Марк
Добросовестный сервис покупок с кэшбеком до 10% в 900+ магазинах используют уже более 1.200.000 человек. Присоединяйся!
Христианская страничка
Лента последних событий
(мини-блог)
Видеобиблия online

Русская Аудиобиблия online
Писание (обзоры)
Хроники последнего времени
Українська Аудіобіблія
Украинская Аудиобиблия
Ukrainian
Audio-Bible
Видео-книги
Музыкальные
видео-альбомы
Книги (А-Г)
Книги (Д-Л)
Книги (М-О)
Книги (П-Р)
Книги (С-С)
Книги (Т-Я)
Фонограммы-аранжировки
(*.mid и *.mp3),
Караоке
(*.kar и *.divx)
Юность Иисусу
Песнь Благовестника
старый раздел
Интернет-магазин
Медиатека Blagovestnik.Org
на DVD от 70 руб.
или HDD от 7.500 руб.
Бесплатно скачать mp3
Нотный архив
Модули
для "Цитаты"
Брошюры для ищущих Бога
Воскресная школа,
материалы
для малышей,
занимательные материалы
Бюро услуг
и предложений от христиан
Наши друзья
во Христе
Обзор дружественных сайтов
Наше желание
Архивы:
Рассылки (1)
Рассылки (2)
Проповеди (1)
Проповеди (2)
Сперджен (1)
Сперджен (2)
Сперджен (3)
Сперджен (4)
Карта сайта:
Чтения
Толкование
Литература
Стихотворения
Скачать mp3
Видео-онлайн
Архивы
Все остальное
Контактная информация
Подписка
на рассылки
Поддержать сайт
или PayPal
FAQ


Информация
с сайтов, помогающих создавать видеокниги:
Контекстная реклама

Подписаться на канал Улучшенный Вариант: доработанная видео-Библия, хороший крупный шрифт.
Подписаться на наш видео-канал на YouTube: "Blagovestnikorg".
Наша группа ВКонтакте: "Христианское видео".

От Марка святое благовествование

Оглавление: Глава 1; Глава 2; Глава 3; Глава 4; Глава 5; Глава 6; Глава 7; Глава 8; Глава 9; Глава 10; Глава 11; Глава 12; Глава 13; Глава 14; Глава 15; Глава 16

 

Из всех евангельских повествований Нового Завета Евангелие от Марка - самое раннее. Матфей и Лука были знакомы с его содержанием и пользовались им при составлении своих Евангелий. Они восприняли созданную Марком евангельскую форму и придерживались, хотя и частично, общего плана изложения. Поэтому многие события, описанные у Марка, встречаются также у Матфея и Луки. Марк располагает отдельные, связанные и несвязанные между собой происшествия, точно придерживаясь географического положения и обстановки, в которой они происходили.
Цель написания и особенности Евангелия от Марка: Марк в первую очередь выделяет "дела" Иисуса Христа. Проповеди и учению, по сравнению с Евангелиями от Матфея и Луки, уделено гораздо меньше места. Марк дает нам описание жизни Иисуса Христа не как незаинтересованный историк, а напротив, как верующий, который видит в Нем Сына Божия и хочет пробудить и укрепить у читателя веру в Него (1,11; 9,7; 14,61; 15,39). Он пишет для обращенных из язычников и поэтому в своем Евангелии выпускает многие подробности, которые для них были бы непонятны и несущественны. От этого Евангелие получилось самое короткое. В нем Иисус Христос изображен, главным образом, как Спаситель, Помощник во всех нуждах, Освободитель от оков сатаны.
Язык у Марка простой, всем доступный. Несмотря на то, что в большинстве случаев он крайне скуп на слова, все-таки описания его иногда поражают обилием подробностей, о которых он по-видимому слышал от апостола Петра.
Целый ряд латинских слов в греческом оригинале, как-то: легион (5,9), претория (15,16), центурион (15,39), а также такие подробности, как Симон, отец Руфа (15,21; ср. с Рим. 16,13), подтверждают предание, что это Евангелие было написано в Риме, притом еще до разрушения Иерусалима в семидесятом году п. Р.Х.
Автор Евангелия в тексте его не назван, а заглавие "Евангелие от Марка" было добавлено позднее. Церковное предание, которое на основании исторических данных можно проследить до писаний Папия (130 п. Р.Х.) и до Мураториева канона (180 п. Р.Х.) полагает, что евангелистом был часто упоминаемый в Новом Завете Иоанн Марк (Деян. 12,12.25; 13,5.13; 15,37-39; Кол. 4,10-11; Филим. 2-4; 2 Тим. 4,11; 1 Пет. 5,13). Но мнение это все-таки оспаривается.

Глава 1

Проповедь Иоанна Крестителя (1,1-13)

1,1-8: Служение Иоанна Крестителя заключается в том, что он возвещает начало Евангелия Иисуса Христа (см. комментарий на Мтф. 16,16) и тем самым начало времени благодати Божией. Он предыдет и приготовит путь Христу (4; см. комментарий на Мтф. 3,1). Поэтому его проповедь является неотъемлемой частью евангельского текста и упоминается во всех четырех Евангелиях. Несмотря на это она представляет из себя только вступление в новую эпоху (Мтф. 4,12; 11,1 посл.). Иисус и Иоанн Креститель: см. Мтф. 11,7-14; 14,1-12.
1,4: Крещение покаяния для прощения грехов: Мтф. 3,6.
1,6: 4 Цар. 1,8.
1,7: Сильнейший, у Которого недостоин развязать ремень обуви: Лук. 3,16

Крещение Иисуса и искушение (Мтф. 3,13-4,11; Лук. 3,21-22; 4,1-13; Иоан. 1,32-34)

1,9-13: Зову Иоанна Крестителя следует после крещения Иисуса голос с неба, который подтверждает, что Он Сын Божий, Возлюбленный, от вечности Избранный, в Котором исполнились обетования Божий. Здесь Марк касается тайны личности Иисуса Христа, Которая является как бы фоном для каждого евангельского эпизода (см. комментарий на Мтф. 8,29).
1,9: Лук. 2,51.
1,11: 9,7.
1,13: сорок дней: см. 3 Цар. 19,8 искушаем -* Мтф. 4,1-11. сатана - см. комментарий на Мтф. 4,1; 12,22 и посл.

Первая главная часть: Деятельность Иисуса Христа в Галилее (1,14-6,6)

Начало деятельности Иисуса. Призвание учеников (Мтф. 4,12-22; Лук. 4,14-15; 5,1-11; Иоан. 1,35-51)

1,14-20: Итак, за началом благовествования следует его продолжение; за пророком времени благодати следует ее осуществление в лице Иисуса Христа. Пробил назначенный Богом решающий час (15), поэтому настало время обратиться к Нему и принять Его приглашение в Царство Небесное (см. комментарий на Мтф. 3,2). Таково первоначальное значение слова покаяние. Последовать за Христом значит отозваться на Его властный, чудодейственный зов и по вере быть Ему послушным; блажен человек, кто однажды услышав, сейчас же последует за Ним.
1,15: Гал. 4,4.
1,17: Ловцы человеков -* Мтф. 4,19.

Иисус в Капернауме (Мтф. 8,14-17; Лук. 4,31-44)

1,21-39: Иисус и учит , и исцеляет, и молится как власть имеющий. Сущность Его служения заключается в проповеди Царства Божия, пришедшего в силе (38; см. Лук. 17,21).
1,22: власть - см. комментарий на Мтф. 7,29.
1,23: бесноватый - см. комментарий на Мтф. 8,28-34.
1,24: 5,7.
1,25: замолчи - см. комментарий на 8,30.
1,26: 9,26.
1,32: Суббота вечером кончается; теперь можно ходить и носить, нужно торопиться!
1,34: Деян. 16,17 и посл.
1,35: Мтф. 14,23; 26,36; Лук. 5,16; 11,1.

Исцеление прокаженного (Мтф. 8,2-4;Лук. 5,12-16)

1,40-45: см. комментарий на Мтф. 8,2-4.
1,43: 3,12.
1,44: 7,36; Лев 14,2-32.

Глава 2

Исцеление расслабленного (Мтф. 9,1-8; Лук. 5,17-26)

2,1-12: Иисус Христос проповедует - первый раз в Евангелии от Марка - вне синагоги. Тут же в первый раз обнаруживается враждебность книжников к Нему.
2,5: см. комментарий на Мтф. 9,1 и посл.
2,6: "Так вера пробивается чрез все трудности к Иисусу Христу".
2,7: Пс. 129,4; Ис. 43,25. Если бы Иисус был только человек, то обвинение Его книжниками в богохульстве было бы вполне справедливым, но Он был не человек, а Сын Человеческий (10; см. комментарий на 8,31; см. комментарий на Мтф. 8,20).

Призвание Левин (Мтф. 9,9-13;Лук. 5,27-32)

2,1З-3,6: В этом месте Евангелия от Марка приведены пререкания между фарисеями и книжниками и Иисусом Христом. Христос словом и делом показывает, что Он имеет власть прощать грехи и освобождать от ига закона. В этом решающем вопросе Он наталкивается на полное непонимание вождей религиозного культа, которые не видят явленных в Нем новых даров Божиих (21-22). Попытка предать смерти Христа (3,6); задолго до распятия уже вырисовывается вдали тень креста. Вражда к Иисусу объединяет две обычно враждебные друг другу партии: с одной стороны ищущих праведности фарисеев и с другой совершенно мирских иродиан.
2,15: мытари и грешники см. комментарий на Лук. 5,27-32.
2,16: книжники и фарисеи - см. комментарий на Мтф. 23,2.

О посте (Мтф. 9,14-17; Лук. 5,33-38)

2,18: поститься - см. комментарий на Мтф. 6,16.
2,19: жених - см. комментарий на Иоан. 3,29.

Иисус и суббота (Мтф. 12,1-14; Лук. 6,1-11)

2,26: I Цар. 21,7; Лев. 24,9.
2,27: Втор. 5,14.
2,28: Господин субботы - см. комментарий на Мтф. 12,1-14.

Глава 3

Стечение народа. Исцеления (Мтф. 12,15-16; Лук. 6,17-19)

3,7-12: Несмотря на все сопротивление мира, дело Божие продвигается дальше. Вокруг Иисуса собирается множество людей, из среды которых Он по Своей воле избирает Себе посланников-апостолов (13). . 7: Мтф. 4,25. . 11: Лук. 4,41.
3,12: 1,43.

Призвание двенадцати (Мтф, 10,1-4; Лук. 6,12-16)

3,13-19: Список двенадцати, соответствующий двенадцати коленам народа Божия, мы с некоторой разницей встречаем также у Матфея 10,2-4; Лук. 6,14-16; Деян. 1,13. Повторно Марк подчеркивает творческую волю и власть Иисуса Христа: кого Самхотел (13);и поставил (14) из них двенадцать и некоторым дал новые имена см. Отк. 2,17. Особенности их служения: они с Ним и Он их посылает, облекши их властью.
3,17: сыны громовы: Лук. 9,54.

Ученики не понимают Иисуса

3,20-21: Ближние Его становятся Ему далекими. Марк особенно выделяет в Иисусе то, что отчуждает Его от ближних. Тут совершенно нет никакого выделения Марии, матери Иисуса, из среды Его ближних.
3,21: 6,4; Иоан. 7,5; 8,48.

Власть Иисуса над нечистыми духами (Мтф. 12,24-30; Лук. 11,14-23)

3,22-27: см. комментарий на Мтф. 12,24-30. Иисус Христос входит в дом сильного, (27) как Сильнейший (Мтф. 3,11). Содержание этого места, как победная песнь, как основной мотив, проходит через все Евангелие.
3,22: Мтф. 9,34.

Грех против Духа Святого (Мтф. 12,31-32; Лук. 12,10)

3,28-30: Здесь Господь говорит не о сомневающихся или не знающих и интересующихся, а напротив о тех, которые знают слово Божие и не сомневаются в Нем, но несмотря на это сознательно противятся Богу, почитая силу Духа Святого силой сатанинской (хула на Духа Святого), для таких людей угрожающее слово о грехе, не могущем быть прощенным, не производит должного впечатления, не взирая на его обличительную силу.
3,29: Евр. 6,4-6.
3,30: Иоан. 10,20.

Ближние Иисуса (Мтф. 12,46-50; Лук. 8,19-21)

3,31-35: см. комментарий на Мтф. 12,46-50; упоминая здесь как бы вскользь Своих "сестер", Господь поднимает этим женщину из того рва пренебрежения, в котором она находилась в древности. Мать (Мария) см. комментарий на Лук. 1,27.

Глава 4

О сеятеле. Смысл притчи (Мтф. 13,1-23; Лук. 8,4-15)

4,1-20: см. комментарий на Мтф. 13,1-23. Когда Иисус Христос говорит внешним в притчах, то выражение "да не обратятся" может быть понятно, как будто бы Он не желает, чтобы они обратились. Но это не так. Такому толкованию противоречат стихи 2 и 22. Арамейское слово, переданное здесь словом "да", обозначает русское "ли". Поэтому эти стихи правильнее было бы перевести так: "А тем внешним все бывает в притчах, не обратятся ли они, и прощены будут им грехи, потому что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют". В переводе с арамейского на греческий слова Иисуса Христа были выражены еще яснее. Определенно, что Иисус Христос хотел проповедовать тайну Царства Небесного так, чтобы смысл ее могли понять и не желающие каяться и неверующие.
4,11: Ис. 6,9.

Притча о свече (Лук. 8,16-18)

4,21-25: Мтф. 5,15.
4,22: Мтф. 10,26 и посл.; Лук. 12,2.
4,24: Мтф. 7,2.
4,25: Мтф. 13,12 и посл.

Притча о посеве

4,26-29: Притча о самостоятельно растущем семени (в греческом подлиннике: автоматически растущем), представляет из себя драгоценный вклад в содержание Евангелия от Марка. Это урок для нас. Пребывая в полном покое в вере, мы имеем твердую уверенность, что Бог возрастит Свое семя до жатвы. Наше дело сеять, а все остальное совершит Бог.
4,27: Иак. 5,7.

О горчичном семени (Мтф. 13,31-34; Лук. 13,18-19)

4,35-5,43: Марк перечисляет многие чудеса, которые показывают, что Иисус Христос имеет власть над стихийными силами природы, над болезнями, над злыми духами и над смертью. Слово Его сопровождается и подтверждается знамениями, которые говорят о приблизившемся Царствии Божием. Но все эти чудеса можно свести к одному, самому значительному, а именно к источнику чудес - Иисусу Христу Самому и той вере, которая при взгляде на Него побеждает страх пред всеми враждебными силами. Она опирается только на Бога и Его спасающую любовь, которую не могут превозмочь никакие силы зла. "Не бойся, только веруй" (5,36).
4,41: Кто же Этот? - вот важнейший вопрос, который Евангелие не раз задает читателю. Он должен над ним подумать и его разрешить; тогда ему откроется тайна силы и власти Иисуса Христа.

Глава 5

Исцеление бесноватого (Мтф. 8,28-34; Лук. 8,26-39)

5,1-20: см. комментарий на Мтф. 8,28-34.
5,1: Гадаринец - см. комментарий на Лук. 8,26.
5,7: 1,24.
5,11: Стадо свиней - см. комментарий на Мтф. 8,31.
5,15: бесновавшийся - см. комментарий на Мтф. 8,28.
5,19: Господь - см. комментарий на Лук. 2,11. "20: 7,31.

Дочь Иаира. Кровоточивая женщина (Мтф. 9,18-26; Лук. 8,40-56)

5,21-43: см. комментарий на Мтф. 9,18-26.
5,25: кровотечение - см. комментарий на Мтф. 9,20.
5,29: Болезнь часто бывает наказанием за грех.
5,30: Лук. 6,19.
5,34: Вера твоя - см. комментарий на Мтф. 9,22.
5,37: Мтф. 17,1.
5,39: Иоан. 11,11.
5,41: Лук. 7,14; Деян. 9,40.

Глава 6

Отвержение Христа в Назарете (Мтф. 13,53-58; Лук. 4,16-30)

6,1-6: см. комментарий на Мтф. 13,53-58. Несмотря на невиданные доселе чудеса и знамения, могучая духовная сила Иисуса Христа, а в Нем Бога Самого, остается невидимой для закрытого сердца человеческого. Иисус Христос никого не принуждает веровать. Это Марк особенно ярко выделяет тем, что первую часть своего Евангелия (1,14-6,6) заканчивает отвержением Иисуса Христа жителями города Назарета, где Он прожил многие годы. Именно для самых близких Ему людей "соблазном", препятствием для веры, была Его человеческая природа.
6,2: Иоан. 7,15.
6,3: Иоан. 6,42. Согласно Марку Иисус был плотником (буквальный перевод: строитель см. Мтф. 13,55). О приснодевстве Матери Иисуса Марк ничего не знает.

Вторая главная часть: в пути (6,7-10,52)

Поручение двенадцати апостолам (Мтф. 10,1. 5-15; Лук. 9,1-6)

6,7-13:.Двенадцати Апостолам (см. комментарий на 6,30; см. комментарий на Мтф. 10,2; см. комментарий на Деян. 1,26) поручено не только "информировать" людей о происходящем, но также звать их к обращению, подкрепляя слово знамениями, совершать которые дал им власть Иисус. Причем их поведение должно было соответствовать их проповеди. Они всегда должны были быть в свободе Христовой.
6,7: Лук. 10,1.
6,7: Лук. 10, 1.
6,11: Отрясите прах от ног ваших - см. комментарий на Мтф. 10,14. Помазание елеем - см. комментарий на Иак. 5,14 и посл.; Пс. 22,5.

Ирод и Иисус. Конец Иоанна Крестителя (Мтф. 14,1-12; Лук. 9,7-9; 19-20)

6,14-29: Очень подробное описание мученической кончины Иоанна Крестителя является единственным в Евангелии от Марка эпизодом, непосредственно не связанным со служением Иисуса Христа. Все же это повествование может рассматриваться как предзнаменование Его крестной смерти; оно также указывает на духовную слепоту мира.
6,14: Ирод - см. комментарий на Мтф. 14,1.
6,18: Лев. 18,16.
6,23: Есф. 5,3.6.

Насыщение пяти тысяч душ (Мтф. 14,13-21;Лук. 9,10-17; Иоан. 6,1-13)

6,30: Лук. 9,10; 10,17 - какое это должно было быть чудное свидетельство!
6,34: Мтф. 9,36. . 35-44: 8,1-9. Но забота Иисуса Христа, то есть забота Бога о душах человеческих, этим не ограничивается, а касается всех нужд человека. Телесная жизнь - это не только конец, но начало и середина Божьего пути с человеком. По-видимому хлеб (41) - это также образ данного Богом слова и его полноты. Существует мнение, что это насыщение людей указывает на брачный пир в Царстве Небесном или является его прообразом. Но в этом случае должно было быть также и вино. Иисус Христос - это Добрый Пастырь (Пс. 22; Иез. 34), и вместе с тем Глава дома и Распорядитель небесного пира.
6,37: Тут в Евангелии от Марка в первый раз говорится о непонимании учениками своего Учителя см. 52.
6,41: 7,34.

Хождение Иисуса по морю (Мтф. 14,22-36; Иоан. 6,15-21)

6,45-56: см. комментарий на Мтф. 14,22-36.
6,49: Быт. 42,7; Песн. П. 2,17.
6,51: 4,39; 8,17. Марк особенно выделяет непонятливость учеников: можно воочию видеть чудеса Иисуса и все-таки Его не понимать. Как мало считается человек, даже и религиозный, в своих переживаниях с действительностью присутствия Божия.
6,48: Возможно, что Христос хотел миновать учеников Своих, чтобы испытать их веру.
6,52: Говоря об ожесточении сердца, Господь ставит учеников Своих наравне с фарисеями (3,5)!
6,56: 5,27 и посл.; Деян. 5,15; 19,11 и посл.

Глава 7

Человеческие предания и заповедь Божия (Мтф. 15,1-20)

7,1-23: см. комментарий на Мтф. 15,1-20.
7,3: В отличие от изложения евангелиста Матфея, Марк подробно рассказывает о введенном фарисеями обычае омовения рук перед едой. Объясняется это тем, что его Евангелие предназначено для читателя нееврея (Мтф. 23,25).
7.11: корван - см. комментарий на Мтф. 15,3.
7.15: Деян. 10,14.

Ханаанейская женщина (Мтф. 15,21-28)

7.24-30: см. комментарий на Мтф. 15,21-28.
7.26: Здесь определенно указывается, что просительница не была еврейкой. Она напоминает собой вдову из Сарепты Сидонской (3 Цар. 17,9). 28: Два редких и вместе с тем положительных и чудодейственных слова: так - но. М. Лютер о них пишет: "Они являются для нас удивительным примером, показывающим нам, какую огромную и могучую силу представляет из себя вера. Женщина пользуется собственными, притом наиболее суровыми, словами Господа, и тем превращает их в слова утешительные. Она как бы ловит Христа на слове и таким образом приобретает себе не только права псов, но также и права детей".

Исцеление глухонемого

7,31-37: Случай этот записан только в Евангелии от Марка. Глухонемой является характерным прообразом язычника: он не слышит голоса Божия и не способен прославить Его. На нем Марк показывает своим читателям неевреям, что исцеление души и тела, даже далекого от Бога человека, может быть совершено чудодейственным словом Иисуса Христа. Обратим внимание на тот особый способ, которым Господь совершил это чудо, так что глухонемой стал слышать и говорить.
7,31: 5,20; Мтф. 15,29-31.
7,36: 1,43-45.
7,37: Эти заключительные слова напоминают собою обетование книги пророка Исайи (35,5). Во всей этой главе говорится о наступающем времени благодати.

Глава 8

Насыщение четырех тысяч (Мтф. 15,32-39)

8,1-9: см. комментарий на Мтф. 15,32-39; см. 6,34-44.

Фарисеи требуют знамений (Мтф. 16,1-4)

8,11 - 13: Иоан. 6,30. Фарисеи хотят увидеть очевидное для каждого чудо, которое, будучи сотворено силою Божией, было бы явным доказательством, что Иисус есть Мессия. Согласно Марку, Иисус Христос без всякого видимого основания отказывает им в этом. А причина заключается в том, что знамение с неба уже дано в самой личности Иисуса, в Его словах и делах.

Иисус предостерегает от фарисеев и от Ирода (Мтф. 16,5-12)

8,14-21: Снова Марк подчеркивает слепоту людей, даже и учеников.
8,15: 3,6; Лук. 12,1. Закваска - см. комментарий на Мтф. 16,6.
8,17: 6,52.
8,18: Мтф. 13,13.16.
8,19: 6,41-44.

Исцеление слепого

8,22-26: Исцеление слепого, во многом похожее на исцеление глухонемого, встречается также только в Евангелии от Марка. В этом случае Иисус Христос исцелил, не произнося ни одного слова, особенным образом, в два приема. Здесь нет никакой речи о вере исцеленного. М. Лютер по этому поводу сказал: "Таково начало нашего исповедания Христа, сперва слабое, а потом оно становится сильнее и увереннее".
8,22: 6,56.
8,23: Иоан. 9,6.

Исповедание Петра (Мтф. 16,13-20; Лук. 9,18-21; Иоан. 6,67-69)

8,27-30: События в Кесарии Филипповой (см. комментарий на Мтф. 16,13 и посл.) стоят и в тексте и по содержанию в середине Евангелия от Марка. Они представляют из себя одновременно и кульминационную точку и поворотный пункт. Самый существенный вопрос всего повествования задан здесь самим Иисусом, Который таким образом хочет выявить мнение Своих учеников. В общем люди, согласно своему пониманию, были очень высокого мнения об Иисусе, Петр же от имени всех учеников, ставит Его несравненно выше, исповедуя, что Он - Христос (по-еврейски: Мессия Мтф. 16,16). Здесь в Евангелии от Марка раскрывается тайна мессианского служения Иисуса; но Он строго запрещает ученикам Своим разглашать ее (30), Он и в дальнейшем должен сохранить образ служителя (Лук. 24,26). Многократно Иисус запрещает делать Его известным, говорить о Нем, потому что Его не понимали и начали бы превратно Его проповедовать: так здесь, потому что Петр хотел воспрепятствовать страданиям Его (32).
8,28: 6,15.
8,30: 9,9.

Первое предсказание о страдании (Мтф. 16,21-28; Лук. 9,22-27)

8,31-38: Непосредственно за раскрытием тайны мессианства, Иисус раскрывает тайну страданий, которые постигнут Его и Его последователей.
8,31: Здесь Господь называет Себя Сыном Человеческим, употребляя это определение одновременно в его небесном и земном значении (см. комментарий на Мтф. 8,20; ср. Иез. 2,1; Дан. 7,13 и посл.). Иисус говорит о Себе, как о будущем Судье мира, Который страданиями должен достигнуть славы. Это путь предназначенный Ему Богом в пророческом слове (Ис. 53 и др. места 9,31; 10,32- 34).
8,37: Пс. 43, 9.
8,38: Мат. 10, 33. Лук. 9, 26.
8,32-34: Исповедник Иисуса Христа Петр, желая добра своему учителю, противоречит Ему. Он мыслит по-человечески, а не по-Божьему, и таким образом становится в очах Иисуса служителем сатаны. Поэтому Иисус Христос строго упрекает его, указывает ему место "за Собою" и призывает (34-38) народ и учеников следовать за Ним на пути страданий и самопожертвования, этим единственным путем, ведущим к оправданию и к будущей славе.
8,34: Следовать - см. комментарий на Мтф. 4,18-19.
8,35: Мтф. 10,39.
8,38: Мтф. 10,33. Как страшно быть посрамленным пред Богом, пред Христом и пред ангелами.

Глава 9

9,1: Достойно внимания то, что церковь и три первых евангелиста, все же считались с этим. Возможное посрамление пред Ним, указывало на неожиданное, в любое время возможное откровение дня Божьего (см. комментарий на 13,32).

Преображение Иисуса Христа (Мтф. 17,1-13; Лук. 9,28-36)

9,2-13: Стих 1 - эти слова относятся, по-видимому, к преображению и приведены в трех первых Евангелиях.
9,2: Шесть дней (Мтф. 17,1).
9,7: облако - см. комментарий на 2 Пар. 5,13.
9,9: 8,30.
9,10-13: Эта беседа показывает, что ученики были еще под влиянием иудейского богословия, но напоминание о страданиях Христа указывает им путь Божий.
9,12: Мал. 3,23; Ис. 53,3.
9,13: Мтф. 11,14; 3 Цар. 19,2.10.

Исцеление бесноватого мальчика (Мтф. 17,14-21; Лук. 9,37-42)

9,14-29: см. комментарий на Мтф. 17,14-21.
9,24: В оригинале слово "воскликнуть" означает "закричать" под действием сверхъестественной силы, исходящей от Духа Святого (см. Рим 8,15; Гал. 4,6; 15,37). .26: 1,26.

Второе предсказание о страданиях (Мтф. 17,22-23; Лук. 9,43-45)

9,30-32: 8,31; 10,32-34. Ученики все меньше и меньше понимают Иисуса Христа (32; Лук. 18,34).

Против тщеславия и нетерпимости (Мтф. 18,1-5; Лук. 9,46-50)

9,33-37: см. комментарий на Мтф. 18,2-5.
9,35: 10,44; Мтф. 20,27.
9,37: Мтф. 10,40.
9,38-40: В повествовании о человеке, изгоняющем бесов, мы обнаруживаем кажущиеся противоречия словам Иисуса, записанным в Евангелиях от Матфея (12,30) и Луки (11,23). Но у последних двух евангелистов сказано об отношении людей к Господу, тогда как у Марка говорится об отношении постороннего человека к ученикам и к церкви. Иисус Христос советует ученикам не закрывать своего сердца к таким людям. Характерно, что Марк передает милостивые слова Христа, а Матфей суровые.
9,38: Числ. 11,27 и посл.
9,39: 1 Кор. 12,3.
9,41: Мтф. 10,42.

Предупреждение от соблазнов (Мтф. 18,6-9; Лук. 17,1-2)

9,42-50: см. комментарий на Мтф. 18,6-9.
9,43-47: Мтф. 5,29 и посл.
9,48: Ис. 66,24. 49: В манускриптах существует некоторая незначительная разница в словах об огне и соли. Огонь (49), по-видимому, является образом преследования верующих всех времен, но особенно последнего времени. Огонь, как и соль, предохраняют от гниения (Лев. 2,13).
9,50: Эти краткие, но многозначительные слова встречаются только в Евангелии от Марка. Смысл может быть таков: имейте дух ученичества, непохожий на дух мира сего, будьте вместе, потому что только в таком состоянии вы вы полните вашу задачу на земле (Мтф 5,13; Лук. 14,34 и посл.; Кол. 4,6).

Глава 10

О браке и разводах (Мтф. 19,1-9)

10,1-12: см. комментарий на Мтф. 19,1-9.
10,4: Втор. 24,1; Мтф. 5,31 и посл.
10,5: Жестокосердие это не психологическое, а богословское понятие, определяющее состояние человека после его падения. При этом закон действует, как временное удерживающее начало (ср. Рим. 8,2!).
10,6: Быт. 1,27: 2,24.
10,11: Лук. 16,18; 1 Кор. 7,10 и посл.

Иисус Христос благословляет детей (Мтф. 19,13- 15; Лук. 18,15-17)

10,13-16: см. комментарий на Мтф. 19,13-15.
10,15: Мтф. 18,3; Ос. 2,16.
10,16: 9,36.

Богатый юноша (Мтф. 19,16-26; Лук. 18,18-27)

10,17-27: см. комментарий на Мтф. 19,16-26. Этому человеку недостает только Иисуса. Ради этого предложения следовать за Ним он должен отказаться от своего имущества.
10,19: Исх. 20,12- 17.
10,21: 8,34; Мтф. 10,38.
10,23: Пс. 61,11; 1 Тим. 6,17.

Награда следования (Мтф. 19,27-30; Лук. 18,28-30)

10,29: Слова Иисуса Христа показывают насколько путь следования за Ним далек от пути чисто аскетического, отрицающего всякое проявление жизни. Отказ от земного имущества представляет из себя только одну сторону следования за Христом. В ответ на такую отдачу Господь со Своей стороны как бы вводит человека во владение несравненно большим имуществом, давая ему близких и родных в Церкви Христовой. Но полное обладание этими богатствами будет иметь место, конечно, только в будущей жизни.

Третье предсказание страданий (Мтф. 20,17- 19;Лук. 18,31-34)

10,32-34: Это третье, наиболее подробное, предсказание страданий Христовых (8,31; 9,39). Здесь в перши раз упоминается Иерусалим, как конечная цель пути. Ученики ужасаются, потому что не раз уже были Иерусалиме свидетелями нападок противника, но несмотря на это они все-таки и дальше следуют за Ним.

Сыновья Зеведеевы (Мтф. 20,20-28)

10,35-45: см. комментарий на Мтф. 20,20-28. Согласно Мтф. 20,20 просьбу эту высказывает мать Иакова и Иоанна. Марк умалчивает о ней, может быть не желая унизить этих двух учеников.
10,38: 14,36; Лук. 12,50.
10,39: Деян. 12,1; Отк. 1,9.
10,42: Лук. 22,25-27.
10,44: 9,35; 1 Пет. 5,3.
10,45: Здесь Иисус Христос ставит Себя в пример церкви, как образец и прообраз радостного и жертвенного служения, совершенно противоположного всем действиям власть имущих мира сего. Одновременно Он открывает значение Своей смерти, благодаря которой был уплачен выкуп за греховную жизнь падших людей. Об этом же говорится и в 53 главе книги пророка Исайи.

Иерихонский слепец (Мтф. 20,29-34; Лук. 18,35-43)

10,46-52: Из всех чудес совершенных Иисусом Христом, это чудо в Евангелии от Марка записано последним. Здесь Вартимей говорит об Иисусе Христе, как о Мессии, во всеуслышание называя Его Сыном Давидовым, а Господь этому не противоречит (см. комментарий на Мтф. 9,27). Вартимей был единственным исцеленным человеком, о котором Марк говорит, что он пошел за Иисусом.

Глава 11

Третья главная часть: дела, страдания, смерть и воскресение Иисуса Христа в Иерусалиме (11,1 - 16,20)

Вход Иисуса Христа в Иерусалим (Мтф. 21,1-11; Лук. 19,29-40; Иоан. 12,12-19)

11,1-11: см. комментарий на Мтф. 21,1-11. Марк, подобно другим евангелистам, представляет вход Господень в Иерусалим, как открытое пред всем народом, единственное по форме, подтверждение, что Он есть ожидаемый Мессия. Как раз в этом случае, непосредственно перед страданиями Иисуса Христа, Марк называет Его Господом (3), Который имеет право всем распоряжаться, даже ослом, принадлежащим неизвестному человеку. Иерусалим отвечает молчанием (11).
10,1: Иоан. 2,13. . 8: см. 4 Цар. 9,13.
10,9: Пс. 117,25 и посл.

Засохшая смоковница. Очищение храма (Мтф. 21,12-22; Лук. 19,45-48)

11,12-19: Смоковница с пышной кроной, но без плода представляет из себя в глазах Иисуса Христа образ народа Божия в Иерусалиме (13). Проклятие смоковницы и очищение храма, предназначенного "для всех народов", являются символами суда Божия над Израилем (15-17; см. комментарий на Мтф. 21,12).
11,15: Иоан. 2,14-16.
11,17: Иер. 7,11.
11,23: 9,23;Мтф. 17,20.
11,24: Мтф. 7,7; Иоан. 14,13; 1 Иоая. 5,14 и посл.
11,25: Мтф. 5,23.
11,26: Мтф. 6,14 и посл.

Вопрос о власти Иисуса Христа (Мтф. 21,23--27; Лук. 20,1-8)

11,27--33: Здесь мы видим всех представителей синедриона. С самого начала народ принимает Иисуса и учится у Него, потому что Он говорит как власть имеющий (1,20). Потом и вожди народа спрашивают Иисуса о власти, данной Ему (28), а Он представляет им последнюю возможность признать Его Мессией и исповедовать Его. Совопросников же Он приводит в молчание.
11,27: Перечисление объемлет весь синедрион. Первосвященики - см. комментарий на Мтф. 2,4; книжники см. комментарий на Мтф. 23,2; старейшины - см. комментарий на Мтф. 16,21.
11,32: Лук. 7,29 и посл.

Глава 12

Злые виноградари (Мтф. 21,33-46; Лук. 20,9-19)

12,1-12: Несколько раз повторяемая в Писании притча о винограднике (Ис. 5,1-7), получает здесь другое значение введением в нее виноградарей. При этом Господь приводит из Пс. 117,22-23 пример и этим Он из ряда других пророков Божиих и их участий (Евр. 11,37), в особой мере выделяет смерть Сына Божия.
12,8: Евр. 13,12.

Вопрос о подати (Мтф. 22,15-22; Лук. 20,20-26)

12,13-17: см. комментарий на Мтф. 22,15-22.
12,17: Рим. 13,7.

Воскресение мертвых (Мтф. 22,23-33; Лук. 20,27-38)

12,18-27: см. комментарий на Мтф. 22,23-33. Сила Божия (24) проявилась в творении, проявится и в воскресении. Доказательство взято из Пятикнижия Моисеева, так как саддукеи признавали только эти книги.

Наибольшая заповедь (Мтф. 22,35-40; Лук. 10,25-28)

12,28-34: -* Мтф. 22,35-40.
12,33: 1 Цар. 15,22; Ос. 6,6.
12,34: Деян 26,27-29.

Сын Давидов и Господь (Мтф. 22,41-46; Лук. 20,41-44)

12,35-37: см. комментарий на Мтф. 22,41-46.
12,35: Ис. 11,1; Рим. 1,3.
12,36: 2 Цар. 23,2.

Против книжников (Мтф. 23,5-14; Лук. 20,45-47)

12,38-40: см. комментарий на 23,5-14.

Лепта вдовы (Лук. 21,1-4)

12,41-44: Под сокровищницей здесь, по-видимому, подразумевается один из тринадцати роговидной формы осудов, поставленных во дворе рама для пожертвований. Очень важно отметить, что вдова положила две лепты, хотя она могла одну оставить для себя. Как мы видим, ее дар является примером безраздельной жертвенности, то есть полной отдачи ебя Богу (4 Цар. 12,10).

Глава 13

О пришествии Христа (Мтф. 24; Лук. 21,5-36; 17,23-37)

13,1-32: По-видимому, несколько самостоятельных изречений Иисуса Христа на эту тему соединены в одно целое и составляют единственное продолжительное Его слово, записанное в Евангелии от Марка; если конечно не считать притч (4,1-34). То же слово мы находим в 24 главе Евангелия от Матфея и в 21 главе Евангелия от Луки. Эти места Писания богословы называют "синоптическим апокалипсисом". Многое в нем взято из еврейских апокалипсисов той эпохи (дословно: "откровений" о событиях последнего времени); но отличается от них в весьма существенных вопросах. Например, согласно Новому Завету конечная цель наступающих судов Божиих - это не уничтожение врагов народа Божия, не их осуждение на вечное наказание, не гибель этого мира, а откровение славы Сына Человеческого (Дан. 7,13) и собрание избранных (28-37). В центре внимания находится не столько вопрос о том, что случится, а то, насколько правильно относится церковь к тому, чему должно случиться. Тут менее касается апокалипсического учения, а скорее предупреждений, указаний относительно правильной готовности к пришествию Христа и верности Ему в период конца, как о бодрствовании и ожидании Его явления говорят заключительные притчи (28-37). Особенно важна в это переходное время проповедь Евангелия всем народам (10; 16,15).
13,3: Мтф. 17,1.
13,6: Иоан. 5,43.
13,13: Иоан. 15,21.
13,14: Дан. 9,27; 11,31.
13,19: Дан. 12,1.
13,25: Евр. 12,26.
13,27: Мтф. 13,41.
13,32: Слова Иисуса Христа ни Сын приводит только Марк. У Матфея в древнейших рукописях их нет, a у Луки они совершенно отсутствуют. Это указывает, что Евангелие от Марка с особой точностью и полно той передает наиболее ранние сведения о событиях.

Об ожидании пришествия Христа

13,33: Лук. 12,35-40; 21,36.
13,35: Лук. 12,38.

Глава 14

Страдания и смерть Иисуса Христа (Мтф. 26 и 27 гл.; Лук. 22 и 23 гл.; Иоан. 18 и 19 гл.)

Замыслы врагов

14,1-2: Стих 1 является в более узком смысле вступлением в крестный путь Христа, то есть самую существенную часть Евангелия от Марка, которую богословы рассматривают, как начало страданий Господа. Точное указание времени показывает, что шаг за шагом крестный путь Иисуса Христа Бог установил по Своей воле, а не сообразно желанию врага. Согласно Марку Господь пострадал в первый день опресноков.

Помазание Его в Вифании (Иоан. 12,1-8)

14,3-9: см. комментарий на Мтф. 26,6-13. Женщина сделала что-то совершенно необычайное (9). Триста динариев соответствовали приблизительно годовому заработку опытного ремесленника (5). Негодующие не подумали Кому и в какой час она оказывает такое расточительное поклонение. Снова отметим, что часто не понимают, что Евангелие неизмеримо больше простого социального установления.
14,7: Втор. 15,11.

Предательство Иуды

14,10-11: см. комментарий на Мтф. 26,14-16.

Святая вечеря Господина

14,12-26: В то время как израильтяне ели пасхального агнца, Иисус Христос в пасхальной трапезе устанавливает новую Пасху. Согласно Евангелию от Марка, Иисус Христос был распят 15-го нисана (апреля). Что же касается Евангелия от Иоанна, то из стиха 28-го 18-ой главы и из стиха 14-го 19-ой главы можно думать, что распятие имело место уже 14-го нисана, то есть в день заклания пасхального агнца. Причину такого расхождения в датах, ввиду отсутствия более точных указаний в Евангелиях, найти невозможно. Возможно, что ввиду происходивших событий, фарисеи перенесли для себя заклание пасхального агнца на следующий день (Числ. 9,11).
14,14: 11,3
14,18: Иоан. 13.21-26.
14,22-26: В Евангелии от Марка, также и у Матфея, выпущено повеление совершать Вечерю Господню так, как об этом сказано в 1 Кор. 11,24-27; Лук. 22,19. Из этого мы не должны заключать, что Иисус Христос такого повеления не давал. Что это установление исходило от Христа было настолько очевидно для Марка, что он об этом особо не упомянул.
14,24: Евр. 9,15 и посл.
14,26: Хвалебная песнь: Псалмы 112-118.

Предсказание отречения Петра

14,27: Иоан. 16,32; соблазнитесь - см. комментарий на Мтф. 18,5 и посл.
14,28: 16,7.
14,30: Иоан. 13,38.

Иисус в Гефсимании

14,32-42: см. комментарий на Мтф. 26,36-46. "Авва", это необычное для еврейского языка слово, которое иудеи употребляли в детстве (см. комментарий на Рим. 8,15). Тот, Кто здесь молится, знает безграничную силу Божию, которая укрепит всегда, когда Бог говорит "ты должен". Согласно плану Божию (14,27; Лук. 23,31) Иисус всеми покинут. Сатана рассеял учеников; в этом последнем искушении последнего часа (38) он еще раз пытается завладеть царством (ср. 1.13).
14,33: Мтф. 17,1;
14,34: Иоан. 12,27.
14,36: 10,38.
14,41: см. комментарий на Иоан. 2,4.

Арест Иисуса Христа

14,43-52: см. комментарий на Мтф. 26,47-56.
14,51 и посл.: Короткий эпизод с юношей, убегающим нагим, встречается только у Марка. По-видимому, это личное свидетельство автора Евангелия, который нигде не назван. В таком случае мы имеем здесь своего рода "монограмму художника в темном уголке своей картины".

Перед синедрионом

14,53-65: см. комментарий на Мтф. 26,57-68. Беспорядочное, шумное судебное собрание синедриона явно противозаконно (см. комментарий на Мтф. 26,59), потому что осуждение произошло без прений, без свидетелей защиты, с избиением. Ненависть превращает служителей закона, в его нарушителей (57).
14,61: 15,5; Ис. 53,7.
14,62: Дан. 7,13 и посл.
14,63: Раздирание одежд это иудейский признак возмущения (Иер. 36,24).
14,64: Иоан. 19,7.

Отречение Петра

14,66-72: Рассказать об этом евангелисту мог только сам Петр. При описании страданий Иисуса Христа Марк к стыду нашему, особо выделяет резкий контраст между верностью Христовой, и неверностью человеческой, даже самых близких Ему людей.

Глава 15

Перед Пилатом

15,1-5: При допросе у Пилата (1-19) сразу выдвигается на первый план решающий вопрос (2): Иисус Христос был приведен на суд Пилата, как Царь Иудейский. Такой титул представляет из себя измену, возмущение против римского владычества. Деятельность Мессии в понимании евреев должна была носить политически-национальный характер. Ответ Иисуса Христа: ты сказал, по-видимому, устраняет такое толкование и вместе с тем дает правильное духовное понимание 62-му стиху 14-ой главы. Дальнейшее молчание Иисуса Христа (5; 14,61) приготовляет Его волю к перенесению незаслуженных страданий. При этом невольно вспоминается из 53-ей главы пророка Исайи 7-ой стих.
15,1: Пилат - см. комментарий на Лук. 23,3.

Приговор и насмешки

15,6-11: Варавва:
15,10: Иоан. 11,48.

Распятие и смерть

15,20-41: Краткие сведения о Симоне из Киринеи очевидны потому, что когда Евангелие составлялось, то в тех местах люди очевидно еще знали обоих сыновей Симона из Киринеи. О некоем Руфе сказано в Послании к Римлянам 16,13. Все это подтверждает историческую достоверность Евангелия. Ученики могли бы нести крест, но из них никого там уже не было.
15,23: Пс. 68,22. Иисус Христос отказывается от притупляющего боль напитка: Он хочет принять смерть в полном сознании.
15,24-25: И Его распяли: Марк дает самое краткое, самое сжатое, но вместе с тем потрясающее описание казни Иисуса Христа; его "слово о кресте" это как бы призыв к покаянию и вере. Делили одежды Его: Пс. 21,19.
15,29: 14,58.
15,32: Мтф. 16,4.
15,34: Из всех слов, сказанных Иисусом Христом на кресте, Марк и Матфей приводят только Его предсмертный возглас из Пс. 21,2, который открывает всю неизмеримую глубину страданий и смерти Его, и вместе с тем говорит о Его верности до конца. Он оставлен людьми и Богом и все-таки, вопреки рассудку и переживаниям, Он взывает к Своему Богу, не отвращается от Него и выполняет данное Ему поручение.
15,39: Сын Божий: Самое многозначительное слово Евангелия Марка. Оно в начале прозвучало с неба, а теперь в конце произнесено устами язычника, начальника страж у креста (см. комментарий на Мтф. 8,29). Только говорит: был, тогда как жизнь и слова и дела Иисуса Христа, Сын Божия, продолжаются, но в иной сфере.
15,40: Лук. 8,2 и посл.

Погребение Иисуса Христа

15,42-47: Так как приближался вечер, накануне субботы, то после позорной казни тело Иисуса Христа погребли с поспешностью, притом не в безымянной, братской могиле с разбойниками, а у "богатого". Кроме не многих женщин, никто из учеников при погребении не присутствует (см. Втор. 21,23). Говоря об удивлении Пилата (44) и приведя его разговор с начальником воинов, распявших Христа, Марк совершенно определенно при посредстве беспристрастных и лояльных свидетелей подтверждает, что Иисус Христос действительно и несомненно умер, в такой форме об этом сказано только в Евангелии от Марка.

Глава 16

Воскресение (Мтф. 28,1-10; Лук. 24,1-12; Иоан. 20,1-10)

16,1-4: У женщин, бывших свидетельницами смерти и погребения Иисуса Христа, и мысли никакой не было о возможности Его воскресения.
16,5-7: Согласно Марку женщины сперва нашли могилу пустой, для них это был немой свидетель, этому что они еще не встретились Воскресшим. Но вот им возвещена неслыханная новость о воскресении Распятого и поручено объявить об этом ученикам (14,28), Характерно, что у Марка отдельно назван Петр.
16,8: Странный конец; у Марка прерывается здесь пасхальное повествование. Женщины молчат. Вместо радости их объял трепет и ужас, но несмотря на многие Божий откровения.

Явление Воскресшего. Миссионерское поручение и вознесение (Лук. 24,36-49; Иоан. 10,19-23)

16,9-20: Эти стихи отсутствуют в древнейших рукописях. Возможно, что первоначальный конец Евангелия от Марка был утерян, и стихи с 9 по 20 были добавлены позднее. В них очень кратко говорится о явлениях воскресшего Господа ученикам, как об этом же более точно и подробно сказано у Матфея, Луки и Иоанна (9 и посл.: Иоан. 20,11-18; 12-14: Лук. 24,13-43; 15: Мтф. 28,18-20; 19: Деян. 1,2). Во всяком случае Евангелие от Марка кончается радостной вестью о победе Иисуса, Сына Божия, над грехом и смертью (15-20).
16,16: Деян. 2,38; 16,31.33.
16,17: Деян. 16,18; 10,46; 19,6.
16,18: Лук. 10,19; Деян. 28,3-6; Иак. 5,14 и посл.
16,20: Деян. 14,3; Евр. 2,4,