Откровение
Наш YouTube - Библия в видеоформате и другие материалы.
Христианская страничка
Лента обновлений сайта
Медиатека Blagovestnik.Org
в Telegram -
t.me/BlagovestnikOrg
Видеобиблия online

Русская Аудиобиблия online
Писание (обзоры)
Хроники последнего времени
Українська Аудіобіблія
Украинская Аудиобиблия
Ukrainian
Audio-Bible
Видео-книги
Музыкальные
видео-альбомы
Книги (А-Г)
Книги (Д-Л)
Книги (М-О)
Книги (П-Р)
Книги (С-С)
Книги (Т-Я)
Новые книги (А-Я)
Фонограммы-аранжировки
(*.mid и *.mp3),
Караоке
(*.kar и *.divx)
Юность Иисусу
Песнь Благовестника
старый раздел
Бесплатно скачать mp3
Нотный архив
Модули
для "Цитаты"
Брошюры для ищущих Бога
Воскресная школа,
материалы
для малышей,
занимательные материалы
Список ресурсов
служения Blagovestnik.Org
Архивы:
Рассылки (1)
Рассылки (2)
Проповеди (1)
Проповеди (2)
Сперджен (1)
Сперджен (2)
Сперджен (3)
Сперджен (4)
Карта сайта:
Чтения
Толкование
Литература
Стихотворения
Скачать mp3
Видео-онлайн
Архивы
Все остальное
Контактная информация
Поддержать сайт
FAQ


Наш основной Telegram-канал.
Наша группа ВК: "Христианская медиатека".
Наши новости в группе в WhatsApp.

Откровение

Оглавление: гл. 8; гл. 9; гл. 10; гл. 11; гл. 12; гл. 13; гл. 14; гл. 15; гл. 16; гл. 17; гл. 18; гл. 19; гл. 20; гл. 21; гл. 22.

Откровение 8

И вновь забота Бога о святых, проявившаяся благодаря действенному заступничеству Первосвященника, навлекает на мир суды. За тех, кто находился под жертвенником, никто не ходатайствовал; они были совершенны, потому что были отвергнуты и закланы, как Христос. Те же, кого мы сейчас рассматриваем, не нуждаются в ходатайстве для того, чтобы их вопль в период их немощи был услышан, а помощь оказана. Курения от фимиама возносились вместе с молитвами святых. Великий Посредник взял огонь с жертвенника, положил его в кадило и излил его на землю. Посредничество как ответ превратилось в суды, сопровождаемые знамениями Божьей силы и нарушением порядка на земле - голосами, громами и молниями (как тогда, когда устанавливался престол), а также землетрясением.
Затем по сигналу, данному свыше, следуют особые суды. Они падают на Римскую империю - третью часть земли (см. 12,4). Сначала с небес на землю обрушиваются град и огонь; мы видим беспощадное уничтожение людей, кровь на земле: то есть нам показано падение великих личностей Римской империи, их благополучия. Затем также великая сила, как суд Божий, направляется против остальных людей, живущих, как я полагаю, все в той же Римской империи. Разрушается все, что связано с их жизнью и деятельностью. После этого низвергается то, что было источником особого света и порядка в управлении на земле - звезда. Она разрушила нравственные источники чувств и побуждений всех людей, то есть то, что управляет людьми и подчиняет их себе. Эти источники становятся полынью и многие умерли от этих вод. Последнее из этих четырех бедствий поражает правящие силы; Бог нарушает их порядок. Все это происходит на земле Римской империи. Это бедствие завершает общие суды, которые приносят разрушения и беспорядок в земли Рима, где царило зло, противостоящее святым.
Затем призывается язва (особенно это касается тех, кто прочно утвердится на земле вместо того, чтобы ответить на небесное призвание; кто, несмотря на суды, не пробудился душой и остался привязанным к своему дому). Эта язва - троекратная! Слово "живущие", или "обитающие" на земле все-таки не было употреблено (исключение составляет обетование Филадельфии и требования душ, находящихся над жертвенником, потому что и те и другие отличаются от таковых). После всех деяний Бога, которые мы сейчас видели, стало ясно, что они выделяются как отдельный класс; и исходя из того, что происходит сейчас на земле, о них говорится как об определенном классе. Против этого упрямого в своем неверии класса и обращены сейчас суды Божии: сначала против иудеев, затем - против живущих на земле Рима, и наконец - против вселенной.

Откровение 9

Пятый ангел вострубил (глава 9) - и то, что по своему положению являлось источником света и средством установления порядка, потеряло свое значение. Это была звезда - она обретает силу, дающую волю черному влиянию сатаны. Он открывает бездну - то место, где сокрыто и сковано зло, а не то, где оно наказывается (то есть, огненное озеро). Высшая власть, весь небесный свет, озаряющий землю, целительные источники установления порядка - все затемняется и убивается освободившимся злом. И это еще не все: появляется огромное число непосредственных исполнителей сатанинской власти; из дыма выходят полчища саранчи (в переносном смысле), в хвостах который имеются жала лжеучения. Однако цель их - не разрушать преходящее благополучие на земле, а мучить нечестивых иудеев; не убивать, а изнурять и утомлять их. Это должно продолжаться пять месяцев; ведь окончательный суд еще не наступил. Мучения были хуже смерти - они истязали и терзали сердце. Саранча напоминает воинства имперской власти: она имеет венцы тому, кто сталкивается с ней, кажется невероятно сильной: однако если присмотреться к ней повнимательнее и суметь разгадать ее тайну, то можно увидеть, что она слаба и зависима: лица у нее как человеческие, а волосы - как у женщин. Тем не менее она вооружена бронями - бронями в сознании. Она является непосредственным исполнителем власти сатаны и подчиняется его приказам. Ее ведет ангел бездны - тот, кто управляет глубинами сатанинских козней и владеет силой тьмы. Когда человек подвергается его черному влиянию, чтобы осознать, что сатана затемняет его ум. Жестокие, изнуряющие пытки, которые хуже смерти, вместе с затемнением сознания - вот что становится уделом когда-то возлюбленного народа. Так приходит одно горе.
Шестой ангел вострубил - и начинается второе горе, которое в большей степени касается людей. Оно направлено против жителей Римской Империи. Те, кто приносит это бедствие, освобождены на реке Евфрат; они представляют собой огромное конное войско. Более того, умы и слова всадников находятся во власти сатаны; однако с их помощью вершится суд Божий. И сейчас это войско убивает людей. Уста их извергали силу сатаны, сатанинским же было и их учение - с помощью обоих этих средств они причиняли людям страдания. Я не думаю, что смерть, о которой здесь говорится, - это смерть временная (хотя, возможно, она и является таковой); мне кажется, она выявляет тех, кто отступил. Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не покаялись и не отреклись от своих идолов и ошибок.

Откровение 10

Таковы были предварительные бедствия, посланные церкви евреев и принявших христианство язычников. Они еще не представляли собой собственно битву между Богом и силами зла. Это пока еще скрыто от нас; но сначала эта тайна была внесена в маленькую раскрытую книжку, как факт общей истории (глава 10). Эта книжка была раскрыта, как часть уже известного пророчества; она говорит нам о том, что уже известно, а не о скрытых и тайных путях Бога, рассказывающего о конце. Христос снисходит на землю и утверждает Свое право на нее; Он ставит правую ногу на море, а левую - на землю и восклицает громким голосом; Ему отвечает Всемогущий. Однако то, что сказали голоса, скрыто от нас; а Христос клянется Живущим во веки веков о том, что времени уже не будет. Все приближается к концу. При звуке седьмой трубы тайна Бога будет скрыта и проявляется Его ничем не сдерживаемая сила. Пророку вновь приходится пророчествовать о народах, племенах и язычниках.

Откровение 11

Теперь мы вновь оказываемся в центре пророчества: мы видим Иерусалим, храм , жертвенник и поклоняющихся (глава 11). Поклоняющиеся (те, кто поклоняется во храме, соблюдая тайну Божию) и жертвенник признаются и принимаются Богом. Общее служение иудаизма не признается и отвергается Богом. Иудеи оставляются Им и их растаптывают язычники; это продолжается в течение трех с половиной лет. Он принимает тех, кто занимает место священников. Он признает также тех, кто находится в храме и истинно поклоняется, согласно Ему, Бог предоставляет необходимое свидетельство - двух свидетелей, которых требовал закон; и в течение всего этого периода - трех с половиной лет - они день за днем будут свидетельствовать. Они пребывают в скорби и презрении, но обладают силой подобно Илии и Моисею, когда люди были пленены и охвачены отступничеством. Они не восстанавливают Израиль, его царство и священство (это произойдет впоследствии - вспомним светильник Захарии с двумя маслинами), а лишь должным образом свидетельствуют ему. До тех пор, пока не закончится их свидетельство (по прошествии трех с половиной лет), никто не посмеет дотронуться до них; своим словом они могут поразить своих врагов. В остатке мы видим священство и пророчество, но, конечно же, не царство; мы видим только действующее свидетельство. Его отсутствие сопровождается страданиями, и все же никто не может причинить им вреда, пока для этого не настанет срок. В этом они похожи на Христа, униженного в Израиле, - только Он не поражал Своих врагов. В Псалмах такое состояние определяется как удел остатка. Их же состояние характеризуется предельным унижением и полным ответом Бога на их пророческое слово. И когда они закончат свидетельствовать, все будет по-другому. Им придется сразиться со зверем из бездны. Они стоят на земле пред Богом; они - не проповедники небесного Евангелия, а свидетели, подтверждающие право Бога на землю и Его любви к Своему народу. Они подтверждают это право Бога в тот период, когда в мире правят язычники. Когда наступит их час, их поразит зверь, оставив тела на улице города. Язычники будут радоваться этому и веселиться. Те, кто присвоил себе землю и удобно устроился на ней, возрадуется, потому что свидетели Бога земли мучили их; но через три с половиной дня они, воскрешенные силой Духа Божьего, вознесутся на облаке на небеса - не так, как Христос, ибо они вознесутся на глазах у своих врагов. При этом во время землетрясения падет десятая часть города; прочие же будут объяты страхом и воздадут славу Богу Небесному. Но Бог уже будет обращаться с ними, как Бог земли. Так пройдет второе бедствие.
Итак, мы подходим к завершению указанного срока длительностью три с половиной года; звучит седьмая труба, которая должна раскрыть тайну Бога. Итак, седьмой ангел вострубил; в небесах раздаются громкие голоса, возвещающие о том, что пришло царство мира Их Господа Иеговы и Его Помазанника (Христа), которое является величайшим бедствием для живущих на земле и наводит на них ужас. Язва сатаны была предназначена специально для евреев; язва человека - для жителей Римской империи; теперь же мы видим, что язву посылает Бог - и посылает Он ее тогда, когда рассвирепели язычники и явился гнев Божий; при этом происходит полная расплата и окончательное избавление. Мы вновь видим здесь старцев, объявляющих основание для восхваления и благодарения. Голоса в небесах возвещают о наступлении Царства Господа и Его Христа (как во втором Псалме) и о том, что Он (ибо Иоанн, как всегда, объединяет Их Обоих) будет царствовать во веки веков; и так будет. Честь воздается, однако, и земному, и вечному царствам. Только в описании вечного Царства не упоминается отличие от него царства земного и не говорится о подчиненности Христу. Старцы в своей благодарности превозносят также Господа Бога Вседержителя - великого Царя, Который принимает свою власть и правит, ибо это Царство - Божие. В их речи мы видим две части: ярость язычников (это вызывает гнев Божий) и время суда над мертвыми. Первую половину составляют гнев человека и суд Бога. Затем Он награждает пророков, святых и тех, кто боится Его имени, после чего устраняет с земли тех, кто ее развратил. Это есть благословение. Первая часть, включающая период гнева и суда, носит общий характер; вторая же часть предполагает награду и избавление святых на земле. Она окончательно завершает символическую историю. Прозвучала последняя труба и тайна Божия сокрылась.
Затем следуют подробности: зверь, связь с ним евреев и церкви; Вавилон; брак Агнца; суд над зверем и лжепророком; заточение сатаны; два воскресения, последний суд и наконец - описание небесного города. Это новое пророчество (глава 11 - 19), если его рассматривать как будущее обращение Бога с землей, начинается с особой ссылки на иудеев. В небесах отверзается храм Божий и является ковчег завета, относящийся к Израилю. Но сейчас это сопровождается судами - судами всех видов, сходящими с небес и вызывающими на земле смятение и несчастья {Там, где престол установлен для суда, он характеризуется только тем, что исходит непосредственно от Бога. В этих случаях землетрясений и града не наблюдается; здесь же мы видим их}.

Откровение 12

В главе 12 дается краткое, но чрезвычайно важное описание всего хода событий, в котором нам представлены не действующие лица этих событий, происходящих на земле, и не суд над ними, а божественные принципы, лежащие в их основе и в основе состояния, проявленного Богом. Первым символическим образом, персонажем пророчества и следствием деяний Божиих является жена, облаченная в солнце и увенчанная венцом из двенадцати звезд; под ногами ее лежит луна. Это, согласно промыслу Божию, - Израиль или его центр - Иерусалим (сравните: Книга Исаии 9,6, Псалом 86,6). Она облечена в высшую власть, ей дана слава совершенного управления через человека; а вся слава, первоначально отвергнутая во время действия старого завета, лежит под ее ногами. Она имеет во чреве младенца и страдает от мук рождения; при этом ей угрожает сила сатаны в виде Римской империи, которая имеет характер полноты власти (семь голов) и характер независимости - в плане административного превосходства (10 рогов, а не 12). Но сатана, будучи явным и ярым врагом Бога и Его силы во Христе, стремится пожрать ее младенца, как только Он родится, Который должен получить от Бога право царствовать на земле. Но младенец - Христос и Церковь вместе со Христом восхищаются к Богу и Его престолу; Он пока еще не получает власти, а укрепляется в самом источнике этой власти. Это восхищение еще не стало тем, которое произойдет ко всеобщей радости, потому что оно осуществляется задолго до него и цель его - поместить Самого Христа и Церковь вместе с Ним туда, откуда проистекает сила для установления Царства. Для вышеупомянутого восхищения нет времени: Христос и Церковь здесь - одно. Жена же означает иудеев; после рождения младенца она убегает в пустыню, где Бог приготовил ей место, чтобы она оставалась там в течение тысячи двухсот шестидесяти дней.
Церковь, или небесные святые (как и Христос), возносятся на небеса и скрываются там. Евреи или земной народ получают на земле защиту, дарованную заботой провидения. Таким образом, мы видим общее положение дел; тех, кто находится в описанных сферах, а также места, которые им определены и которые они занимают. Та, которая должна получить славу и власть на земле, укрыта. Младенец, которому надлежит получить власть в небесах и от небес, уже предварительно восхищен. Все это вносит в рассматриваемую нами картину предельную ясность.
Теперь прослеживается ход исторических событий (после того, как младенец уже восхищен на небеса). В небесах происходит битва; дьявол и его ангелы изгоняются и уже не занимают там своего места. Это еще с большей силой выделяет небесных святых и еврейский остаток. Живущие на небесах победили обвинителя кровью Агнца и словом своего свидетельства; семя женщины получило проявления от Бога и свидетельство Иисуса Христа, то есть Духа пророчества. То, что они через слово получили от Бога, соответствует Ветхому Завету.
В последней части 12-й главы громкий голос объявляет в небе, что наступило Царство Бога нашего и осуществилась власть Его Христа. Это по-прежнему соответствует свидетельству 2-го псалма; только сейчас это возвещено с небес после того, как сатана был изгнан с небес. Сатана потерял свою силу, с помощью которой он действовал против священства, навеки. Он еще мог принять личину царя и пророка; но места в небесах для него уже нет. Небесные святые победили его с помощью того, что подготовило их сознание к небесам, подтвердило их право на требование в них (кровь Агнца и слово уст их, которое через Дух стало мечом Божиим) и отдали за него свои жизни. Небеса и живущие в них могут теперь возрадоваться; живущих же на земле и на море постигнет горе, потому что тогда пришел дьявол, сознающий, что у него осталось мало времени. Я полагаю, что в стихе 11 подразумеваются святые, убитые после восхищения и принадлежащие небесам. Если бы те, кто был убит за свою веру, не были взяты на небеса, то они потеряли бы и небеса и землю, хотя были преданы Богу больше, чем живущие на земле. О них больше будет сказано в главе 20, где упоминается первое воскресение. Души под жертвенником должны ждать остальных, то есть своих братьев, которым определено быть убитыми; и нужно отметить, что они радовались и веселились, как закланные. Все это, однако, происходит в течение трех с половиной лет.
Итак, перед нами три группы: голоса на небе; их (или наши) братья, победившие сатану; и те, кто будет жить в период трех с половиной лет ярости сатаны, который еще не наступил. Если считать, что младенец мужского пола в небесах - это Христос и восхищенные святые, то эти голоса принадлежат тем, кто уже там находится {Я не утверждаю, что среди этих голосов был и голос Христа, так как этот вопрос проблематичен}, и все становится ясным: восхищенные святые, связанные с Ним, празднуют низвержение обвинителя и спасение тех, кто принадлежит небесам, называя их "наши братья" (война этих братьев с обвинителем закончилась, потому что он изгнан; они боролись с ним как с небесным властелином, как с лжесвященником, вся деятельность которого является загадкой для Иоанна), а также спасение тех, кого постигнет испытание в период ярости сатаны и его деятельности как царя и пророка. Дракон, сброшенный на землю и неспособный обвинять в небесах и противостоять святым по небесному призванию (к ним, а не к союзу, относится священство), преследует евреев и стремится разрушить их свидетельство; но Бог дал им силы не для сопротивления (избавить их должен Господь), а для побега, чтобы жена смогла найти убежище вне досягаемости змея и питаться там в течение половины седьмины. Он преследует ее; у него нет крыльев, но он прибегает к помощи реки и людей, находящихся под его влиянием и руководством, пытаясь погубить жену. Но земля - это организованная система, в которой живут люди, - поглощает воды.
Сила сатаны пропала даром: ее победила не армия, не встречная сила - она была просто сведена на нет. На земле действовало провидение, которое полностью нейтрализовало усилия сатаны. Так распорядился Бог в своем промысле; и тогда дракон начал преследовать отдельных представителей верного остатка из семени евреев, сохранивших твердость, вооруженных Словом.

Откровение 13

В главе 13 нам представлена ясная и полная картина действий сатаны, которые он осуществляет посредством своих орудий зла. Их два : одно - зверь с десятью рогами, а другое - зверь с двумя рогами. Первому зверю дракон (который увлек своим хвостом третью часть звезд на землю и который представляет собой сатану, принявшего образ Римской империи) дал престол и власть {Мы не должны удивляться тому, что в конце у зверя остается только одно государство, хотя в самом начале у него во власти была вся земля; какое всеобъемлющее испытание пало на землю, мы уже знаем}. Второй зверь не только обладает силой первого и превосходит его в сферах власти; он еще - активно действующее зло, которое прилагает все усилия, чтобы заставить людей признать первого зверя, а в нем - дракона. Зверь символизирует Римскую империю, которая впоследствии значительно изменилась и приобрела новую сущность. Он носит характер завершенности в отношении форм управления, о котором говорит количество голов; однако он включает десять царств, которые, я не сомневаюсь, указывают на административную незаконченность. У него не двенадцать рогов, а десять, и это число не является полным. Полное число - это семь, и его полнота носит более возвышенный характер. У Агнца было семь рогов, а вокруг головы женщины - двенадцать звезд. Первое - это совершенство в самом себе, второе - порядок управления в человеке. Семь - это самое простое число, выраженное одной цифрой (оно не имеет делителей); двенадцать прекрасно делится и состоит из тех же элементов, только умноженных друг на друга, а не прибавленных как простое число. Поэтому цифра четыре выражает законченное совершенство, как квадрат или куб, который обладает тем же совершенством (и даже в большей степени) и имеет вместе с тем законченность. Но зверю даны уста для богохульства. Он явный враг Бога и Его Христа. Он поглотил предшествующие империи и сейчас представляет их. Дракон - непосредственное орудие силы сатаны, воплощенное в языческой Римской империи - дал новому зверю престол и власть. Они были чужды Богу. Бог не признает никакой силы на земле сейчас, когда церковь перестала существовать, и не признает до тех пор, пока не примет свой народ. Земля находится в состоянии войны с Ним.
Одна из голов зверя (которая, я не сомневаюсь, означает империю) была смертельно ранена, но исцелилась. Она исцелилась - и весь мир дивится этому; люди поклоняются дракону, давшему зверю силу. Ничто в их глазах не может сравниться со зверем, а о Боге они начисто забыли. Зверю позволено очень многое: он может своими устами выражать ярость по отношению к Нему. Он хулит Бога, Его имя, Место обитания небесных святых, то есть все христианство и Его Бога. Дракон изгнан с небес и туда приняты восхищенные святые. Он хулит их, но это единственное, что он может делать.
Что касается живущих на земле (ведь разделение носит теперь не только духовный характер) - все они поклонялись зверю за исключением тех, кто от начала мира был записан в книге жизни у Агнца. Сопротивление людей насилию не является стезей послушания. И здесь показаны терпение и вера святых. Взявший меч от меча и погибнет; этот путь - не Христов, не смиренного терпения; поэтому погибнет никто иной, как зверь. Таким образом, зверь - это имперская власть, богохульствующая сила, утвержденная сатаной на месте Римской империи, которая воплощает все четыре империи, имеющие другие формы, но подчиняющиеся исцеленной главе.
Но вот появляется и второй зверь - он поднимается не из среды людей (не из воды), чтобы напомнить об империи, а из уже сформировавшейся системы, которую сделал таковой Бог. Этот зверь имеет форму царства Мессии на земле: у него два рога, подобных рогам Агнца; тем не менее он представляет силу сатаны. Тот, кто имеет ухо, способное услышать божественное учение, сразу же различит голос сатаны. Он обладает силой первого зверя; он имеет и свою силу, а также своего помощника; он заставляет землю и всех живущих на ней поклоняться первому зверю (то есть Римской империи, которую воплощает исцеленная голова). Он творит великие чудеса, чтобы доказать людям, что зверь имеет такое же звание, какое имел Илия у Господа. Вспомните 2-ю главу 2-го послания Фессалоникийцам, где человек греха, обманывая других, представлял такие же доказательства, какие представлял Иисус, будучи Христом. Он обманывает живущих на земле чудесами, заставляя их сотворить образ зверя. Он ожидает этот образ, который начинает говорить и действовать так, что убиваем будет каждый, кто не поклоняется ему. И все должны будут принять начертание, свидетельствующее о их служении сатане и о работе для него, и тем, кто не имеет образа зверя в виде начертания, не будет позволено ни покупать, ни продавать.
Такова сила, которая имеет подобие царства Мессии и питается неуемной энергией сатаны, который, утвердившись в мире, заставит каждого поклоняться ей и не позволит людям, не признавшим ее, ни покупать, ни продавать, и все, кроме избранных, так и сделают. Сила сатаны, противостоящая силе священства в небесах, обезврежена; но у него осталась возможность царствовать и пророчествовать в противовес Христу, который еще не появился. Эти звания он и принимает, но он не может совладать с силой язычников (это предоставлено Христу), поэтому делает их своими представителями; и, подобно отступившим иудеям прежних времен, этот народ (за исключением избранного остатка) служит его орудием, поклоняется и помогает ему. Таким образом, мы видим активно действующую силу сатаны. Однако, утверждая своего мессию, он обманывает людей; своей ложью и чудесами он завоевывает то, что не может победить - языческую силу; иудеев он заставляет поклоняться идолам и язычникам, а сами язычники, живущие на земле, поклоняются доверенному лицу власти сатаны - первому зверю.
Это особенное состояние, чуждое чувствам евреев и нынешним упованиям язычников. Однако нечистый дух идолопоклонства должен вернуться в их дом. Знамения, а не истина будет управлять безбожным умом человека; они будут верить лжи. Здесь - хотя он и принимает сущность Христа в своем царстве - говорится о его действиях, направленных на язычников. В главе 66 Книги Исаии и в Книге Даниила к нам примешиваются иудеи. Это - период свободы и в то же время период чудовищной тирании для тех, кто не поклоняется сатане и его указам. Этот период характеризуется отсутствием истины.
Что касается числа зверя, то я не сомневаюсь, что набожным людям понять его будет очень просто в период власти зверя и следующего за ним духовного суда - и имя, которое они носят, направит их на верный путь, когда им придется иметь с ним дело. Пока этого не произошло, размышления людей не представляют большой ценности; суждение Иринея в его книге "Латинский человек", в сущности, не отличается от других.

Откровение 14

В главе 14 мы видим обращение Бога со злом; перед этим Он сначала признает и выделяет остаток. Остаток полностью принадлежит обновленной земле; мы видим его в центре власти и славы - на горе Сион, где будет царствовать Агнец. На лбах людей, составляющих остаток, начертано имя Его и Его Отца; то есть, открыто исповедуя это имя, они свидетельствовали ему и страдали так, как страдал Христос во время своей жизни, сохраняя верность Своему Отцу; только они отличаются от Него тем, что не прошли через муки смерти. Это было новое начало - начало не Церкви небесной, а благословения спасенной земли и ее первых плодов - тех, кто выдержал свидетельство ей. Небеса празднуют это событие голосами множества вод, звуками грома и возгласами радости. Эти звуки издают гусли. Они поют новую песнь пред престолом, животными и старцами. Это обстоятельство весьма важно. Песнь на небесах мы уже слышали (глава 5) - она звучала в связи с искуплением; а те, кто был избавлен, сделались царями и священниками. Здесь же искупление связано с земными благословениями, а не с царством и священством на небесах; песнь поется перед пребывающими на небе и пред престолом. Как бы то ни было, небеса непосредственно связаны с этой песнью. Она звучала в знак победы, одержанной над силой зла посредством долготерпения и страдания.
Особой отличительной чертой людей, составляющих остаток, является чистота и незапятнанность, сохраненная ими в условиях окружающей их скверны. Эта чистота, пронесенная ими через все бедствия, соединяет их с небесными победителями. Хотя эта песнь и не является песнью в честь небесного искупления, победа над вратами смерти (хотя и не за ними) все-таки одержана. Они поют "как бы новую песнь". Ее могут знать только те, кто разделил страдания Агнца на земле и будут помогать Ему в Его царствовании на земле; они последовали за Ним и пойдут туда, куда бы ни пошел Он. Они - первые плоды на новой земле. Они не развратились среди всеобщего растления. Они не осквернились с женами, не лгали и никогда не стремились к этому. Разврат и ложь не коснулись их; они всегда исповедовали только истину. У них не было места на небесах, но они безгрешны, поэтому разделяют с Агнцем Его земное место и славу, сопровождая Его, куда бы Он ни пошел, в явлении этой славы. После того, как установится это Царство, для всего того, что вызывает эти привилегии, уже не будет места. Проявлять верность в этом случае уже было бы поздно. Здесь мы видим связь с небесными святыми, чего не было в главе 7. Великое множество людей в белых одеждах стояли там пред престолом и Агнцем. Здесь они стоят пред престолом Бога, они поклоняются в Его храме, а Агнец утешает их. Они имеют особую связь с Агнцем на земле, на своих путях и в том месте, которое они займут. Об этом же остатке говорится в псалмах (особенно с 1-го по 40-ой). Но, хотя они находятся на земле вместе с Царем, они спасаются и отделяются от людей еще до пришествия Христа; а песнь, которой они теперь научены, они поют перед старцами и животными. Они не объединены с ними, а поют им песнь; то есть языческое множество удостоено особых привилегий пред Богом и Агнцем, а еврейский остаток связан с Агнцем на земле и в определенном смысле - с небесами.
Затем следует описание дальнейших деяний Бога и увещевание земли оставить идолов, ибо час суда Божьего настал. Свидетельством силы Христа служит вечное Евангелие, посылаемое из рая на землю - в отличие от особых заявлений церкви и связанного с нею благовествования. Провозглашается падение Вавилона; звучат угрозы в адрес тех, кто принял зверя; но теперь наступает время, когда умирание в Господе прекращается - остается только благословение. Смерти и скорбей больше нет. Бог смотрит на верующих как на одно тело, и пока они должны были умирать, они умирали в Господе, а не в покое и благословении. Сейчас пришло время покоя и вознаграждения.
Затем Христос собирает с земли урожай - Он отделяет, собирает и вершит суд; Он топчет виноград и беспощадно карает нечестивых. Поэтому во время последнего суда именно ангел, имеющий власть над огнем, вызывает его; и этот божественный суд всеохватен. Этот суд не ограничивается рамками Вавилона; он вершится не только в тех сферах, в которых человек сформировался и создал свою систему в противовес Божьей. На этом история, начавшаяся с восхищением младенца мужского пола на небеса, завершается. Он вернулся, верша возмездие.
Возникает интересный вопрос: что представляет собой виноградник земли? То ли, что является плодоносящей структурой или то, что должно быть таковой (то есть сама идея) в отношениях с Богом Его насаждений на земле?
Израиль был виноградником, выросшим в Египте; Христос на земле - виноградником истинным. В тот период Бог смотрел на это как на нечто законченное - не плодоносящее и не подлежащее подрезанию. Когда Он вознесся на небеса, все оставалось по-прежнему и служащие Ему христиане представляли собой ветви. Здесь же речь идет о винограднике земли, который имеет свою природу и растет, однако претендует на роль религии, полагая, что пришла на земле его очередь. Истинные святые вознеслись на небеса или остались в преследуемом остатке. Я сомневаюсь, что евреи в положенное время будут находиться в центре этой системы, но они смешиваются с язычниками, обратившись к идолам и имея семь духов (что еще хуже); и со всеми этими явлениями будут непосредственно связаны язычники.

Откровение 15

В главе 15 представлено новое видение. Пророку открывается следующая картина, в которой он видит последние язвы или суды Божии, в особенности же суд Вавилона, происходящий до пришествия Христа. Главные действующие лица в этом видении - это семь ангелов, имеющих семь последних язв; и как всегда, мы видим, что святые, находящиеся в этих сферах, находятся в безопасности уже до того, как начинаются суды. Они очищены, но перед этим им тоже пришлось пройти через огонь испытаний. Они стоят на море, смешанном с огнем. Они жили во времена власти зверя и его образов, но победили их. Возможно, они умерли - в этом и заключалась настоящая победа.
Их песнь - особенная. Песнь Моисея выражает победу над силой зла, одержанную посредством суда Божьего. Песнь Агнца - это превознесение отвергнутого Мессии, Мученика, страдания Которого испытывали и они (ибо здесь мы видим закланный остаток посреди неверного и отступившего Израиля). В их песне восхваляются Бог и Агнец, благодаря Которым победившие мученики перенеслись на небеса. Здесь же они воздают честь Господу Богу Вседержителю (Богу Ветхого Завета), Который в данный период проявляет себя в суде и известен людям по своим делам. Он показал Моисею Свои пути, а детям Израиля - Свои дела. Они сейчас и происходят. Эти дела представляют собой деяния Господа Бога Вседержителя - Судьи всей земли. Однако вместе с тем открываются и Его пути. В них проявились Его помыслы, по крайней мере, пока праведные суды осуществлялись. Эти пути во время суда были справедливыми и истинными. Израиль понимал спасение и то, как оно происходит; Моисей же знал пути Божии. Но на дальнейшие события смысл представленного здесь разъяснения не распространяется. Мы видим не просто восхваление каких-либо качеств или свойств (как это делают ангелы); не доскональное знание действия Бога во спасение кровию Агнца; не возвышение сердца, исполненного сознания связи с Богом; нет - мы видим празднование славы Господа, Которому отныне будут поклоняться все народы, ибо проявились Его суды. Проявление судов было задумано Им, в то время как Он пока не хочет, чтобы мы узнали о том, что скрыто за завесой.
После чествования того, о чем мы уже сказали, в небесах открывается храм скинии свидетельства; обратите внимание, что это не просто храм ковчега завета. Последний создавал безопасные условия для веры, когда зло бушевало в своей ярости на земле. Ковчег завета Божьего защитил тогда Израиль. Теперь же открывается свидетельство, а не завет, который предоставляет защиту во время проявления зла; свидетельство же обращено во благо того, кто спас ковчег завета, ибо храм отверзся и из него вышли посланники суда - Божьего суда во имя восстановления и благословения Израиля, которое осуществится посредством суда над язычниками и всеми, кто развратился на земле. Символом чистоты в очах Бога и божественной праведности, свойственной этому суду и являющейся движущей силой, служит светлая льняная одежда и золотые пояса. Я полагаю, что первое - это ответ на растление там, где должны были носить одежду - в Вавилоне (см. 19,8). То есть для появления этой одежды требовался суд, соответствующий божественной праведности.
Пред нами - не медь, горящая в огне (простое исполнение суда в общении с человеком, хотя оно и имело место), а Бог, творящий согласно Своей сущности добро, противодействующее злу; это - основная сущность вечного Бога, которую должна была проявить и Церковь в тот период, когда Вавилон и зверь представляли собой Его полную противоположность.
Семь ангелов судят соответственно этой сущности Бога, потому что фактически они наказывали за проявленного в церкви; однако белая льняная одежда, несомненно, имеет отношение к Вавилону, хотя люди с начертанием зверя и подвергнутся суду. Одно из четырех животных дает ангелу чаши, ибо власть Судьи принадлежит Богу-Создателю, а не ангелу. Храм заполняет слава Божия в суде; и пока эти язвы не окончатся, никто не может говорить Ему что-либо или поклоняться Ему. Таково полное проявление Бога в суде.

Откровение 16

Первые четыре язвы направлены против того же, против чего были обращены первые четыре трубы: мы видим тот же круг, имеющий символический характер, только теперь он непосредственно касается того, что относится к людям, - земли, моря, рек и солнца; это пророческие сферы деяний Бога; неорганизованные массы людей; нравственные принципы, движущие их поступками и верховная власть. Здесь, однако, суд имеет общий характер, а не касается только Римской империи (что возвещается третьей трубой).
Первая чаша гнева изливает величайшее уныние, позор и унижение на тех, кто имеет начертание зверя.
Вторая чаша приносит силу нравственной смерти, коснувшейся людей; все, кто находился в пределах пророческой земли, умер; как я полагаю, они оставили внешнее служение. Мы видим здесь пример использования символов, который стоит отметить. Все чаши изливаются на землю, то есть, они обрушиваются на сферу уже сложившихся отношений с Богом. Эти отношения носят особый характер, потому что люди общаются с Богом в этом мире, будучи обитателями земли, и находятся в пределах этой сферы.
Третья чаша изливается на все источники мыслей и поступков людей; они становятся поистине смертоносными. Мне кажется, что здесь с особой силой подчеркивается мертвящее влияние, чуждое влиянию Бога и оказываемое в сферах этого пророчества. Смерть, как правило, служит выражением силы сатаны.
После этого верховная власть проявляется во всей своей страшной силе. Это говорит о том, что первые четыре чаши непосредственного суда соответствуют обычному разделению.
Пятая чаша поражает престол зверя, место и устойчивое положение его власти, которую дал ему сатана. Его царство сделалось мрачным. Все разрушилось, смешалось и зачахло. Они кусали языки свои от страдания и хулили Бога.
Шестой ангел изливает чашу на Евфрат, разрушая, как я понимаю, надежные границы западных пророческих держав - не самое место, занимаемое ими, а их границы, чтобы подготовить путь восточным царям. Я расцениваю это как вступление сил Асии во всеобщий пожар войны между государствами. Шестая чаша посылает трех духов нечистых - суть всего влияния зла: духа сатанинской непосредственной силы, противодействующей силе Христа; духа силы последней империи (зверя) и духа второго зверя, о котором говорилось в главе 13: он известен как лжепророк и средство влияния сатаны под личиной антихриста, а также как творящий чудеса идол. Цари мира собираются для битвы в великий день Бога Вседержителя. В этом видна ссылка на книгу Судей (5,19,20).

Откровение 17

Седьмая чаша вызывает всеобщее разрушение и страшное землетрясение, а также суд Вавилона. С небес на людей низвергается град Божий - то есть суд Божий (сравните с Книгой Исаии, 32 и 33). Исчезают все отдельные, независимые от Бога интересы и силы. Он пришел на землю - суд Божий, творимый Его провидением и Его средствами - но Агнец еще не сошел. Подробности суда над Вавилоном будут раскрыты только в последующих главах.
Сначала описывается сущность Вавилона. Как и зверь, он один подвергается суду, однако в нравственном смысле суд над ним намного важнее, чем суд над остальными грешниками. Его основная сущность - это великий, весьма активно действующий идол, блудница, оказывающая огромное влияние на многие народы, кроме того, цари земли блудодействовали с нею, искали ее милостей, а живущие на земле перестали ощущать пагубность и дурман ее влияния. Таким образом, такова в общих чертах сущность Вавилона, представленная в самом начале, - сущность, достаточно ясно характеризующая систему Рима или папства.
Затем следуют дальнейшие подробности. На имперском звере, преисполненном именами богохульными, сидит жена - религиозная система. Зверь имеет такой вид, что становится ясным, что это - Римская империя. Жена пышно и вызывающе одета, увешана всеми человеческими украшениями и знаком отличия; она держит дорогую чашу, наполненную блудодейством и идолами. "Мерзости" - это идолы, а "нечистота блудодейства" -это весь тот ужасающий разврат, который ее сопровождает. Ее чаша заполнена ими. Она находится в пустыне, ибо рядом с ней нет источников Бога. Ее земля не есть земля Бога, не есть небесная страна. Тот, кто обладает духовным разумом, сразу видит на ее челе ее сущность (которую можно понять только через дух) - сущность великого города разврата, источника всех искушений для человека и идолопоклонства на земле; таково папство. Но это еще не все. На ней видна кровь святых: она - гонитель и убийца всех тех, кто радовал Бога, кто нес свидетельство Иисусу {Важно отметить, что формальная религия, которая основывается на древних догматических поступках и которая считается незыблемой истиной теми, кто ее принял, всегда была и остается подстрекателем гонений, хотя роль гонителей могут исполнять другие лица. Так было с иудеями, так происходит и в ходе мировой истории. Что касается истины, то такая религия всегда расходится с ней, хотя и может содержать некоторые важные истины. Но тех истин, с помощью которых испытывается сердце и его смирение, в ней нет}. Пророк поражен - ибо он увидел то, к чему пришла церковь.
Затем ангел описывает зверя, на котором она сидит. Он был и умер и появился вновь, возрожденный диаволом, и вышел из бездны. Это восстановленная Римская империя, которая разрушилась и исчезла вместе со своей богохульной и дьявольской природой; но которая в виде зверя появляется вновь, удивляя и восхищая всех живущих на земле, кроме избранных. Сам по себе он означает Римскую, или Латинскую, империю, только он появляется более официально. Рим же выделяется вполне отчетливо. Это город на семи холмах. Но и это еще не все. Во времена пророчества Рим являлся действующей властью; пять из его царей пали, шестой действовал, а седьмой должен был прийти на короткое время, после чего появится зверь из бездны - последнее сатанинское состояние этой империи, - и она разрушится. Последнее состояние, однако, не является какой-то новой формой власти; оно - одно из семи, хотя по счету - восьмое. Мне думается, что седьмым царем был Наполеон 1 и его краткое владычество; теперь же мы должны ждать развития последнего по счету владычества. Зверь, хотя и означает империю, имеет десять рогов - десять определенных царств. Они обладают своей властью и на какое-то время она совпадает с властью зверя. Но потом они отдают ее ему и начинают войну против Христа, против Отвергнутого на земле; но Он их побеждает, ибо как бы ни был Он презираем, высшая власть принадлежит Ему; кроме того, с Ним идут Его помощники: не просто ангелы, а призванные Им - Его святые.
Затем добавляются другие подробности. Объясняется, что воды - это люди и народы, племена и языки - то есть множество различных людей. Затем десять рогов - царств, связанных со зверем; и зверя, ибо так надо это понимать, охватывает ненависть к блуднице, и они пожирают ее плоть и сжигают ее в огне, то есть вначале они принимают ее во всей ее природе и тучности, а затем уничтожают ее; ибо им положено отдать свое царство зверю, доколе не исполнятся слова Божии. После этого нам ясно говорится, что жена (обратите внимание: уже не "блудница" - ее последнее состояние развращенности и идолопоклонства, а "жена"), сидящая на звере, - это Рим. Вся эта глава (17) носит описательный характер.

Откровение 18

В главе 18 провозглашается суд. Единственную трудность здесь может вызвать стих 4; но, как и любая трудность в Писании, она приводит к еще более яркому свету. Картина разрушения Вавилона достаточно проста. Он падает под обрушившимся на него судом Божиим незадолго до того, как Христос придет судить землю; и, возможно, уже теряя свою силу и влияние, уничтожается рогами и зверем. Это следует из сопоставления глав 14 (8), 16 (19), 18 (8) и начала главы 19. В главе 18 звучит предупреждение с небес; но его возвещает не ангел суда над землей. Это предупреждение не является очередным фактом в цепи событий, оно есть следствие духовного восприятия небесного ума. Здесь мы видим тот случай, когда с небес просто раздается голос. Этот призыв - призыв к душе, а не к явлению суда. Перед началом суда он мог бы звучать более настойчиво и громко; и я не сомневаюсь, что так оно и было, потому что именно так звучал призыв выйти из стана в преддверии дня Иерусалима, о котором говорится в послании Евреям. Поэтому я считаю, что этот призыв раздается тогда, когда мы видим систему, подобную Вавилону и когда необходимо вызвать в нас сознание ее греховности.
Затем начинается подробное описание исполнения суда, упомянутого в стихе 16 главы 17. Вавилон уничтожают рога или царства, связанные со зверем. Цари рыдают по нему; скорбят и те, кто отдыхал, торговал и получал прибыль в этой земле. Из-за разрушения всего города разрушается система управления и торговли. Судится то, что всегда было его характерными чертами: идолопоклонство, разврат, безбожность и гонения на верных. Он осуждается и разрушается, и вместе с его падением уничтожается богатство мира и надежды царей, управлявших им. На нем видна кровь всех святых, также, как и на Иерусалиме. Ведь гонения брали начало в религии, связанной с удобствами мира. Но до чего же впечатляет картина происходящего с миром и последствий отношения к Вавилону царей и святых!

Откровение 19

В стихе 2 главы 19 отчетлива видна причина осуждения: она показана там как великая любодеица, растлившая землю. И Бог мстит за кровь своих рабов. Суд Рима вызывает на небесах несказанную радость. Там восклицают "аллилуйя" и поют в честь спасения. Старцы и животные падают ниц и поклоняются Богу, а голос многочисленного народа предвещает брак Агнца, поскольку лже-жена устранена. До сих пор церковь, хотя и обрученная, по-настоящему еще не соединилась в небесном браке с Агнцем. И за это время самым грандиозным событием является суд Рима. Зверь, несомненно, должен был погибнуть - погибнуть от силы Бога, которой Он дал полную волю. И вот старая развратница, преследовавшая верных, уничтожена. Небеса полны радости. В Откровении нет ликования большего, чем это.
Остальная часть книги достаточно проста и понятна, потому что тайна Божия раскрыта. Я не склонен считать, что призванных разделить радость этого дня нужно выделять в особую группу. Я полагаю, что как и в притче о женитьбе сына царя, званные на брачную вечерю, это те, кто должен разделить радость брачного празднества. Однако необходимо отметить несколько моментов, связанных с тем, что Бог в силе пришел утвердить Свое Царство.
Настоящее, хотя пока еще скрытое, средоточие силы зла было осуждено и разрушено. Две сущности зла - ложь (или разврат) и насилие - появились с тех пор, как сатана начал свою деятельность, заключая в себе ложь и убивая других. Тайна порока была связана с ними обоими, хотя сатана скрывался и использовал других для осуществления своих целей. Тем не менее характерными чертами Вавилона были разврат и ложь. От зверя исходило открытое насилие. Его уничтожение, безусловно, освобождает землю от гнета; но для небес и для всех тех, кто мыслит по-небесному, уничтожение этой развращенности, порабощающей и разлагающей душу, было счастьем, радостью и свидетельством того, что пришла божественная сила. Оно устранило страшное зло и растление всего, что принадлежало Богу, осуществляемое с помощью попыток подделаться под Христа и под все то, что Он приобрел, то есть под Того, Кто является бесценным предметом Его любви. Они поют: "Аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель."
Все это подготовило почву для явления того, что принадлежит только Ему - силы Его Христа. Но перед этим церковь должна установить свои отношения с Ним - она должна принять Его, потому что приближается брак Агнца. До тех пор, пока жена не уничтожила зла, этого произойти не может. К браку Агнца нас подготавливают небесная радость и искупление. Человек на земле сначала не был плох, но впоследствии он поддался искушению. Искупление было нацелено на первое зло, на подчиненность ему, а затем - на наше избавление и отдаление от него благодаря наделению Христа силой Бога. Церковь представлена Христу незапятнанной, чистой и белоснежной, готовой к тому, чтобы Христос ее принял. Апостол, видя такую благословенность, хочет пасть и поклониться Тому, Который открыл это все. Увиденное им заставляет его проявить преданность. Перед ним стоит небесный посланник, и он собирается поклониться ему, но тот запрещает ему сделать это. Он - сослужитель пророку и всем, имеющим свидетельство Иисусово, потому что дух пророчества, как сказано, является свидетельством Иисуса. Свидетельство, заключающееся в предостережении от поклонения посредникам, представляет собой последнее предупреждение деградирующей церкви (оно же было одним из первых, как в послании Колоссянам).
Итак, мы подходим к возвещению пришествия Христа в силе. Небеса, открывшиеся ранее Иисусу и Стефану, отвергаются сейчас для Иисуса как для Царя царей и Господа господствующих. Верующие уже признали Его как Святого и Истинного и как верного и истинного Свидетеля. Свидетелем Он сейчас не является; Он представляет собой Судию; хотя суд таковой можно, конечно, назвать свидетельством Его верности и истинности. Суд носит сначала общий характер и осуществляется в виде войны; его нельзя назвать "временным", скорее всего он проявляется в виде сокрушающей силы. Временный суд представлен в главе 20 (начиная с 4-го стиха). Очи Его пронзают божественным судом. На голове Его много диадем - символов многообразия Его власти над землей. Но хотя Он является так, как человек, слава Его такова, что не пропускает сквозь себя ничего {Это же касается и Его личности и служения. Все знали только Отца, но не Сына. В этом заключается секрет Его отвержения. Он был Сыном в мире, и это было необходимо. Но мир, подверженный влиянию сатаны, не принял Его. Даже будучи униженным, Он обладал Своей божественной славой, поддерживаемой в бесконечных глубинах Его Личности. Ныне же Он является во славе; но то, что никто не может постичь до конца и что было совершенно непроницаемым - Его Личность и Сущность - оставалось всегда. Его открывшееся имя - это Слово Божие. Открывая Бога в благодати или силе, чтобы познать Его, мы познаем Христа. И все же Его Личность как Сына постичь невозможно. Сущность и требования Бога Он обратил во благо людям. Он сказал им, какие отношения у них должны быть с Богом и какую роль играет Бог в их жизни, открыв им сущность ответственности. Этих людей и касается суд, как, впрочем, и нас}. Он вооружен ею, но она еще не открылась. Он Мститель, одежда Его обагрена кровью. Все, что о нем здесь сказано, соответствует Его проявившейся сущности Судии. Он есть открывшийся, Слово Божие (Его непреходящая сущность), таким Он был до творения; ныне же Он обращает эту свою сущность во благо.
Одежда воинов не обагрена кровью. Они победители; торжествуя, они следуют за Ним - чистые, совершенные, избранные и призванные Им и верные Ему. Их месть не такая, как месть идумеян, хотя они и разделяют с Ним победу над зверем. Месть в Едоме носила более земной характер, и она в большей степени связана с Иудеей. Там мы видим победу над ассирийцами (Псалом 82), а не над зверем. Зверь и лжепророк уничтожаются Им тогда, когда Он снисходит с небес. Он поражает народы мечом уст Своих, Он пасет их жезлом железным; и в этом Ему помогают святые (2,26,27). Он толчет точило вина {Это делает Он один; конечно, святые сопровождают Его, но исполнение Суда - это Его дело. В Книге Исаии сказано, что с Ним не было никого из народов. Временные же суды были преданы им}. Это действие, как видно из главы 63 Книги Исаии, носит более земной характер. Поэтому и Сидящий на облаке обрушивается на землю с серпом {Я уже отмечал, что снятие урожая предполагает разные виды судов, там говорилось еще и о зерне для житницы. Точило же - это месть, праведная месть}. Но бросает виноград в точило и топчет его ангел, а не Сидящий на облаке. Суд над зверем и лжепророком - небесный, он означает Слово Божие, Господа с небес; точило - это суд земной. Он есть Царь царей, Господь господствующих, и это открыто признают и внутренне осознают все. Зверь и лжепророк живыми брошены в озеро огненное (для них этот суд - последний), а остальные убиты. Здесь не говорится, что над этими обманутыми людьми здесь произведен последний суд. Ведь сатана еще не брошен в огненное озеро; он брошен в бездну; и множество бесов уговаривали Господа не посылать их туда. Будучи в бездне, сатана не будет обманывать народы в течение тысячи лет. В этот период он не сможет их так же обольщать.

Откровение 20

Теперь, когда сила зла устранена, начинается исполнение власти Судии в мире - и это поручается святым. Пророк видит не только престол (как в Книге Даниила 7), но и сидящих на нем. Кроме всех тех, на кого обращен суд в целом, здесь отмечаются две особых группы людей, потому что может показаться, что они либо опоздали, либо не сумели выполнить свою роль; эти люди - обезглавленные (после того, как церковь исчезла, потому что сейчас мы рассматриваем период Откровения) во свидетельство Иисусу; и те, кто не поклонялся зверю (ср. 6, 9 -11, 13, 15). Эти люди, как умершие ранее святые, будут участвовать в жизни и Царстве Христа тысячу лет. Но те, кто не принадлежал Христу, и остальная часть умерших по истечении тысячелетнего периода не будут жить вновь {Здесь можно отметить, что, согласно истинному толкованию, жизнь и царство - это, безусловно, воскресение. "Прочие же из умерших не ожили, доколе...". Поэтому, очевидно, речь здесь идет о воскресении, к тому же следующие слова "это - первое воскресение" подтверждают это}. Они окончательно избавлены от второй смерти.
Они прошли через первую смерть, - но приняли ее в праведности, вторая же смерть, представляющая собой последний суд греха, их не коснется. Она не будет иметь власти над ними. Напротив, у них устанавливаются особые отношения с Богом и Христом, и они царствуют с Ним тысячу лет. Они являются также священниками и царями. Обратите внимание, что Бог и Христос здесь объединены, как и во всех писаниях Иоанна. Таким образом, зверь и лжепророк попадают в огненное озеро, их воинства убиты, сатана скован в бездне, а воскресшие святые становятся священниками Бога и Христа, царствуя с Христом тысячу лет. Подробности и последствия здесь, как вы видите, не приводятся. Цель этого отрывка - показать место святых и особенно мучеников в период, описываемый в этой книге. Все остальное описывается в общих чертах, например, упоминаются сидящие на престолах суда, но верные выделяются в этом пророчестве особо.
По окончании тысячелетнего периода сатана освобождается вновь. Он выходит на землю, но уже не появляется на небесах. Однако народы вновь подвергаются его обольщениям. Даже если сердце человека знало плоды Его славы и наслаждалось ими, оно не сможет защититься от влияния сатаны; и люди, число которых, будет как песок морской, поддавшись соблазнам сатаны, попадут в его руки. Тех, кто наслаждается благословением, не оставляющим места для неверия (и, возможно, отсекающим его), ничто не может обольстить; наверное же поддаются соблазну сразу при первом испытании сердца. Это последнее необходимое испытание человека; необходимое потому, что он не может сполна наслаждаться Богом, если в сердце его действует плоть; ведь такое сердце никогда не испытывалось в условиях окружающего его благословения, полученного благодаря присутствию видимого славного Христа. Множество обманутых людей, число которых теперь уже не ограничивается третьей частью земли или особыми пророческими сферами, но распространяется по всей земле, подходит к стану святых и окружает возлюбленный Богом город Иерусалим. Примечательно то, что присутствие Христа среди них не подчеркивается. Они явно оставлены одни, и их окружают. Господь позволил случиться этому потому, что испытывал людей, разделяя их по степени их верности. Если бы Он появился, то эти враждебно настроенные толпы не подошли бы к городу, а испытание их сердец не доказало бы верность святых, не поддавшихся искушениям сатаны. На них оказывается давление, они окружены - но сохраняют верность. Как только это отделение и испытание завершаются, на людей обрушивается с небес суд Божий, уничтожающий их. Дьявол будет брошен в горящее озеро, где уже находятся зверь и лжепророк; там они уже будут мучиться вечно. Эта картина завершает излияние гнева Божьего и уничтожение вражьей силы. Эта картина удивительна - она говорит о том, какая участь ожидает врагов Бога в этом мире. И теперь появляется сила Судии, действующая в положенном ей месте. Ее воздействие на живых, можно сказать, не рассматривается в этой книге. Враждебная сила зверя обезврежена Тем, Который вершит суд и ведет войну; небесные святые разделяют с Ним Его славу. Толпы отступников в конце тысячелетнего периода уничтожаются огнем, который исходит с небес. Но суда, описанного Матфеем в главе 25, мы здесь не видим; можно провести параллель с главой 20 (ст.4) Откровения. Затем следует суд мертвых. Здесь не показано пришествие. Мы видим великий белый престол, а суд осуществляется соответственно чистоте сущности Бога. Он судит не землю, не силу зла, а души. Небо и земля - привычные нам сферы суда - исчезают. Тайны сердец людей судятся Тем, Который знает их. Небо и земля бегут от лица Того, Кто сидит на престоле, перед которым стоят мертвые - малые и великие. Он судит их по их делам, согласно написанному в книгах. Нам представлено и еще кое-что. В соответствии с промыслом Божием, спасать может одна лишь высшая благодать {Промысел и ответственность человека никогда не смешиваются, но, начиная с истории двух деревьев в саду, они всегда идут рядом; жизнь соединена с ответственностью через закон, а ответственность выходит на первое место, что доказывает то, что человек не может устоять пред Богом}.
Мы видим книгу жизни. Кто записан в ней, попадет в огненное озеро. Это видение завершило процесс отделения всего человечества от мира. И хотя судятся по своим делам все, высшая благодать спасает лишь немногих; и не записанные в книге благодати будут брошены в огненное озеро. Море отдает мертвых, бывших в нем, а смерть и ад отдают своих мертвых.
Однако этот вопрос решается только во Христе, Который взял наши грехи, умер за них и стал жизнью. На первом месте стоят промысел и обетование жизни во Христе, затем - ответственность твари на земле, а после этого (через праведность и крест) - благодать, осуществляющая промысел. Божественный суд кладет конец смерти и аду. Небо и земля бегут, но они вернуться, а смерть и ад - никогда. На их долю остаются только божественный суд и разрушение. Они рассматриваются как сила сатаны: ведь именно он владеет силой смерти и вратами ада, поэтому суд уничтожает их навсегда. Они уже никогда не обретут силу. Разумеется, они представлены в виде символов и их не касаются наказание и мучения; но когда сам дьявол будет брошен в озеро, они тоже начнут мучиться. Смерть к тому времени еще не была уничтожена, потому что нечестивые умершие еще не воскресли для суда. Сейчас они воскресают, и последний враг умирает. Сила образа оказалась такова, что все мертвые, которых сейчас судят (то есть весь ад, в котором заключена сила смерти), оказались в огненном озере, так что смерть и ад, существующие в этих мертвых, окончательно повреждены, так как тоже оказались в этом озере. Святые отделились от них задолго до этого, однако смерть и ад обитали в нечестивых. И теперь, после суда, вершимого на белом престоле, они попадают в это озеро, то есть их постигает вторая смерть. Критерием и мерой спасения служит книга жизни.

Откровение 21

Но вот появляются новые небеса и новый город. Моря больше нет, потому что нет разделения и нет ни одной части земли, нарушающей порядок Божий. Никто нас не наводит на мысль о царстве. Агнца нет. Бог - это все во всем. Нет ни горя, ни плача, ни земного народа Божия, чем-либо отличающегося от остальных людей земли. Все они - Божии люди; а Сам Бог - с ними; с ними и Его скиния. Этот город - святой, имя ему - Новый Иерусалим. У Церкви появляется новая сущность, она становится особенным местом обитания Бога, когда земля обретает устойчивое состояние, и все обновятся. Бог - это начало и конец. Жаждущего Бог напоит от источника вод жизни - и побеждающий унаследует все. Мир для христианина становится великим Рефидимом. Такова удвоенная сила последнего благословения: человек обретет Бога и станет Его сыном. Те, кто боялся этого пути, кто не победил мир и сатану, но ходил в нечестии, найдут свой конец в огненном озере. На этом история путей Божиих закончится.
Далее следует описание небесного города - подобно тому, как ранее мы читали описание Вавилона. Открывается его небесная сущность и тысячелетняя связь с землей. Один из семи ангелов, как и в случае с Вавилоном, показывает пророку невесту, жену Агнца. Результаты суда на земле служат преддверием лучших и еще более возвышенных благословений. Как и Моисей, пророк возносится в духе, чтобы он взглянул на сферы обетования; он видит Новый Иерусалим, нисходящий с неба от Бога. В нем заключена двойная сущность, полученная им от Бога и являющаяся божественной и небесной по происхождению (сравните 2 Коринфянам 5,1). Он может быть Божиим и земным. Он может носить небесный и ангельский характер. На самом же деле - ни то, ни другое: происхождение у него - божественное, а природа и суть - небесные. Он облечен небесной славой - так и должно быть, ибо он основан на деянии Христа. Он подобен прозрачному яспису; яспис же - это символ Божественной славы (глава 4, стих 3). Он надежен, имея большую и высокую стену. В нем двенадцать ворот. Их бдительными стражами становятся ангелы, охраняющие великий город - искупительной работы Христа, проявившийся во славе. Это подчеркивает также самое высокое место, занимаемое среди тварей человеком, который через Церковь тоже пришел к славе, и указывает на порядок Бога, который ранее поддерживали ангелы. На двенадцати воротах написано полное число людей, выступающих в качестве исполнителей. Ворота - это место суда. Число "двенадцать", как мы уже не раз замечали, означает мощную управляющую силу. Это подчеркивается начертанием имен двенадцати колен. Ими управлял Бог. Они не были основанием; но здесь показана сущность этой силы. Мы знаем двенадцать оснований, но их создали двенадцать апостолов Агнца. Именно они и их работа заложили фундамент небесного города. Таким образом, проявление созидательной и промыслительной силы, а также управление Иеговы и церковь, которые когда-то имели место в Иерусалиме - все это соединилось в небесном городе - в специально сотворенном средоточии небесной силы. Он представляется как невеста, хотя он и на самом деле является ею, женой Агнца. Здесь мы не видим того, что свойственно Павлу, - близость благословения к Христу. Мы видим Церковь, основанную в Иерусалиме теми двенадцатью, то есть средоточие небесной силы, ставшую новым небесным центром управления Бога.
В земном городе они страдали и служили Агнцу и под Его руководством пришли в город небесный. Он такой же большой и красивый, все в нем измерено Богом и одобрено Им. Теперь измеряется уже не остаток, а весь город. В нем нет божественного совершенства (его и не может быть), но в нем есть совершенство, которое дал ему Бог. Он представляет собой куб; тело, равное со всех сторон, то есть исключительное совершенство. Так же совершенна и стена (12х12, хотя это и просто символ). Стена, защищающая город - это божественная слава. Как написано на стене земного Иерусалима, "Спасение Он дал вместо стены и вала."
Город был создан в божественной праведности и святости: он построен из золота, чистого, как стекло. В этом выражается сама сущность этого места, которое сотворено словом и даровано человеку на земле (ср. Ефесянам 4, 24). Драгоценные камни, или различное проявление сущности Бога, Который есть свет, освещающий все творение (эти камни мы видим также на царе, упомянутом в главе 28 Книги Иезекииля, и у первосвященника на его наперснике), - эти камни сияют неиссякаемой силой и украшают основание города. Ворота символизируют нравственную красоту, которая всегда привлекала Христа в церкви и на Его славном пути. То, по чему люди ходят, не таит в себе опасности загрязнения, а само по себе являет праведность и святость; улицы и все то, где люди устраиваются, есть праведность и святость, то есть золото, прозрачное как стекло.
Здесь уже нет того, в чем скрывается Божия слава и что внушает благоговейный страх своим проявлением, - здесь нет храма, к которому люди подходили бы и не могли приблизиться, ибо там был сокрыт Бог - Сам Господь. Бог Вседержитель и Агнец представляют Собой храм. Они окружены тем, что полностью проявилось Своей сущностью и славой; и к Ним уже можно подойти.
Нет больше нужды и в свете, ибо все освещает слава божественной природы, а светильник этого света - Агнец. Обратите внимание на то, что о храме не говорится как об Отце. Мы видим явившегося вечного Правителя, истинного Бога, и Агнца, укрепившего Его славу. Такова сущность этого города.
Далее в видении показывается отношение города к живущим на земле и его обитателям. Это может показаться противоречием, но на самом деле это не так, потому что город рассматривается здесь как достояние невесты. Там, где говорится о жителях, речь идет о благословении отдельных людей. Народы, спасенные во время судов, будут ходить в свете этого города; мир будет в какой-то степени освещаться светом церкви. Тогда слава станет совершенной. Город купается в лучах света, исходящего непосредственно из него; мир освещается светом этой славы. Цари земли приносят в этот город свою честь и славу. Они обрели небеса и небесное царство, которое стало источником всего; и они несут туда преклонение перед их силой. Там нет ночи, а ворота города всегда открыты; защищаться от зла уже нет нужды, хотя если бы оно и появилось, Божественная защита исключила бы его приближение. Сами цари с радостью идут туда с поклонением. Приносится туда также честь и слава язычников. Их источником в этом мире являются небеса. Поэтому сейчас честь и слава становятся истинными. В этот город не может войти ничто нечистое и ничто из того, что приносит идолов и ложь. Ни зло человека, ни обман сатаны не могут появиться вновь и начать растление чего бы то ни было. Как часто чуткое сердце, видя, как утверждается что-либо доброе, предчувствует, что скоро придет сатана, который всех обманывает, и все портит. Здесь же мы можем быть уверены, что этого никогда не случится. Не просто отсутствие зла, а невозможность появления его - вот что характеризует Святой город. В нем есть то, что имеет своим источником совершенную благодать и все благословенные чувства связывают с Агнцем. Только те, чьи имена записаны в книге Агнца, будут жить в этом городе.

Откровение 22

Хотя Святой город находится не на земле, его связь с землей проявляется во всем. Его орошает река Божия, а дерево жизни, плоды которого созревают каждый месяц и служат пищей для небесных жителей, имеет листья, исцеляющие народы. Непрестанно созреваемые плоды вкушают только прославленные святые; а то, что проявляется внешне - листья - служит благословением живущим на земле. Мы видим благодать, характеризующую церковь во славе. Народ и царство, не служившие земному Иерусалиму, навсегда погибли, но Святой город сохраняет сущность земного царства, а церковь сохраняет свою; листья на деревьях, питаемые рекой, предназначены для исцеления. Проклятья больше нет. В городе находится престол Бога и Агнца. Он является источником благословения, а не проклятья; рабы Его служат Ему так, как раньше им это не удавалось. Отметьте вновь, как Бог и Агнец объединяются здесь в одно целое, что является характерной чертой писаний Иоанна. Его рабы пользуются величайшей привилегией Его постоянного присутствия, созерцают Его лик; и их принадлежность Ему как Его святых станет очевидна для всех. Нет ни ночи, ни нужды в светильнике, потому что все освещает Господь Бог, а что касается положения людей, то они царствуют - причем не тысячу лет, как на земле, а во веки веков.
На этом завершается описание небесного города и всей пророческой книги. Далее следуют предупреждения и обобщения размышлений о Христе и Церкви и о связи с Ним. Ангел заявляет, что слова пророчества истинны и что Господь Бог пророков (не Бог и Отец Господа Иисуса Христа и не Тот, Который учит церковь, обитая в ней в виде Духа, - а Господь Бог) послал Своего ангела рассказать обо всем этом Своим рабам. "Се, - говорит Христос, как в прежние времена, находясь в пророческом духе и представляя теперь свидетельство Своим рабам лично, - се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей."
Церковь рассматривается не как предмет пророчества, а как "то, что есть" - время, которое еще не истекло и в особенности то, которое скоро наступит. Те, кто содержит церковь, записаны в книге; они предостерегаются, что Христос скоро придет. Конечно, мы все можем извлечь пользу из этого, но мы не находимся в тех сферах, о которых в этой книге говорится. Иоанн, на которого величие посланника произвело огромное впечатление, падает ниц перед Ним, чтобы поклониться Ему. Но святые церкви (пусть даже пророки) не должны возвращаться к неопределенности прежних дней. Ангел - это просто ангел, служитель Иоанна и его братьев - пророков. Ему следует поклоняться лишь Богу. Нельзя также запечатывать слова пророчества, как в случае с Даниилом, ибо время уже близко. Когда свидетельство закончится, люди останутся в прежнем состоянии, подлежащем либо суду, либо благословению. Скоро придет Христос - и каждый получит по своим делам. В стихе 7 звучит предупреждение в форме благословения по отношению к тем, кто находится в указанных обстоятельствах (оно выражается в призыве соблюдать слова пророчества книги), а в стихе 12 подчеркнута другая сторона пришествия Христа - общий суд над живыми.
Наконец - после того, как Он лично произнес слова, записанные в стихе 12, - Христос объявляет Себя Альфой и Омегой, Началом и Концом, Богом, существовавшим до начала и живущим после конца, Сущим во веки.
Мне кажется, что правильнее будет прочесть слова следующего стиха таким образом: "Блаженны те, которые омыли свои одежды, чтобы иметь право на древо жизни и войти в город вратами." Избавленные и очистившиеся могут войти в него и вкушать плоды древа жизни, ибо, как я полагаю, это и есть главный результат. Снаружи остаются нечистые и жестокосердные, а также те, кто пристрастен к сатанинской лжи и идолопоклонству, предпочитает грех чистоте, враждебен по отношению к ближнему и к Богу и следует за сатаной.
Подведение итогов на этом заканчивается. Господь Иисус, говоря с Иоанном и святыми, открывает теперь им Свою Личность и провозглашает то, что Он Собой представляет и в какой сущности Он является пред ними. "Я есмь корень и потомок Давида", то есть, происхождение и наследование временных обетований, данных Израилю, и, более того, звезда светлая и утренняя. Он является таковым еще до того, как открылись эти сущности, только первая относится к Израилю, рожденному семенем Давида по плоти. Но Господь принял еще одну сущность. Он еще не поднялся, как Солнце праведности, над окутанной мраком землей; но для верующих наступает рассвет; и церковь видит его, как утреннюю звезду, загорающуюся после долгой ночи; наблюдая ее согласно Его слову, она узнает Его в Его небесном блеске, который не пробуждает спящий мир, но вызывает радость у тех, кто за ней наблюдает. Когда поднимется солнце, Его не узнают; земля не способна узнать Его, когда Он ярок, как день. Когда Христос занимает такое положение, Дух обитает в церкви на земле, а сама церковь имеет с Христом свои собственные отношения. Она - невеста Христа, и она жаждет встречи с Ним.
Таким образом, "Дух и невеста говорят: приди!." Это не предупреждение Того, Который судит и вознаграждает; это откровение Того, Который вызывает в невесте желание соединиться с Ним согласно тем отношениям, которые благодать даровала ей. Это не просто чувство или желание; ей внушает эту мысль Дух, обитающий в церкви. Но Дух обращается (и обращает сердца тех, кто наслаждается этим отношением) также и к другим. "И слышавший" - слышавший голос Духа в церкви - пусть присоединится и тоже воскликнет: "Приди!" Это общее упование; оно должно стать нашим общим желанием, ощущением того, что скоро придет на землю; ощущение гибели того, что есть, должно вызвать этот возглас у всех (хотя, в сущности, это второстепенное побуждение). Пока святой находится здесь, он занимает еще одно положение. Его желания не только устремляются ввысь, к Богу и небесному Жениху; он еще выражает известную сущность Бога, имея ее и Духа в любви Христа и обладая хотя и не Женихом, но живой водой. Он оборачивается и приглашает остальных: "Жаждущий пусть приходит". Затем он обращается также и к миру: "Желающий пусть берет воду жизни даром." Таким образом, в этом стихе полностью представлено положение небесного святого, знающего место в церкви, начиная от его ожидания Христа и кончая Его приглашением к Нему всех жаждущих.
Цельность книги довершается серьезным предупреждением об опасности потерять участие в древе жизни {Правильнее здесь употребить слово "древо", а не "книга", потому что книга жизни - это не жизнь, а то, что мы записаны в ней, еще не говорит о том, что мы останемся записанными в ней навсегда, если, конечно, мы не занесены в нее до сотворения мира} и Святом городе. Затем Христос ободряет сердце святого, заверяя его в том, что Он скоро придет; и сердце истинного святого откликается, чувствуя неподдельное и искреннее желание: "Ей, гряди, Господи Иисусе!" И после этого - на выражении благодати - книга заканчивается, оставляя сердцу обетование и желание, выраженные в последних словах Иисуса.
Обратите внимание, читатель, что в начале и в конце книги, до пророческих заявлений и после них мы видим ясно, понятно представленное нам положение святых.
В начале книги говорится о лично осознанном благословении, благодаря которому действовал Христос. В конце говорится о положении Церкви в целом, что ясно отделяет святых, пребывающих под властью Евангелия, от тех, которые познают суть окружающих их обстоятельств благодаря пророчествам этой книги. "Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровью Своею и сделавшему нас царями и священниками Богу и Его Отцу"; они уже обрели свое постоянное место (до того, как Иоанну открылось это пророчество), и в будущем Царстве они насладятся этим местом - не потому, что будут благословлены под Христом, а потому, что соединятся с Ним. Здесь они занимают свое место просто как священники и цари; это их звания как отдельных людей, полученные ими в результате Его первого пришествия. Он любил их; Он омыл их Своей кровью и соединился с ними в Царстве.
В конце же книги Христос является как утренняя Звезда; это положение не рассматривается в пророчестве; через него церковь, ожидающая Христа, связана с Ним и с Царством (сравнение с обетованием побеждающему, прозвучавшему в обращении к Фиатире) {Сравните это место с ярким облаком, упомянутым в главе 9 Евангелия от Луки. Из него раздался голос Отца}.
Это выявляет действенную любовь (не ту, которую мы видели раньше, когда святые просто позволили себя любить и делать из них священников и царей) - любовь, направленную сначала на Христа, находящегося в условиях известного отношения к Нему церкви; затем - к святым, имеющим уши, чтобы слышать; после этого - к жаждущим; и наконец - ко всему миру. Церковь, будучи невестой с обитающим в ней Духом, с нетерпением ждет второго пришествия Христа, Который возьмет ее с Собой, во владение у утренней Звезды. Затем Дух обращается к святым, призывая их сказать Иисусу "Приди!" и присоединиться к Церкви в ее желании. Однако мы видим Духа, а не Жениха; поэтому все жаждущие приглашаются прийти к Нему и взять воду. Благая весть распространяется по всему миру: "Желающий пусть берет воду жизни даром". Это активно действующая любовь, которую святой берет от Христа и дарует всем людям - даже грешникам мира.