1 Паралипоменон
Наш YouTube - Библия в видеоформате и другие материалы.
Христианская страничка
Лента обновлений сайта
Медиатека Blagovestnik.Org
в Telegram -
t.me/BlagovestnikOrg
Видеобиблия online

Русская Аудиобиблия online
Писание (обзоры)
Хроники последнего времени
Українська Аудіобіблія
Украинская Аудиобиблия
Ukrainian
Audio-Bible
Видео-книги
Музыкальные
видео-альбомы
Книги (А-Г)
Книги (Д-Л)
Книги (М-О)
Книги (П-Р)
Книги (С-С)
Книги (Т-Я)
Новые книги (А-Я)
Фонограммы-аранжировки
(*.mid и *.mp3),
Караоке
(*.kar и *.divx)
Юность Иисусу
Песнь Благовестника
старый раздел
Бесплатно скачать mp3
Нотный архив
Модули
для "Цитаты"
Брошюры для ищущих Бога
Воскресная школа,
материалы
для малышей,
занимательные материалы
Список ресурсов
служения Blagovestnik.Org
Архивы:
Рассылки (1)
Рассылки (2)
Проповеди (1)
Проповеди (2)
Сперджен (1)
Сперджен (2)
Сперджен (3)
Сперджен (4)
Карта сайта:
Чтения
Толкование
Литература
Стихотворения
Скачать mp3
Видео-онлайн
Архивы
Все остальное
Контактная информация
Поддержать сайт
FAQ


Наш основной Telegram-канал.
Наша группа ВК: "Христианская медиатека".
Наши новости в группе в WhatsApp.

1-ая Паралипоменон

Оглавление: Введение; гл. 1; гл. 2; гл. 3, 4, 5; гл. 6-9,34; гл. 9,35-12; гл. 13; гл. 14; гл. 15; гл. 16; гл. 17; гл. 18, 19, 20; гл. 21; гл. 22-27; гл. 28; гл. 29.

Введение

Третья и четвертая книги Царств дали нам общую и общественную историю правления Бога в Израиле от Ровоама до Езекии, историю царей Израиля; историю, в которой результат крушения царской власти проявился пред лицом долготерпения Божиего. То, что здесь сказано, касается только отношений Иуды с домом Израиля в этот период.
Книги Паралипоменон излагают нам историю этого же самого периода под другим углом зрения: с точки зрения благословения и благодати Божией, и в особенности они повествуют об истории дома Давидова, в отношении которого эта благодать проявилась. Мы увидим, что эта мысль подтвердится во множестве случаев.
Эти книги, написанные или составленные после пленения (см. 1Пар.6,15), сохраняют божественную историю Его народа, изложенную Святым Духом, такой, какой Он любил вспоминать ее, показывая только прегрешения, которые необходимо знать для понимания наставлений Его благодати.
В то же самое время Он сохраняет имена тех, кто пришел через испытания, упомянутые в этой истории, и не был вычеркнут из книги. Здесь, правда, дан лишь внешний вид этого драгоценного списка народа Его благодати, но это мы находим здесь именно это. В нем представлен не весь Израиль, ведь все те, кто из Израиля, не есть Израиль. В то же самое время Дух Божий восходит к более отдаленным временам и дает нам, начиная с Адама, родословную рода, осененного благодатью по высшей воле Бога, вместе с тем, что принадлежало ему внешне или по плоти. Он подчеркивает - достаточно, чтобы выделить ее, - признанную часть в благодати, напоминая о том, что внешне и по естеству существовало в связи с ней, ставя, как говорит апостол "душевное" прежде (1 Коринфянам 15,46).

1 Паралипоменон 1

Таким образом, начиная с Адама, мы имеем род Сифа до Ноя. Затем следуют семьи Иафета и Хама, один из потомков которого обрел власть на земле, и, наконец, семья Сима, Богом которого был Господь и потомство которого прослеживается до Авраама. Сим, призванный среди людей, становится, так сказать, новым родоначальником. Его потомство по плоти упоминается первым; затем Исаак, дитя обетования, - новый родоначальник, дети которого по плоти выводятся на сцену вместе с их царями и их военачальниками до чада избрания.

1 Паралипоменон 2

В главе 2 мы обнаруживаем, наконец, Израиля, все сыновья которого были более или менее предметом забот Бога, Который любил Иакова.
Затем наступает очередь Иуды, чтобы привести нас к царскому роду Давида, также предмету обетований по избранию Божиему.
Кроме того, мы видим картину процветания семьи Иуды вообще, и в частности, процветания семьи Халева, которая была верна Богу в своем поколении. Бог сохранил здесь память о ней. Таким образом, читателю ярко представлен способ заселения страны и ее внутренняя история {Здесь следует заметить, что во всех родословных, когда семья устраивается в одном месте, название места часто употребляется для названия семьи; что потомки нескольких поколений называются вместе как дети родоначальника; (ср. 4,1 с началом 1Паралипоменон 2) и что, не будучи названным ранее, выдающийся представитель какой-то семьи может начать новую родословную (1Паралипоменон 8,22 и 33)}.

1 Паралипоменон 3, 4, 5

Вот порядок этих колен: Иуда первый, как царское колено. Симеон упоминается после него, потому что его территория более или менее вклинивается в территорию Иуды. Затем Рувим, первенец, и вместе с ним колена по другую сторону Иордана, которые находятся в отношениях с ним. Они также были уведены в плен раньше других; Бог Израиля покарал их. Очередь Левия наступает согласно родословной после них, но я предполагаю, что есть более существенная причина для этой перестановки, потому что Левий представляет священническое колено, а Иуда - царское. То, как была заселена земля и ее внутренняя история представлены здесь весьма ярко.
Затем нам дается родословная семьи Давида вплоть до нескольких поколений после возвращения из плена; наконец, родословные колен одного за другим, но в соответствии с их положением в Израиле и с добавлением некоторых замечаний о владениях, приобретенных отдельными семьями или целым коленом. Дан и Завулон отсутствуют; Иуда упоминается (гл. 4,1). У Симеона (гл. 4,24) был свой надел на территории Иуды, но он расширил свое владение, а некоторые из этого колена, вышедшие за пределы земли, избежали плена. Рувим (гл. 5,1), Гад (гл. 5,11) и полуколено Манассиино (гл. 5,23) остались к востоку от Иордана. Эти колена вместе сильно расширили свою территорию и разбогатели за счет своих врагов.

1 Паралипоменон 6-9,34

В родословной Левия (гл. 6) мы видим прежде всего линию первосвященников до пленения; затем упоминаются левиты, их служение и их города. После Левия идет Иссахар (гл. 7,1), Вениамин (гл. 7,6). Неффалим (гл. 7,13) "небольшой по числу; второе полуколено Манассии (гл. 7,14), Ефрем (гл. 7,20) и Асир (гл. 7,30). Затем мы снова находим Вениамина (гл. 8), сначала в связи с Иерусалимом, а затем в связи с семьей Саула.
Но то, что по благодати было сохранено здесь из родословных народа касательно остатка, из того, что попало под печальный приговор Лорухама и Лоамми, раскрывает нам другое обстоятельство: то, что повсюду, где была вера, Бог благословлял Свой народ в отдельных людях. Иавих (гл. 4,9-10), сын скорби, взывая о благословении к Богу Израиля, не преминул обрести его. Господь расширил его пределы и так охранял его, что он не горевал более. Симеон, хотя и рассеянный по Израилю, смог прогнать врагов и завладеть их землей вплоть до горы Сеир. Оба колена и полуколено за Иорданом также расширили свои пределы и завладели домами своих врагов, потому что они воззвали к Богу (гл. 5,20). Позднее они были уведены в плен, потому что покинули Бога. Таким образом, хотя не было ни царской власти, ни порядка царства, повсюду, где была вера, Бог благословлял тех из Своего народа, кто веровал в Него.
Эти родословные были несовершенны. Состояние Израиля носило отпечаток распада, который происходил в нем, но также и доброты Божией, которая возвратила остаток и сохранила все, что было необходимо, чтобы поместить тех, кто входил в него, в списки Его народа. Если случайно недоставало необходимого доказательства их происхождения, то те, кто входил в этот список, переставали пользоваться своими привилегиями, а священники - своим священническим положением, пока не находился священник с уримом и туммимом (Ездра гл. 2,63). Ибо эти родословные служили средством для признания народа. Счастлив тот, кто сохранил свою родословную и кто достаточно оценил наследство Господа, чтобы дорожить им! Это было доказательством веры, ибо могли бы сказать: "К чему были эти родословные в Вавилоне?"
Что касается левитов - ибо служить Господу есть благо, - то их родословные, их города и их служение были известны с достаточной достоверностью даже в Иерусалиме. Милость Божия не забыла сохранить лампаду и в доме Саула, ибо и в наказании Бог помнит о милосердии. 1Паралипоменон 9 помогает нам понять, какое применение находили родословные; ибо те, о которых идет в них речь, - это именно те, кто возвратился из плена, как это видно из 1Паралипоменон 11 книги пророка Неемии. Эта часть книги полностью заканчивается на главе 9,34. Стихом 35 начинается новое повествование.

1 Паралипоменон 9,35-12

Сжатый рассказ о падении дома Саула сообщает об утверждении Господом дома Давида. Обо всем, что произошло, прежде чем народ пошел за Давидом в Хеврон и царская власть над всем Израилем была передана его дому в Иерусалиме, умалчивается.
Затем мы видим в качестве общей темы порядок царской власти и царства, как он был установлен в доме Давида, - царство рассматривается скорее как приведенное в систему по благословению Божиему, чем как исторический рассказ обо всем, что произошло, за исключением того, что было необходимо, чтобы представить данную картину. Здесь не говорится о совершенстве, но есть установленный Богом порядок. Следовательно, о прегрешениях и бедствиях Давида, как до, так и после того как он был поставлен царем, умалчивается.
После упоминания о самом царе, помазанном на царство чрез Самуила по слову Господню, для управления всем Израилем, начинается история о том, что составляло силу и славу царства Давидова. Первосвященник уходит с первого плана. Помазанник Божий прежде всего воин, хотя так не должно быть всегда. Иоав и храбрые люди, которые были товарищами Давида по оружию, появляются сразу же вслед за ним.
Первое место после царя отдается тому, кто избавил Сион от рук врагов {Давид обстроил город кругом, начиная от Милло, а Иоав восстановил остальные части города. Можно отметить, что Шамма Хародитянин здесь не упоминается. Возможно, в 11,27 говорится о Шамме, но это сомнительно (см. 2 Сам. 23,25). Можно заметить также, что подвиги этих храбрых людей состояли, в особенности, из побед, одержанных над филистимлянами, этими врагами, от которых пал Саул, тот, Кто был поставлен, чтобы уничтожить их. Именно в этих сражениях, какими бы ни были с тех пор их подвиги, они научились побеждать и обрели славу, которая обеспечила им место в летописях Бога}, и это место, избранное Господом, становится городом Давидовым и средоточием царской власти. Затем нам сообщается о том, как соратники Давида один за другим присоединяются к нему, хотя еще долго он был отвергаем и преследовался Саулом, по всей видимости низменным, трусливым и слишком слабым, чтобы сопротивляться.
Читатель должен помнить о связи между всей этой историей и установлением власти Христа, сына Давида на земле.
Первые названные из тех, кто присоединился к нему, служат доказательством того, что Бог и понимание Его воли имели в их глазах большую ценность, чем родство и преимущества, которые вытекали из него, - из братьев Саула (а именно: из колена Вениамина), люди в высшей степени искусные в обращении с луком и пращой, то есть тем оружием, которым Саул был поражен в сражении, в котором он погиб.
Некоторые пришли к Давиду из-за Иордана, когда он еще прятался в пустыне, ибо вера и явление силы Божией обычно стимулируют энергию тех, кто присоединяется. Тот, с кем Бог, привлекает тех, на кого Бог воздействует, и их энергия развивается в соответствии с явлением присутствия и Его благосклонности. Многие из них прежде были с Саулом, но вместе с ним они не были сильными людьми; многие прежде никогда не были с ним. Однако даже в стане Саула Давид смог убить филистимлянина, когда весь Израиль был охвачен ужасом. После этого подобные подвиги становятся почти обычным делом. В начале они требовали непосредственного общения с Богом для того, чтобы исключить влияние всего, что окружало человека, вступавшего в это общение. Позже влияние окружения стало благоприятным, и вера начала распространяться. Эти люди не были главными из сильных у Давида (11,10-47). Когда Бог действует властью, он дает силу слабым, и энергией веры и Своего Духа Он создает армию героев.
В тех, кто пришел от Вениамина и Иуды (12,16), мы видим именно эту веры. Они признавали, что Бог Давида приходил ему на помощь. Давид полагается на Бога относительно тех, кто присоединялся к нему, так как к концу своего жизненного пути, полного испытаний и странствий, он был в очень трудном положении. Те, которым Бог давал энергию и силу, отправлялись к нему в большом числе, ибо все созрело для его воцарения над Израилем и для передачи в его руки царства Саула.
Разнообразны качества этого воинства Божьего. Все достойны: одни - люди разумные, которые знают, что надлежит делать Израилю, и в этом случае все их братья в распоряжении Давида (12,32); другие - вооружены для сражения; у третьих все воинское снаряжение, и они полны решимости, - все это сказывалось в них в зависимости от дара Божиего, и все приходили с открытым сердцем, чтобы воцарить Давида на престол; их братья приготовили им все в изобилии, ибо в Израиле была радость. Так бывает всегда, когда Христос действительно прославляется открытыми сердцами, которые стремятся только к Его славе.

1 Паралипоменон 13

Давид сразу думает о ковчеге (см. Псалом 131). Он советуется с тысяченачальниками, чтобы перенести его к себе. Любя народ и будучи любим им, он действует совместно с ним и для него, но была еще слишком большая зависимость между его усердием и его воинским духом, и, предаваясь радости, он еще не задумывался в достаточной степени над путями Господними. Он, несомненно, приспосабливается к тем средствам, при помощи которых Бог прославил Себя, когда ковчег попал в руки филистимлян. Те были совершенно правы, что не вмешивались и не мешали Богу действовать, когда Он свидетельствовал, что Он Бог всего сотворенного и обладает властью, которая подчиняет себе природу в Его созданиях. Такова была вера филистимлян, но не таковой была вера Озы, когда он коснулся ковчега. Народ Божий может направляться Словом. Бог может действовать самодержавно вне всего этого, но здесь правит Слово. Поражение Озы (место названное так потому, что там был поражен Оза) - это свидетельство, которым нельзя пренебрегать безнаказанно, и поэтому Он обязует этого последнего уважать порядок дома Божиего среди Его народа. Из-за того, что он изменил этому, радость Давида превращается в страх и раздражение, но дом Овед-Евдом совсем еще не доказательство того, что присутствие Бога неизменно приносит благословение.

1 Паралипоменон 14

История царской власти продолжается. Давид воцаряется в Иерусалиме; царская власть укрепляется в его руках от имени Господа: она высоко возносится благодаря его народу. Обратившись за советом к Богу и точно последовав Его совету, Давид дважды одерживает полную победу над филистимлянами. Так как Господь благословил его таким образом, его слава разносится по всем странам.

1 Паралипоменон 15

Он строит себе дома в Иерусалиме и готовит место для ковчега Божия, устроив для него скинию.
Предупрежденный бедой {Следует заметить, что, имея своей первопричиной преступное упущение царя, это событие, в благодати, приводит к тому, чтобы Давид был поставлен в свое истинное положение, чтобы урегулировать и упорядочить все, что касалось служения левитов. Так бывает всегда, что касается веры, ибо замыслы Бога исполняются в ее пользу. Человек в своем усердии может отойти от воли Божией, и Бог покарает его, но чтобы сообщить ему о большей чести для него, человек ставится в положение, более желанное для Бога, и все больше понимает Его пути, сообразно с которыми Он хочет прославить Своего служителя}, которую его небрежность навлекла на Озу, в первый раз, когда он занялся перенесением ковчега, Давид собирает не только весь Израиль, но также левитов и семью Аарона. Это дает повод для показа всего порядка служения левитов, как это было установлено Давидом, и отношений между священничеством и царской властью, а именно то, что первое было подчинено второй, так как царь был помазанником Божиим, хотя служение в святилище принадлежало священничеству.
Как 1Паралипоменон Давид предписывает все и учреждает пение для служения Божиего. Затем, с помощью Божией, ковчег переносится из дома Овед-Евдомова в скинию, приготовленную для него в Сионе, с жертвоприношениями Тому, Кто помогал левитам Своей властью, с радостью и с песнями ликования. Сам Давид, одетый в одежду из виссона и ефод, танцует и веселится перед ковчегом Господа, входящим на свое место покоя на Сионе. Это деяние, такое непонятное для неверующей Мелхолы, как и поведение самого царя, имело очень большое значение. Оно отождествляло царскую власть на Сионе (то есть царскую власть Христа как освободителя в благодати) со значением завета Господа и Израилем, значением, установленным по благодати на Сионе, когда Израиль уже полностью вышел из-под закона даже после того, как он отверг Бога - своего царя.
Священничество Аароново не способно было поддерживать связь народа со своим Богом и, следовательно, внешний порядок потерпел крах. Жертвенник, на котором священники должны были приносить жертвы, находился в другом месте (в Гаваоне), а не перед скинией, в которой был ковчег, а тот, который был знамением завета и престола Господня, был далеко от жертвенника, где служили священники.
Завет Господа вступает в связь с царской властью, и это происходит на Сионе, в месте, которое Он избрал для Своего покоя. Давид сам в некоторой степени обретает характер Мелхиседека, но только в свидетельстве и символически (16,1-3). В этих стихах священники не присутствуют. Чтобы лучше понять значение переноса ковчега на Сион, было бы неплохо рассмотреть Псалом 77,60-72 и сравнить стих 8 этого Псалма с тем, что Моисей говорил во время скитаний Израиля по пустыне (Числа 10,35-36). Интересно заметить в Псалме 131, что за каждой просьбой в начале Псалма следует ее исполнение в конце.
Тот факт, что ковчег не был отнесен в скинию в Гаваон, также имел очень большое значение. Это означало осуждение всей системы, которая так дорожила этой скинией. Та продолжала существовать так же, как и жертвенник, и священники приносили там жертвы, но ковчег завета Господа был взят из нее. Царь своей властью располагал им, поместив его в другом месте. После Силома это наказание продолжалось как кара, совершаемая врагами, но теперь, когда Бог вмешивается через Давида и действует властно, эта власть помещает видимый знак Его завета с Его народом в другом месте. Царская власть устанавливается в Иерусалиме, и знак завета Божиего отнимается у скинии собрания, чтобы быть помещенным на горе Сион, в месте пребывания царской власти.
Когда народ должен был отправляться со своего места стоянки, Моисей говорил {Таким образом, Израиль скитается в пустыне, ища своего покоя, но находил на своем пути врагов и через веру признавал этих врагов за врагов Господа, окружая заботой символ присутствия своего Бога, когда Тот давал Своему народу кратковременный отдых}: "Восстань, Господи; и рассыплются враги Твои, и побегут от лица твоего ненавидящие Тебя!" Это имело место при отправлении ковчега на поиски места покоя для народа. Когда он останавливался, Моисей говорил: "Возвратитесь, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым!" (Числа 10,35-36). Но когда Бог в какой-то степени давал покой Израилю, этот последний не умел пользоваться им. Он взял ковчег из его места, чтобы принести его в стан Израиля, потерпевшего поражение от своих врагов за свою неверность, но это место не было Его местом для ковчега. Ни то, ни другое из выражений Моисея не подходили к этому перенесению ковчега посреди стана. Ковчег был захвачен и, как мы это видели в другом месте, "Ихавод было произнесено над народом" {Выраженное в следующих словах: "И отдал в плен крепость свою и славу свою в руки врага" (Псалом 77,61)}. Но верность Бога пребывает, и теперь, когда Он вмешался в благодати и в силе и когда престол утверждает как сосуд этой власти и этой благодати, дается другое слово: "Стань, Господи, на место покоя Твоего, - Ты и ковчег могущества Твоего (Псалом 131,8). Израиль, стан и священники не были больше местом покоя для Бога.

1 Паралипоменон 16

Рассмотрим теперь значение этого водворения ковчега и царского престола на Сионе, как оно представлено нам в песне, которую Давид сочинил по этому случаю.
Хотя царская власть была доверена людям {Сравните в Псалме 131,11 и 12 оба эти принципа, уже указанные при рассмотрении третьей и четвертой книг Царств} и потерпела крах, но тем не менее верно, что она была дана дому Давида по замыслу, дару и призыву Бога и что все связанные с ними обетования, - неизменные милости, обещанные Давиду (Исаия 55,3), исполнятся в Христе.
В главе, которую мы здесь рассматриваем (16), престол представлен в свете помыслов Бога и благословения, которое согласно этим помыслам имеет отношение к ним. Давид, вознеся Богу всесожжения и мирные жертвы и благословя народ, раздает каждому, и мужчинам и женщинам, по одному хлебцу и по чаше вина, ибо Бог хочет обильно благословить его съестные припасы и насытить хлебом его бедных. Затем Давид дает левитам песнь для славословия Господу.
Эта песнь состоит из части Псалма 104, части Псалма 95 с некоторыми изменениями, начала Псалмов 105, 106, 117 и 135, которые являются важной формулой и, наконец, из Псалма 105,47 и 48.
Вот эти темы в том порядке, которому следует песнь. Сначала, в Псалме 104 прославляются подвиги Господа, а также Его чудесные дела и суждения из Его уст. Израиль, как народ и собрание Его избранных, призван помнить об этом, ибо Он - Господь его и Бог, и Он судит во всей земле. Израиль призван помнить не о Моисее и обусловленных обещаниях, обращенных через него к народу, а о безусловном завете с Авраамом, вечном завете дать землю его потомству. Ему напоминается, каким образом Бог сохранил этих наследников обетования, когда они шли от народа к народу. Остальная часть Псалма опущена: она повествует в историческом плане о путях Господних относительно сохранения народа в Египте и его избавлении оттуда, чтобы обосноваться в Ханаане с тем, чтобы он мог соблюдать уставы Господа. Эта часть Псалма очень мало подошла бы здесь, где прославляется благодать за утверждение народа в силе, после того как эти уставы были нарушены. Начало Псалма прославляет благодать по отношению к Израилю согласно обещаниям, сделанным Аврааму, Исааку и Иакову, когда Бог судит по всей земле. Вот то, что прежде всего основано на присутствии ковчега и утверждении престола в Сионе.
Стихи с 23 по 33 приблизительно повторяют слова Псалма 95. Это предупреждение, обращенное к язычникам, чтобы они признавали Господа, славу Которого следует возвещать среди всех народов. Этот Псалом принадлежит к серии Псалмов, которые, начиная с первого возгласа народа до всеобщей радости в народах, показывают последовательно все, что касается прихода Первенца в мир. Лишь слова: "Скажите народам: Господь царствует!" придают Псалму 95 пророческий характер. Здесь радость небес и земли предшествует этому посланию народам и вместо того, чтобы сказать "во дворы Его", сказано: "пред лицом Его". Слова: "Он будет судить вселенную по правде", {По-еврейски здесь имеет слово народ, а в первой книге Псалмов, как я полагаю, это обычно выражается словом "народы". Смотрите, однако, стих 26, во всяком случае они не трактуются как язычники. В выражении "судить народы по правде" (Пс. 95,10) употреблено слово, споры и ссора, но обычно для общей судейской власти употребляется. Последнее слово используется в конце псалма. Слова "Скажите среди язычников, что Господь правит" здесь изменены} - также опущены, как и вторая половина последнего стиха, которая относит этот суд ко вселенной. Кроме этих изменений, которые, как мне кажется, придают песне, которую мы рассматриваем, скорее характер настоящей радости, эти стихи соответствуют Псалму 95.
Замечательно опущение суда народов по правде. Ибо здесь тема: радость, благодать избавления в установлении власти и управление землей, которые есть следствие этого,- при том, что народы призываются в Иерусалим, чтобы предстать там перед Господом. В этом заключается главная мысль.
Следовательно, в этих двух частях мы видим радость Израиля пред лицом Господа, исполнение завета, заключенного с отцами, вследствие чудес Божиих, и призыв, обращенный к народам, отправиться в место Его славы {Здесь нельзя было бы употреблять Псалом 99, потому что до этого Псалма Господь уже прославлялся как воссоединяющий на херувимах (Псалом 98,1), в то время как факт помещения ковчега на Сионе был только предвосхищением, и, следовательно, здесь цитируется Псалом 95. Именно присутствие Христа на горе Сион, чтобы исполнить в силе обетования, объясняет все эти намеки, так же как несколько Псалмов, которые, по-видимому, говорят о возвращении из плена, чтобы отстроить Иерусалим, в то же самое время умоляя об осуществлении этого возвращения. В некоторых из этих Псалмов благословение прославляется в духе, и мольба о получении его предшествует этому исполнению}. Мы видим затем следующую формулу: "Вовек милость Его",- объявляющую, что, несмотря на все прегрешения, все грехи и всяческую неверность Израиля, милость Божия осталась неизменной. Так будет, когда Агнец, истинный ковчег завета и настоящий Давид, будет на горе Сион, и это будет полностью доказано даже до того как Он примет образ Соломона. И это воспевалось со времен Давида (ср. стих 41; 2 Паралип. 5,13; Ездра 3,11; Иеремия 33,11).
Псалом 105, который завершает четвертую книгу Псалмов, пространно излагает доказательства этого драгоценного утверждения, в то время как песнь, которую мы рассматриваем, начиная с обетований, сделанных Аврааму, пропускает всю историю до конца (опуская конец Псалма 104 со стиха 16, который говорит об этом, и ставит Израиль под Его ответственность в Ханаане) и продолжает первым стихом Псалма 105, который возвещает, что милость Божия продолжалась несмотря ни на что.
Псалом 106 рассматривает ту же самую тему, но в связи с избавлением и возвращением Израиля в конце времен.
Псалом 117 подчеркивает эту истину в связи с личностью Мессии, страдавшего вместе со Своим народом, но, наконец, признанным и принятым в день, который Господь назначил.
Наконец, в псалме 135 это славословие воспевается в связи с полным благословением Израиля и всего сотворенного Богом, начиная с самого сотворения и прославлением доказательства этой милости во всем, до благословения земли вследствие искупления Израиля.
Здесь мы можем заметить, что, начиная с Псалма 131, который мы уже отметили как прославляющий обоснование ковчега в Сионе, Псалмы до 135 образуют продолжение этого. Однако они заходят дальше, чем настоящая тема, и вводят нас в отстроенный храм, не прекращая, однако, говорить о Сионе как о месте благословения (см. Псалмы 132, 133, 134 и, наконец, 135, который мы сейчас рассматриваем и который, как хор, завершает эту серию).
Наконец, мы имеем два последних стиха Псалма 105, в первом из которых звучит мольба, чтобы Бог собрал Израиль {Эта мольба обнаруживает пророческий характер песни и показывает, что ее значение простирается до последних времен Израиля} от народов, что станет результатом утверждения престола Иисуса на Сионе {Смотрите Матф. 24,31 (хотя там это находится в связи с Его пришествием с небес) и Псалом 125}, а второй завершает Псалом (как в конце каждой из книг Псалтыри), благословляя навеки Господа, Бога Израиля. Эта песнь славословия содержит, следовательно, все темы, которые дадут возможность прославить присутствие Христа на Сионе, когда Он явится, чтобы установить там Свою власть в благодати, но до того, как последствия Его присутствия проявятся в окружающем.
В конце 1Паралипоменон 16 мы видим, что царь определяет все, что должно было делаться перед ковчегом и перед жертвенником, который находился на высоте в Гаваоне (то есть для ежедневного служения перед ковчегом и для жертвоприношений на жертвеннике), что он также назначает левитов для прославления Господа и воспевания Его, ибо "на век милость Его".
Трогательно видеть, что свидетельство об этой драгоценной верности Бога находится не только там, где власть поместила ковчег, но также и там, где сердце народа нуждалось в нем в промежуточный период, а именно: на жертвеннике, который, будучи местом, где народ приближался к Богу, стал в конце концов свидетельством состояния падения народа, скинией без ковчега.
Вера, которая понимала замыслы и дела Божии, могла видеть в утверждении ковчега на Сионе (деяние, которое согласно старому порядку, было настоящим беспорядком) содействие силы и вмешательства Божиего в мирном и славном царствовании Сына Давида. Милости, обеспеченные Давиду, светились в глазах веры, как заря дня, от того, что ковчег завета был поставлен Давидом, царем, на горе, которую Бог избрал для Своего вечного покоя.
Но не все понимали эти пути и это вмешательство Божие, такое драгоценное для тех, кто постиг их, и милость Божия снисходила в Гаваоне до низов народа, который Он любил, и Он разговаривал с ним в этом месте, как Ему было угодно, у жертвенника, где этот народ мог приближаться к Богу в невежестве, которое, возможно, не видело далеко, но где, насколько его невежество позволяло ему, он был верен Тому, Кто вывел его из Египта; там Бог разговаривал с народом, говоря ему, что Его милость пребудет вовек. И это было действительно трогательным доказательством. Давид возвращается, чтобы благословить свой дом, - и это то, что всегда отличало Давида от Соломона, от народа и от славы его.

1 Паралипоменон 17

Но хотя Давиду и было дано связать царскую власть на Сионе с ковчегом завета и таким образом обеспечить благословение властью царя, избранного Богом, царю-воину не было дано построить дом Господень. Сила, которая одерживала победы над врагами Бога и его народа, не была еще мирной и славной властью, которая позволила бы наслаждаться этому последнему всяческим благословением Божиим, когда не было бы больше врагов и все выказывали бы абсолютное послушание престолу Божиему на земле. Как и Авраам, Давид лично должен был быть носителем обетований, но ему самому не пришлось насладиться результатом обетований на земле.
Когда народ был искуплен из Египта, его первым духовным желанием стало подготовить жилище, в котором Бог пребывал бы среди него (Исход 15,2), {Здесь перевод более чем сомнительный, но в Исходе 29,46 намерение Божие совершенно ясно} и это желание соответствовало помыслам Божиим (Исход 29,44.46).
Но если Бог сопровождал Свой народ в его странствиях; если Он переносил его неверность, когда Он доверил ему Свою славу в земле обетованной, и если песнь "Вовек милость Его" звучала перед Его жертвенником посреди краха; если Он поставил для избавления Своего народа царя по своему сердцу и установил ковчег, спасенный из рук врагов на горе Сион, в месте, которое Он избрал для Своего покоя, тем не менее по-прежнему было правдой то, что оставался покой для народа Божиего. Победы, которыми они пытались достичь его, не давали этого покоя; не была им также благодать, которая давала эти победы. Если бы Бог дал Своему народу полный и совершенный покой, тогда дом, в котором Он жил бы посреди них, был бы построен, ибо Бог оказывается среди Своего народа в зависимости от его состояния и его нужд {Когда Израиль был рабом, Бог стал его Искупителем; когда он жил в шатрах, Бог также жил под шатром; когда он сражался, Бог представал вождем воинств Господних; когда он обосновался в мире, Бог освобождался в доме Своей славы. Этот промежуток был испытанием народа на земле. Бог оставался в шатре, а Его ковчег даже был захвачен. Он вмешивается в благодати для его избавления}.
Христос также, поскольку мы были рождены женщиной, был рожден женщиной; поскольку Его народ был под законом, Он родился под законом; теперь когда Он хочет иметь небесный народ, Он в небесах для нас; когда Он придет в славе, мы придем вместе с Ним; мы будем царствовать, когда Он будет царствовать, но в обоих последних случаях мы будем вместе с Ним.
Но святое желание построить этот дом во славу Божию становится поводом для того, чтобы открыть Давиду все замыслы Божии относительно его. Благодать снизошла на него, когда он занимал низкое положение, и поставила его управлять народом Божиим. Он Сам был вместе с Давидом повсюду, где тот ходил; Он истребил его врагов и прославил его. И это было не все: Он предписал Своему народу покой, который не будет более нарушаем, как он нарушался прежде, в течение всего времени Судей.
Кроме того, Бог покорит ему всех его врагов и построит ему дом. Не будет более освободителей, время от времени порождаемых для избавления народа от бедствий; в которые его погрузила своя же неверность, и замыслы Божии относительно этого народа исполнятся и благословение навеки утвердится в семье и в доме царя. Сын Давида воцарится на его престоле; он будет сыном Господа, и Господь будет ему Отцом и милости Господа не будут изъяты у него. Он также навсегда утвердится в доме и в царстве Господа, и его престол будет вечным.
Здесь можно заметить, что всякий вопрос об ответственности потомства Давида {Последняя часть 14 стиха из 2-й книги Царств, 7 опущена} оставляется в стороне и что все относится к исполнению замыслов Божиих во Христе, истинном сыне Давида по обетованию. Бог берет дело в Свои руки. Пока Его народ лишен покоя, Он находит удовольствие в хождении с ним из скинии в скинию (стих 5), и Он не требует, чтобы построили Ему дом. Он Сам породит того, кто построит дом, в чье царствование народ навсегда утвердится во власти, насладится покоем, который Бог Сам обретет для него. Сердце Давида горячо отвечает Господу {Как прекрасно видеть в этой трогательной молитве благодарности Давида, как его сердце переполнено от того, что Бог занимается этим делом. "Нет подобного Тебе", и если он говорит о благословении своего народа, то Израиль не просто народ, а "единственный народ на земле, к которому приходил Бог, чтоб искупить его Себе в народ, сделать свое имя великим и страшным". "И возвеличится имя Твое во веки". В этом особое воздействие веры}, Который из любви к Своему служителю и по Своему собственному сердцу сделал все это и раскрыл, чтобы Его служитель познал это. Признавая славную привилегию Израиля быть народом подобного Бога, единственного истинного Бога, он молит о том, чтобы Бог Израиля был действительно Богом Израиля и исполнил все, что Он сказал ему относительно его потомства.

1 Паралипоменон 18, 19, 20

В 1Паралипоменонх 18, 19 и 20 Давид, уже избавленный от всяческой междоусобицы среди народа, одерживает верх над язычниками и разносит во все стороны славу об Израиле и славу о своем царствовании. Эти события послужили поводом для Псалма 17, хотя его значение гораздо глубже (ср. стихи 36-45).
Следует также заметить, что обо всех прегрешениях Давида совершенно умалчивается. Описанные подробно в другом месте, они не упоминаются здесь, потому что здесь показано исполнение путей и помыслов Божиих в семье избранного царя, описание чего мы и имеем здесь.
Дети великана вместе с филистимлянами падают от рук детей Израиля.

1 Паралипоменон 21

Но процветание подвергает Давида соблазнам сатаны. 1Паралипоменон всего Израиля и победитель всех своих противников, он хочет знать силу народа, который был его славой, забыв о могуществе Бога, Который дал ему все это и умножил Израиль. Этот грех, который всегда серьезен и который был еще более серьезен в случае Давида, незамедлительно навлек на него кару Божию - кару, которая, однако, является поводом для нового проявления Его благодати и исполнения Его помыслов. Давид, который на какое-то время забыл о Боге, но сохранял знание о Нем в своем сердце, полагается на Него, предпочитая отдаться в Его руки, чем надеяться на что-то от человека; тогда Бог посылает смерть на Израиль. Это дает возможность, по благодати Божией, проявиться другой составной части славы Давида - чести, которую Бог оказал ему, выбрав его оружием для определения того места, где жертвенник Бога станет средством ежедневного общения народа с Ним. Иерусалим был любим Богом; это Его избрание осуществилось теперь; этим местом было гумно чужестранца; это было время, когда народ страдал под бременем последствий греха. Но здесь все - благодать, и Бог останавливает руку ангела, простертую для того, чтобы поразить Иерусалим. Благодать предвосхищает всяческое движение в сердце Давида {Интересно обратить внимание на порядок, показанный здесь относительно установления отношений благодати. В самую первую очередь исполнение заслуженной и объявленной кары отменяется сердцем Божиим и Его высшей благодатью в избрании (стих 15); затем мы имеет откровение этой кары, откровение, которое вызывает смирение пред лицом Бога и полную исповедь греха. Давид и старейшины Израиля, покрытые вретищем, падают на лица свои, и Давид объявляет себя виновным. Затем следует наставление от лица Бога в отношении того, что следовало сделать, чтобы остановить язву должным образом и окончательно; средством против язвы является жертвоприношение на гумне Орны. Бог принимает его, послав огонь с неба; затем Он приказывает ангелу вложить свой меч в ножны. Верховная благодать, осуществленная по справедливости, основанная таким образом на жертвоприношении, становится средством, при помощи которого Израиль приближается к Своему Богу и устанавливает для народа место доступа к Нему. Скиния, свидетель условий, которые народ не сумел соблюсти, не предоставляла, как мы видели это, никакой возможности в подобном случае. Она, напротив, была поводом для страха: Давид ужасался при мысли о том, что нужно отправиться в Гаваон. Не было другого средства, чем окончательное вмешательство Божие в соответствии с Его собственной благодатью, ибо проявление греха со стороны самого царя не оставлял места ни для чего другого. Сама система и принцип скинии как установление закона полностью отменяются, и богослужение Израиля основывается на благодати посредством жертвоприношения там, где даже царь, с точки зрения ответственности, потерпел крах. Такова была позиция Израиля для того, кто понимал ее}, ибо она действует и находит помощь в сердце Божием. Движимый этой самой благодатью, Давид со своей стороны вступается за народ, беря на себя грех. Бог выслушивает молитву и посылает Своего пророка, чтобы направлять его при принесении искупительной жертвы, которая, действительно, закладывала фундамент для всякой последующей связи между народом и Богом. Хорошо видно, (хотя этот образ {И даже в историческом плане все не так, ибо грех самого царя навлек кару на народ. А Христос все-таки взял грех на Себя признав его Своим. Между тем это показывает нам, насколько все зависит теперь от царской власти. Избавление приносит не священник. Давид ходатайствует, и Давид делает приношение. Тот факт, что царь, носитель обетований, согрешил, вызвал необходимость в верховной благодати}, бледен по сравнению с реальностью), что этот рассказ напоминает нам Того, Кто взял на Себя грех во благо того же самого народа, - грех, который был не Его.
Когда Давид сделал жертвоприношение по предписанию Божиему, Бог принял его, послав огонь с неба, и по приказу Бога ангел вложил свой меч в ножны.
Здесь, очевидно, все - благодать. Не царская власть вмешивается, чтобы избавить Израиль от его врагов и утвердить его в мире. Здесь стоит вопрос о грехе самого {Эта разница между избавлением Израиля от его врагов и чувством его собственного греха перед Богом в последний день обнаруживается в Песни восхождения. См. Псалом 129} Израиля (ибо все зависит от царя), поскольку ковчег завета посредством энергии веры оказывается вне того, что подобает ему, а теперь вне опустошенного места из-за греха народа. Бог действует в благодати, предписывая и принимая искупительное жертвоприношение; Давид и старейшины, покрытые вретищем, предстают перед Ним с мольбой о заступничестве.
В том же самом месте, где Бог внял его мольбе, Давид приносит свои жертвы, и об этом месте сказано: "Вот дом Господа Бога, и вот жертвенник для всесожжений Израиля". Перед лицом греха Бог действует в благодати и учреждает посредством жертвоприношения правильный порядок религиозных отношений между Ним и Его народом, принятым в благодати, и место Его собственного жилища, где они могли бы приближаться к Нему. Это был новый порядок вещей. Старый порядок не предоставлял никакого средства против суда Божиего; напротив, Давид сам боялся заходить в скинию - с ней было покончено как со средством приближения к Богу. Грех Давида стал поводом для того, чтобы покончить со старым порядком вещей, показав невозможность его в подобном случае, и, таким образом, это послужило поводом для обоснования всего верховной благодатью.

1 Паралипоменон 22-27

Начиная с этой 1Паралипоменон до стихов 28 и 29 1Паралипоменон 26 все относится к дому, который должен быть построен. Там мы видим запасы, которые Давид сделал, всего, что было необходимо для его строительства, порядок служения левитов, выбранных для пения, для того, чтобы быть привратниками и священниками по их чередам; все определено и приведено в порядок Давидом, и на том же основании установлен царский распорядок его дома, назначены его администрация, его начальники и его охрана, наконец, главные начальники народа, перепись которого мы здесь видим, - все это целиком зависит от царя.
Что касается переписи народа, она не была завершена из-за гнева Божия. Интересно то, что все было предписано и определено Давидом даже в том, что касается притвора перед домом, который еще не был построен. Таким образом, во Христе все устроено прежде, чем это проявится во славе.
Мы видим также, что Давид всегда принимал все это близко к сердцу, и какие же большие приготовления он сделал! Ибо, каковы бы ни были войны, слава Бога в мире посреди Своего народа всегда в сердцах тех, кто в согласии с Духом Христовым, всегда в сердце Самого Христа.

1 Паралипоменон 28

Сам Давид ставит Соломона царем, приказывает вождям колен помогать ему и пророчествует во вдохновленных песнях {По-видимому, сам Еман тоже был вдохновлен. Некоторые псалмы приписываются ему, а также Асафу}. Он определяет возраст, в котором должно было начинаться служение левитов, отличающийся от того, что был предписан Моисеем {Во всяком случае четырехлетний срок, возможно испытательный, здесь не упоминается. Давид устанавливает возраст своей властью} в этом отношении.
Ему доверен весь распорядок Божиего и царского домов, устанавливается новая система, основанная на принципах благодати.
Соломон лишь исполнил повеления и планы божественной мудрости в Давиде. Слава - лишь плод благодати. Весь распорядок дома принадлежит Христу, Который страдал, Который есть мудрость и власть Божия. Все остальное прекрасно, но является лишь следствием. Мы уже видели, что этот дом должен быть построен в мире и Христом, как князем мира. Для обычного явления славы Божией не подобало, чтобы были враги, с которыми нужно было воевать, и это также не соответствовало характеру радости Его народа. Характер такого состояния дел должен был бы определять благословения, беспрепятственно исходящие от Бога.
Очень важно заметить, как здесь все определено Давидом; это важно прежде всего в духовном плане. Разумение, право все предписывать, энергия, до конца постигающая помыслы Божии, общение с Ним в Его замыслах, источник и духовное обоснование всех этих замыслов, а также способность поддержать их, связаны со страданиями, которые Христос перенес во славу Своего Отца. Это верно также и о нас по нашим меркам. В духовном плане на уровне всей этой славы стоит униженный, страдающий Христос. Во-вторых, это важно в плане понимания путей Божиих, ибо я не сомневаюсь, что Христос в начале Своего царствования действовал в духе Давида.
Здесь мы можем также заметить, что власть, осуществляемая Давидом, была велика и имела большое значение. Была перестроена вся религиозная система. Все, включая весь возраст служения левитов, теперь зависит от власти и установок Давида, как прежде от установок Моисея. Образец всех частей храма и его утвари дается ему через вдохновение подобно тому, как Моисею был дан образец скинии и всего, что относилось к ней. Он также вводит пение и различные музыкальные инструменты, которые даже называются "музыкальными орудиями Божиими" и которые раньше, как и пение, не входили в богослужение. За исключением ковчега, даже различные предметы утвари отличались от предметов утвари скинии, и для каждого предмета Давидом был определен точный вес золота или серебра.

1 Паралипоменон 29

Бог также желает соединить народ с Давидом в этом добровольном служении в день его могущества, и подобно тому, как они объединились с ним в его войнах и его сражениях, среди них были и такие, которые объединились с ним в щедрости, которую он проявляет по отношению к дому своего Бога. Они, без сомнения, находились на большом расстоянии от него; они, так сказать, нечто избыточное. Они ничего не значат в мудрости, которая все приводит в порядок и все подготавливает, но им даровано участие в деле. Эта милость оказана им, и их добрая воля приятна Богу, являясь плодом Его благодати.
Давид (29,18) снова признает здесь Бога, согласно обетованиям, сделанным отцам, и согласно его памятным вовеки словам: Он "Бог Авраама, Исаака и Израиля, отцов наших". Он ищет того, что будет исполнено при новом завете (стих 17), и направляет благословения всего собрания. Принесены жертвы, и все едят пред Господом с великой радостью.
Соломон воцаряется во второй раз (см. 23,1). В первый раз это произошло, когда благодать была полностью утверждена при жертвеннике, поставленном на гумне Орны, где сын Давида должен был, как князь мира, построить храм. Во второй раз Соломон вступает на престол как 1Паралипоменон всего того, что будет учреждено, и как занимающий первое и высшее место в помыслах Бога, - место, от которого зависело все остальное, все, что не могло теперь существовать без него. Дом, весь распорядок дома и его управление, - все имело отношение к Соломону, и, таким образом, его отождествление с Давидом в том, что оба были одновременно на престоле, в этом случае во многом облегчает понимание образа Христа. Это единственная личность, которую ее страдания и ее победы водворяют на престол славы и мира. Ибо в это время, хотя последствия славы еще не проявились, Бог дал покой своему народу, чтобы он смог обитать в Иерусалиме (23,25).
Теперь Давид исчезает, хотя именно он ставит Соломона в такое положение, как мы видим здесь; всю сцену царской славы заполняет сам Соломон, царствующий в мире над народом, проявляющим добрую волю, который может приносить жертвы праведности. Сына Давида мы видим в его истинном характере, и только в этом характере, а именно как помазанника Господа, вождя народа. Садок, верный священник (а не Авиафар), ходит перед Помазанником; весь замысел Божий, согласно псалму хваления Анны и согласно словам человека Божиего в 1 Сам. 2, таким образом, исполняется. "И сел Соломон на престоле Господнем" (стих 23), - это замечательное высказывание, и все подчинено ему.