Бытие. Часть 1
Наш YouTube - Библия в видеоформате и другие материалы.
Христианская страничка
Лента обновлений сайта
Медиатека Blagovestnik.Org
в Telegram -
t.me/BlagovestnikOrg
Видеобиблия online

Русская Аудиобиблия online
Писание (обзоры)
Хроники последнего времени
Українська Аудіобіблія
Украинская Аудиобиблия
Ukrainian
Audio-Bible
Видео-книги
Музыкальные
видео-альбомы
Книги (А-Г)
Книги (Д-Л)
Книги (М-О)
Книги (П-Р)
Книги (С-С)
Книги (Т-Я)
Новые книги (А-Я)
Фонограммы-аранжировки
(*.mid и *.mp3),
Караоке
(*.kar и *.divx)
Юность Иисусу
Песнь Благовестника
старый раздел
Бесплатно скачать mp3
Нотный архив
Модули
для "Цитаты"
Брошюры для ищущих Бога
Воскресная школа,
материалы
для малышей,
занимательные материалы
Список ресурсов
служения Blagovestnik.Org
Архивы:
Рассылки (1)
Рассылки (2)
Проповеди (1)
Проповеди (2)
Сперджен (1)
Сперджен (2)
Сперджен (3)
Сперджен (4)
Карта сайта:
Чтения
Толкование
Литература
Стихотворения
Скачать mp3
Видео-онлайн
Архивы
Все остальное
Контактная информация
Поддержать сайт
FAQ


Наш основной Telegram-канал.
Наша группа ВК: "Христианская медиатека".
Наши новости в группе в WhatsApp.

Джил Мастерс

Уроки на всю жизнь

Книга 1. Раздел 2.

Оглавление

В начале Бог... (6). Бытие 1:1-8; Исаии 40:10-31.
Сотворение жизни и человека (7). Бытие 1:9-31 и 2:1-25
Грехопадение человека (8). Бытие 3
Каин и Авель (9). Жизнь вдали от Бога. Бытие 4:1-16
Ной (10). Бытие 6:5-9; Матфея 24:37-42
Повторение (11). Ев. от Марка (часть I) и Бытие (часть I)

Раздел 2
Бытие (Часть I)
В начале

6 - В начале Бог...
Как была создана наша земля? Откуда появилась вселенная? Библия дает точный, подробный ответ на эти вопросы. Она говорит нам, что у нас есть Великий Творец. Признаем ли мы и чтим ли Его по достоинству?
7 - Сотворение жизни и человека
Кто придумал столь сложную природу? Как был сотворен человек? Единственный удовлетворяющий ответ на эти вопросы можно найти в первых главах книги Бытие, Признаем ли мы, что жизнь - это дар от Бога и что мы отвечаем перед Ним за то, как употребляем ее?
8 - Грехопадение человека
Повествование Библии о грехе и непослушании Адама и Евы проливает свет на наше собственное состояние вражды против Бога. Оцениваем ли мы милость Господню в том, что Он обеспечил нам путь к примирению?
9 - Каин и Авель.
Живя в гордой независимости от Бога, Каин самонадеянно думал, что сможет угодить Господу, принеся Ему в дар продукт своих собственных достижений. Когда же Бог показал ему, что такой дар абсолютно непригоден, разъяренный Каин убил своего родного брата, что привело его к жалкому существованию, лишенному Божьих благословений. Так и сегодня, всякий грех и несчастье являются следствием нашей самонадеянной независимости от нашего Создателя.
10 - Господь пожалел о том, что сотворил человека. Не чувствует ли Господь такое же сожаление, когда смотрит на наш образ жизни? Он предусмотрел для Ноя путь спасения от страшного суда за грех; спустя века, Господь Иисус пришел спасти всех, кто прислушивается к Его предупреждению.
11 - Повторение 1 и 2 разделов
Этот проверочный урок дает возможность собрать вместе все важнейшие истины из уроков обеих серий, и напомнить детям, как Своими великими чудесами Господь Иисус Христос показал, что Он есть Сын Божий, Который участвовал в сотворении мира, и теперь желает стать нашим личным Спасителем.

В начале Бог... (6)
Бытие 1:1-8; Исаии 40:10-31.

Цель: Дать детям Библейское объяснение сотворения мира; помочь понять и оценить великую силу и доброту их Создателя. Убедить детей, чтобы они боялись и любили Его, как должно.
Вниманию преподавателей
Большую часть этого урока мы посвятим рассказу о Боге, а не о сотворении мира. Многие отвергают повествование о сотворении, записанное в книге Бытие, потому что судят о величии и силе Бога мерками человеческого ума. Все те, кто по доброй воле уверовал в рационалистическое учение, что Бога нет, не имеют для своей веры абсолютно никакого оправдания. Они пренебрегают Господом умышленно. Но мы вполне можем посочувствовать тем детям, которые выросли в атеистических семьях, если у них нет правильных понятий о Боге.
Задача нашего урока состоит в том, чтобы показать им величие, могущество и силу Господа, которая действовала с самого начала бытия мира. Подробные доказательства в пользу сотворения и опровергающие теорию эволюции лучше обсудить на других собраниях (скажем, среди недели), но на данном уроке нашей задачей будет просто позволить книге Бытие говорить самой за себя.
План урока
Напомните, что люди всегда были любопытны в отношении происхождения мира, но вопрос о том, каким образом можно раскрыть эту тайну, остается открытым.
Кто знает? Ясно одно: ни один ученый или историк не присутствовал, когда рождалась вселенная. Никто не видел ни солнце, ни луну, когда они засияли в первый раз. Даже растения и животные уже существовали до появления человека. Так что у нас нет очевидцев, которые могли бы описать сотворение мира. Вне Слова Божьего на этот счет могут быть только догадки и в высшей степени невероятные ссылки на так называемые "доказательства".
Библия уникальна тем, что она является личным Божьим рассказом о том, как был сотворен мир, Бог сотворивший вселенную и все, что в ней, был также вдохновителем слов, записанных в Бытие 1. Можем ли мы найти для себя авторитет выше этого? Давайте же вместе проанализируем рассказ, который возвращает нас к самому началу всего, что существует. Заметим, что ученые атеисты пытаются объяснить начало вселенной с помощью таких идей, как, например, "теория большого взрыва". Но их объяснения всегда оставляют вопрос: - А что было до этого?
В начале. В отличие от всех других теорий и схем, Библия начинает свой рассказ с того, что было в самом начале. Они говорит нам, что еще тогда, когда в мире ничего не было, был Бог. В начале Бог... (Бытие 1:1 и Иоанна 1:1). Эту истину мы должны постигнуть в первую очередь. Некоторые люди спрашивают: - Откуда же взялся Бог? Ответ на этот вопрос таков: Бог ниоткуда не взялся: Он был всегда. У Него не было начала, потому что Он был, и есть, и будет вечно живущим Богом.
Объясните детям, что чаще всего, думая о Боге, мы представляем Его похожим на нас самих, имеющим начало и конец, живущим во времени и пространстве в ограниченном физическом теле. Подчеркните, что Бог абсолютно во всем неизмеримо больше нас. Он вечен; Он живет над временем и может смотреть на нас сверху наподобие того, как летчик с высоты видит дорогу сразу во всю длину, тогда как идущий по ней пешеход не знает, что ждет его за следующим поворотом.
Кроме того, Бог никаким образом не ограничен физическим телом, как мы с вами. Бог есть дух; Он может видеть все и присутствовать везде в одно и то же время. Хотя мы не в состоянии постичь столь великое Существо, нам надо принять на веру ту истину, что Бог во всем несравнимо превосходит нас с вами. Библия начинает свой рассказ с того, что именно Бог сотворил всю вселенную.
День 1 - Свет. Библия говорит нам, что Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1 Иоанна 1:5). Самое первое, что Бог сотворил, в соответствии со Своим характером, был свет. Бог добр, и чист, и свят по Своей природе. Ему нет необходимости скрываться и делать Свои дела в темноте, что присуще грешному творению, и Он видит все так, как при полном дневном свете. Итак, еще до создания солнца, луны и звезд, Он сотворил свет; и был вечер, и было утро в самый первый день. Тот факт, что Бог произвел свет из Самого Себя, говорит нам о том, что солнце является всего лишь Его "агентом", т.е., посредником, и если понадобится, Он может легко обойтись и без него.
День 2 - Небеса. На второй день Бог сотворил небеса (или твердь), отделившие воду вверху от воды внизу. "Но - кто-нибудь скажет, - я думаю, что на это ушло миллионы лет, а Библия говорит так, как будто весь процесс занял лишь мгновенья". Однако вспомним еще раз, что мы говорим о том Боге, Который создал великие законы природы, очевидные для нас, и Который стоит выше этих законов.
Измерение времени. Давайте классу иллюстрацию, наподобие нижеследующей. Представим себе большие современные города, построенные за короткий промежуток времени (такие, например, как Канберра, Сингапур или некоторые города Латинской Америки, а в нашей стране - города БАМа, Братск, Тольятти и т.п.). Давайте теперь представим, что в один из этих городов приехал деревенский мальчик, никогда в своей жизни не видевший современную технику, с помощью которой строился город. И вот, в один прекрасный день в голове мальчика возникает вопрос: - Как долго строился этот город? В его памяти всплывают картины деревенского строительства с ручным трудом и примитивной техникой, и он задумывается, сколько времени ушло на то, чтобы таким же образом построить эти огромные дома. К какому выводу мог прийти мальчик? - По его мнению, город должен был строиться сотни, если не тысячи лет!
Конечно же, мальчик не прав. Если бы он своими глазами увидел огромные современные краны, гигантские экскаваторы, грузовики и тракторы, он понял бы, что город мог быть выстроен менее чем за десять лет!
Объясните классу, что мы думаем о времени сотворения примерно так же, как этот мальчик. Мы забываем или просто не желаем поверить, что Бог Своей великой силой, могучим творческим актом вполне мог вызвать мир к существованию за очень короткий промежуток времени. После завершения этой удивительной работы Бог повелел, чтобы все подчинилось законам природы, которые мы видим в действии сегодня. В настоящее время дереву для роста нужны многие годы, при условии пользования светом, водой и кислородом, но тогда было достаточно одного Божьего повеления, чтобы дерево появилось на свет во мгновение ока.
Сегодня мощные подземные толчки сдвигают горы всего лишь на несколько сантиметров, но тогда моря и суша были отделены друг от друга в тот самый момент, когда Бог повелел этому быть. Если мы по-настоящему верим в Бога, нам становится нетрудно понять, что миры устроены словом Божьим (Евреям 11:3).
Законы природы появились позже. Сегодня мы измеряем время с помощью часов, совершенно непохожих на те, которые действовали при сотворении мира. Вернемся к нашей картине строительства города. Во время стройки машины, тракторы и прочая техника могли перемещаться как угодно в любом нужном направлении, двигаясь по траве или через кустарник. Но когда город уже построен, в силу вступают строгие дорожные законы. После этого транспорт должен двигаться только по правой стороне улицы, соблюдая правила и указания дорожных знаков, иначе не миновать хаоса и трагедий.
Подобно этому законы природы, которые теперь, для нашего блага, действуют медленно и мягко, во время сотворения еще не вступили в силу. Тогда Бог действовал свободно и с большой скоростью. Но впоследствии Он привел в действие созданные Им же физические законы, которые действуют и сегодня. Тогда Он за один день мог достичь таких результатов, каких мы теперь не можем добиться и за тысячу лет. Конечно, Бог может и сейчас временно отменять Свои собственные законы и управлять ими, как это делал Господь Иисус Христос, творя Свои удивительные чудеса, но при нормальных обстоятельствах эти великие естественные законы действуют так, что мы с вами живем в строго упорядоченном мире.
Всемогущий Бог. Итак, мы можем дать нашим юным друзьям следующий ответ: - Да, для нас, оценивающих прошлое мерками настоящего, может показаться, что сотворение мира заняло миллионы, а то и миллиарды лет. Но когда мы поймем, что Божья сила безгранична, тогда мы постигнем, что Он может легко управлять естественными законами и творить великие дела по Своему усмотрению. Поэтому неразумно высмеивать Библию за то, что в ней говорится о сверхъестественных событиях, Если мы действительно верим в Бога, мы должны ожидать от Него великих дел. И события шести дней творения - иллюстрация этого.
Не слишком ли много вымысла? Мы можем уверенно сказать, что наивное понятие о длительном процессе творения происходит от слепой веры в теорию эволюции. Если бы постепенный процесс перехода от одного вида организма к другому был возможен (хотя на это нет никаких разумных доказательств), такой процесс занял бы сотни тысяч лет. А для того, чтобы в ходе процесса возникло все известное нам множество разных видов, потребовалось бы придумать еще больший срок - миллионы лет, - то есть вообразить вещи намного менее вероятные, чем рассказ из книги Бытия.
Детям старших классов будет интересно узнать, что даже многие неверующие ученые признают теорию эволюции невозможной, и эти ученые предлагают множество других вариантов происхождения мира. Как глупо не принимать на веру рассказ Самого Создателя о начале жизни! Однако враждебность человека к Богу столь велика, что он предпочитает самые нелепые выдумки, лишь бы не поверить, что нас сотворил Бог.
Практические выводы. Завершите этот урок, прочитав вместе с классом Исаии 40. Обратите внимание детей особенно на стих 26, чтобы и они могли поднять свои глаза на высоту небес и познать величие Господа. Красота и совершенство творения не оставляет никакого извинения для неверия (Римлянам 1:20). Поразмыслите вместе с детьми над стихами 17-18 из Исаии 40 о том, что величье Божье не может быть выражено словами физического мира. он совершенно не такой, как мы, и не похож ни на что из того, что мы можем сделать или постичь. Никакая выдуманная людьми теория не может дать жизнеспособную замену вере в Бога. Он же со Своей стороны готов дать силу и помощь всем, кто начнет усердно искать Его (ст. 28-31).
Но все же самое лучшее и великое из всего, что Господь Бог нам желает - это пасти нас, как Пастырь пасет Свое стадо, и носить ягнят на Своих руках (ст. 11). Спросите детей, знают ли они, что Всесильный Творец и Вседержитель мира желает этого именно для них. Плените внимание детей этой удивительной картиной Божьей любви и заботы. Помогите им почувствовать стыд за свое пренебрежительное безразличие и открытое противление по отношению к Господу. Напомните им о Его готовности принять к Себе всех, кто с покаянием возвращается к своему Небесному Пастырю.
Наглядные пособия
Преподаватели могут сделать альбом с наклейками по уроку о сотворении мира. Каждый день творения можно иллюстрировать по очереди, со ссылками на текст. Дети могут сами принести иллюстрации и принять участие в оформлении наглядных пособий. Такой способ подачи материала не только способствует лучшему запоминанию, но также обеспечивает наглядность главной мысли каждого урока.

Сотворение жизни и человека (7)
Бытие 1:9-31 и 2:1-25

Цель: Продолжить рассказ о Божьем творении. Подчеркнуть особую важность и значение Его завершающего творения - человека, и дать знать детям о нашей ответственности за грех, когда мы оставляем Господа.
Вниманию преподавателей.
Продолжая тему предыдущей недели, остановимся на рассказе о третьем дне творения. На этой неделе мы подчеркнем главную тему Псалма 8 - честь, которой Господь наделил человека. Мы будем рассматривать тему грехопадения на следующей неделе, но уже на этом уроке нам станет совершенно очевидной полная неспособность человека жить в соответствии с высокими Божьими намерениями. Как только дети узнают, какими они должны быть согласно Божьему замыслу, им невозможно будет не заметить свое несоответствие этому замыслу. Это даст возможность преподать детям Евангелие таким образом, что оно будет для них особенно насущным и необходимым.
План урока
День 3 - Суша и жизнь. На третий день Бог отделил землю от моря и создал сушу. Он одел землю в покров из деревьев, травы и растений.
Подчеркните следующее:
(а) Красота и разнообразие в природе. Перед нами - удивительная природа земного покрытия с мириадами деревьев, цветов и других растений, у каждого из которых есть своя совершенная форма очертаний; сравним, например, могучую силу кедра и тщательно продуманные детали мельчайшего живого растения. Земля несет на себе следы великого Художника и Архитектора. Мир показывает собой не только блестящий замысел, но также красоту и совершенство. Художники и фотографы с удовольствием делают копии этих прекрасных картин природы, ученые изучают и открывают естественные законы, управляющие нашим миром, но придумал и сотворил все это Бог. И чем больше мы задумываемся, тем абсурднее становится мысль о том, что эти величественные пейзажи с их многосложными внутренними процессами возникли просто так, по воле слепого случая.
(б) Мир был приготовлен для проживания человека. Напомните старшеклассникам, что когда Бог сотворил мир, Он сделал его прекрасным и совершенным с самого начала. Он насадил не семена, но сразу большие деревья. Мир и все, что его наполняло, был сотворен уже как бы долголетним, - например, деревья имели годичные кольца на стволах, и т.д.
День 4 - Солнце, луна и звезды. Следующим Божьим творением были солнце, луна и звезды, чтобы подразделять время на дни и сезоны.
(а) Совершенные часы. Рассмотрим еще один факт, для нас как бы самоочевидный: совершенство и точность мировых часов. Опишите их аккуратность и наглядность. С тех пор, как живет человек, ход естественных часов на нашей земле никогда не замедлялся и не останавливался во время путешествия земли вокруг солнца, измеряемом многими миллионами километров. Могло ли все это произойти случайно?
(б) Взаимное удовлетворение. Еще более удивителен тот факт, что естественный ход движения природы соответствует потребностям живых существ, населяющих землю, чтобы обеспечить их пищей, одежной и топливом, а также удовлетворить их потребность в красоте и разнообразии окружающей среды.
День 5 - Животный мир. Сказано, что на пятый день Бог начал творить животный мир. Сначала Он создал обитателей морей и рек, от мелких рыбешек до огромных китов, а также мир пернатых. Почему многие из них имеют схожие черты? Как нам и следовало ожидать, Один великий Конструктор наделил одинаковыми характерными чертами многих животных, птиц и рыб.
Эволюция или творение? Тот факт, что одна рыба в чем-то напоминает другую, говорит о том, что их создал один и тот же Творец. Но тот, кто заявляет, что эта схожесть доказывает происхождение от общих предков, должен решить невозможную задачу. Как в таком случае объяснить, что, например, у двух видов рыб могут быть совершенно одинаковые глаза, а остальные органы различны? Сторонники эволюции всеми силами стараются воспроизвести наглядно эволюционный процесс, каким они его представляют от начала до наших дней, но они не в состоянии сделать это так, как требуется. Бесконечное число деталей не сходятся между собой на их схеме.
День 6 - Животные и люди. На шестой день Бог сотворил всех сухопутных животных, скот, пресмыкающихся и зверей. Жителям городов редко выпадает возможность видеть эти создания на природе, во всем многообразии их видов и манер поведения. Даже наблюдая за ними на экране или в зоопарке, мы не можем вполне оценить достоинства и уникальные особенности различных животных, насекомых и прочих живых существ. Но непредвзятое рассмотрение приведет нас к выводу, что их сотворила Божественная рука.
Даже неверующие вынуждены употреблять для описания чудес животного мира такие выражения, как "Природа дала животным эти качества". Природа, по их словам, становится едва ли не живым создателем! Замечал ли кто-нибудь, как авторы учебников по природоведению пытаются приписать животным способность изменяться в соответствии с окружающей средой? Однако Иисус сказал, что даже человек не может прибавить себе росту хотя бы на один локоть (Матфей 6:27), как бы он ни старался это сделать. Некоторые биологи отвергают мысль о Боге, но зато приписывают простейшим творениям богоподобные способности!
Когда Бог удовлетворился тем, что Он сотворил и сказал, что все творение хорошо, Он решил создать человека, причем не как побочный продукт, а как вершину Своего творения. Первый человек был совершенно отличен от животных, потому что был создан по образу Самого Бога. Он не был Богом, но некоторым особым образом отражал Бога. В отличие от животных, человек имел душу, которую в него вдохнул Господь. Это значит, что внутренняя личность, которая и есть настоящее "я", - бессмертна, и способна (по первоначальному замыслу) говорить с Богом, любить Бога и повиноваться Ему. Какое огромное отличие от животных!
Вместе с душой появились на свет и две другие вещи: совесть и разум. Мы знаем, что хорошо, и что плохо, и у нас есть способность думать. Расскажите детям об этих трех вещах, которыми обладает только человек: - душа, совесть и разум.
Стоит только сравнить, например, племя горилл с современным городом, построенном человеком, как мы сразу же увидим множество "недостающих звеньев", в которых нуждается никогда и никем не доказанная теория эволюции. Речь, одежда, организация, строения, музыка, библиотеки, школы, церкви и т.п., - вот лишь некоторые примеры того, что отсутствует в животном мире, зато имеется в любом уголке земли, где только есть люди. Бог насадил для первого человека Адама сад. Он также из него самого сотворил ему жену, достойного помощника и друга.
День 7 - Суббота. К этому моменту сотворение было полностью завершено. Бог увидел, что все Им созданное было очень хорошо, и Он отдохнул от Своих трудов, навсегда установив для человечества образец выходного дня.
Все плохое, что затем произошло, мы рассмотрим на следующем уроке. Но сейчас нашей задачей было посмотреть на сотворение мира с его наилучшей стороны. Библейский рассказ говорит нам о Боге, Который придумал и сотворил весь мир и нас с вами. Он наделил нас, Свое высшее творение, особой способностью знать, любить и слушаться Его. Чтим ли мы и любим нашего Создателя? Осознаем ли мы, что обязаны своим существованием Господу Богу? Радуется ли Бог общению с нами, или мы относимся к Нему, как чужие? Может быть, мы пользуемся и наслаждаемся Его благословениями, не думая о Том, Кто на их дает? Принимаем, как положенное, все доброе, и обвиняем Бога за все плохое? Библия предупреждает нас; Помни Создателя твоего в дни юности твоей (Екклесиаста 12:1).

Грехопадение человека (8)
Бытие 3

Цель: Показать, как велик грех человека. Объяснить падшее состояние нашего нынешнего мира. Раскрыть Господень путь прощения.
Вниманию преподавателей
На этом уроке мы будем иметь дело с важными принципиальными вопросами человеческого бытия. Живя в мире, который выставляет напоказ передовую технологию, но не может объяснить человеческую жестокость и бессилие перед злом, юные души очень расположены к восприятию уникального Библейского объяснения противоречивой человеческой природы. Только Библия говорит нам всю правду как о высоких человеческих идеалах, так и о несостоятельности попыток их достижения. Только в Библии объясняется загадка человеческого рода: удивительные дарования, способности и тонкие чувства смешанные с крайней жадностью, эгоизмом и жестокостью. Это объяснение можно преподать таким образом, что учение Библии о грехопадении поймет и оценит как новичок из младшей группы, так и старшеклассник.
Надо стремиться преподать этот урок так, чтобы дети возвращались после него домой с искренней скорбью в своих сердцах, увидев сущность и величину человеческого греха перед Богом. Они должны понять, что окружающие их в этом мире безобразия противны Богу и порождены тем, что человеческий род преднамеренно нарушает Божьи заповеди. После этого юные души должны правильно оценить то, что у Бога нашлась в сердце любовь к неблагодарным, возмутившимся против Него людям, и что Он все еще держит открытыми двери прощения и новой жизни.
План урока
Опишите положение и особые достоинства человека перед его грехопадением.
(а) Человек, существо высшее, чем животные, был создан по образу Божьему, наделен живой душой и помещен в совершенном мире, о котором Сам Бог сказал, что он "очень хорош".
(б) Он владычествовал над всем земным творением (Бытие 1:26), и ему была оказана честь дать имена всем животным, которых Господь к нему привел. (Бытие 2:19).
(в) Но даже и это прекрасное царство не было удовлетворительным в глазах Господа, как достаточно хорошее для человека, и вдобавок к уже имеющимся благословениям и саду, который Бог насадил специально для человека, Он сотворил для него совершенного помощника и друга, чтобы разделять с ним общение. Ева, первая женщина, которая была частью Адамовой сущности, стала его женой (Бытие 2:22-24). Помогите детям увидеть, что первая пара имела все, чего они только могли желать или о чем мечтать.
(г) Они знали общение с Богом. Для них не было неприятным или скучным занятием исследовать мир, находясь в общении с его Создателем. Перед ними расстилалась захватывающие прекрасная земля, которую они должны были возделывать; им повиновались и служили животные, населявшие мир. До искушения Адам и Ева сами были совершенными и праведными. Они не знали, как можно быть эгоистичными, сердитыми или недобрыми. они могли абсолютно во всем доверять друг другу и, конечно же, любили своего Господа Бога. Не имея в своей жизни греха, они не знали, что такое страх, чувство вины или подозрение; процесс старения также не искажал жизнь в земном раю.
Самый великий дар. Даже грешный мирской человек высоко ценит свободу, и Бог наделил наших прародителей этим великим даром. Человеческие существа не предназначались быть рабами Божьих желаний, они не должны были быть счастливыми, но подневольными созданиями. Наоборот, Бог дал им право служить своему Создателю от благодарного сердца, как привилегию. Из этого следовала возможность пойти другим путем. Это значило, что они могли, при желании, отвернуться от Господа и начать вести "альтернативный" образ жизни.
В насажденном Господом саду было дерево, плоды которого открывали для человека возможность познать и испытать на опыте другую "жизнь", отличающуюся от жизни совершенства и святости. Эта жизнь могла наступить только в том случае, если Адам с Евой отвернулись бы от Бога. Объясните младшей группе, что Адам с Евой не были прикованы к Богу цепями. Хотя им было дано предупреждение о страшных последствиях, они были вольны не послушаться. Бог не убрал от них запретное дерево так, чтобы они его при желании не смогли достать.
Грехопадение. Опишите случившиеся события и их последствия. Первый грех представлял собой много грехов, собранных вместе. Он не состоял только в том, что был сорван запретный плод. Подумайте о всех остальных грехах, которые привели к употреблению плода.
(а) Обвинение против Бога. Змей, которым воспользовался сатана, начал свою речь с предположения, что Бог был несправедлив, лишив их права на пользование деревом, и Ева охотно поверила этому. Как легко мы верим всему тому, что говорится против Бога! И наоборот, нам кажется так трудно доверять Ему Самому и Его Слову, - это характерно даже для маленьких детей.
(б) Был ли Бог лжецом? Вместо того, чтобы с негодованием отвернуться от змея, Ева продолжала слушать, как дьявол обвинил Бога во лжи. Бог говорил, что они умрут, но дьявол сказал, что это неправда. Здесь Ева должна была насторожиться. Она знала, что Господь никогда не лжет, однако позволила себе засомневаться в словах Божьего предупреждения.
(в) Неблагодарность и алчность Змей убедил Еву в том, что Бог не допускал ее к чему-то необыкновенно хорошему. Он, якобы, был несправедлив по отношению к ней. Он поставил ее в униженное положение, не разрешая есть этот плод. Если она съест запретный плод, - сказал змей, - то станет такой же великой, как Бог, и сможет знать обо всем том, что сейчас для нее скрыто. Ева была неблагодарной и не оценила свои необыкновенные благословения, пожелав вместо этого познать предложенный ей врагом "таинственный мир". В наши дни человечество точно так же неблагодарно Богу за все блага жизни, и всякий стремится иметь еще больше. Ева пожелала большего, однако непослушание привело к бедствию не только саму ее, но также и всех тех, за кого она была ответственна, как мать всех живущих (Бытие 3:20).
(г) Самонадеянность, непослушание, хищение. Подумайте, какой самонадеянной была Ева в тот момент, когда решила, что она знает лучше, чем Бог и может пренебречь Его предупреждением. Какой гордой она была, подумав, что сможет справиться с миром, полным не только добра, но и зла. Она к тому же была непослушна, потому что открыто пошла против того, о чем Бог сказал столь определенно. Она стала мятежницей, бунтовщицей против Бога. Кроме того, она стала также воровкой, потому что взяла то, что ей не принадлежало. Не грешим ли и мы всеми этими грехами? Мы думаем о себе очень высоко; мы не обращаем внимания в Божьи заповеди и воруем для собственного пользования данную нам Богом жизнь.
(д) Самооправдание. Помогите классу представить, как Ева пыталась успокоить свою совесть, делая вид, будто ее решение было вызвано всего лишь невинным желанием съесть вкусный плод, от которого она могли получить только пользу. Глубоко в сердце она должна была понимать, что пренебрегает дарами Божьими и прекращает дружбу с Ним, обвиняя Его во лжи и злоупотребляя данным ей от Бога влиянием на мужа, чтобы и он вместе с ней совершил этот акт измены Богу. Но она сделала вид, что это было просто невинное пользование некоторым красивым плодом. Это был грех самооправдания. Как часто мы делаем то же самое! Как часто мы убеждаем себя, что ложь и другие грехи извинительны!
Результаты. Вместо того, чтобы отвергнуть предложение Евы и выговорить ей, Адам также согласился съесть запретный плод. Он должен был разобраться в сути дела лучше, чем Ева, но вместо этого принял предложение и сделался соучастником в ее грехах. Самым первым результатом содеянного был стыд. Впервые в жизни Адам с Евой почувствовали стыд и беззащитность. Им вдруг захотелось прикрыться и спрятаться. Они знали, что несмотря на попытки оправдать содеянное (стих 6), их действия были неблагодарными, самонадеянными, эгоистичными и в то же время жалкими. Впервые они почувствовали необходимым убежать от Бога. А в скором времени после этого она стали лгать, чтобы прикрыть свой грех. Так они превратились в бесчестных лицемеров.
Тот факт, что они убежали от Бога, служит осуждением как для них, так и для множества других людей. Почему в этот день многие дети и взрослые стоят вдали от дома Божьего? Есть ли что-либо плохое в Боге? Или же зло находится в нас самих? Бог немедленно узнал о странном поведении Адама с Евой, и подозвал их к Себе, чтобы объявить об ужасных последствиях содеянного ими греха: -
(а) Наступление духовной смерти - человеческие существа стали теперь отрезанными от познания Бога, как своего Руководителя и Друга.
(б) Приход в мир физической смерти.
(в) Появление страданий и тяжких трудов для мужчин, женщин и всего творения.
(г) Лишение жизни вечной в Божьем присутствии.
(д) Изгнание человеческого рода из Сада Едемского.
Объясните детям, что эта знаменательная глава книги Бытия - не сказка. Это единственно надежное объяснение того мира, в котором мы живем. Именно так, через грехопадение, высшее творение Божье, имеющее душу, совесть и силу разума - стало слабым, падшим существом, отрезанным от Бога. Если мы правильно поймем эту главу, нам станет ясным все то, о чем мы читаем в газетах или видим на экранах. И хотя мы только дети, но все же зная Слово Божье, мы станем мудрее многих психологов и политиков (Псалом 118:99, 100), а также сможем правильно понимать самих себя.
В этой главе говорится, что люди были созданы Богом для того, чтобы знать и любить Его, и поэтому у нас в сердце есть моральные законы - понятие о том, что правильно, и что неправильно - чего не имеет ни одно животное. Но поскольку наши прародители избрали себе другой путь, мы теперь падшие существа, и не можем жить по этим стандартам. Иногда мы тоскуем о том, чтобы быть чистыми и праведными, но у нас нет сил достичь этого. Не только отдельные люди, но даже правительства целых государств, говоря о свободе, справедливости и правах человека, остаются во власти насилия, коррупции и греха. И только Библия дает верное объяснение этим противоречиям человеческого рода.
Божье милосердие. Что предпринял Бог, когда случилось грехопадение человека? Он пообещал дать людям Спасителя! Так как мы неспособны изменить самих себя, Он пообещал послать Освободителя, Который возьмет на Себя наказание за наш грех и победит сатану. Дети должны запомнить Его имя. Помогите детям увидеть, как они опутаны грехом. Напомните им, что они бессильны сами победить грех. Скажите им о Господе Иисусе Христе, Который один только может их спасти. Поясните детям, что обратившись к Нему, они будут поступать полностью противоположно тому, как поступила Ева. И когда они примут Господне прощение, Он восстановит их не то место, которое потерял Адам - но только это будет еще лучше. Они узнают дружбу с Господом в повседневной жизни и будут ожидать жизни с Ним вечно на небе, как поется в гимне:

О, Имя Иисуса! Нам так сладостно оно,
Спасенье, счастие сердцам от Бога в Нем дано.

Каин и Авель (9)
Жизнь вдали от Бога
Бытие 4:1-16

Цель: Показать, что если мы упорствуем, когда Господь милостиво взывает к нашему разуму, нам придется пожинать самые горькие последствия.
Вниманию преподавателей
Это урок описывает жизнь столь правдиво, что мы видим в нем нашу действительность такой, как она есть на самом деле. Нарисовав классу картину человеческой глупости и безрассудства, мы должны постараться показать детям путь истинного разума. Для младших классов лучше не говорить слишком много об искупительной символике жертвы Авеля, сосредоточив внимание на состоянии нашего сердца, с которым мы приходим к Господу.
План урока
Попросите класс представить, что значило бы для ребенка уйти из дому. Кому-то такая идея на первых порах может показаться заманчивой. Можно будет, например, не возвращаться домой, пока не захочешь; родители не будут тебя выговаривать и воспитывать... Но вскоре обнаружится, что потерян теплый дом, вкусно приготовленная пища, выстиранная одежда, и прежде всего - любовь семейного очага. Ушедший из дому рано или поздно обнаружит себя подавленным трудностями и ответственностью, о которых даже не мог подумать.
Напомните классу урок предыдущей недели: Адам и Ева самонадеянно возмутились против Господа и решили обойтись без Него. Однако за пределами Едемского сада им пришлось тяжело работать и терпеть трудности. Рождение детей, вместо того, чтобы быть удовольствием, стало включать в себя боль и страдания. Хуже того, они не могли наслаждаться близким общением с Господом, как это было в Едеме. На этом уроке мы увидим, как один из членов их семьи пошел еще дальше в своем состоянии вражды и мятежа, за что потом пожал самые горькие последствия. Мы рассмотрим, что случилось с двумя сыновьями Евы, и какой урок из этого можно извлечь для нас.
Два вида даров. Каин и Авель должны были оба одинаково тяжело работать для обеспечения своей жизни. Авель пас стада, а Каин был земледельцем. Даже лишившись первоначальных Божьих благословений они, тем не менее, признавали Бога и поэтому принесли Ему свои дары. Один из этих даров был угоден Богу, а другой - неугоден. На первый взгляд, это может показаться странным, но вскоре мы узнаем причину, почему так случилось. Узнав разгадку этой тайны, мы сможем проверить себя, не находимся ли и мы в такой же опасности, как когда-то Каин.
Дар Каина. Дар Каина был отвергнут Богом, потому что он был принесен в неправильном состоянии сердца. Бог не имел нужды в Каиновом приношении. Он обладает всей Вселенной, и поэтому не нуждается в каком-нибудь снопике пшеницы. Однако Бог с радостью принимает самый маленький дар, если его приносят, как знак доверия, благодарности и любви. Но в даре Каина ничего этого не было. Откуда мы знаем об этом? Потому что когда Господь не обратил внимания на его дар, Каин стал сердит и мрачен.
Каин принес свой дар с чувством гордости за самого себя. Он выставил напоказ свою собственную продукцию и свое земледельческое уменье. Он хотел этим показать, что добился успеха, благодаря своим личным способностям, и поэтому Бог должен был признать его достижения. (Преподаватели младших классов могут привести примеры того, когда дети и в наши дни могут поступать точно так же). Каин принес свой дар Богу только для того, чтобы получить вознаграждение. И когда это было отвергнуто, он пришел в ярость.
Спросите детей, не приходилось ли и им когда-нибудь думать подобным образом. Не считают ли и они, что их жизнь, возможно, будет одобрена Богом? Миллионы людей уверены в этом. Когда они слышат христианскую весть о том, что им нужно полное прощение, чтобы быть принятыми Богом, они очень сердятся и оскорбляются. Они начинают протестовать, говоря, что делают много добра. Но даже все "добро", которое люди могут делать, не может ни на миллиметр прикрыть то плохое, что в них есть.
Объяснение. Но даже при таком положении, Бог милостиво пришел к Каину и стал взывать к его разуму. Скажите детям, как важно прислушиваться, когда нам делают замечания. Если, например, мы ремонтируем велосипед, и перепутали местами колеса, то хороший друг всегда подскажет нам нашу ошибку и предупредит о последствиях, если мы ее не исправим. Пусть дети увидят, насколько абсурдно было бы с нашей стороны топнуть ногой и не прислушаться. Гордое упрямство приведет нас к тому, что в конце концов мы будем выглядеть просто смешно.
За гордостью последовал гнев. Однако, когда Господь сказал Каину о его неправоте и возможности исправления, тот не захотел слушать. Его самолюбие было слишком сильно затронуто, и это привело к ненависти и зависти по отношению к собственному брату. Не обижаемся ли и мы на Божье Слово, говорящее к нам? Не противно ли нам слышать о том, что мы грешны? Не причиняет ли нам Евангелие досаду? Расскажите классу, как многие христиане уже давно похоронили свою гордость, признали, что их понятие об угождении Богу было неверным и приняли Божий путь спасения. Один из таких красноречивых примеров - Мартин Лютер. Ему пришлось признать, что даже лучших попыток делать добро недостаточно, чтобы быть достойным неба. Может быть, кто-то из нас тоже пришел к такому же выводу? Расскажите, как он был когда-то монахом, и думал, что истязая свое тело, он смирит себя и будет вознагражден Богом. Но затем он пришел к осознанию того, что все это бесполезно, и что нужно доверять одному Богу, чтобы быть спасенным.
Предупреждение. Господь предупредил Каина, что если он упорно не пожелает исправиться, его ждет большая опасность. Он должен прийти к Богу с таким же сокрушенным духом, какой был у Авеля. Приближаясь к Богу, ему надо смиренно просить прощения за свои грехи. Затем он должен подчинить Богу всю свою жизнь и руководствоваться Его советами. Он должен получить для себя всю необходимую помощь от Бога. В противном случае, сказал Господь, грех всегда будет стоять у дверей его сердца (стих 7). Грех будет омрачать и подстерегать его каждое утро. И тогда для Каина останется единственный путь на небо - победить грех собственными усилиями, что, конечно, было бы невозможно. Другими словами, Бог предупредил Каина, что если человек не будет просить прощения и искать спасения, он будет предоставлен сам себе в жизненной борьбе, и таким образом пойдет в ад в конце своего жизненного пути.
Самооправдание. После того, как Каин отверг Божьи предупреждения, в его сердце закипела зависть, и предметом обвинения стал его родной брат. Дети наверняка знакомы с такого рода ситуацией. Например, мальчик, выбывший из школьной футбольной команды, найдет массу недостатков в том, кто его заместил. Часто в детях вскипает зло против тех, кого заслуженно хвалят больше, чем их самих!
Объясните, что это же может случиться с нами, когда Евангелие указывает нам на наш грех. Вместо того, чтобы принять Его Слово и покаяться, мы начинаем извинять самих себя. Часто мы виним в ошибках самого Бога. Иногда мы также обвиняем христиан. В тайне души мы завидуем их вере в Господа и преображенной жизни, но вместо того, чтобы последовать их примеру, мы проявляем негодование на них и на Господа, Которого они любят.
Убийство. Каин и Авель встретились на поле. Мы не знаем, о чем они там говорили между собой, но вполне возможно, что богобоязненная речь Авеля уязвляла совесть Каина и воспламеняла в нем злую зависть. Его ненависть вскоре достигла такого предела, что он убил своего собственного брата. После содеянного даже сам Каин осознал, что его грех был очень велик, хотя он и жаловался на слишком тяжкое наказание. Расскажите детям, как он затем был изгнан из своей семьи и от Господа, чтобы жить в страхе и тяжких трудах. Помогите детям почувствовать всю трагедию случившегося, особенно потому, что в этом не было никакой необходимости. Убеждайте детей, чтобы они не позволяли глупой гордости держать их вдали от Спасителя.
Лучший путь. Опишите дар Авеля. Этот дар не был предназначен для того, чтобы выставить напоказ себя и свои достижения. Мы убеждены, что Авель делал то, о чем Бог перед этим уже говорил первым людям: он принес жертвоприношение. Это жертвоприношение было прообразом того, что кто-то должен пострадать и умереть вместо нас, чтобы снять наш грех. Все жертвоприношения Ветхого Завета поучали людей, что однажды придет Спаситель и заплатит цену, которая сделает возможным прощение наших грехов. Повелевая людям приносить жертвы, Бог учил их этим, что прежде, чем поклоняться Богу, они должны осознать всю серьезность своего греха.
Совсем неверно было бы впопыхах вбежать в присутствие Божье и помолиться несколькими легкими словами. Мы должны понимать, что наш грех делает нас достойными вечной смерти, и если мы желаем быть спасенными, кто-то другой должен умереть вместо нас. Удивительная Библейская повесть заключается в том, что Бог послал Своего собственного Сына, Агнца Божьего, Который умер за грехи мира чтобы спасти тех, кто поверит в Него и будет всецело полагаться на дело искупления, совершенное Им на Голгофе. Поэтому не удивительны слова гимна:

Когда я поднимаю взор
На крест, где Божий Сын страдал,
Я сознаю греха позор,
Стыжусь того, что почитал.

Убеждайте детей вашего класса не присоединяться к массам людей, которые пойдут в ад из-за своей глупой самонадеянности, Помогите им помыслить о совершенном Господе славы, Который, не сделав никакого греха, добровольно согласился претерпеть всю глубину унижения на кресте, чтобы спасти недостойных грешников.

Ной (10)
Бытие 6:5-9; Матфея 24:37-42

Цель: Показать детям, как глубоко грех опечаливает Господа. Сравнить дни Ноя с нашими днями, как это сделал Спаситель, и серьезно предупредить об ответственности. Указать на то, что в каждом поколении Бог, по Своей милости, находит путь ко спасению для тех, кто верит Ему всем сердцем.
Вниманию преподавателей
И раскаялся (т.е. пожалел) Господь, что создал человека на земле, и восскорбел (т.е. опечалился) в сердце Своем. Эти слова, наверное, звучат, как одни из самых трагичных слов, когда-либо написанных. В один момент Святой Дух отодвигает занавес, и показывает, как больно грех ранит сердце Всемогущего Бога. Взрослые люди могут оставаться равнодушными к этим словам, или же спешат перейти к следующему стиху, но дети с их чуткими сердцами будут затронуты этим рассказом (Бытие 6:5-7).
Эти стихи помогут нам понять, что грех представляет собой намного больше, чем просто определенные ошибки или действия, но что он также включает в себя наше отношение к Создателю, как таковое. У нас не должно складываться впечатление, что Бог, сотворив мир и человека, вдруг переменил Свои мысли. Данные слова не предназначены для буквального описания Божьего характера, так как Бог никогда не изменяется. У Него нет телесных органов и человеческих страстей. Эти слова показывают нам доступным языком, что наш грех так велик и тяжек, что он ранит Бога в самое сердце. Если дети это поймут, они, с помощью благодати Божьей, оценят любовь Спасителя в том, что Он отдал Свою жизнь за грешников. Этот урок представляет собой одну из тех Ветхозаветных жемчужин, которая приводит в благоговейный трепет душу каждого преподавателя.
План урока
Предложите детям вспомнить какой-нибудь случай горького разочарования в их жизни. Например, кто-нибудь со всем старанием делал что-то такое, что в конечном счете было отвергнуто. Может быть, кто-нибудь потратил время, взбивая тесто для торта, только для того, чтобы потом выбросить его в мусорное ведро, так как торт не получился. Другие же могли посвятить целые часы труда и размышлений, ремонтируя игрушку или велосипед, а потом обнаружилось, что вещь уже не подлежит ремонту, и ее надо выбрасывать. Опишите боль сердца, например, у фермера, который оказался вынужден уничтожить свое стадо скота, - дело всей его жизни, - так как в нем обнаружилась неизлечимая болезнь, например, ящур.
Расскажите классу, как велик Бог, Который знает начало и конец всему, что Он не изменяет Свои мысли, и что еще до сотворения Адама у Него был план послать Спасителя. И в то же самое время, как говорит нам Библия, Он чувствует печаль за наш грех и его последствия больше, чем мы чувствуем это сами.
Божья печаль. Первая часть нашего урока говорит нам, что когда Бог в дни Ноя посмотрел на сотворенную Им землю, Он пожалел о том, что создал человека, потому что люди очень сильно развратились. Дело было не в том, что люди время от времени оступались и впадали в непослушание, но что все мысли и помышления сердца их были зло ВО ВСЯКОЕ ВРЕМЯ (Быт. 6:5). Мы можем себе представить, что когда Бог посмотрел на людей с высоты небес, Он должен был вычеркнуть их со Своего учета, наподобие того, как списывают потерю от стихийного бедствия. Но Библия говорит нам, что вместо этого Он восскорбел в Своем сердце (ст. 6).
Теперь спросите ваш класс, как они представляют себе свое собственное положение в глазах Божьих. Доволен ли Он, глядя на их жизнь? Видит ли Он среди них тех, которые любят Его, беседуют с Ним и ни в чем другом не находят такого счастья, как в служении Своему Небесному Отцу? Или же, наоборот, Он видит молодых людей, которые не желают иметь с Ним никакого дела, думают только о себе и находят удовольствие в нарушении Его повелений и в оскорблении Его имени? Помогите детям почувствовать, что все это значит для Господа, Который создал и любит всех их. Покажите им, что когда они бездумно грешат и легкомысленно злоупотребляют Его именем, Божье сердце опечаливается и наполняется скорбью. Может быть, дети еще никогда не задумывались над этим.
Последствия. В результате человеческого греха, Бог решил уничтожить злое поколение с лица земли. Он решил навести великий потоп, от которого не могло убежать ни одно живое существо.
Библия много раз говорит нам, что настанет день, когда в конце времени Бог будет судить наш мир уже не водой, но огнем (2 Петра 3:10). Но, несмотря на это, люди ведут себя, как тот наивный преступник, который думает, что вся милиция глупая и его никогда не поймают. Люди воображают себе, что Бог ничего не видит и никоим образом не реагирует на их непослушание. Но это совсем не так!
Доброта. Опишите искренность Божьей печали. Даже решив уничтожить человечество, Бог все же проявил Свою милость к Ною и его семье. Это случилось не потому, что Ной был безгрешным или совершенным, но потому что, в отличие от других людей, Ной старался слушаться Бога. Ной не относился к Богу пренебрежительно. Он ходил пред Богом (ст. 9). Ради одного этого человека Бог согласился отложить Свой суд и предложил Ною план спасения.
Поясните детям, что Бог остается неизменным и сегодня. Он в свое время задержал суд над Содомом ради Лота. Он откладывает день Последнего суда, чтобы обеспечить спасение и безопасность тем мальчикам, девочкам и взрослым, которые веруют в Него и стараются угодить Ему.
Ковчег. Нет сомнения, многие дети будут уверены в том, что они знают все о Ноевом ковчеге, поэтому попросите их назвать некоторые детали и цифры. Спросите детей о размере ковчега, о том, сколько в нем было этажей, из чего он был сделан. Для преподавателей, не знакомых со всеми этими ответами и затрудняющихся с переводом локтей на современные меры, даем ниже некоторые справки.
Итак, ковчег был водоизмещением около 13.960 тонн, что приравнивает его к категории больших современных океанских судов, сделанных их металла. Длина ковчега 140м, ширина 24м, высота 14м. Внутри могло разместиться более 500 грузовых вагонов. Три этажа (или палубы) ковчега были по 4,5м высотой. Ковчег был похож внешним видом на баржу; машинный и топливный отсеки не занимали места в ковчеге, так как он не был предназначен для передвижения.
Опишите, как Господь давал указание Ною построить такой большой корабль, который смог послужить домом на время потопа для Ноя с семьей, а также для всех животных, взятых по паре.
Объясните, как глупо выглядел Ной с семьей, а также для всех животных, взятых по паре.
Объясните, как глупо выглядел Ной в глазах своих неверующих современников. Он верил и повиновался Богу, несмотря на их насмешки и презрение, и мы с вами должны поступать так же. Мирские люди и сегодня глумятся над теми, кто верит Господу и воспринимает Его повеления всерьез, и Господь Иисус Христос предупредил, что мы должны на это рассчитывать, если последуем за Ним.
Слишком поздно! Выскажите предположение, что Ною в его время было труднее, чем нам. Надо иметь в виду, что он строил огромный корабль посреди поля, где не было ни глубокой реки, ни моря. Это должно было показаться возмутительно смешным для тех, кто желал оправдать свое подшучивание над этим человеком, верующим в Бога. Но вскоре им стало не до смеха. Когда вода полилась сверху и снизу, они стали кричать в страхе и ужасе. Случилось именно то, о чем Ной их долго предупреждал, но только теперь им было уже слишком поздно каяться. Спаслась только Ноева семья. Господь накрепко закрыл за ними двери ковчега, и теперь, как бы ни лил дождь, они были в безопасности.
Человечество во дни Ноя и в наши дни. Употребите слова Спасителя, чтобы показать детям, что наше современное общество очень похоже на то, которое было во дни Ноя. Конец мира близится с каждым днем, но человечество продолжает устраивать свои дела, не рассчитывая на то, что когда-нибудь настанет конец. Люди спешат есть, пить и работать, не задумываясь серьезно о своей смерти, которая только и является единственно реальным и определенным событием в нашей жизни! Помогите классу всесторонне оценить всю серьезность ситуации, и признать нашу глупость. Напомните детям о плаче и рыдании, которые начнутся, когда день суда застанет людей неготовыми, как предсказал Господь Иисус. Убеждайте ваших детей позаботиться о том, чтобы они не были захвачены врасплох.
Спасение. Расскажите, что Господь предназначил чудесный план для нашего спасения. Все те, кто верует в Господа и пережил обращение к Нему, спасутся от грядущего суда. Они найдут убежище не в ковчеге, но в руках самого Господа (Матфея 23:37). Он вместо нас понес на Себе всю ярость Божьего гнева на Голгофском кресте. Убеждайте ваш класс пробудиться духом, оставить безумную, глумливую толпу, отвергающую Божьи предостережения, и искать убежище, приготовленное Господом для всех, кто искренне сожалеет о своем греховном прошлом и желает отныне угождать Богу.

Повторение (11)
Ев. от Марка (часть I) и Бытие (часть I)

Уроки 1-10
Цель: Убедить детей, окруженных безбожным обществом в том, что у них есть Создатель, и что они должны помнить Его в дни своей юности (Екклесиаста 12:1).
Вниманию преподавателей
Проверочный урок никоим образом нельзя проводить с меньшим энтузиазмом, чем другие уроки. Он заключает в себе несколько функций: -
(а) Помочь детям запомнить уроки в контексте всего раздела и дать общее тематическое представление. Мы с успехом можем объединить оба эти раздела вместе и напомнить детям, что Господь Иисус, живя на земле, проявлял Свою могущественную силу для того, чтобы показать, что Он есть Бог, Тот же, Который присутствовал и при сотворении мира.
(б) Говорят, что повторение - мать учения. Если сказать что-нибудь детям только однажды, они, возможно, это запомнят, но вероятность запоминания будет намного большей, если повторить материал дважды. Данная система проверки и экзаменов хорошо зарекомендовала себя на протяжении многих лет, и хотя мы не устраиваем слишком строгих экзаменов, с помощью этого метода дети запоминают преподаваемый материал намного лучше.
(в) Хотя проверочный урок предназначен прежде всего для учеников, он, на самом деле, экзаменует и самого преподавателя! Этот урок дает нам возможность оценить свою собственную работу за прошедшую четверть и сделать соответствующие выводы на следующую. Если мы вдруг обнаружим, что какие-то истины детский ум воспринимает с трудом, у нас будет причина в чем-то изменить подход к преподаванию. Может быть, надо будет упростить подачу материала, дать побольше иллюстраций, или же проявить больше воодушевления и живости.
(г) Проверочный урок дает детям возможность задать вопросы и получить разрешение своих проблем. Для нас, возможно, будет сюрпризом услышать от детей такие элементарные вопросы, как: "Почему Бог наказывает за грех? Как можно узнать, что я христианин? Как вы покаялись?" и т.п. Если дети действительно озабочены такими вопросами, то лучше всего отложить проверку урока и дать им возможность свободно высказать свои проблемы.
Проверочный урок надо готовить так же тщательно, как и любой другой урок, если мы хотим получить от него максимальную пользу. Для младших классов возможно понадобятся дополнительные наглядные пособия и какая-то форма вознаграждения за хорошие ответы. Преподавателям нужно специально обдумать те вопросы, которые помогут выявить духовную отзывчивость их детей. Мы должны быть особенно внимательны, чтобы замечать всякий признак действия благодати в их душах. В безбожном обществе, наподобие нашего, даже слабый проблеск понимания может указывать на то, что Господь работает в сердце ребенка, и мы не должны пренебрегать или недооценивать такие признаки.
План урока
Форма проведения урока может быть разной, в зависимости от возраста детей. Ниже предлагаются два возможных варианта проведения проверочного урока:
(1) Акростих на тему уроков по книге Бытие, подчеркивающий общую для обеих серий тему - один из возможных вариантов для младших классов:
С - И увидел Бог (...), что он хорош (Бытие 1:4).
О - и (...) небесные отворились (Бытие 7:11).
З - В начале сотворил Бог небо и (...) (Бытие 1:1).
Д - и увидела жена. что (...) хорошо для пищи (Бытие 3:6).
А - Первого человека звали (...) (Бытие 3:8).
Н - (...) был человек праведный и непорочный в роде своем (Бытие 6:9).
И - Ной родил трех сынов: Сима, Хама и (...) (Бытие 6:10).
Е - И насадил Господь Бог рай в (...) на востоке (Бытие 2:8).
Можно предложить детям найти пропущенное слово в своих Библиях.
(2) Второй вариант может содержать вопросы по разделу Власть Иисуса, имеющие большую духовную нагрузку. Используя пятиугольник из наглядных пособий, задайте детям вопросы, наподобие следующих:
(а) Какие дела Иисуса показывали Его власть над природой? Кому мы можем довериться, как нашему проводнику и хранителю в жизненном море? Какой вопрос о Господе Иисусе возник у учеников, когда они увидели это изумительное чудо?
(б) Как Иисус проявил Свою власть над смертью? С каким расположением сердца пришел Иаир к Иисусу? Какую жизнь Иисус желает дать нам с вами?
(в) Иисус проявил Свою власть над дьяволом, изгнав беса из совершенно безнадежного и беспомощного человека. Где жил это одержимый? Откуда мы знаем, что Иисус отправился туда именно для того, чтобы исцелить его? О чем Господь попросил этого человека после исцеления? Что должен делать для Господа каждый христианин после того, как Господь спас его?
(г) Сколько людей были очевидцами того, как Иисус проявил Свою великую власть над нуждой и голодом? Что понадобилось Иисусу, чтобы накормить такую большую толпу? Кто дал Ему это небольшое количество пищи? Какое значение имеет для нас то, что Иисус назвал Себя "хлебом жизни"?
(д) Во многих случаях Иисус проявлял Свою власть, исцеляя всякую болезнь одним словом. О ком мы изучали на нашем уроке? Какой болезнью он страдал? Чему мы можем научиться от этого человека? В каком смысле мы с вами являемся слепыми? Кто может открыть наши глаза, чтобы мы увидели нашего Спасителя и поверили в Него?
Практические выводы. Завершите урок напоминанием о том, что наши библейские занятия побуждают нас верить и доверять Господу Иисусу, Который проявил Свою могущественную власть над всеми угрожающими нам силами. Он есть истинный Сын Божий, Который сотворил всю вселенную. В последний день Он будет нашим Судьей. Сегодня Он приглашает нас, чтобы мы здесь же, на этом месте наших занятий стали искать Его, как своего Спасителя.