|
Наш основной Telegram-канал. Книга Пророка АввакумаОсновное слово - "ДЛЯ ЧЕГО?" (1:3)
Главная мысль: СУВЕРЕННОСТЬ БОЖЬЯ В ВИДУ ДОПУЩЕНИЯ ЗЛА
Литературные достоинстваПри рассмотрении этой книги просто как литературного произведения (хотя она безгранично больше), она возвышается своей литературной красотою. Рассказывают, что Вениамин Франклин читал книгу Аввакума для литературного кружка в Париже, где все единогласно отдали долг почести автору, о котором никто из них раньше никогда не слышал. Описание Аввакума о величии и самооткровении Бога в главе 3 превосходное; вся книга написана лирическим стилем и в своем построении более близка к Псалмам.
АвторТо, что он сообщает о себе, поясняет сходство его писания с Псалмами. Он не был только пророк (1:1), но также одним из левитских хористов в храме (3:19). Кроме этого, ничего больше не известно о пророке.
Судя по 1:5-6, которые говорят о халдейском нашествии как о грядущем, хотя и неминуемом, он, должно быть, жил и трудился в последнее время царствования Иоаса (см. 4 Цар. 22:18-20). Нашествие произошло спустя пять лет.
Предтеча РеформацииЭтот пророк - действительно предтеча Реформации. Великое учение оправдания верою Павел узнал из книги Аввакума, а Лютер узнал его от Павла.
Можно заключить, что эта книга была любимой у ап. Павла, ибо он цитирует 1:5 в своем предостережении неверующим иудеям в Антиохии (Деян. 13:41), и это знаменитое предложение 2:4 цитируется три раза (Рим. 1:17; Гал. 3:11; Евр. 10:38).
ОсобенностиЭта книга является единственной по своей особенности, что две трети её составляют беседы между пророком и его Господом.
Аввакума не только называют "пророком веры", но также "свободомыслящим среди пророков". Он не мог согласовать свою веру в доброго и праведного Бога с фактами жизни, как он видел их. Его беспокоил вопрос: "Для чего?" Однако при всей этой тайне и затруднении он остается верен своему имени (имя его означает "обнимать", "прилипать"), он прижимается к Богу и, изливая свои трудности Ему в молитве, ожидает терпеливо Божественного пояснения (2:1).
I. Первая беседа.
a. Аввакум недоумевает относительно молчания и снисходительности Божьей в допущении зла, и он изливает свою душу перед Ним. (1:1 - 4)
Недоумение пророка от пренебрежения Господом его молитвы (1:2) и очевидного равнодушия ко греху и страданию (1:3-4).
b. Бог отвечает, указывая, что Его молчание не означает неведения или равнодушия, но что Он готов навести наказание на этот грешный народ. (1:5 - 11)
Бог ответил, что Он:
1. Сделает что-то невероятное, 1:5.
2. Употребит халдеев для наказания Израиля за грехи их, 1:6.
3. И дает образную характерную черту халдеев, 1:7-11.
II. Вторая беседа.
a. Господень ответ, решив одну проблему, поднял другую, а именно: "Как может совершенный Бог наказывать Израиль народом много худшим, чем израильтяне?" (1:12 - 2:1)
Пророк объявил свою трудность верить, что вечный и Святой Бог (1:12-13) мог наказывать грешный народ более грешным народом (1:12-13); и позволить им ловить людей, как рыбу (1:14-15), когда они прославляли себя (1:16-17).
Терпение пророка, 2:1.
b. На это Господь отвечает, что Он помнит нечестие ассирийцев и что в своё время накажет их весьма сурово. (2:2 - 20)
Бог просил пророка написать ясно то, что Он скажет, 2:2.
То, что Бог хочет делать, сбудется, 2:3.
Праведные верой своей будут спасены от этих ужасных бедствий, 2:4.
Затем Бог дает пять бедствий - "горе" против халдеев.
III. Песнь и славословие пророка. Когда все трудности Аввакума были разрешены и покой Божий овладел его душой, он начал изливать все свое существо в потрясающем гимне молитвы, славословия и доверия Богу. (Глава 3)
Пророк молится, чтобы Бог восстановил Свою спасительную благодать, 3:2.
И чтобы, исполняя суд, вспомнил о милости, 3:2.
Затем он описывает величие Господне у Синая и пришествие пред Израилем, чтобы овладеть Ханааном, 3:3-15.
Воспоминание всего этого приносит покой душе его, 3:16.
И доверие Богу, 3:17-19.
|