1 Петра
Наш YouTube - Библия в видеоформате и другие материалы.
Христианская страничка
Лента обновлений сайта
Медиатека Blagovestnik.Org
в Telegram -
t.me/BlagovestnikOrg
Видеобиблия online

Русская Аудиобиблия online
Писание (обзоры)
Хроники последнего времени
Українська Аудіобіблія
Украинская Аудиобиблия
Ukrainian
Audio-Bible
Видео-книги
Музыкальные
видео-альбомы
Книги (А-Г)
Книги (Д-Л)
Книги (М-О)
Книги (П-Р)
Книги (С-С)
Книги (Т-Я)
Новые книги (А-Я)
Фонограммы-аранжировки
(*.mid и *.mp3),
Караоке
(*.kar и *.divx)
Юность Иисусу
Песнь Благовестника
старый раздел
Бесплатно скачать mp3
Нотный архив
Модули
для "Цитаты"
Брошюры для ищущих Бога
Воскресная школа,
материалы
для малышей,
занимательные материалы
Список ресурсов
служения Blagovestnik.Org
Архивы:
Рассылки (1)
Рассылки (2)
Проповеди (1)
Проповеди (2)
Сперджен (1)
Сперджен (2)
Сперджен (3)
Сперджен (4)
Карта сайта:
Чтения
Толкование
Литература
Стихотворения
Скачать mp3
Видео-онлайн
Архивы
Все остальное
Контактная информация
Поддержать сайт
FAQ


Наш основной Telegram-канал.
Наша группа ВК: "Христианская медиатека".
Наши новости в группе в WhatsApp.

Первое соборное послание святого апостола Петра

Оглавление: Глава 1; Глава 2; Глава 3; Глава 4; Глава 5.

 

Сведения Первого послания Петра о своем происхождении и назначении ограничиваются почти целиком собственными рамками (1,1; 5,12-14). Сверх этого 5,1 говорит о том, что автор бьш очевидцем и свидетелем страданий Христовых. В противоположность посланиям апостола Павла в 1 Пет. отсутствуют всякие личные примечания. Согласно приветственного слова (1,1) послание написано учеником и апостолом Петром; согласно 5,2-1 послание ограничено тем, что Петр написал его "через Силуана". О контакте Петра с Силой (лат. Сильван) свидетельствует Деян. 15,22. Сила назван спутником Павла, сопровождающим его во время второго большого миссионерского путешествия в Малую Азию. Так вполне могло быть, что Сильван (возможно переведя арамейскую диктовку Петра на свободный греческий язык) написал послание и доставил его по назначению. Получателям, которые в 1,1 названы христианами в Малой Азии, он лично известен, как сопроводитель Павла и как соосно-ватель поместных церквей. Такая функция Сильвана, как секретаря, объясняет также существенные и языковые связи (сходство) 1 Пет. с посланиями к Рим. и к Еф., так как Сильван знал хорошо Павла и его стиль. Местом составления послания назван Вавилон (5,13). Допустима, хотя мало вероятна, деятельность Петра в Вавилоне, восточнее Ефрата. В таком случае послание было тогда написано в многочисленной иудейской диаспоре, среди которой были безусловно иудейско-христианские церкви. Вероятно "Вавилон" только лишь псевдоним мировой столицы Рима (ср. псевдонимы в Отк. 14,8; 17,5). Вполне возможно, что Петр писал это послание из Рима малоазиатским церквам, в это время духовно осиротевшим, во время заключения Павла в Кессарии или во время его временного освобождения и возможного путешествия в Испанию. В таком случае, послание могло быть написано в 60 году п. Р. X. В 1 Пет., в противоположность к Евр. и к Иак., речь идет о настоящем письме. По своей форме оно пожалуй увещевание церквам, но также и отдельным членам в церквах. Они, должно быть, были только что крещенными, еще не утвержденными в вере (1,3; 2,2). Такие места, как 1,14-5; 2,9-10; 4,3-4 говорят о том, что это были христиане из язычников. Опасности гонений на христиан очевидно еще не существует (2,13). Власть стоит за справедливость и действует в справедливости (2,14). Это также говорит о надвигающихся гонениях Нерона (в 65-66 годах п. Р. X.) и при позднейших кесарях. Главная цель послания в том, чтобы утешить читателя в гонениях и искушениях, вселить мысли ободрения в их многоразличных переживаниях земной действительности, удержать их от ненависти, от строптивости (2,13) и от мщения (3,9), побуждать их хранить христианскую надежду (4,19!). Как странники и пришельцы в этом мире (2,11), после кратковременного страдания, они достигнут великой надежды христиан (1,2). Послание очень легко понять как наставление и утешение на пороге приближающегося великого гонения при кесаре Нероне и Доминициане (81-96 годы п. Р. X.), грянувшего на христиан. Надежда и сплоченность христиан укрепляет жизнь христианина в искренном освящении. Быть странником и пришельцем в этом мире, освобождает от влияния мира на нас.

Глава 1

1,1-2: Апостол - см. комментарий на Деян. 1,21. Автор послания расширил обычную, принятую в те времена форму приветствия, включением в него апостольского титула. Его слова не должны рассматриваться как слова обыкновенного человека; он посланник Иисуса Христа. Совсем не важно, подразумевается ли здесь "апостол" в смысле двенадцати апостолов или в смысле посланничества, как у Павла. В другом месте Петр называет себя "сопастырем" (5,1)- Все это показывает нам, что за апостольским саном не кроются претензии на господство. Пять названий местностей -области, или скорее римские провинции в центре и на севере Малой Азии. Христиане в этих провинциях названы пришельцами в рассеянии ( = диаспора). Диаспора - это общепринятое у иудеев выражение со времени вавилонского пленения для рассеянных вне Палестины иудеев. Это слово также напоминает о тоске иудеев по Иерусалиму. По своей сущности христиане тоже являются в их данном окружении "странниками", хотя они и живут в этом мире, но их надежда и цель простираются за пределы мира сего (Фил. 3,20). Они избраны Богом (провидение: Рим. 8,29), получили прощение грехов Кровью Иисуса Христа. Жизнь их под водительством Духа Святого, Который предохраняет их как от привязанности к миру, так и от идеализма, оторванного от действительности.

I. ХРИСТИАНЕ - ИЗБРАННЫЕ И ИХ ОТНОШЕНИЕ К БОГУ (1,3-2,10)

Живая надежда

1,3: Первое место принадлежит славословию Божьему! Апостол заполняет это славословие свидетельством о том, как связь с Богом чрез веру может провести Церковь Христову чрез все искушения и унижения. Символом о рождении свыше (- см. комментарий на Иоан. 3,3) он затрагивает принципиальные вопросы христианской веры. Чрез воскресение Иисуса Христа они получили новую жизнь; чрез эту жизнь они приобщены к новой, не земной, возвышенной жизни Христовой (Рим. 6,3). Воскресение Иисуса Христа вселило в них новую надежду (4,6; Кол. 1,5), смотрящую дальше горизонта земной жизни (ср. связь "прощение грехов" и воскресение Иисуса Христа 1 Кор. 15,3-4).
1,4: Втор. 12,9-10; Мтф. 5,5. То, что здесь составляет нашу надежду, в свое время станет нашим реальным достоянием. Это наследство (Кол. 1,12) отличается от всех земных наследств в том, что оно нетленное, непреходящее (Пс. 32,12; 72,26; Еф. 1.14).
1,5: Все держится Богом, Он заботится о том, чтобы ввиду наседающего на нас бедствия в этой жизни не страх брал перевес, а радость (Иоан. 10,28). Спасение - см. комментарий на Деян. 4,12. Последнее время: день Суда, в который дело Христового спасения узрят все (Фил. 2,10).
1,6-7: Искушения и испытания относятся к приготовлению нас к грядущему; их цель - укрепить веру нашу, чтобы она была способна выдерживать любые испытания (5,10; 2 Кор. 4,17). В одном часто употребляемом символе (Прит. 17,3; Пс. 65,10; Ис. 48,10; Иез. 22,18 и посл.; Мал. 3,3) Петр сравнивает веру с золотом, подлинность которого проверяется огнем, увеличивается чистота и качество его (ср. страдания: горнило испытания).
1,8-9: Все можно перенести взирая на Воскресшего Господа. Правда, церкви в Малой Азии не имели непосредственного опыта и переживания, подобно первым христианам в Палестине (Иоан. 2,29; 2 Кор. 5,7). Тем больше будет их радость, когда эта преграда, отделяющая их теперь от Воскресшего, будет преодолена - когда желания заменятся достоянием. Тогда личному общению с Ним, которое они теперь уже имеют с Ним, не будут мешать земные преграды.
1,10-12: Уже пророки, провозвестники Ветхого Завета, исследовали и размышляли об этом спасении и о времени его явления (Лук. 10,24). С предельной ясностью указывается на то, что Дух сущий в них, есть Дух Христов. За этим кроется глубокое познание, что все Божии откровения из одного источника. Иисус Христос не есть нечто совершенно новое по отношению всех предыдущих откровений, но Дух, говорящий чрез Иисуса Христа, говорил чрез мужей Божиих Ветхого Завета (предвозвестил страдания, предшествующие славе Его: Пс. 21, Ис. 53). Правда, пророки, по сравнению с читателями послания, были бедны. Пророки были служителями по отношению к поколению последнего времени, к которому принадлежали и читатели. Это же действительно и по отношению к ангелам (12;Еф. 3,10).

Освященная жизнь

1,13: Намеченная цель достигается только в великой собранности и концентрации, в трезвости и самоотречении, ожидающем всего от Христа (Лук. 12,35-36). Цель -благодать Иисуса Христа, которую он подаст в полноте искупленным Своим в Его явлении.
1,14-17: Христиане также нуждаются в предупреждении "быть святыми во всех поступках", т.е. свято жить. Они странники и пришельцы, которые зависимы во всем, что они не делали бы, от своего Небесного Отца. Свято означает в первую очередь быть выделенным из среды других, быть плененным (конфискованным) Богом. Это тотальное соединение с Богом, производимое Иисусом Христом, не ограничено немногими торжественными моментами: каждый шаг должен и может быть сделан в послушании ввиду святого примера Иисуса Христа (Рим. 12,2; Фил. 2,12). Нелицемерно: Рим. 2,11.
1,18-19: Христианам в Малой Азии напоминается об основном фундаменте "святого хождения": их Господь Сам уплатил за их вину; Его Кровь (см. 2 Цар. 12,15 и посл.) была средством их освобождения (1 Кор. 6,20; 7,23; Евр. 9,14; Ис. 53,7; Иоан. 1,29). Ап. Петр сравнивает наше искупление Кровью Иисуса Христа с так называемым сакральным, т. е. священным выкупом раба на свободу, которое совершалось в святилище и античному человеку было понятно. Суетная жизнь: 4,3.
1,20: В сфере Божией действительности нет места случаю: происходящее теперь имеет свой прошлый замысел (Рим. 16,25-26).
1,21: Церковь соединена с Иисусом Христом чрез Его смерть и воскресение из мертвых. Отсюда вера получила свое назначение, что она одновременно есть и надежда.
1,22-23: Соединяющее христиан - это братолюбие, основание которого не в них самих (Гал. 6,10). Чрез рождение свыше (- см. комментарий на Иоан. 3,3) в сердца их был положен зародыш жизни. Эта неоспоримая действительность берет свое начало в вечно пребывающем Слове Божием (Рим. 10,17). " 24-25: Эта надежда простирается дальше могилы и смерти и возможна для человека не потому, что он так дорог и ценен (Иак. 1,10), но потому что Слово Божие родило в нас новую, пребывающую жизнь.

Глава 2

Народ Божий Нового Завета

2,1: Как христиане во время их крещения раздевались и клали одежду в сторону, так они должны, и это возможно, отложить все в сторону, что отравляет их совместную жизнь (Иак. 1,21).
2,2: Картина о молоке утверждает нас в предположении, что здесь речь идет о новообращенных христианах. Это сравнение в позднейшем иудействе, да и вообще в те времена, было популярным (Евр. 5,12-13; Мтф. 18,3). Чистое - значит не человеческому разуму соответствующее, но разуму просвященному Духом Святым (Кол. 1,9). Спасением Деян. 4,12
2,3: Иисус Христос - истинная духовная пища (1 Кор. 10,3-4; Пс. 33,9).
2,4--6: Подобно как христиане имеют в Иисусе Христе истинную пищу, так в церкви они имеют истинный духовный храм (дом духовный; 2 Цар. 7,4-8; Агг. 1,9; Плач. 2,7). Иисус Христос прославляется как краеугольный камень этого новозаветного храма (Пс. 117,22; Ис. 28,16; Мтф. 21,42; -> Еф. 2,20). В этом новом храме рожденные свыше призваны быть святым священством. Они практикуют непосредственное общение с Богом (Еф. 2,21-22; Евр. 3,6). Жертвы их в делах, на которые побуждает их Дух Святой; преданность сердец и славословие (Рим. 12,1; 1 Цар. 15,22; Пс. 49,14.23; 50,19: нуждающиеся в прощении! Ос. 14,3; Евр. 5,7). * 7-8: Для Своих Иисус Христос является "скалой и надежным убежищем", для неверующих - камнем преткновения (Рим. 9,33; Лук. 2,34).
2,9-10: Христиане в Малой Азии были некогда язычниками; теперь они противопоставляются язычникам и иудеям, как "третий народ" (так понимали отцы Церкви). Этот народ и мир отныне стоят друг против друга и отличаются яркими контурами. Как избранный род (Ис. 41,8-9; 45,4 и посл.); царственное священство (Исх. 19,6; Ис. 43,21; 61,6; Отк. 1,6) и святой народ, они принадлежат Богу и для Него живут (Рим. 14,8). Не чрез их дела и успехи Божий зов призвал их быть участниками Его света (Еф. 5,8). Как язычники они были "не народ" и "непомилованные", теперь же они народ Божий и "помилованные" (Рим. 9,24-26; Еф. 2,12-13).

II. ХРИСТИАНЕ, КАК СТРАННИКИ В ЭТОМ МИРЕ - ОНИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ДОСТОЙНЫМИ СВОЕГО ЗВАНИЯ (2,11-5,13)

Их поведение перед миром

Как странники в этом мире (Пс. 38,13) христиане должны вести себя в земных и естественных порядках жизни так, чтобы имя их не хулилось.
2,11-12: Жизнь христианина протекает в этом мире, но не от мира. Отсюда у христианина совершенно другие масштабы для измерения ценности (оценки) земных вещей и обстоятельств. Аскетизм в некоторой мере проливает свет на эту дистанцию. Не чрез слова показывает христианин, что он стал другим человеком, но всегда чрез свою жизнь - быть "таким", что критиков заставляет умолкнуть - в этом наше призвание (15; 3,16; Мтф. 5,16; Тит. 2,8). Плотские похоти (Кол. 3,5 и посл.) коренятся в человеческом существе (плоть); она противится Духу Христову. Они привязываются к материальному (4,3; 2 Пет. 2,18). Плотские похоти обещают расширение нашего сознания и свободу, но в действительности они порабощают нас и разрушают нашу жизнь (15; Рим. 7,5; 2 Пет. 1,4).
2,13-17: Рим. 13,1-7; Тит. 3,1. Правильное отношение христианина к государству: в форме так называемого домашнего режима, правил внутреннего распорядка (Еф. 5,22-25; Кол. 3,18-22), христианам напоминаются их гражданские обязанности, от которых они не могут своевольно уклоняться. Первые христиане были подвержены искушению в свете последних времен (конца света), пренебрегать их земными обязанностями. Но вера в эсхатологию (последние времена; учение о последних временах) и обязанности по отношению порядков этого мира должны идти рука об руку. Это имело силу для христиан первых столетий в виду римских кесарей (царь) и их чиновников. Подобно как и в Рим. 13, учреждение государства рассматривается (мы выразили бы это лучше словом "власть") как предохраняющее учреждение против хаоса: наказывать преступников и защищать делающих добро. Там, где государство исполняет эти функции (поручения), там христианин должен быть лояльным и поддерживать его (Иер. 29,7). При демократической форме правления и христианин должен брать на себя политические обязанности, чтобы зло не пришло к власти. Освобожденные Богом христиане в то же время рабы Божий, которые в добровольном исполнении своих обязанностей доказывают на деле их свободу (Гал. 5,13; 2 Пет. 2,19). 17-ый стих - настоящее "политическое кредо" первых христиан. Братство любите: здесь речь не идет об отдельных личностях, возможно даже о тяжелых характерах, но об обществе (Иоан. 15,1-8; 1 Кор. 12,27; 2 Кор. 6,19). Всех почитайте: Рим. 12,10. Бога бойтесь: Прит. 24,21.

Поведение в церкви

2,18-20: Наставление христианам-рабам (Еф. 6,5; Тит. 2,9)! Для рабов в Христианской Церкви была громадная разница между полным равноправием их в церкви (Гал. 3,28; 1 Кор. 7,22) и полным бесправием перед господами. Нам может казаться странным, что Петр ничего не говорит о "правах человека" рабов, но он указывает им на их земные обязанности; это правовое положение не отменяется и Евангелием. Но, если они терпят возможную несправедливость (3,14; Мтф. 5,10), то тем более умножается их внутренняя свобода. Библия не знает революционного христианства! И все же, христиане не могли иначе поступать, как отпустить своих рабов на свободу (см. Филимон).
2,21-23: Как раз рабы Римской империи находились в искушении, попав в неприятную ситуацию, прибегать ко лжи, злословить или угрожать, это естественная реакция угнетенных! Христиане должны брать в пример своего Господа на Его пути страданий (крестный путь. Ис. 53 гл.; Фил. 2,1-11 намекает на 3,17-18; Мтф. 16,24). Никакого греха: Ноги. 8,46; Евр. 4,15; Ис. 53,9.
2,24: Христос не только пример для нас в Своем страдании (21), но прежде всего Он Примиритель и Искупитель (1 Иоан. 3,5; Гал. 3,13). Перед очами рабов раскрывается тайна жертвы умилостивления и мученической жертвы Иисуса Христа. Несправедливое страдание напоминает нам о том, что Иисус Христос умер также за делающих несправедливость. Избавившись от грехов: Рим. 8,11.
2,25: В воскресшем Господе блуждающие овцы имеют пастыря (Ис. 53,6; Иоан, 10,12) и епископа (досл. "того, который смотрит на них", т.е. блюстителя), Который вступается за них и Он доставит им справедливость.

Глава 3

О христианском супружестве

3,1-7: О христианском супружестве.
3,1-6: Наставление женам.
3,1-2: Подобно, как в Еф. 5,22-24; 1 Тим. 2,9-15 наставление обращено к женщинам, как к христианкам. Они также, как и рабы в церкви полноправные и полноценные члены, в то время как в общественной жизни они находились в полном подчинении мужу. Евангелие не освобождает и их от их правового положения. Примерным и образцовым поведением женщины - как раз в языческо-христианском смешанном браке (1 Кор. 7,13) - достигается несравненно больше. Примером этому может послужить мать отца церкви, блаженного Августина, как поощряющий пример. Своим мужьям: не вообще мужчинам; семья и родственники не имеют права вмешиваться в семейную жизнь! Повинуйтесь: этим не требуется подчинение, но дается хороший совет для гармоничной совместной жизни.
3,3-4: В эллианизме (греческой среде времен ап. Павла) идеалом супружеской жизни считался классический эллианизм, который искажал гармонию внутренней и вешней красоты в пользу внешности. Первые христиане не придерживались этих взглядов и обычаев. Христиане ставили ударение на "душевные ценности" и качества женщины, на "пребывающее" (внешнее мимолетно) (Ис. 3,16 и посл.; 1 Тим. 2,9).
3,5-6: Ветхозаветные образы женщин (Сарра, Анна и др.) не случайно ставятся христианкам в пример (называла его господином: Быт. 18,12). Особенным в их жизни было то, что они во всем уповали на Бога. Благочестивые Нового Завета также живут в этой надежде, так как они не могут сами завершить своего спасения.
3,7: Наставление мужьям: в противоположность античному представлению о супружестве и о свободной любви, в христианской церкви существует ясность по этому вопросу: мужья также не смеют произвольно и эгоистически поступать со своими женами. Они обязаны быть внимательными и верными в особенности в виду сексуальной жизни (Еф. 5,25 и посл.). Пробой здорового христианского супружества является совместная молитва (не сексульные эксперименты 1 Кор. 7,5): там, где одна сторона злоупотребляет и обременяет себя виной против другой стороны, немыслима совместная молитва.
3,8-17: Живущие в рассеянии христиане должны иметь тесное общение друг с другом и таким образом быть свидетельством для внешнего мира.
3,8-9: Тогда как раньше были наставляемы отдельные христиане, в заключение ап, Петр хочет дать им уверенность страховку, которая должна помоч! всем чувствовать себя частью об щества и братства. Не воздавайте - см. 1 Фес. 5,15.
3,10-12: При этом обнаруживается, что отрекаясь-своего "я" мы не теряем, но при-обретаем и внутренне обогощаемся (Кол. 3,12-18). Слова в Псалме (33,13-17) должны помочь нам, как эте часто в Новом Завете, пояснил мысли апостолов. Удерживай язы, свой от зла (Иак. 1,26): потому что наши развязные (необузданные разговоры - самая большая опасность для общения!
3,13-14: На работе и в семье от христианина иногда требуют несправедливого. В таких лучаях христианин также в опасностях из страха перед людьми забыть Бога. Эти стихи предостерегают нас от подобного. Поэтому христиане должны сознавать серьезность их положения, чтобы в случае страданий и гонений не смущались мы (2,20; Мтф. 5,10).
3,15: Своею кизнью христиане привлекают вни-"ание посторонних. Можно только ;еяться, что христиане живут так, [то посторонних, видящих нашу вер-юсть, любовь и терпение, побуждает спросить нас о нашем уповании. <ристианин не должен уклоняться зт критического разбора, дискуссий : сомнением и неверием. Это ведь зсе случаи миссионерской работы.
3,16-17: Что касается формы беседы, то они должны вестись в кротости (спокойно и приветливо) и с благоговением (что касается сущности - решительно и без компромиссов). Христианам нет надобности демонстрировать. Их "таков я еемь" должно убеждать само по себе. Последнее удостоверение к этому кроется - не искать страданий - в готовности страдать!

Христос, сошедший в темницу и восшедший на небо

3,18: Мученичество христиан имеет непосредственное отношение к страданию Иисуса Христа (2,21 и посл.) В кратких, подобных формулам, высказываниях изображается перед нашими очами неповторимость страданий Иисуса Христа. При этом подчеркивается "однажды"; этого мы должны держаться, страдания Иисуса Христа в этом смысле нами не повторяются. Жизнь христианина отныне знаменуется тем, что в естественное состояние человечества или скорее, в жизнь отдельного человека вошел Дух Божий.
3,19-20: Формулировка в Символе Веры "сошел в ад" (вернее в "преисподнюю") берет свое начало отсюда, здесь ее библейский корень. Христианству первых веков лежало на сердце уяснить, что Бог в Иисусе Христе хочет предложить всем спасение, в том числе и духам в темнице, в преисподней, умершим до Иисуса Христа (4,6; Еф. 4,9), и несомненно Иисус Христос нашел возможность дать уверовать в Него тем, кто не имел возможности услышать Евангелие. Бог хочет, чтобы все люди спаслись. Примешь ли ты Его любовь? Чтобы подчеркнуть важность нашего решения, ап. Петр связывает свои высказывания с ссылкой на историю Ноя (Быт. 7,7; 2 Пет. 2,5).
3,21-22: Спасение от потопа является прообразом, отражением (Евр. 9,24) спасения христиан чрез крещение (Еф. 5,26). Итак, крещение больше, нежели обряд (добрая совесть: Евр. 10,22). Спасительную силу крещение получает чрез воскресение Иисуса Христа (см. комментарий на Деян. 2,41; 22,16). Чрез крещение наша вера получает обещание, что смерть Иисуса Христа производит спасение для всех (чрез смерть Иисуса Христа всем дана возможность спасения Рим. 4,25), Иисус Христос, Сопристольный Богу, дарует нам участие в Царствии Небесном. Давший поругаться грешникам над Собою, становится соучастником славы Божией (Пс. 109,1) и Триумфатором над всеми темными и бесовскими силами (Еф. 1,20-21; Рим. 8,38-39).

Глава 4

Страдание и жизнь христианина

4,1-2: Петр возвращается опять к главной теме в 3,13-14: христиане должны быть приготовленными к неизбежным страданиям в этом мире. При этом наше страдание должно быть приведено в согласованность (сочетание) со страданием Иисуса Христа (см. Кол. 1,24). Его страдание плотью было одновременно победою над плотью. Отрешившийся от самого себя в следовании за Христом, освобождается от власти греха. Это не происходит моментально. Человеческие похоти: отсутствие страха Божия и доверия к Богу, и в противоположность этому - себялюбие и эгоизм.
4,3-4: Христиане Малой Азии добровольно решились на самоотречение (самодисциплина Еф. 2,2-3; Тит. 3,3). Ввиду легкого поведения язычников и развратной окружающей среды, воздержание было самым веским свидетельством, которое они могли дать. Но чрез их добровольный аскетизм они нажили себе многих врагов, как "замкнутые и необщительные индивидуалисты".
4,5: Язычники также ответственны перед Богом за свои слова и дела (Ам. 1 и 2; 2 Тим. 4,1).
4,6: См. комментарий на 3,19. Подверглись суду по человеку плотью в физической смерти (Фил. 1,23; 2 Кор. 5,1 и посл.).
4,7: Наше помышление и все наши поступки должны ориентироваться на тот факт, что с быстро приближающимся концом всему, мы идем навстречу Суду Божию (1 Кор. 7,29- 35; 10,11; 1 Иоан. 2,18). Близок: последние две тысячи лет, в сравнении с пятью миллионами лет существования нашей планеты, кажутся немногими секундами двацатичетырехчасо-вого дня.
4,8: Трезво и в молитвах мы должны смотреть на будущее. Братская любовь христиан между собою есть один из величайших даров христианского общения. Любовь покрывает множество грехов - прощает. Как слабы часто наши силы (см. комментарий на Прит. 10,12; Иак. 5,20).
4,9: Евр. 13,2. Глубокий смысл страннолюбия - оказывать друг Другу отдых и покой на пути в "Отчий дом".
4,10-11: Бог дает нам разные дары (Рим. 12,6 и посл.; 1 Кор. 12 и 13), чтобы мы оказывали друг другу помощь. Целью всего нашего служения должно быть прославление Бога.

Радостно устоять в гонениях

4,12-13: Возлюбленные: любимые Богом и поэтому любящие друг друга! "Чрез страдания к славе!" Жизнь христиан определяется теми же данными условиями (сегодня страдания -завтра слава), как и жизнь их Господа, Иисуса Христа. Христиане вовремя усваивают эту истину (1,6-7; Деян. 5,41; Иак. 1,2; Рим. 8,17).
4,14: Подобно как и в блаженствах (Мтф. 5,11), ученикам Иисуса Христа вполне ясно, что значат "гонения за Христа". Но Дух Божий сильнее, Он на опыте воспринимается в таких случаях (Еф. 1,13). Страдание за Христа - признак христианина.
4,15-16: Если ученик Иисуса Христа привлекается к суду за имя Божие, то это совсем другое дело, как если бы его судили за криминальные деликты (Мтф. 5,11). Последнее постыжает, тогда как первое прославляет (Фил 1,20).
4,17: Впрочем, наши страдания в глубоком смысле никогда не не-обоснованы (- см. комментарий на Иоан. 9,3). Страдания христиан должны рассматриваться в связи с общими событиями в мире. Согласно плана Божия, суд начнется с церкви (Иер. 25,29; Иез. 9,6-7). Прежде нежели стать участницей спасения, она должна быть очищенной (Отк. 3,10).
4,18: К суду Божьему мы не должны относиться легкомысленно, если Бог Своих так строго судит, то что же будет с теми, кто Его отвергает (Прит. 11,31)?
4,19: Бог - верный Творец и в страданиях ищет нашего блага. Кто так из рук Божиих принимает мученичество тот все преодолел: он все предоставил Богу (Пс. 30,6) и независим от мнения людей. Страдания не должны парализовать нас, и в страданиях христианин должен творить добро.

Глава 5

Церковь и ее пастыри

5,1: Теперь ап. Петр обращается к ответственным в церкви. Он ставит самого себя в своем наставлении, как сопастырь (2 Иоан. 1) на один уровень с пастырями церкви, с которыми соединяют его тройные узы: одно и то же служение (духовный сан. Иоан. 21,15-17), одно и то же страдание (Иоан. 21,18) и одна и та же надежда (4,13; Лук. 12,41-44; Рим. 8,17). Пастырь - см. комментарий на Еф. 4,11; Деян. 11,30. В подлиннике "пресвитер", что значит - старший.
5,2-4: Иоан. 21,16; Деян. 20,28. Пастырское служение больше оплачиваемой организации (закулисная сделка), т.е. ловкого руководства. Все должно исходить из примера Господа (Тит. 2,7); для достижения этого надо употребить все усилие. Ответственность и вознаграждение (1 Кор. 9,25; 2 Тим. 4,8) от Иисуса Христа, Пастыреначаль-ника (Евр. 13,20), призывающего на это служение. Опасности пастырского служения (духовного сана): исполнять его принужденно (дать уговорить себя другими, потому что они не нашли другого), из гнусной корысти (из-за куска хлеба, вместо того, чтобы служить из любви, см. 1 Тим. 3,2 и посл.), соблазн господствовать (задавать тон в церкви, вместо того, чтобы служить ей; Иез. 34,2 и посл.; 2 Кор. 1,24).

Кротость и постоянство

5,5: От учеников не требуется слепого послушания, но признание опыта веры и духовного авторитета (Евр. 13,17). В заключение следует наставление всем: пастырям и младшим, богатым и бедным; истинное смирение (- см. комментарий на Кол. 3,12) должно быть на первом месте. В смиренномудрие надо облечься, подобно как раб препоясывался фартуком (досл. в знак того, что он не господин, но слуга). Только таким образом мы соответствуем Божьим требованиям, Который противится всякой человеческой гордыне, но в то же время превозносит смиренных (Иов. 22,29; Прит. 3,34; Мтф. 23,12; Иак. 4,6.10).
5,6: По отношению к Богу нам подобает добровольное принятие жизненного пути, возлагаемого Им на нас (Иов. 1,21-22; 2,10). Такое смирение - не тупое безразличие и пессимизм. Христианин должен знать, что у Бога есть Свои времена, в которые Он творит предопределенное Им.
5,7: Мы должны все предоставлять Богу, с чем сами не в силах справиться (Пс. 54,23; Мтф. 6,25-26; Фил. 4,6). Как дети обращаются к доброму отцу, так и мы имеем непосредственный доступ к нашему Небесному Отцу. Заботиться - это Его служение, а не наше!
5,8: Время требует от нас бодрствования и трезвости (1 Фес. 5,6). В особенности, время перед наступлением Царства Божия полно искушений (Отк. 3,10; Мтф. 24,23- 24). В этом кроется великая опасность, потому что наш противник не человек, подобный нам, но сверхчеловеческий диавол (диаболос, досл. производящий хаос), которого Христос победил (Лук. 22,31-32; Иоан. 16,33; 2 Кор. 2,11).
5,9: Уместна не вялая покорность, но мужественное противостояние (Еф. 6,10). Ободрение и поощрение в этой борьбе рождается от сознания, что все христиане на нашей планете составляют великую семью.

Благословения и приветы

5,10: Ссылкой на живого Бога апостол желает открыть нам глаза на новое измерение (на сверхъестественное). Этот Бог призвал их и Он приведет их к цели (Фил. 1,6). Наша немощь восполняется Его силой, которая превосходит всякую физическую временную силу.
5,12: Силуан был писарем Петра (см. введение). Содержание написанного - утешение и свидетельство о том, что их страдания являются благодатью.
5,13: Вавилон по всей вероятности псевдоним для Рима (Отк. 14,8; 18,2), где было написано Послание Петра. Избранная - см. комментарий на 1,1-2. Марк, во всяком случае, известный спутник Павла, духовный сын ап. Петра (см. комментарий на Деян. 12,12).