Ефесянам
Наш YouTube - Библия в видеоформате и другие материалы.
Христианская страничка
Лента обновлений сайта
Медиатека Blagovestnik.Org
в Telegram -
t.me/BlagovestnikOrg
Видеобиблия online

Русская Аудиобиблия online
Писание (обзоры)
Хроники последнего времени
Українська Аудіобіблія
Украинская Аудиобиблия
Ukrainian
Audio-Bible
Видео-книги
Музыкальные
видео-альбомы
Книги (А-Г)
Книги (Д-Л)
Книги (М-О)
Книги (П-Р)
Книги (С-С)
Книги (Т-Я)
Новые книги (А-Я)
Фонограммы-аранжировки
(*.mid и *.mp3),
Караоке
(*.kar и *.divx)
Юность Иисусу
Песнь Благовестника
старый раздел
Бесплатно скачать mp3
Нотный архив
Модули
для "Цитаты"
Брошюры для ищущих Бога
Воскресная школа,
материалы
для малышей,
занимательные материалы
Список ресурсов
служения Blagovestnik.Org
Архивы:
Рассылки (1)
Рассылки (2)
Проповеди (1)
Проповеди (2)
Сперджен (1)
Сперджен (2)
Сперджен (3)
Сперджен (4)
Карта сайта:
Чтения
Толкование
Литература
Стихотворения
Скачать mp3
Видео-онлайн
Архивы
Все остальное
Контактная информация
Поддержать сайт
FAQ


Наш основной Telegram-канал.
Наша группа ВК: "Христианская медиатека".
Наши новости в группе в WhatsApp.

Ефесянам

Оглавление: Введение; гл. 1; гл. 2; гл. 3.

Введение

Послание Ефесянам дает нам самое богатое представление благословений: лично святых и собрания, представляя, в то же время замыслы Бога относительно славы Христовой. Сам Христос рассматривается как единственный, кто держит все в едином целом под своей рукой, как глава собрания. Мы видим собрание, поставленное в самые тесные с ним отношения, как те, кто составляет его, находится в таких же отношениях с самим Отцом, и в небесном положении, представленном ему исключительной благодатью Бога. И эти способы благодати по отношению к нему открывает сам Бог, открывает в двух определенных качествах: как в связи с Христом, так и в связи с христианами. Он есть Бог и Отец нашего Господа Иисуса Христа. Он есть Бог Христа, когда Христос рассматривается как человек; и Отец Христа, когда Христос рассматривается как Сын его любви. В первом случае раскрыта природа Бога, во втором, мы видим близкие отношения, которыми мы наслаждаемся, с теми, кто имеет этот характер Отца, и это соответственно величию отношения Христа к ним. Это отношение к Отцу, а также отношение Христа к его телу и его невесте, есть источник благословений для святых и для собрания Бога, чья благодать сделала нас членами тела.

Ефесянам 1

Даже форма послания показывает, как сильно были заняты мысли апостола значением благословения, относящегося к собранию. Пожелав благодати и мира святым и верным {Слово "верные" может быть переведено как "верующие". Это используется в качестве метафоры, как здесь, так и в послании Колоссянам. Мы должны помнить, что сейчас апостол был заключен в тюрьму и что христианство было введено несколько лет назад и подверглось всяческим нападкам. Сказать, что кто-то был верующим, как в начале, значит, сказать, что он был верным. Поэтому слово выражало не просто то, что он верил, но и то, что каждый поступал верно и что апостол обращался к тем, кто благодатью верно сохраняли веру, которую они получили} в Ефесе от Бога, Отца истинных христиан, и от Иисуса Христа, их Господа, он сразу же начинает говорить о благословениях, в которых участвуют все члены Христовы. Его сердце было полно безмерностью благодати, и ничто в состоянии христиан Ефеса не требовало каких-либо особых замечаний применительно к их состоянию. Именно близость сердца к Богу производит простоту, и это дает нам возможность в простоте наслаждаться благословениями Бога, как сам Бог дал их и как они истекают из его сердца во всем их великолепии, - чтобы наслаждаться ими в связи с тем, кто наделяет ими, а не только способом, приспособленным к состоянию тех, кому они предназначаются, или через сообщение, которое раскрывает лишь часть этих благословений, потому что душа не смогла бы принять больше. Да, когда мы близко к Богу, мы находимся в простоте, и вся мера его благодати и наших благословений раскрывается так, как они находятся в нем.
Важно отметить две вещи: первое, что нравственная близость к Богу и общение с ним являются единственным средством истинного расширения познания о его путях и благословениях, которыми Он наделяет своих детей, потому что только так они могут воспринять их или быть нравственно способными сделать это; кроме того, любое поведение, которое не соответствует этой близости к Богу, всякое непостоянство мыслей, которое не допускается его присутствием, отбирают у нас эти сообщения от него и делают нас неспособными получать их (ср. Иоан. 14,21-23). Во-вторых, это не значит, что Господь оставляет нас из-за этих ошибок или легкомыслия; Он вступается за нас, и мы испытываем его благодать, но это больше не общение или разумное развитие в щедрости откровения его самого, той полноты, которая есть в Христе. Это благодать, приспособленная к нашим нуждам, ответ на наше страдание. Иисус протягивает свою руку к нам соответственно нуждам, которые мы испытываем, - нуждам, порожденным в наших сердцах деятельностью Святого Духа. Это бесконечно драгоценная благодать, сладостное ощущение его верности и любви: с помощью этого мы учимся различать добро и зло через осуждение себя; но благодать должна быть приспособлена к нашим нуждам и чтобы обрести характер, соответствующий этим нуждам, как ответ на них; нам приходится думать о самих себе.
В подобном случае Святой Дух заставляет нас задуматься о самих себе (без сомнения, в благодати), и когда мы потеряли общение с Богом, мы не можем отвергнуть возвращения к самим себе, не обманывая и не отягощая самих себя. Отношения многих душ выходят за эти рамки. Со многими происходит именно так. Одним словом, когда это случается, допустив в сердце мысль греха, чтобы наши отношения с Господом были истинными, они должны строиться на основе горького признания греха (по крайней мере в мыслях). И только благодать позволяет нам вновь иметь общение с Богом. Тот факт, что Он вновь возродил нас, возвышает в наших глазах величие его благодати; но это еще не общение. Когда мы ходим с Богом, тогда мы поступаем по духу не огорчая его и Он поддерживает с нами общение, в наслаждении Богом, несомненным источником радости - нескончаемой радости. Это положение, в которое Он может поставить нас как заинтересованных во всем, что интересует его - всем проявлением своих замыслов, своей славы и своей благости в личности Иисуса Христа, Иисуса - Сына его любви; и сердце расширяется в соответствии с тем, что занимает его, - это общение.
Мы уже отметили, что Павел был особым образом одарен Богом, чтобы сообщать о его замыслах и его путях во Христе; как и Иоанн, был одарен, чтобы раскрывать его характер и жизнь, как она была показана в Иисусе. И результат этого особого дара в нашем апостоле можно найти и в послании, которое мы рассматриваем. И мы, как сами во Христе, находим в этом замечательное развитие наших отношений с Богом, развитие близости этих отношений и влияние этой близости. Христос является основанием, на котором покоятся наши благословения. И так же, как мы наслаждаемся пребыванием в нем, так мы наслаждаемся и ими. Таким образом, мы становимся действительным объектом благодати Бога Отца, так же, как и сам Христос является ее предметом. Отец дал нас ему; Христос умер за нас, искупил, омыл, оживотворил нас, и Он представляет нас соответственно действительности своего дела и соответственно принятию своей личности пред Богом, своим Отцом. Секрет всего благословения собрания заключается в том, что оно благословенно самим Иисусом; и, таким образом, - подобно ему, как человеку, - принято пред Богом; ибо собрание есть его тело и оно наслаждается в нем и через него всем, чем Отец одарил его. Каждый христианин возлюблен, как был возлюблен Христос на земле; он разделит затем славу Христову на глазах у всего мира, как доказательство того, что он был так возлюблен в связи с именем Отца, которое Бог хранит относительно этого (см. Иоан. 17,23-26). В общем, в этом послании мы имеем верующего во Христе, а не Христа в верующем, хотя и это, конечно же, истинно. Послание постоянно подводит рассуждения к привилегиям верующего и собрания, более, чем к полноте самого Христа, и мы увидим, скорее, контраст между новым положением и тем, кем мы были, будучи от мира, чем проявление жизни Христа: последнее больше представлено в послании Колоссянам, которое больше рассматривает Христа в нас. И это послание, ставя нас в отношение Христа с Богом и Отцом, сидящих на небесах, дает высший характер нашего свидетельства на земле.
Христос находится в двойственных отношениях с Богом, своим Отцом. Он является совершенным человеком пред Богом, и Он - Сын для своего Отца. И мы должны разделить и те и другие отношения. Именно Он объявил это своим ученикам, прежде чем возвратился на небеса: это раскрыто во всей своей полноте произнесенными им словами: "Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему". Эта драгоценная, эта бесценная истина является основанием наставлений апостола в этом месте. Он рассматривал Бога в двух аспектах: как Бога нашего Иисуса Христа и как Отца нашего Господа Иисуса; и наши благословения находятся в связи с двумя этими званиями.
Но прежде, чем пытаться представить в подробностях мысли апостола, следует отметить, что он начинает исключительно с Бога, его мыслей и его замыслов, а не с того, что есть человек. Мы можем овладевать истиной с одного или с другого конца - из положения грешника в связи с ответственностью человека или же с советами и вечными замыслами Бога, принимая во внимание его собственную славу. Последнее является той стороной истины, на которую Дух побуждает нас воззреть. Даже искупление и все славное, что было в нем, отодвигается на второе место как средство, благодаря которому мы наслаждаемся действием замыслов Бога.
Было необходимо, чтобы пути Бога рассматривались с этой стороны, то есть его собственные помыслы, а не просто как средство приведения человека к наслаждению их плодами. И послание Ефесянам именно так представляет их нам; что касается послания Римлянам, то сказав, что это - благость Бога, апостол начинает с конца человека, показывая зло и представляя благодать как взыскиваующую и избавляющую от зла.
Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословил нас всеми духовными благословениями на небесах во Христе, избрав нас в нем. Глава 1,4-7 раскрывает эти благословения и средства получения их; стихи 8-10 - постоянная цель Бога для прославления Христа, в котором мы имеем благословение. Затем стихи 11-14 представляют нам наследие и Святого Духа, данного как печать для нас и как залог нашего наследства. Затем следует молитва, в которой апостол просит, чтобы его дорогие дети в вере - можем ли мы сказать, что и мы? - могли познать свои привилегии и силу, которая приводит нас к ним, ту самую силу, которой Христос был воскрешен и посажен одесную Бога, чтобы обладать ими, как глава собрания, которое есть его тело, которое с ним будет установлено над всем, что было создано его главой, как Богом, и Он наследует как человек, наполняя все своей божественной и искупленной славой. Одним словом, сначала мы имеем откровение со стороны Бога, чем являются святые перед ним во Христе; затем, установив намерение Бога относительно Христа,- наследство Бога в святых; затем - молитву, чтобы мы могли познать эти вещи и силу, которой мы приведены к ним в наслаждение ими.
Нам необходимо изучить эти вещи более подробно. Мы видели установление двух видов отношений между человеком и Богом - отношений, в которых находится Сам Христос. Мы поднялись к его Богу и нашему Богу, к его Отцу и нашему Отцу. Мы разделяем все благословения, которые истекают из этих двух видов отношений. Он благословил нас всеми духовными благословениями; не упущено ни одного. И все они - высшего порядка; они не временные, как это было с иудеями. И мы наслаждаемся этими благословениями в самой высшей способности обновленного человека: и они приспособлены к этой способности, эти духовные наслаждения. Они находятся также в высшей сфере, а не в Ханаане, или земле Эммануила. Эти благословения дарованы нам на небесах; дарованы нам самым великолепным образом - таким, который не оставляет места для сравнения, - в Христе. Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа благословил нас всеми духовными благословениями на небесах во Христе. Но это исходит из сердца самого Бога, из замысла, вне всяких условий. До сотворения мира мы занимали это место в его сердце. Он намеревался дать нам место во Христе. Он избрал нас в нем.
Какое благословение, какой источник радости, какая благодать - быть таким образом предметами его благоволения, соответственно его великолепной любви! Если бы мы измеряли ее, то мы должны были бы постараться сделать это через Христа; или, по крайней мере, мы должны почувствовать, какова его любовь. Обратите особое внимание на способ, которым Святой Дух сохраняет ее перед нашими глазами; мы знаем, что все во Христе - во Христе на небесах - Он избрал нас в нем к принятию через Иисуса Христа, чтобы сделать желанными в возлюбленном. Это один из основополагающих принципов в наставлениях Духа в этом месте. Другой принцип заключается в том, что благословение имеет свое происхождение в самом Боге. Он является его источником и творцом. Его собственное сердце, если можно так сказать, его собственный разум является его происхождением и мерой. Поэтому только во Христе мы можем иметь некоторую меру того, что не может быть измерено. Ибо Он в полном и точном значении слова есть наслаждение Бога. Сердце Бога находит в нем достаточный объект, чтобы полностью положиться на него, по отношению к которому может осуществляться его бесконечная любовь.
И благословение - от Бога; более того, оно с ним самим и перед ним, чтобы удовлетворить его, чтобы удовлетворить его любовь. Именно Он избрал нас, Он предопределил нас, Он благословил нас; и это то, чем мы должны быть перед ним, и усыновлены как сыновья для самого. Такова благодать в этих великих основах. Следовательно, это то, что благодати было угодно сделать для нас.
Однако нам следует отметить и еще одну вещь. Мы избраны в нем прежде основания мира. И это не просто выражение верховной власти Бога. И если сейчас Бог избрал некоторых из людей, то это было бы так же великолепно, как и прежде основания мира; но это показывает, что в замыслах Бога мы принадлежим миропорядку, установленному благодаря ему во Христе до того, как существовал мир. Это очень важный аспект христианства. Ответственность наступила естественно с сотворением Адама в этом мире. Наше положение было дано нам во Христе до существования мира. Развитие всех качеств этой ответственности привело к кресту и там закончилось; невинный, грешник без закона, под законом, и, когда он оказался виновным во всем, благодать (сам Бог) пришла в мир грешников в благости и встречает ненависть за свою любовь. Мир был осужден, и человек потерян, и это каждый знает в отношении самого себя. Затем было совершено искупление, и все намерения и замыслы Бога в новой твари, в воскресшем Христе, последнем Адаме, были открыты, "тайна, сокрытая от веков и родов", в то время как была испытана ответственность первого человека. Сравните 2 Тим. 1,9-11 и Тит. 1,2, где эта истина представлена чрезвычайно тесно.
Эта ответственность и благодать не могут быть примирены иначе, как во Христе. Два дерева сада воплощали два закона; затем безусловно данное Аврааму обетование, чтобы мы могли понять, что благословение было свободной благодатью; затем закон вновь ввел то и другое, но сделал жизнь следствием ответственности. Пришел Христос, то есть жизнь, взял на себя за всех, верующих в него, последствия ответственности и стал, как божественный Сын и как воскресший глава, источник жизни, устранив наш грех; и здесь, как воскресшие с ним, мы не только получили жизнь, но и воскрешены из смерти с ним, и имеем нашу участь соответственно замыслам, которые установили все в нем прежде существования мира, и установили соответственно праведности и искуплению как новую тварь, главой которой является второй человек. Следующая глава объясняет наше введение в это место.
Мы уже сказали, что Бог являет себя в двух качествах в своем отношении к Христу: Он есть Бог и Он - Отец. И наши благословения связаны с этим; то есть с его совершенной природой как Бога и с близостью отношений с ним как с Отцом. Апостол еще не касается ни нашего наследия, ни замыслов Бога относительно славы, центром которой должен быть Христос, но он говорит о нашем отношении с Богом, о том, что мы с Богом и перед ним, о том, чем Он нас сделал, а не о нашем наследии и не о том, что Он дал нам. В стихах 4-6 показана наша участь во Христе пред Богом. Стих 4 опирается на имя Бога, а стих 5 - на имя Отца.
Сущность самого Бога проявилась в том, что предписано святым (ст. 4). Бог мог найти свое истинное наслаждение только в себе и в том, что сходно с ним. И это является всеобщим принципом. Честный человек не может найти удовлетворения в человеке, который не сходен с ним в этом отношении. Имея еще большее основание, Бог не мог выносить того, что противостоит его святости, так как в деятельности его природы Он должен окружить себя тем, что Он любит и в чем испытывает наслаждение. Но, прежде всего, Христос является этим в себе. Он лично есть образ невидимого Бога. Любовь, святость, безвинное совершенство во всех его путях, соединены в нем. В стихе 4 мы читаем о нашем положении в этом отношении. Во-первых, мы - пред Ним: Он приводит нас пред свое лицо. Любовь Бога должна сделать это, чтобы обрести удовлетворение. Любовь, которая в нас, должна быть обретена в этом положении, чтобы иметь свой совершенный предмет. И только здесь может быть найдено совершенное счастье. Поскольку это так, то необходимо, чтобы мы были подобны Богу. Он не мог привести пред свое лицо, чтобы найти в нас наслаждение и допустить нас туда такими, в чем Он не мог найти удовлетворения. Поэтому Он избрал нас во Христе, чтобы мы были святы, без вины пред ним в любви. Он сам свят по своей природе, безупречный во всех своих путях, любовь по своей сущности. Это положение совершенного счастья - пред лицом Бога, в уподоблении Богу, и то, что во Христе, предмете и мере божественной любви. Так Бог находит в нас наслаждение; и мы, обладая природой подобной его собственной, что касается ее нравственных качеств, - мы способны наслаждаться этой природой полностью и беспрепятственно, наслаждаться ею в ее совершенстве в нем. И нам предоставили здесь место: его собственное изобретение и его собственная любовь, которые поместили нас сюда в нем, так что сердце находит свой покой в этом положении, ибо в нашей природе возникло согласие с природой Бога, и мы также были избраны для этого, что показывает личную любовь, которую Бог имеет для нас. И мы также созерцаем совершенные и превосходные предметы.
Заметьте, что в отношениях, о которых мы здесь говорим, благословение находится в связи с природой Бога; поэтому не сказано, что мы предопределены для этого соответственно его благоволению. Мы избраны во Христе, чтобы быть благословленными в его присутствии; это его бесконечная благодать; и отрада для его природы не могла быть иной, чем эта, потому что такова его природа. Нельзя найти счастье в чем-либо другом или с другим.
В стихе 5 мы подходим к особым привилегиям, и мы предопределены для этих привилегий. "Предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей". Этот стих представляет нам не природу Бога, а подлинную близость, как мы уже сказали, отношений, так как это соответствует его благоволению. Он может иметь пред собой ангелов в качестве слуг; и на то, чтобы иметь сыновей, тоже есть его воля.
Возможно, скажут, что если человеку, позволено наслаждаться в природе Бога, то едва ли возможно не быть с ней в близких отношениях; по форме характер этих отношений, конечно же, зависит от верховной воли Бога. Более того, так как мы видим это во Христе, то отражение этой божественной природы и отношения сыновства связаны друг с другом, ибо и то и другое соединено в нас. Все же мы должны помнить, что наше участие в этих вещах зависит от верховной воли Бога, нашего Отца; так же как и средства участия в них и способ, которым мы участвуем в них означают, что мы - во Христе. Бог, наш Отец, и в своем верховном благоволении, соответственно своим замыслам любви, избирает, чтобы иметь нас возле себя. Это намерение, которое связывает нас с Христом в благодати, четко выражено в данном стихе, так же как и в предыдущем. Он характеризует не только наше положение, но Отец представляет себя особым образом относительно этого. Святой Дух не удовлетворен сказанным - "предопределив усыновить нас"- и Он добавляет: "Себе". Могут сказать, что это относится к слову "усыновить". Но Дух подробно разъясняет эту мысль нашим сердцам: Отец избирает, чтобы иметь нас в близких отношениях с собой, как сыновей. Мы - сыновья для него самого благодаря Иисусу Христу по благоволению его воли. Если Христос является образом невидимого Бога, то мы несем в себе этот образ, являясь избранными в нем. Если Христос - Сын, то и мы вступаем в эти отношения.
Посему это наши отношения, такие драгоценные, такие величественные, с Богом, нашим Отцом во Христе. Это замыслы Бога. И мы уже не находим ничего от нашего прежнего положения тех, кто должен быть призванными к этому благословению. Это небесный народ, небесная семья соответственно намерениям и замыслам Бога, плод его вечных помыслов и его сущности любви - той любви, которая здесь названа "славой благодати". Мы не можем прославить Бога, добавляя что-либо к нему. Он прославляет себя, когда открывает себя. И все это, следовательно, служит восхвалению славы его благодати, согласно которой Он поступал по отношению к нам в милости во Христе и соответственно которой Христос является мерой этой благодати, ее формой выражения по отношению к нам, это тот, в ком мы разделяем ее. Вся полнота этой благодати открывается в его путях по отношению к нам; - мысли, исходящие от Бога, у которых нет иного источника, кроме него самого, в которых и через которые Он открывает себя, и исполнением которых Он прославляет Себя. И заметьте также, что Дух не говорит "Христос" в конце шестого стиха. Когда Он говорит о нем, Он желает придать выразительность помыслам Бога. Он действовал по отношению к нам в благодати в "Возлюбленном" - в том, кто является предметом его любви, особенность Христа, когда дух говорит о благодати, дарованной нам в нем. Был ли особый предмет любви Бога? Был. Он благословил нас в этом предмете.
И где Он нашел нас, желая привести нас в это славное положение? Кого Он избирает, чтобы благословить таким образом? Бедных грешников, мертвых в своих преступлениях и грехах, рабов сатаны и плоти.
Если во Христе мы видим наше положение соответственно замыслам Бога, то в нем мы также находим искупление. Мы обрели искупление его кровью, получили отпущение наших грехов. Те, кого Он хотел благословить, были жалки и ничтожны из-за греха. И Он относился к ним соответственно щедрости своей благодати. Мы уже видели, что в этом отрывке Дух открыл для святых положение во Христе, прежде чем Он рассматривает то состояние, из которого Он извлек их, когда Он нашел их грешниками на земле. И весь разум Бога, относительно их, раскрыт в его замыслах, в которых Он прославляет себя. Поэтому сказано, что то, что Он намеревался сделать со святыми, соответствовало величию его благодати. Он позволяет познать себя в этом. То, что Он сделал для бедных грешников, соответствует щедрости его благодати. Он раскрыл себя в своих замыслах; Он славен в благодати. В своем деле Он думает о наших бедах, о наших нуждах, соответственно богатству своей благодати; мы участвуем в замыслах, как их цель в нашей нищете и нужде. Он щедр в благодати. Таким образом, наше положение упорядочено и установлено согласно замыслам Бога и благодаря действенности его дела во Христе - наше положение относительно его. Если здесь, где раскрыты советы и замыслы Бога, мы должны думать о прощении и искуплении, то мы должны думать об этом не соответственно нашим нуждам, как мере этого, а соответственно щедрости благодати Бога.
Бог, предоставив нам место в этой близости, раскрывает свои замыслы относительно самого Христа. Та самая благодать сделала нас кладезями неизменной цели его замыслов относительно вселенной славы Христа для устроения полноты времени. Это великая благодать, дарованная нам. Мы заинтересованы в славе Христовой, равно как и благословлены в нем. Наша близость к Богу и наше совершенство перед ним представляют возможность быть заинтересованными в замыслах Бога, что касается славы его Сына. И это ведет к наследованию (ср. Иоан. 14,28). Таким образом, Авраам, хотя и на более низкой основе, был другом Бога. Бог, наш Отец, позволил нам наслаждаться всем в небесах; Он соединил все небесное и земное под Христом, как главой, и наши отношения со всем, что дано ему во власть, а также наши отношения с Богом, его Отцом, зависят от нашего положения в нем; именно в нем мы имеем наше наследие.
Благоволение Бога должно было соединить все, что создано, под рукой Христа. Таково его намерение для устроения полноты времен, в котором будет открыт исход всех его путей {Это будет великолепное зрелище, как исход путей Бога - увидеть все соединенным в совершенном мире и единстве под властью человека, второго Адама, Сына Бога; видеть самих себя связанными с ним самим в этой же славе, его спутниками в небесной славе, в качестве целей извечных замыслов Бога. Здесь я не стану распространяться по этому поводу, потому что рассматриваемая нами глава направляет наше внимание на сообщения замыслов Бога относительно этого. Вечное состояние, в котором Бог есть все во всем, также является совсем другой темой. Совершение полноты времени есть результат путей Бога в управлении; вечное состояние, исходящее от совершенства его природы. Даже в этом управлении мы представлены как сыновья относительно его природы. Чудесная привилегия!}. Во Христе мы наследуем свою долю, наследники Божии, как это сказано в другом месте, сонаследники Христа. Поэтому здесь Дух представляет нам, cкорее, положение, благодаря которому нам досталось наследие, нежели само наследие. Он приписывает его всевышней воле Божией, как до этого Он поступил с особыми отношениями сыновей к Богу. Заметьте также, что в наследии мы будем для восхваления Его славы; как в нашем отношении к нему мы предназначены для того, чтобы возвысить славу Его благодати. Явленные в обладании наследием, мы будем проявлением Его славы, сделанной различимой и видимой в нас; но наши отношения с ним являются плодом для наших собственных душ с ним и перед ним, безразличной благодати, которая представляет нам место в этих отношениях и делает нас способными к этим отношениям.
Таковы, относительно славы, дарованной ему как человеку, замыслы Бога, нашего Отца по отношению к Христу. Он соберет все вместе в единое целое в себе как их глава. И в нем мы имеем наше истинное положение, что касается нашего отношения с Богом Отцом, а также и относительно наследия, дарованного нам. Мы присоединены к Христу в связи с тем, что выше нас, а также относительно того, что ниже. Апостол говорит об иудео-христианах, кто поверил в Христа до того, как Он был наказан: "Нам, которые ранее уповали на Христа". Я осмелюсь употребить новые слова: "Которые ранее уповали на Христа" - то есть уповали на него до того, как Он явился. Остаток иудеев в последние дни поверит (подобно Фоме), когда увидит его. Благословен тот, кто уверовал в него, не видя его. И апостол говорит о тех среди иудеев, кто уже поверил до него.
В стихе 13 он изливает те же благословения и на язычников, что дает повод для нас - то, что истинно для каждого верующего, но что имеет особое значение для верующих среди язычников. Бог запечатлел их своей печатью через дар Святого Духа. По плоти они не были наследниками обетования, но когда они поверили, Бог запечатлел их Святым Духом обетования, который является залогом наследия как для иудеев, так и для язычников, пока обладание, обретенное через Христа, не будет отдано ему, пока Он не обретет это своей силой - силой, которая не допустит существования противников. Заметьте также, что Он не рождается вновь, но на верующих возлагается печать, проявление и залог их будущего участия в наследии, которое принадлежит Христу, - наследии, на которое у него есть право через искупление, при этом Он искупил все для себя и только присвоит своей силой, когда соберет вместе всех сонаследников, чтобы наслаждаться этим вместе с ним.
Святой Дух не является залогом любви. Любовь Бога изливается в наши сердца через Святого Духа, данного нам. Бог любит нас так, как Он будет любить нас на небесах. А для наследия Святой Дух является залогом. Мы ничем не владеем от наследия. Мы будем для восхваления его славы. Слава его благодати уже раскрыта.
Таким образом, у нас есть благодать, которая установила положение детей Бога - замыслы Бога относительно славы Христовой, как главы всего, - часть, которую мы имеем в нем как наследнике и дар Святого Духа - как залог и печать наследия, которого Он достиг.
Со стиха 15 и до конца нам представлена молитва апостола для верующих, которая истекает из этого откровения, - молитва, основанная на способе, которым дети Бога были приведены к своим благословениям во Христе и ведущем нас к полной истине относительно союза Христа и собрания, и места, которое Христос занимает во вселенной, которую Он сотворил как Сын и которую Он вновь присваивает как человек; молитва основывается также на силе, проявившейся в предоставлении нам места, а также самому Христу, в высшем положении, которое Бог отвел нам в своих замыслах. Эта молитва основывается на звании "Бога Господа нашего Иисуса Христа", а молитва третьей главы - на звании "Отца Господа нашего Иисуса Христа". Кроме замыслов, здесь есть и другое сообщение. Здесь Бог назван Отцом славы, являясь ее источником и творцом. Но не сказано только "Бог Господа нашего Иисуса Христа", - мы увидим также, что Христос рассматривается как человек. Бог воздействовал во Христе (ст. 20), Он воскресил его из мертвых и посадил одесную себя на небесах. Одним словом, все, что произошло с Христом, рассматривается как влияние силы Бога, которая исполнила это. Христос мог сказать: "Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его", ибо Он Бог; но здесь Он рассматривается как человек; и именно Бог воскресил его.
Эта молитва состоит из двух частей: первая - что они могут понять, в чем состоит призвание и наследие Бога; вторая - что сила, которая ставит их во владение тем, чем это призвание подтверждается, является той же силой, которая посадила Христа одесную Бога, воскресив его из мертвых.
Во-первых, понимание вещей, данных нам. Мы находим, как мне кажется, две вещи, которые в предыдущей части главы мы рассматривали как участь святого - надежду призвания Божьего и славу его наследия в святых. Первое связано со стихами 3-5, то есть с нашим призванием; второе - со стихом 11, то есть с нашим наследием. В первом мы обрели благодать (и именно Бог воздействовал на нас, потому что Он есть любовь), а в последнем - славу; человек показан как наслаждающийся в его личности наследием плодов силы и замыслов Бога. Бог призывает нас предстать пред ним святыми и безупречными в любви, и, в то же время, быть его сыновьями. Величие его наследия является нашем. Обратите внимание на то, что апостол не говорит "наше призвание", хотя мы и призваны. Он характеризует это призвание, как "призвание Его", призывая нас постичь его соответственно его великолепию и истинному характеру. Призвание соответствует самому Богу. Вся благословенность и сущность этого призвания соответствуют полноте его благодати, и достойно его самого. Именно на это мы надеемся. Это также и его наследие, как земля Ханаана была его, как Он сказал в законе, и которую Он, тем не менее, наследует для Израиля. Даже наследие всей вселенной, когда она будет наполнена славой, принадлежит ему, но Он наследует для святых. Это величие славы его наследия для святых. Он все наполнит своей славой, и Он унаследует ее для святых. Таковы две стороны того, что было впервые открыто глазам святых. Призванием Бога мы призваны наслаждаться благословенностью его присутствия, наслаждаться тем, что выше нас. Наследие Бога применяется к тому, что ниже нас, к сотворенному, которое все было подчинено Христу, с которым и в котором мы наслаждаемся светом присутствия Божьего. И желание апостола состоит в том, чтобы ефесяне смогли понять эти две вещи.
Во-вторых, апостол просит для них, чтобы они могли познать уже открытую силу, которая уже действовала, чтобы дать им часть в этом благословенном и славном положении. Ибо так же, как они были представлены всевышней благодатью Божьей в положении Христа пред Богом, его Отцом, так и дело, которое было совершено во Христе, и проявление силы Божьей, которое имело место в воскресении его из мертвых одесную Бога Отца, превыше всякого имени и является выражением и примером действия той же силы, которая действует в тех, кто верует и которая воскресила нас из состояния смерти в грехе, чтобы участвовать в славе Христа. Эта сила является основанием положения собрания в его единстве с ним и основанием проявления тайны в соответствии с намерениями Бога. Лично Христос, воскрешенный из мертвых, посажен одесную Бога выше всей силы и власти, выше всякого имени, названного в иерархии, через которую Бог осуществляет управление миром не только в этом веке, но и в будущем. И это превосходство существует не только относительно его божественности, слава которой не изменяется, но и относительно места, предоставленного ему, как человеку, ибо мы говорим здесь - как мы уже видели - о Боге Господа нашего Иисуса Христа. Именно Он воскресил его из мертвых и дал ему славу и высшее положение, место, которого Он, несомненно, достоин, но которое Он получает и должен получить, как человек, из рук Бога, сделавшего его главой всего, соединяя с ним собрание, как его тело, и воскрешая членов из смерти в их грехах той же самой силой, которая воскресила и возвысила главу, оживотворяя их вместе со Христом и предоставляя им место на небесах в нем той же самой силой, которая возвысила его. Таким образом, собрание, его тело, является его полнотой. И Он действительно наполняет все во всем, а тело образует дополнение главы. И Он, поскольку Он есть Бог, но также и человек, наполняет все - и это, поскольку Он человек, соответствует силе искупления и славе, которую Он обрел; так что вселенная, которую Он наполняет славой, наслаждается ей соответственно непоколебимости искупления, власти и влияния которого никто не может избежать {Ср. гл.4,9.10, а также это осуществление искупления и место Христа как Искупителя, заполняющего все во всем}. И именно Он, я повторяю, наполняет вселенную своей славой; но глава не окажется изолированным от тела, оставленного и незавершенного. Ведь тело дополняет его в славе, как и тело человека дополняет голову; но тело предназначено не для того, чтобы направлять, а для того, чтобы быть телом главы, и поэтому голова должна быть главой своего тела. Христос является главой тела над всем. Он наполняет все во всем, и собрание является его полнотой. Это тайна во всех ее частях. Соответственно, мы можем отметить, что когда Христос (совершив искупление) воссел одесную Бога, то Он занимает место, в котором Он может быть главой тела.
Великолепный удел святых, благодаря их искуплению и божественной силе, которая действовала в воскресении Христа, когда Он умер под нашими преступлениями и грехами и посажен его одесную Бога, - удел, который, за исключением того, что Он лично воссел одесную Отца, является нашим благодаря нашему единению с ним!

Ефесянам 2

В главе 2 представлено действие силы Бога {Эта сила, которая, воскрешая святых со Христом от смерти греха и присоединяя их к нему, как к главе, образует их отношение к нему как его тело. Первая часть главы представляет нам личное отношение к Отцу в том, что Христос есть первенец среди всех братьев. И здесь мы подходим к общему отношению к Христу, последнему и воскресшему человеку. До второй части главы нам представлены замыслы Бога. Начиная с последней части описаны действия силы для их осуществления} на земле с целью приведения душ к наслаждению их небесными привилегиями и с целью создания на земле собрания, и это представлено больше, чем раскрытие привилегий и, следовательно, замыслов Бога. Это даже не замыслы, а благодать и сила, которые исполняют их, подводя души к результату, который будет произведен этой силой, согласно тем замыслам. Христос рассматривается не как Бог, пришедший на землю и представленный грешникам, а как мертвый. Он умер за грех; Бог воскресил его из мертвых и посадил его одесную. И мы были мертвы в наших преступлениях и грехах: Он оживотворил нас вместе с ним. Но так как речь идет о земле, то Дух, естественно, говорит о состоянии тех, в ком действует эта благодать, то есть о состоянии всех. В то же время в земных формах религии, в миропорядке, который существовал на земле, были те, кто пребывал там, и те, кто стоял далеко. И мы увидели, что в полном благословении, о котором говорит апостол, затрагивается природа самого Бога, учитывая которую и для прославления которой были установлены все его замыслы. Поэтому внешние формы могут сейчас не иметь значения, хотя некоторые из них были предварительно установлены на земле. Они служили для открытия путей Бога, как тени того, что должно прийти, и они были связаны с проявлением власти Бога на земле среди людей, сохраняя познание Бога; но эти образы не могли сделать ничего в отношении приведения душ к общению с Богом, чтобы они насладились вечным открытием его природы, в сердцах, которым дана способность к этому по благодати, через их участие в этой природе и отражении ее. Для этого эти образы были совершенно бесполезны; они не были открытием этих вечных принципов. Но были представлены два класса людей - иудеи и язычники; и апостол говорит о тех и других. Благодать избирает людей как от иудеев, так и от язычников, чтобы создать одно тело, нового человека, через новую тварь во Христе.
В первых двух стихах этой главы он говорит о тех, кто был выделен из народов, которые не знали Бога, - язычники, как их обычно называли. В стихе 3 он говорит об иудеях - "и мы все". Здесь он не вдается в ужасные подробности, содержащиеся в послании Римлянам 3 {Обратите особое внимание на то, что в послании Ефесянам Дух не описывает жизнь ветхого человека в грехе. Бог и его собственное дело являются всем. Человек же рассматривается как мертвый в своих грехах. Человек, живущий в грехе, должен умереть, должен осудить себя, должен раскаяться и быть очищенным благодатью; то есть, он рассматривается как живой человек. И здесь человек представлен без какого-либо движения духовной жизни: все делает Бог, Он животворит и воскрешает. Это - новая тварь}, потому что его цель - не убеждать человека, чтобы показать ему средства оправдания, а представить замыслы Бога в благодати. Затем он говорит об отдалении от Бога, в котором человек находится под властью тьмы. Относительно народов он говорит о всеобщем состоянии мира. Весь ход мира, все его мироустройство соответствовало воле князя силы поднебесной; сам мир находился под его управлением, которое проявлялось ныне в сердцах детей противления, которые своеволием избегали управления Божьего, хотя они не могли избежать его наказания.
Иудеи имели внешние привилегии; они не находились непосредственно под управлением князя мира (как это было с язычниками, которые были возвеличены в идолопоклонство и были связаны с упадком этой системы, в которой погряз человек, в безнравственности, в которую бесы рады были вовлечь его в насмешку над его мудростью), иудеи, в отличие от язычников, не были под властью бесов, тем не менее, по своей природе они руководствовались теми же желаниями, которыми бесы воздействовали на бедных язычников. Иудеи вели такую же жизнь, что касается желаний плоти; они были детьми гнева, как и другие, ибо таково состояние людей; по своей природе они являются детьми гнева. В своих внешних привилегиях израильтяне были детьми Бога, но по природе они были людьми, как и другие. И заметьте здесь снова "по природе". Здесь Дух не говорит ни о наказании, вынесенном Богом, ни о совершенных грехах, ни об Израиле, утратившем свои отношения к Богу, впавшем в идолопоклонство и возмущение, ни об их отвержении Мессии, лишив себя, таким образом, всех средств - обо всем, что сделал Израиль. Он не говорит о неизменном приговоре Бога, вынесенном проявлению греха. По своей природе, как и все люди, они были детьми гнева. Этот гнев был естественным следствием состояния, в котором они находились {Вера, наученная словом, всегда возвращается к этому: наказание относится к делам, совершенным по плоти. Но мы были мертвы в грехах - ни одного живого движения сердца по отношению к Богу. Мы не приходим (Иоан. 5) на суд, но перейдем от смерти в жизнь}.
Человек, каким он был, иудей или язычник и гнев, естественно, были связаны воедино, подобно тому, как существует естественная связь между добром и праведностью. И Бог, хотя и в суде, замечая все, что противоречит его воле и славе, по своей природе стоит над всем этим. По отношению к тем, кто заслуживают гнева, Он может быть щедр в милости, ибо Он таков по своей природе. Поэтому апостол представляет его здесь как действующего по своей собственной природе по отношению к предметам его благодати. Мы были мертвы, как говорит апостол, - мертвы в наших преступлениях и грехах. Пришел Бог в своей любви, чтобы спасти нас своей силой: "Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас". В нас не было ничего доброго: мы были мертвы в наших прегрешениях и грехах. Это пришло от него - слава его имени! Он оживотворил нас; более того, Он оживотворил нас вместе с Христом. Он не сказал прямо, что Христос был оживлен, хотя это можно было бы сказать там, где речь идет о силе Духа в нем самом. Он был воскрешен из мертвых; и когда речь заходит о нас, то нам сказано, что сила, которой Он ушел от смерти, была применена для нашего оживотворения; более того, уже оживотворенные, мы соединились с ним. Он вышел из смерти - мы выходим вместе с ним. Бог наделил нас этой жизнью. Его исключительная благодать, благодать, которая спасла нас, нашла нас мертвыми в грехах и вывела нас из смерти, так же, как и Христос вышел из нее. И той же самой силой, и вместе с ним, она вывела нас с Христом {Совершенно новая тварь и новое положение рассматриваются в себе. Мы были мертвы для Бога в нашей ветхой природе. Человек не рассматривается здесь как живой в грехах и как ответственный, но как полностью мертвый в них вновь: хотя в этой части послания не представлено ни прощение, ни наказание. Человек не рассматривается как живой, ответственный человек. В послании Колоссянам мы воскрешены с Христом, но при этом "прощены нам все грехи", которые Христос понес, предав себя смерти. И здесь нам не представлены ветхий человек и смерть, хотя и жизнь, и ветхий человек признаны как факты, но не в связи с воскресением. А в послании Колоссянам это рассматривается, даже когда говорится о "мертвых в своих грехах", то добавляется: "И необрезанные по плоти своей", так как она мертва для Бога. Послание Римлянам рассматривает ответственного человека в мире: у нас есть полное оправдание, смерть для греха, и нет воскресения с Христом. Здесь человек - живой человек, хотя и оправданный, и живой во Христе}, чтобы поставить нас в свете и благодати Бога как новую тварь подобно тому, как и сам Христос пребывает в этом. Иудеи и язычники вместе находятся в одном и том же новом положении во Христе. Воскресение положило конец всем различиям; для них нет места в воскресении Христа. Бог оживотворил и тех, и других вместе с Христом.
И когда Христос совершил это, то иудеи и язычники, без различий, которые были уничтожены смертью, оказались вместе в воскресении и вознесении Христа, находясь в нем вместе в новом положении, общем для тех и других - в положении самого Христа {Это не только сообщенная жизнь (как в послании Римлянам), а совершенно новое положение, которое мы приняли, жизнь, имеющая характер воскресения вне состояния смерти в грехах. И здесь мы рассматриваемся как оживотворенные с ним. Он воскрешенный и прославленный человек}. Бедные грешники из язычников и из непослушных и противящихся иудеев приведены в положение, в котором находится Христос, благодаря силе, которая воскресила его из мертвых и посадила его одесную Бога {В послании Колоссянам святые показаны как воскресшие с Христом с надеждой, приготовленной для них в небесах, и они призваны проявить свою любовь по отношению ко всему небесному, где сокрыты Христос и их жизнь с ним. Более того, их воскресение с Христом является предписывающим воскресением для этого мира в связи с верой в силу, которая воскресила Христа. В этом послании мы не видим союза иудеев или язычников в нем. И действительно, в послании Колоссянам только язычники занимали мысли апостола}, чтобы показать в веках огромное богатство благодати, которая совершила это. Мария Магдалина, распятый разбойник, товарищи в славе с Сыном Божиим, все мы, верующие, воздают свидетельство этому. Мы спасены благодатью. А пока мы еще не в славе: это произойдет через веру. Может кто-нибудь скажет, что хотя бы вера, от человека? Нет {Я вполне осведомлен о том, что критикам приходится говорить в отношении грамматического рода, но это также верно и в отношении слова "благодати"; и говорить: "Благодатью... а не от самих себя" - просто абсурд, но под выражением "через веру" можно предположить, что это от самих себя, хотя благодать не может. Поэтому Дух Бога добавляет: "И сие не от вас, Божий дар, т.е. верить - это дар Бога, а не от нас. И это подтверждается следующими словами: "Не от дел". Однако предметом апостола явилось то, чтобы показать, что все от благодати и Бога - творение Бога - новая тварь. Посему благодать, и вера, и все идут вместе}, она не от нас даже в этом отношении, все является даром Бога, а не плодом дел, чтобы никто не мог хвалиться. Ибо мы - его творение.
Каким ярким образом Дух представляет самого Бога как источника и создателя всего, причем единственного! Это творение есть результат его дела, соответствующий его собственной сущности. И это совершено именно в нас. Он избирает бедных грешников, чтобы явить в них свою славу. Если это действия Бога, то это, несомненно, послужит добрым делам: Он создал нас для них в Христе. И заметьте также, что если Бог создал нас для добрых дел, то они по своей природе должны характеризоваться им, так как Он совершил их в нас, создав нас соответственно своим замыслам. Не человек стремится приблизиться к Богу или удовлетворить его делами, которые угодны ему по закону - мере того, каким должен быть человек, но именно Бог избирает нас в наших грехах, когда в наших сердцах нет ни одного нравственного движения ("нет разумевающего; никто не ищет Бога"), и создает нас вновь для дел, соответствующих новой твари. И мы поставлены в совершенно новое положение соответственно этой новой твари Божьей. Эти дела также предопределены соответственно характеру, которым мы облечены благодаря новой твари. И все это полностью соответствует замыслу самого Бога. Это не долг согласно ветхой твари {Это не значит, что Бог не признает отношений, созданных им первоначально. Он делает это полностью, когда мы находимся в этих отношениях, но мерой новой твари является другое}. Все является плодом замыслов Бога в новой твари. Закон исчезает для нас вместе с природой, по отношению к которой он применялся. Человек, послушный закону, был человеком, как он должен быть соответственно первому Адаму; человек во Христе должен поступать согласно небесной жизни второго Адама, и поступать достойно его как главы новой твари, воскреснув с ним и являясь плодом новой твари - достойной того, кто создал ее для добрых дел (2Кор.5.5).
Поэтому язычники, наслаждаясь этой невыразимой привилегией - хотя апостол не признает иудаизм как истинное обрезание - должны были помнить, откуда они взяты; без Бога и без надежды, как они были в мире; чуждые всем обетованиям. И несмотря на то, что они стояли чрезвычайно далеко, ныне во Христе они стали близки благодаря его крови. Он разрушил стену разделения, уничтожив закон заповедей, которым иудей, выделявшийся этими обрядами, был отделен от язычников. Эти обряды имели свою сферу применения во плоти. И Христос (как живущий в связи со всем этим), мертвый, уничтожил врага, чтобы создать в себе из двоих - иудея и язычника - одного нового человека; язычники приблизились благодаря крови Христовой, и была разрушена стена разделения, чтобы примирить обоих Богу в одном теле; создав через крест не только мир, но и уничтожив благодатью (которая была общей для обоих и на которую один претендовал не больше, чем другой) враждебность, существовавшую до этого между привилегированным иудеем и поклоняющимся идолам язычником, отчужденным от Бога, устранив вражду в его плоти, закон заповедей, содержащийся в обрядах.
Дав покой, Он провозгласил его с этой целью и тем и другим; тем, кто был отчужден, и тем, кто стоял близко. Ибо благодаря Христу все мы - язычники или иудеи - имеем доступ через одного Духа к Отцу. И не Сущий иудеев (чьим именем не назывались язычники), а Отец христиан, искупленных Иисусом Христом, усыновил их, чтобы создать часть семьи Бога. Таким образом, хотя он и язычник, он больше не посторонний и не чужеземец; он - от христианского и небесного гражданства, истинного дома самого Бога. Такова благодать. Что касается этого мира, воплощенного таким образом в Христе, это является нашим положением. Все, иудеи и язычники, собранные вместе в одном теле, создают собрание на земле. Апостолы и пророки (Нового Завета) образуют основание здания, сам Христос является главным краеугольным камнем. На нем воздвигается все здание, являющееся храмом, язычники занимают свое место и создают вместе с другими земную обитель Бога, который присутствует своим Духом. Во-первых, Он взирает на развивающееся дело, которое строилось на основании апостолов и пророков, на все собрание, соответственно замыслу Бога; во-вторых, он взирает на союз, который существовал между ефесянами и другими верующими, язычниками и иудеями, как образующими дом Бога на земле в этот момент. Бог живет в нем через Святого Духа {В те дни было чрезвычайно важно видеть разницу между развивающимся зданием, которое не будет закончено, пока все верующие, которые должны образовать тело Христово, не будут собраны, и между сегодняшним храмом Бога на земле. В первом Христос является строителем. Он строит надежно, и врата ада не смогут одолеть его. Пока оно еще не закончено и не рассматривается как целое, пока не будет построено до конца. В послании Ефесянам поэтому мы никогда не читаем о строителе, но "...имея Cамого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе". И, кроме того, представленное исповедующее тело рассматривается как целое на земле, а человек рассматривается как строение: "Вы... Божие строение" (1 Кор. 3). "Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит". Вот здесь и появляется ответственность человека, и дело становится всеобщим предметом. Именно приписывание этому привилегий тела и того, что строит Христос, привело к папству и всему, что сродни этому. То бренное, что должно прийти на суд, ложно прикрывается надежностью дела Христова. И в послании Ефесянам 2, мы находим не только развивающееся надежно исполненное дело, но и сегодняшнее здание в благословении, из-за отсутствия вмешательства человека}.
Глава 1 представила нам намерения и замыслы Бога, начиная с отношения сыновей и Отца, и далее речь идет о деле Бога, собрании как теле Христа, соединенного с ним, главой над всем. Глава 2, рассматривая дело призвания собрания и созидания его на земле благодатью, представляет нам, с одной стороны, это собрание, возрастающее в святой храм, и, далее, как нынешнее жилище Бога через Духа на земле {Глава 2 действительно говорит о теле (ст. 16), но введение дома является новым элементом и требует некоторого разъяснения. Хотя дело совершено в созвании членов, которые должны составить тело, и это от Бога, но оно совершено на земле. Бог в своих замыслах имеет в виду сначала людей, чтобы предоставить им место возле себя, так как Он хотел бы иметь их; а затем, вознеся Христа над всяким именем, ныне и во все времена, предоставляет право ему быть главой тела, образованного людьми, соединенными с Христом на небесах над всем. Они будут совершенны соответственно главе. Но дело на земле, хотя и собирает вместе всех рожденных свыше, собирает их на земле! И присутствие Святого Духа на земле соответствует присутствию Христа на небесах. Отдельный верующий действительно является храмом Бога, но в этой главе говорится обо всем теле христиан как о здании, созданном на земле; они обретают дом, место обитания Бога на земле. Это удивительная и важная истина, огромная привилегия и источник благословения; однако также и большая ответственность}.
Говоря о теле Христа, необходимо отметить, что мы говорим о плоде вечных намерениях Бога и его деле; и, хотя Дух может применить это название к собранию Бога на земле, которое считается состоящим из действительных членов Христовых, тем менее, тело Христово, созданное через оживотворяющую силу Бога соответственно его верным намерениям, образовано людьми, присоединенными к главе как действительные члены тела. Дом Бога, установленный на земле, и являющийся плодом дела Бога, доверенного людям, сейчас не является в надлежащем порядке (из-за действия и ответственности человека как строителя). И так как это дело Бога, то очевидно, что дом создан из тех, кто действительно призван Богом, и так Бог устанавливает его (ср. Деян. 2. 47). Но мы не должны путать: практический результат этого дела, совершенного руками людей и под их ответственностью (1 Кор. 3), с целью исполнения замыслов Бога. Ни один неистинный (невозрожденный) член тела Христова не может быть присоединен к главе; в отношении же дома Бога такое нельзя сказать (в настоящее, последнее время), так как тот, кто не является истинным камнем, может быть заложен в него руками человека-строителя. Но невозможно, чтобы тот, кто не рожден от Бога, был членом тела Христова; смотрите предыдущее замечание. Таким образом, есть огромная разница между телом Христа, "жилищем Божиим Духом", и домом, храмом Бога, включающим не только это жилище.

Ефесянам 3

Вся третья глава является отступлением, раскрывающим тайну и представляющим в молитве, содержащейся в этой главе, второе качество Бога, представленное нам в начале послания, а именно как Отца Господа нашего Иисуса Христа; глава 1 раскрывает замыслы Бога, какими они были сами по себе, добавляя к этому его воскрешение Христа и ставя его над всем. Глава 2 представляет его дело в оживотворении других вместе с ним, что образует все собрание тех, кто воскрешен во Христе, избранных благодатью из иудеев и язычников; таковы замыслы и дело Бога. Глава 3 описывает руководство этим со стороны
Павла; она особенно говорит о введении язычников на том же основании, что и иудеев. Это совершенно новая часть путей Бога.