2 Тимофею
Добросовестный сервис покупок с кэшбеком до 10% в 900+ магазинах используют уже более 1.200.000 человек. Присоединяйся!
Христианская страничка
Лента последних событий
(мини-блог)
Видеобиблия online

Русская Аудиобиблия online
Писание (обзоры)
Хроники последнего времени
Українська Аудіобіблія
Украинская Аудиобиблия
Ukrainian
Audio-Bible
Видео-книги
Музыкальные
видео-альбомы
Книги (А-Г)
Книги (Д-Л)
Книги (М-О)
Книги (П-Р)
Книги (С-С)
Книги (Т-Я)
Фонограммы-аранжировки
(*.mid и *.mp3),
Караоке
(*.kar и *.divx)
Юность Иисусу
Песнь Благовестника
старый раздел
Интернет-магазин
Медиатека Blagovestnik.Org
на DVD от 70 руб.
или HDD от 7.500 руб.
Бесплатно скачать mp3
Нотный архив
Модули
для "Цитаты"
Брошюры для ищущих Бога
Воскресная школа,
материалы
для малышей,
занимательные материалы
Бюро услуг
и предложений от христиан
Наши друзья
во Христе
Обзор дружественных сайтов
Наше желание
Архивы:
Рассылки (1)
Рассылки (2)
Проповеди (1)
Проповеди (2)
Сперджен (1)
Сперджен (2)
Сперджен (3)
Сперджен (4)
Карта сайта:
Чтения
Толкование
Литература
Стихотворения
Скачать mp3
Видео-онлайн
Архивы
Все остальное
Контактная информация
Подписка
на рассылки
Поддержать сайт
или PayPal
FAQ


Информация
с сайтов, помогающих создавать видеокниги:
Очень рекомендую korolson.ru

Подписаться на канал Улучшенный Вариант: доработанная видео-Библия, хороший крупный шрифт.
Подписаться на наш видео-канал на YouTube: "Blagovestnikorg".
Наша группа ВКонтакте: "Христианское видео".

Второе послание к Тимофею святого апостола Павла

Оглавление: Глава 1; Глава 2; Глава 3; Глава 4.

 

Отправитель, получатель и содержание: перед нами пожалуй последнее сохранившееся послание апостола Павла, которое он написал во время своего второго заключения в Риме, коротко перед своей казнью (64 г. п. Р. X.) своему сотруднику Тимофею (Тимофей - см. комментарий на введ. 1 Тим.). Послание носит личный, душепасторский характер. В крайней опасности для христиан Павел хочет укрепить Тимофея, чтобы он был ко всему готов. Гонение возникает, как это часто бывает, не со стороны неверующих язычников, а со стороны лжеучителей в церкви! От послания веет великой уверенностью обреченного на смерть, знающего чрез свою веру, что его жизнь в руке Божией, а не в человеческой (1,8). К этому сознанию - быть сокрытым в Боге, стоять выше земного - Павел хочет привести также своего сотрудника.
Подразделение послания: Приветствие (1,1-2);1. призыв к бесстрашному исповеданию (1,3-2,13); II. лжеучители и отношение христиан к ним (2,14-4,8); III. личное положение апостола (4,9-18); IV. заключительные слова послания (4,19-22).
Многие исследователи Библии оспаривают авторство Павла Пасторальных посланий; другие же считают его автором этих посланий. Авторы многих книг Священного Писания, в особенности Ветхого Завета, нам неизвестны. Историческая личность автора отступает на задний план перед пророческими, богодухновенными высказываниями, рождающими веру. Нам это абсолютно ничего не говорит о духовной ценности послания, если автор нам неизвестен, но невозможно доказать, что упомянутые авторы книг совсем не являются их авторами. Хотя словоупотребление в Пасторальных посланиях кое в чем разнится от остальных посланий Павла, также в этом промежутке и положение церкви изменилось и это еще не доказательство, что эти послания не были написаны одним и тем же автором. Ибо во-первых, и сегодня пишущий в различных жизненных обстоятельствах (новые проблемы в церкви!) часто употребляет совсем другой стиль; во-вторых, словоупотребление меняется соответственно получателю и цели письма (личное приветствие, официальное высказывание мнения!). Павел находясь в узах, подобно преступнику (2,9), возможно диктовал в общих чертах одному из посетителей послание к Тимофею; пишущий же потом вне тюрьмы своими словами изготовил послание. Возможно, что пишущим был Тихик (4,12). Положение отправителя: послание содержит интимные замечания, в нем так живо представлено дружески-отцовское отношение к Тимофею, например: 1,15 и посл.; 4,9 и посл., что трудно себе представить другого автора, кроме Павла. Очевидна личность Павла за этим посланием, которое и сегодня может быть большой помощью в вере для церкви, находящейся в опасности от внешних врагов и внутренних лжеучителей.

Глава 1

1,1-2: см. комментарий на Рим. 1,1. Перед лицом смерти Павел смел и бесстрашен, потому что Иисус Христос поручил ему апостольское служение (см. комментарий на Деян. 1,21) и Павел принял Благую Весть. Чувствуется его любовь к Тимофею, к его духовному сыну. В своем привете Павел просит сниспослать на Тимофея драгоценные дары Божии (благодать, мир - см. 1 Кор. 1,3; милость - Гал. 6,16).

I. ПРИЗЫВ К СМЕЛОМУ ИСПОВЕДАНИЮ (1,3-2,13)

Мужественное исповедание веры

1,3: Искренняя дружба и общая вера - это редкий дар. Павел благодарит за это всякий раз Бога, когда он молится за Тимофея, Которому Тимофей, как и его прародители, уже перед своим обращением хотел служить (Фил. 3,5-6). С чистою совестью: Деян. 23,1; 24,16.
1,4: Видеть: 4,9; Мтф. 25,37.
1,5: Отец Тимофея был язычником, мать же и бабушка были благочестивыми израильтянками, наставлявшими Тимофея с детства на путь Божий (3,15; Деян. 16,1 -2). Вера же не есть предрасположение и дарование, но дарованная Богом человеку сила, обитающая в верующем.
1,6: В свое время Павел благословил Тимофея на служение с возложением на него рук (рукоположение, посвящение в сан; 1 Тим. 4,14; см. комментарий на Деян. 6,6). Этот дар благодати (1 Кор. 12,4) должно все снова и снова возгревать, чтобы не впасть в уныние,
1,7: Тимофею нет надобности подбодрять самого себя, так как Бог облек его Духом силы (к исповеданию Иисуса Христа), любви (к братьям) и Духом целомудрия (к победе над самим собою и наставлять других). Кто во имя Иисуса побеждает свое "я", тот свободен от боязни (Рим. 8,15).
1,8: Несмотря на гонение христиан Тимофей должен исповедать Иисуса Христа и держаться Павла, страдая вместе с ним. Люди не могут лишить их свободы, это может только их Господь, и Он дает им силу.
1,9-11: Страдать за Евангелие не тяжело тому, кто знает от чего оно его спасает - от вечной смерти. Павел обобщает основные мысли воего благовествования; мы спасены (см. комментарий на Деян. 4,12) и призваны (1 Пет. 1,1-2), не на основании наших успехов и дел, но на основании свободной божественной благодати (Тит. 3,7), прежде сотворения мира Бог решил и предусмотрел наше спасение, и поэтому оно непоколебимо (Иер. 1,5). Другие катехизисы: Рим. 1,3; 1 Кор. 8,6; 15,3 и посл.; Фил. 2,5 и посл.; 1 Тим. 3,16. Смертью Он лишил силы имеющего державу смерти: 1 Кор. 15,55.57; Евр. 2,4.
1,12: Кто трудится по призванию Божию, тот не стыдится (Рим. 1,16), если бы даже атеисты и трактовали его как преступника (2,9); он держится обетований, которые исполнятся в оный день. Мы можем иметь уверенность спасения в вере (Рим. 8,16). Он сохранит: Иоан. 10,28-29.
1,13-14: 1 Тим. 6,3.20; Тит. 2,1.
1,15-18: Верность во времена гонений не является само собою разумеющимся: в провинции Асии христиане отпали, которых Павел считал более стойкими в вере (4,16). Наряду с ними он приводит пример преданной верности: Онисифор, который, по-видимому, уже умер, подкрепил и утешил Павла в Риме. Павел желает, чтобы для Онисифора и его дома исполнились обетования (4,19; Мтф. 5,7 см. комментарий на Мтф. 10,42).

Глава 2

Против страха перед страданиями

2,1: Сын мой: Павел его духовный отец, потому что Тимофей уверовал чрез него (Филим. 10).
2,2: Христианин должен быть смелым, мужественным и готовым к борьбе (Евр. 6,10). В свою очередь Тимофей должен передать апостольское учение достойным и способным христианам (верным людям: Отк. 1,5); которые были бы способны и после отбытия Тимофея или его смерти совершать служение в церкви, научать других.
2,3: Быть верующим в этом мире, невольно приводит нас к борьбе. Поэтому Тимофей должен уже теперь, как добрый воин Христа, страдать со своим духовным отцом (1,8; 4,5). Павел воспринимает страдания спокойно, как нормальное явление в жизни христианина.
2,4-6: Христианин должен быть целиком предан своему делу. Павел показывает это наглядно на трех примерах: воин должен думать только о победе (2 Кор. 10,3); спортсмен должен строго придерживаться правил состязания (1 Кор. 9,24; Фил. 3,12 и посл.); земледелец должен прилежно работать, прежде чем он может собирать урожай (Иак. 5,7 и посл.). Каждый из них напрягает все свои силы, чтобы достичь славной цели. Увенчаться: 4,8; 1 Кор. 9,24-27.
2,7: В гонениях надо быть особенно разумным (разумение: Мтф. 10,16. 19).
2,8: Страх не должен господствовать над душою, но Тимофей должен взирать внутренним оком на Воскресшего из мертвых Иисуса Христа. Это основной тезис в бла-говествовании апостола Павла, что Христос действительно воскрес (1 Кор. 15,4.20), что Бог в Нем исполнил обетования, данные Давиду (Рим. 1,3; 2 Пар. 7,12 и посл.).
2,9: Поскольку мысли Павла непрестанно заняты победой Христовой, то он может сносить унизительное обращение с ним и не быть духовно сломленным. Он в узах чувствует себя свободным, потому что для слова Божия, проповедуемого им, нет (Фил. 1,12-14). Даже и тогда, когда апостол находится в узах, слово Божие распространяется чрез основанные им церкви (2 Фес. 3,1).
2,10: Павел готов заместительно принять на себя часть страданий, возложенных Богом на христиан до пришествия Христа (Кол. 1,24). Несмотря на то, что Благовествование Христово приносит с собою страдания, Павел все же проповедует, чтобы другие спаслись чрез веру (Пс. 105,23).
2,11-13: Эти лова звучат как гимн уверенности в спасении (Рим. 6,8-9; 8,16; 2 Кор. 4,11; ср. Мтф. 10,33). Кто смело идет путем Христовым, тот будет спасен. Боязливый же подвергает опасности вое участие в Царствии Небесном.
В заключение слова утешения для подвергнутых искушению, кто не уверен, устоит ли он до конца: верность Иис> са Христа по отношению к Своим, несравненно больше их слабости (Числ. 23,19; Пс. 88,31 и посл.; Рим. 3,2-3; Тит. 1,2).

II. ЛЖЕУЧИТЕЛИ И ОТНОШЕНИЕ ХРИСТИАНИНА К НИМ (2,14-4,8)

Предостережение от бесполезного словословия

2,14-18: Лжеучители вносят расстройство (досл.: приводят к катастрофе!) в малоазиатские церкви. Двоих из них Павел называет по именам (17), между ними Именей, которого он раньше уже исключил из церкви (1 Тим. 1,20). При упомянутом лжеучении речь идет о ранней форме гностицизма (= знание, познание; 1 Тим.; Еф. 3,18), которое позднее причинило церкви много хлопот и неприятностей. 18-ый стих показывает, что надежда на телесное воскресение была потеряна. Заблуждающиеся учили, что воскресение совершается уже в этой жизни, а именно: когда человек познает Бога все глубже и глубже (1 Кор. 15,12 и посл.). Это ничего общего не имеет со словом Истины", исходящим от Христа, которое Тимофей должен проповедовать (15). Поэтому Павел повелевает Тимофею не допускать модных словопрений (14,16; 1 Тим. 6,4; Тит. 3,9; Втор. 7,1 и посл.). Не в этом дело, чтобы перещеголять в мудрости кажущихся мудрецов, но чтобы проповедовать неискаженное Евангелие (15: достойный и неукоризненный делатель; 1 Тим. 4,6; Тит. 2,7-8; Кол. 3,5-17). Люди начинают говорить о Боге высокомерно, если они берутся судить об Истине Божией своим разумом и в свете своих любимых идей, вместо того чтобы смириться пред Богом. Такое непотребное пустословие (16; 1 Тим. 4,7) подобно раковой опухоли (17), разрушающей здоровье. Христианин должен этого избегать. Увлекающийся лжеучением бросается в пропасть. Но кто стоит на фундамент! Церкви, положенном Самим Богом тот стоит твердо.
2,19: Это основание имеет две надписи (Числ. 16,5; Мтф 7,22-23; Иоан. 10,14.27): 1. Бог знает истинных христиан, которые верят в Него, но не в свою мудрость. 2. Кто верит, тот непрестанно противостоит злым силам в самом себе и в мире. Истинная вера предохраняет от высокомерного пустословия и направляет наш взор на более важные поручения, данные нам Богом
2,20-21: Христиане должны отделиться от лжеучений, они должнь быть чистыми, стойкими храните лями Божьего Духа (см. 1 Кор. 3,12 к посл.). Желающий обратить заблуждающегося, не должен вступать в научные дискуссии с ним; он должен беседовать с ним в любви, терпелив' сносить поношения и свидетельствовать ему о том, что Бог сделал для на< и с нами.
2,22-26: Юношеских похотей проповедник должен избегать При сем имеются в виду не тольк для этого возраста естественные сексуальные похоти, но сюда относится также духовное тщеславие и властолюбие, также неспособности сносить несправедливости. Держись 1 Тим. 4,12; 6,11; Евр. 12,14. Уклоняйся: 1 Тим. 4,7. Если заблуждающимся противопоставить истину твердо, кротко, таким методом, который их обличает (Тит. 1,11), тогда Бог даст им этим самым возможность увидеть свои ошибки и освободиться от сети диавола. Тимофей, как орудие Божие, должен так действовать; Бог же Сам должен освободить противников от их безумия (25-26).

Глава 3

Развращенность в последние времена

3,1-9: Тимофей должен быть готовым к этому, что в последние дни, перед окончательной победой Христа '4,1), положение во всех отношениях ухудшится (1 Тим. 4,1; см. комментарий на Мтф. 24). Павел - знаток человека, не строил себе никаких иллюзий. В Рим. 1,28 он открывает пороки язычества, здесь он показывает Тимофею, как со временем и в церкви распространится подобный пагубный общий тон, и при всем этом люди будут принимать вид благочестия (5). Это описание, Устранения всяких нравственных законов, точно отображает ситуацию нашего времени.
3,2: Самовосхваление и самодовольство не могут крыть растущего эгоизма и сребролюбия. Люди порабощаются стра-;тью к развлечениям. Гордость, это ысокомерное поведение философов специалист, ученый), не признающих границ и не принимающих совета. Надменны', высокомерны. Бого-ульство считается модным; люди :левещут на других, чтобы показаться остроумными. Послушание родителям подвергается насмешке. 3: Воздержание, доброе поведение, сердечная доброта пренебрегаются, ак отсталость.
3,4: Многие старают-:я наглостью и предательством достичь своей цели так называемой беззаботной "сладкой жизни".
3,5: Несмотря на все это они произносят имя Божие и свою грубость просто объявляют новой моралью. Кто живет в угоду своим желаниям и старается это оправдывать христианскими аргументами, тот отрекается от Бога (Мтф. 7.15.21: Тит. 1,16). Тимофей должен избегать таких отступников.
3,6-7: Люди их склада (покроя) охотно заботятся о женщинах, которых угрызает совесть за их сексуальное прошлое, но не имеющих силы сделать новое начало: какая возможность для личной "беседы о вере". Всегда учащихся: сомнительно, чтобы у них было желание достичь ясности. Искание они сделали принципом и смиренно утверждают: "Никто не обладает истиной целиком"; ср. изречение Гете: "Кто прилежно старается, того мы можем избавить" - это сатанинский тезис всех тех, кто выступает против уверенности спасения!
3,8-9: Павел сравнивает лжеучителей с египетскими чародеями, выступившими против Моисея (Исх. 7,11-12). Но Церковь Нового Завета, подобно странствующему народу Ветхого Завета, достигает назначенной ей Богом цели (1 Кор. 10,1-13).

Вера живет и в гонениях

3,10-11: Вопреки всем нападкам Тимофей был всегда верным учеником апостола Павла и ставил его в пример себе. Моему учению, моему житию и т. д.: здесь говорит сознание апостольского призвания. Павел напоминает о своем образцовом методе в обхождении с лжеучителями. Он напоминает Тимофею о гонениях, которые он претерпел на его родине Деян. 13,13-14,22). Павел находился часто в великих опасностях (2 Кор. 11,23-33), но во всех этих опасностях спасал его Господь (Пс. 33,20).
3,12-13: Таков духовный закон, что каждый боящийся Бога больше нежели человека, будет ненавидим людьми (Мтф. 16,24; Деян. 14,22; 1 Фес. 3,3). Кажется, что враги веры сильнее, они действуют без зазрения совести, но в конце концов, они только "совращенные совратители" в те времена крылатое слово; 1 Тим. 4,1): они сами спешат в свою погибель.

Вера живет в Священном Писании

3,14-17: Напротив, Тимофей стоит на твердом фундаменте веры, который имеет две опоры: 1) доверенное ему Павлом Евангелие (2,2); 2) знакомый ему с детства Ветхий Завет, нашедший свое исполнение в Иисусе Христе. Когда писались послания апостолов, Ветхий Завет был Священным Писанием и безусловно, как предписывал иудейский обычай, Тимофей с пятилетнего возраста был ознакомлен матерью и бабушкой (1,5) с Писаниями. То, что в 15 стихе сказано о Священном Писании Ветхого Завета, действительно сегодня для всей Библии. Цель Библии - спасение людей (спасение см. комментарий на Деян. 4,12), получаемого чрез веру в Иисуса Христа (Иоан. 5,39; 20,30- 31). Библия - неповторимого достоинства и высшего значения на, всеми остальными книгами мировой литературы, потому что Она богодухновенна, досл.: "Духом Божиим вдохновлена" (1 Кор. 2,9 и посл.) Мужи, водимые Духом Святым писали то, что им было открыто Богом (2 Пет. 1,19 и посл.). Отдельные части Библии, при всей личной и исторически обусловленной разнице, имеют одно общее: Библия хочет привести человека к Богу, человек примирен с Богом и готов быть послушным Ему. Слово настигает каждого человека в его ситуации: невежду или сбитого с толку Он наставляет, грешника обличает, сокрушающегося о своих грехах - исправляет, ленивого воспитывает к доброму делу.
3,17: 1 Тим. 6,11.

Глава 4

Верность до конца

4,1: Перед лицом смерти (6) Павел резюмирует в клятвенно-торжественных словах свои наставления. Перед Богом и грядущим Христом (1 Пет. 4,5) он и Тимофей должны будут дать отчет о своем служении в Церкви.
4,2: Тимофею поручается сохранить для Церкви чистое учение (Деян. 20,31). Настой: он не должен оставлять борьбы за истину против полуистины и лжи. Обличая: если бы чрез это и навлек на себя немилость, проповедник должен порицать грехи христиан и напоминать им о грядущем суде. Он не будет это делать во гневе, но терпеливо с убедительными доводами.
4,3-4: Вере чужды нетрезвые чувства и туманные идеи. Евангелие - здравое учение, которое провозглашает Закон Божий и благодать Божию, и таким путем, исцеляет человека. Павел предвидит, что в церкви появится много лжеучителей, которые принесут Евангелие в жертву духу времени. Они будут проповедовать собственные "истины", пустые и бессильные басни (1 Тим. 4,1.7; 2 Фес. 2,11).
4,5: Тимофею придется плыть против течения в своем служении благовестника, ему придется страдать (2,3; 2 Фес. 2,1- 12).
4,6: Становлюся жертвою: чрез смерть апостол приносит свою жизнь в жертву Богу и Иисусу Христу Фил. 2,17).
4,7-8: Павел подводит итог. Он хочет укрепить Тимофея в уверенности, что вера побеждает. Павел течение совершил, т. е. устоял в борьбе. Он уверен, что праведный Судия примет его в День суда. Это не ложная уверенность - здесь говорит бежденность - вера того, кто в смерти полагается на благодать Христа. Признак того, что Павел помилован: подвиг веры (1 Кор. 9,25; 1 Тим. 6,12), веру сохранил (Деян. 20,24; Фил. 3,14), верить до конца Деян. 20,24; 1 Кор. 9,25; Фил. 3,14; 1 Тим. 6,12). Венец правды (венец: картина позаимствована из спортивной жизни; см. бегущие на ристалище) получат с ним вместе все, познавшие Божье откровение, познавшие и принявшие Сына Божия (2,5; Мтф. 25,21; 1 Пет. 5,4; Иак. 1,12; Отк. ,10). Иисус Христос - Судия: Деян. 10,42; 17,31; 1 Кор. 4,4; Бог: Рим. 2,16; 1 Пет. 1,17; Евр. 13,4; это значит, что Бог передал суд Иисусу Христу: Деян. 10,42; ср. 1 Кор. 15,24. Ученики Христа принимают участие в суде над Израилем, так же как и Церковь Христова в суде над миром (Лук. 22,30; 1 Кор. 6,2). Под явлением подразумевается Второе пришествие Иисуса Христа (Мтф. 24; Фил. 3,20-21).

III. ЛИЧНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ АПОСТОЛА ПАВЛА (4,9-18)

Апостол и его сотрудники

4,9: Павел предпринявший однажды поездку в Иерусалим, хотя он и знал, что будет там арестован (Деян. 20,20 и посл.; 21,11 и посл.), ожидает от своего любимого ученика подобного же мужества (2,3). Тимофей должен прийти к нему.
4,10: Павел остался одиноким (к ст. 10-12 см. Кол. 4,7. 10.14): Димас (Филимон 24) оставил его; он не хотел страдать. Двое других его сотрудников вероятно по поручению апостола находились в путешествии: Крискент в Галатию (возможно в Галлию, где по преданию он стал епископом) и Тит в Далматию.
4,11: Лука - см. введение к Деян. Из приказа апостола, привести Марка (см. комментарий на Деян. 11,25) в Рим, мы видим, что Павел, как стратег Иисуса Христа, до последнего дня своей жизни был озабочен о назначении верных мужей на стратегически важные места.
4,12: Тихик (Еф. 6,21) должен поехать в Ефес, может быть как заместитель Тимофея, на время поездки последнего в Рим. Он родом из Азии, ходил с Павлом в Иерусалим (Деян. 20,4). Он доставитель Посланий в Ефес, Колоссы (возможно и Филимону?).
4,13: Павел трезво приготовляется к последним неделям: Тимофей должен принести ему фелонь (плащ-накидка); ибо приближается зима (21); книги и кожаные свитки нужны ему для духовной работы. Эти вещи пожалуй и были всем имуществом Павла, духовное наследство которого формировало и обновляло церковь чрез все столетия даже до наших дней (Втор. 18,1)! Троада: Деян. 20,5-6.
4,14-15: Троада напомнила Павлу о его противнике Александре (1 Тим. 1,20), от которого он предупреждает и Тимофея (Кальвин напоминает о Деян. 19, 33-34).
4,16-17: Когда на суде никто из римских христиан Павлу не помог (1,15), то Сам Господь укрепил его (Деян. 23,11; 27,23). Защитой перед судом Павел не думал спасать свою жизнь, но он хотел засвидетельствовать об истине Божией языческим судьям и присутствующим. Итак, он до конца остался верным своему призванию.
4,18: При втором допросе Павел ожидает окончательного приговора. И все же он славословит Бога; он уверен, что Господь избавит его от всякого злого дела.
4,19: Павел просит приветствовать верных друзей; он не забывает, сколько теплой помощи они оказали ему (Онисифор: 1,16-17; Прискилла и Акила: Деян. 18,2-3; Рим. 16, 3-4).
4,20: Он сообщает, где находятся в настоящее время его сподвижники. Ераст (Деян. 19,22; Рим. 16,23) и Трофим (Деян. 20,4; 21,27 и посл.).
4,21: Зимою 16 недельное плавание в Адриатическом море было невозможным, поэтому его друг дожлен скорее отчалить. Апостол посылает приветы римских христиан: Лин, согласно церковного предания был первым или вторым епископом в Риме и мученником; Клавдия, по преданию жена Пуда и оба мученики. Где же остальные христиане Рима (ср. Рим. 16; см. комментарий на Деян. 28,30 и посл.)?
4,22: Послание великого апостола заканчивается благословением Тимофея и всех церквей, обслуживаемых им. Павел отводит их взор от смертного слуги и направляет его к вечно творящему Господу (22).