Предисловие
Наш YouTube - Библия в видеоформате и другие материалы.
Христианская страничка
Лента обновлений сайта
Медиатека Blagovestnik.Org
в Telegram -
t.me/BlagovestnikOrg
Видеобиблия online

Русская Аудиобиблия online
Писание (обзоры)
Хроники последнего времени
Українська Аудіобіблія
Украинская Аудиобиблия
Ukrainian
Audio-Bible
Видео-книги
Музыкальные
видео-альбомы
Книги (А-Г)
Книги (Д-Л)
Книги (М-О)
Книги (П-Р)
Книги (С-С)
Книги (Т-Я)
Новые книги (А-Я)
Фонограммы-аранжировки
(*.mid и *.mp3),
Караоке
(*.kar и *.divx)
Юность Иисусу
Песнь Благовестника
старый раздел
Бесплатно скачать mp3
Нотный архив
Модули
для "Цитаты"
Брошюры для ищущих Бога
Воскресная школа,
материалы
для малышей,
занимательные материалы
Список ресурсов
служения Blagovestnik.Org
Архивы:
Рассылки (1)
Рассылки (2)
Проповеди (1)
Проповеди (2)
Сперджен (1)
Сперджен (2)
Сперджен (3)
Сперджен (4)
Карта сайта:
Чтения
Толкование
Литература
Стихотворения
Скачать mp3
Видео-онлайн
Архивы
Все остальное
Контактная информация
Поддержать сайт
FAQ


Наш основной Telegram-канал.
Наша группа ВК: "Христианская медиатека".
Наши новости в группе в WhatsApp.

Предисловие

Оглавление: Предисловие. Предисловие ко второму французскому изданию "Размышлений над Пятикнижием". Дорогой читатель!. Дорогой брат!

Предисловие

Данный Синопсис был написан и опубликован на французском языке по желанию франкоязычных христиан и прежде всего для их пользования. Затем он был переведен на английский язык и публиковался в издании "Книга за книгой", выходящем время от времени и освещающем вопросы религии. Были пожелания напечатать его полностью.
Обзор книги Бытие, показавшийся слишком уж кратким, был в значительной мере дополнен и переработан, однако без каких-либо существенных изменений.
В начальном варианте публикации данного обзора та часть Левита, в которой говорится о жертвоприношениях, символизирующих жертву Христа, была опущена, поскольку обзор ее уже помещался в "Заметках о жертвоприношениях", а еще более подробно о них говорилось в публикации на французском "Les Types du Levitique", которая тоже уже переведена на английский. Чтобы завершить данный обзор, в него был включен и этот последний трактат, как его составная часть, но с некоторыми изменениями.
Представляя читателям настоящее издание, следует сказать о нем всего лишь несколько слов.
С одной стороны, читатель не должен рассчитывать на подстрочный комментарий, а с другой полагать что получит пособие, которое можно изучать без постоянного обращения к самому Слову. Целью данного обзора является помочь христианину, стремящемуся научиться читать Слово Божие с пользой для себя, постигая смысл Библии и связь сказанного в ней с жизнью. Впрочем, читателю, несомненно, будут полезны комментарии многих отрывков обзора, где Бог наделяет комментатора способностью понять суть намерения Духа Божия или представить ту филологическую и другую информацию, которая помогли бы другим увидеть это намерение. Однако, если бы эти комментарии претендовали на раскрытие содержания Писания, то они ввели бы читателя в заблуждение и обеднили его душу. Комментарий, даже если он верный, в лучшем случае может дать лишь то, что сам комментатор усвоил в истолковываемом им отрывке. Даже достигший высшего совершенства и поистине мудрый толкователь не в состоянии передать живую полноту божественного слова. Обзор, представленный вашему вниманию, и не претендует на это. Будучи глубоко убежденным в богодухновенности Писаний, данных нам Богом, и находя подтверждение этой уверенности в растущих день ото дня открытиях их полноты, глубины и совершенства, еще больше постигая посредством благодати удивительное совершенство отдельных отрывков Писания и чудесное соединение их в единое целое, автор лишь надеется помочь читателю в их изучении.
Писания имеют живой источник, а их составные части исполнены живой силы, поэтому они не перестают приносить плоды и невозможно выделить какую-то одну их часть, ибо все они неразрывно связаны друг с другом, представляя собой единое целое, потому что один Бог является тем живым источником, от Которого все проистекает, один Христос - живое средоточие, вокруг которого вращаются все истины, с которыми Он связан, хотя и в разнообразии славы. Божественная живительная сила, несущая свою энергию от источника в Боге к мельчайшим ответвлениям все объединяющей истины, свидетельствует о славе, благодати и правде Того, Которого Бог выдвигает как цель, средоточие и главу всего, что связано с Ним Самим, Который к тому же является и Богом над всеми, благословенным навеки.
Представить это как целое и во всей полноте способен только Сам Дающий. Даже изучая это, мы знаем далеко не все, а только часть, и мы пророчествуем лишь отчасти. Чем больше мы стараемся вникнуть в суть этого откровения разума Божия (начиная от самых его листьев и ветвей, которые достигают нас даже при такой отдаленности от Него, от края до центра, а оттуда снова проходя по всему многообразию и по всей широте его), тем больше мы осознаем его необъятность и собственное бессилие охватить его целиком. Мы познаем (да будет благословен Бог!), что любовь, являющаяся источником этого откровения, обнаруживается в своей неисчерпаемой полноте и неизменном совершенстве, достигая нас даже в этом гибельном состоянии, в каком мы находимся. Тот же самый совершенный Бог любви открывается во всем этом. Однако откровения божественной мудрости в тех замыслах, в которых Бог открылся нам, всегда остаются для нас предметом исследования, в процессе которого каждое новое открытие, совершенствуя наше духовное разумение, все яснее и яснее позволяет нам увидеть безграничность целого и то, насколько оно превосходит наше мышление. Но существуют великие направляющие принципы и истины, выявление которых в различных книгах, составляющих Писания, могут помочь нам понять различные отрывки Библии, что и пытается сделать автор этого обзора. Что же касается именно этого обзора, то это лишь попытка помочь читателю в самостоятельном изучении Библии. Все, что отвлекло бы читателя от этого, принесло бы ему вред, тогда как все, способствующее этому, будет полезно для него. Следующие страницы не будут ему полезны без попутного изучения текста самого Писания.
Из всего вышесказанного легко сделать вывод, что автор этого обзора готов признать написанное им далеко не таким уж совершенным. Часто он охотнее бы порассуждал бы о понравившихся ему отрывках, подробно останавливаясь на отдельных событиях, стараясь донести их суть до сердца и сознания читателей, однако это отвлекло бы его от стоящей перед ним цели. Но автор уверен, что изучению Писания придано правильное направление, и только благодать сможет сделать это изучение плодотворным.
Автор не может завершить это краткое вступление, не отметив того воздействия, какое это открытие совершенства и божественной связи между отрывками Писания произвело на его собственное мышление в плане понимания того, что называется рационализмом. Рационализм, как учение, полностью отрицает всякий божественный разум, он свидетельствует об узости мышления с претензией на интеллект и основан на отсутствии духовности в суждениях, на умении замечать только то, что лежит на поверхности, и совершенно не обращать внимания на божественную, неисчерпаемую полноту, составляющую сущность всего. Это заслуживает презрения из-за своих ложных претензий и одновременно вызывает жалость к тем, кто представляет эти претензии. И только Бог может избавить от гордыни, порожденной человеческими претензиями. Ибо высокомерие, игнорирующее Бога из-за неспособности обнаружить Его и к тому же разглагольствующее о Его деле и сующее свой нос в Его средства (насколько ему удается это), не способно доказать ничего, кроме своего собственного недомыслия. Невежество вообще самонадеянно из-за своей невежественности, и ему подобен ум человеческий, когда человек берется рассуждать о божественном. Автора этого обзора можно простить за то, что он так ясно высказывается по этому поводу в такое время: он делает это по той причине, что эти претензии, вызванные неверием, проявляются даже среди христиан.
Здесь уместно добавить, что автор обзора вовсе не ставит своей целью показать те благословенные плоды, какие Слово Божие взращивает в умах и на путях всех принимающих это Слово. Он также не говорит о тех чувствах, какие Слово Божие посеяло в его душе, а просто пытается помочь своему читателю открыть для себя то, что порождает такие чувства. Так пусть же Господь сделает так, чтобы Его Слово стало таким же божественно ценным для читателя, каким оно является для автора этого обзора, и пусть тот и другой ценят его еще больше!

Дж. Н. Д.

Предисловие ко второму французскому изданию "Размышлений над Пятикнижием"

Первое издание первой части "Размышлений над Пятикнижием" было закончено, и я воспользовался временем публикации второго издания для быстрого просмотра того, что я прежде написал по пяти книгам Моисея; ничего в основе своей ни изменилось. Я еще раз убеждаюсь в том, что исследования, опубликованные мной ранее, не содержат искажений истинного смысла, смысла Божия, в отношении тех отрывков, которые там рассматриваются. До меня дошли нарекания на чрезмерную краткость объяснений Бытия, на то, что в них не чувствовалось развития главной идеи. Поэтому я существенно дополнил эту часть. Она теперь выросла ни много ни мало наполовину. Я счел уместным издать эти дополнительные замечания отдельно в интересах тех, кто уже успел приобрести книги первого издания. Однако обстоятельства, бороться с которыми свыше моих сил, воспрепятствовали немедленному осуществлению моей затеи. Впрочем, я надеюсь издать эти дополнения в самое ближайшее время. В конце концов ведь это дополнительные соображения в развитие основной идеи, познакомиться с которой имеют возможность те, у кого на руках есть первое издание.

Дорогой читатель!

Я обращаюсь к вам с мыслью представить на страницах этой книги начало той работы, которая, надеюсь, сможет вам помочь в изучении бесценной Книги Божией. Я также желаю, чтобы мысли, которые вы здесь найдете, дали вам представление о части богатств, хранящихся в Слове, и подтолкнули вас к более усердному его изучению. Рассчитываю на вашу доброжелательность (наверное, слишком большую) по отношению к серьезным и многочисленным несовершенствам, имеющимся в данной работе. Действительно, стоит только открыть для себя Слово таким, каким оно может открыться нам, стоит только ощутить его божественную суть, как всякий человеческий труд, имеющий к нему какое-то отношение, покажется в глазах верующего и бледным, и скудным. Я осознаю это, а поэтому намерен пояснить вам в нескольких словах цель, которую я преследую, решаясь на публикацию этих размышлений, и показать вам, чего следует ожидать от знакомства с ними.
Несколько лет назад один брат побудил меня взяться за этот труд. Я же до того момента всегда отступал перед лицом подобной задачи; пожалуй, больше по ощущению своей слабости для такого предприятия, чем по причине занятости в деле Господнем, хотя и это в чем-то обусловило имевшую место задержку. Ощущение присутствия Господа скорее побуждало меня целиком отдаться Его делу, чем взяться за подобную кабинетную работу. Заботами братьев, которые также трудятся на ниве Господней, и чаще всего с большей, чем у меня, пользой, я все-таки был подвигнут на этот труд. Мне остается уповать на то, что я, как и прежде, остаюсь пребывать в смирении, столь утешительном и бесцветном по сравнению с любой работой. И все же и на другой чаше невидимых весов, где решалась судьба этой работы, было достаточно аргументов против ее начинания.
Прежде всего это огромная ответственность, ложащаяся тяжелым бременем всегда, когда речь идет о Слове Божием, на того, кто решается изложить направление мысли христианина и, какой бы ни была при этом скромность, представлять ему идеи как бы являющимися побуждением Духа Божия. Какой опасной ошибкой стало бы устремление возлюбленных чад Божиих по пути своих умствований и своей воли и заявление о бесценности своих разглагольствований, каковыми они на самом деле могут и не быть!
Меня останавливало еще одно, а именно: опасение того, что кто-то пожелает найти в этой работе истинное содержание Слова. Много и серьезно грешат все комментарии в том, что дают повод для подобных мыслей, таким образом приводя к лености сердца и недостатку духовности, когда вполне довольствуются простыми объяснениями, пусть даже хорошими по своей сути, но являющимися всего лишь идеями, отвлекающими от Слова и бесконечно далекими от того, чтобы передать его суть, ограничивая возможность его проявления во всей силе и богатстве. Нет ничего более разрушительного, чем эта леность, предпочитающая остановиться на нескольких своих мыслях, чем изучать божественное Слово непосредственно. Ведь Слово ускользает от души, не ищущей у Господа в старании, духовности, самоотречении, осознании того, что Он один может одарить истиной. Итак, читатель не обнаружит здесь ни малейшей попытки передать истинное содержание Слова. Найдет же он, - по крайней мере это наибольшее мое желание и цель всей работы, несколько вешек, указателей, которые помогут ему при изучении Библии, но которые сами по себе, без изучения Слова Божия, совершенно бесполезны. Я сослужил бы читателю недобрую службу, если бы стал помогать ему лишь накапливать мысли, отвращая его таким образом от Слова живого и истинного, позволяющего нам общаться с Самим Богом, представляющего наши сердца Его взору и нашу совесть Его оку, которое видит и судит все, но видит лишь для того, чтобы исцелить нас и освятить нас.
Меня смущала еще одна мысль более личного характера: дело в том, что задача действительно оказалась не малой. Воздействие этой мысли было усилено надеждой оказаться полезным братьям и перед глубоким и утешительным наслаждением, которое обещала мне эта работа и которого я, в самом деле, не преминул испытать. И если мой читатель не извлечет из всего этого для себя большой пользы, то меня по крайней мере успокаивает уже то, что это для меня самого оказалось весьма полезным. Как бы там ни было, у меня нет ни единого сожаления в том, что я взялся за такое дело. Очень прошу читателя не читать эту книгу без параллельного изучения Слова, обращаясь к первой лишь для помощи в его постижении. Цель моя - побудить к его изучению, и я даже надеюсь, что моя книга не сможет послужить чему-то иному, кроме как изучению Слова.
Наконец, я не собирался передавать впечатления, произведенного на меня истиной, ни выражать благоговение, наполняющее мое сердце при чтении Слова подобающим образом. Я хотел лишь помочь своему читателю постигнуть то, что должно порождать эти чувства. Я скорее предпочитаю дать им свободно прорастать при посредстве благодати в его сердце, чем спешить передать ему многое из того, что происходит в моем. Таким образом, я просто выражаю пожелание: пусть это вызовет не одну только радость познания, но и истинное общение с Богом.
И теперь мне остается добавить к этому лишь несколько слов. Я решился на публикацию обзора всех книг Библии, указывая при этом, в той мере, в какой мне это было бы дано, на намерения и помыслы Святого Духа в каждой из книг. В силу объемности труда я счел весьма уместным публиковать эту работу по частям. Пятикнижие, естественно, открылось как единое целое, которое однако может быть представлено частями. Именно это предстоит увидеть здесь читателю. Моя работа над другими книгами уже настолько продвинулась, что я надеюсь, если того позволит всеблагой Бог, в самом скором времени предпринять издание очередного труда. Я был бы тронут, узнав, что мои братья помогают мне своими молитвами о том, чтобы я был руководим в этой работе Богом и направляем Его Духом и чтобы Он благоволил ко всем нам.
Не могу закончить предисловия, не предупредив читателя относительно того, что если он обнаружит на страницах, которые я отдаю на его суд, нечто назидающее, то это в большой мере благодаря заботами бескорыстной дружбе нашего брата М. Г. Парлье, много помогавшего мне при их редакции.
И пусть с вами пребудет мудрость Святого Духа, дорогой читатель; пусть в эти последние дни Слово станет вам все ближе и дороже и пусть дух покорности, смешанный с любовью по отношению ко всему, что касается Христа, ведет вас! Это пожелание вашего преданного в Нем брата.

Д. Н. Д.

Дорогой брат!

Перед вами краткое изложение моих мыслей по основному содержанию книг Библии. Предлагая их вашему вниманию, я надеюсь, что это послужит хоть какой-то опорой братьям в изучении драгоценной книги, которой Бог одарил нас. Я никоим образом не ставлю своей задачей представить вам глубину содержания каждой из книг, но лишь (в той мере осознания, какую Бог мне дал) своего рода указатель основных идей, их распределение по книгам и, в силу своих способностей, цель, преследуемую Духом Божиим в каждой из них. Библия есть единое целое, представляющее нам Бога исходящим из Своей внутренней полноты для того, чтобы явить Себя миру, чтобы призвать войти с Ним в блаженство этой полноты тех, кто, будучи подвигнутыми стать соучастниками Его природы, овладели способностью понимать и любить Его заповеди и Его Самого.
Но прежде, чем план Бога откроется полностью, человек появляется на сцене как существо, несущее ответственность, а его история, как таковая, раскрывается нам по этапам, которые он прошел вплоть до момента, когда его враждебность Богу была явлена на кресте. Вот тогда был заложен фундамент полного откровения плана Божия и основа исполнения Его благословения в человеке через подвиг, явивший и прославивший божественный характер в целостности, в любви и в праведности, характер Бога, оправданного во всяком смысле и приводящего человека к Его славе.
Творение послужило средой для такого проявления Бога. Но только как проявление оно было бы, конечно, несовершенным, пусть даже оно и возвестило до некоторой степени о Его славе.
Кроме того, пришедший в мир грех так исказил картину творения, что он, примешавшись к истинным проявлениям промысла, руководившего порядком и содержанием этого творения, стал в тех условиях, где пребывал человек, толкать его к ложному пониманию Бога. Ибо очевидно, что человек, осознавая роль Бога в этом творении и этом управлении, видел в этом силу, принадлежащую лишь Творцу, но в то же время присутствие зла опрокидывало в его сознании все представления относительно Его всемогущей доброты. В то время как ум человека изощрялся в напрасных попытках объяснить сложившийся порядок вещей, страсти и философствование довели до предела его безумие. С одной стороны, страсти и суеверия искажали и без того ложные представления о Боге, своевольно измышленные человеком; с другой - философия привела его к отрицанию того Бога, в котором он насущно нуждался, что стало возможным из-за неуверенности, к которой человека приводили усилия, производимые его же природным умом ради растворения в царстве страстей и суеверий.
На самом же деле эти страсти и суеверия происходили только от сатаны, подменившего идею о Боге в сердце человека, чтобы исковеркать ее, а взамен под этим именем начинять сердце пищей для вожделений, устремляющих его к богам, которые в действительности были демонами. Иными словами, философия оказалась лишь бесплодными усилиями человеческого духа, возжелавшего подняться до идеи Бога, на высоту, недостижимую для него и от которой, как следствие, он отрекся, прославляя себя. Что касается закона Бога, то он утверждал Его авторитет, провозглашая ответственность человека перед Ним, но открывал Бога лишь в умозрении; закон требовал от человека того, чем он должен был быть, не открывая при этом того, чем был Сам Бог; кроме того, закон никоим образом не являл Его творящим в благости, окруженной забвением и ничтожеством, которые пришли в человечество с грехопадением; по правде говоря, закон этого не мог делать, поскольку имел задачей требовать от человека определенной линии поведения, Направитель которой был судьей в конце жизненного пути того, кто нес за это ответственность; но Сын Божий -это и есть явление Самого Бога посреди забвения и ничтожества; Он есть верный Свидетель всего того, чем является Бог в отношениях к этой среде. Одним словом, именно в Сыне явлен Сам Бог, и Он, Сын, становится по необходимости средоточием всех Его заповедей и проявлением Его славы, а также конечной целью Его промысла.
Итак, в Библии встречаются три основные мысли: творение (испытывающее теперь последствия грехопадения) {Здесь я прежде всего имею в виду низшее творение, в гущу которого ввергнут человек. Существуют падшие ангелы, и небеса сотворенные оказались оскверненными грехом; однако эти ангелы были творениями особого рода; они были там ради прославления в радости творения, таким, каким оно предстает нашим глазам, и как это показано в Быт. 1, то есть сцены, на которых действует человек. В то же время будучи тварями, но тварями, наделенными ответственностью, они были способны пасть, если того попустил бы Бог, что с ними и случилось. Но это особое творение, поэтому о них и не говорится в истории творения, показанной в Бытии.}; закон, который давал правило человеку, пребывающему в этом творении, позволяя ему увидеть, может ли он жить на земле согласно Богу и быть одаренным благодатью; Сын Божий.
Творение и закон тесно связаны с принципом ответственности твари, и мы открываем для себя все, что по отношению к ним оказывается грешным и извращенным. Сын же, наоборот, есть проявление благодати и любви Отца, выражение любви Бога к миру, когда он уже был виновен в беззаконном грехе и прегрешении, отпечаток существа Бога; мы увидим страдание в любви посреди этого падшего творения и противоречий мятежного народа, и Он полностью прославил Бога, исполнив по благословению через силу и власть Его все обетования Бога, объединяя всех и вся на земле и на небесах, даже тех, кто Его презрел, будучи побуждаемым признать в Нем Господа, пребывающего во славе Бога Отца, в конце концов Он подчинит Себе весь мир, передав, как Сын Человеческий, царство Своей славы Богу Отцу, дабы Бог стал всем во всех.
Кроме всего этого в обетованиях Бога прежде других следует выделить тех людей, которыми Бог, познанный нами в Иисусе, окружает Себя и которые будут созданы по подобию Того, с которым они связаны своего рода нитями, - с Ним, первородным среди многочисленных братьев, вечно наслаждающихся Его, Отца, расположением и благословением; затем перед нами земной народ, в котором Бог являет принципы Своего правления на земле и Своей неизменной верности. И закон, как следствие, дается именно через этот народ. Наконец, целью Бога еще до сотворения мира (но сокрытой до подходящего времени, когда по совершении Своего искупления Святой Дух смог, пребывая на ней, совершив дело искупления и прославления Христа, явить ей всю силу и весь объем Его благословения), является Церковь, избранная во Христе, своем Женихе, призванная разделить с Ним славу и счастье, которые Он должен был унаследовать как Сын Бога и верный свидетель Его славы.
Крест, во всех отношениях, выступает центром всего этого. Именно на кресте заканчивается история человека ответственного, чада Адамова, и именно на кресте она начинается в благодати, царствующей через праведность. На нем полностью проявляются добро и зло, ненависть в человеке и любовь Бога, грех и (по совершении крестного подвига) праведность Бога, по отношению к нему. На кресте Бог был нравственно и безоговорочно прославлен; человек - осужден за свою греховность и искуплен праведностью; господство зла - разрушено, а человек возвышен над ним, как это было угодно Богу; смерть и тот, кто имел власть над ней, устранены, и все это исполнилось в акте любви, поставившем Сына Божия в облике человека во главе всего в праведности. После того, как все это было утверждено через крест, прочно и непоколебимо, на основании искупительного подвига, - каким же будет конец тех, которые его отвергнут?
Впоследствии мы увидим во всем собрании откровения, данного нам свыше, не только творение, закон и Сына Божия, но и пути, с помощью которых Бог приготовил и осуществил явление последнего; развитие всех принципов, на основании которых Он вошел в отношения с людьми, последствия нарушения закона, и, наконец, в должном месте, явление Церкви на земле вместо домостроения закона, направления, данные Им Церкви и, в то же время, ход событий, имеющих отношение к ее существованию и неверности на земле, а также неверность народа Божия на земле, как и самого человека, ответственного по отношению к Богу, определившего ему по своей власти быть на земле. Все заканчивается прославлением Иисуса, Сына Человеческого, хранящего благословение и единение всего мира под властью Бога, и, наконец, Бог есть все во всем. История Иисуса, роль, отведенная Церкви в славе замыслам Бога (тайна, сокрытая в веках), ее участие в страданиях Иисуса, союз с Ним и, прежде всего, свидетельство Святого Духа, данное свыше, - все эти истины полностью открылись в Новом Завете. Другие же события, упомянутые нами ранее, произойдут в последующие времена: Церковь вне этого.
Естественно поэтому разделить Библию на две части: 1) повествующую о первых двух темах: сотворение человека в его отношении к Богу вне закона и Его народа под законом; 2) повествующую о Сыне, сошедшем на землю, и обо всем, что касается Церкви и ее славы. Таковы, в основном, Ветхий и Новый Заветы. В то же время мы увидим, что в Ветхом Завете обетования и пророчества всегда увязывались с Сыном, упоминавшемся в заветах Бога, в то время как в Новом содержится пророчество о будущих путях Бога по отношению к земле, что связывает его с Ветхим заветом; затем мы увидим, что отвержение Сына вызвало присутствие Святого Духа на земле, - факт, полностью изменивший положение народа Божия и обусловивший особые события, зависящие от этого присутствия. Они действительно имеют место в исторической части Нового Завета, ведь Сын первоначально был представлен народу и миру в условиях закона, чтобы подвергнуть их новому испытанию; ведь Он пришел прежде всего не ради исполнения заветов Бога, но ради принесения человеку, еще пребывающему при старом порядке вещей, верное свидетельство о том, чем является Бог, с упованием на то, что у человека хватит способности принять это свидетельство, и ради явления Того, Кто пребывает в благодати среди падшего творения, и Он сделал это в образе и с природой человека, в котором однажды совершилось падение, сделал это для того, чтобы представить иудеям, если бы они этого захотели, Господа славы, того, о ком говорилось во всех пророчествах и обетованиях, и, наконец, поскольку мир Его не познал, а свои не приняли, Он пришел ради принесения жертвы, положившей основу нового мира пред Богом и выведшей искупленных в радость присутствия Его Отцу, наследников всего того, что было явлено в Иисусе, втором Адаме, ради превращения Церкви в Его тело и Его невесту.
Из всего, что мы только что сказали, явствует, что Ветхий Завет заключает в себе две существенно отличающиеся по своей природе части, пусть даже местами объединенные в одной книге, а то и в одном предложении, а именно: историю человека, каким он был, и Божии пути с ним, или историческую часть до закона или под законом, и откровение помыслов и планов Бога о будущем, помыслов и планов, всегда связанных со Христом. Это откровение несколько приоткрывает характер исполнившегося пророчества, а также обрисовывает в общих чертах то, что Бог позднее совершит. В качестве примера последнего способа выражения мыслей Бога я напомню о принесении в жертву Исаака. Очевидно, в трогательной покорности Авраама содержится историческое указание неоспоримой важности. Но, кроме того, всякий в этом без труда узнает образ жертвоприношения, в котором Бог приготовил Себе Агнца. Иными словами, Исаак, так любимый своим отцом, был лишь слабым подобием, а его избавление не только предвещает будущую Жертву, но и является источником жизни и надежды для каждого верующего.
Но я, видимо, чересчур предвосхищаю детали; давайте все-таки обратимся от них к основной идее книг Священного Писания.