Галатам
Наш YouTube - Библия в видеоформате и другие материалы.
Христианская страничка
Лента обновлений сайта
Медиатека Blagovestnik.Org
в Telegram -
t.me/BlagovestnikOrg
Видеобиблия online

Русская Аудиобиблия online
Писание (обзоры)
Хроники последнего времени
Українська Аудіобіблія
Украинская Аудиобиблия
Ukrainian
Audio-Bible
Видео-книги
Музыкальные
видео-альбомы
Книги (А-Г)
Книги (Д-Л)
Книги (М-О)
Книги (П-Р)
Книги (С-С)
Книги (Т-Я)
Новые книги (А-Я)
Фонограммы-аранжировки
(*.mid и *.mp3),
Караоке
(*.kar и *.divx)
Юность Иисусу
Песнь Благовестника
старый раздел
Бесплатно скачать mp3
Нотный архив
Модули
для "Цитаты"
Брошюры для ищущих Бога
Воскресная школа,
материалы
для малышей,
занимательные материалы
Список ресурсов
служения Blagovestnik.Org
Архивы:
Рассылки (1)
Рассылки (2)
Проповеди (1)
Проповеди (2)
Сперджен (1)
Сперджен (2)
Сперджен (3)
Сперджен (4)
Карта сайта:
Чтения
Толкование
Литература
Стихотворения
Скачать mp3
Видео-онлайн
Архивы
Все остальное
Контактная информация
Поддержать сайт
FAQ


Наш основной Telegram-канал.
Наша группа ВК: "Христианская медиатека".
Наши новости в группе в WhatsApp.

Послание к галатам святого апостола Павла

Оглавление: Глава 1; Глава 2; Глава 3; Глава 4; Глава 5; Глава 6.

 

1. Получатель и время создания: в третьем веке до Р.Х. галаты (происходящие из Франции кельты) поселились в средней части Малой Азии (в Турции). Эта область получила название Галатии. В 25 году до Р.Х. римляне превратили Галатийское царство в свою провинцию, присоединив ее к южной Писидии, к частям Фригии, Ликаонии и др. Следует ли искать получателей этого послания на севере этой области или на юге провинции? От решения этого вопроса зависит установление времени написания этого послания. Так как Павел, как следует из 4,13 дважды, должно быть, побывал там еще до написания послания (во время второго и третьего миссионерских путешествий он был на севере этой провинции; Деян. 16,6; 18,23), то представители северо-галатийской теории считают приблизительно вторую половину третьего миссионерского путешествия временем создания этого послания. Послание, вероятно, было написано в Ефесе (54-57) годы п. Р.Х.). Если придерживаться южно-галатийской теории (Павел чаще всего пользуется названиями провинций), тогда можно полагать, что это послание было написано в Коринфе приблизительно в 51 году п. Р.Х. Некоторые сторонники южно-галатийской теории относят создание этого послания к еще более раннему времени. В 2,1 они усматривают воспроизведение записанного в Деян. 11,30. Следовательно, они обращают внимание на напряженность в повествовании об Апостольском соборе, существующую между Деян. 15 и Гал. 2 (см. комментарий на Деян. 15). В каждой из упомянутых теорий содержатся противоречия, так что очень трудно прийти к единому решению. Однако толкование послания не зависит от этого решения.
2. Поводом к написанию послания явилось проникновение в церковь учителей-иудаистов (5,2; 6,12; см. комментарий на Деян. 15,1 и посл.). Тогда был уже введен иудейский календарь праздников (4,10); в ту пору вводилось также и обрезание (5,3; 4,21). Вот поэтому Павел и вступил в бой. Иудаисты хотели принудить всех христиан к соблюдению всех ветхозаветных законов (к жертвоприношениям, очищению и т.д.). После разрушения Иерусалима (70 г. п. Р.Х.) иудаисты превратились в секту эбионитов или назореев, которая, однако, впоследствии погибла. Христиан из иудеев следует непременно отличать от них: 1) некоторые из них совершенно отказались от иудейского образа жизни (Стефан, Варнава, Павел); 2) однако большинство христиан из иудеев все же твердо держалось еще закона, не усматривая, однако, в послушании ему средства для приобретения спасения (Иаков, Петр, Иоанн); 3) может быть, в Галатию вторглось еще и другое заблуждение - гносис (Еф. 3,18): гностические иудаисты. Они ведут свое происхождение от Симона волхва (Деян. 8,9-24); у них была смешанная персидско-вавилоно-иудейско-египетско-греческо-христианская религия; основные элементы ее: мировая скорбь; стремление к избавлению; Всевышний Бог далек от мира; от Него следует отличать Творца (Демиурга, Бога В.З.), вождя духов планет (астрология); свет - тьму; душа - это искра Божия, которая заключена в теле; искупление не является прощением, а возвращением к свету.
3. Содержание: со всею остротою и одновременно убеждая, Павел говорит о том, что прежде всего волнует его: об Евангелии (1,6), об общении со Христом (5,4), а потому и о благодати спасения. Главы 1-2: авторитет Павла несправедливо поставлен под сомнение, потому что в своей проповеди он совершенно не зависит от людей. Христос призвал и уполномочил его. Главы 3-4: Евангелие уже обосновано в явленной в В.З. спасительной воле. Главы 5-6: изложение христианской свободы (этики), которая принадлежит Евангелию.
4. Значение: в дискуссиях периода Реформации, в борьбе за правильное понимание оправдания послание приобрело вновь решающее значение. Лютер называл его "моим посланием, с которым я обручился, моей Екатериной фон Бора". Для защиты от "законности" и либертинизма, в диалоге вероисповеданий, а также в миссионерской работе богословские основы этого послания и сегодня содействуют тому, что никакое другое евангелие не находит себе места среди нас.

Глава 1

1,1: Апостол, избранный... Иисусом Христом: противники Павл оспаривали его апостольство (см. комментарий на Деян. 1,26; 7,57; 1 Кор. 9,1 и посл.) Воскресившим: Иисус и воскресение взаимосвязаны друг с другом (1 Кор 15,1 и посл.; Фил. 3,8 и посл.), naeei пишет это "циркулярное письмо" (2) однако не в качестве дискуссионной вклада, а в качестве заключительной авторитетного слова по поручению своего Господа. Свой авторитет он приобрел не через человека (11-12).
1,2: Он свидетельствует о своей вести не как о мнении некоторой отдельной личности, а как о мнении находящихся вместе с ним братьев и все находящиеся со мною братья.
1,3-4: Не в качестве обычного повседневного приветствия, а в качестве благословения и доброго пожелания говорит он: Благодать вам и мир (см. комментарий на 1 Кор. 1,3). Все, что нам необходимо, исходит от Бога. Благодаря Христу, мы являемся теми, кем являемся. Воскресший Иисус Тот же, Который умер за нас (2,20; 1 Тим. 2,6; Тит. 2,14; Ис. 53,2 -12). Цель и сущность посланничества Иисуса в избавлении от греха (Мтф. 1,21). Следует исправлять не этот мир (эон). Наоборот, следует спасать людей и извлекать их из нынешнего времени мира (2 Кор. 4,4; Рим. 12,2), которое определяется злом {весь мир лежит во зле 1 Иоан. 5,19). Избавление и обновление не может совершиться посредством закона или какой-то другой религии - человек не в состоянии избавить самого себя! Избавление от Христа и по воле Божией.
1,5: Ради Его славы, а не ради нашего счастья.

Против фальсификации Евангелия

1,6-7: Переходите: Тит. 1,14-15; :м. 1 Кор. 15,58; Кол. 1,23; 1 Пет. 5,8-9. Уверенность веры! 1 Кор. 5,3-4. Благовествование: 1 Кор. 5,3; Мтф. 1,21; см. Гал. 1,13 и посл. Зог прощает и любит Своих врагов, сак Павел! Галаты хотели присово-супить к Евангелию в качестве необ-одимого пути спасения закон и ослушание закону. Намерения их ыли как будто честными, хорошими библейскими. Христос, однако, не герпит в Своем искупительном деле "каких дополнений ни путем соблю-(ения ветхозаветного закона, ни сле-;ованием учению других религий, 'сякое "и" является явным "нет" ответ на полную простирающуюся [конную силу благодати; это "нет" Христу.
1,7: Смущающие: Деян. i,l и 24.
1,8-9: В этом благовестии даже Ангел не в состоянии изменить что-либо, а потому и Павел не состоянии сделать этого. Да будет анафема (1 Кор. 5,5; Мтф. 11,20 и посл.; 18,6.15 и посл.; Лук. 14,16 и посл.): проклятие, отделение от Христа тяготеет над каждым, кто готов фальсифицировать Евангелие добавлениями (1 Тим. 6,3).
1,10: Истинный проповедник не приспосабливает Слово к желаниям слушателей и не стремится служить Словом ради успеха (2 Кор. 4,2; 1 Фес. 2,4). Он должен устоять на суде Христовом (1 Кор. 4,2-5). Притом он стремится не угождать людям, но все же приобретать людей (2 Кор. 5,11; 1 Фес. 2,4-6).

Апостольство Павла

1,11-14: Евангелие является не человеческим произведением (изобретением), а Бог открыл его людям. Павел утверждает свой авторитет посредством того, что принял благо-вестие Божие непосредственно от Иисуса по откровению (1 Кор. 15,8- 9; 2 Кор. 12,7; Деян. 22,8; 26,15), а также посредством свидетельства о том, что Бог призвал его, гонителя, не потребовав прежде от него никаких предварительных добрых дел (Деян. 8,1; 9,1 и посл.; 23,6; 26,5; Фил. 3,2 и посл.). Без откровения Божиего он никогда не пришел бы к вере.
1,15-16: От утробы матери моей: Рим. 1,1; Еф. 1,4; Иер. 1,5. Содержание обращения Павла - это познание Иисуса: Он - Сын Божий, а не только человек, как мы (см. комментарий на Мтф. 8,29). Открыть во (!) мне (см. Мтф. 16,17): жизнь Павла - это знамение прощения Иисусова. Я благовеетвовал Его язычникам: возвещать Иисуса неиудейскому миру народов - это отныне его задача в отличие от других апостолов (2,7).
1,17-19: Последующий жизненный путь его свидетельствует также и о том, что Павел получил весть об Иисусе не от апостолов, а непосредственно от Самого Иисуса. Обстоятельство это не вызывало сомнений. О нем говорили повсюду, но не так, как теперь в Галатии, унижая его, а с благодарностью Богу! Где и сколько времени провел Павел в Аравии, мы не знаем (см. комментарий на вступление к Деяниям Апостолов). Кифа (древне-еврейск.) - это Петр (по-греч. - это скала см. комментарий на Деян. 1,15). . 18: Деян. 9,26-27. .21: Деян. 9,30.

Глава 2

Другие апостолы признают Павла

2,1-10: Деян. 15,1-29.
2,1: В полнейшей свободе и убежденности, что как раз сейчас наступил соответствующий момент для путешествия; спустя четырнадцать лет Павел отправляется в Иерусалим (49 п. Р. X.). Варнава см. комментарий на Деян. 4,36.
2,2: Он направляется туда не для того, чтобы поучаться у апостолов об Иисусе. Задача его состоит в том, чтобы соединить в одну церковь возникшие по откровению церкви из иудеев и язычников, несмотря на огромное различие (Деян. 15,11). Однако для этого необходимо прежде всего достичь единства проповеди.
2,3: Для свидетельства своего Евангелия он берет с собою Тита, который был признан христианином, не совершив завета обрезания (см. комментарий на Быт. 17,9 и посл.; ср. Деян. 16,3; 1 Кор. 9, 21).
2,4: В церкви существуют и лжебратья, которых Иисус мало интересует (Мтф. 7,15). Поработить ветхозаветными законами.
2,6: Для меня нет ничего особенного в том, если люди возвеличивают кого-то. Несмотря на свою личную независимость, он придает большое значение и считает весьма ценным общение христиан: не возложили... ничего более.
2,7-10: Петр (Кифа; Деян. 1,15) и другие братья продолжали жить в соответствии с иудейскими обычаями. В этом отношении они внешне уподоблялись лжебратьям. Были ли они действительно свободны от закона и составляли ли они внутренне одно с Павлом? Стремясь к созданию единства, Павел не имеет в виду подчинения авторитету Петра. И Петр не является непогрешимым! Оба они могут и должны находиться в единстве, потому что оба они подчинились истине. Впрочем, Петр уже не возглавлял тогда верующих. Иаков см. комментарий на Иак. введение; Иоанн - см. Иоан. введение. Совершается решающее: каждый признает дело Божие и путь Божий в другом; результатом встречи является разделение полей труда, но в единстве веры и в союзе мира и любви (Рим. 15,25-27; Еф. 3,1-2; 2 Кор. 8 и 9; Деян. 11,27-28), в свободе формирования жизни. Для лжебратьев не остается места.

Павел и Петр в Антиохии

2,11-14: Следующий пример не только помогает церквам убедиться в независимости Павла и не только хранит их от культа личности, но и помогает им убедиться в прощении Иисусовом, которое не зависит от соблюдения иудейских законов: опасность, угрожающая со стороны лжебратьев, и недопонимание сущности закона так велики, что способны сразить даже Петра и Варнаву. Если не вера, а страх определяет наше поведение, тогда очень краток путь к рабству и лицемерию. В чем же дело? В Антиохии христиане из иудеев и язычников могли совместно участвовать в трапезе, потому что свобода Евангелия отменяла иудейские порядки о пище (Деян. 10,12-15; Лев. 11). Петр своим участием в таких трапезах одобрял их. Однако в Иерусалиме считался обязательным другой порядок. В Иерусалиме нельзя было противостать ему. Когда же вестники из Иерусалима ради соблюдения закона пожелали и в Антиохии установить свои порядки, Петр должен был бы противостоять им. Однако он избрал путь наименьшего сопротивления и предал свободу Евангелия. Действительно ли следовало таким образом расценивать его поведение? Не был ли он иудеем из иудеев (1 Кор. 9,19-23)? Но следовало ли ему предписывать соблюдение закона и для христиан из язычников? Он колебался, потому что он не все предоставлял делу веры (Мтф. 14,28-31). Павел не попустил Петру упасть, он публично борется за него. Одновременно он помогает и христианам из язычников, чтобы им не оказаться под игом закона. Да и сам Петр прежде, находясь в истинной свободе Евангелия, преступал закон, не придерживаясь более иудейских повелений о пище (Деян. 11,2-3). Сейчас же он действовал так, как будто освобождение от ига закона было ложным. Поэтому практически он принуждал христиан из язычников жить по-иудейски (14). Таким образом, Петр сам осуждал свой прежний путь, смущая совесть других. Павел вновь восстанавливает истинную свободу Евангелия. Необходимо перед всеми, публично противостоять несправедливости, если она совершается публично (ср. Мтф. 18,15-20: здесь речь о тайной несправедливости!). Но галаты не должны просто склониться перед авторитетом Павла, последовав его примеру. Им необходимо было знать, в чем заключается внутренняя причина того, что мы действительно свободны от соблюдения закона, что совесть наша не окажется порочной, если мы преступим форму (Рим. 14,20-23).
2,15-16: Знать закон - таково было преимущество иудеев (Рим. 3,1-2), но они не смогли достичь праведности Божией путем послушания закону, И Павел должен был убедиться в этом. Только тогда, когда он познал Иисуса, он отказался от тщетного самооправдания и принял праведность Христову, как дар (Фил. 3,7-9; Рим. 3,20.28; Еф. 2,8). Неужели с Петром произошло нечто иное (Лук. 5,8; Деян. 10,34-43) Только так человек становится истинным христианином. Плоть - см. комментарий на Рим. 7,14 и посл.
2,17: Ища оправдания: в нас еще не видно подлинной праведности, однако надежда не является самообманом. Узы греха уже сокрушены. Сила обновления и воскресения уже действует в христианах (Рим. 6,1 и посл.; Иоан. 15,3-4.
2,18: Тот, кто вновь требует соблюдения закона, которого сам не соблюдал и которого не в состоянии соблюсти, чтобы приобресть спасение, заранее становится преступником, виновным, а потому и погибнет. Наступит противоположное тому, чего ожидали галаты.
2,19-21: Как Христос относился к закону? Он не отменил закона, но исполнил его (Мтф. 5,17). И Павел не отодвигает его в сторону, а относится к нему действительно серьезно, т.е. подвергает себя смертному приговору, который касается всякого преступника (3,10). Он не допускает - в противоположность другим - никакого выбора, никаких уловок. Он умирает (Рим. 6,10; 7,6), и только таким образом действительно кончается господство закона. Смертный приговор остается в его прошлом с тех пор, как он умер со Христом (в крещении). Жертвенная смерть Христа принесла вместе с прощением и новую жизнь. Прощение - дар и не терпит никаких дополнений. Если бы требовалось дополнение закона, тогда смерть Христа не была бы достаточной, т.е Христос напрасно умер бы. Павел живет исключительно благодатью. Живет во мне Христос (20): Иоан. 17,23; Рим. 8,10.

Глава 3

Оправдание по вере

3,1-5: В качестве примера Павел ссылается на самих галатов: они получили дар Духа еще до того, как они встретились с учителями закона! Наставление о распятом Господе производит веру, дарует Дух Святой (1 Кор. 1,18). Любви Божией мы не в состоянии заслужить своими добрыми делами (Лук. 17,10).
3,6: Пример Авраама (Рим. 4,3): Бог призвал его еще прежде всяких добрых дел, и потому, что Авраам поверил слову Божиему, повелению Его, обетованиям Его, Бог совершил в нем Свое творческой чудо: Он оправдал его.
3,7-9: Мы, христиане, должны быть заинтересованы связью с древним народом Божиим по причине обетований Божиих. Дело Божие, спасение человечества, началось не только земной жизнью Христа. Нельзя ли было прийти к Богу путем послушания закону? Павел обнаруживает разницу между Авраамом и Израилем, который руководствовался законом. Аврааму даровано было обетование для народов еще до эпохи закона исключительно по вере. Поэтому Павлу совершенно ясно, что обетования Божий достигаются только верою, а не в силу внешней принадлежности к Израилю. Только тот, кто верит, находится в спасительном общении с Авраамом (сыны Авраама, Рим. 4,16).
3,10-14: Но если даже закон дарован был позднее, то не действителен ли он тем не менее и сегодня? Нет, потому что он находится в противоречии с оправданием по вере; кто соблюдал все заповеди закона? Уже в В.З. (Авв. 2,4; см. Рим. 1,17; Евр. 10,38) обетование праведности противоречит праведности, приобретаемой добрыми делами. Только Христос исполнил закон, а потому и отменил его. Израиль, древний народ Божий, находился под проклятием, под смертным приговором закона. Христос же впервые избавил Израиль от этого проклятия (2 Кор.. 5,21) Своей крестной смертью, как Он избавил и нас от этого скверного и злого зона (мира; 1,4). Благословение (излияние Духа Святого), которое было обещано Аврааму, даровано га-латам и без их внешней принадлежности к Израилю. Он достигает все народы только по вере их.
3,15-18: Вещественно богословские основания дополняются еще и правовыми. Закон, который дарован был спустя 430 лет после обетования, данного Богом Аврааму (Исх. 12,40), не может изменить древних обещаний или сочетать исполнение их с новыми условиями. На основании относимого ко Христу толкования места Быт. 22,18, Павел показывает, как Бог исполнил это слово в спасительно-историческом плане: путь спасения народа проходит не через Израильский народ, а через личность Иисуса Христа. Таким образом, исключается необходимость соблюдения закона.

Задача закона

3,19-21: Какова была задача закона? Рассматривает ли его Павел только с отрицательной точки зрения? Для него, как и для Израиля, он свят (Рим. 7,12). Он должен хранить от греха и преступлений (23- 24; ср. Рим. 5,20; 7,7-25). Это не противоречит обетованиям. На Синае, однако, еще не действует Христос ради искупления мира, а действует Бог. Посредник, Ангелы (см. комментарий на Деян. 7,53; Евр. 2,2) и люди поставлены на служение. От начала это свидетельствует о слабости закона (Рим. 8,3). На Голгофе все происходит иначе, там тоже действует Бог, но уже исключительно ради нашего спасения. Могущий животворить: Рим. 8.2-4.
3,22: Все люди, под законом они (иудеи) или вне закона (язычники), грешат, и потому Писание (Слово Божие) называет их грешниками (Рим. 2,12; 3,9-20; 11,32). Они нуждаются в том же обетовании освобождения, которое даровал Иисус Христос и которое усваивается только верою.
3,23-25: Иудеи (Павел включает в это понятие и себя: мы; 2 Кор. 11,22; Фил. 3,4 и посл.) привлекаются ко Христу посредством закона: закон призван вскрыть вину их и показать им, что они погибнут. Однако после того, как Иисус пришел в мир, и иудеи уже не находятся более под законом (Рим. 10, 4).
3,26-28: Все вы: у иудеев и язычников имеется только один путь спасения - через веру в Иисуса, Сына Божиего (Христос см. комментарий на Мтф. 16,16). Через крещение всем верующим равным образом даруется общение с Ним. Таким образом, в Церкви в вопросе оправдания от Бога устраняются (1 Кор. 12,13) всякие различия, в чем бы они ни состояли. Сыны Божии: Иоан 1,12; Рим. 8,17. Во Христа облеклись: см. Рим. 13,14. 29: Заключительное следствие: нет более необходимости в ветхозаветном законе для приобщения к ветхозаветным обетованиям; для этого необходимо принадлежать Христу, это единственный путь.
Одно бедствие человека: заповеди, которых нельзя соблюсти; он мучит себя, чтобы выполнить их (раб); второе бедствие: беспрепятственная свобода, никто не знает уже, что правильно. Новое в вере заключается в следующем: Иисус принимает нас, как детей Божиих (Рим. 8,16 и посл.). Однако заповеди указывают и на то, чем и как мы можем доставить Отцу радость.

Глава 4

Христос освобождает от закона

4,1-2: Так как бывшие некогда язычниками галаты являются теперь наследниками (3,29), то у них нет теперь более необходимости тосковать о времени закона и о принадлежности к Израилю. Собственно, и Израиль до пришествия Христова ничем еще не обладал из предназначавшегося для него наследия. Он был подчинен попечителям. Закон хранил его только извне, но он не в состоянии был изменить его сердца.
4,3-5: Вещественным началам мира; этими началами могут называться и "основные правила" (законы) в сочетании с законом, но они могут также означать "небесные тела", "духов" (как следует из Быт. 1,14, наступление праздников в Израиле определялось движением небесных тел, см. 8-10; 5,1; Кол. 2,20). Подзаконных: Бог освобождает, но не от соблюдения Своей воли, а от порабощения, которое не приводит ни к исполнению воли Божией, ни к спасению. Новая эпоха наступила благодаря тому (Map. 1,15; Еф. 1,10), что воплотился Сын Божий. Он подчинился закону - Он иудей, - чтобы освободить подзаконных, т. е. Израиль, который находился под законом. Принадлежность к Израилю, как таковая, не означает права на участие в спасении. Находясь под законом и благодаря закону, иудеи не обладали полным правом усыновления Богу; они получили его только благодаря искуплению во Христе. Почему же галатам следовало тосковать о том, от чего следовало освободить христиан из иудеев?
4,6-7: Вы: Павел причисляет себя к галатам; мы, христиане, принадлежим друг другу. Дух Божий пребывает в нас - это то решающее и новое. Бог является нашим Отцом (Мтф. 6,9), мы - дети Его. Дух говорит, вопиет - детей слышат; вместе с усыновлением Бог дарует и право на наследие. Авва (дословно: "папа" Рим. 8,15); в таких доверительных отношениях с Богом мы и должны находиться. В В.3. Бог обычно называется Господом, Повелителем небесных воинств (Саваоф), однако Он редко сравнивается или называется Отцом (Творец Втор. 32,6; Любовь Пс. 102,13). Только трижды в В. 3. сказано в качестве обетования, что Бог будет, как отец наш (Ис. 9,6; Иер. 3,19; 31,9). Бог называется в В.З. "Отцом" всего девять раз, а в Н.З. - 123 раза. В слове Отец заключено целое Евангелие.

Скатывание к законности

4,8-11: В то время как христиане из иудеев хранили себя под законом, галатийские язычники служили другим богам. У тех и других общим было то, что они снова (9) возвращались к "вещественным началам мира" (см. комментарий на 4,3). Если бы и сейчас был в силе иудейский календарь праздников (Рим. 14,5; Кол. 2,16.20-21), то и сейчас обращались бы, но не к Богу!
4,12-20: Если бы вы были, как я, внутренне свободны от закона, то и я, как вы, был бы свободен от иудейства (Фил. 3,4 и посл.; ср. 1 Кор. 9,19 и посл.). Попечитель о душах со всею любовью борется за тех, которые доверены ему, чтобы никто не увлек их от него. Так выглядит истинное попечение о душах. Павел печется о галатах, но не потому, что нуждался в них. Но он знает, что уклонение в какую-то другую сторону производит неизбежно отделение от Христа! Павел же борется за то, чтобы Христос был виден в них (а не какое-то богословие, или какая-то личность, или какая-то принадлежность к какой-то группировке). Заметим, что воскресший Христос не является ни центром, ни целью каких-то нововведений! К сожалению, Он не формирует более жизни галатов. Сознание это угнетает Павла. Как бы еще он мог оказать им помощь?
4,13: Деян. 16,6; 1 Кор. 2,3.
4,15: Исторгли бы очи свои - см. комментарий на 6,11.
4,17: 1,7.
4,19: 1 Кор. 4,15

Порабощение и свобода по отношению к закону

4,21-31: Что делают люди, находящиеся под законом? Павел не просто повествует о своем личном опыте, он отвечает на вопрос из В.З. (Быт. 21,12 и посл.). С помощью притчи (1 Кор. 10,6; Рим. 5,14) он уясняет историю обоих сыновей Авраама (Быт. 16,15; 21,2; Рим. 9,7 и посл.), а также существующее положение: кто идет путем закона, плоти ( см. комментарий на Рим. 7,18), становится гонителем тех, которые живут по духу, которые действительно приняли обетование. Вот так случается, что Павлу приходится высказаться самым острым образом (30), и потому, как всегда в таких случаях, он цитирует В.З.: не принявший Христа Израиль находится под судом Бо-жиим. Павел вынужден воспользоваться обетованием, которое в свое время даровано было избранному народу, против иудеев (1 Фес. 2,15- 16; Рим. 11,20-21). В отличие от Послания к Римлянам Павел не заканчивает здесь темы Израиля (Рим. 11,2.12.25-26). Он не просто ставит Церковь в положение Израиля, а подчеркивает, что для приобретения спасения у нас нет необходимости возвращаться к Ветхому Завету. Мы, призванные из иудеев и из язычников к свободе, являемся детьми Божиими (рабство, 24; см. 5,1; Рим. 8,15).
4,26; Вышний Иерусалим: Евр. 12,22; Отк. 21,2.
4,29: Быт. 21,9.

Глава 5

Призыв к истинной свободе

5,1-6: Христос дарует свободу, но не платоническую (не зависящую от других, автономную, лишенную связей), не стоическую (свободу от самого себя, но держащую самого себя "в руках"), а христианскую - освобождение от закона (4,5; Деян. 15,10). Кто позволяет связать себя даже священным законом, тот теряет Христа. Обрезание являлось тогда решающим пунктом, символом верности закону. Поэтому Павел отвергает обрезание (см. комментарий на Быт. 17,9 и посл.), потому что посредством него человек подчинялся закону, как пути спасения (см. комментарий на Деян. 16,3). Оправдание находят только во Христе, как дар благодати. Оно является достоянием надежды, и движущая сила его обнаружится на суде. Павел борется не за необрезание ради его собственной сущности - это было бы язычеством, - но он подчеркивает, что обрезание в той же степени бесполезно для приобретения спасения, как и необрезание (6,15; Рим. 2,26; 1 Кор. 7,19). Все дело в вере, действующей любовью (6). Павел не знает бездействующей веры, веры без добрых дел. Связь со Христом обнаруживается в новом образе поведения.
5,7-10: Нет нужды вступать в диспуты (Втор. 7,1 и посл.) с заблуждениями (1 и 7); необходимо просто не предоставлять им места, так как они действуют, как закваска в тесте (Мтф. 13,33; 1 Кор. 5,6).
5,11: Мир может согласиться с различными утверждениями, только не с тем, что мы, люди, безнадежно виновны и навеки погибнем без прощения Иисусова (Крест, 1 Кор. 1,23).
5,12: Павел становится почти агрессивно острым по отношению к противникам. Когда вопрос касается спасения человека, для него раз и навсегда разрушены все мосты связи между христианской верой и законным иудейством, а также между какой-либо другой рели гией.
5,13-15: Как же выглядит но вая свобода? Она исключает наши собственные желания и удовлетворе ние наших потребностей (плоть 1 Пет. 2,16; 2 Пет. 2,19); свобода предлагаемая Иисусом, домогается нашей любви: христиане учатся у своего Господа помогать, прощать поднимать (Фил. 2,1-11). Подчинение закону неизбежно приводило галатов не к любви, а к спорам (а потому сразу же и к преступлению закона). Отмена обязательств закона верою в Иисуса приводит к любви а потому, по своему содержанию, и к исполнению закона (Рим. 8,4!) Без веры угодить Богу невозможно (Евр. 11,6).

Хождение в духе

5,16: После того как Павел, таким образом, отразил закон, он вынужден был указать масштаб для доброго, которое надлежит делать христианину! Кто же определяет нас? Плоть ли, которая запечатлена сущностью стремления к самосохранению и алчностью, отказавшись от упования на Бога и от любви Божией, или же Дух Святой?
5,17-18: Нам еще предстоит бороться (Иак. 1,14; Рим. 7,15). Но борьба не безнадежна, как прежде (Рим. 7,23-24).
5,19-21: 1 Кор. 6,9-10: прелюбодеяние - внебрачное безнравственное поведение (прелюбодеяние особенно подчеркивается в некоторых древних рукописях), нравственная нечистота; блуд - беспрепятственно истощать свои жизненные силы; идоло-служение - вера вне Иисуса; волшебство - как толковала древняя церковь, оккультные происки, козни и медицинское (вернее, медикаментозное) абортирование; вражда - личная ненависть; ссоры - личные споры; распри - общее разделение; разногласия - отделение от христианской Церкви; пьянство, бесчинство и тому подобное - все это порождается благосостоянием, которое не приносит другим никакого добра. И закон выступает против всего этого. Царствия Божия не наследуют: Еф. 5,5; Отк. 21,8; 22,15.
5,22: Еф. 5,9. Только Дух Божий дарует истинную свободу и содействует истинному добру (Иоан. 15,5; Фил. 4,17). Любовь, но не секс (не половая), не эротика, а любовь к ближнему (см. комментарий на Кол. 3,5 и посл.).
5,23: 1 Тим. 1,9.
5,24-25: Как же возможно, что под господством Духа Святого осуществляется все то, что не под силу было закону? Христос умер за нас. Он снял с нас нашу вину, а потому и упразднил наше "да" греху и наше противоречие воле Божией. Воскресший Господь даровал нам новую жизнь: Дух Божий. Новое существование - это предпосылка, это возможности для новых действий (для жизни в духе, для хождения в духе; Рим. 8,4). Мы обязаны ходить по-новому (Рим. 6,2.4.6.11.17.).
5,26: А потому конец всякому сравнению с человеком (1,10; 4,17; 1 Кор. 3,7; Фил. 2,3), конец всем стремлениям к собственной славе (на основе собственных достижений).

Глава 6

Призыв к братству

6,1: И христиане могут падать. Мы должны помогать им прощающим восстановлением (Мтф. 18,15.21- 22; Иоан. 13,34; Иак. 5,19), а не подвергать их осуждению; вы духовные, т. е. запечатленные Духом Святым. Не быть искушенным, т. е. не заразиться злом брата или злом, принадлежащим какой-то другой области (1 Кор. 9,27).
6,2; Потому что Христос носит нас вместе с нашими бременами (Ис. 53,4; 1 Иоан. 2,1), то и нам необходимо нести нужду и вину брата ко Христу и совместно бороться против греха (2 Кор. 11,29). Кто удаляется, кто не несет бремени ближнего, тот лишен любви и сам в опасности упасть.
6,3: Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будто исполнил закон (Мтф. 19,20 и посл.).
6,4-5: Да испытывает: 1 Кор. 11,28; 2 Кор. 13,5. Каждый должен открыть пред Богом свое дело (2 Кор. 5,10; Рим. 14,12). Мы не ищем похвалу в другом, который, возможно, гораздо хуже нас. Каждый понесет ответственность только за себя.
6,6-9: Плохое обеспечение наставляющих (Мтф. 10,8-9; 1 Кор. 9,14) является признаком низкого духовного уровня церкви; в то же время оно является и пренебрежением Слова Божиего, так что другие начинают даже поносить Бога. Плоть побуждает к алчности (к лжебережливости), а Дух Святой к тому, чтобы давать. Соответствующий плод непременно появится (Рим. 8,13). Упражнение в добре (Рим. 12,2) определяет жизнь христианина даже и тогда, когда от получившего добро не слышно эха благодарности (Мтф. 5,44). "Успех" неустающей любви (2 Фес. 3,13) не всегда виден здесь. Однако никто не любит напрасно по воле Божией. В свой час Бог подаст благословение.
6,10: Братолюбие следует отличать от любви к ближнему. Оно предшествует любви к ближнему (Иоан. 13,34-35; 2 Пет. 3,7).

Прославление креста Христова

6,11: Заключение послания Павел пишет своею рукою (Рим. 16,21 и посл.; 1 Кор. 16,21; Кол. 4,18; 2 Фес. 3,17-18). В подлиннике написано, что Павел написал последние строки большими буквами: имел Павел какую-то болезнь глаз (4,15), так что он мало и только большими буквами мог писать?
6,12-16: Павел еще раз всему подводит итог: крест Христов - прощение - это его тема (1 Кор. 1,30-31; 2,2), поэтому конец всякому прославлению (добрых дел послушания). Вопрос касается нового творения {новой твари; 5,6; 1 Кор. 7,19; 2 Кор. 5,17). Это наше правило. Павел борется против лжеучителей закона, но он не отрицает древнего народа Божиего, Израиля, и тех, которые являются истинными израильтянами в иудействе. Он подтверждает эту мысль, усиливая ее явным добрым пожеланием (16; Пс. 124,5). Мир - см. комментарий на 1 Кор. 1,3. Милость чаще всего означает: а) по В.З. благое пособие Божие на основе завета, который Бог заключил со Своим народом; б) в греческом языке это слово являлось профессиональным заключительным выражением защитительной речи защитника, который просил у судей сострадания к обвиняемому.
6,17-18: Он охотно носит знаки преследований (2 Кор. 4,10) ради Иисуса; от братьев же он ожидает, что они не станут обременять его без нужды, но будут стоять с ним вместе и бороться с ним вместе. Только так они засвидетельствуют о том, что они приняли Евангелие и находятся под благодатью (см. комментарий на 1 Кор. 1,3); они ведь братья!
6,12: 5,11.
6,16: Фил. 3,15-16.