Посл. Иакова
Добросовестный сервис покупок с кэшбеком до 10% в 1.200+ магазинах используют уже более 5.000.000 человек. Присоединяйся!
Христианская страничка
Лента последних событий
(мини-блог)
Видеобиблия online

Русская Аудиобиблия online
Писание (обзоры)
Хроники последнего времени
Українська Аудіобіблія
Украинская Аудиобиблия
Ukrainian
Audio-Bible
Видео-книги
Музыкальные
видео-альбомы
Книги (А-Г)
Книги (Д-Л)
Книги (М-О)
Книги (П-Р)
Книги (С-С)
Книги (Т-Я)
Фонограммы-аранжировки
(*.mid и *.mp3),
Караоке
(*.kar и *.divx)
Юность Иисусу
Песнь Благовестника
старый раздел
Интернет-магазин
Медиатека Blagovestnik.Org
на DVD от 70 руб.
или HDD от 7.500 руб.
Бесплатно скачать mp3
Нотный архив
Модули
для "Цитаты"
Брошюры для ищущих Бога
Воскресная школа,
материалы
для малышей,
занимательные материалы
Бюро услуг
и предложений от христиан
Наши друзья
во Христе
Обзор дружественных сайтов
Наше желание
Архивы:
Рассылки (1)
Рассылки (2)
Проповеди (1)
Проповеди (2)
Сперджен (1)
Сперджен (2)
Сперджен (3)
Сперджен (4)
Карта сайта:
Чтения
Толкование
Литература
Стихотворения
Скачать mp3
Видео-онлайн
Архивы
Все остальное
Контактная информация
Подписка
на рассылки
Поддержать сайт
или PayPal
FAQ


Информация
с сайтов, помогающих создавать видеокниги:
Зубные порошки тут

Подписаться на канал Улучшенный Вариант: доработанная видео-Библия, хороший крупный шрифт.
Подписаться на наш видео-канал на YouTube: "Blagovestnikorg".
Наша группа ВКонтакте: "Христианское видео".

Послание Иакова

[Иаков -] проповедник, говорящий как пророк... языком, который по своей убедительности и яркости не имеет аналогов в ранней христианской литературе, за исключением речи Иисуса.
(Теодор Зан)

Оглавление

Введение; Глава 1; Глава 2.

Введение

I. Особое положение в каноне

Низкая оценка Мартином Лютером Послания Иакова как "совершенно соломенного Послания" абсолютно неверная! Недопонимание Лютером учения Иакова о добрых делах в разгар жестокой борьбы реформаторов с теми, кто учил о спасении верой и делами, стало причиной допущенной им ошибки. И он не единственный, кто недооценил это самое раннее из христианских посланий. Кое-кто называл эту книгу "жемчужинами, нанизанными на нить", имея в виду, что в Послании нет никаких связующих звеньев, а лишь несколько хорошо разработанных заметок, нанизанных друг на друга.
В действительности эта небольшая книга - шедевр дидактического письма. Она обладает сильным иудейским колоритом, хотя и относится к христианскому собранию (2,2). Название это взято из греческого языка и звучит как "синагога", что означало всего лишь общину, но вскоре стало использоваться исключительно для иудейских общин, подобных сегодняшним.
В пяти кратких главах Иаков тридцать раз приводит примеры из природы, чтобы проиллюстрировать духовную истину. Здесь каждый вспоминает об учении нашего Господа.
Это очень практическое Послание. Оно затрагивает некоторые непопулярные темы, такие как обуздание языка, опасность лести богатому и необходимость показывать подлинность нашей веры через нашу жизнь.

II. Авторство

Многие библейские имена изменились, пройдя путь от еврейских до греческих, латинских, французских, английских и русских эквивалентов. Ни одно имя не подверглось столь сильному изменению в сравнении с первоисточником, как "Иаков". Взятое от еврейского Яаков (Якоб), оно переводилось на греческий как Иакобос. Имя Иаков (Якоб) было очень популярным среди иудеев, и в НЗ упомянуто четыре человека с таким именем. Каждый из них предлагался в авторы этого Послания, но с различной степенью вероятности и поддержки богословами.
1. Апостол Иаков, сын Зеведея и брат Иоанна (Мф. 4,21). Если бы апостол Иаков был автором, то не возникло бы такого длительного нежелания принимать это Послание (см. ниже). Кроме того Иаков был замучен в 44 г. н.э., вероятно до того, как было написано это Послание.
2. Иаков, сын Алфеев (Мф. 10,3). Он почти неизвестен, за исключением того, что числился в списках апостолов. То, что автор мог называть себя просто Иаковом без какихлибо отличительных званий, свидетельствует о его известности в то время.
3. Иаков, отец Иуды (не Искариота, Лк. 6,16). Этот человек был еще более незаметным, и его можно без колебаний исключить.
4. Иаков, сводный брат нашего Господа (Мф. 13,55; Гал. 1,19). Скорее всего он и есть автор Послания. Он известен, но скромен, так как не упоминает своего физического родства с Христом (см. также Введение к Посланию Иуды). Этот человек председательствовал в Иерусалимском совете и оставался в городе до самой смерти. Он известен как очень иудейский христианин, ведущий чрезвычайно строгий образ жизни. Короче говоря, и история (Иосиф), и церковная традиция помнят его как христианина, который только и мог написать такое Послание.

Внешнее свидетельство

У Иакова одно из самых слабых внешних свидетельств, так как самые ранние отцы церкви его только упоминают, но не ссылаются на него. Свидетельства нет и в каноне Муратори. Вероятно, это произошло потому, что Послание из Иерусалима было адресовано восточным иудеям и многим оно казалось противоречащим учению Павла об оправдании верой.
Однако на Иакова ссылаются Кирилл Иерусалимский, Григорий Назианзин, Афанасий и Джером. Евсевий сообщает нам, что Послание Иакова было среди книг, против которых высказывались (antilegomena) некоторые христиане, но сам он ссылался на нее как на Священное Писание.

Внутреннее свидетельство

Внутреннее свидетельство об авторстве Иакова весьма сильно. Оно согласуется с нашим знанием стиля Иакова в Деяниях и Галатам, а также с историей диаспоры, известной из других источников. Нет никакой причины подделывать или выдумывать такую книгу; она не содержит никаких существенных дополнений к вероучению (во втором столетии это неизменно присуще всем еретическим подделкам).
Иосиф сообщает нам, что Иаков имел среди иудеев очень хорошую репутацию человека, преданного закону, но был замучен за свидетельство о своем Мессии, когда это было запрещено.
Этот иудейский историк говорит, что Иакова побили камнями по приказу первосвященника Анании. Евсевий сообщает, что Иаков был сброшен с храмовой башни, а затем избит дубинками до смерти. Гегезипп объединяет эти два сказания.
Тот аргумент, что греческий стиль Послания Иакова "слишком хорош" для палестинского иудея, свидетельствует о полном незнании об у дивительных интеллектуальных способностях избранных людей.

III. Время написания

Иосиф пишет, что Иакова убили, когда ему было 62 года, таким образом, Послание должно предшествовать этому событию. Так как в Послании ничего не сказано о решениях, принятых Иерусалимским советом в отношении соблюдения закона (48 или 49 г. н.э.), на котором председательствовал Иаков (Деян. 15), повсеместно принята дата между 45 и 48 г. н.э.

IV. Цель написания и тема

Эта книга, возможно, первая из написанных книг НЗ, поэтому имеет сильный иудейский колорит, и учение ее никак не может относиться к другому периоду. Оно применимо к нам сегодня и очень необходимо. Для достижения своей цели Иаков всецело опирается на учение Господа Иисуса в Нагорной проповеди. Это можно легко проследить при следующем сравнении:
Предмет Иаков Параллель у Матфея
Бедственное время 1:2,12; 5,10 5,10-12
Молитва 1,5; 4,3; 5,13-18 6,6-13; 7,7-12
Чистое око 1,8; 4,8 6,22-23
Богатство 1,10-11; 2,6-7 6:19-21,24-34
Гнев 1,19-20; 4,1 5,22
Закон 1,25; 2,1,12,13 5,17-44
Чистая вера 1,26-27 6,1-18
Царский закон 2,8 7,12
Милость 2,13 5,7
Вера и дела 2,14-26 7,15-27
Корень и плод 3,11-12 7,16-20
Истинная мудрость 3,13 7,24
Миротворцы 3,17-18 5,9
Суд над другими 4,11-12 7,1-5
Истребление сокровищ 5,2 6,19
Клятвы 5,12 5,33-37
В этом Послании встречаются частые ссылки на закон. Он называется "закон совершенный" (1,25), "закон царский" (2,8) и "закон свободы" (2,12). Иаков не учит, что его читатели находятся под законом, или жизненными правилами, чтобы обрести спасение. Скорее всего части закона цитируются как наставления в праведности для находящихся под благодатью.
Послание Иакова имеет много сходного с Книгой притчей. Как и в Притчах, его стиль резковатый, образный, выразительный и трудно поддающийся анализу. Часто встречается слово "мудрость".
Другое ключевое слово в Послании - "братия". Оно встречается пятнадцать раз и напоминает нам о том, что Иаков пишет верующим, даже если временами кажется, что он обращается к неверующим.
В НЗ Послание Иакова в какой-то мере наиболее авторитарно. То есть Иаков не скупится на наставления более, чем любой другой автор. В коротком тексте - в 108 стихах - содержится пятьдесят четыре наставления (в повелительной форме).

План

I. ПРИВЕТСТВИЕ (1,1)
II. ИСПЫТАНИЯ И ИСКУШЕНИЯ (1,2-17)
III. СЛОВО БОЖЬЕ (1,18-27)
IV. ОСУЖДЕНИЕ ЛИЦЕПРИЯТИЯ (2,1-13)
V. ВЕРА И ДЕЛА (2,14-26)
VI. ЯЗЫК: УПОТРЕБЛЕНИЕ И ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ (3,1-12)
VII. МУДРОСТЬ ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯ (3,13-18)
VIII. ВОЖДЕЛЕНИЯ: ПРИЧИНА И ИЗБАВЛЕНИЕ (Гл. 4)
IX. БОГАТЫЕ И ОЖИДАЮЩЕЕ ИХ РАСКАЯНИЕ (5,1-6)
X. ПРИЗЫВ К ДОЛГОТЕРПЕНИЮ (5,7-12)
XI. МОЛИТВА И ИСЦЕЛЕНИЕ БОЛЬНОГО (5,13-20)

Глава 1

I. Приветствие (1,1)

Автор представляется как Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа. Автор, как мы полагаем, был сводным братом Господа, следовательно, в его жизни произошли замечательные изменения. Одно время он не верил в Господа Иисуса (Ин. 7,5). Он, возможно, разделял представления о том, что Иисус не в своем уме (Мк. 3,21). Но наш Господь терпеливо сеял семя слова. Хотя Его и недооценивали, Он учил великим принципам Царства Божьего. И семя пустило корни в жизни Иакова.
Произошло могущественное преобразование. Скептик стал рабом. И он не стыдился говорить об этом!
Называя себя рабом Бога и Господа Иисуса Христа, Иаков правильно помещает Бога и Господа Иисуса на один уровень как равных. Он чтит Сына так же, как и Отца (Ин. 5,23). Иаков знал, что "никто не может служить двум господам" (Мф. 6,24). И все же говорил о себе как о рабе Бога и Господа Иисуса. Здесь нет никакого противоречия, потому что Бог Отец и Бог Сын равны.
Послание адресовано двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, буквально: рассеянным за границей (греч. диаспора). Эти люди были иудеями, принадлежавшими к двенадцати коленам Израилевым. За грех Израиля они были изгнаны со своей родной земли и рассеяны по странам Средиземноморья. Первое рассеяние произошло в 721 г. до н.э., когда десять колен были уведены в плен ассирийцами. Некоторые из них, но не все, возвратились на родную землю в дни Ездры и Неемии. В день Пятидесятницы набожные иудеи приходили в Иерусалим со всех стран тогдашнего мира (Деян. 2,4). Они могли по праву называться иудеями в рассеянии. Но было и более позднее рассеяние христиан иудеев. В Деяниях 8,1 читаем, что первые христиане (главным образом иудеи по происхождению) были рассеяны повсюду за пределами Иудеи и Самарии из-за преследований Савла. Это рассеяние еще раз упомянуто в том месте, где мы читаем о верующих, ушедших в Финикию, Кипр и Антиохию. Поэтому Иаков писал для иудеев, рассеянных в любой период этого смутного времени.
Так как все истинно верующие - странники и пришельцы в этом мире (Флп. 3,20; 1 Пет. 2,11), мы можем применять это письмо к себе, даже если оно не написано непосредственно для нас.
Более трудный вопрос: обращается ли Иаков к иудеям не христианам, к иудеям, уверовавшим в Христа, или к тем и другим? Прежде всего, автор пишет истинно рожденным свыше верующим (1,18). Тем не менее возникает впечатление, что в одних местах он обращается к открыто исповедующим христианство, а в иных - к совершенно неверующим. Это одно из доказательств самой ранней датировки письма: между иудеями христианами и неверующими иудеями еще не пролегла непреодолимая пропасть.

II. Испытания и искушения (1,2-17)

1,2 В этом разделе Иаков пишет об искушении. Он использует слово в двух различных смыслах. В стихах 2-12 искушения - это то, что можно назвать святыми испытаниями или сложными ситуациями, в которые нас ставит Бог, проверяя истинность нашей веры и сходство со Христом. В стихах 13-17, напротив, речь идет о нечестивых искушениях, исходящих изнутри и ведущих к греху. Христианская жизнь полна проблем. Они приходят непрошено и неожиданно. Иногда поодиночке, а иногда собираются все вместе. Они неизбежны. Иаков не говорит: "если впадаете в различные искушения", но: "когда". Мы никогда не сможем избежать их. Вопрос в том, что мы собираемся делать с ними?
Есть несколько возможных подходов к этим жизненным испытаниям и искушениям. Мы можем восстать против них (Евр. 12,5), бросив им вызов, хвастаясь, что будем собственными силами бороться до победы. Либо, напротив, мы можем пасть духом или сдаться под их давлением (Евр. 12,5).
Это не что иное, как фатализм. Он порождает неуверенность в том, что Господь заботится о нас. И тогда мы ропщем и жалуемся на наши напасти.
Именно об этом Павел предупреждает нас в 1 Коринфянам 10,10. Другой выбор - мы можем жалеть себя, думая только о себе и стараясь добиться сочувствия от других. Но здесь имеется в виду, что нас преследуют жизненные трудности и неурядицы (Евр. 12,11).
В ответ на них мы можем сказать: "Бог разрешил этому испытанию свалиться на меня. Оно ниспослано мне с хорошим намерением. Я не знаю, какую цель преследует Бог в данном случае, но попытаюсь выяснить. Я хочу, чтобы Божьи цели осуществились в моей жизни". Именно такую позицию Иаков и защищает: "С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения". Не протестуйте! Мужайтесь! Радуйтесь! Эти проблемы - не враги, желающие вас уничтожить. Они - друзья, пришедшие помочь вам развить христианский характер.
Каждому из Своих детей Бог пытается придать подобие Христа. Этот процесс обязательно влечет за собой страдание, разочарование и недоумение. Плод Духа нельзя получить в обстановке непрерывного благополучия; должен быть дождь и темные тучи. Испытания никогда не радуют; они кажутся очень трудными и неприятными. Но тем, кто научился у них, они впоследствии доставляют мирный плод праведности (Евр. 12,11). Как часто мы слышим, что христианин, испытавший какое-то большое потрясение, говорит: "Это было нелегко, но я ни на что не променяю полученный опыт".
1,3 Иаков говорит об испытании вашей веры. Он сравнивает веру с драгоценным металлом, который Бог испытывает на пробу для установления его подлинности. Этот металл подвергается огню преследований, болезням, страданиям и горю. Без проблем мы никогда не станем выносливы. Даже люди мира понимают, что трудности укрепляют характер. Чарльз Кеттеринг, известный промышленник, однажды сказал: "Проблемы - цена прогресса. Не несите мне ничего, кроме проблем. Хорошие новости расслабляют меня".
1,4 "Терпение же должно иметь совершенное действие", - говорит Иаков. Когда приходят проблемы, мы впадаем в отчаяние и готовы любыми средствами поскорее от них избавиться. Вместо того чтобы спросить у Господа, какую цель Он преследует в данном случае, мы, к примеру, мчимся к доктору и глотаем большие дозы лекарств, чтобы ослабить воздействие испытания. Поступая таким образом, мы фактически срываем программу Бога в нашей жизни. И в результате нам в будущем, возможно, придется подвергнуться более длительному испытанию, чтобы Его особая цель осуществилась в нас. Мы не должны препятствовать развитию выносливости в своей жизни. Сотрудничая с Богом, мы станем зрелыми, полноценными христианами, без всякого недостатка в благодати Духа.
Проходя через испытания, мы никогда не должны впадать в подавленность или отчаяние. Для нашего Отца нет слишком больших проблем. В жизни есть и неустранимые проблемы. Мы должны учиться принимать их как Его благое даяние. Павел три раза молил Господа удалить от него физическую немощь. Господь не удалил ее, но дал Павлу милость переносить ее (2 Кор. 12,8-10).
Сталкиваясь с жизненными испытаниями, которые Бог явно не собирается удалять, мы должны покориться Его воле. Талантливая слепая восьмилетняя девочка сочинила такой гимн:

O, как счастлива моя душа,
Хотя я и не могу видеть;
Я решила, что в этом мире
Буду удовлетворенной.
Я наслаждаюсь многими благословениями,
Которых другие люди лишены.
Я не могу и не буду плакать и вздыхать
Из-за того, что я слепая.

(Фанни Кросби)

Умиротворенность приходит через покорность воле Божьей.
Некоторые проблемы устраняются из жизни, когда мы извлекаем из них уроки. Как только кричный Мастер видит Свое отражение в литом металле, Он выключает высокую температуру. Многим из нас недостает мудрости рассматривать жизненные неприятности с точки зрения Бога. У нас вдруг появляется близорукость, причиняющая нам сиюминутное неудобство. Мы забываем, что далеко идущие намерения Бога состоят в том, чтобы дать нам в тесноте простор (Пс. 4,2).
1,5 Мы не должны встречать жизненные проблемы с позиции собственной мудрости. Если в период испытаний мы ощущаем недостаток духовного понимания, то должны идти к Богу и сообщать Ему все о наших затруднениях и невежестве. Всякий, кто таким образом учится находить в испытаниях Божьи цели, будет щедро вознагражден. Ему не стоит переживать, что Бог будет ругать его; Он доволен, когда мы учимся и слушаемся. Всем нам не хватает мудрости. Библия не дает определенных ответов на все неисчислимые вопросы, возникающие в жизни. Она не решает проблем, хотя в ней так много сказано; но Слово Божье представляет нам общие принципы.
Мы должны применять эти принципы к проблемам, возникающим изо дня в день. Именно поэтому мы нуждаемся в мудрости. Духовная мудрость - практическое применение учения нашего Господа к ежедневным ситуациям.
1,6-8 Мы должны приблизиться к Богу с верою, ни мало не сомневаясь. Нам следует верить, что Он любит нас, заботится о нас и с Ним нет ничего невозможного. Если мы сомневаемся в Его благости и силе, то не получим никакой устойчивости во время испытаний. Какое-то время мы сможем оставаться спокойными, полагаясь на Его обещания, но в следующий момент нам покажется, что Бог забыл о милости. Мы будем подобны волне морской, поднимаемой на большие высоты, а затем падающей вниз, - озабоченные и развеваемые. Вера, мечущаяся между оптимизмом и пессимизмом, не прославляет Бога. Он не может ниспослать Божественное понимание таким нерешительным, непостоянным людям (ст. 7-8). Согласно стихам 5-8, источник мудрости - Бог; мудрость получают в молитве; она доступна каждому; она дается просто и без упреков; главное условие ее получения - просить с верою, ни мало не сомневаясь.
1,9 На первый взгляд, стихи 9-11 посвящены абсолютно новой теме или, по крайней мере, служат некоей вставкой. Иаков, однако, продолжает рассматривать святые испытания на определенных примерах. Любой человек, бедный или богатый, может получать неизгладимую духовную пользу от бедствий и жизненных кризисов.
Например, когда брат униженный неудовлетворен и обескуражен, он всегда может возрадоваться тому, что он - наследник Божий и сонаследник с Иисусом Христом. Он может находить утешение в истине о том, что все принадлежит ему, он принадлежит Христу и Христос - Богу. Брат униженный, как может показаться, совсем не контролирует унижающие его обстоятельства. Нет никаких причин полагать, что он ленив или небрежен. Но Бог счел нужным поместить его среди людей с низким уровнем доходов, и потому он там пребывает. Возможно, если бы он был богат, то никогда бы не принял Христа. Теперь же, когда он пребывает во Христе, он благословен всеми духовными благословениями в небесах. Что ему следует делать? Должен ли он бунтовать против своего положения? Должен ли он ожесточиться и завидовать? Нет, он должен принять от Бога обстоятельства, над которыми не имеет никакой власти, и радоваться своим духовным благословениям.
Слишком много христиан идут по жизни, протестуя против своего пола, возраста, роста и даже против собственной жизни. Девушки, которым нравится бейсбол, хотят быть юношами. Молодые люди хотят быть старше, а старики - моложе. Низкорослые люди завидуют высоким, а высокие не хотят быть слишком заметными. Некоторые даже говорят: "Как бы я хотел умереть!" Все это нелепо! Христианское отношение предполагает принимать от Бога все то, что мы не можем изменить. Это - Богом определенная нам судьба, и мы должны максимально использовать ее для славы Его и благословения других. Нам следует вместе с апостолом Павлом сказать: "Но благодатию Божиею есмь то, что есмь" (1 Кор. 15,10). Когда мы забудем о наших физических изъянах и растворимся в служении другим, мы начнем понимать, что духовные люди любят нас за то, что мы собой представляем, а не, к примеру, за нашу внешность.
1,10-11 Далее Иаков обращается к богатому. Однако довольно странно, что он не говорит: "Пусть богатый хвалится богатством своим". Он говорит, что богатый может хвалиться унижением своим. Он согласен с Иеремией: Да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я - Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь (9,23-24).
В действительности богатый может найти реальную причину хвалиться, если лишится своей материальной собственности. Возможно, деловые неудачи приведут его к Господу. А если он уже христианин, то мог бы с радостью принять расхищение своего имения, зная, что имеет в небесах лучшее и непреходящее имущество (Евр. 10,34). Земные богатства пройдут, как цвет на траве (Ис. 40,6-7). Если человек обладает только материальным богатством, то все его планы закончатся в могиле. Иаков останавливается на увядании травы как на иллюстрации быстротечной жизни богатого человека и ограниченной ценности его богатства. Он увянет в путях своих. Суть в том, что ни солнце, ни опаляющий ветер не могут повредить духовные ценности. Любое испытание, отвращающее нас от привязанности к преходящим вещам и укрепляющее наше стремление к вещам небесным, и есть скрытое благословение. Таким образом, та же благодать, которая возвеличивает униженного, унижает богатого. Обе - повод для радости.
1,12 В заключение обсуждения святых испытаний Иаков объявляет благословение человеку, переносящему трудности. Человек, выдержавший искушение, быв испытан, получит венец жизни. Венец здесь - не царская корона, а венец победителя, которым будет награжден всякий перед судилищем Христовым. Мы вовсе не считаем, что вечная жизнь - награда за длительные испытания, но те, кто мужественно их вынес, удостоятся этой жизни и будут наслаждаться более глубоким ощущением вечной жизни в небесах. Все чаши в небесах будут наполнены, но чаши эти будут разного объема - то есть люди будут в разной мере наслаждаться небесами. Вероятно, это и подразумевается под выражением "венец жизни"; оно относится к более полному наслаждению небесной красотой.
Теперь давайте соотнесем эти стихи о святых испытаниях с практикой нашей жизни. Как мы реагируем на различные жизненные испытания? Мы горько жалуемся на неудачи или радуемся и благодарим Господа за них? Мы привлекаем внимание к нашим испытаниям или переносим их спокойно?
Мы живем будущим, ожидая улучшения обстоятельств, или настоящим, желая видеть руку Божью во всем, что происходит с нами? Мы жалеем сами себя и ищем сочувствия или полностью отдаемся служению другим?
1,13 Теперь речь идет о нечестивых искушениях (ст. 13-17). Так же, как святые испытания предназначены для проявления лучшего, что есть в нас, так и нечестивые искушения предназначены для того, чтобы обнаружить в нас самое плохое. Нужно четко уяснить следующее: когда нас одолевает соблазн греха, искушение исходит не от Бога. Бог проверяет или испытывает, насколько сильна вера людей, но никогда не соблазняет человека на совершение какого-либо зла. Он Сам не искушается злом и никого не искушает на грех.
1,14 Человек всегда готов переложить ответственность за свои грехи на кого-то. Если он не может обвинить Бога, то использует подход современной психологии, говоря, что грех - это болезнь. Таким образом он надеется избежать суда. Но грех - не болезнь; это - моральное поражение, за которое человек несет ответственность. Некоторые даже пытаются переложить вину за грех на неодушевленные предметы. Но материальные вещи сами по себе не греховны. Грех от них не исходит. Иаков прослеживает льва к логову, говоря: "Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью". Грех находится внутри нас, исходя из нашей ветхой, злой, падшей, необновленной натуры. Иисус сказал: "Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления" (Мф. 15,19).
Слово, которое Иаков использует в стихе 14 - похоть, может относиться к любым желаниям, добрым или злым. (Греческое слово epithumia - всего лишь усиленная форма слова "желание". В английском переводе оно первоначально также подразумевало "сильное желание", но постепенно приобрело присущее ему сейчас значение сексуального желания.) Само слово нейтрально в смысле нравственности. Но, за немногими исключениями, в НЗ оно используется для описания злых похотей, в том числе и здесь. Похоть сравнивается с коварной женщиной, выставляющей напоказ свои прелести и соблазняющей свои жертвы. Каждый из нас искушается. Наши мерзкие похоти и нечистые вожделения постоянно склоняют нас к греху. Можно ли считать нас беспомощными жертвами, когда мы увлекаемся и обольщаемся собственной похотью? Нет, мы можем отбросить все мысли о грехе и сконцентрироваться на чистом и святом (Флп. 4,8). Также в момент неистового искушения мы можем обратиться к Господу, помня, что "имя Господа - крепкая башня: убегает в нее праведник, и безопасен" (Притч. 18,11).
1,15 Если это так, то почему мы грешим? Вот ответ: похоть же, зачавши, рождает грех. Вместо того чтобы отбросить греховную мысль, мы поощряем, лелеем ее, наслаждаемся ею. Эта уступка подобна сексуальной связи. Похоть зачинает, и рождается отвратительный младенец по имени ГРЕХ. Говоря иными словами, если мы думаем о запрещенном поступке достаточно долго, мы в конечном счете совершим его. Весь процесс обдумывания похоти и совершения греха ярко иллюстрирует случившееся с Давидом и Вирсавией (2 Цар. 11,1-27).
А сделанный грех рождает смерть, говорит Иаков. Грех не остается без последствий; он не бесплоден, он производит себе подобное. Утверждение о том, что грех рождает смерть, можно понять двояко. Прежде всего грех Адама принес физическую смерть ему и всему его потомству (Быт. 2,17). Но грех также ведет к вечной духовной смерти - окончательному отделению человека от Бога и благословения (Рим. 6,23). Есть смысл и в том, что грех кончается смертью для верующего. Например, в 1 Тимофею 5,6 мы читаем, что верующая вдова, живущая в сластолюбии, умерла заживо. Это означает, что она прожигает впустую свою жизнь и совершенно неспособна выполнять ту цель, для которой Бог спас ее. Быть вне общения с Богом означает для христианина умереть заживо.
1,16-17 Людям, впадающим в грех, присуще обвинять Бога, а не себя. Они говорят своему Создателю: "Почему Ты создал меня таким?" Но это самообман. От Бога исходят только хорошие дары. В действительности Он - источник всякого даяния доброго и всякого дара совершенного.
Иаков описывает Бога как Отца светов. В Библии слово "Отец" иногда имеет значение Создатель или Источник (см. Иов. 38,28). Поэтому Бог - Создатель или Источник светов. Но что подразумевается под светами? Конечно, они включают небесные тела - солнце, луну и звезды (Быт. 1,14-18; Пс. 135,7). Но Бог - также Источник всякого духовного света, поэтому мы должны думать о Нем как об Источнике всех форм света во вселенной. У Которого нет изменения и ни тени перемены. Бог отличается от небесных тел, созданных Им. Они подвержены постоянным изменениям. Он - никогда. Возможно, Иаков думает не только об ослабевающем сиянии солнца и звезд, но также об их изменяющемся положении относительно Земли, поскольку наша планета вращается.
Солнцу, луне и звездам присуща изменчивость. Выражение "тень перемены" может означать тень, вызванную вращением. Оно может относиться и к тени на земле в результате вращения Земли вокруг солнца. Оно же может относиться к затмениям. Например, солнечное затмение случается, когда тень луны падает на землю.
С Богом все обстоит иначе; в Нем нет никакого изменения или тени, вызванной переменой. И Его дары столь же совершенны, как Он Сам. Поэтому немыслимо, чтобы Он когда-либо соблазнил человека на грех. Искушение исходит от собственной злой природы человека.
Давайте проверим нашу веру на примере нечестивых искушений. Позволяем ли мы злым мыслям задерживаться в наших умах или быстро отбрасываем их? Согрешая, говорим ли мы, что ничего не можем с этим поделать? Обвиняем ли мы Бога, когда соблазняемся на грех?

III. Слово Божье (1,18-27)

Иаков говорил о Боге как об Отце светов. Теперь он напоминает нам, что Он также наш Отец и отвел нам особую роль среди Своих многочисленных созданий. Мы можем выполнять эту роль, повинуясь слову истины (ст. 19-27).
1,18 Этот стих подчеркивает роль Слова Божьего в рождении свыше, ибо мы воспринимаем его Духом Святым. Нам сказано, что "восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий". Слово "восхотев" говорит о том, что побудило Его спасти нас. Ни одно из присущих нам качеств не обязывало Его делать это. Он поступил так по собственной доброй воле. Его любовь мы ничем не заслужили, не купили и получили без усилий с нашей стороны. Он полюбил нас абсолютно добровольно. Любовь эта вызывает преклонение! Слова "родил Он нас" описывают факт второго рождения. Через духовное рождение мы становимся Его детьми, и эти отношения никогда не изменятся, ибо рождение не может повториться. "Словом истины": Библия - инструмент рождения свыше. В каждом подлинном случае обращения присутствует Священное Писание либо в устной, либо в письменной форме. Без Библии мы не знали бы пути к спасению. Фактически мы даже не знали бы, что спасение доступно!
Чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий. В связи со словом "начаток" четко выступают три мысли. Во-первых, начатком жатвы был первый сноп созревших зерновых. Христиане, которым писал Иаков, относились к первым верующим в христианском рассеянии. Все верующие - некоторый начаток Его созданий, но в Послании Иаков прежде всего имел в виду христиан из иудеев. Во-вторых, начаток приносился в дар Богу как благодарность за Его щедрость и как признание того, что все приходит от Него и принадлежит Ему. Таким образом, все верующие должны представить свои тела Богу в жертву живую (Рим. 12,1-2). В-третьих, начаток был залогом щедрого урожая в будущем.
Иаков уподобил своих читателей первым снопам в жатве Христовой. В последующие столетия за ними будут следовать другие, но первые останутся образцом святых, представляющих плоды нового творения. В конечном счете Господь населит всю землю другими, подобными им, созданиями (Рим. 8,19-23). Богатая жатва наступит, когда Господь Иисус возвратится, чтобы царствовать на земле. Тем временем они должны так же повиноваться Христу, как весь мир будет повиноваться Ему в Тысячелетнем Царстве. И хотя этот стих относится прежде всего к христианам первого века, он, тем не менее, применим к каждому, кто славит имя Христа.
1,19 Остальная часть этой главы дает практические наставления о том, как мы можем быть начатком Его созданий. Она формулирует практическую праведность, присущую рожденным свыше через Слово истины. Мы знаем, что рождены посредством Слова, чтобы явить истину Божью. Итак, давайте теперь рассмотрим наши обязанности.
Мы должны быть скоры на слышание. Это необычная заповедь, содержащая в себе долю юмора. Она подобна высказыванию: "Торопись услышать!" Она означает, что мы должны быть готовы слышать Слово Божье, а также все Божественные советы и замечания. Мы должны быть водимы Духом Святым. Также нам следует быть медленными на слова. Просто удивительно, сколько раз Иаков говорит о нашей речи! Он призывает нас соблюдать осторожность в разговоре. Да и сама природа учит нас этому. Давным-давно Эпиктет заметил: "Природа дала человеку один язык, но два уха, чтобы слушать вдвое больше, чем говорить самому". Соломон с радостью согласился бы с Иаковом. Он однажды сказал: "Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда" (Притч. 13,3); и: "При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои - разумен" (Притч. 10,19). Заядлые болтуны в конечном счете грешат.
1,19б-20 Нам следует быть медленными на гнев. Вспыльчивый человек не творит правды, которой Бог ожидает от Своих детей. Вспыльчивые люди создают неправильное впечатление о христианстве. Следующие слова все еще истинны: "Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города" (Притч. 16,32).
1,21 Другой способ стать начатком Его созданий - отложить всякую нечистоту и остаток злобы. Эти недостатки сродни поврежденной одежде, которую нужно отложить раз и навсегда. Нечистота включает всевозможные осквернения: духовные, умственные или физические. Словосочетание "остаток злобы" может относиться к тем формам злобы, которые остались в нас от дней неверия. Оно может подразумевать грехи, оставшиеся в нашей жизни и затрагивающие жизнь других, либо избыточное зло - тогда Иаков описывает не столько избыток злобы, сколько крайне злую природу этого чувства. Основное значение ясно. Для того чтобы принять истину Слова Божьего, мы должны быть нравственно чисты.
Другое условие принятия Божественной истины - кротость. Можно читать Библию и при этом не позволять ей говорить с нами. Мы можем изучать ее чисто теоретически, при этом не находясь под ее воздействием. Наши гордость, ожесточенность и грех делают нас невосприимчивыми и безразличными. Только с покорным, смиренным духом можно ожидать максимальной пользы от Священного Писания. "Направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим" (Пс. 24,9). "А вот, на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим" (Ис. 66,2).
Иаков говорит о Священном Писании как о насаждаемом слове, могущем спасти ваши души. Он имеет в виду, что Слово становится священным залогом в жизни христианина, рожденного свыше. В одном из английских переводов читаем "врожденное слово." Это Слово способно спасти ваши души. Библия - инструмент, используемый Богом при рождении свыше. Он использует ее для спасения души не только от наказания за грех, но и от его власти. Он использует ее, чтобы спасти нас не только от вечного проклятия, но и от поражения в жизни. Несомненно, Иаков говорит в стихе 21 о настоящем, продолжающемся аспекте спасения.
[Одно и то же греческое слово (psuchе) означает и "жизнь", и "душа", и не всегда есть уверенность в том, что тот или иной перевод лучший. Также и слово "спасение" не обязательно относится к вечному спасению. Оно может относиться к исцелению, избавлению, освобождению и другим явлениям. Таким образом, выражение "спасите вашу душу" ‚ в некоторых контекстах может означать "преуспевайте в вашей жизни" (для Христа).]
1,22 Недостаточно получить насаждаемое слово - нужно повиноваться ему. Нет никакой пользы, если человек имеет Библию или даже читает ее, как литературное произведение. У него должно быть глубокое желание слышать Бога, обращающегося к нему, и готовность делать все, что Он говорит. Мы должны претворить Библию в действие. Слово должно стать плотью в нашей жизни. Ни в коем случае нельзя приниматься за чтение Священного Писания, не позволив ему изменять нашу жизнь к лучшему. Демонстрировать большую любовь к Слову Божьему или даже изображать из себя знатока Библии - форма самообмана, если возрастающее познание Слова не влечет за собой все большего уподобления Господу Иисусу. Интеллектуальное знание Библии, лишенное повиновения ей, может оказаться западней вместо благословения. Непрерывно изучая то, что следует делать, и не делая этого, мы придем к угнетенности, разочарованию и бездушию. "Восприятие без выражения ведет к депрессии". Также увеличивается наша ответственность перед Богом. Идеальное сочетание предполагает чтение Слова и безоговорочное повиновение ему.
1,23-24 Кто слушает слово, но не изменяет свое поведение, подобен человеку, который каждое утро бросает мимолетный взгляд в зеркало, а затем полностью забывает виденное. Он не получает никакой пользы от зеркала или от того, что смотрит в него. Конечно, есть в нашей внешности то, что нельзя изменить. Но, по меньшей мере, мы должны иметь скромный вид! И когда зеркало говорит: "Умойся", или "Побрейся", или "Причешись", или "Почисти одежду", мы должны, по крайней мере, делать то, что нам сказано. Иначе зеркало не принесет нам никакой практической пользы.
Проще всего читать Библию от случая к случаю или следуя чувству долга, но не позволять прочитанному воздействовать на нас. Мы видим, какими должны быть, но быстро забываем это и живем, как будто уже совершенны. Такая самоудовлетворенность препятствует духовному росту.
1,25 Человек, вникающий в Слово Божье и постоянно применяющий его на практике, - полная противоположность выше описанному. Вдумчивое размышление над Словом приносит ему практическую пользу. Для него Библия - совершенный закон свободы. Предписания ее необременительны. Они повелевают ему исполнять то, что его новое естество как раз и любит исполнять. В повиновении он находит истинную свободу от человеческих традиций и плотских рассуждений. Истина делает его свободным. Такой человек извлекает пользу из Библии. Он не забывает прочитанного. Более того, он стремится применять прочитанное в ежедневной практике. Его простое, искреннее повиновение приносит бесчисленные благословения его душе. Он блажен будет в своем действовании.
1,26-27 Здесь противопоставляются пустое благочестие и чистое и непорочное благочестие. Благочестие означает здесь видимый образ жизни, который основывается на вере. Оно относится к проявлениям, скорее направленным наружу, а не во внутренний дух. Это не вера в доктрины, а вера, которая находит выражение во внешнем поклонении и служении.
Если кто думает, что он благочестив, а не может обуздать свой язык, у того пустое благочестие. Он может соблюдать все религиозные обряды и казаться очень набожным. Но он обманывает сам себя. Богу не угодны ритуалы; Его интересует жизнь, в которой присутствует практическое благочестие.
Необузданный язык - только один из примеров бесполезного благочестия. Любой поступок, противоречащий христианской вере, ничего не стоит. Здесь уместно привести историю бакалейщика, набожность которого явно была надувательством. Он жил в квартире над своим магазинчиком. Каждое утро он кричал вниз своему помощнику:
- Джон!
- Да, сэр.
- Ты разбавил молоко водой?
- Да, сэр.
- Ты положил краситель в масло?
- Да, сэр.
- Ты положил цикорий в кофе?
- Да, сэр.
- Очень хорошо. Поднимись наверх на утреннюю молитву!
Иаков говорит, что такая набожность пустая.
Бог ищет практическое благочестие, заключающееся в сострадании к другим и в чистоте собственной жизни. Иаков приводит в пример человека с чистым и непорочным благочестием, который посещает нуждающихся сирот и вдов и хранит себя неоскверненным от мира.
Другими словами, практическим результатом возрождения будут "деяния милосердия и отделение от мира". Гай Кинг описывает эти достоинства, как практическую любовь и практическую святость.
Мы должны испытать нашу собственную веру, ответив на следующие вопросы: читаю ли я Библию со смиренным желанием того, чтобы Бог назидал меня, учил и изменял? Стремлюсь ли я обуздывать свой язык?
Оправдываю ли я свой характер или хочуодержать над ним победу? Как я реагирую, когда кто-либо начинает рассказывать пошлый анекдот? Проявляется ли моя вера в добрых делах тем, кто не может вознаградить меня за них?

Глава 2

IV. Осуждение лицеприятия (2,1-13)

Первая половина главы 2 осуждает практику почитания людей. Оказывать кому-то предпочтение - крайне чуждая практика как Господу, так и всему учению НЗ. Среди христиан не должно быть места снобизму или дискриминации.
2,1 Прежде всего такая практика однозначно запрещена. Обратите внимание на то, что этот совет адресован верующим; нас в этом уверяет приветствие: "Братия мои!" Вера в нашего Господа Иисуса Христа подразумевает христианскую веру. Речь здесь идет не о Его доверии, а скорее о воплощении истины, которую Он дал нам. Соединяя все эти мысли воедино, мы находим, что Иаков говорит: "Братия мои! В вашей христианской вере не взирайте на лица". Снобизм и кастовые разграничения крайне противоречат истинному христианству. В присутствии Господа славы нет места преклонению перед человеческим величием.
Презрение к другим из-за их происхождения, расы, пола или материального положения - практическое опровержение веры. Эта заповедь не противоречит другим отрывкам НЗ, где верующих учат оказывать надлежащее уважение правителям, господам, старшим и родителям. Существуют определенные, установленные Богом отношения, которые нужно соблюдать (Рим. 13,7). Здесь же речь идет о проявлении подобострастного почтения к людям из-за их дорогой одежды и других мнимых отличий.
2,2-4 Эту заповедь Иаков наглядно проиллюстрировал в стихах 2-4. Гай Кинг удачно озаглавил эту часть главы "Недальновидный швейцар". Действие происходит в местном собрании христиан. [Здесь использовано греческое слово sunagоgе (конгрегация). Так как это слово позднее стало использоваться только для иудейских собраний ("синагоги"), оно стало причиной самой ранней датировки Послания Иакова. "Конгрегация", "церковь" и "собрание" обычно являются переводами слова ekklеsia- "(вызванное из) собрание". Первоначально оно было политическим термином (ср. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций).]
Только что пришел благородного вида джентльмен в изысканной одежде и с дорогим золотым перстнем.
Швейцар кланяется и расшаркивается, затем проводит вельможного посетителя к заметному, почетному месту впереди. Возвратившись к двери, швейцар видит, что пришел еще один посетитель. Теперь это бедный человек в убогой одежде. На сей раз швейцар ловко стремится избавить собрание от смущения и предлагает посетителю постоять сзади или сесть на полу перед его собственным местом. Кажется невероятным, что кто-то может поступать таким образом. Мы хотели бы думать, что иллюстрация утрирована. Но, заглянув в наше собственное сердце, мы найдем, что часто разграничиваем людей по этим искусственным классовым различиям и таким образом становимся судьями с худыми мыслями.
Вероятно, в современной церкви наиболее наглядный пример этому - дискриминация людей по расовой принадлежности и цвету кожи. Во многих случаях чернокожие верующие изгонялись из общества, или, по крайней мере, им давали почувствовать, что они нежеланны. Не всегда сердечно принимали уверовавших евреев. Всевозможную дискриминацию испытывали восточные христиане. Конечно, в области расовых отношений существуют огромные социальные проблемы. Но христианин должен быть верен Божественным принципам. Его обязательство состоит в том, чтобы на практике подтвердить истину о том, что все верующие - едины во Христе Иисусе.
2,5-6 Лицеприятие совершенно несовместимо с христианской верой. Иаков говорит об этом в стихах 5-13. Он приводит четыре веские причины, почему нелепо верующему оказывать подобострастие богатому и смотреть свысока на бедного.
Прежде всего, поступая так, мы не чтим человека, которого чтит Бог. Бог избрал бедных этого мира быть богатыми верой и наследниками Царства, которое Он обещал любящим Его. Бедные - избранные Божьи, Божья элита, наследники Божьи и возлюбленные Божьи. В Священном Писании мы неоднократно находим, что именно бедные, а не богатые собираются под знаменем Христа. Наш Господь Сам сказал: "...нищие благовествуют" (Мф. 11,5). Именно простые люди, а не богатые или знатные, слушали Его с услаждением (Мк. 12,37). Не много знатных и благородных призванных; преобладают немудрые, слабые, немощные, уничиженные и ничего не значущие (1 Кор. 1,26-29). Богатые обычно бедны верой, потому что полагаются на свое богатство, а не на Господа. С другой стороны, бедные избраны Богом, чтобы быть богатыми верой.
Царство Его будут населять жители, большинство из которых были бедны в этой жизни. Там они насладятся богатством и славой. Как глупо и опасно относиться с презрением к тем, кто будет однажды возвеличен в Царстве нашего Господа и Спасителя.
2,6 Вторая причина, по которой безрассудно оказывать уважение богатому, та, что он принадлежит к тому общественному классу, который обычно притесняет и угнетает детей Божьих. Здесь не все кажется ясным и бесспорным. Богатый, упомянутый выше, был, несомненно, верующим. Из этого не следует, что богатые, о которых сказано в стихе 6, тоже верующие.
Иаков просто говорит: "Справедливо ли оказывать предпочтение людям только потому, что они богаты? Если вы так поступаете, значит удостаиваете чести тех, кто первыми измывались над вами и влекли вас в суды". Кальвин кратко сказал по этому поводу: "Зачем чтить своих палачей?"
2,7 Третья причина, почему неумно становиться на сторону богатого, та, что они обычно злословят или бесславят имя Христа. Они бесславят доброе имя, которым называются верующие - христиане, или последователи Христа. Хотя грех поношения Господа присущ не только исключительно богатым, все же истинно то, что притесняющие бедных верующих часто сопровождают преследование сквернословием в адрес Спасителя. Так почему верующий должен оказывать особое почтение любому лишь потому, что он богат? Характерные черты, присущие богатым, обычно не угодны Господу Иисусу. Выражение "доброе имя, которым вы называетесь", можно также перевести как "доброе имя, которое было призвано вами". Некоторые усматривают здесь ссылку на христианское крещение. Верующие крестятся во имя Господа Иисуса. Именно это имя богатые обычно и поносят.
2,8 Четвертый аргумент Иакова таков: оказывая почтение богатому, человек нарушает закон, гласящий: "Возлюби ближнего твоего, как себя самого". Он называется царским законом, потому что исходит от Царя и является царем всех законов. Возможно, швейцар оправдывал свое отношение к богатому, говоря, что лишь пытался любить ближнего своего, как себя самого. Но это не извиняет его отношение к бедному. Если бы мы действительно любили своих ближних, как себя, то относились бы к ним точно так же, как хотели бы, чтобы относились к нам.
Естественно, мы бы не хотели испытывать презрительное отношение только потому, что бедны. По этой же причине и мы не должны презирать других. Из всех учений Библии это, конечно же, одно из наиболее революционных - возлюби ближнего твоего, как себя самого. Вдумайтесь в его смысл! Оно означает, что мы должны заботиться о других так же, как заботимся о себе. В нас должно быть желание разделить наше материальное имущество с теми, кто не столь обеспечен, как мы. И прежде всего мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы они получили возможность узнать нашего благословенного Спасителя.
Слишком часто в своих решениях мы руководствуемся тем, как наши действия отразятся на нас самих. Мы сосредоточены на самих себе. Мы угождаем богатым, надеясь на награду, социальную или материальную. Мы пренебрегаем бедными, потому что от них нам небольшая польза. Царский закон запрещает такое эгоистичное использование других. Он учит нас любить ближних наших, как самих себя. А на наш вопрос: "Кто мой ближний?" нам преподана история о милосердном самарянине (Лк. 10,29-37), согласно которой наш ближний - любой человек, потребность которого мы можем удовлетворить.
2,9 Поступать с лицеприятием - значит нарушать царский закон. Это и грех, и преступление. Грех - любое несоответствие воле Божьей, неспособность отвечать Его нормам. Преступление - нарушение известного закона. Некоторые действия греховны, потому что неправильны в своей основе, но они становятся преступлением только тогда, когда есть определенный закон, запрещающий их. Лицеприятие греховно, потому что само по себе неправильно. Но оно также и преступно, потому что против него есть закон.
2,10 Нарушить одно требование закона - значит быть виновным во всем. Закон подобен цепи из десяти звеньев. Нарушьте одно звено - и цепь сломана. Бог не позволяет нам соблюдать одни законы, которые нам нравятся, и нарушать другие.
2,11 Бог запретил прелюбодеяние, но Он же запретил и убийство. Человек может не быть виновным в прелюбодеянии, но совершить убийство. Нарушает ли он закон? Конечно, да! Дух закона в том, чтобы любить ближнего своего, как самого себя. Прелюбодеяние, естественно, так же нарушает его, как и убийство. И как снобизм и предвзятость. Если мы совершаем любой из этих грехов, значит, мы не соблюли заповеди закона.

Десять Заповедей

Здесь мы прервем наше рассуждение и рассмотрим основную проблему, возникшую в доводах Иакова. Проблема в том, находятся христиане под законом или нет. Создается впечатление, что Иаков усиливает значение Десяти заповедей для верующих христиан.
Особенно он ссылается на шестую и седьмую заповеди, запрещающие убийство и прелюбодеяние. Также он суммирует последние пять заповедей в словах: "Возлюби ближнего твоего, как себя самого". Все же ставить верующего под закон как правило жизни - значит войти в противоречие с другими местами НЗ, например, с Римлянам 6,14: "...ибо вы не под законом, но под благодатию"; Римлянам 7,6: "...мы освободились от него [закона]..."; Римлянам 7,4: "...вы ...умерли для закона Телом Христовым..." (см. также Гал. 2,19; 3,13.24.25; 1 Тим. 1,8-9; Евр. 7,19). То, что христиане не находятся под Десятью заповедями, отчетливо объявлено во 2 Коринфянам 3,7-11.
Почему тогда Иаков муссирует проблему закона для верующих в этот век благодати? Прежде всего, христиане не находятся под законом как правилом жизни. Христос, а не закон - образец для верующих. Где есть закон, там должно быть и наказание. Наказание за нарушение закона - смерть.
Христос умер, чтобы понести наказание за нарушенный закон. Пребывающие во Христе находятся вне закона и наказания. Но некоторые принципы закона имеют непреходящую ценность. Эти заповеди применимы ко всем людям всех возрастов. Идолопоклонство, прелюбодеяние, убийство и воровство в самой своей основе греховны. Греховны как для верующих, так и неверующих. Кроме того, девять из десяти заповедей повторяются в посланиях. Единственное, что не повторяется, так это заповедь относительно субботы. Нигде христианам не предписывается соблюдать субботу, или седьмой день недели, ибо эта заповедь скорее церемониальная, чем моральная. В принципе нет ничего плохого в том, что иудеи работали в седьмой день. Это было плохо только потому, что Бог выделил этот день среди других.
Наконец, нужно упомянуть, что девять заповедей, повторенных в посланиях, даются не как закон, а как руководство в праведности для народа Божьего. Другими словами, Бог не говорит христианам: "Если украдете, то будете осуждены на смерть". Или: "Если совершите безнравственный поступок, то потеряете спасение". Скорее Он говорит: "Я спас вас по Своей милости. Теперь Я хочу, чтобы вы жили свято из любви ко Мне. Если вы хотите знать, чего Я жду от вас, то поищите это повсюду в НЗ. Там вы найдете повторенными девять из десяти заповедей. Вы также найдете учение Господа Иисуса, фактически призывающее к более высоким нормам поведения, нежели предусмотренные законом". Так что в действительности Иаков не помещает верующих под закон и его приговор. Он не говорит: "Если вы поступаете с лицеприятием, то нарушаете закон и, таким образом, повинны смерти".
2,12 Иаков говорит: "Как верующие, вы отныне находитесь не под законом рабства, но под законом свободы - свободы делать то, что правильно. Закон Моисея требовал, чтобы вы возлюбили ближнего своего, но не давал вам для этого силу и осуждал вас, если вы терпели неудачу. По благодати вам даруется сила возлюбить ближнего своего и быть вознагражденными за это. Вы делаете это не для того, чтобы получить спасение, но потому, что спасены. Вы делаете это не потому, что боитесь наказания, а потому что любите Того, Кто умер за вас и воскрес. Когда вы предстанете перед судилищем Христовым, вы, согласно этому стандарту, будете либо вознаграждены, либо потерпите урон. Там будет решаться вопрос не спасения, но награды". Выражение "так говорите и так поступайте" относится к словам и делам. Слова и дела должны согласовываться. В речи и поступках верующий должен избегать лицеприятия. Такое нарушение закона свободы будет осуждено перед судилищем Христовым.
2,13 Стих 13 нужно понимать в свете вышесказанного. Иаков обращается к верующим. Здесь речь не идет о вечном наказании; всякое наказание было однажды уплачено на Голгофском кресте. Вопрос в том, считает ли Бог нас, живущих в этом мире, Своими детьми. Если мы не проявляем милосердия к другим, то не пребываем в общении с Богом, и, как результат отступничества, нас ожидает наказание.
Слова "милость превозносится над судом" могут означать, что Бог предпочел бы оказывать милость, а не гневаться на нас (Мих. 7,18); суд - "неприятное дело" для Него. Здесь подразумевается, что если мы были милосердны к другим, то можем не бояться суда, но если мы не проявляли милости к тем, кого по справедливости могли бы осудить, то и нам не будет оказана милость. Можно понимать это место и так, что милость превозносится над судом, ибо она всегда выше, чем суд. В общем идея здесь такова: если мы оказываем милость другим, то суд, который в противном случае мог бы пасть на нас, будет заменен милостью.
Давайте проверим самих себя, не лицеприятны ли мы. Одинаково ли мы добры и к соплеменникам, и к представителям других рас? Не более ли мы любезны с молодыми, нежели со старыми? Расположены ли мы к общению с красивыми людьми более, нежели с некрасивыми или скромными? Не предпочитаем ли мы оказывать дружескую поддержку видным людям, а не тем, кто сравнительно неизвестен? Не избегаем ли мы людей с физическими немощами и не ищем ли общества сильных и здоровых? Кому мы отдаем предпочтение: богатым или бедным? Не оказываем ли мы холодный прием "иностранцам", говорящим на нашем языке с иностранным акцентом?
Отвечая на эти вопросы, будем помнить, что как мы относимся к наименее любимому нами верующему, так мы относимся и к Спасителю (Мф. 25,40).

V. Вера и дела (2,14-26)

Возможно, эти стихи наиболее спорны в Послании Иакова. Даже такой великий и достойный учитель церкви, как Лютер, усматривал непримиримый конфликт между учением Иакова об оправдании делами и настойчивым утверждением Павла об оправдании верой. Этими стихами обычно злоупотребляют, подкрепляя ересь о том, что спасение можно получить верой плюс делами, называемую синергизмом. Иными словами, мы должны довериться Господу Иисусу как нашему Спасителю, но этого недостаточно. Мы должны также добавить к Его делу искупления наши собственные дела милосердия и преданности.
Этот отрывок можно по сути озаглавить "Оправдание делами", потому что в оправдании делами есть смысл.
И в самом деле, чтобы осознать полную истину оправдания, мы должны понять, что есть шесть аспектов оправдания. Мы оправданы по благодати (Рим. 3,24). Это означает, что мы не заслуживаем оправдания; на самом деле мы заслуживаем совершенно противоположного. Мы оправданы верой (Рим. 5,1). Вера - ответ человека на благодать Божью. Верой мы принимаем дар благодати. Вера - это то, что присваивает себе совершенное для нас Богом. Мы оправданы Кровью (Рим. 5,9). Кровь - это цена, уплаченная для обеспечения нашего оправдания. Бремя греха было оплачено драгоценной Кровью Христа, и теперь, когда свершилось справедливое искупление, Бог может оправдывать безбожных грешников. Мы оправданы Богом (Рим. 8,33). Истина в том, что Бог - Тот, Кто оправдывает. Мы оправданы властью (Рим. 4,25). Наше оправдание связано с властью, воскресившей Христа из мертвых. Его воскресение доказывает, что Бог удовлетворен. И мы оправданы делами (Иак. 2,24). Дела - внешнее доказательство подлинности нашей веры. Они служат внешним выражением того, что иначе было бы невидимым. По ним мы можем судить, что человек оправдан благодатью, верой, Кровью, Богом, властью и делами. Здесь нет никакого противоречия. Эти утверждения всего лишь представляют различные аспекты одной и той же истины. Благодать - принцип, на основании которого Бог оправдывает; вера - средство получения ее человеком; Кровь - цена, которую Спаситель должен был заплатить; Бог - активная Личность в оправдании; власть - доказательство; дела - результат.
2,14 Иаков настаивает, что вера, не подкрепленная добрыми делами, не спасает. Есть два ключа, которые помогают понять этот стих. Прежде всего, Иаков не говорит: "Что пользы в том, что человек имеет веру...". Он говорит: "Что пользы... если кто говорит, что он имеет веру..." Другими словами, смысл не в том, что истинно верующий человек все же не спасен. Иаков описывает человека, который лишь называет себя верующим. Он говорит, что имеет веру, но ничто в его жизни не указывает на это. Второй полезный ключ указан в вопросе, которым завершается стих: "Может ли эта вера спасти его?" (Чтобы быть точнее, следует указать, что здесь в греческом языке нет слова "эта", а просто стоит определенный артикль. Так как артикль может иногда иметь силу указательного местоимения, его в некоторых случаях можно рассматривать как обычный артикль, используемый с абстрактным именем существительным.) Иными словами, может ли такая вера спасти? Если бы у Иакова спросили, какую веру он имеет в виду, он указал бы на первую часть стиха. Он говорит о так называемой вере, не подкрепленной добрыми делами. Такая вера ничего не стоит. Это одни слова и больше ничего.
2,15-16 В этих стихах иллюстрируется тщетность слов без дел. В них речь идет о двух людях. Один не имеет ни пропитания, ни одежды. У другого есть и то и другое, но он не желает поделиться ими. Притворяясь весьма великодушным, последний говорит своему бедному брату: "Иди надень какую-нибудь одежду и хорошо поешь". Но он не пошевелит и мизинцем, чтобы сделать это возможным. Насколько хороши такие его слова? Они ровным счетом ничего не стоят! Они не насыщают и не согревают тело.
2,17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Вера без дел - вообще не истинная вера. Это одни слова. Иаков не говорит, что мы спасаемся верой плюс делами. Учить так - значит преуменьшать завершенное дело Господа Иисуса Христа. Если бы мы спасались верой плюс делами, то было бы два спасителя - Иисус и мы сами. Но НЗ однозначно утверждает, что Христос - единственный Спаситель. Иаков подчеркивает, что вера только на словах не спасает; спасает та вера, которая дает жизнь добрым делам. Иными словами, дела - не корень спасения, а плод; они - не причина, а следствие. Кальвин кратко формулирует это положение: "Мы спасены одной верой, но не верой, которая остается одна".
2,18 Истинная вера и добрые дела неотделимы. Иаков показывает это на примере дискуссии между двумя людьми. Первый человек, действительно спасенный, передает разговор. Второй утверждает, что имеет веру, но не может подтвердить ее добрыми делами. Первый как бы делает безответный вызов другому. Мы могли бы перефразировать их беседу: "Да, - может справедливо и правомерно сказать первый человек, - ты говоришь, что имеешь веру, но не имеешь дел, чтобы доказать ее. Я утверждаю, что вера должна быть подкреплена делами. Докажи мне, что ты имеешь веру без добрых дел. Ты не можешь этого сделать. Вера невидима. Единственный способ убедить других, что ты имеешь веру, - это жить, демонстрируя ее. Я покажу тебе мою веру из дел моих". Ключ к этому стиху находится в слове "показать": показать веру можно только делами.
2,19-20 Дискуссия продолжается. Все еще говорит первый человек. Исповедание веры не может быть чемто иным, кроме умственного согласия с известным фактом. Такое интеллектуальное соглашение не налагает на человека никаких обязательств и не преобразует жизнь. Недостаточно верить в существование Бога. Это, конечно, весьма важно, но этого недостаточно. Даже бесы веруют в существование Бога и трепещут при мысли об окончательном наказании. Бесы верят в факт, но не подчиняются Личности. Это не спасающая вера. Когда человек действительно верует в Господа, эта вера налагает обязательства на дух, душу и тело. Эти обязательства, в свою очередь, влекут за собой изменение жизни. Вера без дел - лишь вера ума, и поэтому она мертва. (В тексте NU читаем "бесполезная" вместо "мертвая".)
2,21 Здесь приведены два ветхозаветных примера веры, подкрепленной делами. Один - об Аврааме, иудее, а другой - о Раав, язычнице. Авраам оправдался делами, возложив Исаака, сына своего, на жертвенник. Чтобы увидеть эту истину в надлежащей перспективе, давайте обратимся к Бытие 15,6. Мы читаем, что Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность. Авраам был оправдан, поверив Господу; иными словами, он был оправдан верой. Но в Бытие 22 читаем, что Авраам предлагает своего сына в жертву. Именно тогда он был оправдан делами. Как только Авраам поверил в Господа, он был оправдан в глазах Божьих. Но затем, через семь глав, Бог подвергает веру Авраама испытанию. Авраам подтвердил истинность своей веры готовностью принести в жертву Исаака. Его повиновение свидетельствовало о том, что он верил не только умом, но и сердцем.
Иногда возражают, что в тот момент, когда Авраам возлагал Исаака на жертвенник, рядом никого не было, следовательно, Авраам никому не мог доказать истинность своей веры. Но молодые люди, сопровождавшие Авраама, находились недалеко, ожидая возвращения Авраама и Исаака с горы. Кроме того, там был Исаак. Также о готовности Авраама убить сына по велению Божьему записано в Библии, и таким образом истинность его веры продемонстрирована всем поколениям.
2,22-23 Ясно, что вера Авраама стала стимулом для его дел, и делами его вера достигла совершенства. Истинная вера и дела неотделимы. Первое влечет второе, а второе свидетельствует о первом. В жертвоприношении Исаака мы видим практическое подтверждение веры Авраама. Это было практическое выполнение Священного Писания, где сказано, что Авраам верил и был оправдан. Его добрые дела подтвердили, что он был другом Божьим.
2,24 Отсюда мы заключаем, что человек оправдывается делами, а не верою только. Опять-таки это не значит, что Авраам был оправдан верой и делами. Он был оправдан верой Божьей и делами человеческими. Бог оправдал его в тот момент, когда он уверовал. Человек говорит: "Докажи мне истинность твоей веры". Единственный способ сделать это - показать добрые дела.
2,25 Второй пример из ВЗ - это блудница Раав. Она, естественно, не была спасена за примерное поведение (она была проституткой!). Но она оправдалась делами, потому что приняла соглядатаев, или шпионов, и отпустила их другим путем. Раав была хананеянкой, жившей в городе Иерихоне. Она слышала сообщения о том, что к городу подошла победоносная армия и что никто не мог оказать этой армии должного сопротивления. Она заключила, что Бог иудеев - истинный Бог, и решила стать на сторону этого Бога во что бы то ни стало. Когда в город вошли шпионы, она оказала им дружественный прием. При этом она доказала истинность своей веры в истинного и живого Бога. Она не обрела спасение за то, что предоставила кров шпионам, но этот акт гостеприимства доказал, что она была истинно верующей.
Некоторые люди неправильно используют это место, считая, что спасение в какой-то мере зависит от добрых дел. Но при этом под добрыми делами они подразумевают благотворительность, оплату долгов, честность и посещение церкви. Были ли дела Авраама и Раав добрыми? Конечно же, нет!
Авраам проявил готовность убить сына! Раав стала изменницей! Если удалить из этих дел веру, то они будут скорее злыми, чем хорошими. "Лишите их веры, и они будут не только безнравственны и бесчувственны, но и греховны". Хорошо сказал Макинтош: "Этот отрывок относится к делам жизни, а не законным делам. Если вы отнимете веру Авраама и Раав от их дел, то последние станут плохими делами. Взгляните на них как на плод веры, и они станут делами жизни".
Следовательно, это не то место, которое можно использовать в учении о спасении добрыми делами. Оно ставит ученика в ненадежное положение, уча спасению через убийство и измену!
2,26 Иаков завершает главу утверждением: "Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва". Здесь очень красиво подытожена суть вопроса. Иаков сравнивает веру с человеческим телом. Дела он уподобляет духу. Тело без духа безжизненно, бесполезно, не представляет ценности. Так и вера без дел мертва, неэффективна, ничего не стоит. Очевидно, что это поддельная, а не подлинная, спасающая вера.
Суммируя сказанное Иаковом в этой главе, давайте проверим свою веру, ответив на следующие вопросы: желаю ли я, подобно Аврааму, самое дорогое в моей жизни предложить Богу? Хочу ли я, подобно Раав, изменить миру, чтобы угодить Христу?