1 Тимофею
Добросовестный сервис покупок с кэшбеком до 10% в 1.200+ магазинах используют уже более 5.000.000 человек. Присоединяйся!
Христианская страничка
Лента последних событий
(мини-блог)
Видеобиблия online

Русская Аудиобиблия online
Писание (обзоры)
Хроники последнего времени
Українська Аудіобіблія
Украинская Аудиобиблия
Ukrainian
Audio-Bible
Видео-книги
Музыкальные
видео-альбомы
Книги (А-Г)
Книги (Д-Л)
Книги (М-О)
Книги (П-Р)
Книги (С-С)
Книги (Т-Я)
Фонограммы-аранжировки
(*.mid и *.mp3),
Караоке
(*.kar и *.divx)
Юность Иисусу
Песнь Благовестника
старый раздел
Интернет-магазин
Медиатека Blagovestnik.Org
на DVD от 70 руб.
или HDD от 7.500 руб.
Бесплатно скачать mp3
Нотный архив
Модули
для "Цитаты"
Брошюры для ищущих Бога
Воскресная школа,
материалы
для малышей,
занимательные материалы
Бюро услуг
и предложений от христиан
Наши друзья
во Христе
Обзор дружественных сайтов
Наше желание
Архивы:
Рассылки (1)
Рассылки (2)
Проповеди (1)
Проповеди (2)
Сперджен (1)
Сперджен (2)
Сперджен (3)
Сперджен (4)
Карта сайта:
Чтения
Толкование
Литература
Стихотворения
Скачать mp3
Видео-онлайн
Архивы
Все остальное
Контактная информация
Подписка
на рассылки
Поддержать сайт
или PayPal
FAQ


Информация
с сайтов, помогающих создавать видеокниги:
Восстановление девственности: гименопластика. Интимная пластика и хирургия.

Подписаться на канал Улучшенный Вариант: доработанная видео-Библия, хороший крупный шрифт.
Подписаться на наш видео-канал на YouTube: "Blagovestnikorg".
Наша группа ВКонтакте: "Христианское видео".

Пастырские послания

Пастырские послания сыграли важную роль в истории развития христианской церкви и прочно утвердились в каноне Нового Завета. Их притягательность основана на переплетении практических советов с богословскими утверждениями, которые являются бесценным достоянием христианства как для церквей, так и для каждого отдельного человека.
Дональд Гатри

Оглавление

Пастырские послания - Введение. Первое Послание к Тимофею - Введение; Глава 1; Глава 2.

Введение

I. Значение термина "пастырские послания"

Начиная с 1700-х годов, Первое и Второе послания Тимофею и Послание Титу носят название “Пастырские послания”. Это название может как помочь, так и дезориентировать - в зависимости от того, как оно истолковано.
Если предположить, что в Посланиях содержатся практические советы о том, как заботиться об овцах Господних, то название выбрано правильно.
Но если подразумевается, что Тимофей и Тит были поставлены на служение (современные пасторы) в церквах Ефеса и Крита, то название ошибочно.
В более старых изданиях Библии короля Иакова в конце Посланий помещены небогодухновенные приписки, которые уменьшали доверие к этим трудам. Например, в конце 2 Тимофею содержится небогодухновенное дополнение:
“Второе послание Тимофею адресовано служителю церкви в Ефесе, написано в Риме в то время, когда Павел вторично предстал перед Нероном”.
В конце Послания к Титу дается следующее объяснение: “Оно написано Титу, первому служителю церкви Крита, из Никополя в Македонии”.
Читая рассуждения служителя Альберта Барнса, вряд ли можно обвинить его в несправедливости:
“Нет никаких сведений о том, что Тит - первый служитель церкви на острове Крит или что он первый, по отношению к кому можно было применить это обращение так, как оно трактуется в Писании. Есть вполне ясное свидетельство о том, что он не был первым, поскольку с ним был Павел, который “оставил” там Тита, чтобы тот довел до конца начатое дело. Нет никаких сведений о том, что Тит был там “пресвитером” в полном смысле этого слова или что он вообще был поставленным на служение пастором. Этим припискам настолько не хватает авторитетности, они столь ошибочны, что пора бы исключить их из всех изданий Библии. Они не являются частью богодухновенного Писания, а имеют природу “комментариев и заметок” и служат тому, чтобы увековечить досадную ошибку. Мнение о том, что Тит и Тимофей были пасторамипрелатами - один в Ефесе, другой на Крите - основано более на этих бессмысленных приписках, чем на самих Посланиях. В Посланиях нет подтверждений этому, и, если эти приписки будут удалены, никто даже не допустит мысли об их существовании”. (Albert Barnes, Notes on the New Testament: Thessalonians, Timothy, Titus, Philemon, p. 289.)
К счастью, эти дополнения исключены из современных версий НЗ, но заблуждения, к которым они привели, исчезают медленно.
Апостол Павел послал Тимофея и Тита с временной миссией, чтобы научить верующих и предостеречь их от лжеучителей.
Поскольку фактически все богословы согласны с тем, что три послания относятся к одному временному периоду и принадлежат одному автору, мы рассмотрим их авторство и достоверность одновременно.

II. Авторство посланий

До 1804 г., пока Шмидт не провозгласил, что Павел не писал этих Посланий, церковь и даже неверующие люди воспринимали их как подлинные письма великого апостола.
С этого времени о данных книгах стали говорить как о “подделках”, хотя и “благочестивых” (как будто мошенничество может иметь что-либо общее с благочестием!). Многие либеральные и некоторые консервативные богословы с трудом воспринимают эти книги как принадлежащие перу Павла или полностью принадлежащие ему. Поскольку в них содержится важное учение о том, как необходимо управлять церковью, и другие важные доктрины, включая предостережения против ересей и неверия последнего времени, мы считаем, что целесообразно более подробно рассмотреть авторство этих Посланий.

III. Внешнее свидетельство

Пастырские послания имеют очень сильное внешнее свидетельство. Даже если бы это служило единственным критерием для их принятия или непринятия, они бы, без всякого сомнения, победили.
Первый автор, непосредственно цитировавший Послания,- Ириней. Тертуллиан и Климент Александрийский, а также канон Муратори приписывали их Павлу. Создается впечатление, что ранние отцы Церкви Поликарп и Климент Римский тоже были знакомы с Посланиями. Маркион не включил эти три книги в свой “канон”, как это сделал Тертуллиан. Но это скорее отрицание их авторства, чем отрицание их содержания. Маркион был своего рода культовым лидером, который подшучивал над нападками Павла на зарождающийся гностицизм (см. “Введение” к Колоссянам), имеющими место в пастырских посланиях. Особенно не по нраву этой антисемитской ереси было 1 Тимофею 1,8; 4,3; 6,20; 2 Тимофею 3,16-17.

IV. Внутреннее свидетельство

Почти все нападки против Павла, написавшего пастырские послания, основываются на предполагаемых противоречиях внутри самих писем.
В качестве доказательства приводятся три основных направления свидетельства: историческое, духовное и лингвистическое. Мы вкратце рассмотрим и объясним каждую их этих трех проблем.
Историческая проблема. Некоторые события и люди, описанные в этих книгах, не соотносятся с событиями Деяний или тем, что нам известно о служении Павла из других посланий.
Тот факт, что Павел оставил в Милите больного Трофима, его фелонь и книги в Троаде нигде больше не упоминаются в связи с известными нам путешествиями Павла. Легко опровергнуть это заявление. Да, правда, что эти события не согласуются с Деяниями; но от них этого и не требуется. Филиппийцам 1,25 подсказывает, что Павел намеревался получить освобождение, и, согласно преданиям христиан, так и произошло: он служил Господу на протяжении нескольких лет до следующего заключения и казни. Таким образом, все упоминаемые в пастырских посланиях события, имена друзей и врагов относятся к периоду его миссионерской деятельности между двумя заключениями.
Духовная проблема. Считается, что церковь организовалась гораздо позднее того времени, в которое жил Павел,- во II веке. Хотя в пастырских посланиях речь идет о епископах, пресвитерах и диаконах, нет свидетельств, что они были епископами “монархического” типа второго и последующего веков. В Филиппийцам 1,1 - более раннем Послании - упоминается о множестве епископов (блюстителей) в церкви, а не об одном епископе, стоящем во главе церкви, или, тем паче, не о более поздней структуре, когда один епископ управлял несколькими церквами. Также в посланиях Тимофею и Титу слова “пресвитеры” и “епископы” используются равнозначно, в то время как, начиная с II века, с одобрения Игнатия один “епископ” был отделен, чтобы управлять другими как “пресвитерами”. Таким образом, даже при самом поверхностном изучении истории церковного руководства ясно видно, что Послания относятся ко времени апостолов, а не к II веку.
Лингвистический аргумент. Самые сильные нападки основаны на различии в стиле и словарном запасе этих трех писем. Другие десять мы считаем посланиями Павла. В этих трех посланиях не встречаются некоторые любимые слова и выражения Павла. Многие слова не используются в его других посланиях (36% новых слов). Статистическая методология обязана “доказать”, что Павел “не мог” написать эти Послания. (Тот же метод подвергает сомнению авторство стихотворений Шекспира.)
Необходимо признать, что в данном случае проблемы есть. На этот раз теории не основаны целиком на предубеждении против неприятного духовного учения. (Хотя богоотступники последнего времени, которые осуждаются в Посланиях, выступают на удивление согласно с теми знатоками, которые утверждали, что послания написаны не Павлом.)
Во-первых, перед нами письма старого человека, стоящего на пороге смерти, того, кто много путешествовал и после освобождения из заключения обрел много друзей (2 Тимофею написано во время его второго заключения). С возрастом, благодаря чтению новых книг, путешествиям, встречам с людьми, словарный запас каждого человека увеличивается.
Во-вторых, необходимо определить основную тему этих Посланий: церковные богослужения, этика и отступничество; все это требовало новых слов.
Послания также слишком коротки, чтобы рассматривать их с помощью статистического метода. Как утверждает Гутри в своем вступлении, наиболее важно то, что 80% словарного запаса НЗ, встречающегося лишь в пастырских посланиях, встречается в греческом варианте ВЗ - Септуагинте. Поскольку Павел совершал служение в Греции, несомненно, он был знаком с ветхозаветным Писанием на этом языке так же хорошо, как и на языке оригинала. Слова, которые использовал Павел, были, по крайней мере, частью его “узнаваемого вокабуляра”.
Отцы Церкви, которые пользовались греческим языком как разговорным, не видели никаких проблем с Павловым авторством пастырских посланий. Сопоставив все ответы на вопросы и особенно объединив их с давним и общепринятым фактом, что ортодоксальные христиане принимали эти Послания в качестве трудов Павла, мы также можем с чистой совестью принять их. Высоконравственное содержание Посланий исключает подделку, “набожность” или что-либо подобное.
Это богодухновенное слово (2 Тим. 3,16-17), переданное через апостола Павла.

V. Цель написания и темы пастырских посланий

Нам очень мало известно о том периоде жизни Павла, в который были написаны Послания. Самое лучшее, что мы можем сделать,- соединить факты его биографии, которые встречаются в Посланиях, причем очень схематично.
Есть несколько слов и тем, часто встречающихся в Посланиях. Они помогают установить, что волновало Павла все больше и больше, когда его служение приближалось к концу.
Одно из характерных слов - вера. С ростом отступничества Павел стремился уделить особое внимание целостности христианского учения, предназначенного святым. Он описал различное отношение людей к вере в настоящем и будущем.
1. Некоторые потерпели кораблекрушение в вере (1 Тим. 1,19).
2. Некоторые отступят от веры (1 Тим. 4,1).
3. Некоторые отреклись от веры (1 Тим. 5,8).
4. Некоторые отвергли прежнюю веру (1 Тим. 5,12).
5. Некоторые уклонились от веры (1 Тим. 6,10; 1 Тим. 6,21).
Вышесказанное тесно связано с выражением “здравое учение”. “Здравое” - не только правильное или неискаженное. Это “здоровое”, или “дающее здоровье”, учение. От этого слова произошло слово “гигиена”. Здесь, конечно же, речь идет о духовной гигиене. Отметьте следующее:
Здравое учение (1 Тим. 1,10; 2 Тим. 1,13; 4,3; Тит. 1,9; 2,1).
Здравые слова (1 Тим. 6,3).
Здравы в вере (Тит. 1,13; 2,2).
Здравое слово (Тит. 2,8).
Шесть раз используется слово “совесть”: 1 Тимофею 1,5.19; 3,9; 4,2. 2 Тимофею 1,3. Титу 1,15.
Благочестие служит практическим доказательством здравости учения: 1 Тимофею 2,2.10; 3,16; 4,7-8; 6,3.5.6.11; 2 Тимофею 3,5 (вид благочестия - лишь внешнее благочестие); 3,12; Титу 1,1; 2,12.
Слово “целомудрие” и противоположные ему по значению слова указывают, что апостолы считали необходимым, чтобы их молодые помощники развивали в себе целомудрие: 1 Тимофею 2,9.15; 5,6.8; 2 Тимофею 3,2.11; Титу 1,8; 2,2.4.6.12.
Необходимо заметить, что апостол упоминает о многообразии доброго:
Добрая совесть (1 Тим. 1,5.19).
Закон добр (1 Тим. 1,8).
Добрый воин (1 Тим. 1,18).
Угодная Богу молитва (1 Тим. 2,3).
Добрые дела (1 Тим. 2,10; 3,1; 5,10.25; 6,18; 2 Тим. 2,21; 3,17; Тит. 1,16; 2,7.14; 3,1.8.14).
Благочинство (1 Тим. 3,2).
Доброе свидетельство (1 Тим. 3,7).
Хорошее служение (1 Тим. 3,13).
Всякое творение хорошо (1 Тим. 4,4).
Добрый служитель (1 Тим. 4,6).
Доброе учение (1 Тим. 4,6).
Благочестие угодно Богу (1 Тим. 5,4).
Добрый подвиг веры (1 Тим. 6,12; 2 Тим. 4,7).
Доброе исповедание (1 Тим. 6,13).
Доброе основание (1 Тим. 6,19).
Добрый залог (2 Тим. 1,14).
Добрый воин (2 Тим. 2,3).
Любящий добро (2 Тим. 3,3; Тит. 1,8; 2,5).
Необходимость учить добру (Тит. 2,3).
Добрая верность (Тит. 2,10).
Последнее исследование словарного запаса касается медицинских терминов Посланий. Некоторые считают это свидетельством того, что врач Лука был в то время близким другом Павла.
Мы уже упоминали о том, что по отношению к доктрине, словам, проповеди и вере слово “добрый” употребляется в значении “дающий здоровье”.
В 1 Тимофею 4,2 Павел говорит о “сожженной совести”. “Сожженная” означает “прижженная горячим инструментом”.
Выражение “заражен страстью к словопрениям” используется для описания умственного заболевания и говорит о присутствии среди них больного человека (1 Тим. 6,4).
Слово “рак” во 2 Тимофею 2,17 в пересмотренном издании (RV) переведено словом “гангрена” (греческое слово имеет именно такое значение).
“Льстить слуху” (2 Тим. 4,3) - последнее выражение, которое использует Павел для описания диагноза клинического заболевания церкви того времени. Учитывая все это, давайте теперь обратимся к рассмотрению стихов Первого послания к Тимофею.

Первое Послание к Тимофею

Это Послание должно было стать в руках Тимофея документальным подтверждением его полномочий действовать как представитель апостола. Вот почему большая часть Послания посвящена жизни и деятельности самого Тимофея.
Д. Эдмонд Хиберт

Оглавление

Введение; Глава 1; Глава 2; Глава 3; Глава 4; Глава 5; Глава 6; Библиография (Пастырские послания).

Введение

I. Особое положение в каноне

Всякий, кто пытается лишить Церковь пастырских посланий, ставя под вопрос их принадлежность перу великого апостола Павла, наносит вере огромный ущерб. Нам кажется, что на самом деле главная проблема для таких людей заключается не столько в так называемом "не Павловом словаре", сколько в очень даже Павловой манере соединять эти слова в одно целое! Ведь они осуждают именно то, что некоторые из этих людей делают и чему учат. Истина, красота и духовная сила 1 Тимофею заставляют учащенно биться сердце каждого, кто непредвзято размышляет над его текстом. В действительности многие из отвергающих авторство Павла чувствуют это настолько сильно, что на свет появилась версия о мнимом изготовителе фальшивых писем, вставившем в это свое замечательное произведение фрагменты из подлинных писем Павла!
Так, например, французский скептик прошлого столетия Эрнест Ренан писал: "Некоторые пассажи этих писем настолько прекрасны, что нельзя не задать себе вопрос, не попали ли в руки автора подлинные заметки Павла, которые он включил в свое апокрифическое произведение". (Цитируется по: L'Eglise chretienne, p. 95, by George Salmonv in A Historical Introduction to the Study of the New Testament, p. 413.) Насколько же проще признать правоту Церкви, которая с первых дней своего существования и до сего дня почти единодушно утверждает, что это - целиком и полностью подлинные заметки Павла.
В 1 Тимофею содержатся очень важные откровения о церковном порядке, служении женщин и руководителях церкви. Не имеющим себе равных примером того, как должен жить благочестивый человек, была жизнь самого Павла.

II. Авторство

Обсуждение авторства 1 Тимофею изложено в "Введении к пастырским посланиям".

III. Время написания

Почти все консервативные богословы сходятся во мнении, что 1 Тимофею было первым из написанных Павлом пастырских посланий, за ним последовало Послание к Титу. Второе послание к Тимофею апостол написал незадолго до своей смерти. Если Павел был освобожден из-под домашнего ареста в 61 г. н.э., что позволило ему отправиться в путешествие, то Послание было написано примерно в 64-66 г. в Греции.

IV. Цель написания и тема

Тема 1 Тимофею довольно ясно сформулирована в 3,14-15: "Сие пишу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины".
Павел просто констатирует, что поведение Церкви Божьей должно соответствовать определенным нормам и что он пишет Тимофею для того, чтобы поставить его об этом в известность.
Расшалившемуся ребенку недостаточно просто приказать: "Веди себя хорошо!", если он не знает, в чем это хорошее поведение заключается. Сначала ему надо об этом рассказать.
Именно это по отношению к Церкви Божьей и делает Павел в 1 Тимофею.
Беглый взгляд, брошенный на главы письма, свидетельствует, что их материал наполняет содержанием тему, контуры которой очерчены выше. В главе 2 показано, как должно вести себя во время молитвы в собрании и роль женщин в церкви. В главе 3 перечислены требования к тем, кто собирается занять руководящие посты в общине. В главе 5 подчеркивается обязанность церкви по отношению к вдовам.

План

I. ПРИВЕТСТВИЕ (1,1-2)
II. ПОВЕЛЕНИЕ ТИМОФЕЮ (1,3-20)
А. Повеление заставить замолчать лжеучителей (1,3-11)
Б. Благодарение за истинную благодать Божью (1,12-17)
В. Повторение строгого повеления (1,18-20)
III. НАСТАВЛЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ЖИЗНИ ЦЕРКВИ (2,1 - 3,16)
А. О молитве (2,1-7)
Б. О мужчинах и женщинах (2,8-15)
В. О пресвитерах и диаконах (3,1-13)
Г. О поведении в церкви (3,14-16)
IV. ВЕРООТСТУПНИЧЕСТВО В ЦЕРКВИ (4,1-16)
А. Предостережение об угрожающем церкви вероотступничестве (4,1-5)
Б. Поощрение к благочестию как лучшей защите от вероотступничества (4,6-16)
V. КОНКРЕТНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫМ ГРУППАМ ВЕРУЮЩИХ (5,1 - 6,2)
А. Представителям разных возрастных групп (5,1-2)
Б. Вдовам (5,3-16)
В. Пресвитерам (5,17-25)
Г. Рабам и хозяевам (6,1-2)
VI. ЛЖЕУЧИТЕЛЯ И ЛЮБОВЬ К ДЕНЬГАМ (6,3-10)
VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОВЕЛЕНИЯ ТИМОФЕЮ (6,11-21)

Глава 1

I. Приветствие (1,1-2)

1,1 Павел представляется прежде всего как апостол Иисуса Христа. "Апостол" означает "посланный", поэтому Павел констатирует тот факт, что Бог поручил ему труд миссионера. Апостол нес это служение по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей. Это подчеркивает ту истину, что Павел не сам избрал служение, как средство зарабатывать себе на жизнь, и что не люди назначили его на эту должность. Сам Бог призвал его учить, проповедовать и страдать. В этом стихе Бог Отец назван нашим Спасителем. Обычно НЗ говорит о Господе Иисусе как о Спасителе. Но противоречия здесь нет. Бог является Спасителем людей в том смысле, что желает их спасения, что послал Своего Сына совершить дело искупления, что Он дает вечную жизнь всем, кто принимает Господа Иисуса верою. Христос же Спаситель в том смысле, что взошел на крест и совершил все необходимое, чтобы Бог мог справедливо спасать нечестивых грешников.
О Господе Иисусе здесь говорится как о нашей надежде. Это напоминает нам Колоссянам 1,27: "Христос в вас, упование славы". Наша единственная надежда попасть на небеса сокрыта в Личности и деле Господа Иисуса. Ведь в действительности все те прекрасные перспективы, что рисует Библия, принадлежат нам лишь потому, что мы связаны с Христом Иисусом.
Отметьте также, что Христос - наш мир (Еф. 2,14) и наша жизнь (Кол. 3,4). Он стал нашим миром, поскольку разрешил проблему греха в прошлом; Он - наша жизнь, поскольку дает нам силу жить угодно Ему в настоящем; и Он стал нашей надеждой, решив проблему избавления в будущем.
1,2 Письмо адресовано Тимофею, который назван истинным сыном в вере (в области веры). Это может быть указанием на то, что Тимофей обрел спасение через служение апостола, вероятно, тогда, когда тот в первый раз посетил Листру (Деян. 14,6-20). Но при чтении Деяний складывается впечатление, что при знакомстве с Павлом Тимофей уже был христианином. В таком случае выражение "истинный сын в вере" означает, что Тимофей обладал теми же духовными и моральными качествами, что и Павел: он был истинным потомком апостола, потому что в их характерах просматривалось семейное сходство.
Сток пишет: "Счастлив молодой христианин, у которого есть такой руководитель, и счастлив христианский руководитель, который "наполнил свой колчан" такими "истинными" детьми!"
Традиционное приветствие в письмах НЗ - благодать и мир. В 1 и 2 Посланиях Тимофею, Послании Титу и 2 Послании Иоанна оно расширено до пожелания благодати, милости и мира.
Все эти четыре послания были написаны не церквам, а конкретным людям, что и объясняет добавление милости.
Благодать означает все Божественные ресурсы, необходимые христианину для жизни и служения. Милость говорит о Божьем сострадании и заботе о нуждающихся и часто терпящих поражение. Мир означает внутреннее спокойствие, приходящее, когда христианин во всем полагается на Господа. Эти три благословения исходят от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего. Говоря об Иисусе как равном Отцу, Павел подразумевает тем самым, что Он - наш Бог. Выражение "Христос Иисус, Господь наш" подчеркивает, что Он - наш Господин. В то время как слово "Спаситель" встречается в НЗ 24 раза, слово "Господь" упоминается 522 раза. Из этих статистических данных каждый из нас должен сделать вывод лично для себя.

II. Повеление Тимофею (1,3-20)

А. Повеление заставить замолчать лжеучителей (1,3-11)

1,3 Кажется вполне вероятным, что после своего первого римского тюремного заключения Павел вместе с Тимофеем посетил Ефес. Уходя в Македонию, апостол приказал Тимофею остаться на какое-то время в Ефесе, чтобы учить верующих Слову Божьему и оберегать их от лжеучителей. Из Македонии Павел, вероятно, отправился на юг, в Коринф, и очень даже может быть, что из этого города он и написал Тимофею первое письмо. В стихе 3 апостол, по сути, говорит: "Те же наставления, которые я дал тебе, уходя в Македонию, я повторяю и сейчас".
Из этого не следует делать вывод, что Тимофей был поставлен пресвитером церкви в Ефесе. Текст не дает никаких оснований для подобных умозаключений. Нет, его служение здесь было временным, он увещевал определенных членов церкви не учить доктринам, противоречащим христианской вере или же якобы ее дополняющим. Речь здесь идет главным образом о лжеучениях законников и гностиков. На случай, если Тимофея одолевало искушение убежать прочь от этих проблем, Павел приказывает ему не бросать начатого.
1,4 Павел также призывал Тимофея повелеть этим людям не обращать внимания на басни и бесконечные родословия. В наши дни невозможно узнать со всей определенностью, что это были за басни и родословия. Некоторые связывают их с легендами, появившимися в среде некоторых еврейских учителей. Другие предполагают, что здесь имеются в виду мифы и родословия гностиков. Небезынтересен тот факт, что современным сектам присущи эти же характерные черты. Об основателях лжерелигий создано много причудливых легенд, а родословия играют важную роль в мормонизме.
Подобные бесполезные темы лишь порождают вопросы и будят сомнения в умах людей. Они не производят Божьего назидания в вере. Весь план спасения определен Богом, чтобы пробуждать в сердцах людей веру, а не сомнения и споры. Людям в ефесской церкви вместо того, чтобы уделять внимание таким бесполезным темам, как басни и родословные, следовало бы посвятить себя распространению великих истин христианской веры, которые производят веру, а не сомнения.
1,5 Цель же увещания есть любовь. Павел говорит, что цель только что отданного им Тимофею приказания - не только защитить истинную веру, но и зажечь в людях любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры. Все это всегда следует за Евангелием, где бы оно ни проповедовалось.
Любовь, несомненно, включает в себя любовь к Богу, к другим верующим и всему миру. Она должна истекать из чистого сердца. Сердце, запятнанное грехом, вряд ли сможет произвести истинно христианскую любовь.
Эта любовь должна быть также продуктом доброй совести, то есть совести, не отягощенной преступлениями против Бога и людей. И наконец, эта любовь должна быть результатом нелицемерной веры, веры искренней, без фальши и притворства.
Лжеучения никогда не смогут принести плодов, перечисленных здесь Павлом; плоды эти не увенчают и занятия баснями и бесконечными родословными. Лишь учение о благодати Божьей производит чистое сердце, добрую совесть и нелицемерную веру и поэтому имеет своим результатом любовь. Стих 5 дает нам ключ к определению истинности учения: приносит ли оно эти плоды?
1,6 Были и такие, кто от всего этого, то есть от чистого сердца, доброй совести и нелицемерной веры, отступили. Слово "уклонились" может означать, что они или неточно прицелились, или же промахнулись. Здесь, несомненно, имеется в виду первое.
Проблема в том, что эти люди не только не достигли всех этих качеств, но даже и не стремились к этому. В результате они уклонились в пустословие. Их проповедь была бессмысленна, она ни к чему не вела; ей не удалось сделать людей святыми. Павел часто использует в этом Послании слово "некоторые". Когда он писал Тимофею первое письмо, лжеучителя представляли в церкви меньшинство. Перейдя ко 2 Тимофею, мы увидим, что слово "некоторые" уже не играет особой роли. Расстановка сил изменилась. Отступление охватило большую часть христиан. Меньшинство очевидно переходило в большинство.
1,7 Лжеучителя, упомянутые в предыдущих стихах, были законниками, стремившимися смешать иудаизм и христианство, закон и благодать. Они утверждали, что для спасения одной веры во Христа недостаточно. Они настаивали, что мужчины должны принять обрезание или же соблюдать закон Моисея каким-то другим образом.
Они учили, что закон был жизненным руководством для верующего. Это лжеучение терзало Церковь во все века ее существования, да и сегодня его ржавчина успешно разъедает основы христианства. В своей современной форме оно заявляет, что, хотя для спасения и необходима вера в Христа, человек обязан также принять крещение или же стать членом поместной церкви, соблюдать закон или искупать грехи, отдавать десятину или совершать какие-то другие "добрые дела". Все, кто учит этому современному законничеству, не осознают, что спасение дается верой в Христа без каких-либо дел закона. Они не осознают, что добрые дела - последствия спасения, а не его причина. Добрые дела не могут сделать человека христианином, но он совершает их потому, что уже стал христианином. Они не видят, что руководство для жизни верующего - Христос, а не закон. Они не понимают, что нельзя находиться под законом, не будучи одновременно под проклятием.
Закон осуждает на смерть всех, кто хоть в чем-то не соблюдает его священные заповеди. Ни один человек не в состоянии исполнить полностью весь закон, поэтому все осуждены на смерть.
Но Христос искупил верующих от проклятия закона, потому что сделался проклятием за нас.
Об этих самозваных законоучителях апостол говорит, что они не понимали ни того, о чем говорят, ни того, что с такой уверенностью утверждают. Они не могли здраво рассуждать о законе, потому что не понимали ни цели, ради которой он был дан, ни отношений между ним и верующими.
1,8 Павел совершенно ясно заявляет, что сам по себе закон вовсе не плох. "Поэтому закон свят, и заповедь свята и праведна и добра" (Рим. 7,12). Но использоваться закон должен законно. Он был дан отнюдь не как средство обретения спасения (Деян. 13,39; Рим. 3,20; Гал. 2:16,21; 3,11). Употреблять закон законно - значит так использовать его при проповеди и наставлении, чтобы слушатели осознали свою греховность. Но его нельзя преподносить ни как средство обретения спасения, ни как руководство для жизни.
Гай Кинг указывал на три урока, которые должен преподать закон: "Мы должны делать. Мы не сделали и не делаем. Мы не можем сделать". После того как закон должным образом потрудится в жизни грешника, последний будет готов воззвать к Богу: "Господи, спаси меня Своей благодатью!" (Guy King, A Leader Led, p. 25.)
Те, кто учит, что закон необходим для спасения или освящения, не совсем последовательны в своих взглядах. Они говорят, что если христианин нарушает закон, то его не нужно лишать жизни. Но это подрывает авторитет закона. Закон без наказания - всего лишь добрый совет.
1,9 Закон положен не для праведника. Если человек праведен, закон ему не нужен. С христианином это действительно так. Когда он спасен благодатью Божьей, Десяти заповедям уже не нужно принуждать его к святой жизни. Не страх перед наказанием побуждает христианина жить праведно, а любовь к Спасителю, умершему за него на Голгофе.
Далее апостол описывает тот тип людей, для которых закон и был дан. Многие богословы указывали на тесную связь между этим описанием и самими Десятью заповедями. Десять заповедей делятся на две части: первая имеет отношение к обязанностям человека перед Богом (благочестие), в то время как оставшиеся шесть заповедей говорят о его долге перед ближним (праведность). Как нам кажется, следующие слова Павла соответствуют первой части Десяти заповедей: "...для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных..." Выражение "для человекоубийц" отсылает к шестой заповеди: "Не убивай". Под человекоубийцами подразумеваются хладнокровные убийцы, а не просто человек, убивший другого непредумышленно.
1,10 Слова "блудники" и "мужеложники" описывают аморальных гетерои гомосексуалистов. Здесь эти слова связаны с седьмой заповедью: "Не прелюбодействуй". Упоминание человекохищников явно имеет отношение к восьмой заповеди: "Не кради". Фраза "для лжецов и клятвопреступников" связана с девятой заповедью: "Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего".
Заключительные слова "и для всего, что противно здравому учению" не соотносятся напрямую с десятой заповедью, но скорее окидывают взглядом все заповеди и подводят итог.
1,11 Не так-то просто решить, как этот стих связан с предшествующим. Он может означать, что здравое учение, упоминаемое в стихе 10, - "по... благовестию". Или он может означать, что все сказанное Павлом о законе в стихах 8-10 находится в полном согласии с Евангелием. Или, наконец, он может подразумевать, что слова Павла о лжеучителях в стихах 3-10 соответствуют благовестию. Хотя Евангелие само по себе, несомненно, славное, главное ударение здесь, скорее, делается на факте, что оно рассказывает о славе Бога. Оно рассказывает, что тот же самый Бог, Который свят, праведен и справедлив, в то же время и Бог благодати, милосердия и любви. Его любовь дала то, чего требовала Его святость, и теперь все, кто принимает Господа Иисуса, обретают вечную жизнь.
Это то благовестие, которое было вверено апостолу. В его центре стоит прославленный Господь Иисус, и Павел говорит людям, что Он не только Спаситель, но и Господь.

Б. Благодарение за истинную благо- дать Божью (1,12-17)

1,12 В предыдущих стихах Павел начал описывать лжеучителей, пытавшихся навязать закон верующим в Ефесе. Это напомнило ему о собственном обращении. Оно произошло не через соблюдение закона, а благодатью Божьей. Не праведником был апостол, а самым большим из грешников. Создается впечатление, что стихи 12-17 приводят пример законного применения закона из личного опыта Павла. Для него закон был средством не спасения, а обличения в грехе. Прежде всего он выражает благодарность Христу Иисусу за Его уполномочивающую благодать. В центре внимания находится не то, что Савл из Тарса сделал для Господа, но что Господь сделал для него. Апостол не переставал удивляться тому, что Господь Иисус не только спас его, но и признал верным, определив Себе на служение. Закон никогда не смог бы проявить такой благодати. Его застывшие навеки условия осудили бы грешника Савла на смерть.
1,13 То, что до своего обращения Павел нарушил Десять заповедей, совершенно очевидно. Он говорит о себе как о бывшем хулителе, гонителе и обидчике. Как хулитель, он говорил плохое о христианах и их Главе, Иисусе. Как гонитель, он искал предать христиан смерти, потому что чувствовал кроющуюся в новой секте угрозу иудаизму. Осуществляя свой злобный план, он находил удовольствие в совершении насилия и бесчинств по отношению к христианам. Хотя в русском переводе этого и не заметно, но в этих трех словах "хулитель, гонитель и обидчик" отражено нарастание зла. Первый грех - чисто словесные оскорбления. Второй описывает страдание, обрушивающееся на других из-за их религиозных убеждений. Третий уже несет оттенок жестокости и издевательств.
Но Павел был помилован. Он не получил того наказания, которое заслуживал, потому что поступал так по неведению, в неверии. Преследуя христиан, он считал, что служит Богу. Так как религия его предков учила поклонению истинному Богу, он не мог не прийти к выводу, что христианская вера выступает против Иеговы ВЗ. Убивая христиан, Павел ревностно, изо всех сил пытался защитить честь Бога.
Многие утверждают, что рвение, искренность, усердие имеют в глазах Бога большую ценность. Но пример Павла показывает, что одного рвения недостаточно. Более того, если человек не прав, его рвение только усугубляет эту неправоту. Чем сильнее его рвение, тем больше причиненный им вред!
1,14 Павел не только избежал заслуженного им наказания (милость), но на него излилась обильным потоком незаслуженная доброта (благодать). Где изобиловал грех, стала преизобиловать благодать (Рим. 5,20).
На то, что благодать Господня была дарована Павлу не напрасно, указывают слова: "с верою и любовью во Христе Иисусе". Они могли бы, конечно, означать, что, подобно тому как истоки благодати сокрыты в Господе, точно так же в Нем берут свое начало и вера, и любовь. Но смысл стиха станет яснее, если мы расценим эти слова как указание на факт, что Павел не отверг Божью благодать, но отозвался на нее верой в Господа Иисуса и любовью к Благословенному, Которого он недавно ненавидел.
1,15 Это первое из пяти "верных слов" пастырских посланий. Это слово верно, потому что оно Слово Бога, Который не может ни лгать, ни ошибаться. На него люди могут безоговорочно положиться. Более того, не верить ему безрассудно и глупо. Оно достойно всякого принятия, потому что относится ко всем, рассказывает о сделанном Богом для всех, протягивает дар спасения всем.
Слова "Христос Иисус" подчеркивают, что наш Господь - Бог. Тот, Кто пришел с небес на землю, был прежде всего Бог (Христос), а потом Человек (Иисус). На предвечное существование Спасителя указывают слова "пришел в мир". Вифлеем не был началом Его существования. Он обитал с Богом Отцом от вечности, но пришел в мир как Человек по Его особому поручению. Свидетельство Его прихода мы найдем в нашем календаре: сейчас - 19... год эры, начавшейся в год Его прихода. Для чего Он пришел? Чтобы спасти грешников. Не для того, чтобы спасти людей добропорядочных (ибо таковых нет!). И не для того, чтобы спасти тех, кто полностью исполнял закон (ибо никто этого не сделал).
Здесь мы подходим к самой сути отличия истинного христианства от всех других учений. Лжерелигии говорят человеку, что есть то, что он может сделать или чем он может стать, чтобы завоевать благорасположение Бога.
Евангелие говорит человеку, что он грешен, что он погиб, что он не может спасти себя сам и что для него единственный путь на небеса лежит через смерть Господа Иисуса за его грехи на кресте. Законоучительство, описанное Павлом в этой главе, дает место плоти.
Оно говорит человеку то, что он хочет слышать, а именно, что он может внести вклад в свое спасение. Евангелие же настаивает, что вся слава за дело спасения должна принадлежать одному Христу, что человек способен только на грех, что все спасение от начала и до конца совершает Господь Иисус.
Дух Господень привел Павла к осознанию того, что он первый из грешников, или же, согласно другим переводам, главный среди грешников. Если он и не был главным среди грешников, то, несомненно, находился в первых рядах. Обратите внимание, что звание "первого из грешников" дано не человеку, погрязшему в идолослужении или разврате, а отпрыску ортодоксальной еврейской семьи, человеку глубоко религиозному! Его грех относился к вероучению; он не принял Слово Божье о Личности и деле Иисуса Христа. Отвержение Сына Божьего - величайший из грехов.
Необходимо отметить и то, что Павел говорит: "из которых я первый", не "был" первый, а "есть". Острее всего свою греховность осознают самые благочестивые из святых.
В 1 Коринфянам 15,9 (написанном около 57 г. н.э.) Павел назвал себя "наименьшим из апостолов". Позже в Ефесянам 3,8 (написанном около 60 г. н.э.) он назвал себя "наименьшим из всех святых". Теперь в 1 Тимофею, написанном спустя несколько лет, он называет себя первым из грешников.
Этим нам наглядно представлен рост Павла в христианском смирении. Первым он был и по отношению к израильскому народу. Другими словами, Его обращение было уникальным предзнаменованием будущего обращения израильского народа. Он был "извергом", родившимся преждевременно (1 Кор. 15,8), в том смысле, что родился свыше до возрождения своего народа. Так как Павел был спасен через прямое откровение с небес, без всякого человеческого посредничества, то вполне вероятно, что и еврейский остаток будет спасен таким же образом во время великой скорби. Это толкование скорее всего родилось из слов "первый" и "в пример" стиха 16.
1,16 Это объясняет, почему Павел был помилован. Он был спасен для того, чтобы явить собой доказательство долготерпения Христа. Так же, как когда-то он был главным среди грешников, теперь он будет главным примером неутомимой благодати Господа.
Он будет "экспонатом №1", живым примером "Божественной любви, превышающей самую жгучую ненависть, Божественного долготерпения, истощающего самое изобретательное и упорное сопротивление". (William Kelly, An Exposition of the Two Epistles to Timothy, p. 22.)
Происшедшее с Павлом - пример. Его обращение будет образцом того, что Бог сделает с народом Израиля, когда из Сиона придет Избавитель (Рим. 11,26).
Более общий смысл этого стиха заключается в том, что никто не должен отчаиваться, как бы глубоко он ни погряз во зле. Он может обрести утешение в том, что если уж Господь спас главного из грешников, то и он сможет найти благодать и милость, придя к Нему в раскаянии. Через веру в Христа он тоже может найти вечную жизнь.
1,17 Думая о том, как чудесно в Своей благодати поступил с ним Бог, Павел изливает сердце в прекрасном славословии. Трудно сказать, адресовано ли оно Богу Отцу или же Господу Иисусу. Слова "Царь веков" указывают, казалось бы, на Иисуса, потому что именно Он назван Царем царей и Господом господствующих. Слово же "невидимый" скорее всего относится к Отцу: ведь Господь Иисус был видим для глаз смертных. Тот факт, что мы не в состоянии определить, какая Личность Троицы здесь имеется в виду, может служить указанием на Их абсолютное равенство.
О Царе веков говорится прежде всего как о нетленном, то есть неизменяемом, или же непреходящем. Бог по Своей сути также невидим. Люди видели явление Бога в ВЗ, и Господь Иисус явил нам Бога во всей полноте в видимой форме, но факт остается фактом: Сам Бог для глаз человека невидим. Дальше о Нем говорится как о едином премудром Боге. Вся мудрость в конечном счете приходит от Бога (Иак. 1,5).

В. Повторение строгого повеления (1,18-20)

1,18 Завещание, упоминаемое здесь, несомненно, повеление, данное Павлом Тимофею в стихах 3 и 5 сделать выговор лжеучителям. Стремясь ободрить своего сына Тимофея при исполнении столь важного поручения, апостол напоминает ему об обстоятельствах, приведших к его призванию на христианское служение.
"Сообразно с бывшими о тебе пророчествами", скорее, всего означает, что до знакомства Павла с Тимофеем в церкви восстал пророк и объявил, что Господь будет использовать Тимофея в Своем служении. Пророк был глашатаем Бога, который получил откровение Божьей воли о каком-то определенном виде деятельности и передал это откровение церкви. По-видимому, в некоторых из подобных пророческих высказываний молодой Тимофей был выделен особо и таким образом стала известна его будущая роль как слуги Иисуса Христа. Если когда-нибудь к нему придет искушение опустить в отчаянии руки или же впасть в уныние в труде для Господа, он должен вспомнить об этих пророчествах, в них черпать вдохновение и воинствовать, как добрый воин.
1,19 Воинствуя, он должен иметь веру и добрую совесть. Христианину недостаточно просто держаться правильного вероучения. Можно быть весьма правоверным и при этом не иметь доброй совести.
Гамильтон Смит пишет:
"Всем, кто одарен и постоянно находится на виду, нужно быть начеку, иначе среди частых приглашений, регулярных проповедей, общественной деятельности перед людьми они начнут пренебрегать скрытой от всех жизнью благочестия перед Богом. Не предупреждает ли нас Писание, что можно проповедовать со всем человеческим и ангельским красноречием и все равно быть ничем? Приносит плод для Бога и получит великую награду одна лишь жизнь благочестия, и именно отсюда должно проистекать всякое истинное служение". (Hamilton Smith, более полных данных нет.)
Некоторые современники Павла отбросили добрую совесть и поэтому в том, что касается веры, потерпели кораблекрушение. Они похожи на глупого моряка, выкинувшего свой компас за борт.
Потерпевшие кораблекрушение в вере были истинными верующими, но не сохранили чуткость совести. Начало их христианской жизни походило на величественный корабль, выходящий в открытое море, но вместо того, чтобы вернуться в порт с развевающимися флагами и драгоценным грузом, они налетели на скалы и навлекли позор на себя и на свое свидетельство.
1,20 Мы не знаем, те ли это Именей и Александр, которые упомянуты во 2 Тимофею 2,17 и 4,14. Не знаем мы и природы их богохульства. Здесь нам сказано только то, что они отвергли добрую совесть и богохульствовали.
В НЗ "богохульствовать" не всегда означает говорить плохое о Боге. (Греческое слово blasphemeo (поносить, богохульствовать) используется по отношению и к Богу, и к человеку. Русское слово "богохульство" относится лишь к Богу и святыням.) Это слово используется и для описания оскорбительных или злых речей против других людей. Оно может характеризовать и жизнь этих людей, и их слова. Потерпев крушение в вере, они, несомненно, дали повод неодобрительно отзываться о пути истины, и, таким образом, вся их жизнь стала богохульством.
Их трагедия - трагедия христиан, бывших некогда блестящими и успешными слугами Божьими, которые, заставив замолчать свою совесть, уклонились в заблуждение.
Апостол говорит, что предал их сатане. Некоторые богословы видят в этих словах простую ссылку на отлучение. По их мнению, Павел изгнал этих двоих из поместной церкви и его поступок преследовал цель побудить их к раскаянию и восстановить их в общении с Господом и Его народом. Проблема в том, что отлучение входило в круг обязанностей поместной церкви, а не апостола. В 1 Коринфянам 5 Павел не отлучил виновных в кровосмешении сам, а посоветовал это сделать коринфянам.
Второе, наиболее распространенное, толкование этого места таково: предать сатане могли только апостолы, имеющие для этого особую власть, которая сегодня уже не проявляется, потому что нет апостолов. Сторонники этого толкования утверждают, что у апостолов была власть предать согрешающего сатане, навлекая на него тем самым физические страдания или в крайних случаях даже смерть, как это произошло с Ананием и Сапфирой (Деян. 5,1-11). Целью наказания здесь было, очевидно, исправление: "чтобы они научились не богохульствовать". Итак, здесь речь идет не о вечном проклятии, а о наказании.

Глава 2

III. Наставления, касающиеся жизни церкви (2,1 - 3,16)

А. О молитве (2,1-7)

Павел изложил свое первое повеление Тимофею, касающееся лжеучителей, и теперь переходит к теме молитвы. Широко распространено мнение, что эти стихи относятся к молитве вслух, на людях, но в них нет ничего, что в равной степени нельзя было бы применить к молитвенной жизни, скрытой от глаз других.
2,1 Молитва за всех людей - это и привилегия, и обязанность. Приходить на аудиенцию к Богу во имя других людей - поистине неоценимая привилегия. Но это еще и обязанность, потому что мы в долгу перед всеми в том, что касается Благой Вести спасения.
Апостол перечисляет четыре аспекта молитвы: молитвы, прошения, моления и благодарения. Довольно трудно провести четкие границы между первыми тремя. В современном языке под прошением подразумевается горячая настоятельная просьба, но здесь речь идет скорее о конкретной просьбе, касающейся конкретной нужды. Слово, переведенное здесь как "молитвы", - понятие очень общее, включающее в себя все виды благоговейного обращения к Богу. Моления и молитвы - это различные виды ходатайств, с которыми мы обращаемся к Богу как к Владыке во имя других. Благодарения означают молитвы, в которых мы вспоминаем благодать и милость нашего Господа и изливаем наши сердца в благодарности Ему.
Подводя итог учению этого стиха, мы можем сказать, что в молитвах о всех людях христиане должны приближаться к Богу со смирением, преклонением, постоянством и благодарностью.
2,2 Здесь апостол особо упоминает о царях и всех начальствующих. Им должно принадлежать особое место в наших молитвах. В других местах Павел напоминает, что "все существующие власти от Бога установлены" (Рим. 13,1) и что они - Божьи слуги на добро нам (Рим. 13,4).
Этот стих предстает в особом свете, если мы вспомним, что написан он был во времена Нерона. То, что этот нечестивый правитель жестоко преследовал христиан, никак не повлияло на тот факт, что верующие должны молиться за глав правительств. НЗ учит, что христианин должен лояльно относиться к правительству, при котором он живет, за исключением случаев, когда правительство приказывает ему проявить неповиновение Богу. В таком случае его высший долг - послушание Богу. Христианин не должен участвовать в революциях или в актах насилия против правительства. Он может просто отказаться подчиниться приказу, противоречащему воле Бога, а потом спокойно и покорно принять наказание.
По словам апостола, мы должны молиться о правителях, чтобы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте. Мы только выиграем, если правительство будет стабильно, а страну не будут сотрясать ни революции, ни гражданские войны, ни беспорядки, ни анархия.
2,3 То, что мы будем молиться о всех, включая царей и всех начальствующих, - хорошо и угодно Богу. Это хорошо само по себе и угодно Спасителю нашему Богу. В том, что Павел называет здесь Бога Спасителем, сокрыт глубокий смысл. Бог хочет, чтобы все люди спаслись. Поэтому молиться о всех - значит способствовать исполнению Его воли в этом отношении.
2,4 Далее объясняется сказанное в стихе 3. Бог хочет, чтобы все люди спаслись (Иез. 33,11; Ин. 3,16; 2 Пет. 3,9). Поэтому мы должны молиться о всех людях повсюду.
В этом стихе отчетливо видны Божественный и человеческий аспекты спасения. В первой части говорится о том, что человек должен быть спасен. Сам он этого сделать не в состоянии, спасти его должен Бог. Это Божественный аспект спасения. Для того чтобы обрести спасение, человек должен достичь познания истины. Бог никого не спасает насильно. Он не населяет небеса подданными-бунтовщиками. Человек должен прийти к Тому, Кто сказал: "Я есмь путь, и истина, и жизнь". Это человеческий аспект.
Из этого должно быть совершенно ясно, что в данном стихе ничто не говорит в пользу всеобщего спасения. Бог хочет, чтобы все люди спаслись, но спасутся отнюдь не все.
Тридцативосьмилетнее блуждание израильского народа по пустыне не входило в изначальный план Бога, но, тем не менее, они провели там все эти годы. Он позволил им странствовать, но это было отнюдь не той тропой благословения, которую Он для них приготовил.
2,5 Связь этого стиха с предыдущим не совсем ясна, тем не менее мысль здесь, скорее всего, такова: Бог един, значит, Он - единственный Бог всех людей и молитва должна адресоваться Ему во имя всех людей. Как единственный Бог, Он желает спасения всех людей. Если бы Он был одним из многих богов, то Его волновала бы судьба лишь Своих почитателей. Кроме того, един и посредник между Богом и людьми. В таком случае прийти к Богу иначе человек просто не может.
Посредник - это связной, который общается с обеими сторонами и передает их сообщения друг другу. Через Христа, Который Сам стал Человеком, Бог получил возможность прийти к человеку с прощением грехов. В результате каждый бедный грешник может прийти к Нему, и Бог его ни за что не отвергнет.
Этот Посредник, по словам Павла, - Человек Христос Иисус. Это никоим образом не отрицает Божественности Господа Иисуса. Чтобы стать посредником между Богом и людьми, Он должен быть и Богом, и Человеком.
Богом Господь Иисус является от самой вечности, Человеком же Он стал в яслях Вифлеема. Он представляет все человечество. Тот факт, что Он и Бог, и Человек, отражен в имени Христос Иисус. Имя "Христос" говорит о Нем, как о Божьем Помазаннике, Мессии. Иисус - имя, данное Ему в воплощении. Этот стих служит прекрасным ответом на все распространенные сегодня учения о том, что посредниками между Богом и людьми являются благословенная дева Мария, ангелы или же святые. На самом деле посредник только один, и имя Его - Христос Иисус.
Стих 5 кратко формулирует основную мысль ВЗ и НЗ. Един Бог - это главная весть ВЗ, вверенная Израилю; един посредник - главная весть НЗ, вверенная Церкви. Подобно тому как Израиль не справился с поручением, начав поклоняться идолам, так и Церковь, называющая себя христианской, пренебрегла своими обязанностями, назвав посредником других - Марию, святых, духовенство и других.
2,6 Главное ударение делается на том, что Бог желает, чтобы все люди спаслись. Здесь эта истина раскрывается с помощью того факта, что Христос Иисус предал Себя для искупления всех. Искупить кого-то - значит заплатить за его освобождение определенную цену. Обратите внимание, что искуплены все. Это означает, что совершенного Господом Иисусом на Голгофском кресте было достаточно, чтобы спасти всех грешников. Это не означает, что все будут спасены, так как определенную роль здесь играет и воля человека.
Стих 6 - один из многих, учащих, что Христос умер вместо других. Он умер "от имени" всех. Вопрос только в том, все ли это примут, но факт остается фактом: по своей ценности искупительное дело Христа достаточно для всех.
"Таково было в свое время свидетельство". То есть свидетельство об искупительном деле Христа должно было родиться в отведенное ему время. Тот самый Бог, Который желает, чтобы все люди спаслись, Который приготовил для всех путь к спасению, постановил, что Евангелие должно распространиться в тот самый период, в котором мы живем. Все это должно показать, насколько страстно желает Бог благословить человечество.
2,7 Как последнее свидетельство желания Бога, чтобы все человечество обрело спасение, Павел описывает свое назначение проповедником, и апостолом, и учителем язычников. Тогда, как и сегодня, язычники составляли большую часть населения мира. Апостол был послан не к той незначительной части человечества, какой был еврейский народ, а к народам языческим.
О себе Павел говорит как о проповеднике, апостоле и учителе. Проповедник - буквально глашатай, провозглашающий Евангелие. Должно быть, обязанности апостола намного шире: он не только проповедует Евангелие, но и основывает церкви, дает указания поместным церквам в вопросах порядка и взыскания, его слова, как посланника Господа Иисуса Христа, пользуются большим авторитетом. Учитель объясняет Слово Божье так, чтобы люди его поняли.
Желая придать своим словам еще больший вес, перед своим заявлением о том, что он учитель язычников, Павел добавляет: "истину говорю во Христе, не лгу." Слова "в вере и истине", может быть, указывали на то, что свое служение учителя апостол совершал верно и честно, но еще более вероятно то, что они говорят о содержании его учения.
Другими словами, он наставлял язычников в вопросах, относящихся к истине и вере.

Б. О мужчинах и женщинах (2,8-15)

2,8 Здесь апостол снова возвращается к теме молитвы в собрании. В центре внимания стоят те, кто должен направлять народ Божий в молитве. Вступительные слова "итак желаю" выражают активное и богодухновенное желание Павла в этом вопросе. Итак, Павел говорит, что молитвой в собрании должны руководить мужи (то есть мужчины), а не женщины. И он имеет в виду всех мужчин, а не только пресвитеров.
Может показаться, что выражение "на всяком месте" означает, что каждый христианин может молиться в любое время, независимо от того, где он в этот момент находится. Но так как речь здесь все-таки идет о молитве в собрании, то и смысл стиха лучше истолковать как указание, что где бы смешанная группа христиан не собиралась для молитвы, руководить ею должны мужчины, а не женщины.
Далее следуют три требования к тем, кто молится вслух. Во-первых, они должны воздевать чистые руки. Но ударение здесь делается не столько на позе молящегося, сколько на его внутренней жизни. Его руки должны быть чистыми, святыми. Руки здесь символизируют весь образ жизни человека.
Во-вторых, он должен быть без гнева. Если кто-то, без колебаний дающий выход своему гневу, встает в церкви, чтобы говорить с Богом от имени присутствующих, это выглядит нелепо. Наконец, он должен быть без сомнения. Это, вероятно, значит, что молящийся должен верить в способность и желание Бога услышать молитву и ответить на нее. Подводя итог вышесказанному, заметим, что от такого человека требуется чистота и праведность в его личной жизни, любовь и мир в его отношениях с другими людьми, безоговорочная вера Богу.
2,9 Перечислив качества, необходимые молящемуся в собрании вслух, апостол описывает качества, которые должны характеризовать присутствующих в это время в собрании женщин. Прежде всего, говорит Павел, они должны быть в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием. К описанию приличного одеяния, данного Иоанном Златоустом, трудно что-либо прибавить:
"А что же тогда приличное одеяние? Покрывающее их полностью, скромно, без излишних украшений; ибо одно скромно, а другое нет. Что? Ты приходишь к Богу в молитве с искусно заплетенными волосами и золотыми украшениями? Разве ты пришла на бал? На свадебный пир? На карнавал? Там все эти драгоценности были бы уместны; здесь они ни к чему. Ты ведь пришла молиться, просить прощения за свои грехи, умоляя Господа, каяться в своих преступлениях... Долой такое лицемерие!" (John Chrysostom, цитируемый Alfred Plummer in The Pastoral Epistles, p.101.)
"Со стыдливостью" - значит, избегая всего, что могло бы вызвать краску стыда. Помимо прочего, к этому относится и скромное, благопристойное поведение. "С целомудрием" означает, что женщина будет одеваться сдержанно. Она не будет стараться привлечь к себе внимание дорогими и броскими нарядами. Они могут вызвать восхищение и зависть пришедших поклоняться Богу. С другой стороны, она не должна привлекать к себе внимание, одеваясь в лохмотья. Создается впечатление, что в отношении одежды Писание говорит о необходимости придерживаться золотой середины.
Вот некоторые из крайностей, которых надо избегать: плетение волос, золото, жемчуг, многоцветная одежда.
Под плетением волос имеются в виду не простые, скромно заплетенные косы, а замысловатые, броские прически. Драгоценности и дорогая одежда, служащие самовозвеличиванию, на молитвенном собрании неуместны.
2,10 Здесь описывается, чем женщины могут и должны себя украшать. Украшения, приличные женщине, посвящающей себя благочестию, - это добрые дела. Такое "одеяние" не только не отвлекает других от общения с Богом, но всячески этому общению способствует. Она не только не вызывает черной зависти, но поощряет и других следовать собственному примеру. Добрые дела - одна из ведущих тем пастырских посланий, уравновешивающая, что совершенно необходимо, здравое вероучение.
2,11 Что касается участия женщин в собраниях церкви, то они должны учиться в безмолвии, со всякою покорностью. Это согласуется со всеми другими высказываниями Писания на эту тему (1 Кор. 11,3-15; 14,34-35).
2,12 Когда Павел говорит: "А учить жене не позволяю", он произносит слова, данные ему Богом. Они отнюдь не отражение предрассудков Павла, как утверждают некоторые. Сам Бог постановил, что женщины не должны нести служение учителей на церковных собраниях. Из этого правила есть только два исключения: им позволено учить детей (2 Тим. 3,15) и молодых женщин (Тит. 2,4). Не позволяется женщине и властвовать над мужем. Это означает, что она должна не господствовать над мужчиной, а быть в безмолвии. Здесь нужно, вероятно, добавить, что повеление во второй части стиха относится не только к жизни поместной церкви. Этот принцип был положен Богом в основу устройства человеческого общества: мужчине отведено место главы, женщине - место подчиненной. Это никоим образом не означает, что она человек второго сорта. Но это означает, что всякая попытка женщины властвовать или господствовать над мужчиной идет в разрез с Божьей волей.
2,13 За доказательством Павел обращается к истории создания Адама и Евы. "Ибо прежде создан Адам, а потом Ева". Уже сам порядок создания говорит о многом. Создав мужчину первым, Бог предопределил ему быть главой, руководителем, слова которого имеют вес. То, что женщина была создана второй, означает, что она должна подчиняться мужу. Обращаясь за доказательством к порядку создания, Павел исключает всякую мысль о том, что это вопрос местной культуры.
2,14 Второе доказательство опирается на историю проникновения в человечество греха. Вместо того чтобы подойти к Адаму, змей со своей ложью и искушением отправился к Еве. Следуй Ева воле Бога, она бы не стала принимать решение самостоятельно, а пошла бы к Адаму и изложила ему суть дела.
Вместо этого она позволила сатане прельстить себя и впала в преступление. Кстати, обратите внимание, что лжеучителя и сегодня обычно ходят по домам в такое время, когда жена скорее всего одна, поскольку муж ее должен быть на работе.
Не Адам прельщен. Создается впечатление, что он согрешил, прекрасно сознавая, что делает. Некоторые утверждают, что Адам, увидев, что его жена уже впала в грех, не захотел разрывать свое единство с ней и поэтому согрешил и сам. Но в Писании нет ни одного указания на подобное. Оно просто говорит, что женщина была обманута, а Адам - нет.
2,15 Это один из самых трудных стихов в пастырских посланиях и количеству попыток объяснить его нет числа. Некоторые считают, что здесь простое обещание Бога спасти матьхристианку от смерти при чадородии. К сожалению, это не так, потому что некоторые благочестивые, преданные христианки умерли при родах. Другие полагают, что слово "чадородие" (дословно - "это чадородие") указывает на рождение Мессии и что женщины спасены через Рожденного женщиной. Это, однако, плохо вяжется со смыслом предыдущих стихов, потому что мужчины обретают спасение этим же путем. Вряд ли кто всерьез сможет предположить, что стих учит, якобы женщина получит вечное спасение за то, что стала матерью; это было бы спасение делами, и делами совершенно своеобразными по своей природе! Из всех толкований этого стиха наиболее приемлемым, на наш взгляд, является следующее. Прежде всего, спасение здесь относится не к спасению ее души, а к спасению ее положения в церкви. Из всего сказанного в этой главе у некоторых может сложиться впечатление, что женщине нет места ни в советах Бога, ни в Его целях и что она низведена до ничтожества.
Но Павел горячо возражает против подобного. Хотя женщине действительно не отведено никакой роли в общественном служении в церкви, у нее есть свое очень важное служение.
Бог постановил, что место женщины - дома, что ее служение - воспитание детей для чести и славы Господа Иисуса Христа. Подумайте о матерях великих тружеников христианской церкви! Эти женщины никогда не поднимались на кафедру проповедника, но, воспитывая своих детей для Господа, они были действительно спасены в том, что касается их положения, их плода для Бога.
Лиллей пишет:
"Она будет спасена от последствий греха и получит право занять влиятельное положение в церкви, если осознает, что ее предназначение - быть женой и матерью, при условии, конечно, что эта капитуляция позже будет скреплена печатью освященного христианского характера". (J.P. Lilley, The Pastoral Epistles Handbook for Bible Classes, p. 94.)
Здесь кто-то может спросить: "А как же те женщины, которые никогда не были замужем?" Дело в том, что здесь Бог обращается ко всем женщинам в целом. Большинство христианок все-таки выходит замуж и рожает детей. Что же касается тех, кто к их числу не принадлежит, перед ними широкое поле деятельности, никак не связанной ни с главенством над мужчинами, ни с проповедью с кафедры.
Обратите внимание на условное придаточное предложение в конце стиха 15: "Спасется чрез чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием". Это обещание отнюдь не принадлежит к числу тех, что даются без каких-либо условий. Только в том случае, если муж и жена будут вести жизнь, достойную звания христианина, святить в своем доме Христа и воспитывать детей в страхе и наставлении Господнем, положение женщины будет спасено. Но если родители живут легкомысленной мирской жизнью, то их дети могут быть потеряны для Христа и Церкви. В таком случае женщина не достигнет такого высокого звания, которое уготовил ей Бог.
Не стоит думать, что если служение женщины совершается в тиши ее дома, оно уступает по важности тому, к которому прикованы взгляды людей.
Правильно сказано: "Миром управляет рука, качающая колыбель". На грядущем судилище Христовом значение будет иметь лишь верность, а она может проявляться и дома, и на кафедре.