Иеремия
Добросовестный сервис покупок с кэшбеком до 10% в 900+ магазинах используют уже более 1.200.000 человек. Присоединяйся!
Христианская страничка
Лента последних событий
(мини-блог)
Видеобиблия online

Русская Аудиобиблия online
Писание (обзоры)
Хроники последнего времени
Українська Аудіобіблія
Украинская Аудиобиблия
Ukrainian
Audio-Bible
Видео-книги
Музыкальные
видео-альбомы
Книги (А-Г)
Книги (Д-Л)
Книги (М-О)
Книги (П-Р)
Книги (С-С)
Книги (Т-Я)
Фонограммы-аранжировки
(*.mid и *.mp3),
Караоке
(*.kar и *.divx)
Юность Иисусу
Песнь Благовестника
старый раздел
Интернет-магазин
Медиатека Blagovestnik.Org
на DVD от 70 руб.
или HDD от 7.500 руб.
Бесплатно скачать mp3
Нотный архив
Модули
для "Цитаты"
Брошюры для ищущих Бога
Воскресная школа,
материалы
для малышей,
занимательные материалы
Бюро услуг
и предложений от христиан
Наши друзья
во Христе
Обзор дружественных сайтов
Наше желание
Архивы:
Рассылки (1)
Рассылки (2)
Проповеди (1)
Проповеди (2)
Сперджен (1)
Сперджен (2)
Сперджен (3)
Сперджен (4)
Карта сайта:
Чтения
Толкование
Литература
Стихотворения
Скачать mp3
Видео-онлайн
Архивы
Все остальное
Контактная информация
Подписка
на рассылки
Поддержать сайт
или PayPal
FAQ


Информация
с сайтов, помогающих создавать видеокниги:
вакуумные пакеты vp-m.ru

Подписаться на канал Улучшенный Вариант: доработанная видео-Библия, хороший крупный шрифт.
Подписаться на наш видео-канал на YouTube: "Blagovestnikorg".
Наша группа ВКонтакте: "Христианское видео".

Иеремия

Оглавление: Введение; гл. 1; гл. 2; гл. 3; гл. 4, 5, 6; гл. 7, 8, 9; гл. 10; гл. 11, 12; гл. 13; гл. 14; гл. 15; гл. 16; гл. 17; гл. 18; гл. 19, 20; гл. 21-23; гл. 24; гл. 25; гл. 26; гл. 27, 28; гл. 29; гл. 30; гл. 31, 32; гл. 33; гл. 34; гл. 35; гл. 36; гл. 37, 38; гл. 39-44; гл. 45-51; гл. 52.

Введение

Книга пророка Иеремии отличается от книги пророка Исаии. Она не содержит такого же преподнесения намерений Бога, касающихся земли, как делает это Исаия. Верно, что в ней говорится о многом, касающемся народов, но она в основном составлена из откровения, направленного непосредственно к совести людей, повествуя об их духовном состоянии в то время, когда пророчествуется и рассматривается суд, который им угрожает. Иудея оставила Сущего; ибо их покаяние при Иосии было лишь красивой видимостью, а при царях, которые были после него, упадок достиг пределов. Сердце пророка переполнено горем из-за его любви к людям; в то же время он глубоко чувствовал их связь с Сущим. Чувство это постоянно колебалось в его душе между мыслью о величии людей, как людей Бога, и святой ревностью к славе Бога и его правам на свой народ - правам, которые они попирали ногами. Это была неизлечимая рана его сердца. Он просил за людей, он принял на себя главный удар за них пред Сущим, но он увидел, что все это было напрасно: люди отвергли Бога и откровение, которое Он им послал. Бог больше не внемлет молитвам за Израиль. Иеремия пророчествует под впечатлением этого: печальная задача, действительно, и она сделала пророка настоящим человеком печали. И хотя он мог всегда сказать, что если люди покаются, то пребудут в благодати, он все же хорошо знал, что у народа не было и мысли о покаянии. Две вещи поддерживали его в этой мучительном служении (ибо что могло быть более тягостным, нежели возвестить суд за беззакония народу, любимому Богом?): прежде всего, сила Духа Бога, наполнившая его сердце и повелевшая ему возвестить суд Бога, несмотря на противоречие и преследование; и затем - открытие последнего благословения народа по неизменным планам Бога. После краткого представления духа книги пророка Иеремии, подтверждения и подробностями чего мы найдем по ходу пророчеств, давайте исследуем теперь все по порядку.
Хорошо известно, что порядок пророчеств в Септуагинте отличается от порядка в иудейской Библии. Но я не вижу причину непринятия последней. Нет сомнения, что она не сохраняет хронологический порядок. Имена царей {В главе 27 "Иоаким" должен быть "Седекия" (см. ст.12 и гл.28,1)} в последующих Иеремиях подтверждают это. Но мне кажется, что там, где есть хронологическая путаница, группируются темы в соответствии с помыслами Духа.
Первые двадцать четыре Иеремия отличаются от последующих. До конца Иеремия 24 - духовное общение с людьми. В главе 25 - формальное предсказание суда различным народам через силу Навуходоносора. А затем мы находим пророчества, больше отличные друг от друга и связанные с историческими подробностями.
Иеремия 30-33 содержат обетования о вечном благословении в последние дни. Начиная с Иеремия 39, идет история того, что следует за взятием Иерусалима и судом над Египтом и Вавилоном.
Выделим теперь обособленные пророчества; Иеремия 1, Иеремия 2-6, Иеремия 7-10, Иеремия 11-13, Иеремия 14-15, Иеремия 16-17, Иеремия 18-20, Иеремия 21-24, Иеремия 25, Иеремия 26, Иеремия 27 (ст. 1, читайте "Седекия" вместо "Иоаким"), Иеремия 28, Иеремия 29, Иеремия 30-31, Иеремия 32, Иеремия 33 (эта Иеремия, однако связана с предыдущей), Иеремия 34, Иеремия 35, Иеремия 36, Иеремия 37-38, Иеремия 39, Иеремия 40-44, Иеремия 45, Иеремия 46, Иеремия 47, Иеремия 48, Иеремия 49, стихи 1-6, 7-22, 23-27, 28, 29, 30-33, 34-39, Иеремия 50-51. Иеремия 52 написана не Иеремией.
Поражает бездна горя пророка. Он страдает, его сердце разбито. Видно, что Бог избрал слабое сердце, легко подвергаемое унынию и слишком легко обескураживаемое (даже когда наполняет его своей силой), для того, чтобы мука, жалоба, страдание и негодование, возмущенное угнетением, неспособные свернуть его или преодолеть, позволили ему нести свидетельство против людей, чья глубокая нечестивость вызывала его месть. Страдания Христа, чей Дух говорил через дух Иеремии, были бесконечно глубже; но его совершенная связь со своим Отцом сотворила так, что мука, которая в случае с Иеремией вылилась в плачь и жалобы, осталась в тайне между Иисусом и его Отцом. Об этом редко упоминается в евангелиях. Он всецело явлен в благодати {Сравните Матф. 26, где это изображено самым поразительным образом. Очень ценно увидеть совершенный результат во Христе, так и все, что Он чувствовал в своем сердце как человек, сознающий обстоятельства, благо огромной работе сердца. Совершенная работа сердца порождает совершенное спокойствие в хождении, ибо в обоих случаях Бог явлен полностью. Если мы избежим какого-либо дела с Богом, то сердце не сможет действовать для него, как если бы все было устранено: и таков мир в действии. Однако как ценно увидеть реальность человеческой природы Христа во всех сокровенных движениях его духа}. В Псалмах представлены больше его чувства. В случае с Иеремией истинно, что тоска верного остатка должна быть выражена пред Богом. Абсолютному совершенству Господа Иисуса и спокойствию, которое через присутствие Бога сопровождает его совершенство на всех его путях, не позволено жаловаться, какой бы ни была внутренняя тоска его сердца. Он благодарит тогда, когда может справедливо бранить. Сочувствие к другим характерно для Иисуса. Мы видим, что наш драгоценный Господь никогда не изменил этому.
Однако истинно и то, что излияние сердца верного, нуждающегося в этом сочувствии, должно быть выражено Святым Духом. Это не значит, что в сердце, излившим себя, не было слабости; но если Дух раскрывает его, то, очевидно, Он должен выразить это, как и есть; в противном случае это было бы неугодным и грешным. Следовательно, Иеремия немного интимнее разделяет свои пророчества, нежели какой-либо другой пророк {Подобное есть в книге пророка Ионы. Но там обстоятельства пророка эпизодичны и не связаны с его пророчествами, единственно кроме принципа благодати}. Он представляет людей в их истинном положении пред Богом - таком, какое Бог мог бы признать будучи пред ним в этом образе, - для того, чтобы увидеть, получая от Бога, что применимо к этому положению, выражая чувства, внушенные таким положением, и возможно ли затронуть совесть и завоевать сердце народа, всегда помня, что эти чувства были выражены по Духу и сопровождались самыми прямыми и положительными пророчествами о том, что Бог принесет людям. Здесь надо также отметить, что большая часть из написанного адресована в первую очередь не людям, а Богу. Это положение Иеремии, представляющего пред Богом истинные интересы народа, или остатка, заставляет посмотреть на него иногда так, как будто он сам был Иерусалимом, а в других случаях - остатком, отделенным от него и предоставленным Богу.
Однако все станет более понятным при рассмотрении отрывков, которые заостряют свое внимание на этом. Период, во время которого пророчествовал Иеремия, был достаточно долгим и охватывал все время падения Израиля: с лета, когда Иосия начал очищать Иерусалим и всю землю, до последнего разрушения Иерусалима войсками халдеев, и даже немного позже, в Египте; период длиной свыше сорока лет - период страдания и тоски. Так как Иосия был только благочестивым царем, то исправление людей было внешним, как мы и увидим. Так, тоска видевшего Бога была много больше из-за этой видимости благочестия. "Ибо ярость гнева Господня не отвратится от нас" за грехи Манассии. Тем не менее, пророк различает два периода: правление Иосии и правление его последователей.
Кроме глав 21-24, в первых двадцати четырех Иеремиях нет дат. Вероятно, они были даны при царствовании Иосии. Они содержат моральные доводы, выражение печали сердца пророка, торжественное предупреждение о грядущем нашествии с севера. Четыре Иеремия, которые я выделил, не имеют хронологической последовательности, и, вероятно, составлены из пророчеств, данных в различные периоды. Они последовательно содержат суды различных ветвей дома Давида и лжепророков, обманывавших людей. Иеремия завершаются возвещением о судьбе плененных в Вавилоне и тех, кто остался с Седекией в Иерусалиме, - они очень отличаются друг от друга.

Иеремия 1

В главе 1 пророк установлен в своей службе, на которую был поставлен Сущим еще до рождения, чтобы донести его слово народам. Но Иеремия сразу же убоялся. Сущий ободряет его заверением своего присутствия. Он вкладывает свои слова в его уста и ставит его пророком над народами, чтобы искоренять и насаждать. Два видения явились ему, и они содержат изложение пророческого объявления, сообщенного ему, и возвещают, что Иерусалим скоро будет поражен северными царствами. В этих обстоятельствах Иеремия поставлен перед мятежным народом, который ратует против него. Тем не менее он должен объявить все; а так как Сущий перед этим ободрил пророка, то теперь Он добавляет к одобрению, чтобы укрепить его угрозу в случае непослушания, а именно: чтобы он по малодушию не отступил от своего поручения, ибо Сущий тогда устрашит его еще больше и поразит его перед теми, кого он боялся. Но если он выполнит порученную ему миссию, то Сущий будет с ним. Стихи 6-8, 17, 18 показывают великую робость духа пророка, который нуждался в такой поддержке Сущего.

Иеремия 2

Иеремия 2 содержит самый трогательный призыв к людям в Иерусалиме. Здесь не требуется объяснений, но Иеремия заслуживает серьезной работы души. Она свидетельствует, чудесным образом, о милости и нежной любви Сущего. Только здесь мы видим лишь сравнение с тем, чем они изначально были, посаженные Сущим, и его путями любви, но она не имеет никакого отношения к явлению Сущего. Здесь не говорится ни о Христе, ни о планах Бога, как это дано у Исаии, хотя мы и найдем это дальше; однако сейчас мы видим их ответственность благодати на трогательных путях благодати Бога с ними, которая изображена более полно, а о последнем благословении говорится в следующей главе.

Иеремия 3

Иеремия 3 имеет отличительную особенность: здесь продолжается то же обращение, но она содержит подробности поведения Израиля и Иуды и возвещает о восстановлении Израиля через высшую милость и благословение последних дней, когда они обращаются к Богу. Отметьте только, что до напоминания Израилю о его безрассудстве Сущий сначала замечает, что не было поиска его самого, страстного желания его. Ни люди, ни священник не сказали: "Где Сущий?" Свершив суд над Израилем, Бог может позволить своему сердцу излиться в откровении благодати. Это обязательно для Иуды, ибо они должны быть объединены. В конце Иеремия представлено очень волнующее рассуждение о духе, который благодать породит в Израиле, когда они возвратятся, то, как Сущий возьмет их. В стихах 23-25 пророк признает положение народа в то время, когда он пророчествует. В этой главе мы познаем мрачное открытие относительно народа, что исправление при Иосии было лицемерием. Эти две Иеремия образуют общее предисловие, показывающее пути и суд Израилю и Иуде и их восстановление через благодать. Первая Иеремия была посвящена тому, что Иеремия поставлен пророком.

Иеремия 4, 5, 6

Иеремия 4 подводит итог того, о чем повествуется в Иеремиях 2, 3, и, применяя его в то время к людям, говорит им, что если они хотят обратиться, то должны обратиться к самому Сущему - никакие формы и никакие полумеры не будут благими. После стиха 4 пророк объявляет неотвратимый суд Бога, который грядет с севера и падет на Иерусалим в разрушении.
В главе 5 грех и нечестивость показаны как всеобщие: богатые и бедные - все одинаковы. "Неужели Я не накажу за это?" - говорит Сущий. Тем не менее, Он не истребит их полностью. Источник зла или, по крайней мере, то, что его поддерживает, указан. Пророки пророчествуют ложь, а священники господствуют при их посредстве. Иеремия 6 продолжает откровения, но также изображает положение Иеремии среди всего этого зла. В стихах 11-26 прямо произносится суд. Опять отмечается поведение лжепророков. В обеих Иеремиях ясно возвещается о приходе Навуходоносора с судом.

Иеремия 7, 8, 9

Пророк скорбит за свой народ. Он требовал послушания, а не жертвы, и если люди пришли в его дом, занимаясь идолопоклонством, то они только оскверняли его. Но у Израиля меньше понимания, чем у птиц под небом, которые, по крайней мере, знают свои определенные сроки, в то время как Израиль не знал определения Сущего (гл. 8).
От стиха 18 до стиха 2 Иеремия 9 пророк обнажает глубину своего горя. От стиха 3 Иеремия 9 он объявляет суд - суд, который покарает народы вокруг. И, исходя из этих судов, он убеждает всякого человека не хвалиться собой, а хвалиться тем, что знает Сущего (ст. 23, 24).

Иеремия 10

В главе 10 идолы и суета народов изображены в противоположность Сущему. В стихах 19-25 мы видим страдания пророка, говорящего об опустошении Иерусалима, как будто он сам был разрушенным городом, и просящего Бога, чтобы его деяния были лишь наказанием по правде. Читателю следовало бы отметить, что повторение обращений Бога к Израилю (хотя для этих обращений, которые различны по характеру, требуются мало замечаний, чтобы сделать их понятными) есть самое трогательное свидетельство милости Бога, который умножает свои призывы к мятежному и упрямому народу "с раннего утра", как Он выражается, чтобы увещевать их.

Иеремия 11, 12

Иеремия 11 предлагает некоторые наблюдения. Бог опять обращается к Израилю на основе их ответственности, напоминая им о призыве к послушанию, который был к ним еще со времени их выхода из Египта. Бог почти готов навести на людей бедствие, которым он угрожал им. Иеремия не должен просить за них. Тем не менее Он еще называет Израиль Своим "возлюбленным"; но, будучи растленный, что ему в доме его? Чем бы он ни был для него, суд приближался. В конце Иеремия Иеремия занимает место верного остатка, который имел откровения Бога. Его положение постоянно напоминает нам о Псалмах. Мы видим работу Духа Христа, часто ясно выраженную, но иногда, мне кажется, явленную в выражениях, больше смешанных с личным положением Иеремии и поэтому менее глубоких и менее близких чувствам Христа; хотя, в принципе, таких же, как в Псалмах. Против Иеремии из-за его верности и его свидетельства, строились козни нечестивых. Сущий открывает ему это, и, в жажде справедливости, которая характеризует состояние остатка, он призывает к мщению Бога {Справедливость характеризует святого так же, как любовь, и имеет место там, где есть враги той любви и благословения любимого народа. Это есть, несомненно, Дух пророчества, не само пророчество, ибо пророчество связано с правлением Бога, а не с его настоящими деяниями в высшей благодати. Следовательно, в Откр. к отмщению призывают святые}. Это послужит средством спасения для остатка. Он произносит суд этим нечестивым людям через слово Сущего. В Пс. 83 находим те же принципы и ту же самую нечестивость врагов Бога; только там врагами являются язычники, а круг мыслей - шире. Израиль и знание Сущего - объект молитвы в том псалме. Сравните также главу 9 и Пс. 64. Здесь больше заступничества со стороны Иеремии, псалом же говорит о суде. Сравните так же Пс. 69,6,7 и Иер. 15,15. Слова псалма истекают из уст самого Христа, и есть просьба за других, что бесконечно более трогательно. Это сравнение отрывков поможет в понимании связи между положением Иеремии и положением остатка, описанного в Псалмах. Мы также можем сравнить Пс. 73 с началом Иеремия 12. Эта последняя образует часть того же самого пророчества, что и предыдущая. Иеремия говорит с Богом касательно правосудия, но робко и покорно, что Бог принимает, заставляя его прочувствовать (болезненная необходимость) бедствие народа более глубоко. В то же время
Он поддерживает веру пророка из личного интереса, который Он проявляет в нем. Бог заставляет его понять, что Он оставил удел. Значит, не надо было удивляться положению вещей. В то же время Он открывает свои намерения благословения своему народу и даже народам, среди которых он будет рассеян {Мы видим неизменную любовь Бога к своему народу и узы его преданности, не могущие быть разорванными. Он называет народы, которые окружают удел, отданный им своему народу, его ближними. Мы также видим отвержение той национальной системы, центром которой Он сделал Израиль и которая падает, когда Израиль, краегольный камень арки, убран (ст. 14). Затем эти народы будут восстановлены, как и Израиль, и благословлены, если признают Бога Израиля. Господь Христос объединит заново две вещи: всеобщее руководство человека и союз народов вокруг Израиля, как центра, в его личности. Он будет единственным человеком, которому дано владычество над всем; а Израиль, как и различные народы со своими царями, будет восстановлен, каждый в своей земле и в своем наследии (как до времен Навуходоносора), за исключением Едома, Дамаска, Асора и самого Вавилона - то есть тех народов, которые занимают территорию Израиля, а Вавилон, который поглотил и занял место всех других, должен исчезнуть через суд Бога, чтобы вернуть им их место. (Сравните главу 46 и последующие Иеремия.)}, когда эти народы познают пути Сущего.

Иеремия 13

Иеремия 13, напоминая, как Бог приблизил Израиль к своему сердцу, возвещает ужасный суд, которым люди будут опьянены; и после суда призывает их к покаянию. Он связывает их неизбежное зло и неподдельное горе пророка с их упрямством. Сравните Лук. 19,41. Это усердие для славы Сущего против зла и людей, которые обесчестили его, и трогательная любовь к ним, как к народу Сущего, является повсюду поразительным знамением действия Духа Христа. Сравните Моисея (Исх. 32,27.28.31 и далее); Павла (Рим. 9; 1 Фес. 2,15.16): только здесь, под благодатью, нет призыва к суду; даже сам Христос. (Ср. Матф. 23,31-37)

Иеремия 14

Иеремия 14 повествует о голоде, который случился в земле. Опять возвещается об опустошении Иерусалима мечом и голодом. Но заметим здесь трогательное заступничество в стихах 7-9, и в стихах 17-22 - глубокое страдание Духа Христа, которое выражается устами пророка. "Во всякой скорби их Он не оставлял их". Заметьте также другую сторону их состояния, указанную апостолом Петром и самим Господом в отношении к последним дням, а именно: появление лжепророков.

Иеремия 15

Начало Иеремия 15 есть ответ на заключительную часть Иеремия 14; наставления и принципы, которые она содержит, очень замечательны. Сущий возвещает, что если Моисей и Самуил (чья любовь к Израилю и вера в заступничество за него были непревзойденными среди всех рабов Бога, представших пред ним) - даже если эти два любимых вождя народа будут там, то все равно Бог не примет Израиль. Кто сжалится над ними? Сам Сущий покидает их. Начиная со стиха 20 мы находим истинное положение остатка в этом случае; самое трогательное наставление для нас самих!
Бедный Иеремия жалуется на свою судьбу среди народа, чью печаль он носил в сердце, в то же время вынося их беспричинную ненависть. Мы видим в стихах 11-13, что он представляет людей пред Богом и что верный остаток отделен от массы нечестивых. Со стиха 15 они представлены сами в этом отделенном от Бога положении, терпя в то же время всю боль раны народа даже тогда, когда проявят мщения нечестивым, врагам правды. В ответе даны точные наставления, даны для хождения тому, кто верен и в этом положении. Слово Бога, подхваченное и достигающее сердца, является источником этого наставления (ст. 16).
Вместо того, чтобы разделить дух врагов и смеющихся, которые веселились отвратительному и лицемерному положению тех, кто носил имя народа Бога, целью слова являлся, несомненно, вывод народа из этого состояния, изолирование благочестивого, хотя при этом он сам был объектом гнева Бога, как и весь народ. Слово, которое вскрыло взаимоотношения между Богом и народом и явило им их преимущества и обязанности, вынудило верных осудить существующее положение и почувствовать все последствия этого положения как осуждение Сущего - осуждение, намного более ужасного для его сердца из-за ощущения того, как близко были любовь и благословение Бога для обретения достойного состояния народа. "Ты исполнил меня негодования" (ст. 17, 18) - слово пророка.
В стихах 19-21 даны точные наставления Бога в отношении этого состояния. Бог также обращается к Иеремии, как будто ко всему народу, который он, таким образом, представлял в духе пред ним, и в то же время Бог взывает к его личной вере. Он говорит прежде всего: "Если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять пред лицом Моим". Это открытая дверь; открытая до тех пор, пока человек не закроет ее, - она всегда есть в путях Бога, хотя Он хорошо знает, что человек не воспользуется ею.
Все ли это, что должно быть сделано пока призывается сегодня человек, а дверь открыта, чтобы призвать мятежный народ вернуться? Нет: для верных есть еще кое-что, что надо сделать, и вот второй ведущий принцип: "И если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста". Среди руин, вызванных мятежом народа Бога, это особая работа того, кто верен, кто исполнен Словом. Если желание его души есть провозглашение этого Слова, а любовь Бога открыта в нем - может ли он отвергнуть народ в целом как нечестивых? Этого он также не может сделать. Он должен научиться делать то, что делает Бог, - учитывать все хорошее; но если все же поздно все сохранить, то никогда не осуждать то, что от Бога. Проницательный глаз Бога никогда не упускает это из виду. Он ясно видит также любовь пророка.
Но у Бога собственные замыслы, и Он действует по собственной воле; Он обращается к тому, что ценно, владеет им и отделяет его от того, что ничтожно. Это не совсем суд Бога, касающийся зла; но когда такой суд близок, то энергия Духа и сила Слова ведут нас к благому, чтобы мы различали его, отделяли его от зла, пока не придет суд. Если сатана сможет, то он смешает их вместе. Те, кто знает, как разделить их, будут устами Бога. Бог через суд уничтожит зло: в верных Дух Бога совершает это через отделение ценного от ничтожного.
Третий принцип - то, что, однажды отделившись от мятежных через духовное познание, не должно быть и мысли о возврате к ним. "Они сами будут обращаться к тебе, а не ты будешь обращаться к ним". В конце концов, в этом положении Сущий сделает верных медной стеной. Мятежники, которые хвастаются тем, что называются народом Бога, сражаются против его верного раба, но не одержат победу, ибо Сущий с ним. Спасение обещано Иеремии.
Все это, хотя и имеет непосредственное отношение к пророку, является очень ценным наставлением и для нас в том принципе, который оно содержит, чтобы направлять нас в подобных случаях. Путь ясно отмечен, однако требуется терпение. Со стороны Бога дверь всегда открыта, отделение ценного от ничтожного делает нас его устами, утвердительный отказ от того, чтобы обратиться к неверным, - таковы принципы, которые Бог установил здесь. Слово, принятое сердцем, - их источник. В то же время результатом далеко не является презрение к павшему народу; напротив, сердце верных принимает горе положения, в котором находятся люди Бога или те, кто стоит пред ним.

Иеремия 16

В главе 16 Сущий учит Иеремию избегать всех родственных связей с неверным народом и сказать о том, что у них делается. Ибо Он сам полностью порвал с ними, и повелел, чтобы его откровений не было для них, и изгонит их из земли. Но через величие бедствия, которое Он навлечет на них, Он заставит забыть их о спасении из Египта в их еще большем спасении сейчас. Ибо через некоторое время Бог помилует и утешит свой народ. Но перед этим Он воздаст за их беззаконие. И язычники сами придут и признают истинного Бога, Бога Израиля.

Иеремия 17

Иеремия 17. Самым значительным из того, что происходило, было упование на Сущего. Тот, кто отступался в этом, делая плоть свою опорой, не увидит добра. Огонь гнева Бога зажжен и не погаснет. Как можно было верить нечистому и обманчивому сердцу?! Сущий ищет, чтобы воздать каждому по его путям. Пророк во имя народа обращается к Сущему; и из-за нечестия врагов, которые насмехались над откровениями Бога, он взывает к Сущему. Он не желал скорбного дня, который Бог объявил; не он сам решил оставить мирные обязанности, понуждая народ следовать Богу в этом откровении. Он умоляет Бога, чьи ужасные суды должны рассеять народ, не покарать его. Бог был единственной его надеждой в день бедствий. Какая картина положения остатка в последние дни; и, во все времена, образ участи того, кто верен, когда народ Бога не прислушивается к его откровению! Тем не менее сейчас, как это говорится, Бог в своем долготерпении открывает дверь покаяния народу и их царю, если только у них есть уши, чтобы услышать.

Иеремия 18

В главе 18 этот принцип полностью явлен народу (ст. 1-10). Но люди отступили от Бога, среди них - бесстыдство в злобе и презрении к его изумительному терпению; все предаются нечестию, которым сатана лишает их упования на Бога. Бог объявляет свой суд через пророков, чье свидетельство вызывает уверенность у ожесточенной совести в неизменности своих привилегий и благословения, приданного уставам, которыми Бог облагодетельствовал свой народ и которым Бог внешне придал эти благословения, что поддерживало их взаимоотношение с ним. Какая ужасная картина неведения! Духовное влияние всегда является наибольшим в момент, когда совесть ожесточена против откровения Бога, ибо неверие, поражаемое в конце концов, укрывается за полагаемой непоколебимостью установленного Богом и создает стену из своего отступничества от Бога, которого они скрывали, приписывая этим уставам непоколебимость самого Бога. Совесть говорит слишком много, чтобы дать неверующему какую-нибудь надежду спасения, даже если Бог открывает ему свое сердце. "Не надейся,[говорят] будем поступать каждый по упорству злого своего сердца". Более того: "Не исчез же закон у священника, и совет у мудрого, и, [добавляет] он (лживые пророки завладели ухом народа), - слово у пророка". Предупреждение, которое содержит эта часть, видится мне очень мрачным. Я едва могу представить более страшную картину предсказания состояния народа. Пророк просит суда для них. Это в духе остатка, попранного нечестивостью врагов Сущего.

Иеремия 19, 20

Иеремия 19 и 20 являют нам суд Иерусалиму, произнесенный в словах, требующих немного пояснений; в главе 20 мы читаем о противлении священников и страданиях Иеремии. Но это не мешает Иеремии осуждать самого священника и повторить то, что было сказано об Иерусалиме. Тем не менее мы видим воздействие страданий на его сердце. Сущий, как это и было, повелел ему вынести это свидетельство. У него недостает (подобно остатку) духа радоваться несчастью силой Святого Духа. Он был предметом постоянных насмешек. Они ждали, пока он не споткнется, и рады были бы его молчанию; но слово Сущего горело подобно огню в его устах. Увы! Мы понимаем все это глубокое беззаконие людей, называющих себя людьми Бога; и то, какое отвращение чувствует слабое сердце пред этим беззаконием, что не имеет ни сердца, ни совести; и насколько сильно в нас при этом негодование, чтобы смолчать в нашем сердце. Тем не менее, наряду со страхом, он осознавал присутствие Сущего, и он опять просит о мщении (которое, фактически, является избавлением, и причем единственным для тех, у кого в таком положении есть откровение Христа). Это спасение отмечается в стихе 13; однако в стихах 14-18 мы видим, до какой степени отчаяния личное горе может довести подвернувшихся такому испытанию, как это.
Смотрите то же самое у Иова - картина того же состояния души, испытанной всей злобой сатаны без полного познания благодати, в смысле собственной ничтожности и в забвении себя. Таким в точности будет положение остатка в последние дни. Христос - образец совершенства в том, что отвечает этим обстоятельствам испытания, действительность которого Он сполна ощутил и прочувствовал, когда страдал за других, что заложило основание благодати для них.

Иеремия 21-23

Иеремия 21-23. В связи с вопросом Седекии к Иеремии о том, вмешается ли Господь на благо народа против Навуходоносора, Дух Бога свел вместе откровения, что были даны в отношении всех членов семьи Давида, которые верховодили, так сказать, на руинах Иерусалима, - Иоахаза (гл. 22,10), Иоакима (ст. 13-19), Иехонии (ст. 20-30). Суд Седекии произнесен (гл. 21); и после объявления того, как мы видели, что дверь всегда открыта покаянию и что покаяние всегда сопровождает благочестивый путь (гл. 21,12, гл. 22,1-5), опять произносится суд и приговор Бога различным царям. В конце концов (гл. 23) выражение негодования Сущего против этих злобных пастырей ведет к заявлению, что Он воскресит пастыря своего сердца, а именно: верного Сына Давида, Мессию. Справедливо негодование и осуждение Бога, данное в сильнейших выражениях.

Иеремия 24

Две особенности привлекают наше внимание в главе 24. Во-первых, подчинение суду Бога, когда Он свершает его, есть свидетельство разума в его слове - настоящей духовности. Необходимость веры основывается не на прочности обетований, но под предлогом обетований, на прочности уставов и людей, которые пользуются ими. Те, кто подчиняется этому суду Бога над неверностью человека (суду, который ведет к обладанию этими обетованиями и действует для оставления негодных уставов, прочность которых Бог не признавал, но в связи с которыми верный человек насладится обетованиями), - те, я повторяю, кто подчиняется этому суду, насладятся полным результатом этих обетований, которым Бог не может быть не привержен. Во-вторых, Бог поддержит веру тех, кто подчинился его суду (будучи ведомым смирением к святому убеждению в том, что человек заслужил его), Бог не остановится ни перед чем для полного осуществления обетований, зависящих от его верности, какой бы ни была неверность человека, - осуществления, которое может и будет получено исключительно посредством работы Бога в человеке, которая приведет его в состояние, соответствующее этому осуществлению (смотрите ст. 6, 7). Положение народа во время пророчества Иеремии предоставило очевидную возможность для развития этих двух принципов; ибо народ и дом Давида полностью пали в своей преданности Богу. И очень огорчительно, очень унизительно, когда мы вынуждены признавать, что враги Бога главенствуют. Единственным утешением является то, что единый Бог прав (Иез. 14,22.23) и что, в конце концов, Он не может не преуспеть в своих милостивых обетованиях.

Иеремия 25

Иеремия 25 завершает эту часть пророчества общим изложением судов Бога на земле, передавая это в руку Навуходоносора. Непосредственное обращение к событиям, уже совершенным, не вызывает больших трудностей; однако они появятся, если мы сделаем ссылку на события последних дней. Израиль, для которого дверь всегда была открытой, осуждается первым. Иеремия начинается произнесением суда Бога Иерусалиму, ибо он отказался услышать призыв покаяться, с которым к нему обращались в течении двадцати трех лет. И здесь давайте отметим черствость человеческого сердца, упрямого в зле, отказывающегося преклониться перед откровением Бога, несмотря на все усилия, которые Он предпринял, если можно так выразиться, чтобы предостеречь их. И действительно, вот его собственные слова: "И посылал к ним Господь, Бог отцов их, посланников Своих от раннего утра", но они не слушали (см. 2 Пар. 36,15). Сущий всегда готов представить людям полное и постоянное благословение, если они покаются, но они не покаялись. Пророк объявляет, что Сущий приведет племена с севера под водительством Навуходоносора на Иерусалим и на окрестные народы, которые, несомненно, испьют чашу ярости, какую Сущий приготовил им. Иерусалим будет служить вавилонскому царю семьдесят лет, а после этого вавилонский царь будет сам осужден и наказан, по пророчеству Иеремии, за нечестие против народов. Ибо, начавшись в Иерусалиме, суд станет всеобщим. То, что случится, будет судом для народов Палестины, а затем и Вавилона, который был инструментом суда над ними. Однако тот факт, что город, названный именем Сущего, должен быть опустошен, подразумевает суд всем народам. Следовательно, в символическом действии пророчества всем народам, связанным с Израилем, всем известным народам земли предначертано испить чашу. Именно это выражено в словах, подразумевающих народы всей земли. Историческое применение стиха 26 заключается в том, что случилось посредством Навуходоносора и что царь Сесаха выпьет чашу гнева после других. Принцип всеобщего осуждения заключен в этом. Зло развито повсюду (ст. 29-38). Единственный вопрос, который может возникнуть, заключается в том, имеет ли в этом дальнейшем разрушении всех земных царств выражение "царь Сесаха" какое-нибудь отношение к тому, кто будет обладать той территорией, или только к Навуходоносору? Это не имеет, я думаю, дальнейшего развития {В любом случае суд, как мне кажется, не идет дальше притеснения народов царем язычников, который воздвигнут вместо престола Бога в Иерусалиме, и его поражения в конце его нечестивой карьеры}. Картина всеобщего суда завершает первый раздел пророчества. То, что следует затем, повествует о подробностях и отдельных случаях {Разрушение Вавилона имело особую значимость; во-первых, потому, что было совершено самим Богом на месте его престола в Иерусалиме, во-вторых, потому, что это была единственная власть язычников, прямо установленная им, хотя вся власть от него. Другие же предопределения заменили Вавилон. Следовательно, Иерусалим восстановлен при разрушении Вавилона (однако, частично это показывает весь принцип), а сила, осудившая Вавилон, есть то, что устанавливает народ Бога опять в святом городе. Вавилон - устанавливает его и есть его правление и его разрушение - включил в себя все из прямых деяний Бога с язычниками и со своим народом во власти. Все остальное пришло просто как продолжение}.

Иеремия 26

Главой 26 начинается эта серия подробностей с пророчеством о начале правления Иоакима. Люди, которые грешат, как уже сказано, если покаются, спасутся. Мы постоянно видели эту характерную особенность пророчеств Иеремии, как будто Бог сказал: "Если кто услышит голос Мой" . Обстоятельства настоятельно подтверждают этот призыв, ибо, действительно, если Израиль не покается, то дом Сущего будет подобен Силому. Мы находим то, о чем Бог предупреждал пророка. Они выступают против него; но, как и обещал Сущий, они не могут его одолеть. Мы видим, что священники подбивают народ против откровений, которые Бог несет им устами пророка. Однако Бог обращает сердце правителей народа к нему. Были и такие, кто считался с путями Сущего. Хотя их мысли и недалеки, но достаточны для спасения; они боялись Бога. Мы можем отметить здесь, что совесть осознала слово Бога в его непосредственном применении. Несомненно, зло будет возрастать, а когда разрастется, то свершится суд (ибо Бог не поражает, пока беззаконие не достигло своей вершины). И затем исполнится пророчество. Но совесть под влиянием слова познает принципы и осуждает их, когда все еще не готово для осуждения; и, следовательно, суд не исполнен (ст. 18, 19).

Иеремия 27, 28

Иеремия 27 и 28 повествуют об одном. Их главная тема - покорность царю язычников, которой Бог требует от иудеев. Но прежде, чем коснуться этого, я бы привлек внимание к заботе, изливаемой Богом своему народу, предупреждая их при каждом шаге приближение суда. Мы помним, что Седекия не дождался этого суда, восстав против царя Вавилона. В начале его правления Сущий послал свое слово через Иеремию, чтобы предупредить всех царей вокруг, а также Седекию о том, что они должны покориться. Если они покорятся, то будут обитать в своей земле в мире; если же нет, то будут вытеснены и погибнут.
Давайте теперь рассмотрим место, которое Творец земли, человека и зверя - Бог - дает царю Вавилона. Бог отдал народы и даже зверей с полей в руки Навуходоносора на некоторое время. Бог устанавливает центральную и всеобщую власть, и народ, который отказывается подчиниться ей, будет мятежным пред ним и должен быть истреблен. Сравните с Дан. 2,38, где добавлены птицы к его владычеству. Все на земле подчинено этому царю земли - верховному главе, избранному среди язычников. То было правление, назначенное Богом, который оставил Иерусалим и не будет больше защищать его, пока он не подчиниться этому правлению. Естественно, цари окружающих стран замышляли с Седекией, чтобы сбросить иго вавилонского царя, и миссия их посланников была поводом для этого пророчества; Бог же возвестил, что Он повелевает всем подчиниться игу, ибо Он сам установил его.
То, что Бог передал власть в этом мире человеку, - очень примечательно. В случае с Израилем человек был испытан на основе послушания Богу и не был способен обладать благословением, которое следовало из этого. Теперь Бог оставляет это непосредственное правление миром (будучи Сущим наверху); и, покинув Израиль, который Он избрал среди народов, объединяя последние вокруг избранного народа и своего престола в Израиле, Он подчиняет мир одному главе. Передавая власть человеку, Он подвергает его новому испытанию, чтобы испытать, признает ли он Бога, давшего ему власть, и сделает ли он счастливым тех, кто подчинен ему, когда он может делать в этом мире все, что ему угодно.
Я не касаюсь здесь подробностей истории этого испытания: они описаны в книге пророка Даниила. Мы знаем, что человек не справился с ним. Бесчувственный и самонадеянный, он разрушал мир и угнетал народ Бога, попрал его святилище и подготовил себе суд тем намного страшнее, что сатана склонил его сопротивляться ему и помог ему в его сопротивлении. Один Навуходоносор отвечает всему тому, о чем мы только что сказали. Он - золотая голова. Бог передал непосредственно ему правление миром. Кир имел особенное место, более почетное в некоторых отношениях. Но как империя, персы только заняли место той, что ранее уже существовала, а источники и характер власти постоянно ухудшались соответственно тому, как возрастало их расстояние от Бога и его даров.
Лжепророки, как и лженаставники, мешают истине, через которую Бог испытывает свой народ. Они могут использовать все из истины, чтобы обмануть и показать, что подняли веру в них. Очевидно, что тайна Сущего не с ними. Но какие бы ни были внешние признаки, они не остановят и не свернут Бога с пути, которым Он идет. Однако положение верного пророка болезненно. Может показаться, что его заставили замолчать, ибо общераспространенная ложь овладевает сердцами людей. Иеремии пришлось уйти прочь. Тем не менее в битву между истиной и грехом Бог часто вмешивается с поразительным откровением; так же было здесь. Назначение пророка, в отношении правления этого мира и хождение народа, всегда есть свидетельство суда, который навис над неверностью.

Иеремия 29

Иеремия 29. С другой стороны, пророк утешает тех, кто, по суду Бога, был подчинен игу, которое Он наложил на них. Иудеи в Вавилоне должны жить в мире, спокойно, способствуя благосостоянию города, в котором они являются пленниками. Время спасения должно прийти без насилия. Дух сопротивления наказуется. В конце концов, настояв на подчинении людей суду, Бог открывает свои мысли благодати. Это подчинение было необходимым из-за греха Израиля; ибо Бог должен сохранять свой образ, а не отождествлять себя с путями мятежного народа. Но ему, должно быть, хотелось явить себя таким, какой Он есть в своей благодати. Свершение суда и разрушение Израиля сделали истину и красоту благодати Бога общеизвестными.

Иеремия 30

Некоторые подробности обстоятельств, сопровождающих эту работу, заслуживают нашего внимания, равно как и образ, который Бог являет в этом, и степень результатов. В главе 30 Бог повелевает Иеремии написать в книгу все слова суда, которые он слышал, ибо Бог восстановит людей. Избавление нашло Израиль в пике страдания. Это - первое, что представлено пророку. Ни один день нельзя сравнить с днем беспокойства Иакова. Об этом дне говорится в Матф. 24 и в Мар. 13. В крайности Бог приходит на помощь своему народу, который спасется. Теперь же, когда Бог свершил свой суд и действовал по своим собственным планам в благодати, это спасение будет полным и совершенным. Израиль будет служить Сущему, их Богу, и Давиду, их царю. Разрушение (ст. 12) было жестоким, неисцелимым: никакое средство не могло залечить его. Бог поразил свой народ за множество их грехов. Тем не менее Он был с ними, чтобы спасти их; и, следовательно, все народы, которые воспользовались гневом Бога, чтобы уничтожить Израиль, будут сами уничтожены. Сион должен быть снова отстроен, а радость и мир поселятся в его жилище, и будет вождь народа из него самого. Израиль будет народом Сущего, а Сущий будет их Богом. В итоге здесь провозглашается принцип, который, как мы видели, разъяснен, то есть суд падет на нечестивых; и этот суд развивается, чтобы поразить первыми народ Бога, ибо они были нечестивыми и должны нести ответственность за последствия. Но где бы ни были нечестивые, суд падет на них. Где труп, там соберутся и орлы.

Иеремия 31, 32

Иеремия 31. Но пророчества Иеремии были обращены не только к восстановлению Иудеи - все племена Израиля будут иметь это благословение. Сущий будет их Богом, они будут его народом. Хочется сказать еще несколько слов, чтобы привлечь внимание читателя к этому прекрасному пророчеству. Все племена там, но все в обновленном взаимоотношении с Сионом. Это есть избавление, данное Сущим, и оно полное. Обладанию им не помешает слабость. Это такое избавление, которое растопляет сердца и вызывает слезы и мольбы, но которое устраняет все причины для слез, кроме благодати. Они больше не будут печалиться, их душа будет как напоенный водой сад; они будут удовлетворены благодатью Сущего. Ефрем покаялся, и Бог дал ему почувствовать, что Он никогда не забывал его. Сущий всегда помнил свое заблудшее дитя; Иуда будет жилищем правды и святой горой. И это произойдет через новый завет - не тот, который был заключен, когда они вышли из земли Египта. Закон будет начертан в их сердце, они все познают Сущего; и не один их грех не воспомянется более. Если уставы творения перестанут действовать пред Богом, тогда, как говорит Он, племя Израиля будет отвергнуто за все то, что они делали. В конце Сущий объявляет в подробностях о восстановлении Иерусалима.
Я бы добавил, что в стихе 22 я вижу только слабость. Израиль, слабый, как женщина, завладеет и преодолеет силу, видя, что сила проявляется в том, что есть сама слабость.
Эти две Иеремия изображают в общем пророческое свидетельство о восстановлении Израиля. Иеремия 32 соотносит это с обстоятельствами иудеев, осажденных в Иерусалиме; пользуясь опасностью разрушения, которым им, очевидно, угрожало присутствие Навуходоносора, Бог объявил свои безошибочные планы в благодати к ним. Иеремия объявил, что город должен быть взят, а Седекия пленен. Но Сущий заставил его купить поле в подтверждение того, что люди, несомненно, должны вернуться. Он указывает на беззаконие людей и города с самого начала; но теперь, когда в отчаянии греха разрушение казалось им неизбежным, Сущий объявляет им не только возвращение из плена, но и о полной силе своей благодати. Он дает согласие сердца людям, чтобы они могли служить ему всегда. Их взаимоотношение с Богом, как людей Бога, должно быть полностью установлено в соответствии с силой вечного завета. Сущий возрадуется о них, благотворя им. Он насадит их на земле своим сердцем и своей душой. Это Он навел все зло с судом, и Он же наведет все благо, которое Он изрек о них.

Иеремия 33

Иеремия 33 повторяет с достаточным и богатым колоритом откровение об этих благословениях и касается, в частности, присутствия Мессии; она объявляет, что отрасль праведности возвратится к Давиду и исполнятся суд и правда на земле. Иуда спасется, и Иерусалим будет жить в безопасности. Он будет именоваться "Господь - оправдание наше!" Не прекратится у Давида муж, сидящий на престоле дома Израиля (не только Иуды), и не будет недостатка у священников-левитов. Если может быть разрушен завет Сущего о дне и ночи, то может быть разрушен и завет с Давидом. В каком бы глубоком отчаянии не были люди, Бог никогда не отвергнет Иакова или своего раба Давида, но возвратит плен их и помилует их. Читатель заметит, как совершенно это откровение о спасении в своей цели: сначала Иуда, о ком тогда, практически, шла речь, затем - весь Израиль, затем - вся земля, затем - Мессия и священство. Плененные в Вавилоне иудеи ободрены неизменной надеждой на их прощение (гл. 29); однако, в общем, они соединены со всем Израилем в том же освобождении. Действительно, после Иеремия 29, кроме Иеремия 31,23.24, где Ефрем уже был выделен, и Иеремия 33,7.10.16, в настоящей благодати Израиль всегда впереди Иуды, когда названы обои, а Бог прославляется именем Бога Израиля. Мы не находим в Иеремии отвержения Мессии. Его тема - настоящие грехи и будущие намерения, с которыми грядет Мессия. Этой главой завершается вторая часть книги - то есть раскрытие полной действенности Бога в отношении разрушенного Израиля, результат которой будет по его намерениям любви и по его намерениям.

Иеремия 34

Иеремия 34. Когда восстает беззаконие, пророк объявляет об определенном поражении народа. Тем не менее Седекия, хотя и доставлен пленным в Вавилон, умрет там в мире {Пути Бога в этом замечательны. Он нарушил клятву Сущему, и осужден как нечестивый. Это, в основном, случилось под влиянием других (ибо он был склонен слушать Иеремию), следовательно милость распространяется и на него}. В следующих Иеремиях мы находим некоторые подробности упрямого сопротивления, которое вело к разрушению Иерусалима и всей Иуды.

Иеремия 35

Иеремия 35. Послушание рехавитов излагается для того, чтобы показать нам более ясно грех Иуды - непослушание, несмотря на убеждения и терпение Бога. Бог не забывает послушание, прославляющее его имя. Род рехавитов никогда не падет.

Иеремия 36

Иеремия 36 представляет нам другой пример упрямства, с которым цари Иуды презирали призыв и откровения Бога. Иеремия был заключен, но Бог никогда не преткнется в том, чтобы обратить свое откровение к человеку, какие бы усилия он не предпринимал, чтобы избежать его. Варуху поручено написать пророчества Иеремии, а затем прочитать их сначала людям, потом князьям и, наконец, самому царю. Но последний, ожесточившись в своем зле, уничтожает свиток. Иеремия под водительством Бога делает так, что те же слова были написаны опять; ибо он воспользуется любыми средствами, чтобы затронуть совесть людей. Но все было тщетно.

Иеремия 37, 38

Иеремия 37 показывает нам Седекию в том же состоянии непослушания. Сохраняется видимость религиозности, и в определенный момент, когда есть некоторая надежда, царь ищет ответа от Сущего через его пророка. Но благоприятные обстоятельства, при которых могло показаться, что нечестивые избегут суда, не изменяют уверенности слова. Иеремия искал, как воспользоваться возможностью избежать суда, который должен был пасть на мятежный город, однако лишь для того, чтобы показать ненависть сердца к откровению Бога; и князья народа - осуждая Иеремию в пособничестве врагу, ибо он объявил суд, который падет на людей их средствами, - заключают его в темницу. Седекия, поступив по совести, освобождает его {Смотрите предыдущую сноску}. В целом Седекия более совестлив, нежели некоторые другие последние иудейские цари. (См. ст. 21 и гл. 21; 38,10.14.16.) Возможно, поэтому к нему относятся несколько слов о благоволении и милости в главе 34,5. Но он был слишком слаб, чтобы его совесть вела по пути послушания. (Ср. гл. 38,2-12.) Эта Иеремия представляет нам историю его слабости. Тем не менее, среди картины страдания и беззакония мы находим некоторые редкие примеры праведных людей; и, каким бы ужасным ни был его суд, Бог помнит о них; его суд ужасен, ибо Он справедлив. Авдемелех, спасший Иеремию, пощажен. Варух также остается жив; и даже Седекия, как мы видели, утешается несколькими словами ободрения, хотя он должен еще перенести последствия своих грехов. Пути Бога совершенны, и даже если его суды подобны разлившемуся потоку, что касается человека, все, до самой милости, направляется его рукой; и праведных пощадят. Даже темница становится местом безопасности для Иеремии, а Сущий снисходит не только до того, чтобы пощадить Авдемелеха, но и посылает ему прямое откровение о своем благоволении устами Иеремии, чтобы он мог осознать благость Бога, в которого он верил.

Иеремия 39-44

Иеремия 39 и последующие представляют нам историю хаоса и беззакония, царивших среди остатка, который не был уведен в плен в Вавилон, чтобы быть рассеянным и перенести суд, который произнес Бог. Тем не менее, если бы в этот последний час остаток подчинился игу Навуходоносора, мир правил бы на земле, и те некоторые, кто остался, обладали бы ей. Но одни восстают, а другие боятся последствий их безумия. Нет даже и мысли о вере в Сущего. Они советуются с Иеремией, но отказываются повиноваться слову Сущего, звучащему из его уст. Они ищут убежища в Египте, чтобы спастись от Навуходоносора, но только для того, чтобы пасть под мечом, который пощадил их в Иудее, коль они остались бы там в подчинении царю. В Египте они предаются идолопоклонству, и на них обрушивается гнев Бога. Тем не менее Бог пощадит даже маленький остаток, но фараон Вафрия, в которого они верили, попадет в руки Навуходоносора, как был отдан Седекия.

Иеремия 45-51

Иеремия 45 представляет нам пророчество в отношении Варуха, о котором уже шла речь. Иеремия 46 и последующие содержат пророчество против язычников вокруг Иудеи и самого Вавилона. В пророчествах мы найдем особые начала, которые относятся к народам. Это не суды последних дней, как изображено у Исаии, но (в соответствии с общим характером книги) они относятся к поражению различных народов, чтобы дать путь владычеству империи. Таким образом, в случае с Иудеей, суд свершается даже сейчас.
Однако существует различие в отношении восстановления тех народов последних дней. Египет, Елам, Моав, Аммон восстановлены в последние дни; Едом, Дамаск, Филистия, Асор не восстановлены. Причина этого очевидна. Египет и Елам не образуют части земли Израиля. Бог в своей благости будет сострадать к этим землям; они заселятся и благословятся под его правлением. Когда народ Израиля вошел в Ханаан, Аммон и Моав надо было пощадить. Они не были хананеями под проклятием; и каким бы прискорбным ни было их происхождение, однако, будучи связанными с племенем Израиля, их земля была сохранена для них, хотя до десятого поколения они не могли войти в общество Сущего (Втор. 23,3). И когда Бог положит конец владычеству Навуходоносора и империи язычников, эти народы опять вступят в земли, которые наделены им. Но, хотя Едом пощажен и даже должен быть принят в средину Израиля в третьем поколении, из-за их безграничной ненависти к Израилю они будут полностью разрушены в осуждение того дня. Сравните книгу пророка Авдия, особенно стих 18. Их земля должна стать частью территории Израиля, и была, фактически, частью ее, хотя их самих пощадили вначале как братьев Израиля, но только, увы! чтобы оскорбить эту благосклонность; так что суд будет для них еще более ужасным, нежели для других. Дамаск, Асор и Филистия были частью собственно земли Израиля. Эти народы исчезают вместе с их территориями. Завершая суд над Египтом, Бог посылает слова ободрения Израилю. Израиль полагался на фараона, когда Навуходоносор напал на Иерусалим. Египетская власть оказалась единственно способной уравновесить власть Вавилона. Но Бог предопределил падение Египта, который бы с готовностью занял главное место. Это было, однако, предназначено и Вавилону. Земля, из которой они были выведены (мир, рассматриваемый как человек в его независимом характере, собирающийся в своей силе), хотела бы преобладать над идолопоклонническим извращением и вавилонскими принципами; но это будет в силе до времени, определенным Богом, когда
Он осудит их. Сейчас Израиль, положившись на Египет, вероятно, падет вместе с ним; но Бог не упускает их из виду, и они должны вернуться из плена и жить в мире. Пути Бога в правлении заслуживают нашего внимания. Бог осудит народы; Он накажет Израиль отчасти. Его народ не будет осужден вместе с миром. Попранная благодать дает самые ужасные суды, как это было с Едомом.
Вавилон еще сохраняется. Но у Иеремии все суды рассматриваются в связи с отвержением независимых народов и установлением одной империи язычников - это главная тема пророчества; следовательно, пророк говорит об исторической судьбе империи, установленной Богом в дни пророка. Вавилон и халдейская земля - тема этого пророчества. Это есть суд для империи, чтобы отомстить угнетению Израиля Навуходоносором, который сокрушил его кости (гл. 50,17). Тем не менее, спасение Израиля во время разрушения Вавилона представлено как залог и предвкушение конечного спасения (гл. 50,4-19.20.34; смотрите также 51,19-21). Ибо разрушение Вавилона явилось судом тому, что сам Бог установил как империю язычников. Такова причина того, почему даже исторически этот суд сопровождался освобождением Израиля и разрушением идолопоклонства человеком, возвышенным, чтобы осуществить суд Бога. Так не было с другими империями, хотя, несомненно, они также были установлены провидением Бога. Но в их случае не было непосредственного установления империи Богом, поместившим человека в ней под ответственность. Однако человек под ответственностью полностью пал. Он тиранствовал над народом Бога, установил обязательное идолопоклонство и развратил мир его средствами. Рассматриваемый как имеющий владычество над миром, переданным ему, он осужден, и Вавилон пал. Важно основательно понять всю истину в отношении этой первой империи. В принципе, освобождение Израиля является результатом падения Вавилона, какими бы ни были последующие деяния Бога. Смотрите также характер этого суда, Иеремия 50,28.33.34. Следующая Иеремия также представляет нам важные принципы в связи с разрушением Вавилона.
Иеремия 51,6 открывает неизменную преданность Бога Израилю, несмотря на людские грехи. Это было время мести Сущего. Когда время, определенное Богом, должно было прийти, время, известное лишь тем, чья проницательность давала им возможность понять пророчество, части которого достаточно ясно представлены в этих двух Иеремиях (особенно в отношении нападения народов), тогда имеющие уши, чтобы слушать, должны были покинуть город. Более того, падение Вавилона послужило осуждением, вынесенным идолопоклонству. Часть Иакова - Сущий - мог наказать свой народ, но Он не был подобен суетности язычников. Наказав их, Он противопоставит свою правду язычникам, которые угнетали их, и, в итоге, использует их как свое орудие войны. Из стиха 25 мы видим, что речь идет о Вавилоне тех дней. В стихе 29 исторические обстоятельства, о которых говорится, дают нам особое свидетельство этого.

Иеремия 52

Последняя Иеремия не образует части собственно так называемой книги пророка Иеремии. Мы находим в ней события, близкие к разрушению Иерусалима и храма. После тех замечаний, которые мы сделали, легко будет понять, что говорится в ней о Вавилоне.