Ездра
Добросовестный сервис покупок с кэшбеком до 10% в 900+ магазинах используют уже более 1.200.000 человек. Присоединяйся!
Христианская страничка
Лента последних событий
(мини-блог)
Видеобиблия online

Русская Аудиобиблия online
Писание (обзоры)
Хроники последнего времени
Українська Аудіобіблія
Украинская Аудиобиблия
Ukrainian
Audio-Bible
Видео-книги
Музыкальные
видео-альбомы
Книги (А-Г)
Книги (Д-Л)
Книги (М-О)
Книги (П-Р)
Книги (С-С)
Книги (Т-Я)
Фонограммы-аранжировки
(*.mid и *.mp3),
Караоке
(*.kar и *.divx)
Юность Иисусу
Песнь Благовестника
старый раздел
Интернет-магазин
Медиатека Blagovestnik.Org
на DVD от 70 руб.
или HDD от 7.500 руб.
Бесплатно скачать mp3
Нотный архив
Модули
для "Цитаты"
Брошюры для ищущих Бога
Воскресная школа,
материалы
для малышей,
занимательные материалы
Бюро услуг
и предложений от христиан
Наши друзья
во Христе
Обзор дружественных сайтов
Наше желание
Архивы:
Рассылки (1)
Рассылки (2)
Проповеди (1)
Проповеди (2)
Сперджен (1)
Сперджен (2)
Сперджен (3)
Сперджен (4)
Карта сайта:
Чтения
Толкование
Литература
Стихотворения
Скачать mp3
Видео-онлайн
Архивы
Все остальное
Контактная информация
Подписка
на рассылки
Поддержать сайт
или PayPal
FAQ


Информация
с сайтов, помогающих создавать видеокниги:

Подписаться на канал Улучшенный Вариант: доработанная видео-Библия, хороший крупный шрифт.
Подписаться на наш видео-канал на YouTube: "Blagovestnikorg".
Наша группа ВКонтакте: "Христианское видео".

Ездра

Оглавление: гл. 1; гл. 2; гл. 3; гл. 4; гл. 5; гл. 6; гл. 7; гл. 8; гл. 9; гл. 10.

Ездра 1

Бог представил образец своего царства на примере Давида и отчасти Соломона. Однако это был только прообраз того, чему еще надлежит быть, когда во всей своей власти установится царство Бога со своим великим престолом в Иерусалиме, являясь, кроме того, самым могущественным благословением для земли. Нам известно, что будет существовать и нечто большее, однако в ранних книгах об этом не говорится. В пророчествах мы обнаруживаем, что Святой Дух показывает нам вселенское царство, то есть всеобщее царство под всеми небесами.
Все это особым образом касается славы Бога, ибо к этой славе действительно обращается все Писание. Что бы это ни было, оно устремлено в будущее, ибо Бог никогда еще не обладал своей совершенной славой на земле, кроме как в личности нашего Господа Иисуса Христа. И даже в Господе Иисусе Христе нет ничего более глубокого, в чем бы божественный взор видел такое совершенство, ничего, кроме познания его и любви к нему; и все же это не было его царством; это был царь, но не царство. Это было царство, дарованное в его личности, а не в своей силе.
В царстве еще не проявилась его сила; эта сила проявилась в его личности - та сила, которая повергнет дьявола; и в этом состоит причина того, почему в евангелии придается такое большое значение изгнанию бесов из людей и почему таков первый пример силы, представленный в в евангелии по Луке, которое самым глубоким образом показывает нам, что сейчас есть сила сатаны и каким вскоре будет царство Бога. Начало было положено не какими-либо делами, но особым деянием. Кроме того, Марк в другом случае подробным образом показывает столкновение силы сатаны и победу над ней превосходящей силы Богав личности Господа Иисуса. Именно бесовское было прежде всего исцелено в обоих случаях. Однако далее мы обнаруживаем плачевную историю падения и гибели того, что Бог однажды установил в Израиле.
Теперь мы подошли к новому повороту в божественной истории - действию благодати в отношении остатка, который Он привел из плена в землю, и в двух книгах - у Ездры и Неемии - мы видим обе стороны могущественного божественного деления в его благодати, и все это проявление не силы, а благодати, не установление порядка согласно божественному разуму, а вмешательство божественной благодати ради поддержания остатка там, где не существовало власти установленного Богом порядка согласно его собственному разуму, там, где все было далеко от этого, там, где божественная благодать пробуждала тех, кто наслаждался его тайной, тех, кто имел веру, доверяясь Богу при любых обстоятельствах. Следовательно, это поучение и для нас, находящихся сейчас в положении, совершенно аналогичном положению остатка, вернувшегося из Вавилона. Изобилие доказательств этому мы обнаруживаем в том кратком обзоре, который я попытаюсь сейчас вам представить.
Конечно, я обращаюсь к Ездре, в пророчестве которого главным предметом является дом Бога. В пророчестве же Неемии мы обнаруживаем, что главным объектом является не дом, а город. И все же это есть отношение остатка к Богу, и божественные пути будут сохранены. Итак, это будет сделано, более того, исполнено, когда Иерусалим станет земным центром Бога. Однако можем ли мы теперь назвать что-либо исполнением пророчества Иоиля? Отнюдь. Это лишь завершение пророчества, а исполнение его произойдет тогда, когда Иерусалим окажется под влиянием силы и славы Бога и гора Сион станет всемирным центром. Всякий, призывающий имя Господа, будет спасен, и божественное блаженство распространится на всякую плоть. Этот принцип верен, однако его осуществление только предстоит.
Кроме того, очень важно, что пророчества касаются не просто остатка, а народа. Пророчества рассматривают не просто завершение, а исполнение. В христианстве же мы видим остаток и завершение, и ничего более. Нам представлен сам принцип, а полное завершение ожидается в будущем.

Ездра 2

Итак, во 2-ой главе мы ясно видим саму основу для понимания пророчеств Ветхого Завета - то, что это был только остаток, причем незначительный остаток, около сорока трех тысяч, или даже поменьше: от сорока двух до сорока трех тысяч человек, главным образом из колен Иуды и Вениамина, выведенных из вавилонского плена, единственно оставшихся из десяти колен. Большая часть десяти колен была увезена в Ассирию задолго до этого времени. Иудеи же были уведены, главным образом, в Вавилон, а не в Ассирию; отсюда мы видим, что и количество, и сами эти люди (колена, из которых произошел остаток) доказывают то, что это не исполнение пророчеств, а только частичное завершение, а причина этого нам уже известна. Все это предоставляет возможность для пришествия Господа в уничижении. Остатку необходимо дойти до Иерусалима, и Господь должен встретить их в глубочайшем уничижении, выпавшем на его долю, и с великим делением, большим, чем уничижение, которое должны были испытать они. Иными словами, это был всего лишь небольшой остаток, и сам Господь появился в глубочайшем уничижении, полностью войдя в их обстоятельства, находя их там, где они пребывали, чтобы показать, что, ввиду того, что все пришло в наихудшее состояние, Он претерпел глубочайший позор и смерть. Более того, Он оказался под властью даже греха и суда, чтобы смочь проявить избавление истинно божественным образом, полностью осуществляя божественную благодать. Поскольку это возможно лишь в уничижении, то мы видим, что столь малое число возвратившихся полностью соответствовало пришествию Господа в уничижении.
Я не останавливаюсь на подробностях. Действительно, в данном курсе лекций я совсем не ставлю себе такую цель. Они дают общий обзор, чтобы помочь верующим самостоятельно и с пользой прочитать эту часть Слова. Однако прежде, чем продолжить обзор, можно упомянуть несколько интересных фактов. Один из них - это то внимание, которое, как мы видим, уделялось священникам. Требовалось представить свое родословие. Сказано: “И из сыновей священнических: сыновья Хабайи, сыновья Гаккоца, сыновья Верзеллия, который взял жену из дочерей Верзеллия Галаадитянина и стал называться именем их. Они искали своей записи родословной, и не нашлось ее, а потому исключены из священства. И Тиршафа сказал им, чтоб они не ели великой святыни [то есть они не должны были наслаждаться всеми привилегиями священников], доколе не восстанет священник с уримом и туммимом”. Иначе говоря, пока вскоре не придет Господь Иисус, который, несомненно, будет царем и, кроме того, будет обладать всей властью священника, силой урима и туммима во свете и совершенстве Бога, разберется во всей путанице и даст все, что утрачено.
Однако я хочу обратить ваше внимание на сам принцип: хотя это было время слабости и уничижения, но, тем не менее, это было время не пренебрежения, а величайшей заботы. Это было то время, когда народ Бога был так же внимателен и бдителен по отношению к его имени, как и тогда, когда все находилось в полной силе и красоте божественного порядка. Я считаю, что это для нас сейчас очень ценно. При теперешней путанице в христианстве мы призваны проявлять величайшую заботу по отношению к тем, кто носит имя Господа, к тем, кто пребывает вблизи Бога, как, несомненно, к членам тела Христа, поскольку истинные поклонники собираются вместе во имя его. Следовательно, мы вправе потребовать, чтобы они подтвердили свое родословие. Причина понятна, поскольку теперь люди обычно становятся христианами лишь на словах. Мы обязаны потребовать, чтобы было подтверждение того, что они принадлежат к той религии, которую исповедуют. Иначе говоря, мы не должны считать это просто обычным видом занятий. Принимая это как факт, мы должны требовать, чтобы доказательства были вполне убедительными.
В прежние времена это было не столь необходимо. Затем появился в силе Дух Бога. Это было нечто новое, и для людей оказалось серьезным делом порвать все свои прежние связи и собраться вместе во имя Господа Иисуса. Опасность была такова, что, как правило, люди не приходили, пока их воистину не направлял Бог. Когда какой-либо проницательный, но несознательный человек видел эту силу, которая могла быть обращена на пользу его собственным эгоистичным целям, то он мог прийти к ложным выводам. Итак, повторяю, люди, как правило, не приходили, если только они не являлись истинными верующими. Однако в те времена этого не было, и нам хорошо известно, что люди обманулись - они не могли знать, что значит действительно быть обращенными к Богу, что значит быть членами тела Христа. Они были неверно научены, введены в нездоровую и извращенную среду, и, следовательно, повторяю, мы непременно должны потребовать доказательство их родословной, то есть их принадлежность ко Христу должна быть достаточно очевидной, в истинном и надлежащем смысле этого слова - что они приведены к Богу.
Итак, в настоящее время могут существовать такие люди, которых мы еще не должны принимать на земле, несмотря на то, что они будут на небесах. Некоторые люди не могут быть приняты, потому что они не в состоянии подтвердить свою родословную. Господь посреди столь многочисленных извращений видит истинное, однако мы должны следовать Богу лишь в соответствии с предоставленным им способом различения.

Ездра 3

А теперь в 3-ей главе перед нами предстает чрезвычайно замечательный принцип: когда остаток вернулся, то они позаботились о том, чтобы не быть невнимательными к тем, кто пребывал возле Бога. Что является первым признаком этого? Что придало им такую их особенность пред Богом? В этом случае мы обнаруживаем, что они были объединены. “И поставили жертвенник на основании его, так как они были в страхе от иноземных народов”. Как это прекрасно! Вот свидетельство тому, что они начали не со стены. Это еще более замечательно, поскольку существует другая книга, посвященная именно строительству стены, - книга Неемии, однако они начали с Бога, а не с себя. Они начали с великого выражения приятия пред Богом. Жертвенник стал связующим звеном между Богом и его народом, так сказать, точкой соприкосновения между ними, местом, где они совершали свои жертвоприношения; и их жертвы благодарения и всесожжения - все возлагалось на этот жертвенник. Следовательно, это свидетельствовало о том, что первым помыслом их сердец было поклонение Богу по своей мере, а не просто их умение или доблесть против врагов, и тем более замечательно, что причина заключалась в охватившем их страхе, и этот страх обратил их к Богу, а не к самим себе или другим людям. Это было не прошение к царю Киру, ни даже потеря способов и средств защиты от их врагов.
Первым делом, которое они исполнили, было установление жертвенника “на основании его”. “И стали возносить на нем всесожжения Господу, всесожжения утренние и вечерние”. Кроме того, ясно утверждается, кем это было сделано: “И встал Иисус, сын Иоседеков, и братья его священники, и Зоровавель, сын Салафиилов, и братья его, и соорудили они жертвенник Богу Израилеву, чтобы возносить на нем всесожжения, как написано в законе Моисея, человека Божия. И поставили жертвенник на основании его, так как они были в страхе от иноземных народов; и стали возносить на нем всесожжения Господу, всесожжения утренние и вечерние. И совершили праздник кущей, как предписано”.
Все это отличало их, и было ревностью к слову Бога; однако это слово было лишь для чистого ока. Ибо это не рассмотрение таких частей слова Бога, которые воздействовали на их собственные дела, а, скорее, то, чем они обязаны такому Богу. Короче говоря, это прекрасный образец веры остатка. Первым помыслом их сердец был Бог, и это было нечто гораздо большее, потому что они по-настоящему боялись окружавших их врагов; но этот страх проявился не в человеческих средствах защиты от тех, кого они боялись, а в приближении к Богу, его приятии, его восхвалении. “И совершили праздник кущей, как предписано”. Следовательно, здесь мы обнаруживаем ревностную заботу о слове Бога. Причина была не только в этом, но и во власти слова, наполнявшего их сердца, - во всяком случае именно Бог говорит об этом, представляя их нам. Увы! Мы обнаруживаем их падение, но это началось у них по возвращении из плена. “И совершили праздник кущей, как предписано, с ежедневным всесожжением в определенном числе, по уставу каждого дня. И после того совершали всесожжение постоянное”. Итак, в этом деле они не знали устали - оно не было случайным действием. Совершались ежедневные жертвоприношения, и это чрезвычайно важно.
Возлюбленные братья, для меня всегда является крайне печальным видеть детей Бога лишь притворяющимися в утро Господа, поддерживающими лишь внешнюю связь Господа с его народом. Я предполагаю, что возможны различные чрезвычайно важные обстоятельства, при которых истины в отношении этого нельзя избежать, например, сильное недомогание или другие. Этого я не имею в виду, и, следовательно, нам не стоит торопиться обсуждать какой-либо отдельный случай, если нам ничего о нем не известно, однако я считаю общим правилом то, что та же самая вера, которая побуждает нас собираться вместе, чтобы встретиться с Господом за его собственной трапезой, должна побуждать нас радоваться встрече с Господом в каждом случае и далее всеми средствами обеспечить возрастание в истине. Ибо что является главным источником нашей слабости в поклонении? Только то, что мы не растем в духовном смысле. Ибо если мы воспользовалисьбожественной истиной и возросли во Христе во всех отношениях, тогда в поклонении должна проявиться большая полнота и, позвольте добавить, большее смирение. Это не просто продолжение одного и того же, а обретение нами новых помыслов, даже не задумываясь о них и без всяких усилий. Поскольку наши сердца изо дня в день исполняются истиной, чрезвычайно важно воспользоваться каждым часом.
Прежнее собрание, очевидно, ощущало это, ибо в нем преломление хлеба происходило каждый день. Они старались собираться вместе ежедневно и не удовлетворялись только этим. Тогда были другие времена. Они даже приходили в храм. Ошибочным является предположение, что свежесть и полнота радости зависит от больших знаний, ибо в случае с собранием в Иерусалиме все было не так. Они оставались в значительной степени связанными с прежним положением вещей в Израиле, поэтому спустя некоторое время они отправились в храм. Множество священников было обращено в веру, и, насколько мне известно, они могли приносить в жертву своих волов и тельцов, однако они еще не совершили истинного жертвоприношения. Они придерживались истины о Христе; и поскольку они ее имели, то должен был наступить день, когда бы они покончили со своими волами и тельцами; но никогда не наступит день, когда они оставят Христа. Они должны были усвоить это лучше и уверовать еще сильнее.
Бог может одарить нас истиной, значение которой мы не понимаем, когда обретаем ее, однако влияние этой истины должно изгнать из наших душ все чуждое ему, потому что это чуждо воле Бога. Следовательно, суть состоит в том, что следует дать людям время возрасти. Вы должны быть терпеливы к ним. Вам следует стремиться укрепить и ободрить их, чтобы они обрели истину. Вместо того, чтобы сразу ожидать результата, предоставьте им время для роста. Очень легко и вполне в человеческих силах сообщить разуму часть истины, однако это не жизнь, не сила и не рост. Чтобы зародилось и выросло то, что называется божественной жизнью, требуется время. Показателем роста не является моментальное развитие. Человеческий разум способен к восприятию. Если человек разумен, он обладает быстрым восприятием, но это ничего не значит. То, что сверкает столь ярко, может так же быстро и иссякнуть, в то время как божественное будет жить и пребывать.
Далее мы видим, что слово занимало значительное место в их душах и владело их сознанием, и это было с самого начала, готовя их не только для ежедневного всесожжения (праздника ежедневного всесожжения). Разумеется, сейчас я говорю об иудеях. Однако все это важно и для нас.
“С первого же дня седьмого месяца начали возносить всесожжения Господу. А храму Господню еще не было положено основание”. Таким образом, видно, что там намечался прогресс. Остаток, который был призван благодатью, не сразу достиг истины, которую Бог собирался даровать им. Речь идет о росте в целом, а не только о возрастании каждого отдельного человека. Однако они не достигли понимания его замысла и его слова и не способны были в начале сделать то, что смогли понять, обретя силу для другого дня. “А храму Господню еще не было положено основание”. Однако при этом положении вещей мы обнаруживаем, что “во второй год по приходе своем к дому Божию в Иерусалим, во второй месяц Зоровавель, сын Салафиилов, и Иисус, сын Иоседеков, и прочие братья их, священники и левиты, и все пришедшие из плена в Иерусалим положили начало и поставили левитов от двадцати лет и выше для надзора за работами дома Господня”. Это весьма примечательно. Они не подумали, что вся эта работа была проделана просто потому, что они пришли в Иерусалим, что они просто были приняты там как израильтяне. Это было то, что касалось славы Бога.
Это особенно важно, поскольку многие верующие в нынешнее время думают, что не столько благодать, сколько то, что называется трудом, является обращением грешников и приводит их к Богу. Большей ошибки и быть неможет! Итак, я могу поблагодарить Бога за то, что при нынешнем крайне низком уровне христианства даже слабейшие из святых чувствуют важность рождения верующего в Боге. Вместо того, чтобы огорчиться, я радуюсь этому. Я радуюсь, что есть даже католики, которые действительно стремятся к преображению, и я помню рассказ о ребенке одного из наших братьев в Германии, который был приведен к Господу трудами молодого католика. Он получил смертельную рану в бою во время одной из войн на его родине. Он был легкомысленным ветреным юношей, слышавшим истину, однако не принявшим ее, пока не приблизился к смерти и суду Бога; но человеком, преобразившим его, был приверженец римской католической церкви. Несомненно, это является для нас большим упреком. Этот человек, очевидно, следовал Господу и любил Господа, несмотря на кромешный мрак. Таким образом, Господь мог использовать его, и не без причины (унизительной причины!) - среди величайшего духовного мрака, чтобы указать на божественные свет и жизнь тому, кто должен был познать это несравненно лучше. Итак, Бог является владыкой, и Он исполняет такие вещи, и, следовательно, я никогда не удивлюсь, если мне скажут, что Бог использует того или иного человека при самых плачевных обстоятельствах. Кроме того, Бог ищет и ожидает верности. Он всегда благословит тех, кто выступает во имя Господа Иисуса против грешников, стремясь к их преображению, и Он дарует это преображение.
Однако существует и другой труд. Позвольте мне заметить, что это особый труд для народа Бога - не просто восхождение израильтян и признание священников и левитов, а труд, совершенный ради дома Бога, великая совместная работа по собиранию вокруг имени Господа. То, что мы здесь видим, было особенно дорого Израилю, и это они начали делать, придя в Иерусалим, когда все и каждый в отдельности заняли надлежащее им место. То, что собрало их вместе, было продолжение труда, и то, что удерживало их вместе, - это придание имени Бога главного значения, поскольку таково было божественное требование к их совести и сердцам.
Итак, в этом мне хочется видеть нечто большее, возлюбленные братья, и я верю, что и Господу хочется видеть в этом нечто большее - для нас все это чрезвычайно важно, - не меньшее внимание к душам, не меньшую заботу об их обращении, однако в гораздо более глубоком смысле касающуюся славы Бога в его собственном народе. И это тем более важно, ибо где именно проявляется эта забота? Кто ощущает ее? Вы можете встретить разных людей: арминианцев, кальвинистов, сектантов, церковников, занятых обращением, при котором они выказывают себя набожными, но вы не найдете никого из них, кто бы вступил во славу Господа в его собрании, и, следовательно, я убежден, что мы более ответственны, чем те, кто в некоторой мере вынуждены почувствовать, чем является собрание. На нас, ничтожных и жалких, возложена особенная ответственность за выражение этой истины. Это есть забота нашего сердца и желание во благо собрания Бога, ибо то, что касается имени Господа, доверено людям на земле.
И когда мы рассматриваем израильтян вместе с их взглядами, появляется существенное различие. “Когда строители положили основание храму Господню, тогда поставили священников в облачении их с трубами и левитов, сыновей Асафовых, с кимвалами, чтобы славить Господа, по уставу Давида, царя Израилева. И начали они попеременно петь: “хвалите” и: “славьте Господа”, “ибо - благ, ибо вовек милость Его к Израилю”. И весь народ восклицал громогласно, славя Господа за то, что положено основание дома Господня. Впрочем многие из священников и левитов и глав поколений, старики, которые видели прежний храм, при основании этого храма пред глазами их, плакали громко; но многие и восклицали от радости громогласно” . На первый взгляд кажется страшным, что одно и то же стало причиной радости одних и слез других людей.
Почему же так произошло? Старшие плакали, потому что они чувствовали, как скудно было это выражение славы Бога в сравнении с тем, что они некогда видели, а другие радовались, потому что они знали лишь крайнеепопрание имени Бога на земле, и теперь их сердца радовались тому, что во всяком случае существовало решительное и определенное признание этого имени, могущего собрать вместе народ, несмотря на то, что это был всего лишь остаток на земле. И те и другие были правы, но как же различны были излияния их сердец! Во-вторых, возлюбленные братья, не то чтобы старшие не чувствовали радости при заложении основания, но смысл их печали и уничижения заключался в том, что его имя превосходило это. Следовательно, старое поколение испытывало более чистые чувства. И те и другие были ведомы и ведомы Богом, однако в разной степени. Я убежден, что старшие люди обладали более глубоким пониманием божественной славы.

Ездра 4

Однако никогда божественное блаженство не появлялось на земле, не вызвав козни и вражду дьявола; и в этом случае мы обнаруживаем то же самое. Существовали люди, которые “пришли... к Зоровавелю и к главам поколений, и сказали им: будем и мы строить с вами, потому что мы, как и вы, прибегаем к Богу вашему, и Ему приносим жертвы от дней Асардана, царя Сирийского, который перевел нас сюда” (гл. 4). Какой добротой это может показаться! Прекрасно, что теперь, наконец, вместо прежнего противоборства их соседи пожелали проявить такое дружелюбие - помочь им строить, поклоняться и служить одному и тому же Богу!
В самом деле, какая радость для Израиля! Нет, возлюбленные братья, в этом мире для нас всегда найдется, что осудить. Нам следует заботиться о том, как мы судим, но, тем не менее, мы должны судить. Мы должны проверить все и держаться хорошего, и так поступили они в данном случае. К Зоровавелю и Иисусу не испытывали теплых чувств в те поздние дни, как было в подобном случае с Иисусом Навином и вождями задолго до того времени, когда жители Гаваона появились под видом скитальцев. “И сказал им Зоровавель и Иисус и прочие главы поколений Израильских: не строить вам вместе с нами дом нашему Богу; мы одни будем строить дом Господу, Богу Израилеву, как повелел нам Кир, царь Персидский”. Несомненно, это было состоянием слабости и уничижения, ибо почему здесь упомянут царь Кир? Что он такого сделал? Было бы странно, если бы он повелевал Израилю! Однако так и было. Они действительно были унижены, принародно унижены на земле и не выведены из этого унизительного состояния. Но, будучи обязанными тем державам, которые предоставили им защиту и в некоторой степени мягкое правление, которому они были рады, они продолжали строго придерживаться слова Бога во имя особого положения Израиля. По крайней мере, они были настолько же отделены, если не более, чем во дни Моисея, Давида или кого-либо еще. Никогда Израиль не имел такого глубокого понятия об особом положении, как в те времена, когда они были слабы и принижены.
Какое поучение для нас! Мы не должны иметь особое положение собрания Бога, потому что мы всего лишь остаток. Мы не должны отказываться от принципа, что никто, кроме тех, кто является членами этого тела и приняты как таковые, не занимает такого ответственного положения в деле Господа. Мы не должны следовать духу нашего времени. Во всяком случае так решили Зоровавель и Иисус, и они были правы. Тогда жители той земли стали “ослаблять руки” их. Итак, они показали свое истинное лицо - не друзей, а противников. И заметьте, возлюбленные братья, что они были противниками, хотя и поклонялись Богу Израиля; они все же были противниками, хотя, насколько нам известно, в то время они не были идолопоклонниками. Об этом вовсе не говорилось, но они не являлись Израилем, и этого было достаточно. Враги Иуды и Вениамина услышали о том, что сыны Израиля строят храм, и, следовательно, у них был повод прийти. Они пришли в облачении израильтян, но в действительности были лишь помехой. Такова была цель сатаны, но он потерпел поражение. Тем не менее сказано, что они стали “ослаблять руки народа Иудейского и препятствовать ему в строении; и подкупали против них советников, чтобы разрушить предприятие их, во все дни Кира, царя Персидского, и до царствования Дария, царя Персидского”.

Ездра 5

Затем проходит значительный промежуток времени. Между этими двумя царями правило несколько царей и они представлены в оставшейся части главы, которая является отступлением (ст. 6-23), для объяснения того, что происходило между этими двумя событиями. “А в царствование Ахашвероша, в начале царствования его, написали обвинение на жителей Иудеи и Иерусалима. И во дни Артаксеркса писали Бишлам, Мифредат”. Все это имело место, и следствием этого стало то, что их подчеркнутое противостояние наконец возымело действие и обеспокоило израильтян, и те прекратили работу. Но заметьте, и это очень важно, что Бог не приписывает отказ от работы повелению царя, хотя царь в конце концов сделал это, вняв их настойчивым просьбам оставить израильтян, однако израильтяне прекратили работу еще до повеления царя. Именно желание веры, а не царский приказ остановил работу; и, возлюбленные друзья, разве не всегда происходит так? Прекращение благословения среди народа Бога действительно никогда не является лишь делом врага, без недостатка веры, и, следовательно, зависит от преданности. Для нас чрезвычайно важно запомнить это, потому что мы столь подвержены возложению вины на обстоятельства. Они вполне могли сделать это тогда. Они были не правы. Бог пребывал бы с ними, обладай они верой, обращенной к нему, и Он предотвратил бы прерывание работы. Однако ввиду того, что они были слишком поглощены тем, что говорили и делали люди вокруг них, вместо того, чтобы обращаться к Богу согласно тому благому начинанию, когда они “поставили жертвенник на основании его”, - вместо того, чтобы взывать к нему, они послушали врагов и прекратили свою работу, и враг был причиной появления приказа царя приостановить то, что они делали.
Есть и еще одна вещь, представляющая собой чрезвычайный интерес; и способ, которым Бог исправил все, было не царское повеление, вновь открывавшее двери, а непосредственное вмешательство его собственной силы - силы Духа Бога через пророков (гл. 5). Это было совершено пророками, а не царем Дарием. “Но пророк Аггей и пророк Захария, сын Адды, говорили Иудеям, которые в Иудее и Иерусалиме, пророческие речи во имя Бога Израилева. Тогда встали Зоровавель, сын Салафиила, и Иисус, сын Иоседеков, и начали строить”. Как дерзновенна вера! И Бог оправдывает веру, которую Он даровал, ибо в целом это выглядело, несмотря на то, что это было делом защиты царской власти, как то, что по крайней мере они имели благое повеление о продолжении работы. Ибо действительно здесь Артаксеркс останавливает строительство дома, который до этого Кир повелел построить. Они делали то, что было совершенно верно. Они считали случайностью повеление Артаксеркса. Они считали это просто стечением обстоятельств. Они рассматривали это как его личный приказ, а не исходящий от Персии. Они возвратились к тому, что заповедал Кир. Им хорошо было известно, что один из великих принципов Персидского царства является неизменность законов персов и мидян. Артаксеркс произвел изменения.
Если бы Артаксеркс запретил строить храм в начале, они могли бы оказаться в затруднении. С одной стороны, они имели бы непосредственное требование Бога, а с другой - требование царства, противоположное ему; и нам следует подчиняться скорее божественному повелению, нежели человеческому. Однако фактически разница была всего лишь в повелениях двух царей, и самый великий и первый царь, основатель Персидского царства, был тем самым царем, который повелел строить храм. Следовательно, они были правы, действуя по его указу. Другой же появился лишь под влиянием временных обстоятельств, и он вскоре исчез. Они вполне были оправданы, опираясь на слова Кира, однако истина состоит в том, что больше всего на их души повлияло слово Бога, изреченное через пророков. Я указываю на это, чтобы подчеркнуть, каким прекрасным образом Бог способен дать наряду со словами пророков оправдание того, что делал его народ, и это еще более важно потому, что, как вам известно, здесь дана ссылка у пророков. Пророк Исаия особенно упоминает о строительстве дома Бога в связи с Киром. Это определенно связано с ним - не только разрушение Вавилона, но и строительство дома, так что дети плена были полностью оправданы, поскольку Бог всегда дарует верующему свою совершенную защиту и руководство.
Итак, пророки начали волновать сердца людей, и люди поступили согласно слову Бога, а Бог позаботился о царе. Бог позаботился о том, чтобы не было влияния подстрекателей-самаритян, и Артаксеркс был вынужден заметить, что Израиль, Иуда и особенно Иерусалим, который, может, и был мятежным городом, теперь выступают в новом качестве. Дарий разбирается в причине, и это хорошо известный истории факт, поскольку мы в точности обнаруживаем в этой книге то, что Дарий всегда действовал, основываясь на делах Кира. Он питал величайшее уважение к Киру как основателю царства. Он желал восстановить все то, что было учреждено Киром. Поэтому мы видим здесь прекрасное соответствие, и Дарий не заботится ни об Артаксерксе, ни о ком-либо другом. Он обращается к Киру и обнаруживает, что Кир повелел совершенно то же, чего желали иудеи наперекор их врагам. Таким образом, Богу известно, как рассеять и уладить все. Наше дело не противопоставлять одного царя другому, а стремиться вперед во имя Господа, чтобы принять его Слово как совершенный закон для нас, будучи уверенными, что, поскольку мы стремимся к божественному руководству, участь Бога - руководить всеми людьми и всеми обстоятельствами. Это его дело, а не наше. Наша доля - продолжать верить. Он знает, как поступить с теми, кто противостоит нам.

Ездра 6

“Тогда царь Дарий дал повеление, и разыскивали в Вавилоне в книгохранилище, куда полагали сокровища. И найден в Екбатане во дворце, который в области Мидии, один свиток, и в нем написано так: “для памяти: в первый год царя Кира, царь Кир дал повеление о доме Божием в Иерусалиме: пусть строится дом”(гл. 6). Этого было достаточно для Дария, и, соответственно, он сказал: “Итак, Фафнай, заречный областеначальник, и Шефар-Бознай, с товарищами вашими Афарсахеями, которые за рекою, - удалитесь оттуда”. Он предостерегал их: “Не останавливайте работы при сем доме Божием; пусть Иудейский областеначальник и Иудейские старейшины строят сей дом Божий на месте его”. И, отказавшись от выслушивания их противников, он оказывает им честь - издает новое повеление, еще более полно содержащее то, что уже было провозглашено в первый год правления Кира: “Мною же дается повеление, что если какой человек изменит это определение, то будет вынуто бревно из дома его, и будет поднят он и пригвожден к нему, а дом его за то будет обращен в развалины. И Бог, Которого имя там обитает, да низложит всякого царя и народ, который простер бы руку свою, чтобы изменить сие ко вреду этого дома Божия в Иерусалиме. Я, Дарий, дал это повеление; да будет оно в точности исполняемо”.
Таким образом, враги были совершенно опровергнуты и остановлены в своем злом деле, и дом Бога получил не то чтобы помощь, но свое завершение, ибо мы уже видели тот прекрасный факт, что иудеи имели веру, чтобы возобновить строительство дома прежде, чем получили первое приказание. “И старейшины Иудейские строили и преуспевали, по пророчеству Аггея пророка и Захарии, сына Адды. И построили и окончили, по воле Бога Израилева и по воле Кира и Дария и Артаксеркса, царейПерсидских”. Ибо теперь Бог, который дал им силу, также присматривал за тем, чтобы все силы благоприятствовали им. “И окончен дом сей к третьему дню месяца Адара, в шестой год царствования царя Дария. И совершили сыны Израилевы, священники и левиты и прочие, возвратившиеся из плена, освящение сего дома Божия с радостью”.

Ездра 7

В 7-ой главе мы видим новую и очень важную особенность этой книги - миссию Ездры, который появился в седьмой год Артаксеркса, чтобы навестить сынов Израиля, “потому что Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять его, и учить в Израиле закону и правде” . И это, возлюбленные братья, самое важное для тех, кто теперь находится в положении остатка. Это не тщетная просьба о силе, что есть великая ловушка при нарушенном порядке вещей. Когда возникло собрание, оно возникло посредством силы, но теперь оно находится в гибельном состоянии. Мы нуждаемся не в силе, но в самоосуждении сердца, послушного воле Бога и исполняющего ее, что всегда бывает наряду с самоосуждением. В этом вся разница. Если люди думают, что большой недостаток испытывается в силе, то они практически порицают Бога. Они считают, что сейчас существует такая слабость: “Зачем собираться вместе, чтобы поклоняться Господу или делать что-либо еще? У нас нет силы”. Суетное, глупое размышление! Самое удивительное то, что люди знают саму сущность того, что Бог сделал в собрании, то есть послал на землю Святого Духа, чтобы Он всегда пребывал там, а если и Святой Дух не является силой, тогда я не знаю, что же это такое. Но, возлюбленные друзья, то, чего нам действительно недостает - это веры в силу, которую мы обрели вместо этих роптаний и жалоб, как если бы Бог отнял силу и наше дело должно было бы совершаться нашими скудными и бедными силами при взывании нами о силе. Это не так. Мы должны лишь закрыть рот ладонью и занять место во прахе, чтобы занять место истинного уничижения там, где существуют препятствия действию Духа Бога. Но самое главное дело - это стремиться в уничижении исполнять его волю.
Несколько лет тому назад подобное произошло среди известных лиц, которые носили имя Господа. Они посчитали себя нуждающимися в силе, взывая о ней к Богу. Итак, они взывали о силе. Каковы же были последствия? Они получили силу, но я убежден, что это была дьявольская сила, а не божественная; и хотя может показаться, что совершилось чрезвычайно замечательное дело, и было даже жалкое подобие дару языков, в действительности же это было всего лишь мошенничество, исходившее от сатаны. Это началось, да и закончилось страшным удалением от божественной истины и величайшим кощунством над именем Господа, какое когда-либо было по сей день. Никогда еще в собрании не производилось такого постоянного бесчестья Господа Иисуса, насколько мне это известно, как в том случае, который стал следствием всего этого. Возлюбленные друзья, следует учесть, что нас должно характеризовать истинное дело, в котором мы принимаем участие посредством божественной благодати, а не взывание к силе и пребывание в неповиновении, пока мы не обрели силу, - отказ от зла и стремление научиться поступать хорошо, признать грех собрания и наш собственный, в особенности же наше собственное падение и отдаление от света, данного нам Богом, от того, что, как нам известно, является оскорбительным с его точки зрения.
Именно такие чувства наполняли сердце Ездры. Он всем своим сердцем стремился исполнить волю Бога. Это было его великим желанием, “потому что Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять его, и учить в Израиле закону и правде. И вот содержание письма, которое дал царь Артаксеркс Ездре священнику, книжнику... ” Мне нет необходимости останавливаться на этом. Затем Ездра был уполномочен действовать, однако, как вы видите, главной целью его сердца было исполнение воли Бога.
Итак, мы сейчас вправе ожидать, чтобы наше сердце обратилось к Господу, как мы, к примеру, обнаруживаем в случае с филадельфийским собранием. Каким образом представляется нам там Господь? Что же Он говорит о своем деянии? “Я отворил перед тобою дверь”. Он обладает силой, чтобы открыть, и никто не смог бы закрыть или запереть, и некому было бы открыть ее. Однако здесь Он применяет силу, чтобы открыть перед нами эту дверь. В этой книге мы рассматриваем царя Артаксеркса как образ того, кто открыл перед Ездрой дверь. Да, сердце Ездры было готово исполнить волю Бога. Бог действует по отношению ко всем внешним обстоятельствам, открывая путь к тому, чтобы наше сердце внутренне приготовилось делать благо в очах Господа. Господь способен и будет заботится обо всем этом.
Что же тогда нам сделать в свое оправдание? Я убежден, что великое желание остатка христиан в настоящее время - не умолять о силе, которая если и была дана, могла бы привести нас к гибели. Нам нужно, скорее, равновесие, чтобы нести данную нам истину, нежели на всех парусах нестись (вот ужас!) к еще более непристойному совершению того, что мы делаем сейчас. Ибо не всем нам, возлюбленные братья, известно, что наши познания ничуть не превосходят нашей благодати; и разве вы думаете, что нам нужно нечто большее, чтобы придать нам неустойчивость? Я убежден в прямо противоположном: в том, что мы хотим, скорее, духа самоосуждения вместо присваиваемого себе еще более значительного положения, чем то, которое мы способны принять сейчас. Нам следует стремиться нести божественную истину в смирении разума и в любви, глубоко осознавая свои проступки. Вот то, к чему мы должны приступить. Вот то, к чему мы должны стремиться. Сила при таком положении вещей будет гибельна для нас - в этом я убежден, и, следовательно, я благодарю Бога за то, что ему не было угодно даровать нам еще большую силу. То, что нам нужно, - это действие Духа в нашем самоосуждении; и если это произошло, наше благословение потечет подобно реке.

Ездра 8

Итак, Ездра приступает, и он собирает вне Израиля глав родов. “Я собрал их у реки, втекающей в Агаву, и мы простояли там три дня, и когда я осмотрел народ и священников, то из сынов Левия никого там не нашел” (гл. 8). Это был, как вы видите, определенный недостаток в работе, потеря сил для работы. “И послал я позвать Елиезера, Ариэла, Шемаию, и Элнафана, и Иарива, и Элнафана и Нафана, и Захарию, и Мешуллама - главных, и Иоярива и Элнафана - ученых; и дал им поручение к Иддо, главному в местности Касифье, и вложил им в уста, что говорить к Иддо и братьям его, нефинеям в местности Касифье, чтобы они привели к нам служителей для дома Бога нашего. И привели они к нам, так как благодеющая рука Бога нашего была над нами, человека умного из сыновей Махлия, сына Левиина, сына Израилева... И провозгласил я там пост у реки Агавы, чтобы смириться нам пред лицем Бога нашего”. Таково было это событие. Это не вымаливание силы, а смирение самих себя пред Богом. Это уничижение духа пред Господом, чтобы Господь мог доверить нам блаженство. “И провозгласил я там пост у реки Агавы, чтобы смириться нам пред лицем Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших и для всего имущества нашего, так как мне стыдно было просить у царя войска [внешней силы не было, и в этом нет ничего хорошего] и всадников для охранения нашего от врага на пути, ибо мы, говоря с царем, сказали: рука Бога нашего для всех прибегающих к Нему есть благодеющая, а на всех оставляющих Его - могущество Его и гнев Его! Итак мы постились и просили Бога нашего о сем, и Он услышал нас”. Вместо защищающего войска их защитил Бог, что было гораздо лучше. Так они прошли мимо всех своих врагов.
Когда Ездра оказался среди народа, его глазам предстало суровое и печальное зрелище . Уничижение наблюдалось даже в плену, прежде чем он пришел в землю, однако когда он пришел туда, то обнаружил самую плачевную картину. Тех людей, которые уже возвратились из плена, тех, что были собраны во имя Бога в Иерусалиме, онобнаружил в самом страшном положении. Он увидел самые истоки позора и горя. Он обнаружил преступления. Он услышал от них самих жалобные стоны и увидел самые горькие картины.

Ездра 9

Возлюбленные друзья, как печально для сердца человека, смирившего себя пред Богом, удалиться из земли в окружении людей, бывших там! Итак, он пришел и обнаружил, что те, которые должны были быть воодушевлены сознанием божественой благодати, сохраняя спокойствие под защищающей десницей, находились в состоянии беспечности, распущенности и внутренней отстраненности от путей Бога. Внешне они были близки к нему, но внутренне - далеки. Об этом нам и повествуется: “По окончании сего, подошли ко мне начальствующие и сказали: народ Израилев и священники и левиты не отделились от народов иноплеменных с мерзостями их, от Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Иевусеев, Аммонитян, Моавитян, Египтян и Аморреев” (гл. 9). Они не отделились даже от самаритян. Здесь определенно были лица, пребывавшие в Иерусалиме; и не только народ, но и священники не отделились от хананеев. Вы иногда удивляетесь, возлюбленные друзья, тому, что среди тех, кто был собран во имя Господа Иисуса, проявилось пагубное развитие зла. Но ведь так и должно было быть! Ведь они не имели хождения с Богом. Наихудшие виды зла будут обнаруживаться там, где вы близки к Господу, но не ходите с ним, а значит, не предохраняетесь им, потому что против этого и направлены самые большие усилия сатаны. Именно эту близость он больше всего ненавидит на земле.
Если люди идут рука об руку с миром, сатана может оставить их. Он знает, что там, где ими будет управлять мир, где плоть и дух связаны между собой, именно там плоть всегда одерживает верх. Единственный способ хождения в Духе - это осуждение плоти, чтобы не иметь с ней ничего общего, но осудить ее, умерщвляя свои члены, находящиеся на земле. Однако все попытки прийти к полюбовному согласию между плотью и духом тщетны. Следовательно, сатана может способствовать этому согласию. Он наверняка знает, что все относящееся к плоти всегда нарушает божественное, каким бы образом ни был связан здесь дух. Но там, где люди отошли от мира и исповедуют осуждение плоти, если в сердце допускается мир или плоть вмешивается в поклонение Богу в собрание его народа, если мы поддаемся личным чувствам или позволяем нашим собственным помыслам управлять нами или нашими чувствами, то что может в этом случае появиться, кроме самых плачевных и неестественных взглядов? Это даже хуже, чем у добропорядочных мирян. Они во всяком случае соблюдают хотя бы внешний вид, однако там, где мы познаем пустоту внешности и где должен быть либо истинный Дух, либо настоящая плоть, если вмешивается зло и принимается при этом, тогда плоть обретает свой наихудший вид и сатана глубочайшим образом бесчестит имя Господа.
Так было и здесь. Не в Вавилоне, а именно в Иудее они последовали примеру хананеев. Это были не удаленные от Иерусалима люди. Здесь и народ, и священники отошли от воли Господа. Именно они и “не отделились от народов иноплеменных с мерзостями их, от Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Иевусеев, Аммонитян, Моавитян, Египтян и Аморреев, потому что взяли дочерей их за себя и за сыновей своих, и смешалось семя святое с народами иноплеменными, и притом рука знатнейших и главнейших была в сем беззаконии первою”. Подумать только! “Рука знатнейших и главнейших была в сем беззаконии первою”. Возлюбленные братья, полагаете ли вы, что мы избавлены от таких опасностей? Никоим образом! Давайте же ревностно уповать на Бога, памятуя, что все исполнимое блаженство для нас должно начаться с личного блаженства, а тайна личного блаженства всегда имеет свою основу в самоосуждении пред Богом. Мы обнаружим, что именно это и происходит с Ездрой, смирившим свою душу и побудившим других смирить души в плену. Так было и в Иерусалиме.
“Услышав это слово, я разодрал верхнюю и нижнюю одежду мою и рвал волосы на голове моей и на бороде моей, и сидел печальный. Тогда собрались ко мне все, убоявшиеся слов Бога Израилева по причине преступления переселенцев, и я сидел в печали до вечерней жертвы. А во времявечерней жертвы я встал с места сетования моего, и в разодранной нижней и верхней одежде пал на колени мои и простер руки мои к Господу Богу моему и сказал: Боже мой! стыжусь и боюсь поднять лице мое к Тебе, Боже мой, потому что беззакония наши стали выше головы, и вина наша возросла до небес. Со дней отцов наших мы в великой вине до сего дня, и за беззакония наши преданы были мы, цари наши, священники наши, в руки царей иноземных, под меч, в плен и на разграбление и на посрамление, как это и ныне. И вот, по малом времени, даровано нам помилование от Господа Бога нашего, и Он оставил у нас несколько уцелевших и дал нам утвердиться на месте святыни Его”. И, таким образом, вы видите, как Ездра принял еще более глубокое уничижение, чем это. Теперь это не просто твердость, а признак более глубокого уничижения - разодрание своих одежд в знак скорби даже во время жертвы и только затем протягивание рук к Богу с мольбой за свой народ, равно как и с признанием.

Ездра 10

Однако он не удовлетворяется этим, ибо в следующей, 10-ой, главе мы читаем: “Когда так молился Ездра и исповедывался, плача и повергаясь пред домом Божиим [не приказывал делать так другим людям, но совершал это сам], стеклось к нему весьма большое собрание Израильтян, мужчин и женщин и детей, потому что и народ много плакал. И отвечал Шехания, сын Иехиила из сыновей Еламовых, и сказал Ездре: мы сделали преступление пред Богом нашим что взяли себе жен иноплеменных из народов земли, но есть еще надежда для Израиля в этом деле” . Они были правы - они уповали на Бога. Они видели, что это был вопрос между Богом и его народом, и приняли это на свой счет, и так продолжилось дело искупления и совершилась встреча ради искупления. Результатом этого стало то, что Ездра поднялся в ответ на их призыв “и велел начальствующим над священниками, левитами и всем Израилем дать клятву, что они сделают так”. “И они дали клятву. И встал Ездра и пошел от дома Божия в жилище Иоханана, сына Елияшивова, и пришел туда. Хлеба он не ел и воды не пил, потому что плакал о преступлении переселенцев. И объявили в Иудее и в Иерусалиме всем бывшим в плену, чтоб они собрались в Иерусалим; а кто не придет чрез три дня, на все имение того, по определению начальствующих и старейшин, будет положено заклятие, и сам он будет отлучен от общества переселенцев. И собрались все жители Иудеи и земли Вениаминовой”.
Ездра опять встает, и теперь прямо обвиняет их в грехе. “Вы сделали преступление, - говорит он, - взяв себе жен иноплеменных”. Важный признак отступничества для израильтян, насколько это касалось народа, - отступничество от Бога в виде принятия чуждого божества и отступничество от народа через взятие иноплеменных жен. Это был совершенный отказ от их святого положения отделения для Бога.
“Итак, - говорит он, - покайтесь в сем пред Господом Богом отцов ваших, и исполните волю Его, и отлучите себя от народов земли и от жен иноплеменных” .
Итак, нам известно, что это такое, потому что мы знаем, как жены взывают к любви своих мужей и как бедные дети падают на колени, вопрошая, почему их отцы отрекаются от них. Нам известна эта сцена горя и мольбы; и какое это было время страданий, чтобы множество отцов и матерей Израиля таким образом искупили свой грех! Однако истина состоит в том, что искреннее покаяние не бывает без горя и боли. Наиболее примечательно то, что там, где есть грех не просто грешника, а всего народа Бога, и где они так твердо делают это, будучи народом Бога, и так презирают его имя, - там это все затягивается, возможно, на годы. Следовательно, невозможно идти по пути покаяния без уплаты верующим дорогой цены в каждом случае; так было и в то время.
Собрание скорби они начали с того, что отпустили своих жен, как сказано: “И отделены на это Ездра священник, главы поколений, от каждого поколения их, и все они названы поименно. И сделали они заседание в первый день десятого месяца, для исследования сего дела; и окончили исследование о всех, которые взяли жен иноплеменных, к первому дню первого месяца. И нашлись из сыновей священнических, которые взяли жен иноплеменных, - из сыновей Иисуса, сына Иоседекова, и братьев его: Маасея, Елиезер, Иарив и Гедалия; и они дали руки свои во уверение, что отпустят жен своих, и что они повинны принести в жертву овна за свою вину”. И так было со всеми другими. “Все сии взяли за себя жен иноплеменных, и некоторые из сих жен родили им детей”.
Таким образом усилилось удаление от Бога, и это удаление принесло много тяжелых последствий и углубило скорбь. Так происходит всегда. Однако здесь мы видим, что божественная благодать неизменна при каждом затруднении. Все, что нам необходимо, - это чистое око; и все они хотели того же самого. Но теперь, возлюбленные братья, дело касается нас. Мы являемся теми или принадлежащими к тем, к кому Бог обращает подобные слова; и пусть Господь сподобит нас быть преданными, но преданность в такое время никогда не может быть отделена от стремления увидеть, где мы заблуждаемся, и готовности увидеть это. И пусть Бог дарует нам благодать быть верными по отношению к его собственному Слову.