Исаия
Добросовестный сервис покупок с кэшбеком до 10% в 900+ магазинах используют уже более 1.200.000 человек. Присоединяйся!
Христианская страничка
Лента последних событий
(мини-блог)
Видеобиблия online

Русская Аудиобиблия online
Писание (обзоры)
Хроники последнего времени
Українська Аудіобіблія
Украинская Аудиобиблия
Ukrainian
Audio-Bible
Видео-книги
Музыкальные
видео-альбомы
Книги (А-Г)
Книги (Д-Л)
Книги (М-О)
Книги (П-Р)
Книги (С-С)
Книги (Т-Я)
Фонограммы-аранжировки
(*.mid и *.mp3),
Караоке
(*.kar и *.divx)
Юность Иисусу
Песнь Благовестника
старый раздел
Интернет-магазин
Медиатека Blagovestnik.Org
на DVD от 70 руб.
или HDD от 7.500 руб.
Бесплатно скачать mp3
Нотный архив
Модули
для "Цитаты"
Брошюры для ищущих Бога
Воскресная школа,
материалы
для малышей,
занимательные материалы
Бюро услуг
и предложений от христиан
Наши друзья
во Христе
Обзор дружественных сайтов
Наше желание
Архивы:
Рассылки (1)
Рассылки (2)
Проповеди (1)
Проповеди (2)
Сперджен (1)
Сперджен (2)
Сперджен (3)
Сперджен (4)
Карта сайта:
Чтения
Толкование
Литература
Стихотворения
Скачать mp3
Видео-онлайн
Архивы
Все остальное
Контактная информация
Подписка
на рассылки
Поддержать сайт
или PayPal
FAQ


Информация
с сайтов, помогающих создавать видеокниги:

Подписаться на канал Улучшенный Вариант: доработанная видео-Библия, хороший крупный шрифт.
Подписаться на наш видео-канал на YouTube: "Blagovestnikorg".
Наша группа ВКонтакте: "Христианское видео".

Исаия

Оглавление: Пророки: Введение; Исаия: Введение; гл. 1; гл. 2, 3, 4; гл. 5; гл. 6; гл. 7,1-9,7; гл. 9,8-12; гл. 13-14; гл. 15-18; гл. 19-23; гл. 24; гл. 25, 26; гл. 27; гл. 28; гл. 29; гл. 30; гл. 31; гл. 32; гл. 33, 34; гл. 35; гл. 36-39; гл. 40; гл. 41-43; гл. 44, 45; гл. 46-48; гл. 49; гл. 50; гл. 51-52; гл. 53; гл. 54; гл. 55-57; гл. 58, 59; гл. 60; гл. 61, 62; гл. 63; гл. 64-65; гл. 66.

Пророки: Введение

Мы начинаем, дорогой читатель, рассматривать пророчества; обширные и важные ввиду духовного наставления, которое они содержат, равно как и ввиду великих событий, которые объявлены здесь, через совершенство правления Бога и посредством этого; здесь находим открытие того, что Он сам есть на своих путях с людьми. Сущий и его деяния, Мессия сияют через все. Израиль всегда образует внутренний круг, или главное основание, на котором свершаются эти деяния, с которыми Мессия находится в непосредственном отношении. Вне и позади этого собраны народы - инструменты и объекты судов Бога, - и, в итоге, предметы его всемирного правления представлены Мессии, который, однако, предъявит Свое особое требование Израилю как своему собственному народу.
Очевидно, что собрание и личное место христианина находятся вне этой картины. В ней нет ни иудея, ни язычника; здесь Отец знает объекты своего вечного выбора, как своих возлюбленных сынов, а Христос, прославленный наверху, знает их как свое тело и свою невесту. Пророчество возвещает о земле и о правлении Бога. Ибо после того, как разрешен вопрос о личном спасении, в писании появляются две великие темы: правление этим миром и высшая благодать, которая взяла бедных грешников и поставила их на то же самое место, что и собственного Сына Бога как возвышенного человека и как усыновленного, - божественная слава, проявленная также и в Христе, который является, разумеется, центром всего. Если мы оцениваем вещи не через нашу значимость, а через значимость явления Бога, то любое, что совершенствует его пути, представленные в его правлении, будет иметь огромную значимость в наших глазах. Не может быть сомнения, что собрание и отдельный христианин являются еще более возвышенным предметом, ибо Бог явил всю тайну своей вечной любви и глубочайшую, настоящую божественную любовь. Но если мы будем помнить, что главной для рассмотрения является не эта сфера деятельности, а тот, кто вершит там, то деяния Бога по отношению к Израилю и земле примут свою истинную значимость в наших глазах. И именно они являются темой пророчества. В остальных случаях нам следует обратиться, в частности, к Павлу и Иоанну.
Этот раздел Слова поделен на две части. Пророчества, которые относятся к Израилю во время, когда он принадлежал Богу, и, следовательно, касаются также будущей его славы, образуют одну часть. Другая состоит из тех пророчеств, которые повествуют о том, что случается во время отвержения Богом его народа, однако повествуют с точки зрения благословения этого самого народа. Это различие исходит из того, что престол Бога, восседающего между херувимами, был убран из Иерусалима, а владение землей было передано язычникам. Период этого владычества называется "временами язычников". Первые пророчества относятся к тому, что предшествует этому периоду и что следует за ним. Последние относятся непосредственно к самому периоду. Существует и переходной период, во время которого говорится о возрождении народа, когда приближается конец времени язычников, - период с точки зрения тех пророчеств, которые относятся к этому времени и к которому, как мы видели, в значительной степени относятся псалмы, связывая его с первым явлением Господа и отвержением его иудеями. Он говорит: "Не увидите меня отныне, доколе не воскликните: благословен Грядый во имя Господне!" Но общая история самого периода дана в разнообразных формах. Промежуток между возвращением из вавилонского плена и явлением Иисуса имеет особый характер. Хотя язычники захватили власть, но, тем не менее, Иуда был в Иерусалиме, уповая на Мессию. Бог благоволил своему народу объявлением пророков, которые обращались особенно к этому положению вещей, а именно: Аггей, Захария и Малахия. Их пророчества, следовательно, имеют особый характер, соответствующий положению, в котором люди находятся, и путям Бога по отношению к ним.
Есть другой пророк, который занимает особое место; это - Иона {Образ этого пророка в других отношениях будет рассмотрен ниже}. Его объявление было последним обращением непосредственно к язычникам, чтобы показать, что Бог еще думает о них и верховодит всем, хотя Он уже призвал Израиль быть отделенным народом.
Христос находится в центре всех этих пророчеств, каким бы ни был их характер. В них говорит Дух Христа.
Одна из двух частей, которые я назвал, гораздо обширнее, нежели другая. Один Даниил дает нам в Ветхом Завете подробность "времен язычников", за исключением некоторых особенных откровений у Захарии. Между двумя видами пророчеств существует поразительное различие. То, что говорится о времени, когда Израиль признан, относится к людям, их совести, их сердцу. То, что преподносит историю "времен язычников" тогда, когда это является откровением для людей, не обращено к ним. В книгах тех пророков, которые пророчествовали после плена, ни Израиль, ни Иуда не называются народом Бога, за исключением обетований на будущее, когда Мессия восстановит благословение.
Однако есть другой принцип, простой, но важный для нашего понимания пророков. Какие бы образы Дух Бога ни использовались в изображении путей Бога или путей врага, предмет пророчества никогда не является образом. Я не говорю о тех пророчествах, где все символично; это примечание не может быть отнесено к ним. Более того, символ не является образом. Это - собрание моральных или исторических качеств, или тех и других, которые принадлежат предмету пророчества, для того чтобы представить идею Бога об этом предмете. Определенные элементы, составляющие этот символ, могут быть образами; но сам символ, кстати говоря, не является целым, составленным из качеств, которые духовно представляют описанное. Соответственно, нет ничего более поучительного, чем хорошо понятый символ. Это - совершенная мысль, которую Бог дает нам, о способе, благодаря которому Он смотрит на предмет, представленный символом, - его взгляд на его моральный характер.

Введение: Исаия

Книга пророка Исаии занимает первое место; и, действительно, она является самой завершенной из всех пророков и, возможно, самой богатой в мысли. Весь круг мыслей Бога в отношении Израиля в наибольшей степени представлен здесь. Остальные пророки заняты лишь определенными моментами истории этого народа.
Мы представим деление данной книги по темам. В начале идет изображение смятения, тем не менее это помогает объяснить моральное значение книги.
И какая сцена является здесь нашему взору! Печальная, с одной стороны, однако в то же самое время - приятная и славная, как первое мерцание рассвета после долгой и холодной ночи мрака, говорящее о ярком дне, который скоро настанет, о красотах, которые едва ощущаются, смешанные с мраком, еще затемняющим их, - картина, которая будет оживлена солнцем, что скоро осветит ее. Есть радость в этом человеческом свете: говорится о благости, силе и намерениях того Бога, который сотворил все это для исполнения своих намерений благодати и славы. Но есть и страстное желание проявления полноты исполнения этого, когда все почиет в результате этой благости.
Таково пророчество. Оно печально, ибо раскрывает грех, неблагодарное юродство народа Бога. Но оно открывает сердце того, кто неутомим в любви, кто любит этот народ, кто ищет их блага, хотя и чувствует их грех по своей любви. И открывает его сердце. Эти два характера пророчества проливают свет на двойной конец, который подразумевается и помогает нам понять его значение. Прежде всего, оно обращается к истинному положению людей и являет им их грех; и, таким образом, всегда предполагает, что люди находятся в падшем состоянии. Когда они мирно наслаждаются благословением Бога, то нет необходимости изображать им их состояние. Но, во-вторых, когда люди еще признаны, оно говорит о настоящем восстановлении при их раскаянии, для ободрения их, чтобы они повернулись к Сущему; и оно провозглашает избавление. И в этом смысле закон и благословения, связанные с ним, имеют место, как то, к чему они должны повернуться. Отсюда последнее пророческое слово от Бога (Мал. 4) является выразительным примером. Но Бог хорошо знает сердца его людей и то, что они не внемлют его призыву. Чтобы поддержать веру остатка, преданного среди этого неверия, и для наставления его народа во все времена, Он добавляет обетования, которые, несомненно, будут исполнены с приходом Мессии. Эти обетования иногда связаны с обстоятельствами близкого и частичного избавления, а иногда, с осуществлением людского беззакония, в отказе от Христа, являются в унижении. Важно суметь сделать различие между той частью отрывка, что относится к тем обстоятельствам, которые были налицо, и той, которая говорит о полном избавлении, явленном на будущее через эти обстоятельства. Это - трудная часть толкования пророчества.
Я бы добавил, что, хотя предметом пророчества не является образ, тем не менее, образы не только часто используются, но и часто смешаны с буквальными выражениями; так что при разъяснении пророческой книги нельзя точно провести различие между образным и буквальным. Помощь Святого Духа необходима, как и всегда при изучении священного Слова, чтобы понять истинное значение какого-либо отрывка. То, что я сказал, одинаково применимо и к другим частям писания, и к самым торжественным обстоятельствам. Псалом 22, например, представляет собой постоянное смешение образов, которые дают духовный характер определенных явлений, при этом явления изложены буквально. И нетрудно это понять из примера. "Псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои". Слово "псы" представляет образ присутствовавших. Этот способ выражения есть во всех языках. Например: "Он обрисовал прекрасную картину добродетели". "Обрисовал картину" - образ. Я говорю это, чтобы не находили каверзу в том, что принадлежит природе человеческого языка.
Теперь я подхожу к содержанию этой важной книги пророчества. Она явно разделена. Первые четыре Исаия, стоящие отдельно, образуют что-то вроде предисловия. Пятая также стоит сама по себе. Она осуждает людей, рассматривая заботу, которой Бог наградил их. И мы снова найдем это осуждение, но уже подробное в стихе 8 Исаия 9. В главе 6 мы читаем об осуждение людей, имея ввиду грядущую славу Мессии, следовательно, остаток там признан {Отметьте здесь два глубоких воздействия Бога на совесть, чтобы признать ее виновной в грехе, изображенном в этих двух главах. Первое положение благословения, в которое Бог сначала поставил осуждаемую личность, и ее отход от него (так и человек в его невинности); и второе - встреча Господа в славе. В состоянии ли мы сделать так?}. Исаия 7 формально представляет Мессию Эммануила, Сына Давида, и суд над домом Давида по плоти, так что в высшей благодати есть уверенная надежда, но в то же самое время - осуждение последней человеческой утехи людей. В главе 8 мы видим одного царя Ассирии, наводняющего землю, а также Эммануила (прежде отмеченного в главе 7) и что замыслы врага в конце концов рушатся. Между тем, есть остаток, отдельный от народа, привязанный к Эммануилу {Это в значительной мере показано в Матф. Сам отрывок цитируется в Евр. 2. То, о чем говорится в Ис. 8,13-18, является фактически евангелистической историей, показанной здесь. Петр цитирует стих 14, Павел (Рим. 9) камень преткновения; Матфей цитирует главу 9,1.2 для появления Христа в Галилее}; и упоминаются обстоятельства боли, через которые отступнический народ должен пройти, что заканчивается в полном благословении, вытекающем из присутствия Эммануила. Это завершается стихом 7 Исаия 9; так что мы видим здесь фактически всю историю иудеев во взаимоотношениях с Христом. Со стиха 8 Исаия 9 Дух опять повествует об истории, о чем говорится начиная с Исаия 5, но прерывается этим важным эпизодом представления Эммануила. Он продолжает повествовать с того времени, указывая на различные суды Сущего, пока Он не представляет последний инструмент этих судов - Ассура, жезл Сущего. И здесь немедленное избавление явлено как ободрение веры и как изображение последнего разрушения власти того, кто будет жезлом Сущего в последние дни. Сущий, поразив опустошителя, представляет (гл. 11) потомка Давида, сначала в его внутреннем, моральном характере, а затем - в результатах его правления, что касается полного благословения, а присутствие Сущего установлено опять в Сионе среди Израиля. Таким образом, вся история народа дана нам в ее величественных чертах до их установления в благословении как народа Бога, имея Сущего в своей среде. Надо лишь отметить, что не говорится силе зверя, времени несчастья как таковом, ибо это - период, когда иудеи не признаны, хотя с ними и общаются, тогда как наше пророчество говорит о времени, когда они признаны. В общих выражениях отмечается, что Бог спрячет свое лицо от дома Иакова, и что праведные духом уповают на него.
От Исаия 13 до конца Исаия 27 мы находим суд для язычников Вавилона или других народов, особенно тех, которые во все времена были в связи с Израилем; положение Израиля не только среди них, но и среди всех других народов в последние дни (гл. 18); и, в конце концов, суд всей земле (гл. 24) и полное тысячелетнее благословение Израиля (гл. 25-27). Из глав 28-35 мы узнаем подробности всего, что случается с иудеями в последние дни. Каждое откровение завершается свидетельством славы Бога в Израиле.
В Исаиях с 36 по 39 Дух рассказывает историю из правления Езекии. Она содержит три основные темы: воскрешение сына Давида из мертвых, поражение царя Ассирии, неспособного напасть на Иерусалим, и плен в Вавилоне. Они представляют три великих основания всей истории и положения иудеев в последние дни.
С Исаия 40 до конца идет очень четкая часть пророчества, в которой Бог открывает утешение своему народу и их духовные взаимоотношения с ним, а также двойную основу его противостояния с ними ввиду положения, в которое Он поставил народ, как своего избранного раба - свидетеля Сущего, единственного истинного Бога, в присутствии язычников и их идолопоклоннического падения, и в отношении к их отвержению Христа, единственного истинного избранного раба {Это понятие "раб" является своего рода ключом ко всему пророчеству: сначала Израиль, затем в главе 49 Господь занимает место Израиля, и в конце - остаток. Но об этом позже}, который исполнил его волю. Это приводит к откровению остатка, который слушает этого верного раба, также, как и к истории обстоятельств, через которые проходит этот остаток, и, следовательно, в то же время - к состоянию людей в последние дни, завершающемуся явлением Сущего с судом. Положение Израиля по отношению к идолопоклонническим народам приводит также к Вавилону, его разрушению и освобождению плененной Иудеи Киром. Это идолопоклонство является одним из того, на что Сущий ссылается. Другая, и более мрачная тема, - отвержение от Христа. О подробностях мы узнаем в ходе изучения этих глав.
Пророчество предполагает, что народ Бога находится в плохом состоянии, даже когда он и признан, и пророчество обращается к нему. Нет необходимости обращаться с сильным объявлением к народу, который блаженно идет по путям Господа, равно как и поддерживать веру испытанного остатка упованиями, основанными на неизменной преданности и намерениях Бога, когда все обладают в совершенном мире плодами его действительной благодати, приданной, как следствие веры людей. Подтверждение этого простого и легко понимаемого принципа находим в книгах каждого из пророков. И ясно, что пророки, чьи пророчества мы находим во вдохновленной книге, сотворили какие-то чудеса {Ступени Ахаза в этой книге пророчеств могут считаться исключением, но Ахаз действительно был отдален от Бога. Следует заметить, что апостолы никогда не творили чудес для своего собственного утешения. "Трофима же я оставил больного в Милите". Епафродит "был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не только его, но и меня"}. Так как закон был тогда в силе, а его власть внешне признана, то нечего было устанавливать; и власть Сущего была основой общественной системы религии на земле в соответствии с институтами, обозначенными им самим в связи с храмом. Пророки настаивали на практической обязанности. Среди десяти отступнических племен Илия и Елисей творили чудеса, чтобы восстановить власть Сущий. Таковы преданность Сущего и его терпение к своему народу. Новый объект веры требует чудес. То, что основывается на уже признанном слове и не требует его принятия, как нового объекта, не требует ничего, каким бы ни было возрастание четкости мысли или требований к совести. Слово является совестью тех, кто знает Бога; и если есть новые откровения, то они должны утешить тех, кто получил практическое откровение и, таким образом, признал власть того, кто говорит от имени Бога.
Сейчас мы исследуем содержание самого пророчества более подробным образом.

Исаия 1

Глава 1 книги пророка Исаии начинается свидетельством печального состояния людей. Они все в язвах и растлены. И не надо было наказывать их еще больше. Их обряды были отвратительны для Сущего. Он желал справедливости. Тем не менее люди призваны к покаянию и заверены, что за покаянием последует благословение. Таково положение, которое пророчество дает нам. Но Бог знал людей, которые вместе с их правителями были злы и растлены; и Бог возвещает, что произойдет. Он свершит суд, и таким образом очистит людей, и восстановит благословение. Итак, заложены два великих принципа: предложенное благословение, следующее за покаянием; но фактически это будет благословение, принесенным через суд.

Исаия 2, 3, 4

Таким образом, восстановленный Сион, гора Сущего, будет средоточием благословения мира для всех народов (гл. 2,1-4). Это вкладывает в уста пророка воззвание к народу прийти и ходить в свете Сущего. Почему Он покинул свой народ? Потому что они познали пути язычников. Да, гнев Сущего грядет на всю славу человеческую и на всех идолов. И они перестанут надеяться на человека, ибо собственный народ Бога на земле, место его покоя, будет осужден их Богом (гл. 3, 4). Но в тот день будет славна ветвь СущегоИеговы, и земля будет благословенна. Тот, кто поражает, перевязывает раны через явление Мессии; и благословение земли через него. Остаток будет святым, когда завершится очищение через суд и огонь Сущего. Иерусалим будет защищен и прославлен явлением Сущего, как скиния в пустыне. Такова форма, в которой с большей силой и ясностью представлено предисловие к этому пророчеству.

Исаия 5

После этого Дух Бога начинает судить народ, занимая два четких положения - а именно то, что Бог сделал для своего народа, грядущий Сущий в лице Христа во славе. Обернулись ли люди к заботе, которой Сущий окружил их? Были ли они в состоянии принять Сущего в их средину? Исаия 5 затрагивает первый вопрос, который обращен к ответственности людей, рассматривая заботу и правление Бога. Что Он мог еще сделать для своего виноградника, чего Он не сделал? Он принес ему дикие ягоды. Он возвещает о последствиях этого согласно своему справедливому правлению. Его ограда, защита, которой Он обнес его, будет убрана, и он будет опустошаем язычниками. Бог, свершая суд над Израилем, подробно показывает им их грехи. Затем Он прострет руку на свой народ, и ужасный суд снизойдет на них: "Гнев Его не отвратится, и рука Его еще будет простерта". Он приведет против них могущественных иноземцев, которые уведут людей в плен, чью силу ничто не сможет сдержать. На земле будет горе и скорбь, и свет их небес померкнет. В первом случае это будет Навуходоносор и даже Сеннахирим; но скорее это будут народы, которые выступят против Иерусалима в последние дни и полонят его после того, как наводнят и захватят всю землю. О подробностях мы прочтем далее.

Исаия 6

Именно из замыслов Бога исходило то, что его присутствие должно быть установлено во славе среди его народа, и это будет исполнено во Христе в конце века. Следовательно, свидетельство о свершении суда прерывается после первого общего утверждения, и в главе 6 пророк видит эту славу. Однако первый ее результат - судебный, и действует, чтобы ослепить и осудить их. Предыдущий суд (гл. 5) был в отношении нарушения закона и презрения слова святого Израиля. Но с враждой ко Христу и отказом от него приходит судебная слепота и отделение остатка. Это то, о чем слава Христа учит нас в Иоан. 12. Пророк сразу чувствует несоответствие состояния народа с проявлением этой славы. Нечистые уста не могут провозглашать ее. Но горящий уголь с жертвенника очищает его собственные уста, и он предается словам Сущего и тому, что касается славы Христа. Сердце народа огрубело до полного опустошения. Тем не менее есть остаток, святое семя, который похож на корень срубленного дерева {Более точный перевод проливает много света на это пророчество. "И если еще останется десятая часть на ней, и возвратится, и она опять будет разорена; но, как от теревинфа и как от дуба, когда они и срублены, остается корень их, так святое семя будет корнем ее" (гл.6,13). То есть остаток сам подвергнется суду и разорению во время своего возвращения; но останется святое семя, из которого пойдет жизнь, как от корня срубленного дерева}.
Затем в этих последних Исаиях нам представлен суд над людьми с двух точек зрения: во-первых, суд правления Бога (с этой точки зрения, люди, будучи виновными, отданы язычникам); во-вторых, с точки зрения славы присутствия Сущего, когда Он грядет согласно своему намерению благодати (для этого люди были непригодны). Но здесь, ибо говорилось о намерениях Бога, есть остаток по выбору, в котором слава будет восстановлена. Это различие должно быть сделано, когда говорится о правлении Бога и его внешних деяниях.
В главе 5, повествующей о прежнем характере суда, нет остатка. Есть просто общественное и полное осуждение народа; ибо все, что касается этого, основывалось на их ответственности. В евангелиях - это поиск плода: Христос мог копать вокруг него и удобрять его, но это было поиском плода. Следовательно, это проклято, и никогда не даст плод. Это есть Израиль (человек) при первом завете. В главе 6 Бог действует внутри, в его личных взаимоотношениях с людьми. Итак, мы находим остаток и уверенное восстановление людей, так как дары и воззвание Бога без покаяния. Здесь мы также видим Христа. Бог не мог отринуть свой народ навсегда, и есть пророческая вера, говорящая: "Доколе?" - как это где-то еще сказано. И нечего ответить. Ибо, когда Сын человека грядет, найдет ли Он веру на земле?

Исаия 7,1-9,7

Но это требует дальнейшего развития и представлено замечательным образом в следующем пророчестве, включающем в себя Исаия 7, 8, 9 до конца стиха 7. Определенные обетования были даны роду Давида, в котором - как мы видели, исследуя книги Царств, - Бог оживил надежды Израиля, когда связи между ним и его народом были разорваны, когда изъят ковчег, и Он покинул свое место в Силоме. Сейчас дом Давида, последняя поддержка людей в ответственности, также пал в преданности. Ахаз оставил Сущего и установил жертвенник чужого бога в храме Сущего. В главе 7 Дух Бога направляет пророка к царю и обращается к нему. Исаия должен был пойти и встретиться с ним, с его сыном Шеар-ясувом, символическим ребенком, имя которого означает, что остаток вернется. Но Сущий стремится сначала, как Он поступил в отношении людей в главе 1, ободрить эту ветвь Давида действовать в вере и, следовательно, славить Бога. Он объявляет царю, что замыслы Рецина и Факея не сбудутся, и предлагает ему просить знамения. Но Ахаз слишком далек от Бога, чтобы воспользоваться этим, хотя он отвечает с почтительностью. И опять так же, как это Он сделал в отношении народа, Сущий объявляет то, что произойдет с родом Давида и с людьми, находящимися под его правлением. Вот две стороны этого пророческого объявления - дар Эммануила, Сына девы; и полное опустошение земли царем Ассирии. Эти две стороны воистину являются ключами ко всему пророчеству Исаии. Тем не менее, и там будет остаток. Стих 16 касается Шеар-ясува; но это пророчество идет дальше. В главе 8 второй пророческий ребенок объявляет его именем приближающееся появление этого врага и его опустошительные действия; затем, ибо люди презрели обетования, данные роду Давида и радовались в похоти, вмешивается Сущий. Следовательно, мы видим полное продолжение человеческой истории, указаний, данных остатку, и вмешательство Бога во власти для установления полного благословения в личности Мессии.
В главе 7, где основной темой является ответственность рода Давида, Эммануил обещал знамение; но успех царя Ассирии неизменен. Как только появляется Эммануил, все меняется: земля принадлежит Ему. Царь Ассирии дойдет даже до шеи, потому что пренебрегли водами Силоама. Но Эммануил сохранил все. Следовательно, пророческий Дух переходит к событиям последних дней, образом чего является Сеннахирим. Он изображает все замыслы и заговоры народов неисполненными благодаря Эммануилу - Бог с нами. Это полное избавление Израиля в последние дни (гл. 8,5-10). Что касается остатка, то каким же путем они должны идти (гл. 8,11 и следующие)? Их не должен беспокоить страх людей, они не должны присоединяться к ним в их заговорах, но должны чтить самого Сущего Саваофа и явить ему всю его истинную значимость в их сердцах. Он будет их освящением в день их беспокойства.
Но кто же тогда этот Эммануил, этот Сущий Саваоф? Мы хорошо знаем, кто Он. Мы видим здесь всю историю отвержения Христа и положение остатка и народа, а следовательно, и последнее вмешательство силы Бога. Отрывок слишком ясен, чтобы его комментировать. Я отмечу лишь его главные пункты. Христос становится лично камнем преткновения {Начало стиха 17 - отрывок, цитируемый в Евр. 2, наряду со стихом 18, чтобы показать человечность Господа и его связь с остатком}. Поэтому откровение Бога вкладывается исключительно в руки и сердца его учеников, Богом избранного остатка. Он прячет свое лицо от Иакова; но, по Духу пророчества, этот остаток ждет его и ищет его. Между тем, Христос и дети, которых Сущий дал ему, предназначены для знамений двум домам Израиля. (Ср. Рим. 11,1-8.) Те (народы), что отвергают камень, находятся в мятеже и муке в земле Эммануила; они преданы опустошению. Тем не менее это страдание не похоже на прежние разрушительные действия царя Ассирии, ибо Мессия, явившись, стал заботиться о своем народе по слову Бога. Дух пророчества сразу же переходит, как это постоянно и есть, от его явления, как света, к результатам избавления, которое Он осуществит в последние дни (от ст. 2 до 3, гл. 9). Ибо Собрание было тайной, скрытой в Боге, а не предметом пророчества или обетования. Иго Ассура разрушено, вся яркость славы божественной личности Мессии сияет в благословении его народа.
Две темы, Мессия и Ассур, образуют основу всего пророчества, которое повествует об Израиле, когда народ является признанным объектом деяний Бога. Можно отметить, что царь Ассирии появляется здесь дважды: второй раз в связи с собранием всех народов. Первый раз, Исаия 7, он является орудием Сущего для наказания Израиля, и он осуществляет свое намерение, не будучи побежденным. Во вторых раз, Исаия 8, он занимает землю, но собрание народов против Израиля разрушено и разорено. Это ожидание вмешательства Сущего (не разделяя страх земли в последние дни или не разыскивая ту силу, которую земля думает найти в союзе, но, напротив, основываясь на одном Сущем) содержит в принципе ценное наставление для настоящего дня.

Исаия 9,8-12

В главе 9,8 Дух, сообщив основные великие факты о Мессии, Эммануиле, продолжает общую историю Израиля без какого-либо особого разговора о Мессии до конца. Это пророчество завершается главой 12. Хотя упоминается гордость Ефрема, однако Иаков и Израиль рассматриваются как целое. Различные формы наказания или страдания есть в стихах 8-12, 13-17, 18-21 и в главе 10,1-4. Затем снова появляется Ассур, будучи в основном жезлом Сущего; возвещено также, что, когда Бог осуществит все то, что Он задумал в отношении Сиона (осуществление этого не представлено здесь), Он сломает жезл, которым Он пользовался, и затем остаток будет искать Сущего и будет "утверждаться" в нем. Это есть последнее действие великой драмы деяний Бога по отношению к Израилю. Богом определено истребление для земли. Но когда Ассур поднимет руку, Сущий придет и поразит его. И негодование Сущего, его гнев на Израиль, пребывающий до сих пор, исчезнет с разрушением этого жезла, обращенного против Сущего, который использовал его. Стих 25 противопоставлен главе 9,12.17.21 и главе 10,4. Сеннахирим был образом этого. Но это является пророчеством поражения Ассура в последние дни, когда негодование против Израиля прекратится.
Следовательно, в Исаиях 11, 12 нам представлены Мессия и его царствование, источник тысячелетнего благословения народа Бога. Первые стихи Исаия 11 представляют его характер; затем - результат его царствования.

Исаия 13-14

Главой 12 завершается один из разделов всей книги. То, что начинается главой 13, продолжается до конца Исаия 27, описывающей то же самое тысячелетнее состояние, но более расширенно, ибо здесь представлена земля, о которой говорят эти последние Исаия, в то время как Исаия 5-12 были в основном посвящены Израилю.
Исаия, которые мы теперь рассматриваем, связывают те же события с концом века. Только благодаря тщательному изучению мы можем вполне понять их. Причина проста: народы рассматриваются в отношении к Израилю. Но не учитывается время в истории Израиля от вавилонского плена до последних дней. Введение Мессии как камня преткновения, с чем у Даниила отмечается особая эпоха семидесяти седьмин, уже рассматривалось. Но этот отрывок в книге пророка времен язычников показывает еще более четко, что время не исчислялось и потом, до конца. Семьдесят седьмин проходят до полного восстановления Израиля. Огромный промежуток времени, который продлился более 1800 лет, теперь никак не принимается во внимание {Семьдесят седмин, или 490 лет, включает великий промежуток, который уже длится более 1800 лет, протекших между концом 483-го и концом 490-го. Только христиане знают, что половина 70-ти седмин действительно исполнена во время служения Христа: следовательно, получаем половину седмин в Дан. 7 и в Откр.}.
В глазах пророка Вавилон, или, более точно, его Исаия, кроме идолопоклоннического растления представляет имперский престол мира в противоположность престолу Бога в Иерусалиме {Кроме факта пленения народа Бога, Вавилон занимает очень важное место по отношению к деяниям Бога. Пока Навуходоносор не получил власти, правление Бога, в то время находившееся в Израиле (в отношении которого Он установил границы народов), обратило внимание на народы, рассеянные от Вавилона. Он позволил им действительно идти собственными путями, но до него у каждого народа было отдельное существование. Престол убран из Иерусалима, откуда Бог правил миром, своим избранным народом. Мир отдан во владение единственного престола, стоящего пред Богом, держа скипетр. Три последующие власти следовали одна за другой; последняя из них существовала, когда Христос был явлен, но время ее суда еще не пришло. Эти четыре империи образуют времена язычников. Бог продолжит свое правление и опять будет судить народы, с точки зрения Израиля, а Вавилон, или всеобщая империя, будет отвергнут в его мятежном и отступническом состоянии. Но пока это продолжается, империя имеет свое собственное особое и абсолютное положение пред Богом. Иерусалим, наказанный за его идолопоклонство вавилонским пленом, и передача престола из Иерусалима язычникам настолько характерны для остатка при язычниках, что Бог в пророческих книгах принимает это во внимание, хотя и не так, как его народ, до того, как второй великий грех был свершен - отвержение Христа. Но это было описано даже в книге пророка, когда они находились в плену. Все же они были частично сохранены, чтобы представить Господа Христа, после чего оставлены до тех пор, пока высшая благодать не снизойдет на них в последнюю седмину, для веры - последняя половина. Время начнет снова свой отчет, когда это грядет}. Вавилон будет низвержен, и Бог опять благословит Израиль. Это будет суд над этим настоящим веком - миром. Это представлено здесь в том разрушении Вавилона, что случилось вскоре. Но этот суд не осуществится, пока не закончатся времена язычников и Израиль не будет избавлен. Характер вавилонского царя описан здесь замечательным языком (гл. 14,12.13). Это - дух Вавилона, еще более ярко выраженный в его последнем представителе в завершении, к которому это пророчество в его полном осуществлении относится. Это было так даже в самом Навуходоносоре - нет, уже когда они строили вавилонскую башню. Уничтожение Ассура происходит затем на земле {Доказательство того, что пророчество относится к последним дням, ибо из древних Ассур пал пред Вавилоном, будучи завоеванным им. Надо заметить, что Ассур, не зверь и не антихрист, является предметом этого пророчества. При Ассуре Иуда не был "Лоамми", нет его и в этом пророчестве. В Вавилоне Иуда взят в плен, и "Лоамми" было начертано на народе. Следовательно, мы не должны искать зверя. Ассур - главный враг}, и хотя дом Давида разбил свой скипетр, филистимская земля будет осуждена и покорена, и Сущий воздвигнет Сион, и бедные из его народа поверят ему. Это разрушение Вавилона, а потом и Ассура, необходимое для понимания всей картины, является как бы отдельно показанным в Исаиях 13, 14.
Но на территории Израиля, в связи с этим народом, еще остаются некоторые народы; и Бог должен распорядиться ими, чтобы Израиль мог обладать полным благословением и результатом обетований. Вавилон, будучи огромной системой, занимающей место престола Давида, показан как целое. Народы, о суде над которыми говорится (хотя есть ссылка на события более близкие ко времени пророчества), рассматриваются в последние дни, когда Бог восстановит свой престол суда, чтобы восстановить свой народ. Итак, Навуходоносор захватил Тир и покорил Египет. Ассур поразил Дамаск и пленил Ефрема. Это были события сравнительно близкие. Но в целом, события, о которых здесь говорится, характерны для последних дней. Даже в предыдущей главе поражение Ассура помещено после падения вавилонского царя. Однако исторически Ассур был покорен именно Вавилоном; а свержение Сеннахиримом имело место за много лет до той эпохи. Но пророчество всегда смотрит на исполнение намерений Бога. Здесь, в общем, нет подробностей в отношении инструментов, использованных Богом. Это можно найти в другом месте.

Исаия 15-18

В Исаиях 15 и 16 осужден Моав. Они предупреждены, что престол Давида будет установлен, а угнетатель - изгнан из земли. В главе 17 мы читаем о нашествии с севера войск собранных народов. Дамаск поражен. Израиль сохранится лишь несколькими ягодами на самой вершине. Тем не менее они обратят взор на своего Творца, а собравшиеся народы погибнут пред явлением силы Бога. Описание этого последнего нашествия на Израиль порождает краткое, но очень ясное пророчество об их положении в последние дни, которое содержится в главе 18. Они будут восстановлены посредством некоего крепкого народа, вне границ {Реки Хус, Нил и Евфрат} их национальных отношений; но Сущий стоит в стороне от взаимоотношений с ними, хотя и распоряжается всем. Затем, когда Израиль расцветет на земле, как виноградник, они будут даны в жертву народам. Тем не менее в то же время они будут принесены как пожертвование Сущему, и сами также принесут пожертвование.

Исаия 19-23

В Исаиях 19 и 20 Египет будет поражен в тот день, но Cущий исцелит его. Египет, Ассирия и Израиль будут вместе благословлены Сущий. Исаия 20 учит нас, что Ассирия захватит в плен Египет (сравните Дан. 11, в конце). Будет видно, что в общем, от Исаия 13 до Исаия 17, говорится об избавлении. Скипетр нечестивых сокрушен (гл. 14,5). Престол Давида утвержден милостью (гл. 16,5). Ассур уничтожен - филистимляне покорены - Сион основан Сущий - Дамаск покорен. Последнее событие представляют пророки последних дней. Только, как мы отметили, собрание народов будет их уничтожением (Мих. 4,11-13). Исаия 18, возвращаясь к теме Исаия 17, показывает нам Израиль, какими они будут в их земле в последние дни - угнетенными язычниками, но в конечном итоге - возвращенными к Богу.
Исаия, следующие за главой 18, в отличие от предыдущих, говорят не об избавлении Израиля, а об опустошении народов, упомянутых выше и испивших чашу бедствий. Египет опустошен, как и Эфиопия, в которую Израиль верил. Вавилон опустошен - Дума и Кидар поражены - Иерусалим разбужен - Тир падает. Словом, всеобщее поражение, центральной сценой которого является ханаанская земля, но в которое ввергнута вся земля (гл. 24,4). Даже силы небес поражены, как и земные цари на земле, давая место для установления Сиона, горы Сущего, как центра силы и благословения, при этом силы морского змея, дракона, уничтожены.
После прочтения этого следует обратить внимание на некоторые детали. Можно отметить, что Вавилон и Иерусалим падают (гл. 21, 22) один за другим, Иерусалим последним. Теперь совершенно очевидно, что такая связь событий - это будущее. То, что говорится о Вавилоне и Иерусалиме, могло заключаться в пленении Вавилона Киром и частично в положении Иерусалима, когда ему угрожал Сеннахирим. Однако не было ни связи, ни порядка событий, отмеченных в этом пророчестве. Но Вавилон назван так, что это не дает никакого ключа к его положению. "Приморская пустыня" - единственное слово, описывающее город. Но ужасное нашествие встает перед глазами пророка, и Вавилон падает. Пророчество идет, словно буря с юга, и наступает конец силе Вавилона. Однако нам не сказано, каким образом.
Иерусалим, долина видений, разрушен. Персы и мидяне, которые были завоевателями в предыдущей главе, появляются и здесь, нападая на Иерусалим. Не было битвы за его стенами; но город захвачен, а его жители связаны или убиты. Кроме пророческих открытий эта Исаия содержит также духовное наставление грандиозной важности. Во-первых, вся мудрость человека недостаточна, чтобы отразить зло, если ее не сопровождает сила Бога. Когда говорится о граде Бога, то эта мудрость, развитая в забвении Бога, который построил и основал город своей святости, является непрощаемым грехом (гл. 22,11). Снова то, о чем говорится здесь, исторически относится к Езекии, о ком сказано, что он преуспел во всех своих трудах. Внешнее благословение было дано его трудам, но в то же время положение людей, даже по отношению к этим трудам, было таким, что Бог не мог простить это. И вот что часто бывает: внешняя вера в испытании труда Бога, благословенного им; растленность души там, где, несомненно, судит Бог, забвение самого Бога и принадлежности ему. Так бывает, когда люди Бога полагаются на человеческие средства. Мы видим также здесь того, кому передана власть человека в правлении домом Давида, отвергнутого со стыдом, избранника Бога, занимающего его место; вся слава дана ему (замечательное изображение отвержения лже-Христа и установление истинного в последние дни). Это пророчество позволяет предположить, что народы нападут на Иерусалим, когда исторический Вавилон будет пустыней. То, что есть Вавилон в те дни, падет. Тем не менее Иерусалим, объект пророчеств, будет взят, а его правительство изменено; узурпатор должен уступить свое место избраннику Бога.
Бремя Тира показывает нам, что чувство человеческой славы запятнано, а все почитаемое на земле презренно. Говорится о пленении Тира Навуходоносором, однако пророчество идет дальше - ко дням, когда его торговля будет святостью для Сущего (гл. 23).

Исаия 24

Исаия 24 изображает нам опустошение всего на земле. В первую очередь говорится о земле Израиля. Однако все из всех систем этого мира будет собрано вместе и осуждено. Мы уже заметили, что это простирается до судебного ниспровержения власти зла на небесах, так же, как и земных царей на земле: следующие Исаия показывают нам цель этого. Иначе зло не было бы отвергнуто и осталось. И вот, Христос въезжает в Иерусалим, а у Луки говорится: "Мир на небесах". Ибо до того, как власть зла будет свергнута, любое благословение, установленное на земле, вскоре развращается и блекнет.
Прежде чем исследовать дальше, давайте вернемся к объектам судов, о которых мы говорили, и давайте вернемся к ним в духовном порядке. Нам представлены: Вавилон, сила организованного растления, где в плену находится народ Бога; открытый враг Бога и его народа - Ассур; внутренний враг - филистимляне; затем - Моав, гордость человека. Дамаск - враг народа Бога, но соединенный с отступнической частью того народа против верной части. От всего мира этого люди избавлены. Затем мы находим под судом Египет, или мир в его естественном положении, мудрость которого потеряна в хаосе, Вавилон теперь - пустыня среди народов; Дума - свобода, независимость человека; Иерусалим - поклоняющийся народ; Тир - слава мира; и, в конце концов, - все, что есть на земле, и, чтобы охватить всю силу, духовное зло на небесах и царей земли на земле.5

Исаия 25, 26

Исаия 25 и 26 принимают форму песни, в которой отмечается результат вмешательства Бога. Давайте посмотрим на его основные направления. Бог предан. Он осуществляет свои намерения. Он разорил город человеческой гордыни своей силой. Вся мощь человеческой гордыни разрушена. Бог - убежище бедным среди его народа в день их страдания, и буйство врага укрощено. Он исполнит справедливость в Сионе для всех людей. Он снимет покров, что на их сердце. Произойдет воскресение верных. Я говорю "верных", ибо смерть отступит навеки. Более того, и в 1 Кор. 15 это применяется в том же смысле. И не будет упрека его народу (Израилю). Остаток (ст. 9-12) возвеселится своему освобождению; они уповали на Бога, и сила Сущего будет явлена в их пользу. Моав, их надменный сосед, будет попран {Отметьте, что здесь есть все результаты этого суда Бога и того, что связано с ним. Святые подняты, сила зла низвергнута с небес, нет упрека Израилю, и завеса покрова снята с лица всех народов}.
В главе 26 остаток воспевает хвалу этому спасению. У них есть крепкий город, но вместо стен и вала - спасение Бога. Нет здесь места силе человека; нога бедного попирает величественный город. Это - суд, который справедливый Бог исполняет сам. Остаток уповал на него на пути его судов. Долготерпение благодати было напрасным; только, когда суды Бога снизойдут на землю {Я полагаю, что здесь "земля" есть более узкое понятие, нежели "вселенная", различие видно особенно в том, что это - та область, где открытые пути и правление Бога явлены только людям. Когда же это случается со всей вселенной, тогда это становится землей. Слово "земля" употреблено для земли Израиля и для земли в объясненном смысле, а также для всей земли как области, управляемой Богом. Следовательно, когда осуждается эта область, с которой связан Бог, то это значит, что вся вселенная познает праведность; и, хотя и следовало бы сделать это там, не тогда, когда преобладает настоящая благодать}, тогда ее жители узнают праведность. Даже когда рука Сущего была поднята, чтобы поразить, они не видели. Но они увидят, и устыдятся. Огонь ревности Сущего поглотит их; они не поднимутся. Но Израиль будет поднят из мертвых силой Сущего.

Исаия 27

В конце концов Сущий предлагает своему народу укрыться на мгновение, пока Он выходит из своего жилища, чтобы наказать (гл. 27). Власть сатаны в этом мире и среди людей будет уничтожена, а Израиль - сохранен и орошен как виноградник Сущего. Он поразил Израиль, но только отчасти. Тем не менее люди будут осуждены полностью, и затем Сущий соберет рассеянных им, одного за другим.
В последующих Исаиях мы находим подробности того, что случается с Израилем в их собственной земле, захваченной язычниками в последние дни, общая картина и результаты чего уже были представлены. Мы найдем полное и славное избавление остатка среди самых страшных судов.

Исаия 28

Исаия 28 представляет нам первые подробности последних событий в истории этого удивительного народа. Бич идет с севера. Ефрем поражен разливающимся потоком, ливнем с градом, который уничтожает и разрушает. Он попран. Но в тот день Сущий будет великолепным венцом для остатка своего народа. Народ, духовно одурманенный, не слышит. И это судебный приговор Сущего, обращенный к Иерусалиму. Они заключили союз со смертью и силами тьмы {Они нагло говорят, что заключили союз с силой зла, чтобы, когда придет бич, он не настиг их. Невозможно представить себе более открытый вызов Богу и его правосудию. Исторически они сделают это, объединившись с человеком греха, антихристом, приходящим после власти сатаны; но здесь говорится о пренебрежении к Богу}, чтобы избежать всепоражающего бича. Но союз будет разрушен, а бич настигнет их; они будут попраны и поражены страшным жезлом. Мы имеем откровение, что Ефрем будет поражен этим ужасным бичом и правители Иерусалима будут стремиться охранить себя от него, заключая союз с силой зла. Но из этого ничего не выйдет: воды разольются и истребят убежище противника. Мессия является избранным краеугольным камнем, утвержденным основанием для остатка; верующий в него не постыдится. Таким образом, Ефрем поражен, а Иерусалим захвачен. Для всей земли Сущим предуказано истребление {Это выражение использовано также и у Даниила в качестве определения деяний Сущего в последний день - окончание работы и завершение ее в справедливости. Он судит совершенно, наполняет ее, но сокращает ее, чтобы пощадить остаток, избранных}.

Исаия 29

В главе 29 Иерусалим доведен до последней крайности. Но в этот раз Сущий является для избавления, и множество его противников исчезают, как ночное сновидение. Все темно и мрачно, что касается людей; все духовное уничтожено, и вскоре Бог свергнет все своей силой и превратит лес в Кармил ("плодоносное поле" прим. в русской Библии Кармил переведен как сад. ст. 17). Иаков же не будет больше слабым и немощным. Страждущие будут благословлены, а глухие услышат слово. Обидчик и хулитель исчезнут пред Сущим. В этой истории есть две части, два нападения. Первое успешное: против Ефрема и против Иерусалима. Второе безуспешное: Иерусалим унижен, но является Сущий, и он спасен. Дух презрения и неверия отмечен в главе 28, дух слепоты - в главе 29.

Исаия 30

Результат этого неверия показан в главе 30. Люди верят в человека по его мудрости. Они обращаются за помощью к Египту, но напрасно. Это презрение Сущего, сопровождаемое абсолютным отказом внять его Слову, которое призывает людей просто верить ему, добавило еще больше беззакония. Бог позволит злу действовать сполна; но только для того, чтобы затем свободно явить Свою благодать. Стих 18 является изумительным откровением о путях Сущего. Он позволил полностью осуществиться наказанию, чтобы для него не осталось ничего, кроме совершенной благодати. Благодать и слава будут в изобилии, когда Сущий омоет рану своего народа и исцелит их язвы. В конце Исаия мы видим вмешательство Сущего против последнего инструмента Его наказания - жезла, о чем говорится в главе 10. Ассур поражен, а вместо поражающего жезла будет торжество с песнями. Но Тофет, огонь Сущего, был также приготовлен для другого - "для царя". Тот, кто присвоит этот титул в Израиле, будет истреблен негодованием Сущего.

Исаия 31

Исаия 31. Опять говорится о горе для тех, кто верит силе плоти, и верных средствах освобождения. Сущий в Иерусалиме будет среди народов, как лев среди пастухов, и защитит Иерусалим, как птица - птенцов. Его присутствие поразит Ассура и заставит его бежать, ибо огонь Сущего будет в Сионе, а его горнило - в Иерусалиме.

Исаия 32

Затем, в главе 32, Мессия должен править по правде и все духовно привести в порядок. Сион станет пустыней, пока не изольется свыше и затем не сделается Кармилом; а сад не будет считаться лесом. Правосудие и мир должны водвориться повсюду, и плод правосудия, когда град упадет туда, где нет плодов, и город - оплот человеческой гордыни спустится в долину. Последний стих, мне кажется, говорит о блаженстве полного земного мира.

Исаия 33, 34

Исаия 33, 34 возвещают о последних двух действиях суда. Тогда, когда Бог устанавливает себя на Сионе и наполняет его правосудием, появляется последний и сильный враг (которого я считаю тем же, что и Гог у Иезекииля), пришедший, чтобы опустошить землю. Но есть те, кто уповают на Сущего, и Он поднимается, а враг бежит. Они собирают добычу тех, кто думал опустошить Израиль. В стихах 14, 15 выделяется преданный остаток, Мессия является в своей красоте; и все пребывает в мире после этого врага; самые отдаленные части земли открыты обитателям Сиона, который установлен в безопасности навсегда.
Исаия 34 показывает те страшные суды, которые падут на другие народы в Едоме. (Ср. с гл. 63.) {Сравните также Пс.83 и книгу пророка Авдия} Здесь даны те, кто угнетал Сион, и месть Бога притеснителям. Идумея является частным объектом этого; все враги Израиля, связанные с Едомом, войска народов, собравшихся против Иерусалима, будут разбиты судом Сущего в земле Едома.

Исаия 35

Исаия 35 дает картину благословения, которое следует за судом, даже благословения пустыни, которое зависит от благословения Израиля. Спасенные Сущим пойдут с радостью в полной безопасности на Сион, и печаль удалится навсегда.

Исаия 36-39

Исаия 36-39 рассматривают историю поражения Сеннахирима, его результаты, и смертельную болезнь Езекии, которая предшествовала этому, - наставление остатку, как следует уповать на Сущего (суть этого избавления есть образ того, что произойдет с Ассуром в последние дни). Болезнь Езекии представляет нам образ сына Давида, воскресшего из мертвых, - силу Христа, которая будет совершенна в народе, также и воскресением - духовно - из смерти, а все их грехи прощены. Это есть внешнее и внутреннее избавление Израиля: воскресение его (что касается его практической силы) и избавление от Ассура. Между тем возвещается о вавилонском плене, как существующем.
До этого нам была представлена скорее внешняя история Израиля, но теперь мы видим его духовную, или внутреннюю историю, в месте его свидетельства против идолопоклонства, во взаимоотношениях со Христом, а также в отделении остатка.

Исаия 40

Исаия 40. Первая часть того, что можно назвать второй книгой Исаии, простирается от Исаия 40 до конца Исаия 48. Мессия едва представлен здесь. Это, пожалуй, великое противостояние между Сущим и идолами, ответом чему служит в первую очередь успех Кира и плен Вавилона. Хоть их славу и нельзя разделять, если там Сущий и его помазанник. Это, очевидно, связано в благодати с избавлением Израиля, свидетеля Бога на земле, негодного народа как такового. В то же время эти пути Бога также явили нам, что в Израиле нет мира для нечестивого. И эта великая истина повторяется дважды, будучи примененной к двум великим разногласиям Бога и Израиля. Мы отметим некоторые подробности, чтобы все стало ясно. Первые восемь стихов Исаия 40 замечательным образом выражают принципы, по которым действует Бог: благодать, истекающая из его сердца, когда его наказания полностью исполнены. Бог утешит свой народ; и Он сообщает сердцу Иерусалима, что исполнилось время битвы. Глашатай возвещает о грядущем Сущем, это все равно, что избавление: не говорится об отвержении его. Об этом повествуется далее в Исаиях 51, 53. Но что может сказать пророк в отношении людей? "Всякая плоть - трава". Если всякая плоть должна увидеть славу Сущего, если Он мстит всей плоти, то именно здесь должно начинаться откровение. Всякая плоть - трава: дуновение Сущего дует на нее. Разве так только с язычниками? Нет, "и народ - трава". Утешение начинается с этого. Трава усыхает, кому тогда верить? Бог сказал. "А слово Бога нашего, - говорит вера остатка, говорит Дух пророчества, - пребудет вечно". Затем наступит черед пророческого свидетельства блаженству искупленного Сиона; возвещается городам Иуды о присутствии Сущего - Спасителя, чья нежная забота описывается затем трогательным образом. Слава его божественного величия противопоставляется идолам в стихе 26. Он упрекает Израиль за неверие. Сущий не утомляется и не изнемогает. Глубины его разума неисследимы, те, кто уповает на него, обновляются в силе и не устанут.

Исаия 41-43

Исаия 41 начинает повествование об исторических подробностях, которые подтверждают это. Кто возвысил Кира, чтобы свергнуть идолопоклонство? Но среди опустошения, соделанного им, Израиль сохранился избранным рабом Бога, семенем Авраама {Надо отметить, что хотя там есть полнейшее проявление греха Израиля, однако эти главы служат выражением благодати и высшей благости к сохраненному остатку, а не ответственности народа и суда}. (Слово "раб" является ключом к оставшейся части книги.) Он не должен бояться: Бог поддержит его; а те, кто препирается с ним, погибнут. Бог услышит своих бедных и облегчит их нужды. Одурманенные идолопоклонники ничего не знают о том, что Бог собирается свершить через суд ради избавления своего народа.
Хотя Кир и служит инструментом Сущего для свершения суда и для освобождения его народа, это является лишь частичным и преходящим. Над всем этим - раб Бога, его избранный, который явится в смирении и без притязаний, но не ослабнет, не изнеможет, пока не утвердит правосудие на земле; и острова язычников получат его закон (гл. 42). Это откровение необходимо, и оно защищает благословение Израиля через неизменные намерения и благодать Бога, но в этой части пророчества ничего не сказано о Мессии. Результатом работы Мессии является слава Сущего, который один будет прославлен до концов земли. В явлении этой славы тот, кто долгое время хранил свой мир, избавит свой слепой и глухой народ, не понявший его путей. Он возвеличит свой закон. Но почему тогда народ разграблен? Сущий оставил их из-за их непослушания.
Сейчас же Он избавляет и спасает их (гл. 43). Он сотворил их для своей славы. У слепых есть глаза; у глухих - уши; они являются свидетелями того, что только Сущий есть Бог. Суды над Вавилоном - начало и образ последних судов {То есть земные суды} - подтверждают это. Сущий сотворил этот народ для себя, а народ отягощал своего Бога, затруднял его грехами. Но теперь Он прощает все ради своей славы. Славно и поразительно Его откровение благодати к грешнику. Когда грех становится невыносимым, Он изглаживает грех вместо грешника! И это то, что Бог сделал через Христа.

Исаия 44, 45

Исаия 44. Сущий теперь убеждает свой народ, который Он создал, ободряет его, обещает излить им своего Духа. Их дети будут расти, как ивы при потоках вод. Они будут свидетелями его, Сущего, царя Израиля и их Искупителя. Он показывает Израилю юродство идолопоклонства, напоминает ему, что он есть раб Сущего и что Он не забудет их, и уверяет в полном прощении всех их грехов; Сущий, который является распорядителем всего и который своим именем призывает Кира восстановить Иерусалим.
Исаия 45 расширяет ту же тему, говоря об избавлении Израиля как вечном, которое никогда не будет уничтожено.

Исаия 46-48

В Исаиях 46, 47 говорится в отношении Вавилона и его идолов. Но еще осуждается Израиль, возлюбленный Богом; ибо правительственный суд всегда есть избавление любимых праведников. Вавилон со всей своей гордостью и всеми своими идолами должен сойти во прах. В главе 48 Сущий имеет дело с Израилем. Он определяет Израиль, клянущийся именем его, Сущий, при этом имеет дело с ним - с иудеями, занявшими место Израиля и исповедующими имя Бога Израиля; и Он объявляет об их нечестивости и упрямстве. Он сказал им многое давным-давно, открыл им новое, чтобы они могли знать, что Сущий - их Бог. Но они не прислушались, они не поняли. Тем не менее, во имя своей славы Сущий не отринет их, а очистит, как серебро. Он взволнованно напоминает им о благословении, которое было бы в них, если бы они исполняли его повеления. Но даже сейчас им объявляется, что Сущий освободил свой народ. Нечестивым же нет мира. Эта продолжительная речь против идолопоклонства, давая наставления и на тот день, кажется, подтверждает то, что вопрос о свидетельстве Израиля против идолопоклонства или осквернении им будет занимать основное место до конца. Ибо правление миром является основным вопросом. Бог этого мира управляет посредством идолов; Сущий - своим собственным именем. Израиль должен быть свидетелем этого. Они будут неверными этому в последние дни. Такова причина того, почему здесь имеется так много откровений на эту тему.

Исаия 49

Мессия явлен, ибо именно Он избавляет. Но это отдельный вопрос. Тема Христа и людского греха по отношению к нему начинается с Исаия 49 и продолжается до конца Исаия 57, образуя целое, если так можно выразиться, и Христос занимает здесь место Израиля как верный раб Бога. Он говорит: "Я есмь истинная виноградная лоза" {Так, я не сомневаюсь и у Матфея: "И из Египта вызвал Сына Моего". Христос заменяет первого Адама пред Богом, благословляя в этом новом положении многих его сынов. Он также занимает место Израиля, хотя и благословляет остаток, и делает его народом}. Это приносит кажущееся затруднение, но передает верный смысл Исаия 49. Израиль - сосуд славы Бога на земле, и Дух пророчества в Израиле призывает острова язычников прислушаться, будучи избранными Сущим. "Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь" (ст. 3). Затем Христос этим же пророческим Духом говорит: "Напрасно Я трудился". Ибо мы знаем, что Израиль отверг его. Стих 5 является ответом. Он будет почтен. Легко будет восстановить остаток Израиля. Он явится спасением Сущего до концов земли. Здесь мы находим принцип, применимый к работе Христа даже в дни проповеди. Во исполнение намерений Бога последующие Исаия ведут нас к тысячелетию. Стих 7 - Христос возвеличен. Стих 8 - Он дан для завета народа (Израиля), чтобы охранять благословение ханаанской земли и возвратить опустошенные наследия, а затем - освободить пленных. Издалека Бог утешает свой народ. Сион, явно брошенный, вынужден признать, что преданность Сущего больше, нежели преданность матери своему грудному ребенку. Его опустошители уйдут, а его сыновья поспешат к нему и снова наполнят опустошенные места, которые будут теперь тесны перед очами удивленных матерей и которые были долгое время опустошенными. Цари станут его питателями и склонятся над ним. И хотя он был пленником могучих, но будет освобожден, а его угнетатели - попраны ногами. И вся плоть будет знать, что Сущий - его Спаситель. Это результат благодати явления истинного слуги.

Исаия 50

Исаия 50 затрагивает подробности суда, который Бог выносит Израилю, и истинную причину их отвержения {Отмечу, что в обоих судах над идолопоклонством и в отвержении Христа любовь и преданность Сущего и их последствия представлены мольбами Духа Бога к людям; и конечное благословение перед человеческим злом; Бог перед человеком. Так было в намерениях Бога перед миром: полное объявление следует позже}. Ничто не может быть более трогательным, более чудесным, чем способ, которым Личность и первое явление Господа представлены в этой замечательной главе, которая требует не толкования, а благоговейного изучения. Сущий, который распоряжается небесами и землей, узнал, как произносить слово в помощь слабым и подавленным, Сам был скромным и униженным. Люди - печальная и ужасная правда! - воспользовались случаем оскорбить и посрамить его. С ними Он бы так не поступил. Сердце останавливается перед такой истиной и судит себя. Но вскоре также, слава Богу, оно тает перед такой любовью, которая использовала возможность ввести человека в собственное совершенство Бога (и в совершенство человека в божественных советах) и приспособить себя в то же самое время ко всей его нужде - заставить его почувствовать, что она испытала все его страдание. Но какими бы ни были печали и испытания при этом служении, человек, Христос, уповающий на Бога, никогда не отворачивается.
Здесь пророчески показана причина отвержения Бога Израилем, или, точнее, Иудой, когда Cущий явился, не было человека. Но в то же время с помощью Нового Завета самым ясным и поразительным образом мы находим место христианина. Это - место самого Христа. То, что говорит Христос здесь, апостол принимает и вкладывает в уста верующего {Эти стихи в Рим.8 должны быть разделены следующим образом: "Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос (Иисус) умер, но и воскрес... Кто отлучит нас от любви Бога?" В своей любви Он прошел чрез все, что только возможно. Это стало доказательством его любви. Более того, это - любовь Бога: творение не может отделить нас от него} (Рим.8,33.34). Он отождествлен с Иисусом в его положении пред Богом. Бог (так судит вера) признает его, отвергнутого людьми; делая так, они вынудили Бога дать им разводное письмо. Следующее, что выделяет остаток, - новый и важный принцип - они прислушиваются к голосу раба, Мессии, к пророческому Слову. Мы увидели Собрание, скрытое в личности самого Христа; здесь определен верный остаток Израиля в последний день (ст. 10). Остаток, который ищет возможности в себе, в человеке и в плоти, умрет в мучении.
Я добавлю краткий синоптический обзор всех этих глав, чтобы помочь охватить их как целое. Исаия 40-48 обращаются к вопросу поклонения Богу Израилем; Исаия 49-57 обращаются к вопросу Христа. Исаия 49 дает четкое представление о намерениях и путях Бога в том, что касается Израиля и Мессии. Бог будет прославлен в Израиле (ст. 1-3). Тогда Христос трудился напрасно; однако его работа - с Богом. Во-первых, Он будет прославлен в глазах Сущего. Во-вторых, это нетрудное дело - восстановление сохранившихся из Израиля. Он - спасение всем до пределов земли. В-третьих, услышанный в желанное время, Он установлен как завет для людей. Сион восстановлен. В главе 50 Израиль разъединен, ибо, когда пришел Сущий, там не было человека. Он пришел, как человек, в унижении, чтобы посочувствовать людям в печали. Он предан стыду, Бог оправдывает его (ст. 5-9). Это оправдание Христа есть оправдание Собрания, как мы видели; в стихах 10, 11 нам представлен иудейский остаток Собрания. Исаия 50 являет страдания Христа от человека; в главе 53 дано искупление. Исаия 49 показывает славу, являющуюся результатом того, что Христос занял место Израиля, плод его труда; Исаия 50 - последствие отказа Израиля от Него, однако в благодати, что касается пока не открытого Собрания и остатка, о котором говорится положительно; Исаия 49 больше связана с правлением Бога.

Исаия 51-52

Об остатке Израиля говорится в Исаиях 51 и 52 до конца стиха 12. В стихе 13 начинается новый раздел пророчества. Остаток в последние дни призван иметь доверие. Тех, кто следует за праведностью, немного, но Бог позвал одного Адама, благословил и возвеличил его; Он может сделать это и для остатка. Сравните Иез. 33,24, где мы видим, каким образом чувственное доверие, идущее вне праведности, может подражать божественной вере вплоть до собственного разрушения. Сущий утешит Сион. Стих 4 является вторым призывом. Остаток признан народом Сущий. Его праведность близка; спасение и освобождение уже исходят от него и пребудут навсегда. В стихе 7 есть еще один шаг. Они - народ, знающий праведность, имеющий закон в своем сердце; они не должны бояться людей, которые будут уничтожены судом Бога. Его праведность и его спасение пребудут вечно. Остаток, поставленный на свое место, открывается Духом пророчества, как принадлежащий Сущему. Тот же самый Дух говорит устами остатка (ст. 9), чтобы призвать его ко вмешательству во власти и возгласить совершенную милость Сущего, постоянное спасение избранных им и восстановление Сиона в вечной радости. Итак, остаток ободрен, Дух обращается к Сиону, и как слова "восстань, восстань" обращены к мышце Сущего, то сейчас это обращено к самому Сиону, угнетенному и попранному ногами иноземцев. Иначе говоря, восстать следует Сиону, а не Сущему, ибо спасение было там. Чаша теперь должна быть возвращена мучителям его опять. "Восстань, восстань" - говорится еще раз, чтобы он восстал и облачился в силу и славу. Ибо Сущий открыл свою святую мышцу всем народам, и все концы земли увидят спасение через Бога Израиля. Это троекратное повторение "послушайте Меня" (ст. 1, 4 и 7), за которым следует троекратное повторение "восстань, восстань", - прекрасно. Стихи 11, 12 Исаия 52 показывают, что в те дни Израиль пленен язычниками, как в дни Вавилона. Стих 13 тесно связан с предыдущим. Это - положение Христа во дни славы и избавления, данного Сущим. Тем не менее он может рассматриваться отдельно, как начало новой темы, ибо целиком относится к самому Господу Иисусу. Христос будет превознесен в те дни. Но каким было его положение? Об этом возвещает Дух пророчества. Цари удивятся его славе - славе того, чей лик был столь обезображен, хуже всякого человека.

Исаия 53

Исаия 53. Говорится о неверии Израиля. Это весьма интересная Исаия составлена следующим образом. Как мы видели, в Псалмах, полное покаяние Израиля приходит после избавления. То есть когда (судит Сущий) их наказание исполнено, славное явление Христа как их избавителя пробуждает глубокое осознание их греха за отвержение его. Это - псалом 130. Горе дня искупления и выражает Исаия 53. После стиха 1 Дух говорит устами спасшегося остатка Израиля. Они исповедуют грех, что презрели его. Тем не менее в действительности есть вера в его дела (ст. 5). Стих 1 показывает, что откровение Христа, обращенное к вере, было отвергнуто. Они верят, когда видят его. Мне не надо комментировать эту главу, которая запечатлена в каждом верном христианском сердце. Мы, благодаря труду Святого Духа, ниспосланному с небес, скорее предвосхитили нежели предчувствовали, их веру в оценке того труда, о котором здесь говорится; и они признают свой грех и то, насколько народ погряз в нем. Они сочли его наказанным, отверженным Богом; значение этого видно лишь теперь. В стихе 11, мне кажется, можно различить две части труда Христа. Через познание Он оправдывает многих или наставит многих в праведности и понесет их грехи.

Исаия 54

Исаия 54 показывает результат событий в Иерусалиме в те дни. Иерусалим рассматривается как бесплодный, оставленный после отвержения того, кто пришел, чтобы быть мужем; но теперь через ту благодать, которая дана так, чтобы Сущий был его правдой, он призван распространить место своего шатра и расширить покровы своего жилища. Эта благодать действительно считает всех собравшихся во время его опустошения его детьми, а Христос является сыном, рожденным для него; все будет у него (Пс. 87,5.6). Некоторое время Христос относился к Иерусалиму, как к отвергнутой жене, но сейчас утешил его вечной милостью.

Исаия 55-57

Исаия 55, 56, 57 являют собой в связи с этим призывы. Исаия 55 - это полная свободная благодать, охватывающая язычников. По этой причине она может быть использована как принцип в проповеди. Исполнится он во время благословения земли через присутствие Господа. Исаия 56 изображает ту меру духовности, которая необходима, чтобы иметь благословение, которое больше не соответствует узким правовым принципам прежних дней. Его дом будет на самом деле домом молитв для всех тех, чьи сердца искренне обращены к Богу Израиля; и они будут веселиться там. Исаия 57 осуждает (мы можем сказать - по тому же принципу) тех в Израиле, кто духовно противится воле Бога. Праведник умирает, и только от того, что восхищается от зла. Но был ли это Израиль или же нет, не будет мира для нечестивых. Затем эти три Исаия дают духовное наставление, которое относится к тем дням. Верные и смиренные пусть остаются такими, как есть, они будут благословлены; нечестивые же - осуждены, безразлично, из Израиля они или нет. Главой 57 завершается, как я сказал, второй раздел этой части пророчества.

Исаия 58, 59

Но духовные пророчества пробуждают недовольство Духа состоянием Израиля в дни пророчества - их грехом и их лицемерием в служении Сущему, что дано в Исаиях 58, 59. Он осуждает их внешнюю видимость веры и дает благословение при условии послушания. Рука Сущего не сократилась, его ухо не отяжелело; но беззакония людей помешали благословению и навлекают суд на них. Однако, когда все падает и нет никого, чтобы сохранить праведность, Сущий сам вмешивается в своей верховной власти и силе. Он уничтожит своих противников и будет судить острова; так что его имени убоятся во всей земле. И придет Искупитель на Сион и к тем, кто отвратился от преступления. Благословение будет вечным, и Святой Дух пребудет с семенем Иакова всегда.

Исаия 60

Исаия 60 повествует о положении и славе Иерусалима в то время благословения: все спасенные люди - это праведные.

Исаия 61, 62

Исаия 61. Тогда как Исаия 50-53 представили Христа в его страданиях, Исаия 61 изображает в полной благодати его личности то, что касается благословения Израиля. Три предыдущие Исаия сообщили о суде и вмешательстве Сущего, указывая в то же время на Искупителя. Мы увидели, что принцип построения пророчества от Исаия 40 до конца Исаия 48 тот же, что и в последней серии. Затем, в главе 49, специально говорится о Мессии. Говорится о нем и с начала Исаия 61 до стиха 6 Исаия 63. Но в последней серии глав есть большее, обязательно сопровождающее представление личности Христа как главного объекта мольбы Сущего. Мы видим, что сам Сущего есть Христос, а Христос - Сущий. "Почему, когда Я приходил, - таков вопрос, - никого не было?" Следовательно, здесь также есть и различие между духовными грехами Израиля против Сущего и отвержением Сущего в личности Мессии, которые, как мы видели, так ясно обозначены в главе 50. То же самое и в отношении покаяния иудеев. В предыдущих Исаиях закон начертан в их сердцах, они отвращаются от хулы, они уповают на Сущего, они слушают Дух пророчества, раба Сущего, они избавлены. Но когда они увидят своего Искупителя во славе, тогда будет настоящее покаяние и глубокое несчастье при виде того, кого они презирали и отвергли, а Он в своей благодати стерпел их нечестивость.
Исаия 61, 62 представляются мне слишком простыми, чтобы на них подробно останавливаться. Способ, которым Господь прервал мысль в середине стиха 2 (гл. 61), будет отмечен; время для осуществления последней части стиха еще не пришло. Но Он мог изложить им то, что касалось его собственной личности в благодати.

Исаия 63

Исаия 63,1-6. Мы опять находим здесь ужасный суд из Исаия 34, свершаемый Сущим (или уже свершенный, ибо Он отвращается от него). Но в конце концов - мир и благословение, что, как мы только видели, описано в главе 62.
В стихе 7 Исаия 63 дается рассуждение Духа устами остатка, или, возможно, устами пророка, ставящего себя в то положение. А в Исаиях 65, 66 мы находим ответ Сущего. Ничто не может быть более волнующим, чем способ, к которому прибегает сам Дух для выражения всех чувств верного сердца израильтянина, то, как Он представляет настроения страдающего, но верного сердца, вспоминающего прошлое благодеяние, исполненного настоящим страданием, признающего жестокость сердца и ропот, в чем они были грешны, но призывающего к неизменной преданности любви Бога в противовес осуждаемым слепоте и бесчувствию, в которых находятся люди. Если Авраам не признал их, то Бог был их Отцом. Где были его крепость, его нежность, его милость? Были ли они исполнены? Вера признает через все связь между народом и Богом; она признает, что Бог собирается сделать для тех, которые уповают на него, то, что выше человеческого понимания {Различие между этим и пророческим открытием Павла (1Кор.2) поразительно и часто цитируется ради противопоставления. Это, говорит он, не вошло в человеческое сердце, но Бог открыл их нам (христианам) через свой Дух; так в конце главы есть: "А мы имеем ум Христов"}, - что Он встречает тех, что идут честно; и она признает, что положение Израиля совершенно иное, что они грешники, даже не ищущие его присутствия. Но страдание его народа, ужасное положение, в которое их завел грех, - это для веры мольба к Богу. Что бы ни случилось, люди для веры глина, а Сущий - гончар. Они его народ; их города - города Сущего. Дом, в котором их отцы поклонялись, сгорел, и все лежало в запустении.

Исаия 64-65

Следующие две Исаия показывают нам полное откровение деяний Бога в ответ на этот призыв. Прежде всего Бог через свою милость открылся другим. Он открылся тем, кто не именовался его именем. Бесконечная и верховная благодать Бога отыскала бедных язычников. В то же время с бесконечным терпением Он протянул свои руки к народу, который не хотел иметь его, к народу, который постоянно его огорчал самым грубым образом. И сейчас Он возвещает о своем решении. Люди, оставившие его, будут осуждены, Он обрекает их мечу; и они преклонятся на заклание. Но в милость войдет избранный остаток - рабы Сущего, которые будут спасены и благословлены (стихи 11, 12, 8, 9, 13, 15). Сущий введет совершенно новый порядок вещей, в котором должна быть признана истина его обетований, а прежнее должно быть совершенно забыто - новые небеса и новая земля, в отношении не физического изменения, а духовного порядка, который будет совершенно новым. Это не должно быть только новым порядком вещей на земле, который может разрушить сила зла на небесах, как в прежние дни; но положение самих небес будет новым. Мы еще узнаем, что сатана будет изгнан и его власть уйдет навсегда {Следовательно, когда Господь вступает в Иерусалим, как Сущий-Мессия, говорится (Лук.19,38): "Мир на небесах"}. Так будет при последних ужасных испытаниях в Иерусалиме. Но сейчас Иерусалим благословен на земле, а его люди насладятся дарами Сущего в такой же долгой жизни, как была жизнь до потопа. Столетний человек будет юношей, и если кто-нибудь умрет в таком возрасте, то он представится как отринутый бичом Бога. Бог всегда жалует молитвы своих людей. Мир установится, и на всей его священной горе не будет зла. Это - тысячелетнее положение иудеев.

Исаия 66

Исаия 66 говорит о суде и, следовательно, дает нам больше исторических подробностей. Храм в Иерусалиме восстановлен (ст. 6), но Сущий не владеет им, лишь человек занят его строительством; Он также не признает пожертвований, сделанных в нем. Он взирает на смиренных и сокрушенных духом. Были некоторые, кто насмехался над надеждами тех и говорил с насмешкой: "Пусть явит Себя в славе Господь", но Он явится к их смущению для благословения тех, кто ожидал его. Сион будет, как мать народа, благословен в Сущем и утешен; таким образом, в этих двух Исаиях очень подробно рассматривается остаток.
Давайте проследим употребление слова "раб". Прежде всего, это был Израиль; затем - сам Христос, единственный верный раб среди этого народа; затем - остаток, который послушал его слова как раба, или Духа пророчества. Ибо Дух пророчества есть свидетельство Иисуса. Последние называются здесь рабами: они будут утешены в Иерусалиме, когда откроется рука Сущего его рабам, а на врагов своих Он разгневается. Ибо Он придет и осудит всю плоть. Спасение открылось ей. А сейчас Сущий будет судить всю плоть своим судом. Неверующие и идолопоклонники в Израиле будут смешаны с народами, которых Бог соберет, которые придут и увидят его славу. Он свершит суд над большинством огнем и своим мечом. Но будут некоторые, которые через благодать спасутся. Бог пошлет их к отдаленным народам, никогда не видевшим его славы и никогда не слышавшим о нем. Здесь не говорится об избрании для небес через благодать. Они возвестят (не ту благодать, но) славу, которую видели; и народы принесут обратно разбросанный Израиль, как приношение Сущему на его святой горе. И семя Иакова, и священники, которых Сущий выберет, будут, как новые небеса и новая земля пред Сущим, и вся плоть придет, чтобы поклониться ему. Те, кто был осужден Сущим, те, кто согрешил против него, особенно, как мне кажется, отступнические иудеи, будут постоянным свидетельством ужасного суда Сущего. Ибо если полное благословение лица его воссияет над его народом, то это есть принцип его суда.
Остается только сделать общие замечания. Грешное положение, уже осужденное, существовало и в дни пророка. Терпение Бога мирилось с ним, но был и принцип, который привносит суд (свидетельствует гл. 6). До отвержения Христа и, в определенном смысле, до появления антихриста, приходящего под собственным именем, зло полностью не прекращается, а последний суд не свершен. Но уже в Ахазе была дана возможность произвести его. Итак, дана возможность; все положение Израиля, благодать, которую получили язычники, ничтожество форм и церемоний - словом, все великие моральные принципы истины заложены в этой части пророчества; и мы видим Стефана, Павла, самого Господа, которые говорят об этих принципах, применяя их к временам, в которые они жили: Господь - к суровому положению народа; Стефан - к негодности уже осужденной системы; Павел - к положению осуждения иудеев и проявлению благодати к язычникам. То, что остается, есть завершение великого результата, в котором все это будет явлено миру через суд и высшее благословение Бога.
Что касается явления Иисуса в унижении, то мы видели это так же ясно, как и его явление во славе. Словом, все пути Бога в правлении своим народом в отношении их поведения под законом обетований, данных дому Давида, и, в конце концов, их отношения ко Христу - Сущему в унижении среди его народа - правлении, я повторю, и пути Бога в отношении Израиля развиваются в этом пророчестве яснейшим и самым прекрасным образом.