Лучи Голгофские
Наш YouTube - Библия в видеоформате и другие материалы.
Христианская страничка
Лента обновлений сайта
Медиатека Blagovestnik.Org
в Telegram -
t.me/BlagovestnikOrg
Видеобиблия online

Русская Аудиобиблия online
Писание (обзоры)
Хроники последнего времени
Українська Аудіобіблія
Украинская Аудиобиблия
Ukrainian
Audio-Bible
Видео-книги
Музыкальные
видео-альбомы
Книги (А-Г)
Книги (Д-Л)
Книги (М-О)
Книги (П-Р)
Книги (С-С)
Книги (Т-Я)
Новые книги (А-Я)
Фонограммы-аранжировки
(*.mid и *.mp3),
Караоке
(*.kar и *.divx)
Юность Иисусу
Песнь Благовестника
старый раздел
Бесплатно скачать mp3
Нотный архив
Модули
для "Цитаты"
Брошюры для ищущих Бога
Воскресная школа,
материалы
для малышей,
занимательные материалы
Список ресурсов
служения Blagovestnik.Org
Архивы:
Рассылки (1)
Рассылки (2)
Проповеди (1)
Проповеди (2)
Сперджен (1)
Сперджен (2)
Сперджен (3)
Сперджен (4)
Карта сайта:
Чтения
Толкование
Литература
Стихотворения
Скачать mp3
Видео-онлайн
Архивы
Все остальное
Контактная информация
Поддержать сайт
FAQ


Наш основной Telegram-канал.
Наша группа ВК: "Христианская медиатека".
Наши новости в группе в WhatsApp.

Лучи Голгофские

"Чтобы, оправдавшись Его благодатию, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни..."
Тит.3:7

Величайшая драма

Эта незабвенная драма не является плодом литературного воображения великого драматурга мира. Она совершилась до времени Еврипида, Софокла, Шекспира и других мастеров пера. Эта драма, полная неожиданности и скорби, связана с происшествием в Саду Едемском. Моисей, человек Божий, не выдумал этой истории, не воспользовался "мифическими пересказами", а с волнением сердца записал о фактическом случае, о переживании прародителей наших, Адама и Евы. В своей Первой Книге Бытия, гл.З., Моисей поведал миру правдивую, грустную повесть о падении человека, о потере невинности, о. суде совести и о других последствиях согрешения. Ни сам Моисей, величайший из сынов земли, ни его повествование ничего общего с мифическим миром не имеют. Они принадлежат подлинной жизни, правдивой истории человечества. Следует помнить, однако, что третья глава Бытия не предназначена Духом Святым, вдохновлявшим автора ее, для полемики с представителями спекулятивной философии или модернистического псевдо-богословия. Повесть передает о падении человека, по причине его непослушания Господу. Свободная воля человека при искушении стала в оппозицию святой воле Божией. Человек сделал выбор. Этот выбор оказался роковым и полным печальных последствий. Чистая, невинная совесть омрачилась тучей виновности, радость общения с Богом прервалась страхом преступника. Черные тени душевных мучений гнали Адама и Еву в темницу одиночества, сожалений, ссор и скитания. До сих пор миллионы людей на грустной земле находятся в таком же духовном положении,- вдали от Бога. Но следует ближе подойти к самому повествованию. Дышет оно реальностью, простотой и надеждой даже в этой великой скорби. Тот факт, что и другие восточные народы имеют сказания о падении человека, нисколько не умаляет библейского текста. Наоборот, возвышает его, как источник, из которого сделаны заимствования.
Искушение Евы, когда она была одна, не произошло случайно, без плана сатаны. Он избрал стратегический момент ее одиночества и, возможно, голода. Так Христос был в пустыне сорок дней и сорок ночей и, напоследок, взалкал. Тогда приступил сатана и начал Его искушать, пользуясь тем же методом: похоти тела, похоти очей и гордости житейской. Не раз Ева бывала вблизи дерева познания добра и зла в саду, но вместе с Адамом, опорой своей и другом жизни. А теперь она была одна. Христос в одиночестве победил искусителя словом Божиим, Ева же поддалась лжи и лести: "Нет, не умрете...; вы будете, как боги, знающие добро и зло..." цитируем здесь часть коварных слов сатаны. Змей до падения наших прародителей не был неприятным пресмыкающимся, каким люди его знают теперь. В древне-еврейском оригинале он назван накхеш. Корень его связан со словами: сияющий, шепчущий, прорицающий будущее. Ева была очарована словами и видом существа, через которое заговорил к ней противник человечества - сатана.
Заметьте, как он бесстрашно извращал слова Бога, говоря: "Подлинно ли сказал. Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?" Сатана прекрасно знал заповедь Божию о "дереве познаний добра и зла", но он лукавый "психолог", наводил смущение и сомнение на Еву. Продолжает он: "Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги...". "И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание, и взяла его и ела, и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих..." Бедная Ева! Она посмотрела, пожелала, восхитилась и возгордилась, очарованная высшим знанием, которое будет ее достоянием. Она упросила, повидимому, Адама разделить с нею обед. Наступил следующий акт трагедии. Поднялась завеса. Исчезло сияние славы святости, невинности, одеяние "шекины"-славы Божией древнего Израиля. Они почувствовали двойную наготу - духовную и физическую. Духовный провод, ведущий к свету, любви, миру - к Всевышнему оказался таинственно прерванным. Наступил мрачный период грехопадения, бегство в царство тоски, мучений совести, распрей, болезней на проклятой земле. Но как отрадно сердцу знать, что в тот же грустный период падения человека, во свете славы и святости стоял предвечный, невоплощенный Спаситель, позже Лев из колена Йудина, Корень Давидов - Агнец Голгофский! Он был готов от начала спасти человека и вернуть его на путь послушания и любви к Богу. Это Он победоносно совершил! Читатели, не повторяйте драмы Адама и Евы, ищите новой жизни, сокрытой в Боге!

Первая слеза... Первый луч надежды

Потрясающие жизнь события не проходят бесследно. Они оставляют за собой цепь последствий. Эти последствия, как жуткие тени, окружили кольцом первую человеческую семью наших прародителей и вызвали в их сердцах дотоле неведомые им чувства. Вдали от Господа Бога, утеряв радость и мир сердца, Адам с женой переживали тяжелый кризис. Во-первых, семейный разлад. "Жена, зачем ты счастье наше нарушила, отдала теням черным? Покрыли они счастье наше... Ветер унес из Сада... И так странно я начинаю чувствовать себя. Был всегда близок к тебе, а теперь что-то отталкивает меня от тебя, разделяет, и огонь против тебя горит в груди моей. А раньше такая сладость, как чистый мед, жила во мне. Для тебя, жена, сладость. Зачем ты поверила противнику?"
Разве Адам не сделал выговора, не бросил колкого упрека жене после драмы грехопадения? Несомненно! А она ему могла ответить, отирая слезы, недавно радостных, красивых глаз, волнистыми волосами головы своей: "А зачем ты оставил там, у дерева... меня одну? Зачем?! Я хотела с тобою быть на восточной стороне Сада, а ты ничего не сказал мне. Ты молчал, а огонек в моей груди горел и горит для тебя, но пошла я одна. И был там такой чудный концерт птиц, новые прилетели. Тогда он явился. Я оглядывалась вокруг, нет ли тебя вблизи. Хотела звать тебя, но он был ласков и мудр, предлагая знание, новое откровение. Адам, все это случилось так быстро, как звезда пролетает вечерней порой. Так неожиданно! Ты виновен, Адам. Ты был занят и я боялась сказать, что с тобой всюду хочу быть". Жена, возможно, защищалась, вероятно, агрессивнее, смелее, после других упреков Адама. Едем - семьи, ее идиллии, обилие невинности в лучах счастья,- начал быстро ронять роскошную листву на печальную землю. Осень началась весной. Духовная и моральная осень. Зима греха стучалась во врата Сада, как царица всевластная, чтобы саваном смерти покрыть ликование жизни, красоту счастья, силу надежды. Слезы, вздохи, обиды, обвинения друг друга, и даже Самого Господа, возглавленные тираном человеческого сердца - страхом, наполнили сердца и скучное "убежище" разоренной семьи. Как тяжело жить без Бога, как печально быть вдали от Него! Однако, даже в это время мрака и безнадежности показался первый луч надежды, луч милости Божией для человека. Предвидя катастрофу, зная наперед о скорби и падении человека, Господь от вечности имел Свой совершенный божественный план, как восстановить утерянное человеком счастье, как вернуть человека на путь единства с Собою, спасти его! Среди густых теней, которые принес грех, уже в третьей гл. Бытия виден светлый луч надежды.
"И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: где ты?" Замечаем здесь ищущую любовь к погибающему грешнику. Господь видел Адама и знал, где он. Вопрос здесь более глубокого содержания, - Адам, знаешь ли ты свое положение? Понял ли ты бедствие свое? Знаешь ли - где ты и почему очутился там? Часто люди переживают бедствия по причине греховных поступков, но все же обвиняют других, товарищей, общество, Америку. Но не себя. Адам обвинял жену и Бога, Который дал ее ему. Как грустно! Мы не наблюдаем его смирения и покаяния. Луч надежды заблестел сильнее, когда Господь Бог заменил опоясания прародителей из листьев, сделанные их руками, - одеждами кожанными. Этим одеждам предшествовала смерть невинного овна или ему подобного. Пролилась невинная кровь, свидетельствовавшая о согрешении человека. Древний Израиль, много позже, соблюдал со всякой благоговейностью приношение жертв во свидетельство о своей греховности и, как прообраз, что в свое время придет Мессия-Агнец и умрет Он за грехи всего мира. (Исайя 53 гл.). Это совершилось на голгофском кресте! Теперь всякий грешник приходит к Богу, во имя Христа, с покаянием и получает новую жизнь,- возвращается в сад мира сердца, прощения, радости и силы жить победоносной жизнью! Пустите этот луч надежды в сердце свое! Да восторжествует вера, что Бог принимает кающегося грешника, прощая его и любя вечной любовью.

Утешение

В предыдущей беседе мы затронули весьма кратко попытку Адама и Евы помочь себе, исправить свое положение после согрешения. Они "сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания". Путь непослушания Господу принес им горькие последствия: утрату невинности, суд совести, страх, удаление от Бога, проклятие земли, изгнание и чашу испытаний в дальнейшей жизни. Даже на заре своей истории человек пытается испробовать свой собственный план спасения: свои усилия, свои руки, свои собственные одежды. Но Господь от вечности имел Свой драгоценный план - голгофский крест, смерть за грешников Агнца-Христа Мессию. Посему Он отверг эти одежды из листьев, а дал Адаму и Еве одежды кожанные, пролилась невинная кровь животного, совершилась смерть за их преступление. Только в такой одежде Адам и Ева могли предстать пред Творцом, выслушивая с поникшими главами и скорбью в очах приговор суда и милости. Хотя проклятие пало на змея, и он стал пресмыкающимся, на сатану позади его (Откров. 20:2) и на землю нашу- но человечества Господь Бог не проклял, а даровал ему даже в эту мрачную, жуткую ночь его истории светоч надежды на избавление, Ева особенно обратила внимание на возвещение Господне: "И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту." (Бытие 3:15). Этот текст Св. Писания более глубок в своем содержании, нежели мы иногда думаем. Следует обратить благоговейное внимание на пророческие слова: семя жены. Наши прародители ухватились верой за это обетование, они почувствовали уже тогда, что придет Избавитель, Который поразит змея-противника. До сих пор Ева была неплодной, а теперь ей обещано потомство, хотя и в страданиях. Значит, чадо ее поможет вернуть утерянное счастье, радость Едема, мир периода послушания и невинности! С этой смутной надеждой на избавление наши раненные грехом прародители послушно вышли за пределы Сада. Грустное шествие, печальная картина! Так недавно они пили из чаши радости, а теперь - их путь ведет к новым скорбям, неожиданным разочарованиям, к семейной драме, которые были сокрыты от них. Но вот Ева становится матерью! Ночь их жизни озаряется светом радости - сын им дарован! Сын. А что если это он, избавитель...? Ведь Господь сказал же, что он поразит сатану в голову? Ева сказала в сердце своем - это он! А потом громко произнесла слово - Каин. "Приобрела я человека от Господа!" Но добрая, бедная Ева на этот раз ошиблась, и за это нельзя ее осуждать.
Всякая мать возлагает надежды на детей, хотя многие из них встречаются с разочарованием и великой скорбью. Отцом Каина был Адам (Быт. 4:1), а пророчество о Семени жены относится к Тому, Который много столетий позже родился от жены, но зачатие Его было беспорочно, Он принял вид человека (Луки 1:34-35). Христос Господь совершил суд над диаволом и грехом. Он поразил смертельно в голову первого и понес грехи мира на древо-крест, искупив человечество от власти греха и смерти. Мы побудем с разочарованными прародителями нашими во время следующей беседы. Ведь их горе было так велико, когда "путь Каина" оказался неугодным Богу. Почему? В чем скрывается первоначальное согрешение Каина, до убийства Авеля невинного? В чем была сокрыта причина принятия жертвы последнего? Так много глубоких мыслей открывает Дух Святой всем любящим Слово Божие! Драгоценное духовное богатство сокрыто на первых страницах св. Книги. Это не "мифический или аллегорический вклад в мировую литературу", а величайшее откровение, данное Богом человеку! Читатели, помните, что, как в нашем созвездии, солнце является астрономическим центром, так Христос-Мессия является Центром божественных предвечных планов спасения человечества. Все другие попытки катастрофически рухнут. Ап. Павел говорит: ...приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. Да царствует Он в жизни вашей!

Путь к потерянному счастью

Утерянное счастье трудно забыть, мучение совести грешника томительно, а надежда на милость Божию и избавление от бедствий всегда окрыляет кающегося трешника. Так Ева, а с нею и грустный спутник ее жизни, утешались слабым лучом веры, преждевременно ожидая избавления. Эту надежду они положили в сыне своем Каине, имя которого означает "приобретение". Когда же, повидимому, вскоре после него родился второй сын (некоторые полагают, что они были близнецами), то Ева выкрикнула иное слово, увидев дитя: Хэйбел! Авель! Что значит - проходящее, маловажное, нечто ничтожное. Почему она дала такое имя своему второму сыну? Был первый ребенок большой, а второй хилый и маленький? Или же это наименование было пророческое, хотя она сама не знала всей тайны и сущности ее? Каковы бы ни были причины к этому, дальнейшая история сыновей сильно сгустила тени жизни наших прародите лей и привела мать в глубокое разочарование. Когда родился третий сын, Сиф, мы больше не читаем, что Ева давала ему имя. Сифом назвал его Адам, Бытие 5:3, чувствуя милость Божию. Потому он дал ему имя - Шеть: возмещение, отрасль.
Хотя Авель родился вторым и был младшим братом, но Библия ставит его на первое место уже в 4 г. ст. 2: "И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец". Занятие братьев ничего общего с их дальнейшей судьбой не имеет, эта судьба зависела от состояния их сердец и отношения к Господу Богу. Одно становится ясно из древнего повествования, что Адам учил детей своих помнить Бога Творца, не забывать его великой потери - Сада Едемского. Вероятно, часто он и Ева рассказывали мальчикам грустную повесть о своем непослушании Богу, об изгнании из рая, о проклятии земли и сатаны-змея. Подводили они детей к Саду, к его восточной стороне. Неизменно там стоял сияющий небожитель - херувим, и огненный меч вращался непрестанно. Вход был закрыт Господом.
Но говорил им Адам о жертве. О своих опоясаниях. О том, что один из его наследников поразит противника в голову, и они смогут вернуться назад к Богу, воспримут утерянное счастье, веселие, мир души, дружбу с Сущим Богом. Если бы сыновья не видели отца в сокрушении и слезах, приносящим агнца в жертву, они не старались бы придти и поклониться Богу. Скорбь только в том, что Каин нарушил божественный порядок и гордо явился с плодами рук своих, пришел со своим достоинством, при отсутствии сознания греха и его последствия, - смерти, которая посетит его в свое время. В прообраз того, что некогда Семя Жены - Христос Мессия, невинный, безгрешный Агнец, умрет за грехи всего мира. Авель же пришел со смирением сердца, с верой в милость Божию, с надеждой на избавление, не своими стараниями и заслугами, а путем Господним, путем благодати Его, явленной на голгофском кресте. Два брата. Два сердца. Два их состояния. Два пути человечества и в наши дни. Одни стараются спасти себя своими усилиями, без благодатной веры в Христа Спасителя, а другие положили, как грешники кающиеся, всю надежду на Него, приняли дар прощения свыше, от Самого Господа, и начали жить жизнь угодную Ему каждый день. Это путь Авеля, путь смирения и веры, путь новой жизни. Читатель, путь Каина страшен и трудный! Не идет ли мир наш и в наши тревожные дни этим путем?

Примите истинное освобождение

Человеческая драма грехопадения все еще продолжается на грустной земле. Ее участники - многомиллионное потомство Адама и Евы. Последнее действие начинается. Близится "начало конца". Однако, не только жуткая ночь, с тьмой кромешной, в истории больного человечества шумно надвигается на мир, но и близится - истинный рассвет, радость избавления, торжественный восход Солнца Правды! Люди не оставлены и не забыты Богом. Несмотря на их греховность и борьбу, часто сокрытую, со святым и любящим Спасителем и Его планом спасения, вечная премудрость ведет нас все ближе и ближе к небесному периоду в жизни человечества. Имея свободную волю, право решений и действий, человек утерял счастье в Саду Едемском, человек согрешил и передал эту греховность своему потомству. Ввиду органического единству человеческой расы мы унаследовали природу Адама и Евы, после их падения. Грех передан нашей природе, люди с ним рождаются и проявляют его в разных формах. Хотя существуют теории, утверждающие, что человечество не восприняло на себя последствий согрешения Адама и Евы, что потомство их безгрешно и морально здорово, но всякий мыслящий и честный человек знает, что это не так. Люди чувствуют, видят грех и содрогаются от ужасов греховных поступков чужих и, временами, своих собственных. Грех - самый главный враг человека! И как мало внимания обращают на него люди, как ничтожна борьба с этим безжалостным губителем! Великой тайной покрыта его история, его допущение Всевышним в мироздании и в жизни человека. Во времена наших прародителей, даже до их падения, грех уже действовал в мире. Гордыня греха владела сатаной и его демонами. Бог совершен в Своей Ипостаси и творчестве. Человек, лишенный свободной воли, был бы только машиной. Только добровольная любовь вполне удовлетворяет человека, а тем более Бог ожидает ее от создания Своего. Без греха в мире, без свободной воли человека, без падения его, - мир не знал бы Голгофы, Христа, добровольно умершего за мир, ради его искупления и спасения. Кто может сказать, каким наш мир был бы сегодня, если бы человек не имел свободной воли? Господь знает лучше, знает все и потому Он долготерпит зло в мире.
Одно ясно, что ни двадцатый век наш, с его технологическими достижениями, ни собственные усилия людей путем просвещения и воспитания, греха удалить не в силах. Исцеление от этой болезни - вне нас. Один адвокат в Европе однажды взялся защищать явного преступника, обвиненного в краже. Подсудимый обещал адвокату тысячу рублей, если будет оправдан. Защитник был успешен, обвиненного освободили. Поздно вечером он принес адвокату деньги. На дворе неожиданно началась большая вьюга. Доверчивый адвокат пригласил своего клиента переночевать у него. В полночь "гость" связал своего уснувшего доброжелателя и со своей тысячей и драгоценностями адвоката исчез. Темная ночь, как символ ночи греха, покрыла преступника своим черным крылом. Ап. Павел так свидетельствует, после смиренного познания Христа: "Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла на всех человеков, потому что в нем все согрешили." Эту минорную ноту великий мыслитель сменяет мажором надежды: "Посему тем более ныне, буду ч и оправ даны Кровию Его, спасемся Им от гнева." (Римл. 5 гл.). Читатель, есть светлый путь освобождения от бремени греха, от его жала и мучений! Мессия - Христос освобождает от этого тяжелого рабства. Ищите, желайте, примите это освобождение!

Предупреждение!

Жизнь наша не является пустым звуком в великой вселенной. Грандиозна и непостижима вселенная; мал и кратковременен человек в ее величественном храме. Но ответственность человека за свой крошечный путь на земле весьма серьезна. Жизнь - не бессмысленная шутка, а является она даром Божиим. Посему в духовной и моральной областях она подчиняется закону "причины и последствия". Трагические переживания человечества в прошлом были постоянно связаны с цепью причин, хотя и мало осознанных страждущими и протестующими людьми. Библейская повесть о всемирном потопе раскрывает жуткую картину морального положения человечества перед этим всемирным наводнением. "И увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время". (Бытие 6:5). Текст свидетельствует, что люди забыли о периодах времени, связанных с молитвой, смирением сердца, покаянием, милосердием, прощением ближних. Они пребывали во зле во "всякое время". Чаша беззакония наполнилась. Чаша правосудия Божия наполнялась вместе с нею и пришел суд. Наш цивилизованный мир не освободился от зла путем культурных достижений, наоборот, во зле он живет, его воздухом дышет. Снаружи кажущийся бодрым и агрессивным, облеченный в мантию гордыни, мир наш "лежит во зле," по словам апостола Иоанна. Лежит. Смертельно больной и беспомощный!
Но скажут люди: вот запугивание судами Божьими! Кто видел потоп? Кто может доказать его историческую действительность?! Мы обещали в весьма сжатой форме указать на археологические данные, которые поразительно подтверждают библейскую истину. Раскопки на территории древнего Вавилона, особенно в течение последних десятилетий, открыли ученому миру эпический письменный труд "Гилгамеш", в клинообразной письменности, который подтвердил с невероятной точностью страницы Библии на древне-еврейском языке. Конечно, два документа разнятся в вопросе познания Бога, как единого Творца неба и земли. Библия передает нам во всей простоте учение о Господе, об отступлении человека, о долготерпении Божием, о Его премудром плане спасения мира через Мессию-Христа Спасителя. "Гилгамеш", конечно, написан был в стране политеизма. Вавилоняне и другие народы хранили пересказы о суде, искажая их идолопоклонническими воззрениями. Семиты же несли своим потомкам повесть о всемирной трагедии в том духе и форме, как она имела место. Ученые Хадель, Клей и Талквист (не говоря уже об их предшественниках) логически и убедительно опровергают нападки на Библию в этом отношении. Климатические условия на земле после потопа совершенно изменились. Сибирь до этого была тропической страной, а а климат Арктики был "южным". Только после потопа, после катаклизмов, земля стала орошаться дождем. "Но пар поднимался с земли и орошал все лице земли..." (Быт. 2:6), свидетельствует об этом вместе со знамением "радуги", которая явилась, как доказательство обещания Божия, что земля не будет вновь опустошена всемирным потопом. Радуга! Ее чудный спектр цветов впервые увидели очарованный Ной и семья его. В радуге сокрыты символы милости и любви Божией к бедному, сбившемуся с пути человечеству. Эта любовь и милость не прекратились и сегодня!
Бог никогда не допускал судов на землю и ее обитателей, не имея ввиду блага человека, Ной обрел благодать у Господа. Этот замечательный человек, сказано, "ходил пред Богом."
Это включает мысль о постоянном его пребывании пред очами Божьими. Он не прятался во тьме антагонизма к Нему; а жил в послушании и вере в Него. Как слуга, Ной постоянно был готов принять послушно повеление свыше. Это оправдалось, когда ему Бог повелел строить ковчег, 450 футов длины, 75 ф. ш. и 45 ф. в. Ковчег для спасения от наводнения, от дождя, которых раньше человек не испытывал. Посему, люди помогали строить ковчег, но мало верили в грядущее наводнение. Они получали вознаграждение и этим довольствовались. Бедные! Оказались вне дверей, когда пророчество исполнилось, когда шумные воды суда подняли от земли ковчег спасения. Не так ли в наши дни? Не так ли легкомысленно люди отвергают Божию истину и рискуют потерей жизни. Читатели, наша ответственность за жизнь велика! Позаботьтесь 6 душе своей! Овеяны грустью слова М. Ю. Л. в его "Думе": "печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно. Меж тем под бременем познанья и сомненья в бездействии состарится оно." А потом - смерть? Кончина на чужбине без мира и надежды на получение вечного дара жизни, даже среди тревог и волнений наших дней. Отдав жизнь нашу Богу, мы обретем ее!

И.А.К.