1 Петра
Наш YouTube - Библия в видеоформате и другие материалы.
Христианская страничка
Лента обновлений сайта
Медиатека Blagovestnik.Org
в Telegram -
t.me/BlagovestnikOrg
Видеобиблия online

Русская Аудиобиблия online
Писание (обзоры)
Хроники последнего времени
Українська Аудіобіблія
Украинская Аудиобиблия
Ukrainian
Audio-Bible
Видео-книги
Музыкальные
видео-альбомы
Книги (А-Г)
Книги (Д-Л)
Книги (М-О)
Книги (П-Р)
Книги (С-С)
Книги (Т-Я)
Новые книги (А-Я)
Фонограммы-аранжировки
(*.mid и *.mp3),
Караоке
(*.kar и *.divx)
Юность Иисусу
Песнь Благовестника
старый раздел
Бесплатно скачать mp3
Нотный архив
Модули
для "Цитаты"
Брошюры для ищущих Бога
Воскресная школа,
материалы
для малышей,
занимательные материалы
Список ресурсов
служения Blagovestnik.Org
Архивы:
Рассылки (1)
Рассылки (2)
Проповеди (1)
Проповеди (2)
Сперджен (1)
Сперджен (2)
Сперджен (3)
Сперджен (4)
Карта сайта:
Чтения
Толкование
Литература
Стихотворения
Скачать mp3
Видео-онлайн
Архивы
Все остальное
Контактная информация
Поддержать сайт
FAQ


Наш основной Telegram-канал.
Наша группа ВК: "Христианская медиатека".
Наши новости в группе в WhatsApp.

Первое Послание Петра

Если бы мы не знали, кто написал это Послание, то вынуждены были бы признать: так может писать только человек-скала, душа которого покоится на твердом фундаменте, кто своим могущественным свидетельством укрепляет души людей под натиском ветров страданий, обрушивающихся на них, и созидает их на истинно непоколебимом основании.
Висингер

Оглавление

Глава 3; Глава 4; Глава 5; Библиография (1 и 2 Петра).

Глава 3

Г. Как жена должна относиться к мужу (3,1-6)

3,1 Петр обратил внимание на обязанность христиан подчиняться человеческим властям и земным господам. Теперь он переходит к теме покорности жен их мужьям.
Каждая жена должна повиноваться своему мужу независимо от того, верующий он или нет. Бог определил мужчине место главы, и Его воля заключается в том, чтобы женщина признавала власть мужчины. Отношения между мужем и женой иллюстрируют отношения между Христом и Церковью.
Женщина должна повиноваться своему мужу так же, как Церковь должна повиноваться Христу.
В нашем обществе такие отношения отошли в прошлое. Женщины захватывают власть над мужчинами, и наше общество все более и более становится матриархальным. Во многих церквах женщины кажутся более активными и одаренными, чем мужчины. Но Слово Божье незыблемо. Главенство мужчины - это Божественное установление. Как бы разумно ни звучали аргументы, но результатом узурпации женщиной власти над мужчиной в конечном счете будут лишь проблемы и хаос.
Даже если муж неверующий, жена все равно должна уважать его как главу. Это будет свидетельством ее веры в Христа. Ее жизнь как покорной, любящей, преданной жены может содействовать приобретению его для Спасителя. И она может приобрести его без слов. Это значит, что жена не должна постоянно читать мужу проповеди. Вероятно, жены, ворчавшие на мужей и старавшиеся вбить им в голову Евангелие, нанесли им большой вред. Здесь подчеркивается, что приобрести мужа для живого Христа жены могут своей повседневной жизнью.
Но предположим, что муж вмешивается в христианскую жизнь своей жены. Что ей делать в таком случае?
Если он требует, чтобы она не повиновалась ясной заповеди Писания, то она вольна ослушаться мужа и сохранить верность Господу. Если же дело касается скорее христианских прав, а не однозначного долга, то она должна повиноваться мужу и отказаться от своих привилегий.
Когда Петр говорит о жене христианке, имеющей мужа язычника, он тем самым не смотрит сквозь пальцы на бракосочетание верующего с неверующим. На это никогда не было воли Божьей. Апостол прежде всего рассматривает случаи, когда жена уверовала после брака. Ее обязанность состоит в том, чтобы повиноваться даже неверующему мужу.
3,2 На неспасенного мужа может произвести впечатление благоговейное и чистое поведение его жены. Дух Божий может использовать ее жизнь, чтобы обличить его в греховности и привести к вере в Христа.
Джордж Мюллер рассказал о богатом немце, жена которого была искренней верующей. Этот человек страшно пил, допоздна засиживаясь в трактире. Она отсылала слуг спать, а сама не ложилась до тех пор, пока он не возвращался, любезно его встречала и никогда не бранила и не жаловалась. Иногда ей даже приходилось раздевать его и укладывать в постель.
Однажды ночью в трактире он сказал своим близким друзьям: "Держу пари, что, когда мы придем ко мне домой, моя жена будет сидеть и ждать меня. Она откроет дверь и окажет нам царский прием, даже приготовит для нас ужин, если я попрошу ее".
Сначала друзья были настроены скептически, но решили пойти и убедиться. И точно, она открыла дверь, вежливо их приняла и охотно, без малейшего недовольства, согласилась приготовить для них ужин. Накрыв стол, она пошла к себе в комнату. Как только она вышла, один из гостей начал осуждать мужа: "Какой же ты мужчина, если так плохо обращаешься с такой хорошей женщиной?" Обвинитель, не закончив ужинать, встал и ушел из дому. За ним вышел другой и третий, и так ушли все, не доев ужина.
За каких-то полчаса муж глубоко осознал свою греховность и особенно бессердечное отношение к жене. Он пошел в комнату жены, попросил ее помолиться о нем, раскаялся в грехах и пришел ко Христу. С того времени он стал преданным учеником Господа Иисуса. Он был приобретен без единого слова!
Джордж Мюллер советовал:
"Не отчаивайтесь, если вам приходится страдать от неверующих родственников. Возможно, очень скоро Господь исполнит желание сердца вашего и ответит на вашу о них молитву. А вы тем временем стремитесь нести истину, не упрекая их за неправильное отношение к вам, но проявляя к ним мягкость, нежность и доброту Господа Иисуса Христа". (George Muller, в периодическом журнале под названием "Слово", под редакцией Ричарда Берсона, дата неизвестна, сс. 33-35.)
3,3 Может показаться, что здесь тема меняется и переходит к женской одежде, но фактически апостол описывает, как жена может наилучшим образом угождать и служить мужу. Влиять на него будет не столько то, как она выглядит, сколько ее внутренняя жизнь, исполненная святости и повиновения.
Следует избегать различных внешних украшений:
1. Внешнее плетение волос. Некоторые думают, что недопустима даже скромная коса. Вероятнее всего, Петр выступает против чрезмерно громоздких причесок с каскадами лент, которые были популярны в древнем Риме.
2. Золотые уборы. Некоторые толкуют это как абсолютный запрет любых ювелирных изделий. Другие видят в этом запрет эффектных и экстравагантных драгоценностей.
3. Нарядность в одежде. Очевидно, запрещена не обычная одежда, а кричащие платья. Прочтите Исаии 3,16-25 и узнаете, что Бог думает о всех формах экстравагантных украшений.

Христианская одежда

В выборе одежды и драгоценностей все верующие, как мужчины, так и женщины, должны руководствоваться одинаковыми принципами. Первый принцип - стоимость. Сколько мы тратим на одежду? Вся ли она необходима нам? Можно ли расходовать деньги лучшим образом?
В Первом послании к Тимофею (2,9) запрещается дорогая одежда: "...ни многоценною одеждою". Дело не в том, можем мы позволить себе такую одежду или нет. Христианину грех тратить деньги на дорогую одежду, потому что Слово Божье запрещает это. Против этого восстает и сострадание. Отчаянно тяжелое положение наших ближних в других странах, их огромные духовные и физические нужды подтверждают бессердечность излишней траты денег на одежду.
Это относится не только к качеству покупаемой одежды, но и к ее количеству. Шкафы некоторых христиан напоминают магазины или склады одежды. Когда они отправляются в отпуск, на заднем сиденье автомобиля протянут стержень, на котором висит множество платьев, рубашек и костюмов, которые могут посоперничать с образцами путешествующего продавца одежды.
Почему мы так поступаем? Разве это не гордыня? Нам нравится слышать комплименты о нашем хорошем вкусе, прекрасной внешности. Расходы на покупку одежды - это только один принцип, которым мы должны руководствоваться в выборе одежды.
Второй принцип - скромность. Павел говорит: "...с стыдливостью и целомудрием". Одно из значений слова "стыдливость" - скромность, сдержанность. Одна из функций одежды - прикрытие наготы человека. По крайней мере, так было вначале. Но теперь одежда, по-видимому, предназначена для все большего показа анатомических особенностей. Человек таким образом гордится своим позором. Не удивительно, когда это делают люди безбожные, но довольно отвратительно наблюдать, как им подражают христиане.
Но скромность может также подразумевать привлекательность. Это означает, что христианин должен одеваться опрятно. Нет никакого достоинства в запущенности и неопрятности.
Освальд Чамберс сказал, что неряшливость - оскорбление Духа Святого. Одежда верующего должна быть чистой и выглаженной, в хорошем состоянии и по размеру.
Вообще христианин должен избегать фасонов, привлекающих к себе внимание. Это не его жизненная цель. Он находится на земле не как украшение, а как плодоносящая ветвь виноградной Лозы. Мы можем привлекать к себе внимание многими способами.
Старомодная одежда тоже привлекает внимание. Христианин должен также избегать одежды, которая чрезмерно открытая, или броская, или странная.
Наконец, христианин (и это может быть особой проблемой для молодого верующего) должен избегать одежды неприличной или провоцирующей возбуждение. Мы уже упоминали открытые фасоны. Но одежда может закрывать все тело и тем не менее пробуждать в других похоти. Современные фасоны не предназначены для поддержания духовности. Напротив, они отражают присущую нашему веку одержимость сексом. Верующий никогда не должен носить одежду, которая возбуждает страсть или затрудняет другим христианскую жизнь.
Большая проблема, конечно, заключается в том, чтобы противостать огромному социальному давлению. Это всегда было и будет реальностью жизни.
Христианину нужен сильный спинной хребет, чтобы сопротивляться крайностям моды, плыть против течения общественного мнения и украшать себя так, как приличествует Евангелию.
Если мы сделаем Христа Господом нашего платяного шкафа, все будет хорошо.
3,4 Одежда, делающая верующих истинно привлекательными, - это красота сокровенного сердца человека. Модные прически, дорогостоящие украшения и прекрасная одежда тленны. Приводя этот яркий контраст, Петр требует, чтобы мы сделали выбор.
Ф. Б. Мейер замечает: "Есть множество людей, чье тело снаружи богато украшено, но внутреннее существо одето в лохмотья; но есть другие, одеяние которых изношено и потерто, но внутренне они великолепны". (F. B. Meyer, Tried, p. 117.)
Люди думают, что ценны сокровища; Бог считает драгоценными сокровища кроткого и молчаливого духа.
3,5 Благочестивые женщины ВЗ украшали себя, совершенствуя моральную и духовную красоту внутренней жизни. Один аспект этой красоты в сознательном повиновении своим мужьям. Эти святые жены уповали на Бога. Их жизнь сосредоточивалась на Боге. Желая во всем Ему угождать, они признавали определенный Им порядок и повиновались своим мужьям.
3,6 Здесь в пример приведена Сарра. Она повиновалась Аврааму, называя его господином. В Бытие 18,12 мы читаем, что Сарра произносила это слово "внутренне". Она не создавала шумихи вокруг своего повиновения Аврааму, называя его при всех господином. Она внутренне признала его своим главой, и это признание проявлялось в ее действиях. Женщины, следующие примеру Сарры, - ее дети. Иудейские женщины - потомки Сарры по рождению.
Но, чтобы быть ее детьми в лучшем смысле, они должны подражать ее поведению. Дети должны быть похожими на своих родителей.
Они должны делать добро и не смущаться ни от какого страха. То есть жена христианка должна выполнять назначенную ей Богом роль послушной помощницы и не пугаться, даже если ей суждено сносить неблагоразумное поведение неверующего мужа, кроме, естественно, тех случаев, когда оно переходит в насилие или угрожает жизни.

Д. Как муж должен относиться к жене (3,7)

Теперь апостол обращается к мужьям и указывает на соответствующие обязанности, которые те должны выполнять. Им следует заботиться о своих женах, проявляя любовь, обходительность и благоразумие. Они должны чутко относиться к женам как представительницам немощнейшего пола.
В наши дни, когда в разгаре феминистское движение, Библия, говоря о женщинах как немощнейших сосудах, может показаться идущей не в ногу со временем. Но факт, что обычная женщина физически более немощная, чем мужчина, не требует доказательств. Также, говоря в целом, она не способна управлять своими чувствами, как мужчина, и чаще руководствуется эмоциональными порывами, чем рациональным, логическим мышлением. Она слаба в анализе глубоких теологических проблем. И вообще она более зависима, чем мужчина.
Но то, что женщина во многом слабее, не означает, что она хуже мужчины; Библия ни в коем случае не подразумевает этого. Также это не значит, что она в действительности иногда не может быть сильнее или компетентнее в некоторых сферах. Как правило, женщины более преданы Христу, чем мужчины. И они обычно более терпеливо переносят длительную боль и тяжелые обстоятельства.
Муж должен признавать, что жена - такой же сонаследник благодатной жизни. Здесь имеется в виду семья, в которой оба супруга верующие. Жена в чем-то слабее мужа, но она наслаждается равным положением перед Богом и одинаково разделяет дар вечной жизни. Также она более, чем муж, вовлечена в рождение в мир новой жизни.
Когда есть разногласия, появляется препятствие молитвам. Бигг говорит: "Вздохи обиженной жены создают помехи в молитвах мужа, когда Бог выслушивает их". (Charles Bigg, A Critical and Exegetical Commentary on the Epistles of St. Peter and St. Jude (ICC), p. 155.) Паре очень трудно молиться вместе, если что-то нарушает их общение. Ради мира и благополучия в доме мужу и жене важно соблюдать несколько основных правил:
1. Быть абсолютно честными, чтобы иметь основание для взаимного доверия.
2 . Держать линию связи свободной, то есть постоянно общаться. Должна существовать постоянная готовность разобраться в ситуации. Когда в котле накапливается пар, неизбежен взрыв. Выяснение отношений предполагает готовность каждого сказать: "Я сожалею, извини", и простить, возможно, не раз.
3. Не замечать незначительные ошибки и своеобразные манеры. Любовь покрывает множество грехов. Не требуйте совершенства от других, если не способны достичь его в себе самом.
4. Старайтесь быть едиными в вопросах бюджета. Избегайте чрезмерных расходов, покупок в кредит и стремления "не отставать от Джонсов".
5. Помнить, что любовь - заповедь, а не бесконтрольные эмоции. Любовь включает все, что описано в 13-й главе 1 Коринфянам. Например, любовь обходительна; она удержит вас от критики или противоречий вашему супругу на глазах у других. Любовь будет удерживать вас от ссоры в присутствии детей, зная, что это может подорвать их чувство безопасности. В этом и сотне других случаев любовь создает в семье атмосферу счастья и удаляет вражду и разобщенность.

Е. Как брат должен относиться к братству (3,8)

То что эти стихи прежде всего относятся к христианину и его отношению с общиной, очевидно из призывов к единству и братской любви. Другие три настоятельных призыва могут иметь более широкое применение.
Слово "наконец" не подразумевает, что Петр собирается завершать свое Послание. Он обращался к различным группам населения - слугам, женам и мужьям. Теперь, в заключение, он обращается ко всем нам.
Будьте все единомысленны. Это не означает, что у христиан будет одинаковый взгляд на вещи. Это была бы однородность, а не единство. Лучшая формула дана в известном выражении: в главном - единство, во второстепенном - свобода, во всем - любовь. Мы должны быть сострадательны друг к другу. Это буквально означает "страдать вместе", и это наставление особенно необходимо тем, кто подвергается преследованиям. Совет полезен во все времена, ибо никто и никогда не освобожден от страдания.
Будьте братолюбивы. Неизвестный автор пишет:
"Провидение не спрашивает нас, кого мы хотели бы видеть нашими братьями, это решено за нас; но нам заповедано любить их независимо от наших естественных склонностей и вкусов. Вы возразите, что это невозможно. Но помните, что истинная любовь не обязательно начинается с эмоций, а зависит от воли; она определяется не чувствами, а делами; не сантиментами, а действиями; не ласковыми словами, а благородными и бескорыстными поступками.
Быть милосердным - значит иметь сердце, чуткое к нуждам и переживаниям других. Оно отказывается стать холодным, черствым или циничным, несмотря на бесчестность.
Смиренномудрие. (Вместо слова "смиренномудрие" (philophrones) в тексте NU читаем "скромность" (tapeinophrones). Оба означают прекрасные достоинства, соответствующие контексту; какое из них считать оригинальным, зависит от точки зрения того, кто анализирует текст НЗ.) Данное слово имеет столь узкое значение, что этому понятию нужно учить как одному из христианских достоинств. По существу, оно означает "смиренно думать о других", "ставить других выше себя", "говорить и делать дела милосердия".
Смиренномудрие служит другим прежде, чем себе, ищет любую возможность помочь и выражает немедленную признательность за оказанную доброту. Оно никогда не бывает грубым, вульгарным или невежливым.

Ж. Как страждущий должен относиться к гонителям (3,9 - 4,6)

3,9 Это Послание написано на фоне преследований и страданий. Начиная с этого стиха и до 4,6, речь идет о христианине и его отношении к гонителям. Верующим неоднократно даются настоятельные советы страдать ради правды, не принимая ответных мер. Мы не должны воздавать злом за зло или ругательством за ругательство. Вместо этого мы призваны благословлять обижающих нас и отвечать на оскорбление добротой. Как христиане, мы призваны делать другим не зло, а добро, не проклинать, а благословлять. Тогда Бог вознаградит наши поступки благословением.
3,10 В стихах 10-12 Петр ссылается на Псалом 33,13-17, подтверждая, что благословение Божье наследуют те, кто воздерживается от злых дел и речей и поступает праведно. Сила первого стиха в следующем: тому, кто любит всю полноту жизни и хочет видеть добрые дни, следует воздерживаться от злых разговоров или лукавства. Он не должен в ответ на оскорбления и ложь воздавать тем же. У Иоанна (12,25) осуждается любовь к жизни, но там имеется в виду жизнь в угоду себе и пренебрежение истинной целью жизни. Здесь же говорится о жизни, исполняющей предначертание Божье.
3,11 Запрещены не только злые речи, но и злые дела. Ответные меры только усугубляют конфликт. Унизительно использовать мирские средства самозащиты. Верующий должен отвечать на зло добром и искать мира, кротко снося оскорбления. Нельзя огонь потушить огнем.
"Единственный способ преодолеть зло - позволить ему идти своим путем, чтобы оно не встречало сопротивления, которого ищет. Сопротивление порождает еще большее зло и подливает масла в огонь. Но когда зло не встречает никаких возражений и сталкивается не с препятствиями, а только с терпеливой выносливостью, жало его вырвано, и оно, наконец, встречает противника, который сильнее его. Конечно, это может случиться только в том случае, если отброшено малейшее желание сопротивления, если достигнут полный отказ от мести. Тогда зло не находит себе мишень, не может порождать дальнейшее зло и остается бесплодным" ("Избранное").
3,12 Господь с одобрением смотрит на поступающих праведно. Он внимателен к их молитвам. Конечно, Господь слышит молитвы всех Своих людей. Но Он особо прислушивается к мольбам тех, кто страдает ради Христа и не воздает злом за зло.
Лицо Господне против делающих зло. Это прежде всего относится к гонителям Его народа. Но это может также подразумевать верующих, отвечающих своим противникам физическим насилием и необузданным языком. Зло есть зло, и Бог выступает против него везде, где его находит, будь то в спасенном человеке или погибающем.
Ссылаясь на Псалом 33,17, Петр не приводит заключительные слова: "...чтобы истребить с земли память о них". (В Синодальном переводе эти слова даны в скобках.) Это упущение не было оплошностью. Мы живем в век особой благодати Божьей, это лето Господне благоприятное. День гнева нашего Бога пока еще не настал. Когда Господь Иисус возвратится как Царь царей и Господь господствующих, Он накажет делающих зло и сотрет с земли воспоминание о них.
3,13 Петр продолжает свои аргументы вопросом: "И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?" Подразумеваемый ответ: "Никто". И все же история мучеников, кажется, доказывает, что враги Евангелия делают зло верным ученикам.
Существует по крайней мере два возможных объяснения этого парадокса:
1. Говоря в общем, идущим путем праведности нельзя причинить вред. Политика непротивления разоружает неприятеля. Могут быть исключения, но, как правило, тот, кто стремится к правде, защищен от зла именно своим совершенством.
2. Самое плохое, что противник способен сделать христианину, не причинит последнему вечного вреда. Враг может искалечить его тело, но не искалечит душу.
В годы Второй мировой войны христианский мальчик двенадцати лет отказался присоединиться к некоему движению в Европе. "Разве ты не знаешь, что мы имеем власть убить тебя?" - сказали ему. "Вы не знаете, - ответил мальчик спокойно, - что это я имею власть умереть за Христа!" Он был убежден в том, что никто не может повредить ему.
3,14 Но предположим, что за свою преданность Спасителю христианин должен страдать от преследований. Что тогда? Есть три результата страданий:
1. Бог обращает страдание Себе во славу.
2. Он использует страдание, чтобы принести благословение другим.
3. Он благословляет страдающих во имя Его.
Не бойтесь людей и не смущайтесь их угроз. Как сильно помогала мученикам в жизни такая линия поведения! Когда Поликарпу обещали, что выпустят его, если он будет поносить Христа, он сказал: "Восемьдесят шесть лет я служил Христу, и Он никогда не делал мне зла. Как я могу поносить моего Царя и Спасителя?" Когда губернатор угрожал натравить на него диких животных, он ответил: "Мне будет только лучше, если я быстро освобожусь от этой жалкой жизни". Наконец, правитель пригрозил, что сожжет его заживо. Поликарп сказал: "Я не боюсь огня, который быстро сгорает; вы не знаете того огня, который горит во веки веков".
3,15 В последней части стиха 14 и в этом стихе Петр ссылается на Исаию (8,12-13), где сказано: "...не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. Господа Саваофа - Его чтите свято, и Он - страх ваш, и Он - трепет ваш!" Некто сказал: "Мы не очень боимся Бога, потому что сильно боимся человека".
Исаия говорит о Господе воинств, перед Которым нужно благоговеть. Петр, ссылаясь на это место, по вдохновению Духа Святого учит святить Господа Бога в сердцах наших. (В тексте NU читаем "Христа как Господа" вместо "Господь Бог". Можно предложить, что Христос НЗ - Иегова-Саваоф ВЗ.)
Почитать Господа - значит делать Его Повелителем наших жизней. Все, что мы делаем и говорим, должно соответствовать Его воле, Его желанию и прославлять Его. Господство Христа должно распространяться на каждую сферу нашей жизни - наше имущество, наши занятия, нашу библиотеку, семейную жизнь, свободное время - ничто не должно быть исключено.
Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. Прежде всего эти слова относятся к христианам, которые терпят преследования за веру. Сознание присутствия Господа Христа должно придавать им святую смелость и вдохновлять их свидетельствовать о своем добром исповедании.
Стих применим и к повседневной жизни. Люди часто задают нам вопросы, которые вполне естественно открывают дверь для свидетельства им о Господе. Мы должны быть готовы рассказывать о том, какие великие дела сотворил для нас Господь. Но в любом случае свидетельствовать нужно с кротостью и почтением. Когда мы говорим о нашем Спасителе и Господе, не должно быть и намека на резкость, горечь или дерзость.
3,16 Верующий должен иметь добрую совесть. Зная, что невиновен в преступлении, он сможет переносить преследования со смелостью льва. Если же совесть его осквернена, его будет мучить чувство вины и он не сможет противостоять противнику. Даже если жизнь верующего безупречна, враги Евангелия все равно будут обвинять его и лжесвидетельствовать против него. Но когда дело дойдет до суда и обвинения окажутся ложными, обвинители будут постыжены.
3,17 Если христианин должен пострадать, что Бог иногда допускает по Своей воле, то за добрые дела. Но если он навлечет на себя страдания за свои собственные преступления, в этом нет никакого достоинства.
3,18 В оставшихся стихах главы 3 Христос представлен как классический пример Того, Кто пострадал за праведные дела, и напоминает нам о том, что для Него страдание было путем к славе.
Заметьте шесть особенностей Его страданий. (1) Они были искупительными, то есть освободили уверовавших грешников от наказания за грех. (2) Они были действенны на все века. Он умер однажды ради всех и разрешил проблему греха. Дело искупления совершилось. (3) Они были заместительными. Праведник умер за неправедных. "Господь возложил на Него грехи всех нас" (Ис. 53,6). (4) Они были примирительными. Через Его смерть мы можем прийти к Богу. Грех, ставший причиной отчуждения, был устранен. (5) Они были мучительными. Его смерть была следствием казни. (6) Наконец, кульминацией Его страданий стало воскресение. Он восстал из мертвых на третий день. Выражение "но ожив Духом" означает, что Его воскресение совершилось силой Духа Святого.
3,19 Стихи 19-20 представляют собой один из наиболее озадачивающих и интригующих текстов НЗ. Они стали поводом для таких небиблейских доктрин, как чистилище, с одной стороны, и всеобщее спасение, с другой. Однако среди евангельских христиан обычно приняты две интерпретации.
Согласно первой, в период между Своей смертью и воскресением Христос в духе сошел в преисподнюю и провозгласил о триумфе Своего великого подвига на кресте. Среди христиан, придерживающихся этого взгляда, нет согласия в том, были ли духи в темнице верующими, неверующими или теми и другими. Но они соглашаются с тем, что Господь Иисус не проповедовал этим духам Евангелие.
Иначе отсюда вытекала бы доктрина о второй возможности, что нигде не подтверждается Библией. Сторонники этого представления часто связывают это место с Ефесянам 4,9, где Господь описан как нисходивший "в преисподние места земли". Они ссылаются на эти слова как на еще одно доказательство того, что Он сошел в преисподнюю в бестелесном состоянии и объявил о Своей победе на Голгофе.
Они также ссылаются на слова из апостольского Символа веры: "сошел в ад".
Вторая интерпретация относит эти слова к описанным Петром событиям в дни Ноя. Именно дух Христа проповедовал через Ноя поколению неверующих перед потопом. В то время они были не духами в бестелесном состоянии, а живыми мужчинами и женщинами, отклонившими предупреждения Ноя, за что и погибли от наводнения. Теперь они - духи в темнице преисподней.
Вторая точка зрения более соответствует контексту и поэтому вызывает меньше затруднений. Давайте исследуем этот стих фразу за фразой.
Которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал. Относительное местоимение "которым" явно относится к Духу в конце стиха 18. Мы понимаем, что имеется в виду Дух Святой. В 1,11 этого Послания Дух Христа, то есть Дух Святой, описан как говорящий через ветхозаветных пророков.
И в Бытие (6,3) Бог говорит о Духе Своем, то есть Духе Святом, терпение Которого было на исходе из-за греховности людей, живших до потопа.
Он, сошед, проповедовал. Как уже было упомянуто, проповедовал именно Христос, но через Ноя. В 2 Петра 2,5 Ной назван проповедником правды.
Слово с таким же корнем используется здесь для описания проповеди Христа.
Находящимся в темнице духам. Когда проповедовал Ной, эти люди были живыми мужчинами и женщинами, слышавшими предупреждение о надвигающемся потопе и обещание спасения в ковчеге. Они отвергли эту весть и погибли при наводнении. Теперь они бестелесные духи, томящиеся в темнице в ожидании окончательного суда.
Таким образом, более подробно стих можно изложить так: "Которым (Духом Святым) Он (Христос) находящимся в темнице (преисподней) духам, сошед, проповедал (через Ноя)".
Но какое мы имеем право считать духами в темнице людей, живших в дни Ноя? Ответ найдем в следующем стихе.
3,20 Здесь духи в темнице названы явно. Кем они были? Теми, которые некогда были непокорными. Когда они были непокорными? Когда ожидало их Божье долготерпение, во дни Ноя, во время строения ковчега. Каков был заключительный результат? Только немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды.
Здесь самое время остановиться и вспомнить об общей мысли, проходящей через все это Послание, написанное на общем фоне преследований.
Христиане, которым писал Петр, были гонимы за свою жизнь и свидетельство. Возможно, они задавались вопросом: если христианская вера правильная, почему они должны страдать, а не царствовать? Если христианство - истинная вера, почему так мало христиан?
Отвечая на первый вопрос, Петр указывает на Господа Иисуса. Христос страдал за правду вплоть до самой смерти.
Но Бог воскресил Его из мертвых и прославил на небесах (см. ст. 22). Путь к славе пролегает через долину страданий.
Далее Петр обращается к Ною. В течение ста двадцати лет этот преданный проповедник предупреждал о том, что Бог собирается уничтожить мир водой. Благодарностью ему были презрение и отвержение. Но Бог оправдал Ноя, спасши его с семейством от потопа.
Тогда возникает вопрос: "Если мы правы, почему нас так мало?" Петр отвечает: "Было время, когда только восемь человек во всем мире были правы, а все остальные - не правы!" Как правило, в мировой истории не право большинство. Обычно истинных верующих немного, поэтому вера не должна смущаться из-за небольшого числа спасенных. В дни Ноя было всего лишь восемь верующих; сегодня их - миллионы.
В конце стиха 20 читаем, что немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Вода здесь служила судом, через который Бог провел их невредимыми.
Для того чтобы правильно понять это утверждение и последующий стих, мы должны видеть символическое значение ковчега и потопа. Ковчег олицетворяет Господа Иисуса Христа.
Воды потопа символизируют суд Божий. Ковчег был единственным путем спасения. Когда начался потоп, спаслись только находившиеся внутри ковчега; все, находившиеся вне его, погибли. Таким образом, Христос - единственный путь спасения; пребывающие в Христе находятся в полной безопасности, гарантированной им Самим Богом. Оставшиеся вне ковчега не могли быть в более гибельном состоянии.
Вода не служила средством спасения, поскольку все, находившиеся в воде, утонули. Убежищем был ковчег.
Ковчег плыл по воде суда; он принял на себя весь основной напор шторма. Ни одна капля воды не просочилась внутрь ковчега. Таким образом, Христос претерпел ярость Божьего суда за наши грехи. Те, кто пребывает в Нем, не подлежат никакому суду (Ин. 5,24).
Вода находилась под ковчегом, она низвергалась на него сверху, она со всех сторон окружала его. Но ковчег нес своих верующих обитателей от воды к безопасности среди обновленного творения. Так и доверяющие Спасителю благополучно пересекут море смерти и разрушения и причалят к земле воскресения и новой жизни.
3,21 Так и нас ныне подобное сему образу крещение... спасает. Еще раз мы попали на трудную и спорную территорию! Этот стих - поле битвы между теми, кто учит о возрождении через крещение, и теми, кто отрицает спасительную силу крещения.

Крещение

Давайте сначала рассмотрим, что крещение может означать, а затем - что не может.
Действительно, есть крещение, которое спасает нас, - не наше крещение в воде, но крещение, имевшее место на Голгофе почти две тысячи лет назад.
Смерть Христа была крещением. Он крестился в водах суда. Именно его Он имел в виду, когда говорил: "Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!" (Лк. 12,50).
Псалмопевец описал это крещение так: "Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих; все воды Твои и волны Твои прошли надо мною" (Пс. 41,8). В Своей смерти Христос крестился в водах и волнах гнева Божьего, и именно это крещение является основанием для нашего спасения.
Но мы должны принять Его смерть для себя. Так же как Ной и его семейство должны были войти в ковчег, чтобы спастись, так и мы должны уповать на Господа как нашего единственного Спасителя. Только тогда мы соединимся с Ним в Его смерти, погребении и воскресении. Тогда в самом прямом смысле мы были бы преданы распятию вместе с Ним (Гал. 2,20), погребены с Ним (Рим. 6,4) и воскресли бы с Ним к обновленной жизни (Рим. 6,4).
Все это представлено в крещении верующего. Церемония - внешний символ того, что произошло в духовной жизни; мы крестились в смерть Христа. Погружаясь в воду, мы признаем свое погребение с Ним. Выходя из воды, мы показываем, что воскресли с Ним и хотим ходить в обновленной жизни.
Прообразом нашего спасения служит крещение, символизирующее крещение Христа в смерть на кресте и наше отождествление с Ним в Его смерти, представленное водным крещением.
Стих не может подразумевать, что мы получаем спасение в результате ритуального крещения в воде, поскольку:
1. Это сделало бы Спасителем воду, а не Господа Иисуса. Но Он сказал: "Я есмь путь..." (Ин. 14,6).
2. Этим подразумевалось бы, что Христос умер напрасно. Если люди могут спастись водой, то зачем Господу Иисусу нужно было умирать?
3. Такое спасение не подтверждалось бы жизнью. Многие из крестившихся своей дальнейшей жизнью доказали, что никогда не были рождены свыше.
Также этот стих не подразумевает, что мы спасаемся верой плюс крещением.
1. Такая трактовка подразумевала бы, что дело Спасителя на кресте не было достаточным. Когда Он воскликнул: "Совершилось!", то, исходя из этого представления, Его утверждение не соответствовало бы действительности, поскольку к совершенному Им делу спасения нужно было бы еще добавить крещение.
2. Если спасение невозможно без крещения, то странно, что Сам Господь никого не крестил. Иоанн (4,1-2) утверждает, что Иисус не крестил Своих последователей; крестили Его ученики.
3. Апостол Павел благодарил Бога за то, что он крестил очень немногих коринфян (1 Кор. 1,14-16). Если крещение столь существенно для спасения, то такое благодарение евангелиста выглядело бы странным! То, что некоторых Павел действительно крестил, говорит о том, что он учил верующих крещению; но то, что он крестил лишь немногих, указывает на то, что апостол не рассматривал крещение как необходимое условие для спасения.
4. Кающийся разбойник на кресте не был крещен, однако получил уверенность, что будет в раю вместе с Христом (Лк. 23,43).
5. Язычники, спасенные в Кесарии, получили Духа Святого, уверовав (Деян. 10,44), что служило доказательством их принадлежности Христу (Рим. 8,9). После получения Духа Святого, то есть уже имея спасение, они крестились (ст. 47-48).
Крещение не было необходимо для их спасения. Сначала они обрели спасение, а затем крестились в воде.
6. В НЗ крещение всегда связано со смертью, а не с духовным рождением.
7. В НЗ насчитывается около 150 мест, которые учат, что спасение можно получить только по вере. Им нельзя противопоставить два или три стиха, которые якобы учат, что для спасения необходимо крещение.
Поэтому слова в стихе 21 "крещение... спасает" означают не наше крещение в обычной воде, а крещение Христа в смерти и наше отождествление с Ним в Его смерти.
Не плотской нечистоты омытие. Церемониальное служение ВЗ, знакомое иудеям-христианам, читателям Петра, очищало только внешне. Оно не могло дать священникам или людям добрую совесть в отношении греха.
Крещение, о котором говорит Петр, не физическое или даже ритуальное очищение от осквернения. Вода действительно удаляет с тела грязь, но она не может дать добрую совесть перед Богом. Только личное отождествление с Христом в Его смерти, погребении и воскресении может это сделать.
Но обещание Богу доброй совести. Неизбежно возникает вопрос: "Как я могу быть праведным перед Богом? Как я могу иметь перед Ним добрую совесть?" Ответ находится в крещении, о котором говорил Петр, в крещении Христа в смерть на Голгофе и личном принятии Его дела. Своей смертью Христос раз и навсегда уладил вопрос греха.
Спасает воскресением Иисуса Христа. Как мне узнать, что Бог удовлетворен? Я знаю это, потому что Он воскресил Христа из мертвых. Добрая совесть нерасторжимо связана с воскресением Иисуса Христа; они стоят или падают вместе. Воскресение говорит мне, что Бог вполне удовлетворен искупительной жертвой Своего Сына.
Если бы Христос не воскрес, мы никогда не могли бы убедиться в том, что с нашими грехами покончено. Он умер бы подобно любому другому человеку.
Но воскресший Христос - наша абсолютная гарантия того, что Божьи требования к нашим грехам были полностью удовлетворены.
Автор гимнов Джеймс Г. Дек выразился так: "Наша совесть исполнена непреходящим миром: это Агнец в вышних, сидящий на троне".
Итак, крещение - обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа. Мое единственное право на добрую совесть основано на смерти, погребении и воскресении Господа Иисуса. Порядок здесь следующий:
1. На Голгофе Христос крестился за меня в смерть.
2. Доверяясь Ему как Господу и Спасителю, я духом объединяюсь с Ним в Его смерти, погребении и воскресении.
3. Зная то, что Он воскрес, я получаю ответ на свою просьбу о доброй совести.
4. В водном крещении я видимым образом свидетельствую о духовном освобождении, которое я испытал.
3,22 Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога, и Которому покорились ангелы и власти и силы. Господь Иисус Христос не только воскрес из мертвых, но восшел на небо, откуда однажды сошел. Сегодня Он пребывает там не как невидимый, неосязаемый дух, но как живой Человек в прославленном теле из плоти и крови. На этом теле навечно запечатлелись раны, нанесенные Ему на Голгофе, - красноречивые и вечные знаки Его любви к нам.
Наш Господь пребывает одесную Бога, то есть занимает место:
- власти: поскольку правая рука более сильная, чем левая, она олицетворяет власть (Мф. 26,64);
- чести: "Его возвысил Бог десницею Своею..." (Деян. 2,33; 5,31);
- покоя: завершив порученное Ему дело, Христос "воссел одесную (престола) величия на высоте" (Евр. 1,3; см. также 8,1; 10,12). Этот покой - покой удовлетворения и радости от чувства выполненного долга, а не покой, вызванный усталостью;
- Ходатая: Павел говорит, что, пребывая по правую руку Божью, Христос ходатайствует за нас (Рим. 8,34).
- превознесения: "...Посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства и власти, и силы и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем" (Еф. 1,20-21);
- владычества: в Евреям 1,13 Бог Отец говорит Сыну: "Седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих". Владычество подчеркивается и в 1 Петра 3,22: "...пребывает одесную Бога, и Которому покорились ангелы и власти и силы".
Ангелы и власти и силы, несомненно, представляют собой все звания небесных существ. Все они - слуги восшедшего на небо, прославленного Христа.
Наш Господь пострадал за добрые дела. Люди отвергли Его и когда Он до Своего воплощения свидетельствовал через Ноя, и когда пришел на землю как Сын Человеческий. Он крестился в темных водах смерти на Голгофе. Но Бог воскресил Его из мертвых и прославил, посадив справа от Себя на небесах. В вечных Божьих замыслах страдания должны были предшествовать славе.
Это урок как для первых читателей Петра, так и для нас. Мы не должны расстраиваться, когда нам противодействуют и даже преследуют за добрые дела, так как не заслуживаем лучшего отношения, чем наш Спаситель в дни жизни на земле. Нас должно успокаивать обещание, что, страдая вместе с Ним, мы вместе с Ним и прославимся (Рим. 8,17). Кроме того, нынешние страдания не идут ни в какое сравнение с той славой, которая ожидает нас (Рим. 8,18). Скорби легки и кратковременны; слава же вечна и несравненна (2 Кор. 4,17).

Глава 4

4,1 Этот и предшествующие стихи тесно связаны (ср. 3,18). Мы говорили о Христе как о Том, Кто пострадал несправедливо. Он пострадал от рук злых людей за праведность. Поэтому Его последователи должны вооружиться тою же мыслью. Они должны быть готовы к страданиям во имя Его. Они должны с готовностью переносить преследования, потому что они - христиане.
Всякий, страдающий плотью, то есть телом, перестает грешить. Перед верующим стоят две возможности - грех или страдание. Он может жить так же, как и окружающие его безбожники, разделяя их греховные удовольствия, и таким образом избежит преследований. Или он может жить в чистоте и благочестии, неся поругание за Христа, и страдать от злых людей.
Джеймс Гутри, мученик, сказал перед казнью через повешение: "Дорогие друзья, испейте эту чашу страданий, которую я испил, прежде чем согрешить, ибо грех и страдания были предложены мне, и я выбрал страдания".
Когда верующий сознательно выбирает преследования за веру, а не жизнь во грехах, он перестает грешить. Это не значит, что он больше не совершает грех, но власть греха в его жизни сломлена. Когда человек страдает из-за того, что отказывается грешить, он больше не подчиняется желаниям плоти.
4,2 До конца своей земной жизни верующий подчинен не человеческим похотям, но воле Божьей; он предпочитает страдать как христианин, а не грешить подобно неверующим. Он предпочел бы умереть, чем отречься от своего Господа. Остальное во плоти время - оставшиеся дни жизни человека на земле. Верующий предпочитает оставшиеся годы жизни посвятить прославлению Бога, а не удовлетворению плотских похотей.
4,3 Петр обращается к тем, кто до уверования жил, погрязая в моральном разложении языческого мира. С них уже довольно такой жизни! Как христиане, они стали новым творением, и старые грехи нужно отвергнуть. Оставшиеся годы жизни принадлежат Богу, и нужно отдать их Ему.
Перечисленные грехи и сегодня все еще присущи язычникам нехристианского мира - сексуальные грехи, пьянство и идолослужение.
Нечистоты - несдержанные похоти, прежде всего сексуальная безнравственность.
Похоти - любые противозаконные вожделения, скорее всего относящиеся к сексуальным грехам.
Пьянство - пристрастие к алкогольным напиткам, приводящее к ослаблению силы воли и неспособности сопротивляться искушению. Пьянство и безнравственность нередко очень близки.
Излишество в пище - буйные кутежи и ночные застолья.
Излишество в питье - запои, ведущие к распущенности и скандалам.
Нелепое идолослужение - поклонение идолам и всякая безнравственность, сопутствующая таким поклонениям.
Люди уподобляются тому, чему поклоняются. Когда они отказываются от истинного Бога, их моральные стандарты автоматически понижаются. Эти пониженные стандарты разрешают им участвовать во всевозможных греховных удовольствиях, к которым у них инстинктивная тяга. Вот почему языческие религии порождают грех и деградацию.
4,4 Этот стих описывает общий опыт спасшихся от морально разлагающей жизни. Их прежние друзья думают, что они сошли с ума, и обвиняют их в религиозном фанатизме. Отказ христиан участвовать в танцах, светских вечеринках и сексуальных оргиях они считают формой безумия. Чистая, моральная жизнь верующего осуждает грешника; неудивительно, что последний ненавидит такую перемену образа жизни!
4,5 Хотя безбожники и злословят христиан, они дадут ответ за каждое слово и поступок на Суде у великого белого престола. Господь будет судить живых и мертвых. Ясно, что Петр имеет в виду неверующих. Суд над живыми безбожниками произойдет до начала Тысячелетнего Царства; умершие грешники будут судимы после завершения господства Христа на земле. Их осуждение будет доказательством праведности детей Божьих.
4,6 Ибо для того, то есть для защиты детей Божьих, и мертвым было благовествуемо. Опять перед нами место, трудное для понимания. Имеется ли здесь в виду, что Евангелие проповедовалось людям после их смерти или еще при их жизни? И кто были эти люди?
Мы понимаем, что этот стих обращен к людям, которым Евангелие было возвещено, когда они еще жили на земле. Они поверили в Господа, отважно отстаивали истину, страдали от рук злых людей, а в ряде случаев были замучены. Хотя эти верующие и подверглись суду, или были осуждены, по человеку плотью, Бог оправдал их. Теперь они наслаждаются с Ним жизнью вечной.
Они не были мертвы, когда им проповедовалось Евангелие. Но теперь их тела мертвы. Хотя люди считали их безумцами, Бог удостоил их чести, и их дух теперь на небесах.
Проповедь Евангелия имеет для верующих двоякий результат - осуждение людей и одобрение Божье. Барнс объясняет:
"Цель проповеди Евангелия состояла для них в том, что, хотя они и были осуждены людьми и приговорены к смерти, все же по своей высшей природе, по духу, они жили для Бога". (Albert Barnes, Notes on the New Testament: James, Peter, John and Jude, p. 191.)

Глава 5

III. Служение и страдание верущего (4,7 - 5,14)

А. Важные наставления для последних дней (4,7-11)

4,7 Здесь ряду наставлений предшествует заявление: "Впрочем близок всему конец". Это может означать (1) разрушение Иерусалима, (2) восхищение, (3) возвращение Христа перед Тысячелетним Царством, (4) уничтожение небес и земли в конце Тысячелетнего Царства. Мы полагаем, что скорее всего эти слова подразумевают последнее.
Первое наставление - будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. Оно было написано во времена преследований и означает, что беспокойство не должно отвлекать верующего от молитвенной жизни, она должна быть свободной от эмоциональной неуравновешенности, вызванной напряжением: на его общение с Богом не должны влиять обстоятельства жизни.
4,8 Он должен уделять внимание общению с другими верующими (ст. 8-9) и иметь усердную любовь ко всем верующим. Такая любовь не будет предавать гласности ошибки и неудачи других верующих, но защитит их от общественного осуждения. Кто-то сказал: "Ненависть делает из всего самое плохое. Любовь же имеет право все покрывать".
Утверждение "любовь покрывает множество грехов" (Притч. 10,12) не следует воспринимать как догматическое объяснение того, как устраняются грехи. От вины и наказания за грехи освобождает лишь Кровь Христа. Слова эти также нельзя использовать для потворства греху, освобождая общину от ответственности за наказание обидчика или преступника. Они означают, что истинная любовь способна не замечать незначительные ошибки или неудачи других верующих.
4,9 Одно из средств проявления любви к братьям - искреннее гостеприимство. Это наставление особенно необходимо во времена гонений, когда запасы продовольствия могут быть скудными и предоставляющие кров христианам могут подвергнуться аресту и лишению свободы, а может быть, даже и смерти.
Гостеприимство - огромная привилегия. Ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство ангелам (Евр. 13,2). Любая доброта, проявленная к одному из Божьих детей, проявлена и к Самому Господу (Мф. 25,40).
Каким бы незначительным ни было доброе дело, оно будет щедро вознаграждено; даже чаша холодной воды, поданная во имя Господне, не останется без вознаграждения (Мф. 10,42). Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка (Мф. 10,41), что иудеи считали наивысшей почестью.
Многие христиане свидетельствуют о благословении, которое излилось на их дома и их детей через гостеприимство, оказанное служителям Господа.
Иисус учил, что мы должны оказывать гостеприимство тем, кто не может отплатить нам (Лк. 14,12). Это не значит, что мы никогда не должны приглашать родственников, друзей или соседей, которые могли бы пригласить нас в ответ. Но наша цель состоит в том, чтобы оказывать милость во имя Господа Иисуса, не думая о возмещении расходов. Естественно, возникает вопрос, должны ли верующие устраивать банкеты и приемы для гостей своего круга, в то время как целые народы мира до сих пор не слышали Благую Весть.
4,10 Каждый верующий получил дар от Господа для того, чтобы выполнять особую функцию как член Тела Христова (1 Кор. 12,4-11.29-31; Рим. 12,6-8). Эти дары распределяет Бог. Их следует использовать не в эгоистичных целях, но для славы Его и блага других. Мы не должны быть конечным пунктом Божьих даров; Его благодать достигает нас, но не заканчивается нами. Мы предназначены быть каналами, по которым благословения потекут к другим.
От нас требуется быть добрыми домостроителями многоразличной благодати Божьей. Благодать Божья здесь относится к незаслуженной милости, которую Бог предлагает человеку.
"Многоразличная" буквально означает "многоцветная" или "разнообразная". Филлипс переводит это слово как "потрясающе разнообразная".
4,11 Даже если человек имеет дар проповедника или учителя, он должен убедиться в том, что произносимые им слова - именно те, которые Бог приготовил для него на этот особый случай. Именно это имеется в виду под словами "говори как слова Божьи". Недостаточно проповедовать только из Библии. Проповедник должен также иметь уверенность, что передает особое сообщение, предназначенное Богом для этой аудитории именно в это время.
Каждый, кто несет какое-то служение, должен совершать его в смиренном осознании того, что именно Бог уполномочивает его. Тогда слава будет воздаваться Богу - Тому, Кому она принадлежит.
Человек не должен гордиться своей чрезвычайной одаренностью в христианском служении. Он не приобрел этот дар собственными усилиями, но получил его свыше. Фактически у него нет ничего, что он не получил бы. Все служение должно совершаться так, чтобы честь воздавалась Богу.
Как указывает Петр, эта честь воздается Отцу через Иисуса Христа, как Посредника, потому что Бог все дарует нам через Него. Этому благословенному Спасителю принадлежит слава и держава во веки веков. Аминь.

Б. Наставления, касающиеся страданий (4,12-19)

4,12 Оставшаяся часть главы 4 содержит наставления и объяснения, касающиеся страданий за имя Христа. Слово "страдание" и производные от него используются в этом Послании двадцать один раз. (В Синодальном переводе - шестнадцать раз.)
Для христианина естественно относиться к посылаемым испытаниям как странным и ненормальным. Мы удивляемся при виде неизбежного страдания. Но Петр говорит, что мы должны рассматривать его как нормальный христианский опыт. Мы не имеем права ожидать к себе лучшего отношения от мира, чем наш Спаситель. Все, желающие жить благочестивой жизнью во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3,12). Истинно то, что слуги Христовы, которые решительно следуют за Ним, становятся объектом жестоких нападок. Дьявол не пускает в ход свои орудия впустую против так называемых "христиан". Он направляет свои тяжелые орудия на тех, кто штурмует ворота ада.
4,13 Привилегия разделять страдания Христа должна наполнять нас великой радостью. Конечно, мы не можем разделить Его искупительные страдания; Он - единственный, Кто взял на Себя грехи других. Но мы можем разделять те же самые страдания, которые Он испытал как Человек. Мы можем разделять с Ним отвержение и позор. Нам могут наносить раны и шрамы, которые неверующие все еще хотели бы нанести Ему.
Если дитя Божье может сегодня радоваться среди страданий, сколь больше оно возрадуется и восторжествует, когда явится слава Христова. Когда Спаситель возвратится на землю как лев от колена Иудина, Он явится всемогущим Сыном Божьим. Страдающие за Него ныне удостоятся чести от Него потом.
4,14 Первые христиане радовались, считая для себя достоинством переносить позор за имя Христово (Деян. 5,41). Так же должен реагировать каждый христианин, которому дана привилегия быть злословимым за имя Христово. Такое страдание - истинное подтверждение того, что Дух славы, Дух Божий почивает на нас. Именно Дух Святой почивает на гонимых христианах, как облако славы почивало на ветхозаветной скинии, указывая на Божье присутствие.
Мы знаем, что Дух пребывает на всех истинных детях Божьих, но особым образом Он почивает на тех, кто полностью предан Христу. Такие люди знают присутствие и силу Духа Божьего, а другие - нет. Тот же Господь Иисус, злословимый гонителями, прославляется Своими страдающими святыми. (В тексте NU опущена последняя часть стиха 14. Поскольку "почивает на вас" и "прославляется" оканчиваются на одни и те же буквы в греческом языке (-etai), было бы легко случайно опустить их. Это явление называется пропуском из-за одинаковых окончаний.)
4,15 Христианин никогда не должен страдать за совершение злых дел. Недопустимо, чтобы он обвинялся в убийстве, краже, зле или посягательстве на чужое. Такое страдание не прославит Бога, а только навлечет позор на свидетельство Христово.
4,16 Но нет ничего бесчестного, если кто-то страдает как христианин. Ф. Б. Мейер говорит, что истинное страдание может включать "потерю работы, репутации и дома; оставление родителями, детьми и друзьями; клевету, ненависть и даже смерть". (F. B. Meyer, Tried, p. 27.) Христианин может прославить Бога во всех этих испытаниях. Дж. Кемпбел Морган предупреждает о следующем:
"Это больше чем прославление имени христианина. Только достойной жизнью можно прославить Бога. Если человек, называясь христианином, не живет соответственно, то он позорит Бога. Носить это имя - значит брать на себя большую ответственность, не только славную, но и священную". (G. Campbell Morgan, Searchlights from the Word, p. 366.)
4,17 Петр противопоставляет страдание народа Божьего в этой жизни страданиям грешников в вечности. Ибо время начаться суду с дома Божьего. Упомянутое время - это эпоха Церкви, которая началась в день Пятидесятницы и продолжится до восхищения. Дом Божий подразумевает Церковь. В период благодати Церковь подвергается суду со стороны неверующего мира. Верующие испытывают страдания так же, как Иисус в дни Своей земной жизни. Если это так, то какая судьба ожидает непокоряющихся Евангелию Божьему? Если теперь христиане страдают за добрые дела, то какие страдания ожидают в вечности неспасенных за все их безбожные дела?
4,18 Тема этого стиха заимствована из книги Притчей (11,31): "Так праведнику воздается на земле, тем паче нечестивому и грешнику".
Праведник едва спасается, или спасается с трудностями. С Божественной точки зрения, его спасение было куплено огромной ценой. С точки зрения человеческой, людям сказано: "Подвизайтесь войти сквозь тесные врата" (Лк. 13,24). Верующих учат, что "многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие" (Деян. 14,22). Среди всех опасностей и искушений, окружающих христианина, только чудо Божественной благодати сохраняет его для Царства Небесного.
И если это так, какая же будущность ожидает тех, кто умер в грехах, не раскаявшись и не получив спасение? Следующая история, найденная в рукописях Ф. Б. Мейера, ярко иллюстрирует эту истину:
"Один святой человек искренно желал себе смерти столь торжествующей, что произвела бы впечатление на его неверующих сыновей и они были бы привлечены явной силой Евангелия, которое дает способность мужественно и радостно проходить через долину смертной тени. Но, к его глубокому сожалению, перед смертью его дух был смущен; его угнетали сомнения и плохие предчувствия. Врагу было позволено мучить его со страшной силой. Но именно это глубоко тронуло его детей. "Все мы знаем, - сказал старший сын, - что наш отец был хорошим человеком; и все же посмотрите, какими тяжкими были его духовные страдания. Что же ожидает нас, если мы не задумаемся о наших душах?" (F. B. Meyer, Tried, pp. 180-181.)
4,19 Петр настаивает, что страдания случаются с нами по воле Божьей. Религиозные фанатики навлекают на себя страдания, действуя импульсивно, без Божественного водительства. Комплексом мученика они искушают Бога; такой путь ведет к бесчестию. Но истинный путь страданий ведет христиан к вечной славе. Ввиду этого они должны продолжать делать добро независимо от последствий и предавать души свои верному Создателю.
Кажется несколько странным, что Петр представляет здесь Господа как Создателя, а не Спасителя, Первосвященника или Пастыря. Христос - наш Создатель в двойном смысле: мы часть Его первоначального творения и нового творения (Еф. 4,24; Кол. 3,10). В любом случае Он любит нас и заботится о нас. Сколь же разумно вверить себя Тому, Кто сотворил и спас наши ду ши.

В. Увещания и приветствия (5,1-14)

5,1 Заключительная глава Первого послания Петра содержит увещания и приветствия. Вначале слово обращено к пастырям. Петр, имея власть давать пасторское напутствие, представляется как сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник грядущей славы. Сопастырь - как далека эта мольба от притязания быть "верховным первосвященником" Церкви! Свидетель - Петр видел, как Пастырь умирал за овец, и воспоминание о такой любви побуждает его, как преданного сопастыря, заботиться об овцах. Соучастник - скоро воссияет слава, явится Христос, и мы явимся с Ним во славе (Кол. 3,4). Но до наступления той поры остается в силе поручение Спасителя: "Паси агнцев Моих! ...Паси овец Моих!" (Ин. 21,15-17).
5,2 Пастыри - зрелые люди с христианским характером, которых Дух Святой определяет как духовных руководителей поместной церкви. НЗ говорит о многих пастырях - не одном пастыре в церкви или группе церквей, но о двух или нескольких пастырях в одной общине (Флп. 1,1). Требования, предъявляемые к пастырям, можно прочитать в 1 Тимофею 3,1-7 и Титу 1,6-9. В первоапостольской Церкви, еще до появления записанного НЗ, пастырей назначали апостолы и их представители. Для этого последние оставались в новой церкви столько времени, сколько требовалось для того, чтобы убедиться в том, что кандидаты отвечают выдвинутым условиям.
Сегодня христиане должны признавать тех, кто имеет необходимые данные и исполняет пасторское служение, и повиноваться им.
Пасите Божье стадо, какое у вас. Стадо принадлежит Богу, а на пастырей возложена ответственность быть сопастырями. Не принужденно, но охотно. (В тексте NU вместо "охотно" читаем "согласно Богу". Традиционный перевод соответствует большинству манускриптов и удовлетворяет контексту намного лучше, как контраст по принуждению.) Наблюдение за стадом - это не работа, на которую выбирают или назначают. Дух Святой дает способности и побуждает к служению, а пастыри должны охотно отвечать на Его призыв. Так, мы читаем в 1 Тимофею 3,1: "...если кто епископства желает, доброго дела желает". Наряду с дарованной Богом способностью должна быть человеческая готовность.
Не для гнусной корысти, но из усердия. Финансовое вознаграждение не должно быть мотивом для пасторского служения. Этим мы не подразумеваем, что поместная церковь не может поддерживать пастора; о таких "служителях с полной рабочей неделей" сказано в 1 Тимофею 5,17-18. Но это означает, что дух наемничества несовместим с истинным христианским служением.
5,3 Третий аспект увещания Петра такой: и не господствуя над наследием Божьим, но подавая пример стаду. Пресвитеры должны подавать пример, а не приказывать. Они должны идти перед стадом, а не за ним. Они не должны обращаться со стадом так, как будто оно принадлежит им. Это удар в самое сердце авторитаризма!
Многие злоупотребления в христианском мире были бы устранены, если бы служители просто повиновались трем увещаниям в стихах 2-3. Первое отменило бы всякую неохоту. Второе положило бы конец корысти. Третье уничтожило бы церковный бюрократизм.
5,4 Служение пресвитера связано с огромными затратами физической и эмоциональной энергии. Он должен ободрять, давать советы, порицать, увещевать, учить, предостерегать и наказывать. Иногда это может казаться неблагодарной работой. Но верному пресвитеру обещана особая награда. Когда явится Пастыреначальник, он получит неувядающий венец славы. Откровенно говоря, мы не слишком много знаем о венцах, обещанных в Священном Писании: венец похвалы (1 Фес. 2,19), венец правды (2 Тим. 4,8), венец жизни (Иак. 1,12; Откр. 2,10) и венец славы.
Мы не знаем, будут ли это в буквальном смысле слова венцы, которые мы сможем бросить к ногам Спасителя; или же они просто свидетельствуют о степени ответственности, которая будет дана нам в Царстве Христа (Лк. 19,17-19); или они - аспекты христианского характера, которые мы пронесем через всю вечность. Но мы точно знаем, что они будут вполне достаточной компенсацией за слезы, испытания и страдания, перенесенные нами здесь, на земле.
5,5 Младшие, будь то по летам или в вере, должны повиноваться пастырям. Почему? Потому что пресвитеры имеют мудрость, которая приходит с годами и опытом работы на ниве Божьей.
Они имеют глубокое, проверенное на практике знание Слова Божьего. И именно на них Бог возложил ответственность заботиться о Его овцах.
Все верующие должны облечься смиренномудрием; это - большое достоинство. Моффатт говорит: "Надеть передник покорности". Очень подходящие слова, если учитывать, что передник - символ слуги. Миссионер в Индии однажды сказал: "Если бы мне нужно было выбрать две фразы, необходимые для духовного роста, я выбрал бы: "Я не знаю" и "Простите". Обе фразы свидетельствуют о глубоком смирении". Представьте себе общину, в которой все члены обладают этим духом смирения; уважают других больше, чем себя; один перед другим берутся за выполнение непрестижной работы. Такой может и должна быть Церковь в действительности, а не только в воображении.
Если бы не было никакой другой причины для смирения, то достаточно только этой: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. (Петр цитирует греческий перевод Притч. 3,34.)
Подумайте над этим: всемогущий Бог противится нашей гордыне и готов сломить ее, тогда как Тот же всемогущий Бог не способен противиться смиренному и сокрушенному сердцу!
5,6 Это смирение должно проявляться не только по отношению к другим людям, но и к Богу. В дни Петра святые проходили через огненные испытания. Бог не посылал эти испытания, а только допускал их. Лучшая линия поведения, говорит Петр, - смиренно принимать их от руки Господа. Он поддержит Своих детей и вознесет их в свое время.
5,7 Верующим дана привилегия без сомнений возложить все заботы свои на Господа, ибо Он печется о них. Еще раз Петр цитирует греческий перевод ВЗ (Пс. 54,23).
Дж. Сидлоу Бакстер указывает на два вида забот:
"Есть беспокойная забота в словах: "Все заботы ваши возложите на Него"; и есть любвеобильная забота в словах: "Ибо Он печется о вас". Всей нашей беспокойной заботе противостоит никогда не ослабевающая любвеобильная забота нашего Спасителя". (J. Sidlow Baxter, Awake, My Heart, p. 294.)
Не нужно волноваться; нам не нужно взваливать на себя весь груз забот, когда Он хочет и может нести их за нас. Бесполезно тревожиться; это все равно не решит проблем. Беспокойство - грех. Проповедник сказал однажды: "Беспокойство - грех, потому что оно отрицает мудрость Божью: оно говорит, что Он не знает, что делает. Оно отвергает любовь к Богу: оно говорит, что Он не проявляет заботу. И оно отрицает власть Божью: оно говорит, что Он не способен избавить меня от того, что заставляет волноваться". Есть над чем задуматься!
5,8 Нам следует не волноваться, а трезвиться и бодрствовать, потому что у нас сильный противник - дьявол.
Трезвиться - значит быть серьезно настроенным, иметь здравый подход к жизни, уметь разгадывать хитрости сатаны. Хорошо сказал Пентекост:
"Тот, кто не имеет ни малейшего представления о природе или характере нашего мира, кто не обращает внимания на умыслы и атаки нашего противника, дьявола, тот может позволить себе жизнь беспечную и легкомысленную. Но у того, кто смотрит на жизнь, как Иисус Христос, должно быть абсолютно другое отношение, совершенно иная перспектива, которой свойственны трезвость и рассудительность". (J. Dwight Pentecost, Your Adversary the Devil, p. 94.)
Нужно также быть постоянно бдительным, готовым отразить атаки противника. Здесь противник описан как рыкающий лев, ищущий кого поглотить.
Дьявол принимает различные образы. Иногда он приходит подобно змею, соблазняя людей к аморальности. Иногда он принимает вид ангела света, пытаясь обмануть людей в духовной сфере. Здесь в роли рыкающего льва он намерен устрашать народ Божий гонениями.
5,9 Мы не должны уступать его ярости. Скорее, мы должны сопротивляться ему, используя Слово Божье и молитву. Сами мы не в силах противостоять ему, но если мы тверды в вере, в нашем уповании на Господа, то способны сопротивляться ему.
Одно из средств сатаны - сломить нас, внушив мысль об уникальности наших страданий. Проходя через огонь испытаний, легко впасть в уныние, ошибочно решив, что никто, кроме нас, не испытывает столько напастей. Петр напоминает нам, что такие же страдания случаются и с христианскими братьями нашими во всем мире.
5,10 Истинная победа в испытаниях заключается в том, чтобы видеть Бога, Который все контролирует и удивительным образом воплощает Свои планы в реальность. Какими бы ни были наши испытания, мы должны прежде всего помнить, что Господь - Бог всякой благодати. Это прекрасное имя нашего Бога напоминает о том, что Его отношения с нами основаны не на наших заслугах, а на Его безмерной к нам любви. Какими бы жестокими ни были наши испытания, мы всегда можем благодарить Его за то, что мы не в аду, где нам положено быть.
Второе утешение мы можем находить в том, что Он призвал нас в вечную славу Свою. Это позволяет нам проникать взором за страдания этой жизни, в будущее, когда мы будем со Спасителем и навеки уподобимся Ему. Подумайте только! Нас извлекли из мусорной ямы и призвали в вечную Божью славу!
Третье утешение состоит в том, что наши страдания кратковременны. В сравнении с вечной славой жизненные горести менее чем мгновенны.
И заключительное утешение: Бог использует страдание, чтобы научить нас и сформировать в нас христианский характер. Он готовит нас к Царству. Ниже перечислены четыре аспекта этого процесса обучения.
Совершить - испытания закаляют верующих; они воспитывают в них необходимые качества характера и делают духовно зрелыми.
Утвердить - страдания делают христиан более устойчивыми, способными защищать свою веру и не сломиться под нажимом. Это же слово Господь Иисус использовал в беседе с Петром: "...утверди братьев твоих" (Лк. 22,32).
Укрепить - преследованиями сатана добивается того, чтобы ослабить и изнурить верующих, но достигает противоположного результата. Они укрепляют христиан и делают выносливыми.
Соделать непоколебимыми - глагол в оригинале имеет один корень со словом "основание". Бог хочет, чтобы каждый верующий твердо укоренился на надежном фундаменте - Его Сыне и Его слове.
Лейси говорит: "Неизбежные в христианской жизни испытания всегда приносят тот же благословенный плод в жизни верующего: они совершенствуют веру, формируют характер, утверждают, укрепляют и делают Божьих детей непоколебимыми". (Harry Lacey, God and the Nations, p. 92.)
5,11 Изумительным образом Бог берет верх над преследованиями и страданиями и обращает их во славу Свою, поэтому совсем неудивительно, что Петр восклицает: "Ему слава и держава во веки веков. Аминь". Лишь Он один достоин славы; только в Его руках держава - в безопасности!
5,12 Силуан (вероятно, тот же самый человек, который назван Силой - краткая форма имени) был верным братом, которому Петр диктовал это Послание; очевидно, он и доставил его. Петр написал Первое послание с целью уверить верующих, находящихся в рассеянии, в том, что исповедуемая ими христианская вера - истинная вера, или, как он называет, истинная благодать Божья. Возможно, в разгар гонений у них возникал вопрос: правы ли они, избрав христианство?
Петр объявляет, что они правы. Они нашли истину Божью и должны твердо стоять в ней.
5,13 Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой. (В Синодальном переводе слово "церковь" добавлено переводчиками.) Невозможно установить с уверенностью, кто или что имеется в виду под словами: "Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне". Вот некоторые из основных толкований: 1) "Братство" (2,17; 5,9); (В греческом языке это собирательное существительное имеет женский род.) 2) жена Петра; 3) некая видная в той местности дама. Также невозможно понять, какой Вавилон имеется в виду.
Это может быть: 1) известный город на реке Евфрат, где жило много иудеев; 2) военная база под тем же самым названием на реке Нил (маловероятно); 3) Рим. В Откровении город Вавилон в общем соотносится с Римом (17,1-9; 18:10,21).
Третий вопрос возникает по поводу упоминаемого имени Марк. Был ли это родной сын Петра по плоти или имеется в виду Иоанн Марк, автор Евангелия? Последний более вероятен. Если это так, то нам решать, назван ли Марк сыном Петра, потому что последний привел его ко Христу, или слово "сын" просто подразумевает близкие духовные отношения между старшим и более молодым христианином. Слово, которое Петр использует для сына, здесь не то же самое, которое Павел использует для описания своих духовных отношений с Тимофеем и Титом, и соответствует древней традиции, согласно которой очень яркое Евангелие от Марка основано на воспоминаниях Петра как очевидца. (Обычное греческое слово huios; Павел использует teknon, буквально "новорожденный" или "ребенок".)
5,14 Петр завершает Послание напутствием и благословением. Напутствие: "Приветствуйте друг друга лобзанием любви". Обязанность любить братьев - установленный для Церкви порядок, хотя способ выражения любви может изменяться вместе с культурой и временем.
Благословение: "Мир вам всем во Христе Иисусе". Это говорящее о спокойствии слово обращено к бросаемым бурей святым, которые терпят невзгоды во имя Христа. Иисус шепчет слова "мир вам" Своему искупленному Кровью стаду, ибо оно страдает за Него среди беспокойного общества.

Мир, совершенный мир - может ли смерть омрачить все?
Иисус победил смерть и всякую ее власть.

(Эдвард Х. Бикерстет)

Библиография (1 и 2 Петра)

Barbieri, Louis A. First and Second Peter. Chicago: Moody Press, 1975.
Bigg, Charles. A Critical and Exegetical Commentary on the Epistles of St. Peter and St. Jude (ICC). Edinburgh: T. & T. Clark, 1901.
Criswell, Wallie Amos. The Evangel, Largo, FL., November 1949.
Grant, F. W. "I and II Peter", The Numerical Bible, vol.7. New York: Loizeaux Bros., 1903.
Ironside, H. A. Notes on James and Peter. New York: Loizeaux Brothers, 1947.
Jowett, J. H. The Redeemed Family of God. London: Hodder & Stoughton, n.d.
Lenski, R. C. H. The Interpretation of the Epistles of St. Peter, St. John & St. Jude. Columbus: Wartburg Press, 1945.
Lincoln, William. Lectures on the First and Second Epistles of Peter. Kilmarnock: John Ritchie Publ., n.d.
Meyer, F. B. Tried by Fire. Fort Washington, PA: Christian Literature Crusade, 1983.
Stibbs, Alan M. The First Epistle General of Peter. Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1959.
Thomas, W. H. Griffith. The Apostle Peter: His Life and Writings. Grand Rapids: Kregel Publications, 1984.
Westwood, Tom. The Epistles of Peter. Glendale, California: The Bible Treasury Hour, Inc., 1953.
Wolston, W. T. P. Simon Peter: His Life and Letters. London: James Nisbet & Co., 1913.