Откровение
Наш YouTube - Библия в видеоформате и другие материалы.
Христианская страничка
Лента обновлений сайта
Медиатека Blagovestnik.Org
в Telegram -
t.me/BlagovestnikOrg
Видеобиблия online

Русская Аудиобиблия online
Писание (обзоры)
Хроники последнего времени
Українська Аудіобіблія
Украинская Аудиобиблия
Ukrainian
Audio-Bible
Видео-книги
Музыкальные
видео-альбомы
Книги (А-Г)
Книги (Д-Л)
Книги (М-О)
Книги (П-Р)
Книги (С-С)
Книги (Т-Я)
Новые книги (А-Я)
Фонограммы-аранжировки
(*.mid и *.mp3),
Караоке
(*.kar и *.divx)
Юность Иисусу
Песнь Благовестника
старый раздел
Бесплатно скачать mp3
Нотный архив
Модули
для "Цитаты"
Брошюры для ищущих Бога
Воскресная школа,
материалы
для малышей,
занимательные материалы
Список ресурсов
служения Blagovestnik.Org
Архивы:
Рассылки (1)
Рассылки (2)
Проповеди (1)
Проповеди (2)
Сперджен (1)
Сперджен (2)
Сперджен (3)
Сперджен (4)
Карта сайта:
Чтения
Толкование
Литература
Стихотворения
Скачать mp3
Видео-онлайн
Архивы
Все остальное
Контактная информация
Поддержать сайт
FAQ


Наш основной Telegram-канал.
Наша группа ВК: "Христианская медиатека".
Наши новости в группе в WhatsApp.

Откровение Иисуса Христа

Когда мы читаем слова Пророчества сего, наши сердца должны преисполниться хвалой нашему Господу за благодать, спасшую нас от всего того, что грядет в этом веке. Другим благословением для нас служит уверенность в окончательной победе и славе.
Арно С. Габелин

Оглавление

Глава 10; Глава 11; Глава 12; Глава 13; Глава 14; Глава 15; Глава 16; Глава 17; Глава 18; Глава 19; Глава 20; Глава 21; Глава 22.

Глава 10

Е. Сильный Ангел с книгой (Гл. 10)

10,1 Теперь Иоанн видит другого сильного Ангела, сходящего с неба. Описание Ангела многих наводит на мысль, что это - Господь Иисус. Над головой он имел радугу - символ Божьего завета. Лицо его было как солнце - выражение нескрываемой славы. Ноги его, как столпы огненные; столпы свидетельствуют о силе и пламени суда.
10,2 Он держал раскрытую книгу или свиток, без сомнения, список надвигающихся судов. Поставив правую ногу на море, а левую ногу на землю, Он претендовал на мировое господство.
10,3-6 Когда Он воскликнул громким голосом, семь громов проговорили голосами своими. Видимо, Иоанн понял, что говорили эти громы, но, когда он хотел записать, Ангел запретил ему.
Потом Ангел поклялся Богом Творцом, что отсрочки (времени) уже не будет.
10,7 Тайна Божья совершится, когда будет трубить седьмая труба. Тайна Божья относится к Божьему плану наказания всех делающих зло и к установлению Царства Его Сына.
10,8-9 Иоанну было велено съесть эту книжку, то есть он должен был прочитать ее и поразмыслить над описанными в ней судами.
10,10 Как предсказал Ангел, свиток был сладкий, как мед, в устах Иоанна, но горький в его чреве. Для верующего сладко читать о решении Бога прославить Своего Сына там, где некогда Он был распят. Сладко читать о том, что все худое на земле будет исправлено. Но с изучением пророчества связана горечь. Горечь самоосуждения, которую вызывают пророческие Писания.
Горечь рассуждения о судах, которые скоро постигнут отступников - иудаизм и христианство. Горечь размышления над вечной гибелью всех, кто отвергает Спасителя.
10,11 Иоанну было сказано, что он должен опять пророчествовать о многих народах, племенах, языках и царях. В следующих главах Откровения выполняется этот наказ.

Глава 11

Ж. Два свидетеля (11,1-14)

11,1-2 Теперь Иоанну велено измерить храм Божий и жертвенник и сосчитать поклоняющихся в нем. По-видимому, измерение здесь совершается с целью охраны. Он не должен был измерять двор язычников, потому что он будет попираем язычниками сорок два месяца - вторую половину великой скорби (см. Лк. 21,24). Храм, упомянутый здесь, - это храм, который будет находиться в Иерусалиме во время великой скорби. Исчисление поклоняющихся может означать, что Бог сохранит для Себя остаток поклоняющихся. Жертвенник символизирует те средства, при помощи которых они будут приступать к Нему, то есть жертвенный подвиг, совершенный Христом на Голгофе.
11,3 Во вторую половину великой скорби Бог воздвигнет двух свидетелей.Облеченные во вретище, символ сетования, они будут вопиять против людских грехов и возвещать грядущий Божий гнев.
11,4 Два свидетеля сравниваются с двумя маслинами и двумя светильниками. Как маслины, они исполнены Духом (маслом). Как светильники, они несут свидетельство Божьей истины в годину мрака. (Как ветхозаветную параллель смотри Зах. 4,2-14.)
11,5 Три с половиной года эти свидетели чудно охраняются от вреда.
Огонь, выходящий из их уст, истребляет их врагов, и даже попытка обидеть их наказывается смертью.
11,6 Они имеют власть наводить засуху на землю, превращать воду в кровь и поражать землю всякою язвою.
Неудивительно, что их обычно ассоциируют с Моисеем и Илией. Их власть превращать воду в кровь и поражать землю всякою язвою напоминает нам о том, что делал Моисей в Египте (Исх. 7,14-20; 8,1 - 12,29). Их власть над огнем и дождем напоминает нам о служении Илии (3 Цар. 17,1; 18,41-45; 4 Цар. 1,9-12).
Макконки говорит: "Они будут предупреждать людей, находящихся в храме, о человеке греха, которому те пришли поклоняться. Они будут убеждать их, что время его триумфа коротко; что Иисус придет, чтобы поразить его; что надвигаются опасности, которые повлекут скорби; что они не должны дорожить своей жизнью, когда наступит проверка на жизнь и смерть; что они должны бояться не того, кто может убить только тело, а того, кто может ввергнуть и душу, и тело в ад; о величии и близости Царя и Его Царства, которое наступит после кратковременного страдания; об уверенности, что если они с Ним страдают, то с Ним будут царствовать; и о вечном мире, праведности и славе, которые будут принадлежать тем, кто претерпит до конца, даже если это будет означать мученичество в великую годину испытания, через которую они проходят. Их свидетельство из Книги будет поистине сильным". (McConkey, The Book of Revelation, pp. 68-69.)
11,7 Когда они закончат свое свидетельство, зверь из бездны убьет их. Похоже, этот зверь тот же, что и в 13,8 - глава восстановленной Римской империи.
11,8 Трупы свидетелей будут лежать на улицах Иерусалима три с половиной дня. Иерусалим здесь назван Содом из-за его гордости, похотей, процветающей праздности и безразличия к нуждам других (см. Иез. 16,49). Египтом он назван из-за прелюбодеяния, гонений и порабощенности греху и нечестию.
11,9 Люди из всех народов будут смотреть на их трупы, но не позволят похоронить их - ужасное унижение в большинстве культур.
11,10 Живущие на земле возрадовались, потому что непопулярные пророчества смолкли. Люди обмениваются подарками больше, чем они делают это сегодня в рождественские праздники. Люди любят только тех пророков, которые мертвы.
11,11-12 После трех с половиной дней Бог воскресит их, большей частью для того, чтобы навести страх на народ, и восхитит на небо на глазах их врагов.
11,13-14 В тот же час Иерусалим постигнет великое землетрясение, десятая часть города падет, и семь тысяч человек погибнет. Оставшиеся в живых воздадут славу Богу, но это будет не истинное поклонение, а вынужденное признание Его силы. Второе горе прошло.
Это не значит, что все описанное с 9,13 по 11,13 представляет собой второе горе. Напротив, главы 10 и 11,1-13 - интервал между вторым горем (шестой трубой) и третьем горем (седьмой трубой).

З. Седьмая труба (11,15-19)

11,15 Звук седьмой трубы показывает, что великая скорбь закончилась и началось Царство Христа. Царство мира сего соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и Он будет царствовать вовеки веков! (Тексты NU и М дают "царство ... наступило".)
11,16-17 Павши на лица свои перед Богом, двадцать четыре старца возносят Ему благодарение за то, что Он принял Свою великую силу и торжественно вступил на царство.
11,18 И рассвирепели язычники на Него и стараются предотвратить Его коронацию. Но теперь пришло время Его гнева, время судить тех, кто не имеет духовной жизни, время погубить губителей. И настало время Господу наградить Своих пророков и народ, малых и великих.
11,19 Бог не забыл Свой завет со Своим народом - Израилем. Когда храм Божий открылся на небе, появляется ковчег завета Его, символ того, что все обещанное Им Израилю исполнится. Вслед за тем происходят молнии, и голоса, и громы, и землетрясение, и великий град.

Глава 12

И. Основные действующие лица в великой скорби (Гл. 12 - 15)

12,1 Великое знамение явилось на небе, то есть жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на голове ее венец из двенадцати звезд. Жена - это Израиль.
Солнце, луна и звезды описывают славу и владычество, обещанные народу в грядущем Царстве, точно так же, как они олицетворяли полную власть Иосифа над его отцом, матерью и братьями (Быт. 37,9-11).
12,2 Женщина находится в родах, ожидая рождения ребенка. В этих стихах вместились многие моменты из истории Израиля без всякого указания на интервалы между событиями или на то, что эти события обязательно происходят в хронологическом порядке.
12,3 Другое знамение на небе - огненно-красный дракон с семью головами и десятью рогами и с диадемой на каждой голове. Дракон - это сатана, но поскольку это описание перекликается с 13,1, где говорится о восстановленной Римской империи, здесь, возможно, изображен сатана, вдохновляющий эту мировую власть.
12,4-5 Взмахом хвоста дракон сметает на землю третью часть звезд - возможно, указание на войну на небе, которая произойдет в середине великой скорби и закончится тем, что падшие ангелы будут низвержены с неба на землю (см. ст. 8-9).
Дракон готов пожрать Младенца, как только Он родится. Это исполнилось в попытке Ирода Великого, вассала Рима, уничтожить новорожденного Царя евреев. Младенец мужского пола, несомненно, Иисус, Которому надлежит пасти все народы жезлом железным. Здесь описание перескакивает от Его рождения к Его восхищению.
12,6 Нынешняя эпоха Церкви размещается между стихами 5 и 6. В середине великой скорби часть израильского народа будет вынуждена бежать в тайное место - убежище в пустыне (некоторые считают, что это Петра).
Эти люди будут скрываться три с половиной года.
12,7 На небе происходит война между Михаилом и его ангелами, с одной стороны, и драконом и его ангелами - с другой. Это случится в середине великой скорби. Архангел Михаил помогает народу израильскому в его делах (Дан. 12,1).
12,8-9 Дракон совершенно разбит и потерял всякое право доступа на небо.
Он и его ангелы-приспешники низвержены на землю. Однако это еще не окончательный их удел (см. 20,1-3,10). Заметьте, как Иоанн описывает дракона: великий дракон, древний змий, дьявол, сатана, обольщающий всю вселенную.
12,10 Изгнание дракона сопровождается громким возгласом на небе, провозглашающим, что наступил триумф Бога и день победы Его народа.
Это предвкушение Тысячелетнего Царства. Кроме того, какое это славное событие - клеветник братьев наших низвержен.
12,11 Сообщение продолжается.
Преследуемые верующие евреи победили лукавого Кровью Агнца и словом свидетельства своего. Их победа основывалась на смерти Христа, а их свидетельство осуществлялось ценою собственной смерти. Будучи верными Ему, они запечатлели свое свидетельство своей кровью.
12,12-13 Небо может веселиться о том, что дракона не стало, но для земли и моря это плохое известие! Дьявол знает, что его время коротко, и намерен излить свою ярость как можно шире. В особой мере его ярость направлена против Израиля, народа, из которого произошел Мессия.
12,14 Верному остатку евреев дано два крыла большого орла, позволяющие ему быстро скрыться в своем убежище в пустыне. (Некоторые предполагают, что крылья указывают на большие военно-воздушные силы.) Там об этом остатке будут заботиться и охранять от нападок змея три с половиной года (время, времена и полвремени).
12,15-16 Пытаясь помешать Израилю убежать, змей пускает вслед народа большую реку, но землетрясение поглощает воду, и дьявол остается обманутым.
12,17 Рассвирепев из-за такого унижения, он старается отомстить евреям, оставшимся в стране, той части евреев, которые доказали истинность своей веры тем, что сохранили заповеди Божьи и имели свидетельство Иисуса.

Глава 13

13,1 Глава 13 представляет нам двух больших зверей: одного зверя, выходящего из моря, и другого, выходящего из земли, или страны, то есть из Израиля. Нет сомнения в том, что эти звери символизируют людей, которые будут играть выдающиеся роли в период великой скорби. Они сочетают черты четырех зверей из Даниила 7,3-7.
Первый зверь - глава восстановленной Римской империи, которая будет существовать в виде десяти государств.
Он выходит из моря, прообраза языческих народов. Он имеет десять рогов.
Даниил предсказал, что Римская империя будет восстановлена в виде десяти государств (Дан. 7,24). Он имеет семь голов. В 17,9-10 о них сказано, что это семь царей, вероятная ссылка на семь различных правителей или на семь разных стадий империи. Он имеет десять диадем на своих рогах. Они говорят о власти управлять, данной ему драконом, сатаной. На его головах богохульные имена, и он заявляет о себе, что он не просто человек, а Бог.
13,2 Зверь похож на барса, ноги у него, как у медведя, и пасть, как у льва.
У Даниила (7) барс является прообразом Греции; медведь - прообраз Мидо-Персии; а лев представляет Вавилон.
Таким образом, восстановленная Римская империя похожа на своих предшественников в том, что быстро побеждает, как барс; сильна, как медведь; и ненасытна, как лев. Короче говоря, она сочетает в себе все греховные черты предыдущих мировых империй. Эта империя и ее правитель получают сверхъестественную силу от сатаны.
13,3 У этого зверя на одной из его голов есть смертельная рана. Скоуфилд объясняет: "Осколки древней Римской империи никогда не переставали существовать как отдельные государства. Перестала существовать имперская форма правления - одна голова, раненая насмерть". (The Scofield Reference Bible, p. 1342.) Смертельная рана исцелена. Иными словами, империя восстановлена во главе с императором, называемым зверем.
13,4 Люди поклонились зверю. Они не только удивляются ему, они фактически поклоняются ему, как Богу. Также они поклоняются дракону.
13,5-6 Зверь гордо хвалится и произносит невыразимые богохульства.
Ему позволено действовать, или вести войну, сорок два месяца. Он выказывает грубую непочтительность к имени Бога, Его скинии и к живущим на небе.
13,7 Он ведет войну с народом Божьим и побеждает многих. Они предпочитают лучше умереть, чем покориться ему. Его власть простирается на весь мир - последнюю мировую империю до Царства Христа.
13,8 Те, кто не был истинно верующим, с готовностью поклонились зверю, потому что они никогда не верили Христу, их имена никогда не были записаны в книге жизни Агнца. А поскольку их имена не были найдены среди искупленных, то они были преданы своему заблуждению. Они отказались поверить истине, а теперь поверили лжи.
13,9 Это должно стать предупреждением для всех: принять свет Слова Божьего, пока еще есть возможность.
Результат отказа от света - отступление от света.
13,10 Истинные верующие могут быть уверены, что их гонители сами пойдут в плен и будут убиты мечом.
Это дает святым силу ждать с верой и терпением.
13,11 Второй зверь - еще одно главное действующее лицо в великой скорби. Он действует в тесном содружестве с первым зверем, даже организовывает международную кампанию поклонения первому зверю и громадному идолу, представляющему римского императора. Второй зверь выходит из земли, или страны. Если имеется в виду страна Израиль, то этот правитель, по всей вероятности, еврей. Он - лжепророк (см. 16,13; 19,20; 20,10). Он имеет два рога, похожих на рога агнца, придающих ему благородный и невинный вид, а также наводящих на мысль о том, что он олицетворяет Агнца Божьего. Он говорит, как дракон, показывая этим, что его сила и вдохновение исходят непосредственно от сатаны.
13,12-14 Он действует со всей властью первого зверя; это значит, что римский император даст ему неограниченную власть действовать вместо него. Он обладает сверхъестественной силой, так что может даже низвести огонь с неба. Конечно, цель этих чудес - обмануть людей, чтобы они поклонились человеку, как Богу.
13,15 Он вкладывает дух в этот большой образ, отвратительную мерзость запустения, так что он действительно может говорить. Возмездие за отказ поклониться - смерть.
13,16 Второй зверь настаивает, чтобы люди доказали свою преданность римскому императору, приняв знак, - начертание зверя на правую руку или чело.
13,17 Кроме этого знака, у зверя есть имя и таинственное число. Если человек не примет начертание, имя или число зверя, он не сможет ни купить, ни продать. Это попытка экономическими методами вынудить людей изменить Христу ради идолопоклонства. Это жестокое испытание, но истинные верующие предпочтут смерть отречению от своего Спасителя.
13,18 Число зверя - 666. Шесть - число человеческое. Тот факт, что оно на один меньше семи, может служить предположением, что человек отпал от славы Божьей или Божьего совершенства. Три шестерки - это грешная троица.
Один из самых важных вопросов, возникающих в связи с главой 13: кто в действительности антихрист, первый зверь или второй. По сути, аргумент в пользу того, что антихрист - первый зверь, таков: именно он настаивает, чтобы ему поклонились, как Богу. Те, кто придерживается мнения, что антихрист - второй зверь, ссылаются на то, что никакой еврей никогда не принял бы язычника за Мессию, а поскольку второй зверь - еврей, лжемессией должен быть он.

Глава 14

14,1 Мы видим Агнца, стоящего на горе Сион со ста сорока четырьмя тысячами, и у всех их на челах была печать. Это произойдет в будущем, когда Господь Иисус вернется на землю и станет в Иерусалиме с этой группой верующих от каждого из колен Израиля. Сто сорок четыре тысячи - те же самые, о которых упоминается в главе 7.
Теперь они собираются войти в Царство Христа.
14,2-3 Иоанн слышит музыку с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома и как бы гуслистов, играющих на гуслях своих. Только сто сорок четыре тысячи могли научиться той песне.
14,4-5 О них сказано, что они девственники, то есть не осквернились с женами (женщинами). Они сохранили себя от ужасного идолопоклонства и аморальности и следовали за Агнцем в полном послушании и преданности.
Пентакост говорит: "Они названы "первенцами Богу и Агнцу", то есть они первые в жатве великой скорби из тех, кто войдет в Тысячелетнее Царство, чтобы населить землю в тот период". (J. D. Pentecost, Things to Come, p. 300.)
Они не приняли ложь антихриста и отказались поклоняться простому человеку. Они остались непорочны, так как их исповедание Христа было непоколебимым.
14,6-7 Ангел, летящий по середине неба с вечным Евангелием, кажется, соответствует Ев. от Матфея, 24,14: "И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец". Главная тема Евангелия дана в стихе 7. Людям повелевается бояться Бога больше, чем зверя, и воздать славу Ему, а не этому образу-идолу. Конечно же, Евангелие только одно - Благая Весть о спасении по вере в Христа. Но разные Божьи намерения акцентируются по-разному. В великую скорбь Благая Весть будет направлена на то, чтобы отвращать людей от поклонения зверю и приготовить их к Царству Христа на земле.
14,8 Второй ангел объявляет о падении Вавилона. Об этом говорится в главах 17 и 18. Вавилон представляет отступивший иудаизм и отступившее христианство, которые составят единый коммерческий и религиозный конгломерат во главе с Римом. Все народы опьянеют от яростного вина его блуда.
14,9-10 Мы можем определить, что время, когда прозвучит весть третьего ангела, является серединой скорби.
Ангел предупреждает, что всякий, кто согласится поклониться зверю в любом его виде, испытает гнев Божий сегодня и в вечности. Вино ярости Его изольется на землю во время великой скорби. Но это будет только предвкушение страданий вечного ада, где неверующие будут мучимы в огне и сере.
14,11 Этот стих напоминает нам, что ад включает в себя вечное и ощутимое наказание. Библия никогда не учит, что умершие грешники истребятся. Дым мучения их будет восходить вечно, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью.
14,12 Именно в это время святые призваны терпеливо переносить жестокость зверя, чтобы исполнить заповеди Бога, отказавшись поклониться человеку или идолу, и крепко держаться исповедания веры в Иисуса. Окончательное осуждение грешников (ст. 9-11) служит к ободрению устоять в верности.
14,13 Верующие, которые умирают в этот период времени, не утратят благословений Тысячелетнего Царства. Человек говорит: "Блаженны живые". Бог говорит: "Блаженны умирающие в Господе", и: "...дела их идут вслед за ними". Все сделанное для Христа и во имя Его будет щедро вознаграждено: всякое добро, всякий жертвенный дар, молитва, слеза, слово свидетельства.
14,14 Если мы сравним этот отрывок с Ев. от Матфея (13,39 и 25,31-46), то узнаем, что жатва на земле произойдет во время второго пришествия нашего Господа. Здесь говорится, что жать идет Он; в Ев. от Матфея (13,39) жнецы - ангелы. И то и другое истинно; Христос совершает это посредством ангелов.
Здесь мы видим, что Христос опускается на светлом облаке, на Его голове золотой венец, и в руке Его острый меч.
14,15 Ангел из храма говорит Ему, чтобы Он пустил Свой серп, потому что пришло время жатвы. Эти слова не нужно расценивать как приказ; ангелы не вправе командовать Богом. Скорее, это просьба или послание, переданное от Бога Отца.
14,16 Есть две трактовки этой первой жатвы. Она может символизировать сбор верующих из скорби для входа в Тысячелетнее Царство. Согласно этой точке зрения, жатва соответствует доброму семени в Ев. от Матфея (13), то есть сынам Царства. Или это может быть жатва осуждения. В таком случае субъектами суда могут быть язычники, поскольку Израиль, по-видимому, представлен в следующей жатве (ст. 17-20).
14,17 Теперь описание возвращается к последним ужасным судам, которые обрушатся на неверующую часть израильского народа, как на земную виноградную лозу (см. Пс. 79,9; Ис. 5,1-7; Иер. 2,21; 6,9). Ангел выходит из храма, находящегося на небе, вооруженный острым серпом.
14,18 Иной ангел подает сигнал начать жатву. Этот ангел имеет власть над огнем, что может означать продолжение суда.
14,19 Зрелые гроздья винограда собирают и бросают в великое точило гнева Божьего. Давление ягод в процессе виноделия используется здесь как картина сокрушительного суда.
14,20 Ягоды истоптаны за городом Иерусалимом, возможно, в долине Иосафата. Кровавая резня будет столь сильной, что кровь потечет потоком протяженностью в 180 миль и глубиной до конских узд. Он протянется от Иерусалима до юга Едома.

Глава 15

15,1 Иное знамение на небе включает семь ангелов, имеющих семь последних язв, исполнение которых отмечает окончание ярости Божьей. Из этого мы узнаем, что находимся перед концом великой скорби.
15,2 Иоанн видит на небе большую группу людей, которые стоят на стеклянном море, смешанном с огнем. В них он узнает тех, кто отказался поклониться зверю или его образу. Без сомнения, за это они были замучены.
15,3-4 Но теперь они на небе и воспевают песнь Моисея и песнь Агнца, почти полностью составленную из стихов ВЗ. Ожидая того, что Бог собирается сделать с их мучителями на земле, они свидетельствуют, что Он праведен в судах Своих. Они прославляют Бога Вседержителя за Его дела и пути. Из контекста видно, что Его дела - это наказания, хотя, конечно, это можно отнести ко всем Его делам и путям.
"Царь святых" нужно читать "Царь народов".
Песнь Моисея прославляет Бога за освобождение от египетского рабства.
Песнь Агнца прославляет окончательное освобождение от сатаны и всех врагов духовной жизни. Таким образом, как удачно отметил А. Т. Пиерсон, "они отмечают две границы искупления, между которыми лежит вся история искупленного народа". (Arthur T. Pierson, Knowing the Scriptures, p. 248.)
Божьи суды на земле показали, что Он - Бог святости. Он заставит все народы убояться Его, прославить Его и поклониться Ему.
15,5 После этого Иоанн увидел храм скинии свидетельства на небе открытым. Это, вероятно, небесный оригинал, копией, или образом, которого был храм на земле (Евр. 9,23). Это имеет особое отношение к Святому святых.
15,6 Затем появляются семь ангелов, облеченных в чистую и светлую льняную одежду и опоясанных по персям золотыми поясами. Они вооружились, чтобы осуществить справедливый суд, которым прославится Бог. Эти ангелы вот-вот пустят в ход семь последних язв.
15,7 Одно из четырех животных подало по чаше каждому из ангелов. В этих чашах содержатся последние суды великой скорби, которые коснутся всех врагов Божьих, а не только какой-то их части.
15,8 Тот факт, что никто не может войти в храм, доколе эти семь язв не окончатся, может означать, что никакое ходатайство священников не сможет отменить Божий гнев.

Глава 16

К. Семь чаш гнева Божьего (Гл. 16)

16,1-2 Громкий голос из храма повелевает семи ангелам идти и вылить чаши гнева Божьего на землю. По своей природе и последовательности эти суды подобны трубным судам, но более интенсивны. Первая чаша вызывает отвратительные гнойные раны на тех, кто поклонился зверю и его образу.
16,3 Второе наказание превращает воды моря в кровь, как бы мертвеца, и все живое в море умирает.
16,4 Третья чаша делает кровью все водные источники.
16,5-6 В этом месте ангел вод оправдывает справедливость Божьих судов. Люди всего лишь получают возмездие за свои греховные дела. Они в изобилии пролили кровь, а теперь в наказание за это будут пить кровь вместо воды. Они того достойны.
16,7 Вероятно, жертвенник символизирует души убиенных святых (6,9).
Они долго и терпеливо ждали, чтобы их мучители были наказаны.
16,8-9 Четвертое наказание заставляет людей страдать от сильных солнечных ожогов или солнечной радиации.
Однако это не заставило их покаяться.
Напротив, они хулили Бога за то, что Он послал на них такой палящий зной.
16,10-11 Пятый ангел выливает на царство зверя наказание темнотой. Это увеличивает страдания людей, потому что они лишены возможности передвигаться, чтобы получить облегчение от полученных ранее болезней. Но их сердца не смягчаются. Они еще больше укореняются в своей ненависти к Богу.
16,12 Когда изливается шестая чаша, воды Евфрата высыхают, давая возможность армии с востока пройти в землю Израиля.
16,13-14 Иоанн видит трех духов, как бы трех жаб, выходящих из уст дракона, зверя и лжепророка - сатанинской лжетроицы. Эти бесовские духи творят знамения, чтобы обмануть всех мировых правителей и собрать их на кульминационную битву в великий день Бога Вседержителя.
16,15 Говоря об этой битве, Господь вставляет упоминание о блаженстве для всех святых великой скорби, ожидающих Его возвращения и хранящих себя чистыми от идолопоклонства того времени. Для неспасенных же Он придет, как вор, неожиданно и принесет гибель.
16,16 Армии всего мира соберутся на месте, называемом по-еврейски Армагеддон, или Мегиддо. ("Армагеддон" происходит от еврейского "Har" (гора) Мегиддо. В большинстве текстов читается просто "Мегиддо".) Оно обычно ассоциируется с долиной Изреельской, на южной стороне которой находится Мегиддо. Говорят, что Наполеон назвал ее ареной для мировой битвы, то есть идеальным местом для сражения.
16,17 Объявление, сделанное седьмым ангелом: "Совершилось!" - указывает на то, что это заключительная чаша гнева. Что касается великой скорби, то гнев Божий прекратился.
16,18 Когда излита последняя чаша, в природе наблюдаются сильнейшие потрясения: взрывы, громы, молнии и землетрясения небывалой силы.
16,19 Великий город Вавилон, распавшийся на три части, пьет чашу ярости Божьей. Господь не позабыл его идолопоклонство, жестокость и религиозную сумятицу. Одновременно пали все города языческие.
16,20 Как последствие землетрясений, исчезает всякий остров и все горы.
16,21 Град величиной в талант (приблизительно 45,5 кг) засыпает землю, но люди, вместо того чтобы покаяться, хулят Бога.

Глава 17

Л. Падение великого Вавилона (Гл. 17 - 18)

17,1-2 Один из семи ангелов приглашает Иоанна быть свидетелем суда над великой блудницей. Это огромная религиозная и коммерческая система во главе с Римом. Многие считают, что глава 17 описывает религиозный Вавилон, а глава 18 - его коммерческую деятельность. Религиозный Вавилон, естественно, состоит из отступившего христианства, как протестантов, так и католиков. Его хорошо представляет экуменическая церковь. Обратите внимание на описание. Великая блудница сидит на водах многих, держа под контролем огромные пространства языческого мира. Цари земные блудодействовали с ней; она обольщала политических лидеров своими компрометациями и интригами. Живущие на земле упились вином ее блудодеяния; огромное их количество попало под ее пагубное влияние и пришло в жалкое состояние.
17,3 Мы видим отступническую церковь сидящей на багряном звере. В главе 13 уже отмечалось, что этот зверь - восстановленная Римская империя (а иногда и глава империи). Зверь исполнен богохульных имен и имеет семь голов и десять рогов.
17,4 Какое-то время кажется, что эта лжецерковь господствует над империей. Она сидит в полном великолепии, облеченная в символы огромного богатства, и держит в руке золотую чашу, наполненную ее идолопоклонством и аморальностью.
17,5 На ее челе написано имя, тайна: Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Это - церковь, которая веками проливала кровь христианских мучеников и продолжает это делать. Она упоена их кровью.
17,6 Как и многие, Иоанн дивился, когда видел эту женщину, упоенную кровью святых. Здесь имеются в виду святые всех веков церковной истории, но особенно мученики - свидетели Иисуса во время великой скорби.
17,7-8 Ангел берется объяснить Иоанну тайну этой жены и зверя. Зверь, которого видел Иоанн, был (Римская империя существовала в прошлом), и нет его (она распалась и сегодня не существует как мировая империя), и выйдет из бездны (она снова появится в особо сатанинской форме), и пойдет в погибель (она будет полностью и окончательно уничтожена). Восстановление империи и появление ее харизматического лидера вызовет удивление у всего мира неверующих.
17,9 Ангел говорит, что здесь заложен призыв к уму, имеющему мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена. Традиционно этот стих объясняют так: у блудницы есть свой центр в Риме, который построен на семи холмах.
17,10 Одни толкователи объясняют, что семь царей - это семь форм римского правления, другие объясняют их как семь буквальных императоров.
Некоторые говорят, что эти цари представляют великие мировые державы: Египет, Ассирию, Вавилон, Персию, Грецию, Рим и будущую восстановленную Римскую империю.
17,11 Восьмой царь, в частности, определяется как глава восстановленной Римской империи и антихрист.
Возможно, точное значение этого пророчества никогда не будет совершенно ясным для нас до тех пор, пока не исполнится.
17,12 Десять рогов могут символизировать будущих царей, которые будут служить римскому зверю. Они будут править один час, то есть короткий период времени (см. ст. 10).
17,13 Десять царей единодушно передадут свою силу и власть римскому зверю. Иными словами, десять стран (или правительств) откажутся в его пользу от своей национальной независимости.
17,14 Эта империя, состоящая из десяти царств, выступит на войну против Господа Иисуса, когда Он возвратится на землю в конце великой скорби. Но в этом сражении они встретят свое Ватерлоо. Хотя Он и Агнец, Он также Господь господствующих и Царь царей. Его последователи суть званные, избранные и верные.
17,15 Ангел продолжает объяснять, что воды в стихе 1 - это люди, народы, племена и языки. Блудница сидит на водах в том смысле, что властвует над обширной частью населения.
17,16 Оказывается, что восстановленная Римская империя некоторое время позволит себе находиться под контролем или, по крайней мере, под влиянием церкви-блудницы. Но потом она сбросит с себя это невыносимое иго и уничтожит ее. Ненавистная блудница обнажена, разорена и сожжена зверем, на котором она восседала.
17,17 Во всем этом Бог находится за кулисами. Это Он заставляет царства объединиться под властью римского зверя, а потом восстать против блудницы. Все это служит к исполнению Его суверенной воли.
17,18 Тот великий город - тайный Вавилон, царствующий над земными царями. Но, как мы видели, жена имеет свой центр в Риме.

Глава 18

18,1 Глава 18 в основном содержит похоронную песнь, оплакивающую падение Вавилона. Как было указано, это относится к церкви-блуднице, которая представляет собой не только обширную религиозную систему, но, возможно, самое большое коммерческое учреждение в мире. Очевидно, она контролирует мировой рынок.
Когда иной ангел, имеющий великую власть, сходит с неба, чтобы сообщить новости, то в движение пришли огни. Его слава осветила землю.
18,2 Великий Вавилон пал, и его развалины стали пристанищем для бесов, всякого нечистого духа и нечистой, отвратительной птицы.
18,3 Причина падения этой великой блудницы - крайняя развращенность, которую она практиковала с народами и с их купцами. Она напоила все народы своим необузданным любодеянием.
18,4 Иной голос с неба предупреждает Божий народ, чтобы он вышел из этой обреченной системы накануне ее уничтожения. Иметь с ней связь - значит разделить с ней ее язвы.
18,5-6 Ее грехи достигли до неба, и Бог воспомянул неправды ее и внезапно воздаст ей за них. Она должна получить двойную плату за свои злодеяния, но не от Божьего народа, а от ангела, который является орудием Его мщения.
18,7 Ее мучения и горести будут пропорциональны ее самовозвышению и роскошной жизни. Она думает, что она царица, сидящая на возвышении и недосягаемая для горести.
18,8 Ее наказание наступит в один день и будет состоять из смерти, и плача, и голода. Сам всемогущий Господь Бог накажет ее огнем.
18,9-10 Когда она будет гореть, цари земные будут плакать над своей бывшей госпожой.
Однако их плач не бескорыстен.
Они печалятся о том, что лишились увеселений и роскоши. Стоя вдалеке, они удивляются, как велики ее мучения и как быстро пришел ее конец.
18,11-13 Купцы плачут, потому что их планы на обогащение потерпели крах. Никто уже не покупает их товары.
Список товаров, которые покупал Вавилон, кажется, превосходит всю мировую торговлю: драгоценные металлы, украшения, ткани, дерево, слоновая кость, бронза, железо, мрамор, специи, косметика, вино, елей, пшеница, скот, колесницы и тела и души человеческие.
И церковь-отступница, и деловой мир виновны в торговле душами человеческими, церковь - из-за продажи индульгенций, а деловой мир - из-за эксплуатации.
18,14 Обращаясь к павшей системе, бизнесмены плачут о том, что прибыль, на которую они надеялись, пропала, а богатства и пышность Вавилона исчезли внезапно и навсегда.
18,15-16 Подобно царям, торговавшие стоят ошеломленные, плача и рыдая, что за один час потеряны такие доходы. Они говорят о том, как роскошен был город, как изящно одеты и украшены драгоценностями были люди.
18,17-18 Теперь все богатство погибло и нависла угроза великого уныния. Те, кто занят морской коммерцией, стоят вдали и плачут: "Какой город подобен городу великому?" 18,19 Они посыпают пеплом головы свои, рыдая и причитая над городом, который обогатил мир морской индустрии, а теперь в один час разрушен.
18,20 Но в то время как на земле льются все эти безбожные слезы, на небе - великое веселие. Наконец Бог отомстил за Своих святых, апостолов и пророков. Он осудил Вавилон за то, как он относился к Его народу.
18,21 Сильный ангел бросает в море камень, подобный большому мельничному жернову, - наглядная картина окончательной гибели Вавилона.
18,22 Голос его прежней деятельности, то ли это музыка, ремесла или мукомольное производство, умолк навсегда.
18,23 Всякий свет погашен, и никогда уже не будет радости брачного пира. Почему? Потому что своим волшебством лидеры Вавилона ввели в заблуждение все народы.
18,24 Он виновен в крови Божьих святых, всех верующих, кто был убит за свою веру. Теперь Бог воздает ему полной мерой.

Глава 19

М. Пришествие Христа и Его Тысячелетнее Царство (19,1 - 20,9)

19,1 После этого Иоанн слышит, как множество народа на небе прославляет Бога за Его справедливый суд над великой блудницей. Эта песня превозносит Его как Господа нашего, Которому принадлежит спасение, слава, честь и сила.
19,2 Она доказывает, что Он справедливо осудил великую блудницу. То, что Он должен был наказать блудницу за ее любодейства и хладнокровное убиение Его святых, соответствует Его атрибутам истины и справедливости.
19,3 Дым, восходящий вовеки веков от погребального костра, вызывает второе: "Аллилуйя!", или "Славьте Господа!"
19,4 Двадцать четыре старца и четыре животных выражают свое согласие громким "аминь!" и искренним "аллилуийя!"
19,5 Голос от престола призывает всех рабов Божьих присоединиться к восхвалению Господа за то, что Он уничтожил отвратительный Вавилон.
19,6 Теперь с неба раздается другая песнь, "как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных". Громкое "аллилуйя" раздается в честь воцарения Господа Бога Вседержителя!
19,7-8 Великая скорбь закончилась. Вавилон осужден. Теперь наступил брак Агнца. Церковь - жена Христа - приготовила себя к этому захватывающему событию. Она облечена в виссон чистый, светлый, который, как объясняется, символизирует праведность святых. [Слово "праведность" проповедники часто интерпретируют как праведность Христа, которая вменяется святым. Хотя это здравое учение, греческое слово dikaiomata исключает такое понимание. Слово стоит во множественном числе (а не в абстрактном единственном dikaiosune). Более того, оно имеет окончание пассива, означающее здесь что-то сделанное (в данном случае "дела праведности"). Спасение в этом отрывке не имеется в виду.]
19,9 Ангел велел Иоанну написать, что все, званные на брачную вечерю Агнца, блаженны. Церковь - это небесная Невеста; приглашенные - это остальные спасенные. Ангел подкрепляет важность благословения, настаивая, что оно излагает истинные слова Божьи.
19,10 Иоанн падает к ногам ангела, чтобы поклониться ему, но тот запрещает это. Поклоняться нужно только Богу. Ангел - сослужитель Иоанну и всем, кто имеет свидетельство Иисуса.
Потом ангел добавляет: "Ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества". Это значит, что истинная цель пророчества заключается в том, чтобы свидетельствовать о Личности Иисуса и о том, что Он делает. "Цель пророчества, - говорит Ч. С. Райри, - открыть красоту Иисуса". (Charles C. Ryrie, The Rurie Study Bible, New King James Version, p. 1953.)
Ангел хотел, чтобы люди поклонились Богу Сыну, о Котором он свидетельствовал.
19,11 Наконец-то мы подошли к событию, которого с нетерпением ожидала вся предшествующая часть этой книги, - к славному пришествию Христа на землю для низложения всех Его врагов и установления Его Царства.
Это не восхищение Церкви; там Он приходит в воздух за Своими святыми. Здесь Он приходит на землю со Своими святыми.
Обратите внимание, как описан наш Господь. Он сидит на белом коне; здесь, очевидно, это боевой конь, так как Он идет, чтобы победить Своих врагов.
Его зовут Верный и Истинный. Он верен в Своих обетованиях и истинен по Своему характеру. Он праведно судит и воинствует. Он может царствовать только над тем царством, в котором народ желает жить под властью праведности. Поэтому прежде Он должен убрать все, что оскорбляет Его.
19,12 Выражение "очи у Него как пламень огненный" говорит о всепроникающей силе Его суда. Он может обнаружить всякое противление и неверие. На голове Его много диадем.
Другие могут носить венец победы, но, как здесь сказано, только Господь Иисус носит царскую корону. Он имеет имя написанное, которого никто не знает, кроме Его Самого. Есть тайны, связанные с Личностью Христа, которые не в состоянии постичь ни одно живое существо.
19,13 Он облечен в одежду, обагренную кровью, не Кровью, пролитой Им на Голгофском кресте, а кровью Его врагов, которых Он попирал в точиле гнева Божьего. Он назван именем "Слово Божье". Слово - способ выражения мысли. Во Христе Бог полностью явил Себя людям.
19,14 Его сопровождают небесные воинства, облеченные в виссон и выступающие на белых конях. Несомненно, эти воинства состоят из святых, однако примечательно то, что их участие в сражении не требуется. Господь Иисус поражает Своих врагов без их помощи.
19,15 Из Его уст исходит острый меч, которым Он поражает народы. Он идет, чтобы пасти их жезлом железным и топтать точило ярости и гнева Бога Вседержителя.
19,16 На Его одежде и на бедре написано: ЦАРЬ ЦАРЕЙ И ГОСПОДЬ ГОСПОДСТВУЮЩИХ
Наш Иисус - верховный Правитель, все другие должны покориться Ему.
19,17-18 Великая вечеря Божья - это уничтожение остатка Божьих врагов накануне установления Царства.
На нее приглашены хищники! Они будут насыщаться трупами пораженных Господом, людьми всех сословий, малыми и великими.
19,19-20 В отчаянной попытке не дать Христу возможности взять бразды правления (Пс. 2) зверь заключает союз с воинствами мира, чтобы сразиться с Господом и воинством Его. Но это тщетная попытка. И зверь, и лжепророк схвачены и живыми брошены в озеро огненное, горящее серою.
19,21 Прочие мятежники убиты мечом Господа, а их тела обеспечили обилием падали хищников. Меч указывает на Слово Божье (см. Еф. 6,17; 2 Фес. 2,8; Евр. 4,12; Откр. 1,16; 2,12.16).
Итак, мы приблизились к окончанию великой скорби.

Глава 20

20,1 Прежде чем начнется Тысячелетнее Царство, сатана должен быть ограничен. Для осуществления этого с неба сходит ангел с ключом от бездны и огромной цепью в руке.
Некогда наш Господь уже связал сатану, когда сошел на землю (Мф. 12,29). Это второй этап его связывания.
20,2 Ангел схватил сатану и сковал его на тысячу лет. Иоанн перечисляет четыре имени искусителя: дракон, змий, дьявол (обвинитель) и сатана (противник).
20,3 На весь период Тысячелетнего Царства заклятый враг заключен в бездне. На бездну положена печать, так что он больше не сможет прельщать народы. К концу царствования Христа он будет вновь освобожден для последнего короткого мятежа (ст. 7-10).
20,4 Теперь на небесных престолах Иоанн видит людей, имеющих право властвовать. Это святые времен Церкви, которые будут царствовать с Христом как Его Невеста. Иоанн также видит группу мучеников, отказавшихся принять начертание зверя. Это явно святые великой скорби, которые умерли за свою веру. Обе группы будут царствовать с Христом в период золотого века мира и процветания.
20,5 Первую часть стиха 5 нужно понимать как паузу. Прочие из умерших относятся к неверующим всех веков, которые будут воскрешены в конце Тысячелетнего Царства, чтобы предстать на Суд у великого белого престола.
Выражение "это - первое воскресение" возвращает нас к стиху 4. Первое воскресение - это не одноразовое событие. Оно описывает воскресение праведных в разные времена. В него входит воскресение Христа (1 Кор. 15,23), воскресение умерших во Христе к тому моменту, когда Он восхищает Церковь (1 Фес. 4,13-18), воскресение двух свидетелей, тела которых будут лежать на улицах (Откр. 11,11), и воскресение святых великой скорби, которое описано здесь (см. также Дан. 12,2). Иными словами, первое воскресение включает воскресение Христа и всех истинных верующих, хотя они воскресают в разное время. Оно происходит в несколько стадий.
20,6 Те, кто имеет участие в первом воскресении, блаженны, потому что они не станут участниками второй смерти, когда все неверующие будут брошены в озеро огненное (ст. 14). Истинные верующие будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.
20,7 Когда окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из заключения и выйдет на четыре угла земли, чтобы обольщать народы, названные здесь Гог и Магог, которые враждебно относятся к Христу. Это указание на Гога и Магога не нужно смешивать со сходной ссылкой у Иезекииля (38 и 39).
Там Магог - большая страна на севере Израиля, а Гог - ее правитель. Здесь эти слова относятся к народам мира в общем. У Иезекииля описывается обстановка до Тысячелетнего Царства; здесь - после Тысячелетнего Царства.
20,8-9 Набрав армию безбожных мятежников, дьявол выступает против Иерусалима, города возлюбленного. Но огонь ниспадает с неба от Бога и пожирает эти войска.

Н. Суд над сатаной и всеми неверующими (20,10-15)

20,10 Дьявол ввержен в озеро огненное, чтобы разделить участь зверя и лжепророка.
Нас может удивить то, что в конце Тысячелетнего Царства сатане удалось собрать армию неверующих. Но следует помнить, что все дети, родившиеся в период царствования Христа, будут нуждаться в спасении, поскольку рождены в греховной плоти. Не все примут Его как истинного Царя. Таковые рассеются по всей земле, стараясь забраться как можно дальше от Иерусалима.
Обратите внимание, что спустя тысячу лет зверь и лжепророк все еще находятся в аду. Утверждение: "...и будут мучиться день и ночь во веки веков", опровергает учение об уничтожении.
20,11 Далее нам представлен великий белый престол Суда. Он великий, поскольку там разрешаются великие проблемы, и белый, так как принимаемые там решения совершенны и непорочны. Господь Иисус восседает на нем как Судья (Ин. 5,22.27). Выражение "от лица Которого бежало небо и земля" указывает на то, что суд происходит в вечности, после уничтожения нынешнего творения (2 Пет. 3,10).
20,12 Мертвые, малые и великие, стоят перед Богом. Это неверующие всех веков. Открыты два вида книг. Книга жизни содержит имена всех искупленных драгоценной Кровью Христа. Другие книги содержат детальную запись дел неспасенных. Никто из представших на этот суд не записан в книге жизни. Обвинением им служит отсутствие имени в этой книге, а запись их греховных дел определяет для них степень наказания.
20,13 Море отдаст тела погребенных в нем. Гробы, представленные здесь как смерть, отдадут тела всех неспасенных, преданных земле. Гадес отдаст души всех, кто умер в неверии. Тела и души соединятся, чтобы предстать перед Судьей.
Точно так же, как будут разные степени наград на небе, так будут степени наказания в аду. Это будет зависеть от дел.
20,14 Когда мы читаем, что смерть и ад (гадес) повержены в озеро огненное, это говорит о всей личности: духе, душе и теле. Текст объясняет нам, что это смерть вторая, а один из переводов добавляет: озеро огненное.
Между адом-гадесом и адом есть разница. Для необращенных умерших ад-гадес - бесплотное состояние в ожидании наказания. Это как бы вместилище, промежуточное состояние, где души находятся в ожидании Суда у великого белого престола.
Для умерших верующих ад-гадес - бесплотное состояние блаженства на небе в ожидании воскресения и получения прославленного тела. Когда Иисус умер, Он пошел в рай (Лк. 23,24), который Павел приравнивает к третьему небу (2 Кор. 12,2.4), где находится место пребывания Бога. В Деяниях 2,27 Господне царство духов называется "гадес". Бог не оставил Его души в гадесе, но облек Его в прославленное тело.
Ад - последняя тюрьма для мертвых грешников. Это то же самое, что и озеро огненное, геенна и вторая смерь.
20,15 Решающим фактором на этом суде будет то, записано ли имя человека в книге жизни. Фактически, если бы имя человека было записано там, то он уже имел бы участие в воскресении первом. Таким образом, этот стих относится только к тем, кто стоит у великого белого престола.

Глава 21

О. Новое небо и новая земля (21,1 - 22,5)

21,1 Возникает вопрос: главы 21 и 22 повествуют только о Вечном Царстве или описывают как Тысячелетнее Царство, так и Вечное Царство? Поскольку Тысячелетнее Царство и вечность во многом схожи, неудивительно, что в описаниях апостола Иоанна они временами сливаются.
Здесь Вечное Царство названо новым небом и новой землей. Их не нужно смешивать с новым небом и новой землей, описанными у Исаии (65,17-25).
Там имеется в виду Тысячелетнее Царство, потому что еще присутствуют грех и смерть. Из Вечного Царства они будут навсегда удалены.
21,2 Иоанн видит святой город, новый Иерусалим, сходящий с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. Тот факт, что нигде не говорится о его приземлении, побуждает некоторых видеть его парящим над новой землей. Имена колен Израилевых, написанные на воротах города, указывают на то, что искупленный Израиль будет иметь доступ в город, хотя он и не является частью самой Церкви. Различие между Церковью (Невестой, Женой Агнца, ст. 9), Израилем (ст. 12) и языческими народами (ст. 24) постоянно сохраняется.
21,3 Иоанн слышит сообщение с неба, что скиния Бога - с людьми и что Он будет жить с ними. Как Его народ, они будут наслаждаться более близким общением с Ним, чем когда-либо мечтали. Сам Бог будет с ними и будет Богом их в более близком и дорогом общении.
21,4-5 Выражение "и отрет Бог всякую слезу с очей их" не означает, что на небе будут слезы. Это поэтический прием, говорящий, что их там не будет! Там не будет ни смерти, ни плача, ни болезни! Все это навсегда исчезнет из жизни народа Божьего.
Сидящий на престоле будет творить все новое. Его слова истинны и верны и, конечно, исполнятся.
21,6 Провозглашение Вечного Царства отмечает завершение Божьих планов для земли, на которой мы живем.
Как Альфа и Омега - первая и последняя буквы греческого алфавита, так и Он является Началом и Концом, Творцом и Целью творения; Он Тот, Кто начал, и Тот, Кто заканчивает, пребывающий вечно. Это Он дает воду живую (спасение) даром тем, кто жаждет ее.
21,7 Это Он благословляет побеждающего полным наследством и новой близостью, такой же, как между Отцом и Сыном. Как отмечалось ранее, побеждающий тот, кто верит, что Иисус - Сын Божий (1 Ин. 5,5). Верой он побеждает мир (1 Ин. 5,4).
21,8 Но не все побеждающие. Некоторые боязливы - боятся исповедовать Христа; неверны - не желают довериться Спасителю грешников; грешники (находим в большинстве манускриптов) - остаются в своих грехах, виновны они в этих явных беззакониях или нет; скверные - преданные отвратительной аморальности; убийцы - злостные и безжалостные убийцы; любодеи - совершающие блуд и другие виды сексуальных грехов; чародеи - имеющие контакт со злыми духами; идолослужители - оскорбляющие Бога поклонением идолам; и все лжецы - закоренелые обманщики. Их участь - в озере огненном, где их окончательный удел.
21,9 Один из семи ангелов, у которого была судная чаша, предложил Иоанну более подробно осмотреть новый Иерусалим, названный Невестой, Женой Агнца. Это может означать, что город является местом жительства Невесты.
21,10-11 Вознесенный в духе на великую и высокую гору, Иоанн снова увидел Иерусалим, нисходящий с неба, излучающий свет от славы Божьей и сверкающий, подобно драгоценному камню.
21,12-13 Он был окружен сплошной стеной, в которой было двенадцать ворот с двенадцатью ангелами на них.
Ворота носили имена двенадцати колен Израилевых. На каждую сторону света было обращено по трое ворот.
Число двенадцать упоминается в этой книге двадцать один раз и семь раз в этой главе. Обычно его объясняют как правительство или управление.
21,14 Двенадцать оснований стен носят имена двенадцати апостолов Агнца.
Это можно соотнести с тем фактом, что своим учением о Христе они положили основание Церкви (Еф. 2,20).
21,15-16 С помощью золотой мерной трости ангел определил, что длина, ширина и высота города приблизительно двенадцать тысяч стадий (2250-2400 км). Имеет ли он форму куба или пирамиды, он простирается далеко за пределы восстановленного Израиля.
21,17 Стена города толщиной сто сорок четыре локтя. Выражение "мерою человеческою, какова мера и ангела" означает, что ангел в стихе 9 и 15 пользуется человеческими единицами измерения.
21,18 Описание стены (яспис) и города (чистое золото), хотя нам и трудно их представить, задумано, чтобы ощутить великолепие и величие. И успех достигнут.
21,19-20 Двенадцать оснований украшены двенадцатью драгоценными камнями, такими же, как и на нагруднике первосвященника, которые представляют двенадцать колен Израиля. Невозможно точно идентифицировать все камни или определить их духовный смысл.
21,21 Двенадцать ворот - двенадцать жемчужин, напоминание о том, что Церковь является драгоценной жемчужиной, ради которой Спаситель оставил все, что имел (Мф. 13,45-46).
Улицы города - чистое золото, как прозрачное стекло, что говорит о беспорочной славе.
21,22-23 Но в городе кое-что отсутствует. Нет нужды в храме, потому что там Господь Бог Вседержитель и Агнец. Там нет ни солнца, ни луны, потому что слава Божья освещает его и Агнец.
21,24 Язычники будут наслаждаться его красотой, и цари земные воздадут должное Господу.
21,25 Там нет запертых ворот, потому что там царит полная безопасность и свободный вход. Там нет ночи; это страна неувядающего дня.
21,26 Как уже отмечалось, народы принесут в этот город все свое богатство, славу и честь.
21,27 Туда никогда не войдет ничто нечистое, а только те, кто записан у Агнца в книге жизни.

Глава 22

22,1-2 Чистая река воды живой течет среди улицы его от престола Бога и Агнца. По обеим сторонам реки растет дерево жизни с двенадцатью различными плодами, есть которые более не запрещено. Это дает основание предполагать, что Бог обеспечивает питание на каждый сезон. Листья дерева - для исцеления народов - метафорическое выражение, говорящее о том, что они будут вечно здоровы.
22,3-5 А. Т. Пиерсон дает такое обобщение: "И ничего уже не будет проклятого" - полное отсутствие греха; "но престол Бога и Агнца будет в нем" - совершенное правительство; "и рабы Его будут служить Ему" - совершенное служение; "они узрят лицо Его" - совершенное общение; "имя Его будет на челах их" - совершенное сходство; "и ночи не будет там" - совершенное блаженство; "и будут царствовать вовеки веков" - совершенная слава. (Pierson, The Ministry of Keswick, First Series, p. 144.)

П. Заключительные предупреждения, утешения, приглашения и благословения (22,6-21)

22,6 Ангел-истолкователь опять напоминает Иоанну об истинности всего откровения. Господь Бог послал ангела Своего показать рабам Своим панораму событий, которые должны совершиться вскоре.
22,7 Кульминационным моментом, вершиной всего этого будет славный приход Спасителя. Он уверяет нас, что придет скоро. Это может означать, что Он придет или скоро, или вдруг; "скоро" здесь более подходит. Особое блаженство будет даровано каждому, соблюдающему слова пророчества сего.
Мы делаем это, когда живем надеждой на Его пришествие.
22,8-9 Когда Иоанн увидел и услышал это, он пал к ногам ангела, но ангел запретил ему это делать. Ангел - всего лишь творение; поклоняться же нужно только Богу.
22,10 Иоанну не следовало запечатывать это пророчество, ибо время исполнения его близко. Запечатать - значит отложить его провозглашение.
22,11 Когда наступит время его исполнения, неправедные еще больше укоренятся в своей нераскаянности.
Нечистые лишатся возможности исправиться, когда Господь вернется на землю. Но праведные будут продолжать жить праведно, и святые будут продолжать жить свято.
22,12-13 И вновь Господь объявляет о Своем скором пришествии, на этот раз с обещанием воздать каждому по делам его. Опять Он говорит о Себе как об Альфе и Омеге. Тот же, Кто сотворил все, задернет занавес на арене времени.
22,14 Есть два варианта этого стиха: "Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его" и "Блаженны омывшие одежды свои". Нигде мы не читаем, что спасение можно заслужить делами; скорее, дела служат плодом и доказательством спасения. Только истинные верующие имеют доступ к древу жизни и право на вход в вечный город.
22,15 Псы, чародеи, любодеи, убийцы, идолослужители и лжецы навсегда будут изгнаны с неба. Под псами здесь могут подразумеваться блудники (Втор. 23,18), нечистые язычники (Мф. 15,26) или обрезанные по еврейскому обычаю (Флп. 3,2).
22,16 Господь послал Своего ангела с вестью к церквам. Он говорит о Себе как о корне и потомке Давида. Что касается Его Божественной природы, то Он Творец Давида; что касается Его человеческой природы, Он - потомок Давида. Звезда светлая и утренняя появляется на небе до восхода солнца. Как Звезда светлая и утренняя, Христос сначала придет к Церкви; это произойдет во время восхищения.
Позже Он придет на землю как Солнце правды с исцелением в Его лучах (Мал. 4,2).
22,17 Этот стих можно понимать двояко. Это может быть евангельский призыв ко всем, когда и Дух, и Невеста, и слышавший умоляют жаждущих прийти к Христу за спасением.
Или же все три личности, которые повторяют слово "приди", умоляют Христа прийти, а вслед за этим приглашают неспасенных прийти к Нему, получить воду жизни (спасение) и таким образом приготовиться к Его пришествию.
22,18-19 Если люди добавят чтонибудь к написанному в этой книге Откровения, они будут страдать от язв, описанных в ней. Так как темы этой книги тесно связаны со всей Библией, то этот стих служит обвинением всякой попытке исказить Слово Божье. Такое же наказание объявляется всякому, кто отнимет что-то от этого пророчества.
Это относится не к незначительным различиям в переводе, но к прямому отрицанию богодухновенности и завершенности Библии. Наказание за это - вечная смерть. У того Бог отнимет участие в древе жизни. Это значит, что он никогда не разделит блаженство тех, кто имеет жизнь вечную. ("Книга жизни", как читаем здесь, не подтверждается в греческом! Последние шесть стихов отсутствовали в греческой копии Откровения у Эразма, поэтому он перевел эти стихи из латинской Вульгаты. Это самый неудачный вариант перевода. Он искажает весь "цикл", то есть Божий план отлучения человека от древа жизни в Бытие 3, а затем восстановления древа для святых Его в конце последней главы Библии.)
22,20 Откровение заканчивается обетованием и благословением. Обетование заключается в том, что Господь Иисус грядет скоро. Как уже отмечалось, это может означать "скоро" или "неожиданно". Надежда на неожиданное возвращение не возбудит такого ожидания или бдительности, как надежда на скорое возвращение. Всякий искупленный отзывается на блаженную надежду: "Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!" Как Бытие - книга начала, так Откровение - книга завершения. Темы, представленные в первой книге, достигли осуществления в последней. Обратите внимание на следующее:
БЫТИЕ ОТКРОВЕНИЕ
Сотворение неба и земли (Быт. 1,1). Уничтожение неба и земли (Откр. 11,11).
Начало царствования сатаны на земле (Быт. 3,1-7). Сотворение нового неба и новой земли (Откр. 21,1).
Грех входит в мир (Быт. 3,17-19). Сатана ввержен в озеро огненное (Откр. 20,10).
Проклятие творения (Быт. 3,17-19). Грех изгнан (Откр. 21,27).
Право на древо жизни утеряно (Быт. 3,24). Проклятие снято (Откр. 22,3).
Изгнание человека из Едемского сада (Быт. 3,24). Доступ к древу жизни восстановлен (Откр. 22,2.19).
Смерть входит в мир (Быт. 4,1). Человек приглашается назад (в рай) (Откр. 22,1-7). Смерти уже не будет (Откр. 21,4).
Брак первого Адама (Быт. 4,1). Брак последнего Адама (Откр. 19,7).
Скорбь входит в мир (Быт. 3,16). Скорби уже не будет (Откр. 21,4).
22,21 А теперь мы подошли к последнему благословению этой чудной книги Откровения и Слова Божьего.
Это мирное окончание книги, наполненной громами святого наказания.
Иоанн желает, чтобы благодать Господа нашего Иисуса Христа пребывала с Божьим народом. В манускриптах есть три интересных варианта этого стиха:
1. Согласно критическому тексту, Иоанн желает, чтобы благодать Христа пребывала со всеми, что едва ли соответствует представленной в Откровении теме о гневе, который угрожает большинству.
2. Традиционные варианты (TR, KJV,) лучше. Благодать Христа желается "всем вам". Большинство слушающих и читающих Откровение - истинные верующие.
3. В свете острых контрастов между святыми и грешниками в этой книге самый лучший вариант находим в большинстве текстов: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми. Аминь".

Библиография

Crisweel, Wallie Amos. Exposition of Sermons on Revelation. Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1962.
Dennett, Edward. "The Seven Churches", The Serious Christian,Vol. XI . Charlotte, N. C.: Books for Christians, n.d.
Gaebelein, Arno C. The Revelation. New York: Publication Office "Our Hope", 1915.
Grant, F. W. The Revelation of Christ. New York: Loizeaux Brothers, n.d.
Ironside, H. A. Lectures on the Revelation. New York: Loizeaux Brothers, 1919.
Kelly, William. Lectures on the Book of Revelation, New Edition. London:G. Morrish, n.d.
Lenski, R. C. H. The Interpretation of St. John's Revelation. Minneapolis: Augsburg Publishing House, 1943.
McConkey, James H. The Book of Revelation: A Series of Outline Studies in the Apocalypse. Pittsburgh: Silver Publishing Co., 1921.
Morgan, G. Campbell. The Letters of Our Lord. Westwood, N. J.: Fleming H. Revell Co., n.d.
Morris, Leon. The Revelation of Jesus Christ (TBC). Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1969.
Mounce, Robert H. The Book of Revelation (NIC). Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1977.
Ryrie, Charles Caldwell. Revelation. Chicago: Moodly Press, 1968.
Scott, Walter. Exposition of the Revelation of Jesus Christ. London: Pickering & Inglis Ltd., n.d.
Smith Hamilton. The Revelation: An Expository Outline. Addison, IL: Bible Truth Publishers, n.d.
Stanley, Charles. The Revelation of Jesus Christ. New York: Loizeaux Brothers Publishers, n.d.
Swete, Henry Barclay. The Apocalypse of St. John. Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Company, n.d.
Tenney, Merrill C. Interpreting Revelation. Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Company, 1957.
Trench, Richard Chevenix. Commentary on the Epistles to the seven Churches in Asia. Minneapolis: Klock and Klock Christian Publishers, 1978.
Walvoord, John F. The Revelation of Jesus Christ. Chicago: Moody Press, 1966.

Общая библиография

Книги

Alford, Henry. The Greek Testament. 4 vols. Revised by Everett F. Harrison. Chicago: Moody Press, 1958.
Anderson, Sir Robert. Misunderstood Texts of the New Testament. London: Nisbet & Co., Ltd., 1916.
Anderson-Berry, D. Pictures in the Acts. Glasgow: Pickering & Ingalis, n.d.
Arndt, William F. and F. Wilbur Gingrich. A Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature. Chicago: The University of Chicago Press, 1979.
Barker, H. P. Coming Twice. New York: Loizeaux Brothers, n.d.
Barnes, Albert. Notes on the New Testament. 10 vols. Grand Rapids: Kregel Publications, 1975.
Baron, David. The New Order of Priesthood. Findlay, Ohio: Dunham Publishing Company, 1955.
Barnhouse, D. G. The Measure of Your Faith. Book 69. Further documentation unavailable.
___. Words Fitly Spoken. Wheaton: Tyndale House Publishers, 1969.
Baxter, J. Sidlow. Awake My Heart. Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1960.
___. Explore the Book. 3 vols. London: Marshall, Morgan & Scott, 1955.
Bellett, James Gifford. The Evangelists. New York: Loizeaux Brothers, n.d.
Bonar, Andrew R. Last Days of the Martyrs. Kilmarnock: John Ritchie, Ltd., n.d.
Brookes, J. H. I Am Coming. Glasgow: Pickering & Inglis, 1895.
Chafer, L. S. Systematic Theology. 8 vols. Dallas: Dallas Seminary Press, 1947.
Chappel, Clovis G. Sermons from the Psalms. Nashville: Cokesbury Press, 1931.
Christenson, Larry. The Christian Family. Minneapolis: Bethany Fellowship, 1970.
Clow, W. M. The Cross in Christian Experience. New York: Hodder & Stoughton, 1908.
Cragg, H. W. The Keswick Week, 1955. London: Marshall, Morgan & Scott, 1955.
Darby, J. N. The Collected Writings of John Nelson Darby. Edited by William Kelly. 34 vols. and Index. Oak Pafk, IL: Bible Truth Publishers, 1971.
___. Synopsis of the Books of the Bible. 5 vols. New York: Loizeaux Brothers, 1942.
Davidson, F., ed. The New Bible Commentary. Chicago: The InterVarsity Christian Fellowship, 1953.
Denney, James R. The Death of Christ. 2nd ed. Philadelphia: The Westminster Press, 1903.
Dillow, Joseph. Speaking in Tongues. Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1976.
Drury, T. W. The Prison Ministry of St. Paul. London: The Religious Tract Society, 1911.
*Eddy, Mary Baker. Science and Health with Key to the Scriptures. Boston: Allison V. Stewart, 1909.
Elliot, Elisabeth, ed. The Journals of Jim Elliot. Old Tappan, NJ: Fleming H. Revell Company, 1978.
Erdman, Charles R. The General Epistles. Philadelphia: The Westminster Press, 1919.
The Expositor's Greek Testament. 5 vols. Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Company, 1951.
Falwell, Jerry, ed. Liberty Bible Commentary. 2 vols. Lynchburg, Virginia: The Old-Time Gospel Hour, 1982.
*Ferre, Nels. The Sun and the Umbrella. New York: Harper & Brothers, 1953.
Fernald, James C., ed. Funk & Wagnalls Standard Handbook of Synonyms, Antonyms, and Prepositions. New York: Harper & Row, 1947.
Ford, Leighton. The Christian Persuader. New York: Harper & Row, 1966.
Gaebelein, Arno C. The Annotated Bible. 9 vols. Neptune, New Jersey: Loizeaux Brothers, rev. ed., 1970.
Gaebelein, Frank E., ed The New Scofield Reference Bible. New York: Oxford University Press, 1967.
Gibbon, Edward. The Decline and Fall of the Roman Empire. Vol. II. Chicago: Belford, Charles and Co., n.d.
Gibbs, A. P. Preach and Teach the Word. Oak Park, IL: Emmaus Bible School, 1971.
Gook, Arthur. Can A Young Man Find the Path? London: Pickering & Inglis, 1949.
Grant, F. W. Genesis in the Light of the New Testament. New York: Loizeaux Brothers, n.d.
___. The Numerical Bible. 7 vols. New York: Loizeaux Brothers, 1932.
Gray, James M. Christian Workers' Commentary on the Whole Bible. Westwood, NJ: Fleming H. Revell, 1953.
Grubb, Norman P. C. T. Studd, Cricketer and Pioneer. London: Lutterworth Press, 1957.
Guthrie, Donald. New Testament Introduction. 3 vols. London: The Tyndale Press, 1962.
Harrison, Everett F. Introduction to the New Testament. Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Company, 1964.
Havner, Vance. Why Not Just Be Christians? NY: Fleming H. Revell, 1964.
Hession, Roy. The Calvary Road. Philadelphia: Christian Literature Crusade.
Hodges, Zane C. and Arthur L. Farstad, eds. The Greek New Testament According to the Majority Text. Nashville: Thomas Nelson Publishers, 2d ed., 1985.
Hogg, C. F. What Saith the Scripture? London: Pickering & Inglis, 1947.
Hole, F. B. Paul's Epistles, Volume Two. Wooler, Northumberland, England: Central Bible Hammond Trust Ltd., n.d.
Houghton, S. M. Sketches from Church History. Edinburgh: The Banner of Truth Trust, 1980.
Hunter, Jack. What the Bible Teaches, Galatians - Philemon. Kilmarnock, Scotland: John Ritchie, Scotland: 1983, p. 78.
Ironside, Harry A. Notes on James & Peter. New York: Loizeaux Brothers, 1947.
Jamieson, Fausset and Brown. A Commentary, Critical, Experimental, and Practical on the Old and New Testaments. 6 vols. London: Wm. Collins and Co., n.d.
Jones, E. Stanley. Christ's Alternative to Communism. Nashville: Abingdon Press, 1935.
___. Conuersion. Nashville: Abingdon Press, 1959.
___. Growing Spiritually. Nashville: Abingdon Press, 1978.
Jowett, J. H. Life in the Heights. London: Hodder & Stoughton, 1924.
___. Things that Matter Most. London: Jas. Clarke & Co., 1913.
Jukes, Andrew. The Law of the Offerings. London: Lamp Press, 1954.
*Kennedy, Gerald. God's Good News. New York: Harper & Brothers, 1955.
The Keswick Convention 1934, London: Pickering & Ingalis, 1934.
The Keswick Week 1955, London: Marshall, Morgan & Scott, Ltd., 1955.
Lacey, Harry. God and the Nations. Kilmarnock, Scotland: John Ritchie, 1944.
Lang, G. H. The Churches of God. London: Paternoster Press, n.d.
___. The Parabolic Teaching of the Scripture. Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Company, 1956.
Lange, J. P. A Commentary on the Holy Scriptures. 25 vols Grand Rapids: Zondervan Publishing House, n.d.
Lee, Robert G. Lord, I Believe. Nashville: Broadman Press, 1927.
Lee, Robert G. Seven Swords and Other Messages, Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1958.
Lenski, R. C. H. The Interpretation of the Epistle to the Hebrews and of the Epistle of James. Minneapolis: Augsburg Publishing House, 1938.
___. The Interpretation of St. Paul's Epistles to the Colossians, to the Thessalonians, to Timothy, to Titus and to Philemon. Columbus, Ohio: The Wartburg Press, 1937.
___. The Interpretation of St. Paul's Epistles to the Galatians, to the Ephesians, and to the Philippians. Columbus, Ohio: The Wartburg Press, 1946.
Lyall, L. T. Red Sky at Night. London: Hodder & Stoughton, 1969.
Macartney, Clarence Edward. Macartney's Illustrations. New York: Abingdon Press, 1946.
Mackay, W. M. The Men Whom Jesus Made. London: Hodder & Stoughton, 1924.
Mackintosh, C. H. Genesis to Deuteronomy: Notes on the Pentateuch. 6 vols. New York: Loizeaux Brothers, 1879.
___. The Mackintosh Treasury. Neptune, NJ: Loizeaux Brothers, 1976.
Marsh, F. E. Fully Furnished. London: Pickering & Inglis, n.d.
Matheson, George. Rest By the River. London: Hodder & Stoughton, 1906.
McClain, Alva J. The Greatness of the Kingdom. Chicago: Moody Press, 1968.
Metzger, Bruce M. The New Testament: Its Background, Growth, and Content. Nashville: Abingdon Press, 1965.
Meyer, Frederick Brotherton. Paul. London: Morgan & Scott, n.d.
___. Through the Bible Day by Day. 7 vols. Philadelphia: American S. S. Union, 1918.
Miller, J. R. Come Ye Apart. New York: Thomas Crowell & Co., 1887.
The Ministry of Keswick, First Series, 1892-1919. Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1963.
The Ministry of Keswick, Second Series, 1921-1956. Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1964.
Moorehead, William G. Outline Studies in Acts and the Epistles. Chicago: Fleming H. Revell, 1902.
___. Outline Studies in the New Testament: Acts to Ephesians. Pittsburgh: United Presbyterian Board of Publications, 1902.
___. Outline Studies in the New Testament: Philippians to Hebrews. Pittsburgh: United Presbyterian Board of Publications, 1905.
Morris, Leon. Understanding the New Testament: 1 Timothy, 2 Timothy, Titus, Philemon, Hebrews, James. Philadelphia: A. J. Holman Company, 1978.
Morrison, G. H. "Morrison on Luke", The Glasgow Pulpit Series, Vol. I. Chattanooga, TN: AMG Publishers, 1978.
Morgan, G. Campbell. Searchlights from the Word London: Oliphants, 1970.
Murray, Andrew. The Holiest of All. Westwood, NJ: Fleming H. Revell, 1960.
Myers, F. W. H. St. Paul. London: Samuel Bagster & Sons Ltd., n.d.
Nee, Watchman. Do All to the Glory of God. NY: Christian Fellowship Publishers, Inc., 1974.
New and Concise Bible Dictionary. London: G. Morrish, 1897-1900.
Orr, J., ed. International Standard Bible Encyclopedia. 5 vols. Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1939.
Orr, William W. Bible Hints on Rearing Children. Wheaton, IL: InterVarsity Press, 1955.
Pentecost, J. D. Your Adversary the Devil. Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1969.
Pfeiffer, Charles F. and Everett F. Harrison, eds.
The Wycliffe Bible Commentary. Chicago: Moody Press, 1962.
Phillips, J. B. The Young Church in Action. New York: The Macmillan Company, 1956.
Pierson, A. T. "Knowing the Scriptures". New York: Gospel Publishing House, 1910.
___. "The Work of Christ for the Believer", The Ministry of Keswick, First Series. Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1963.
Pink, Arthur W. The Attributes of God. Swengel, Pennsylvania: Bible Truth Depot, n.d.
Pollock, A. J. The Apostle Paul and His Missionary Labors. New York: Loizeaux Brothers, n.d.
___. Modernism Versus the Bible. London: Central Bible Truth Depot, n.d.
___. Why 1 Believe the Bible is the Word of God. London: Central Bible Truth Depot, n.d.
Pohle, Ella E. C. I Scofield's Question Box. Chicago: The Bible Institute Colportage Association, 1917.
Reid, R. J. How Job Learned His Lesson New York: Loizeaux Brothers, n.d.
Robertson, A. T. Word Pictures in the New Testament. 6 vols. New York: Harper & Bros., 1930.
*Robinson, John A. T. Honest to God. Philadelphia: The Westminster Press, 1963.
Rogers, E. W. Concerning the Future. Chicago: Moody Press, 1962.
___. Jesus the Christ. London: Pickering & Inglis, 1962.
Ryle, John Charles. Expository Thoughts on the Gospels. 3 vols. New York: Fleming H. Revell, 1858.
___. Holiness. Grand Rapids: Baker Book House, 1979.
___. Practical Religion. London: Jas. Clarke & Co., Ltd., 1959.
Ryrie, Charles C. The Grace of God Chicago: Moody Press, 1975.
___. ed. The Ryrie Study Bible, New King James Version. Chicago: Moody Press, 1985.
Salmon, George. A Historical Introduction to the Study of the Books of the New Testament. London: John Murray, 1894.
Sanders, J. Oswald. A Spiritual Clinic. Chicago: Moody Press, 1958.
___. Spiritual Problems. Chicago: Moody Press, 1971.
Sauer, Erich. The Dawn of World Redemption. Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Company, 1953.
Scorer, C. G. The Bible and Sex Ethics Today. London: The Tyndale Press, 1967.
Scott, Walter. Bible Handbook to the New Testament. Charlotte, North Carolina: Books for Christians, 1977.
Scroggie, W. Graham. Know Your Bible: A Guide to the Gospels. London: Pickering & Inglis, 1948.
___. "Paul's Prison Prayers", The Ministry of Keswick, Second Series. Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1964.
Spurgeon, Charles H. The Treasury of the New Testament. London: Marshall, Morgan & Scott, n.d.
Stalker, James. Life of St. Paul. Fleming H. Revell, 1912.
Stevens, G. B. The Theology of the New Testament. New York: Chas. Scribner's Sons, n.d.
Stewart, James A. Evangelism. Swengel, PA: Reiner Publications, n.d.
___. Pastwres of Tender Grass. Further documentation unavailable.
Stewart, James S. The Life and Teaching of Jesus Christ. Nashville: Abingdon Press, 1958.
___. A Man in Christ. New York: Harper & Row, 1935.
___. Pastures of Tender Grass, Philadelphia: Revival Literature, 1962.
Stonehouse, Ned B. Origins of the Synoptic Gospels - Some Basic Questions. Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Company, 1963.
Strombeck, J. F. First the Rapture. Moline, IL: Strombeck Agency, Inc., 1950.
Strong, A. H. Systematic Theology. Philadelphia: The Judson Press, 1943.
Swindoll, Charles. Growing Strong in the Seasons of Life. Portland: Multnomah Press, 1983.
Taylor, Mrs. Howard. Behind the Ranges. London: Lutterworth Press, 1944.
Thiessen, Henry Clarence. Introduction to the New Testament. Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Company, 1943.
Tozer, A. W. That Incredible Christian India: Alliance Publications, 1964.
___. The Root of the Righteous. Chicago: Moody Press, 1955.
Trench, Richard Chevenix. Synonyms of the New Testament London: Kegan Paul, Trench, Trubner & Co., Ltd., 1901.
Unger, Merrill F. Unger's Bible Dictionary. Chicago: Moody Press, 1966.
___. Unger's Bible Handbook. Chicago: Moody Press, 1966.
___. Zechariah. Grand Rapids: Zondervan Publishing House , 1963.
Van Oosterzee, J. J. "The Pastoral Letters". Lange's Commentary on the Holy criptures. Vol. 23. Grand Rapids: Zondervan Publishing House, n.d.
Velikovsky, I. Earth in Upheaval. New York: Doubleday and Co., 1955.
Vincent, Marvin R. Word Studies in the New Testament. 4 vols.
Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Company, 1957.
Vine, W. E. The Divine Plan of Missions. London: Pickering & Inglis, n.d.
___. Expository Dictionary of New Testament Words. Old Tappan, NJ; Fleming H. Revell, 1966.
Walvoord, John F. and Roy B. Zuck, eds. The Bible Knowledge Commentary: New Testament Edition. Wheaton, Illinois: Victor Books, 1983.
Warfield, B. B. Christology and Criticism. New York: Oxford University Press, 1929.
Watson, David. Discipleship. London: Hodder and Stoughton, 1981.
Weatherhead, Leslie D. Prescription for Anxiety. London: Hodder & Stoughton, 1956.
WebbPeploe, H. W. "Grace and Peace in Four Pauline Epistles", The Ministry of Keswick, First Series. Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1963.
Williams, George. The Student's Commentary on the Holy Scriptures. Grand Rapids: Kregel Publications, 1953.
Wuest, Kenneth S. Ephesians and Colossians in the Greek New Testament. Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1957.
___. In These Last Days. Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1954.
___. Wuest's Expanded Translation of the Greek New Testament. 3 vols. Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1956-1959.
Young, Dinsdale T. The Enthusiasm of God. London: Hodder & Stoughton, 1906.
___. Neglected People of the Bible. London: Hodder & Stoughton, 1901.
___. Unfamiliar Texts. London: Hodder & Stoughton, 1899.
___. The Unveiled Evangel. London: Robert Scott, 1912.
Zahn, Theodor. Introduction to the New Testament. 3 vols. Minneapolis: Klock & Klock Christian Publishers, 1977.

Статьи и периодика

Christian Truth Magazine, various dates.
Daily Notes of the Scripture Union. London: C.S.S.M., various dates.
*Homrighausen, E. G. "The Second Epistle of Peter", Exposition, IB, XII, 1957.
Our Daily Bread. Grand Rapids: Radio Bible Class, various dates.
The Sunday School Times. Homer L. Payne. "What Is a Missionary Church?" Feb. 22, 1964.
Toward the Mark. Weston-super-Mare, Vol. 5, No. 6 (1976).

Брошюры

Cutting, George. "The Old Nature and the New Birth". New York: Loizeaux Brothers, n.d.
Green, Samuel. "Scripture Testimony to the Deity of Christ". Oak Park, Illinois: Bible Truth Publishers, 1959.
Hole, F. B. "The Administration of the Mystery". London: Central Bible Truth Depot, n.d.
*National Council of Churches "Called to Responsible Freedom".
Scofield, C. I. "Rightly Dividing the Word of Truth".
Книги, отмеченные звездочкой (*), цитируются для иллюстрации лжеучений.