Евреям
Наш YouTube - Библия в видеоформате и другие материалы.
Христианская страничка
Лента обновлений сайта
Медиатека Blagovestnik.Org
в Telegram -
t.me/BlagovestnikOrg
Видеобиблия online

Русская Аудиобиблия online
Писание (обзоры)
Хроники последнего времени
Українська Аудіобіблія
Украинская Аудиобиблия
Ukrainian
Audio-Bible
Видео-книги
Музыкальные
видео-альбомы
Книги (А-Г)
Книги (Д-Л)
Книги (М-О)
Книги (П-Р)
Книги (С-С)
Книги (Т-Я)
Новые книги (А-Я)
Фонограммы-аранжировки
(*.mid и *.mp3),
Караоке
(*.kar и *.divx)
Юность Иисусу
Песнь Благовестника
старый раздел
Бесплатно скачать mp3
Нотный архив
Модули
для "Цитаты"
Брошюры для ищущих Бога
Воскресная школа,
материалы
для малышей,
занимательные материалы
Список ресурсов
служения Blagovestnik.Org
Архивы:
Рассылки (1)
Рассылки (2)
Проповеди (1)
Проповеди (2)
Сперджен (1)
Сперджен (2)
Сперджен (3)
Сперджен (4)
Карта сайта:
Чтения
Толкование
Литература
Стихотворения
Скачать mp3
Видео-онлайн
Архивы
Все остальное
Контактная информация
Поддержать сайт
FAQ


Наш основной Telegram-канал.
Наша группа ВК: "Христианская медиатека".
Наши новости в группе в WhatsApp.

Послание к Евреям святого апостола Павла

Оглавление: Глава 1; Глава 2; Глава 3; Глава 4; Глава 5; Глава 6; Глава 7; Глава 8; Глава 9; Глава 10; Глава 11; Глава 12; Глава 13.

 

Автор: "Кто написал Послание к Евреям, знает один только Бог" (Ориген, 184-254). Несомненно, автором его был кто-то не из апостолов, однако он не был очевидцем земной жизни Иисуса и Его воскресения, он и сам говорит об этом: "...которое, быв сначало проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него" (2,3). Он хорошо говорил и писал по-гречески. Все указывает на его эллинистическое образование, которым обогащались иудеи в рассеянии. В то же время он хорошо был знаком с обычаями и традициями иудейства; однако, лично уверовав в Иисуса Христа, он уже по-новому читал Ветхий Завет, Библию Иисуса.
Может быть, он принадлежал к духовным руководителям римской церкви (13,24: "Приветствуют вас Италийские"). Прежде полагали, что это послание написал Павел (так утверждал Климент Александрийский, ум, до 215 г); однако, этому взгляду противоречит тот факт, что Павел, насколько нам это известно, никогда не писал анонимно, а затем ссылка на прежнее поколение учителей и отсутствующая ссылка на личное призвание Христом (2,3-4) и, наконец, другой язык послания. Принадлежит ли заключение послания (13,22 и посл.) Павлу, который как будто поставил свою подпись под посланием? Несомненно, однако, что это послание написано задолго до 90 года п. Р. X., а потому принадлежит к древнейшим христианским посланиям. Лютер предполагал, что автором его является Аполлос (см. комментарий на Деян. 18,24-28), потому что Аполлос был отличным толкователем Священного Писания и особенно ревновал о приобретении евреев для Христа. Кое-что говорит и в пользу авторства Варнавы, друга и сотрудника апостола Павла (см. комментарий на Деян. 4,36-37; так думал и предполагал Тертуллиан, 160-220 гг п. Р. X.); некоторые приписывают авторство послания Стефану.
Предполагают, что получателем послания могли быть эллинистические иудеи в рассеянии или христианская церковь из иудеев на Кипре, так как многие детали, носящие иудейско-христианскую печать, не совсем соответствуют другим церквам. Весьма возможно, что автор послания обращается к христианам из иудеев священнического происхождения, которые вынуждены были бежать из Иерусалима, а теперь нуждались в особом обслуживании и увещевании (Деян. 6,7). Во всяком случае, члены этой церкви прошли через тесноту и гонения, хотя и не были подвержены подлинному мученичеству. Создается, однако, впечатление, что они вынуждены были считаться с возможностью возобновления серьезных гонений. Это послание было написано с той целью, чтобы избавить их от всякого страха и чтобы предохранить их от отпадения.
Содержание послания. Его не легко понять. Послание осуждает церковную небрежность и борется за утверждение уверенности в спасении. Оно стремится изобразить пред очами читателей славу Иисуса. Иисус более величествен и более превознесен, нежели все остальные существа, нежели Ангелы и нежели священники (1,1-10,18); поэтому и служение Иисусу гораздо более важно и значительнее, нежели все прежде предшествовавшее (10,19-13,25). Оно пытается ободрить своих читателей для того, чтобы они способны были устоять в борьбе веры. Все глубокие и трудно воспринимаемые христологические выкладки об Иисусе, как о Первосвященнике, а также о первосвященничестве, о жертвах Ветхого и Нового Заветов и т. д. преследуют только одну цель: еще более доверяться Иисусу и следовать за Ним в повседневной жизни. Чем величественнее и необходимее становится для нас Иисус, тем легче нам пройти через всякую борьбу наших дней и тем легче достичь нам цели нашей веры.
По-видимому, церковь, к которой обращено это послание, это церковь в бедствиях. Она была обеспокоена и тем, что касалось личности Иисуса Христа. Ради Него она и подвергалась жесточайшим гонениям. Вот тогда-то и возник вопрос: необходимо ли веровать в Иисуса? Не обладали ли они уже спасением Божиим, принадлежа, как иудеи, к народу Божиему? Ветхий Завет со своими спасительными благами был для них непоколебимым фундаментом. Разве этого не достаточно? Автор послания заботясь о душах, отвечает на эти вопросы, ярким образом изображая перед их глазами Иисуса, чтобы ясно было, что Сам Он ставит в тень и Моисея, и Ангелов что жертвоприношения, святилище и священство составляют лишь временный характер и что Иисус гораздо превзошел все это. Итак, Послание к Евреям написано как раз для таких читателей, которые любили Ветхий Завет и Израильский народ, оно помогает им понять исключительное своеобразие Иисуса на фоне ветхозаветного мира идей и мыслей.

Глава 1

I. ОТКРОВЕНИЕ БОГА В СЫНЕ (1,1-4,13)

1,1-4: Заключительное слово Божие в Сыне.
1,1-2: Бог не умер, Он и не скрывается. Он живет и говорит: издревле через мужей Ветхого Завета, а в последние дни сии через Иисуса. Сын см. комментарий на Мтф. 8,29. Существует последнее время {последние дни), которое началось пришествием Иисуса; Иисус является решающи Словом Божиим. Повиноваться Ему необходимо ради спасения и важно для жизни. Через Которого: Иисус является Сотворцом мира (в греческом тексте употреблено здесь выражение веки "миры" - подразумевается огромная Вселенная; может быть, имеются даже в виду и "времена миров", по истечении которых Бог осуществляет Свой план спасения; Иоан. 1,1 и посл.; Кол. 1,16).
1,3: Сияние славы и образ ипостаси: Иисус является "фотографией Бога", отражением славы Божией (2 Кор. 4,4; Кол. 1,15). Иисус является хранителем мира и носителем Вселенной: Он является Примирителем и превознесенным Господом. Человек никогда не сможет исчерпывающим образом представить себе Его величия.
1,4: Превосходнее Ангелов {см. комментарий на Мтф. 18,10): автор послания не подчеркивает, что Иисус величественнее нас, людей, что Он иной, нежели мы, люди. Это само собой разумеется, потому что Он был без греха. Но Он величественнее и Ангелов Божиих. Свидетельством этому является Его имя: Иисус - это Кириос, Господь (Фил. 2,9-10). Наследовал: получил в дар от Бога.

Христос превыше Ангелов

1,5-14: Свидетельство Писания.
1,5-6: Автор Послания к Евреям до такой степени углубился в свою Библию и так живет в В. 3., что не в состоянии иначе говорить о славе Иисуса, как на основании Библии. Он читает Библию Иисуса, как пророческие Писания, в которых говорится не только о возвышении и падении многих мужей, и не только о вере многих мужей веры, и о призвании и водительстве избранного народа, но прежде всего пророчески говорится об Иисусе, как о Сыне Бижием (см. комментарий на Мтф.8,29; даже те места, которые относятся, собственно, к Давиду, он относит к Иисусу: 2 Цар. 7,14). Так как только Иисуса действительно можно назвать Сыном, он уже заранее предвидел, предвосхищал хвалу и славословие Ангелов, когда Бог еще раз пошлет Иисуса в мир (Фил. 3,20- 21). Первородный: Бог особенно возлюбил Его, а потому и предназначил для господства над миром (Пс. 88, 28-29).
1,7-9: Ангелы, как таинственные духи в невидимом мире, являются служителями Божиими в мире природы (см. комментарий на Мтф. 18,10), Иисус же является Повелителем, Господом, Царство Которого вечно, Который будет судить справедливо и Который помазан в знак того, что Ему дарована сила Божия (см. комментарий на Пс. 22,5).
1,10-12: Христос есть Бог и Господь! Он будет и тогда, когда прейдут небеса и земля, которые Сам Он сотворил; обладая полномочиями власти и силы, Он положит конец истории этого мира (как одежду свернешь их).
1,13-14: Служебные духи: и Ангелам дарована великая и прекрасная задача: содействовать и помогать верующим, которые являются наследниками Божиими. Дословно они называются здесь "литургическими духами"; поклонение Богу. Но Иисус несравненно величественнее, потому что Он окажется победителем над всеми Своими врагами, над сатаной, демонами и над всеми темными силами и над людьми. Спасение: Деян. 4,12.

Глава 2

2,1-4: Предупреждение не пренебрегать Словом.
2,1: Опасность состоит в том, что течения времени могут увлечь нас с собой, и мы потеряем (упустим) цель своей жизни. Поэтому необходимо весьма серьезно относиться к слышанному (мы должны быть особенно внимательны к слышанному) и следовать за Ним (за Иисусом см. комментарий на Иоан. 1,1 и посл., потому что Библия указывает на Него и повествует о Нем).
2,2-4: Через Ангелов возвещенное слово: как утверждают еврейские предания, тысячи Ангелов сопровождали Моисея, когда Бог даровал ему закон Десяти заповедей (Гал. 3,19; Деян. 7,38 и 53). Не повиноваться заповедям - значит навлекать на себя суд Божий (Рим. 5,19; 2 Кор. 10,6; Лук. 10,31- 32). Сам Израиль является серьезнейшим предостережением в этом вопросе! И мы не избежим суда Божиего, если пренебрежем словом Иисуса. Потому что 1) оно сначала проповедано Господом, а поэтому нам нельзя безнаказанно отвергать его; 2) оно проповеданно апостолами, которые слышали его от Него; 3) Бог Сам засвидетельствовал о нем знамениями и чудесами (см. комментарий на Мтф. 12,38), которые приводят нас к исполненном; удивления поклонению. Этих знамений и чудес и сегодня у нас много, так что люди в состоянии веровать и сегодня, а церковь способна существовать и по сей день, несмотря на всю нашу вину.
2,4: Map. 16,20; 2 Кор. 12,12; 1Кор. 12,4-11; Деян. 2,1-13; 10,44-45.

Уничижение и возвышение Христа

2,5-9: Пс. 8 прежде всего говорит о преходимости, о смертности человека, но в более глубоком смысле он говорит также и о Мессии, об Иисусе: и Иисус в течение определенного времени был Человеком, с Которым скверно обращались и Которого казнили, однако позже Он был увенчан и все подчинено Ему (1 Кор. 15, 27). Еще не настало время, поэтому над всем тяготеет еще не разрешившееся напряжение. Начиная Воскресением, уже уяснен вопрос права, а вопрос силы уяснится в День последний. Таков путь Божий для Него. Он должен был по благодати Божией вкусить смерть за всех (9). Бог пожелал через страдания сделать Его Вождем спасения (Фил. 2,8-9). Поэтому Он вовлекает в эти события и Свою Церковь и хочет через страдания и крест привести к совершенству. Поэтому чем более мы смотрим на страдания таким именно образом, чем более поучаемся через них, тем легче становится нам. В некоторых других рукописях вместо по благодати Божией сказано: "Вдали от Бога", т.е. Христос, как истинный Человек и истинный Бог, умер только по своей человеческой природе, но Он не умер, как Бог; это слово означает также, что Он умер, оставленный Богом, подвергшись тяжелейшему осуждению (Map. 15,34; Гал. 3, 13); оно может означать также, что Христу покорено все существующее (1 Кор. 15,27).
2,10: Вождь, т.е. Тот, Кто прокладывает путь. Совершил: посредством смерти Христос удостоился окончательно священнического посвящения, освящения (отдачи Богу: Иоан. 17,19), теперь Он прославлен (Иоан. 12,23.28; 13,31-32). Многих сынов Божиих (Рим. 8,14 и 16; 1 Иоан. 3,1-2): христиан. Слава - это обетование быть подобными образу Христа (Рим. 8,29-30; 2 Кор. 3,18; Фил. 3,20-21).
2,11-13: Освящающий и освящаемые: освящать - значит избирать и употреблять для служения. Освящение совершает Иисус, и его удостаиваются верующие. И Христос, и верующие принадлежат к одной семье Божией, а поэтому Иисус готов был назвать верующих братьями (Он не стыдится называть их братиями). Но для них Он навсегда остается Господом (Map. 3,34-35; Иоан. 17,19; 20,17).
2,14-15: Здесь свидетельство о великой борьбе Иисуса против Его противника, диавола (см. комментарий на Мтф. 4,1). Он назван здесь имеющим державу смерти. Но он уже потерял эту державу. Основанием для подобного утверждения является тот факт, что Иисус был Человеком и умер, как человек: смертью Своею Он оказался в пределах державы смерти, Своим же воскресением Он расторг ее, обессилив, таким образом, смерть и сатану и освободив верующих от рабства страха смерти (2 Тим. 1,10; 1 Иоан. 3,8). Плоть и кровь - выражение, определяющее человеческое существование и человеческую природу. Он также воспринял оные: неясные двусмысленные понятия, встречаемые у Павла (Фил. 2,7; Рим. 8,3), встречаются и здесь, они выражают страх перед тайной воплощения Божиего.
2,16-17: Не Ангелов восприемлет Иисус, воплощение Его во благо нам, верующим. Верующие названы здесь семенем Авраама. Иисус стал милосердным Примирителем с Богом. В качестве предпосылки автор послания ссылается здесь на Его страдания и на тот факт, что Он был искушаем. Но именно благодаря этому Он может понять всех нас и всем нам помочь, приблизившись к нам. Первосвященник (7,1 и посл.; как утверждает Пс. 109,1 и 4, Первосвященник, Мессия и Сын Человеческий - это одна и та же личность, небесный Первосвященник и одновременно жертва, см. Лев. 5,14 и посл.). Так как Христос является Первосвященником, церковь не нуждается более в сане первосвященника. Умилостивление: см. комментарий на Лев. 16,14 и посл. Язычники полагали, что необходимо умилостивить Бога какими-то человеческими действиями. Библия утверждает, что Сам Бог действует через Своего Первосвященника Иисуса во спасение людям, что Он Сам искупляет грехи их. По библейскому мышлению, фактическая вина появляется тогда, когда человек грешит против установленного Богом порядка завета. Эта вина приводит в движение силы погибели, разрушающие воздействия которых "непременно" обрушатся в качестве наказания на делающих зло и окружающих их. Иисус искупил нас, приняв на Себя наказание за совершенное нами зло.

Глава 3

Христос выше Моисея

3,1-6: Бог призывает, и люди, откликающиеся на Его призыв, становятся братьями (см. комментарий на Еф. 2,19) и посвященной Богу семьей {дом; Map. 3,34-35), у которой одно только исповедание: Иисус - Посланник и Первосвященник. Величайшим мужем Божиим в Ветхом Завете был Моисей (Числ. 12,7-8; Втор. 34,10 и посл.). Поэтому и следует сравнение с ним: на обоих покоилась слава Божия, у обоих был народ (дом), оба были верны, но Иисус величественнее: Он Господь Церкви. Вот поэтому Он ожидает от нее твердого упования, живого дерзновения и выдержки до конца. Дом Иисуса - это мы: Map. 14,58; 1 Кор. 3,16; 6,19; 2 Кор. 6,16.
3,6: 1 Пет. 2,5; Еф. 2,19.

Обетование покоя Божиего

3,7-11: В качестве предостережения, которое свидетельствует о возможности отпадения, апостол ссылается на весьма важный отрезок в служении Моисея - на время странствований в пустыне. Он воспринимает слова Псалмов, как слово Духа Святого. Бог уже тогда говорил, Бог уже тогда испытывал народ, Бог уже тогда в течение сорока лет помогал им и спасал их (видели дела Мои сорок лет), народ, однако, огорчился и роптал. Тогда явился гнев Божий (Я вознегодовал), наказав всех их. Никто не вошел в покой (2 Фес. 1,9). Покой Мой (11): покой Божий - это не состояние бездеятельности, это и не только обетованная земля, но это покой субботы (см. комментарий на Исх. 20,8 и посл.), то поведение Бога (Быт. 2,2), когда Он радуется Своим творением; тогда и мы освободимся от бремени труда и забот (Быт. 3,17 и посл.), тогда мы освободимся и от борьбы веры, тогда мы будем дома у Бога (Мтф. 5,20; 11,28-29; Отк. 6,11).
3,8: Исх. 17,7; Числ. 20,2-5.
3,11: 4,3; Числ. 14,21-23.
3,12-19: Ныне (Пс. 94,7) день спасения, дарованный Мессией, ныне время спасения, которого нам не следует упустить. Обольстившись грехом (13): грех обещает то, чего не исполнит (радость, полноту жизни; Быт. 3,13; Рим. 7,11). Об этом упоминается, как о предостерегающем примере: церковь верующих не должна обольщаться грехом, в противном случае ее постигнет та же участь. Послание к Евреям утверждает, что испорчено сердце человека, что оно отпадает от Бога, обольстившись грехом. Оно способно даже ожесточиться. Вот отсюда и вытекает просьба взаимно ежедневно побуждать друг друга к верности, оставаясь участниками Христовыми (1 Фес. 5,11).
3,17: Числ. 14,29; 1 Кор 10,10.

Глава 4

4,1-13: Обетование Слова Божиего.
4,1: Опасаться: мы можем потерять спасение! Мы еще не у цели, и благовестив без веры не дарует спасения. Его необходимо усвоить верою; существует ложная безопасность, которая губит спасение.
4,3-11: Верующие войдут в покой Божий. Автор послания имеет в виду прежде всего покой Божий (см. комментарий на 3,11) после творения (Быт. 2,2; см. комментарий на Исх. 20,8 и посл.). Послание к Евреям еще раз напоминает о том, что Израиль не вошел в обещанный ему покой, потому что он не был послушен Богу. Бог установил поэтому новый день и новый срок: ныне (7). Это время спасения, с тех пор как пришел Иисус. Но подлинный покой для народа Божиего еще наступит (см. комментарий на Отк. 14,13). Нам необходимо только приложить все силы, чтобы войти в этот покой (11). С предшествующей радостью сочетается уже сейчас переживание внутреннего покоя, которое хранит нас от суеты жизни и стремится освободить нас от ложного беспокойства собственных действий. Не впасть в непокорность: отпасть и погибнуть в судах.
4,12-13: Слово Божие живо и действенно: оно является живым организмом. Оно следует за нами, оно наполнено энергией, оно обладает преобразующей силой. Иисус является Словом Божиим. Он действует посредством благовестия Своего Слова. Оно проникает до разделения души и духа, суставов и мозгов: оно влияет и на телесную жизнь, оно учит нас отличать душевное (настроения и т.д.) от духовного, производимого Духом Божиим. Никто не может укрыться от него даже в своих сокровенных помышлениях сердца. Все открыто пред очами Божиими, все обнаженно пред очами Его. Тварь противопоставлена своему Творцу, она несет ответственность перед Ним. Обнажено: это слово заимствованно из языка жертвоприношений и означает смерть! Мы заслужили смерть (Иер. 23,29; Отк. 2,12; 19,15). Чем более мы подчиняемся этому Слову, чем более оно запечатляет нас, тем легче мы достигаем покоя Божиего на земле и в вечности.
4,8: Втор. 31,7; Иис. Н. 22,4.
4,10: Отк. 14,13.
4,11: 3,16.

II. ИИСУС - ИСТИННЫЙ ПЕРВОСВЯЩЕННИК (4,14-10,18)

Христос - истинный Первосвященник

4,14: Иисус - великий (!) Первосвященник (3,1; 9,11-12), потому что Он силен совершить примирение, которого не мог совершить Его земной прообраз. Небеса не являются здесь местом пребывания Божиего, а вселенной, которую сотворил Бог и которую Он прошел; Иисус пришел из невидимой действительности в видимую, а затем вновь возвратился в невидимую. Сын Божий см. комментарий на Мтф. 8,29. Исповедание: Иисус - Сын Божий; церковь существует этим исповеданием (10,23; 1 Тим. 6,12; Рим. 10,9).
4,15: Сострадать: Ис. 53,4 и посл.. Немощи: телесные и соразмерные вере! Подобно нам - см. комментарий на 2,17-18. Кроме греха (Ис. 53,9; Иоан. 8,46): 1) искушение в пустыне (Мтф. 4,1 и посл.); 2) искушение через людей (Map. 8,33); 3) история страданий (Лук. 22,28.42 и посл.).
4,16: Дерзновение - это действие Духа Святого (Гал. 5,22): 1) преодоление страха публично признать Иисуса Христа; 2) твердое упование на Бога; 3) уверенность в спасении. Престол благодати: в Послании к Евреям это описание Самого Бога (8,1). Такова живая вера: 1. Мы обладаем полной уверенностью в Том, от Которого зависит все, в Иисусе, Который стал человеком (вот поэтому имя это употреблено без прибавления Христос), но Который в то же самое время оставался Богом, Который вознесся не к блаженным духам, не к властям, но Который вознесся к Богу - Ему повсюду открыт доступ; Он постоянно подвергался искушениям, но так и остался безгрешным. Поэтому Он может сострадать, поэтому Он и оказался великим Первосвященником, ходатайствующим за всех. 2. Мы исповедуем эту веру и держимся ее твердо, даже и тогда, когда люди стремятся поколебать нас или течения времени хотят ввести нас в заблуждение. 3. Нам известен престол благодати, престол величия Божиего, т. е. то место, где мы обретем благодать и куда постоянно можем возноситься в молитве, не опережая Его, когда и где Он явит нам Свое милосердие и Свою помощь. Он ответит нам, когда нас постигнут действительные бедствия.

Глава 5

5,1-6: Первосвященник (см. комментарий на Исх. 28,1; Лев. 9,7) должен был выполнить два условия в Ветхом Завете: 1) сам он не должен был напрашиваться на этот сан, необходимо было, чтобы он призывался для этого служения (4-5); 2) в своем первосвященни-ческом служении он должен был сострадать незнающим и заблудшим людям (2). Это требовалось от Аарона, это же требовалось и от Иисуса: 1) Бог призвал Его (1,5; Пс. 2,7; 109,4). Рассматривает ли Послание к Евреям крещение, как призвание? 2) Иисус действительно проявил в своей жизни великое сострадание и потому принес Себя в жертву за грехи мира.
5,7-10: В качестве великого примера подобной первосвященнической жертвы (Фил. 2,8) апостол ссылается на Гефсиманию: Иисус с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления ...и был услышан, а потому и преодолел страх смерти, получив силу для послушания (Мтф. 26,39 и посл.). Ему пришлось не легко, и Ему пришлось учиться (см. комментарий на 2,10). Поэтому для всех послушных Ему, т. е. достойно проявивших себя в страданиях и твердо держащихся исповедания, Он стал виновником спасения, которое никогда не прекратится. Вот так Он оказался истинным Первосвященником. Кальвин и Бен-гель полагают, что Он был услышан (7) в Своем воскресении.

Об уверенности веры

5,11-14: Автор Послания к Евреям озабочен внутренним состоянием церкви. Вместо того, чтобы бодрствовать, они подобны младенцам, которые могут питаться только молоком и которые жаждут только молока - начальных познаний; им недостает более глубокого познания и понимания Иисуса и послушания. Вместо того, чтобы быть учителями для других, они все еще остаются учащимися, которые никак не могут отличить спасительного учения от погубного и того, что хорошо от того, что плохо (1 Кор. 3,1-3; 1 Пет. 2,2; Еф. 4,14). Цель веры - совершенство (Мтф. 5,48; 1 Кор. 2,6). При этом нам следует внимать не только порицаниям, но и указаниям на лучшую пищу, которая предлагается всем и которая может помочь и нам возрастать верою в познании.

Глава 6

6,1-8: Однократность покаяния.
6,1-3: Автор еще раз указывает на начало веры. Он постыжает и нас, потому что Послание к Евреям именует учения, которые очевидно для него составляют основы веры, но которые мы едва ли в состоянии правильно понять. Обращение от мертвых дел (досл.: покаяние): нам следует переосмыслить ценность своих дел; не все наши дела содействуют жизни; многие из них совершенно бесполезны для жизни, даже производят смерть (9,14; Мтф. 19,17 и посл.; Гал. 5,19 и посл.). Вера - личное жизненное общение с Богом через Иисуса Христа (Иак. 2,14 и посл.; Иоан. 14,1). Крещение: так Иисус предлагает свою любовь (см. комментарий на Деян. 2,37 и посл.; 8,36 и посл.). Возложение рук: см. комментарий на Деян. 6,6. Воскресение мертвых - радостная надежда на совершенство после того, как воскрес Иисус. Суд вечный: см. комментарий на Иоан. 3,19-20. Под совершенством (1) подразумевается все то, что сообщит позднее Послание к Евреям по вопросу более углубленного познания Христа.
6,4-6: Прежде всего Послание к Евреям свидетельствует о том, как человек становится христианином: просвещен, т. е. он получает свет относительно самого себя, своего греха, а также относительно Бога и Его благодати; имеется ли здесь в виду крещение? Он вкусил дар любви Божией (10,26-29; Пс. 33,9; 2 Пет. 2,20); любовь осязаема, она укрепляет и телесную жизнь. Дар небесный: Иисус наш Избавитель или действие Его Духа (2,4; см. комментарии на Иоан. 14,16)? Он становится причастником Духа Святого и способен приобщиться к благому глаголу Божиему, как прощение грехов, а также различная помощь и спасение в повседневной жизни, при этом он убеждается, что в нем действуют силы невидимого мира. Тем более серьезным становится то положение, когда христианин отпадает от Бога, когда порывает с Ним связи и выступает против Христа, поносит Его, хулит Его и еще раз распинает Его. Возвращение к Богу становится тогда невозможным, и все заботы о таких людях тщетны. Ср. грех против Духа Святого (см. комментарий на Мтф. 12,32; 1 Иоан. 5,16; Иез. 18,21 и посл.); грех этот встречается крайне редко, и его не ледует смешивать с оскорблением Духа Святого (Еф. 4,30) и с угашением Духа Святого (1 Фес. 5,19).
6,7-8: И землю Бог привлечет к ответственности, когда в ней уже ничего более не будет произрастать (Втор. 11,11-12; Ис. 4:11,16). То же говорит Иисус и об засохшей виноградной лозе, которая уже не приносит больше плода (Иоан. 15,2 и 6). Послание к Евреям прилагает меньше стараний для того, чтобы установить какие-то пределы для прощения Божиего, нежели предостеречь перед отпадением, потому что покаяние не в руке человека, это дар Божий.
6,9-20: Призыв держаться обетований Божиих.
6,9-10: Они еще не отпали. Автор и сейчас еще может говорить о "возлюбленных"; он знает, что и Бог не забыл того, что они сделали в деле любви, прежде всего в служении верующим (Мтф. 10,42). Святые: см. комментарий на Еф. 2,19; жертвовали ли они для христиан в Иерусалиме (2 Кор. 9,1 и посл.;см. комментарий на Деян. 11,19 и посл.)?
6,11-12: Однако наставление необходимо. Библейское попечение о душах не замалчивает неправды и не льстит там, где необходимо порицать, чтобы приобресть симпатию и расположение (ср. Фил. 1,6).
6,13-20: Совет его: оставаться верными Господу, если мы поклялись Ему в верности, как это можно наблюдать на примере Авраама, который остался верен Богу.
6,16: Исх. 22,10.
6,19: Лев. 16,2 и 12.
6,20: 5,6.

Глава 7

Христос и Мелхиседек

7,1-28: Первосвященничество Христа (2,17-18; см. комментарий на Мтф. 2,4; см. Лев. 5,15 и посл.). Первохристианская церковь иначе читала Библию, Ветхий Завет, нежели это делаем мы. Библия являлась для нее полнейшим авторитетом, в ней она слышала голос Самого Бога. Ветхий Завет являлся для нее прежде всего книгой пророчеств о Христе. Очень часто ее цитировали не дословно, а по памяти, иногда даже переставлялись отдельные стихи, в них искали и находили более глубокий смысл. Заметим, что существует большая духовная свобода, без увлечения антастическим фанатизмом.
Является ли и для нас Библия единственным источником откровения и встречи с Богом?
7,1-3: Таинственная личность Мелхиседека воспринимается нами в качестве прообраза первосвященничества Иисуса. Он превосходил Авраама и его потомков также, как и Иисус Христос. Он встречает Авраама и возлагает на него руки (Быт. 14,13 и посл.). Имена в Библии не случайны: Мелхиседек - царь правды; царь Салима - царь мира. Все это пророческим образом касается личности Иисуса. И еще больше: в Ветхом Завете не говорится, откуда прибыл Мелхиседек и что с ним случилось. Автор послания и делает отсюда вывод, что он был совершенно другим, нежели все остальные люди. Происхождение его небесного рода, как и происхождение Иисуса (3; Иоан. 7,27). Да, Иисус уже присутствовал в Мелхиседеке. Сын Божий - см. комментарий на Мтф. 8,29.
7,4-10: Автор Послания к Евреям пытается еще яснее рассказать о величии Иисуса: Авраам был великим (он был благословением для мира; Быт. 12,3), Мелхиседек был еще величественнее Авраама, т. к. Авраам дал ему десятину из того, что имел (Втор. 14,22 и посл.; 26,1 и посл.; Мал. 3,10). Поэтому и Иисус, присутствовавший в Мелхиседеке, значительнее в Своих делах, нежели Авраам (4). В ст. 5 и посл., автор задается вопросом, не способно ли священничество левитов (Числ. 3,5 и посл.; 8,5 и посл.; 18,21) в достаточной мере приобресть для народа благословение Божие. Как дети и потомки Авраама (9-10), и они подчинены Мелхиседеку-Христу. Полным спасением можно обладать только в Иисусе, Который присутствовал в таинственной личности Мелхиседека. Ср. Иисус возвышается над законом Моисея (Map. 10,4-5); Павел говорит об обетовании Бо-жием, дарованном Аврааму еще вне закона (Гал. 3,6-18); Послание к Евреям указывает на более значительного Первосвященника Мелхи-седека-Христа, Который возвышается над установленным законом священством левитов. Но вот подобное отношение к закону с момента явления Иисуса представлялось иудейству преткновенным.
7,11-17: Священство левитов не могло привести к совершенству (Мал. 2,7-8). Поэтому Бог поставил другого первосвященника и установил другое священство. Так и закон не мог спасти человека, а потому он был отменен по причине немощи и бесполезности (18). Старый порядок утверждал, что только мужи из колена Левиина могли быть священниками. А вот Иисус произошел из колена Иудина (14; Быт. 49,10; Ис. 11,1; Мтф. 1,1- 3). Старый порядок требовал также соблюдение некоторых телесных условий (никаких увечий! Лев. 21,17-18). Новое священство обладает силой несокрушимой жизни неперестающей (16), т.е. силой Духа Святого. Поэтому Мелхиседек назван священником навеки, а таким Первосвященником как раз и является Иисус. Правда и прежний порядок тоже был откровением Божиим, но это был временный порядок, притом он исполнился в Иисусе. В новом творении небес и земли будет очевидным выполнение старого порядка.
7,18- 25: Два доказательства обосновывают лучшее (22; 8,6; 12,24) священство, Иисусово священство: священники по чину Аарона поставлялись без клятвы. Бог же поставил Иисуса Первосвященником с клятвою (клялся Господь и не раскается!). В прежнем порядке было много первосвященников, и все они умерли. Здесь существует Один, Он воскрес и будет жив во веки (23). Решающим обстоятельством оказалось следующее: закон не был в состоянии действительно приводить к Богу, это может сделать только Иисус. Закон не мог спасать; это в состоянии делать только Тот, Кто живет и постоянно ходатайствует (25; Рим. 8,34; 1 Иоан. 2,1). Подобные утверждения причиняли боль иудеям, но это необходимая боль. И сегодня очевидно, что на пути закона и послушания человек не может быть преобразован. Кто пытается соблюсти заповеди Божии, становится или самолюбиво гордым (Мтф. 19,20), или впадает в отчаяние из-за своей неспособности к добру (Рим. 7,14-24).
7,26-28: Коротко: спасение заключается в личности Иисуса, в Котором не было греха и Которому открыт полный доступ к Богу, Который не имеет нужды ежедневно... приносить жертвы .., ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого. Имелся в виду великий день примирения (см. комментарий на Лев. 16,1 и посл.), праздновать который необходимо было ежедневно, а может быть, автор послания имел в виду хлебные приношения, которые необходимо было приносить ежедневно (см. комментарий на Лев. 2,1 и посл.) вместе с двойной жертвой великого дня примирения? Вся эта глава приводит нас к глубокому поклонению: Иисус - это спасение мира.

Глава 8

Посредник Нового Завета

8,1-10,18: Небесное служение Христа и истинная жертва.
8,1-6: Здесь апогей всего послания. Не наша вера, не наша новая ориентация, не наше послушание как бы важны и необходимы они не были, решающим является не все это. Все заключается в личности Иисуса, Который, вознесшись в невидимый мир, обладает теперь неограниченной властью. Не только Сам Он, но и служение Его величественнее всего прежнего. Следует упомянуть еще и о том, что Израиль нарушил Ветхий Завет, а потому вместо него необходим был Новый, и этот Новый Завет теперь дарован людям. И еще больше: Ветхий Завет по сути дела был только заветом-тенью, отражением подлинного завета (5; 10,1). Святилище его, скиния (см. комментарий на Исх. 26,1 и посл.; Кол. 2,17), было создано по образу, показанному Моисею на горе.
Для нас это тайная премудрость Божия, мы не знаем, почему необходимо было показать вначале отражение истинного. Подлинный Завет - это небесный Завет. Иисус находится на небесах и там представляет нас. Именно потому, что Он находится у Бога, Он в состоянии совершать первосвященническое служение и спасать нас. Ходатай - (6; 7,22; 12,24; 1 Тим. 2,5) это выражение заимствовано из греческого юридического языка: ходатай, посредник, мировой судья; это слово употребляется в Ветхом Завете в смысле толкователя воли Божией. Христос принес с Собой Новый Завет. Вознесение Его (1) сравнивается с вхождением первосвященника во Святое-святых, а крестная смерть - с жертвоприношением в великий день примирения.
8,7-13: Что принес с собой Новый Завет (Быт. 9,8 и посл.; Исх. 19,5-6)? Все совершается внутри человека: вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их (10). Этот завет получает более широкое распространение; мы действительно познаем Бога (11). Всем предоставляется возможность приоб-ресть прощение (12). Оно совершается единственно одним только Иисусом. Ветхий Завет не обесценивается таким образом, однако Новый Завет превосходит его (Гал. 3,17; Рим. 10,4). Бог одним взмахом зачеркнул все прежнее, теперь все новое. Познать это новое, свидетельствовать о нем другим - сегодня это задача всякого благовествования словом и буквой.

Глава 9

Жертва Христова

9,1-10: У старого (прежнего) порядка была скиния (см. комментарий на Исх. 26,1 и посл.) светильник (Исх. 25,31 и посл.), трапеза (Исх. 25,23 и посл.), предложение хлебов ( см. комментарий на Исх. 25,30), завеса (Исх. 26,31; Мтф. 27,51), Святое-святых (Исх. 26,33), кадильницы (Исх. 30,1 и посл.; 37,25 и посл.), ковчег (см. комментарий на Исх. 25,10 и посл.), сосуд (Исх. 16,33), манна (см. комментарий на Исх. 16,4 и посл.), жезл Аарона (Числ. 17,23 и посл.), скрижали закона (Исх. 24,12; 32,19; 34,1; Втор. 10,1 и посл.), херувимы (см. комментарий на Исх. 25,18 и посл.), различные богослужения (см. комментарий на Исх. 30,10; Лев. 16,2 и 14-15; см. комментарий на 23,5 и посл. 9 и посл. 33 и посл.). Однако этот прежний порядок не был достаточным, он мог быть только прообразом чего-то значительно большего - жертвы Христовой. Образ (9): 24; 7,19; 8,5; 10,1-2. Послание к Евреям указывает на три факта: существовало деление: Первосвященник - народ; обремененную виной совесть ничем нельзя было успокоить; все являлось лишь предшествующим откровением Божиим, обладавшим пророческим значением. Существовало и культовое очищение (Лев. 11; Числ. 19), но оно не могло даровать удовлетворения сердцу. Однажды в год первосвященнику открывался вход во Святое-святых, но и этот вход не был непосредственным общением с Богом для верующих.
9,11: Во Христе исполнен прежний порядок. Он находится во взаимосвязи с истинным святилищем (большей и совершеннейшей скинией), с тем местом, которое не принадлежит земному творению, но где обитает Бог явно и видимо в противоположность к этому миру, где Он тайно, хотя и милостиво присутствует в Своей церкви (Мтф. 18,20; 28,20).
9,12-13: Правда, необходима кровь, потому что ее требует искупление грехов (Лев. 17,11; пепел телицы: Числ. 19,2.9.17); однако крови животных не достаточно. Поэтому пришел Иисус, Он пролил Свою кровь и принес Себя в жертву (1,3; 1 Пет. 1,18-19; 1 Иоан. 1,7; Отк. 1,5). Во всем проявлялся, как и вообще в жизни Иисуса, Дух Святой, Который в ст. 14 назван вечным Духом (в других переводах).
9,14-15: Порядок Ветхого Завета требовал, чтобы в жертву приносился агнец без порока (Исх. 12,5; Лев. 22,20). Этому требованию соответствовал и Иисус. Он был без порока, Он был безгрешен, потому и жертва Его совершила искупление, которое, как глубочайшее желание, составляло основной фон всех жертвоприношений и которое вечно действенно. Благодаря этому искуплению, наша совесть теперь чиста пред Богом, мы избавлены теперь от всех бесполезных мучений и собственных усилий (мертвых дел; 6,1) заслужить любовь и прощение. Только таким образом мы становимся способными для служения Богу живому и истинному. Так мы и приобщаемся к вечному наследию: мы всегда будем с нашим Господом, там мы удостоимся искупления тела нашего, там же и сущность наша преобразуется в образ Его. Ходатай см. комментарий на 8,6.
9,16-22: Послание к Евреям объясняет, почему должен был умереть Иисус: завет действителен только после смерти завещателя. Эта смерть символически представлялась в Ветхом Завете жертвенной кровью (вот таков смысл всех порядков и постановлений, дарованных через Моисея; Числ. 19,6; Лев. 8,15.19; 17,11). В Новом Завете истина эта еще более уясняется для нас: Иисус умер, и таким образом завет Его действительно приобрел силу.
9,23-24: Грехопадение человека сказалось не только в области видимого мира (Рим. 8,20- 22; ср. Ис. 11,6 и посл.; Иоил. 1,15 и посл.); нарушен и порядок другого мира. Поэтому и там необходимо искупление и очищение. Только Иисус мог принести лучшую жертву. И Он принес ее (7,25; 1 Иоан. 2,1). Смерть Его обладает и космическими проявлениями (Кол. 1,20). Чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие: после завершения искупительного дела на кресте Иисус ходатайствует теперь за избранных Своих, Он является теперь Ходатаем нашим пред Отцом. Правда, нас постигает еще смерть, как следствие наших грехов, но в Иисусе даровано нам избавление, а потому и смерть становится теперь для нас иной, нежели прежде.
9,26: 1,3; 1Кор. 10,11; Гал. 4,4.
9,27-28: Автор обращает наше внимание на ближайшее великое спасительно-историческое событие, на пришествие Иисуса (см. комментарий на Мтф. 24; Фил. 3,20). Однако пришествие Иисуса не для всех явится во спасение, а только для ожидающих Его. Поэтому жизнь и смерть Иисуса обладает огромным значением для нашего прошлого (искупление), для нашего настоящего (свобода в служении Богу) и для нашего будущего (глубокая предварительная радость о Нем). Как велик Иисус, так велика и Его жертва; Он всегда величественнее всего остального.

Глава 10

10,1-18: Много было напрасных жертв, но одна жертва действенна.
10,1-4: Глава 10 подводит всему итог. Притом не без повторения сказанного, но уясняет тот предмет, о котором говорит автор: прежний порядок являлся только отражением (тенью; 1; 8,5) первоначального порядка Божиего, прообразом Христа (9,9; Кол. 2,17). Новой является следующая мысль: приносимые жертвы не только не могли даровать успокоения совести, но, напротив, являлись новым напоминанием о прежней вине (3; Лев. 16,34). Безусловно, Послание к Евреям не оспаривает того факта, что Бог и в Ветхом Завете по Своей благодати прощал грехи людей (Пс. 50; 102). Но это послание подчеркивает воспитательную мысль, которую Бог имел в виду, когда устанавливал порядок жертвоприношений: грешник должен умереть; по благодати Бог допускает заместительную смерть жертвенного животного; смерть животного не дарует прощения, а только четко уясняет сознанию человека гнев Божий за грех.
10,5-10: Входя в мир: это другое выражение для понятия "родил-:я". Вместе с Псалмом 39,7 и посл. Послание к Евреям уясняет следующую истину: Бог не хотел и не хочет никаких жертв, но Он жаждет послушания, Он жаждет самого человека, который вместе со своим телом отдал бы себя Ему в распоряжение, и вот именно это и совершил Иисус. Он был послушен, Он отдал Свое тело. Поэтому Послание к Евреям может с торжеством сказать (10): благодаря этой жертве послушания и освящены верующие (Иоан. 17,19), т.е. они избраны и приготовлены для Бога, а это и приводит к преобразованию их сущности.
10,11-14: Автор подчеркивает еще одно различие между Ветхим и Новым Заветами: всякий священник ежедневно стоит в служении пред Богом (Втор, 10,8; 18,7); Иисус же воссел одесную Бога (12; Пс. 109,1), ожидая окончательной победы (13). Стоять - это признак беспокойства, сидеть - это признак покоя (ср. Деян. 7,55). Только что (9,28) автор послания говорил об ожидающей церкви, сейчас он говорит об ожидающем ее Господе. Великая окончательная цель истории Божией в отношении всего человечества такова: наступит великий день победы Иисуса над всеми врагами (13; Фил. 3,20-21). Чтобы читатель не усматривал и не искал его в далеком будущем, автор еще раз говорит о настоящем: жертва Христова совершена, а потому верующие могут и должны уже сейчас строить на этом основании и радоваться (14).
10,15-18: Маленькое, но весьма значительное предложение: О сем свидетельствует вам и Дух Святый - подчеркивает уже в Ветхом Завете (15), что это не своевольное толкование, а действительное обетование Божие. Дух Святой подчеркнул эту истину в жизни, страданиях и в воскресении Иисуса. Нет ничего приятнее для Него, как то, что люди отдают Ему всю свою жизнь и от сердца исполняют волю Его (16; 8,10). Бог простил. Нет уже необходимости в жертвоприношениях, достаточно жертвы Иисуса (17-18; 8,12).

III. УВЕЩЕВАНИЕ К ВЕРНОСТИ В ВЕРЕ (10,19-13,24)

Об исповедании надежды

10,19-21: Автор послания обращает внимание на три великих обстоятельства в следовании за Иисусом: 1. Благодаря самоотдаче Иисуса мы имеем свободный доступ к Богу (дерзновение см. комментарий на 4,16). 2. У нас путь новый и живой (Иоан. 14,6; Рим. 5,2). В этом отношении для Послания к Евреям весьма важно то, что завеса в храме разодралась в час смерти Иисуса (Мтф. 27,51). 3. У нас великий Священник над домом Божиим, т. е. над церковью верующих (см. комментарий на 2,16-17).
10,22-25: Далее автор послания обращает внимание на три дара: 1) искреннее сердце, которое с радостью соглашается на жизнь с Ним; 2) новое упование на Господа (полная вера, см. 1 Фес. 1,5); 3) очищение от порочной совести, причем автор послания опять напоминает о крещении (омывши тело водою чистою см. комментарий на Деян. 2,37 и посл.; 8,36 и посл.; Еф. 5,26; 1 Пет. 3,21). Отсюда вытекают и новые следствия (Кол. 3,5 и посл.): 1. Молитва: да приступаем к Богу (22). Послание к Евреям стремится не только к тому, чтобы сообщить новое познание о Христе, но и к тому, чтобы содействовать к утверждению новой духовной жизни. Молитва в этой новой жизни является первым и решающим. 2. Будем держаться, а не колебаться (23; 4,14). Когда нас постигнут гонения и преследования, когда нас станут упрекать, будем держаться исповедания упования неуклонно, чтобы устоять; когда нас постигнут искушения, будем уповать на верность Божию, Он не отрекается от Своих обещаний; не оставим и живого упования. 3. Будем помогать друг другу, поощряя к любви и добрым делам, сознавая свою ответственность друг перед другом (24). 4. Общение (25; 3,13). Удивительным образом сочетает Послание к Евреям два явления: день пришествия Иисуса (Рим. 13,11-12) и общение в богослужениях. Богослужений не следует оставлять, ими не следует пренебрегать, без них мы становимся узкими и односторонними; некоторые уже оказались в этой опасности. А может быть, автор послания предупреждает перед отпадением в другие религии, к другим религиозным общениям? Слово собрание можно перевести также и словом восхищение (2 Фес. 2,1). Собрание и восхищение имеют здесь одинаковый смысл. Восхищения мы должны ожидать, но вот для этого весьма необходимы взаимные наставления и жизнь в общении друг с другом.
10,26-31: Автор послания предостерегает, чтобы мы не грешили произвольно. Кто уклоняется от богослужений, где возвещается любовь Иисуса, кто уходит из церкви, где пребывает Иисус, тот теряет спасение. При этом автор послания и себя не исключает из числа тех, кому угрожает подобная опасность (он пишет: не будем оставлять...). Никто из верующих не находится вне этой опасности. Ветхий Завет проводил разницу между непроизвольным и произвольным грехами (Числ. 15,27 и посл.). Здесь имеется в виду сознательный отказ крещенного, ученика Иисуса, обладавшего истинным познанием, а потому несущего тем большую ответственность. Послание к Евреям имеет в виду также и радикальную враждебность по отношению к Господу и преступное самопревозношение отпадшего (29). Такой человек в Ветхом Завете подвергался лишь гневу Божиему; сказанное во Втор. 32.35 исполнилось: Бог осудил и наказал народ Свой, Израиля. Этих людей еще ожидает суд; см. комментарии на Иоан. 3,19-20. В чем будет состоять этот суд, автор послания уже не говорит. Страшно впасть в руки Бога живого; этому предшествует лишь мучительное ожидание суда (27; в царстве ли мертвых?). Кровь завета (29), см. Лук. 22,19; 1 Кор. 11,27.
10,32-35: Вспомните о том, как Иисус вел вас по жизни! 1. Иисус просветил их (бывши просвещены Иоан. 8,12): познание Бога, Его планов, Его воли (Пс. 102,7). 2. Страдания ради Исуса, расхищение имения вашего приняли с радостью (34; см. Мтф. 19,21.29; Зрелище 1 Кор. 4,9); по всей вероятности, однако, это еще не было подлинное мученичество. 3. Все это они перенесли с радостью, потому что в этих бедствиях они приобрели силу Христову (34). 4. У них надежда на великое воздаяние (35; см. комментарий на Мтф. 10; 42).
10,36-39: Тот, кто соединяет свою жизнь с Иисусом, должен соответственно сообразовать и свое поведение: терпение, чтобы устоять в страданиях (Лук. 21,19; Иак. 5,7); терпение в вопрошании о воле Бо-жией, в послушании, в ожидании исполнения обетовании, даже если придется очень долго ожидать пришествия Иисуса (2 Тим. 4,7 и посл.).
10,38: Рим. 1,17.
10,39: 1 Фес. 3,3.

Глава 11

Путь веры в Ветхом Завете

11,1-3: Вера - это слово встречается в этой главе 18 раз. Что такое вера? 1. Вера в невидимый мир, который тоже реален (2 Кор. 4,18). 2. Бог открывает духовные глаза, чтобы видеть эту действительность. 3. Вера не является каким-то неясным предчувствием, а уверенностью. 4. Верою познаем, что Бог сотворил мир из ничего, т.е. что Творец совершенно не зависит в Своем творении от материи. Эту веру нельзя объяснить, о ней можно только свидетельствовать. Послание к Евреям и занимается этим делом, перечисляя в этой главе примеры тех мужей и жен, о вере которых Бог дал доброе свидетельство (39). Уверенность: в вере всегда заключается выдержка и борьба с собственным неверием (2 Кор. 5,7).
11,4: Почему Авель принес жертву лучшую, этого не объясняет Послание к Евреям (Быт. 4,4). Был ли он более смиренным? Автор Ветхого Завета не объясняет, почему Бог милостиво призрел на жертву Авеля. Но Бог засвидетельствовал о дарах его, приняв их. Ею он и по смерти говорит еще в проповеди или, обвиняя, пред Богом?
11,5-6: Верить - значит, как Енох, считаться с воздаянием Божиим и сообразовать с ним свое жизненное хождение (Быт. 5, 24).
11,7: Верить - значит, как Ной повиноваться ясному повелению Божиему посреди развращенного мира и серьезно относиться к угрозам предстоящих судов Божиих над миром (Быт. 6,8-9.13 и посл.; 2 Пет. 2,5). Безусловно, бедствия могут достичь степени мученичества (Авель), но это и значит верить, молчать, как Ной, и не отвечать на различные насмешки и поношения, продолжая жить с Богом и приходить к Нему.
11,8-16: Свидетельство о вере Авраама и его жены.
11,8: Верить - значит, как Авраам, повиноваться зову Бо-жиему, притом беспрекословно (например, покинуть место своего пребывания), положившись на обетования Божии, не зная, как, где и когда Бог выполнит их.
11,9-10: Верить - значит ожидать отечества от Бога и у Бога. Не мы создаем совершенный (святой) мир (Отк. 21,5; Ис. 11; 54,10-14; Зах. 2,5 и посл.).
11,11-12: Верить - значит, как Сарра, утвердиться на почве обетовании Божиих (смех, рожденный ее неверием, превратился в исполненное удивления поклонение; Быт. 18,12; 21,6).
11,13- 16: Верить - значит сознавать, что здесь мы странники и пришельцы, которым не следует привязываться к земному (Мтф. 19,16 и посл.), потому что они стремятся к лучшему, то есть, к небесному отечеству (Ис. 54,10-13; Иез. 48,30 и посл.; Зах. 2,5 и посл.). Тот, кто получает обетование и руководствуется им, тот становится здесь странником и пришельцем (Быт. 23,4; 47,9).
11,17-19: Верить - значит устоять и в тяжелейшем искушении (Иак. 2,21), сохраняя уверенность, что Бог обладает правом на меня и найдет способ исполнить дарованное мне обетование. Верить - значит уповать на Бога и в крайнем одиночестве (Авраам был одинок и ни с кем не говорил), в непостижимой сокровенности Божией, вопреки всякому рассудку.
11,20-22: Верить - значит, как Иаков (Быт. 27; 48; 50) благословлять и в смерти, зная, что только Один может оказать благо его детям. Верить - значит, как Иосиф, и спустя длительное время считаться с обе-тованиями Божиими и с исполнением их. Иаков поклонился на верх жезла своего (21). Греческий перевод текста Быт. 47,31 гласит: "И поклонился Израиль на возглавие своего жезла", - вместо: "И поклонился Израиль на возглавие постели"; по внебиблейской традиции, это был жезл Божий (Исх. 4,2; Пс. 22,4), как символ всемогущества Божиего, которому Иаков, умирая, поклонился!
11,23-31: Свидетельство о вере Моисея и Иисуса Навина.
11,23 и посл.: Верить - значит, как Моисей, убедиться в том, что Бог может сохранить и тогда, когда переступаются повеления человека, потому что хотят более повиноваться Богу (23; Исх. 2; 12; 14; Деян. 5,29). Верить - значит оказаться на стороне народа Божиего, избирая путь страданий в нищете; верить - это значит не делать никаких уступок греху, даже если он на короткое время дарует человеку удовлетворение и наслаждение; верить - значит считаться с тем, что в конечном итоге придется дать Богу отчет во всем (26; 10,35), это значит более доверять невидимому Богу, нежели всем человеческим величинам (27). Воздаяние (26) см. комментарий на Мтф. 10,42. Поношение Христово: потому что Иисус Христос уже в Ветхом Завете был с Богом и у Бога (Иоан. 1,1 и посл.), то страдавший за веру и в период Ветхого Завета страдал за Иисуса.
11,28-29: Верить - значит повиноваться повелению (пасхальная трапеза см. комментарий на Исх. 12) и следовать повелениям Божиим (переход через пустыню, Исх. 14), хотя это могло бы противоречить здравому смыслу, в то время как неверующие собственными путями стремятся навстречу собственной смерти. Только таким образом мы обогащаемся опытом в хождении с Богом.
11,30: Верить - значит, как Иисус На-вин переносить насмешки в течение шести дней, ожидая вмешательства Божиего Иис. Н. 6,3)
11,31: Верить - значит, как Раав, несмотря на то, что она погрязла в тяжких грехах, видеть великие дела могущества Божиего (Иис. Н. 2,8-11; 6,25; Иак. 2,25). Благодаря этому Раав оказалась в числе предков Иисуса (Мтф. 1,5). "Свойство веры и состоит в том, чтобы видеть то, чего никто не видит, и не видеть того, что видят все" (Лютер).
11,32-40: Свидетельство о вере судей и пророков.
11,32: Гедеон: Суд. 6; Варак: Суд. 4; Самсон: Суд. 11; Иеффай: Суд. 14; Давид и Самуил: 1 Цар. 17. Бог даровал им возможность уже здесь предвкусить последний великий дар.
11,33-34: Львы, огонь: Даниил (Дан. 6,23; 3,17); Илия избежал меча Ахава (3 Цар. 19,10); укреплялись от немощи: Самсон совершил великое (Суд. 16,28), также и Давид (1 Цар. 17,49 и 52).
11,35: Воскресение: 3 Цар. 17,17 и посл.; 4 Цар. 4,32 и посл. Других же Бог приводил к Себе страданиями. Почему? Это знает только Он один.
11,36-37: Побои: 2 Макк. 7,39; 9,11; 2 Пар. 36,16; узы и темница: Иер. 20,2; 37,15; 38,6; были побиваемы камнями: Захария 2 Пар. 24,20-22; Мтф. 23,37; перепиливаемы: утверждают, что Исайю пророка перепилили, мы же не знаем точно, к кому относится это слово.
11,38: Которых весь мир не был достоин: страдания ради Бога и Иисуса являются преимуществом, которое сопряжено с обетованием (Отк. 6,9 и посл.; Мтф. 19,27 и посл.). Все стремится навстречу великой славе (Отк. 21), к которой готовилась ветхозаветная церковь. Она ожидает того, чтобы к ней присоединилась и новозаветная церковь.
11,40: Не без нас - это великое удивляющее слово веры. Все верующие совместно достигнут совершенства.

Глава 12

Путь веры христиан

12,1: Облако (множество) ветхозаветных (гл. 11) и новозаветных праведников (12,23) находится в тесной взаимосвязи с борющейся и страдающей церковью. Это важнейшее высказывание, касающееся Царства мертвых (см. комментарий на Фил. 1,23)! Поэтому христиане устраивали первоначально свои кладбища вокруг своих церквей, на которых они погребали тех, кто особенно проявил себя верным Господу и в своей церкви. Так как у нас такое славное обетование, то свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех (Рим. 6,12 и посл.). Вера - это борьба, это бег на ристалище, это не приятная прогулка (Пс. 72,10 и посл.; 1 Кор. 9,24). Бог уже определил так, что всякие вопли и всякое бегство от страданий - это выступление против Него (Мтф. 5,4). Борющийся отрекается от многого, что, собственно, и не воспрещается, но что не приносит пользы (1 Кор. 6,12). Соблюдай правила борьбы Еф. 6,10-17.
12,2: Бегущий направляет свой взор к цели; цель обнаруживает величие задачи, дарит силы и устанавливает правила для поведения. Иисус, Ему мы обязаны началами своей веры, Он ведет нас и дальше и формирует нас для совершенства '2,10; 5,8-9; Фил. 2,8-10). Вместо предлежавшей... в поведении Иисуса мы можем научиться единственному в своем роде истинному поведению Фил. 2,5-11), Он является для нас не только образцом, но и вождем нашей веры (Иоан. 14,6).
12,3: Если мы идем тем же путем страданий Христовых, :оторым шел и Он, мы не уснем духовно, а будем обращать свой взор только на Него (Лук. 2,34; Мтф. 26,67).
12,4-11: Все страдания являются средством воспитания в руке Божией (2 Макк. 6,12-17; Отк. 3,19; 1 Кор. 4,17-18) и доказательством того, что мы действительно дети Его. Послание к Евреям не преуменьшает серьезности страданий; могут быть и слезы, но без страданий не бывает усыновления Богу (7-8). Земные отцы наказывают (воспитывают) в соответствии со своим ложным познанием, служение их ограничено (9). Отец духов (т. е. мертвых и Ангелов; 23; Отк. 22,6), у Него только одна цель - наше освящение (14), т.е. наше преобразование в Его образ: мирный плод праведности (11). Плод этот приобретается не скоро, для этого необходимо постоянно упражняться. Это длительный процесс преобразования и воспитания. В отличие от иудейства, страдания не объявляются искупительными (Иоан. 9,1 и посл.) и не говорится о награде за страдания. Страдания служат для достижения усыновления и служат праведности.
12,12-17: Церковь должна вступаться за слабых и помогать им. Таково истинное церковное воспитание, церковная дисциплина (Мтф. 18,15 и посл.). Наблюдайте (15): в греческом языке у этого слова тот же корень, что и у слова епископ (см. комментарий на Еф. 4,11 и посл.). Каждый несет ответственность за другого, чтобы не осквернились многие: зло заразительно! Между вами не должно быть споров и пререканий; не ссорьтесь и с неверующими (14; Рим. 12,18; 2 Тим. 2,22); но не всегда удается избегать всяких ссор. В противном случае мы не устоим в пришествие Иисуса (не увидим Господа). Устрашающим примером является Исав, покаяние которого было поверхностным, хотя он и плакал при этом (16-17; Быт. 25,33-34; 27,30 и посл.). Исав за одну снедь отказался от своего первородства: земные блага являются средством, с помощью которого сатана улавливает нас. Не мог переменить мыслей отца: существуют пределы и для благодати Божией (см. комментарий на 6,4; 10,26 и посл.). Мы можем обращаться к Богу, только имея на то Его разрешение. Освящение и только освящение (13; 1 Кор. 11,30; Мтф. 9,1 и посл.) находим мы на пути следования за Иисусом.
12,12-13: Ис. 35,3.
12,18-21: Откровение святого Бога на Синае (Исх. 19,12.16.18; Втор. 4,11) не ослабляется. Они не могли стерпеть (20): люди той поры и Моисей знали, что огромное расстояние разделяет их с Богом. Бог легко потрясал человека до глубин его естества. Наше же ожесточение гораздо значительнее. Однако и слава Нового Завета тоже величественнее (22- 24); автор послания особенно подчеркивает участие в богослужениях (4,16; 7,25; 10,22; 11,6).
12,22-24: Гора Сион (см. комментарий на Пс. 9,15), небесный Иерусалим (11,10; 13,14; Гал. 4,26; Еф. 2,6; Фил. 3,20; Отк. 21,2; Лук. 10,20): гора Божия и град Божий - это знамения наступающего господства Божиего! Бог присутствует здесь в Иисусе, как любящий и прощающий Спаситель. Тьма тем ангелов (Отк. 5,11), Церковь первенцев (Исх. 4,22-23; Сирах 36,17; 1 Кор. 6,2; Отк. 20,4 и посл.); духи праведников (9; см. комментарий на Фил. 1,23; усопшие пребывают у Бога, если они принадлежат Ему!): Все они принадлежат к торжествующей Церкви, которая поклоняется Богу и Иисусу Христу, ожидая Его справедливого суда и прощения.
12,25-29: Пренебрежение словом Божием ведет к осуждению (Лев. 10,1 и посл.). Бог может быть также ревнителем, но непременно остается святым для нас. Наступит еще последнее великое превращение (новое небо и новая земля: 2 Пет. 3,13; Отк. 22). В ожидании этой великой цели важно лишь одно: багодарность и служение в самодисциплине и поклонении.
12,25: 2,2; 10,28-29.
12,29: 10,31; Втор. 4,24.

Глава 13

Последние наставления

13,1-19: См. комментарий на Кол. 3,5 и посл..
13,1: И среди людей, которые знают Иисуса, а потому и являются братьями друг другу, возникают напряженности из-за различных политических воззрений или расхождений во мнениях, в учении и т. д. Вот поэтому и необходимо наставление, свидетельствующее о том, что, несмотря ни на что, необходимо пребывать в любви (Иоан. 13,34; 2 Пет. 1,7).
13,2: Страннолюбие (Мтф. 25,35; Рим. 12,13; 1 Пет. 4,9; 3 Иоан. 5-8) укрепляет общение на пути в вечность. Гостеприимство Ангелам: Быт. 18,3; 19,2-3. На всяком странноприим-стве покоится особое благословение. Человек никогда не может быть только дающим.
13,3: Узники: 11,38; Мтф. 25,36. Вероятно, некоторые из членов церкви находились уже в узах, но их, как членов тела Христова, не следовало забывать.
13,4: Брак у всех да будет честен: противьтесь ложному аскетизму (1 Тим. 4,3). Одобряется брак, основанный на половом сожительстве. Однако необходим и постоянный призыв к чистоте (блудники) и верности (прелюбодеи) и для христиан, доколе мы еще в пути.
13,5-6: Сребролюбие проявляется в кражах, захвате наследства, в профессиональной жизни. Довольствуясь: Не пожелай" (Исх. 20,17; 1 Тим. 6,6). Всякие заботы - это сомнения в благости и всемогуществе Божием, это посягательство на права Божии: Мтф. 6,19.25 и посл.
13,7-9: Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Исх. 3,14-15; Ис 4,14; 1 Кор. 3,11; Отк. 1,17-18; 22,13): 1. Знаменитые и любимые люди уми-ают, а Иисус во веки пребывает тот же. 2. Он в состоянии даровать Своей Церкви и нам новые образцы, новые примеры и новых помощников. Даже почившие руководители церквей (см. комментарий на Еф. 4,11 и посл.) могут быть примерами. В их жизни и смерти можно ыло наблюдать славу Господа Иисуса. То, что Иисус совершил для них, Он может совершить и для вac. 3. Иисус до сих пор остается верен в своей любви к избранным Своим. 4. Иисус остается верен, потому нет новых откровений, кроме Библии. Иисус не подвержен никакому развитию к лучшему. Поэтому Послание к Евреям предупреждает, напоминая о заблуждениях, которые учат новому или которые пытаются приспособить давно провозглашаемую весть соответственно течениям времени. Укреплять сердца верою и познанием. Наставники (7) обладают авторитетом Слова Божиего (Библии), их не увлекают восторженные течения времени (Рим. 14,17; 1 Тим. 4,8). "Двумя вещами обязаны нам руководители церквей: словом и примером" (Лютер).
13,10-14: Эти стихи трудно толковать. Жертвенник: в Н. 3. лишь однажды сказано, что церковь имеет жертвенник. Имеется ли в виду "трапеза Господня" (1 Кор. 10,21), т.е. вечеря Господня? В сочетании со стихом 9 слово это означает, что представители иудейско-аскетического направления исключаются из трапезы Господней (см. комментарий на Мтф. 18,15 и посл.). Чтобы нагляднее уяснить эту церковную дисциплину или церковный порядок, Послание к Евреям ссылается на ветхозаветный порядок: в день примирения трупы животных выносили за стан (Лев. 7,6; 16,27). Так и Иисус пострадал вне врат, там понеся Свое поругание (Иоан. 19,17; Мтф. 21,39). Поэтомуи нам необходимо от всего отделиться, что не связано непосредственно с Иисусом, даже если в таком случае мы навлечем на себя чье-то негодование. Мы являемся странниками, у нас нет постоянного пристанища, но нам известен тот город, в который Сам Бог введет нас (12,22; Фил. 3,20-21; Гал. 4,26; Отк. 3,12; 21,2). Град (11, 10.16), небесный град (12,22), отечество (11,14), покой (3,11.18; 4,3 и посл.), будущий мир (2,5) - все эти определения описывают одну и ту же цель, новое творение, рай: место телесной встречи христианина с Христом в вечности.
13,15: Чрез Него: это слово напоминает о присутствии Иисуса и об Его посредничестве (Иоан. 15,5: "без Меня не можете делать ничего", даже славить Бога!) Жертва хвалы: литургия и исповедание церкви (Пс. 49,14.23; 140,2; Ос. 14,3).
13,16: К жертвам принадлежат также и деньги (см. комментарий на 2 Кор. 8,1 и посл.).
13,17: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, они несут большую ответственность за внутреннее созидание Церкви. Имеются в виду руководители церквей (ср. Еф. 4,11 и посл.; 1 Фес. 5,12). Пекутся о душах: Иез. 3,17 и посл.. Существовал ли в первой церкви обычай молиться ночью в определенные времена (2 Кор. 6,5; 11,27)? Имеется ли в ст. 7-8 указание на богослужение с проповедью Слова, в ст. 9-15 на вечерю Господню, в ст. 16 на вечерю любви (1 Кор. 11,23 и посл.)?
13,18: Как и Павел, автор послания подчеркивает необходимость наличия доброй совести (Деян. 23,1; 2 Кор. 1,11-12; 1 Пет. 3,16.21; 1 Кор. 4,4), а также доброй воли творить добро. Для этого необходимо ходатайствовать (Рим. 15,30). Мы не знаем, имелись ли у автора послания какие-то подозрения; если да, то он встречает их этими простыми заверениями. Бог - наш судья, поэтому нет необходимости в длительном самооправдании.

Добрые пожелания и приветы

13,20-21: В своем поклонении автор напоминает о решающем, о том, чего хочет Бог: мир (см. комментарий на 1 Кор. 1,3); Иисус Христос, как Пастырь (см. комментарий на Иоан. 10,1; 1 Пет. 2,25) даровал этот мир посредством Своей смерти и воскресения (см. комментарий на 1 Кор. 15). Производя в вас познание воли Божией и содействуя тому, чтобы мы следовали ей. Цель Церкви, как и отдельного верующего - слава, которую необходимо воздавать Богу в течение всех эпох.
13,22: Слово увещания (1 Кор. 1,10; Фил. 2,1) содержит в себе утешение и наставление. Примите: как и в случае других новозаветных посланий (например, 1 Кор.; 2 Иоан.), возникали некоторые натянутые отношения; поэтому автор послания опасается, не покажется ли это послание слишком длинным для церкви, если его прочесть во время богослужения?
13,23: Тимофей - см. комментарий на Деян. 16,1. вступ. к 1 Тим.