1 и 2 Царств
Наш YouTube - Библия в видеоформате и другие материалы.
Христианская страничка
Лента обновлений сайта
Медиатека Blagovestnik.Org
в Telegram -
t.me/BlagovestnikOrg
Видеобиблия online

Русская Аудиобиблия online
Писание (обзоры)
Хроники последнего времени
Українська Аудіобіблія
Украинская Аудиобиблия
Ukrainian
Audio-Bible
Видео-книги
Музыкальные
видео-альбомы
Книги (А-Г)
Книги (Д-Л)
Книги (М-О)
Книги (П-Р)
Книги (С-С)
Книги (Т-Я)
Новые книги (А-Я)
Фонограммы-аранжировки
(*.mid и *.mp3),
Караоке
(*.kar и *.divx)
Юность Иисусу
Песнь Благовестника
старый раздел
Бесплатно скачать mp3
Нотный архив
Модули
для "Цитаты"
Брошюры для ищущих Бога
Воскресная школа,
материалы
для малышей,
занимательные материалы
Список ресурсов
служения Blagovestnik.Org
Архивы:
Рассылки (1)
Рассылки (2)
Проповеди (1)
Проповеди (2)
Сперджен (1)
Сперджен (2)
Сперджен (3)
Сперджен (4)
Карта сайта:
Чтения
Толкование
Литература
Стихотворения
Скачать mp3
Видео-онлайн
Архивы
Все остальное
Контактная информация
Поддержать сайт
FAQ


Наш основной Telegram-канал.
Наша группа ВК: "Христианская медиатека".
Наши новости в группе в WhatsApp.

Джил Мастерс

Уроки на всю жизнь

Книга 3. Раздел 15.

Оглавление

Грех есть отвержение Бога (119). Илия встречается с Ахавом. 3 Царств 16:29-17:16
Грех есть поклонение другим "богам" (120). Илия делает вызов народу на горе Кармил. 3 Царств 18
Грех калечит совесть (121). Виноградник Навуфея. 3 Царств 21, 22:34-38; 4 Царств 9:30-37 и Пс.102:8-18
Грех вызывает смертельную болезнь (122). Проказа Неемана исцелена. 4 Царств 5:1-19
Грех ведет к смерти (123). Сын Сонамитянки. 4 Царств 4:8-37
Грех есть вражда против Бога (124). Сирийское войско нападает на Елисея. 4 Царств 6:8-23
Грех - это неверие Божьим обещаниям (125). Сбылось предсказание Елисея об изобилии. Читайте 4 Царств 6:24-33, чтобы иметь представление, и 4 Царств 7:1-20 по теме урока
Обзор (126)

Раздел 15
1 и 2 Царств - Илия и Елисей
Грех и избавление от него

119 Грех есть отвержение Бога
И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Господа более всех, бывших прежде него. Какая ужасная характеристика! С чего все началось? Куда привело? Производя суд над Ахавом, Бог одновременно являет величайшую милость и заботу к тем, которые любят Его, а Он никогда не изменяется.
120 Грех есть поклонение другим "богам"
С вершины горы обратился пророк к израильскому народу, предлагая им сделать выбор, кому они будут служить - Ваалу или Господу. Он предложил сделать простое испытание, и таким образом подвергнуть испытанию обоих богов. До наступления ночи народ убедился, что Господь есть Бог. Нам также предстоит сделать выбор между Господом и богами этого мира. Мы не можем служить двум богам одновременно.
121 Грех калечит совесть
Прежде чем Илия произнес слово, Ахав уже знал, что он пришел, чтобы принести беду. Совесть подсказала ему, что Бог знает, ценой чьей жизни его жена приобрела виноградник соседа. Дети особенно должны прислушиваться к тому, что подсказывает им совесть.
122 Грех есть смертельная духовная болезнь
Известный военачальник ищет средство против проказы. И хотя в качестве средства против проказы ему предлагают унизительную процедуру - окунуться в реку, он идет на это. Какой результат? Он возвращается домой абсолютно здоровым. Куда должны мы идти, чтобы получить омытие грехов? Где можно найти средство против смертельной болезни - греха?
123 Грех - причина смерти
Библия характеризует нас всех как мертвых во грехах. Есть ли какая надежда для человека? Рассуждая на этом уроке о том, как Господень слуга вернул мертвого мальчика к жизни, мы увидим, что такая надежда есть.
124 Грех есть вражда против Бога
Необъяснимый интеллект проводит работу против сирийского царя. Его армия терпит поражение от одного человека. Вместо того, чтобы оказаться в тюрьме, побежденная армия устраивает праздник и воцаряется мир! Наша самая великая нужда - найти мир с Богом.
125 Грех есть неверие Божьим обетованиям
Людям, в буквальном смысле умирающим с голода, обещается, что через день пища будет раздаваться по доступной цене. Слишком хорошо, чтобы этому верить, не так ли? Некоторые сомневаются, что предсказания Елисея сбудутся, но так оно и происходит. Божьи обещания о прощении, водительстве нас по жизни и небесном доме кажутся слишком хорошими, чтобы им верить. Как ужасно, если мы не пользуемся Божьими благословениями только потому, что сомневаемся в Его силе исполнить Свои обетования.
126 - Обзор
При изучении этого раздела мы узнали, что грех, подобно чудовищу, имеет много голов. Можете ли вы запомнить его основные характеристики? Узнали ли вы путь возвращения к Богу, который так ясно был показан на этих уроках?
Вступления к этому разделу для учителей
Многие дети не видят своей нужды в Спасителе, потому что не имеют реального чувства греха. Выросшие и воспитанные в атеистическом обществе, где совершенно не признаются нравственные стандарты, они научены думать, что грех - это устаревшее и надуманное понятие, ассоциированное с религиозными лицемерами. Новый кодекс поведения гласи, что правильно все то, что делает меня счастливым, а если мне или кому-то еще, даже животному, причиняется боль, то это неправильно. Божьими нравственными стандартами часто пренебрегают. Как учителям воскресной школы нам нужно иметь мудрость при столкновении с этими проблемами и при подготовке детей к потоку пропаганды, ожидающей их. Слово Божье дает нам подход, превосходящий наши лучшие схемы и позволяющий рассмотреть предмет так, что дети почувствуют уважение и у них возникнут вопросы относительно идеалов этого безбожного века.
Когда мы увидим, как Илия и Елисей столкнулись с религиозными вождями своего времени, то отбросим всякую мысль о том, что грех несущественен. Скрытые грехи сердца будут обнаружены и осуждены точно так же, как и явные грехи, к которым они ведут. Отвержение Бога есть корень всякого греха, что ведет к росту страданий и скорбей, которые мы наблюдаем в мире. Всякий, отвергающий понятие и опасность греха, является легковерным, неразумным и уходящим от реальности человеком. Нашей задачей является следование принципу, записанному в Рим.5:20 - когда умножился грех, стала преизобиловать благодать. Показав детям, насколько реальным, уродливым и опасным является грех и насколько сильно он живет в каждом из нас, мы сможем исполнить нашу основную задачу - указать детям на Спасителя.

Грех есть отвержение Бога (119)
Илия встречается с Ахавом
3 Царств 16:29-17:16

Цель: показать природу греха, предупредить о последствиях греха и указать на Господню доброту и Его прощение, даруемое всем кающимся.
Описание урока
Вступление. Напомните детям, что мы живем в злом мире. Опишите, как хвалятся люди безнравственным состоянием современного мира, считая это чем-то новым. До 1960-х годов люди стыдились проявлений безнравственности и признавали их греховными. Но род человеческий всегда со дня грехопадения Адама и Евы проявлял склонность восставать против Божьих стандартов. Расскажите об Ахаве, которому были даны огромные преимущества - быть царем Израиля, народа, который со времен Авраама находился под защитой Бога и жил в обетованной земле.
Новая царица. Ахав был царем этого особого народа, но он и не задумывался над этим, и желая показать пренебрежение к прошлому, женился на женщине из народа с культурой и нормами жизни противными Божьему народу. Введя Иезавель- идолопоклонницу с ее богами и священниками в свой дворец, он отверг все ценное. И Иезавель, не теряя времени, приступила к разложению израильского народа.
Новый "бог". Вскоре на каждом углу и площадях появились изображения Ваала и места поклонения, где ему совершались служения, и зло выставлялось напоказ. Богослов д-р Файфер пишет: "Популярность Ваала неоспорима, потому что он отождествлял собой культ плодородия человека, животного, а также растительности. Служение Ваалу проводились священниками, которые организовывали распутные оргии на полях или возвышенностях. Священникам приносили вино, масло, первые плоды с деревьев, а также первородное из скота. Танцы и ритуальная пища входила в церемонию."
Помогите детям осознать, насколько смешно выглядят современные люди, которые считают себя утонченными и с презрением смотрят на поколения людей, поклоняющиеся богам, сделанным из дерева, когда в то же самое время наши современные газеты и рекламные вывески слишком уж напоминают нам языческие религии прошлого. Когда современное общество переделывает на свой лад Божьи правила и плохое называет хорошим, то происходит то же самое зло, что и при языческих религиях.
Новые пути. Опишите, как народ израильский незадолго до этого пришедший в Иерусалим для поклонения Богу в храме Соломоновом, в страхе и трепете, теперь разметал по ветру все свое достоинство в плясках вокруг алтаря с отвратительными изваяниями Ваала. Самария в 860 году до Р.Х. очень напоминает жизнь нашего общества в 90-х годах.
Израильтяне не хотели полностью отвергнуть Бога, Которому поклонялись их семьи веками, но они наслаждались новой "свободой" и удовольствием, получаемыми у капищ Ваала. Иногда они устами своими служили Господу, но сердцем предпочитали нового бога, потому что его религия была без заповедей, и все безнравственное поведение, ранее осуждаемое ими, теперь составляло часть ритуалов новой религии. Ахава это не волновало. Ему было безразлично, какому богу поклонялись люди, и он сам получал удовольствия в греховных наслаждениях Ваала, хотя и знал, что истинный Бог запрещал их.
Новые современные "боги". Лжебог - это все то, чему мы служим и от чего зависим вместо истинного Бога. Спросите детей, кого они любят и кому служат. Объясните, что и сейчас существует много богов, которые выкрадывают наше сердце, чтобы мы не служили Богу. Пусть они внесут предложения. Мирские боги обещают удовольствие и развлечения. Они производят впечатление, будто Господь ограничивает нас и следовать за Ним очень трудно. Дети мечтают о том, что им хочется иметь, чем они могут наслаждаться и хвалиться. И их убеждают отбросить ограничения и начать проводить время в увеселительных местах и дискотеках, предаваясь слушанию ритмов музыки, побуждающей к действию. Как легко поддаться влечению всего этого и забыть о Боге Библии, Который единственный заботится о душе человека. (Объясните детям, что использование текстов Писания или хвалы Богу в переложении для современной плотской музыки является тем же компромиссом, что и попытка Ахава смешать поклонение Святому Господу Богу с поклонением Ваалу.)
Бог посылает вестника. Казалось, что никто не озабочен положением дел в Израиле. Даже священники Господни хранили молчание. Но Бог все видел. Он печалился, что Его избранный народ подпал под влияние моды, и Он решил предупредить их, что это приведет к бедствию. Он избрал посланника, человека, не признанного властью. Им стал пророк Илия.
Весть пророка Илии. Опишите, как пророк, ревнуя об имени и славе Божьей, смело и мужественно обратился к Ахаву: "Жив Господь, Бог Израилев ... в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову"(3 Царств 17:1). Он произнес краткую, но бедственную весть! Без сомнения, сначала Ахав попытался отбросить ее, но потом ему пришлось признать, что Божьим пророком нельзя пренебрегать. Засуха начала охватывать землю. Вскоре из-за недостатка дождя погиб урожай, и началось бедствие.
Божья весть для нас. Очень многие люди в наше время думают, что можно пренебрегать Богом и грешить без всяких отрицательных последствий. Даже дети, мозг которых засорен телевизионными программами, просмотр которых является грехом, не заботятся о том, угождают они Богу или нет. Кажется, что это не имеет никакого значения. Считается, что есть более важные вещи. Но рано или поздно мы все начинаем открывать для себя, что если мы отвращаемся от Бога и живем для греха, то очень скоро начнем пожинать последствия.
Последствия греха должны быть пожаты уже на земле. Обсудите с детьми, как это происходит, порассуждайте и о смерти, ведущей к утрате вечности, которая является главным наказанием. Бог предупреждает об этом всех живущих. Он посылал пророков, таких, как Илия. Он послал Своего собственного Сына, и сегодня у нас есть Библия, которая предупреждает нас об ожидаемой опасности. Мы должны считаться с тем, что мы грешники. Мы не можем уйти от Господа и не попасть в беду, скорбь и огорчение. Приведите примеры из современной жизни. Мы не можем служить Господу и при этом не утратить Его самых драгоценных для нас даров. Как удивительно, что люди живут в грехах всю свою жизнь и лишают себя Божьей помощи и, в конце концов, неба. Неужели мы настолько глупы, что считаем грех обычным делом?
Божья доброта и забота об Илие. Помогите детям увидеть, что Илия один восстал против всего общества. Против него ополчились Ахав и все князья с царским богатством, а также коварная и ненавистная Иезавель и все их последователи. И, несмотря на это, Божий слуга был подготовлен лучше их. Бог обещает заботиться о нуждах всех Своих детей, если они служат и повинуются Ему (Матф.6:33). Он никогда не разочаровывает и всегда сдерживает Свое Слово. Опишите, как Он послал Илию (1) в Хорафу, где были вода и мясо, и (2) в Сарепту.
Божья спасительная благость для нас. Воспользуйтесь вторым случаем, чтобы показать, как Господь может и желает благословить всех тех, которые разуверились в своих силах. Опишите бедную вдову, которая направилась к городским воротам, чтобы собрать немного дров для того, чтобы развести огонь и на нем в последний раз приготовить пищу. Опишите ее грустные размышления, так как она уже считала себя обреченной на смерть. У нее уже не было денег, и не было того, к кому бы она могла обратиться. Она очень хотела, чтобы ее сын остался жив, но у нее не было никаких средств для этого. Казалось, ей не избежать смерти. Опишите, как Господь послал Илию за сотни километров к северу, так как Он избрал эту женщину, чтобы на ней и ее сыне явить Свою доброту. Расскажите, как она согласилась принести пророку воды. Но когда он попросил принести ему хлеба, ей пришлось рассказать о своем ужасном положении. Илия торжественно объявил ей, что если она сделает так, как он скажет, то увидит, что ее нужда будет восполнена, и так оно и произошло. Расскажите, как кадка с мукой и кувшин с маслом наполнялись Господом до того момента, как пошел дождь. Она и ее дом были спасены от бедствия. Это великолепная картина того, как человек получает спасение чрез веру во Христа. Мы признаемся пред Ним во всех наших ошибках и слабостях и делаем так, как Он повелевает нам, то есть полагаемся на то, что Он совершил для нас на Голгофском кресте и имеет власть даровать нам жизнь вечную.
Краткое описание картины.
Вдова переживает бедствие. Таково и наше духовное положение.
Ей некому было помочь. Никто на земле не может нас спасти.
Она ничего не могла сделать, чтобы спасти себя и своего сына. Бессильны и мы, нет у нас праведности.
Она в точности повиновалась Божьему посланнику. Так должны поступить и мы, нам следует взойти на Голгофу.
Она никогда не видела ничего подобного, но поверила сказанному. Так и мы должны проявить доверие, чтобы получить новую жизнь.
Она очень обрадовалась, когда получила благословение. Мы также очень обрадуемся, если будем уверены, что Бог спас нас и изменил нашу жизнь.
Наглядные пособия
Сделайте простую карту Израиля в тот период времени с картинками по основным событиям (например, ворон у потока Хорафа, дворец в Самарии, кадка и кувшин масла в Сарепте). Этой картой можно пользоваться на всех уроках раздела.

Грех есть поклонение другим "богам" (120)
Илия делает вызов народу на горе Кармил
3 Царств 18

Цель: так опишите события на горе Кармил, чтобы дети смогли увидеть явное сходство между положением пророка Илии и нашим. Помочь детям увидеть зло современных богов и обратиться к живому Богу.
Вступление для учителей
Этот урок должен быть любимым уроком для всех учителей воскресной школы. Он не столь широко известен, как другие волнующие события, записанные в Библии, но настолько исполнен драматических моментов, мучительной неизвестности, юмора и чувства победы, что дети воспринимают его очень живо. Наша задача - преподнести урок так, чтобы дети начали видеть, насколько глупо изображать из себя христиан и в то же время посвящать свои сердца плотским богам современного мира.
Описание урока
Божьи предупреждения слышат в каждом доме. Спросите детей, почему Господь не давал дождь в Израиле. Напомните им, как Ахав попустил Иезавели ввести поклонение Ваалу, сопровождаемое всяким злом и разложением, и как народ в большинстве совсем оставил Господа из-за него. Несомненно, Ахав пожал плечами в ответ и изобразил удивление, когда пророк Илия первый объявил о надвигающейся засухе, подобно тому, как дети пытаются "сделать вид", когда попадают в беду.
Расскажите детям, как постепенно стало исчезать презрение к пророку и сказанному им, так как Ахав и народ стали чувствовать последствия засухи. Урок начинается с того, как царь Ахав посылает в окрестности поискать воды, чтобы напоить оставшихся лошадей из царской конюшни. Неужели Господу нужно послать нам какое-то бедствие или серьезное испытание, прежде чем мы начнем серьезно относиться к Нему? Очень часто так и происходит с ожесточившимися грешниками.
Ахав сознает свою вину. После двух лет засухи Господь послал пророка Илию навстречу Ахаву. Покажите детям, что первая реакция царя при встрече с Илией похожа на то, как грешник впервые встречается с Божьим слугой: "Ты ли это, смущающий Израиля?" (ст.17) Ахав сразу же пошел в наступление и начал ругать пророка. Люди остаются такими же и в наши дни! Как только упоминается имя Божье, они сразу же начинают обвинять Его в войнах и страданиях, и не спешат отметить Его доброту и заботу о людях и наши обязательства по отношению к Нему.
Пророку пришлось напомнить царю Ахаву, что он, а не Господь виновен во всех бедах, посетивших землю (ст.18), и нам, учителям воскресной школы, следует обратить на это внимание. Коротко объясните, что войны, бедствия и прочее зло господствуют в этом мире только потому, что люди и правительства восстали умышленно и своенравно против Божьей мудрости и Его справедливых заповедей, отвергнув Его помощь и водительство. Мы сами, а также наши дети очень часто переносим трудности и скорби из-за своего эгоистичного неправильного поведения.
Повеление пророка Илии. Ахав был в отчаянии и ему ничего не оставалось делать, как исполнить требования пророка (ст.20). Он уже не стал препираться с Илией в данном положении! Опишите, какое большое скопление народа оказалось на горе Кармил, там были израильтяне, 450 пророков Вааловых, да еще 400 пророков дубравных, питающихся от стола Иезавели. В своем отчаянии нация была готова выслушать слугу Господню.
Вызов Илии - изберите Бога или Ваала. Расскажите, как Илия начал с самой сути. Его слово было очень простым и предлагало сделать выбор: "Долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте". Обратитесь к детям с таким же предложением. Мы не предлагаем им сделать выбор между простой теорией и религиозной точкой зрения. Вместо этого мы умоляем их искать и найти живого и истинного Бога, Который сотворил Вселенную и все, что в ней, включая нас с вами. Если, однако, не существует истинного Бога, Бога, открывшегося людям через Библию, тогда вы свободны веровать и действовать, как они.
Дети в старших классах уже, возможно, сталкивались с учением, которое призывает "Давайте уважать все религии и философские воззрения, которые существуют в мире, включая атеизм. Все они равно хороши." Именно так говорил народ израильский. Поэтому сегодня мы с вами должны сделать тот же вызов, что и пророк Илия, указывая на греховность подобного воззрения. Либо Господь есть Бог и Его Слову, Библии, нужно верить и повиноваться, либо мы можем избрать другую религию и можем поклоняться ее богам. А может быть, не существует никакого бога, и в таком случае мы можем поступать, как нам угодно. Однако смешно говорить, что можно одновременно верить и тому и другому.
Предложение пророка Илии. Народ ничего не отвечал на предложение Илии посвятить себя либо Господу, либо Ваалу, и поэтому Илия предложил провести испытание, которое подтвердит, кто же является живым Богом.
(1) Испытание Ваала. Опишите, как пророк предоставил возможность подтвердить божественность Ваала его пророкам, и у них были все возможности для этого. Их было 450 плюс еще 400, а пророк Илия был в единственном числе. У них было больше шансов посредством большего шума вызвать к действию своего бога. Им не нужно было восстанавливать алтарь, и трижды поливать водой жертву на нем, как это делал Илия, когда подошел его черед. Их поддерживали царь и царица, которые противодействовали пророку и желали отомстить ему за все беды, которые постигли их землю. Их поддерживали собравшиеся люди. Они взывали к своему богу целый день - с раннего утра и до позднего вечера.
Никакого ответа! Опишите весь драматизм ситуации и возрастающее возбуждение, когда пророки Ваала призывали своего бога - и все напрасно. Детям очень понравится насмешливый призыв Илии к пророкам Ваала кричать громче, может, их бог куда-то вышел или спит, то громкий крик его разбудит! Но ничто не пробудило мертвого Ваала - ни крики, ни угрозы, ни самоистязания его пророков. Дело в том, что такие "ваалы"вообще не являются богами. Они вырезаются из дерева и камня, они глухие, немые и слепые. Иметь таких богов оскорбительно для ума людей, которые поклоняются им.
Проверим, каким богам мы служим. Посоветуйте детям подвергнуть испытанию таких богов, как теория эволюции, жизнь самоуслаждения, собственность, греховные удовольствия и т.д. Помогают ли нам эти боги жить лучшей жизнью? Помогают ли они нам, когда мы находимся в испытаниях и трудностях? Облегчают ли они нам переход в вечность в смертный час? Или, может быть, они крадут у нас время и средства и оказываются совершенно ненужными в день испытания и нужды? А что можно сказать о боге алкоголя и развлечений, рекламируемых ежедневно по телевизору как рецепт для счастливой жизни и средство приобретения качеств, достойных мужчин и женщин, и т.д.? Срабытывают ли они или ведут человека к разрушению? Дают ли они истинное удовольствие или просто притупляют боль израненной грехом души?
Стало ли наше общество лучше после того, как отвергло Бога и Его законы? Находимся ли мы в окружении счастливых, свободных людей, которые приобрели богов вседозволенности? Может быть люди наслаждаются продолжительными и удовлетворяющими их взаимоотношениями сейчас, во время, когда им позволяется вступать в добрачные связи в раннем возрасте? Может быть, насилие и обман исчезли, как появилось светское всеобщее образование? Задайте детям побуждающие к размышлению вопросы, принимая во внимание их возраст.
Никакой помощи! Расскажите детям, что, несмотря на шумиху и горделивое хвастовство нашего атеистического общества, новым богам нечем хвалиться, а надо еще отвечать и за многие ужасные преступления. Уча детей тому, что они являются производными от обезьяны, но высшего порядка, общество произвело людей, которые ведут себя как животные, но при этом не соблюдая законов животного мира. Семьи разрушены, маленькие дети от этого страдают, и преступность растет как никогда прежде. Очень часто люди не только несчастливы и наполнены страхом, но в глубине своего сердца знают, что им должно предстать пред Богом и отвечать за свои грехи.
(3) Испытайте Господа! Подчеркните разницу между безумной и бесполезной активностью пророков Ваала и властным повелением пророка Илии: "Подойдите ко мне". Его ситуацию можно описать словами гимна:

Пребудь со мной! Уж свет сменился мглой,
Густеет тьма, Господь, пребудь со мной!
Когда лишусь опоры я земной,
Оплот бессильных, Ты пребудь со мной!

Народ израильский поклонялся Ваалу и принимал участие в безнравственности, которая поощрялась его религией, но сейчас они оказались в беде. Их скот умирал, их посевы были выжжены солнцем, и их единственной надеждой было возвращение к Богу, Который был им помощью в прошлом, но Которого они отвергли и оставили. Перечислите последовательность действий пророка Илии, как он воздвигнул алтарь, положил на него дрова и рассек тельца, и возложил его на дрова и полил все несколько раз большим количеством воды. Более всего постарайтесь детям передать искренность возносимой пророком молитвы. Помогите детям почувствовать, что переживал в этот момент Илия, когда столь многое решалось. Он очень переживал, но не за свою репутацию, а ревновал о славе Божьей и вере отцов Авраама, Исаака и Иакова, которую оставил народ. Он переживал за души огромного количества народа, собранного перед ним - народа, одураченного и обольщенного своекорыстными пророками Ваала. Мы можем обрисовать его, едва ли не со слезами на глазах взывающего к Богу словами 37 стиха: "Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их к Тебе".
Господь действует. Пророку Иле сразу же был ниспослан могущественный ответ. В 38-м стихе записано действие Господне. Бесшумно, но могущественно ниспал огонь с неба и все пожрал. Отметьте, что так было и будет всегда, когда Дух Божий приводит в движение и совершает работу в сердцах мужчин и женщин, мальчиков и девочек, они исполняются страхом и трепетом. Весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог! Шум и смятение характерны для тех, которые следуют богам собственного воображения, а благоговение, спокойствие и твердая уверенность свойственны тем, кто признает Бога Небесного.
Заключение. Ваал не является богом. Народ осознал, что поклонению Ваалу не должно быть места, когда существует истинный Бог. (В тот момент народ был готов выдать Иле для справедливого возмездия пророков Ваала, причинивших им столько зла и вреда.) Отметьте, что так же поступают все вновь обращенные христиане. Они больше не хотят иметь тех привычек, которые причинили столько зла их душам и их друзьям. А те, которые считают себя христианами, но продолжают заниматься непотребными делами или остаются на компрометирующих должностях, просто подтверждают, что они ничему не научились от пророка Илии и его Бога. Даже маленькие дети интуитивно чувствуют, что любовь к Господу выражается в том, что человек отвращается от всего, что отвращает человека от Него. Им также необходимо изменить свое отношение к музыке, которую они слушают, книгам, которые читают, и компаниям, среди которых бывают. Как все это должно касаться подростков и взрослых!
Господь есть Бог! В конце урока расскажите о благословениях, которые Бог сразу же излил на Свой покаявшийся народ. Через час Ахаву сказали, что он может есть и пить последние запасы из своих царских кладовых. Собирался дождь. Засуха закончилась. Расскажите детям о тех благословениях, которые испытывают все обратившиеся к Господу и раскаявшиеся в своих грехах. Упомяните о том прощении, которое купил Господь всем людям на Голгофском кресте, и радости искупления, которую посылает небесный Отец. Отметьте огромные изменения, которые происходят при обращении, и как Дух Святой оказывает помощь при перенесении испытаний в земной жизни. Упомяните также о христианской дружбе.

Грех калечит совесть (121)
Виноградник Навуфея
3 Царств 21, 22:34-38; 4 Царств 9:30-37 и Пс.102:8-18

Цель: в наше время многие люди думают, что они могут ни с кем и ни с чем не считаться, как это делали Ахав и Иезавель. Этот урок показывает, что Бог видит всякий грех и что мы все нуждаемся в прощении.
Вступление для учителей
В наше время учителя воскресной школы сталкиваются с трудностью убедить детей, что грех неизвинителен, уродлив по своей сути и вреден. Наше общество, основанное на принципах вседозволенности, не признает понятия греха, и, конечно, не считает, что грех виновен в страданиях и жалком существовании великого множества людей. Этот урок поможет нам показать детям, как грех обманывает людей.
Ахава убедили, что он может получить виноградник Навуфея задаром, но в действительности за него была уплачена высокая цена. Илия сказал Ахаву, что он предался тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа. Грех и сегодня тот же. Подобно многим рекламным объявлениям, грех выставляет свою привлекательную сторону, но не говорит о цене, которую надо уплатить. Жало греха находится в хвосте. Нам приходится очень тяжко работать на грех, прежде чем мы услышим возмездие - смерть (Рим. 6:23). В наш век многим детям приходится пожинать горькие плоды греховной жизни родителей, и поэтому нам будет удивительно видеть, как они соглашаются с великими принципами Библии. Помогите детям увидеть, насколько правдиво и достоверно Библия описывает жизнь. Она указывает нам не только на наш грех, но также и на путь прощения.
Описание урока
Опишите, как ленивому и испорченному Ахаву понравился виноградник своего соседа. Покажите детям, что ему не было необходимости удовлетворять свою прихоть, ведь он был царь, которому принадлежали обширные земли и поместья, и его ум должны были занимать куда более важные проблемы. Приведите в пример избалованного ребенка, который непременно хочет иметь какую-то игрушку, иначе он будет дуться и капризничать. Прочтите, что Ахав вел себя подобным образом (3 Царств 21:4). Алчность не просто эгоистична, но к тому же и неразумна.
Два разных отношения. (а) "Все в моем царстве должно служить мне." При объяснении, почему Навуфей не захотел продать или обменять виноградник, мы можем показать детям высокомерное отношение Ахава к своим подчиненным. Он рассматривал царство как личную собственность, с которой он может делать все, что пожелает. Он не признавал никаких обязанностей по отношению к прошлому и будущим поколениям, что мы уже видели на первых уроках. Здесь нам, как в зеркале, видна картина нашего общества, и возможно, и нашего личного образа жизни. Современное общество отбрасывает все наследие прошлых поколений, оставляя лишь незначительную их часть для будущего. Это особенно очевидно в упадке нравственности и отсутствии бескорыстного служения ближним. Развал семейных устоев является одним из самых эгоистичных актов вандализма в современном обществе.
Покажите детям, что они как личности могут иметь такие же неправильные взгляды. Может быть, они обращаются с жизнью, как со своей собственностью, пытаясь все взять от жизни и не имея никаких обязательств перед Богом? Задайте детям вопрос, когда они в последний раз благодарили Бога за всю Его доброту к ним, и понимают ли они, что должны употреблять все свои таланты для служения Богу. Мы умышленно пренебрегаем нашим Благодетелем, оскорбляем и огорчаем Его своей жизнью. И при всем этом мы считаем, что имеем полное право так поступать.
(б) Верность наследию отцов. Со своей стороны, Навуфей не считал свой виноградник своей личной собственностью. Он унаследовал его от своих отцов, которые завоевали его и работали в нем, и он думал передать его следующему наследнику в семье. Закон Божий защищал его собственность от принудительной продажи таким деспотам, как Ахав. Отказ Навуфея привел Ахава в ярость, потому что это укоряло его совесть. Уязвленный монарх лег на ночь в постель, отказавшись от еды и ни с кем не разговаривая.
План Иезавели -"Я доставлю тебе виноградник". Иезавель узнала, что послужило причиной плохого настроения Ахава. Она взвесила свои возможности и воспользовалась ими. Продумав все обстоятельства, она решилась совершить жестокое убийство и втянуть в это грязное дело также Ахава. Она заверила царя, что без особого труда раздобудет виноградник. Ахав не мог не знать, что при этом не обойдется без использования недозволенных методов, но он на все закрыл глаза и ожидал, пока заполучит желаемое. Пусть дети почувствуют, насколько отвратительными и ужасными методами воспользовалась Иезавель для достижения своей цели. Добросовестный, соблюдающий закон Навуфей был подвергнут жестокой и позорной смерти, чтобы удовлетворить желания алчного человека. Иезавель прибегла ко лжи, жестокости и убийству (ст. 8-18). Сколь многие из нас пользуются ложью, обвиняют других и берут не свое, лишь бы получить желаемое.
Прочтите 16 стих, и отметьте холодное и невозмутимое поведение Ахава. Это типично для всех людей, совершивших грех. Они всячески приглушают совесть и ведут себя так, словно они честные и хорошие люди. Затем они пытаются насладиться плодом своего неправильного поведения. Напомните детям, что когда дети ведут себя необычно хорошо и спокойно, матери всегда подозревают, что они что-то натворили. Ахав выглядел спокойным, но совесть жгла его. Это сразу обнаружилось при появлении пророка Илии. Пророк еще не произнес и слова, как Ахав выпалил: "Нашел ты меня, враг мой!" (ст.20) Как он узнал, что Илия пришел, чтобы обличить его? Одним высказыванием он обнаружил свою вину.
То же самое происходит с мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками. Очень часто когда учителя посещают детей на дому и приглашают их на занятия в дом Божий, дети, забыв правила хорошего тона, всячески пытаются отговориться. Взрослые люди с интересом поддержат любой разговор, касающийся политики, садоводства и многого другого, но как только затрагиваются вопросы веры, сразу возникают неприятности. Несмотря на браваду, в глубине души люди чувствуют, что они согрешили, и пытаются убежать и спрятаться от Бога.
Божий приговор Ахаву - "Я наведу на тебя беды". Ахав с Иезавелью считали, что обман и убийство Навуфея сойдет им с рук, но Бог видел все, и потому вынес для них приговор. Пророк Илия изрек, что Ахав, который так пренебрегал данным ему высоким и почетным положением царя, лишится всех своих привилегий (ст.21-22). Приговор, произнесенный пророком относительно Ахава и Иезавели, был честным и справедливым: "На том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь" (ст.19). Бог осуждает всякий грех, включая грехи царей, и Его суд справедлив.
Как должны мы трепетать, оглядываясь на все грехи нашей жизни! Учителя могут привести примеры. Сколько раз мы говорили ложь? Как часто мы обманывали тем или иным образом? Сколько усилий и размышлений потратили мы на то, чтобы приобрести желаемое? Как часто мы были недобрыми и несправедливыми по отношению к другим? Какое наказание будет справедливым для этих и всех других наших грехов? Неудивительно, что мы читаем в Библии, как в день пришествия Господа Иисуса Христа многие устрашатся и будут пытаться спрятаться от Его гнева (Откр.6:16). Объясните детям, что в нашем разложившемся и терпимом ко грехам обществе очень многим все сходит с рук, но это не означает, что им удастся избежать Божьей справедливости. Ахаву это не удалось, не удастся и нам.
Божья милость, явленная Ахаву. Последние три стиха главы служат прекрасным примером благодати. Это слово незнакомо уху современных детей, но его значение так важно для понимания характера Бога и Его благой вести. Образ Ахава настолько отрицательный, что никто не усомниться в том, что он заслуживает наказания, обещанного Илией. Но Ахав, выслушав все, проявил признаки раскаяния, и Господь оказал ему милость и отменил наказание. Ахав не заслуживал этой милости, но Бог все же даровал ее ему.
Божья благодать для нас. Объясните смысл и значение в библейском смысле слова благодать - Божья благосклонность и доброта по отношению к грешнику, не заслуживающему этого. Мы не заслуживаем Божьей благодати, мы согрешили во многом, внутри нас живет грех гордости, ненависти, обмана, и разные другие греховные поступки, о которых упоминалось в начале урока. И тем не менее, Господь Бог по Своей великой любви предложил избавление от заслуженного нами наказания. Расскажите об искупительной жертве Христа на Голгофском кресте и обетованиях Евангелия о прощении и возрождении. Неудивительно, что псалмопевец записал такие слова: "Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив" (Пс.102:8).
Окончательный приговор. Расскажите детям, как нашли свою заслуженную смерть Ахав и Иезавель (3Цар.22:37-38, 4Цар.9:30-37). Сокрушение Ахава было поверхностным и эгоистичным, потому что вскоре он вернулся к прежнему образу жизни. Нет более доброго и терпеливого Бога, чем Господь для всех ищущих Его.
Наглядные пособия
В качестве наглядного пособия для этого урока можно воспользоваться рисунком, где изображены контуры двух рук.

Грех вызывает смертельную болезнь (122)
Проказа Неемана исцелена
4 Царств 5:1-19

Цель: на ветхозаветном примере показать, что грех подобен болезни, для исцеления которой существует единственное средство. Мы должны отбросить свою гордость и пойти к Голгофскому кресту, единственному месту, где можно смыть вину греха.
Вступление для преподавателей.
Это ветхозаветное событие дает прекрасную картину Евангелия и должно помочь нам при объяснении шагов веры и покаяния самым выразительным образом.
План урока
(1) Безобразная и роковая болезнь (ст.1). Опишите этого человека, как героя, на которого, возможно, многие из нас хотели бы быть похожи. Он был военачальником в сирийской армии. Царь Сирии очень любил своего военачальника Неемана. Он пользовался уважением и был в почете у всего народа за победы во многих сражениях. Опишите, насколько устрашающей была его болезнь - он был прокаженный (4 Царств 5:1).
Объясните, что в то время эта болезнь очень уродовала и калечила людей и в конечном итоге приводила к смерти. По истечение нескольких месяцев, а иногда и лет наступала смерть, и поэтому родные и друзья Неемана должны были отвернуться от него и избегать с ним общения, так как его тело в буквальном смысле слова разлагалось. Проказа считается инфекционной болезнью, и поэтому больные изолировались от общества. В Израиле их называли нечистыми. Нееман неизбежно должен был лишился власти и уважения и стать отверженным всеми.
Покажите детям, как похож грех на эту болезнь. Он поражает всех людей, богатых и бедных, высокообразованных и неграмотных, молодых и старых, счастливцев и неудачников. Его симптомы очень напоминают библейскую проказу. Грех распространяется постепенно и поражает все существо - наши желания, мысли и волю. И наш характер мало-помалу полностью разлагается. Но что хуже всего, грех делает нас нечистыми и отвратительными в Божьих глазах, и ведет к тому, что мы разлучаемся с Богом здесь и в вечности. Другими словами, грех ведет к вечной смерти.
(2) Срочные меры (ст.2-5). Опишите, как мог такой человек, как Нееман, искать средства к излечению. Он знал, что у него в распоряжении остается совсем немного времени, и он скоро потеряет свое положение, семью и лишится всех радостей жизни. Ясно, что он искал помощи у лучших врачей, но напрасно. Он был в ужасном отчаянии, поэтому когда маленькая пленница-изра-ильтянка предложила ему обратиться к пророку, он серьезно отнесся к этому предложению. Призовите детей так же серьезно относиться к проблеме греха. Покажите, насколько безумно оставаться самодовольным, когда существует болезнь греха, ведущая к смерти.
(3) Не тот "врач". Нееман был рад ухватиться за любую возможность исцеления, потому он и не особо внимательно выслушал совет маленькой девочки, и вместо того, чтобы идти в Израиль к пророку, он пошел к израильскому царю. Он вместе с царем сирийским решил, что если есть какая надежда получить исцеление в Израиле, то ее надо искать в царском дворце. И Нееман отправился туда, нагруженный подарками и имея при себе письмо к царю. Как он был ошеломлен, когда оказалось, что его просьба привела царя в ярость и создала угрозу войны. Объясните, что люди сталкиваются с той же проблемой, когда ищут средство от греха. Они думают, что, делая что-то хорошее, могут уплатить за прощение грехов. Чем больше добрых дел они делают, тем больше благ ожидают получить от Бога. Точно так же думают люди, когда ищут хороших врачей и щедро им платят. Но Библия характеризует наши самые лучшие поступки, как грязные лохмотья, и говорит, что только Спаситель может избавить от греха.
(4) Уязвленная гордость (ст.10-12). Нееман был очень уязвлен и озадачен, когда его направили к дому пророка. И он был сильно раздражен, что пророк даже не вышел, а послал ему довольно унизительное повеление через своего слугу. Нееман ожидал, что пророк предпримет что-то необычное в знак признания его положения и достоинства. Он не ожидал, что с ним обойдутся так непочтительно. И тем не менее ему было дано понять, что он нечист и нуждается в омовении! Помогите детям почувствовать, насколько накалилась атмосфера, когда Нееман направился к своей колеснице, готовый дать указание отправиться домой.
Сравните его реакцию с поведением большинства грешников, когда они впервые слышат Евангелие. Многие слишком хорошо думают о себе, чтобы внять той истине, что в Божьих глазах они всего лишь безнадежные грешники. Они не могут воспринять правду, что все их добрые дела не пригодны для неба, и их единственная надежда заключается в том, чтобы признать свою испорченность и в смирении попросить Господа омыть их грех. Многие чувствуют себя глубоко оскорбленными, и даже отказываются принять предложение о прощении грехов.
(5) Призыв к разуму (ст.13). Опишите, как слуга Неемана вежливо возразил ему. Белые нарывы болезни были видны по всему телу Неемана. Его гнев утих, и он понял, как глупо себя повел, пренебрегая таким простым предписанием. Помогите детям понять те противоречия, которые имели место в сердце Неемана. Он знал, что такую реакцию вызвала у него гордость. Однако на виду у своих слуг, не говоря уже о покоренных израильтянах, ему было очень трудно подавить в себе чувство гордости. Нееман представил себе хижину для прокаженных за пределами Дамаска. Там ему придется закончить свою жизнь, если он вернется домой неизлеченным. Тогда этот влиятельный доблестный человек победил своею гордость, и повернул колесницы к реке Иордан. Там, на виду у всей своей свиты, присмиревший генерал в точности исполнил повеления пророка. Проведите наглядные параллели. Призовите детей не уподобляться горделивым глупцам. Покажите детям, как они закончат свою жизнь, если останутся во власти греха. Ни в коем случае нельзя отмахнуться от Божьего пути спасения.
(6) Чудесное средство (ст.14). Опишите, как Нееман выходил из воды, окунувшись в седьмой раз, и вдруг обнаружил, что проказа исчезла, и его кожа обновилась, так что не осталось никаких пятен и рубцов. Помогите детям осознать, что Бог омывает грехи человека подобным образом, столь же действенно и просто. Нам нужно забыть о своей гордости, покаяться и довериться Спасителю точно так, как Нееман поверил, что, окунувшись в Иордан семь раз, он исцелится от проказы. Как хорошо об этом поется в гимне:

Миру зла, греха и забот
Дан источник жизни святой,
В смерти Божья Сына найдет
Изнемогший грешник покой.

(7) Восстановление и возвращение домой (ст.15-19). Дайте детям почувствовать удовольствие от исхода этого события. Нееман рад был встретиться с Елисеем теперь уже как человек, верующий в истинного Бога, и он пообещал поклоняться и служить Господу, несмотря на трудности у себя на родине, где чтили других богов. Напомните детям, что любой человек, по-настоящему спасенный Господом Иисусом, становится Его добровольным слугой на всю жизнь, невзирая на трудности и обстоятельства. Настоящий верующий является таковым не только в воскресной школе, но и на следующий день после занятий, и дома на виду всех членов семьи. Нееман решил с этого дня проявлять верность Богу, Который спас ему жизнь и дал начало новой, духовной жизни. Насколько больше мы должны проявлять верность и преданность своему Спасителю, Который заплатил такую дорогую цену, чтобы омыть наши грехи!

Грех ведет к смерти (123)
Сын Сонамитянки
4 Царств 4:8-37

Цель: описать трагические последствия греха и смерть души, и показать, что как Елисей вернул к жизни сына вдовы, так и Христос желает и способен оживить наши лишенные жизни души.
Вступление для учителей
На этом уроке, как и на предыдущем, грех сравнивается со смертью. Отличительной особенностью урока является подробное описание того, как может быть воскрешен мертвый. Давайте мы, учителя, будем столь же терпеливы, как Елисей, чтобы вдохнуть духовную жизнь в тех детей, которые нам вверены.
Описание урока
Внезапная смерть. Начните урок с рассказа о том, как мальчик-подросток, здоровый с утра, внезапно умер. Помогите детям почувствовать все несчастье случившегося. В наше время молодых людей стараются уберечь от реальности и неизбежности смерти, в отличие от старших поколений, которые часто оплакивали смерть членов семьи, особенно молодых. Тогда похороны были обычным делом. Но в наше время многие люди в цивилизованном обществе стараются скрыть смерть от своих глаз, и мы на уроке должны привлечь внимание детей к данному факту, не вдаваясь при этом в излишние эмоции. Дети способны рассматривать смерть как объективный факт и извлекать из этого уроки. Взрослые относятся к смерти с гораздо большим страхом, и с возрастом как можно надежнее ограждают себя, чтобы не думать на эту тему.
Особенный ребенок. Чтобы еще полнее прочувствовать боль ситуации, подчеркните, что мальчик Сонамитянки родился от престарелого отца, когда его мать уже потеряла надежду иметь детей. Расскажите, как ребенок плакал от боли, когда слуги несли его домой к матери, на чьих руках он и умер. Постепенно тело остыло, губы перестали шевелиться, а уши утратили способность слышать. Никогда больше мать не позовет его в дом, не увидит, как он играет и не уложит его спать. Теперь уже ничего нельзя сделать. Бесполезно звать врача. Напрасно уже обдумывать возможность событий, которые могли бы предотвратить смерть. Было слишком поздно. Ничто не могло вызвать мальчика к жизни. Напомните детям, что смерть - всегда печальное и страшное дело. Господь Бог ни в коем случае не хотел, чтобы смерть царствовала в нашем мире. Смерть вошла в мир вследствие греха (Рим.5:12). Она и сегодня является безобразным последствием наших грехов.
Прообраз духовной смерти. Укажите детям, что в размышлении о факте смерти есть нечто полезное. Физическая смерть может быть очень яркой картиной смерти духовной. Это поможет нам понять, что в то время, как мы живы и полны энергии физически, наши души могут быть мертвыми. Проведите параллели с рассматриваемым случаем. Библия учит нас, что Бог, наш Небесный Отец, давший жизнь каждому из нас, с добротой смотрит на каждого из нас и ищет нашей любви, но вместо этого Он видит наши безжизненные души, как труп того мальчика, из которого ушла жизнь. Он хочет слышать наши молитвы, но наши губы не шевелятся, когда дело касается молитв.
Пока мальчик был жив, его мать любила смотреть, как он бегает, двигается и разговаривает, но глядя на мертвое тело, она была исполнена скорби. Бог сотворил нас для Своей славы и ищет в нас признаки Своего подобия. Но вместо того, чтобы видеть доброту, правдивость и чистоту, Он видит гордость, жадность, ложь и ненависть. С духовной точки зрения мы - ходячие трупы, вызывающие чувство скорби. Бог хотел, чтобы наша жизнь была наполнена смыслом, удовлетворением и пользой, но грех положил всему этому конец. Наши души для Бога также холодны, как мертвое тело. Мы не реагируем на все, что Он для нас делает и что нам говорит. Мы мертвы по делам и преступлениям нашим (Ефес.2:1). Помогите детям увидеть с помощью такой точки зрения, что лишенная жизни душа неверующего является предметом скорби и горя для своего Создателя и Отца, так же, как смерть сына - для сонамитянки.
Затем подчеркните, что этот пример учит нас, что как Господь воскресил к жизни тело ребенка, точно так же Он может вдохнуть в мертвую душу духовную жизнь. Приведите сравнения.
(1) Мать ребенка побежала к Елисею. Опишите, как глубоко потрясенная мать не могла смириться со смертью своего сына. Она не стала рассказывать о случившемся даже мужу, и положила тело ребенка в маленькой комнате, приготовленной для Господнего слуги Елисея. Ее мальчик родился ровно через год после того, как Елисей сказал, что Господь пошлет ей ребенка. Теперь она была очень смущенной и подавленной горем. Разве Господь дал ей сына только для того, чтобы вновь забрать его? Она решила пойти к пророку и рассказать ему, что случилось. Возможно, она думала, не даст ли Господь Елисею силу вернуть ребенка к жизни, если Он дал ей это дитя. Но мы определенно знаем, что она поспешила как можно быстрее к Елисею, который находился от нее примерно в тридцати километрах. Скажите детям, что во всех важных вопросах жизни и смерти они должны обращаться к Господу и Его Слову. Нигде больше невозможно найти помощи. Люди не могут как следует разбираться в подобных вопросах.
(2) Человек Божий пришел. Расскажите детям, как Елисей выслал ей навстречу своего слугу Гиезия, но мать отказалась идти без Елисея. Она верила, что только Сам Господь через Своего слугу может ей теперь помочь. Мы должны верить, что только Господь может вернуть жизнь в мертвые души. Напомните детям, что вы, их учитель(ница), не можете сделать их христианами. Этого не может сделать также ни церковь, ни священнослужитель. Только Господь Бог имеет такую силу.
(3) Елисей пришел к мальчику. Опишите, как Елисей вошел в комнату, где лежало холодное и безжизненное тело. Укажите, что для того, чтобы душа любого взрослого или ребенка, мальчика или девочки, получила возрождение, туда должен войти Сам Господь. Мы никак не можем воскресить самих себя. Мы никогда не сможем найти свой собственный путь, чтобы попасть в небо. Нам не стоит даже пытаться сделать это, потому что наша душа (духовная часть нашего существа) мертва.
(4) Елисей помолился. Он признал, что хотя был пророком, но сам никак не мог воскрешать мертвых. Только Начальник жизни имеет власть делать это, но Елисей мог просить об этом, также как и мы, учителя, можем просить, чтобы Господь дал жизнь и надежду нашим детям.
(5) Елисей приложил усилия. Опишите, как пророк распростерся над ребенком, затем приложил свои уста к его устам, свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням. Скажите детям, как это напоминает нам то, что должен был сделать Господь для того, чтобы даровать жизнь нашим душам. Даже отдать ради этого всю Вселенную было для Него недостаточно. Он должен был сойти в этот мир и жить среди нас. Он должен был прийти и взять на Себя наши грехи и совершить ради нас искупление. Он должен был отдать Себя для нас и за нас.
(6) Тело мальчика согрелось. В результате молитвы и усилий Елисея, его тепло стало разливаться по всему телу ребенка. С появлением признаков жизни появилась надежда. Объясните детям, как радуетесь вы, учителя, когда у детей в классе начинают появляться первые признаки духовной жизни. Может быть, кто-то начал более внимательно слушать или проявлять интерес к чтению Библии, а кто-то начал серьезнее молиться и не пропускать занятия воскресной школы.
(7) Елисей остался недоволен. Он спустился вниз и начал ходить по горнице взад и вперед. Он был неудовлетворен состоянием мальчика, и поэтому опять поднялся и простерся над ним. На этот раз появились верные признаки жизни - ребенок чихнул семь раз и открыл глаза! Как рад был Елисей! Он позвал Гиезия, и тот позвал Сонамитянку. Вскоре она появилась в дверях и он сказал ей: "Возьми сына твоего!"
Мы не можем быть удовлетворены до тех пор, пока наши дети не переживут обращения. Необходимо проявление настоящей новой духовной жизни. Ничто другое не принесет пользы. Объясните, какие большие изменения происходят при обращении, что указывает на начало духовной жизни. Мальчику не было бы никакой пользы, если бы его тело просто сохранили от разложения или дали какую-нибудь "жизнь наполовину", то есть если бы он дышал, но оставался в состоянии комы. Настоящая духовная жизнь - это нечто большее, чем просто посещение церкви или смутная вера. Подчеркните эту жизненно важную разницу.
(8) Мальчик проснулся. Помогите детям представить, как мальчик открыл глаза и посмотрел сначала на Елисея, а спустя несколько минут - на свою мать. Возможно, он не осознавал этого, но несколько мгновений тому назад было ясно, что он никогда уже никого не увидит, а теперь они с радостью и любовью смотрели в его глаза. Скажите детям, как удивительно наблюдать, когда кто-то обращается, и душа начинает пробуждаться -мы вдруг так много начинаем понимать о нашем Спасителе. Мы начинаем постигать Его любовь к нам, Его великую силу и милость. Мы начинаем осознавать, от каких оков смерти Он пришел нас избавить. Задайте детям вопрос, пережили ли они когда-либо этот чудесный опыт. Заверьте их, что хотя для нас кажется невозможным, чтобы мертвый воскрес, но для Бога нет ничего невозможного. На протяжении всех веков Господь даровал духовную жизнь самым безнадежным людям. И этот же самый Господь будет совершать Свой великий труд в людях до скончания мира.
Наглядные пособия
Приготовьте макет или нарисуйте большой дом Сонамитянки с пристроенной маленькой комнаткой для Елисея почти без мебели. Это поможет детям понять основные события урока. Заголовки (1) - (8), написанные на картоне, прикрепляются по ходу событий.

Грех есть вражда против Бога (124)
Сирийское войско нападает на Елисея
4 Царств 6:8-23

Цель: показать, что неверующие люди находятся в состоянии войны с Богом, потому что здесь не существует нейтрального положения. Опишите, как велика благодать Божья, которая открыла путь примирения с Богом ценой Его смерти.
Вступление для учителей
Этот урок можно сравнить со скрытой жемчужиной. Описанные в нем события должны быть среди наиболее любимых мест в Библии, но на них почему-то мало обращают внимания. В данном случае перед нами стоит довольно простая задача. Мы будем подразумевать под сирийцами души, которые находятся во вражде с Богом, и затем рассмотрим те средства, которыми Бог привел войско врагов к повиновению, чтобы лучше объяснить детям путь спасения.
Описание урока
(1) Начало войны. Мы читаем в Библии, как царь сирийский снова развязал войну против царя израильского. Дети воспримут с удивлением, когда вы скажете им, что они также вовлечены в смертельную войну. Объясните, что с той поры, как грех вошел в мир, живущие в нем люди - мужчины и женщины, мальчики и девочки, находятся в состоянии вражды с Богом. Несмотря на то, что Он продолжает править миром, даруя людям жизнь и здоровье, многие относятся к Богу, как к злейшему врагу. Люди прячутся от Него, и при любой возможности стараются нанести вред Его царству. Они нарушают Его законы и даже пытаются нападать на Его народ, тех, кто верует в Него.
(2) Доносчик в наших рядах? Объясните детям, что в истории Израиля были случаи, когда его столицу - Самарию - осаждала вся сирийская армия, но события, которые мы рассматриваем на данном уроке, больше напоминают партизанские вылазки. Опишите озабоченность сирийского царя, когда происки их армии терпели провал. Он заподозрил, что среди них существует доносчик (4Цар.6:11). Он был очень сконфужен, когда его тщательно разработанные сверхсекретные планы рушились. Когда они где-то располагали свой лагерь, чтобы захватить противника, то все было безуспешно- каким-то образом израильтяне ускользали от них. В результате выполнения боевых задач армия терпела урон, потому что вместо того, чтобы возвращаться с задания с награбленной добычей, с плеч военачальников летели погоны.
(3) Причина в Божьем пророке! Один из приближенных сирийского царя поставил его в известность, что причина всех тревог была в пророке Елисее. Именно он с поразительной точностью мог предсказывать расположение сирийских войск даже ночью. Здесь уместно напомнить детям, что от Бога невозможно что-либо спрятать. Какие бы продуманные планы мы ни замышляли против Него, как бы ни пытались скрыть наши замыслы и грехи, Он все видит. Он знает самые сокровенные наши мысли. Где бы мы ни находились и что бы мы ни делали, Бог знает о нас все (Пс.140).
(4) Один против многих! Узнав, что в расстройстве всех планов был виновен Елисей, сирийский царь, не задумываясь, начал готовить сокрушительное нападение на этого престарелого и беззащитного Божьего слугу. Однако он явно боялся пророка, потому что Библия повествует, что он послал туда коней и колесницы, и много войска (4Цар.6:14). На захват одного-единственного человека была брошена целая дивизия, вооруженная до зубов! Учителя могут рассказать детям, как часто мир, подстрекаемый дьяволом, в ярости обрушивается на смиренных детей Божьих. Такие мужи Божьи, как апостол Павел, Лютер, Уэсли и Уитфильд (в России - Рябошапка, Каргель, Одинцов и многие другие) часто терпели нападки со стороны гражданских властей или толп народа.
(5) Невидимая армия. Молодой слуга Елисея устрашился при виде такой неравной расстановки сил, но сам Елисей знал, что сила была на его стороне. Он знал, что Господь Воинств имел на Своей стороне превосходящие силы, невидимые простыми очами. Он помолился Господу, чтобы и его слуга мог их увидеть. Напомните детям, что наивно верить только в то, что мы видим нашими физическими очами. Даже в окружающем нас мире такие силы, как электричество, обладают намного большей силой, чем те, которые имеют очевидные размеры и форму. Слуга Елисея не знал, что он был окружен великим множеством коней и колесниц, невидимых для глаз человека, но с могущественной силой. Бог позволил ему увидеть их в ответ на молитву Елисея.
Скажите детям, что мы больше всего желаем, чтобы Господь помог им увидеть Того, Кто сокрыт от плотских очей, но Который сотворил огромный мир, высокие горы и могучие моря, и поверить в Него. Слово Его остается твердым и непоколебимым, хотя поколения людей приходят и уходят. Открыл ли Господь наши глаза, чтобы видеть Его Самого и Его могущественную силу?
(6) Места поменялись. Даже если слуга Елисея и сомневался в Божьей силе, то очень скоро он увидел, как могущественная сирийская армия, которой он так боялся, покорно входила в самый центр укрепленной Самарии. Дети должны представить себе это необычное зрелище, когда усмиренная сирийская армия следовала за пророком Елисеем. Бог ответил на молитву Елисея и гордые воины превратились в слепых, еле переставляющих ноги пленников. Обратите внимание детей на этот факт и поясните, что рано или поздно Бог унизит всех тех, кто посягает на Его власть и составляет против Него замыслы. Господь Иисус Христос ясно показал это во многих своих притчах, например, в Матф.21:33-41. Помогите детям осознать, насколько глупо бороться против Него, особенно потому, что Он готов делать так много добра всем, кто обращается к Нему и подчиняется Его воле.
(7) Прозрение. Ослепшие и захваченные в плен сирийские воины оказались в тяжком положении, но представьте себе их ужас, когда к ним вернулось зрение, и они увидели, где находятся. Они были похожи на муху, очутившуюся прямо в середине паутины, когда паук только и ждет момента, чтобы расправиться с ней. Может быть, они предпочли бы оставаться слепыми, чтобы ничего этого не видеть. Когда у неверующего человека впервые открываются глаза, первое его желание - ничего не видеть. Когда человек начинает сознавать, что он выглядит в Божьих очах мерзким и гадким со всеми своими грехопадениями, ему хочется, чтобы это видение исчезло, как ночной кошмар. Очень многие дети пугались, когда открывались их духовные очи, и они начинали сознавать себя грешниками в Божьих очах, заслуживающими наказания. Но вот...
(8) Незаслуженный пир. Наше повествование неожиданно меняется. К удивлению и облегчению сирийских воинов, их не стали истреблять, а усадили за праздничный стол, полный всяких яств (4Цар.6:23). Пророк, к которому они были так безжалостны, отплатил им за вражду милостью. Он не только освободил их, но и попросил, чтобы их сытно накормили. Какая странная война! Как могли грубые и жестокие солдаты расценить этот великодушные жест? Мы знаем только одно, что, вернувшись домой, они прекратили свои походы. Мирное настроение взяло верх.
Здесь открывается еще один красочный пример благодати Божьей по отношению к нам. Когда мы смиряемся и осознаем свою греховность и безнадежность пред Божьими очами, Он предлагает нам даром помилование и прощение грехов. Вместо того, чтобы занести над нами меч во исполнение приговора, Он приглашает нас вкусить те блага, которые заслужил для нас Господь Иисус. Христос умер за всех людей, и те, которые покаялись в своих грехах и возложили свое упование на Него, стали членами Его семьи. Господь обращается с ними уже не как со своими врагами, а с радостью называет их своими друзьями.
(9) Мир восстановлен. Мы уже отметили, что после того, как сирийцев так милостиво освободили из плена, они прекратили нападать на израильтян. Страны стали жить в мире. С какой радостью семьи, оставшиеся в Сирии, встречали своих мужей и отцов, вернувшихся в здравии. Больше им не нужно расставаться, не нужно жить в постоянном страхе и беспокойстве, страшась плохих вестей с места сражений. Теперь можно с надеждой взирать на жизнь, думая о процветании и счастье.
Напомните детям, что, когда Спаситель пришел в наш мир, то ангелы возвестили пастухам - Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение (Лука 2:14). Его приход и смерть означают, что всякий, кто поверил Ему, может примириться с Ним и друг с другом - Он есть мир наш (Ефес.2:13-19). Призовите детей посвятить себя Князю Мира сейчас. Как ужасно, если они в упорстве будут противиться Ему и встретятся с Ним как со своим Судьей!

Грех - это неверие Божьим обещаниям (125)
Сбылось предсказание Елисея об изобилии
Читайте 4 Царств 6:24-33, чтобы иметь представление, и 4 Царств 7:1-20 по теме урока

Цель: живо представить на удивительном, но мало известном ветхозаветном примере, что неверие Божьим обетованиям глупо и греховно. Показать детям, что у Господа есть огромные хранилища благословений для всех тех, кто серьезно относится к Его Слову.
Описание урока
Печально, но дети знакомы с видом умирающих от голода людей с экранов телевизоров. В программе новостей им приходилось видеть людей, испытывающих страх и лишения в осажденных городах, где запасы пищи на исходе, и люди оставлены буквально на выживание, не имея ничего под рукой.
(1) Голод в Самарии. Объясните детям, что во времена Елисея люди в Самарии находились в ужасных условиях. Их город был окружен мощной стеной, но когда сильная армия сирийского царя Венедада окружила город, в нем начался голод. Царь рассчитал, что жители Самарии скоро ослабнут и будут изнурены настолько, что не смогут оказывать сопротивления. И тогда войска ворвутся в город и начнут убивать мужчин, насиловать женщин и забирать все, что представляет ценность. Ситуация была настолько безнадежной, что только самые богатые жители могли позволить себе хоть какую-то еду, да и то им приходилось платить огромные суммы за жалкие отбросы, от которых отказался бы в другое время даже нищий. Некоторые женщины были вынуждены предпринимать самые отчаянные и ужасные меры. Даже царь был в отчаянии и одевался во вретище, как знак полной безысходности.
Духовный голод. Скажите детям, что им нужно быть благодарными за то, что они не испытывают голода. Призовите их быть сострадательными и сочувствовать тем, кто живет в худших условиях. Затем покажите детям, что существует много общего между нашим обществом и жителями Самарии. Объясните, что в духовном смысле мы живем в голодной зоне. Опишите, принимая во внимание возраст детей в классе, какие отчаянные меры вынуждены предпринимать некоторые люди, потому что их души лишены духовной пищи, и они не имеют смысла и цели жизни. Некоторые люди настолько неуравновешенны, что не могут обходиться без сигарет. Другие не могут жить без спиртного, хотя им и их семьям и приходится нести ужасные последствия этого. Взрослые люди, страдая от недостатка дружбы, очень часто вступают во взаимоотношения, которые только увеличивают их несчастья и наносят дальнейшие удары семьям. Некоторые имеют вид счастливых людей, но если заглянуть внутрь их, то мы увидим, какую дорогую цену им приходится платить за развлечения, которые делают их счастливыми. Какую высокую цену сверхурочной работы и стрессовых ситуаций приходится платить людям за то, чтобы отправиться в экзотический отпуск или приобрести дом, о котором они мечтают, насмотревшись красивых реклам. И маленькие дети так часто страдают от недостатка любви и внимания, когда их родители гоняются за этими обломками счастья. (Детям неверующих родителей все это хорошо знакомо. Дети из христианских семей должны знать об этом и ценить то преимущество, которое им даровано.)
(2) Доброй вести не поверили. Расскажите, как царь израильский обрушил свою ярость на Елисея. Но вместо того, чтобы ответить тем же самым, человек Божий произнес удивительную весть: "Завтра в это время мера муки лучшей будет по сиклю" (4Цар.7:1). Можно было бы вполне ожидать, что приближенные царя примут во внимание эту новости, хотя в нее и трудно было поверить. Ведь пророк Елисей всегда был орудием в Божьих руках для совершения великих и чудесных дел Божьих, а люди, находящиеся в отчаянии, всегда хватаются за соломинку. Но царский посланник не стал проверять продвижение войск в лагере противника и не попросил разъяснить сказанное пророком. Нет, он высмеял человека Божия, и отнесся к его предсказанию с большой иронией Повторите слова пророка, сказанные им этому надменному колеблющемуся человеку: "Вот, увидишь глазами твоими, но есть этого не будешь" (2 стих).
Наше неверие благой вести. Сравните их состояние с нашим собственным. Напомните детям, что вы часто говорите им о добрых обетованиях и благословениях - вечной жизни, настоящей радости и внутреннем мире. Как они реагируют на них? Стараются ли они расспросить об этом? Относятся ли они вдумчиво к услышанному? Или, может быть, закрывают уши и не обращают внимания, не доверяя Богу, Его Слову и Его посланникам? Может быть, они относятся к Божьим обетованиям с презрением и насмешкой?
(3) Упущенное изобилие. Опишите, что случилось в сумерки в тот же день, когда сирийская армия покинула в спешке свой лагерь, где было множество всякой еды и других ценностей (ст. 6-7). Палатки, наполненные серебром, золотом, одеждой, множеством мешков с мукой и ячменем остались без присмотра, и их мог взять любой нуждающийся! И тем не менее, ни один житель Самарии не пришел, потому что они не поверили сказанному Елисеем. Многие лежали за стенами города, умирая от голода, хотя и могли пиршествовать. Некоторые дрожали от холода, хотя могли одеться в одежды. А другие томились, ожидая окончания осады. И все лишь потому, что эти люди отказались принять Божью весть!
Упущенное небо. Как похожи на них люди нашего поколения! В наше время люди могут иметь истинное и вечное счастье! Могут иметь в сердце мир без всяких успокоительных средств! Могут иметь вечное спасение! Но, подобно израильтянам, они абсолютно отказываются верить Господу. Многие скорее поверят очевидным пустословам и обманщикам, нежели обратят свое внимание на Библию. Другие, подобно умирающим в Самарии, просто верят тому, что говорят их безбожные лидеры и влачат свое жалкое существование без Бога.
(4) Четверо прокаженных делают открытие. Дети вполне резонно могут спросить, что сделалось с продуктами в сирийском лагере, в то время, как рядом люди умирали от голода. Нет, они не испортились. Опишите четырех прокаженных, отверженных обществом и находящихся в изгнании, которые вынуждены были просить милостыни у ворот города и теперь решили пойти к сирийскому лагерю, не зная о том, что армия покинула лагерь. Они понимали, что все равно умрут, если останутся там, где находятся сейчас, или если попытаются войти в город. Они, возможно, тоже умрут, если попытаются приблизиться к сирийскому лагерю, но была хоть маленькая надежда, что воины сжалятся над ними и дадут им возможность выжить.
Расскажите, как эти жалкие прокаженные помогли обнаружить огромное количество бесплатной еды, и как они сообщили об этом в Самарию (ст.8-15).
Открытие духовных сокровищ. Сравните этот пример с данной людям Божьей благодатью. Когда у людей иссякает всякий оптимизм и уверенность в своих способностях и качествах, в значимости их жизни, они могут обратиться за помощью к этому источнику. Прокаженные обнаружили еду и сокровища, которые приготовил Господь своим могуществом. Точно так же мы можем найти духовные богатства (опишите некоторые характерные признаки духовного обращения), которые Господь дает даром всем, ищущим Его в смирении.
(5) Прокаженные сообщили добрую весть. Подведите итог, рассказав о последующих событиях. Прежде всего, прокаженные помогли сами себе. Но их стала осуждать совесть и они сказали друг другу: "Не так мы делаем. День сей день радостной вести" (ст.9). Они поспешили в город и сообщили весть царю. (Если позволяет время, расскажите с каким страхом и скептицизмом воспринял он известие.) И вскоре люди, у которых еще были силы, стали выходить из ворот и спешить туда, где было то, в чем они нуждались и даже много больше того. Не посеяв ни одного зернышка в почву, они собрали большое количество ячменя. Не посадив ни одного растения и не смолов ни единого зернышка, они взяли огромное количество пшеницы. И уже скоро набравшие добро пришли к городским воротам, где они продавали меру лучшей муки по сиклю, как и предсказал Елисей.
Христиане должны нести благую весть. Напомните детям, которые уже познали Господа и на себе испытали Его чудесную благость, что они являются должниками, как и те прокаженные, и должны нести эту весть дальше. Объясните необращенным детям, что вы, их учитель(ни-ца), видите себя в роли прокаженных. Вы сделали для себя великое и удивительное открытие и не осмеливаетесь умолчать о нем. Вы были напуганы болезнью греха, отчаялись в жизни, вас пугала смерть. Но теперь вы обнаружили чудесного Спасителя, Который простил ваш грех и даровал так много благословений, что невозможно и описать. Наиболее удивительным является тот факт, что эти благословения даются всем даром и доступны всякому ищущему - великому и малому, богатому и бедному.
(6) Неверие ведет к смерти. Прежде чем закончить урок, нужно сказать слово предупреждения. Вспомним царского сановника, который высмеивал Елисея. Как и предсказал пророк, он дожил до того дня, когда мука и ячмень продавались у ворот почти за бесплатно, но ничего не попробовал, так как народ, ринувшийся к воротам, чтобы впервые за многие месяцы получить еду, растоптал его до смерти. Убедительно скажите детям, что те, кто продолжает высмеивать Бога и не принимает Его посланников, увидят Господа Иисуса и Его блага, которые Он готов излить, но никогда не испытают их на себе. Неверие - первый и самый худший грех.

Обзор (126)

Цель: выделить в этом разделе различные виды греха и напомнить детям на примере рассмотренных событий, что грех - явление общее и носит разрушительный характер. Назвав грех своим именем, мы должны напомнить детям о различных средствах Божьего лечения болезни греха.
Вступление для учителей
Мы советуем учителям воспользоваться НП, которые помогут детям закрепить следующие моменты из уроков. На обзорном уроке следует воспользоваться НП, используемыми в этом разделе.
Описание урока
Напомните детям те уроки раздела, где особенно отмечались аспекты греха. Эти моменты отмечены на НП в виде указателей, вырисовывающих общую картину. Затем попросите детей вспомнить противоположные по смыслу евангельские истины, следуя этим пунктам:
(1) Предупреждение пророка Илии, сделанное царю Ахаву, который оставил Господа и наводнил Иерусалим языческими богами своей жены Иезавели, напоминает нам, что ГРЕХ ЕСТЬ ОТВЕРЖЕНИЕ БОГА.
(а) Какую неприятную весть сообщил пророк Илия царю Ахаву?
(б) Что случится с детьми, которые отвергают Господа?
(в) С чего начинается путь к Богу?
ЕВАНГЕЛИЕ ПОКАЗЫВАЕТ ПУТЬ ВОЗВРАЩЕНИЯ К БОГУ.
(2) Вызов, брошенный пророком Илией народу израильскому вместе с пророками Ваала на горе Кармил, напоминает нам, что ГРЕХ ЕСТЬ СЛУЖЕНИЕ ЧУЖИМ БОГАМ.
(а) Что оставить призывал пророк Илия?
(б) Почему народ решил, что Господь есть истинный Бог?
(в) Каким богам мы служим вместо того, чтобы служить Господу?
ЕВАНГЕЛИЕ ПРИЗЫВАЕТ ОСТАВИТЬ МИР.
(3) Когда царь Ахав позволил, чтобы убили его соседа, Навуфея, завладел его виноградником, мы увидели, что ГРЕХ КАЛЕЧИТ СОВЕСТЬ.
(а) Что сказал виновный Ахав пророку Илии, когда увидел его?
(б) Опишите пути, с помощью которых дети пытаются утаить и забыть свои грехи.
(с) Что мы должны сделать, прежде чем мы попросим Господа Иисуса простить нас?
ЕВАНГЕЛИЕ ОСУЖДАЕТ ГРЕХ И УКАЗЫВАЕТ НА СПАСИТЕЛЯ.
(4) Обезображенный смертельной болезнью Нееман напоминает нам о том, что ГРЕХ - ЭТО СМЕРТЕЛЬНАЯ БОЛЕЗНЬ.
(а) Какую весть передал пророк Елисей Нееману, что так его рассердило?
(б) Что произошло, когда слуги убедили его переменить свое решение?
(в) Какое средство существует для лечения болезни греха?
(г) Куда нам нужно идти, чтобы получить омытие грехов?
ЕВАНГЕЛИЕ ИСЦЕЛЯЕТ ДУШУ И ДАЕТ НОВУЮ ЖИЗНЬ.
(5) Мальчик неожиданно умер, и его тело положили на постель пророка Елисея. Это напоминает нам, что ГРЕХ ВЕДЕТ К СМЕРТИ.
(а) Что сказал Елисей матери мальчика после того, как он помолился Богу, и Господь вновь даровал мальчику жизнь?
(б) Библия говорит, что мы мертвы во грехах. Кто может пробудить нас к жизни?
(в) Что обещает Господь Иисус всем верующим в Него?
ЕВАНГЕЛИЕ ПРЕДЛАГАЕТ ДАР ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ.
(6) Сирийские войска развязали войну с Израилем и пришли, чтобы схватить пророка Елисея. Это напоминает нам, что ГРЕХ ЕСТЬ ВРАЖДА ПРОТИВ БОГА.
(а) Господь поразил сирийских воинов временной слепотой, и пророк Елисей привел их в Самарию. Но вместо того, чтобы обойтись с ними плохо, какое повеление он дал израильскому царю?
(б) Есть ли у нас серьезная причина, чтобы относиться к Богу, как к врагу? Сделал ли Он для нас что-то плохое?
(в) Кто пришел в этот мир, чтобы примирить нас с Богом?
ЕВАНГЕЛИЕ ПРЕДЛАГАЕТ МИР С БОГОМ.
(7) Умирающие от голода жители Самарии не поверили пророку Елисею, который сообщил им добрую новость. Это напоминает нам, что ГРЕХ ЕСТЬ НЕЖЕЛАНИЕ ВЕРИТЬ БОГУ.
(а) Когда пророк Елисей предсказал, что еда будет продаваться в воротах Самарии по ничтожной цене?
(б) В чем заключался грех царского сановника, который высмеивал пророка Елисея?
(в) Когда люди становятся христианами, они прежде всего отвращаются от неверия. Приведите как можно больше слов, противоположных слову "неверие".
ЕВАНГЕЛИЕ УЧИТ ДОВЕРЯТЬ БОЖЬЕМУ СЛОВУ.
(8) И наконец - ГРЕХ ВЕДЕТ В АД.
В заключение урока сделайте окончательный вывод о грехе. Объясните, что хотя некоторые люди и думают, что можно "поиграть" с грехом в жизни (хотя большинство людей страдает от последствий греха уже в этой жизни), грешники никогда не будут допущены в небо. Более того они будут разделены с Богом и всеми Его дарами и благословениями навеки (Откр.21:8). Вот почему мы так серьезно ставим эти вопросы. Только
ЕВАНГЕЛИЕ ВЕДЕТ В НЕБО.
Отметьте, что всякий, кто верует в Евангелие и кается в грехах, встает на путь, ведущий в небо и к Богу. Убеждайте детей изменить направление в жизни (воспользуйтесь для этого наглядными пособиями) и встать на путь, ведущий к Спасителю и тем благословениям, которые Он желает пролить на нас как в этой, так и в будущей жизни.
Наглядные пособия
Вырежьте семь указателей в виде рук, указывающих противоположные направления, похожих на дорожные знаки. Они должны быть не меньше 25 сантиметров по высоте, но чем больше, тем лучше. Каждый такой знак должен быть использован на уроке.
На руке, указывающей одно направление, напишите печатными буквами аспект греха в заглавии урока. На руке, противоположно направленной, напечатайте слова с противоположным евангельским применением. Например, на первой руке мы пишем слова "отвергнуть Бога", на руке, указывающей противоположное направление, мы пишем "найти путь к Богу".
По мере обзора урока заголовки следует использовать в качестве ключевых моментов каждого урока. Данные НП особенно помогают в обзорном уроке, так как позволяют изобразить наглядно основные моменты и подчеркнуть контраст между путем греха и Евангелием.