Христос - истинный Бог
Наш YouTube - Библия в видеоформате и другие материалы.
Христианская страничка
Лента обновлений сайта
Медиатека Blagovestnik.Org
в Telegram -
t.me/BlagovestnikOrg
Видеобиблия online

Русская Аудиобиблия online
Писание (обзоры)
Хроники последнего времени
Українська Аудіобіблія
Украинская Аудиобиблия
Ukrainian
Audio-Bible
Видео-книги
Музыкальные
видео-альбомы
Книги (А-Г)
Книги (Д-Л)
Книги (М-О)
Книги (П-Р)
Книги (С-С)
Книги (Т-Я)
Новые книги (А-Я)
Фонограммы-аранжировки
(*.mid и *.mp3),
Караоке
(*.kar и *.divx)
Юность Иисусу
Песнь Благовестника
старый раздел
Бесплатно скачать mp3
Нотный архив
Модули
для "Цитаты"
Брошюры для ищущих Бога
Воскресная школа,
материалы
для малышей,
занимательные материалы
Список ресурсов
служения Blagovestnik.Org
Архивы:
Рассылки (1)
Рассылки (2)
Проповеди (1)
Проповеди (2)
Сперджен (1)
Сперджен (2)
Сперджен (3)
Сперджен (4)
Карта сайта:
Чтения
Толкование
Литература
Стихотворения
Скачать mp3
Видео-онлайн
Архивы
Все остальное
Контактная информация
Поддержать сайт
FAQ


Наш основной Telegram-канал.
Наша группа ВК: "Христианская медиатека".
Наши новости в группе в WhatsApp.

Христос - истинный Бог

Во все времена вокруг личности Христа возникало много споров, и не только в мире неверия, но и в самом христианстве.
Еще когда Он жил на земле, неоднократно происходили распри о Нем в народе (Иоан.7:43; 10:19-20). Но и спустя столетия после Его смерти и воскресения, споры эти не только не утихли, но разгорались вновь и вновь. Христос постоянно был объектом ожесточенных нападок как со стороны безбожного мира, так и лицемерного духовенства и ложного христианства. Сатана всегда был заинтересован в том, чтобы никто не признавал божественности Христа и равносущности Его Богу Отцу, и потому догмат о божественности Христа особенно остро подвергался критике во всех веках.
Так, в четвертом веке Арий, пресвитер Александрийский, учил, что Христос не равносущен Богу. Он, начиная с 318 года, учил, что Бог "не рожден", а Сын "рожден", стало быть. Он не равносущен Богу. "Сущность божества, - говорил Арий, - заключается как раз в том, что Отец не рожден и не сотворен, стало быть, Сын не является истинным Богом. Рождение - явление времени, значит, Сын не вечен. Если Сын даже появился прежде времени (время началось с творения), то все же был момент, когда Его еще не было".
В своих рассуждениях Арий пошел еще дальше. Он считал, что "рождение", в смысле сообщения рожденному сущности рождающего, произвело бы разделение в Самом Боге (рождающий и рожденный не могут быть одно), а это невозможно; значит, Сын вовсе не рожден, а сотворен, стало быть, Он не Творец, а творение, хотя естественно, самое первое и совершенное.
Дальше он учил, что Христос ограничен интеллектуально, потому что не познал Отца в совершенстве, нравственно, потому что по природе способен на злое, и только благодаря Его свободной воле на выбор добра был безгрешен.
За такие взгляды Александр, епископ Александрийский, снял Ария с поста пресвитера, а экуменические (вселенские) соборы в Никее (325 г.) и Константинополе (381 г.) осудили его учение как еретическое.
У Ария было много сторонников и последователей. Разновидности арианства существовали почти во всех веках истории христианства, вплоть до наших дней в лице критиков Библии, сторонников модернизма и различных лжеучений.
Современные "свидетели Иеговы" тоже не признают равносущности Христа с Отцом.
Триединство Бога - одна из фундаментальных догматических истин Писания. Причем все три Лица равносущны, равно божественны, равно предвечны и тождественны.
Триединство Бога трудно осмысливается ограниченным человеческим разумом, поэтому оно воспринимается верой.
Кто по-детски доверяется Слову, у того не возникает сомнений в этом вопросе, и он радуется, что Сам Бог в лице Иисуса Христа принес Себя в жертву для прощения грехов. В послании к Евреям мы читаем: "То кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу..." (9:14).
Этот стих говорит о всех трех личностях Бога, равно участвующих в прощении и примирении человека с Богом. Сам Бог приносит Себя в жертву Богу! Это непостижимая для нас истина, но это так. Бог должен был стать человеком, чтобы искупить человека. Это тайна, о которой говорит Апостол Павел: "И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти..." (1Тим.3:16).
В возрожденном христианине истина о триединстве Бога и равносущности Христа с Отцом и Духом Святым не только не вызывает никаких сомнений, но, наоборот, вызывает чувство уверенности и неописуемой радости.
Бог - Иегова
Иегова - имя Бога Завета Израиля, имя Святого Бога Израиля, народа Божьего Ветхого завета. "Иегова" - позднейшее произношение имени Бога Израилева появилось под влиянием Францисканца Галатина, а особенно под влиянием Лютера. Со времени реформации имя "Иегова" стало употребляться в церковном языке протестантских церквей. Евреи не называли своего Бога этим именем. Они называли Его именем Ягве. Но массореты - древние иудейские ученые, через руки которых прошли наши сегодняшние еврейские тексты, - вместо Ягве ставили слово Адонаи, что значит Господь. Этим они хотели отметить, что во время публичного чтения Слова Божьего вместо Ягве необходимо читать Адонаи, из боязни преступить заповедь: "Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно". Строгий запрет: "Не злословь Бога своего" - тоже внушал страх перед произношением имени Ягве (Лев.24:16).
В переводе Лютера и других переводах вместо Ягве переведено слово Адонаи, т. е. Господь, и только в некоторых местах вместо еврейского Ягве стоит "Иегова".
Значение этого имени мы находим в книге Исход 3:14. Здесь Сам Господь говорит: "Я есмь Сущий (Иегова). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам".
"Сущий" - означает чистое, истинное бытие, реальность и неопровержимость сущности Бога, Который есть, был и грядет. Сам Бог впервые открылся в этом всеобъемлющем, удивительном по силе и могуществу имени, когда выводил народ Свой из египетского рабства, чтобы провести чрез пустыню в обетованную землю.
Имя Иегова было известно древним праотцам и пророкам. Устраивая жертвенники живому Богу в связи с какими-то знаменательными событиями в их духовной жизни, они нередко называли их именем Иегова с особым примечанием.
Так Авраам устроил жертвенник Богу на горе Мориа и в послушание Богу намеревался принести на нем своего сына Исаака в жертву Богу. Но когда вера его была испытана. Ангел Господень остановил его, и вместо сына своего Авраам принес в жертву овна. Тогда Авраам назвал это место Иегова-ире, то есть "Господь усмотрит" (Быт.22:14).
Моисей, одержав победу над амаликитянами, устроил жертвенник и нарек ему имя. Иегова Нисси, т. е. "Господь знамя мое" (Исх.17:15).
Гедеон после встречи с Ангелом Господним убоялся страхом, что не останется в живых, но Господь сказал ему: "Мир тебе, не бойся, не умрешь. И устроил там Гедеон жертвенник Господу, и назвал его: Иегова Шалом", то есть "Господь мир" (Суд.6:23-24).
Давид в Псалме 17-м говорит: "Господь твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, - скала моя... щит мой, рог спасения моего и убежище мое".
Пророк Иеремия, возвещая о будущем восстановлении Израиля и предстоящем благоустройстве города Иерусалима, говорит, что тогда нарекут ему (Иерусалиму) имя: "Господь (в других переводах Иегова. - Б.Ш.) - оправдание наше!" (Иер.33:16).
Из этих мест мы видим, что древние евреи называли Бога Иеговой в различных обстоятельствах своей жизни.
Итак, имя "Бог" представляет Бога действующего в делах творения. В первой главе Бытия многократно говорится: "И сказал Бог...". В делах творения Бог открывался как вечное Слово, как вечный Логос (Иоан.1:1-3; 1:14; Кол.1:16; Евр.1:2: Еф.3:9).
После грехопадения человечества. Бог, вступая в завет с ним, дал первое обетование о Мессии Христе и открыл Себя - "Господом Богом" (Быт.3:14-15).
"Богом всемогущим" явился Он Аврааму (Быт.17:1).
"Иеговою" Он явился Израилю, освобождая его из египетского рабства (Исх.3:14).
Теперь Бог говорит в Сыне (Евр.1:2; 1Иоан.5:20).

Рождение Сына

Триединство Бога настолько величественная и непостижимая истина, что наш человеческий разум просто не способен проникнуть в эту божественную тайну. Только возрожденное Богом сердце с немым восхищением стоит перед этим Божественным чудом: чудом откровения Бога в трех равносущных личностях. Только вера, притом детская вера в эту Божественную действительность, способна повести нас к ее истинному познанию. Только она дает нам возможность усвоить то, что человеческий разум отказывается принять. Заметим еще, что вера не только дает нам возможность усвоить эту истину, но наполняет сердце неизреченной радостью от сознания непреложности и истинности этого Божественного факта. Наше сердце не только не отвергает истину о триединстве Бога, но считает это необходимостью; оно исполнено сознания,что иначе быть не может, оно желает, чтобы и не было иначе. Наше сердце нуждается во Христе как истинном Боге; оно также нуждается в Духе Святом как истинном Боге.
То обстоятельство, что Бог Сам Себя принес Самому Себе в жертву Духом Святым ради нашего спасения, - для многих непонятная, непостижимая, полная сокровенности тайна Божья, но все же это исторический факт. Послушайте, что говорит Писание: "То кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!" (Евр.9:14).
Если Иисус истинный Бог и если Он как истинный Бог принес Себя Духом Святым в жертву Богу, то как тогда понять слова: "Возвещу определение: Господь (Иегова. - Б.Ш.) сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя" (Пс.2:7)? О каком здесь рождении говорится? А о каком рождении говорит Апостол Павел в послании к Колосянам 1,15: "...Который (т.е. Иисус. - Б.Ш.) есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари"?
Говорят ли эти места Писания о воплощении Иисуса Христа и о рождении Его от Девы Марии? Имеют ли эти места одинаковый смысл с высказыванием пророка Исаии: "...се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил" или со словами Апостола Павла: "Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону..."?
Нужно ли слова: "Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя" понимать в смысле физического рождения путем сообщения жизни рожденному от рождающего?
"Родил Тебя" - по человеческим понятиям означает возникновение новой жизни от предшествующей, ибо продолжение человеческого рода происходит через рождение. Последующая жизнь возникает по воле предшествующей жизни, т. е. "от крови... от хотения плоти...от хотения мужа" (Иоан.1:13).
В первой главе Евангелия от Матфея мы можем познакомиться с родословной Иисуса Христа по плоти. Начинается эта глава словами: "Авраам родил Исаака...", и так до 16 стиха повторяется слово "родил". Человеческий разум очень легко воспринимает это понятие "родить", "рождать". Он знает, что если не будет рождающего, то не может быть и рожденного.
Но в 16-м стихе, где повествование касается рождения Иисуса, вдруг обрывается это традиционное повторение "родил".
"Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христос". Как видим, об Иосифе не сказано, что он родил Иисуса, а сказано, что Иаков родил Иосифа, мужа Марии. Рождение Иисуса по плоти произошло не по воле или по "хотению плоти", а от Духа Святого, у Которого нет предшествующей жизни, ибо Он Сам является первопричиной всякой жизни.
В Вифлеемских яслях не произошло рождения сущности Иисуса Христа, здесь Ему было уготовано только тело Духом Святым (Евр.10:5). Сам же Иисус существовал и раньше. Где было Его обитание, где нам нужно Его искать? Ответ на этот вопрос мы находим в 1 гл. Евангелия от Иоанна, там сказано в 18 стихе: "Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил". В русском языке слово "сущий" прекраснейшее выражение того, что не имеет изменения и перемены; оно выражает постоянство в прошедшем, настоящем и будущем, оно вообще исключает понятие о времени и напоминает нам о предвечно неизменном положении Иисуса Христа.
Это же самое выражение мы находим в Евангелии от Иоанна 3,13. Там сказано: "Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах".
Иисус стоит выше всех Ангелов и человеков. В "недре Отчем",- значит от вечности Он был в полном единстве и общении с Отцом и остался в нем и во время земной жизни посредством Духа Святого (Иоан.3:13). Поэтому Он может "явить" (т. е. приносить весть, представлять) нам и Отца (Иоан.1:18). Он мог сказать Филиппу: "Видевший Меня видел Отца... Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне?" Иисус, находясь на земле, мог сказать, что Его положение не изменилось: Он как был в недре Отчем от вечности, так и остался в Нем.
Можно ли в таком случае говорить о рождении Иисуса Христа в смысле принятия жизни от рождающего? Поэтому мы теперь говорим не о рождении по плоти, потому что слова: "Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя" не относятся к этому событию в жизни Христа.
Был ли момент, когда Иисуса вообще не было во вселенной? Было ли время, когда Иисус не имел "жизни"? Иоанн в своем духовном Евангелии высказался очень конкретно по этому поводу: "Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе", поэтому и выше сказано: "Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет" (Иоан.5:26; 21).
Иметь жизнь "в Самом Себе" - говорит о предвечном, постоянном пребывании жизни в Боге, поэтому и рождение Христа во плоти было не в смысле сообщения Ему жизни. Она всегда была в Нем. Он, вечноживущий, всегда был в недре Отчем и так же как Отец и Дух Святой является Первопричиной всякой жизни.
Псалмопевец Давид в 109 Псалме также подтверждает эту мысль, говоря: "...из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое". Пророческим Духом Давид уподобляет рождение Спасителя таинственному происхождению капли росы из тумана, из влаги, находящихся в воздухе.
"Подобно росе". Прежде, нежели образовалась росинка, существовала влага в воздухе в виде тумана. Сущность влаги в воздухе и влаги в росе одна и та же, подобно тому, как сущность жизни в Самом Иисусе Христе до и после Его явления во Вселенной одна и та же. Он обладал этой жизнью предвечно и обладал ею и после Его явления во Вселенной и в мире. Но подобно тому, как в росе влага, сконцентрировавшись, становится более отчетливой, видимой для человеческого глаза, так и предвечная жизнь Иисуса Христа стала более видимой сначала для Ангелов (Евр.1:6), а потом и для смертного человека. Апостол Иоанн торжественно заявляет: "В Нем (в Слове. - Б.Ш.) была жизнь..." (Иоан.1:4), а в послании говорит: "Ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам" (1Иоан.1:2).
Жизнь у Христа была предвечно у Отца, а потом явилась нам.
Как же тогда понять слова: "Я ныне родил Тебя"? Можно ли говорить о "рождении" Христа, происшедшем во времени? Слово "ныне" уже говорит о времени. Всякое рождение происходит во времени. Апостол Павел тоже говорит: "Который (Христос - Б.Ш.) есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари". Слово "прежде" также говорит о времени. Стало быть, был момент в предысторическом времени, когда Иисус был провозглашен Властелином всей вселенной, Владыкой и Царем всего творения. Ангелы, которые сотворены прежде нынешней земли и человека, тоже относятся к творению Божьему. А о Христе сказано, что Он родился прежде всякой твари, значит Он был уже раньше Ангелов. Мы видели, что Он всегда был. Он имеет предвечное бытие. Он всегда "сущий в недре Отчем", но был момент, когда Сын был введен во вселенную с определенной целью. О Сыне в Писании впервые упоминается во втором Псалме: "Почтите Сына". Сказано там это в связи с определением: "Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя".
Христос Сам сказал: "Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его" (Иоан.5:23).
Итак, был момент, когда сказано было Ангелам, чтобы они поклонились Сыну Божьему. В послании к Евреям мы читаем: "Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: "и да поклонятся Ему все Ангелы Божии" (Евр.1:5-6).
Бог во святой Троице был все во всем, как впрочем и сейчас Бог все во всем в этой же Троице. Но в связи с планом Божьего спасения Отец объявляет Сына Своего Владыкой над всеми Ангелами и над всем творением. Вот тот момент, к которому относятся слова: "Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя". Он был в недре Отчем, Он был и есть то вечное Слово, через Которое все начало быть, "все Им и для Него создано" (Кол.1:16), но по вечному изволению Божьему, в связи с предвидением Бога падения Ангелов, а потом и человечества. Сын был введен во вселенную как Личность, чтобы Ему поклонились и покорились все Ангелы.
Мы знаем, что часть Ангелов во главе с люцифером ("денница, сын зари" - Ис.14:12) восстали против Сына Божьего, восстали против Бога, и таким образом возникло царство тьмы, возникло зло и возмущение против Бога. Это зло и противление Богу распространилось потом и на все человечество.
Чтобы исправить то, что извращено сатаной, Иисус и принял человеческую плоть, чтобы искупить человека из под власти дьявола. Теперь Христос был введен уже не только во вселенную, но введен в наш мир земной, чтобы явить нам Отца. В послании к Евреям сказано: "Посему Христос, входя в мир, говорит: "жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне" (Евр.10:5).
Он пошел исполнить волю Отца, как сказано дальше: "Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже" (Евр.10:6-7). И так как никто из живущих не может увидеть лица Божьего и остаться в живых (Исх.33:18-23; Ис.6:1-6), то Бог снизошел к нам в таком образе, который можно было "видеть", "рассматривать" и "осязать". Бог пошел навстречу грешному человечеству, зная его неспособность и ограниченность в познании Бога в полноте славы Его.
Итак, около двух тысячелетий прошло с тex пор, как Сам Бог в лице Иисуса Христа посетил нашу землю. Жители Назарета, Галилеи, Иудеи и Самарии не подозревали, что рядом с ними живет Тот, о Котором сказал Бог: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мтф.3:17).
Тридцать с лишним лет Иисус ходил по этой грешной земле с Божественной любовью предлагая гибнущим людям дар спасения от греха и смерти, являя Себя истинным Царем Израилевым. Но Его не только не признали, но распяли на позорном кресте. И несмотря на это, Он все же был и есть.

Христос-истинный Бог

Об этом свидетельствуют:
1. Ангелы.
Ангел Гавриил был послан в Галилейский город Назарет. Вот его свидетельство Марии: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами... не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, Отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца" (Лук.1:28, 30-33).
"Наречется Сыном Всевышнего" - это доказательство Божественности Христа. За эти слова, которые сказал впоследствии Сам Иисус, иудеи хотели побить Его камнями. Они сказали Ему: "Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом" (Иоан.10:32-36).
"Будет царствовать... вовеки". Это говорит о бессмертии Божьего Сына. Дух Святой через Апостола Павла свидетельствует, что только Бог имеет бессмертие. "Единый имеющий бессмертие...", - говорит он о Нем (1Тим.6:16).
Ангел Господень явился пастухам в Рождественскую ночь и сказал им: "Не бойтесь... ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь".
"Христос Господь" - это также подтверждение Его Божественности. Ангелы "и всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею и на море, и все, что в них... говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков" (От.5:11-13).
Итак, Ангелы в этом случае не только свидетельствуют о Божественности Христа, но и поклоняются Ему как Богу.
2. Пророчества.
Пророчеств о Христе очень много, но мы рассмотрим некоторые из них, свидетельствующие о Божественности Иисуса Христа:
а) Семя жены (Быт.3:15). Мы знаем Одного, рожденного от жены (Гал.4:4), - "Сына Человеческого", Который добровольно принял на Себя борьбу против семени змея. Он, правда, в этой борьбе был смертельно "ужален в пяту", но тем самым поразил древнего змея в голову и лишил его "державы смерти" (Рим.16:20; 1Иоан.3:8; Евр.2:14; Кол.2:15). Человеку совершить это невозможно, а только Богу;
б) Мелхиседек. В первой книге Моисея в 14 главе рассказывается о неожиданной встрече Авраама с таинственным царем Салима (очевидно, Иерусалима, Нав.10:1) - Мелхиседеком. Его имени мы не находим ни в одной родословной, и объяснение этому дает автор послания к Евреям: "Без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда" (Евр.7:3). А если прочесть 109 Псалом Давида, то найдем там, что Господь (Иегова) сказал Господу (Христу) - "Ты священник вовек по чину Мелхиседека".
Слова Апостола: "ни начала дней, ни конца жизни, без отца, без матери и вовек" - относятся только к Божественной личности Иисуса Христа. Мы не могли бы себе ясно представить личность Мелхиседека, но пророческим словом Давид указал в нем на Божественную личность Иисуса Христа;
в) Еммануил (Ис.7:14). "Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил", т.е. в лице рожденного Девой Иисуса среди падшего человечества ходил Сам Бог: "С нами Бог";
г) имена рожденного Младенца (Ис.9:6). "Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира".
Заметьте: "Бог крепкий", "Отец вечности". Младенец, Иисус Христос, "приняв образ раба... и по виду став как человек" (Фил.2:7),в то же время был и "Богом крепким" и "Отцом вечности" (Иоан.14:8-11). Постижимо ли это человеческому уму?! "О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!" (Рим.11:33);
д) вечное царство Сына Человеческого (Дан.7:13-14). "Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится";
е) Его происхождение из начала (Мих.5:2). "И ты, Вифлеем - Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из (не "от" - Б.Ш.) начала, от дней вечных";
ж) Желаемый (Аг.2:7-9). "И потрясу все народы, - и придет Желаемый всеми народами, и наполню Дом сей славою, говорит Господь Саваоф". (Сравните Лук.2:49; Мар.11:15-17; Иоан.2:17-22);
з) Отрасль (Зах.3:8-9; 6:12). Здесь говорится об Иисусе, великом Иерее, т. е. великом Первосвященнике, перед Которым Бог полагает камень, на котором - семь очей (Отк.5:6), "которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю".
"Я привожу раба Моего, Отрасль" (Зах.3:8), "...вот Муж,-имя Ему Отрасль, Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень" (6:12). Произрасти из собственного корня может только Имеющий жизнь в Самом Себе.
3. Апостолы.
Что говорят Апостолы по поводу Божественности Иисуса Христа? Апостол Павел: "...о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, чрез воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем" (Рим.1:3-4).
В послании Римлянам 9,5 Апостол Павел высказывается еще более конкретно: "Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь".
Христос - сущий над всеми Бог. 1 послание Коринфянам 15 глава говорит о воскресении Христа. И во многих местах Священного Писания запечатлено, что Бог воскресил Его из мертвых (Деян.2:24,32; 3:15,26; Рим.8:11; 1Кор.15:15).
Но Христос говорит также, что жизни никто у Него не отнимает, но что Он Сам отдает ее: "...имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее".
Иметь власть опять принять жизнь - может только Божественная Личность, каковой и является Господь наш Иисус Христос.
Слова в 28 стихе: "Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем" - приводят нас к мысли, что Сын не равен Отцу, и что Отец выше Его. Это потому, что Сын был "введен во вселенную", по причине наступления времени, в связи с планом Божьего спасения, а в вечности не было так. Тогда, в предвечности, до наступления времени (время началось со времени творения - "в начале Бог сотворил...") Отец, Сын и Дух Святой в совокупности были "Бог все во всем".
Так будет и в продолжении вечности, когда Бог в святой Троице будет все во всем.
Христос в вечности остается личностью, и как глава Церкви будет соединен с ней навсегда. Он поставлен "наследником всего" (Евр.1:2), а мы "сонаследники" Его (Рим.8:17). В вечности Церковь во Христе также наполнит "все во всем". Ее положение в вечности будет самое наивысшее, она возведена будет на престол Божий.
Но и там, в вечности, тождественность Отца и Сына сохраняется, это подтверждается, например, пророчеством Иоанна о вышнем Иерусалиме, когда он говорит: "Храма же я не видел в нем; ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец" (Отк.21:9-10; 22:24). Значит, храмом в Иерусалиме является как Отец, так и Сын (Откр.21:22). Также если мы сравним места Откр. 4,5 и 5, 6, то увидим, что семь духов Божьих приписываются как Отцу, так и Сыну. Это указывает на равносущность Отца и Сына. Однако эти божественные истины лежат за пределами возможности человеческого познания. Бог является тем несотворенным Светом, который невозможно видеть нашими телесными очами.
"Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу" (Фил.2:6). Это сатана хотел похитить престол Божий и пожелал быть "подобным Всевышнему" (Ис.14:13-14). Это он покушался на то, чтобы быть равным или даже выше Всемогущего Бога. Иисусу же не было надобности покушаться на равносущность с Отцом, потому что Он и так равносущен Ему. Поэтому Христос и "не почитал хищением быть равным Богу" (Кол.1:16-17). "Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле... все Им и для Него создано" (Еф.3:9; Евр.1:1-2).
Апостол Павел в послании к Тимофею также говорит о Божественности Христа: "И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти..." (1Тим.3:16). А в послании к Евреям он пишет: "В последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил" (Евр.1:1-3).
Апостол Иоанн свидетельствует: "Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам (свет и) разум, да познаем (Бога) истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и жизнь вечная" (Иоан.5:20).
Апостол Петр говорит: "Но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас" (1Петр.1:19-20).
4. Враги Иисуса Христа.
Каиафа предсказал, что Иисус умрет за народ. "Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит... Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб" (Иоан.11:46-52).
"Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно Человек Этот был праведник" (Лук.23:47).
5. Природа.
"И померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине" (Лук.23:44-45).
"И встав Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина" (Марк.4:38-41).
6. Демоны.
"В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: оставь, что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий" (Марк.1:23-24; Мтф.8:29).
Итак, Ангелы, пророки и Апостолы свидетельствуют о Божественности Христа; природа и демоны подчиняются Ему. Кто же Этот? - спрашиваем мы. Он - не только Единородный Сын Божий, но и Истинный Бог. Об этом Он свидетельствует Сам.
Мы не имеем здесь возможности рассмотреть все высказывания Христа, запечатленные на страницах четырехевангелия, подтверждающие Его Божественность, но все Его чудеса и знамения, исцеления больных и изгнание бесов говорят о Его божественной власти и силе. Особенно знаменательны чудеса воскрешения мертвых. Иисус поэтому и сказал: "Верьте Мне, что Я в Отце, и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам" (Иоан.14:11).
Особенно много свидетельств, подтверждающих истину о Божественности Христа, содержится в Евангелии от Иоанна. Оно начинается величественными словами: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... Все чрез Него начало быть... В Нем была жизнь" (в этом Слове) (1:1-4).
Итак, выпишем из каждой главы этого Евангелия по одному или несколько подобных свидетельств о Божественности Христа:
1 глава:
"Был Свет истинный... и мир чрез Него (через Свет. - Б.Ш.) начал быть" (9-10 ст.).
"И Слово стало плотию" (14 ст.). Это Слово - был истинный предвечный Бог.
Читая первую главу Евангелия от Иоанна, мы не можем не остановить внимания на стихе девятом, где написано: "Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал" (9-10 ст.).
Здесь мы сразу замечаем, что это свидетельство относится ко Христу. Только здесь о Нем говорится не как о Слове, чрез Которое все начало быть, а как об истинном Свете, чрез Который "мир начал быть".
Если в первых стихах этой главы Христос открывается нам как вечное Слово, то в последующих стихах - как истинный предвечный Свет. Почему предвечный? Потому что чрез Него "мир начал быть". Оказывается, мы имеем Христа-Творца как предвечное Слово и Христа-Творца как предвечный несотворенный Свет. Апостол Иаков называет Бога "Отцем светов" (Иак.1:17). Здесь отражена еще одна сущность Божества, относящаяся и к Отцу и к Сыну. Апостол Павел говорит: "Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете. Которого никто из человеков не видел и видеть не может" (1Тим.6:12-16).
Христос действительно тот неприступный, необъяснимый и непостижимый для нашего разума Свет, как непостижим и необъясним Сам Бог. Поистине, что мы можем знать о сущности истинного небесного Света, когда не можем вполне познать сущности нашего природного земного света?
Тот "истинный Свет" необходимо отличать от "космического" света, который Бог сотворил в первый день творения, когда сказал: "Да будет свет. И стал свет" (Быт.1:3-5). Его нужно отличать также и от того света, который стали излучать солнце, луна и звезды, сотворенные в четвертый день творения, потому что весь видимый мир начал существовать через этот истинный Свет. Он был раньше всего видимого и значит был предвечной Первопричиной всего бытия. Первопричиной может быть только Сам Бог.
Итак, познавая нашего Господа Иисуса как своего Спасителя и Избавителя, мы, в то же время, поклоняемся Ему как вечному Богу, как истинному Свету, о Котором вполне узнаем только в вечности, где слава Божья будет освещать Небесный город, вышний Иерусалим и светильник его - Агнец (Откр.21:23; 22:5).
2 глава:
"...разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его" (19 ст.).
"И не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке; ибо Сам знал, что в человеке" (25 ст.).
3 глава:
"Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах" (13 ст.).
4 глава:
"...это Я, Который говорю с тобою" (26 ст.).
"...пойди, сын твой здоров" (50 ст.).
5 глава:
"...Отец Мой доныне делает, и Я делаю. И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу" (17-18 ст.).
6 глава:
"Я есмь хлеб жизни" (35, 48 ст.).
7 глава:
"...Кто жаждет, иди ко Мне и пей" (37-38 ст.).
"...никогда человек не говорил так, как Этот Человек" (46 ст.).
В восьмой главе по крайней мере десять свидетельств подтверждают Божественность Христа. Особенно ярко говорят об этом стихи 25 и 58.
"...кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам" (25 ст.).
"...прежде нежели был Авраам, Я есмь" (58 ст.).
9 глава:
"...ты веруешь ли в Сына Божия?.. Кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему" (35-38 ст.).
10 глава:
"Никто не отнимает ее (жизнь. - Б.Ш.) у Меня, но Я Сам отдаю ее: имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее" (18 ст. и 38 ст.).
11 глава:
"Я есмь воскресение и жизнь..." (25 ст.).
12 глава:
"...верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня; и видящий Меня видит Пославшего Меня" (44-45 ст.).
13 глава:
"Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то" (13 ст.).
14 глава:
"...веруйте в Бога и в Меня веруйте" (1 ст.).
15 глава:
"Я есмь истинная виноградная Лоза" (1 ст.).
16 глава:
"Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня" (3 ст.).
17 глава:
"Так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную" (2 ст.).
18 глава:
"И когда сказал им: "это Я",- они отступили назад и пали на землю" (6 ст.).
19 глава:
"...ты не имел бы надо Мною никакой власти..." (11 ст.).
Иисус перед Каиафой. Приведем Его свидетельство, записанное в Евангелии от Матфея: "...заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных" (26:63-64).
20 глава:
"Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!" (28 ст.).
21 глава:
Иисус явился ученикам после воскресения и они засвидетельствовали, что "это Господь" (12 ст.).
Мы выписали из каждой главы этого чудного Евангелия удивительные свидетельства и высказывания Самого Иисуса Христа о Его равносущности Отцу.
Сколько раз Он ставит Себя рядом и на одну ступень с Отцом, как например: "Я и Отец - одно" (Иоан.10:30), или "Отец Мой доныне делает, и Я делаю" (5:17), или "ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет" (5:21 и т. д.).
Но самым сильным и веским доказательством Его равносущности. Его предвечности, безначальности является то, что Он Сам называет Себя именем Иегова: "Я есмь "от начала Сущий" (Иоан.8:25).
"Я есмь Сущий" - назвал Себя Бог, говоривший Моисею; "Сущий" послал Моисея в Египет, - читаем мы в книге Исход 3,14. Иисус не почитал хищением называть Себя так же, "не почитал хищением быть равным Богу", потому что был, есть и вовеки будет истинным, предвечным Богом!
Богу нашему Отцу, Сыну и Духу Святому слава и поклонение ныне и в день вечный. Аминь.

Б.Я.Ш.