1 Коринфянам
Наш YouTube - Библия в видеоформате и другие материалы.
Христианская страничка
Лента обновлений сайта
Медиатека Blagovestnik.Org
в Telegram -
t.me/BlagovestnikOrg
Видеобиблия online

Русская Аудиобиблия online
Писание (обзоры)
Хроники последнего времени
Українська Аудіобіблія
Украинская Аудиобиблия
Ukrainian
Audio-Bible
Видео-книги
Музыкальные
видео-альбомы
Книги (А-Г)
Книги (Д-Л)
Книги (М-О)
Книги (П-Р)
Книги (С-С)
Книги (Т-Я)
Новые книги (А-Я)
Фонограммы-аранжировки
(*.mid и *.mp3),
Караоке
(*.kar и *.divx)
Юность Иисусу
Песнь Благовестника
старый раздел
Бесплатно скачать mp3
Нотный архив
Модули
для "Цитаты"
Брошюры для ищущих Бога
Воскресная школа,
материалы
для малышей,
занимательные материалы
Список ресурсов
служения Blagovestnik.Org
Архивы:
Рассылки (1)
Рассылки (2)
Проповеди (1)
Проповеди (2)
Сперджен (1)
Сперджен (2)
Сперджен (3)
Сперджен (4)
Карта сайта:
Чтения
Толкование
Литература
Стихотворения
Скачать mp3
Видео-онлайн
Архивы
Все остальное
Контактная информация
Поддержать сайт
FAQ


Наш основной Telegram-канал.
Наша группа ВК: "Христианская медиатека".
Наши новости в группе в WhatsApp.

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Оглавление: Глава 1; Глава 2; Глава 3; Глава 4; Глава 5; Глава 6; Глава 7; Глава 8; Глава 9; Глава 10; Глава 11; Глава 12; Глава 13; Глава 14; Глава 15; Глава 16.

 

В Первом послании к Коринфянам (1 Кор.) обсуждаются преимущественно вопросы церковной жизни и менее догматические вопросы (учение) или лжеучения, или личные вопросы, касающиеся следования за Христом. Это объясняется предисторическими событиями и обусловленной временем подопекой послания: как и большинство новозаветных посланий, оно было написано, потому что церкви угрожали разделение и лжеучения.
Автор послания Павел (Павел - см. комментарий на введение Деян.). После основания церкви во время второго миссионерского путешествия Павла (Деян. 18,1-11), апостол продолжительное время поддерживал с коринфянами из гор. Ефес оживленную связь (16,8). Но в промежутке этого времени в Коринф пришли другие христиане, которые не признавали Павла за апостола (главы 1-4). Наше Первое послание к Коринфянам является, главным образом, основательным ответом на письмо коринфян (7,1), которое по всей вероятности было доставлено Павлу тремя членами общины (16,17). Этому посланию предшествовало, не дошедшее до нас, "самое первое послание" Павла (5,9 и посл.). Из письма коринфян видно, что Павла неправильно поняли, как будто он требовал от христиан тотального отделения от мира и тотального "искоренения мира" из жизни христианина. Поэтому поводу возник целый ряд вопросов (например: 7,1 о браке; 8,1 о "идоложертвенном мясе"). Кроме того "Хлоины" информировали Павла о всякого рода неурядицах в церкви.
Кульминационный пункт послания - воскресение Иисуса Христа из мертвых. Все неполадки и трудности в церкви имели прямую связь с отрицанием телесного воскресения из мертвых. Одновременно в послании повествуется о том: как поместная церковь в определенное историческое время может жить и утверждать себя в антихристианском мире?
Павел не удовлетворился посланием своего сотрудника Тимофея с особым поручением в Коринф (4,17; 16,10; Деян. 19,22), чтобы он, может быть, уже устно разъяснил главные недорозумения. Апостол сам в этом послании основательно обсуждает эти вопросы. Чувствуется - возможно перед Троицей в 55 году п. Р. X. написанном послании (16,8) - глубокая забота о церкви. Павел особенно переживает, что слово о кресте вытесняется мнимым, более глубоким и святым "познанием мудрости" - приведшем в церкви к делению на партии - и, что прежняя любовь к Иисусу Христу охладела (гл. 13! ср. 16,22). Своим посланием Павел дает нам сегодня еще возможность - в совершенно иное историческое время - быть участниками в бесподобном душепастор-ском служении. Одновременно он сообщает нам принципиальные истины и указания, важные и необходимые как раз в наше время, ибо эпоха государственного христианства в духе времен Константина Великого, в котором христианская вера формировала всю жизнь: в искусстве, нравах, науке и мышлении, подходит к концу. Среди многоголосых толков и мнений, развала всяких норм, заметно приближение последней антихристианской эпохи (- см. комментарий на Мтф. 24).

Глава 1

1,1: Относительно стиля послания - см. комментарий на Рим. 1,1. Рядом с Павлом, который представляет себя здесь как уполномоченный апостол (см. комментарий на Деян. 1,15), в составлении послания принимает участие Сосфен ( см. комментарий на Еф. 1,1). По всей вероятности Сосфен был начальником Коринфской синагоги (Деян. 18,17) в последствии ставший хри-¦ стианином и с Павлом прибывший в Ефес.
1,2: Церковь Божия: она состоит из людей, призванных Иисусом Христом (Церковь, досл. "призванные"), чрез примирительную жертву Иисуса Христа принадлежащих Богу; поэтому они названы святыми (см. комментарий на Еф. 2,19). Эта церковь универсальная, и все же она представляет себя каждый раз как поместная церковь.
1,3: Мир: приветствие есть не только просто пожелание, но радостная констатация! Благодать и мир предназначены нам Богом. Благодать в В.З. обозначает: "приобрести благоволение" (Быт. 32,5) и является даром Божиим (Быт. 39,21; Исх. 3,21; 11,3; 12,36). В Н.З. благодать значит снисходительное отношение Бога к находящемуся в нужде (Мтф. 11,28 и посл. Лук. 15 гл.!). Для Павла благодать- это сущность спасения Божия; она - дар, не награда; справедливость Божия, не грех; вера, не дело; Евангелие, не успех и должное достижение (Рим. 3,21-31; 4,2.25; 5,15-21; 6,12-23; 11,5-6; 2 Кор. 1,12; Гал. 2,21; 5,1-6). Мир: (по-еврейски шалом; -* Деян. 4,12) в В.З. представляет все дарованное Богом во всех областях жизни: благополучие (Суд. 19,20), счастье (Пс. 72,3), здоровье (Ис. 57,18), быть довольным (Быт. 26,29), взаимопонимание между народами и отдельными людьми (3 Цар. 5,26), спасение (Ис. 45,7; Иер. 14,13). Мир понимается в социальном и политическом смысле и часто связан со справедливостью (Ис. 48,18; Пс. 84,11); мир описывает наше отношение к Богу (- см. комментарий на 4 Цар. 22,20). Со времен завоевания Иерусалима (587 г. до Р.Х.) Библия понимает мир как дар Божий в последние времена (Ис. 54,10; 62,1-2), универсально (Ис. 11,6-9; 29,17-24); сотворение нового неба и новой земли (Ис. 65,17-19; Отк. 21,1-4). В Н.З. под миром понимается то же самое, что и в В.З.: политически (Лук. 14,32); социально (Деян. 7,26); надежда на будущее (Лук. 1,79; 2,14; Еф. 6,15); порядок (1 Кор. 14,33); Христос утверждает мир (Рим. 5,1; Лук. 2,14; Еф. 2,14-18; Иоан. 14,27; Кол. 3,15); он объемлет весь мир и человека (2 Кор. 5,17; Гал. 6,15). Есть разница между миром и благополучием (- см. комментарий на Деян. 4,12)!

Благословения Евангелия в Коринфе

1,4-9: В том, чего церковь достигла и что она из себя представляла, мало похвального. Об этом повествуют следующие главы. Тем более Павел находит повод к благодарственной молитве в том, что Сам Господь дарует коринфянам: в прошлом (4-6), в настоящем (7а) и в будущем (76.8). Коринфяне богаты (2 Кор. 8,7-9; Фил. 1,9): слово Божие (учение: Деян. 18,5), познание и проповедь (доел, "быть свидетелем"), все это они имели в обильной мере со дня их обращения к Иисусу Христу. Из этих фундаментальных даров рождаются дары Духа Святого (харизма: 12-14 главы; см. комментарий на Деян. 2,4), которые определяют и формируют совместную жизнь в церкви. Иисус Христос сохранит Своих учеников до Своего явления (см. комментарий на Фил. 3,20-21), до конца (Иоан. 10,28; Пс. 72,23: "Ты держишь меня"). Ввиду только этой радостной надежды, все неустройство в церкви, которое апостол вынужден был порицать, может исчезнуть.

Разделения в церкви

1,10-12: Церковь щедро одарена Христом и все же находится в смертельной опасности: культ личности, ведущий к разделению. Прискорбно то, что имя Христа злоупотребляется партией. Повод к этому, рассуждая по-человечески, понятен: увлечение остроумной, ученой проповедью (Апполос - см. комментарий на Деян. 18,24); ссылка на основателя церкви со своей простой проповедью о кресте (Павел); доверие к руководящему апостолу Петру (= Кифа - см. комментарий на введение к Деян.); партийный пароль "а мы Христовы" (2 Кор. 10,17). Все оценивается из вытекающего результата и обнаруживается как недуховное, потому что производит разделение. Между прочим, Павел открыто называет источник своей информации (16,17), когда ему официално об этих вопросах ничего не было сообщено (ср. Мтф. 18,15 и посл.).
1.13-17: Спасение только в распятом Христе. В крещении человек только поручается Христу, но не прикрепляется к совершающему крещение. Если в Коринфе об этом забыли, то Павел радовался тому, что сам не многих крестил; были уверовавшие в Коринфе крещены сотрудниками апостола Павла? Этим крещение нисколько не умаляется (см. комментарий на Деян. 2,41; 8,36 и посл.; 10,48).

Мудрость мира сего - безумие пред Богом

1,18: Кто в кресте усматривает поражение Иисуса Христа, кто последователей Распятого считает за немудрых и, кто самого себя объявляет прогрессивным реалистом, тот этим самым свидетельствует, что он на стороне погибших. В противоположность этому, верующие достоверно знают, что их спасение основано в кресте (Мтф. 1,21; 2 Цар. 7,4 и посл.).
1,19-21: Объявление Своей воли, ясно высказанное Богом уже в В.З., исполнилось, и это можно проверить даже в греческой философии: человеческая мудрость не способна к окончательному познанию. Бог употребляет ими пренебреженное и осмеянное как "юродство" слово о кресте средством спасения человека, с открытым ухом для этого слова и торжественно давшего обет Богу (= верить). Бог думает не так, как мы думаем, поэтому мы должны переменить "образ мышления" (по-гречески "покаяться").
1,22-25: Прежде чем поверить Богу, человек ищет доказательства. Поэтому он ищет познания в чудесах и знамениях (Мтф. 12,38!) или в разумных умозаключениях (Деян. 17,19!). Этим способом человек не может быть спасенным: здесь он предоставлен самому себе. Но дело примирения Христа в великой немощи на кресте, для иудеев богохульный скандал, а для греков - безумная глупость, открывается, как превосходящая, спасающая мудрость Божия и сила Божия (Мтф. 11,25 и посл.).
1,26-29: Ваше призвание: состав Коринфской церкви является живым подтверждением, что призывающая, творческая сила Божия обновляет, преобразует и употребляет как раз таких людей, которые в глазах мира сего ничего не значат и не имеют влияния: Мудрые: интеллект; сильные: влиятельные; благородные: выдержанные характером и уважаемые по происхождению.
1,30-31: Правда, христиане, которые раньше были "ничего незна-чущими", теперь от Него (Бог) и в Иисусе Христе стали значущими: они не имеют возможности хвалиться самими собою. Но в Иисусе Христе они имеют все, что делает жизнь реальной и достойной жизни.

Глава 2

Проповедь апостола о кресте

2,1: И когда я: Павел покоряется воле Божией. При основании церкви он не выступает как увлекательный проповедник, удовлетворяющий желания греков доступной мудростью (гнозис - см. комментарий на Еф. 3,18): ибо "Повешанный" на древе проклятия - острый контраст всякой системе человеческого мышления. И все же Дух Святой открывается как раз в немощи и страхе апостола.
2,4: Но в явлении Духа и силы (2 Кор. 12,12; Гал. 5,22-23): Павел ставит опыт веры выше теоретического, бесплодного рассуждения: люди уверовали - это действие Духа Святого.

О мудрости Божией

2,6-8: Но слово о кресте есть тоже мудрость, единственная, глубокая мудрость, которую Бог открывает совершенным, т.е. духовным. Наш разум нуждается в просвещении, он должен быть освящен (Кол. 1,9). Совершенные - см. комментарий на Еф. 2,19; Мтф. 5,48; Евр. 5,14.
2,9: Этот метод действия Божия открыт уже в пророческом слове В.З. Разумеется, что из "уповать" Ис. 64 гл. стало в Н.З. "любить", ожидание превратилось в исполнение.
2,10-12: Радиовещание можно услышать только чрез радиоприемник. Так и откровение Божие можно принять только чрез Духа Святого. И Бога познать можно только тогда, если Он сделает нас причастниками Своего естества (- см. комментарий на Иоан. 14,17). Дух Божий радикально отделен от духа мира сего, лежащего во грехе (Рим. 8,26; Иоан. 1,18; 1 Тим. 6,18).
2,13: В Духе Святом мы нуждаемся не только для познания духовного, но и для возвещения дел Божиих. Не удивительно что благочестивые говорят на чужом языке для посторонних, и их речь и жизнь непонятна им!
2,14-16: Все, еще импонирующие религиозные и философские системы, все самоотверженные усилия спасения, ограниченного в пространстве, во времени и в материи человека, обречены на провал. Только творческое действие Духа Святого преобразует человека и сообщает ему новую способность к познанию, и способность давать всему правильную оценку, делает его духовным человеком. Вне Святого Духа, также вне Церкви Иисуса Христа (только ей дарует Иисус Христос Духа Святого), нет истинного духовного познания.

Глава 3

Поручение наставника

3,1-4: То, что в начале христианского поприща является вполне нормальным: способность воспринимать божественное слово только первоначальных основ, то по прошествии нескольких лет следования за Христом, есть признак духовной болезни. Ссоры и разделения - основные причины, препятствующие духовному росту - говорят о "плотском", это значит, отторгнутое от Бога, земное помышление (Рим. 8,4; 2 Кор. 10,2 и посл.; Евр. 5,12 и посл.).
3,5-6: Без их участия, провозглашенные лидерами партий, благовестники являются только служителями Иисуса с различными поручениями. Верующими становятся "не" в вестников Христовых, но чрез вестников Христовых, поэтому мы не должны привязываться к человекам.
3,7-8: В конечном счете только Богу подобает честь; без Его благословения труд Павла и Апполоса был бы напрасным. Кроме того, не хорошо для них (и для церкви), если они уже здесь получают награду в форме оказания им почета от людей (- см. комментарий на Мтф. 10,42; Рим. 2,6 и посл.; Гл. 4,5; 9,17).
3,9-10: Упомянутым примером о ниве и о построении, Павел только повторяет и усуглубляет сказанное.

Ответственность наставника

3,11: Христос Сам есть фундамент (основание), не учение о Нем.
3,12-13: Поскольку основанием - личность - Иисус, то и под строительным материалом следует понимать личности. И на настоящем фундаменте можно строить из преходящего материала (дерево, сено, солома), который в огне Суда Христова! (2 Кор. 5,10; это не Последний суд, так называемый "Страшный Суд", Отк. 20; - см. комментарий на Иоан. 3,18-19). Испытание огнем выдержит только то, что было сделано в тесном общении со Христом.
3,14-15: Потерпеть урон: 5,5; ср Деян. 3,21. Еще раз становится яс ным, что под "днем" (13) не может подразумеваться Последний суд, где окончательно будет подтверждено спасение или окончательное осуждение. Все же будет стыд тем, кто пред Судилищем Христовым будет спасен как "головня из огня", будучи не в состоянии представить то, чем он так гордился (Мтф. 7,22-23). На этих, исключительно прообразных, стихах невозможно оправдать учение Католической церкви о "чистилище".
3,16-17: Еще пагубнее действие тех которые, хотя и искренне, но строили из преходящего материала, преждевремеренно разрушающих церковь, производя в ней разделения, подобно упомянутым в Фил. 3,2 "делателям" ибо они не только сбивают с толку и наносят ущерб объединению людей например: а какому-либо союзу, но храму Божию, Церкви Иисуса Христа (Евр. 3,6; Отк. 21,2-3; см. комментарий на 1 гл. 12,27). Таковы не могут быть спасенными и как "головня из огня .
3,18-20: Павел резюмирует тему первой и второй глав: ложная оценка самих себя, прикладывая масштаб человеческой мудрости - самообман. Суждение мира не имеет значения в виду окончательного Божьего приговора. Тот будь безумным: это значит, полностью зависим от Христа (Мтф. 18,3 и посл.).
3,21-23: Ни один проповедник Евангелия не должен быть превозносим, как лидер партии, над другими. Это не значит, что мы должны всех чуждаться, наоборот: мы должны с благодарностью и радостью принимать порученное нам служение. Но не только эти, особо одаренные братья, стоят без ограничения на службе всей церкви, но вся совокупность творения и историческое, поскольку каждый христианин в отдельности, как церковь, принадлежит Христу и остается преданным Ему.

Глава 4

4,1: Служители и домостроители: Всякое человеческое распределение по категориям, всякое умаление или возвышение апостола, имеет не более как временное значение. Каждый, как служитель и домостроитель, зависим непосредственно от своего Господа, а не от распоряжений и суждений членов церкви. Поэтому единственным масштабом является верность, но не успех в проповеди и созидании церкви, в служении или чудесах. Мы должны быть верными в тайнах Божиих, это значит: верно роповедовать о Царствии Небесном Лук. 8,10); об отношении Иисуса Христа к Своей Церкви (Еф. 5,32), которой принадлежат также и язычники (Еф. 2,11 и посл.; Кол. ,26); о воскресении мертвых - надежде христиан (15,51); о всех тайнах Божиих, о плане нашего спасения, который открывает нам Дух Святой (14,2). Как служители Христовы мы будем просить в молитвах о Духе Святом (Лук. 11,13).
4,2: Больше как верности церковь и не смеет требовать
4,3: Судите обо мне: ни коринфяне, исходя из своей ограниченной перспективы, ни другая какая-либо человеческая инстанция, не могут надлежаще судить. Я и сам не сужу о себе: собственное мнение апостола о самом себе не имеет никакого значения перед Богом. Мы должны также отказаться от всякого самооправдания. Мы вправе не думать о самих себе и не должны щепетильно стараться доказать наше духовные качества и нашу верность! Испытывать самого себя, это нечто совсем другое (11,31).
4,4: Хотя я ничего не знаю за собою, но тем не- оправдываюсь: кто живет из непосредственности веры и прощения Иисусом Христом, тот может с дерзновением смотреть на приближение суда Божия (Рим. 8,1).
4,5: Прежде времени: Мтф. 7,1; 13,24-30. Все же мы должны научиться различать, Дух ли Святой или же другой дух действует в человеке (1 Иоан. 4,1). В главах 1-4 Павел восстает против того, что христиане руководствуясь симпатиями или антипатиями преувеличивают некоторые преимущества отдельных служителей и, таким образом, производят разделения в церкви. Там, где искажается учение, там апостол говорит об отделении (Гал. 1,8-9; Мтф. 24,23-24). Похвала: взором на вознаграждение Божие за верность, но не на порицание Божие, заканчивается этот круг мыслей об истинном сотрудничестве (см. комментарий на 3,13).

Против высокомерия коринфян

4,6: Сверх того: кто с фанатизмом подвизается против другого вида ;лужения (при этом известную часть главы своего любимца приписывает себе!), тот оставляет духовный принцип: "Только чрез Священное Писание" (например: заповедь любви Гал. 5,14-15), и превозносится над Библией. Сам благовестник, и вообще христиане, оказались бы мошенниками, стараясь показать себя в роли "звезды" и свою даровитость считать как результат собственных усилий, а не как незаслуженный дар (7).
4,8: Пресытились и обогатились и стали царствовать: Павел расторгает сеть хвастливого, партийного сплетения обстоятельств, в форме разоблачающей иронии. Коринфяне присваивают себе право царствования искупленных в последние времена (6,2; Отк. 5,10; Мтф. 19,28), хотят предвосхитить описанное о царствующей и торжествующей "Церкви". Ирония Павла: "Да, были бы вы уже на небесах! Тогда я хотел бы с вами царствовать! " Истинная община - церковь, несет еще крест и, как раз в образе раба, идущая крестным путем, она истинная Церковь Христова. Церковь, старающаяся приспособляться к миру, отрекается от своего Господа.
4,11: 2 Кор. 4,8-11; 6,4-10; 11,23- 28.
4,12: Мы благословляем: любовь Иисуса Христа любит и врагов. Она не только сносит каверзы врага, но ищет побеждать зло добрыми мыслями, словами и делами.

Павел - отец коринфской церкви

4,14-15: Не к постыжению: ирония! Павла должна не только разоблачить заблуждение, но помочь выпутаться из него. Наставник может' настоять на своем и утвердить свой авторитет по отношению к детям (это' путь закона!); отец же говорит убедительно с детьми, находящимися в опасности, и в то же время с любовью (это Евангелие; см. Еф. 3,15).
4,16: Подражайте мне: в жизни Павла отображается Христос (11,1):. Проповедуемое слово должно подтверждаться жизнью.
4,17: Тимофей - см. комментарий на введение 1 Тим.; Деян. 16,1.
4,19: Еслиугодно будет Господу: у апостола не было своевольных планов путешествия (Иак. 4,15)! Испытаю силу (2,5; Гал. 5,22-23): он хочет показать (вскрыть) духовную нищету производящих разделения в церкви.
4,20: Царство Божие - см. комментарий на Мтф. 3,2.

Глава 5

Исключение развращенного из церкви

5,1-5: У вас появилось блудодеяние: упомянутая духовная нищета в Коринфе (4,19) открывает показную самоправедность как ложь. Особенно это обнаружилось в кровосмешении. Некто женился на своей мачехе. Хотел он этим самым продемонстрировать "христианскую свободу"? Церковь оказалась не в состоянии увидеть в этом грех, оплакивать его и применить церковную дисциплину (Мтф. 18,15 и посл.). Исключение грешника из церкви (предать сатане: 5; 16,22; Гал. 5,10; 1 Тим. 1,20) уже решено Павлом, все же церковь в своих интересах должна подтвердить это решение. Только так можно воспрепятствовать греху, разрушать церковь. Цель церковной дисциплины - обращение согрешившего, просьба о прощении. Согрешивший принадлежит к Церкви Иисуса Христа (Иоан. 10,28), иначе дух его (душа) не может быть спасенным (3,15), если тело и погибнет (Деян. 5,1-11; 2 Кор. 5,10). Уполномоченное библейское "связывание" является очень строгим мероприятием из Христовой любви к грешнику. Согласно Евангелия "разрешать", не отделять, но возвестить прощение (Мтф. 16,19; 18,18; Иоан. 20,23). Апостол Павел не разъясняет, почему этот брак является грехом; для него само собою понятно, что Ветхий Завет является обязующим.
5,6: Нечем вам хвалиться: думали ли коринфяне, что этот единственный случай не повредит церкви? Или же они ссылались на Мтф. 13,30? Но там Иисус Христос противоречит только воле, мнящей создать чистую, совершенную церковь; причем всякий незначительный грех беспощадно вскрывается; по отношению грубых общественных несправедливостей действительно слово Иисуса Христа в Мтф. 18,15 и посл. Явный грех одного члена в "Теле Христовом" обременяет всех, также как и прощение одного служит благословением всем!
5,7: Очистите: как при праздновании Пасхи (Исх. 12,8 и посл.; 13,7) всякий след квасного теста должен был быть удален. Это относится и к церкви, жить в постоянном очищении и не терпеть в своей среде познанного греха. Ибо Пасха наша - Христос: очищение не должно выродиться в идеалистическое самоспасение ("гуманистическая этика"). Только чрез веру в Кровь Иисуса Христа получает грешник действительное очищение; это хранит нас от гордости и зависимости от человека.
5,9: Я писал вам: увещание Павла, в недошедшем до нас послании, было неправильно понято: церкви дано право применять меры только к своим членам. В данном случае, да! Живущий же за пределами поместной церкви, подчинен непосредственно суду Божию, такому со стороны христиан должна быть оказана Христова любовь и возвещено о спасении (Лук. 14,23). Церковь не должна изолироваться от "злого мира" и представить мир собственной судьбе (Выйти из мира).
5,11: См. комментарий на Кол. 3,5 и посл. Не есть вместе: во время Преломления хлеба (Причастие) или вообще в общении.

Глава 6

Правовые вопросы между христианами

6,1: Дело с другим: судиться у нечестивых: церковь должна заботиться о своих членах и разрешать правовые, судебные дела между собою (душепасторское служение!); церковь имеет на это правовое уполномочие (5,12). Поэтому христиане не должны в спорных вопросах обращаться к языческим судьям.
6,3: Их будущее достоинство, как соправителей и, как призванных судить вместе с Богом даже ангелов, не согласуется с мелочными ссорами (Мтф. 19,28).
6,4: Ничего не значущих в церкви: неверующие, не принадлежащие к церкви!
6,7: Христианина отличает не то, что он сносит оскорбительные обиды, но способность стоять выше обид и суверенная невозмутимость тех, кому открыты вечные горизонты.

Распутство и христианская свобода

6,9: См. комментарий на Кол. 3,5 и посл. Сексуальные грехи стоят часто на первом месте. Малакии: рукоблудники, лентяи и искатели наслаждений.
6,11: Такими были... но оправдались: Дух Божий делает нового человека. Это очевидный факт. Несмотря на действие силы Христовой в нас, мы нуждаемся в призыве к покаянию.
6,12: Христиане очень скоро поняли, что они свободные люди. Свобода не есть произвол и распущенность, но быть свободным для Бога, это значит: свобода для того, что полезно служению Богу.
6,13-15: Поразительное различие между чревом и телом должно нас заставить поразмыслить над этим: пища и питие, как и половые органы, принадлежат к естественной, преходящей сфере человеческой природы. Если же это превращается в излишество в пище и в пьянство (10) или разврат, то это касается и затрагивает тело как носителя нового тела воскресения. В таком случае жилище Духа Святого (19) оскверняетя и мы совершаем грех своеволия. Злоупотребление сексом никогда не может быть выражением христианской свободы и приравниваться к утолению голода и жажды.
6,16: Нет полового общения без душевного общения. Тело и душа тесно спаяны.
6,20: Дорого куплены: тело не умаляется по отношению к "душе" и "духу" (как это делали греческие философы!), но наоборот: тело делает возможным чрез соответствующее Богу употребление природных способностей (дарований), являть славу Божию'.Бог так ценит тело, что Он преобразит его в день воскресения. В конечном счете тело принадлежит Богу и ни в коем случае, не блуднице.

Глава 7

Брак и безбрачие

7,1: А о чем вы писали: Павел отвечает теперь на запросы коринфян относящиеся к практической жизни. Тему о браке он не сам затрагивает. Хорошо им оставаться как я: Павел живет в ожидании скорого пришествия Христа (Мтф. 24,19), он, целиком поглощен работою для Господа.
7,2: Свою жену: были ли в Коринфе такие христиане, которые свое духовное совершенство усматривали в безбрачии и на женатых смотрели свысока? Считали ли последние в свою очередь брак (подобно иудеям) угодным Богу? В тоже время "свободные", неженатые участвовали в культовой проституции в честь богине любви. По этому поводу Павел: "Безбрачие есть нечто доброе, чего нельзя умалять, оно полезно" (7-8. ср. достоинство брака. Еф. 5,22-23). В коринфских условиях Павел все же был вынужден выступать против безбрачия. Брак и безбрачие есть дары Божии (харизма; 7).
7,5: Для упражнения в молитве: половое общение принадлежит к брачной жизни. Оно не должно быть ограничено рождением детей и, следовательно, стать средством к цели! Для сосредоточенной молитвы половая жизнь может быть помехой. Временное воздержание, как исключение, нуждается в обоюдном согласии супругов, иначе оно причиняет ущерб другому.

Расторжение брака

7,10: Павел делает разницу между обязательными заповедями, которые только Бог произносит, и своим личным мнением (12,25.40).
7,12: Расторжение брака противоречит перво начальной воле Божией (Мтф. 5,32 19,4-5). Для верующего расторжение брака допускается только в случае прелюбодеяния (Мтф. 5,32) и при отказе неверующей стороны жить вместе, после обращения другой стороны. Для последователей Христовых это не носит характера тотального разлучения (39). Возможность примирения остается открытой Вступление вторично в брак с другим партнером исключается вообще
7,14: Освящаться - святы: неверующий муж или жена и дети от смешанного брака (смешанного не в смысле вероисповедания, но в смысле веры!) не спасаются автоматически чрез примерную жизнь и молитвы верующей стороны супругов (16) но все же они находятся под влиянием Святого Духа. В Библии вообще не разбирается возможность бракосочетания верующего с неверующим (в Первохристианской церкви это было вообще немыслимо!), но только последствие того, что случается, если в языческом супружестве одна сторона обращается.

Различия в церкви

7,17: Как Господь призвал: то, что действительно для положения безбрачных и женатых, то применимо и к другим сферам жизни: остаться в том положении в каком ты находишься. Краткое время (до пришест-!ия Иисуса Христа; 29) совсем не позволяет нам расходовать и распылять наши силы в социально-революционном подвизании. Христиане подрывают и преобразуют несправедливые социальные порядки "снизу", как рабы Христовы! В другом случае рабу не возбраняется, если он может, стать свободным (см. Послание к Филимону!).
7,19: Заповеди Божии не потеряли своего значения в виду Десятисловия (Десять заповедей - см. комментарий на Исх. 20 гл.) и заповеди любви (Лев. 19,18).

О безбрачных

7,25-28: Даю совет: не брак, как таковой, неполноценен или даже греховен; но в виду приближающейся нужды, гонений в последние времена, лично Павел видит в безбрачии большую свободу и облегчение для себя (7-8) и для молодых верующих девушек - (Мтф. 24,19). " 29-31: Как не пользующиеся: Павел опять принципиален и расширяет это понятие на всеобъемлющее в жизни: христианин здраво сознает, что он живет в преходящем мире. Поэтому он не держится за преходящее. Христиане имеют право относиться к вещам, для них "чуждой" земли, (Лук. 16, 10-13) с надлежащей дистанцией и с надлежащей близостью, и этим самым доказывая свою верность. В такой свободе к вещам мира сего, конечно легче жить, если время коротко до пришествия Иисуса Христа Фил. 3,20-21; Мтф. 10,23).
7,32-35: Угодить Господу: Павел предполагает, что супружеская жизнь предьявляет человеку больше требований, да, поглощает его больше нежели профессия. Поэтому неженатые и незамужние, оставшиеся таковыми ради служения Господу, не должны в церкви презираться, как тогда косо смотрели на них в обществе. Наоборот, ради свободы распоряжаться самим собою, должны оказывать им уважение.
7,38: Поступает хорошо - поступает лучше: это не нравственно-религиозная оценка! Здесь тоже речь идет о лучшей пригодности в служении (Отк. 14,4).

О вдовах

7,39: Связана - свободна: это выражение относится к стиху 11: только смерть языческого партнера, оставившего верующую или верующего, делает возможным еще раз вступить в брак. Предпосылка к этому, что этот шаг совершается только в Господе, это значит, в уверенности полученной чрез молитву.
7,40: По моему совету: и в этом случае совет, лучше не жениться, нельзя объявить обязывающим, ссылаясь на Иисуса Христа. Но все же личные советы учеников Иисуса Христа исходят из помышления, сложившегося под влиянием Святого Духа.

Глава 8

ВОПРОС ОБ ИДОЛОЖЕРТВЕННОМ МЯСЕ (главы 8-10)

В Коринфе появились партии не только из-за предпочтения некоторых служителей (главы 1-4) или из-за различных взглядов на брак и безбрачие (гл. 7), но и из-за употребления в пищу идоложертвенного мяса (главы 8-10): мясо, продаваемое на рынках, было символически посвящено идолам. Одни - Павел называет их "немощными" - говорили: "Мы освободились чрез Иисуса Христа от власти языческих богов (идолов). Если мы едим идоложертвенное мясо, то мы опять сообщаемся с идолами". Другие - "сильные" - подчеркивали свободу во Христе: "Идолы в мире ничто! И, после посвящения мяса в капищах, мясо остается мясом! Мы можем его свободно есть!" Вероятно была еще третья группа "сверхсильных", которые даже время от времени принимали участие в языческих трапезах в капищях (8,10; 10,27-28). Обе главные группы возводили свои духовные познания в принцип и взаимно подозревали друг друга в измене Христу или в отречении от свободы во Христе. Павел принципиально оправдывает "сильных" (не "сверхсильных"), но все же, он ограничивает применяемую ими свободу. Первое правило: снисходительная любовь к "слабым" (гл. 8; хороший пример: добровольное отречение от "своего законного права" гл. 9); второе правило: опасность ложной безопасности. Опасность злоупотреблением свободы для угождения похотям плоти. Плохой пример: Израиль в пустыне (гл. 10) - см. комментарий на Рим. 14.

Об употреблении идоло жертвенного мяса

Духовное, правильное познание делает человека надменным. Только согласованность познания с любовью имеет обетование Божие.
8,4-6: Христианское и иудейское (Втор. 6,4) первоначальное исповедание одного Бога объявляет всех других богов, как "ничто". Конечно, за ними стоят бесовские силы, искушающие человека (10,20; Рим. 8,37 и посл.), но наш Бог сильнее всех их (6! Отец - см. комментарий на Еф. 3,14 и посл.; для Него: Рим. 8,30; чрез Которого: Кол. 1,16).
8,10: В капище: по всей вероятности "сильные" хотели чрез демонстративное участие в идоло-жертвенных трапезах в капище бросить "немощным" вызов и, таким образом, освободить их от "немощной совести", как будто участие в трапезах нарушает Первую заповедь и приводит под влияние темных сил.
8,12-13: Согрешать против брата: духовная жизнь растет и развивается. Кто по отношению Иисуса Христа и собственной совести свободен - тогда вкушать идоложертвенное, сегодня в употреблении так наз. "нечто среднее", как например: алкоголь, танцы и т. д., что Иисус Христос не запретил, но и нигде не позволил - не должен, - употребляя свободу ни с чем не считаясь, - обременять совесть брата или даже привести его к падению. Лучше полное воздержание и отречение!

Глава 9

Пример Павла в отречении и смерти

9,1: Хотя Павел и имел особое уполномочие, но в личной жизни он не пользовался им: пища (3-4); бpaк (5; сестру = спутницу христианку) вознаграждение за труд (6-12).
9,4-11: Если Павел имеет право обоснованное даже Библией, получать за благовествование (сеять духовное, 11) вознаграждение за труд (содержание Втор. 25,4; Мтф. 10,8- 9), но он добровольно отказывается от семейной жизни и платы за труд (12,15), тем более "сильные" могут отказаться от употребления идоло-жертвенного ради "немощного брата"!
9,12: Преграда: как будто Павел проповедовал ради денег!
9,15: И написал это не для того: Павел должен считаться с тем, что его могут заподозреть в "грубом намеке" и нечистых мотивах.
9,16: Это необходимая обязанность моя: Мтф. 28, 19-20; Иер. 20,9; Ам. 3,8. К этому он призван!
9,17-18: Награда: добровольный отказ от вознаграждения за труд не принесет апостолу большей награды от Бога (3,8.13; - см. комментарий на Мтф. 10,42). То, что он (!), гонитель может проповедовать и быть соработником Божиим (3,9), для него уже великое вознаграждение. Порицали ли греки ремесло Павла (изготовление палаток), потому что они вообще в этом усматривали низкое занятие и признак недостаточного успеха в служении Павла?
9,19-23: Павел подчиняет все свои жизненные обычаи и привычки одной цели: спасать людей. И что этой цели препятствует, то он оставляет. Как иудей: слово как встречается только в некоторых рукописях. Здесь оно ошибочно! Ибо Павел принадлежит к избранному народу: он иудей! Обратите внимание, где Павел ограничивает: не будучи чужд закона перед Богом (20)! Ради спасения других он не приспособляется так, чтобы делать неправду.
9,24-26: На примере Истмских игр (ср. Олимпийские игры) в Коринфе, Павел наглядно показывает (обровольное отречение спортсмена ради одержания победы. Что делаем мы, чтобы угодить Христу? Спортивная кондиция требует постоянного упражнения; предпосылкой духовной истины есть постоянное "добровольное отречение" (Фил. 3,12 и посл.).
9,27: Самому не остаться недостойным: проповедь должна быть подкреплена жизнью. Обратите внимание: при спортивных состязаниях побеждает только один; в жизни веры каждый получит награду, каждый может быть с Иисусом, кто только подвизается!

Глава 10

Предупреждающий пример Израиля

10,1-5: Свобода "сильных" (гл. 8) доказывается на деле в добровольном отречении (гл. 9). Она там переходит в несвободу, где ложно понимается как свобода похотливости и сладострастия (гл. 10). Потрясающим примером злоупотребления свободой является израильский народ; почти целое поколение в пустыне, в ужасной самоуверенности, легкомысленно потеряло пережитое спасение. Их переживание с Богом (под облаком: Исх. 13,21; чрез море, крестились в Моисея: Исх. 14,22; духовная пища: Исх. 16,4.35; духовное питье: Исх. 17,6) соответствует искупительному знамению новозаветного крещения (см. комментарий на Деян. 2,41) и причащению (16; 11,17 и посл.; - см. комментарий на Мтф. 26,26 и посл.). Камень - Христос: значение и реальность Христа распространяются также на В.З. (Евр. 8,5; 9,9). До пришествия в этот мир, Христос творил со Своим Отцом (см. комментарий на Иоан. 1,1 и посл.; Мтф. 8,29).
10,6-10: Образы для нас: Евр. 8,11. Если бы "сильные" в Коринфе дали увлечь себя участвовать в идоложертвенных трапезах в капище (14; 8,10), то это злоупотребление дарованным спасением и свободой было бы подобно искушению израильтян в пустыне, чрез что они лишились Божьего спасения: необузданная страсть к прежней жизни (Числ. 11,4 и посл.), идолослужение (Исх. 32,6), сексуальная распущенность (Числ. 25,1 и посл.), нахальное упрямство по отношению к Богу (искушать Христа, 9: Числ. 21,4 и посл.) и недовольное обвинение Бога (Числ. 14,2.36).
10,11: Последние века: Христиане живут надеждою завершения всего.
10,12: Устрашающий пример отцов предостерегает нас; несмотря на величие переживания Божией благодати, можно отпасть.
10,13: И верен Бог: помощь в испытании не является надежной гарантией собственной непоколебимости. Только Божья верность, "совокупно с испытанием" (свободы) гарантирует также (благополучный) исход (дословно).

Вечеря Господня (Причащение) и идолопоклонство

10,15: Сами рассудите: Павел верит, что духовные аргументы просветят до того помраченную способность церкви правильно судить. Он не тре бует тупой покорности.
10,16: Чаша благословения: Иисус Христос вло жил в нее благословение во время Вечери (- см. комментарий на Мтф. 26,26 и посл.; Лук 22,20). Преломлять хлеб, выражение применяемое к Вечери Господней Приобщение; мы многие (17): Павел выделяет здесь только одну мысль общения при Вечери Господней; с Вечерей Господней нам даровано несравненно больше (прощение, надежда на завершение всего). Кто в Вечери Господней переживает реальное общение со Христом и реальное общение с братьями ("Одно тело", "воплощение"), тот должен не забывать, что и за языческими идолами, которые по сути в себе не представляют божества (8,5), стоят невидимые бесовские силы, с которыми человек имеет реальное "общение", это значит - вступает с ними в единение, если он принимает участие в языческих, идоложертвенных трапезах. Объединение ("коммуния") одновременно со Христом и Его противником и помощниками его - немыслимы (21).
10,20: Кому приносятся жертвы? Все зависит от нашего убеждения и чувствования.
10,22: Раздражать Господа: принадлежность (1,12), не яв-лятеся отпускной грамотой, привилегией, чтобы принимать участие в идоложертвовании; это вызвало бы только ревность Божию.

Надо считаться с совестью

10,23: Не все назидает: вероятно коринфяне привели в своем письме Павлу их главный аргумент: все позволительно (6,12). Павел подтверждает в принципе свободу, но он показывает ее как ограниченную там, где она препятствует созиданию церкви, например: где свобода становится соблазном (32). Не моя свобода (29), не моя совесть (27.29) являются конечным мерилом, но слава Божия (31), как и внимание к (слабому) брату и, вообще, ко всем людям, желающим спастись (33).
10,27: И вы захотите пойти: никто не обязан (не должен) принимать приглашение неверующего; не каждое приглашение примет христианин; не будучи узкосердечным он спросит себя: какая мне польза от этого?

Глава 11

Поведение на богослужении, в собрании

11,1: Мои подражатели: масштабом во всех действиях христианина есть Сам Иисус Христос и поведение учеников Иисуса Христа, указывающих нам на Него.
11,2: Держите предание: Павел не занимает определенной позиции по отношении моды: женская прическа и покрытие головы, но он только отвечает на вопрос, может ли молящаяся или пророчествующая женщина в собрании (на богослужении) в греческой среде снять покрывало или нет. (В первой христианской церкви был принят иудейский обычай, покрывать голову).
11,3: Бог, Христос, муж, жена: такой порядок установлен Самим Богом (Еф. 5,22- 23). Покрывало является знаком сего порядка. И все же Павел называет его преданием (2,16). Это обычай или привычка, традиция. В ходе истории они меняются, но не порядок Божий. Богословское обоснование этого предания трудно понять.
11,5: И всякая жена, молящаяся или пророчествующая: Павел не признает за женщиной общественной должности учителя в церкви (14,34; 1 Тим. 2,11-12), но он не возражает против громкой молитвы и пророчествования во время богослужения, где равноправие мужчины и женщины открывается символически. О "равноправии" в церкви не должно быть и речи, потому что там не право и преимущество действительны, но благодать и любовь Божия (Гал. 3,28). Такая позиция женщины - революционирующая (Лук. 10,38 и посл.)! Равноценность перед Богом не означает еще однородности; каждый призван к творческому, взаимоотносительному служению (служебные обязательства - Еф. 4,11 и посл.).
11,6: Остриженной: если женщина снимает принятое у иудеев покрывало, то она должна довершить уровниловку чрез острижку волос!
11,10: Должна иметь на голове свой знак власти над нею - греческое слово "власть" берет сво начало в арамейском языке и, може означать, как "власть", так и "покрывало" и, более нежели головной платок, указывает на предназначение мужчины согласно творческого порядка, если женщин покрывает голову для ангелое Имеется ли здесь в виду, что ангел-хранитель (см. комментарий на Мтф. 18,10; 2 Пет 2,11) обвиняет женщину перед Богом, или же указывается на опасность со стороны падших ангелов (Быт. 6,1-4)?
11,14: Растить волосы: лучше "пышные волосы" Обозначает ли Павел слегка подстриженные волосы римских христиан этим выражением, потому что для него важно одно только, чтобы половая разница не сглаживалась?
11,16: А если бы кто захотел спорить: если отдельные, чрез новые обычаи, по зволяют себе вольности, в то время как другие не имеют внутренней свободы для этого, то там любовь оскорбляется и уязвляется. Сегодня нам не известно идоложертвенное мясо (гл. 8-10). Но разнородность полов, их различные положения в плане творения и спасения Божия и тот факт, что различие несмотря на изменения "обычаев", "традиций", и "приличия" не должно внешне сглаживаться, остаются для христианина неизменно действительными.

Совершение Вечери Господней - Причастия

11,19: Надлежит быть разномыслиям: Бог может употребить все зло тоже для Своих целей: в сопротивлении разномыслиям проявляется истинная вера и истинное общение.
11,20-21: Это не "Вечеря Господня" - Первые христиане с Вечерей Господней праздновали и Вечерю любви ("агапэ"), где бедные могли утолить свой голод. Могли ли богатые при этом поспешать, так что бедные оставались голодными"?
11,22: Разве у вас нет домов: Павел уже тогда отделял Вечерю любви от Вечери Господней!
11,23-25: Ибо я от Самого Господа принял: тогда уже непоколебимое традиционное достояние (15,1 и посл.; Гал. 1,6 и посл.). В ту ночь, страдания Иисуса Христа - это обязывает нас к достойному, любви-обильному совершению Вечери Господней! Преломил: Иисус отдает Свое тело добровольно. Тело - кровь: тело (плоть) и кровь в еврейском описании означают "личность" (Мтф. 16,17; Гал. 1,16): телом и душою Иисус Христос жертвует Собою для нас! За вас: может быть переведено "вместо вас": вместо нас Иисус претерпел смерть; смерть Безгрешного стала искупительной смертью. Вечеря Господня напоминает и подкрепляет, что Распятый Христос дарует Своим плоды Своей смерти. Его Кровь приняла их в новый союз (завет Иоан. 3,16; Мтф. 20,28). Сие творите: не необязую-щий совет, но ясное повеление! Воспоминание больше нежели простое припоминание. В мое воспоминание: мы должны при Вечери Господней напоминать Богу, просить Его снова послать нам Христа.
11,26: Доколе Он придет: Фил. 3,20-21. Итак, Вечеря Господня имеет троякий смысл: общение Христа со Своею Церковью; также общение христиан; прощение; надежда.
11,27: Недостойно: "Недостойным образом", под но как описано в стихе 21 не в смысле "недостойного". Достоин принять участие в Вечери Господней как раз тот, кто чувствует себя недостойным и жаждет уверенности, прощения и общения. Они должны рассуждать (29), т.е. делать разницу между Вечерей Господней и уютным чаепитием (22!) и познавать духовную обязанность, вытекающую из пребывания во Христе и быть готовыми брать на себя последствия любви.
11,27: Это значит, каким-то образом пренебрегать делом спасения Христа.
11,28: Да испытывает же себя человек, где он провинился, чтобы достойно принять прощение Христово (Иак. 5,16; ср. Лев. 22,1 и посл.).
11,30: Многие из вас немощны: кто согрешает против братьев, подобно себялюбивым богачам и подобно ропщущим беднякам в Коринфе, тот не должен удивляться, если эта вина проявляется до телесного состояния - болезнь и смерть. Много раньше современной психологии и парапсихологии открыла и высказала Библия эту причиную связь (- см. комментарий на Мтф. 9,1 и посл.).
11,31-32: Болезнь- как результат Божьего суда можно было бы избежать при серьезном испытании самого себя и соответственном послушании. Но и Божий суд здесь на земле (по собственной вине навлеченная болезнь и немощь) не хочет погубить человека, но воспитать его, чтобы не осудить на Посленем суде (3,12 и посл.; 5,5; Деян. 5,1-11).
11,33: Друг друга ждите: если Вечеря любви должна сохраниться, тогда только в истинной любви. Из 34 стиха мы видим, что вечеря любви переносится в частные дома; во всяком случае этот обычай уже рано умер.

Глава 12

Множество даров - один Дух

12,1: Духовные дары: Дух Святой одаряет рожденных свыше христиан различными дарами (харизмы), перечисленные в стихах 8-10. 28 и посл. Они, дополняя друг друга, характеризуют живую, библейскую церковь (общину). В Коринфе переоценка "говорения на языках" по-видимому стала проблемой. Павел вынужден основательно и подробно в трех главах (12-14) дать ответ на поставленные ему вопросы "о духовных дарах" (которые можно так перевести: "о духовно одаренных людях").
12,2: Безгласные идолы: по сравнению с преждним языческим служением, христианское служение резко выделяется: это не безгласная магия, не мертвые идолы, но живая речь живого Бога.
12,3: Анафема на Иисуса: только тот говорит Духом, кто может произнести первохристианский Символ веры: "Иисус есть Господь", но не (представитель "христианской партии"; 1,12; 1 Иоан. 2,22?) признающий "духовного Христа", но не признающий, что Он в Иисусе из Назарета стал человеком (Иоан. 1,14), и поэтому произносит анафему на Воплотившегося (см. Фил. 2,5 и посл.; Евр. 4,14 и посл.).
12,4-6: Дух, Господь, Бог: Триединый Бог дает "дары благодати": дары служения, силы; они не являются достижениями человека.
12,7: На пользу: дословно: "собирать". Собирающий духовные дары для себя и не употребляющий их на благо другим, злоупотребляет дарами.
12,8: Слово мудрости: разъяснительное слово в запутанной ситуации (3 Цар. 3,16-28; Лук. 20,20-26; Деян. 6,10). Слово познания: уполномоченное представление библейских указаний и сокровенных связей (Деян. 5,1-11).
12,9: Вера: в подлиннике имеется в виду не вообще "вера", присущая всем верующим, но горы переставляющая, примерная вера (13,2; Мтф. 17,20; 3 Цар. 18,18 и посл.). Дары исцелений: Деян. 19,11-12; 9,36 и посл.; 20,7 и посл.; 16,16 и посл.; 28,3 и посл.
12,10: Чудотворения: дословно:"динамическое проявление силы", это значит, действие вплоть до чудес природы, изгнание бесов и тому подобное (3 Цар. 13,4-6; 4 Цар. 4,1 и посл.; Map. 11,12 и посл.). Пророчество: пророчество это проницательность и понимание Божиих действий в настоящем и будущем, божественное увещание и вскрытие вины (14,24; Деян. 21,9). Различение духов: Мтф. 16,23; Деян. 8,20 и по,сл.; 16,17 и посл.; 1 Иоан. 4,1. Разные языки: молиться в Духе на незнакомом языке, в такой молитве человек способен выразить то, что превосходит контролируемое разумом (см. комментарий на Деян. 2,4; Map. 16,17; Деян. 10,46; 19,6; Ис. 28,11). Истолкование языков: этот дар интерпретации "говорения на языках" необходим тогда, если он в исключительных случаях (14,5.26--29) практикуется в собрании (на богослужении).
12,11: Все же сие: только ничтожная образцовая часть из обилия библейских даров благодати. В 28 стихе названы два дополнительных дара: дар организации и дар управления (Рим. 12,3 и посл.). Как Ему угодно: Бог решает свободно, независимо от верности человека вере, какой дать нам дар.

Членов много - тело одно

12,12: Тело Христово: Павел обозначает Церковь словом тело (Еф. 4,15-16; Кол. 1,15-20; ср. храм Божий, гл. 3,16), главой которого - Христос. Тело, Церковь имеет разные функции (задачи) соответствующие ее членам (12 и посл.). Иисус Христос принимает в крещении христианина как члена в Свое Тело, готового к служению (12,13). Христос, как Глава Тела, Церкви имеет решающее значение для церкви. Он созидает Церковь, Тело Свое. Члены принадлежат телу. Члены, как часть Тела Христова, отделены от мира сего. Представление о Церкви, как о Теле Христовом, не намекает на сверхцерковь: истинная Церковь (Ее границы) в своей соборности невидима и, как Тело Христово, мы принимаем Ее верою; видимы только христиане - стадо собирающееся у слова Божия и служащее Христу в этом мире.
12,13: Крестились в одно тело: Крещение - см. комментарий на Деян. 2,41; 8,36 и посл.; 10,48; Иоан. 3,5; Тит. 3,5. Иисус Христос присоединяет нас в водном крещении и в Духе Святом к Своему Телу. В церкви не имеют значения различные противоположности, в ней должно быть обязательное дополнение (Гал. 3,28).
12,15-16: Я не принадлежу: недовольство и чувство неполноценности из-за мнимого "незначительного дара" оскорбляют Бога и наносят вред церкви.
12,21: Ты мне ненадобна: превозношение самозванной элиты обладателей дарами не менее вредно чем недовольство маловажными" дарами. Каждый член нуждается в другом члене!
12,23: О тех более прилагаем попечения: как раз "менее благовидные" члены являются вызовом для всего тела, принципиально равной оценки всех членов, взаимной зависимости и вытекающей отсюда благодарности. Подчеркивается взаимная благодарность. Что предпринимаем, чтобы подчеркнуть необходимость и важность кажущегося маловажного служения в церкви и достойно чтить таковое?
12,27: И вы: Иисус Христос имеет реальное тело из живых людей (Мтф. 25,31 и посл.; Рим. 6,6)!
12,28: Церковь: дословно "вызванные из мира"! Чудодействие: чудотворцы, дословно "чудодейственные силы, потом дары исцеления, вспоможения, управления разные языки". Павел различает между уполномочием от Бога (апостол, пророк, учитель; см. комментарий на Еф. 4,11 Деян. 1,26) и харизмой, но он не делает различия между "сверхъестественными дарами Духа" (как-то: пророчество, говорение на языках) и "естественными" дарами (как-то управление, заведование). В Коринфе ошибочно выдвигаемое на первое место говорение на языках, Павел ставит в своем перечне на последнее место!
12,31: Ревнуйте: по всей вероятности более верным переводом было бы: "Вы ревнуете о больших дарах". Павел противостал тщеславной ревности о дарах, "чудодейственным характером"! Я покажу вам путь еще превосходней: а именно превосходней нежели желаемое стремление о все больших, сенсационных дарах. Напротив, надо дарованные Богом дары возгревать практиковать в любви Иисуса Христа. Соответственно этому любовь Иисуса Христа не является харизмой (дары, не дар!), но любовь принадлежит к плоду Духа Святого (Гал. 5,22). В виду даров Духа Святого любовь является контрольной инстанцией для истинного, соответствующего Иисусу Христу употребления даров.

Глава 13

Любовь - наивысший дар Святого Духа

13,1-3: А любви не имею: все дары уха Святого: говорение на языках, ророчество, особое познание, горы ереставляющая вера, благотворительность, да, даже мученичество (ст. 2,4) - должны измеряться только одним масштабом: открывается ли чрез них любовь Христова или нет (- см. комментарий на Иоан. 11,5)? Кого они представляют и прославляют? Иисуса Христа или человеков? Медь звенящая или кимвол звучащий: ударные инструменты (т. е. производящие шум, вроде барабана), на которых нельзя исполнить мелодии.
13,4-7: Поведение любви Христовой описывается в ее практическом применении. Не: первые четыре отрицания: не завидует, не превозносится (задор), не гордится, не безчинствует (бестактность) - обобщены в выражении: не ищет своего. Это все показывает на опасности вытекающие прежде всего из собственного сердца. Следующие три отрицания: не раздражается (огорчение), не мыслит зла (воздавать злом), не радуется неправде - обобщены в выражении: а сорадуется истине. Это касается опасности со стороны людей.
13,7: Все: также и в Самом Боге, как в Невидимом и часто непо-нимаемом, можно усомниться и соблазниться. Движущая сила (свободная от бунтарства), верящая (т.е. безусловно доверяющаяся) и надеющаяся любовь Иисуса Христа "переживает", - в этом встречаются движущая сила, вера и надежда, - все, т.е. все эти опасности. Чем больше мы познаем нашу жизненную нищету, тем более Иисус Христос может проявлять в нас Свою любовь, как движущую силу в мыслях, в словах и делах.
13,8: Никогда не перестает: любовь Иисуса Христа далеко превосходит дары благодати, потому что она объемлет и время и вечность. Ограниченные временем, преходящие, в конечном счете недостаточные дары Святого Духа окажутся излишними, как только вера заменится видением.
13,9: Отчасти: Павел борется против секты гностиков, которые делали ударение на познание (Еф. 3,18)!
13,10: Когда же настанет: в день пришествия Иисуса Христа (Фил. 3,20-21).
13,11: Говорить - это лепет малого ребенка по отношению к разговору взрослого человека, такое же, как несовершенные дары благодати к неограниченному общению и все же они подготовительные упражнения к совершенному!
13,12: Теперь (еще) - тогда же: сами по себе добрые духовные дары Божии могут отражать только искаженно, неясно Божью действительность, подобно античному, вручную отшлифованному, металлическому зеркалу. Тем более у христианина должна быть тоска по завершению всего, когда вспомогательное назначение даров благодати будет излишне. Непосредственность исключает все посредственное!
13,13: Но любовь из них больше: любовь Иисуса Христа уже теперь исполнение. Она, совместно с верой и надеждой, делает нас причастниками Божеского естества.

Глава 14

Дары пророчества (поучения) и говорение на языках

14,1-5: Особенно же: дары Духа Святого подчинены Христовой любви и только в соединении (содействии) с ней полезны для Бога (угодны Богу). Пророчество (= предсказывать) Павел считает превосходнее говорения на языках (12,10; см. комментарий на Деян. 2,4 и посл.). Обоснование этому (2-3): в духовной жизни общая польза (назидание) доминирует над личной пользой (Фил. 2,1). Разве он притом (5): этим примечанием освящаются стихи 1-4: если говорение на языках изъясняется церкви, т.е. становится понятным, то оно "не ниже" пророчества.
14,7-8: Свирель, гусли, труба: 13,1. Подобно музыкальным инструментам, способным производить понятные мелодии, ясные сигналы и раздельные тона, так и в церкви должно быть место понятной проповеди Слова Божиего.
14,11: Богослужение предназначено для всех и поэтому Слово Божие должно проповедоваться всем на понятном языке.
14,13-19: Молись: хотя говорение на языках единственный дар, который назидает духовно, в вере, отдельного верующего (4), одаренный этим даром должен молиться о даре истолкования, чтобы содержание говорения и пения на языках (дополняющее говорение!) - благодарение и славословие Бога (15) - были на пользу всей церкви, чтобы церковь могла подтвердить и акцептировать своим Аминь (16). Как бы не нуждался наш разум в просвещении от Духа Святого, все же богослужение должно носить отпечаток разума, быть понятным для посторонних (15.19). Понятная для всех проповедь должна иметь в собрании абсолютный приоритет перед говорением на языках.
14,20: Дети: в вопросах веры христиане должны на богослужениях отличаться духовной зрелостью. Здесь не должно быть места непонятному, таинственному что проявилось бы подобно как в языческих культурах (12,1-3) магически, таинственно ослепляюще. Только злое христиане не должны стараться понимать (вникать) до мельчайших разветвлений его.
14,22: Суть знамения: подобно, как неверующий Израиль еще больше ожесточился против Бога, когда Бог наслал на них ассирийцев с их непонятным языком, - после того как они отвергли понятную Благую Весть пророков, и, следовательно Самого Бога (Ис. 28,11-12); - так согласно сего факта в церкви, где непонятное говорение на языках, предпочитается понятному пророчеству, является признаком того, что отношение церкви к Богу не в порядке. Поэтому пророчество (проповедь в силе Духа Святого) не должно быть оттеснено на задний план, говорением на языках, как очевидно это был случай в Коринфе!
14,23-24: Незнающие: (интересующиеся посетители) и неверующие (любопытные): первохристианские собрания (богослужения) были открыты для посторонних. Церковь, в которой все будут говорить на незнакомом языке, незнающий сочтет беснующейся. Цель богослужения и пророчески говорящих - убедить слушателей в невидимой реальности Бо-жией и в нашей вине перед Богом.
14,25: Дар пророчества имеет не только внутри-церковное, но и миссионерское назначение!
14,26: У каждого из вас есть: первохристианское богослужение не проводилось только одной личностью, но в нем развертывалось все разнообразие духовных даров, дополняющих один другого. Каждый был готов внести своим даром вклад в богослужение. Не случайно на первом месте стоит псалом, т.е. славословие Божие.
14,27-32: Двое или трое: чтобы это живое богатство не выродилось в хаос, оно ограничивается порядком: самое большее должны выступать на одном богослужении трое говорящих на языках или пророчествующих. В случае говорения на языках должен непременно быть и истолкователь, чтобы изъяснить церкви слышанное. Пророчество подлежит испытанию церкви. Оно испытуется Библией данным нам словом Божием. Ни в коем случае не должны двое одновременно говорить на языках (31)
14,33: Бог мира: Духовный беспорядок противен натуре Божией.
14,34: Жены ваши в церкви да молчат: Павел позволяет женщинам (11,2-6) собрании открыто пророчествовать и молиться. В 14-ой главе, по-видимому, речь идет о запрещении публично выступать женщине в роли наставительницы (1 Тим. 2,12). Обоснование (35) - противоречие закону всеобщего, нравственного восприятия. Сегодня мы не смеем обходить молчанием, что как раз это восприятие под влиянием Евангелия Христова изменилось; Христос принял женщину, в противоположность иудейскому богослужению, где женщине был возбранен вход во святилище и в синагогу (Лук. 10,38 и посл.; Деян. 1,14), как равноправного члена в Свою Церковь. Здесь Павел запрещает, без духовного обоснования, говорить женщинам на богослужении; по всей вероятности в Коринфе была опасность, которая принципиально не должна бы была быть опасностью.
14,39: По-видимому, среди даров Духа Святого, только дары пророчества и говорения на языках были спорными и были помехой в собраниях и в созидании церкви: чрезмерная оценка говорения на языках и категорическое запрещение этого дара в собрании. Для ап. Павла существует лишь один масштаб: духовный порядок! Опять пророчество имеет преимущество перед говорением на языках, потому что оно назидает всю церковь и не нуждается в истолкователе.

Глава 15

Достоверность воскресения Иисуса Христа

Мы обязаны этому пространному павловому разъяснению вести о воскресении одной группе христиан в Коринфе, которая верила в воскресения Иисуса Христа, но не могла себе представить воскресения мертвых (12- 13). Прежде всего апостол возвращается к основе Благой Вести, ядром которой является возвещенное в В.З. страдание и воскресение Иисуса Христа.
15,3-7: Принял: после своего обращения, самое позднее в Дамаске, Павел принял третий стих и последующие, как своего рода катехизис и, в каждой новооснованной церкви, он повелевал заучивать их наизусть. В стихах 3-7 мы имеем самый старый катехизис Церкви! Умер за грехи наши, по Писанию: Ис. 53 глава; погребен: указание на действительную смерть вочеловечившегося Сына Божия и ссылка на пустой гроб (Мтф. 28,1 и посл.; Map. 16,1-8); воскрес в третий день, по Писанию: Ос. 6,2; Пс. 2,7; 15,10; прощение и воскресение тесно связаны между собой; прощение - это творческий акт Божий, который виновного делает невиновным; явился: апостол хочет показать, чрез упоминание многих очевидцев, воскресение Иисуса Христа, как действительный факт. Он не упоминает женщин (Мтф. 28,1 и посл.; Map. 16,9; Иоан. 20,11), потому что в те времена свидетельство женщин не принималось в судах. Для неверующих скептиков, церковь имеет лучших свидетелей. Перечисленный ряд свидетелей подтверждает и расширяет повествование евангелистов о воскресении. Кифа: во время составления катехизиса Симона называли еще его арамейским именем Кифа, которое на греческом миссионерском поле было переведено (Петр = "скала" - см. введение к Деян.). Иакову: брат Иисуса Христа; см. комментарий на введение к Деян. Из которых большая часть доныне в живых: Павел предлагает проверить действительность явления Воскресшего.
15,8: Изверг: имеется в виду: "Собственно я не гожусь быть свидетелем и благовестником так же, как прежде времени родившийся имеет мало шансов остаться в живых. То, что я все же стал апостолом - это чудо: из гонителя церкви стал благословенный свидетель Воскресшего!" (Деян. 9,1 и посл.).
15,10: Более всех их потрудился: 2 Кор. 11,5.23.

Против отрицания воскресения

15,12: Что нет воскресения мертвых: коринфяне не сомневались в воскресении Иисуса Христа, но сомневались в нашем воскресении. Почему? Интеллектуальное сомнение? Тогда и воскресение Иисуса Христа должно ставиться под сомнение. Отрицание тела, согласно греческой философии? Согласно которой тело не имеет никакого значения, но лишь душа, живущая дальше после смерти; в таком случае, они верили в духовное воскресение (2 Тим.2,18).
15,14: Тщетна и вера ваша: пасхальная победа Христа гарантирует не только спасение души, но обновление всего, вечное спасение Им искупленного человека! Бог, сотворивший человека с душою и телом, венчает Свое падшее творение, завершая человека с душою и телом (Отк. 21,1 и посл.)! Если венцу прощения (человеку) недостает нового воплощения, тогда вы еще во грехах ваших (17). Апостол представляет пред очами отрицателей самые радикальные последствия их ложного мышления: мертвый Христос, не-могущий воскресить человека из смерти, не может и живущим еще даровать прощения и уверенности в спасении. Христиане в таком случае оказались бы обманутыми людьми. Проповедники Евангелия оказались бы лжесвидетелями (15).
15,19: Другие ищут счастья в этой жизни, хотя никогда настоящего счастья не находят. Последователи Христовы оказались бы обманутыми, аотому что они надеялись на вечную жизнь и ради этого во многом отказывали себе, даже терпели гонения - и все это напрасно (32; Фил. 1,23).
15,20: Первенец: специальное выражение для фруктов высшего сорта, которые первыми приносились Богу в жертву.
15,22: В Адаме - во Христе: первый человек старого (первого) творения и первый человек нового творения представляют не только самих себя, но всех грядущих после них, носящих их природу. Эта связь судьбы не может быть расторгнута и от нее нельзя отказаться. Все умирают: только Христовы последователи получают настоящую, неограниченную "жизнь". Существование же остальных в погибели (1,18) - "вечная смерть", "вторая смерть" (Отк. 20,14-15).
15,23: Каждый в своем порядке: воскресение к жизни согласно Божьего плана спасения происходит этапами: 1. сперва Христос; 2. принадлежащие Иисусу, когда Он придет за Своею Церковью ("восхищение" 1 Фес. 4,13-18; 5,1-11; 2 Фес. 2,1); 3. события, связанные с концом века, всеобщее воскресение мертвых и Последний суд при исключении всех боговраждебных сил и властей. Все человеческие авторитеты и власти, призванные здесь заботиться о порядке, но всегда впадающие в искушение быть злоупотребляемыми злом, мы не можем отменить. Иисус Христос построит новое общество, в новом творении, в небесном рае (2 Кор. 12,4; Отк. 2,7)!
15,25: Ему надлежит царствовать, доколе Он достигнет цели, чтобы явить Свое могущество всем (Рим. 9,5; Фил. 2,11).
15,26: Последний враг: устранение смерти, как последнего врага Божия, которая никогда не может стать "другом" описано в Отк. 20,10-14, также и ввержение ее в "смерть вторую". С нею устраняется последний след антибожественного бунта (восстания).
15,28: Тогда и Сам Сын покорится: дословно, "подчинит Самого Себя". Бесподобное посредническое положение Иисуса прекратится, когда Бог станет Сам Господом новорожденного мира. Всякая спекуляция пребывании осужденных людей, начальств и сил. об этом выражении "да будет Бог все во всем", запрещается нам.
15,29: Креститься для мертвых: это трудно понимаемое ыражение. 1. Был ли в Коринфе обычай гностиков, креститься заместительно за мертвых? Почему тогда Павел не борется против этого дурного обычая? 2. Другие богословы умают, что некоторые принимали крещение, чтобы после смерти быть соединенными со своими умершими (христианами). 3. Необычный дословный текст: "Что будут делать те, которые ... (будущее время!) и определенный артикл (член) при множественной форме ("для мертвых"). Думает ли Павел при этом о грядущем гонении, во время которого вдохновенные верующие, так же как и он сам (Мтф. 20,22; Лук. 12,50), за Христа примут "крещение смерти", которым потом откроется возможность служить в преисподней для мертвых?
15,31-32: Кровавое крещение, может быть неизбежное, как мученика и готовность теперь уже рисковать жизнью, имеет тогда только смысл, если воскресение мертвых является реальностью!
15,33: Худые сообщества: Павел не боится подтвердить и воспользоваться в своем служении выражением поэта Менандера из комедии "Тайс": дискуссии с неверующими бесплодны, если Бог не даст им веру; они могут только поставить под сомнение собственные познания - и те, кто потом ничему большему не научились, грешат. Не обманывайтесь: не отрицатели воскресения мертвых, уверенные в себе, что они-то считаются с действительностью ("с того света еще никто не вернулся"; "со смертью все кончается"), трезвы и объективны, но признающие факт воскресения Христа со всеми его последствиями. Беспечное незнание, и отсюда вытекающее отвержение Божиих обетовании, есть оскорбление Бога и грех!

Воскресшее тело

15,35: В каком теле: ложное представление о воскресшем теле может - как это было с саддукеями (Мтф. 22,23 и посл.) - привести вообще к отрицанию всякой надежды на воскресение.
15,38: Каждому семени свое тело: семя показывает: 1. что материальное исчезновение его в действительности только переход к новой жизни; 2. новое, совсем иное, большее "голого зерна"; 3. новый телесный образ все же похож по своей сущности на старый. Существует "тождество личности".
15,39: Иная плоть: и в новом творении будет телесность, только она будет руководиться не эгоизмом ("плоть"), но Духом Святым.
15,41-43: Иная слава: различность творения в мире животных и в мире человека, как и в звездном небе, свидетельствует о богатстве творческой славы нашего Бога. Так и новое, прославленное тело воскресших из мертвых откроется (явится) не в скучном однообразии. Видимая в настоящее время действительность, только смутное предвари тельное отображение завершенного будущего мира.
15,44-48: Тело душевное: это естественное тело, которое все свои импульсь в земной жизни получает от "души>, (= сердце; Быт. 8,21). Душевный человек имеет только душу и тело Рожденный же свыше человек получает в соединении с Иисусом Христом, Дух Божий (Святого), как высшую силу, пропитывающую душу и тело. Эта сила образует зародыш будущего, воскресшего тела.
15,49: Образ Небесного: образ и подобие Божие, искаженное с грехопадением будет характеризовать воскресшего, живущего во свете славы Божией (Мтф. 13,43).

Метаморфоза верующих, последняя победа

15,50: Плоть и кровь: это земное существование с его образом мышления, привязанным к земле, т. е. тело и душа человека (Мтф. 16,17; Гал. 1,16; Еф. 6,12; Езр. 2,14; Иоан. 1,13). Бог должен сотворить совершенно нового человека (Еф. 5,5; Рим. 14,17).
15,51: Тайна: до сего времени сокрытое, открытое Богом и возвещенное пророками положение вещей (Еф. 3,3-7, сонаследство язычников; Мтф. 13,11 рост церкви; Рим. 11,25 ожесточение Израиля до обращения язычников к вере).
15,52: Изменимся: - см. комментарий на Мтф. 10,23. Мы = "последователи Христовы", нет ограничения поколениям, живущим во дни Павла. Восхищение -см. комментарий на 1 Фес. 4,15 и посл. Труба: Отк. 11,15. В воскресении мертвые получат новые тела, до сего они были "нагими" (2 Кор. 5,3); еще живущие верующие получат новые тела чрез изменение (метаморфоза) в пришествие Иисуса Христа. Изменение, как и воскресение произойдет постепенно, но, отвечая характеру восхищения, мгновенно (23).
15,55: Ад: собственно "хадес", преисподняя" (см. комментарий на Мтф. 8,12). В старших рукописях Нового Завета встречается слово "смерть".
15,56: Жало: рожном с острым наконечником подгоняли упрямых животных и строптивых рабов. Грех гонит нас в смерть, а закон постоянно открывает наш характер. 57: Победа: только чрез Иисуса Христа для ученика Его есть надежда воскресения и реальность воскресения, несмотря на вину и вытекающую из этого обреченность на смерть. 58: Весть о воскресении не должна превратиться в богословский тезис, оторванный от жизни, но эта информация как раз требует веры, проявляющейся в делах. Ибо только ввиду этой вести все действия (дела) верующего освобождены от проклятия тщетности. Если бы коринфяне были твердыми в вере, то они не имели бы этих проблем (Кол. 2,5; Евр. 13,1.9). Труд ваш не тщетен: см. комментарий на Мтф. 10,42.

Глава 16

Сборы денег для Иерусалимской церкви

16,1: Сбор: см. комментарий на Деян. 11,29. Павел отвечает на запрос коринфян относительно денег, которые собирались в его общинах (Гал. 6,10; 2 Кор. 8- 9), для нуждающихся братьев (святых; см. комментарий на Еф. 2,19) в Иерусалиме, которых иудеи "предали анафеме", оклеветали их и они были лишены возможности зарабатывать себе на кусок хлеба.
16,2: В первый день недели: в воскресенье, в день воскресения Иисуса Христа из мертвых (см. комментарий на 20,7)!.
16,3: Для доставления: чрез регулярное, добровольное пожертвование, собранные деньги должны быть даром от всей церкви; поэтому она назначает лиц, которые должны доставить этот дар по назначению.

Планы путешествий, увещевания, приветы.

16,5-7: Пребыть у вас несколько времени: Павел избирает не прямой путь (морем) из Ефеса, чрез Коринф и Македонию, но обратный (сухопутный) путь, чтобы подольше остаться в Коринфе, на радость своим друзьям там и как серьезное извещение для его противников, которые приписали ему, что он не осмеливается показаться в церкви (4,18; см. Деян. 19,21).
16,9: Великая и широкая дверь: 2 Кор. 2,12; Деян. 14,27. Противники: если Бог открывает сердца людей для Его слова и радости, то сразу же появляются бесовские противодействующие силы!
16,10: Тимофей: - см. комментарий на 1 Тим. 1,2. Вручитель Послания (4,17) должен быть принят так, как Павел сам был бы принят, именно: как уполномоченный Христа.
16,12: Аполлос: - см. комментарий на Деян. 18,24. Но он никак не хотел идти ныне. Аполлос был уверен, что сейчас не Божья воля на это! В настоящее время он нужен Господу в Ефесе. Когда будет угодно: собственно, "когда предоставится удобиый случай для этого"; следовательно, и здесь компетентна Божья воля не собственная воля Павла или Аполлоса.
16,13-14: Будьте тверды ... в любви: бодрая, мужественная сила веры и истинная любовь Христова, ничего не сглаживающая, стоят в созвучии! Любовь и истину мы не смеем разрывать (Еф. 4,5).
16,15: Стефан, по всей вероятности был пресвитером церкви (1,16). Начатки: Первые христиане в Коринфе.
16,16: Будьте послушны таковым: не титулы и занимаемые нами посты сообщают нам достоверный духовный авторитет, но с поручением поста будет признано только прилежное и усердное служение (- см. комментарий на Еф. 4,11 и посл.). Ко всякому трудящемуся: пустословы не заслуживают внимания.
16,17: Они восполнили отсутствие ваше: Павел также нуждался в общении. Трое братьев из Коринфа восполнили этот пробел в жизни Павла.
16,18: Они проявили духовные дары и поэтому заслуживают признания и почитания.
16,19: Асия: Римская провинция Асия с большим торговым городом Ефес. Акила и Прискилла: см. комментарий на Деян. 18,2-3. Домашняя их иер-ковь: Рим. 16,5; Деян. 2,46. Большая поместная церковь состоит из малых ячеек, домашних церквей (домашние молитвенные кружки).
16,20: Святое целование было распространено в первохристианской церкви, как знак общения (Рим. 16,16; 1 Пет. 5,14).
16,21: До сего места Павел диктовал свое послание. Последние строки апостол пишет собственноручно (Гал. 6,11; Кол. 4,18; 2 Фес. 3,17; ср. Рим. 16,22).
16,22: Анафема: имеется в виду не безбожный мир. Это видно ясно из 5,9-13. Для мира предназначена спасающая любовь Христова. Павел думает о христианах, которые отпали от любви Христовой и бесчестят Его, но хотят дальше оставаться "братьями" (5,4- 5; Мтф. 18,15). Маран-афа: Отк. 22, 20. Это выражение позаимствовано от первой церкви в Иерусалиме, говорящей по-арамейски. Это пароль христиан, которым заканчивалось каждое богослужение (ср. с нашим благословением).
16,23-24: Благодать Господа... любовь моя: от Господа церкви (Главы), как и от самого апостола, церковь получает безоговорочную духовную помощь и поддержку! Благодать - 1,3.