и что вы осуждены законом; и тогда в вас должно произойти оживление, воскресение, воздвижение из места осуждения и смерти. Блажен искупленный от суетной жизни, оставивший пелены суетности и греха, восходящий для обновления ума и новой жизни, тайной и дивной; жизни, как у воскресшего Спасителя; жизни, воистину, как у восшедшего превыше всех Господа, Который нас "и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе". "Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге". Вы постигли это? Вы погребались крещением, многие из вас, но в самом ли деле вы сораспялись Христу? У вас не было права погребаться крещением, если вы не умерли со Христом. Вы уверены в том, что смерть Христова перешла в вас, прежде чем вы погреблись вместе с вашим Спасителем? И ныне находите ли вы в себе животворящий Дух Божий, влекущий вас к жизни новой? Если да, то этот Дух всякий день влечет вас ко всему славнейшему и благому, пока в конечном счете Господь не вознесет вас в такой жизни, когда вы уже никогда не осквернитесь грехом, где Бог мира сокрушит сатану под вашими ногами и воцарится. Воскреснув к совершенной святости, вы воцаритесь в совершенном мире. Бог, воздвигший Господа нашего Иисуса из преисподней в славу, да поведет и вас в небеса, пока не пребудете с Ним и подобны Ему во веки вечные.
Теперь позвольте отметить, что в этом тексте,
III. МОЛИТВА ОБ ОСВЯЩЕНИИ ОПИСЫВАЕТСЯ ВЕСЬМА УДИВИТЕЛЬНО. "Да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его". В грамматическом смысле это главная часть сложного предложения, но перевод ее с греческого сделан не очень точно. Если переводить сказуемое в исконно греческом смысле, потребуется другое чтение, "Да выправит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его". Смысл в следующем: после грехопадения все кости у нас распались, и мы не можем исполнять воли Божьей, и нам нужно вправить вывихнутые члены, чтобы мы в меру способностей могли во всяком добром деле исполнять волю Божью. Проиллюстрируем это на примере верхней конечности. Костоправу надлежит вправить вывих руки так, чтобы вернуть человеку способность движений, которую заложила при творении премудрость Божья. Вывих руки, вправленный неумело, лишает этот телесный член некоторых естественных движений; ошибка костоправа ограничивает их объем; дело идет о неподвижности, неловкости или даже полной утрате движений конечности; подобный вывих происходит и в умах некоторых людей, что совершенно нежелательно. Апостол хочет, чтобы всякий сустав у нас был приведен в прежний порядок и все наши качества были приспособлены ко всякому доброму делу, к совершенному исполнению Божьей воли. Какая благословенная молитва! O Боже, ты воскресил Сына Своего в совершенстве, и всякая кость Его приведена в прежний порядок; и теперь мы, члены Его тела, должны быть составлены и совокуплены, чтобы всякий был на своем месте, и всё собрание святых, соединяемое и скрепляемое составами и связями, могло в совершенном порядке исполнять Твою волю. Я понимаю так, что наш текст относится не столько к отдельным верующим, сколько ко всему собранию в целом, ведь апостол, обращаясь к Пастырю великому народа вечного завета, несомненно, подразумевает всю церковь; апостол просит, чтобы Господь стройно составил, совершенно совокупил Свою Церковь с помощью взаимно скрепляющих связей и привел в порядок, чтобы ею свершалось всякое доброе дело, назначенное ей в мире дольнем. Но когда же мы увидим наши собрания в подобном состоянии?
Увы, разобщенные члены наших собраний причиняют всему Телу жестокую боль и ослабляют его; и только подлинное благочестие, святость может привести их в надлежащее положение. Если применить наш текст в отношении отдельных верующих, то смысл молитвы будет в том, что вас и меня надо исправлять и готовить к исполнению Божьей воли всюду, чтобы мы умели страдать, работать, исполнять в собрании дело, как самое мизерное (что, между прочим, требует великой исправности), так и самое возвышенное; коротко говоря, исполнять все, что повелит нам Бог; и заниматься при этом не от сих до сих, но служить Ему во всем. Мы весьма прославим Бога, если выработаем идеальный характер, в котором проявится всякая милость Божья и никакой грех не замарает его цельности. Такова эта молитва. О Господи, кто может выработать такой характер? Кто может выработать это в нас? Только Ты, Бог мира, ибо Ты вывел Сына Своего из преисподней и вознес на престол, и только Ты выводишь нашу искалеченную душу и совершенствуешь ее, пока не примет участия в наследии святых во свете во веки веков. Итак, в главном предложении говорится о необходимости освящения.
В придаточном предложении дело идет о конкретном служении: "Производя в вас благоугодное Ему". И здесь я прошу вас заметить, что здесь все Божье. Так и кажется, что апостол скажет, "Господи, когда произведешь в нас благоугодное Себе, помоги нам служить Тебе"; но он не говорит этих слов; он молится смиренномудро и просит Бога трудиться в нас. Какой полновесный удар для всякого хвастуна! Как поучительно! Дорогой брат, когда Бог приготовит тебя во всяком добром деле к исполнению воли Его, ты не станешь творить добра, покуда Он не станет этого производить в тебе. Даже тот, кто исполнен добродетели и святости, не может творить добрых дел, пока Бог не станет производить в нем благоугодного Себе.
Кроме этого прославления Бога обратим внимание на следующий оборот - "Чрез Иисуса Христа". Все наши добрые дела (даже в том случае, когда Бог производит в нас благоугодное Себе), мы совершаем через Христа Иисуса. Мы ничто без нашего Господа, и, хотя мы творим благоугодное Богу, все это благоугодно Ему через Иисуса Христа. О, как же мы все меньше ничтожества и пустоты! И тогда, когда Бог производит в нас все благоугодное Себе, что можно сделать, и взирает на нас с довольством, даже тогда мы меньше ничтожества и пустоты! Только Бог производит в нас всё, только Бог мира, Который суть всё во всем. Он говорит всякой отрасли плодоносного дерева: "От Меня будут тебе плоды". Когда твоя одежда сверкает подобно солнцу, это Он преображает тебя; когда твое лицо сияет подобно Моисею от общения на горе в тайне, это Его сияние озаряет твое чело. Наше совершенство принадлежит не нам, "ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять".
И, наконец, четвертый пункт, который безусловно необходим, ибо мы убедились выше:
IV. НАШ ТЕКСТ ЗАВЕРШАЕТСЯ УМЕСТНЕЙШЕЙ ХВАЛОЙ И СЛАВОЙ: "Ему слава во веки веков! Аминь". Слава Божья есть главная цель молитвы. Мы слишком часто забываем об этом. Если хвала - цветок, то стебель его - молитва. Всякий цветок святости, аромат всех роз в саду Церкви славит и хвалит Бога. Ради жатвы славы Божьей должна производиться пахота служения и посев благовестия. Слава Богу в вышних, и слава Его единородному Сыну во веки веков - вот чистое золото, ради которого мы добываем руду святого служения. Очень трудно решить, о Ком говорится в последнем обороте нашего текста, о "Боге мира" или "Господе нашем Иисусе", и потому я прихожу к наиболее безопасному решению - здесь говорится о Них вместе, поскольку они едины. "Ему" - значит Богу; "Ему" - значит Господу Иисусу Христу, "слава во веки веков! Аминь". Пусть так и будет; так надо, так должно, так суждено. Да и аминь. Задержитесь на минуту, пока мы не вознесем хвалы и славы триединому Богу. O вы сердца, любящие Бога, прославьте Его прежде как Бога мира, Который помышляет о мире, и замышляет мир и исполняет завет мира от вашего имени. Прославьте Того, Кто пребывает в мире со всеми верующими в Него и в наши дни. Он прекращает громы, Он полагает радугу в облаке знамением Своей любви, Он откладывает копье Свое и щит; Он любит, Он ублажается и глаголет в бесконечной нежности. Он есть Бог мира; приходите к Нему в святой отраде; восхищайтесь Им; славьте Его имя во веки веков.
Затем превознесите Его за то, что Он нашел для нас Пастыря. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу, и Он послал Сына Своего, чтобы пасти нас; Он отнял от лона Своего единородного и вечного Сына, и послал долу собрать нас от лона природы и спасти от волков. Да прославишься Ты, Пастырь Израилев, и Отец Твой, пославший Тебя для этого дела. Затем прославьте Его завет. Какая милость в том, что Бог положил завет с человеком! Поклонитесь Ему за Кровь завета вечного, за то, что Он предал Единородного Его на смерть, дабы исполнить завет, что купленное, рожденное от Крови владение никогда не отнимет у тех, за кого Он положил Свою славную душу. Слава Отцу, Сыну и Духу Святому. Хвалите Его, хвалите Его, хвалите Его, вы, искупленные Кровью сыны человеческие! Вознесите сердца ваши с благодарением и радостью, благословите Господа, воскресившего умершего Пастыря и воцарившего для вас.
И затем поклонитесь Ему, поскольку силу, которую Он явил Христу, Он теперь являет и вам. Вы еще не совершенны, но Он готовит вас во всяком добром деле. Бог готовит вас к служению во многих отношениях. Одних из вас Он готовит к делам, других к страданиям, производя благоугодное к исполнению воли Своей. Благословите Бога за всякую милость Его, за веру, какой бы малой та ни была, за любовь, даже при том, что она не пылает в нас так, как хотелось бы; благословите Его за всякую победу над грехом, благословите Его за всякую милость, благословите Его на веки вечные.
Благословляйте Его за то, что Он касается вас при посредстве Иисуса Христа, Ходатая нашего. Ходатаем все доброе нисходит к нам, Ходатаем станет снисходить и в грядущем, покуда Он не передаст престола Богу Отцу, и Бог станет всем во всем. Между тем мы будем славить Ходатая и хвалить Отца и Духа Утешителя. И теперь мы присоединяемся к херувимам и серафимам, и поклоняемся Тому, Кто достоин всяческого поклонения.

Ч.Г.С.