Исход - И. Навин. Часть 2
Наш YouTube - Библия в видеоформате и другие материалы.
Христианская страничка
Лента обновлений сайта
Медиатека Blagovestnik.Org
в Telegram -
t.me/BlagovestnikOrg
Видеобиблия online

Русская Аудиобиблия online
Писание (обзоры)
Хроники последнего времени
Українська Аудіобіблія
Украинская Аудиобиблия
Ukrainian
Audio-Bible
Видео-книги
Музыкальные
видео-альбомы
Книги (А-Г)
Книги (Д-Л)
Книги (М-О)
Книги (П-Р)
Книги (С-С)
Книги (Т-Я)
Новые книги (А-Я)
Фонограммы-аранжировки
(*.mid и *.mp3),
Караоке
(*.kar и *.divx)
Юность Иисусу
Песнь Благовестника
старый раздел
Бесплатно скачать mp3
Нотный архив
Модули
для "Цитаты"
Брошюры для ищущих Бога
Воскресная школа,
материалы
для малышей,
занимательные материалы
Список ресурсов
служения Blagovestnik.Org
Архивы:
Рассылки (1)
Рассылки (2)
Проповеди (1)
Проповеди (2)
Сперджен (1)
Сперджен (2)
Сперджен (3)
Сперджен (4)
Карта сайта:
Чтения
Толкование
Литература
Стихотворения
Скачать mp3
Видео-онлайн
Архивы
Все остальное
Контактная информация
Поддержать сайт
FAQ


Наш основной Telegram-канал.
Наша группа ВК: "Христианская медиатека".
Наши новости в группе в WhatsApp.

Джил Мастерс

Уроки на всю жизнь

Книга 2. Раздел 9.

Оглавление

Золотой телец (66). Как делают других богов. Исход 32
День искупления (67). Место встречи с Богом. Книга Левит 16; Евреям 8 и 9
Нежелание войти в обетованную землю (68). Результат неверия. Числа 13 и 14; Второзаконие 1:19-46; Евреям 3:7-19.
Медный змей (69). Как можно получить спасение? Числа 21:4-9; Иоанна 3:14-15
Иордан и Ханаан (70). Наконец-то дома! Иисус Навин 1:3-4
Обзор (71). Обзор уроков 7-ого и 9-ого Разделов. Исход - Иисус Навин (1 и 2 части)

Раздел 9
Исход - Книга Иисуса Навина (Часть II)
Странствование христианина - образы спасения и неба

66 - Золотой Телец
Народ израильский, связавший себя обещанием с Богом, в пьяной оргии скакал вокруг золотого тельца, и Бог прогневался на него. Гневается ли на нас Бог, когда мы целиком предаемся "богам" развлечений и удовольствия?
67 - День искупления
Беглый взгляд на обряд первого ковчега служит для нас иллюстрацией того, что совершил для нас Господь Иисус Христос.
68 - Отказались войти
Обетованная земля находилась совсем рядом, "под рукой". Господь обещал Свою охрану по мере того, как приближался момент захвата этой земли, но вдруг народ исполнился тревогой и страхом, забыв все то, что Господь уже совершил для них. Позволяем ли мы неверию руководить нами, несмотря на факты?
69 - Медный змей
Господь Иисус использовал этот образ, чтобы нарисовать картину Своей смерти. Мы также можем воспользоваться этим событием, чтобы призвать детей поднять взор на Христа и остаться жить.
70 - Иордан и Ханаан
Моисей и вместе с ним покинувшие Египет умерли, но Бог верен в Своих обетованиях и вводит семью Авраама в обетованную землю. Давайте и мы с вами благополучно ступим на Ханаанскую землю!
71 - Обзор 7 и 9 Разделов.
Представляется прекрасная возможность быстро проследить путешествие из Египта в Ханаан и задать себе вопрос: "А какой точки этого пути достиг я? Учусь ли я у Господа в моем духовном странствовании?"

Золотой телец (66)
Как делают других богов
Исход 32

Цель: сравнить золотого тельца и позорную оргию, которая происходила возле него, с современными увеселительными вечеринками, которые имеют место в нашем обществе для того, чтобы увлечь детей с раннего возраста. Показать, что наше отрицательное отношение к ним, является не старомодным предрассудком, но сознательным актом.
Вступление для учителей
Очень часто мы ссылаемся на мир и его современных богов, но, подобно Слову Божьему, мы должны быть очень точны. Зло стало настолько открытым и распространенным, что многие дети попадают под его влияние, не будучи осведомлены о его злом воздействии и последствиях. Зло воздействует не только на неверующих. Верующие дети начинают испытывать страх, если кто-то высмеивает их.
Обзор урока
Расскажите детям, как бывает ужасно для молодого человека буквально накануне свадьбы обнаружить, что его возлюбленная принадлежит другому. Народ израильский поступил именно так. Они торжественно обещали Богу быть Его народом и хранить Его заповеди, а через несколько дней сделали идола и поклонялись ему.
Скучающие. Опишите, как Моисей поднялся на гору Синай, чтобы там получить десять заповедей, написанных на камне Самим Богом. Никакому народу ни прежде, ни потом не давалась такая привилегия. Тысячи фунтов платят за знаменитые манускрипты с почерком тех или иных великих людей, как, например, Шекспира. Толпы людей в музеях смотрят такие манускрипты. Представьте себе стоимость таких каменных скрижалей, текст на которых был бы написан не рукой Моисея, а Самим Господом Богом. Но самое важное содержалось в законах, определенных Творцом для пользы народа во все времена.
Израильтяне ожидали возвращения Моисея с горы. Он недолго отсутствовал, когда они начали проявлять нетерпение. Вместо того, чтобы размышлять о Господе и пройденном пути, они начали тосковать по развлечениям и веселому времяпровождению. Они знали, что Богу Моисея не угодны греховные наслаждения, и поэтому они пришли к Аарону и стали просить, чтобы он сделал им другого бога, который бы не обращал внимания на их дикие увеселения, которые они намеревались иметь. Расскажите детям, что раньше или позже, но им придется столкнуться с тем фактом, когда их будут искушать пренебречь Господом и поведением, которое угодно Ему, и отдать себя на участие в различных вечеринках, дискотеках, выпивках и прочее. Современная жизнь организована таким образом, чтобы посвящать время мероприятиям, неугодным Богу.
Почему мы называем такую деятельность греховной и неправильной? Может быть, учителя воскресной школы отсталые? Прослеживая, что произошло с израильтянами, когда они собрались вокруг золотого тельца и начали оргию по объедению, пьянству и так называемому веселью, мы увидим, что современный путь увеселений столь же оскорбителен для Бога, так как он разрушает человеческую природу и наносит огромный вред нашим душам.
(1) Цена греха. Чтобы сделать себе другого бога, израильтяне собрали все ценности к Аарону. Богатства, вынесенные из Египта, были отданы на выплавку золотого тельца. Сравните их состояние с нашим состоянием дел. За служение богам этого мира приходится дорого расплачиваться. Они требуют огромной компенсации времени и тяжких трудов, и часто оставляют людей обобранными и лишенными самого ценного - честности, самоуважения, целомудрия и верности. (Дайте краткую характеристику этих качеств.)
(2) Уродливая сторона греха. Опишите то безумие, которое разыгралось вокруг золотого тельца с наступлением вечера. Представьте шум от плясок и пьяных воплей. Матери, которым свойственно быть чувствительными, добрыми и прекрасными, утеряли все свое достоинство, и предались грубому и грязному увеселению. Уважаемые за свой интеллект и дальновидность мужи вели себя, как животные, предавшись всеобщей истерии.
Безумие той ночи указало на то, что они повернулись спиной к дарам Божьим, данным им, как людям. Они рассуждали приблизительно так: "Я не хочу быть лучше животных! И не хочу демонстрировать свой разум и чувство самоконтроля! Я не хочу иметь разум или чувствительную любящую природу! Я хочу быть свободным и делать то, что диктует инстинкт!"
Объясните детям, что боги нашего мира пробуждают в нас также самое худшее. Звуки громкой бит-музыки лишают нас чувствительности. При содействии напитков, а также слов музыки и манеры танца люди чувствуют все большее желание удовлетворять свои плотские желания, полностью теряя самоконтроль. Их действие подобно наркотикам, и бесчисленное множество людей подвергается их влиянию, и впадает в зависимость от них.
(3) Проданы. Напомните классу, что до этого момента странствования у Израиля было все для того, чтобы приобретать. Уважение к ним возросло среди окружающих народов. Они могли продвигаться вперед, чтобы войти в новую землю, которую обещал им Господь. Однако за одну только ночь ненавистный грех поставил под угрозу все их завоевания. Они были готовы продать все свое будущее за несколько ничего не стоящих часов.
Вот почему христиане испытывают отвращение ко всем современным богам. Молодые люди могут быть повреждены на всю жизнь! Дискотеки выставляют напоказ все хваленые развлечения, но ничего не говорят о том опустошении, к которому они привели бесчисленное множество людей. Дискотеки, наркотики, кабаки являются началом тысяч вынужденных и несчастных компаний и женитьб, так часто ведущих к насилию и разводам, бесчисленному множеству абортов и разных трагедий. Так легко может быть повреждена и разрушена жизнь под их влиянием!
(4) Последствия. Нарисуйте классу картину, которая была на следующий день: (а) люди чувствовали себя больными после попойки и объедения; (б) они испытывали чувство стыда, когда, пробудившись, увидели последствия разгула предыдущей ночи. Проведите параллель с настоящим временем. Многие подростки свое первое погружение в грех рассматривают как нечто отвратительное, и часто стараются скрыть его и не повторять. Они чувствуют угрызения совести, хотя и стараются подавить ее.
(5) Малое приобретение. Может быть, по прошествии какого-то времени многие израильтяне, оглядываясь на ту ночь, удивлялись, что же привлекательного они имели тогда? Помимо того, что все пролетело очень быстро, было ли оно настолько привлекательным, как они ожидали? Нарисуйте детям картину ребенка, оказавшегося в пустыне после бедствия и поедавшего попавшийся крысиный хвостик. Представьте, что кто-то спросил его, вкусный ли он? Как бы ни звучало это трагично, но он мог бы ответить, что ничего более вкусного в своей жизни он не ел. Как печально! Каким же ужасно голодным он был, если ему нравился этот хвостик! Так называемые современные "удовольствия" не намного лучше. Если бы люди могли видеть, что они кажутся привлекательными только для тех, кто никогда не испытывал настоящего счастья и восторга. Жаждем ли мы настоящего и полного удовлетворения?
(6) Эгоизм. Напомните детям о том, что Господь сотворил для народа израильского. Он послал к ним Моисея, который остаток своей жизни посвятил им на служение. Бог избавил их от руки фараона, совершив великие чудеса, и приготовил им во владение всю землю. Он старательно для их же блага приготовил закон. В ответ же вот о чем они думали: "Мы хотим хотя бы вечер поразвлечься. Забудем о Боге! Какое нам дело до Моисея, он для нас не существует! Нам хочется хорошенько повеселиться сегодня вечером!"
То же самое происходит с нами, когда мы отвращаемся от Божьих стандартов и, забывая, для чего мы были сотворены, предаемся преходящим развлечениям. Дети должны сами себе задать вопрос: "Хочу ли я быть эгоистом, думающим только о себе и своих удовольствиях, попирая цель Божью - в сотворении меня особым созданием - человеком? Хочу ли я отвергнуть все то, что совершил для меня Иисус на Голгофе, чтобы даровать мне вечную жизни, ради какой-то быстротечной оргии?"
(7) Последствия. Опишите, что Моисей так разгневался, увидев поведение народа, что взял драгоценные скрижали, написанные Богом, и разбил их вдребезги, бросив на землю. Почему он так разгневался? Почему он назвал их поведение великим грехом? Почему и в наше время Бог так строго осуждает такой грех?
Объясните, что, поступая так, люди добровольно теряют самоконтроль и проявляют свои животные инстинкты. Они позволяют низшим чувствам пробуждаться внутри себя, и ни перед чем не останавливаются ради получения физического возбуждения и удовольствия. Поступая так, они в действительности нечто говорят своему Создателю. Они произносят следующее: "Я ненавижу Тебя за то, что Ты создал меня человеком. Я был сотворен по Твоему образу, чтобы ценить и наслаждаться высшим и святым, но мне это не нужно". Люди, выражающие таким образом свое отношение к Богу, более чем когда-либо заслуживают приговора вечного осуждения. Они протестуют против всего, что Бог дал им.
Закончите урок, напомнив классу, что на всех наших занятиях мы постоянно делаем ударение на том, как найти путь для получения Божьей милости и благодати. Но равно жизненно необходимо для детей понять, почему Бог ненавидит некоторые развлечения, которые так модны в наше время.
Наша великая нужда в Спасителе. Возможно этот урок позволит детям и молодым людям глубже увидеть природу и уродливость греха. И поэтому покажите им великую любовь Господа Иисуса, пришедшего, чтобы понести наказание за наши грехи. И когда Он, Спаситель, святой и чистый по Своей сути, висел на кресте, Он должен был вынести боль за всякий нечистый поступок и грязную мысль, которые мы возложили на Него. Призовите детей придти ко Христу за прощением.
Младшие классы. Преподавателям младших классов не стоит так подробно рассматривать большую часть этого урока, но они должны ярко выразить, с ужасом при этом, что произошло вокруг золотого тельца, неблагодарный характер поступка и то наказание, которое постигло израильтян после всего.

День искупления (67)
Место встречи с Богом
Книга Левит 16; Евреям 8 и 9

Цель: обучить семи простым, но жизненно важным евангельским понятиям, нашедшим выражение в событиях этого великого дня.
Вступление для преподавателей
Это очень привлекательная тема, следует написать книги о важности обряда Дня Искупления. Наша задача отметить великие принципы, которые указывают и разъясняют важность и цель труда Христа ради нас. Преподавателям следует сослаться на последний урок из второго раздела (Урок 17, Уроки для жизни, Книга 1), и на Урок 51 этой книги на тему Как мы можем пойти в небо? Необходимо избегать (а) усложнения подробностей обряда, и (2) неправильного ударения на слово "кровь". Чтобы выразить свежую мысль относительно того, что Господь совершил для грешников, нужно отметить в этом уроке Его труд как Первосвященника.
Обзор урока
Вступление. Бог давал израильскому народу закон, а одновременно с ним подробные указания по построению ковчега. Подобно врачу, который ставит диагноз серьезному заболеванию, а затем выписывает средства для лечения, так и Господь Бог, определивший грех во всех уродливых формах проявления, установил ясную картину прощения греха.
У подножья золотого тельца народ очень ясно обнаружил, насколько греховны в действительности были их сердца. Они никоим образом не годились для того, чтобы быть детьми Божьими. Если и мы с вами рассмотрим истинное состояние своих сердец, то также должны будем признать, что мы тоже негодны, чтобы приблизиться к Господу. Что-то очень великое должно произойти с нами, чтобы мы стали способными к примирению с Богом. Этому и посвящен данный урок.
Карта. Все дети знакомы с картой. На одной и той же странице вы можете увидеть Лондон и Брайтон и трассы, пролегающие между ними. Конечно, в действительности ни Лондон, ни Брайтон не уместятся на одной странице, но на карте в миниатюре можно увидеть все, что нас интересует. Великий акт, касающийся прощения грехов, который Бог определил осуществить, должен был произойти спустя 1400 лет после Моисея (имеется в виду приход в мир Иисуса Христа). И Бог дал народу своего рода карту или картину для того, чтобы показать, как Иисус Христос освободит от вины греха. Сам образ не мог спасти их, но указывал на то, что Бог совершит.
(1) Место встречи. Прежде всего народ Израильский должен был построить что-то наподобие церкви, место, где они могли бы общаться с Богом. Они жили в пустыне и постоянно передвигались с места на место, поэтому их "церковь" должна быть транспортабельной (переносной), и ее назвали ковчегом, что в переводе означает "палатка". (Покажите его изображения.) Наличие места общения указывало народу на то, что Бог в Своей доброте желает встречаться с людьми и слышать их молитвы. Напомните классу, что Бог недалеко от нас и заботится о каждом. Он является нашим Отцом и желает восстановить существовавшие до грехопадения отношения между Ним и человеком. Он желает, чтобы люди знали и любили Его.
(2) Святое место (Святое святых). В то же самое время Бог должен был научить народ, что невозможно войти в Его присутствие непрощенным (сынам Аарона пришлось убедиться в этом ценой собственной жизни, Лев.10:1-2). Внутри ковчега находилось скрытое от глаз людей место присутствия Бога. Это место скрывало задрапированная ткань. Никто из простых людей не мог войти в это святое место и остаться в живых. Этот образ учил израильтян, что Бог свят, и никакой грех или непрощенный грешник не могут жить в Его присутствии.
(3) Завеса (или покрывало). Она служила постоянным напоминанием, что грех является препятствием между ними и Богом. Маленьким детям знакомо чувство преграды между ними и родителями, если ими совершено или сказано что-то плохое. Чтобы взаимоотношения восстановились, нужно либо извиниться, либо попросить прощения. То же самое между нами и Богом. Чтобы знать Его и наслаждаться Его благословением, необходимо определить свое отношение ко греху.
(4) Первосвященник. Бог сделал одно исключение для этого правила. Раз в год, в День Искупления, когда люди пребывали в покое и сокрушении, первосвященник входил в святое святых с жертвоприношением за грехи свои и всего народа. Это было прообразом того, что настанет день, когда Бог пошлет великого Посредника, Который походатайствует за грешников пред Богом. Скажите детям, что таким посредником и представителем для нас является Господь Иисус. Будучи Богом, Он родился как человек и жил в нашем мире, будучи искушаем так же, как и мы, хотя Он никогда не совершил греха. Только Он был способен взять наше наказание на Себя для того, чтобы Отец мог простить наши грехи.
(5) Жертвоприношения. Прежде чем первосвященнику войти в святое святых, он получал указание, какое именно животное нужно принести в жертву. Народ израильский наблюдал заклание животного и как собиралась кровь для приношения. Очень наглядно преподносился вопрос серьезности вины греха. Даже дети были вынуждены сознавать, что за их грех должна быть пролита кровь, то есть уплачена цена жизни. Таким торжественным актом запечатлевался Божий путь прощения.
Мы также, как и они, знаем, что кровь животных в действительности не может снять грех. Эти прообразы свидетельствовали о том, что наступит день, когда Спаситель отдаст Свою жизнь за грешников. Только смертью за нас мог Он даровать нам прощение. Когда вы слышите или читаете о жертвоприношении животных в Ветхом Завете, помните, что это означало.
(6) Козел отпущения. Опишите, какой страх охватывал народ, когда они наблюдали, как после святое святых первосвященник приступал к следующей части исполнения обряда. Для этого дня приготавливались два козла: один из которых предназначался для различных приношений (Лев.16:5,7-9), а другой служил еще одним прообразом. Первосвященник возлагал руки на голову козла и исповедал грехи всего народа. С этого момента символически (а не в действительности) этот козел нес теперь на себе все грехи народа, его отводили к пустыне и отпускали там, с этого момента его уже никто никогда не видел (ст.10, 20-22).
Это служило прообразом чудесного Божьего прощения. Когда мы искренне раскаиваемся в наших грехах, их возлагают на Господа, Иисуса Христа, и в Нем они наказываются. Он уже понес наказание за все грехи, которые мы исповедуем Богу с раскаянием. Если наш грех оплакан, Бог никогда не вспомнит о нем снова. Бог удаляет наши грехи, как восток от запада (Пс.102:12). Как редко наши земные друзья или родственники так прощают друг друга! Обычно у них остается какой-то осадок, и еще долго помнятся нанесенные раны и обиды. Но когда Господь прощает, Он делает это целиком и полностью.
(7) Место для сожжения. В завершение обряда тела закланных животных выносились и сжигались в особом месте, называемом местом проклятия (см. стих 27; а также можно сослаться на Лев.4:11-12). Здесь, на расстоянии около четырех милей от стана, жертвы превращались в пепел. Это было прообразом того, что грех должен нести ужасное наказание вдали от присутствия Божья.
Если мы умираем непрощенными, наши души будут "отверженными", и мы сами должны будем нести наказание. Но если мы искренне обращаемся к Спасителю и ищем Его прощения, то мы можем быть уверены, что Он уже выстрадал нашу вечную боль вместо нас.
Вывод. В конце урока вспомните еще раз о карте. Люди не ради удовольствия обращаются к карте, но чтобы найти расположение определенного места и путь, как туда добраться. Ковчег с жертвоприношениями был Божьей картой спасения (путем к небу), данной за 1400 лет до прихода Христа. Если мы будем следовать карте и обратимся ко Христу за прощением и новой жизнью, то будем спасены.

Нежелание войти в обетованную землю (68)
Результат неверия
Числа 13 и 14; Второзаконие 1:19-46; Евреям 3:7-19.

Цель: предупредить детей на примере горьких последствий неверия израильтян, чтобы они не ожесточали свои сердца против Евангелия.
Вступление для преподавателей
Ожесточенное состояние сердца могут заметить и встретить в своей практике все преподаватели воскресных школ. Об этом хорошо говорится в Послании к евреям, со ссылкой на события книги Исход. Эта тема особенно актуальна для детей наших классов после того, как они слышали так много увещаний из Евангелия.
Многие дети считают, что наихудшими грехами являются убийство, воровство и ложь, но Библия говорит, что грех неверия причиняет больше вреда для погибели нашей души, чем все предыдущие грехи. В действительности, Библия считает неверие причиной остальных грехов. Конечно, очень плохо, когда мы непослушны Божьим заповедям, но когда мы пренебрегаем и отвергаем милостивое приглашение нашего Создателя и ведем себя так, словно Его вообще не существует, то мы наносим Ему самое великое оскорбление, какое только возможно.
Обзор урока
Обетованная земля уже близко. С помощью карты покажите маршрут израильского народа от Синая до пустыни Фаран. Они находились всего в 160 км от Ханаана. Моисей дал указание народу, что они должны войти в землю, которую Бог обещал им дать. Он предвидел, что они испугаются и не захотят захватывать вражескую землю, а потому успокаивал их, что с Господом им нечего бояться.
Причины доверия Господу. Задайте классу вопрос, почему у израильтян были причины для доверия Господу. Попросите детей перечислить все события, где Бог проявлял Свое могущество ради них. (1) Выход из Египта. (2) Чудо у Чермного моря и поражение армии фараона. (3) Сверхъестественные знаки Божьего присутствия и руководства: днем столп облачный, ночью - огненный. (4) Ежедневное снабжение особой пищей и водой в огромных количествах. (5) Проявление Божьей ненависти ко греху, выразившееся в наказании народа за идолопоклонство.
Покажите на карте, где происходило каждое из событий. Господь сказал, что Он десять раз доказывал Свою любовь к этому народу (Числа 14:22). Господь вывел их из Египта и провел по пустыне для того, чтобы ввести их в обетованную землю, но когда эта земля была уже совсем рядом, они стали колебаться.
Отметьте, что мы с вами тоже можем быть виновны в этом грехе. Когда мы разбирали книгу Исход, мы старались рассказать детям о преимуществе христианской жизни - свободе от власти греха и сатаны, о реальности познания Бога и хождения с Ним уже в этой жизни, об обетованиях жизни на небе и о том, что каждый день можно испытывать проявление Божьей любви и заботы. Но много ли детей обратилось к Господу сразу же и без колебаний? Когда мы, подобно Моисею, зовем: "Кто Господень, ко мне!", то сколько детей отзываются сразу же, не откладывая? Очень многие из нас считают самой трудной задачей оставить надежду на мир и поверить Господу, подчинившись Ему.
Реальные доказательства. Подвергать сомнению Божье Слово недопустимо, но Бог в Своей доброте прощает нам эту глупость и колебания. Он разрешает послать соглядатаев в землю (Числа 13:21-23). Опишите эту миссию и результаты по возвращении посланных. Не было сомнения, что в земле текло молоко и мед. Соглядатаи принесли огромную кисть винограда, а также смоквы и гранаты в доказательство плодородности земли. Какое преимущество по сравнению с мертвой пустыней, на которой они находились!
Единственная проблема, с которой они столкнулись, заключалась в жителях земли. Но даже и по этой причине им не следовало страшиться. У израильтян насчитывалось 600.000 взрослых мужчин, которые к этому времени были закаленными, выносливыми и хорошо согласованными в работе. Обитатели Ханаана жили в маленьких городах и селениях и были разбросаны на множество групп, разделенных друг от друга расстоянием. Конечно же, хананеи не шли ни в какое сравнение с превосходно обученной и хорошо оснащенной армией фараона, гибель которого от Божьей руки израильтяне все еще хорошо помнили. И все же, несмотря на это, десять соглядатаев дали устрашающее описание своих врагов, изобразив их "великанами". Они сказали, что у хананеев сильные и укрепленные города (ст.28). Они деморализовали и обескуражили народ (ст.31-33). Мы хорошо знаем, что Бог был вполне в состоянии разрушить стены этих городов, как карточный домик, перед Своим народом, и у израильтян были все основания понимать и верить этому.
Все еще полные сомнения. Услышав отчет трусливых людей, народ сразу же впал в истерику, из уст людей полился поток злой критики и неверия в адрес Господа и Его слуг. Они зашли так далеко, что потребовали, чтобы вожди вернули их в Египет. Когда мы имеем столько причин, чтобы верить Богу и доверять Его Слову, мы позволяем малейшему сомнению или обвинению разбить нашу веру, и спешим вернуться в мир, чтобы удовлетворять самих себя и пренебрегать Богом.
Представьте себе, что это означает для Бога. Помогите детям понять, как горько и скорбно было для Господа видеть неблагодарное и злое отношение к Нему израильтян, и сравните их поведение с нашим противодействием Духу Святому. Что еще больше совершенного нужно сделать Богу, чтобы подтвердить Свою любовь к народу, что они являются для Него "зеницей ока"?
Помогите увидеть детям, критикующим израильтян, что их поведение не лучше. Может ли Бог сделать для нас что-либо больше того, что Он уже сделал? Не напоминает ли Он нам ежедневно о Его силе и присутствии в творении вокруг нас? В результате научных исследований сейчас мы можем видеть и понимать тайны природы, неизвестные в древности, и тем не менее мы предпочитаем предаваться предрассудкам против Бога, нежели возрастать в любви и почтении к Нему. Мы знаем, что любовь Божья настолько непостижима, что Он предложил принести в жертву Своего Собственного Сына, умершего на кресте, чтобы раз и навсегда омыть грехи всех людей. И тем не менее мы пренебрегаем и этим могущественным актом, и относимся к Богу так, как будто Он является нашим врагом. Постарайтесь помочь детям увидеть, что сомнение - самый неразумный и уродливый грех.
Последствия неверия. Опишите, как справедливо прогневался Господь на израильтян и как Он отреагировал на их поведение. Они заслужили того, чтобы их предать последствиям их тупого неверия. Если они решили допрашивать Бога относительно Его способности сдерживать Свои обещания, то у Бога было полное право отвергнуть их и оставить на уничтожение в пустыне, предав на поругание тем, от кого Он их защищал до этого момента.
Если мы с вами отвергаем благодать Божью, то не заслуживаем ничего лучшего, как умирать вне Бога, лишенными всякой надежды. Если мы предпочитаем жить без Него (хотя и признаем Его существование), тогда у нас не будет права жаловаться на то, что останемся в вечности без Него.
Божья милость. Опишите, как Моисей умолял Господа, обращаясь к Его всеобъемлющей доброте и милости, и как Господь изменил приговор. В пустыне умрет только то поколение, которое вышло из Египта и было свидетелем всех чудных дел Божьих. Бог, как всегда, исполнит Свое обещание и введет израильтян в Ханаан, но туда войдет уже другое поколение. Объясните, что Бог осуждает все поколение, которое так злонамеренно впало в неверие и ожесточило сердца свои против самого чуткого отношения к ним Бога.
Представьте себе, что все население средних лет в нашей стране так же обречено, потому что именно это поколение так своенравно отвергло и попрало ногами поклонение Богу, почтение к Его истине и Его власть. Призовите детей противостоять господствующему в массах духу неверия и избрать для себя Господа. Господь всегда готов излить Свое благословение на юные сердца, невзирая на то, в каком языческом и безбожном окружении они находятся.
Горькая мука. Опишите, какие душевные страдания охватили израильтян, когда они начали осознавать всю глупость содеянного ими. Их враждебность к Господу возрастала по мере того, как они укреплялись в противодействии Его воле. Услышав вынесенный смертный приговор, они решили показать, что они могут обойтись без Него, и вступили в битву с амаликитянами и хананеями без Его участия и против Его воли. Последствия были устрашающими.
Покажите детям, что бывает время, когда уже слишком поздно искать Господа. Безрассудно жить сознательно без Бога и на смертном одре требовать покаяния. Невозможно получить прощение путем какого-то акта или церемониала, совершаемого священником у нашего смертного одра. Тогда будет уже слишком поздно. Сейчас время относиться к Господу серьезно, искренне искать Его и найти.
Иисус Навин и Халев. Опишите мужество и несгибаемую веру этих двух соглядатаев, которые желали твердо стоять за Господа даже и тогда, когда весь народ согласился побить их камнями. Отметьте, как Господь стоял за них и явил им Свою славу. Укрепите молодых верующих и ободрите класс доверять Господу, как бы трудно это ни было. Заверьте детей в постоянной близости Господа, Его силе и Его определение взять всех верующих в Него в обетованное небо.
Заключение. В конце урока выразите озабоченность тем, чтобы никто из присутствующих детей не упустил возможности иметь радость познания Господа уже в этой жизни, и предвкушение неописуемых чудес, ожидающих в небе, хотя в наше время очень распространены насмешки и сомнения по адресу Бога. Какая трагедия, что так много израильтян упустили возможность увидеть обетованную землю! Но еще более грустно, если наши мальчики и девочки не испытают чуда возрождения из-за греховного безрассудного неверия.

Медный змей (69)
Как можно получить спасение?
Числа 21:4-9; Иоанна 3:14-15

Цель: воспользоваться примером Самого Господа, в точности показывающим, как нам приближаться к Нему, чтобы пережить обращение.
Вступление для учителей
Очень часто мы прилагаем усилия, рассказывая детям о великих евангельских истинах - грехе, покаянии, доверии и прощении через благодать Господа. Но если в классе есть дети, искренне ищущие Господа, понимают ли они, как им нужно примириться с Ним? Может быть, есть такие, которые, подобно молодому Сперджену, знают доктрины веры, желают получить прощение, и в то же самое время не приняли верою Христа?
Обзор урока
Снова грех. Объясните, как израильтяне снова нашли повод, чтобы роптать и жаловаться на Господа и Моисея. После всего, что Господь сделал для них, они все еще продолжали пребывать в отчаянии и неверии. Они отблагодарили Моисея, который ради них лишился всех благ, тем, что пожелали опять вернуться в Египет.
Вспомните последний урок и напомните детям, что мы ничуть не лучше. Господь дал нам жизнь и много других благ, а мы так своевольно грешим против Него. И даже слыша Его зов о прощении, мы отвращаемся от Него и избираем свои собственные пути в жизни. А когда в нашу жизнь приходят несчастье и страданье, мы обвиняем Бога, как будто Он виноват в этом.
Результат. Опишите, как Бог из-за неверности израильтян лишил их Своей защиты. В течение многих лет они жили в песчаной пустыне, обители ядовитых змей и разных опасностей, и до сего момента Бог хранил их. Их неблагодарность привела к тому, что Бог удалил от них Свою охрану. И уже очень скоро многие израильтяне корчились от мук после укусов змей, посланных Господом. Что им нужно было делать?
Покаяние. Они знали, что только Один мог помочь им - Господь Бог, и они пошли к Его слуге Моисею. И хотя они оскорбляли и огорчали его, они верили, что он забудет все и походатайствует за них пред Господом. И он принес ходатайства за народ, исповедав их грех и умоляя о милости.
Божье средство исцеления. Объясните, какое средство против их греха сделал Господь. Моисею было приказано сделать медного змея (на самом деле бронзового) и прикрепить его на жезл. Взглянув на жезл, любой укушенный змеей получал исцеление. Господь в Своей милости послал исцеление от укусов, хотя змеи не были сразу же удалены.
Помогите детям представить, что чувствовали люди, укушенные змеей. Змея кусает человека внезапно. Человек очень быстро начинает плохо себя чувствовать. Со страхом и отчаянием он начинает чувствовать действие смертельного жала в своем теле. Если он чувствовал в себе укоры совести и начинал сознавать свою вину, ропот, он начинал рассуждать так: "Я прислушаюсь к словам Моисея, человека Божия, и поверю в средство от моего греха, которое послал Бог." Страдая от укусов, он подходил туда, откуда был виден высоко поднятый на шесте медный змей, и обращал свой взор на него. И тогда боль и лихорадка внезапно оставляли тело. Посмотреть на медного змея означало поверить в то средство, которое послал Бог.
Если, однако, умирающий оставался циником и продолжал роптать против Бога, пренебрегал Моисеем и его словом, и не поднимал взор на символ исцеления, то он погибал. Если человек верил, что может исцелиться с помощью какого-либо другого средства, например, целебной травы, то он тоже погибал. Божий метод исцеления действовал только в том случае, если человек поднимал взор с верой. Вполне очевидно, что поднимавший взор должен был иметь веру, так как металл сам пор себе не имел силы исцелять. Поверили ли этому люди? Стали ли они участниками простого акта веры и доверия невидимому Богу, который Один мог их исцелить? Расскажите детям о том, что произошло.
Как мы можем получить спасение? Задайте детям вопрос. Знают ли они, что в наше время Бог снимает с нас вину за грех очень простым путем? Как можно получить прощение и спасение от вечной смерти? Как нужно приближаться к Богу? Подобно израильтянам, нам нужно очень серьезно относиться к спасению. Мы должны сознавать, что грех убивает нас (калечит нашу земную жизнь и ведет к вечной погибели). Мы должны сознавать, что не можем ничего сделать, чтобы спасти самих себя. Мы должны сокрушаться о наших грехах, особенно о том, как мы относились к Господу - пренебрегая Его любовью, нарушая Его заповеди и ропща против Него. Мы должны верить Божьему Слову, что всякий верующий в Него имеет жизнь вечную, и что это именно так. Подобно израильтянам, мы должны поднять взор на Него, страдающего и умирающего на Голгофском кресте. Мы должны размышлять о том, как Он взял наше наказание за грехи на Себя. Мы должны сознавать и принимать, что мы можем быть прощены только лишь потому, что Иисус уплатил за нас цену греха.
"Поднять взгляд" - самое простое, что мы можем сделать. Это могут сделать самые маленькие дети. Это могут сделать и старики. Самые бедные, самые необразованные, все изнуренные болезнью - нужно только поднять взор. Другими словами, акт веры в Божье обетование спасти нас не требует со стороны грешника наличия никаких добродетелей. Не требуется длительного изучения или часов напряженной работы или каких-то особых усилий. Если только мы желаем получить спасение, то поверить не представляет труда.
"Взглянуть"- означает, что мы раскаиваемся в наших грехах и сокрушаемся о них. Израильтянин, не осуждающий себя за грех, не желал взирать на медного змея. Он был слишком горд, упрям, своеволен, сердит и исполнен горечи. И хотя получить исцеление было легко, такой человек не желал обратить взор к Богу.
"Взглянуть" это значит сказать: "Я нахожусь в полной зависимости от Господа, Который прощает бесплатно и исцеляет мою душу. Я ничем не могу воздать, потому что я - грешник. Я ничем не могу помочь в вопросе моего спасения. Со смирением я взираю на Господа, Который был пригвожден ко кресту за мои грехи и согласился вместо меня нести наказание. Мой Спаситель вместо меня уплатил цену моего наказания. Я доверяю Ему и верую в Него." Когда мы взираем на Иисуса, умирающего на кресте за наши грехи, и веруем, что только Его страданьями снимается наш грех, и когда мы желаем, чтобы Он стал нашим Спасителем, то получаем спасение.
Как долго мы должны взирать? Так долго, чтобы увидеть. Вы видите свою греховность? Видите ли вы, почему только Господь может снять ваш грех? Видите ли вы великую любовь Христа, совершившего это ради вас и ту огромную цену, которая была уплачена? Если вы понимаете суть всего и действительно доверяете Ему, то ваша жизнь изменится. Вы перестанете быть эгоистичным, гордым, ненавидящим Бога, а станете добрым, кротким, всем сердцем своим любящим Бога.
Смотрите до тех пор, размышляя о кресте Голгофском и любви Спасителя, пока не осознаете, что Господь Иисус не просто историческая личность, но ваш самый сокровенный Друг и Спаситель, ваш Хозяин и Господин. Смотрите до тех пор, пока осознаете с радостью, что любовь Его удивительна, божественна и забирает всю вашу душу, жизнь и всего вас целиком, и вы охотно и радостно отдаете себя Спасителю, Который отдал Себя ради нас.
В конце урока расскажите детям, что, когда христиане стареют и жизнь их приближается к концу, они со счастливой радостью вспоминают день своего обращения. И им уже не приходится бояться встречи с Богом, сидящим на престоле для совершения суда, так как они спасены Христом.

Взглянь, страдалец, на Христа,
Взглянь, живи! Взглянь, живи!
Кто спасает мир с креста,
Взглянь, живи!
Он на древо вознесен.
Взглянь, живи! Взглянь, живи!
"На Меня взглянь!"- молвит Он.
Взглянь, живи!

Взглянь, Господь твой вознесен.
Посмотри! Все ж близок Он.
Взглянь, живи, не умирай,
Взглянь, живи!
Хоть ты нищ, грехом покрыт,
Взглянь, живи! Взглянь, живи!

Взглянь, отбросив страх и стыд;
Взглянь, живи!
Всяк, кто был грехом пленен,
Взглянь, живи! Взглянь, живи!
На Меня взглянь, будь спасен!
Взглянь, живи!

Хоть блуждал ты долго, друг,
Взглянь, живи! Взглянь, живи!
Не мертви свой слабый дух,
Взглянь, живи! Взглянь, живи!
Всех Отец домой зовет;
Взглянь, живи!
Кто бы ни был, пусть придет!
Взглянь, живи!

Наглядные пособия.
Очень легко сделать змея или что-то в этом роде и прикрепить его к палке, он вам понадобится во время урока. Маленьким детям очень помогает наглядность, и они надолго запоминают суть урока.

Иордан и Ханаан (70)
Наконец-то дома!
Иисус Навин 1:3-4

Цель: убедить детей в том, что Господь приготовил небесный дом для всех познавших Его и доверившихся Ему. Призовите детей пренебречь кратковременными сокровищами мира ради вечного.
Вступление для преподавателей
Этот урок о небе. Предупредив класс о последствиях неверия, рассмотренных на последнем уроке, мы желаем ободрить всех тех, кто принял Христа как Спасителя. Мы хотим подчеркнуть ряд чудесных моментов, в сравнении с которыми развлечения этого мира покажутся пустыми и скучными. Можно кратко процитировать ряд гимнов о небе, дающих яркое описание грядущей славы.
Обзор урока
Сорок лет спустя. Напомните классу, что первое поколение израильтян, которые должны были вступить в Ханаан, погибли в пустыне. Они были свидетелями удивительных проявлений Божьей силы для их спасения. Остались в живых только Иисус Навин и Халев, которые и ввели новое поколение через реку Иордан в обетованную землю. Кажется, им пришлось ожидать очень долго, но несмотря на неверность израильтян, Бог всегда остается верен Своим обетованиям, и, наконец, и для них наступил день, когда они овладели новой землей.
Задайте классу вопрос: извлекли ли они для себя серьезные уроки в этом разделе? Считают ли они, что их жизнь тоже подобна путешествию? Задумывались ли они над своей судьбой в вечности? Считают ли они неразумным жить только интересами этого мира?
Шаг веры. Опишите настроение, которое царило в лагере израильтян. Народ был готов следовать слову Господа и выполнять указания Иисуса Навина и двигаться вперед. Не было места никакому ропоту, народ не сомневался в божественной помощи и готов был действовать. Одна лишь река Иордан отделяла их от Ханаана, но не было ни мостов, ни лодок, необходимых для переправы такого количества людей с утварью и скотиной.
И тем не менее, не колеблясь и не ропща народ покинул лагерь, твердо веруя, что Господь позаботится о них. И хотя уровень воды в Иордане высок во время жатвы и на тот момент не было спада воды, священники ступили в воду, считая переход осуществимым.
Как только Господь увидел их веру, Он остановил течение реки. Опишите этот волнующий момент. И уже вскоре священники, несущие ковчег, и весь народ шли по сухой земле. Это не только позволило народу достичь места назначения, но и оказало потрясающее действие на жителей той земли, которые поняли, что Бог был с израильтянами, совершая великие чудеса, подобные тем, с которыми Он выводил их из Египта. Расскажите детям, как Господь и сегодня помогает нам, когда мы только начинаем доверять Ему и делать первые шаги веры. Мы сразу же начинаем ощущать Его доброту и присутствие с нами. Приведите примеры из личной жизни.
Новый образ жизни. Подробности одержанной победы мы рассмотрим в дальнейшем, а сейчас считаем важным дать общий обзор жизни в обетованной земле, сравнивая ее с радостью, ожидающей в небе. Можно воспользоваться следующими подзаголовками.
(1) Домой через Иордан! Опишите, как в последний раз израильтяне собрали свои палатки и переселились в дома. Библия рассматривает наши тела как земные палатки для души. Когда мы умрем, будет ли у нас небесный дом, в котором мы могли бы жить? Христиане рассматривают смерть как момент, когда они расстаются с существованием в физическом греховном теле и переходят в небесный дом. Для них смерть представляет ни что иное, как переход через Иордан в обетованную землю.
(2) Новая пища. Представьте себе восхищение народа, а особенно детей, когда они стали вкушать новую и вкусную пищу. Поселившись в новой земле, они стали есть доселе неизвестный им виноград и другие фрукты. Растения, которые не могли бы расти в пустыне при самом усердном за ними уходе, здесь процветали. Подобно этому, когда мы достигнем неба, нас будут ожидать великая радость и множество наслаждений. Окончится наша земная борьба с плотскими проявлениями характера. На небе все добродетели будут процветать самым естественным образом без каких-либо усилий с нашей стороны.
(3) Их собственная земля. Сорок лет бродили израильтяне по пустыне, не имея земли, которую они могли бы назвать своей собственной. К какой бы населенной территории они не подходили, на них смотрели враждебно и подозрительно, их считали чужестранцами и врагами. Как замечательно находиться дома! Христиане ожидают неба, потому что это их дом, приготовленный для них родным Спасителем. Там уже сатана не сможет докучать им. Там их встретит Сам Господь, ангелы и все те пилигримы, которые раньше их достигли Небесного Града, чтобы пребывать там вечно.
(4) Земля, где течет молоко и мед. После длительного пребывания в сухой и скалистой пустыне, земля Ханаанская с приятным климатом и красивым пейзажем радовала глаз. Днем дети могли исследовать новые окрестности. На небе христиане увидят такую захватывающую красоту, которую невозможно описать человеческим языком. Там не будет места страданиям и боли, удивительное счастье и радость будут наполнять Божьих детей. Они увидят себя преображенными, свободными от таких пороков, как эгоизм, гордость, дурной нрав. В небе дети Божьи вдруг обнаружат, что они стали понимать то, чего раньше никогда не понимали.
У них будут новые тела, которые не подвергаются болезни и которые подобны телу Господа Иисуса после Его воскресения. В таком теле Господь мог даже проходить через закрытые двери. Новые тела будут отличаться от земных тел, так как уготованы Богом для вечности. И тем не менее, дети Божьи будут знать и узнавать друг друга, потому что каким-то образом наши тела будут отражать присущую нам на земле сущность и внешность.
(5) Земля Авраама, Исаака и Иакова. Напомните достопримечательности земли, места, где их праотцы имели встречу с Богом, которые израильтяне показывали своим детям: Вефиль, где Иаков видел свой знаменитый сон, гора Мориа, где Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака, и поле, где были похоронены Авраам с Саррой.
Когда мы придем в небо, нам навстречу выйдут многие, пришедшие туда раньше нас. Там мы увидим всех великих мужей Библии и истории церкви. Мы будем изумлены обликом ангелов. Небо является местом такой красоты и силы, которое невозможно описать. Мы соединимся со всеми в вечности и будем исследовать чудеса Божьи. Но самым лучшим будет встреча со Спасителем, которая исполнит нас любовью и восхищением.
Вот что значит умереть и испытать новое переживание, обнаружив, что душу уносят в иной мир, и сердце наполняется любовью, радостью и доселе неизведанным восторгом! Запомните, что это переживание начинается уже здесь, когда мы делаем первые шаги веры, раскаиваемся в своих грехах и принимаем Иисуса как своего Господа и Спасителя.

Обзор (71)
Обзор уроков 7-ого и 9-ого Разделов
Исход - Иисус Навин (1 и 2 части)

Цель: определить, насколько хорошо дети усвоили преподанное в этих разделах.
Вступление для преподавателей
Учителям следует прочитать ключевые моменты, приведенные в Обзоре Бытия в конце 1 раздела (Уроки для жизни, книга 1, урок 11). Эти разделы особенно хорошо отвечают на вопросы, основанные на наглядных пособиях, иллюстрирующих путешествие израильтян и относящихся к христианскому странствованию. Ниже приводятся примеры тем для вопросов по каждому великому событию. Учителя должны подработать эти вопросы соответственно возрасту детей.
(1) Рабство. Попросите детей рассказать об ужасных сторонах рабства в то время, когда начинается повествование событий. Что значит быть рабом в Египте при таком жестоком фараоне? Напомните о рабстве греха. Кто наш жестокий хозяин? Сделайте ударение на том, что Богу принадлежала инициатива по освобождению израильтян уже в тот момент, когда Он послал младенца Моисея и сохранил его. Спросите, кого назвали именем, которое в переводе означает Он...спасет людей Своих от грехов их?
(2) Избрание Моисея. Покажите детям наглядное пособие, иллюстрирующее, какой выбор должен был сделать Моисей, когда был молодым человеком. Почему он не захотел владеть египетскими сокровищами, а предпочел страдать с народом Божьим? Спросите детей, какой путь они избирают для себя в жизни?
(3) Противодействие Господу. Спросите, сколько раз Бог предупреждал фараона, прежде чем наступила Пасхальная ночь. Покажите иллюстрации, которыми вы пользовались. Напомните детям, как опасно ожесточать сердце против Бога.
(4) Избавленные! Благодаря какому знаку ангел смерти прошел мимо домов израильтян в ночь их выхода из Египта? Разъясните духовный смысл этого события, и какую охрану мы имеем чрез смерть Иисуса Христа, нашего непорочного Агнца Божьего, посредством Его крови.
(5) Водительство. Еще раз опишите чувство свободы, которое испытали израильтяне, когда они вышли из Египта, как столп облачный и огненный указывали им путь. Попросите детей рассказать, как Бог управляет Своими детьми в наше время.
(6) Защита у Чермного моря и медный змей. Еще раз подчеркните, что гораздо важнее пережить обращение, нежели участвовать в соревнованиях на знание Библии, какими бы хорошими они ни были. Спросите детей, какие два урока разъясняют нам, как пережить обращение. Напомните детям, что в обоих случаях израильтянам нужно было признать, что только Господь мог спасти их, так было на берегу Чермного моря, когда они вступили в воду, проявив веру в Его силу и любовь к Нему, и второй раз, когда они умирали от укусов змей и получали исцеление только тогда, когда поднимали взор на медного змея. Кратко объясните, что обращение включает в себя доверие и повиновение Господу.
(7) Снабжение. Пусть дети расскажут, как Господь заботился о физических нуждах такого большого общества в пустыне. Господь Иисус Христос сказал Своим ученикам, что Его Отец всегда заботится о тех, кто прежде всего ищет в своей жизни Его царствия.
(8) Золотой телец и День Искупления. Если позволяет время, задайте вопросы о вероломном и неблагодарном отношении израильтян, когда они сделали себе золотого тельца. С помощью диаграммы и картины повторите урок о Дне Искупления. (Если времени не хватает, можно опустить эти два урока.)
(9) Иордан и Ханаан. Хотя эта тема была последней в этом разделе, все равно необходимо подчеркнуть, что назначение христианина - достигнуть неба. В конце обзора напомните детям, что вы очень озабочены тем, чтобы они позаботились о месте для себя в славном вечном царстве нашего Спасителя, чтоб им не был страшен переход туда в любой момент.