Мысли для проповедников
Наш YouTube - Библия в видеоформате и другие материалы.
Христианская страничка
Лента обновлений сайта
Медиатека Blagovestnik.Org
в Telegram -
t.me/BlagovestnikOrg
Видеобиблия online

Русская Аудиобиблия online
Писание (обзоры)
Хроники последнего времени
Українська Аудіобіблія
Украинская Аудиобиблия
Ukrainian
Audio-Bible
Видео-книги
Музыкальные
видео-альбомы
Книги (А-Г)
Книги (Д-Л)
Книги (М-О)
Книги (П-Р)
Книги (С-С)
Книги (Т-Я)
Новые книги (А-Я)
Фонограммы-аранжировки
(*.mid и *.mp3),
Караоке
(*.kar и *.divx)
Юность Иисусу
Песнь Благовестника
старый раздел
Бесплатно скачать mp3
Нотный архив
Модули
для "Цитаты"
Брошюры для ищущих Бога
Воскресная школа,
материалы
для малышей,
занимательные материалы
Список ресурсов
служения Blagovestnik.Org
Архивы:
Рассылки (1)
Рассылки (2)
Проповеди (1)
Проповеди (2)
Сперджен (1)
Сперджен (2)
Сперджен (3)
Сперджен (4)
Карта сайта:
Чтения
Толкование
Литература
Стихотворения
Скачать mp3
Видео-онлайн
Архивы
Все остальное
Контактная информация
Поддержать сайт
FAQ


Наш основной Telegram-канал.
Наша группа ВК: "Христианская медиатека".
Наши новости в группе в WhatsApp.

Мысли для проповедников

Малая вера и большие дела (Лук. 17,6)

Многие верующие занимаются анализом, исследованием своей веры и в результате приходят к выводу, что их вера такая малая, такая ничтожная.
Сознание маловерия смущает верующих и как бы парализует их. Они, испытывая свою веру, слишком сосредоточиваются на самих себе и благодаря этому теряют иногда из вида своего всемогущего Господа.
Пример: Одна невеста так анализировала свою любовь к жениху, что потеряла его из вида, сосредоточившись целиком на себе. Так бывает у тех, кто слишком анализирует себя.
Христос ободряет Своих учеников, говоря, что малая вера совместима с большими делами. Прочтем еще раз Лук. 17,6.
Анализ веры, испытание веры необходимы, но не в отношении "количества" или размера веры, а в отношении качества ее. Для спасения души нужна вера и для совершения добрых дел тоже нужна вера, но какая?
Истинная вера - это вера в Иисуса Христа. Вспомним вопрос темничного стража в Филиппах и ответ апостола Павла ему (Деян. Ап. 16,30-31),и мы поймем, в чем сила веры, даже самой малой веры.
Сила веры во Христе! Вера соединяет нас с Богом через Иисуса Христа.
Возьмем зерно горчичное. Оно мало, как пылинка. Положим рядом с ним песчинку, и они окажутся похожими друг на друга. Но разница великая: в зерне жизнь, в пылинке и песчинке ее нет.
В зернышке веры - Христос! Вся Его бесконечная сила! Как это отрадно! Что нужно, чтобы в зерне начали пробуждаться силы? Погружение зерна в почву! Что нужно, чтобы верующий человек мог двигать горами? Необходимо погружение его во Христа! В этом вся тайна великих дел для Бога и для людей.
Без смерти зерна - нет плода! Каждое поле - это великий одр смерти, где умирают посеянные зерна, чтобы принести множество плода.
Смерть нашего "я" тоже необходима, чтобы сила Христа могла проявиться в нас и через нас! Не я, но Христос - вот где сила веры, даже самой крошечной веры.
Приходит весна, и природа говорит зерну, такому жалкому, умершему: "Прими все мои силы в себя!" И зерно принимает, и вот появляется стебель, затем колос и, наконец, плод.
К христианину приходит Христос и говорит: "Прими Меня в себя!!" Христианна отвечает: "Но у меня такая малая и слабая вера..." Да, это так, но океан может излиться и через маленькую дырочку. Только прими Христа и всю Его полноту!
Теперь мы поймем слова Христа о малой вере и больших делах через нее.
Вспомним Его слова к отцу бесноватого юноши: "Если сколько-нибудь можешь веровать - все возможно верующему" (Марк. 9,23).
Будем помнить, что в самой малой вере - великий Христос и вся Его сила!

Удивление перед личностью Христа (Матф. 8, 27)

Личность Христа вызывала во все века удивление людей. Оно встречается и в наши дни. И это естественно, так как Христос - личность необыкновенная. Удивление перед Ним будет и впредь, и даже во веки веков.
Что вызывало удивление у современников Христа? Его двойственная природа! С одной стороны - Он истинный человек, с другой стороны - Он истинный Бог! Удивление вызывало Его рождение в Вифлееме, удивление вызывала и Его жизнь в Назарете, и все Его общественное служение. Удивлялись люди учению Его, удивлялись и делам Его.
Вот буря на Галилейском море. Христос спит усталый, утомленный. Его будят ученики. И вот Он совершает чудо, какого еще не видело человечество.
Эти две стороны во Христе - человеческая и божеская - и удивляли людей и устрашали. Прочтем Марк. 4,41.
Вот апостол Иоанн: он лежит во время Тайной Вечери на груди Христа, и он же падает к Его ногам, как мертвый, на острове Патмосе (Откров. 1,13 и 17).
И мы удивляемся и наполняемся священным трепетом. И мы чувствуем эти две природы во Христе. Человеческую: мы кладем свою усталую голову на грудь Его. И божескую: мы повергаемся к Его ногам, созерцая Его величие и премудрость во всех Его творениях.
Мы удивимся, когда Христос успокоит самую страшную стихию - стихию зла. Источником зла является диавол. И что же мы читаем в Священном Писании о его конечной судьбе? Прочтем Откров. 20, 1-3. Цепь, печать и плен в озере! Расхаживать по земле, искушая людей, он больше не будет (Ис. 11,9).
Христос будет Творцом "стеклянного моря". Прочтем Откров. 15, 2. Что это значит? Он успокоит все бури! И мы удивимся еще больше.
Вся история человечества - великая буря. Буря народов! Буря обществ! Буря семейств! Буря отдельных людей!
Все превратится в стеклянное море, в море без бурь!
По смотрим на свою личную жизнь. И мы удивимся, что Христос совершил. Он совершил великое дело нашего возрождения! А Его чудные дела на протяжении всей нашей жизни в Нем! Сколько чудес, сколько успокоенных бурь, сколько исцеленных недугов, сколько любви и помощи в разных случаях жизни!
Нам известны слова песни: "Вспомни, сколько милостей Господь явил, удивляться будешь, что Он совершил".

Мы - сосуды с трещинами (Иерем. 18, 4)

Мы, верующие, были в прошлом бесформенной глиной. На Голгофе мы возродились и стали сосудами, годными для нашего Спасителя.
Пророк Иеремия пришел в дом горшечника. Что он там увидел? Он увидел развалившийся сосуд и восстановленный сосуд.
Среди детей Божиих много сосудов, давших трещины. Может быть, найдутся даже развалившиеся сосуды. Но Христос восстановит свои сосуды!
Какие же трещины могут быть на сосудах Божиих? Большие и малые, поверхностные и глубокие.
Многочисленные трещины, наносимые грехом. Всякий грех причиняет трещину, которая дает себя чувствовать. И хорошо, что она дает себя чувствовать. Петр рыдал от боли, и это послужило ему на пользу. Не будем отчаиваться: Христос восстанавливает Свои разбитые сосуды!
Вот ветхозаветный Иаков. Он весь разбит, весь в трещинах. Но Господь восстанавливает его. Из разбитого Иакова Он делает цельного Израиля!
Вот разбитый Петр. Он после отречения - сосуд с большой и глубокой трещиной. Но Христос восстанавливает и его. Посмотрите на него в день пятидесятницы.
Вот еще разбитый сосуд - малоизвестный служитель Христа Иоанн Марк. Прочтем о его "трещине": Деян. Ап. 15, 37-40. И о его восстановлении: 2 Тимоф. 4, 11. Нам грех тоже нанес трещины, но Христос восстановит и нас!
Многочисленны етрещины, нанесенные нам скорбями жизни.
Каждая скорбь наносит нам трещину. Уже по звуку можно судить о трещине в сосуде. Многие дети Божий не поют так радостно, как прежде. Вздохи примешиваются к их пению. Это потому, что скорбь нанесла их сердцу трещину.
Много разбитых скорбями сосудов. Жены, потерявшие мужей, и наоборот, родители, потерявшие детей, и наоборот. На этих сосудах глубокие трещины. Но Христос восстановит сосуды, разбитые скорбью! Мы поймем, что все пережитое послужило нам ко благу И в сердцах наших снова водворится великая радость. Вспомним многострадального Иова.
Грех ли, скорбь ли нанесли нашим сосудам трещины - великий Горшечник не бросит нас! Не откажется от нас! Нет, никогда! Христос велик в своем искусстве восстанавливать Свои разбитые сосуды! Мы знаем это по опыту.

На песке или на камне (Матф. 7, 24 - 27)

Слово Божие очень ясно говорит о камне, который должен быть фундаментом каждого верующего- это - Иисус Христос! Прочтем два места: 1 Петр, 2, 6; 1 Кор. 3, 11.
Но что же означает песок в духовном смысле? Все, кроме Иисуса Христа! Что бы это ни было, если фундаментом нашей духовной жизни не является Христос,- это песок! Пусть это будет даже самое святое, но оно окажется песком!
Наша Московская церковь приступила к крещениям; но с самым глубоким благоговением хочу предупредить крещаемых и крещеных: не переоценивайте крещения - иначе даже такое святое дело, как крещение, может оказаться песком! То же самое скажу о хлебопреломлении: многие дети Божий смотрят на хлебопреломление, как раньше они смотрели на причастие, то есть, как на нечто спасающее. Горе тому, кто так смотрит: он строит свое спасение на песке!
Если мы делаем фундаментом нашего христианства добрые дела, исполнение закона - мы строим на песке!
Когда разразится самая страшная буря в нашей жизни, то есть когда смерть разрушит наш "земной дом", нашу телесную "хижину" - мы с ужасом увидим, что фундаментом нашим был песок!
Повторяю: есть только один фундамент, только один камень: это Христос! Причем - Распятый! Это очень важное сочетание: Христос и Крест Голгофы! Никогда не разделяйте их! Замечательно подчеркнул апостол Павел это сочетание Христа с Голгофой в 1 Кор. 2, 2.
Но наша жизнь должна быть не только постройкой на Христе - мы должны быть сокрыты во Христе!
Жизнь наша на земле полна бурь. Сильнейшие бури могут обрушиваться на самых лучших из христиан. И никогда Христос не сказал, что Он не допустит бурь в жизни Своих детей! Нет, наоборот, Он Говорит, что "пошел дождь, разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот"... На дом, основанный на камне! Но в дни бурь Христос обещает либо усмирить их, либо сокрыть нас в себе самом на все время бури, сколько бы она ни длилась!
Геофизика говорит, что во время вихря, то есть крутящегося ветра, внутри самого вихря царит полная неподвижность!
Что значит быть сокрытым во Христе во время сильнейшей бури? Я особенно хорошо понял в дни моей юности, когда в один бурный ноябрьский день на Балтийском море я поднялся на Церельский маяк: море внизу кипело, как в котле, и было покрыто белой пеной... Волны подымались высоко и опускались очень низко, образуя страшные воронки...
Ветер с сильным дождем напирал на башню маяка, как будто задался целью повалить его... Я был в башне маяка, где было совершенно тихо и спокойно... Вот когда мне стали ясны слова Писания: Притчи Солом. 18, 20. И слова Иисуса Христа: "чтобы вы имели во Мне мир!" Мир во Христе, хотя бы кругом все шаталось и колебалось от сильнейшей бури ужаснейшего урагана!
Но почему мы не всегда бываем сокрыты в этой крепкой башне - нашем Господе Иисусе Христе?
Почему мы бываем похожи на короля Лира, который, будучи изгнан из дома родной дочерью, провел ночь с открытой головой в лесу под сильнейшей грозой? Потому, что в дни грозы мы теряем доверие к Господу.
Есть один вопрос, который мы во время бурь привыкли задавать Господу: Почему? Зачем?! И когда этот вопрос начинает тревожить сердце, мы теряем мир и покой души.
Но есть слова Христа, которые могут успокаивать наше сердце, потерявшее мир: это - Иоан. 13, 7.

О какой чаше молился Христос? (Матф. 26, 39)

Молитва Христа о чаше - одна из самых глубоких тайн вжизни нашего Спасителя! Почти 2000 лет люди стараются уразуметь эту тайну, но она остается тайной. До тех пор, пока Христос Сам не разъяснит нам ее!
Всякое разъясйение - о какой чаше молился Христос - является только предположением. Есть такое разъяснение этой таинственной молитвы Христа: Он молился об избавлении от смерти на Голгофе. Но можно ли с этим согласиться? Такая молитва унизила бы Христа! Он видел Свой крест на Голгофе еще до создания мира. Откров. 13, 8. Он знал, что в Голгофском кресте - весь смысл Его прихода на землю. Иоан. 12, 27! И вдруг в Гефсимании у Него явилось желание избавиться от креста? Этого никогда не могло быть! Кроме того, как истинный Бог он знал, что крест - единственный путь для избавления грешников от ада. И вдруг намерения отказаться от этого единственного пути спасения! Нет! Предположить такое непостоянство у Христа - это значит исказить Его чудный образ, а главное: такое разъяснение молитвы Христа о чаше опровергается посланием к Евреям: Евр. 5, 7.
Услышан был. Если молитва Христа в Гефсимании относилась к Голгофской чаше, то Он не был услышан, ибо Он испил ее до последней капли!
Есть другое разъяснение таинственной молитвы Христа в Гефсимании. Будто бы сатана пришел в Гефсиманию и хотел умертвить Христа, чтобы не допустить Его до искупительной жертвы на Голгофе, но предположить это - значит, что сатана сильнее Христа.
Но тогда, что же это за чаша, о которой молился Христос в Гефсимании?
Мне кажется, что Христос Сам поясняет ее у ворот Гефсиманского Сада. Он сказал о ней Своим апостолам: "Душа Моя скорбит смертельно!" Смертельная скорбь души, вот чаша, о которой молился Христос в Гефсимании! И был услышан Отцом!
Эта смертельная скорбь миновала, покинула Его! То есть - Он с радостным сердцем пошел на страдания! Он много страдал во дворце Каиафы, у Понтия Пилата, на Голгофе, но без этой ужасной смертельной скорби! Мы часто приводим Его слова на Кресте: "Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты оставил Меня?", но являются ли эти слова повторением гефсиманской скорби? Нет, в них слышится все же доверие Сыча Божия к Своему Отцу! В них слышится победа над адом!
На эти слова Христа последовал ответ Отца: прочтем Псалом 21, 2 и 25.
Христос был услышан, и Отец снова явил Ему лицо Свое!
Смертельная скорбь - это очень горькая чаша! Она может быть горше самой смерти! Многие в своей смертельной скорби просили о смерти!
Меланхолия принадлежит к числу самых тяжелых страданий на земле, а смертельная тоска превосходит все страдания. Могут быть невыразимые страдания тела, но душа при этом может петь! И примером этому может служить сожжение великого служителя Христа Яна Гуса на костре! Его обложили по горло дровами и соломой и зажгли, но, горя в пламени костра, он пел, потому что Христос избавил его от смертельной скорби души. Так было с Иисусом Христом в Гефсимании и на Голгофе: в Гефсимании чаша смертельной скорби была удалена от Христа, Его душа была избавлена от нее, чтобы на Голгофе Он мог торжествовать, несмотря на невыразимые страдания!

Пророк Илия в Сарепте (3 Цар. 17, 8-16)

Чудо в Сарепте! В чем оно заключалось? В том, что мука в кадке не истощалась и масло в кувшине не убывало! До того дня, когда пошел дождь в Самарии, то есть в течение 2,5 лет, причем это великое чудо повторялось ежедневно, значит около 900 раз.
Это чудо в Сарепте напоминает нам другое чудо - в пустыне, по которой странствовал Израиль! Там чудо падения манны совершалось тоже каждый день, и в Сарепте и в пустыне исполнялись изо дня в день слова молитвы: "Хлеб наш насущный дай нам на сей день!" Ах, если бы и мы научились видеть в нашей повседневной манне руку нашего Господа! Руку, подающую нам каждый день все потребное, как для нашего внешнего человека, так и для внутреннего.
Почему "хлеб насущный" только на "сей день"? И в Сарепте, и в пустыне, и у нас? Чтобы мы искали Господа каждый день! Искали ежедневно лица Его!
Для нашего блага нам необходимы ежедневные встречи со Христом. В этих встречах наша сила и наша радость!
Чудо в Сарепте говорит о том, какого Господа мы имеем. В пустыне Он питал тысячи израильтян, в Сарепте Он излил на бедную вдову Свою любовь! С высоты Своего престола Он видит целые народы и печется об их благополучии, но в бесчисленных "сарептах" Он видит одинокие души, которые томятся под бременем забот. И ты, брат, сестра, являешься такой душой у Господа твоего! Он видит тебя среди миллионов других человеческих существ. "Твои стоны Пастырь слышит, к тебе жалостью Он дышит, в вечной благости Своей!"
В необозримой пустыне мира Его божественные очи видят тебя - затерявшееся растеньице, которому нужна влага, чтобы жить, и вот Он, великий Бог и Творец, приходит к Тебе ежедневно, чтобы поливать тебя, чтобы подправлять твои лепесточки!
С высоты Своих небес Он видит в море колосьев отдельные надломленные колосья... в море огней Он видит отдельные "курящиеся" льны... и склоняется, именно, над ними, чтобы помочь им не упасть, не погаснуть!
Вот о каком Боге говорит нам чудо в Сарепте!
Бог послал Своего пророка к одинокой вдове! Пророк - это проповедник для тысяч людей, а пророк Илия был одним из величайших пророков у Израиля. Он вместе с Моисеем являлся Христу на горе Преображения. Задача его была очень большая: отвратить израильский народ от служения мертвым идолам к служению Богу живому! И вдруг Господь говорит ему: "Встань и пойди в Сарепту Сидонскую и оставайся там!" А там что? А там - -две души: бедная вдова с сыном. Иди, Илия, и будь им слугою. Какая ничтожная миссия для такого служителя Божия, такая невидная работа! Но Илия не смотрит так: все, что Господь поручает, велико и важно. Пусть это будет только дитя или только одна душа... пусть это будет лежащий на одре болезни больной. О, в царстве Христа считается великим делом служение даже только одной человеческой душе! Или только хотя бы своей семье! Христос пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить. В Евангелии есть одно замечательное место, относящееся к служению нашего Господа Иисуса Христа: Марк. 7, 31-34. Здесь одно слово говорит, как служил наш Господь людям: вздохнул! О, этот глубокий вздох Христа! А ведь перед Ним стоял только один человек, несчастный глухой и косноязычный! Это был не вздох ропота и недовольства, как это бывает в нашем служении людям, а вздох глубокого сожаления и великой любви. О, если бы мы так служили людям!
Пусть служение пророка Илии будет чудным примером служения для всех детей Божиих! Мы мало обращали внимания на это его служение. Мы любим говорить о его великих делах: как он затворил небо и потом снова открыл его! Как он на горе Кармиле низвел огонь с неба и как он обличал смело царя Ахава и его нечестивую жену Иезавель, но его скромное, невидное служение двум душам в Сарепте мы как-то не замечали. Но именно служение дорого в очах нашего Учителя Христа. Ведь это Он сказал: "Кто хочет из вас быть большим - будь всем слугою!"
Служение людям преобразит всю нашу жизнь, и темный декабрь превратит в яркое солнечное лето.
Чем и как служить? Галат. 5, 13: "Любовью служите друг другу!" Любовью! У одного из нас ее больше, у другого - меньше, но мы все хоть немного имеем ее. Любовь - это наш капитал!

Трапезы Христа (Псалом 22, 5)

Бесчисленными примерами из жизни Слово Божие поясняет наши взаимоотношения со Христом. Мы прочитали слова из псалма, где Господь назван Пастырем и где говорится, что этот Пастырь покоит нас, Своих овец, на злачных пажитях и водит нас к водам тихим.
Христос применяет эти слова к Себе и говорит: "Я есмь Пастырь добрый!" Но прибавил - в чем Его доброта особенно проявляется: "Пастырь добрый полагает жизнь Свою за овец"! Это чудная картина: Пастырь добрый Христос и Его овцы на злачных пажитях и у вод тихих!
Но сегодня перед нами другая картина:
Трапеза, то есть накрытый стол, - и мы за этим столом. Кто же за этой трапезой? Христос со Своими друзьями! Мы - Его овцы, но мы и друзья Его! Какое счастье возлежать с нашим Спасителем за Его столом, за Его трапезой!
У нашего Господа семья большая. Все живые существа входят в Его великую семью. Архангелы и ангелы, животные и растения, все человечество, и, наконец, Его церковь!
Для архангелов и ангелов у Него свои трапезы! О растительном и животном мире Христос сказал: Матф. 6; 26, 28, 29. Он заботится о трапезах и для всего человечества: для праведных и неправедных!
Но самые благословенные трапезы - это трапезы Его со Своими искупленными детьми, со Своими друзьями, со своей Церковью! Почему они самые благословенные? Потому что они предназначены для нашей души, для нашего духа, для нашего внутреннего, духовного человека! И эти трапезы особенно благословенны потому, что пищею и питьем на этих трапезах является Сам Христос! Иоан. 6; 55, 48, 51.
Но бывают духовные трапезы, где мало ощущается присутствие Христа. Как много проповедей, в -которых почти отсутствует Христос!
Это - один из очень больших пробелов в христианстве! Христиане мало занимаются Личностью Христа! Да поможет нам Господь иметь больше трапез с Ним, как истинной пищей и истинным питьем!
Я лично поставил своей жизненной задачей: давать как можно больше проповедей, в которых была бы видна Личность Христа, Его слова и Его дела! За 42 года моей жизни во Христе Господь позволил мне побывать на очень многих трапезах. Но особенно большой и глубокий след оставили в моей душе те трапезы, где с особой яркостью сияла Личность Христа! Такие трапезы никогда не забываются.
Как жаждет Христос иметь с нами такие трапезы. Свое желание Он выразил словами: Лук. 22, 15.
Но нас, друзей Христовых впереди ожидает вечная, нескончаемая вечеря Агнца, прообразом которой является пир Иосифа со своими братьями в Египте. Прославленный Христос будет восседать с теми, которые были некогда Его врагами и причинили Ему столько огорчений!
Невидимый Христос будет видимым! Мы увидим Небесного Царя во всей славе и красоте Его! И на этой Вечере мы будем слышать Его голос и слова из книги Песни Песней 5 гл. 1-6--стих:
"Ешьте, друзья, пейте и насыщайтесь, возлюбленные!"
Больше трапез с хлебом Жизни - Христом! Я был на фруктовом вечере в Эреване! Вот когда я оценил простой хлеб!
Трапезы, приготовленные Господом, всегда с этим Хлебом Жизни. Богатейшая трапеза Господа - это Библия! Прочтем о ней: Иоан. 5, 39.
Научимся питаться самостоятельно, а не только из ложки проповедников!

Христос в Гефсиманском саду (Матфея 26, 36 - 56)

Есть картины, которые можно без конца созерцать.
К числу таких картин принадлежат евангельские картины. И среди них особенно Гефсимания!
Того Гефсиманского сада, в котором молился Христос, давно уже нет. Давно уже нет деревьев, листва которых шелестела в последнюю ночь земной жизни нашего Господа... И только луна попрежнему озаряет своим серебристым светом это священное место!
Гефсиманский сад был любимым местом Христа, когда Он бывал в Иерусалиме. Здесь часто, в одиночестве и с учениками, Он проводил ночи в молитве. Где бы ни был Христос - у Него всюду были любимые места для молитвы!
Как никогда Он чувствовал потребность помолиться в эту последнюю ночь. Но где? На том месте, где Он так часто молился! В Гефсиманскому саду! И взяв 11 апостолов. Он пришел с ними сюда... Восемь из них Он оставил при входе в сад... С тремя Он вошел в сад... "Побудьте здесь, - сказал Он им... а Сам отошел от них на вержение камня... Тяжелый гнет лежал на Его душе! "Душа моя скорбит смертельно!" Но три апостола не понимали переживания Своего Учителя! Сквозь листья деревьев они видели, как Он преклонил колена... Но Он склонялся все ниже и ниже... И, наконец, он распростерся на земле... И вдруг до них доносятся Его рыдания. Что с их Учителем? Неужели это тот Иисус, Который одним словом усмирял бури на море, изгонял бесов, воскрешал мертвых? Неужели это тот Самый Иисус, Который сказал мертвому Лазарю: "Иди вон!" И он вышел?!
Что это была за тяжесть, под которой Он так согнулся? И которая, несмотря на холодную южную ночь, вызвала такой пот у Него, что он каплями падал на землю? Это был грех всего мира! Грех - самая страшная тяжесть на земле! *
О чем же молился Христос в Гефсиманском саду? О чаше! Вернее, о силе, чтобы испить эту чашу до дна! 15 часов предстояло Христу страдать, как никто еще не страдал. И Он просит Отца о силе перенести эти страдания! И был услышан!
Его друзья заснули от печали. Печаль убивает дух!
Нежно упрекает их Учитель, будя от сна... Но они снова засыпают... И Христос скорбит смертельно в полнейшем одиночестве! Но если земные друзья Его покинули, - то небесные друзья Его не забыли... И вот один из них спускается с неба на землю, в Гефсиманский сад, и подкрепляет Его в час смертельной скорби! - Лук. 22, 43. Как я хотел бы знать - как Ангел подкрепил Христа! Но силу Христос получил только от Отца!
Но что это такое?
В саду раздаются громкие голоса... Большая толпа народа врывается в этот тихий уголок сада... Пылают факелы... Видны солдаты с мечами, и стража с кольцами... Толпа приближается все ближе и ближе... И вот в ее предводителе мы узнаем знакомого нам человека - апостола Иуду! Вот он быстрыми шагами подходит ко Христу и целует Его со словами: "Радуйся, Равви!"
Поцелуй Иуды. В эту ночь и в последующий день чело Христа много претерпело: кровавый пот покрывал его!
Христа били по ланитам! Ему плевали в лицо! Тернии вонзались в него! Но ничто не причинило нашему Господу такого страдания, как этот поцелуй Иуды! Потому что это был единственный поцелуй, который был не знаком любви, а знаком измены! Измены ученика Учителю!
Величие Христа. Прочтем Иоан. 18, 4-6. Мы только что видели Его смертельно скорбящим, лежащим на земле, рыдающим (Евр. 5, 7), но Он снова прежний Христос, который Своим неземным величием повергает врагов своих в подножие ног Своих! Это результат Его молитвы. Он преисполнен силы страдать.
Неразумный поступок Петра.
Когда ко Христу потянулись руки врагов, чтобы схватить Его, Петр решил защитить Учителя. Он выхватил меч из ножен и ударил Малха - раба первосвященнического - и отсек ему ухо!
Петр, конечно, хотел отсечь голову, но промахнулся. В ответ заблестели мечи воинов, и Петр был бы изрублен на части, если бы Христос не встал между воинами и Петром и тут же не исцелил бы ухо Малха.
Вступаясь за Учителя с мечом, Петр забыл, что Его Учитель имеет легионы ангелов в своем распоряжении.
Петр забыл, что все пророки предсказывали страдания и смерть Мессии. Забыл он и слова самого Учителя, Христа, что ему надлежит быть предану в руки грешников, пострадать и умереть, и в третий день воскреснуть.
В саду Учитель просил его только один час пободрствовать и помолиться, но он не послушался, а здесь он делает то, о чем его Учитель не просил! Ах, если бы он сам лишился уха, когда у костра он внимал насмешкам служанки! Как печальна ревность не по рассуждению. Вот ее образец в Петре в Гефсимании!
Бегство апостолов. И вот Христа связали и повели... а ученики? "Оставивши Учителя, бежали"! Какой позор! Особенно после их торжественного обещания: Матф. 26, 35. "Подобное говорили и все ученики". Ах, если бы хоть один из них пошел за Ним и дал себя распять вместе с Ним на Голгофе! Ну, хотя бы Иоанн! Как украсил бы такой поступок историю христианства! Но... все бежали!
Чувство самосохранения и страх перед страданием и смертию взяли верх! И исполнилось пророчество: Ис. 63, 3 - "Я топтал точило один, и из народов, то есть из людей, никого не было со Мною"!

Тайна Гефсимании (Иоан. 18, 1-2)

Почему Христос избрал Гефсиманский сад как место Своих первых страданий за наши грехи?
Это место было связано с страдающей душой царя Давида. Прочтем о страдании Давида: 2 Царств. 15, 30. О чем плакал Давид, идя на гору Елеонскую? Он плакал о сыне своем Авессаломе, который возмутился против него. На это же самое место пошел и Христос (Лук. 22, 39). И тоже с плачем. О чем же плакал Христос? О сыне, возмутившемся против Отца Небесного! То есть о человеческом роде, возмутившемся против своего Господа. Как похожи страдания Давида и страдания Христа!
Гора Елеонская была любимым уголком Христа, где Он общался с Отцом.
Евангелист Лука говорит, что Иисус пошел по обыкновению на гору Елеонскую, а евангелист Иоанн говорит, что Иисус часто собирался там с учениками Своими!
Гора Елеонская и у Давида была любимым уголком для общения с Богом: 2 Царств. 15, 32.
В саду появился грех. В саду Едемском! И в саду же Христос взял грех мира на Себя, чтобы пойти с ним на Голгофу и там искупить его!
Христос сознательно пошел на место, хорошо знакомое Его врагу. Он пошёл Сам навстречу поцелую Иуды! Он совершенно добровольно пошел навстречу Своим страданиям и Своей смерти на Кресте! Он мог бы избрать другое место для молитвы, неизвестное Иуде, но Он избрал самое обычное место, место, где Он чаще всего бывал! Он шел в Гефсиманский сад как бы с протянутыми вперед руками И как бы хотел этим сказать: "Ну, вяжите Меня и ведите на страдания и смерть". Я уверен, что Он даже пошел на то место в Гефсиманском саду, где трава была притоптана от частого пребывания Его там с учениками Своими.
Но войдем в Гефсиманский сад. Мы не будем спать, как три Его апостола. Нет! Мы подойдем как можно ближе к нашему дорогому Учителю. И что же мы увидим? Мы увидим нашего Господа простертым на земле! И мы увидим тело Его, покрытое кровавым потом!
Спросим тихо распростертого на земле Господа: "Учитель, что с Тобою? Что переживает душа Твоя? Почему Ты так скорбишь?"
Превратимся во внимание и выслушаем ответ нашего Господа, покрытого кровавым потом: здесь в Гефсимании Я ощущаю всю тяжесть грехов человеческих, которые Я взял на Себя! Проклятие Божие за этот грех всего мира легло на Меня!
В Гефсиманском саду произошло то, о чем написано у Ис. 53, 6: "И Господь возложил на Него грехи всех нас". Христос, Который часто молился Отцу в Гефсиманском саду, лежал теперь пред Отцом, как взявший на Себя весь грех мира и все проклятие за него!
И здесь, в Гефсиманском саду, впервые лицо Отца сменилось для Иисуса лицом строгого Судии - Судии за все грехи и беззакония мира! Вот где глубокая причина смертельной скорби Христа!

Первые ученики Христа (Иоан. 1, 29 - 49)

Что случилось после крещения Иисуса?
Христос опять пришел на берега Иордана! Там было большое собрание... и проповедовал, как всегда, Иоанн Креститель! После того как Он крестил Иисуса, его проповедь была еще больше наполнена Им. Особенно много он говорил о Христе, как об Агнце Божием! И вдруг проповедник остановился... Он простирает свою руку и на кого-то указывает... И с величайшим восторгом он восклицает: "Вот, Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира"! Народ понял, что значат эти слова... Тысячи глаз устремились на Христа.
Иоанн Креститель продолжал свою проповедь... Народ слушал его слова, а смотрел "а Христа! О, с каким восхищением говорил предтеча о Нем. Вся его проповедь была посвящена Христу! Собрание кончилось, народ разошелся... И Христос, наверное, сказал Иоанну: Стой на твоем посту до конца! Говори обо Мне, но следовать за Мной тебе не должно! Другие последуют за Мною, а ты будь Моим светильником в пустыне. И он оставался в пустыне, пока Господь не перенес его во дворец царя Ирода, чтобы быть светильником там. Христос сказал об этом светильнике: "Он был светильник горящий и светящий!" Не искорка, а яркое пламя! Какие мы светильники?
Первые ученики Христа. Иоан. 1, 35. Ранний, утренний час... Народ еще не собрался слушать Иоанна... Иоанн стоит на берегу с двумя своими учениками... Он увидел Христа и, указывая на Него, сказал своим ученикам: "Вот Агнец Божий'" Любимое у Иоанна имя Христа: "Агнец Божий!" Пусть оно будет любимым и у всех нас. Что же происходит дальше?
Оба ученика Иоанна пошли за Иисусом. Кто же они? Имя одного из них указано в стихе 40. Имя другого осталось неизвестным. Но смело можно предположить, что это был евангелист Иоанн. Вот они - два самых первых ученика и два самых первых последователя Христа! Они гровели у Христа целый день, до десятого часа вечера...
Физическое солнце заходило за иудейскими горами, когда они закончили беседу со Христом... но другое Солнце - Солнце Правды - только что взошло в их душах. Они познали Христа, как Сына Божия, как Мессию, как Агнца Божия... Они уверовали в Него уже не по словам Иоанна, а по личному опыту общения с Ним.
Мы, верующие во Христа, помним тот день, или те дни, когда и в наших душах взошло Солнце Правды, когда и нас озарил Свет познания Христа, как Агнца Божия, и нашего личного Спасителя. Это был чудный и дивный день! Но сияет ли это Солнце в полной силе в наших душах?
Дальнейшие ученики Христа. В этот же вечер Андрей привел ко Христу своего родного брата - Петра. Великий Сердцеведец Христос видел далеко,- поэтому Он мог тут же дать новое имя Петру: Кнфа! Камень! Итак, у Христа теперь три ученика. Все они были из Галилеи, как и их Учитель - Иисус! И Христос восхотел пойти с ними в Галилею!
Кружок учеников Христа растет! Вот Христос с тремя первыми учениками на пути в Галилею. Прощание Андрея, Петра и Иоанна с своим прежним учителем было трогательным... и оно было последним - больше они его до его смерти не видели! У многих произошли прощания ради Христа, с самыми дорогими людьми - и навсегда! Христос такой, что ради Него Его последователи делаются способными на любую жертву.
На пути в Галилею в кружок учеников Христа вступают еще два ученика: это Филипп и Нафанаил! И Филипп и Нафанаил были тоже из Галилеи, но они были слушателями Иоанна Крестителя и оба жаждали познать Мессию, о котором проповедовал с такой силой Иоанн! И вот они оба - у ног Христа! И от имени всех пятерых первых учеников Христа Нафанаил восклицает: "Равви! Ты Сын Божий! Ты Царь Израилев!"
Итак, мы сегодня в кружке самых первых учеников Христа... Их пятеро: Андрей, Иоанн, Петр, Филипп и Нафанаил! Вскоре этот кружок еще расширится. и к дню смерти Христа достигнет 500 человек.
Но каков же этот кружок учеников Христовых сегодня? Миллионы учеников и учениц являются сегодня его членами!
Слава Господу, что и мы принадлежим к числу учеников Христа! Но ученики бывают плохие, хорошие и отличники! Так и у нашего дорогого Учителя! Какие мы с вами ученики Христа?

Странная молитва (Лук. 8, 28)

"Не мучь меня". Эта просьба обращена к Иисусу Христу. И хотя она вышла из уст бесноватого - она может выйти и из наших уст.
Но разве может мучить Христос человека? Христос приносит мир, чудный, благодатный мир человеческому сердцу. Но этому миру предшествует часто мучение и даже порой очень большое мучение. И люди обвиняют Христа в этом мучении.
Слово Христа действует на сердце грешника подобно соли на рану. Все те, которые слушают Слово Божие, но продолжают жить во грехах, чувствуют великое мучение в совести своей. Многие решили лучше не ходить на собрания и не слушать слов Христа, чем так мучиться!
Наш молитвенный дом является для многих очень жарким местом, потому что здесь бывает Христос, который Своими обличениями очень мучает сердце, делающее злое! Христос, Его чудное учение, Его чистота и святость - это Соль на греховные раны иашего порочного и грязного сердца! Но это благословенная Соль. И это благословенное мучение!
Сохрани нас Господь от такой неразумной молитвы: "Христос, не мучь меня!" И если мы перестали чувствовать мучение от обличений Господних - то не окаменело ли сердце наше? Не идет ли дело у нас к духовной смерти?
После духовного пробуждения всегда у нас начинается мучение сердца! Пробудившегося грешника начинает мучить вопрос: "Что мне делать, чтобы спастись?" Этот вопрос лишает грешника аппетита и сна. Вспомним христианина в "Путешествии пилигрима" после его духовного пробуждения! Ни жена, ни дети, ни семейное "счастье - ничто не могло избавить его от этого страшного мучения! Но это мучение привело его на Голгофу, где у подножия Креста спала с него страшная ноша и где его мучимое сознанием греха сердце обрело мир и покой!
Да, благословенно мучение ищущего спасения грешника, пробужденного от сна словом Христовым! Он найдет успокоение и радость у ног Христа!
Друзья дорогие! Сколько времени длится ваше мучение? Может быть, оно только сегодня начнется! Может быть, оно длится уже несколько месяцев, с того времени, как вы начали слушать Слово Божие! Может быть, ваше мучение длится уже несколько лет? Отчего это зависит? От вашего послушания Христу!
Он зовет нас к Себе, чтобы успокоить нас! "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас." Мы же ищем другие лекарства от нашего мучения, от наших слез! Представим себе прекрасного врача... имеющего чудесные средства для лечения больных... И вот он прописал несчастному страдальцу лекарство". Через некоторое время он встречает этого больного: ну, как твое самочувствие? Все такое же - нисколько не лучше! А лекарство мое ты всё выпил? И не начинал ещё пить! Так поступают многие в отношении Христа. И удивляются, что мучение их сердца все еще продолжается. И они не испытывают ни радости, ни счастья во Христе - в то время как другие полны этой радости и счастья!
Почему еще мучается сердце вблизи Иисуса? О, я скажу вам! Потому что все, что нас раньше радовало, превращается вблизи Христа в ничто! Все, что казалось золотом, становится соломой! Все, что раньше блестело, - теперь поблекло! У ног Христа, но еще не приняв Христа, мы ощущаем страшную пустоту! И это делает нас несчастными! И пока Христос не займет нашего сердца - мы будем ощущать великое мучение!
А затем - апостол Павел говорит о "муках рождения", доколе не изобразится в нас Христос! О, эти муки от сознания, что мы - плохие ученики Иисуса! Что мы далеки от образа Его! Что мы так много нарушаем Его заветы! О, кто из "ас не знаком с этого рода мучением?! Но и оно - благословенное мучение! Чем больше мы любим Христа - тем больше наше мучение! И мы не будем просить Господа, как просил бесноватый: "Не мучь меня!"
И еще об одном непрестанном мучении сердца говорит апостол Павел: Римлян. 9, 1-4.
Это мучение за "братьев", родных нам по плоти - незнающих счастья во Христе! Но с этим мучением знакомы только те, "то сами познали это счастье во Христе! И чем ближе мы будем ко Христу, тем больше будет наше мучение за тех, кто далек от Него!

Долготерпение в отношений Царствия Божия (Иаков. 5,7 - 8)

Основное учение всей Библии: учение о Царствии Божием! Все учение Христа вращается вокруг Царствия Божия! Царствие Божие - вековая мечта человечества! У верующих эта мечта сознательная, основанная на вере в Бога! У неверующих она несознательная, чаще именуемая у них "золотым веком"! Но многие устали ждать его прихода! И немало тех, которые перестали ждать его!
Всех жаждущих наступления Царствия Божия Слово Божие призывает к долготерпению. И ставит в пример долготерпение земледельца!
Крестьянин знает, что посеянное им семя сразу не вырастет, и что требуется время, чтобы брошенное в землю семя принесло зрелый плод... Маленький мальчик будет в своем нетерпении каждый день бегать, чтобы найти преждевременные всходы или плоды... но крестьянин, как опытный земледелец, научился долготерпению... Есть много верующих, похожих в отношении Царствия Божия на мальчика, ищущего преждевременных всходов и плодов.
Они очень нетерпеливы и недовольны Богом за медленное пришествие Царствия Божия на землю... Они недоумевают, почему молитва миллионов детей Божиих: "Да приидет царствие Твое" - до сих пор не исполнена! Почему Господь сразу не устроит на земле Своего Царствия с полным отсутствием всякого греха и всякой неправды! Разве Всемогущий не в силах это сделать?
Воля Божия, чтобы Царство Его имело свою историю и притом долгую-долгую! То есть имело свое начало, рост, или развитие, и завершение! Развитие Царствия Божия происходит с большими препятствиями и помехами! Грех тормозит его развитие на каждом шагу! Бот мог бы уничтожить диавола и грех в одно мгновение! И в одно мгновение Он мог бы водворить на земле Свое вечное Царствие! Но в Его божественном плане значится долгая история развития Его Царствия, растянутая на многие века и тысячелетия. Вот почему требуется долготерпение, долготерпение и еще раз долготерпение!
Вот примеры медленного развития Царствия Божия! Израильский народ, - сколько помех для Царствия Божия исходило от него! То он поднимался на большие духовные высоты... то впадал в ужасающее идолопоклонство...
Наконец, пришел Мессия - Христос! Вот Он сейчас же осуществит Свое Царство... Так думали многие в Израиле... Но божественный Младенец подвергся всем законам человеческого развития... 30 лет он развивается физически и духовно в Назарете... Затем Он выступает на Свое открытое служение... И можно было думать, что вся Палестина падет к Его ногам и все станут Его учениками... но этого не произошло: только горсточка людей приняла Его, как Учителя и Мессию! И вот Он на Кресте! "Совершилось!" - воскликнул Он, умирая... Спасение грешников совершилось, и казалось, - Бог пошлет бесчисленные сонмы Своих ангелов, чтобы возвестить всему миру об этом совершённом Христом спасении... Но нет! Новое испытание нашего долготерпения! Он поручает оповестить мир об этом спасении Своим ученикам! "Вы будете Мне свидетелями!"
Прощаясь с Учителем, апостолы думали, что Христос, воссев на престоле славы, водворит Свое Царство в Израиле и по всей земле... И просили Его: Деян. Ап. 1, 6. Но нет! Победа Царства Божия будет осуществлена постепенно! И вот рождается Церковь Христа! Не будет ли она в конце концов долгожданным Царством Христа? Но далеко Церкви от Царствия Божия! Она полна недостатков: сколько в ней раздоров! Сколько плевел! Сколько равнодушия и лаодикийского духа! Церковь есть, но какая она несовершенная! А когда же придет Царствие Божие? Христос сказал: "Царствие Божие внутрь вас есть!" И мы смотрим внутрь себя, в глубину своего сердца, - а там какое несовершенство, какое убожество и сколько нечистоты всякого рода! А посмотрим за пределы церкви: может быть, все человечество уже приняло Христа? Нет! Только 1/4 человечества носит имя Христово! И именно только носит имя Христа, так как значительная часть христиан сердцем своим далеко отстоит от Христа! А сотни миллионов магометан совершенно не хотят слышать об имени Христа!
О, как долго ждать, когда магометанский мир станет христианским!
Когда же, наконец, исполнятся слова Писания? Ис. Н. 9; Матф. 13, 33; Откров. 11, 15. Вот тут-то и нужно долготерпение!
Все эти прочитанные три места Писания определенно говорят, что Царство Божие придет! Но как трудно ждать его, когда Господь так медленно (с нашей точки зрения) осуществляет его на нашей земле! Как трудно верить в его пришествие - когда церковь Христа так несовершенна, так полна пороков, а согни миллионов людей так еще далеки от Христа и даже слушать не хотят о Нем! И все-таки оно придет! Отер. 21, 1.
Теперь мы поймем великое значение долготерпения. И что значит "не изнемочь душами нашими"!

Наше будущее (Деян. Ап. 8, 39)

При прощании люди говорят друг другу: "до свидания!" Но как часто это прощальное пожелание не исполняется, и люди больше не встречаются, хотя и сказали друг другу "до свидания".
Прощание Филиппа с еанухом произошло навсегда, но оба были полны радости. Оба имели веру во Христа и Его водительство! Оба знали, что могущественная рука Христа будет их вести на всех жизненных путях. Пути обоих были различны: Филипп продолжал проповедовать Евангелие, причем при сильной буре, которая бушевала вокруг всех тогдашних учеников Христа.
Евнуха путь лежал через Египет в Эфиопию... к своему чернокожему народу... которому он начнет свидетельствовать о Христе!
Как нам хотелось бы знать, что стало с евнухом. Библия умалчивает о конце жизни многих людей, нашедших счастье в Боге. Библия повествует, как отдельные люди приходили к познанию истины, но что было дальше с ними, она умалчивает! Как нам хотелось бы знать об участи Неемана после его исцеления... Об участи волхвов, приходивших к Младенцу Иисусу в Вифлеем... И вот, и об участи евнуха! Остался ли он верным Христу до конца? Или Семя Жизни в его сердце заглохло? Библия не дает ответа на эти вопросы. Но есть одно место в Слове Божием, которое дает нам основание верить, что и Нееман, и волхвы, и евнух остались верны Богу до конца: это Филип. 1, 6.
Как мы способны тревожиться за наше будущее. "Устоим ли мы до конца?" "Перенесем ли все трудности жизни, не согнемся ли под нашим крестом?" "Сохраним ли радость в скорбях?" "Будем ли мы за все благодарить нашего Господа?" Особенно тревожимся мы в дни "предчувствий". В дни, когда у нас "сердце ноет". Где источник наших тревог? В нашем недоверии к Господу.
Евнух "продолжал свой путь - радуясь"! Будем и мы продолжать свой путь радуясь, потому что Христос будет нашим Спутником. Его сила и постоянная помощь будут сопровождать нас! Его утешения ожидают нас в каждой нашей скорби! Его свет будет озарять все наши ночи! И мы будем способны, подобно апостолу Павлу и Силе, "в полуночи", то есть в самое мрачное время, "воспевать Бога"!
Как я хотел бы, чтобы каждый из нас увидел этого чудного Спутника и почувствовал прикосновение Его сильной руки!

Чудное озеро Геннисаретское. Марк. 1, 14 - 20.

Сегодня мы побудем на берегах "чудного Геннисаретского озера", о котором мы поем: "Чудное озеро Геннисаретское с чистой, кристальной водой, ты отражало Христа Назаретского, весь Его образ святой!" Да, два солнца отражались в его водах: солнце физическое и Солнце Правды! На его водах плавали многие лодки и лодочки, и как часто плавала по нему лодочка, в которой сидел Спаситель мира - Христос. И на тихих водах этого озера и на грозных волнах его плавал Христос, находясь в своей лодке. Никакая другая местность Палестины не видела нашего Господа так часто, как берега чудного озера Геннисаретского! Нигде не ходил народ за Христом такими большими толпами, как именно здесь! И особенно часто видели Его три города: Капернаум, Вифсаида и Хоразин. В Иерусалиме Он был только гостем. Здесь, на берегах этого озера, он был дома. Здесь были Ему знакомы все местечки, все уголки, все дома и все тропинки.
В прошлый раз мы побывали с вами в Иудее. В пустыне Иудейской... на берегах реки Иордана, у Иоанна Крестителя, и были свидетелями, как наш Господь приобрел там 5 первых Своих учеников: Андрея, Иоанна, Петра, Филиппа и Нафанаила! И как Христос с этим маленьким кружком из 5 учеников покинул Иудею и пошел в Свою родную землю - в Галилею! И вот мы видим Его сегодня в Галилее! Его первые ученики занимались пока своим обычным делом: они ловили, как рыбаки, рыбу! Но они были предназначены Своим учителем к другой ловле: к ловле человеческих душ, неводом проповеди Евангелия. Вот почему Христос обратился к ним с призывом: Марк. 1, 17.
К пяти первым ученикам прибавился еще шестой: Иаков Заведеев - брат Иоанна.
Для выполнения великой задачи - проповеди Евангелия Царствия Божия - Христос с своей матерью Марией покинул тихий Назарет, где провел около 30 лет Своей земной жизни, и поселился в шумном и людном городе Капернауме - в столице Галилеи! В Капернаум приходили люди со всех концов Галилеи, но и из соседних стран - из Сирии и Финикии! Вот чем объясняются тысячные толпы народа вокруг Иисуса в Галилее.
Но и в Капернауме Он был только гостем. Нигде у Него не было оседлости: Своего постоянного уголка, Своей постели. Свою земную жизнь после Назарета Он выразил хорошо известными нам словами: "Лисицы имеют норы, и птицы небесные гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где преклонить голову" (Лук. 9, 58).
Эту жизнь без определенного "гнезда" должны были разделить со Христом и Его первые ученики. И они радостно пошли на такую жизнь. Они оставили все: свои дома, своих родных, свои лодки и сети... и пошли за Ним. Сердца их полностью принадлежали Христу!
А где отдано сердце - там отдано все! Христос пленил их Своей внутренней красотой еще на берегах Иордана, когда они были учениками Иоанна Крестителя... а недавно Он пленил их и Своей божественной силой, когда на их глазах совершил свое первое чудо в Кане Галилейской.
При сиянии Его славы все остальное в мире поблекло для них. Об этой славе один из них, Иоанн, сказал так: "И мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца"! Каждый из них мог о себе сказать словами апостола Павла: Филип. 3, 8-6.
За славой, явленной Христом в Кане Галилейской, последовало великое чудо на озере Геннисаретском. Когда после бесплодной ночи Петр, по повелению Христа, закинул сеть, и рыбы оказалось такое множество, что сеть прорывалась! Это произошло днем, когда ни один рыбак не выходил на рыбную ловлю, так как рыба в Геннисаретском озере шла в невода только ночью.
Это было величайшее чудо, совершённое божественной силой Христа. Неудивительно, что после такого чуда Петр припал к ногам Иисуса, и не только Петр, но и все прочие ученики Христа. Еще в Кане Галилейской они припали внутренне к ногам Своего Учителя, а здесь и физически, и внешне. А дальше они созерцали славу Христа день за днем! И в словах Его, и в делах!
На берегах чудного Геннисаретского озера все стихло давно. Нет там Христа и Его апостолов... От Капернаума, Вифсаиды и Хоразина остались только развалины... Теперь новые капернаумы, вифсаиды, хоразины. Другое море - море жизни перед каждым из нас. И на этом море Христос продолжает и сегодня являть Свою славу! В наших новых капернаумах Он являет снова Свою силу и славу.
Видим ли мы славу Христа изо дня в день в своей жизни? Пленит ли Он и нас Своей простотой?

Слово из уст 12-летнего Иисуса (Лук. 2, 41-52)

В каждой биографии великого человека нас всех интересует его детство. Нас интересуют и детские годы Христа. Перед нами сегодня одно событие из детства Христа. Тихо и незаметно росло Дитя Назарета! Этот Небесный Цветок - этот Нарцисс Саронский, эта Лилия Долин - цвел в тихом и скромном саду Назарета. Постоянно обращая, как всякий цветок, свое сердце к Солнцу, то есть к Своему Небесному Отцу.
Но вот Дитяти Назарета - Иисусу - исполнилось 12 лет. По обычаю Израиля, он имеет теперь право принимать участие в великих праздниках - в Иерусалиме! И вот мы видим 12-летнего Иисуса на пути в Иерусалим, на праздник Пасхи. Была весна и кругом все цвело и благоухало! На третий день путешествия показался священный город. Он стоял на вершине высокой горы... И стены Храма из белого мрамора сияли в лучах вечернего солнца... Налево была видна Елеонская гора, на которой Христу будет суждено провести последнюю ночь своей жизни в молитве о Чаше... И вот они в Иерусалиме. Всюду толпы иудеев, собравшихся сюда со всех концов мира... Всюду палатки, в которых ночуют пилигримы... Иосиф и Мария ведут мальчика Иисуса в храм. Храм из мрамора, белого как снег, внутри весь облицован золотом. Но не эта роскошь привлекает внимание отрока Иисуса - нет! Он слышит блеяние овец... И, наверное, Его отроческое сердце уже понимало, что скоро Он сам будет Агнцем, Кровь которого прольется недалеко от этого роскошного храма, на одиноком холме Голгофы.
Наступил четверг... во всех домах Иерусалима приготовлены закланные агнцы... В одном из этих домов Иосиф и Мария с мальчиком Иисусом будут вкушать пасхального агнца! О, как хотелось бы заглянуть в сердце 12-летнего Христа, вкушающего от этого агнца! Нет сомнения, что Он уже знал, на какое "заклание" указывает этот закланный агнец. Не вспомнил ли Иисус на Тайной Вечери в Иерусалимской Горнице это первое свое празднование праздника Пасхи? Уже тогда тень Креста Голгофы лежала на Нем, когда Он впервые вкушал от пасхального агнца!
Семь дней длился великий праздник. И каждый день мальчика Иисуса влекло неотразимо в храм. И почему? Потому что там говорилось о Его Отце!
Дом, где говорят о самом дорогом для нас, будет всегда нас влечь к себе. И этот молитвенный дом, если только он всегда будет местом проповеди об Иисусе, о самом дорогом для нас Иисусе, будет тоже самым дорогим местом для нас.
Кончился праздник! Народ, пришедший на праздник, начал группами покидать Иерусалим... Иосиф и Мария тоже покинули священный город... Иисуса нет с ними, но они спокойны: они уверены, что Он в одной из групп, направляющихся в Галилею. Наступил вечер, и они забеспокоились. Начали искать сына... но Его нигде не оказалось. Где же Он?
Он и в день отъезда направился в храм. Здесь собрались учители Израиля... мудрейшие из мудрых. Они еще не превратились в Его врагов. А может быть, они не дожили до Его Служения. Они дружески, как отцы с детьми, беседуют с Ним. Отвечают на Его вопросы и задают Ему вопросы. Лишь на третий день нашли Его Иосиф и Мария в храме. Он опять среди учителей израильского народа. И снова с глубоким наслаждением сердца Он слушает их речи о Своем Небесном Отце. Филип. 1, 18. Как Он любил Своего Небесного Отца. Как Он готов был день и ночь слушать и говорить о Нем.
И вот здесь в храме вышло слово из уст 12-летнего Иисуса, которое называется первым словом Христа. Прочтем его еще раз. Лук. 2, 49. Этим словом открылся поток воды живой, вышедший впоследствии из уст и сердца нашего великого Учителя-Христа.
В этом Слове 12-летнего Иисуса - великая программа всей Его земной жизни. Где бы ни был Иисус - в Галилее ли, в Самарии ли, в Иудее ли - Он был всегда в Отце Своем! И когда Он через 20 лет после этого первого посещения Иерусалима висел на Кресте на Голгофе с челом, изъязвленным острым тернием, и когда Его матерь снова стояла перед Ним со скорбным взором в очах своих, не говорил ли Он ей с креста Своего: "И здесь Я пребываю в Отце Моем"!
Такой должна быть и наша жизнь. Постоянное пребывание во Христе. Его постоянный призыв ко всем Своим детям: "Пребудьте во Мне"! О, нет ничего прекраснее такой жизни. Быть веточкой Дерева Жизни, живущей соками этого Дерева!
К этому зовут нас первые слова Христа!

Христос в Назарете (Матф. 2, 19 - 23)

Евангелие довольно подробно повествует о событиях до поселения Христа в Назарете. Но с поселением в Назарете наступает глубокое молчание, которое прерывается только один раз, когда Иисусу исполнилось 12 лет. Как нам хотелось бы знать - что говорил Иисус за эти 30 лет пребывания Своего в Назарете. И что Он делал! Но Евангелие не повествует об этом. Все же можно нарисовать картину детства, отрочества и юных лет Христа.
Семья, в которой рос Христос, - она была славою Израиля. Отец Иисуса - Иосиф был свят и мудр. Но поскольку Евангелие не упоминает о нем в дальнейшем, можно думать, что он раньше ушел в вечность. Иисус остался с матерью - Марией. Какова была Мария - мы знаем хорошо из Евангелия: она была благодатнейшая женщина в Израиле! Христос возрастал под ее благословенным влиянием!
У Христа были братья и сестры но не от Марии, а от первой жены Иосифа. Два его брата - Иаков и Иуда - написали послания. Они уверовали во Христа уже после Его смерти и воскресения! А при жизни Своей Христос не был в чести у братьев Своих.
Он не учился ни в каких школах раввинов, как, например, учился у ног Гамалиила апостол Павел, но Его школой была школа Небесного Отца.
В постоянном общении с Ним Он возрастал в премудрости и познании.
Его книгами были три книги: Библия, человеческая жизнь и природа. Страницы этих трех книг Он изучал каждый день.
Язык, на котором говорил Иисус, был арамейский. Галилея говорила на этом языке. Это родственный еврейскому язык. Но Иисус говорил и по-еврейски: иудеям в Иерусалиме Он проповедовал на еврейском языке.
Христос читал страницы Ветхого Завета в Назаретской синагоге.
Библия в синагогах была доступна для всех. Все могли ее изучать. Прилежнее всех читал и изучал ее Христос. Как знакома была эта ветхая книга Иисусу, когда после некоторого перерыва Он снова взял ее в руки в Назаретской синагоге; о чем мы читаем в Ев. Луки 4, 16-17.
Но и книгу человеческой жизни Христос мог хорошо изучать в Назарете. В маленьких городах и деревнях жизнь людей как на ладони. И ее там легко видеть и изучать; чего нельзя делать в больших городах! А Назарет был богат разными картинами жизни. Здесь было очень много плохого, так что Нафанаил не зря сказал: "Из Назарета может ли быть что доброе?" А как плотник, Иисус особенно много соприкасался с людьми, бывал в разных домах, ел и пил в них и глубоко заглядывал в души человеческие.
А какая прекрасная книга природы была в Назарете! Назарет - одно из красивейших по природе местечек в Палестине. Он лежит в прелестнейшей, благоухающей цветами долине, окруженной горами Завулона!
Всюду виноградные лозы, маслины, фиговые пальмы, апельсины и лимоны, гранатовые яблоки! Красота природы Назарета неописуемая! Там в Назарете Он начал подниматься на горы для общения с своим Отцом!
После достижения Иисусом 12-летнего возраста Он начал ходить со Своими родителями в Иерусалим на праздник Пасхи. Одно из таких путешествий описано в Евангелии.
Иерусалим и особенно его храм были заветной мечтой каждого иудея. На праздник Пасхи туда приходили иудеи из 50-ти стран. У мальчика Иисуса было много вопросов, и Он с глубокой жаждой беседовал о них с учителями иудейскими в дни праздника Пасхи в Иерусалимском Храме! И всякий раз, во время этих бесед можно было видеть насколько Христос стоит выше всех Сынов Человеческих и по премудрости, и по познанию (Лук. 2, 47).
Все больше и больше познавал Христос в Назарете Свою великую божественную задачу. Эта задача - исполнение воли Отца! Направляясь на нашу землю, Он сказал Отцу: "Се, иду исполнить волю Твою"! И он исполнил ее - во всем и до конца! Одно из последних Его слов на Голгофе было слово: "Совершилось!"
Будем подражать Христу в исполнении воли нашего Небесного Отца. И в наших назаретах и в наших мастерских! Чтобы и на нашем смертном одре могло прозвучать это слово Христа; "Совершилось!"

Освобождение Вараввы (Иоан. 18, 38 - 40, 19, 1)

Обычай отпускать одного из заключенных преступниковв праздник Пасхи существовал в Иудее потому, что праздник Пасхи был посвящен воспоминанию об освобождении израильского народа из египетского плена. Представители римской власти таким путем воздавали некоторую дань уважения величайшему из иудейских праздников! Это был хороший обычай, но в дни Пасхи, когда Христос был предан суду Понтия Пилата, этот обычай преподал великий урок всему человечеству. Какой именно - я об этом и хочу сегодня сказать.
Понтий Пилат убедился в невиновности Христа и заявил об этом иудеям открыто: "Я никакой вины не нахожу в Нем!" Но как освободить Его? Народ приписывает Ему тяжелые обвинения. Он знает, что иудеи будут писать в Рим... и у него явилась мысль: предложить народу выбор между чистым и белоснежным Христом и грязным от величайших грехов и преступлений Вараввой! Пилат был уверен, что иудеи изберут Христа, и таким образом он освободит Невинного! Но он ошибся. Иудеи закричали: "Отпусти нам Варавву!"
Из этого события в жизни Христа мы извлечем для себя две очень драгоценные истины.
Первая истина: Иудеи сделали ужасный выбор. Они предпочли Варавву. Они причислили Христа к более великим грешникам, чем Варавва. Но не был ли Христос в тот момент действительно большим грешником, чем Варавва?! Поймите меня только правильно.
Во Христе Самом не было ни малейшего греха. Но на Нем был грех всех грешников мира.
На Варавве лежал лишь его собственный грех.
На Христе был и грех Вараввы и грех каждого грешника! "Он был к злодеям причтен"... К худшим, чем Варавва! И людьми! И Богом!
Какое самоуничижение из любви к нам! Недавно мы стояли у яслей Вифлеема и видели там, как Он уничижил Себя, оставив славу небес и поклонение серафимов и херувимов и сделавшись подобным нам человеком. А у Понтия Пилата мы видим Его еще большее самоуничижение: Он дал Себя причислить к злодеям, худшим, чем Варавва!
Вторая истина: Варавва свободен, а Христос умирает! История Вараввы повторилась в жизни каждого из нас! Ужас его души был нашим ужасом, когда мы, как и он, ожидали казни, и справедливого возмездия за наши грехи и преступления. Но и счастье его души стало нашим счастьем, когда мы, как и он, познали драгоценную истину, что Христос умер вместо нас! Лучшее объяснение этой истины - Варавва!
В Ветхом Завете было такое повеление от Господа: взять две птицы - причем одна должна была умерщвляться, а вторая должна была быть погружаема в кровь умерщвленной птицы и отпускаться на свободу!
И вот, с знаками крови на своих перьях, она летела к небесам... Разве это не история Вараввы? Разве это не твоя и не моя история? Мы должны были умереть за грехи наши... но умер Христос! А мы получили свободу и жизнь через Его кровь! И со знаками Его крови в сердце мы летим к небу, к вечности, к обителям Отчего дома.
Но почему же не слышно твоего радостного и счастливого пения? О, как много среди нас переставших петь!

Как мы пошли за Христом? (Матф. 8, 16 - 20)

Необыкновенный вечер в Капернауме. Вечер особой славы Христа! Слава Христа уже была явлена в Кане Галилейской в претворении простой воды в лучшее вино... Слава Христа была явлена также на озере Геннисаретском в чудесном лове рыб среди белого дня... Это чудо так поразило рыбака Петра, что он даже пал к ногам Христа! Но в этот знаменательный вечер в Капернауме слава Христа была явлена особенно ярко. Что же произошло в этот вечер в Капернауме? Прочтем Марк. 1, 32-37. На глазах у всего города Христос исцелил множество больных.
В результате всех этих чудес началось искание людьми Христа: "Все ищут Тебя",- сказал Симон Петр Христу. Но не все искали Самого Христа - многие искали только Его чудес. Иоан. 6, 2. Как хорошо, что Христос не творит теперь таких ярких чудес, как в дни Своей жизни на земле, а то многие и сегодня искали бы Его ради чудес!
Чудеса Христа приводили в восторг! Все мы знаем, что значит восторг. Это значит: восхищение, радость, подъем чувств!
Во время восторга человек готов на многое... На подвиги и лишения... на жертвы и страдания... Так было в дни земной жизни Христа... Всюду можно было встретить восторженных в отношении Христа людей... Этот восторг достиг своего апогея в Иерусалиме: "Осанна! Осанна!" Еще бы - после таких чудес...
Но Христос знал, что чувства человеческие - это самое непостоянное в человеке. И что они (чувства) никогда не могут быть фундаментом. Как не могут быть фундаментом морские волны.
Чувство - плохой капитан в нашем плавании по морю жизни. Сегодня он направит наше судно в одном направлении, завтра - в совершенно другом... послезавтра - в третьем направлении... что мы и видим в жизни людей, которые живут чувствами!
Это самые непостоянные существа: сегодня они вас целуют... завтра они же вас бьют... сегодня они удивляют всех своей радостью и бодростью духа... завтра они же наводят на всех тоску...
А что же может быть в нас фундаментом? Наша воля. Только она делает человека постоянным! Только она может быть капитаном нашего житейского корабля! Правда, воля может вести наш корабль к небу, может вести к аду. Это зависит от того, кому наша воля отдана - Богу или дьяволу! Но великая истина, что только воля избирает то или другое направление! И только воля держится того или иного направления! Не к чувствам направляет свои призывы Христос, а к воле человека! Потому что чувства наши - это сыпучий песок, а воля наша - это скала!
И вот ко Христу подошел один из восторженных, чьи чувства поднялись высоко, как волны морские... И в великом своем восторге он выражает готовность идти за Христом, куда бы Он ни пошел. Да, чувства способны принимать скороспелые решения. Но Христос знал, что столь же быстро, как этот человек пришел в восторг, так же быстро у него пропадет этот восторг, как только он встретится с трудностями на пути Христа! И он либо покинет Христа, либо будет следовать за Ним нехотя! Но такие последователи Христу не нужны!
И Христос угашает его восторг словами о великих трудностях, которые ожидают каждого, кто хочет идти за Христом! Угашая чувства, Христос хочет, чтобы воля человека решила - идти за Христом или нет! И если решит воля, то трудности ее не остановят! Если воля изберет Христа, то она поведет за Ним, каков бы ни был путь Его. Только человек, отдавший Христу свою волю, может говорить словами нашей песни: "За Христом я следовать повсюду готов, чрез потоки бурные и под шум ветров... За Христом я следовать повсюду готов, по равнине или по крутым склонам холмов!"
Трудности, которые мы встречаем на пути следования за Христом, покажут нам, как мы пошли за Христом: в порыве чувств или с твердым решением нашей воли! Трудности развеют в прах все наши чувства и восторги!
И если наша воля не направлена ко Христу - мы рано или поздно свернем с Его пути! Воля - решающий фактор в нашем следовании за Христом. Она не боится никаких трудностей. Время тоже покажет, как мы пошли за Христом!

А.В.К.