Деяния. Часть 1
Добросовестный сервис покупок с кэшбеком до 10% в 1.100+ магазинах используют уже более 4.000.000 человек. Присоединяйся!
Христианская страничка
Лента последних событий
(мини-блог)
Видеобиблия online

Русская Аудиобиблия online
Писание (обзоры)
Хроники последнего времени
Українська Аудіобіблія
Украинская Аудиобиблия
Ukrainian
Audio-Bible
Видео-книги
Музыкальные
видео-альбомы
Книги (А-Г)
Книги (Д-Л)
Книги (М-О)
Книги (П-Р)
Книги (С-С)
Книги (Т-Я)
Фонограммы-аранжировки
(*.mid и *.mp3),
Караоке
(*.kar и *.divx)
Юность Иисусу
Песнь Благовестника
старый раздел
Интернет-магазин
Медиатека Blagovestnik.Org
на DVD от 70 руб.
или HDD от 7.500 руб.
Бесплатно скачать mp3
Нотный архив
Модули
для "Цитаты"
Брошюры для ищущих Бога
Воскресная школа,
материалы
для малышей,
занимательные материалы
Бюро услуг
и предложений от христиан
Наши друзья
во Христе
Обзор дружественных сайтов
Наше желание
Архивы:
Рассылки (1)
Рассылки (2)
Проповеди (1)
Проповеди (2)
Сперджен (1)
Сперджен (2)
Сперджен (3)
Сперджен (4)
Карта сайта:
Чтения
Толкование
Литература
Стихотворения
Скачать mp3
Видео-онлайн
Архивы
Все остальное
Контактная информация
Подписка
на рассылки
Поддержать сайт
или PayPal
FAQ


Информация
с сайтов, помогающих создавать видеокниги:

Подписаться на канал Улучшенный Вариант: доработанная видео-Библия, хороший крупный шрифт.
Подписаться на наш видео-канал на YouTube: "Blagovestnikorg".
Наша группа ВКонтакте: "Христианское видео".

Джил Мастерс

Уроки на всю жизнь

Книга 1. Раздел 4.

Оглавление

Обращение Савла (18). Деяние 9:1-22; см. также Филлипийцам 3:1-11
Обращение Лидии в Филиппах (19). Деяния 16:10-15
Обращение тюремщика (20). Деяния 16:16-408
Павел в Афинах (21). Деяния 17:16-34
Бунт в Ефесе (22). Деяния (9:8-41; 20:17-38
Павел перед Феликсом (23). Деяния 24 (особенно стихи 24-27)
Онисим (24). Филимону 1, Луки 15:11-24
Повторение (25)

Раздел 4
Деяния (Часть I)
Главные события жизни Павла после его обращения

18 - Обращение Савла
Гордый и праведный в своих глазах фарисей Савл отправился, чтобы преследовать христиан, но на его пути в Дамаск события повернулись самым неожиданным образом. За несколько дней Савл с радостью оставил все, чем он гордился, взамен на познание Христа и Его праведность. Отныне он был готов идти куда угодно, терпеть что угодно ради того, чтобы нести Евангельскую весть всем, кто будет слышать и верить, не только иудеям, но также и язычникам.
Все настоящие христиане пережили глубокий смиряющий и преображающий опыт обращения. Пережили ли его и мы?
19 - Обращение Лидии в Филиппах
Господь открыл сердце богатой деловой женщины, проживавшей в этом шумном промышленном городе. В результате не только изменилась жизнь Лидии, но также и ее дом был предоставлен в распоряжение Господа. Все те, кто по-настоящему познал спасительную любовь Господа, готовы отдать Ему в распоряжение как самих себя, так и все свое имущество.
20 - Обращение тюремщика
Что мне делать, чтобы спастись? - этот самый важный вопрос должны задать все люди без исключения. Тюремщик в Филиппах получил ответ на этот вопрос в полночное время, после происшедшего там землетрясения и попытки самоубийства. Прислушайтесь к этому ответу с таким же вниманием, какое было у стража.
21 - Павел в Афинах
Греки прославились в истории своей архитектурой и образованием. В изучаемом нами уроке Павел посещает город Афины в дни его процветания и славы. Однако большинство знатных людей города были слишком увлечены своей собственной мудростью, так что не смогли увидеть славу Господа Иисуса и Его крест.
Сегодня в мире происходит то же самое. Мужчины, женщины и дети слишком заняты и озабоченны мимолетными удовольствиями и мирскими успехами, так что не могут воспринимать всерьез слов своего Создателя. Давайте же постараемся не повторить их ошибки!
22 - Бунт в Ефесе
Во время пребывания Павла в Ефесе было сожжено черных книг на 50.000 драхм, сотни людей обратились к Богу, и в результате некий серебренных дел мастер испугался, что он останется в этом городе без работы. Вскоре из-за этого вспыхнул бунт.
Стать христианином - всегда значит пойти на разрыв с богами этого мира, и часто из-за этого мы становимся нелюбимыми этим миром. Однако познать дружбу с Господом всегда намного лучше, чем дружить с миром.
23 - Павел перед Феликсом
Безжалостный Римский губернатор задрожал от страха, когда Павел смело проповедовал ему Божье Слово. Однако он не стал долго терпеть его речей и отослал Павла прочь, имея единственное желание получить от него взятку. Как печально, когда мальчики и девочки понимают и чувствуют сердцем Евангельский призыв, но отвергают его лишь ради того, чтобы провести несколько часов в мирских удовольствиях. Как это опасно!
24 - Онисим
Павел находился под домашним арестом в столице мира тех дней - городе Риме. Несмотря на свои цепи, он смог помочь беглому рабу найти Спасителя, и мы теперь можем прочесть письмо, написанное Павлом Филимону, бывшему хозяину Онисима.
Христиане всегда хотят рассказать другим людям о том, как можно возвратиться к Богу от темных греховных дорог. Все мы имеем необходимость либо в том, чтобы услышать, либо в том, чтобы рассказать другим эту Евангельскую весть.
25 - Повторение
За несколько предшествующих недель мы совершили беглую экскурсию, знакомясь с разными городами и людьми. Что нам из этого запомнилось? Какое влияние оказали эти уроки на нашу жизнь?
Вступительная часть для преподавателей к 4 разделу
Довольно часто в Воскресных школах путешествия Павла преподают излишне детализировано. Много подробностей говорят о географических и исторических особенностях тех мест, где побывал Павел. Мы же в первую очередь озабочены тем, чтобы преподать Евангельскую весть, имеющую душеспасительную ценность для наших детей. Поэтому мы отбирали материал очень тщательно, используя главным образом то, что соответствует данной задаче.
Преподаватели могут использовать географические карты, рисунки и фотографии (например, Акрополя) по собственному усмотрению, но только для того, чтобы подчеркнуть главную мысль урока. Не запутывая детей множеством сложных географических деталей, мы считаем за лучшее преподать им более легко запоминаемые события, относящиеся к вопросу спасения души.
Наглядные пособия
На уроках данной серии предлагается к использованию наглядное пособие, в основе которого - обычная карта, к которой каждую неделю добавляются рисунки, относящиеся к тому или другому уроку.

Обращение Савла (18)
Деяние 9:1-22; см. также Филлипийцам 3:1-11

Цель: Показать, какая глубокая перемена происходит в жизни и сердце человека, когда Господь обращает его к Себе.
План урока
Введение. Спросите детей, как человек может стать обращенным к Богу. Можем ли мы считать себя христианами только потому, что верим в существование некоего Иисуса, Который пришел, чтобы нас простить? Или, может быть, это значит просто посещать Воскресную школу и церковь по нашей еженедельной программе?
На наших уроках мы будем изучать, что стать христианином - значит пережить самую великую перемену, какая только может случиться в жизни человека. Сегодня мы начнем изучать, как Господь преобразил гордого, праведного в своих глазах Савла в преданного и смиренного слугу Иисуса Христа.
Он гордился знанием Закона. Расскажите, как молодой Савл из города Тарса воспитывался в духе воинствующего Иудаизма. Еще будучи мальчиком, он изучал Десять заповедей и многосложные обрядовые законы. Но вместо того, чтобы осознать (как того хотел Бог), свою неспособность выполнить эти великие законы, а также свою греховность перед Богом, Савл вырос в гордой самоуверенности, что он соблюдал Закон Божий, и что поэтому был непорочен перед Богом.
Он гордился тем, что был иудеем. Придя в совершеннолетие, он стал очень горд тем, что был иудеем. Савл не был способен оценить критически все то, чему был научен. Он не мог желать, чтобы весь мир познал, что библейский Бог есть Единый истинный и живой Бог; вместо этого он хвалился тем, что принадлежал к "аристократической" нации, и считал, что Бог не имеет дела с "низкосортными" язычниками. Он придерживался взгляда, что Мессия, когда придет, возвысит иудейский народ и даст ему политическое превосходство. Савл не видел своей нужды в Спасителе, Который должен снять с него грехи.
Он гордился выполнением религиозных обрядов. Как только Савл пришел в соответствующий возраст, он отправился в Иерусалим учиться в фарисейской школе, под руководством великого законоучителя профессора Гамалиила. Дети младших классов могут сделать рисунки гордого Савла, одетого в свои фарисейские облачения и отправляющегося в великий город Давида - Иерусалим. Здесь Савл осваивал подробности Иудейских церемоний и Закона, а также изучал обряды священных жертвоприношений, ежедневно совершаемых в Храме.
Бог предусмотрел, чтобы через все это Савл мог постичь важность великого искупления, которое должен был совершить Спаситель, но вместо этого он придавал слишком большое значение самим жертвоприношениям и был очень тщателен в их соблюдении. Он был уверен, что эти жертвоприношения сами по себе делают его очень хорошим в глазах Бога.
Его отношение к Евангелию. Опишите весь ужас, в который пришел Савл, когда услышал, что христианское учение наводнило Иерусалим как раз в то время, когда он там учился. Христиане ревностно проповедовали, что Спаситель, обещанный Богом в Писаниях, пришел к ним в лице Иисуса из Назарета. Но Иудейские вожди не приняли Его, и предали Пилату, требуя распятия.
Христиане рассказывали всем, что Бог воскресил Иисуса из мертвых, и что Его жертва положила конец всем иудейским жертвоприношениям, потому что они были лишь прообразом этой великой жертвы. Тысячи иудеев уже раскаялись в своих грехах и пришли к познанию Христа, как своего личного Спасителя. Савл пришел в ярость.
(а) Он не желал признать свое полное несоответствие требованиям праведного Божьего Закона и личную нужду в Спасителе.
(б) Он не желал, чтобы Божья любовь распространялась на язычников, которых он так презирал. Однако христиане учили, что Христос умер одинаково за всех людей, как иудеев, так и язычников.
(в) Он был рассержен христианским учением о том, что Иисус, как Агнец Божий, принес на кресте совершенную жертву, так что теперь жертвоприношение животных и выполнение других обрядов стало ненужным.
(г) Савл внушил себе, что христиане не были посланниками Бога, а наоборот, Его врагами, и поэтому в душе Савла со всей силой разгорелась религиозная нетерпимость против них. Он очень радовался, когда один из их лидеров, Стефан, был побит камнями. Однако, когда он смотрел на умирающего Стефана и слушал его предсмертную речь, его сердце было затронуто чем-то таким, о чем ему не хотелось думать, но чего он в то же время не мог и забыть.
Он не жалел сил, арестовывая и отправляя в тюрьмы как можно больше верующих. Когда стало известно, что многие из преследуемых христиан оставили Иерусалим и распространяли Евангелие в тех городах и селах, куда они убежали, Савл взял на себя главную ответственность за их преследование и арест. Он твердо решил искоренить их ересь. Набравшись смелости арестовать и предать смерти многих из них, Савл предпринял путешествие в Дамаск.
Путешествие в Дамаск. Расскажите о событиях, случившихся на пути Савла в Дамаск. До обращения всякий человек отвергает Евангельскую весть, как это делал Савл, и Господу приходится вмешиваться и говорить с нами лично, как Он говорил с Савлом. Савл был остановлен на своей дороге Самим Господом, Который заговорил с Савлом. Савл упал на колени и признал существование Господа Иисуса Христа и Его власть над собой.
Он подчинился Богу и в ослепшем состоянии был поведен в Дамаск, где излил свое сердце перед Богом в молитве. Мы знаем из его посланий о великой перемене, происшедшей в его жизни. С ним произошла такая перемена, которую он позже описал, как сотворение заново. Все старое, во что он верил и на что полагался, было оставлено, и он обратился к Господу всем своим сердцем. (см. 2 Коринфянам 5:17).
(а) Ему пришлось признать, что он нарушил в своем сердце все Божьи заповеди. Он увидел, что Закон не помогал ему в угождении Богу, но, наоборот, осуждал его (см. Римлянам 7:7-10).
(б) Он понял, что все его добрые дела и религиозные обряды были в глазах Божьих как запачканная одежда (Исаии 64:6). Единственным путем оправдания перед Богом было поверить, что Господь Иисус умер вместо него на Голгофе. Его единственная надежда должна была состоять в том, чтобы вполне положиться на Христа (см. Римлянам 3:9 и 20-26).
(в) Он должен был оставить свое высокомерное честолюбивое желание быть великим и уважаемым иудейским лидером. Ему предстояло присоединиться к презираемым и ненавидимым последователям Иисуса. Удивительно, но Господь предназначил ему стать главным апостолом тех самых язычников, к которым он относился с таким великим презрением. Ему было предсказано, что вместо ожидаемых почета и славы, он должен будет много пострадать за имя Иисуса.
Увидев Иисуса собственными глазами, Савл не стал сопротивляться призыву Господа. После этого он был готов посвятить Ему себя полностью и без остатка. Познание Господа стало значить для него больше, чем все остальное (Филиппийцам 3:8-9), и с тех пор он был рад претерпеть за своего Спасителя что угодно, как мы это увидим на последующих уроках.
Что значит обращение к Богу для нас с вами? Спросите детей, осознают ли они, что обращение - это очень серьезное, поворотное событие в жизни человека.
(а) Может быть, дети посещают Воскресную школу с чувством приятного самодовольства, думая о себе, что они очень хороши и даже лучше других детей только потому, что ходят в Воскресную школу.
(б) Все дети так же, как и Савл, должны иметь личную встречу с Господом и осознать, что пока это не произойдет, они находятся во вражде с Богом и являются грешниками в Его глазах. Мы надеемся, что некоторые из детей почувствуют, как Господь говорит к их сердцам в Воскресной школе, призывая оставить противление и обратиться к Господу Иисусу, Который возлюбил их и отдал за них Самого Себя.
(в) Увидев свою великую греховность, дети оценят доброту и терпение, проявленные к ним Господом. Осознавая Его любовь к ним, они будут готовы с радостью отдать Ему самое высокое место в своей жизни и стать Его добровольными слугами.

Обращение Лидии в Филиппах (19)
Деяния 16:10-15

Цель: Описать обращение Лидии и его результаты так, чтобы дети поняли, каким образом они сами могут обратиться к Богу, и какая перемена произойдет после этого в их жизни.
План урока
Заинтересуйте детей тем, что на этом уроке говорится, как Павел, Сила и Лука впервые прибыли в Европу, где первой обращенной личностью было суждено стать женщине по имени Лидия.
Деловая женщина. Интересно заметить, что женщины занимали видное место в производстве и торговле не только в двадцатом столетии. Лидия была деловой женщиной и занималась продажей багряницы, - ткани и одежды пурпурового цвета. Ее родиной был город Фиатиры в Малой Азии, славившейся своими пурпуровыми красильнями, т.е., производством багряницы. Лидия продавала этот красивый материал состоятельным людям. Возможно, она переехала из Фиатир в Филиппы потому, что этот крупный Римский торговый город, расположенный на перекрестье дорог, соединяющих Европу и Азию, был очень хорошим местом для ее ремесла.
Субботние собрания. Лидия была, наверное, очень богатой и имела большой дом с многочисленной прислугой. Во время своего проживания в Филиппах, она встретилась с группой еврейских женщин, которые знали Ветхозаветные Писания и встречались каждую субботу на удобном месте возле реки, вдали от городского центра, чтобы там молиться. Поскольку Лидия верила в Бога (хотя она еще не знала Его близко), она посещала их собрания каждую неделю.
Напомните детям, как важно ходить в Воскресную школу каждую неделю. Вскоре Лидии предстояло узнать великие и чудесные истины о Боге. Если бы она не встречалась с этими верующими женщинами каждую неделю, она могла бы упустить это благословение.
Посетители. В городе Филиппах было совсем мало еврейских мужчин, которые могли бы учить эту группу женщин, и поэтому они были очень рады, когда Павел и его друзья пришли в ту знаменательную субботу и присели поговорить с ними.
Спаситель. Скажите классу, о чем, по всей вероятности, мог говорить Павел женщинам: - о том, как Спаситель, обещанный пророками, пришел и отдал Себя на Голгофе за грешников. Женщины слушали его речь с большим вниманием; но мы должны знать, что никто не может стать истинным христианином только через слышание. Евангельская весть должна глубоко затронуть наши сердца. Сказано, что Господь открыл сердце Лидии, так что она откликнулась на то, о чем проповедовал Павел. Перечислите некоторые аспекты обращения Лидии и примените их к вашему классу: -
(1) Она была богатой женщиной, и вполне могла бы гордиться своим состоянием. Но она обратилась к Господу, как духовно бедная, нуждающаяся грешница, прося у Него милости и прощения за свои многие грехи. Объясните, что все то, чем мы гордимся в этом мире (богатство, успех, красота или слава) не имеет перед Богом никакой ценности. У нас нет ни одной доброй записи в Книге Божьей праведности, и мы заслуживаем только осуждения. Мы нуждаемся исключительно в Его благодати и милости, чтобы быть спасенными.
(2) Она была деловой женщиной, вполне возможно, очень интеллигентной, с живым и проницательным умом, но она пришла к убеждению, что все ее способности и мнения ничего не стоят в вопросе спасения души. Лидия пришла к выводу, что в данном случае она должна доверять исключительно Слову Божьему. Она приняла Божий путь спасения. Она не стала говорить: "Да, но мне кажется, я должна сама заработать свое спасение", или: "Конечно же, Бог любит всех, и никто не пойдет в ад. Поэтому я могу жить так, как сама захочу". Она оставила свои собственные мнения и поверила тому, что говорит Слово Божье.
(3) Для нее было обычным делом принимать решения и организовывать как свою собственную жизнь, так и тех, кто был у нее в подчинении. Возможно, что она была довольно властной персоной! Но в этот момент она признала свою беспомощность и осознала, что только Господь может изменить ее сердце, обратить ее к Себе и дать ей духовную жизнь. Она также поняла, что далее не может оставаться хозяйкой своей собственной судьбы, ибо для того, чтобы обратиться, нам надо подчиниться владычеству Христа и просить, чтобы Он был нашим Господом.
Признаки воздействия благодати. Опишите результаты обращения Лидии: -
(1) Она была крещена, публично выразив через это свою любовь к Господу и радость о том, что ее грехи омыты. Мы никогда не должны скрывать, что являемся христианами.
(2) Приняли крещение и другие члены ее семьи, и это говорит нам о том, что обращение Лидии было настолько реальным и очевидным для ее домашних, что они тоже обратились ко Спасителю. Поясните, что если люди по-настоящему обращаются к Богу, близкие и родные немедленно замечают перемену в их поведении. Христианство - это перемена не просто убеждений, но и всего образа жизни. (Очень может быть, что неверующие родители отреагируют враждебно на обращение своих детей, но в любом случае, они увидят перемену).
(3) Она стала прислуживать Господним посланникам. Она настоятельно упрашивала, чтобы Павел и его сотрудники пришли в ее дом погостить. С этих пор все, что она имела, принадлежало Господу для употребления в Его служении. Мы можем вообразить себе, как ее гостиная, бывшая когда-то роскошной приемной для изысканных гостей, теперь была наполнена самыми разными людьми (ее вскоре посетил также начальник городской тюрьмы), слушающими Евангельскую весть. Все те, кто поверил, что Божий Сын отдал за них на Голгофе Свою жизнь, охотно и радостно отдают Ему на служение все, чем они обладают.
(4) Она оставалась верной. После того, как Павел и Сила своим служением вызвали враждебную реакцию городских властей и были брошены в тюрьму, они сразу же после освобождения смогли возвратиться в дом Лидии. Приютив этих людей, Лидия подвергла себя риску стать отверженной в городе, где люди были настроены крайне враждебно по отношению к апостолу и его друзьям.
(5) Она продолжала поддерживать дело Господне. Даже после того, как Павел оставил город Филиппы, он продолжал получать материальную помощь и поддержку (дары и деньги) от церкви, находящейся в этом городе. Он говорил о них, что они были его радостью и венцом.
Используйте эту часть беседы как иллюстрацию того, что истинный христианин - это тот, кто следует за Иисусом до самого конца; кто, будучи спасен Его драгоценной кровью, принадлежит Ему всецело и без остатка.
Подводя итог урока, расскажите классу о том, как Евангелие победоносно распространилось по всей Европе. Несмотря на гонения, христианские церкви насаждались по всей территории Римской империи, достигнув даже отдаленных Британских островов (в Англии есть археологические свидетельства существования христианских собраний во времена Римского правления).
Наглядные пособия
Можно без особого труда приобрести картинки с изображением типичной римской виллы, а также рисунки женской одежды тех дней. Это поможет зрительно представить сцену, на которой происходили события данного урока.

Обращение тюремщика (20)
Деяния 16:16-408

Цель: Показать детям, как велика их нужда в искании Спасителя.
План урока
Тюремщик. Сравните Лидию, которая была богатой и культурной деловой женщиной, с грубым, жестоким городским тюремщиком. Опишите его работу, состоявшую в том чтобы охранять городскую тюрьму - место для содержания преступников, где не могло быть и речи о цивилизованном обхождении, удобствах или санитарии. Представьте себе, как Павел и Сила попали в среду уголовников - в те дни, как правило, весьма обездоленных, невежественных, вульгарных и обозленных людей.
Тюремщик знал, что Павел был проповедником, и что настроение в городе по отношению к нему было очень враждебное. После известного случая со служанкой, поставившего под угрозу доход некоторых жадных к наживе людей, весь город был обозлен против Павла, и в результате городские власти, забыв о правосудии, приказали бичевать Павла и Силу по римскому обычаю.
Необычные узники. Два проповедника были избиты так жестоко, что их плечи и спина покрылись глубокими кровоточащими ранами. Затем их бесцеремонно схватили и бросили в тюрьму, где тюремщик обращался с ними весьма бесцеремонно. Тюремщик был переполнен тем же духом вражды, которым был охвачен весь город, и несмотря на почтенный возраст этих двух людей, он забил их ноги в колоды и поместил во "внутреннюю темницу", которая, по всей вероятности, представляла собой сырой карцер, выкопанный в земле. Такие карцеры не имели ни света, ни вентиляции, и людей могли держать в них как угодно долго, пока они вскоре не заболевали, а нередко и умирали.
Павел и Сила, как миссионеры, пробыли в Филиппах много дней (Деяния 16:18), и за это время произошло нашумевшее событие со служанкой, одержимой духом прорицания, которое всколыхнуло весь город. Все в городе знали, кто были эти люди и о чем они проповедовали. И весь город поднял шум и крик против них. Тюремщик (возможно, также его семья и прислуга), тоже слышал либо саму проповедь, либо разговоры на эту тему. Он знал, что Павел проповедовал о том дне, когда все люди предстанут перед истинным Богом, Который сотворил небо и землю, чтобы дать ответ за свои грехи. Павел также подробно объяснял, как Господь Иисус Христос пришел, чтобы взять на Себя вину грешников, и что надо веровать в Него, чтобы спастись.
Смелое свидетельство. О чем мог подумать обозленный тюремщик, слыша, как Павел и Сила пели в темнице псалмы? Как подействовал на его непримиримое предубеждение замеченный им факт, что эти люди не были эгоистичными и слабохарактерными, что они никого не проклинали и ни на что не жаловались? Возможно, до этого он считал, что верующие все лицемеры, и если бросить их в тюрьму, они быстро забудут своего Бога и станут такими же злыми и жалкими, как и все остальные. Но, к его удивлению, эти люди обращались к своему Богу так, как будто они действительно знали Его! Они молились и пели так, словно Он на самом деле утешал и помогал им!
Возможно, тюремщик начал осознавать, насколько он был жесток к этим двум пожилым людям, подвергнув их столь бесчеловечному бичеванию, причинившему кровоточащие раны. И, наверное, он стал задумываться над тем, могли ли быть когда-нибудь прощены его грехи, которые он сотворил за свою жизнь.
Двойной страх. Опишите, что в тот момент, когда темницу потрясло землетрясение, в душе тюремного стража забил тревогу какой-то большой колокол. Цепи, которыми были прикованы узники, выпали из тюремных стен, и двери камер открылись настежь. Великий страх охватил тюремного стража с двойной силой.
(1) Его охватил страх того, что Всемогущий Бог проявил Свой гнев за его столь жестокое обращение со Своими слугами. Все то, что до этого уже тревожило его совесть, наверное пришло ему на ум в тот момент!
(2) Вполне понятно, его охватил страх наказания от вышестоящих властей, если заключенные разбегутся. Он представил себе унижение, лишение прав и даже, возможно, смертную казнь, несмотря на то, что обстоятельства доказывали его невиновность.
Божья милость. Ситуация, в которой очутился страж, казалась отчаянной. Он жил в суровые времена и не привык к проявлению милосердия или доброты с чьей бы то ни было стороны (точно так же, как поступал и он сам). Решив, что смерть будет наилучшим исходом, он вытащил свой меч, намереваясь покончить самоубийством, но в это время среди ночи раздался голос Павла. Представьте себе, как подействовало на него то, что люди, с которыми он так жестоко обошелся всего несколько часов назад, были полны заботы о его благополучии. Он не мог поверить, что эти проповедники отказались от возможности убежать только для того, чтобы помочь ему! Неужели они так сильно заботились о его жизни и его душе?
Тюремный страж наконец убедился, что их Бог и проповедь были истинными. Он упал к их ногам и задал этот великий, хотя и очень простой вопрос: - Государи мои! что мне делать чтобы спастись? Он тут же пожелал обрести прощение и новую жизнь, о которых проповедовали Павел и Сила.
Чудесный ответ. Павел сказал ему, что надо веровать в Господа Иисуса Христа. Верить во Христа значит: (1) поверить всему тому, что Он говорит о нашем состоянии - что мы погибшие грешники, осужденные на мучения в аду за свои грехи, если не получим от Него прощения. (2) поверить также в то, что Он совершил, чтобы спасти нас - пострадал и умер, чтобы взять на Себя все наказание, которого мы заслуживаем, и что Он дарует Свое спасение всем, кто раскаивается в своих грехах. (3) поверить Его призыву, что если мы придем к Нему и доверим Ему свою жизнь, Он примет нас, сделает другими, новыми людьми и станет нашим Господом и Спасителем. (4) поверить Его обещанию, что Он никогда не прогонит нас от Себя прочь.
Ожесточение и отчаянье тюремщика сменилось слезами умиления, когда Павел рассказал ему о Спасителе, Который пострадал, чтобы омыть все его грехи. В ту ночь он уверовал в Иисуса, раскаялся в своих грехах и стал настоящим христианином. Ему последовали члены его семьи - жена, взрослые дети, и, возможно, также слуги. Их поведение тут же изменилось, и они стали лечить раны, причиненные Павлу и Силе. Перемена их характера была столь глубокой и очевидной, что апостол крестил их в ту же ночь.
Спасен! Преображение тюремщика было неожиданны и чудесным. Он увидел, что проявленная им той ночью жестокость была на самом деле подлинным выражением его испорченного характера. Это было нечто такое, что жило в его сердце постоянно. Но теперь он был освобожден от своего злого и отвратительного характера. Он был всецело прощен и сделан новым человеком. Всякое истинное обращение сразу же проявляется на деле, как мы видели на примере Лидии. Поэтому вовсе не удивительно, что он стал омывать раны Павла и Силы!
Напомните классу, что все те, кто обращается к Богу, переживают в себе великую перемену характера, и начинают жить в близком общении с Господом. Не все случаи обращения бывают такими же внезапными, как у тюремщика, и иногда может понадобиться какое-то время, чтобы новообращенный был вполне убежден в том, что нашел Господа, но в любом случае важно знать, что истинные дети Божьи начинают искать Его без проволочек. Они не считают, что у них есть еще достаточно времени, чтобы обратиться к Богу. Наоборот, они приходят к Господу в молитве как можно скорее, просят Его, чтобы Он простил, преобразил и сделал их Своими, и веруют, что Господь Иисус любит грешников, таких как они, и отдал Самого Себя за них.
Все те, которые поверили Божьим обещаниям и по-настоящему покаялись в своих грехах, обязательно испытывают на себе чудесную Божью силу, которая может простить все грехи и преобразить их сразу же.
Наглядные пособия
Можно использовать рисунок, изображающий Павла и Силу в тюрьме. Полезным будет также известный вопрос тюремщика и ответ Павла, написанные на картоне. Поощрите детей заучить эти слова наизусть.

Павел в Афинах (21)
Деяния 17:16-34

Цель: Пробудить детей от состояния самодовольства и предупредить их о том факте, что однажды им также придется предстать на суд перед Единым истинным и живым Богом.
План урока
Афины. Поясните, что Павел счел нужным прибыть в Афины раньше, чем туда пришли Сила и Тимофей. Опишите детям этот величественный город, один из культурных центров древнего мира. Кто-то может подумать, что Павел был в восторге от посещения этих прекрасных курортных мест, красочно описанных в современных рекламных проспектах. В дни Павла городские постройки еще не были превращены в руины, производящие впечатление на современных туристов. Тогда они представляли собой громадные, прекрасные каменные храмы, облицованные ослепительно блестящим мрамором. Улицы были заполнены большими толпами людей, считавших себя очень умными. Они проводили свое время в спорах и разговорах по поводу разных идей и философии тех дней.
Посмотрим теперь на наше время и поколение. Мы тоже мним себя очень умными, продвинувшимися вперед в науке и технологии, а наших предков считаем сравнительно примитивными и отсталыми. В наши дни даже дети часто стараются как можно скорее высказать свое мнение, вместо того, чтобы послушать и поучиться.
Скорбь и боль Павла. Опишите реакцию Павла, когда он путешествовал по этому прославленному городу и увидел, что он полон и храмов, посвященных великому множеству богов и богинь. Его дух возмутился при мысли о том, как эти люди проводят свое время, поклоняясь немым статуям. Для Павла все это было трагичным и отвратительным.
Спросите детей, как почувствовал бы себя апостол, пройдясь по улицам Москвы, или какого-нибудь другого современного города. Не привело ли бы его в состояние шока то, что люди, хвалящиеся космическими полетами и компьютерной техникой, на самом деле проводят свое время в ночных клубах, ресторанах, дискотеках, и т.д., и привязаны страстью к наркотикам, алкоголю и табаку?
Афиняне наслаждались слушанием новостей. Объясните, как Павел немедленно приступил к делу и стал проповедовать Евангелие сначала Иудеям в синагоге, а затем народу на шумной рыночной площади. Через короткое время до городских философов дошел слух, что в Афины пришло новое учение. Дело было вовсе не в том, что эти люди по-настоящему заинтересовались проповедью Павла - они называли его пустословом и проповедником чужих божеств - но им было всегда любопытно послушать что-нибудь новое, и поэтому они пригласили Павла встретиться и поговорить с ними.
Здесь преподаватели могут еще раз обратить внимание на то, как похожи современные люди на жителей Афин. Люди и сегодня любят новости и сплетни. Вместо того, чтобы думать о вещах действительно серьезных, они заполняют свои умы скандальными историями и презрительно насмехаются над всяким, кто пытается рассказать им о Боге, прощении и жизни вечной.
Проповедь Евангелия. Павла пригласили в Ареопаг, или Марсов холм (возвышенность в городе), чтобы поведать членам Ареопага (городского административного совета с тем же названием) истину о Едином Боге, Который сотворил небо и землю. Помогите детям мысленно представить, как культурные греки в античных облачениях, привыкшие к диспутам, сидели и слушали проповедь Павла.
Порассуждайте вместе с классом о том, что Воскресная школа может для кого-то показаться слишком серьезной. Однако дети должны понимать, что хотя христиане являются самыми счастливыми людьми на земле, они обязаны быть очень серьезными, когда говорят с неверующими, показывая им нужду в Спасителе и о том, как можно Его найти.
Перед Второй Мировой Войной люди не обращали внимания на предупреждения об агрессивных планах Гитлера. Но когда жестокая война унесла миллионы человеческих жизней, многие стали сожалеть о том, что своевременно не прислушались к предупреждениям. Сколько горя удалось бы избежать, если бы люди были готовы! Господь Иисус говорит нам, что в аду будет много людей, исполненных угрызениями совести и сожалеющих о пропущенной возможности прислушаться к благодатному предупреждению через Слово Божье.
О чем же говорил Павел? Его речь делится в нашем уроке на три подзаголовка, каждый из которых дает определение Евангельской вести, которую мы слышим.
(1) Добрая весть. Мы видим, что Павел имел самое доброе расположение к своим слушателям. По дороге в Ареопаг он заметил, среди прочих, один алтарь с надписью "Неведомому богу", - то есть, как они считали, одному из многих. Греки соорудили это алтарь, так сказать, для доброй удачи, чтобы на всякий случай быть застрахованными. Если, например, нашелся бы какой-нибудь божок, которому они по неведению не оказали должного внимания, этот алтарь мог бы послужить для них своего рода оправданием за такой недосмотр. Но Павел использовал эту надпись с той же целью, как учитель использует наглядные пособия, для того, чтобы познакомить класс с преподаваемым предметом. Он пришел рассказать им о Едином "Неведомом Боге". Предложите классу поразмыслить о том, сколько доброты заключает в себе Евангельская весть. Бог не стал действовать во гневе, но послал Своих слуг с вестью о прощении и приглашением прийти к Нему. Прислушиваемся ли мы к этой вести с должным вниманием?
(2) Очень важная весть. Он говорил о том, что когда взрослые люди делают себе богов и им поклоняются, они похожи на детей, забавляющих себя игрушками. Павел говорил им, что есть только один Бог, сотворивший мир, в руках Которого наша жизнь и дыхание; что мы должны искать этого Бога, так как Он недалеко от нас.
Бог говорит, чтобы мы искали Его с раннего возраста. Мир вокруг нас полон доказательств, говорящих о существовании Создателя, и Он желает, чтобы как дети, так и взрослые усваивали уроки, получаемые ими от неба и воплощали их в жизнь. Делать вид, что Бога нет - очень опасная игра!
(3) Достоверная весть. Павел привел в качестве доказательства факт Воскресения Иисуса. Это вызвало гнев у жителей Афин. Они не хотели знать о реальных фактах, и предпочитали теории. Философы не верили в жизнь после смерти, и, разумеется, не желали даже слышать о будущем суде.
Напомните классу, что христиане говорят о фактах, а не просто о чьих-то мнениях. Библия - это книга реальных событий; она говорит нам не о пустых теориях, но о том, что Бог совершил на самом деле. В ней записан рассказ о сотворении мира, о воплощении, распятии и воскресении Сына Божьего - все это действительные исторические события, которые Бог совершил в реальном мире. Мы не должны быть похожи на бессмысленных афинских философов, которые не пожелали слышать о реальных фактах и проводили свою жизнь в бесплодных блужданьях ума.
Опишите их реакцию на слова Павла и приведите аналогичные примеры из современной жизни.
(1) Некоторые из них насмехались. Многие члены Ареопага шутили над Павлом и высмеивали его проповедь. Возможно, проповедь затрагивала их сердца и обличала их гордость, так что избавиться от этого можно было единственным путем: осудить самого проповедника. Разве не так же поступают многие люди сегодня? Вместо того, чтобы слушать Евангелие серьезно, они высмеивают его. Такое же отношение испытывают на себе верующие, в том числе дети, когда они говорят другим о своей вере. Пусть ни у кого из детей не будет подобного отношения к Евангельской вести. Напомните детям, что в день суда мы предстанем перед Божьим престолом, и увидим Его в силе и славе. Какими жалкими будут выглядеть тогда те, кто глупо шутил над истиной!
(2) Некоторые откладывали на потом. Объясните, что некоторые из слушателей Павла не были настолько гордыми и глупыми. Они не отвергли Евангельскую весть сразу же, но сказали, что подумают об этом позже. Может быть, некоторые на самом деле подумали. Но для многих это было просто вежливое извинение, трусливый способ отвергнуть проповедь Павла. И сегодня многие люди, в том числе дети, отвергают Бога таким вежливым, но обманчивым путем. Они не желают посещать церковь или Воскресную школу и обратиться к Господу, но у них нет мужества признаться в этом честно. Вместо этого, они бормочут что-то, вроде "Может быть, на следующей неделе". Искание Бога - дело неотложное! Откладывание на потом может привести к тому, что мы вообще никогда не начнем искать и не сможем найти Бога.
(3) Некоторые уверовали. Библия не упоминает, что в Афинах была церковь. В основном, жители Афин открыто отвергали Божью премудрость, но все же там нашлись немногие, кто поверил. Некоторые члены Ареопага признали свои грехи, обратились от своей гордыни к Господу и доверились Ему, как своему Спасителю. Евангелие пустило корни также в сердцах некоторых других людей, и они остались с Павлом, серьезно желая услышать из его уст как можно больше о Боге.
Наглядные пособия
Предшествующие заголовки, отчетливо написанные на плотной бумаге, помогут лучше понять и запомнить суть урока. Можно также использовать фотографии Акрополя, которые, при желании, можно легко приобрести.

Бунт в Ефесе (22)
Деяния (9:8-41; 20:17-38

Цель: Показать, какие практические шаги должен предпринять ищущий Бога, чтобы прийти ко Христу.
План урока
Привлеките внимание детей тем, что труды Павла вызвали немалый мятеж в Ефесе. Опишите, как толпа разъяренных ремесленников схватила и повлекла друзей Павла в городское собрание. Привлеченная чувством солидарности, туда собралась громадная толпа и в состоянии сильного возбуждения начала скандировать девиз своего города: "Велика Артемида Ефесская!"
Это продолжалось около двух часов, пока не прибыл городской администратор и не предупредил их об ответственности за свое поведение. Таким образом, он восстановил общественный порядок в городе, и только после этого толпа рассеялась. Почему же проповедь Павла о Божьей любви и милости вызвала такие бурные эмоции?
Ефес - город богини Дианы-Артемиды. Опишите, чем мог славиться город Ефес. Он не был мировым центром, как Рим или Коринф, и не мог также хвалиться множеством богов и философов, как Афины. Но все же Ефес считался особым, поскольку он был городом-покровителем богини Дианы-Артемиды. Жители города были очень суеверны и занимались разного рода оккультизмом. Они верили, что богиня Диана-Артемида оказывает их городу особую благосклонность, и воздвигли в ее честь величественный храм из белого мрамора.
Во всей округе не было семьи, где в доме не стояла бы статуя богини (нередко сделанная из чеканного серебра). Люди были суеверно заинтересованы в этом.
Детям младших классов полезно будет описать жизнь в семьях этих запуганных людей, которые верили, что богиня хранит их от болезней, лихорадки, землетрясений и других бедствий, характерных для тех мест. Они платили много денег жрецам Дианы-Артемиды за магические свитки для охраны и помощи.
Скажите классу, что даже в наш научный двадцатый век поразительно большое число взрослых и детей все еще увлечено суеверными культами и религиями.
Добрая новость. Опишите, как Павел прибыл в Ефес. Дети уже должны знать, что он всегда начинал проповедовать в городской синагоге. И хотя Иудеи обычно противились его проповеди, Павел повиновался Богу и старался дать своему народу возможность услышать Евангелие первыми. Противящиеся Евангелию иудеи делали все возможное, чтобы очернить Павла и подорвать его репутацию в глазах языческих властей.
Несмотря на это, после проповеди Павла в Ефесе многие Иудеи и греки пришли к вере в Господа Иисуса, и в скором времени он начал проводить ежедневные собрания в публичном зале, арендованном у одного человека по имени Тиранн. В результате за два года обратилось к Богу много людей как в самом Ефесе, так и в его окрестностях.
Опишите результаты обращения к Богу множества людей в Ефесе, и какими должны быть результаты обращения у нас, обосновывая урок на Деяниях 19:18-19.
(1) Они поверили в Евангелие.
(а) Они перестали верить в глупые сказки о своей мертвой богине, и признали Единого истинного Бога, Сотворившего небо и землю и все, что в них находится. Они уверовали в Его Единородного Возлюбленного Сына, Господа Иисуса Христа, Который умер на кресте и воскрес из мертвых, чтобы привести нас опять к Богу.
(б) Мы не можем стать христианами, пока не бросим наши прежние ложные верования. Мы должны оставить нашу веру в себя - в то, что мы очень умны, что можем быть счастливыми, богатыми и преуспевающими без Бога. Мы должны оставить нашу веру в то, что мы достаточно хороши, и можем попасть на небо без обращения к Богу. Мы должны оставить нашу веру в то, что для нашего счастья нужна погоня за мирскими развлечениями и славой. Мы должны оставить нашу веру в глупую, суеверную мертвую религию.
Нам надо поверить тому, что Бог говорит о нашем мире и о каждом из нас. Нам надо поверить в то, что Бог уже сделал для нашего спасения, и в то, что Он может сделать для нас, если мы раскаемся и взыщем Его.
(2) Они исповедовали и открыли свои дела
(а) Их раскаянье в грехах не было случайным и неопределенным. Они перечислили все злые пути и дела своих сердец, и назвали вслух все то плохое, за что им было стыдно.
(б) Мы также должны открывать свои грехи перед Господом и стыдиться того, что сделали. Преподаватели должны подчеркнуть, что наши наихудшие преступления против Бога - это грехи нашего сердца: непокорность Богу, нежелание верить и повиноваться Ему, пренебрежение Его Евангелием. Греховные дела - это внешние преступления, которые мы делаем из-за нашего испорченного внутреннего состояния. Бывало ли нам когда-нибудь очень стыдно за нашу гордость, эгоизм, грязные мысли и слова, характер, и т.п.?
(3) Они сожгли свои книги
(а) Признавшись в своих грехах и попросив у Бога прощения, они решили на деле доказать, что желают навсегда порвать с прежней жизнью и жить для Бога. Опишите знаменательное и необычное событие, когда верующие, решившиеся оставить позади свое греховное прошлое и всем сердцем обратиться к Богу, разожгли огромный костер, бросили в него все свои магические свитки и оккультные книги и публично их сожгли. Они дорого заплатили за эти книги (цена определяется сотнями тысяч рублей), но им было радостно наблюдать, как пламя пожирало предметы оккультизма.
(б) Признаки истинно обращенных людей. Те, кто действительно пришел ко Христу, не только раскаялись в грехах, но также доверили свою жизнь и будущее под руководство Христа. Они сказали: "Господь Иисус, управляй моей жизнью, возьми меня, измени меня, веди меня и будь моим Господом всегда и везде". Готовы ли также и мы порвать нашу греховную связь с миром?
Некоторым людям иногда становится стыдно за свои грехи, и они идут в церковь, чтобы получить прощение. Но на самом деле они всего лишь желают получить "облегчение" для своей встревоженной совести. У них нет намерения жить для Бога уже на следующий день! Тот, кто по настоящему раскаивается, обязательно вручает всю свою жизнь в руки Господа.
Заключительный призыв. В конце урока еще раз вернитесь к бунту в Ефесе. Проповедь Евангелия вызвала в некоторых людях чувство глубокого негодования, так как они не желали видеть кого-либо свободным от предрассудков и суеверия. Дмитрий серебряник, увидев свое ремесло в опасности, возбудил неприязнь к Павлу и его спутникам до такой степени, что в городе поднялся бунт.
Как это ни трагично, но в то время, как Божьи посланники предлагали людям столь прекрасные вещи (прощение, полную перемену жизни, познание Бога, чудесные ответы на молитву и место на небе в вечности), нашлись те, кто слепо продолжал верить в своих ложных богов и проводить пустую, обреченную на погибель жизнь.
Не держимся ли и мы с вами за преходящее? Не поклоняемся и не служим ли чему-то такому, что не в состоянии дать благословение и спасение нашим душам?
Наглядные пособия
Изображения Дианы-Артемиды можно найти в большинстве Библейских словарей. Можно также отпечатать подзаголовки из данного урока.

Павел перед Феликсом (23)
Деяния 24 (особенно стихи 24-27)

Цель: Преподать детям, что когда Бог обличает нас во грехах, мы должны осознать свое состояние и взыскать Спасителя. Нельзя быть похожими на Феликса, который убежал прочь от Божьих предостережений.
План урока
Спросите детей, слыхали ли они когда-нибудь о судье - человеке имеющем власть приговаривать людей к длительным и тяжким срокам - который дрожал бы от страха перед одним из своих узников? Заинтересуйте их тем, что в нашем уроке мы увидим узника Павла, скованного цепями, который, тем не менее, приводил в ужас своего судью. Как это происходило?
Каким человеком был Феликс? Помогите детям представить себе Феликса, римского губернатора над Иудеей, прибывшего в женой в свою официальную резиденцию в Кесарии. Это величественное здание царь Ирод построил для своего дворца, и без сомнения Римский губернатор наслаждался жизнью в этом дворце. К дворцу примыкали казармы, где размещались солдаты его гарнизона, придавая ему чувство власти и безопасности.
Из истории известно, что этот губернатор, или проконсул Феликс в особенности славился своей склонностью к роскоши. Он родился рабом, и с самого начала своей карьеры поставил цель - добиться личного успеха любыми средствами. Он достиг служебных высот, шагая через жизнь и карьеру других людей. История описывает его, как человека продажного, жестокого и жадного. Он был мошенником во всех сферах своей жизни.
Узник Павел. Расскажите, как Павел был переплавлен из Иерусалима в Кесарию в сопровождении двух сотен солдат, семидесяти конников и двухсот стрелков. Какое же событие произошло в Иерусалиме, что для охраны единственного узника понадобился такой огромный воинский контингент?
Вкратце поясните, при каких, обстоятельствах Павел прибыл в Иерусалим, и какие события предшествовали его аресту. Во время посещения Павлом храма некоторые Иудеи из тех городов, где он бывал в Азии, подняли такой бунт, что римские власти были вынуждены арестовать Павла только для того, чтобы сохранить ему жизнь. И вот, теперь его дело должен был рассматривать сам губернатор. Одно слушание дела уже состоялось, но Иудеи не смогли доказать свои обвинения против Павла, поэтому Феликс отложил судебное заседание, пока тысяченачальник Лисий из Иерусалима не представит новых доказательств. Между тем Павел, находясь в тюрьме, как римский гражданин, пользовался некоторой свободой, так что друзья могли его посещать и заботиться о его нуждах.
Личный разговор. Вскоре по прибытии, губернатор и его жена попросили Павла побеседовать с ними лично. Друзилла была еврейкой, и ее отец, царь Ирод, преследовал христиан, так что ей могло быть просто интересно послушать этого человека, столь ненавидимого соотечественниками. Феликс также был заинтригован и желал увидеть лично, что могло быть необычного в этом человеке.
Павел - Божий посланник. Опишите, как должен был чувствовать себя апостол Павел, когда он стоял перед высокопоставленной четой посреди мраморного зала в их дворце. Могло показаться, что здесь ему представилась идеальная возможность поискать благорасположения и добиться поддержки со стороны правителя. Многие заключенные на месте Павла не упустили бы случай польстить и вызвать к себе их благосклонное отношение. Но в глазах Павла Феликс с Друзиллой были не более, чем погибшими грешниками, которые находились во вражде с Богом, и в опасности вечного осуждения.
Павел смело направил разговор к теме, наиболее важной для их сердец. Вскоре он поведал своему судье о правде, в воздержании и о будущем суде, и это привело Феликса в состояние страха.
(1) Правда (т.е. праведность). Павел объяснил, что Бога важнее не достижения человека, но его поведение. Феликс почувствовал себя глубоко уязвленным. Что он знал до этого о правде? Не была ли его жизнь сплошной историей обмана, коррупции и насилия? Вряд ли когда-нибудь ему приходилось задумываться о том, что хорошо, и что плохо.
По мере того, как начинала пробуждаться совесть Феликса, Павел рассказал ему, что все люди грешны перед Богом - нет праведного ни одного (Римлянам 3:10), - и что по этой причине Бог послал Своего Сына, Господа Иисуса, умереть на Голгофском кресте. Он умер, чтобы заплатить за вину тех, кто проводит грешную, испорченную жизнь и предложить Свой дар праведности, чтобы недостойные грешники смогли жить в небе и предстать оправданными перед Божьим престолом.
Спросите детей, каковы их понятия о жизненных ценностях. Не считают ли они достойными почитания тех людей, которые ездят на дорогих автомобилях, имеют славу и почет или хвалятся спортивными достижениями? Напомните им о Божьих взглядах на подлинные духовные ценности и о нашей полной неспособности оценить и пожелать их, а еще меньше - жить по ним. Расскажите о Спасителе, Который пришел, чтобы подарить одежду праведности для всех, кто видит свою великую нужду и полагается в вопросе своего спасения только на Него одного.
(2) Воздержание. Этот предмет затронул Феликса и его жену за очень больное место. О воздержании они не имели абсолютно никакого понятия. Если им чего-нибудь хотелось, они приобретали это, если надо, даже путем насилия. Они никогда не говорили сами себе "нет". Если же кто-то пытался им возразить, тот человек был вынужден страдать за это. Если бы даже сам Бог сказал "нет" на прихоти Феликса, для него не было бы никакой разницы - он считал, что его капризы и желания должны удовлетворяться во что бы то ни стало.
Павел рассказал, что Сыну Божьему надо было отдать Свою жизнь в муках, терпя наказание за грешников, чтобы они могли получить прощение. Он далее рассказал, что если грешник раскаивается, его самолюбивое и корыстное сердце может стать обновленным. наверное, он также сказал Феликсу, что только Христос может дать слабому, безнадежно падшему грешнику победу над самим собой и над своими похотями.
Преподаватели могут легко применить эти истины к нашей современной жизни. В мире, где мы живем, нас учат, что мы можем иметь все, чего ни пожелаем. Мы никогда и ни в чем не должны себе отказывать. Если же наши желания не сбываются, мы склонны чувствовать себя несчастными и опускать руки. Но обращение к Богу приносит нам новую природу, которая способна воздерживаться от грешных желаний. Нам очень важно осознать необходимость этой великой перемены в нашей жизни.
(3) Грядущий суд. Может быть, Феликс пытался успокоить себя тем, что ему до сих пор удавалось прекрасно обходиться и без этих двух качеств, - праведности и воздержания, о которых выше шла речь. Но тут Павел перешел к третьему предмету своей проповеди, и это вызвало еще большую тревогу в сердце Феликса. Павел, стоящий в цепях перед Римским правителем, напомнил Феликсу, что однажды он должен будет предстать на суд перед Судьей неба и земли. Там ничего не удастся скрыть; все доказательства будут налицо. У Бога не будет "любимчиков", Его никак нельзя будет подкупить за взятку.
Феликс больше не мог терпеть речи Павла. Ему вдруг на мгновение показалось, как будто он предстал перед судом Божьим и увидел себя таким, каким был на самом деле. Сердце жестокого губернатора дрогнуло. В тот момент он уже был достаточно просвещен и затронут Словом Божьим, так что мог бы попросить апостола Павла о духовной помощи. Павел с радостью указал бы ему на Спасителя и на путь ко спасенью.
Ожесточение сердца. Но вместо этого, Феликс сделал свое сердце ожесточенным и упорным против работы Бога Святого Духа. Он не захотел принять ничего из того, что ему было предложено. Его единственным желанием было, чтобы Павел ушел с его дороги, и он тут же приказал апостолу выйти. Наиболее правдоподобной ложью была отговорка Феликса, что он послушает его в другой раз, когда это будет удобно.
Предупредите класс, чтобы нам не повторить такого рода ложь или обман по отношению к Богу. Предложите детям прислушаться к Его участливым предупреждениям. Если они увидят себя такими, какими являются на самом деле, во всех своих грехах, и почувствуют себя внутренне затронутыми обличениями, - не надо убегать прочь, но наоборот, прибегнуть к Спасителю, Который Один может омыть их наихудшие грехи и успокоить встревоженную совесть.
После того, как Феликс отверг голос своей совести, его ум быстро наполнили совсем другие мысли. Он стал думать: не удастся ли получить от Павла деньги? Не дадут ли друзья апостола взятку за его освобождение?
Не будем пренебрегать Божьим предостережением! Однажды мы все, как и Феликс, предстанем на Божий суд. И там нам захочется повторить уроки Воскресной школы и воспринять серьезно все то, чему нас учил преподаватель. Тогда мы будем глубоко сожалеть о том, что когда Бог давал нам возможность увидеть свои грехи и покаяться, мы отвергли это и променяли место в небе на какие-то любимые земные наслаждения.

Онисим (24)
Филимону 1, Луки 15:11-24

Цель: Используя пример этого "блудного сына из реальной жизни", показать детям, как убежавшие от Бога грешники могут быть спасены и восстановлены Спасителем.
План урока
Познакомьте класс с историей молодого раба Онисима, который жил неподалеку от Ефеса в городе Колоссах. Для детей младших классов можно описать его недовольство при исполнении ежедневных обязанностей. Объясните, что хотя Онисим мог не осознавать этого, на самом деле у него было мало причин жаловаться на жизнь. Он был действительно рабом, но имел доброго хозяина, который обеспечивал для своих слуг хорошее питание и удобное жилье, а также был умеренным в своих требованиях.
Но так было не всегда. Рабы, конечно же, хорошо помнили те дни, когда их хозяин еще не был обращенным к Богу. Тогда он был, наверное, очень суровым, высекал их за малейшую провинность и заставлял подолгу работать, мало думая об их благополучии.
Но когда Филимон обратился, в его доме наступила великая перемена. Он услышал проповедь Евангелия из уст апостола Павла и увидел себя грешником в Божьих глазах. Затем он помолился Богу о прощении, и Бог полностью изменил его жизнь и характер.
Желание стать "свободным". Наверное, Онисим забыл эти старые тяжкие времена, и теперь был недоволен пением гимнов и Библейскими беседами, к которым Филимон приобщал домочадцев после своего обращения. Неблагодарный молодой раб был раздражен всем этим. Он стал мечтать о свободной жизни, воображая себе радости и удовольствия, которые мог бы получить.
Затем Онисим начал присваивать себе деньги своего хозяина. Возможно, это легко было делать с тех пор, как Филимон стал христианином. Он стал более обходительным и доверчивым в обращении со своими слугами. (Может быть, он больше не высекал тех, кто был пойман в побеге). Однажды ночью Онисим решил, что пришло время бежать и выскользнул из дома, взяв с собой полный кошелек денег, уворованных у Филимона. "Теперь-то я стал свободен!" - думал Онисим.
Путешествие в дальнюю страну. Опишите с какими трудностями встретился Онисим по дороге в Рим, будучи беглецом и вором. Пусть дети сами вообразят, как он ночевал в стогах сена, прятался в лесах, боясь ареста по подозрению в бегстве. Наказание за побег было в те времена очень суровым.
Представьте себе, как он пытался избавиться от всех этих трудностей и заняться какой-нибудь деятельностью, но это лишь сильнее мучило его совесть и оставляло в душе болезненное чувство, до тех пор, пока он не ожесточился и не стал привычным к этому. Нет сомнения, что его деньги были растрачены гораздо быстрее, чем ожидалось, так что он был вынужден воровать и заниматься самой грязной и низкой работой.
Может быть, он думал, что в Риме ему станет легче жить. Там ведь проживало много беглых рабов. Представьте себе, с каким восхищением он рассматривал величественные строения знаменитой столицы - Форум, правительственные дома, Колизей, где происходили грандиозные спортивные соревнования.
Сильный голод. Итак, Онисим попал в Рим, о котором много слышал и мечтал. Но когда он стал искать себе место для ночлега, оказалось, что для людей подобного сорта было лишь одно место, скрытое подальше от людских глаз - грязные трущобы, загаженные пьяницами и пропахшие зловонием.
Теперь-то он смог увидеть желанную свободу своими собственными глазами, но оказалось, что это была совсем не та блестящая, захватывающая, счастливая жизнь, о которой он мечтал. Вместо этого он узнал, какими развратными, жадными, жестокими и бессердечными могут быть люди. В ту пору, когда он остался без гроша в кошельке, никто не пожелал ему помочь. Все, что ему оставалось доступным, была преступная и порочная жизнь. У него появились новые хозяева из преступного мира, которые думали только о себе и извлекали от него всю возможную выгоду, зная, что он убегает от правосудия и не станет жаловаться.
Теперь он стал грязным оборванцем с характерным выражением лица, которое выдавало в нем беглого раба. Мы не знаем, какие грехи успел сотворить Онисим, чтобы поддерживать свое существование, но можно быть уверенным, что он погряз очень глубоко, и понял, что стал "рабом" в гораздо худшем смысле, чем перед этим.
Когда же он пришел в себя... Тем временем, однако, в сознании Онисима стали происходить перемены. В доме Филимона он был полон самоуверенности и непокорности, наивно воображая, что жизнь за стенами дома наполнена свободой и удовольствиями. Теперь он стал немного постарше и поумнее. Он увидел (и почувствовал на себе) порочность и безысходность этого грешного мира и его жителей. Он был глубоко несчастен, и угрызения совести лежали на нем тяжелым бременем.
Библия ничего не говорит о том, как Онисим встретился с Павлом. Может быть, дойдя до крайней точки, он услышал, что Павел находится в Риме, и в отчаянии пошел встретиться с ним. Он мог часто слышать имя Павла еще из уст Филимона. По крайней мере, он знал, что христиане были добрыми людьми, и возможно, надеялся, что Павел даст ему денег или как-то поможет. В полном отчаянии он нашел дорогу к дому, где Павел жил на квартире. Хотя апостол находился под домашним арестом и регулярной проверкой со стороны властей, он мог свободно видеть всех своих посетителей.
Отец его сжалился над ним... Онисим по-новому слушал слова Павла, обращенные к нему. Павел не погнушался его грязным видом, но с великим состраданием поведал ему о том, что Бог готов простить все его грехи. Онисим был очень обременен угрызениями совести. Он осознал весь ужас своего греха - свою глупую наивность, когда он думал о том, что этот греховный мир прекрасен; свою гордость, когда рассчитывал обойтись в жизни без Бога; свою преступность в том, что обворовал доброго человека, бывшего хозяина, а также все последующие грехи, совершенные за свою жизнь.
Возможно, он и раньше слышал о Кресте, но теперь его полностью пленило сознание того, что безгрешный Божий Сын отдал Свою жизнь за таких недостойных грешников, каким был и он. Господь Иисус имеет силу омыть самого грязного грешника и сделать его чистым в святых Божьих глазах. Итак, Онисим искренне помолился Богу о прощении, и вскоре в его жизни произошла великая перемена, называемая обращением.
"Я согрешил..." В скором времени Онисим стал посещать Павла регулярно и помогал ему, в чем только мог. Теперь он стал совершенно новым человеком. Престарелый апостол обращался с ним, как со своим собственным сыном и желал бы, чтобы тот оставался с ним в Риме. Но они оба понимали, что самым справедливым решением для Онисима будет возвращение к своему хозяину, чтобы загладить свое прошлое. Павел был уверен, что Филимон простит своего бывшего раба и примет его обратно, как брата в Господе. Несмотря на очень плохое зрение, апостол взял свое перо и написал Филимону объяснение всего, что произошло.
Скажите классу о том, как важно знать всю правду об этом греховном мире и о нашей собственной греховности - как важно обратиться к Господу всем сердцем и искать Его прощения, как важно осознать, что наши себялюбивые, гордые и непокорные сердца надо заменить сердцами, полными любви к своему Спасителю. Убеждайте детей обратиться к Господу еще в детстве, не дожидаясь, пока придется пережить те горькие уроки, какие пережил Онисим.
Итак, вскоре Онисим возвращался домой в Колоссы, неся с собой письмо, в котором упоминается, что он однажды был непригодным - то есть, его ценность была равна нулю! Но теперь, когда Бог изменил его, он стал оправдывать свое имя (оно обозначает "полезный"!) Его старый характер был устранен, и Бог сделал его "новым". Испытали ли и мы такую же великую перемену внутри себя?

Повторение (25)

Цель: Напомнить детям основные мысли из этой серии уроков, чтобы они не только запомнили важнейшие события из жизни Павла, но - что еще важнее - сделали из них духовные выводы для самих себя.
План урока
Для удобства запоминания, это раздел можно рассматривать двумя возможными методами, разбив каждый на дополнительные темы:
(1) Географическое расположение - можно предложить детям совершить обзорный "полет" вокруг Средиземноморья и как бы заново посетить города, в которых побывал Павел. Затем можно задать хорошо подобранные вопросы о том, что происходило в этих местах, например: -
(а) Дамаск. Какое великое событие произошло на пути из Иерусалима в Дамаск? Почему Иисус сказал Павлу, что трудно идти против рожна? Что Павел был готов считать мусором ради того, чтобы познать Христа? Какие превосходные вещи может нам дать Господь Иисус, в сравнении с чем все остальное покажется пустяковым?
(б) Филиппы. Назовите два известных нам действующих лица в Филиппах. Оба они пришли к вере в Господа Иисуса Христа. Какую перемену произвело в них обращение к Богу? Как можем быть спасены мы с вами?
(в) Афины. Опишите величественное здание Акрополя, сверкающее не солнце полированным мрамором. Затем представьте апостола Павла, проповедующего философам в Ареопаге. Что говорил он им о Неведомом Боге? Что из сказанного настроило большинство слушателей против него? Почему истина в воскресении мертвых так важна для христиан?
(г) Ефес. Какую богиню чтили жители Ефеса столь усердно? Где собирались христиане в этом городе во время пребывания там Павла? Какие действия предприняли новообращенные после того, как они обратились от суеверия к живому Богу? К каким богам мы должны повернуться спиной, когда обращаемся к Господу Иисусу?
(д) Кесария. Как случилось, что апостол оказался узником в доме Римского губернатора в Кесарии? Почему Феликс дрожал от страха, когда Павел проповедовал ему? О каких трех важных предметах говорил ему Павел? Каким будет день Суда для каждого из нас?
(е) Рим. Объясните, каким образом Павел прибыл в Рим и как он смог засвидетельствовать о Христе домочадцам римского кесаря а также иудеям, несмотря на то, что находился под домашним арестом. Расскажите, что находясь в узах, он смог написать несколько своих посланий. Спросите класс, кем был Онисим и как он попал в Рим. Все грешники являются "беглецами" от Господа; - каким образом мы можем к Нему возвратиться?
(2) Характерные черты обращения. Другой возможный метод проверки заключается в том, чтобы рассмотреть характерные перемены в жизни главных героев этой серии, происшедшие после их обращения к Богу.
(а) Гордый фарисей Савл стал смиренным служителем Господним для язычников. Обрисуйте те великие перемены, которые Павел перечисляет в Филиппийцам 3, и примените их к практической жизни вашего класса.
(б) Лидия, богатая и преуспевающая деловая женщина (может быть, гордая и корыстная), стала добросердечной и щедрой помощницей слугам Господним, не стесняясь публично поддерживать с ними общение в городе, где они стали предметом ненависти и озлобления.
(в) Жестокосердый, грубый тюремщик из города Филиппы стал обходительным и добросердечным после того, как уверовал в Господа Иисуса Христа, оказывая всевозможные знаки доброты по отношению к Господним слугам.
(г) Запуганные, суеверные поклонники Дианы-Афродиты стали убежденными верующими и доверили свои души истинному Богу, хотя и невидимому для человеческих глаз.
(д) Неблагодарный беглец и вор стал добровольным и преданным слугой Господним, который был рад возвратиться к своему прежнему хозяину.
Спросите детей, каким образом смогли произойти эти великие и необыкновенные перемены характера. Какие общие черты мы можем видеть у всех этих людей?
Заключительная тема. Независимо от выбранного вами метода проверки, напомните детям, что во всех местах, где путешествовал Павел, он имел одну великую цель: проповедовать Христа Распятого (1 Коринфянам 2:2). Это та весть (часто пренебрегаемая и отверженная), которая изменила ход истории, преобразила жизнь многих людей, включая тех, кого мы изучали на уроках, и которая одна может обратить детей к Богу - открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и получили прощение грехов. (Слова Павла, обращенные к царю Агриппе, Деяния 26:18).