Исход - И. Навин. Часть 2
Наш YouTube - Библия в видеоформате и другие материалы.
Христианская страничка
Лента обновлений сайта
Медиатека Blagovestnik.Org
в Telegram -
t.me/BlagovestnikOrg
Видеобиблия online

Русская Аудиобиблия online
Писание (обзоры)
Хроники последнего времени
Українська Аудіобіблія
Украинская Аудиобиблия
Ukrainian
Audio-Bible
Видео-книги
Музыкальные
видео-альбомы
Книги (А-Г)
Книги (Д-Л)
Книги (М-О)
Книги (П-Р)
Книги (С-С)
Книги (Т-Я)
Новые книги (А-Я)
Фонограммы-аранжировки
(*.mid и *.mp3),
Караоке
(*.kar и *.divx)
Юность Иисусу
Песнь Благовестника
старый раздел
Бесплатно скачать mp3
Нотный архив
Модули
для "Цитаты"
Брошюры для ищущих Бога
Воскресная школа,
материалы
для малышей,
занимательные материалы
Список ресурсов
служения Blagovestnik.Org
Архивы:
Рассылки (1)
Рассылки (2)
Проповеди (1)
Проповеди (2)
Сперджен (1)
Сперджен (2)
Сперджен (3)
Сперджен (4)
Карта сайта:
Чтения
Толкование
Литература
Стихотворения
Скачать mp3
Видео-онлайн
Архивы
Все остальное
Контактная информация
Поддержать сайт
FAQ


Наш основной Telegram-канал.
Наша группа ВК: "Христианская медиатека".
Наши новости в группе в WhatsApp.

Джил Мастерс

Уроки на всю жизнь

Книга 2. Раздел 7.

Оглавление

Предисловие Египетское рабство (47). Рождение Моисея. Исход 1 - 2:10
Моисей сделал выбор (48). Моисей вынужден оставить Египет. Исход 2:11-15; Евреям 11:24-27
Бог призывает Моисея (49). Горящий терновый куст. Исход 3 - 4:5
Противление Господу (50). Десять казней египетских. Исход 5 - 10; Римлянам 9:17-19
Искуплены! (51). Пасха. Исход 11 - 12:42; 1 Петра 1:18-19
Руководство (52). Израильтяне начинают свое путешествие. Исход 13:17-22
Защита (53). Переход через Чермное море. Исход 14:5-31; Кол.1:13
Снабжение (54). Пища и вода, посылаемые Господом. Исход 15:22-27; 16:1-31; 17:1-7; Иоанна 6:26-35.

Предисловие

Уроки на всю жизнь 2 - это вторая книга для Воскресных школ, написанная тем же автором, что и предыдущая. У нее есть свой особый подход и призыв к молодому поколению, которое вырастает в наши "тяжкие времена" отступления и усилившегося упадка нравов. Эти уроки представляют рассказы Библии не как обычные истории, лишенные жизненной силы Божественной вести, но дают возможность Слову Божьему говорить звонко и мощно к молодым, вкладывая в их сердца великие доказательства и призывы Евангелия.
С точки зрения автора, этот мир, в котором мы живем, хвалящийся своим показным величием, на самом деле мелок, бессилен и скоротечен, и лишь обращение ко Христу имеет смысл и значение не только для этой жизни, но и для вечности.
Эти уроки, испытанные на практике в больших и маленьких Воскресных школах среди наиболее населенных районов Британии, тщательно проверены автором, и предназначены для тех, кто желает, чтобы главной задачей их служения в Воскресной школе было спасение душ. Они также подают все главные события и доктрины Библии в запоминающемся виде, и снабжены инструкциями по изготовлению наглядных пособий.
Джил Мастерс, которая раньше работала учительницей в общеобразовательной школе, посвятила работе и преуспеванию Воскресных школ более 30 лет. 25 лет она выполняет ответственную работу в Воскресной школе при основанной Спердженом церкви Метрополитен Табернакл в Лондоне, самой большой Воскресной школе в Великобритании.

Раздел 7
Исход - И.Навин (Часть 1)
Христианский путь - спасение от рабства греха

47 - Египетское рабство
Прожив в Египте почти 400 лет, евреи стали рабами под гнетом фараона. Бог решил освободить их из рабства, и осуществление этого плана началось с рождения младенца.
48 - Моисей сделал выбор
Моисей должен был наследовать египетский престол, однако он избрал страдания вместе с собственным народом. Почему?
49 - Бог призывает Моисея
Спустя много лет, находясь в чужой стране, Моисей с удивлением увидел горящий куст и затем услышал о том, что Господь намеревался сделать. У Бога есть много удивительных вещей также и для нас.
50 - Противление Господу
Девять раз Господь посылал ужасные наказания, однако фараон не послушался предупреждений. Как Бог предупреждает нас сегодня?
51 - Искуплены!
Наконец, рабы получили свободу, но какой ценой? Мы также обретаем искупление "драгоценною кровью".
52 - Руководство
Бог послал столб огня и дыма, чтобы показывать дорогу, и израильтяне начали свое странствование. Окажемся ли мы на нашем жизненном пути жертвами перемен, скуки и отчаянья, или же попросим, чтобы Господь был нашим Путеводителем в жизни?
53 - Покровительство
Бог совершил великое чудо у Красного моря, и это дало возможность израильскому народу сделать окончательный шаг из Египта в страну свободы. Каким образом Бог выводит нас из царства тьмы в царство Своего возлюбленного Сына?
54 - Снабжение
Накормить в пустыне два миллиона ртов - немалая задача для Моисея, но Бог чудесным образом и без задержки удовлетворял их нужды. Прекрасными переживаниями наполнена жизнь у тех, кто доверяет Господу.
Вступление для преподавателей к данному разделу уроков
Книга Исход - действительно замечательная книга для преподавателей воскресных школ. Излагая ее уроки, мы можем ожидать больших результатов. В 40 главах этой книги мы видим Великого "Того, Кто Есть" (Сущего), говорящего и имеющего дело с такими же людьми, как и мы, и мы познаем, что эти события полны наставлений для нас. Ниже перечисляются некоторые выдающиеся особенности книги, на которых мы сосредоточимся во время уроков.
(1) Евангелие. Эта книга наполнена благой вестью. Много раз Бог показывал Своему ветхозаветному народ", каким образом Он спасал мужчин и женщин от того, что их порабощало. Эти события, столь драматичные и разнообразные, оставят неизгладимый след в памяти от детства и до самой старости. Излагаемые здесь истины останутся неизменно полезными, обеспечивая преподавателей богатым евангельским материалом для еженедельных занятий.
(2) Предостережения. Книга наполнена предупреждениями. Она показывает, что даже народ израильский, бывший свидетелем великих дел Божьих, ожесточал свои сердца и отвергал Божью любовь. На этих примерах мы можем проиллюстрировать безрассудность неверия во все времена.
(3) Странствование. Общая картина освобождения народа и его путешествия по пустыне в землю обетованную, как это описано в книге, представляет собой прекрасную иллюстрацию христианского странствования по земной жизни в небесную страну. Хотя мы должны быть осторожными, чтобы не дать ложного впечатления, будто все израильтяне были верующими, можно, тем не менее, представить книгу Исход как своего рода "Путешествие Пилигрима", данное самим Писанием. Эта общая тема придает урокам серии связь мысли, которая всегда очень полезна при обучении детей.
(4) Моисей. Книга Исход дает нам портрет удивительного человека - Моисея, на котором лежало бремя огромной ответственности и о котором написано, что "говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как если бы говорил кто с другом своим" (Исход 33:11).

Египетское рабство (47)
Рождение Моисея
Исход 1 - 2:10

Цель: использовать описание рабства израильтян для иллюстрации нашего рабства во грехах. Подчеркнуть, что как в той, так и в другой ситуации Бог проявил инициативу и привел в действие Свой план освобождения.
Обзор урока
Начните урок описанием рабства, в которое попали израильтяне. Опишите, как жили дети рабов. Покажите рисунок с изображением рабов, строивших пирамиды. С помощью предлагаемых подзаголовков продолжайте объяснять, что их страдания представляли собой нечто намного большее, чем только изнурительная физическая работа, которую заставляли делать египтяне.
(1) Они были "проданы". Израильтяне продали свою свободу. В обмен на обещанную пищу, жилье и безопасность, они отдали свои ценности (возможно, сюда входили вещи, принесенные из Ханаана и доставшиеся по наследству), а затем были вынуждены продать и самих себя.
Для детей будет удивительной мысль, что в определенном смысле мы тоже являемся рабами - рабами греха и сатаны. Проведите параллель между их положением в Египте и нашим собственным.
Покажите, как мы продаем свое "имущество" врагу наших душ. Грех обещает нам счастье, просвещение и удовлетворение. Взамен мы "продаем" сатане наше сердце, ум и, наконец, самих себя полностью. (Приведите пример младшим детям: грех внушает, что ложь не причинит нам никакого вреда, наоборот, с ее помощью мы легко добьемся выгоды для себя, но вместо этого ложь отнимает у нас чистую совесть). Наподобие бессовестного ростовщика, вымогающего от своей жертвы последнюю копейку, грех высасывает из нас все наши добрые свойства.
(2) Без выбора. Итак, израильтяне жили теперь в жалких лачугах, где у них не было ничего своего. Каждый день их собирали вместе и, как стадо животных, вели на работу. Их заставляли тащить огромные камни по пустыне под палящим солнцем, а если они начинали жаловаться или просили пить, им давали еще больше работы и пороли бичом. Если надзиратели требовали от них большей производительности труда, им не оставалось ничего другого, как удовлетворять эти требования. У них не было прав, не было выбора.
С возрастом мы становимся старше, а грех делается сильнее. Грех, с которым мы раньше играли, берет над нами верх, как, например, пьянство берет верх над алкоголиком. Иногда нам хотелось бы жить лучше, чем мы живем, но мы обнаруживаем, что у нас нет ни возможности, ни силы изменить свою жизнь. Грех теперь стал нашим хозяином. Дети, рожденные в рабстве, с ужасом осознавали, что им придется прожить такую же жизнь, как и у их родителей. Такая же участь ожидает нас, поскольку мы все родились грешниками.
(3) Без свободы. Рабы никогда не были свободными. Даже когда они просили себе три дня, им не дали. Они не могли благоустраивать свои дома, отдыхать в выходные или заводить себе друзей. Их жизнь представляла собой длинный круг работы, тяжких трудов и ограничений, строго предписанных египтянами.
Объясните детям, что делает грех с нами. Он отнимает у нас лучшее, что есть в жизни. Он ограничивает наше восприятие жизни только физической и обыденной ее стороной. Неверующий не видит в жизни лучшего; он никогда не испытывает подлинной радости и удовлетворения. Наподобие того, как израильтяне не могли видеть вокруг себя ничего, кроме своего рабочего места, грех не дает нам видеть дальше плотского и временного. Другими словами, мы не имеем понятия о вещах духовных, таких как ощущение и наслаждение от присутствия в нашей жизни Господа, Его силы и доброты.
(4) Без надежды. У израильтян не было никакой надежды на то, что они когда-нибудь смогут обеспечить себе свободу. У них не было ни оружия, ни собственных денег, ни дружественного народа, который мог бы освободить их. Они были полностью зависимы от милости египтян. Самое большее, на что они могли надеяться, было остаться в живых при их тяжелой работе.
Сатана делает так, чтобы его рабам было очень трудно убежать. Он делает нас слабыми; он загружает нас своей работой и к тому же ослепляет наш ум, чтобы мы не видели возможной помощи, если же иногда у нас появляется желание освободиться, он внушает нашему сердцу сомнения и неверие. Спросите детей, пытались ли они когда-нибудь перевернуть страницу и начать хорошую жизнь. Расскажите, как Мартин Лютер в молодые годы пытался это сделать, но безуспешно. Напомните детям, что в мире есть много специалистов во всех сферах, но ни один из них, включая врачей и учителей, не может помочь кому-либо устранить грех!
(5) Без воли. После многих лет, проведенных в таком состоянии, воля людей также была сломлена. Они были так приучены подчиняться порядку, что забыли, как надо думать о себе. Подобно людям, пробывшим долгое время в армии или тюрьме, они стали полностью зависимы от своих эксплуататоров. Несмотря на это, они не взывали к Богу о помощи в течение многих лет.
То же самое делает грех с нами. Мы становимся зависимы от нашего греха. Мы не можем себе представить, как можно жить без гордости и самолюбия, и особенно без наших греховных удовольствий, и поэтому мы боимся освобождения от греха. Вот почему многие люди боятся ходить в церковь. Даже престарелые люди, глядя смерти в лицо, все еще медлят обратиться к Спасителю. Грех так сильно входит у людей в привычку, что они не смеют его бросить. Они предпочитают лучше сидеть в греховном убожестве, чем омыться и стать чистыми. Спросите у детей, как далеко они зашли под власть греха, и насколько им нравятся его кривые дороги.
(6) Возмездие - смерть! В конце концов фараон, встревоженный численностью евреев, приказал умерщвлять всех их новорожденных мальчиков. Смерть - в жутких размерах - поразила народ. Помогите детям понять весь ужас изданного фараоном указа. Помогите им представить чувства, которые переживала еврейская семья, когда рождался мальчик; как их естественная радость подавлялась кошмаром выдачи его солдатам для того, чтобы утопить в реке. Опишите, как все это влияло на родителей, лишая их всякой надежды на лучшее будущее.
Поясните теперь, что возмездие за грех есть смерть. Сатана вместо того, чтобы вознаградить нас за жизнь, посвященную ему на служение, желает в конце концов видеть, как умирает наше дряхлое постаревшее тело и как затем наша душа отправляется в ад на всю вечность.
Божье дело. Опишите, как в этой ситуации начал действовать Бог. Еще до того, как Бог услышал от народа первые молитвы, Он сжалился над ним и начал осуществлять Свой план. Каким образом? Мы могли бы предположить, что Он употребит другой могущественный народ, который вторгнется в Египет и освободит рабов. Но Бог, взглянув на эту страну, употребил слабого, беспомощного, находящегося под угрозой для своей жизни младенца, чтобы начать Свой план избавления. Коротко расскажите о том, как Моисей избежал смерти. Большинство детей хорошо знакомы с историей его спасения в корзинке, спрятанной среди тростниковых зарослей реки Нила. Однако нельзя излагать эту историю, как обычный рассказ, так как мы должны убеждать детей в истинности Божьего Слова, а простой рассказ обычно ассоциируется у детей со сказками.
Дайте краткий обзор дальнейшего развития событий. Господь удивительно сохранил и позаботился о Моисее с целью преподать народу урок, что только Бог может так спасать. Однако только после того, как Моисей стал старым человеком, забытым израильтянами и ненавидимым египтянами, Господь послал его освободить Израиль.
Объясните детям, что стать христианином - это что-то похожее на пробуждение от сна и осознание, что ты живешь в мрачной тюрьме, закованный в цепи сатаной и не имеющий возможности наслаждаться жизнью на свободе - т.е., другими словами, духовной жизнью. Годы тюремного заключения сделали тебя слабым и истощенным, и у тебя нет надежды совершить побег. Но вдруг в камеру заходит человек, у которого есть инструмент, чтобы перерезать твои цепи, фонарь, чтобы показать тебе выход и крепкая рука, чтобы тебя поддерживать. Пока ты спал, этот человек много передумал и сделал для того, чтобы тебя отсюда освободить. Спросите детей, не догадываются ли они, Кто бы это мог быть. Призовите их пробудиться, увидеть свое истинное положение и обратиться к Спасителю, Который желает освободить их и поставить на путь, ведущий в небо. Попросите их прийти через неделю, чтобы послушать, как великий Божий план выполнялся дальше и как израильтяне были освобождены, чтобы начать свое великое путешествие в новую и лучшую страну.

Моисей сделал выбор (48)
Моисей вынужден оставить Египет
Исход 2:11-15; Евреям 11:24-27

Цель: применить урок на тему Евреям 11 к нашим детям: Верою Моисей, пришедши в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел лучшим для себя преимуществом, нежели все Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.
Обзор урока
Моисей сделал выбор
(1) Легкая жизнь. Расскажите классу, что большинство людей, оказавшись на привилегированном месте Моисея в египетском дворце, пожелали бы там и оставаться. Они держались бы за все то, что гарантирует легкую и приятную жизнь. Они не стали бы тревожить совесть и задумываться о своих бедных и притесняемых соотечественниках.
Дети часто тоже бывают похожи на таких людей. Начиная свою жизнь, они нередко попадают под непреодолимое влияние многообещающих обстоятельств или людей, и потом уже ни за что не хотят их оставить. Господь Иисус предупреждал, что если мы желаем найти жизнь вечную, нам надо оставить широкий, легкий путь и стать на узкую, непопулярную дорогу. Побудите детей поразмышлять, не попались ли они в сети, живя так, как привыкли жить, без всякой мысли о необходимости перемены.
(2) Богатства. В отличие от многих из нас, Моисей испытал жизнь в богатстве и роскоши. Будучи сыном принцессы, он был очень набалован, как предназначенный для будущей карьеры. Внутреннее убранство египетских пирамид позволяет нам знать, что царская семья жила в очень большой роскоши и пышности. Неужели кто-либо из них, придерживаясь правильных придворных понятий, решился бы отказаться от таких богатств?
(3) Власть. Даже и богатства могут наскучить, но у Моисея были все возможности и для удовлетворения потребностей ума. Египтяне были большими специалистами во всяких интересных науках, и Моисей имел все возможности для их изучения. Его образование было не столько академическим, сколько практическим. Он мог увлекаться творчеством, воплощать в жизнь любой план или проект, какой только желал, заниматься интересными исследованиями и т.п. Он мог путешествовать по империи, посещать знаменитые места, делать что-то полезное или просто играть в свое удовольствие. Он мог делать все, чего бы ни пожелал. Вполне возможно, что он был хорошо подготовлен даже к тому, чтобы стать фараоном, но, во всяком случае, он был научен стоять у власти и быть руководителем. Амбиции берут верх над многими людьми. Пожелал ли Моисей отказаться от столь ослепительной перспективы?
Подчеркните такую мысль, что нам должно быть легче отказаться от мирских приманок, чем Моисею, однако мы тоже захвачены желанием успеха и влияния. Даже дети озабочены тем, как стать популярными и получать для себя выгоду, не задумываясь серьезно о том, что Господь предъявляет Свои требования к их жизни.
Альтернатива. Опишите, как душевный покой Моисея был нарушен. Несмотря на свое великолепное окружение, он знал, что он - еврей, и таким образом он думал о том, чему учит Бог и как он должен служить Господу Богу. Всякий раз, когда Моисей посещал новый город - хранилище для продовольственных запасов, он знал, что те, кто строил этот город, были его родной плотью и кровью, находящейся под гнетом ужасного рабства. Он чувствовал себя неспокойно, возвращаясь в роскошный дворец и зная, что по своему происхождению ему надо было быть среди них. Какому народу он принадлежал? В его уме возникал вопрос: - был ли он египтянином или евреем? Если предположить, что он вернется к евреям, что бы это для него значило?
(1) Трудный выбор. Это значило бы принять очень серьезное решение. Только немногие отказались бы от перспективы, какую имел Моисей. Это значило бы решиться на очень большую перемену и оставить позади ту жизнь, к которой он привык с детства. Все те, кто становится христианином, должны пережить великую перемену при своем обращении. Они должны открыть свое сердце к принятию совершенно нового образа жизни. Вместо жизни для себя, они теперь должны жить для Господа.
(2) Нищета. Моисей должен был оставить сказочно богатый дворец и перебраться в лачуги, в которых жили евреи, и разделить с ними их тяготы. Все то, чем он с гордостью обладал, должно было уйти от него.
Когда люди становятся христианами, они оставляют свою гордость и мирские амбиции, приходят к Господу Иисусу и в смирении просят Его о прощении и ниспослании на них спасающей силы.
(3) Поношение. Вместо положения человека, которого слушались и которому повиновались, Моисей вполне мог стать слугой, а возможно, он был обречен на преследование и убийство. Все те, кто последовал за Иисусом, должны быть готовы переносить гонения. Христианская жизнь нелегка. Многие из тех, кто отвергает Господа, являются также противниками христиан, они не любят их и стараются так или иначе сделать им зло.
Спросите детей, что бы они предпочли. Странно, но Моисей принял самое неожиданное решение. Он отказался называться сыном дочери фараоновой. Почему? Что могло заставить его бросить все свои привилегии?
Большее богатство. Моисей понимал, что вся его египетская слава продлится только пока он жив; что эти земные удовольствия временны. К чему же такие несметные богатства? Облегчают ли они его встревоженную совесть? Могут ли они сделать его счастливым? Не придется ли с ними в один момент распрощаться? Возьмет ли он их с собой, когда умрет? Моисей видел всю скоротечность этой египетской роскоши. Он знал и то, что богатство не делает счастливыми даже членов царской семьи.
Божий народ. Кроме того, он стал глубоко задумываться и о другом. Что за люди эти евреи, с которыми так жестоко обходятся? Разве они не были народом Божьим? Хотя они теперь жили в рабстве, разве не обещал Бог освободить их и дать им свою собственную землю? Для тех из них, кто по-настоящему любил Господа, был обещан дом на небе, гораздо более прекрасный, чем любой египетский дворец; такой дом, который никогда не разрушится, но он приготовлен для них Самим Господом. Какое богатство! Моисей думал также и о своей настоящей матери. Хотя она была рабыней, однако знала Господа. Она была дочерью Царя Небес.
По мере того, как Моисей думал обо всем этом, он осознал, что сможет с радостью оставить краткосрочные египетские сокровища ради богатства быть причисленным к Божьим детям, знать Его и быть составной частью Его великого плана.
Моисей посещает свой народ. Подведите итог событиям, которые показывают, в какой момент Моисей сделал свой окончательный выбор - он причислил себя к еврейским рабам в такой степени, что убил египтянина. Поясните, что этот поступок вскоре привел к тому, что он был вынужден бежать из Египта (не из-за страха перед фараоном, но потому что он знал, что надо спасти свою жизнь, чтобы впоследствии вернуться и освободить израильтян). Он поменял жизнь принца на жизнь пастуха. Но у Бога никогда не остается незамеченной наша любовь к Нему, и в следующем уроке мы увидим, как Бог вознаградил Моисея.
Наш выбор. Спросите детей, задумывались ли они когда-нибудь серьезно на эту тему. Напомните им, что это - самое важное, о чем только можно думать. Предупредите их, чтобы не обольщались мимолетными греховными удовольствиями. Если они думают, что это тяжело, предложите им помолиться Господу и попросить, чтобы Он открыл им глаза на вещи действительно важные, на то, что истинно и вечно. Сам Иисус предлагал людям оставить земные сокровища, которые гниют и ржавеют, и собирать себе сокровища на небе (см. Матфея 6:19-20). Миллионы людей уже поступили так, и ни один из них не разочаровался в этом. Даже живя на земле, но имея впереди радость неба, они могут выразить это словами прекрасных христианских гимнов (см. "Юность Иисусу" №№ 275 "Край чудесный", 293 "Ах, земля..."; П.В. №№ 514 "Мой дом на небе"..)

Бог призывает Моисея (49)
Горящий терновый куст
Исход 3 - 4:5

Цель: использовать четыре простых, но жизненно важных Евангельских "сюрприза", чтобы проиллюстрировать путь спасения.
Обзор урока
Расскажите классу, что прошло уже сорок лет с тех пор, как Моисей сделал свой судьбоносный выбор - считать себя одним из тех, кто принадлежит к народу Божьему, вместо наслаждения всем богатством и властью как "внука" фараона. Его жизнь изменилась коренным образом. Находясь вдали от шумной египетской столицы, Моисей провел много лет в пустынном одиночестве, заботясь об овцах своего тестя.
Как человек высоко образованный и хорошо осведомленный в военной науке своего времени, Моисей продумывал в своем уме все возможные способы освобождения своих земляков-израильтян из рабства, и пришел к выводу, что, говоря по-человечески, такая задача была невозможной. Может быть, он время от времени получал известия из Египта. Новый фараон, вместо того, чтобы облегчить долю израильтян, стал так притеснять их, что они начали в отчаянии кричать об избавлении.
Удивительное зрелище. В один день Моисей, возможно, пребывающий в размышлениях об этих мрачных обстоятельствах, обратил внимание на горящий в пустыне терновый куст. Глядя на него, он заметил что-то удивительное: хотя пламя пылало жарко, куст оставался нетронутым и невредимым. Поскольку огонь не утихал, а куст при этом не сгорал, Моисей повернул к нему, чтобы узнать, в чем было дело. Затем, к своему крайнему изумлению, он услышал свое собственное имя: кто-то звал его из куста.
Заинтересуйте детей предположением, что для тех, кто становится христианином и живет с Господом, у Него есть в запасе большие сюрпризы. Бог будет говорить к их сердцам таким образом, что это поразит и удивит их. Он не станет говорить слышно (как это было с Моисеем), но заговорит к их сердцу и уму замечательным образом через Свое Слово. Приведите следующие примеры, взятые из того, что пережил Моисей на горе Хорив:
Сюрприз 1 - Бог жив, и Он все видит. Сегодня многие хвалятся тем, что они атеисты. Они заявляют, что нет ни доказательств, ни необходимости существования Бога, и поэтому считают, что Богом можно пренебречь. Похоже, что даже многие из тех, кто говорит, что верит в Бога, думают, что Он слаб, находится где-то далеко, не обращает особенного внимания на грехи людей и не принимает в этом отношении никаких мер.
Но нас поражает, когда мы обнаруживаем истину, что Господь есть Бог живой, всемогущий, всевидящий и вечный. Подобно тому, как Моисей был поражен, услышав собственное имя из тернового куста и, глядя на происходившее, осознал, что Бог жив, - так и мы, считающие, что Бог далек и невидим, поражаемся, когда впервые осознаем то, чему учит нас Библия, что Бог видит нас и все знает о нас. Он есть живой Бог!
Сюрприз 2 - Мы не можем приблизиться к Богу. Опишите, как Моисей, полный любопытства, подошел к горящему кусту, но, когда он это сделал, Бог повелел ему остановиться и снять обувь, в знак глубокого почтения к святому и всемогущему Богу. Моисей должен был осознать, что на месте предстоящей встречи с Богом ему следовало быть исполненным благоговения и смирения.
Мы должны также понимать, что Господь есть святой Бог. Эта истина звучит для нас необычно, особенно потому, что мы постоянно слышим, как имя Божье употребляется в ругательстве, и поэтому многие люди как будто не имеют к Нему никакого почтения вообще. Но когда Бог приближается к нам, касаясь наших сердец при слушании Слова Божия, мы неожиданно со страхом осознаем, что Он велик и свят, а мы - грешные и виновные перед Ним люди.
До этого у нас нет стыда за наши грехи. Подобно тому, как Господь предупредил Моисея, Он работает и в наших сердцах, чтобы мы почувствовали, какие мы на самом деле нечистые и недостойные. Так же, как и Моисей, мы при этом желаем спрятаться, мы чувствуем себя недостойными в присутствии Бога. То, что мы говорим и делаем, кажется нам гадким и грязным, и мы осознаем, что Бог видел все это и что Он ненавидит наш грех.
Сюрприз 3 - у Бога есть могущественный план нашего спасения. Когда Моисей стоял на этом месте, осознавая свое недостоинство в присутствии Божьем, Господь начал говорить ему великие и замечательные вещи, как израильтяне будут освобождены из плена. Он заверил Моисея, что Он есть Бог Авраама, Исаака и Иакова и что теперь пришло Его время освободить Свой народ от власти фараона. Он увидел их бедствие и обещал не только избавить от рабства, но и ввести в прекрасную и плодородную землю.
Подобным образом, когда мы приближаемся к Богу, Он не только показывает нам нашу греховность и недостоинство, но и открывает через Библию Свой могущественный план, как освободить нас и дать нам новую жизнь. Божий план не перестает удивлять нас, потому что сами мы никогда не смогли бы даже представить себе что-либо подобное. Когда мы начинаем слушать Слово Божье с почитанием и благоговением, мы на самом деле слышим Благую весть о том, что мы, заслуживающие преисподнюю грешники, можем ощутить на себе Его чудесную милость и любовь. Евангелие говорит, что хотя Господь Иисус знал, что мы вырастем непокорными, далекими от Него и погрязшими в грехах, Он предпринял все, чтобы спасти нас, спустившись с небес на землю и став нашим заместителем за грех. Задолго до того, как мы обратились к Нему с нашей первой искренней молитвой, Господь Иисус умер на Голгофском кресте, чтобы уплатить за грех тех, кто доверится Ему. Именно благодаря уплаченной цене мы можем быть прощены и нам даруется новая жизнь.
Многие люди полагают, что они могут заработать путь в небо посредством добрых дел. Но Евангелие говорит обратное. Оно свидетельствует, что мы не можем заслужить Божье расположение, потому что мы слишком грешны, и вечная жизнь дается нам как подарок от Бога. Путь к небу открывается через доверие Господу Иисусу и принятие того, что Он совершил за нас.
Опишите, как изумлен был монах Мартин Лютер, старавшийся заслужить Божье расположение посредством исповедания грехов перед священником и постами, когда он вдруг открыл для себя евангельскую истину в Послании к римлянам. Он в одно мгновение осознал, что все его попытки угодить Богу посредством самоистязания были глупыми и бесполезными. Только Иисус Христос мог спасти его от ада, потому что Он уже претерпел самое ужасное наказание за всякий когда-либо совершенный им грех. Итак, Мартин Лютер осознал, что он должен принять прощение как бесплатный дар. Как радовался он этому удивительному открытию! Задайте вопрос классу, осознавали ли они когда-нибудь, что Бог так возлюбил их, что послал Своего Единородного Сына умереть, чтобы все, кто по-настоящему верует в Него, были спасены от всех своих грехов.
Сюрприз 4 - Божья сила может проявляться и в нашей жизни. (Преподавателям не обязательно объяснять все подробности 4-й главы. Мы должны лишь подчеркнуть сомнения Моисея и то, как Господь его уверял, чтобы таким образом продолжить раскрытие темы Евангелия). Моисей очень хорошо осознавал, что та миссия, на которую Бог его посылал, была, говоря по-человечески, невозможной, и поэтому он высказал свои опасения Господу. Божий ответ на это был прост: "Я буду с тобою".
Некоторые дети, возможно, смущены теми последствиями, которые будут после их обращения, и из-за этого они наполнены сомнениями (так же, как Моисей перед выходом сынов Израиля из Египта). Для них кажется невероятным, что они смогут получить даром прощение и начать совершенно новую жизнь в общении с Богом. Напомните детям, что это невозможно осуществить нашими собственными силами (так же, как невозможно было для Моисея, немолодого пастуха, освободить целый народ голыми руками). Но это возможно с Богом, сила Которого безгранична и Который пообещал спасти всех, приходящих к Нему. Если Бог мог спасти два миллиона израильских рабов от захвата самой сильной в мире армией, Он так же легко может спасти и нас от сатаны.
Расскажите классу, как Моисей сомневался в том, что люди поверят, что с ним разговаривал Бог (Исход 4:1-5). Поэтому Бог наделил Моисея способностью творить некоторые чудесные вещи для доказательства того, что Всемогущий Бог действительно был с ним. Эти знамения должны были убедить народ, но они также были очень большой поддержкой для самого Моисея!
Господь не дает христианам власть творить чудеса в наши дни - это было дано только тем людям, через которых было написано Писание, но, тем не менее, мы тоже испытываем удивление, похожее на то, какое было у Моисея, когда приходим к Христу.
По каким признакам мы можем узнать, что действительно обратились, когда раскаялись в своих грехах и отдали себя Господу? Мы удивляемся тому, что с нами произошло. Это похоже на чудо! Мы чувствуем, что любим Господа и желаем служить Ему. Наша совесть ожила, мы глубоко сожалеем о своей греховности, и желаем теперь угождать Господу. Библия теперь имеет для нас много большее значение, и ее стало намного легче понимать. Каким-то образом мы знаем, что мы - дети Божии, и обнаруживаем, что можем молиться. Еще мы видим, что имеем намного больше силы побеждать свои грехи, а в определенные времена (особенно, когда молимся) мы знаем, что наш Спаситель находится рядом с нами. Так же, как Моисей удивительным образом ощущал на себе силу Божью, ощущаем ее и мы, когда по-настоящему приходим к Богу. Таким образом Бог доказывает, что Он действительно благословил нас.
Наглядные пособия
Возьмите четыре куска картона (такого размера, чтобы было видно всему классу), раскрашенных красным, оранжевым, желтым и черным цветом с одной стороны, и белым с другой. Вырежьте из каждого языки огня. (На обратной - белой стороне каждого очертите кромку тем же цветом, что и лицевая сторона). На каждой белой стороне напишите название одного из четырех сюрпризов. Затем на обеих сторонах нарисуйте ветки тернового куста (но так, чтобы они не задевали слова). В начале урока расположите все четыре разноцветные куски картона лицевой стороной наружу, так, чтобы из них складывался горящий терновый куст. Затем, по мере того, как вы будете рассказывать о переживаниях Моисея, переворачивайте их обратной стороной, чтобы подчеркнуть свою мысль. Детям будет интересно узнать, что написано на обратной стороне каждого куска. Это наглядное пособие поможет им лучше запомнить урок.

Противление Господу (50)
Десять казней египетских
Исход 5 - 10; Римлянам 9:17-19

Цель: использовать казни египетские с той целью, для которой их предназначил Господь: провозгласить Его имя по всей земле (Исход 9:16), а также предупредить детей о серьезной опасности, если они ожесточат свои сердца против Господа.
Введение к уроку для преподавателей
Если мы желаем, чтобы данный урок принес пользу, надо хорошо к нему подготовиться. Внимательное прочтение данного отрывка Писания указывает на то, что каждая казнь несла в себе определенный урок, который надо было усвоить. С каждым новым предупреждением фараон предпринимал очередной шаг, ведущий его к погибели.
Обзор урока
Первая попытка. Опишите, как Моисей и Аарон передали фараону требование Господа - отпусти народ Мой. Первоначальная просьба была весьма скромной. Они просили всего лишь, чтобы рабам дали три выходных дня пойти в пустыню для празднования Господу. Но у фараона немедленно воспламенилась гордость и бессердечность, так что он сказал: Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его? (Исход 5:2).
Объясните классу, что мы не намного лучше фараона. Когда мы впервые слышим Божьи повеления, наша реакция часто бывает такая: "Почему я должен слушать Бога? Зачем Он вмешивается в мою жизнь?"
Гордость и самодовольство. Фараон отреагировал с определенным злым умыслом. Он проучит этих израильтян! Он покажет им, что Моисей - их враг, а не друг, и поэтому приказал, чтобы с этого времени их работа была намного тяжелее - объясните, как это было сделано. Без сомнения, он чувствовал себя очень удовлетворенным, когда ему доложили, что рабы с горечью стали обвинять Моисея. Мир, в котором мы живем, и сегодня наполнен взрослыми и детьми, которые критикуют и оставляют Господа.
После этого Господь решил окончательно освободить народ израильский от власти фараона, и для этого посылал к нему Моисея с Аароном девять раз с девятью суровыми предупреждениями - каждое последующее строже предыдущего. Каждый раз фараон не хотел слушать (либо забирал свои слова назад), его сердце все больше ожесточалось, и наказание становилось все более неотвратимым.
(1) Река Нил превратилась в кровь (Исход 7:14-25). Спустя некоторое время Моисей с Аароном снова пришли к фараону. После предупреждения Аарон поднял свой жезл, и Нил, от которого зависело благосостояние египетской земли, превратился в кровь. Таким образом река, приносившая египетской земле жизнь и которой египтяне поклонялись, стала для них отвратительной. Вместо жизни она стала приносить смерть. Представьте себе борьбу, происходившую в сердце фараона. С одной стороны, он был взбудоражен и напуган этим зрелищем, осознавая его разрушительные последствия для хозяйства и деморализующее воздействие на людей. С другой же стороны, он настроил себя не поддаваться никакому, даже явному, воздействию Божьей силы.
Для молодежи хорошо понятна такая внутренняя борьба. Очень часто они переживают последствия собственных плохих поступков и даже испытывают угрызения совести. Но затем они ожесточают свое сердце, дают волю гордости и говорят: "А мне все равно!.."
Фараону страшно было решаться. Если бы он в данный момент послушался, то мог бы избежать ожидавших его бедствий. Но фараон уже ожесточил свое сердце однажды, и теперь гордость заставляла его повторить то же самое.
Предупредите детей, чтобы они никогда не сопротивлялись Божьей вести, особенно когда они слышат ее впервые. В какое бы время ни коснулся Бог их сознания и затронул их Своей любовью, пусть они не отнесутся к этому легкомысленно и не пытаются отмахнуться, чтобы не коснулось их сердца.
(2) Лягушки (Исход 8:1-15). Опишите, как фараон после этого вынужден был пережить нашествие лягушек, которые были символом жизни и плодородия для египтян. Обычно они были рады видеть лягушек, так как это значило, что вода вблизи от них имелась в достатке. Но теперь их было так много, что они стали ужасными вредителями, делающими жизнь невыносимой, и поэтому даже фараон был вынужден подавить свою гордость и попросить об отмене этого наказания. Однако его перемена мыслей была краткосрочной, потому что как только лягушки исчезли, он нарушил свое обещание отпустить израильтян.
Предупредите детей, чтобы они не нарушали того, что они обещают Богу. Возможно, Слово Божье быстро касается их сердец, но как только эти чувства проходят, они снова возвращаются к своим старым делам. Фараон жил на земле, чтобы послужить для нас печальным примером того, как не надо поступать.
(3) Мошки (москиты, либо вши - Исход 8:16-19). После этого Бог послал на них еще одно наказание, мошек, которые для египтян были особенно мерзкими. Даже фараоновы волхвы (маги) сказали, что это перст Божий - но фараон не стал их слушать.
Объясните детям, что даже тяжелые удары, разочарования, болезни и трагедии в нашей жизни допускаются Богом с добрым намерением - снова вернуть нас к Нему. Они предназначены для того, чтобы показать нам, какая трудная и горькая жизнь в непослушании и удалении от Бога. Учите ваших детей поступать так, как когда-то блудный сын, который пришел в себя после того, как его жизнь в удовольствиях была разбита голодом и нищетой, и затем отправился домой к своему отцу.
(4) Песьи мухи (Исход 8:20-32). Бог начал показывать фараону со всей ясностью, что эти наказания посланы Господом, на случай, если тот захотел бы счесть их за обычные естественные события. Это очередное наказание коснулось только египтян. Земля Гесем, где жили евреи, была совершенно чиста от этих насекомых. Мухи в Египте причиняют заболевания, особенно серьезные глазные болезни и слепоту, так что это наказание привело народ в ужас.
Фараон попытался пойти на уступку. Он предложил, чтобы евреи отпраздновали свой праздник, но только на египетской земле. Моисей не согласился с этим, и фараон еще раз пообещал отпустить народ, а затем, пытаясь вызвать жалость к себе, даже попросил за него помолиться (ст.28). Но затем он снова нарушил свое слово.
Предупредите детей, чтобы они не пытались торговаться с Богом. Когда Он требует от нас повиноваться и жить для Него, мы можем с легкостью успокаивать свою совесть, предлагая Ему взамен что-нибудь меньшее, чем это. Например: "Ну вот, я ведь хожу раз в неделю в воскресную школу, чего еще больше Господь от меня желает?" Или: "Я помолюсь, чтобы Господь сделал меня христианином, но при условии, что при этом я буду делать некоторые грехи." Предложенные фараоном уступки были всего лишь способом добиться того, что он на самом деле хотел, так что мы не должны обольщать самих себя, поступая подобным образом.
(5) Мор скота (Исход 9:1-7). На этот раз в Египте был поражен скот. Но - сердце фараоново ожесточилось (ст.7). К этому времени фараон так крепко привык сопротивляться Богу и ожесточать свое сердце, что уже ничего не мог с собой поделать. Господь сделал его сердце еще жестче. Этим примером Библия предупреждает, что случается с теми, кто добровольно и систематически отвергает голос Божий. Предупредите детей, что если они будут упорно отвергать Господа в свои юные дни, может наступить такое время, когда их сердца уже никогда не будут затронуты Словом Божьим снова.
(6) Нарывы (Исход 9:8-12). На этот раз египтян поразило еще худшее наказание - оно затронуло каждого лично. До сих пор наказания происходили в мире природы, и не привели фараона в чувство, поэтому теперь они коснулись здоровья людей. Иногда Господь неожиданно лишает нас возможности жить для земных удовольствий, когда забирает у нас некоторые из них. Но Он также может строго предупреждать нас через несчастные случаи или болезнь. Тела египтян покрыли нарывы. Мы читаем, что Господь ожесточил сердце фараона. Было ли это жестоким или нечестным действием со стороны Бога? Нет. Он объяснил Моисею причину этого (Исход 9:15-17). По всему было ясно доказано, что фараон не захотел слушать Бога, хотя Бог говорил к нему очень ясно и определенно. Поэтому его судьба была предрешена. Но Бог, в Своей любви и милосердии к нам, избрал фараона как предупреждение для нас, чтобы мы знали, что сопротивление Богу - это ужасное преступление. Фараон сам себе избрал такой конец, но его грех Бог употребил, чтобы предостеречь нас с вами.
(7) Град. (Исход 9:18-35). Пусть дети представят себе сильную грозу, сопровождаемую выпадением града. Какое сильное предупреждение в этом суде Господнем! Пятое наказание (падеж скота) уничтожило мясное продовольствие, а теперь град побил весь ячмень. Шаг за шагом у египтян отнималось то, что составляло для них предметы первой необходимости. Теперь их пропитание полностью стало зависеть от пищевых запасов, сделанных в предыдущие годы. В нашей жизни тоже часто случается так, что мы внезапно лишаемся вещей, от которых зависит наше удовольствие и счастье, однако люди могут оставаться такими же упорными по отношению к Богу, каким когда-то был фараон.
(8) Саранча (Исход 10:1-20). Опишите, как тучи саранчи опустошили огромные территории на египетской земле. Всякие злаки, еще оставшиеся после града, были уничтожены саранчой. Бывшая когда-то прекрасной земля обещавшая обильный урожай фруктов и зерна, была полностью опустошена. На этот раз даже фараоновы рабы предложили ему смягчиться. Но когда фараон услышал, что Моисей намерен взять с собой не одних только израильтян, но также их стада (ст.9), его одолело чувство алчности. Мысль о потере не только рабов, но также и их скота,была больше, чем он мог снести. Подобно человеку, бросающемуся в горящий дом, чтобы ценою своей жизни спасти мешок золота, фараон стал действовать безумно. Вот почему мы предупреждаем об опасности жить для мира и стяжания. В конце концов, мирская жизнь одолеет нас так, что расстаться с ней у нас не будет никаких сил - хотя она ведет нас к вечному осуждению и разлуке с Богом.
(9) Тьма (Исход 10:21-29). После того, как египетскую землю три дня покрывала тьма, фараон сделал свое последнее предложение, но оно далеко не соответствовало требованиям Божьим. Он чувствовал, что это была его последняя возможность, потому что сказал Моисею, чтобы тот больше не приходил к нему. На этот раз он пригрозил убить Моисея, если тот снова появится перед фараоном (ст.28). Как глупо! Моисей был посланником Божьим. Неужели фараон не понимал того, что Бог, пославший на Египет наказания, может легко защитить Моисея? Но жалкие люди иногда проклинают Бога до самой своей смерти - зрелище поистине трагическое. Дайте детям понять ваши переживания о том, чтобы ни один из них не опустился до того, чтобы выкрикивать Богу (в своем сердце): "Уходи! Оставь меня в покое!"
Время для фараона истекло. На следующем уроке мы увидим, что Господь особыми путями освободил Свой народ так, что ни один из них не лишился жизни. Взяв с собой запасы египетского золота и серебра, они покинули Египет по приказу самих же египтян!

Искуплены! (51)
Пасха
Исход 11 - 12:42; 1 Петра 1:18-19

Цель: показать детям, что значит искупление, и затем объяснить им, как много стоило для Господа искупить Свой народ.
Вступление для преподавателей
Так же, как и другие великие библейские истины, тема искупления выдержала испытание временем и сегодня также дает наглядную картину Божьего пути спасения, легко понимаемую и любимую детьми. Преподаватели должны также прочесть Левит 25:47-55 и 27:1-13.
Однако здесь надо сделать одно предупреждение. Хотя слово "кровь" имеет богатое значение для христиан, надо помнить, что мирская жизнь вызывает у детей неверующих совершенно другие ассоциации, связанные с этим словом. Маленькие дети могут быть без надобности потревожены неправильным подчеркиванием этого слова. Нам было бы печально, если бы они ушли домой с представлением о нас, как о странном культе, где почитаются кровавые жертвоприношения. Поэтому мы должны обеспечить ясное изложение истины для юных умов, точно следуя библейскому образцу.
Обзор урока
Напомните классу, каким трагическим было состояние евреев, о чем говорилось на предыдущих уроках. Спросите детей, в каком смысле можно сказать, что мы тоже являемся рабами. Объясните, что в те дни раба можно было освободить, если кто-нибудь соглашался купить свободу. Этот процесс назывался искуплением (выкупом). Для младших детей можно предложить такую иллюстрацию: молодого человека продают в рабы, потому что его семья слишком бедна, чтобы обеспечить содержание, но как только старший брат этого молодого человека сумел накопить достаточно денег, он попытался договориться с хозяином о его выкупе. Итак, старший брат выкупил младшего ценою денег. Бог совершает искупление Своим всемогуществом и властью. (Бог ведь не платил фараону за евреев). Искупление показывает нам:
(1) Слабость и беспомощность раба или пленника, который не в состоянии сам себя освободить.
(2) Чувство родства, любви и милосердия, которое руководило тем, кто совершал выкуп.
(3) Результат искупления: выкупивший приобретает пленника как бы в свою собственность, заплатив за него дорогую цену.
Хотя Господь не платил ничего фараону, тем не менее, данная картина искупления справедлива в отношении избавления Израиля во всех трех аспектах. Бог заплатил за Израиль в смысле Его заботы, применения силы, а также в терпении и доброте по отношению к ним.
Милость и сила, проявленные в искуплении. Представим себе, насколько великим было дело искупления в Египте. Кто бы мог позволить себе выкуп целой нации рабов? Какой рабовладелец допустил бы покупку всей своей рабочей силы? Или какой могущественный народ стал бы воевать ради их освобождения? Только всемогущий Бог мог осуществить их освобождение действием Своей силы и милости.
Искупление рабов из Египта содержит в себе прекрасную картину намного большей цены, которую Бог был намерен однажды заплатить за избавление Своего народа из плена греха. Опишите события Пасхальной ночи, подчеркнув следующие моменты:
а) Моисей повелел людям взять ягненка из своих собственных стад. Напомните классу, что это составляло существенную часть их скудного имения. У них не было ни собственности, ни драгоценностей, ни собственных домов, а только небольшое количество домашних животных.
б) Ягненок не должен был быть больным или увечным, но полноценным молодым самцом без всякого порока и изъяна.
в) Они должны были заколоть ягненка и приготовить для еды, но его кровь нужно было сохранить и помазать ею косяки дверей в своих домах. Это было очень важно, так как кровь служила знаком для ангела смерти (который должен посетить Египет в ту ночь), что жители этого дома принадлежат Господу.
Как только косяки дверей были помазаны кровью, семейство должно было испечь ягненка, наспех приготовить хлеб и быть готовым отправляться в путь! Это должно заинтересовать детей. Продолжите объяснение таинственного хода этих событий. Напомните детям, что Бог предупреждал фараона много раз, но фараон сопротивлялся Господу. Теперь пришло время Богу действовать.
В ту ночь Бог послал Своего ангела в каждый египетский дом, чтобы умертвить старших сыновей во всех этих семьях. Египтяне (которые в течение многих лет топили в реке еврейских младенцев), теперь почувствовали горечь смерти на своих собственных семьях. Она пришла во все семьи, начиная от дворца и до самого низкого сословия - за исключением скромных хижин еврейских рабов, где на косяках дверей был знак, помеченный кровью.
Их выгнали! Представьте, каким был результат! Египтяне, уже уставшие от наказаний, теперь потребовали, чтобы фараон отпустил евреев. Евреи были удивлены тем, что после проявленного фараоном упорства, воля деспота была сломлена за одну только ночь, притом без всякой битвы и применения оружия. Первородные сыновья евреев были благодарны Господу за то, что остались в живых, и вместе с семьями собрали свои вещи и поспешно покинули египетскую землю, захватив с собой ценности, которые египтяне готовы были отдать им в тот момент.
Агнец Божий. Итак, приблизительно два миллиона человек (600.000 мужчин вместе с их женами и детьми) покинули Египет, причем каждая семья знала, что в определенном смысле своей свободой они были обязаны смерти ягненка. Бог сказал Своему народу, что они никогда не должны забывать эту ночь. Господь Иисус говорил об этом же незадолго перед Своей смертью. Чему учит нас эта великая Пасхальная ночь? Что говорит она о Божьем пути нашего искупления от греха?
(1) Поясните, что люди находятся под властью сатаны добровольно. Они сами решили повернуться спиной к Богу и предпочитают слушать дьявола. Однако выбранный ими хозяин жесток. Он заставляет их служить ему всю жизнь, а затем бросает их в ад. Кто же может освободить их от такой участи? Вдобавок к этому, из-за очень многих своих грехов люди глубоко виновны и приговорены Богом на вечное осуждение. Что же должен был сделать Бог, чтобы предоставить каждому из нас возможность освобождения от вины греха и рабства сатаны?
(2) Так же, как евреям надо было отдать что-то ценное из того, чем они обладали (ягненка), так Бог должен был отдать Своего Единородного Сына ради нас. Еще до того, как появился этот мир, Господь Бог был согласен, чтобы Его Сын, Господь Иисус, отдал Свою жизнь за Свой народ.
(3) Евреи должны были отдать ягненка без порока и изъяна. Когда Бог должен был заплатить за наше искупление, Он отдал Того, Кто был безгрешен. Попросите детей назвать имя того единственного Человека, Который жил в мире, не совершив ни разу ни единого греха. Объясните детям, что поскольку Господь Иисус не согрешил и поэтому не заслужил смерти, Он мог предложить в жертву Свою жизнь, чтобы освободить нас. Он умер вместо нас, занял наше место. (Конечно, Бог ничего не платил сатане за наше освобождение. Но Спаситель должен был уплатить цену - наказание - за наши грехи, чтобы избавить нас от сатаны).
(4) Кровь ягненка наносилась на косяки дверей в домах у евреев. Если бы они не принесли ягненка в жертву и не поверили в то, что его кровь предохранит их от гибели, первенцы у евреев пострадали бы точно так же, как и у египтян. Они были искуплены кровью ягненка. Через это они должны были познать, что их искупление - дело далеко не легкое. Нужно было отдать чью-то жизнь прежде, чем они свободно вышли из Египта. Это также показывает, что Бог посылает Свою помощь только тем, кто полагается на Него.
Не серебром и не золотом. Покажите классу, что прощать грехи - нелегкое дело для Бога. Мы блуждали далеко от Бога, совершили против Него много тяжких грехов и продали самих себя сатане. Можем ли мы предположить, что могли бы получить свое избавление за деньги? Если бы Бог предложил в уплату за нас серебро или золото, были бы мы спасены? Нет, для нашего искупления требовалось что-то намного более ценное - самое дорогое во всей Вселенной. Иисус должен был претерпеть ужасные мучения и осуждение, которое по справедливости полагалось нам, для того, чтобы нас освободить. Вот как сказал об этом апостол Петр: - Не тленным серебром или золотом искуплены вы,... но драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого агнца (1 Петра 1:18-19). Иоанн Креститель сказал об Иисусе: Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Иоанна 1:29).
Бог отдал Сына Своего Единородного. Спросите детей, задумывались ли они когда-нибудь серьезно над тем, какую цену заплатил Иисус ради искупления христиан. Осознают ли, что Бог, сотворивший все, так возлюбил нас и так желал нашего возвращения к Нему, что согласился смотреть, как Его возлюбленный Сын умирал в муках ради нас? Понимаем ли мы слова Господа Иисуса, когда Он сказал, что пришел - отдать душу Свою для искупления многих (Матфея 20:28)? Думали ли мы над тем, какой сильной была любовь Христа, заставившая Его сознательно взять на Себя наше наказание (нам надо только поверить в это)? Понимаем ли мы, что нам необходимо довериться жертве Господа Иисуса, чтобы спастись?
Если бы какая-нибудь еврейская семья не приняла для себя покровительство в жертвоприношении ягненка и не помазала кровью косяки дверей, она не была бы защищена от ангела смерти. Им никак не помогла бы вера и уважение к инструкциям, если бы они их не выполнили и не поместили самих себя под защиту крови жертвенного ягненка. Так и сегодня, наши грехи не могут быть прощены Богом, мы не можем получить новое сердце и новую жизнь от Бога, не можем принять Его благословения и идти в небо, если мы не доверим самих себя заботе и покровительству Агнца Божьего, Спасителя, а это значит, что мы должны отдать Ему свою жизнь, положиться на Него и просить у Него прощения и спасения.
Наглядные пособия
Нарисуйте старую деревянную дверь с двумя косяками и каменной перекладиной. Объясняя события Пасхальной ночи, закрасьте косяки и перекладины красным цветом, чтобы показать, как они были помазаны кровью ягненка. Внизу под рисунком можно написать слова из 1 Петра 1:18-19 и предложить детям выучить их наизусть.

Руководство (52)
Израильтяне начинают свое путешествие
Исход 13:17-22

Цель: показать, как бессмысленна жизнь без Бога. Описать христианскую жизнь, как великое путешествие, имеющее вполне определенную цель и Господне руководство.
Вступление для преподавателей
На последующих трех уроках мы будем говорить не только о тех удивительных событиях, которые видели евреи, но мы также покажем, что все христиане переживают на опыте руководство и присутствие Божье в своей жизни. Этим мы заинтересуем неверующих и дадим пастырский совет новообращенным в нашем классе.
У детей легко может возникнуть впечатление, что христиане поворачиваются спиной к мирским удовольствиям только для того, чтобы обеспечить себе какие-то далекие благословения на небе. Данные три урока дадут нам живые, наглядные примеры непрерывного потока чудесных переживаний, наполняющих жизнь настоящих христиан.
Обзор урока
Начало путешествия. Предложите классу вспомнить, как еврейский народ был освобожден от египетского ига за одну ночь (притом без всякого военного вмешательства). Опишите Пасхальную ночь, в которую еврейские семьи вышли из Египта со своими стадами, вещами и ценностями, взятыми у египтян.
Их было свыше 600.000 мужчин (Числа 1:46), а вместе с женщинами и детьми как минимум два миллиона. Помогите детям представить, как выглядел столь большой стан.
(1) Цель путешествия. Израильтяне никогда не покинули бы Египет, и Бог не вывел бы их оттуда, если бы у них не было цели, куда идти. Еще за сотни лет до этого Господь обещал привести их в их собственную землю, землю, где течет молоко и мед (Исход 13:5), землю Ханаанскую.
Без цели. Напомните классу, что самое важное в любом путешествии - это конечная цель. Сравните, например, как глупо выглядит семья, собравшаяся провести выходной день без всякой мысли о том, какой дорогой добираться, и куда вообще они едут. Сравните их с многими людьми, которые отправились в жизненное путешествие, не зная ничего о том, куда приведет их дорога жизни. У них слабое представление о том, чего они хотят добиться в этом мире, они ни разу не подумали, что с ними будет в мире будущем. Совсем другое дело у христиан. Они знают, куда они идут, и видят эту жизнь как подготовку к той прекрасной жизни, которая ожидает их впереди, на небе.
(2) Маршрут. Народ израильский оставил Египет в спешке. Они не были подготовлены к такому путешествию. Один только Моисей имел представление о жизни за пределами Египта, и впереди их ожидали многие опасности и трудности. Представьте себе, какой был бы хаос, если бы эта огромная толпа была брошена на произвол судьбы, чтобы самим искать себе дорогу. Расскажите классу о Божьем руководстве. Опишите картину величественного столпа, облачного днем и сверкающего огнем до небес ночью, который Бог послал перед ними, чтобы они не заблудились. Где бы они ни находились, в любое время они знали, что надо смотреть на столп дыма и огня и следовать за ним.
Без пути. Многие люди идут по жизненной дороге без Божьего руководства. Предложите детям описать жизнь обычного мирского человека. Она столь бессмысленна! Весь жизненный опыт такого человека можно подытожить примерно так:
Утро, обед, вечер, ночь.
Подъем, работа (школа), телевизор, отбой.
Человек растет, работает, женится, обзаводится семьей, стареет, заболевает, умирает.
Помогите детям увидеть, как мало пользы во всех этих житейских трудах и заботах. Когда придет час хоронить человека, все это покажется бессмысленным и бесцельным. Жизненный путь христианина, наоборот, имеет смысл и цель. Его жизнь принадлежит Господу и находится в Его употреблении. Слово Божье руководит им, сияет, как яркий свет в темноте этого мира, и дает ясные и определенные указания. День за днем, при любых переживаниях, приятных или горьких, христианин все больше становится похожим на Царя той страны, в которую он держит путь. Он хочет жить для Господа так, чтобы и другие пожелали присоединиться к нему в этом великом путешествии. Спросите детей, не блуждают ли они по жизни без цели. Предложите им прекратить влачить бессмысленную жизненную каторгу вдали от Спасителя.
(3) Путеводитель на распутье. Вскоре после выхода из Египта израильтянам пришлось принимать трудное решение. Какой дорогой должны они были пойти? Пойти ли прямым прибрежным путем или более длинным, но безопасным путем через пустыню? Господь знал, что встреча со свирепыми филистимскими воинами деморализует евреев, поэтому Он повел их южной дорогой к Синаю, то есть более длинным путем.
Без путеводителя. Что происходит с неверующим человеком, когда он оказывается "на распутье" жизни? Преподаватель может использовать наглядные пособия, чтобы показать главные жизненные перекрестки. Карьера - какую работу я хотел бы иметь? Женитьба - может ли он или она дать мне счастье? Дом - где я буду жить? Семья - так много проблем! Неверующий человек должен принимать все эти решения сам. Иногда он может обратиться за советом к другим людям, но они могут ошибаться так же, как и он сам. Христиане имеют чудесного Путеводителя. Наш Советник никто иной, как Сам Всемогущий Господь, Который все знает и видит, и бесконечно премудр. Более того, Он любит и заботится о тех, кто служит Ему.
(4) Под руководством. Израильтяне следовали Божьим наставлениям, а мы знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу (Рим. 8:28).
Без руководства. Напомните классу, что большая часть жизни неверующих проходит без руководства. Большинство людей разговаривают о случаях, судьбе или удаче. К какому исходу, плохому или хорошему, приведут те или иные решения в их жизни? Как сложится их семейная жизнь, будет ли она удачной? Что произойдет в их жизни? У неверующего нет Друга в небе, нет помощника на пути странствования по жизни. Задайте детям вопрос, хотят ли они полагаться на волю случая в их жизни.
Как вступить на небесный путь. Напомните детям, что путь к Богу начинается у Голгофского креста. Никто не может встать на путь в небо, не увидев прежде своей нужды в прощении. Мы должны раскаяться во всех своих проступках и возложить упование на Спасителя, Который умер за всех раскаявшихся грешников.
Объясните, что некоторые надеются попасть на небо другим путем, например, посредством соблюдения обрядов. Господь Иисус сказал, что это невозможно. Он является единственным путем, и никто не приходит к Богу, как только чрез Него.
Наглядные пособия. "Круг жизни" понравится детям и живо напомнит им об однообразии жизни без Бога.

Защита (53)
Переход через Чермное море
Исход 14:5-31; Кол.1:13

Цель: Дать детям практическое описание обращения. Помочь всем ищущим придти ко Христу чрез веру.
Обзор урока.
Напомните классу, каким чудесным образом народ израильский, нация рабов, был выведен из Египта в Пасхальную ночь. Освободившись от оков рабства, они двинулись в путь. Однако им нужно было преодолеть одно существенное препятствие, прежде чем покинуть египетскую территорию и отпраздновать полное освобождение.
Некоторые дети испытали переезд из одной страны в другую, с волнением наблюдали, как проверяют их паспорта, им знакомо чувство, что значит ступить на новую землю и т.д. Таким детям легче оценить, насколько более значителен подобный шаг для людей, покидающих вражескую территорию.
Объясните, что обращение к Богу можно сравнить с подобным переживанием. Когда мальчик или девочка переживают обращение, это равнозначно тому, что они оставляют один мир (царство греха и тьмы сатаны) и вступают в другой - царство Бога.
Может быть, в классе есть дети, осознающие, что жить в мире означает жить в рабстве, рабстве греха. Они пришли к пониманию, что можно получить освобождение. Однако, они, возможно, еще не переступили через жизненный барьер.
Гнев фараона. Опишите ярость фараона, когда он полностью осознал, что произошло. Помогите классу представить наполовину выстроенные города. оставшиеся без рабов-строителей. И он решил догнать своих бывших рабов и вернуть их.
Опасность! Помогите классу представить, как отреагировали израильтяне, услышав позади себя грохот армии фараона, нагоняющей их. Осознав свое опасное положение, они впали в панику. Они оказались в западне между лежащим впереди морем и египетской армией позади.
Люди переживают подобное, когда начинают впервые искать Бога. Они не могут очень хорошо молиться, не могут грешить, как прежде, и не могут сказать о себе, что уже пережили обращение. Кажется, еще остается огромное "море" между ними и определенностью познания Христа. В то же самое время они чувствуют, что их "нагоняют" грехи старой жизни, готовые в любой момент затянуть их в свою ловушку.
Что можно сделать? Вполне очевидно, что израильтяне ничего не могли сделать, чтобы спасти самих себя. У них не было оружия, они были слабы и отягчены своим багажом. Они впали в отчаяние и стали жаловаться Моисею.
На их крики Моисей ответил: "Не бойтесь, стойте и увидите спасение Господне" (Исх. 14:13). В этом был ключ к их освобождению, в этом заключается и наше обращение. Подобно им нам нужно осознать, что мы ничто не можем сделать, чтобы спасти себя. Наша вина, подобно клокочущему морю, лежит между нами и Богом, и мы никак не можем перешагнуть через нее. Мы не можем уплатить цену греха, не можем возместить потери из-за греха, не можем преодолеть наш грех. Мы никак не можем избегнуть осуществление приговора осуждения, вынесенного нам. Мы не можем дать сами себе духовную жизнь и силу, которые являются существенной частью нашего обращения.
Мы нуждаемся в спасительной операции, выполненной Богом. Мы должны прекратить мыслить, что мы сможем когда-либо заработать или заслужить Божье прощение. Мы должны отказаться от мысли, что можем стать христианами благодаря нашим собственным усилиям. Мы должны обратиться к Богу, единственному, Кто может спасти нас.
Защищенные. В ту ночь израильтяне увидели, как огромный облачный столп, управляемый Господом, передвинулся и стал между ними и египтянами. Заверьте детей, что как только они обратятся к Господу за прощением грехов и новой жизнью, они станут свидетелями чуда такого же великого, как когда-то израильтяне, увидевшие, как море разверзлось перед ними.
Идите вперед! Правильно и своевременно сказал Моисей народу: "Будьте спокойны! " Но когда Моисей начал молиться Богу о помощи, Бог ответил: " Скажи сынам Израилевым, чтобы они шли" (ст. 15). Моисей простер руку на море, и воды расступились, и израильтянам оставалось только идти. Бог Сам проложил для них путь среди бушующих волн.
Точно также происходит при обращении. Как только мы сознаем, что не можем сами себя спасти и целиком доверяемся тому, что совершил Иисус на Голгофе, взяв наказание за грехи наши на Себя, как только мы сознаем, что нуждаемся в том, чтобы Бог изменил нашу жизнь, тогда мы становимся готовы отдать Ему свою жизнь и обращаемся к Нему за прощением. Если мы искренне раскаиваемся и обращаемся ко Христу, как к Господину нашей жизни, тогда Бог, читающий наши сокровенные мысли, изменит нашу жизнь. Мы молимся, зная и веруя, что Бог слышит нас. Мы обещаем оставить грех, уверенные в том, что Господь поможет нам сделать это. "Идите!" - говорит Господь. Мы должны немедленно обратиться к Господу, чтобы пережить чудо новой жизни.
Новая земля. Опишите, с какой радостью ступили израильтяне на противоположный берег, как они вдыхали воздух другой земли. Наконец-то они оказались далеко от Египта!
Сравните их переживания с чувствами возрожденного христианина. Неожиданно Господь совершил для них то, что они никогда не могли сами совершить. Душа осознает, что она получила новую природу, и исчезло всякое желание к старой жизни. Вместо чувства грусти по старым грехам, таким как ложь, гнев, жестокость, и т.д., человек испытывает облегчение, что все они потеряли власть над ним. Он осознает, что совершенно новая жизнь открылась перед ним - хождение с Господом в этом мире, ведущее к вечной жизни в обетованной небесной стране. Расскажите детям, что означало обращение для вас.
Враг побежден. Великая египетская армия с воинственными криками двинулась вперед, держа наготове копья и кнуты, которыми они так часто приводили израильтян к повиновению. Колесницы следовали одна за другой, чтобы вернуть рабов. Израильтяне видели поднимаемую ими пыль, слышали устрашающий шум колес и тяжелое дыхание коней, крики великого множества воинов. Но как только они достигли середины моря, Господь сделал так, что колеса у колесниц стали отваливаться и воцарилась паника, так как египтяне осознали, Кто совершил все это. Бог повелел Моисею простым движением руки вернуть воды. Египтяне были потоплены, и на этом все закончилось.
Если мы обратились, сможет ли сатана все разрушить и вернуть нас к старой жизни? Сколька будет длиться наше христианство: неделю или две? Захотим ли мы вернуться к нашей прежней жизни? Будут ли греховные привычки иметь над нами слишком большую власть? Нет, если мы действительно пережили обращение. Точно так же, как была разбита преследовавшая армия, так и наша старая жизнь теряет силу и не имеет над нами власти. Если мы пережили истинное обращение, Бог сохраняет нас в течение всей жизни.
Призывайте детей молиться Богу, чтобы Он избавил и освободил их, чтобы они вполне могли насладиться чудесной, почти неописуемой,радостью рожденного свыше человека. Предложите детям, пережившим подобное, поделиться об этом с учителем воскресной школы. А все те, кто еще не сделал этого шага, должны получить уверенность, что, обратившись к Богу искренне и с верой, они тоже смогут пережить проявление силы Божьей в своей личной жизни.

Снабжение (54)
Пища и вода, посылаемые Господом.
Исход 15:22-27; 16:1-31; 17:1-7; Иоанна 6:26-35.

Цель: покажите, что христианская жизнь полна чудес и разнообразных переживаний, а отнюдь не является скучной и несчастной. Чудесное снабжение, описанное в этом уроке, использовалось Господом Иисусом как прообраз Самого Себя. И мы должны проводить подобные параллели.
Обзор урока
Воды Мерры (Исх. 15:23-26). Рассмотрите вместе с классом проблему, с которой столкнулся Моисей, как только они вышли из Египта. Напомните, что вместе с ним в пустыне было около двух миллионов человек, которых нужно было обеспечивать. Хотя в некоторых частях пустыни, как, например, в Элиме, было немного пищи и воды, однако и их было недостаточно для такого огромного количества людей. Опишите, какой ужас охватил Израильтян, когда через три дня пути они прибыли к большому озеру и обнаружили, что вода в нем была горькой и непригодной для питья. Но у них не было нужды жаловаться Моисею, так как незадолго до этого они уже были свидетелями Божьей силы, проявленной ради них. Указания Господни были просты. Моисею только надо было бросить в воду дерево, указанное Господом и горькая вода в источнике стала сладкой, приятной на вкус. Какой замечательный опыт!
(а) Наша жажда. Объясните, что у нас есть проблемы, которые можно сравнить с трудностями Моисея и израильского народа. Путешествуя по "пустыне жизни", нам приходится испытывать большие нужды. Каждый день мы жаждем чего-то лучшего и большего, нежели нам может предложить мир. Очень многие дети зависимы от развлечений и забав, громкой музыки и кричащего окружения, чтобы смотреть на жизнь через них. Но эти "подпорки" не могут дать полного или длительного удовлетворения человеческой душе. Удовольствия и развлечения, предлагаемые этим миром, подобны водам Меривы, то есть загрязнены. Некоторые из них хороши и полезны, но многие загрязняют нас, потому что способствуют и поощряют злые мысли и противоречат вере в Бога. Эти воды горькие, потому что влияют на наше мышление и формируют нашу личность.
(б) Живая вода. Опишите высшие блага, которые Господь посылает Своим детям. Иисус обещал дать живую воду всем, просящим у Него (Иоан.4:10). Объясните детям, что Он не только спасает нас, но дает жизнь, полную смысла и цели, и ежедневно пребывает с нами.
Расскажите, как юные верующие души каждое утро пробуждаются с сознанием, что Господь с небес надзирает за ними и пребывает с ними. Каждый день они могут узнавать что-то новое о Нем. Каждый раз, проходя через трудности и проблемы, они сознают, что Он, Всемогущий, с ними, охраняет их и заботится о них. Христианская жизнь представляет собой волнующее переживание, и не является скучной и однообразной. Постоянно, неделя за неделей, Господь помогает Своему народу во всех сферах жизни, включая борьбу с грехом и сатаной. Они часто одерживают победы, а неудачи и разочарования только приближают их к Иисусу, Который всегда готов простить нас, если мы искренне раскаиваемся. Люди, являющиеся христианами сорок или пятьдесят, а то и больше лет, могут засвидетельствовать, что хотя они и оставляли Господа, Он никогда не оставлял их. Многие люди с сожалением оглядываются на прожитую жизнь, но знающие Господа никогда не испытывают этого чувства.
(2) Манна и перепела (Исх.16). Скоро у израильтян кончились запасы пищи, и, казалось, нет никакой возможности прокормить два миллиона людей. Вместо того, чтобы обратиться к Господу, Который так часто помогал им прежде, многие стали роптать на Моисея, сожалея, что вышли из Египта.
Но вновь самым чудным образом Бог проявил Свою заботу и доброту даже к ропщущим людям. Проснувшись на следующее утро, народ обнаружил, что вся земля вокруг их стана усыпана огромным количеством восхитительной сладкой манны. Никто не слышал звуков подъезжающих машин с хлебом, но каждое утро (за исключением субботы) доставлялся этот хлеб небесный, и так в продолжение всего их путешествия. Ее можно было варить, из нее можно было выпекать (ст.23), она была мелкой, круповидной, подобно кориандровому семени, на вкус напоминающая лепешки с медом. Когда народ впервые увидел ее, то с изумлением спрашивал: "Что это?" (ст.15). Никто не знал, что это, поэтому и говорили "манна" Слово манна в переводе с еврейского означает "Что это?"
В добавление к сладкой манне Бог каждый вечер посылал им перепелов к ужину. Не какой-то мясник организовывал поставки птицы, но весь стан был устлан перепелами, посылаемыми Господом бесплатно для всех. Ни в одной книге по истории мира вы не найдете ничего подобного.
Манна спускалась с небес каждое утро для утоления голода у израильтян, и это служит прообразом, как Господь посылает духовную и вечную жизнь всем, верующим в Него. Проведите некоторые параллели:
(а) Бесплатный дар. Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес (Иоан.6:32). Объясните, что подобно тому, как голодные Израильтяне каждый день находили за станом манну - дар Небес, так Сам Иисус Христос и вечная жизнь, которую Он принес, являются бесплатным даром Божьим для нас (Рим.6:23). Обычно люди вспахивают землю, сажают семя, поливают растения, собирают урожай, мелют зерно, прежде чем получить хлеб. Но манна, однако, появилась сама собой- подарок, которому не предшествовало с их стороны ни сеяние, ни труд.
Подобным образом Господь Иисус Христос отдал Себя Самого нам как дар, чтобы стать нашим Спасителем. Только Он мог понести наше наказание за грехи и купить нам спасение. Только Он жил жизнью совершенной, достойной, чтобы заработать для нас небо. Спасение должно быть бесплатным. Какой "труд" можем совершить мы, грешники, чтобы внести лепту в наше спасение? Ответ один - никакой. Самые лучшие наши усилия приравниваются к грязным лохмотьям в глазах Божьих, Который знает наши побуждения и поиски сердца. Ни один человек никогда не жил совершенной жизнью, исполняя все заповеди Божьи. Уже в маленьких детях видно, какие глубокие корни имеют в человеческом сердце такие пороки, как гнев, эгоизм, жадность и злоба, делая нас непригодными для неба.
Только Господь может сделать нас пригодными для неба. Он единственный прожил праведной, совершенной в очах Божьих жизнью, и только те, кто признал свою собственную непригодность и безнадежность и целиком доверились Ему и Его бесплатному дару, могут получить вечную жизнь.
(б) Дар, дающий жизнь. Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет жаждать никогда (Иоан.6:35). Напомните детям об увиденных фотографиях умирающих от голода людей с истощенными телами. Вот чего боялся народ израильский, оказавшись в пустыне.
Можем ли мы представить, какими голодными и ослабевшими являются наши души без Божьего благословения? Сознаем ли мы, что мы подобны умирающим от голода людям, не имея жизни в своих душах? Манна принесла жизнь людям, столкнувшимся с голодом, и Иисус Христос приносит духовную жизнь всем верующим в Него.
(в) Постоянство. Манна никогда не прекращалась. Так продолжалось сорок лет, пока они не достигли обетованной земли, где уже не было необходимости в ней. Стать христианином означает стать чадом Божьим, а принадлежащий Христу пребывает вечно. Когда человек становится чадом Божьим, он испытывает Божьи благословения всю земную жизнь и в вечности. Христиане также постоянно познают что-то новое из Слова Божьего, всегда испытывают проявления Божьей благости на протяжение всей своей жизни.
(г) Для личного пользования. И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба ... чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет (Исх.16:4). Напомните, что израильтяне должны были каждое утро собирать положенное на каждое семейство количество манны (гомор на человека) - каждый собрал, сколько ему съесть (Исх.16:18).
Все это напоминает нам, что каждый из нас должен прийти и поверить в Иисуса Христа лично, чтобы получить жизнь вечную (Иоан.6:35 и 51). Господь призывает каждого из нас последовать за Ним. Вокруг стана Израильского была рассыпана манна, но она не принесла бы пользы для тех, кто отказался собирать и есть ее. Мы можем жить в христианской семье, иметь друзей-христиан, ходить в воскресную школу, но пока мы сами не уверуем в Господа Иисуса Христа, мы не переживем обращения (Марк.16:16; Иоан.3:8). Кто-то может молиться за нас, но только я сам могу обратиться со словами: "Господи, прости меня и обрати меня ".
Дополнение. Старшие классы, уже знакомые с материалом, могут разбирать стихи 22-31 и извлекать драгоценные уроки относительно указаний собирать до субботы только и что следовало при невыполнении этих правил. Условия получения спасения такие же точные, его нельзя получить никаким другим путем.
(3) Вода в Хориве (Исх.17:1-7). Моисей опять оказался в подобной исключительной ситуации, когда все общество пришло в Рефидим. Они находились в глубине пустыни, со всех сторон окруженные гористой местностью, здесь у них была последняя возможность найти воду. Неудивительно, что Моисей обратился к единственному известному ему Помощнику, и Господь сказал ему ударить по скале, из которой должна пойти вода. До этого момента у них были большие запасы питьевой воды, и им напоминалось, что они согрешали, не доверяя силе Божьей. Наступит день, когда Моисею представится великое преимущество встретить Бога и говорить с Ним, как было когда-то, лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим (Исх.33:11), и Господь позволил Моисею увидеть славу Его сзади (Исх.33:18-19). Не удивительно, что верующие считают, что даже самое лучшее в жизни неверующей не может сравниться с превосходством познанием Христа и пребывания в Нем (Фил.3:8-11).
Приведите несколько примеров из жизни христиан и истории церкви, подтверждающих, как Господь продолжает благословлять и участвовать в жизни всех тех, кто трудится для Него. Призывайте детей не пренебрегать такими доступными для них богатствами.