1 Тимофею
Наш YouTube - Библия в видеоформате и другие материалы.
Христианская страничка
Лента обновлений сайта
Медиатека Blagovestnik.Org
в Telegram -
t.me/BlagovestnikOrg
Видеобиблия online

Русская Аудиобиблия online
Писание (обзоры)
Хроники последнего времени
Українська Аудіобіблія
Украинская Аудиобиблия
Ukrainian
Audio-Bible
Видео-книги
Музыкальные
видео-альбомы
Книги (А-Г)
Книги (Д-Л)
Книги (М-О)
Книги (П-Р)
Книги (С-С)
Книги (Т-Я)
Новые книги (А-Я)
Фонограммы-аранжировки
(*.mid и *.mp3),
Караоке
(*.kar и *.divx)
Юность Иисусу
Песнь Благовестника
старый раздел
Бесплатно скачать mp3
Нотный архив
Модули
для "Цитаты"
Брошюры для ищущих Бога
Воскресная школа,
материалы
для малышей,
занимательные материалы
Список ресурсов
служения Blagovestnik.Org
Архивы:
Рассылки (1)
Рассылки (2)
Проповеди (1)
Проповеди (2)
Сперджен (1)
Сперджен (2)
Сперджен (3)
Сперджен (4)
Карта сайта:
Чтения
Толкование
Литература
Стихотворения
Скачать mp3
Видео-онлайн
Архивы
Все остальное
Контактная информация
Поддержать сайт
FAQ


Наш основной Telegram-канал.
Наша группа ВК: "Христианская медиатека".
Наши новости в группе в WhatsApp.

Пастырские послания

Пастырские послания сыграли важную роль в истории развития христианской церкви и прочно утвердились в каноне Нового Завета. Их притягательность основана на переплетении практических советов с богословскими утверждениями, которые являются бесценным достоянием христианства как для церквей, так и для каждого отдельного человека.
Дональд Гатри

Оглавление

Глава 3; Глава 4; Глава 5; Глава 6; Библиография (Пастырские послания).

Глава 3

В. О пресвитерах и диаконах (3,1-13)

3,1 Второе верное слово в 1 Тимофею относится к служению епископов в поместной церкви. Епископ - опытный, зрелый, здравомыслящий христианин, содействующий осуществлению Божественной заботы о духовной жизни местной общины. Он не правит, помыкая Божьим наследием, но направляет его своим духовным примером.
Сегодня епископом называют церковного деятеля, пользующегося властью над большим количеством поместных общин. В НЗ неизменно повествуется о нескольких епископах в одной церкви (Деян. 14,23; 20,17; Флп. 1,1; Иак. 5,14).
Епископ - то же самое, что и блюститель. Слово, переведенное здесь как "епископ", в Деяниях 20,28 переведено как "блюститель". Епископ, или блюститель, - то же самое, что и пресвитер. Те же люди, которые в Деяниях 20,27 названы пресвитерами, в Деяниях 20,28 названы блюстителями (см. также Тит. 1,5 и 1,7). Поэтому слова "епископ", "блюститель" и "пресвитер" относятся к одному и тому же человеку.
Вообще-то слово "пресвитер" (presbuteros) иногда используется для описания пожилого человека и не обязательно того, кто принадлежит к числу руководителей церкви (1 Тим. 5,1); но в большинстве случаев под "пресвитером" понимают христианина, признанного поместной церковью руководителем, осуществляющего пастырскую заботу о народе Божьем.
НЗ предусматривает наличие епископов, или пресвитеров, в каждой поместной церкви (Флп. 1,1). Тем не менее было бы ошибкой утверждать, что церковь не могла бы существовать без епископов. Из Титу 2,5 следует, что на Крите имелись молодые церкви, в которых еще не были поставлены пресвитеры.
Сделать человека пресвитером может только Святой Дух. Это ясно из Деяний 20,28. Святой Дух пробуждает в сердце человека желание совершать этот труд, и Он же дает ему для этого все необходимое. Невозможно сделать человека епископом, избрав его на эту должность через голосование или же рукоположив. Распознать в своей среде тех, кого Бог Святой Дух сделал пресвитером, - обязанность поместной общины (1 Фес. 5,12-13). Правда, в Послании к Титу мы читаем о назначении пресвитеров, но речь идет о долге Тита выбрать тех, кто обладает качествами, необходимыми пресвитеру. В те времена у христиан не было, как у нас сегодня, напечатанного НЗ.
Поэтому они не знали, какими конкретно качествами должен обладать пресвитер. Поэтому-то Павел и послал к ним с этой информацией Тита, наказав тому выбрать тех, кого Святой Дух предназначил для этого труда.
Назначение пресвитера на должность может произойти самым неформальным образом. Христиане часто инстинктивно знают, кто их пресвитеры, потому что подробно ознакомились с описанием в 1 Тимофею 3 и Титу 1 качеств, необходимых пресвитеру.
С другой стороны, назначение на пост пресвитера может быть официальной процедурой. В поместной церкви созывается членское собрание с целью избрания пресвитеров. В таком случае обычно сначала читают соответствующие места Писания, текст подробно объясняют, а потом местные христиане называют имена тех, кто, по их мнению, несет в собрании служение пресвитера. Эти имена потом зачитываются перед общим собранием. Если в церкви нет никого, кто обладал бы необходимыми пресвитеру качествами, то единственный выход - молиться, чтобы Господь воздвиг им таких людей в будущем.
Писание не устанавливает конкретного количества пресвитеров, необходимых церкви, хотя и подчеркивает, что их всегда несколько. Это зависит лишь от того, сколько человек последует указаниям Святого Духа в этом вопросе.
Если кто епископства желает, доброго дела желает. Люди склонны считать, что это почетная церковная должность без особых обязанностей, хотя на самом деле труд блюстителя - смиренное служение народу Божьему; это работа, и нелегкая.
3,2 Требования к претенденту на должность епископа описаны в стихах 2-7. Здесь названы четыре основные предпосылки: его личный характер, свидетельство его семьи, учительские способности и опытность. Это - Божье мерило для каждого, кто хотел бы быть духовным руководителем поместной церкви. Некоторые отвергают его, заявляя, что сегодня никто не в состоянии удовлетворить всем этим требованиям. Но это не так. Подобные доводы лишают Священное Писание авторитета и позволяют занять пост епископа людям, не уполномоченным на это Святым Духом.
Во-первых, епископ должен быть непорочен. Епископом должен быть человек, стоящий выше любых упреков. Это не значит, что он безгрешен, но, поступив неправильно, он приходит с повинной к Богу и к людям. Его репутация должна не только слыть безукоризненной, но и быть таковой.
Во-вторых, он должен быть одной жены муж. Это требование истолковывают по-разному. По утверждению некоторых, смысл его в том, что епископ должен быть женат. Они аргументируют это тем, что у человека неженатого нет достаточно опыта, чтобы помочь христианам в разрешении возникающих семейных проблем. Если это требование означает, что епископ должен быть женат, то, следуя этой же линии рассуждения, из стиха 4 нужно сделать вывод, что у него должны быть и дети.
Другие считают, что выражение "одной жены муж" означает, что, если жена епископа умрет, он не должен жениться повторно. Это очень строгое истолкование, которое может бросить тень на святость брачных отношений. (Христиане, придерживающиеся этого мнения, подчеркивают верность пресвитера одной женщине, подразумеваемую в греческой конструкции: "одной женщины мужчина".)
Третье толкование - епископ не должен быть разведен. У этого мнения есть много достоинств, хотя, как нам кажется, это еще не полный ответ. Еще одно мнение: епископ не должен быть виновен в неверности или неурядицах в своем браке. Его моральный облик должен быть незапятнанным. И это, несомненно, истина, как бы этот стих ни трактовали.
Последнее объяснение гласит, что епископ не должен быть многоженцем. Нам это объяснение покажется странным, но у него есть немало полюсов. Миссионеры не раз сталкиваются с такой ситуацией, когда к Христу приходит многоженец. В момент обращения у него, скажем, четыре жены. Позже он хочет принять крещение и стать членом поместной церкви. Что должен посоветовать миссионер? Кто-то скажет, что новообращенный должен отказаться от трех из своих жен. Но тут возникают огромные затруднения. Прежде всего, он спросит, от каких жен ему отказаться. Он любит их всех и им всем дает приют. К тому же, если он отошлет трех жен, у них не будет средств к существованию и кто-то из них займется проституцией, стремясь хоть как-то свести концы с концами. Бог никогда не одобрит решение проблемы одного греха путем порождения множества новых, еще худших. Христианские миссионеры во многих местах решают этот вопрос так: они разрешают человеку принять крещение и стать членом церкви, но, оставаясь многоженцем, он никогда не сможет стать пресвитером церкви.
Умеренность требовалась не только при принятии пищи и питья, но также во избежание крайностей в духовных вопросах.
Благочинен - значит не легкомысленен и не поверхностен. Он серьезен, искренен, проницателен и благоразумен. Он осознает, что и "мертвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть мироварника; то же делает небольшая глупость уважаемого человека с его мудростию и честию" (Еккл. 10,1).
Епископ должен быть благочинен, то есть обладать уравновешенным характером.
Страннолюбив означает, что он должен быть гостеприимным. Дверь его дома открыта и для спасенных, и для не спасенных; он старается стать благословением для всех, кто переступает порог его дома.
Пресвитер должен быть учителен. Посещая христиан, у которых есть духовные проблемы, он должен быть в состоянии обратиться к Писанию и объяснить волю Бога в возникших вопросах. Он должен уметь накормить Божье стадо (1 Пет. 5,2) и использовать Писание для опровержения лжеучений (Деян. 20,29-31). Это не значит, что епископ должен обязательно обладать даром учителя, но и при посещении своей паствы на дому, и в собрании он должен быть в состоянии изложить доктрины веры, правильно изъяснить Слово Истины и сделать это с большой готовностью и радостью.
3,3 Пьяница - человек, пристрастившийся к алкогольным напиткам. Епископ не должен быть человеком, злоупотребляющим вином, а потому склонным к ссорам и скандалам.
Не убийца означает, что этот человек не применяет к другим физического насилия. Если, например, у него есть слуги, он никогда их не бьет.
Слова "не корыстолюбив" нет в некоторых из самых старых рукописей, но в большинстве манускриптов оно есть. (Так как диаконы не должны быть сребролюбивы (3,8), то вряд ли Павел опустил это качество, говоря о еще более ответственной должности пресвитера.) Как и в мире, любовь к деньгам принесет в церкви ужасные плоды.
Пресвитер должен быть тих. Служение в церкви потребует от него сдержанности, снисходительности, терпения, готовности уступить.
Он должен быть миролюбив, не должен быть сварлив, придирчив, любить споры по пустякам. Он не защищает свои права от всех и вся, всегда в ровном расположении духа.
Епископ не должен быть сребролюбив, то есть не должен любить деньги. Ударение здесь на слове "любить". Его главная забота - духовная жизнь детей Божьих; сильную тягу к материальному он рассматривает как помеху и отметает в сторону.
3,4 Для того чтобы его признали блюстителем, христианин должен хорошо управлять своим домом и содержать детей в послушании. Это требование действительно лишь до тех пор, пока его дети живут дома. После того, как они его покинут и создадут свои семьи, исчезнет и возможность продемонстрировать послушание. Если мужчина хорошо управляет своим домом, он будет избегать крайностей: чрезмерной жесткости и незаслуженной снисходительности.
3,5 Аргументация здесь ясна. Если христианин не в состоянии управлять собственным домом, то можно ли ожидать, что он будет заботиться о Церкви Божьей? Число членов его семьи относительно небольшое. Они все состоят с ним в родстве и большей частью намного его моложе. В церкви же людей значительно больше, и у каждого свой характер и темперамент. Совершенно очевидно, что человек, который не в состоянии управлять меньшей группой, явно не годится для руководства большей.
Стих 5 очень важен, потому что описывает суть работы пресвитера. Он должен пещись о Церкви Божьей. Обратите внимание: пещись (заботиться) о церкви, а не править ею. Пресвитер - не деспот и даже не милостивый правитель, а тот, кто ведет народ Божий, как пастух ведет овец. Слово "пещись" еще раз встречается в НЗ лишь в притче о добром самарянине (Лк. 10,34). Пресвитер, заботящийся о церкви, будет делать это с той же любовью и нежностью, с какой добрый самарянин заботился о жертве грабителей.
3,6 Не должен быть из новообращенных. Человек, недавно обращенный в христианство или же делающий в вере первые шаги, не обладает качествами, необходимыми епископу. У человека на этой должности должен быть большой опыт и познания в вере. Опасность того, что новичок возгордится и подпадет осуждению с дьяволом, велика. Под осуждением с дьяволом подразумевается не наказание, которое сатана навлекает на людей, а кара, которая постигла самого сатану за его гордость. Он стремился занять высокое положение, на которое у него не было прав, и пал очень низко.
3,7 Епископом может быть лишь тот, чья репутация не запятнана и в миру. Внешние - это его не спасенные соседи. Не имея такого доброго свидетельства, он навлекает на себя обвинения людей и попадает в сеть дьявольскую. Обвинения могут исходить и от верующих, и от неверующих. Сеть дьявольская - это западня, расставляемая сатаной для тех, у кого слова расходятся с делами. Всех, кто попался в эту сеть, дьявол превращает в объект насмешек, оскорблений и презрения.
3,8 Теперь апостол переходит от епископов к диаконам. В НЗ диакон - это тот, кто служит. Распространено мнение, что диакон - это христианин, заботящийся о текущих делах церкви, в то время как епископ заботится о ее духовной жизни. Это понимание обязанностей диаконов основывается в основном на Деяниях 6,1-5, где говорится о назначении в церкви ответственных за ежедневную раздачу пропитания вдовам. Самого слова "диакон" в этих стихах нет, но в стихе 2 использована его глагольная форма: "Не хорошо нам, оставивши Слово Божие, пещись (буквально "диакон") о столах". Требования к диаконам очень похожи на требования к епископам, хотя и не так строги. Единственное значимое отличие: от диаконов не требуется быть хорошими учителями.
Диаконы должны быть людьми честными, достойными и уважаемыми. Они должны быть не двуязычны, то есть не должны предоставлять разным людям или в разное время отчеты, противоречащие один другому. Они должны быть последовательны в своих делах и словах.
Они не должны быть пристрастны к вину. НЗ не запрещает употреблять вино в лечебных целях или как напиток в тех странах, где источники воды загрязнены. Но, хотя Библия и разрешает умеренное употребление вина, христианин должен принять во внимание и то, какой пример он являет этим миру. В то время как в одних странах употребление христианином вина не оказывает ни малейшего отрицательного воздействия на его свидетельство, в других это может стать для неверующих камнем преткновения. Поэтому употребление вина хоть и позволительно, но не всегда целесообразно.
Диаконы не должны быть корыстолюбивы. В обязанности диакона может входить распоряжение денежными средствами поместной церкви. Человека, любящего деньги, здесь может подстерегать сильнейшее искушение запустить руку в казну. Иуда был не последним казначеем, предавшим своего Господа ради денег.
3,9 Диаконы должны хранить таинство веры в чистой совести. Это значит, что они должны держаться истины в учении и жизни. Истину они должны не только знать, но и жить по ней.
Таинство веры - это описание христианской веры. Многие доктрины христианства хранились в тайне во времена ВЗ и были открыты апостолами и пророками НЗ. Вот почему здесь использовано слово "таинство".
3,10 Диаконов, как и епископов, прежде надобно испытывать. Это значит, что за ними надо какое-то время понаблюдать, может быть, доверить им исполнение определенных обязанностей в поместной церкви. Когда они докажут, что надежны и исполнительны, их обязанности можно расширить. Потом допускать до служения. Как и в случае с епископами, ударение здесь не столько на церковной должности, сколько на служении Господу и Его народу.
Если личная жизнь и общественная деятельность такого христианина беспорочны, ему можно разрешить нести служение диакона. Слово "беспорочны" относится прежде всего к качествам, перечисленным выше.
Здесь уместно упомянуть и тех, чье служение в поместной церкви можно рассматривать, как диаконское. Один из них, конечно, казначей, потом секретарь, заведующий воскресной школой и распорядители.
3,11 В этом стихе подразумеваются, несомненно, жены диаконов или жены епископов и диаконов. Жены тех, кто занимает в церкви ответственные посты, должны, несомненно, быть зрелыми христианками и цельными натурами, способными помогать своим мужьям в их важном труде.
Но это же самое слово можно перевести не только как "жены", но и как "женщины". Такой перевод позволил бы истолковывать этот стих как упоминание о диакониссах. В апостольской церкви такие женщины были, например, Фива, диаконисса кенхрейской церкви (Рим. 16,1). (Вероятно, на заре существования церкви это еще не стало церковной должностью для женщины.) Представление о служении, которое эти женщины несли в церкви, мы получаем из слов Павла о Фиве: "Она была помощницею многим и мне самому" (Рим. 16,2).
Как бы там ни было, эти женщины должны быть честны, уважаемы и рассудительны. Они не должны быть клеветницами, неустанно собирающими сплетни и распускающими лживые и злобные слухи, стремясь очернить чьето доброе имя. От них требуется трезвость и сдержанность, умение держать себя в руках.
Наконец, они должны быть верны во всем. Под этим может подразумеваться не только преданность христианской вере, но и надежность, неизменность и исполнительность. Они также должны уметь хранить семейные тайны и конфиденциальные сведения.
3,12 Здесь апостол возвращается к теме диаконов. Сначала он отмечает, что диакон должен быть мужем одной жены. Различные взгляды на смысл этой фразы излагались в связи со стихом 2 этой главы. Здесь же достаточно сказать, что, как и епископы, диаконы в своей брачной жизни должны быть безупречны.
Они также должны хорошо управлять детьми и домом своим. Неумение делать это рассматривается в НЗ как изъян в христианском характере. Это не значит, что отцы должны быть деспотичны и властны. Имеется в виду, что дети их должны быть послушны и служить миру свидетельством истины.
3,13 Яркой иллюстрацией к фразе "хорошо служившие приготовляют себе высшую степень" может послужить служение Филиппа и Стефана. В Деяниях 6,5 мы встречаем их имена в списке семи рукоположенных диаконов.
Им было поручено руководить раздачей денег вдовам в церкви. Создается впечатление, что Святой Дух, видя их верность в исполнении этих обязанностей, доверил им более высокие сферы служения: позже в книге Деяний мы читаем, что Филипп нес служение евангелиста, а Стефан - учителя. Они хорошо служили как диаконы и получили высшую степень в глазах поместной церкви. Того, кто верно выполняет свое, пусть даже небольшое, поручение, вскоре начнут уважать за надежность и преданность.
В довершение Филипп и Стефан обрели великое дерзновение в вере во Христа Иисуса. Это, несомненно, означает, что им была дарована великая смелость в свидетельстве о Христе, в учении, в молитве. Яркое свидетельство тому - речь Стефана перед синедрионом, его слова перед мученической смертью.

Г. О поведении в церкви (3,14-16)

3,14 Все это апостол написал в надежде вскоре увидеть Тимофея. "Сие" может относиться, однако, не только к уже сказанному, но и к тому, что еще будет сказано.
3,15 Павел осознает, что вполне может задержаться или даже совсем не прийти в Ефес. Мы не знаем, смог ли он снова повидаться с Тимофеем в Ефесе. Поэтому апостол хотел, чтобы Тимофей знал, как верующие должны вести себя в доме Божьем, если он замедлит.
В предшествующих стихах Павел описал, как должны вести себя епископы, диаконы и их жены. Теперь же он объясняет, как должны вести себя в доме Божьем все христиане.
Домом Божьим здесь названа Церковь Бога живого, столп и утверждение истины. В ВЗ Бог обитал в скинии собрания и в храме, но в НЗ Он обитает в Церкви. О ней говорится как о Церкви Бога живого, в противоположность языческому храму, наполненному мертвыми идолами.
Церковь также названа столпом и утверждением истины. Столбы не только удерживают какое-то сооружение; на установленном на рыночной площади столбе вывешивались указания и распоряжения. Столб, таким образом, становится глашатаем. Церковь была избрана Богом, чтобы возвещать и демонстрировать Его истину на этой земле. Она также является утверждением истины. Здесь под утверждением подразумевается фундамент или подпорки. Церкви поручено защищать и поддерживать истину Божью.
3,16 Это трудный стих. Прежде всего, непросто определить, как он связан с вышесказанным. Возможно, это краткое изложение истины, столпом и утверждением которой является Церковь (ст. 15). Но, может быть, в этом стихе приводится пример силы благочестия, которое, как настаивает Павел, является неотъемлемой частью благопристойного поведения в доме Божьем. Дж. Н. Дарби говорил:
"Этот стих часто цитируют и истолковывают так, как если бы здесь речь шла о тайне Божества, или о тайне Личности Христа. Но это - тайна благочестия, или секрет, от чего же исходит всякое истинное благочестие, Божественный исток всего, что можно назвать благочестием в человеке... Благочестие берет начало в знании о воплощении, смерти, воскресении и вознесении Господа Иисуса Христа... Только так познаем мы Бога; и из постоянного пребывания в этом проистекает благочестие". (J. N. Darby, "Notes of a Lecture on Titus 2,11-14", The Collected Writings of J. N. Darby, VII:333.)
Когда Павел говорит, что тайна благочестия велика, он не имеет в виду, что она очень загадочна, а подразумевает, что прежде скрытая от всех истина о Личности и деле Господа Иисуса весьма замечательна и изумительна.
Слова "Бог явился во плоти" относятся к Господу Иисусу, а именно к Его воплощению. (Священные имена "Бог", "Христос", "Дух" и другие в древних рукописях писались сокращенно. Греческая аббревиатура слова "Бог" в точности похожа на слово "кто" плюс короткая горизонтальная черта, различающая буквы "тета" и "омикрон" и еще одна черта над словом, указывающая, что это сокращение. В некоторых рукописях стоит "Бог" (традиционные и большая часть манускриптов), в других "кто" и "некоторых". Мы придерживаемся традиционного написания, содержащегося в большинстве рукописей.)
Истинное благочестие было явлено во плоти впервые тогда, когда Спаситель родился как Младенец в яслях Вифлеема.
Означает ли "оправдал Себя в Духе" то, что Он оправдал Себя в Своем собственном человеческом духе? Или это значит "оправдан Святым Духом"? Насколько мы понимаем, скорее всего, это второе. Святой Дух Божий свидетельствовал о Нем при Его крещении (Мф. 3,15-17), преображении (Мф. 17,5), воскресении (Рим. 1,3-4) и вознесении (Ин. 16,10).
Ангелы видели Господа Иисуса при Его рождении, искушении, агонии в Гефсиманском саду, воскресении и вознесении.
Он проповедан в народах, начиная со дня Пятидесятницы. Свидетельство это распространилось не только среди еврейского народа, но достигло и самых отдаленных уголков земли.
"Принят верою в мире" говорит о том, что представители едва ли не каждого народа и племени уверовали в Господа Иисуса. Здесь не сказано "принят верою миром". Хотя проповедь о Нем и звучит по всему миру, принимают ее далеко не все. Принято считать, что слова "вознесся во славе" относятся к Его вознесению на небеса по завершению дела искупления и к Его пребыванию там в настоящий момент. Винцент подчеркивает, что здесь говорится "вознесся во славе (не во славу)". Это указывает, что "сопутствующие Его вознесению обстоятельства величия или пышности подобны, например, тем, какие сопровождают шествие генерала, одержавшего победу".
Некоторые считают данный список событий хронологическим. Так, например, они говорят, что "явился во плоти" относится к воплощению; "оправдал Себя в Духе" - к смерти, погребению и воскресению Христа; "показал себя ангелам" описывает Его вознесение на небеса; "проповедан в народах" и "принят верою в мире" - события, последовавшие за Его вознесением, и, наконец, "вознесся во славе" говорит о том грядущем дне, когда все Его искупленные будут собраны, воскреснут из мертвых и вознесутся вместе с Ним во славу. Тогда и только тогда, как считают сторонники этого взгляда, тайна благочестия достигнет завершения.
Однако мы не видим причины, почему этот порядок должен быть хронологическим. Некоторые считают, что этот стих представляет собой отрывок из раннего христианского гимна. Если это так, то тот гимн был очень похож на одну из наших духовных песен:

Живя, меня Он любил; умирая, меня Он спас;
В могилу сойдя, унес мой грех прочь с Божьих глаз;
Воскреснув, Он дал оправданье навек.
Однажды вернется Он - о, славный день!

(Чарльз Х. Марш)

Глава 4

IV. Вероотступничество в церкви (4,1-16)

А. Предостережение об угрожающем церкви вероотступничестве (4,1-5)

4,1 Как может Дух ясно о чем-то говорить? Во-первых, через Павла; ведь то, что апостол собирался написать, было, несомненно, открыто ему Богом.
Во-вторых, Он делает это и через остальное Писание, ведь оно, в особенности НЗ, ясно учит, что для последних времен будет характерно отступление от веры.
Под последними временами здесь подразумеваются более поздние времена, которые наступят после того дня, когда писалось это письмо.
Отступят некоторые от веры. Слово "некоторые" весьма типично для 1 Тимофею. Меньшинство в Первом послании во Втором станет уже большинством. То, что эти люди отступят, или же отпадут, от веры, не означает, что они вообще были когда-то спасены; они просто называли себя христианами. Они знали о Господе Иисусе Христе и слышали, что Он - единственный Спаситель. Какое-то время они утверждали, что следуют за Ним, но потом отступили от веры.
Когда читаешь эти строки, мысли невольно обращаются к всевозможным сектам, появившимся в наши дни.
Здесь очень точно описывается, как распространяются все лжеучения. Большинство членов сект - люди, когда-то посещавшие так называемые христианские церкви. Может быть, когда-то эти церкви и держались здравого учения, но потом постепенно уклонились к социальному Евангелию. Все эти называющие себя христианами люди становятся легкой добычей для сектантов, предлагающих им более высокие ценности.
Они добровольно внимают духам обольстителям и учениям бесовским. Выражение "духи обольстители" здесь использовано в переносном смысле для описания лжеучителей, действующих по указке злых духов, обманывающих неосторожных. Учения бесовские - это доктрины, внушаемые бесами или берущие начало в мире демонов.
4,2 Слово "лицемерие" означает "ношение маски". Насколько же это типично для всех сектантов! Они пытаются скрыть свою истинную суть. Они не хотят, чтобы люди поняли, частью какой системы стала их секта.
Они устраивают представление, жонглируя библейскими терминами и распевая христианские гимны. Они не только лицемеры, но и лжецы. Их учение не следует истине Слова Божьего; они знают это и намеренно обманывают людей.
Они сожжены в своей совести. Может быть, когда-то в юности их совесть и была чуткой, но они так долго заглушали ее голос, так много грешили против света, что их совесть потеряла всякую чувствительность, покрылась коркой. Они, не стесняясь, извращают Слово Божье, уча заведомо лживым вещам.
4,3 Здесь изложены два из множества демонических учений. Первое заявляет, что нельзя вступать в брак. Слово же Божье учит противоположному. Брак учрежден самим Богом еще до того, как в мир вошел грех. В брачных отношениях нет ничего несвятого, и когда лжеучителя запрещают вступать в брак, они порочат то, что было предписано Богом.
Пример такого лжеучения - закон, запрещающий вступать в брак определенной категории священников и монахиням. Еще более непосредственное отношение данный стих имеет к учению спиритистов, называемому "духовное родство", где, по словам А. Дж. Поллока, "брачные узы высмеиваются, а на практике мужчин и женщин соблазняют оставить своих законных супругов и вступить в нечестивую и противозаконную связь с их так называемым духовным родством".
Здесь можно упомянуть и об отношении к браку "Христианской науки". Основательница секты, миссис Эдди, трижды бывшая замужем, писала: "Пока не усвоят, что Бог - Отец всех, брак будет продолжать существовать... Существующая ныне приверженность супружеству, которая была когда-то установленным фактом и среди нас, должна уйти в прошлое". (Mary Baker Eddy, Science and Health with Key to the Scriptures, pp. 64-65.)
Второе демоническое учение повелевает воздерживаться от определенной пищи. Этому учат спиритисты, заявляющие, что употребление в пищу мяса животных препятствует вступлению в контакт с духами. Теософы и индуисты приходят в ужас при мысли о лишении какого-то животного жизни, веря, что душа человека может вернуться и жить в животном или другом творении.
Местоимение "то" может относиться и к браку, и к пище. И то и другое сотворил Бог, чтобы мы наслаждались ими с благодарением. Он предназначил их не только для невозрожденных, но и для верных и познавших истину.
4,4 Всякое творение Божье хорошо. И брак, и пища - творение Божье и не предосудительны, если принимаются с благодарением. Бог учредил брак для размножения человеческого рода (см. Быт. 1,28), а пищу - для поддержания жизни (Быт. 9,3).
4,5 Слово Божье освящает для человека и брак (1 Кор. 7; Евр. 13,4), и пищу (Быт. 9,3; Мк. 7,19; Деян. 10,14-15 и 1 Кор. 10,25-26).
Освящены они и через молитву. Прежде чем приступить к еде, мы должны склонить головы и поблагодарить за нее (см. Мф. 14,19; Деян. 27,35).
Этим мы просим Господа освятить пищу для подкрепления наших физических сил, чтобы мы еще усерднее могли служить Ему. Перед бракосочетанием мы должны молиться, чтобы Бог благословил этот союз для Своей славы, для благословения других и для счастья невесты и жениха.
Прекрасно, когда христиане благодарят за еду в присутствии людей неспасенных. Благословение не должно быть вычурным и длинным, но нам не следует и пытаться скрывать, что мы благодарим Бога за нашу пищу.

Б. Поощрение к благочестию как лучшей защите от вероотступничества (4,6-16)

4,6 Сообщив братьям обо всем, что говорилось в стихах 1-5, Павел выражает уверенность, что Тимофей будет добрым служителем Иисуса Христа. Как уже было сказано, слово "служитель" означает "слуга". Он будет слугой, питаемым словами веры и добрым учением, которому он последовал.
4,7 В этих стихах Павел повествует о христианском служении, как если бы оно было одним из видов спортивных состязаний. В стихе 6 он говорит о диете того, кто служит Христу: он должен питаться словами веры и добрым учением. В стихе 7 апостол говорит об упражнении, цель которого - благочестие.
Павел советует Тимофею отвращаться негодных и бабьих басен. Ему не следует с ними бороться или же тратить на них время. Вместо этого он должен относиться к ним с презрением. Выражение "бабьи басни" заставляет вспомнить "Христианскую науку", основанную женщиной секту, притягательную особенно для пожилых женщин, которая учит басням вместо истины.
Вместо того чтобы терять время на мифы и басни, он должен упражнять себя в благочестии. Такое упражнение включает чтение и изучение Библии, молитву, размышление и свидетельство другим. Сток говорит: "На пути к благочестию нет попутного ветра, течение склонностей всегда против нас". Без упражнения и усилий не обойтись.
4,8 Здесь противопоставляются два вида упражнений. Упражнения телесные несут определенную пользу телу, но эта польза ограниченна и непродолжительна. Напротив, благочестие полезно для души, духа и тела человека и не только во времени, но и в вечности. Что касается этой жизни - благочестие дарит величайшую радость, в отношении же жизни будущей - оно таит в себе обещание прекрасной награды и способности наслаждаться всем ее великолепием.
4,9 Данный стих, по всеобщему признанию, относится к предшествующему ему высказыванию о благочестии. Тот факт, что благочестие обладает огромной и вечной ценностью, и есть слово верное и достойное всякого принятия. Это третье "верное слово" в этом Послании.
4,10 Мы для того (то есть для благочестивой жизни) и трудимся и поношения терпим. (В некоторых рукописях: "мы трудимся и боремся".) Павел заявляет, что это - великая цель, к которой он стремится изо всех сил. В глазах неверующих такая цель не представляет никакой ценности. Христианин же смотрит далее преходящих вещей этого мира и надежду возлагает на Бога живого. Эта надежда никогда не может обмануть по той простой причине, что Он - живой Бог, Который есть Спаситель всех людей, особенно верных. Бог - Спаситель всех людей в том смысле, что сохраняет их в обстоятельствах повседневной жизни. Но Он их Спаситель и в смысле, указанном раньше: Он предпринял все необходимое для спасения всех людей. Он стал Спасителем особенно тех, кто верует, потому что они приняли предлагаемое Им спасение. Можно сказать, что Бог - потенциальный Спаситель всех людей и фактический - тех, кто уверовал.
4,11 Под "сим" скорее всего подразумевается все, что Павел говорил в стихах 6-10. Эти наставления должны стать темами проповедей Тимофея, он должен постоянно напоминать о них народу Божьему.
4,12 Когда писалось это письмо, Тимофею было, по-видимому, лет тридцать - тридцать пять. Рядом с некоторыми пресвитерами ефесской церкви он, вероятно, выглядел совсем юным. Вот почему Павел говорит здесь:
"Никто да не пренебрегает юностью твоею". Это не значит, что Тимофей должен взобраться на пьедестал и считать себя недосягаемым для любой критики. Но он должен вести себя так, чтобы никто ни в чем не мог его упрекнуть. Стараясь быть образцом для верующих, он должен не давать поводов для обоснованной критики.
Выражение "в слове" относится к разговорам Тимофея. Его речь должна быть достойной сына Божьего. Избегать он должен не только речей, однозначно запрещенных, но и тех, которые не служат наставлению его слушателей.
"В жизни" относится ко всему образу жизни. Ничто в его поведении не должно бросать тень на имя Христа.
"В любви" говорит о том, что любовь должна быть главным мотивом его поступков, а также духом, в котором они совершаются, и целью, к которой они направлены.
Хотя слова "в духе" в некоторых канонических рукописях и нет, в традиционных и большинстве текстов оно присутствует. Гай Кинг пишет, что энтузиазм, как он интуитивно понимает данное слово, это "...качество, которое удивительным образом отсутствует в палитре многих христиан. Мы энтузиасты во всем - от футбольного матча до избирательной кампании, но только не в служении Богу. Как же мы должны стыдиться, видя ревностную деятельность свидетелей Иеговы, мормонов или коммунистов! О, где то пылкое рвение, которое знала некогда Церковь?! Этот великий дух окажет Тимофею, стремящемуся закрепить свои позиции и перейти в наступление, неоценимую помощь". (King, Leader, p.79.)
"В вере" скорее всего означает "в верности" и подразумевает надежность и стойкость.
Чистота должна быть характерна не только для его поступков, но и их мотивов.
4,13 Этот стих относится скорее к поместной церкви, чем к личной жизни Тимофея. На церковных собраниях он должен читать Писание, наставлять верующих и учить их. Павел перечисляет это в определенном порядке. Первым он подчеркивает необходимость читать Слово Божье. В те времена это было особенно важно, поскольку количество свитков с Писаниями было очень ограничено и были они далеко не у всех. Прочитав Писание, Тимофей должен был наставлять верующих на основе только что прочитанного, а потом учить их великим Божьим истинам. Стих 13 напоминает нам Неемию, особенно 8,8: "И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное".
Однако не следует считать, что этот стих не имеет абсолютно никакого отношения к самостоятельному изучению Библии каждым христианином.
Прежде чем Тимофей смог бы наставить и учить слову других, он должен был воплотить его истины в своей жизни.
4,14 Нам не сказано, какое конкретно дарование было дано Тимофею: евангелиста ли, пастыря или учителя. Общее содержание посланий наводит на мысль, что он был пастырем-учителем. Мы, однако же, знаем, что дарование было дано ему по пророчеству с возложением рук священства. Прежде всего, оно было дано по пророчеству. Это означает, что пророк поместной церкви однажды встал и объявил, что Святой Дух наделил Тимофея каким-то даром. Пророк не давал Тимофею этого дара, а просто о нем объявил. За этим последовало возложение рук священства. Еще раз подчеркиваем, что у пресвитеров, или же священства, не было власти наделить Тимофея дарованием. Возложив на него руки, они выразили всеобщее признание совершенного Святым Духом.
Этот процесс описан в книге Деяний 13. В стихе 2 Святой Дух избрал Варнаву и Савла для конкретного труда. Вполне может быть, что воля Его была передана через пророка. Потом местные братья после поста и молитвы возложили на них руки и отпустили ст. 3).
Многие христианские общины и сегодня придерживаются этой линии поведения. Когда для пресвитеров становится очевидным, что кому-то дан какой-то дар Святого Духа, они рекомендуют этого человека на дело служения Господу, демонстрируя свою уверенность в нем и признание работы, совершенной Святым Духом в жизни этого человека. Своей рекомендацией они не наделяют его каким-то даром, а просто признают, что это уже сделал Дух Божий.
Между тем, что произошло с Тимофеем, когда на него возложили руки пресвитеры и когда то же самое сделал Павел (2 Тим. 1,6), есть большая разница. В первом случае этот жест ни в коей мере не был официальным и никакого отношения к источнику дара не имел. Он лишь выразил солидарность пресвитеров с Тимофеем в его труде. Во втором случае Павел был тем апостольским каналом, через который этот дар и был передан.
4,15 Слова "об этом заботиться" можно было бы перевести как "это развивай", или же "прилагай к этому все усилия". В этом пребывай. Павел призывает Тимофея нераздельно и неуклонно посвятить себя труду для Господа. Тогда его успех будет очевиден для всех. Павел не хотел, чтобы Тимофей, покорив в своем христианском служении небольшой холм, успокоился и пустил все по наезженной колее. Нет, апостол желал ему карабкаться все выше, продвигаться в деле Господа все дальше.
4,16 Обратите внимание на последовательность. Прежде Тимофей должен вникать в себя, а потом в учение. Это еще раз подчеркивает, насколько важна для каждого слуги Христа чистота в его личной жизни. Если в его жизни правит грех, то как бы точно его взгляды ни соответствовали Библии, пользы от них нет никакой. Как сказал А. У. Пинк: "Служение становится ловушкой и даже злом, если ему позволяют вытеснить поклонение Богу и заботу о личной духовной жизни".
Постоянно занимаясь тем, о чем Павел говорил раньше, то есть чтением, наставлением и учением, Тимофей спасет и себя, и слушающих его. Здесь слово "спасение" не имеет никакого отношения к спасению души. Эта глава начиналась описанием лжеучителей, внесших смуту в ряды народа Божьего. Теперь же Павел говорит Тимофею, что, ведя благочестивый образ жизни и верно держась Слова Божьего, он спасет от этих лжеучений и себя, и своих слушателей.

Глава 5

V. Конкретные наставления различным группам верующих (5,1 - 6,2)

А. Представителям разных возрастных групп (5,1-2)

5,1 Этот стих служит вступлением к наставлениям Павла о том, как Тимофею вести себя по отношению к членам христианской семьи, среди которых он будет работать. Тимофею, который был моложе и, может быть, энергичнее, было трудно общаться с некоторыми из стариков терпеливо и без раздражения; отсюда и предостережение не укорять старцев резко, а увещевать, как отца. Неприлично ему, человеку более молодому, оскорблять таких людей резкими словами. Молодого Божьего слугу подстерегала и другая опасность: в общении с молодежью переходить на повелительный тон. Поэтому Павел приказывает ему относиться к молодым, как к братьям, общаться с ними на равных, а не свысока.
5,2 К женщинам пожилым он должен относится, как к матерям, с любовью и должным уважением.
Его взаимоотношения с молодыми женщинами должны быть чисты. Он не только должен избегать всего однозначно греховного, но и остерегаться неблагоразумных поступков и поведения, за которым кто-либо мог бы усмотреть зло.

Б. Вдовам (5,3-16)

5,3 В стихах 3-16 Павел говорит о вдовах в поместной церкви и о том, как к ним нужно относиться.
Прежде всего, поместная церковь должна почитать истинных вдов. Под почитанием здесь подразумевается не только уважение, но и финансовая помощь. Истинная вдова - та, у которой нет никаких источников дохода и которая в поддержании своего существования во всем полагается на Господа. У нее нет никаких родственников, которые могли бы о ней позаботиться.
5,4-5 В этом стихе описана другая группа вдов. Это те, у которых есть дети и внуки. В таких случаях дети должны учиться практическому благочестию, воздавая матери (или бабушке) сторицей за все доброе, что она для них сделала. Этот стих ясно говорит, что благочестие начинается дома.
Свидетельство тех, кто громко говорит о своей религии и пренебрегает людьми, связанными с ним кровными узами, наносит вред христианской вере.
Богу угодно, чтобы христианин заботился о своих родных, которые иначе остались бы без средств к существованию. (И в самых древних, и в большинстве рукописей слова "хорошо и" перед "угодно" отсутствуют. Правилен, несомненно, более краткий вариант.)
В Ефессянам 6,2 апостол Павел ясно учит: "Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием". Как уже говорилось, истинная вдова - та, у которой нет доходов и которой неоткуда ждать помощи, кроме как от Бога.
5,6-7 Противоположностью вдове из стиха 5 выступает вдова сластолюбивая. В вопросе о том, христианка ли эта женщина или только называет себя таковой, существует разногласие.
Мы считаем, что она - истинная христианка, но отступившая от веры. Она мертва во всем, что касается общения с Богом или же полезности для Его дела. Тимофею следовало предостерегать таких вдов от погони за удовольствиями, а также учить христиан заботиться о своих нуждающихся родственниках.
5,8 Павел подчеркивает всю серьезность проступка тех, кто не заботится о своих родных и особенно о домашних. Он называет подобное поведение отречением от веры. Христианская вера постоянно утверждает, что все истинные верующие должны заботиться друг о друге. Не делая этого, христианин своими поступками отрекается от тех истин, которым учит христианство. Такой человек хуже неверного по той простой причине, что многие неверующие проявляют трогательную заботу о своих родственниках. К тому же такой верующий своими делами может навлечь позор на имя Господа, чего не сделает неверующий.
5,9 Этот стих заставляет предполагать, что у поместной церкви был список имен тех вдов, которым она оказывала поддержку. Павел уточняет, что в него не должны были заноситься имена вдов, которым еще не было шестидесяти лет.
Выражение "жена одного мужа" порождает те же проблемы, что и аналогичное выражение в стихах, посвященных диаконам и пресвитерам. Приводимые толкования аналогичны упомянутым ранее. Каково бы ни было его значение, бесспорно одно: супружеская жизнь этой женщины должна быть выше всяких нареканий, на нее не должно падать и тени подозрения в безнравственности.
5,10 Для того чтобы быть включенной в список, вдова также должна быть известна по добрым делам, свидетельствующим о ее высокой духовности.
Слова "если она воспитала детей", несомненно, означают, что теперь и она, и ее христианская семья могут гордиться плодами своих усилий. Заслуга матери не в том, чтобы просто вырастить детей, а в том, чтобы их хорошо воспитать.
Еще одна черта, характерная для благочестивой вдовы, - гостеприимство. Снова и снова НЗ говорит о достойной высших похвал добродетели страннолюбия.
Умывание ног гостям входило в обязанности раба. Поэтому здесь, несомненно, имеется в виду, что для христиан вдова часто исполняла самую грязную и унизительную работу. Но это может означать и то, что она умывала ноги святым в духовном смысле: "банею водною слова". Не имеется в виду, что она говорила проповеди перед толпами, нет, она приходила в дома и Словом Божьим очищала верующих от грязи, налипавшей в повседневных хлопотах.
Помощь бедствующим - это дела милосердия, совершенные для больных, скорбящих и изнемогающих.
Короче говоря, чтобы быть занесенной в этот список поместной церкви, вдова должна была отличаться усердием ко всякому доброму делу.
5,11 Это довольно трудный стих, но его значение, как нам кажется, таково: как правило, поручать молодых вдов заботе поместной церкви было бы ошибкой. Будучи молодыми, они, возможно, пожелают снова вступить в брак. Само по себе это желание не предосудительно, но временами оно становится столь сильным, что какая-либо из молодых вдов может выйти замуж даже за неверующего. Апостол говорит об этом как о поступке в противность Христу. Когда молодая вдова стоит перед выбором: выходить замуж за язычника или остаться незамужней из любви к Христу и в послушание Его Слову, она желает вступить в брак. Это, конечно, навлечет осуждение на поместную церковь, поддерживающую ее.
5,12 Осуждение здесь означает не вечную погибель, а то, что, отвергнув прежнюю веру, она навлекает на себя осуждение, или кару. Раньше она говорила о своей великой преданности и верности Господу Иисусу Христу, но теперь, когда появилась возможность выйти замуж за человека, Христа не любящего, она забыла все свои клятвы и обеты Христу и уходит с неверующим, изменив небесному Жениху. Павел не осуждает молодых вдов за вступление в брак. Более того, он настоятельно советует им это (ст. 14).
Чего он не приемлет, так это их духовной деградации, их готовности отбросить все Божественные заповеди ради того, чтобы заполучить мужа.
5,13 Решение поместной церкви оказать молодым вдовам финансовую поддержку может побудить их вести праздный образ жизни со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Вместо того чтобы заниматься своими делами, они сплетничают и, любопытствуя, суют нос в вопросы, которые их не касаются. Ничто из предпринимаемого поместной церковью не должно поощрять подобное поведение, потому что, как уже говорилось, это отрицательно отражается на христианском свидетельстве.
5,14 Поэтому Павел и говорит, что, как правило, лучше, если молодые вдовы будут вступать в брак, рождать детей и управлять христианским домом, не давая повода всяким нареканиям.
Павел, конечно, понимал, что не все молодые вдовы смогут вторично выйти замуж. Инициатива здесь принадлежит мужчине. Но он просто дает общее указание, которому должно следовать по мере возможности.
Противник, или сатана, неустанно рыщет в поисках обвинений против христианского свидетельства, и Павел принимает меры предосторожности против всего, что могло бы послужить поводом к злоречию.
5,15 Все, что апостол говорил о молодых вдовах, - не просто догадки или предположения. Это уже произошло. Некоторые совратились вслед сатаны в том смысле, что прислушались к голосу дьявола и, вопреки Слову Господа, вышли замуж за неверующего.
5,16 Здесь апостол опять возвращается к обязанности родственников заботиться друг о друге. Если какой верный или верная имеет в семье вдову, нуждающуюся в помощи, то он должен взять эту заботу на себя, чтобы церковь могла уделять больше внимания действительно нуждающимся, у которых нет близких родственников. (Отсутствие упоминания о верующем мужчине в некоторых рукописях, вероятно, случайно. Вряд ли Павел стал бы писать лишь о тех вдовах, о которых заботились верующие женщины.)
В этом разделе, в стихах 3-16, говорится о том, что при определенных обстоятельствах церковь делать должна, а не что она делать может, если только обстоятельства сложатся благоприятным образом и она решит, что это ей под силу. Величина этого параграфа свидетельствует о том, насколько важна для Святого Духа эта тема, которой большинство церквей сегодня пренебрегает.

В. Пресвитерам (5,17-25)

5,17 Оставшиеся стихи этой главы посвящены пресвитерам. Прежде всего Павел устанавливает правило: достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь. Слово "начальствующий" было бы лучше перевести как "подающий пример" (Дарби). Здесь не столько вопрос контроля, сколько личного примера. Такие пресвитеры достойны двойной чести.
Под честью здесь может подразумеваться уважение и не только уважение, но, возможно, и денежное вознаграждение (Мф. 15,6). Сугубая честь подразумевает и одно и другое. Пресвитер прежде всего достоин уважения народа Божьего за свой труд, но если он посвящает этому труду все свое время, то достоин и финансовой помощи. Те, которые трудятся в слове и учении, - это люди, которые так много времени посвящают проповеди и учению, что не в состоянии зарабатывать себе на жизнь.
5,18 В доказательство того, что пресвитер достоин вознаграждения, приведены два стиха из Писания. Первый взят из Второзакония 25,4, второй - из Ев. от Луки 10,7. Особый интерес эти стихи представляют в связи с вопросом о богодухновенности Писания. Павел берет один стих из ВЗ и один из НЗ, ставит их рядом на одну ступень и ссылается на оба как на Писание. Апостол, несомненно, считал, что и НЗ, и ВЗ обладают одинаковым авторитетом.
Эти стихи учат, что вол, усердно трудившийся на жатве, не должен лишаться своей порции зерна. Трудящийся имеет право на часть плодов своего труда. Так и пресвитеры. Несмотря на то, что они не трудятся физически, они все равно достойны финансовой поддержки со стороны народа Божьего.
5,19 Занимая в церкви очень ответственное положение, пресвитеры становятся излюбленной мишенью для нападок сатаны. Поэтому Дух Божий предпринимает определенные меры, чтобы оградить их от ложных обвинений. Он устанавливает правило, что на пресвитера не накладывается никакое взыскание до тех пор, пока обвинение не будет подкреплено словами двух или трех свидетелей. Вообще-то данное правило действует в отношении любого члена церкви, но здесь оно подчеркивается особо, потому что опасность несправедливого обвинения пресвитера особенно велика.
5,20 Если же пресвитер найден виновным в грехах, наносящих урон свидетельству церкви, то его следует обличить перед всеми. Это заставляет верующих осознать всю опасность греха, прокравшегося в христианское служение, и является хорошим профилактическим средством.
Некоторые богословы считают, что стих 20 относится не конкретно к пресвитерам, а ко всем христианам. Сам принцип, несомненно, применим ко всем христианам, но, согласно контексту стиха, его содержание касается именно пресвитеров.
5,21 Решая в поместной церкви вопрос о наказании, нужно остерегаться двух опасностей. Первая из них - предубеждение, вторая - пристрастность. Предубежденность против человека отрицательно сказывается на решении его дела. Или же мы не можем отнестись к кому-то беспристрастно, ослепленные его богатством, высоким положением в обществе, его обаятельностью. Поэтому Павел и заклинает Тимофея перед Богом и Господом Иисусом Христом, а также перед избранными ангелами следовать наставлениям, не пытаться судить, не собрав всех фактов, не быть к кому-то снисходительным только потому, что он чей-то друг или же пользуется известностью. Каждое дело должно рассматриваться, как перед Богом и Господом Иисусом, а также перед ангелами.
Ангелы внимательно наблюдают за миром, в котором мы живем, и в решении вопросов церковного наказания должны видеть совершенную справедливость. Избранные ангелы - это те, кто не был вовлечен в грех или восстание против Бога, а сохранил свое первоначальное состояние.
5,22 Когда членом поместной церкви становится человек известный, христиане нередко стремятся побыстрее избрать его на руководящую должность. Павел же предостерегает Тимофея от поспешности в признании новичка. Не должен он и выражать свою солидарность с людьми, чей характер ему неизвестен, иначе, поступая так, он сделается участником в их грехах. Он должен сохранять не только моральную чистоту, но избегать и всякой ассоциации с грехом других.
5,23 Трудно сказать, что связывает этот стих с предыдущим. Может быть, апостол мудро предвидел, что участие в решении проблем и трудностей церкви пагубно скажется на здоровье Тимофея. Если это так, то Тимофей был далеко не первым и не последним, кто из-за этого "страдал желудком".
Хотя, скорее, Тимофей был вечной жертвой загрязненной воды, что нередко встречается в некоторых странах мира и сегодня.
Совет апостола: "Впредь пей не одну воду" означает, что Тимофей не должен был пить только воду, не позволяя себе даже вина. Павел рекомендует ему употреблять немного вина ради своего желудка и частых недугов. Здесь говорится об употреблении вина лишь в медицинских целях, и не нужно пытаться использовать этот стих для оправдания злоупотребления алкоголем.
Несомненно, речь здесь идет о настоящем вине, а не виноградном соке. Вряд ли о виноградном соке в те времена вообще знали, так как он приготавливается путем пастеризации - процесса, тогда еще не известного. На то, что это настоящее вино, указывают слова "немного вина". Не будь вино настоящим, эта оговорка не потребовалась бы.
Данный стих проливает свет и на вопрос о Божественном исцелении. Хотя Павел как апостол, несомненно, обладал властью исцелять все виды заболеваний, использовал он эту власть далеко не всегда. Здесь он оправдывает употребление лекарств при болезнях желудка.
5,24 Создается впечатление, что апостол возвращается к теме, поднятой в стихе 24, где он предостерегал Тимофея от излишней торопливости в возложении рук на других. Стихи 24 и 25 развивают эту мысль дальше.
Грехи некоторых людей явны, настолько очевидны, что подобны глашатаю, идущему перед этим человеком, громко трубящему и объявляющему его грешником на всем его пути к осуждению. Но так бывает далеко не со всеми. Грехи некоторых открываются лишь впоследствии. К первой группе мы можем отнести пьяницу, известного всей округе. Но есть и муж, вступивший в тайную любовную связь с другой женщиной. Сейчас об этом, может быть, никто и не догадывается, но очень часто через какое-то время вся правда выходит наружу.
5,25 Это же можно сказать и о хороших людях. Добрые дела одних бросаются в глаза каждому. Другие же более скромны и скрытны, и доброта их сердца станет видна лишь спустя какое-то время.
Даже если сейчас мы не видим в ком-то ничего доброго, может быть, что-то проявится позже. Из этого мы должны сделать вывод: не следует судить о человеке по первому впечатлению, нужно подождать, пока со временем раскроется его истинный характер.

Глава 6

Г. Рабам и хозяевам (6,1-2)

6,1 Теперь в центре нашего внимания поведение слуг. О них говорится как о рабах, под игом находящихся, то есть под игом рабства. Прежде всего апостол обращается к тем рабам, господа которых неверующие. Должны ли рабы в таком случае держаться надменно? Должны ли восставать против своих хозяев и пытаться сбежать? Или всячески уклоняться от работы? Нет, напротив, они должны почитать господ своих достойными всякой чести.
Это значит, что им следует оказывать хозяевам надлежащее почтение, работать послушно и усердно и стараться быть в помощь, а не в обузу. Великим стимулом к такому усердному труду будет сознание, что это отражается на свидетельстве о Христе. Если раб-христианин будет груб или непокорен, его хозяин станет проклинать имя Божье и христианскую веру. Он решит, что верующие - люди ни на что не годные.
История ранней церкви свидетельствует, что рабы-христиане на невольничьих рынках стоили намного дороже неверующих. Когда хозяин знал, что стоявший на помосте раб - христианин, он зачастую был готов заплатить за него больше, так как не сомневался, что этот раб будет служить ему добросовестно и верно. Это великая дань уважения христианской вере.
Данный стих напоминает нам, что как бы низко не стоял человек на социальной лестнице, у него есть неограниченные возможности для свидетельства о Христе и прославления Его имени. Многие указывают, что НЗ нигде не осуждает институт рабства открыто. Тем не менее по мере распространения христианства исчезало и плохое обращение с рабами.
Каждый истинный верующий должен осознавать, что он - раб Иисуса Христа. Он выкуплен дорогой ценой; себе он больше не принадлежит. Им, его духом, душой и телом владеет Иисус Христос, и Он достоин всего самого лучшего, что есть у верующего.
6,2 Стих 2 обращен к рабам, имеющим господами верных. Соблазн обращаться с хозяевами небрежно был, несомненно, велик. Вполне вероятно, что, когда поместная церковь собиралась вечером в день Господень для хлебопреломления (Деян. 20,7), вокруг стола сидели и христиане-господа, и христиане-рабы - все братья в Иисусе Христе. Но рабам не следовало из этого делать вывод, что отныне все социальные различия уничтожены. То, что его господин был христианином, вовсе не значило, что раб не обязан его почитать и ему служить. Тот факт, что его хозяин - верующий и возлюбленный брат, должен побуждать раба работать для него еще усерднее.
О господах-христианах здесь говорится не только как о верных (верующих) и возлюбленных, но и как о тех, кому благодетельствуют. (В синодальном переводе акценты другие. Но в переводе еп. Кассиана этот стих звучит так: "Те же, которые имеют господами верных, пусть не пренебрегают ими, потому что они братья, но пусть еще усерднее им служат, потому что верны и возлюбленны те, которые получают от них благодеяние".)
В этом обычно видят указание на то, что и они имеют долю в благословении спасения. Тем не менее эти слова можно понять и так: поскольку и хозяева, и рабы заинтересованы в добрых делах, они должны служить рука об руку, стараясь помочь друг другу.
Слова "учи сему и увещевай", несомненно, относятся к предшествовавшим наставлениям для рабов-христиан. В наши дни они относятся к взаимоотношениям работодателя и его рабочих.

VI. Лжеучителя и любовь к деньгам (6,3-10)

6,3 Теперь в центре внимания Павла те, кто склонен проповедовать в церкви новые и чуждые ей доктрины. Эти люди не следуют здравым словам. "Здравый" означает "несущий здоровье". Такими были слова Господа нашего Иисуса Христа, когда Он находился здесь, на земле, которые мы можем прочесть в Евангелиях. Сюда же относится и все учение НЗ. Это учение о благочестии в том смысле, что оно поощряет к благочестивому поведению.
6,4 Такие люди горды. Они утверждают, что обладают высшим знанием, на самом же деле не знают ничего. Как Павел сказал раньше, они не знают, о чем говорят.
Они до безумия любят состязания и словопрения. Слово "заражен" буквально означает "больной". Эти люди духовно нездоровы и вместо того, чтобы проповедовать несущие здоровье доктрины, учат словам, которые делают святых больными. Они поднимают всевозможные вопросы, не служащие духовному назиданию, и препираются о словах.
Так как предметы их спора не имеют к учению Библии никакого отношения, то и прийти к окончательному решению невозможно. В результате их учение порождает зависть, распри, злоречия и лукавые подозрения. Ленски пишет:
"В их дискуссиях и словопрениях один начинает завидовать сноровке, приобретенной другим; ссоры разгораются по мере того, как они состязаются и противоречат друг другу; все чаще с губ срываются богохульства, то есть обвинения и угрозы, изложенные языком Библии". (R.C.H. Lenski, The Interpretation of St. Paul's Epistles to the Thessalonians, to Timothy, to Titus and to Philemon, p. 700.)
6,5 Эти пустые споры разгораются из-за людей поврежденного, то есть больного, ума. Ленски точно заметил:
"Больной ум находится в состоянии разложения и распада; в области морали и духовного умственные способности уже не способны функционировать нормально. Их реакция на истину далека от здравой. Реальность и ее истинное отображение должны порождать реакцию принятия, в особой мере это относится к спасающей Божественной истине Евангелия; всякая же ложь, искажение и извращение, в особенности затрагивающие сферу морали и духовного, должны порождать реакцию отвержения... Встречаясь с истиной, поврежденный ум видит и ищет лишь возражения, которые может против нее выдвинуть; встречаясь же с тем, что от истины отличается, он видит и ищет причины, почему он эти отличия должен принять". (R.C.H. Lenski, The Interpretation, p.701-702.)
Также эти люди чужды истины. Когда-то они с этой истиной ознакомились, но, отвергнув свет, были лишены и той истины, которую прежде имели.
Они думают, будто благочестие служит для прибытка. Учителями религии они стали, очевидно, потому, что сочли эту профессию выгодной, где хорошо оплачиваются даже незначительные усилия. "Самое святое из всех призваний они превращают в доходное ремесло".
Это напоминает нам не только пастырей-наемников, выдающих себя за служителей Христа, но не имеющих подлинной любви к истине, но и дух коммерции, пропитавший все современное христианство: продажа индульгенций, лотерейные розыгрыши, базары, распродажи и т. п. Удаляйся от таких. (В некоторых рукописях это предложение опущено.) Нам приказано сторониться подобных нечестивых учителей.
6,6 В предыдущем стихе описано неправильное понимание приобретения, здесь же раскрывается его истинное значение. Сочетание благочестия с довольством - великое приобретение. Свидетельство одного благочестия без довольства было бы однобоким. Довольство же без благочестия и вовсе не принадлежит к характерным чертам христианства. Но обладать истинным благочестием и одновременно быть удовлетворенным положением своих личных дел - этого не купишь ни за какие деньги.
6,7 Эта глава во многом схожа с учением Господа Иисуса в Его Нагорной проповеди. Стих 7 напоминает нам Его наставление о вере в то, что наш Небесный Отец дает нам все нужное.
В жизни есть три момента, когда наши руки абсолютно пусты: когда мы рождаемся, когда приходим к Иисусу и когда умираем. Этот стих напоминает нам о первом и последнем. Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него.
Перед смертью Александр Македонский сказал: "Когда я умру, вынесите меня на похоронных носилках перед всеми; рук же моих не запеленывайте, а уложите так, чтобы все видели, что они пусты!" Бейтс комментирует это так:
"Да, эти руки, которые когда-то правили самым гордым из всех государств мира; которые когда-то держали самый победоносный из всех мечей; которые когда-то были полны серебра и золота; во власти которых когда-то было спасти или оборвать чью-то жизнь, - эти руки теперь ПУСТЫ". (Edward Herbert Bates, Spiritual Thoughts from the Scriptures of Truth, p. 160.)
6,8 Довольство приходит, когда удовлетворены основные потребности человека. Наш Небесный Отец знает, что нам нужна пища и одежда, и обещал дать нам их. Большая часть жизни неверующего проходит в заботах о пропитании и одежде. Христианин же должен искать прежде Царства Божьего и Его праведности, а Бог позаботится, чтобы у него было все необходимое для жизни.
Слово, переведенное как "одежда", здесь означает "покров", включая и жилище, и одежду. Мы должны быть довольны, имея пропитание, жилище и одежду.
6,9 Стихи 9-16 адресованы непосредственно желающим обогащаться. Их грех не в том, что они богаты, а в том, что страстно этого домогаются. Желающие обогащаться - люди, которые не довольствуются пищей, одеждой и крышей над головой, а жаждут большего.
Желание быть богатым вводит человека в искушение. Ради достижения своей цели он поддается соблазну пойти на обман или насилие. В арсенал его средств входят азартные игры, игра на бирже, мошенничество, лжесвидетельство, кража и даже убийство. Такой человек попадает в сеть, или капкан. Желание становится настолько сильным, что он уже не может от него избавиться. Возможно, он обещает себе, что остановится, как только накопит определенную сумму денег. Но остановиться он не может. Когда эта цель достигнута, ему хочется большего. Его душа попадает в сеть забот и страхов, которые приносит с собой страсть к деньгам. Люди, твердо решившие разбогатеть, впадают во многие безрассудные похоти. Они непременно хотят перещеголять соседей. Чтобы не ударить в грязь лицом, они часто вынуждены приносить в жертву желанию некоторые действительно важные жизненные ценности.
К тому же они впадают и во вредные похоти. Жадность к богатству принуждает их ставить под угрозу здоровье своего тела и души. Они настолько заняты материальным, что погружаются в бедствие и пагубу. В неустанной погоне за золотом они пренебрегают своими бессмертными душами. Барнс предупреждает:
"Погибло все. До основания разрушены счастье, репутация, добродетели и душа. Всепоглощающее желание быть богатым ведет к веренице безрассудств, которые губят все и в этой жизни, и в будущей. А сколько семей разрушено из-за этого!" (Albert Barnes, Notes on the New Testament: Thessalonians, Timothy, Titus, Philemon, p.199.)
6,10 Корень всех зол есть сребролюбие. Хотя и не все зло во вселенной берет свое начало в любви к деньгам, сребролюбие, несомненно, является одним из главных источников многих зол. Подобная любовь, например, ведет к зависти, раздорам, воровству, нечестности, несдержанности, забвению Бога, эгоизму, растратам и др.
Речь здесь идет не о деньгах как таковых, а о любви к ним. Есть множество способов использовать деньги на служение Господу, что приведет к добру. К греху и позору ведет лишь сребролюбие.
Один из злых плодов любви к деньгам - отход от христианской веры. В безумной погоне за золотом человек до такой степени запускает свою духовную жизнь, что вскоре уже трудно сказать, был ли он вообще спасен.
Эти люди не только утратили интерес к духовным ценностям, но и подвергли себя многим скорбям. Задумайтесь о тех скорбях, которые порождает тяга к богатству! Трагедия жизни, прожитой впустую. Скорбь об ушедших в мир детях. Боль при виде богатства, тающего на глазах. Страх предстать перед Богом или же неспасенным, или с пустыми руками.
Епископ Дж. Ч. Райл подводит итог:
"Из всего, что у нас есть, наименьше удовлетворения нам приносят деньги. Они, бесспорно, снимают с наших плеч груз некоторых забот, но количество новых проблем, которые они на нас возлагают, превосходит объем проблем исчезнувших. Больших усилий стоит уже добыть их, забот и тревог - стремление их сохранить. Трата денег несет много искушений. Неправильное их использование - чувство вины. Их потеря - великую печаль. Вопрос о том, как ими распорядиться, ставит нас в тупик. Причина двух третей всех разногласий, ссор и судебных тяжб все та же - деньги!" (J.C. Ryle, Practical Religion, p. 215.)
Самый богатый человек в мире владел нефтяными скважинами, нефтеперерабатывающими заводами, танкерами и нефтепроводами; ему также принадлежали гостиницы, страховая компания и авиакомпании. Свое поместье в 300 гектаров он окружил телохранителями, злыми псами, стальной решеткой, прожекторами, звонками и сиренами. Он боялся не только самолетов, кораблей и сумасшедших, но и тяжелой болезни, старости, беспомощности и смерти. Он был одинок и угрюм и признал, что счастья за деньги не купишь. (Из репортажей о Ховарде Хьюс.)

VII. Заключительные повеления Тимофею (6,11-21)

6,11 Павел обращается к Тимофею как к человеку Божьему. В ВЗ этого звания часто удостаивали пророков - людей, благочестивых в своем поведении. Это может служить указанием на то, что у Тимофея был дар пророчества.
Противопоставляется человеку Божьему "человек греха", описанный в 2 Фессалоникийцам. Человек греха будет самим воплощением греха. Все в нем будет наводить людей на мысль о грехе. Тимофей должен быть человеком Божьим, человеком, вид которого заставляет людей думать о Боге и Его прославлять.
В своем служении Христу Тимофей должен избегать самомнения (ст. 4), нечистоты (ст. 5), духа недовольства (ст. 6-8), глупых и вредных похотей (ст. 9) и любви к деньгам (ст. 10). Он должен вырабатывать в себе христианский характер - единственное, что он сможет взять с собой на небеса. Здесь названы некоторые черты такого характера: праведность, благочестие, вера, любовь, терпение, кротость.
Праведность говорит о нашем справедливом и честном отношении к другим людям. Благочестие - это наше подобие Богу. Вера может означать и верность, благонадежность. Любовь говорит о наших нежных чувствах и к Богу, и к другим людям. Терпение можно определить как непоколебимость или же выносливость в испытаниях, в то время как кротость - доброжелательность и смиренность нрава.
6,12 Тимофей должен не только убегать и преуспевать, но и подвизаться. Подвизаться - значит не сражаться, а скорее состязаться. Данное слово взято из словаря не битв, а соревнований. Добрый подвиг, о котором здесь говорится, - это христианская вера и связанный с ней забег. Тимофей должен хорошо бежать в этом забеге. Он должен держаться вечной жизни. Это не значит, что он должен стремиться к спасению. Оно у него уже есть. Но теперь день за днем в его поступках должна отражаться вечная жизнь, которую он уже получил.
К этой вечной жизни Тимофей был призван в момент обращения. Он также исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями. Под этим, возможно, имеется в виду его крещение, хотя оно может включать и все последующее свидетельство о Господе Иисусе Христе.
6,13 Теперь апостол дает Тимофею торжественное повеление и делает это в присутствии двух величайших Свидетелей. Повеление дано, во-первых, перед Богом, все животворящим. Возможно, Павел, когда писал Тимофею, осознавал, что однажды он может сложить голову за исповедание Господа Иисуса. В этом случае молодому воину необходимо помнить, что именно Бог дает всему жизнь. Даже если людям и удастся убить Тимофея, его вера - в Того, Кто воскрешает мертвых.
Во-вторых, повеление дано перед Иисусом Христом. Он - великий пример доброго исповедания. Перед Понтием Пилатом Он засвидетельствовал доброе исповедание. Хотя это может относиться ко всем словам и поступкам Спасителя перед римским прокуратором, особым образом здесь, по-видимому, имеются в виду слова Иисуса: "Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего" (Ин. 18,37). Это решительное исповедание должно служить Тимофею примером в свидетельстве об истине.
6,14 Павел повелевает Тимофею хранить заповедь. Некоторые считают, что это относится к заповеди подвизаться добрым подвигом, упомянутой ранее. Другие предполагают, что имеется в виду все, что Павел повелевает Тимофею в этом письме. Кто-то полагает, что заповедь - это Евангелие, или откровение Бога, как оно дано в Слове Божьем. Мы считаем, что это требование хранить истину христианской веры.
Выражение "чисто и неукоризненно" относится не к заповеди, а к самому Тимофею. Свидетельство жизни Тимофея, хранящего заповедь, должно быть незапятнанным и выше всяких нареканий.
НЗ постоянно напоминает верующим о явлении Господа нашего Иисуса Христа. Верность Христу в этом мире будет вознаграждена пред судилищем Христа. Эти награды станут видны всем, когда Господь Иисус вернется на землю, чтобы установить Свое Царство. Тогда-то и проявятся результаты верности или неверности.
6,15 Среди богословов нет согласия в том, о ком в этом и следующих стихах идет речь: о Боге Отце или же о Господе Иисусе Христе. Создается впечатление, что в стихе 15, взятом отдельно, говорится о Господе Иисусе, потому что именно Он в Откровении 17,14 назван Царем царей и Господом господствующих. С другой стороны, стих 16 явно относится к Богу Отцу.
Как бы то ни было, значение стиха 15 скорее всего следующее: когда Господь Иисус вернется, чтобы царствовать на этой земле, люди осознают, кто единый и блаженный сильный. Его явление покажет, кто истинный Царь. В те дни, когда Павел писал это Тимофею, и вплоть до наших дней Господь Иисус был и продолжает оставаться отвергнутым. Но грядет день, когда будет ясно показано, что Он - Царь всех, кто стоит у власти, и Господин всех, кто распоряжается по-господски.
Блаженный (благословенный) - не только достойный всяческой похвалы, но и имеющий в Самом Себе полноту благословения.
6,16 При явлении Господа Иисуса люди осознают и то, что лишь Бог имеет бессмертие. Это означает, что лишь Он обладает этим свойством в силу Своей природы. Бессмертие ангелов было им даровано, и при воскрешении верующие получат бессмертные тела (1 Кор. 15,53-54), бессмертие же Бога - в Нем Самом.
Далее о Боге говорится как об обитающем в неприступном свете. Здесь имеется в виду ослепительно сияющая слава, окружающая Божий престол.
Человек в своем природном состоянии от такого сияния просто бы испарился. Лишь те, кто приняты в Возлюбленном и совершенны во Христе, могут приблизиться к Богу и не погибнуть.
Бога в Его сущности никто из людей не видел и видеть не может. В ВЗ люди видели явления Бога, так называемые Богоявления. В НЗ Бог полностью явил Себя в Личности Своего возлюбленного Сына, Господа Иисуса Христа.
Тем не менее для обычных глаз Бог невидим. Именно Ему принадлежат честь и держава вечная. Этим славословием Павел и завершает свое повеление Тимофею.
6,17 До этого Павел долго говорил о тех, кто хочет быть богатым. Здесь он обращается к тем, кто уже богат. Тимофей должен их увещевать, чтобы они не высоко думали о себе. Это большое искушение для всех богачей. Они склонны смотреть сверху вниз на всех, у кого не очень много денег, как на существа некультурные, невоспитанные и не очень-то умные. Это, несомненно, не всегда соответствует истине.
В НЗ, в отличие от ВЗ, большое богатство не служит свидетельством Божьего благословения. В то время как под законом богатство было знаком Божественной благосклонности, величайшим благословением нового века стали страдания.
Богатым не стоит уповать на, дословно, "ненадежность богатства". Деньги удержать в руке так же трудно, как и песок. Хотя нам и кажется, что огромное состояние гарантирует безопасность, но единственная действительно надежная вещь в этом мире - Слово Божье.
Поэтому-то богатых и призывают уповать на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения. Коварство богатства в том, что неимоверно трудно им владеть, на него не надеясь. Но это одна из форм идолослужения: ведь тогда мы отрицаем истину, что именно Бог дает нам все обильно для наслаждения. Эта истина не может служить оправданием жизни в роскоши; она просто утверждает, что Бог - источник всякого наслаждения, дать которое не под силу никаким сокровищам.
6,18 Христианину напоминают, что деньги, которые у него есть, ему не принадлежат. Они просто доверены в его распоряжение. Он несет ответственность за использование их для славы Бога и на благо людей. Он должен расходовать их на добрые дела и с готовностью делиться ими с нуждающимся.
Девиз жизни Джона Уэсли таков:
"Делай все добро, какое только можешь, всеми путями и средствами, какими только можешь, повсюду, где только можешь, и всегда, когда только можешь, всем людям, каким только можешь, так долго, как только можешь".
Слова "щедр и общителен" указывают на обязанность христианина быть готовым использовать свои деньги всегда, когда Господь потребует этого.
6,19 Этот стих подчеркивает ту истину, что у нас есть возможность в этой жизни распорядиться нашими финансами так, что они принесут нам дивиденды в вечности. Используя наши деньги на Божье дело сегодня, мы собираем доброе основание для будущего. Таким образом мы достигаем вечной жизни, которая действительно жизнь.
6,20 Вот мы и подошли к заключительному предостережению Павла. Он повелевает Тимофею хранить преданное ему. Под этим он подразумевает, скорее всего, истинное учение христианской веры. Речь здесь идет не о душе Тимофея или его спасении, но об истине Евангелия благодати Божьей.
Истина, доверенная Тимофею, должна была, подобно деньгам, положенным в банк, пребывать в целости и сохранности.
Он должен избегать негодного пустословия и прекословий лжеименного знания. Пустословие, или болтовня, - это пустые разговоры на темы, не служащие к назиданию. Павел осознавал, что Тимофей столкнется с огромным количеством учений, которые, выдавая себя за истинное знание, на самом деле будут противоречить христианскому откровению.
Епископ Моул пишет:
"Гностики времен Павла утверждали, что ведут своих учеников "мимо заурядной толпы простых верующих в высшие круги людей одаренных, которые должны знать тайны бытия и благодаря этому знанию жить, освободившись из-под гнета материи, свободно странствуя в мире духа". (H.C.G.Moule, Studies in II Timothy, p. 91.)
От всего подобного Тимофей должен отвращаться. В наши дни это относится к таким сектам, как "Христианская наука". Эта система заявляет о своей якобы христианской сущности и обладании истинным знанием, на самом же деле ее знание лживое. Ни к христианству, ни к науке оно не имеет никакого отношения.
Стих 20 можно применить и ко многим формам естествознания, преподаваемым в наших школах сегодня. (Латинское слово "scientia" означает просто "знание".)
Истинные научные открытия никогда не будут противоречить Библии, потому что научные тайны заложил во вселенную Тот же, Кто написал Библию - Сам Бог. Но многие так называемые научные факты на самом деле не что иное, как ничем не доказанные предположения. Любая такая гипотеза, противоречащая Библии, должна быть отвергнута.
6,21 Павел осознавал, что некоторые, называющие себя христианами, попали в сети этих лжеучений и уклонились от веры. Из этих слов нам ясно видно, насколько опасны так называемые интеллектуализм, модернизм, либерализм и все другие "измы", которые игнорируют Христа или "разбавляют" Его учение.
Благодать с тобою. Это благословение неизменно присутствует во всех письмах Павла, потому что лишь благодать Бога может удержать Его народ на прямом и узком пути. Аминь.

Библиография (Пастырские послания)

Bates, Edward Herbert, Spiritual Thoughts from the Scriptures of Truth. London: Pickering and Inglis, n.d.
Bernard, J. H. The Pastoral Epistles. Cambridge: University Press, 1899.
Erdman, Charles R. The Pastoral Epistles of Paul. Philadelphia: Westminster Press, 1923.
Fairbairn, Patrick. Commentary on the Pastoral Epistles. Edinburgh: T. & T. Clark, 1874.
Guthrie, Donald. The Pastoral Epistles, (TBC). Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1957.
Hiebert, D. Edmond. First Timothy. Chicago: Moody Press, 1957.
____. Second Timothy. Chicago: Moody Press, 1958.
___ . Titus and Philemon. Chicago: Moody Press, 1957.
Ironside, H. A. Addresses, Lectures, Expositions on Timothy, Titus, and Philemon. New York: Loizeaux Bros., 1947.
Kelly, William. An Exposition of the Epistle of Paul to Titus. London: Weston, 1901.
___. An Exposition of the Two Epistles to Timothy, 3d Ed. Oak Park, IL: Bible Truth Publishers, n.d.
Kent, Homer A. The Pastoral Epistles. Chicago: Moody Press, 1958.
King, Guy H. A Leader Led: A Devotional Study of I Tim. Fort Washington, Pa.: Christian Literature Crusade, 1944.
___. To My Son: An Expositional Study of II Tim. Fort Washington, Pa.: Christian Literature Crusade, 1944.
Lilley, J. P. "The Pastoral Epistles", Handbook for Bible Classes.
Edinburgh: T. & T. Clark, 1901.
Lock, Walter. A Critical and Exegetical Commentary on the Pastoral Epistles (ICC). Edinburgh: T. & T. Clark, 1924.
Moule, H. C. G. Studies in II Timothy. Grand Rapids: Kregel Publications, 1977.
Plummer, Alfred. The Pastoral Epistles. New York: George H. Doran Company, n.d.
Smith, Hamilton. The Second Epistle to Timothy. Wooler, Northumberland, England: Central Bible Hammond Trust Ltd., n.d.
Stock, Eugene. Plain Talks on the Pastoral Epistles. London: R. Scott, 1914.
Van Oosterzee, J. J. "The Pastoral Letters". Lange's Commentary on the Holy Scriptures. Vol. 23. Grand Rapids: Zondervan Publishing House, n.d.
Vine, W. E. Exposition of the Epistles to Timothy. London: Pickering & Inglis, 1925.
Wuest, Kenneth S. The Pastoral Epistles in the Greek New Test. Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1953.