1 Иоанна
Добросовестный сервис покупок с кэшбеком до 10% в 900+ магазинах используют уже более 1.200.000 человек. Присоединяйся!
Христианская страничка
Лента последних событий
(мини-блог)
Видеобиблия online

Русская Аудиобиблия online
Писание (обзоры)
Хроники последнего времени
Українська Аудіобіблія
Украинская Аудиобиблия
Ukrainian
Audio-Bible
Видео-книги
Музыкальные
видео-альбомы
Книги (А-Г)
Книги (Д-Л)
Книги (М-О)
Книги (П-Р)
Книги (С-С)
Книги (Т-Я)
Фонограммы-аранжировки
(*.mid и *.mp3),
Караоке
(*.kar и *.divx)
Юность Иисусу
Песнь Благовестника
старый раздел
Интернет-магазин
Медиатека Blagovestnik.Org
на DVD от 70 руб.
или HDD от 7.500 руб.
Бесплатно скачать mp3
Нотный архив
Модули
для "Цитаты"
Брошюры для ищущих Бога
Воскресная школа,
материалы
для малышей,
занимательные материалы
Бюро услуг
и предложений от христиан
Наши друзья
во Христе
Обзор дружественных сайтов
Наше желание
Архивы:
Рассылки (1)
Рассылки (2)
Проповеди (1)
Проповеди (2)
Сперджен (1)
Сперджен (2)
Сперджен (3)
Сперджен (4)
Карта сайта:
Чтения
Толкование
Литература
Стихотворения
Скачать mp3
Видео-онлайн
Архивы
Все остальное
Контактная информация
Подписка
на рассылки
Поддержать сайт
или PayPal
FAQ


Информация
с сайтов, помогающих создавать видеокниги:

Подписаться на канал Улучшенный Вариант: доработанная видео-Библия, хороший крупный шрифт.
Подписаться на наш видео-канал на YouTube: "Blagovestnikorg".
Наша группа ВКонтакте: "Христианское видео".

Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

Оглавление: Глава 1; Глава 2; Глава 3; Глава 4; Глава 5.

 

Автор называет себя современником Иисуса и очевидцем Его жизни (1,1-3.5). Своего имени он не упоминает. Церковные предания утверждают, что автором как Первого послания, так и Евангелия от Иоанна является апостол Иоанн. Вполне очевидно, что послание и Евангелие от Иоанна, судя по языку и содержанию, тесно взаимосвязаны. То же самое можно сказать о Втором и Третьем посланиях Иоанна, автор которых также не указывает своего имени, но называет себя "старцем", (видимо, желая подчеркнуть свой духовный авторитет).
Поводом для написания Первого послания послужило, вероятно, распространение так назывемого гностицизма (- см. комментарий на Еф. 3,18). Это религиозное движение имело целью освободить свое истинное "я" от уз души и тела. Поэтому "лжепророки" (4,1) и оспаривали воплощение Иисуса в человека. Кроме того, они отрицали прощение грехов и проповедовали безгрешность, потому что считали себя совершенными и призванными для обожествления другими людьми.
Содержание: первое ознакомление с посланием производит впечатление трудно-воспринимаемого текста. Это относится не только к отдельным, кажущимся таинственными, высказываниями, но и к посланию в целом. Стиль письма ап. Иоанна не отличается наглядностью. Движение его мысли имеет кругообразный, не прямолинейный характер. Поэтому лучше сразу отказаться от попытки расчленения текста, тогда как с другими текстами из Библии это удается довольно легко. Но кажущиеся трудности - только защитная оболочка вокруг драгоценного содержания. Можно выделить три обширные темы и основную цель послания. Первая тема: наша вера. Мы уверовали в Бога, потому что Бог есть свет (1,5) и любовь (4,8.16). Он послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (4,10). Посланный к нам Спаситель, взял на Себя грехи наши и пришел к нам во плоти (4,2), т.е. действительно жил как человек. Это оспаривалось лжеучениями того времени. Опасность совращения ими велика; поэтому церковь должна испытывать духов (4,1) и оставаться в своей вере, которая побеждает мир (5,4). При этом она может опереться на свидетельства очевидцев и с их помощью пребывать в радости совершенной (1,1-4). Вторая тема: заповедь любви. Бог любит нас единственной в своем роде любовью (4,9). Мы не имеем права воспринимать ее как любовь, предназначенную только для нас самих, мы должны передавать ее нашим братьям. Для этого нельзя ограничиваться одними словами (3,18), но любить на деле, при необходимости даже жертвуя жизнью (3,10). Это древняя, но одновременно и новая заповедь, которая была дана нам с самого начала (2,7) и при соблюдении которой мы обретаем уверенность в том, что перешли из смерти в жизнь (3,14). Третья тема: христианин и грех. Свет Божий и тьма греха резко противостоят друг другу (1,5), особенно теперь, в последнее время перед концом (2,18). Наступил решительный момент признать в смирении свои грехи (1,9) - лжепроповедники не знали тяжести греха - отказаться от ложной любви к миру (2,15-17) и избежать смертного греха, братоненавистничества, ибо не любящий брата, пребывает в смерти (1,7 и посл.; 5,16). Церковь в состоянии это выполнить, если будет оставаться во Христе (2,28).
Основная цель послания заключается в том, чтобы придать читателям уверенность в их спасении. Их вера не должна быть простой догадкой или теоретическим предположением, а твердым знанием того, что они уже теперь обладают вечной жизнью.

Глава 1

Апостольское возвещение

1,1-4: Личное Слово Божие (см. комментарий на Иоан. 1,1 и посл.), дарованное нам и заключающее в себе с древних времен жизнь Бога, появилось на этой земле не в виде духа или какой-либо идеологии, но в образе видимого и осязаемого человека: Иисуса. Апостол, провозглашая это, считает себя представителем целой группы свидетелей (мы), которые удостоверяют сказанное. Он видел дивные дела Иисуса, распознал глубокие взаимосвязи между естеством Иисуса и назначением Его, касался вознесшегося Христа (Иоан. 20,24 и посл.). Быть свидетелем обязывает возвещать об Иисусе Христе. Находящаяся под угрозой церковь может обрести силу в вере и радость благодаря контакту с этими свидетелями, который возникает при чтении послания. Да, мы сами должны стать свидетелями этого Слова жизни, имя которому Иисус из Назарета. Тогда и наша радость будет совершенной (4; 5,13; Лук. 15,10; Иоан. 15,11; 16,24).

Ходить во свете

1,5-9: Бог есть Свет (Иак. 1,17; см. комментарий на Иоан. 8,12): любовь преданная (4,9), которая согревает, способствует совершенствованию и освещает лежащий перед нами путь (Пс. 118,105), в то время, как себялюбие сеет вокруг себя холод и тьму. Ходить во свете (7) - значит жить в общении с Богом и христианами и иметь прощение. Кто же ходит во тьме (без любви, отрицая прощение) и одновременно утверждает, что имеет общение с Богом, создает своим образом жизни видимость, будто Бог есть тьма. Сохрани нас Господь от этого! Нам необходимо признать свои грехи (9; Прит. 28,13) и быть уверенными в том, что кровь Христа очищает нас (Евр. 9,14; Отк. 1,5). Кровь эта не является магически действующей субстанцией, но есть истекающая кровью любовь, которая открылась нам на кресте. Она и сейчас еще готова помочь нам, потому что мы имеем Заступника у Бога, Отца нашего (2,1).

Глава 2

Христос-умиротворитель

2,1-6: Соблюдать заповеди Иисуса или Слово Его (3 и ел. стих; 4,1; см. комментарий на Иоан. 8,51; 14,15) - значит любить братьев. Следуя этой заповеди, мы пребываем в жизненном общении с Богом и следуем за Христом (Иоан. 13,15; 14,21.23; 1 Пет. 2,21 и посл.) Такую возможнось послушного следования предоставляет нам Иисус, наш ходатай у Отца (Рим. 8,34; Евр. 7,25). Он справедлив, а значит взаимоотношения Его с Богом и людьми правильны. Он ежедневно освобождает нас от непрощенной вины. Но чтобы предостеречь от неверного, узкого понимания христианской жизни, апостол добавляет Он есть умилостивление за грехи всего мира (2; Кол. 1,20; Иоан. 11,51-52), а не только за грехи избранного народа Израиля и не только за грехи мои, верующего. Спасительная миссия Иисуса имеет всеобщее значение. Это смелое утверждение может утешить совесть каждого отдельного человека, для которого своя собственная ноша и развращенность мира невыносимо тяжелы.

Любовь к брату

2,7-11: Заповедь любви к брату древняя - впрочем, любовь к братьям, упоминаемая в Новом Завете, в равной степени относится и к сестрам - потому что христиане знают эту заповедь от Иисуса (Иоан. 13, 34-35; 2 Иоан. 5-6) с тех пор, как они уверовали. Заповедь любви к брату одновременно и новая, потому что такая любовь, которая способна принести в жертву собственную жизнь ради ближнего и даже врага своего, не признавалась, и ранее, до смерти Иисуса на кресте, не существовала. Она единственная в своем роде. С тех пор, как явился нам Иисус, тьма проходит (8; Иоан. 8,12; Рим. 13,12). Исчезнет она навсегда в День Суда.

Отречение от мира

2,12-17: Мир (15-17) в данном случае не означает Божие хорошее творение, а поле проявления сил зла (Иак. 4,4). Похоть плоти, господствующая в этом мире, есть греховное себялюбие, являющееся прямой противоположностью жертвенной любви Бога, Отца нашего. Высокомерие - не что иное, как результат болезненного, ненасытного тщеславия, ненужного и чуждого Богу. Этот мир и в нас самих; поэтому вновь и вновь возникает необходимость тяжелой борьбы, лозунг которой гласит: отказ от всего, что сделало бы любовь невозможной (2 Тим. 4 гл.)! Сопровождается это предостережение самым торжественным обращением из всех имеющихся в Новом Завете (12-14). Соответствуя основному содержанию послания, оно имеет своей целью укрепить в сознании читателей всех поколений уверенность в своем спасении. В борьбе со всем мирским не допускайте мысли, что вы страдаете комплексом неполноценности; в любом возрасте вам дарована полная благодать Божия!

Отмежевание от антихристов

2,18-29: Здесь четко выражена первая тема послания: "Наша вера". Все спасение ставится в зависимость от признания церковью Христа. Кто уклоняется от этого признания, тот отрицает тем самым Сына Божиего и самого Бога, тот отвергает единение с Ним и с Отцом (22-23). Такое происходит наиболее часто в сегодняшний решающий период перед концом, в последнее время (1 Пет. 4,7; см. комментарий на Отк. 1,3). Впервые конкретно называются лжепроповедники, против которых направлено послание, и которых оно разоблачает как лжецов и предшественников антихриста (см. комментарий на 2 Фес. 2; Отк. 13; см. комментарий на Мтф. 24). Хотя они и дорожат своей принадлежностью к церкви Иисуса, но принадлежность эта лишь внешняя. Того, кто действительно принадлежит Иисусу, Он удерживает крепко (Иоан. 10,28). Если не предостеречь от влияния лжепроповедников, они могут разрушить самый фундамент веры. Их называют лжецами (22), потому что они борются против истины и Божией действительности. Христиане отличаются от них помазанием (20; см. комментарой на Пс. 22,5; 2 Кор. 1,22) и Св. Духом (см. комментарий на Иоан. 14,16; 16,13; 2 Кор. 1,21-22). Называется Он так, потому что происходит от Христа, помазанного. Он дарит нам мужество в вере, в любви к Иисусу и прежде всего понимание и проницательность в это последнее время, характеризующееся полумраком и неясностью, дарует вечную жизнь (25; Иоан. 5.24), непреходящую общность с Богом (см. комментарий на Фил. 3,20 и посл.). Так как Св. Дух пребывав в нас, мы, со своей стороны, може] быть призваны: пребывайте в Нем. Иначе мы постыдимся перед Ним (28), погибнем в День Суда.
2,27: Иер. 31,34.

Глава 3

Величие детей Божиих

3,1-6: По природе своей мы не являемся детьми Божиими (Иоан. 1,12; см. комментарий на Рим. 8,16), а только созданиями Божиими и сынами противления (Еф. 5,6). Восклицание: смотрите, какую любовь дал нам Отец должно помочь нам понять, какие изменения внутри нас вызвал Отец Иисуса Христа. Нужно остерегаться, чтобы выражение дети Божии не воспринималось формально, образно. Нет, мы и есть настоящие дети Божии. Нашим новым существованием мы обязаны Слову благодати Отца (Ис. 43,1), мы отданы первородному Сыну Божиему в Его собственность. Поэтому мы, как и Он, являемся чуждыми и сокрытыми этому миру. Мир нас не знает (1). Но после пришествия Его мы увидим славу Его (2; Иоан. 17,24) и испытаем неведомое нам превращение (Рим. 8,17; Фил. 3,20 и посл.; Кол. 3,4). Надежда эта пусть станет движущей силой для спасения нашего.
3,5: Нет греха: Иоан. 1,29; 8,46; 1 Пет. 2,24; Ис. 53,4.5.9.
3,6: Рим. 6,11.14.
3,7-10: Дитя Божие не может (9) грешить. Сама сущность Отца предопределяет в этом мире наше движение против течения. Так, Лютер, находясь в Вормсе, сказал: "Иначе я не могу". Почему? То, что христианин получил от Бога (досл. "Его семя"), а именно, помазание (2,27), Св. Дух (см. комментарий на Иоан. 14,16), останется в нем Это не может то пребывать в нем, то исчезать. Ап. Павел высказывается по этому поводу: мы умерли для греха (Рим. 6,2). Но не противоречит ли наш опыт тому, о чем мы прочли в 1,8-10? Нет; ведь речь идет о нашем первородном грехе о ненависти к Богу; речь идет об от казе от любви Божией и о вытекающем из этого следствии, что мы не любим брата своего (10). Такое сатанинское отрицание любви Божией невозможно для христианина (Мтф. 5,21 и посл.). Данное утверждение не имеет ничего общего с высокомерием; так как христианин продолжает оставаться в опасности совершить грех в том или ином конкретном случае (1,8!), он все еще нуждается в наставлении о том, чтобы любил брата своего (2,7 - 11). Но в своем спасении он должен ыть уверен (Пс. 120,3 и посл.)..
3,8: Сын Божий - см. комментарий на Мтф. 8,29.
3,11-18: Ненавидящий же подобен Каину (Быт. 4,8); он похож на убийцу. Любящий на деле, а не на словах, уподобляется Иисусу; делами :воими он похож на Иисуса, жертвующий своей жизнью ради братьев (16). Не речь ли это, построенная на :онтрастах, если антагонизм между миром и церковью Христа упрощается до противоположности между ненавистью и любовью? Нет, разделительная линия между Богом и "властелином мира сего" действительно обозначена очень резко. Но граница между обеими сферами воздействия не остается неизменной, любовь Божия стремится расширить свое влияние - еще и тем, что мы подавляем в себе эгоистичное проявление действию Его любви.
3,13: Мир ненавидит того, кто в его делах (2,16) не участвует (Мтф. 5,11; Иоан. 15,18 и посл.).
3,14: Мы знаем (Иоан. 5,24). Отчего появляется у нас уверенность в спасении? 1. Потому что мы любим (Мтф. 7,16 и посл.). 2. Потому что Дух Божий уверил нас в этом (24; Рим. 8,16); от смерти в жизнь: Иоан. 5,24; 15,3. Мы любим братьев: апостол Иоанн подчеркивает прежде всего не любовь к ближнему, а любовь к братьям по вере (Гал. 6,10). Любовь заботится о насущном в нашей жизни (Втор. 15,7 и посл.).
3,15: Мтф. 5,21 и посл. 17: 4,20.
3,18: Иак.. 2,15 и посл.
3,19-24: Далее говорится о внутренней жизни христиан. Наше сердце обвиняет нас в том, что наша любовь к братьям недостаточна. Может поэтому мы и сомневаемся в благодати и нашей принадлежности к детям Божиим. Наше сердце не в состоянии давать всему правильную оценку. Это может только наш Отец, который охотно прощает (1,9). Он знает все (20), не только о наших грехах, но и о Своем милосердии и о Своей верности по отношению к нам. Он освобождает нас от вины и всех грехов. Это освобождение дает нам дерзновение к Богу (см. комментарий на Евр. 4,16). Мы знаем: Отец нас слышит, о чем мы Его просим (Map. 11,24). Нам дана возможность начать вновь верить и любить.
3,23: Иоан. 6,29; 15,17.
3,24: 4,13; Рим. 8,9.

Глава 4

Дух истины и дух заблуждения

4,1-6: Лжепророки - см. комментарий на Мтф. 24,24. К искушающим нас проповедям мы должны относиться не как слушающие, а как проверяющие их. Удивительные способности или таинственные события не должны оказывать на нас какого-либо влияния, единственным мерилом должно быть признание своей причастности к Иисусу. Основными проверочными признаками являются: 1. Иисус Христос пришел во плоти (2), это значит, что Иисус - не просто идея; Он действительно был человеком со слабостью и бренностью земной плоти, человеком, испытывающим жажду и голод, подверженным смерти. Но вместе с тем, Иисус пришел и от Отца, это значит, что в лице Иисуса пришел сам Бог (Иоан. 10,30; 12,45-49). Иисус пожертвовал своей плотью во имя спасения мира (- см. комментарий на Мтф. 16,16; Иоан. 6,51). 2. Вызывает ли проповедь любовь, готовую к служению или фанатичную ненависть; себялюбие или самоотречение (4; 2,14)? 3. Мир слушает их (5; Иоан. 15,19): с какой стороны они встретят одобрение?

Божия любовь и любовь к братьям

4,7-10: Следующим признаком, характеризующим настоящего пророка, является любовь. Главное высказывание: Бог есть любовь (8) нельзя воспринимать в неверном, сентиментальном смысле, как чувство слабого. Имеется в виду самопожертвование, как сущность Бога: Он послал Сына Своего единородного в мир (Иоан. 3,16), хотя и знал, что намерение спасти мир закончится трагически для Сына. Поэтому со всей определенностью можно сказать, что Бог за нас (Рим. 8,31 и посл.). Что не мы возлюбили Бога (10): как мы можем считать, что нам позволено приблизиться к Богу лишь по достижению определенных успехов в набожности или службе? Как еще много в христианстве законом предопределенного и тягостного!
4,7: Рожденный от Бога - см. комментарий на Иоан. 3,3. Познание Бога доступно только возрожденному!
4,11-15: Никто и никогда не видел Бога: Иоан. 1,18; 1 Тим. 6,16. Речь идет о познании Бога, которое возможно только благодаря Св. Духу (13; 3,24) и общению с Богом, Его любви (12). Поэтому для христианина так важно общение с братьями и одновременно с Богом, о котором здесь уже трижды сказано, что Он пребывает в нас. В дружной, единодушной, готовой к обоюдному услужению, церкви живет и действует сам Господь. То же самое можно сказать и по отношению каждого преданного христианина. Так возникает познание Бога (Иоан. 8,32).
4,16-21: Что такое совершенная любовь (18)? Это - состояние, которое полностью основывается на благодати, а не на своих или частично своих достижениях и которое излучает любовь Божию на братьев. Находясь в этом состоянии, к которому стремится привести нас Св. Дух, мы не можем устрашиться пришествия Судьи (2,28; Рим. 8,15). - Ап. Иоанн руководствуется тезисами: 1. Бог любит нас; 2. Бог создает нас, значит считает нас Своими детьми; 3. мы любим тогда Бога и братьев (сохристиан); 4. мы познаем тогда Бога; 5. мы станем совершенны. Большое значение он придает (14): есть свидетели - и ап. Иоанн один из них; любовь Божия в Иисусе Христе должна быть распространена - и ап. Иоанн делает это.
4,21: Map. 12,29-31.

Глава 5

Сила веры

5,1-4: Вера - есть возрождение (- см. комментарий на Иоан. 3,3), ведущее человека из состояния, в котором находится мир (4), в истинное царство Христа. Миром руководит похоть (2,16), он противопоставляет себя законам Божиим, и Христос для него ничто. Мир постоянно пытается соблазнить нас, ожесточить, запутать, омрачить наше сердце. Но Бог поддерживает нас и всех, кто любит Его и соблюдает Его заповеди (2; Иоан. 14,15. 23 и посл.). Поэтому мир не может нас одолеть, но мы, напротив, можем многим, еще пребывающим в мире, помочь перейти от смерти в жизнь. Но все это только через Иисуса Христа, единственную твердую опору в бурном потоке жизни. Он Зачинатель и Свершитель нашей веры (Евр. 12,2).
5,3: Заповеди Его не тяжки: Мтф. 11,30.
5,4: Победа: Иоан. 16,33; 1 Кор. 15,57.

Свидетельство Божие о Своем Сыне

5,5-12: Водою и кровию: предсказание о пришествии Иисуса: крещение Иоанном и смерть на кресте. Вознесенный Христос приходит к своей Церкви (6; Иоан. 1,33; 19,34ипосл.). Каким образом Он осуществляет связь с ней и поддерживает ее? Через "средства благодати", воду (= крещение), кровь ( = причастие) и Дух ( = полномочное возвещение Евангелия). Все три средства благодати имеют единую цель; все они свидетельствуют о Христе, даже Сам Бог свидетельствует через них о Своем Сыне (Иоан. 3,32-34; Рим. 8,16). Это свидетельство противопоставляется (9) свидетельству людей - имеются в виду, по-видимому, лжепроповедники. Божие свидетельство придает этим средствам благодати, кажущимися такими слабыми, силу, чтобы в нас вновь и вновь утверждалась вера в Христа. Мертвы ли мы или имеем жизнь вечную (12), решает общение с Господом, потому что Отец дал "Сыну иметь жизнь в Самом Себе" (Иоан. 5,26). Значит, кто действительно желает жить, а не влачить жалкое существование, испытывая одно разочарование за другим, тот должен стремиться к церкви, к средствам благодати и искать Иисуса.
5,7-8: Начиная с 350 года п. Р. X., в переводах на латинский язык Первого послания Иоанна имеется добавление, автор которого нам неизвестен: "Трое свидетельствуют на земле: Дух, вода и кровь; и сии три в одном, Иисусе. И "рое, которые свидетельствуют об этом на небе: Отец, Слово (= Иисус) и Дух." Судя по содержанию, это до-5авление могло бы принадлежать ап. Иоанну.

Радость в молитве

5,13-17: Если мы уверены, что кем жизнь вечную, мы обретаем уверенность и в том, что Он услышит нас (Иоан. 14,13 и посл.; 15,17). когда мы молимся за наших братьев, слабости которых мы знаем (16). Если Христос прочно вошел в нашу жизнь, наша молитва все больше приобретает характер просьбы о заблуждающихся и грешниках (Лук. 23,34). Конечно, есть грех к смерти (3,7 и посл.; см. комментарий на Мтф. 12,31 и посл.; Евр. 6,4 и посл.; 10,26; 1 Кор. 5,5), за который не следует молиться: диа-вольские черты высокомерия по отношению к Богу и ненависть к братьям. Иисус может простить даже такому человеку и привлечь его к Себе, но церковь Его должна молчать; так она может избежать разочарования от того, что молитвы ее могут быть не услышаны. Но как редки подобные единичные случаи и как, напротив, многочисленны действенные, успешные молитвы!
5,13: Иоан. 20,31.

Хранить себя во Христе

5,18: Хранит: Иоан. 17,15.
5,19: Гал. 1,4.
5,21: Идолы (1 Кор. 10,14) в большинстве случаев встречаются нам сегодня не в форме статуй, перед которыми преклоняют колени, а в виде утонченных мысленных образов, создаваемых различными мировоззрениями и идеологиями, которые, в конечном итоге, трансформируются в обожествление отдельных выдающихся личностей. Храните себя, но не заботьтесь, потому что мы (возрожденные; см. комментарий на Иоан. 3,3) пребываем в истинном Сыне Его Иисусе Христе (см. комментарий на Мтф. 8,29) как в крепости (Иоан. 10,27 и посл.).