Евангелие от Марка. Часть 1
Наш YouTube - Библия в видеоформате и другие материалы.
Христианская страничка
Лента обновлений сайта
Медиатека Blagovestnik.Org
в Telegram -
t.me/BlagovestnikOrg
Видеобиблия online

Русская Аудиобиблия online
Писание (обзоры)
Хроники последнего времени
Українська Аудіобіблія
Украинская Аудиобиблия
Ukrainian
Audio-Bible
Видео-книги
Музыкальные
видео-альбомы
Книги (А-Г)
Книги (Д-Л)
Книги (М-О)
Книги (П-Р)
Книги (С-С)
Книги (Т-Я)
Новые книги (А-Я)
Фонограммы-аранжировки
(*.mid и *.mp3),
Караоке
(*.kar и *.divx)
Юность Иисусу
Песнь Благовестника
старый раздел
Бесплатно скачать mp3
Нотный архив
Модули
для "Цитаты"
Брошюры для ищущих Бога
Воскресная школа,
материалы
для малышей,
занимательные материалы
Список ресурсов
служения Blagovestnik.Org
Архивы:
Рассылки (1)
Рассылки (2)
Проповеди (1)
Проповеди (2)
Сперджен (1)
Сперджен (2)
Сперджен (3)
Сперджен (4)
Карта сайта:
Чтения
Толкование
Литература
Стихотворения
Скачать mp3
Видео-онлайн
Архивы
Все остальное
Контактная информация
Поддержать сайт
FAQ


Наш основной Telegram-канал.
Наша группа ВК: "Христианская медиатека".
Наши новости в группе в WhatsApp.

Джил Мастерс

Уроки на всю жизнь

Книга 1. Раздел 1.

Оглавление

Введение
Об этой книге
Предисловие
Работа с детьми: наши библейские полномочия
Открытие или расширение воскресной школы
Правила для подготовки уроков
Власть Иисуса над природой (1). Укрощение бури. Марка 4:35-41
Власть Иисуса над смертью (2). Дочь Иаира. Марка 5:21-43
Власть Иисуса над дьяволом (3). Бесноватый в стране Гадаринской. Марка 5:1-21.
Власть Иисуса над нуждой (4). Насыщение пяти тысяч. Марка 6:31-44; Иоанна 6.1-15, 66
Власть Иисуса над болезнью (5). Слепой Вартимей. Марка 10.46-52

Введение

Бог обращается к молодым с призывом: "Помни Создателя твоего в дни юности твоей". В свою очередь, христиане должны иметь широкое сердце, открытое к юным не только из своих собственных семей, но также к огромному числу детей и подростков из окружающего населения, которые растут без света Евангелия и без надежды. Проповедь Евангелия среди детей должна быть нашим приоритетом.
Данная книга, написанная Джил Мастерс, предоставляет материал для годичной программы занятий в Воскресной школе. Все уроки носят евангелизационный характер, причем они излагают великие Библейские доктрины и события таким образом, чтобы в памяти детей остался неизгладимый след.
Проверенные на опыте в течение более двадцати лет, эти уроки были тщательно пересмотрены автором и составляют четырехлетнюю программу, издаваемую в четырех томах. Данные уроки были с радостью восприняты в Англии, Америке, Австралии, Африке и других странах через переводные издания. Они также широко применяются для чтения в семейном кругу.
Джил Мастерс, которая раньше работала учительницей в общеобразовательной школе, посвятила работе и преуспеванию Воскресных школ более 30 лет. 25 лет она выполняет ответственную работу в Воскресной школе при основанной Спердженом церкви Метрополитен Табернакл в Лондоне, самой большой Воскресной школе в Великобритании.

Об этой книге

Необходимость в евангельской воскресной школе сегодня как никогда велика. Что ждет будущее поколение? Смогут ли наши церкви достичь его проповедью вечного Евангелия, или по крайней мере преподать основы библейского наставления и морали? Божье милосердие с новой силой побуждает евангельские церкви расширить или реорганизовать работу воскресных школ не только для посетителей церкви, но также для юных душ, проживающих вокруг нас.
"Уроки на всю жизнь" представляют собой подробные конспекты для годичного курса занятий воскресной школы (не включая праздничных и других особых мероприятий). Эти уроки, вместе с планируемыми для издания в будущем, являются частью четырехлетней программы, которая включает в себя евангельский призыв а также главные великие темы Ветхого и Нового Заветов в систематическом, и вместе с тем живом изложении.
Эти конспекты нашли широкое признание еще несколько лет назад, когда публиковались отдельными частями в христианском журнале. Пасторы и другие духовные работники по достоинству оценили их пригодность также для других видов евангелизационной деятельности, как например, евангельские вечера для взрослых, собрания для женщин и молодежи, и т.п.
Джил Мастерс, жена служителя церкви Метрополитен Табернакл, имеет большой преподавательский опыт. Она работала учительницей в одной из больших общеобразовательных лондонских школ, а потом преподавала в воскресной школе: семь лет в Гертфордшире и более двадцати лет в Лондоне.

Предисловие

Данные конспекты уроков первоначально были задуманы для того, чтобы приступить к работе с детьми на совершенно новом месте в начале 60-х годов. Мы начали с того, что вывесили пригласительные объявления, затем посетили семьи местных жителей, многие из которых не ходили ни в какую церковь, - и в результате для Воскресной школы было собрано почти сто детей. Далее, мы собрали весь имеющийся у нас материал, чтобы преподать Евангелие для этих детей и подростков.
Этот материал затем был тщательно пересмотрен и отредактирован, но все же он остается по своей сути прежде всего евангелизационным. Спустя годы, многие церкви организовали работу Воскресных школ на базе данных уроков, в том числе и церковь Сперждена, где сейчас трудится автор этой книги.
Итак, прежде всего эти уроки предназначены для евангелизации, поэтому используются те Библейские рассказы, которые лучше всего подходят для этой цели. Каждый урок рассчитан на то, чтобы дать детям правильное понимание тех истин, которые позже, при действии Святого Духа, могли бы привести их к обращению.
Во-вторых, они должны дать хороший обзор всех книг Ветхого и Нового Заветов. Программа рассчитана на знакомство с Библейскими событиями в таком порядке, чтобы дети могли оценить по достоинству все Слово Божье. Ветхий Завет рассматривается, в основном, хронологически, чтобы лучше усвоить суть отношений Бога к человечеству до пришествия в мир Христа. В нашей книге уроки по Ветхому Завету чередуются с уроками из Евангелий и Деяний. Дети и преподаватели предпочитают именно такой метод знакомства с основными библейскими историями, по сравнению с методом слишком частого перепрыгивания от одной части Библии к другой, от чего теряется правильная перспектива занятий. Наша методика предусматривает еженедельную смену угла зрения при знакомстве с великим Планом Божьим. Кроме того, учитывается потребность юных новообращенных в пастырском служении, так что родители (как верующие, так и неверующие) смогут по достоинству оценить тот факт, что их дети получают библейское образование.
Третьей задачей наших уроков было представить для юных умов наиболее жизненно важные духовные истины. Само расположение книг Библии предлагает различные темы, на которые следует обратить особое внимание при обучении. Например, первые главы Бытия дают возможность бросить серьезный вызов системе эволюционно-атеистических взглядов; книга Исход представляет тему земного странствования; уроки из последних книг Царств включают целый ряд археологических доказательств того, что Библия, как Слово Божье, надежна и достоверна. Евангелие от Луки подразделяется на два раздела - притчи и перечень случаев обращения, озаглавленный: "Люди, последовавшие за Иисусом". А Евангелие от Иоанна как бы само предлагает легко запоминаемую серию великих изречений Господа "Я ЕСМЬ".
Используя эти средства, мы ставим задачу предложить детям великий и многосторонний Евангельский призыв в самом начале их жизненного пути. Мы молитвенно озабочены тем, чтобы это привело детей к Спасителю в ранние годы; но даже если так не случится, в их сердца и умы будет вложено то знание о Господе, которое может быть использовано Его Духом позже, чтобы потревожить совесть и заставить искать Спасителя.
Ранее мы публиковали эти уроки отдельными статьями в журнале, и по опыту знаем, что они с успехом могут употребляться также для других видов детских собраний, таких, например, как детские вечера на неделе. Кроме того, уроки были использованы для специальных евангелизационных встреч отдельно с мужчинами и женщинами. Проповедники находили им применение в качестве конспектов для призывных проповедей; они употреблялись также для семейного молитвочтения.
Существует много других методик, которые предлагают конспекты и рабочие листы отдельно для разных возрастных групп. Но это дорого, и в этом нет особой необходимости. Само собой понятно, что как классы, так и сами Воскресные школы отличаются друг от друга по своему характеру и по окружающей среде, поэтому попытка с абсолютной точностью определить, что именно должен говорить преподаватель, может помочь не более, чем в полудюжине случаев. К тому же, было бы неправильно угашать благословение и помазание от Духа, которое имеет каждый преподаватель лично. Опыт показывает, что сами преподаватели лучше всего могут приспособить уроки каждый для своего класса. Поэтому данные конспекты содержат такой материал, который может пригодиться для всех возрастных групп, начиная с дошкольников и заканчивая подростками. Большой выбор предлагаемого материала позволяет преподавателю использовать в своей группе то, что наиболее подходит для данного возраста. Старшие классы обычно используют целиком всю тематику урока, тогда как младшие выбирают для себя меньшее количество материала. За многие годы пользования нашей программой, преподаватели еще ни разу не жаловались, что это для них когда-либо представляло проблему.
Данная программа уроков разработана в расчете примерно на один учебный год. (Сжатый конспект четырехлетней программы будет дан позже). Большинство Воскресных школ делят свою программу на такое же количество четвертей в году, что и обычные дневные школы. Учеба прерывается на Рождество, Новый год, Пасху и другие каникулы или специальные мероприятия. Обычно во время каникул для детей готовят темы, отдельные от школьной программы, и в итоге выходит, что для Воскресной школы требуется максимум 46 уроков в году. Уроки сгруппированы в разделы, и каждая Воскресная школа может использовать их в течение года как угодно. Однако Ветхозаветные уроки надо преподавать в хронологическом порядке, тогда как Новозаветные можно приспособить к годовой программе по собственному усмотрению.
Обещание Господа, что Его Слово не возвращается к Нему тщетным (Исаия 55:11), служит для нас хорошим поводом с уверенностью продолжать терпеливый труд в течение многих дней и лет. Медленно но уверенно, действие Слова Божьего в жизни детей будет доказывать его надежность, а наблюдение за этим принесет глубокое удовлетворение в награду за наш труд. В дни неверия и духовного равнодушия среди взрослого населения нам так трогательно будет видеть многочисленные собрания детей, и быть свидетелями того, как Господь по прежнему устраивает Себе хвалу из уст младенцев (Матфея 21:16).
Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои. (Псалом 125:6).

Работа с детьми: наши библейские полномочия

Наш долг евангелизации детей. Собери народ, мужей и жен, и ДЕТЕЙ, и пришельцев твоих, которые будут в жилищах твоих, чтоб они слушали и учились, и чтобы боялись Господа, Бога вашего, и старались исполнять все слова закона сего. И сыны их, которые не знают сего, услышат и научатся бояться Господа, Бога вашего, во все дни, доколе вы будете жить на земле, в которую вы переходите за Иордан, чтоб овладеть ею. (Второзаконие 31:12, 13).
Слова Иисуса: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих (Матфея 10:5).
А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской (Матфея 18, 6).
Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Матфея 19:14).
Видевши же первосвященники и книжники... детей, восклицающих в храме и говорящих: "осанна Сыну Давидову!" вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: "из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу"? (Матфея 21:15, 16).
Иисус сказал Петру: "Паси агнцев Моих" (Иоанна 21:15).
И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Марка 16:15). (Сперджен заметил по этому поводу: "Разве дети не являются творением Божьим?")
Слова из Ветхого Завета. И когда скажут вам дети ваши: "что это за служение?" - скажите: ... (Исход 12:26, 27).
Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет (Притчи 22:6).
Слова из Посланий: И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Ефесянам 6:4).
Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость (Ефесянам 6:11).
Притом же ты из детства знаешь Священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса (2 Тимофею 3:15).

Открытие или расширение воскресной школы

Некоторые практические предложения
Осознайте важность повествования о Господе новому поколению. Это дело заслуживает наших наилучших стараний. Заручитесь также ревностной молитвенной поддержкой вашей церкви.
Подумайте о лучшем времени для проведения уроков Воскресной школы. В некоторых местах, вероятно, наиболее удачным вариантом будут утренние занятия. Однако там, где это возможно, более целесообразной будет послеобеденная Воскресная школа, поскольку она позволит всей поместной общине оказывать работе с детьми безраздельное внимание, причем таким образом достигается намного лучшая посещаемость. Многие дети из неверующих семей с большим удовольствием принимают участие в послеобеденных воскресных занятиях, и родители отпускают их с радостью. Чаще всего, уроки перед утренним Богослужением оказываются слишком ранними для неверующих семей, однако иногда местные обстоятельства могут диктовать именно это.
День открытия. Предпримите все усилия, чтобы начать занятия с возможно большим количеством детей. Толпа привлекает толпу. Дети не очень-то любят маленькие, жалкие собрания. Лучше провести встречу в маленькой, но переполненной комнате, чем в большом, но пустом зале.
Как собрать детей. (а) Поощрите членов церкви привести свои собственные семьи, а также детей соседей и друзей, (б) Посетите окрестные дома, имея с собой хорошо оформленные пригласительные открытки или письма за неделю или две до начала занятий. (в) Побывайте сами в семьях в течение предшествующей недели, чтобы ответить на расспросы и лично поощрить детей прийти в школу. (г) Организуйте бригаду из взрослых членов церкви, которые будут собирать детей в день занятий. (д) Обеспечьте, по возможности, побольше транспорта: машины, микроавтобусы и т.п. чтобы собрать детей, особенно из отдаленных районов. В случае, если Воскресная школа проводится после обеда, почти каждый владелец машины в общине мог бы поучаствовать в этой работе. (е) Данная бригада по сбору детей сможет наладить неоценимые контакты с семьями, на что ушли бы годы, не будь взаимосвязи через детей.
Учет посещаемости. Организуйте эффективную систему учета посещаемости. Лучше всего, если этим будут заниматься люди не из преподавательского состава, чтобы более сосредоточенно заниматься этим делом. Разработайте систему поощрений за регулярное помещение и хорошее поведение. Дети очень чутко отзываются на то, что побуждает их к активности, а также любят новшества. Небольшие призы, новые идеи и свежие наглядные пособия буквально творят чудеса, к тому же все это согласуется с небесным принципом награды и наказания.
Открытки с фотографией или рисунком церковного здания, включая название, адрес и т.д. подействуют успокаивающе на умы родителей, чтобы они не думали, что их дети вовлечены в какой-либо культ. Каждому новенькому ребенку можно дать такую открытку и попросить заполнить ее деталями о возрасте, номере телефона и т.п. Служба учета посещаемости должна своевременно представлять персоналу Воскресной школы точные сведения об отсутствующих, с тем, чтобы вовремя планировать их посещение. Дети непостоянны, поэтому им надо время от времени напоминать ходить в школу. Ведь в Воскресный день в Доме Божьем есть так много привлекательного!
Подача материала и наглядные пособия. Обеспечьте достаточное количество хорошо оформленных листков с гимнами, словами для заучивания, диаграммами и т.п., чтобы общая атмосфера производила на детей благоприятное впечатление. Важно, чтобы качество подачи наглядных пособий было не ниже, чем в обычных школах. Меньшее будет бесславить Господа. Преподаватели могут использовать цветные карандаши, фломастеры, копировальные машины чтобы изготовить привлекательные наглядные пособия.
К некоторым урокам в данной книге предлагаются несложные в изготовлении и пользовании наглядные пособия.
Гимны и музыка. Над этим предметом стоит поразмыслить внимательно. Мы должны показать детям, что поклоняемся святому Богу, и что быть христианином - значит быть отделенным от этого греховного, плотского мира. Везде и во все века христианам приходилось отворачиваться от мирской культуры своего времени и производить на свет музыку и хвалу, достойную Господа.
У нас имеется прекрасное наследие из коротких, простых, духовно богатых и полных чувствами гимнов и песен, написанных христианами, посвятившими себя работе с детьми в прошлом. Есть также много хороших современных песен, пригодных для нашего употребления. Печально, что многое из этого евангельски богатого материала было отвергнуто, как старомодное, нашим поп музыкальным поколением, и детей научили неглубоким по смыслу песенкам, под современный ритм.
Многие старые гимны содержат всю полноту евангельской вести для погибающих, выраженную самым простым языком. Если дети запомнят эти песни в юном возрасте, они будут хранить их в сердце всю свою жизнь, и возьмут с собой евангельский призыв даже на смертное ложе. Пройдет время, и школьные дни забудутся, но эта весть о Господней искупительной любви останется с ними навсегда. Поэтому нам надо обратить самое серьезное внимание на гимны и музыку, которые употребляем.

Правила для подготовки уроков

Читайте библейский текст внимательно; конспект урока не может заменить личное чтение.
Проверьте искренность вашей личной заинтересованности в занятиях со своим классом. Дети очень быстро замечают лицемерие или безразличие по отношению к ним.
Приготовьте нужные наглядные пособия для урока либо из данной книги, либо из других подходящих источников, как например, вырезки из журналов и т.п., для иллюстрации главных мыслей.
Обдумайте, как преподнести материал урока. Интересное вступление очень существенно, чтобы завладеть вниманием детей с самого начала. Добившись внимательного слушания, поддерживайте интересное, захватывающее изложение в течение всего урока. Не отвлекайте внимания детей ответами на вопросы или разговорами посреди урока. (Ответы на вопросы можно предложить в конце урока).
Подготовьте свой собственный конспект с подзаголовками. Даже если вам не придется им воспользоваться во время занятий, конспект поможет зафиксировать в уме наиболее важные детали урока, и придаст вашему изложению свободу и беглость.
Проверьте содержание своего урока. Помогает ли урок детям видеть тот или иной аспект реальности и ужаса греха? Содержит ли урок элементы благодати; есть ли в нем какие-либо реальные усилия убедить детей в Божьей любви и милости, обеспечившей путь прощения на Голгофе? Чем завершится ваш урок? Слова заключительного призыва должны быть приготовлены с особенным старанием. Не думайте, что это делается просто и легко; это важная часть урока должна быть всегда свежей и впечатляющей.
Просите Господнего благословения на каждую деталь вашей работы, помня Его слова: Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ИБО БЕЗ МЕНЯ НЕ МОЖЕТЕ ДЕЛАТЬ НИЧЕГО (Иоанна 15:5).

Раздел 1. Евангелие от Марка (Часть I)
Чудеса, раскрывающие власть Иисуса

Оглавление

Власть Иисуса над природой (1). Укрощение бури. Марка 4:35-41
Власть Иисуса над смертью (2). Дочь Иаира. Марка 5:21-43
Власть Иисуса над дьяволом (3). Бесноватый в стране Гадаринской. Марка 5:1-21.
Власть Иисуса над нуждой (4). Насыщение пяти тысяч. Марка 6:31-44; Иоанна 6.1-15, 66
Власть Иисуса над болезнью (5). Слепой Вартимей. Марка 10.46-52

Вводная часть к Евангелию от Марка. Евангелие от Марка делится на три части, первые две из которых излагаются в данной книге. Они озаглавлены: -
I - Власть Иисуса - Пять уроков о чудесах Иисуса и о том, чему они нас учат.
II - Сопротивление деятельности Иисуса - Случаи, показывающие злую вражду, с которой встречался Спаситель. Предупреждение о том, как нам избежать такого рокового отношения ко Христу.
III - Приобретения и потери в следовании за Иисусом - Примеры и поучения из Евангельских повествований, призывающие нас отнестись к ним с самым серьезным вниманием.
Уроки о власти Иисуса
1 - Власть Иисуса над природой
"Кто же это, что и ветер и море повинуются Ему?" - спрашивали потрясенные очевидцы этого удивительного события. Уникальное в мировой истории, это великое чудо должно заставить и нас серьезно задуматься.
2 - Власть Иисуса над смертью
С самого зарождения цивилизации человек изощрял свое мастерство в борьбе со смертью. Как лично, так и сообща, люди очень мало преуспели в своих попытках отодвинуть или предотвратить смерть. Но сегодня мы знакомимся с Человеком, Который в один момент, единым словом мог повелеть смерти оставить свою жертву, и успех был немедленным. Тот же Иисус сегодня желает спасти и нас от духовной смерти.
3 - Власть Иисуса над дьяволом
Состояние человека, мучимого и одержимого дьяволом казалось безнадежным, но и здесь власть Иисуса победила, и освобождение последовало немедленно. Мы все в той или иной мере порабощены врагом наших душ, и нас может освободить только Иисус.
4 - Власть Иисуса над нуждой
Каждый из нас вовлечен в пожизненную борьбу за средства к существованию. Толпа людей быстро сообразила, что значило для них это уникальное и удивительное событие. Однако оно не раскрыло для них Личность и силу Господа, и дело свелось всего лишь к их алчному и корыстному самоудовлетворению. А каковы наши мотивы в искании Его?
5 - Власть Иисуса над болезнью
Даже маленькие дети бывают нездоровы, так что они могут посочувствовать тем, кто страдает от тяжелой болезни. Однако Спаситель мог исцелять любой вид болезни или инвалидности. По одному лишь Его повелению, многие люди получили немедленное и полное восстановление. Он и сегодня имеет такую же власть исцелять нас от болезни греха. Просили ли мы Его когда-нибудь об этом?
Вводная часть для преподавателей к 1 разделу
Большинство детей имеет хотя бы слабое представление об этих чудесах. Но, к сожалению, многие дети воспринимают их не более, чем за обычную сказку. Для них евангельские рассказы находятся в стране придуманных чудес и занимательных историй. Поэтому нашей первоочередной задачей будет убедить класс в том, что мы имеем дело с реальной историей и фактами, а не с досужими вымыслами В этом свете Евангельские рассказы о чудесах поразительны и удивительны. Они впечатляют наш ум описанием Божественной власти Господа. Мы должны добиться на наших уроках того, чтобы дети, как и апостолы, с удивлением спрашивали "Кто же это?"
Знамения. Точный перевод с Греческого текста из Иоанна 20:30, 31 передает вместо чудеса, как в Синодальном переводе, слово знамения. Эти знамения учат нас не только тому, Кем Господь является, но также и тому, каким образом Он действует, Наши предшественники по вере рассматривали их, как "живые притчи" - т.е. наглядные образы того, что Он может совершать Своей любовью и силой в духовном смысле. Эта мысль придает нашим урокам новое измерение. Те дети, которые считают, что они уже знакомы с этими притчами, смогут таким образом увидеть и раскрыть для себя целый пласт новых и важных истин, глубоко касающихся сердца каждого из них.

Власть Иисуса над природой (1)
Укрощение бури
Марка 4:35-41

Цель: показать детям, почему и как мы можем доверять Господу.
План урока
Пробудите интерес детей к огромной важности этого уникального и поразительного события. Расскажите им о применении в повседневной жизни различных символических знаков и указателей. Например, если нажать на клавишу компьютера с определенным символом, можно получить целую массу информации. Простое название на дорожном указателе может означать ту или иную перемену местности. Объясните детям, что великие чудеса, совершенные Господом Иисусом, в то же самое время служили указателями, говорящими нам о чем-то не менее важном и великом. Укрощение бури на море содержало в себе несколько таких указателей.
Указатель 1 - Начало путешествия. Опишите, как Иисус предложил ученикам переплыть море вместе с Ним. Следом за ними отплыли также и другие лодки, которые затем стали соучастниками всего случившегося.
Наша жизнь тоже похожа на великое путешествие по неверному морю. Отправляясь по нему в плавание, мы похожи на неопытных моряков. Станем ли мы при этом легкомысленно смеяться над картой, компасом и кормчим? Взяли ли мы с собой Господа в нашу лодку?
Указатель 2 - Хрупкая ладья. Пока ученики стояли на берегу, лодка казалась им крепкой и надежной, но как только подул ураган, ее стало бросать из стороны в сторону, как спичечную коробку, и они испугались, что волны разобьют их лодку вконец. Мы тоже путешествуем по жизненному морю в хрупком суденышке. Нам может показаться, что наше тело здоровое и сильное, но на самом деле всего лишь один удар сердца отделяет нас от смерти, и те силы, с которыми нам придется встретиться в жизни, намного превосходят наши.
Указатель 4 - Опасность! Опишите, как на вечернем небе внезапно появилось маленькое облачко, подул ветер, и за короткое время тихое вечернее море превратилось в клокочущую стихию. Даже столь опытные рыбаки пришли в ужас. Так и жизненное путешествие намного опаснее, чем многие люди себе представляют.
Спросите детей, не было ли им когда-нибудь по-настоящему страшно. Помогите им вообразить, например, чувства, которые люди испытывают в потерявшем управление самолете. Напомните классу, что жизненные бури часто уносят наше счастье и против нашей воли диктуют нам, как мы должны поступать. Возможно, что как раз то, чего мы с радостью ожидаем - например, каникулы, или новую игрушку, или приятное путешествие - будет вдруг расстроено неожиданной бедой. Может случиться, что на нашу семью обрушится безработица, или она будет разбита на части раздором, или, может быть, серьезно заболеют родители. Сможем ли мы с этим справиться? Переживая годы юности, устоим ли мы перед грехом и искушениями, или побоимся тех, кто этому уже поддался - и присоединимся к ним? Наша жизнь полна подобных страхов и тревог!
Указатель 5 - Испытание нашей веры. Несмотря на то, что ученики уже последовали за Господом, Он подверг их испытанию тем, что уснул во время ужасающего шторма. Поверили ли они в Него в этот момент? Доверились ли вполне тому, что спящий или бодрствующий, Он оставался Господом, и потому с Ним они могли быть безопасны? Находясь на берегу, они думали, что верили в Него, но теперь Он сделал так, что их вера подверглась испытанию. Так ни один человек не может считаться по настоящему обращенным, если он не доверится Иисусу.
Указатель 6 - Всемогущество Иисуса. Людям нелегко дается понимание духовной силы Господа Иисуса. Ученики, даже будучи опытными моряками, оказались в смятении. Несмотря на то, что Иисус находился с ними на борту, они были уверены, что скоро погибнут! Своим отчаяньем и паникой они показали отсутствие всякой мысли о том, что Иисус даже спящий мог их спасти! Они считали, что для того, чтобы быть в состоянии оказать им какую-либо помощь, Он должен был бодрствовать, как любой обыкновенный человек! Если бы они по-настоящему оценили, что Он был Бог, они сообразили бы, что Он не мог погибнуть в несчастном случае.
А разве мы с вами хоть сколько-нибудь лучше их? Осознаем ли мы, что Господь Иисус, хотя скрыт от наших глаз и находится на Небе, имеет духовную силу изменить внутренность нашего сердца одним Своим взглядом? Он может преобразить наш характер, наделить нас способностью понимать Евангелие, укрепить и благословить нас, даже не присутствуя с нами физически.
Указатель 7 - Его власть над нами. Всемогущая Господня воля совершается над всем тем, что кажется для нас неуправляемым. Тот, Кто повелевал когда-то морю, может и сегодня преобразить самого непокорного, так, что тот будет знать и любить Его. Когда мы молимся о помощи, то даже если мы согрешили против Него, Он без замедления придет, чтобы помочь и спасти нас одним Своим словом.
Мы слышим иногда о людях, претендующих на способность исцелять других, но мы не знаем никого, кто мог бы распоряжаться погодой. Даже в век спутников, космических полетов и компьютеров мы не можем предсказать погоду со всей определенностью, тем более управлять ею с помощью одних только слов. Однако Господь Иисус в присутствии многих совершенно трезвых людей сказал волнам всего два слова, и результат последовал немедленно.
Расскажите детям, как Господь совершенно изменил не только погоду, но также жизнь миллионов людей. Он открывает им Свою великую силу каждый день, отвечая на молитвы и помогая им, особенно в их служении и труде для Него. Напомните детям, что Иисус не изменился. Он и сегодня все Тот же Господь вселенной и Владыка всего.
Указатель 8 - Наше греховное неверие. Господь строго выговаривает всем тем, кто отказывает Ему в доверии, и из-за этого терпит неудачу. Расскажите, как Иисус высказал ученикам Свое недовольство. Ветер и море "знали" и повиновались своему Создателю, а Его собственные ученики испугались и вели себя так, как будто Он был не более, чем обычный беспомощный человек. (Сравните Исаии 1:3; Иеремии 8:7).
Заканчивая урок, объясните детям, как мы можем опечаливать Господа, когда отказываемся Ему доверять. Он пришел из небесных дворцов совершить самое великое чудо - умереть на кресте для того, чтобы иметь право и власть спасти великое множество детей и взрослых от их грехов.
Какая это трагедия, когда мы отворачиваемся от Спасителя и возлагаем нашу надежду на кого-то или что-то еще, кроме Него Одного! Побудите детей присмотреться к свидетельству Евангелия и взглянуть с удивлением и изумлением на Сына Божьего, Того, Кто управляет морской стихией, Того, Кто пришел в этот мир спасти всех тех, которые осознали, что погибнут без Него, и призвали Его на помощь.

Власть Иисуса над смертью (2)
Дочь Иаира
Марка 5:21-43

Цель: показать детям, почему им нужна новая жизнь от Спасителя, и как они могут ее получить. (Пожалуйста, имейте в виду, что этот урок преподается не в хронологическом порядке, чтобы добиться лучшей тематической последовательности).
План урока
Опишите, как большие толпы народа встретили Иисуса, когда Он вернулся с другого берега озера. Среди них был человек, которого многие люди знали: Иаир, начальник синагоги. Расскажите, как Иаир, несмотря на то, что был начальником, упал к ногам Иисуса и умолял Его о помощи.
Как надо приходить к Иисусу. Покажите детям, что Слово Божье - не просто книга рассказов, но та Книга, через которую говорит к нам и призывает нас к Себе Сам Бог. И даже этот короткий рассказ показывает нам, как надо приходить к Иисусу. Может быть, кто-нибудь думает, что стать христианином - это дело пустяковое, наподобие посещения клуба? Или что это нечто такое, чем можно заниматься сегодня и забыть завтра? А может быть, кто-либо думает, что Иисус так сильно нуждается в последователях, что рад принять любого приходящего к Нему, независимо от настроения сердца?
Сравните такое несерьезное отношение ко Христу с тем, какое было у Иаира:
(1) Он пришел в смирении. Он упал перед Ним на колени. Он понимал, что не заслуживает внимания и помощи Иисуса. Надо иметь в виду, что многие религиозные вожди относились к Спасителю критически, и возможно Иаир раньше также разделял их мнение.
(2) Он пришел в отчаянии. Он просил и усердно умолял Иисуса прийти, потому что никто другой не мог спасти его дочь. Будучи начальником синагоги, он наверное пытался обращаться ко всем знакомым докторам, и употреблял все доступные лекарства, но никто не был в состоянии помочь его дочери.
(3) Он был настойчивым в своей просьбе. Когда Иисус остановился, чтобы помочь женщине из толпы, Иаир не оставил своего намерения. Он продолжал стоять рядом веря, надеясь и ожидая, пока Иисус не освободился, чтобы прийти и посмотреть его дочь.
Так и мы должны приходить к Иисусу с признанием того, что Он есть Господь всего, и что мы недостойны и не можем заслужить Его внимания к нам. Более того, мы нуждаемся в помиловании уже за наше отношение к Нему в прошлом. Подобно Иаиру, мы должны вполне осознать, как велика наша нужда в Нем. Он один может спасти нас от греха и смерти. И если Он не обратит нас к Себе, мы погибнем навеки. Наконец, мы должны показать Иисусу серьезность наших намерений. Мы должны продолжать настойчиво молиться, прося Его благословения. Если покажется, что Он не ответил на нашу первую молитву, нам все равно надо неотступно продолжать, показывая Ему, что мы на самом деле желаем быть по-настоящему обращенными к Нему.
Зачем Иаиру нужен был Иисус? Дети могут поучаствовать в ответе на этот вопрос. Они могут припомнить возраст дочери Иаира и ее очень серьезную болезнь. Может быть, это было что-то наподобие белокровия, а может, эта жизнерадостная девочка была поражена обычной в те дни восточной лихорадкой, - во всяком случае, дети могут понять, какая великая беда пришла в эту семью.
Почему Иисус замедлил с ответом? Это вопрос хорошо поможет стимулировать мышление и интерес детей. Помогите им представить переживания Иаира когда Иисус остановился, чтобы помочь кому-то другому. Далее, опишите отчаянье матери девочки, на глазах которой ее дочь слабела с каждым моментом, пока, наконец, не умерла. Теперь все было потеряно. Ее дочь была мертва, так что уже ничем нельзя было помочь. Она послала позвать мужа, чтобы тот скорее возвращался домой.
Почему Иисус позволил их дочери умереть? Выскажите два предположения:
(а) Иисус намеревался сделать нечто еще более удивительное, чем то, о чем просил Иаир. (б) Вернув к жизни умершую девочку, Иисус хотел показать Иаиру, а также нам с вами, что если мы доверяем Ему, для Него нет ничего слишком трудного.
Обратите внимание детей на доброту Иисуса. Он понимал, что значило для Иаира услышать страшные слова от своих слуг: - "твоя дочь умерла". Иисус тут же отложил все остальные дела и обратился к Иаиру со словами: "Не бойся, только веруй!" Во что должен был верить Иаир? Он должен был верить в Божественность и силу Господа Иисуса. Ему надо было довериться Иисусу всем своим сердцем. Как было бы хорошо, если бы и мы могли сделать то же! Только при таком расположении сердца мы можем молиться о нашем обращении к Богу.
Насмешливые плакальщики. Опишите шумную толпу людей, которых встретил Иисус с горсткой учеников у дома, и их презрительные насмешки, когда Иисус сказал, что девочка не умерла, но спит.
Почему Иисус сказал такие слова? Этот вопрос наводит на размышления.
(а) Слова Иисуса подтверждали (для тех, кто понимал, в каком смысле Он употребил слово "спит"), что девочка была мертва. Многие люди видели ее безжизненное тело. Пусть класс будет вполне убежден, что Иисус воскресил дочь Иаира из мертвых.
(б) С другой стороны, слова Господа показывают, как Иисус смотрел на смерть. Поскольку у Него есть власть взять душу на небо (или отослать в ад), Он называет состояние смерти "сном". Люди не любят говорить о смерти. Они боятся смерти и упрятывают ее. Но если человек верует в Господа и познал Его, смерть для него, на самом деле, не отличается от обычного сна, потому что как только умирает тело, душа пробуждается уже в присутствии Спасителя.
Иисус возвращает жизнь. Пригласите детей мысленно войти в тихую комнату, где лежала дочь Иаира. Какая грустная картина! Смерть в двенадцать лет всегда кажется особенно трагичной. Но вот, Господь Иисус взял девочку за руку, и потом мягко, но властно произнес: - "Талифа куми!" Девочка не только сразу же ожила, но, поднявшись с постели, начала ходить. Возможно, ей было интересно, почему ее семья смотрит на нее с таким изумлением, и она была благодарна Господу Иисусу за то, что Он знал, как сильно она проголодалась.
Чему нас учит это чудо? Преподаватель может показать сходство между дочерью Иаира и нами:
(а) Она была обычной девочкой, нам неизвестно ее имя, она не представляла никакого значения для кого-либо, кроме своих родных, однако Господь Славы пришел в ее дом, чтобы вернуть ей жизнь после смерти.
Может быть, мы тоже не занимаем в этом мире важного положения, но Спаситель так полюбил наши души, что добровольно отдал Свою жизнь за недостойных грешников, какими мы являемся. Бог проявляет к нам Свою любовь независимо от того, какие мы есть и как низко мы могли упасть, - так велика чудная милость Божья!
(б) Она была мертва, и Библия говорит нам, что мы тоже мертвы в грехах и преступлениях. Нам нужен Спаситель, Который может снять грехи и дать нам жизнь вечную, чтобы мы знали Его и жили с Ним в общении.
(в) Многие насмехались на Иисусом, когда Он высказал уверенность в ее восстановлении. Точно так же сегодня многие наши друзья будут насмехаться и презирать нас за то, что мы веруем в Него и полагаемся на Него, чтобы Он спас нас.
(г) Закрыв за Собой дверь в тихой комнате, Иисус немедленно вернул девочке жизнь. Он сделает то же самое и для нас, когда мы раскаемся в наших грехах и обратимся к Нему.
Предложите серьезным ученикам в вашем классе найти тихое место, где они могли бы разговаривать с Господом. Они могут сказать Ему, что все еще не являются и не могут сами стать христианами. Они должны просить Его вернуть к жизни их душу. И если они просят действительно серьезно и веруют в то, что Господь совершил на Голгофе, чтобы снять наш грех, они вскоре узнают и почувствуют, что Он коснулся их сердец и дал им новую жизнь. Господь станет для них совершенно реальным.
(д) Обращение должно включать в себя наше доверие и веру. В тот ужасный момент, когда Иаир услышал, что его дочь умерла, только одна мысль могла заставить его слушать Иисуса - сознание того, что Он действительно был Господь Бог! И как только Иаир поверил в Него, как в Создателя и в то же время Вечного, Всемогущего Спасителя, он смог довериться Ему вполне.
Заключительный призыв. Закончите урок, серьезно призывая класс помнить, что это событие является историческим фактом, а не просто придуманным рассказом. Предупредите детей не считать это событие как бы само собой разумеющимся из-за того, что они знают о нем. Пусть оно напомнит им о чудесной власти Иисуса даже над смертью, и это доказывает, что Он есть Сын Божий, Тот, на Которого они могут вполне положиться для получения своего собственного спасения.

Власть Иисуса над дьяволом (3)
Бесноватый в стране Гадаринской
Марка 5:1-21.

Цель: Показать, что Иисус пришел спасти и дать выход из самой отчаянной ситуации, как это было в данном случае. Расскажите детям о существовании внутри нас тех сил, которые стремятся не допустить нас ко Христу.
План урока
Безнадежное положение. Осторожно, чтобы не напугать детей, расскажите классу об одержимом человеке, вышедшем навстречу Иисусу. Этот человек был хуже, чем сумасшедший - он был полностью во власти злых духов, которые жили внутри него. Никто не мог ни помочь ему, ни усмирить, ин укротить, ни одолеть этого бедного, умалишенного человека. Все его боялись и старались держаться от него подальше.
И только Господь Иисус, по Своей доброте и заботе, мог преобразить этого человека. Сразу же после исцеления Иисус вернулся на другой берег, и этот факт говорит о том, что Он предпринял это путешествие именно ради данной нужды.
Объясните, что Спаситель никогда не изменяется. Он сошел с небес, чтобы взыскать и спасти погибших. Он знает и любит всякого, кто доверяет Ему. Он сознательно взял на Себя наказание за все их грехи. Точно так же, как Он однажды причалил к Гадаринским берегам, чтобы спасти этого одержимого человека, Он теперь приходит и призывает каждого из нас лично следовать за Ним.
Раздвоенность. Опишите, как одержимый отреагировал на прибытие Иисуса. Казалось, что одна половина этого человека, его настоящее "я", узнала, что пришел его Избавитель. Когда Господь был еще далеко, он выбежал Ему навстречу и упал перед Ним ниц.
Однако другая половина его существа, то есть, нечистые духи, которые им овладели, со всей силой сопротивлялись прибытию Спасителя. Они признавали Иисуса за Сына Божьего и ненавидели Его. Они понимали, что дни их злого обладания этим человеком пришли к концу, и стали просить разрешения убежать не куда-нибудь, а в стадо свиней, пасшегося поблизости. Иисус разрешил им войти в свиней.
Результат. Опишите чудесную и наглядную перемену, которая затем произошла. Полуголое существо, наводившее ужас на всю округу диким криком и воем среди кладбищенских могил, вскоре стало нормальным человеком, сидящим спокойно, одетым и в здравом уме беседующим с Иисусом. Человек, которого перед этим нельзя было связать даже цепями, теперь смиренно выразил свое желание служить Господу. Чему может нас научить это случай?
(1) Для Иисуса никто не является слишком плохим. Скажите детям, чтобы никто из них не говорил, что они слишком плохи или безнадежны, чтобы прийти к Иисусу. Если Он смог исцелить человека, который был так наполнен злом, что 2000 свиней бросились в море, как только все эти бесы вошли в них, то Он может спасти и любого из нас.
(2) Никакой грех не является слишком большим, чтобы помешать нам найти Господа, если мы того пожелаем. Ободрите в вашем классе тех, которые чувствуют, что желают обратиться к Иисусу, но не могут этого сделать, потому что что-то более сильное обладает ими. Это могут быть их греховные привычки, гордость, любовь к мирскому (развлечения, вещи, и т.п.). Все это отталкивает людей от Бога и не дает им искать Его помощи и спасения. Покажите детям, как злые духи, владевшие человеком, не могли помешать ему броситься к ногам Иисуса, даже хотя слова, произнесенные его устами, были словами демонов. Часть его человеческого сознания все же призвала на помощь Господа. Эта часть выразила свою беспомощность и желание избавления.
Если только мы по-настоящему, сердечно попросим Иисуса о прощении и помощи - и сделаем это осмысленно - Спаситель даст победу над силой наших грехов. Скажите детям, что они должны прийти к Иисусу такими, как есть - и Он, только Он один их спасет. Объясните детям слова гимна:

Таков, как есмь, без дел, без слов,
Принявши с радостью Твой зов,
И с верою в святую кровь
К Тебе, Господь, иду!

(3) Для Иисуса нет ничего трудного. Напомните детям, что все те проблемы, с которыми нам никогда не справиться человеческими силами, легко может разрешить Спаситель, чему и учит наш урок. Веками люди что-то придумывали и устраивали, чтобы положить конец злу в этом мире, но - безрезультатно. Человеческая жизнь не становится лучше. Войны происходят чаще и страшнее, чем раньше; голод и нищета занимают территории намного большие, чем в прошлом; проблемы брака и семьи ухудшаются; преступность становится все более организованной и активной. Усилия общества изменить положение дел к лучшему безнадежно жалки.
Но все те, кто в смирении обратился к Спасителю, знают, что Он удалил прочь их эгоистичные, корыстолюбивые сердца и заменил их на новые, любящие Его и стремящиеся угодить Ему. Объясните детям, что большинство хороших вещей, существующих в этом греховном мире (т.е. больницы, школы и т.п.) были основаны христианами, главным желанием которых было угодить Господу.
Пойди и расскажи! Закончите урок этой прекрасной темой. Исцеленный человек упрашивал Иисуса, чтобы Он разрешил ему остаться с Ним - такова была его любовь к Господу. Но несмотря на столь сильное желание этого человека остаться с Иисусом, Господь предложил ему сделать для Него нечто другое. Иисус сказал, что он должен оставаться среди своего народа и рассказать, что совершил для него Господь. Через это и другие смогут прийти к вере в Спасителя и найти в Нем прощенье.
Господь предлагает также и нам, чтобы после нашего обращения к Нему мы шли по всему миру и несли Евангелие другим, имеющим великую нужду в нем. Если мы действительно любим Его, для нас будет величайшим удовольствием повиноваться этому Великому Поручению и сказать другим:

Спаситель о мне недостойном печется,
Грехи мои кровью Своей Он омыл;
Любовью Его мне прощенье дается;
О, если б Он вашим Спасителем был!

Власть Иисуса над нуждой (4)
Насыщение пяти тысяч
Марка 6:31-44; Иоанна 6.1-15, 66

Цель: показать классу, как много Спаситель может сделать для детей, которые следуют за Ним, имея для этого правильные стремления.
Вниманию преподавателей
Будучи работниками с подрастающим поколением, мы можем заметить, что Библия довольно часто говорит о месте и роли детей в Господнем плане спасения. В Евангелии от Иоанна рассказ об этом великом чуде включает тот факт, что пять хлебов и две рыбки были предложены простым "мальчиком из толпы". Нельзя себе представить, что Господь с учениками взяли обед мальчика без его согласия, поэтому мы можем смело заключить, что он отдал свой обед, как добровольный отклик на все увиденное и услышанное им от Спасителя.
Это позволяет нам рассмотреть данное событие под несколько необычным, но очень практичным для воскресной школы углом зрения. Дело в том, что все мальчики, начиная со старшей группы и заканчивая начинающей, смогут поставить себя на месте того мальчика, и это поощрит их быть такими же отзывчивыми по отношению к Господу, как и он.
План урока
Опишите классу происшедшее чудо, сосредоточив внимание на мальчике, о котором говорится в Евангелии от Иоанна. Помогите детям представить, как этот мальчик поднялся очень рано, чтобы присоединиться к большой толпе, следовавшей за Иисусом. Подчеркните важность того, с каким вниманием отнесся мальчик к запасу еды. Он удостоверился в том, что приготовил себе на обед достаточно пищи: как обычно, хлеб и рыбу, наверное, выловленную отцом в близлежащем озере.
Иисус ушел!.. Опишите разочарование, и даже досаду толпы, обнаружившей, что Иисус отправился на другую сторону озера.
Ученики в эти дни были так заняты, что у них не было времени даже нормально поесть, поэтому Иисус предложил им уединиться на день и отдохнуть. Однако многие люди были решительно настроены слушать Его проповедь и видеть чудеса. Поэтому, увидев отплывающие лодки с учениками, они решили обежать озеро по берегу, и прибыть на ту сторону озера, опередив Иисуса. Может быть, мальчик был в числе первых, преодолевших дистанцию. Во всяком случае, ко времени прибытия Иисуса на том месте была уже собрана большая толпа, готовая слушать Его слово.
Что делать с людьми? Спросите класс, как поступил Иисус. Отослал ли Он людей прочь, или, может быть, сказал, чтобы они пришли на другой день, когда Он с учениками хоть немного отдохнет?
Спросите детей, почему Иисус на захотел отослать их прочь. Он знал их большую нужду. Для Него они были, как большое стадо овец, которых сатана хотел увести подальше от Бога. Их искушали приманки этого мира, и они были неспособны увидеть вечную опасность, которая их ожидает впереди. Иисус увидел неотложную необходимость учить этот народ. Он пожелал показать им, что Он силен спасти их от грехов. Никто другой не смог бы научить их этому, так что Иисус не отпустил толпу людей, но начал говорить им Слово Божье.
Глаз веры. Предположите, что мальчик, о котором мы говорим, слушал и наблюдал с искренним интересом. Возможно, что он сидел в толпе в первых рядах, поскольку ученики заметили его без особого труда. Можно сказать вполне определенно, что он был единственным, кто был готов провести с Господом весь день! И может быть потому, в отличие от многих взрослых, этот мальчик воспринял близко к сердцу все то, что он видел и слышал. Когда он видел глухих, слепых, тяжело больных, исцеленных Иисусом, - он наверное осознавал, что Иисус был действительно Сыном Божьим. Ведь никто другой не мог совершить такие удивительные чудеса!
Голод. Опишите, как к концу дня все собравшиеся вдруг ощутили сильный голод. Ученики предложили отослать людей, чтобы они где-нибудь достали себе пищи, но Иисус не пожелал так поступить. Он знал, что многим из них надо было далеко добираться домой пешком, и Ему захотелось, чтобы люди поели чего-нибудь перед дорогой.
Опишите недоверчивость учеников. Действительно, им понадобилась бы колоссальная сумма денег, чтобы накормить такую огромную толпу! (Филипп жаловался, что тех денег, которые они имели, то есть, примерно $ 5-7.000, едва ли хватило бы на всех едоков!)
Разрешение проблемы. Ученики как будто забыли, что Господь, повелевающий крошечному зернышку превратиться в пшеничный колос и обеспечивающий хлебом весь мир, стоял рядом!
Но что же сделал Иисус? Совершил ли Он какое-то показное чудо и громовым ударом низвел с небес хлеб для собравшейся толпы? Нет, Иисус не действовал таким образом. Он творил великие чудеса не для того, чтобы развлекать и производить впечатление, но чтобы помочь людям поверить в Него. Часто Он достигал великих и славных результатов самыми скромными средствами.
Мальчик отдает свой обед. Иисус попросил принести к Нему хлеб и рыбу, бывшие у мальчика. Наверное, ученики отнеслись к этому с некоторым сомнением. Что пользы от такого ничтожного количества пищи. когда надо накормить пять тысяч мужчин, не считая женщин и детей? Напомните классу, как Иисус однажды говорил ученикам, что две последние лепты вдовы были намного ценнее и полезнее перед Господом, чем крупные пожертвования богачей (Марка 12:41-44). Обед мальчика был небольшим, но он показал, что Господь употребляет даже маленькие на вид старания Своих слуг (хотя для них самих они велики), и многократно умножает их пользу. Истинно верующий может иметь большое влияние на других, находясь в руках Господа.
Способ действия Иисуса. Опишите, как Иисус воспользовался обедом мальчика, чтобы накормить громадную толпу. Спросите детей, сколько осталось не съедено.
Господь и сегодня действует таким же образом. Ободрите юных верующих напоминанием о том, что любое их старание для Господа Иисус может обильно благословить и умножить для помощи нуждающимся душам. Предупредите детей, чтобы они остерегались такого настроения, которое было у толпы людей, видевших чудо голодными, но в то же время неверующими глазами. В совершившемся чуде они увидели всего лишь возможность с помощью Иисуса удовлетворить свои земные нужды - получить даром хлеб по одному лишь Его слову! Но когда Он стал говорить о хлебе небесном, их интерес пропал, и они отошли от Него с разочарованием (Иоанна 6:66).
Убеждайте детей, чтобы они не приходили в Воскресную школу просто для послеобеденного развлечения, чтобы выиграть приз или послушать интересные истории. Пусть они ищут Спасителя, пусть позволят Его слову потревожить и сердца и пожелают небесных даров, которыми Он наделяет всех, кто видит свою нужду в Нем.

Власть Иисуса над болезнью (5)
Слепой Вартимей
Марка 10.46-52

Цель: Показать, каким образом мы можем начать "видеть" все то, что говорит нам о Христе, хотя мы раньше не имели об этом никакого понятия, а также разъяснить, каким чудесным переживанием является обращение к Богу.
План урока.
Помогите детям оценить силу Господа Иисуса, показав им рисунок (или описав словами картину) современной больницы, где толпится множество больных. Перечислите различные отделения больницы.
Обрисуйте состояние людей, которые простаивают в длинных очередях, чтобы пройти многочисленные обследования и затем наконец, получить лечение от своих болезней. Затем опишите толпы людей, которые могли прийти к Иисусу и исцелиться - без всяких анализов - в доли секунды, по одному лишь слову! Да, это был Сын Божий, Который придумал и создал столь сложное человеческое тело, и поэтому мог исцелять все болезни в один миг, уверенно и полностью.
Не секрет, что если бы какой-нибудь современный врач имел хоть долю той целительной силы, которой обладал Иисус, он стал бы всемирно известным и баснословно богатым на всю свою жизнь. Однако во многих случаях Господь Иисус приказывал не говорить никому об исцелении, и конечно же, никогда не брал деньги за врачевство.
Господь совершал Свои великие чудеса отчасти из чувства жалости к страдающим людям, но главным образом Он делал это для того, чтобы поощрить нас всех возложить наше доверие на Него, как на нашего Господа и Спасителя. Среди многих тысяч исцеленных Им, мы рассмотрим сейчас всего лишь один случай - исцеление слепого, и раскроем для себя духовные истины, содержащиеся в этом исцелении.
Слепой Вартимей. Помогите детям осмыслить трудности и лишения, с которыми связана жизнь слепого. Перечислите, чего слепые не могут делать, чего они боятся больше, чем обычные люди, а также в чем они зависимы от других людей. Объясните, что вдобавок к этим трудностям, в прошлые века они были вынуждены просить милостыню для того, чтобы выжить. До того, как была изобретена система Брайля, не было собак-поводырей и специального обучения, слепые не могли делать никакую оплачиваемую работу. Поэтому они были зависимы от милости других людей. Где бы ни собиралась толпа - на рыночной площади, или во время каких-либо примечательных событий - там всегда можно было видеть слепых, просящих милостыни с протянутой рукой.
Он "увидел" Иисуса. Познакомьте ваш класс с Вартимеем, который жил в Иерихоне. Предположите, каким образом он мог услышать об Иисусе и Его многочисленных чудесах. Возможно, в какой-то день он подошел к краю толпы с надеждой получить подаяние, и таким образом смог издалека услышать голос Иисуса. И даже будучи слепым, Вартимей осознал нечто такое, на что даже многие зрячие люди "закрывали свои глаза" - тот факт, что Иисус из Назарета был обещанным Сыном Давида, Мессией и Спасителем. Он слышал разговоры о совершенных Им чудесных исцелениях и еще больше убедился в этом. Он стал уверен в том, что Иисус имеет власть делать все, что захочет, и если так, Он может дать зрение и ему.
Спросите детей, к какой категории они причисляют себя. Не похожи ли они на толпы народа, следовавшие за Иисусом и видевшие Его своими глазами, но слепые, чтобы увидеть, Кем Он был и для чего пришел в этот мир? (Исаии 6:9; Деяния 28:26). Или же они похожи на бедного нищего, который не мог видеть своими глазами, но слышал и видел своим разумом и поверил всем сердцем, что Иисус может спасти и исцелить его?
Иисус проходит мимо. Вообразите себе напряженное ожидание Вартимея, услышавшего шум приближавшейся толпы. Толпа всегда была хорошим местом для нищего, но на этот раз он был по особому взволнован, услышав, что Сам Иисус проходит мимо. Пришел его час! Он верил в то, что Иисус был Сыном Божьим; он знал, что Он может исцелить его. Все, что ему оставалось сделать, было закричать и позвать Иисуса на помощь. У него не было никакого сомнения в том, что если удастся пробраться к Иисусу, Он исцелит его.
Однако, Вартимею было очень нелегко это сделать. Он был незрячим, и поэтому не мог сам подойти к Иисусу, особенно сквозь такую большую толпу. К тому же у него не было друзей, которые могли бы помочь. Поэтому он стал кричать. Люди тут же начали заставлять его замолчать, но он не захотел оставаться обойденным. Он не мог воспользоваться глазами, но зато мог употребить свой голос, и закричал еще громче: "Иисус, Сын Давидов, помилуй меня!" Его "молитва" была короткой, но в ней было выражено все, в чем он имел нужду.
Уроки для нас. Изучая данную серию уроков, дети к настоящему времени уже будут знать, как через изучение всех этих чудес мы можем научиться искать Спасителя. Можно извлечь из данных событий несколько практических уроков:
(1) Вартимей от всего сердца желал, чтобы к нему пришел Иисус. Желаем ли и мы того же? Может быть, мы посещаем Воскресную школу просто из любопытства, чтобы угодить нашим родителям или побывать в компании друзей? Но в действительности, здесь мы имеем дело со Спасителем мира. Мы слышим Его слово, читаемое из Библии и познаем, что значит быть истинным христианином.
Мы слышим, как Господь зовет нас пройти к Нему в самом раннем возрасте. Рады ли мы этому, как Вартимей? Осознаем ли, что это для нас величайшая возможность, какую только можно себе представить - слышать Того, Кто Один может простить наши грехи и взять нас на небо?
(2) Для Вартимея не нашлось серьезных препятствий. А как обстоят дела у нас? (а) Не мешает ли нам иногда "плохое самочувствие"? Не позволяем ли мы каким-нибудь мелким причинам или посторонним занятиям в Воскресный день стоять на нашем пути? (б) Не препятствуют ли нам наши друзья и родные, желая остановить нас, чтобы мы не стали серьезными христианами? Вартимей не обращал внимания на тех, кто пытался заставить его замолчать, и вскоре эти же люди стали ободрять его (ст. 49). Если поначалу некоторые будут насмехаться над тем, что вы ищете Иисуса, - не сдавайтесь! Вполне может случиться так, что вскоре они сами начнут искать Его.
Иисус остановился. Представьте, что это значило для Вартимея. Вместе с громадной толпой, следовавшей за Ним, Иисус остановился ради бедного слепого нищего, который не имел абсолютно ничего, чтобы предложить Ему в знак благодарности. Ободрите ваш класс напоминанием о том, что, хотя мы находимся в таком же положении - бедные, погибшие грешники, не имеющие ничего, чем расплатиться с Господом, - Он, тем не менее, пришел умереть за нас и готов простить всякого, кто доверяет Ему и просит о Его милости.
"Чего ты хочешь?" Как чудесно было услышать от Господа вселенной, Создателя неба и земли эти слова: - Чего ты хочешь от Меня? Стал ли Вартимей просить чего-то такого, о чем он, может быть, мечтал всю свою жизнь: денег, хороший дом и т.п.? Нет, у него была единственная простая мысль: он хотел видеть мир своими собственными глазами, и это было все, о чем он просил. Убеждайте детей, чтобы они искали для себя это единственное решающее благословение, - способность видеть то, что от Бога, а также получить Его прощение.
Получение зрения. Мы снова видим, что Господь Иисус не совершил это чудо для большей популярности и славы. Он не был похож на фокусника или хвастливого "целителя-по-вере", которые создают вокруг себя специальную атмосферу и нагнетают эмоции перед тем, как кого-то исцеляют. Вместо этого, Иисус заговорил с Вартимеем просто и мягко и вернул ему зрение.
Должно быть, слепой был потрясен, когда он впервые в жизни открыл свои глаза и увидел Господа Иисуса. Как чудесно видеть Его! Напомните всем верующим, что на небе они тоже увидят Иисуса таким, как Он есть, и будут похожи на Него. Засвидетельствуйте сомневающимся в вашем классе, что стать христианином - это такое же чудесное переживание, какое испытал слепой, когда он впервые в жизни смог видеть. Объясните причину этого.
Он последовал из Иисусом. Завершите урок, обратив внимание на удивительный парадокс Евангельской вести. Иисус сказал Вартимею, что он может идти. Он был теперь свободен, - впервые в жизни он мог пойти туда, куда только захочет. Он больше не нуждался в поводыре; ему не надо было держаться заученных дорог, которыми до этого ходил всю свою жизнь. Но Евангелие говорит нам, что в этот первый великий момент свободы он избрал для себя следование за Иисусом. Расскажите классу, что это отображает картину того, что происходит со всеми христианами. Господь Иисус спасает их от грехов и дает свободу, но они тут же радостно и добровольно избирают себе следование Его путем, куда бы Он ни повел.

Спаситель, красотою
Любви Твоей пленен,
Я жить хочу с Тобою,
Тобою я спасен.

Освобожденный от греха, христианин может засвидетельствовать, что он добровольно стал рабом и слугой Господа Иисуса Христа, Который возлюбил его и отдал Себя за него.